Проверки юр лиц на 2022 год мораторий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки юр лиц на 2022 год мораторий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Мораторий на плановые проверки на 2022 год введен для малого и среднего бизнеса. Но, не все фирмы смогут вздохнуть с облегчением.

Плановые проверки не отменяются на вредных и опасных производствах с высокими рисками для жизни и здоровья работников.

Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трех последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.

Под мораторий не подпадают:

  • вредные и опасные производства с высокими рисками для жизни и здоровья работников;
  • фирмы МСП, которым в течение последних 3-х лет было вынесено административное наказание за грубые нарушения;
  • компании, у которых в течение последних 3-х лет был дисквалифицирован руководитель;
  • компании, деятельность которых по решению надзорных органов приостанавливалась в течение последних 3-х лет;
  • компании, которые были временно либо полностью лишены лицензии и с момента наказания не прошло 3 года;
  • организации, работающие на основании лицензий;
  • организации, которые обязаны проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • предприятия, использующие атомную энергию.

Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года.

Но, существенная разница все-таки есть. В 2021 году мораторий на проверки не распространялся на компании здравоохранения, образования, социальной сферы, по производству драгоценных металлов и камней. Теперь, перечисленные компании также под мораторием. Их не будут проверять в 2022 году.

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Какие компании не будут проверять в 2022 году по мораторию на проверки

Впервые мораторий на плановые проверки в форме так называемых «надзорных каникул», был введён с 1 января 2016 года. В этот период было отменено более полумиллиона проверок! Мера оказалась эффективной, и её продлили до 1 апреля 2020 года. Послабления распространялись только на малое предпринимательство.

Затем он был заменён «коронавирусным» мораторием. Правом устанавливать эту и другие меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим наделил Правительство Президент.

Кабмин воспользовался этим правом дважды, установив мораторий в 2020 и в 2021 годах. В ситуации распространения пандемии это помогло существенно снизить административную нагрузку на бизнес и помочь ему восстановиться в кризисных условиях. В 2021 году мораторий для субъектов малого бизнеса позволил исключить из ежегодного плана проведения проверок более 127 тыс. мероприятий.

Очевидно, что COVID-19 будет с нами и в 2022 году, поэтому «коронавирусный» мораторий на проверки установили и на весь следующий год, но не для всего малого бизнеса.

«Мораторий коснется порядка 100 тыс. субъектов малого бизнеса», — сообщил Мишустин.

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продолжит действовать в 2022 году. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Решение принято по итогам встречи Президента России Владимира Путина с представителями «Единой России», состоявшейся 22 августа. Тогда глава государства высказался за продление такой меры.

  • Из вступительного слова Михаила Мишустина на заседании Правительства 9 сентября 2021 года

Вводимый мораторий затронет порядка 100 тыс. субъектов малого бизнеса. При этом будет сделан ряд исключений. Мера не будет распространяться на объекты, которые могут представлять потенциальную опасность для жизни людей, организации, работающие на основе лицензий, и на предприятия, где используется атомная энергия.

«Мораторий избавит бизнес от лишней нагрузки, позволит компаниям не отвлекаться на проверки и быстрее восстановиться», – сказал Михаил Мишустин на заседании Правительства 9 сентября.

Работа Правительства:

  • Малое и среднее предпринимательство

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)

Ноябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Ограничения на проведение проверок в отношении некоторых категорий предприятий были введены постановлениями Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438 и от 30 ноября 2020 г. № 1969. В частности, в 2020 и 2021 гг. бремя проверок облегчили для малого и среднего бизнеса. Проверять деятельность таких предприятий предписывалось только в случаях, указанных в этих постановлениях. Но на практике возник вопрос о пределах действия этих ограничений.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, вносящего изменения в законодательство о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Правительству РФ было предоставлено право принимать решения о порядке проведения контрольных мероприятий в отношении бизнеса в части, предусмотренной тремя специальными федеральными законами: Законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» и вступающим в силу с 1 июля 2021 г. Законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

Однако отдельные сферы не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ, например таможенный, налоговый, валютный контроль, финансово-бюджетный надзор, банковский и страховой надзор. Постановление Правительства РФ № 438, распространявшее свое действие на 2020 г., прямо предусматривало мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса, не охваченных действием Закона № 294-ФЗ, за исключением налогового и валютного контроля. Но проведение проверок в 2021 г. регламентировано Постановлением Правительства РФ № 1969, в котором положения о запрете проверок в указанных областях отсутствуют. Потому и возник вопрос о действии моратория на проведение проверок в таможенной, финансово-бюджетной, банковской, страховой и иных сферах, перечисленных в п. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ, за исключением налоговой и валютной, по аналогии с запретом, установленным на 2020 г. Постановлением Правительства РФ № 438.

Генеральная прокуратура РФ, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, в своем Письме от 16 марта 2021 г. № 76/2-573-2018 «О применении положений постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969» вполне ожидаемо упомянула, что не уполномочена разъяснять действующее законодательство. Очевидно, эта оговорка сделана для того, чтобы исключить использование официальной позиции контрольного органа для оспаривания результатов государственных и муниципальных проверок.

Тем не менее дальше в этом письме указывается, что мораторий на проведение проверок действует в отношении тех контрольно-надзорных мероприятий, которые предусмотрены законами № 294-ФЗ и № 248-ФЗ. Надо учитывать, что Постановление Правительства РФ № 1969 содержит отсылки к Закону № 248-ФЗ, вступающему в силу 1 июля 2021 г. При этом согласно п. 4 и 5 ст. 2 названного закона он не распространяется на налоговый, валютный, таможенный, финансовый контроль, контроль (надзор) за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, некредитных финансовых организаций и иные виды контроля (надзора). Это значит, что в 2021 г., например, в налоговой, таможенной и валютной сферах проверки будут осуществляться в общем порядке. Исключение было сделано для субъектов малого предпринимательства, которых по общему правилу запрещено включать в ежегодные планы проверок согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, кроме случаев, установленных п. 8 этого постановления.

Важно иметь в виду, что в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ перечислены сферы, которые не подпадают под действие этого закона. Причем список внушительный. Аналогично в п. 4 и 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ перечислены виды государственного (муниципального) контроля, при осуществлении которых положения этого закона не применяются. Потому предпринимателям при планировании своей деятельности и работе с контрольно-надзорными органами в 2021 г. следует внимательно изучить законодательство или проконсультироваться с юристом. Это позволит установить, может ли предприятие рассчитывать на освобождение от проверок.

По общему же правилу, установленному п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969, от проведения проверок в 2021 г. освобождаются субъекты малого предпринимательства. Исключения из этого правила содержатся в п. 8 указанного постановления. Проверки субъектов среднего предпринимательства осуществляются в общем порядке, без каких-либо изъятий.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 08.09.2021 № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Указанным постановлением продлен мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства на 2022 год.

Так, при формировании планов контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок на 2022 год в него не включаются проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением следующих случаев:

— если деятельность таких лиц и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классам опасности опасных производственных объектов, I, II и III классам гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора);

— если у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля имеется информация о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее 3 лет;

— при осуществлении лицензионного контроля в отношении лицензиатов;

— при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, проверок в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций; федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Разъясняет прокуратура г. Комсомольска-на-Амуре, 18.10.2021

К плановым проверкам относятся любые мероприятия, которые проводятся по заранее составленному графику. Законом определена периодичность визитов – не чаще 1 раза в 3 года. На 2021 год Правительство освободило малый бизнес от визитов представителей ФНС, Роспотребнадзора, Роструда, Ростехнадзора, МЧС (пожарная инспекция), Россельхознадзора, таможенных органов, а также органов внутренних дел.

Исключение составляют только камеральные налоговые проверки – они проводятся по факту предоставления налоговых деклараций и другой отчетности.

Впрочем, есть несколько важных нюансов. Полное освобождение получили только НКО с числом сотрудников до 200 человек, а вот для МСП мораторий действует избирательно. Освобождение не коснется предпринимателей, чей бизнес связан со следующими сферами деятельности:

  • охрана здоровья;

  • социальная сфера;

  • образование;

  • теплоснабжение;

  • электроэнергетика и энергосбережение;

  • производство, обработка и иное использование (включая обращение) драгоценных камней и металлов.

Порядок проверки этих предприятий определяется 294-м законом.

Плановые визиты контролирующих органов сохранят и в следующих случаях:

  • предприятие относится к 1 или 2 классу опасности (например, газифицированные котельные);

  • предприятие находится под постоянным государственным контролем (например, частные ювелиры);

  • компания попала в список предприятий с высоким и чрезвычайно высоким риском;

  • предприятие приостановило или аннулировало ранее действующую лицензию, выданную в соответствии с 99-м законом;

  • в отношении ИП или ООО применили меры административного воздействия за грубые нарушения КоАП (вплоть до дисквалификации, приостановления деятельности или блокировки р/с).

Мораторий на проверки малого бизнеса продлевают до конца 2022 года

С 1 июля 2021 года на основании 248-го закона налоговые органы могут навестить представителей МСП, используя следующие формы проверок:

  • Контрольная закупка – позволяет оценить соблюдение требований при продаже товаров или услуг, выполнения работ. Проводится без предварительного уведомления.

  • Мониторинговая закупка – проводится для того, чтобы направить товары или результат оказания услуг на дальнейшую экспертизу. Проводится без предварительного уведомления.

  • Выборочный контроль – отбор проб (образцов) товаров в местах хранения или продаж для определения степени их безопасности. Проводится по согласованию с прокуратурой, а также в том случае, если ранее были нарушения и нужно проверить устранение.

  • Рейдовый осмотр – проверка того, как каждый из владельцев соблюдает требования по эксплуатации объекта контроля. Проводится по согласованию с прокуратурой, по требованию правительства или президента, а также при наличии угрозы для людей, окружающей среды или культурного наследия.

  • Документарная проверка – проводится без предварительного согласования, подразумевает изучение документов, относящихся к деятельности компании, ее организационно-правовой форме, а также к исполнению требований контролирующих органов.

  • Выездная проверка – позволяет оценить соблюдение действующих требований контролирующего ведомства, а также полученных предписаний. Проводится по согласованию с прокуратурой, организация получает уведомление за сутки до начала мероприятия.

  • Выездное обследование – визуальная оценка соблюдения требований (например, инспекторы могут изучить входную группу с точки зрения удобства маломобильных граждан). Проводится без предварительного уведомления.

В отдельных случаях представители налоговой службы могут навестить предпринимателя в профилактических целях: для консультирования, предостережения, информирования и пр.

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

Такие сервисы

  • рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

  • формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

  • создают счета и договора

  • заполняют декларации

  • напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.

График проверок трудовой инспекции на 2020 год

Закон 248-ФЗ о государственном и муниципальном контроле: комментарии

Декларация СМП: образец

Проверки ГИТ в 2020 году – новый регламент

Проверки Роскомнадзора по защите персональных данных

Правительство России продлило мораторий на плановые проверки малых предприятий на 2022 год. Рассмотрим особенности применения субъектами малого бизнеса данной преференции.

Мораторий на проверки малых предприятий продлят до конца 2021 года
Проверки / 11:00 14 сентября 2020

Запрет на проверки затронет больше малых фирм
Проверки / 10:00 13 сентября 2021

Продлевается мораторий на плановые проверки МСП
Проверки / 10:20 9 сентября 2021

Плановые проверки малых предприятий запретят до конца 2021 года
Проверки / 10:15 28 октября 2020

МСП в 2021 году не защищены от всех проверок
Проверки / 10:30 25 марта 2021

Проверки МСП хотят проводить дистанционно
Проверки / 10:02 6 ноября 2020

Плановые проверки МСП в 2021 году отменены
Проверки / 10:25 1 декабря 2020

Регионы могут корректировать прокурорский план проверок
Проверки / 10:15 18 августа 2020

Премьер-министр российского правительства Михаил Мишустин на заседании Московского финансового форума объявил, что кабмин решил продлить мораторий на проверки малого и среднего бизнеса на весь 2022 год — до 31.12.2022. По словам главы правительства:

Правительством принято решение о продлении моратория на плановые проверки представителей малого предпринимательства на следующий год. В период пандемии коронавируса правительство оказывало поддержку различным отраслям, малым и системообразующим предприятиям, принимало меры для формирования благоприятной конъюнктуры на рынках и снижало административную нагрузку через ограничение числа проверок. В настоящее время разрабатывается постановление правительства о продлении моратория на проверки малого и среднего бизнеса. Мораторий коснется порядка 100 000 субъектов малого бизнеса.

Подробнее: «Как проходит аудиторская проверка бухгалтерской отчетности»

Генпрокуратура разъяснила ограничения на проверки бизнеса

Впервые мораторий на плановые проверки в форме так называемых “надзорных каникул”, был введён с 1 января 2016 года. В этот период было отменено более полумиллиона проверок! Мера оказалась эффективной, и её продлили до 1 апреля 2020 года. Послабления распространялись только на малое предпринимательство.

Затем он был заменён “коронавирусным” мораторием. Правом устанавливать эту и другие меры защиты бизнеса, а также особый разрешительный режим наделил Правительство Президент.

    1. Перечень компаний, которые вывели из-под моратория на проверки 2022 года во многом повторяет перечень тех, на кого не распространялся мораторий 2021 года. Но, существенная разница всё-таки есть.
    2. Правительство ограничило плановые КНМ, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется и старым, и новым “законами о проверках” (см. заметку – Проверки Роструда: Новый порядок после 1 июля 2021 года).
    3. Компании малого и среднего бизнеса должны быть исключены из планов контрольных (надзорных) мероприятий на 2022 год. Речь идёт только о плановых проверках.
    4. Как следует из текста Постановления № 1520, мораторий не коснётся проверок объектов, деятельность которых отнесена к чрезвычайно высокому и к высокому риску, так как они могут представлять потенциальную опасность для жизни людей.
    5. Мера не распространяется на бизнес, требующий наличия лицензий, на плановые мероприятия, которые проводятся в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, и на мероприятия федерального госнадзора в области использования атомной энергии.
    6. Компании – носители гостайны также составляют исключение.
    7. Проверки без ограничений будут проводится в компаниях, которые в течение трёх последних лет нарушали законодательство и получали административное наказание за грубые нарушения, в том числе в виде дисквалификации руководителя либо приостановления деятельности, либо приостановления действия лицензии.

Единый план проверок ГИТ на 2022 год формируется в особом порядке. При составлении используется риск-ориентированный алгоритм.

Анализ осуществляется специальной автоматизированной контрольно-надзорной системой.

Под контроль попадают следующие факторы:

  • вид деятельности экономического субъекта;
  • количество наемных сотрудников и их движение;
  • наличие задолженности по заработной плате, структура и динамика за 2020 год;
  • наличие административных взысканий в части нарушений трудового законодательства (только вступившие в законную силу);
  • уровень травматизма (несчастные случаи, профзаболевания и травмы на производстве) в сравнении за три последних года.

Система проанализирует каждый фактор и рассчитает итоговую оценку. По результатам подсчета каждому субъекту будет присвоена особая категория (группа) риска, которая регламентирует периодичность проведения контрольно-ревизионных мероприятий.

Оценки группируют по стандартной схеме: чем выше балл, тем чаще ГИТ посетит компанию. Чем ниже оценка риска, тем реже будут встречи с контролерами.

План проверок на 2022 год: трудовая инспекция

Группа риска Периодичность проверок по плату ГИТ Кто определяет группу риска
Высокий 1 раз в 2 года Главный инспектор Госинспекции по труду по РФ
Значительный 1 раз в 3 года Главный инспектор ГИТ по субъекту РФ
Средний 1 раз в 5 года
Умеренный 1 раз в 6 лет
Низкий Не осуществляются

19-й лунный день с элементом Ветер. День с пометкой «Модон хохимой» — крайне неблагоприятный день. Нельзя начинать строительство дома, проводить ритуал «хэшэг даллга дуудаха», сватать, гадать на будущее, водружать «хий морин», дарить и продавать скот, проводить похороны. Отправляться в дорогу – к новым беспокойствам. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Обезьяны и Курицы; Благоприятный день для людей, родившихся в год Мыши, Змеи, Лошади и Свиньи; делать добрые дела, почитать три Драгоценности, завершать начатое дело, надевать новые украшения, новую одежду, для благих и мирных дел. Стрижка волос – к встрече с хорошим человеком.

20-й лунный день с элементом Огонь. Благоприятный день для людей, родившихся в год Мыши, Коровы, Дракона, Собаки и Свиньи; Составлять договор, брать обещание, проводить обряд «жабтуй», собирать друзей и родственников, повышать физическую нагрузку. Отправляться в дорогу – к приумножению материального богатства. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Змеи и Лошади; Устраиваться на работу, нанимать работников. Стрижка волос – к жажде, голоду и испытаниям.

Мораторий на проверки малого бизнеса продлен на 2022 год

21-й лунный день с элементом Земля. Благоприятный день для людей, родившихся в год Тигра, Кролика, Обезьяны и Курицы; делать добрые дела, почитать три драгоценности, завершать начатое дело, ставить закваску, спорить, судиться, заказывать «табан харюулга», «жинсэриг». Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Дракона, Овцы и Собаки; устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, приводить невестку, отдавать дочь в невесты, повышать физическую нагрузку. Отправляться в дорогу – к утратам и краже. Стрижка волос – к болезни, к развитию хронической болезни.

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 2010- 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 X

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

Непривычно, когда слово «визит» используется контролерами. Обычно визитом принято называть простое посещение какого-либо места или человека и совсем не с целью проверки. Тем не менее, в новом Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ словосочетание «инспекционный визит» применяется как официальное название одной из новых форм проверок.

Замена плановой выездной проверки инспекционным визитом возможна во втором полугодии 2021 года. Контролеры вправе провести такую замену, если:

  • выездная проверка включена в ежегодный план проверок на 2021 год;
  • решение о замене принято контролирующим органом не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала плановой проверки.

Если решение о замене будет принято контролирующим органом, проверяемую компанию или ИП должны уведомить о замене в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения (п. 2-3 Постановления № 1969).

Получается, что те компании и ИП, чьи плановые выездные проверки запланированы на вторую половину 2021 года, могут получить от контролеров бонус: срок проверки сократится с 10 до 1 рабочего дня, и у инспекторов не будет возможности проверить бизнесмена по полной программе в рамках выездной проверки (инспекторы не смогут провести весь комплекс контрольных действий, предусмотренных ст. 65 Закона № 248-ФЗ).

Современные технологии позволяют проводить проверки без непосредственного присутствия инспекторов в проверяемой компании. В ходе инспекционного визита закон позволяет контролерам использовать дистанционные технологии: взаимодействовать с проверяемым лицом посредством аудио- или видеосвязи.

В своих положениях о виде контроля контрольно-надзорные органы вправе детально прописать, какие технические средства и способы передачи информации они могут применять во время инспекционного визита.

К примеру, при проведении инспекционного визита в коллекторских компаниях контролерами «могут применяться оборудование, информационные системы и программные средства, обязательные к использованию контролируемым лицом для аудиозаписи всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками и иными лицами, направленных на возврат просроченной задолженности, а также для записи всех текстовых, голосовых и иных сообщений, передаваемых при осуществлении взаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности, по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи» (п. 56 Положения, утв. Постановлением Правительства от 25.06.2021 № 1004).

Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края

Налоговики с инспекционным визитом прийти не могут, так как такая форма контроля не может применяться в отношении 24 сфер госконтроля, в число которых входит и налоговый контроль (п. 5 ст. 2 Закона № 248-ФЗ).

Как быть, если в ходе инспекционного визита компании причинен ущерб

Новое законодательство о проверках уделило особое внимание вопросу обеспечения защиты прав проверяемых лиц (компаний, ИП и т. д.) во время контрольно-надзорных мероприятий.

Если при проведении контрольного мероприятия (в том числе инспекционного визита), проверяемому лицу причинен вред, это лицо вправе рассчитывать на возмещение вреда, если действия инспекторов будут признаны неправомерными (ст. 38 Закона № 248-ФЗ).

Законом расписан порядок досудебного обжалования решений и действий контролеров (ст. 39-43 Закона № 248-ФЗ).

Если в ходе инспекционного визита инспекторы грубо нарушили требования к его организации и проведению, решения по итогам такой проверки могут быть отменены. Сделать это позволено руководителю контрольно-надзорного органа, вышестоящей инстанции или суду, в том числе по представлению (заявлению) прокурора (п. 1 ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Что же должны совершить контролеры в ходе инспекционного визита, чтобы его результаты были признаны недействительными?

Перечень грубых нарушений контролеров перечислен в п. 2 ст. 91 Закона № 248-ФЗ. Среди них:

  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • несогласованность с органами прокуратуры (если оно обязательно);
  • нарушение сроков проверки;
  • и другие.
  • Инспекционный визит — один из новых способов контроля, предусмотренный Федеральным Законом № 248-ФЗ.
  • В ходе инспекционного визита осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов.
  • Инспекционный визит может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
  • Инспекционный визит продолжается один рабочий день, а его результаты оформляются актом типовой формы.

«Клерк. Премиум» — закрытое сообщество бухгалтеров. Неограниченные консультации от экспертов «Клерка». Онлайн-курсы и вебинары.

До конца рабочей недели держим скидку в 20%. Успевайте подписаться.

В Постановлении № 1520 речь идёт о плановых контрольных (надзорных) мероприятиях и проверках в рамках контроля и надзора, проводимых в рамках двух федеральных законов:

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия и плановые проверки в ежегодные планы не включают.

Кого включили в мораторий-2022

По сравнению с 2021 годом мораторий на проведение плановых проверок в 2022 году распространили на представителей малого бизнеса по Перечню из постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. Это касается деятельности в сфере:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • социальная сфера;
  • производство, использование и обращение драгметаллов и драгоценных камней.

В октябре 2021 года в г. Новосибирск прошло переизбрание председателя. Местную ячейку возглавил Алексей…

Подробнее

Вице-премьер С. Приходько, руководящий аппаратом правительства Российской Федерации, подписал поручение, которым обязал Минэкономики совместно с Генеральной прокуратурой РФ подготовить правки к закону. В случае принятия изменений Госдумой мораторий на плановые контрольные мероприятия субъектов МСП (малое и среднее предпринимательство) будет продлен еще на 6 лет – до конца 2022 года включительно.

Таким образом в правительстве хотят не просто продолжить срок каникул, но и распространить их действие на средние компании. Соответствующие правки должны быть внесены в ФЗ от 26 декабря 2008 г. № 294 «О защите прав отечественного предпринимательства».

Что весьма примечательно, так это то, что проект уже находится на рассмотрении в Госдуме России. А потому весьма вероятно, что продолжение каникул парламентарии не будут оформлять отдельным нормативно-правовым актом, а просто внесут необходимые правки ко второму слушанию.

Сделать это должны будут уполномоченные госведомства в течение 2-3 недель с момента принятия проекта закона в первом слушании. Рискориентированный подход должен сохраниться для предпринимателей не ко всем видам надзора.

Отметим, что запрет на осуществление плановых контрольных мероприятий для малых компаний и физлиц-предпринимателей, легально функционирующих по юр. адресу, внедрен в РФ с начала 2016 года. Без продления мораторий на проверки должен завершиться в конце текущего 2018 г.

Также подчеркнем, что в проекте мероприятий по развитию субъектов МСП до 2030 г., который разработан Минэкономики, закреплена инициатива о внедрении бессрочного запрета на плановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства.

06.04.2020

Наталия Травкина

Юридическая сообщает, что внесенными изменениями в статью 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ с 1 апреля 2020 г. вводится мораторий на проверки МСП.[1]

.

Согласно изменениям, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.

Исключение составляют проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

До этого изменения мораторий до 31 декабря 2020 г. был предусмотрен для субъектов только малого бизнеса и только по плановым проверкам с большим перечнем исключений.

Между тем, государственные органы продолжают функционировать (п. 6 Указа Президента РФ от 02.04.2020 № 239), поэтому проверки, на которые не распространяется этот мораторий и другие, вводимые в настоящее время ограничения[2], могут быть проведены в любое время, особенно, если эти проверки не влекут непосредственного контакта с проверяемым лицом и его работниками.

Специалистами юридической накоплен большой опыт подготовки клиентов к мероприятиям государственного и муниципального контроля, сопровождения их в ходе проверок, обжалования результатов проверок. Итоговый результат проверки наших клиентов обычно максимально соответствует их интересам.

[1] Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Мораторий распространяется далеко не на все проверки. Речь идет исключительно об отмене плановых проверок для малого бизнеса — выездных или документальных.

В прежнем режиме продолжат осуществляться:

  1. Любые внеплановые проверки по заявлению жалоб на работу организации или после аварий и чрезвычайных происшествий.
  2. Налоговые проверки взносов во внебюджетные государственные фонды. Прокурорские, страховые, таможенные, валютные проверки и ряд других, не подчиняющихся Закону N 294-ФЗ.
  3. Контроль объектов I и II классов опасности по нормам промышленной, пожарной, экологической, радиационной техники безопасности.

Трагедия в Кемерове произошла из-за моратория на проверки малого бизнеса, уверен член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Штыров. «Не случайно такой большой объект, как целый торгово-развлекательный центр, был спрятан под личиной малого бизнеса, — отметил законодатель. — Эту лазейку надо закрывать!»

Читайте по теме

Госдума выработает жёсткие стандарты безопасности, чтобы кемеровская трагедия не повторилась

Владельцам сгоревшего в Кемерове ТРЦ «Зимняя вишня» удавалось несколько лет избегать проверок МЧС, Роспотребнадзора и других ведомств в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, которая была призвана снизить административное давление на бизнес. Так, в 2020 году российские власти освободили на три года малый бизнес от любых плановых проверок.

Каникулы должны были продлиться до конца 2020 года. Однако сейчас в Минэкономразвития работают над поправками, которые позволят пролонгировать мораторий на плановые проверки малого бизнеса до 2022 года и расширить его действие на средние предприятия. По мнению Вячеслава Штырова, принимать такие изменения не следует.

«Вопрос не в том, большой это или малый бизнес. Главное то, кто и чем занимается. Бизнес, который непосредственно работает с потребителями, людьми, должен подвергаться нещадным проверкам», — убеждён парламентарий.

Сенатор предлагает глобально поменять подходы и правила контроля за бизнесом. Рестораны и сети фастфудов, торгово-развлекательные центры и кинотеатры, транспортные компании и даже организации, предоставляющие населению услуги микро-займа, по мнению Штырова, нельзя освобождать от проверок только потому, что надо поддерживать малый и средний бизнес. «Если бабушка продаёт пирожки, которыми потенциально могут отравиться много людей, то её надо проверять постоянно: планово и внепланово», — подчеркнул он.

По словам сенатора, «каникулы» от проверок можно предоставлять компаниям, занятым производством бытовых товаров и техники, добывающим и перерабатывающим предприятиям. Такой бизнес не представляет непосредственной угрозы человеку.

Пусть общественники ходят по торговым центрам или кафе и сигнализируют властям, если где-то закрыты пожарные выходы или нарушены санитарные правила.

«Второе, бесполезно держать огромную армию чиновников в контролирующих органах, — отметил Штыров. — Всё равно за всем не уследишь, к тому же, чего скрывать, это почва для коррупции».

По словам сенатора, надо активнее привлекать к этой работе общественные организации — общества по защите прав потребителей и так далее. При этом для них следует разработать специальные правила, которые бы предусматривали регулярную сменяемость руководства, чтобы оно не успевало встроиться в систему.

«Организации общественного контроля должны быть независимыми, то есть получать от государства гранты, — пояснил сенатор. — Пусть общественники ходят по торговым центрам или кафе и сигнализируют властям, если где-то закрыты пожарные выходы или нарушены санитарные правила».

В свою очередь, государственные органы власти должны внимательно относиться к таким сигналам, обязательно проводить по ним проверки и приостанавливать деятельность нарушителей, добавил парламентарий.

Читайте по теме Два верхних этажа ТЦ «Зимняя вишня» достроили незаконно

Между тем вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в экономический рост страны остаётся слишком низким. Об этом 17 апреля заявил директор департамента Счётной палаты
Александр Шарыкин
на «круглом столе» в Совете Федерации.

Ссылаясь на цифры Минэкономразвития, он констатировал, что в 2017 году доля малого и среднего бизнеса в ВВП составила около 20 процентов. Доля МСП в общем объёме экспорта — всего шесть процентов.

При этом, по данным Открытого Правительства, за время действия надзорных каникул от проведения плановых проверок было освобождено свыше 500 тысяч субъектов предпринимательства.

Тем не менее в аппарате бизнес-омбудсмена Борис Титова

считают, что режим надзорных каникул для малого бизнеса доказал свою эффективность, и предлагают Правительству продлить мораторий.

Напомним, что Госдума недавно приняла в первом чтении законопроект о государственном и муниципальном контроле, который содержит основные положения, регламентирующие порядок проверок предпринимателей. Документом вводится риск-ориентированный подход, при котором все предприятия будут разделены на группы по степени опасности. От этого будет зависеть порядок их проверки. До конца апреля региональные заксобрания должны представить в Госдуму свои отзывы и предложения по законопроекту.

Какие предприятия подпадают под мораторий на плановые проверки:

Во-первых, трехлетний мораторий на плановые проверки не распространяется на каждого представителя малого бизнеса. В исключения попадают предприятия, чья деятельность напрямую связана с общественным благополучием. Согласно законопроекту в эту категорию попадают представители малого бизнеса, работающие в:

  • сфере здравоохранения;
  • сфере образования;
  • социальной сфере;
  • сфере теплоснабжения;
  • сфере электроэнергетики;
  • сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в случае если они включены в соответствующий перечень, утверждённый Правительством (постановление от 23 ноября 2009 года №944).

Так же поправки не будут касаться:

  1. Федерального госнадзора в области промышленной безопасности и федерального государственного пожарного надзора в отношении юридических лиц и , эксплуатирующих опасные производственные объекты, в отношении объектов I или II класса опасности;
  2. Федерального госнадзора в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц и ИП, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, в отношении объектов I или II класса опасности;
  3. Федерального госнадзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  4. Государственного экологического надзора в отношении юридических лиц и ИП, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в отношении объектов I или II категории;
  5. Федерального госконтроля за обеспечением защиты гостайны;
  6. Лицензионного контроля в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;
  7. Внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

Во-вторых, под «надзорные каникулы» не попадают предприятия, уличенные в течение трех лет до введения закона в действие в грубых правонарушениях и подвергшиеся административному наказанию, дисквалификации или лишению лицензии.

В-третьих, как уже подчеркивалось не раз, ограничение плановых проверок касается только представителей малого бизнеса. Однако может ли считаться та или иная организация или индивидуальный предприниматель малым предприятием, для многих — вопрос не простой. Статус малого предприятия для каждого будет устанавливаться контролирующими органами через систему межведомственного взаимодействия на этапе разработки плана плановых проверок, но механизм этот еще не налажен, что может привести к многочисленным ошибкам контролирующих органов. В том случае, если организация или ИП, по мнению контролеров, не относится к категории малого предприятия, а представитель данной организации считает иначе, он имеет право оспорить решение о плановой проверке. Сложность заключается в том, что перечень документов, позволяющих отнести предприятие к категории «малого», на сегодня не определен. Как и не прописаны в законопроекте документы, являющиеся основанием для приостановки плановой проверки, в случае если предприятие все же является объектом малого бизнеса.

Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил о продлении моратория на плановые проверки малого и среднего бизнеса до 2022 года. Мораторий коснется около 100 тысяч субъектов малого бизнеса.»Мы помогали бизнесу [во время пандемии] справиться с негативным…

дальше…

Запрет на неналоговые проверки для малого бизнеса продлили на 2021 год

Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил о продлении моратория на плановые проверки малого и среднего бизнеса до 2022 года. Мораторий коснется около 100 тысяч субъектов малого бизнеса, передает РИА Новости.Мишустин также рассказал, что рост ВВП России…

дальше…

Президент России Владимир Путин продлил мораторий на компенсацию советских вкладов ещё на год — до 2023 года. Документ опубликован в понедельник на официальном интернет-портале правовой информации.В 1995 году был принят закон, гарантирующий восстановление…

дальше…

Заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им.Г.В.Плеханова Дмитрий Завьялов считает инициированное «Единой Россией» продление моратория на проверки малого и среднего бизнеса на 2022 год полезной практикой.»Мораторий на проверки — достаточно…

дальше…

В Украине вступил в силу закон о продлении моратория на выселение жителей общежитий до завершения выполнения Общегосударственной целевой программы передачи общежитий в собственность территориальных общин № 2669-VIII. Вчера документ опубликовали в официальном…

дальше…

Жительница итальянской Ломбардии скончалась из-за обилия голубиного помета в амбаре ее загородного дома. Об этом сообщает The Local.62-летняя женщина умерла, отравившись находившимся в помете таллием — по данным медиков, она на протяжении длительного…

дальше…

Какие проверки ждут малый и средний бизнес в 2021 году?

5.1. Исполнитель несет материальную ответственность по штрафным санкциям и пени, предъявленным налоговыми органами и (или) внебюджетными фондами по результатам камеральной и (или) документальной (выездной) проверок, за арифметические и методические ошибки, допущенные при оказании услуг по настоящему договору.

5.2. Исполнитель несет материальную ответственность за нарушение сроков представления отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды, в размере предъявленных Заказчику штрафных санкций за такое правонарушение.

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

В числе исключений — лица, осуществляющие виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности).

Кроме того, под действие моратория не подпадут ЮЛ и ИП, привлекавшиеся, в частности к административной ответственности за грубые правонарушения, или лишенные лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее трех лет.

Вводится понятие риск-ориентированного подхода организации и осуществления государственного контроля (надзора).

Данный метод предусматривает выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю отнесением деятельности ЮЛ, ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Критерии отнесения деятельности и производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством РФ, если такие критерии не установлены федеральным законом.

ЮЛ и ИП предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 25.12.18 № 480-ФЗ. Этот закон продлевает до конца 2020 года запрет на проведение неналоговых проверок тех организаций и ИП, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. При этом мораторий не будет распространяться на контрольные мероприятия, которые проводятся с применением так называемого риск-ориентированного подхода (в частности, речь идет о проверках, осуществляемых пожарными или инспекциями по труду).

Неналоговыми или административными проверками обычно называются контрольные мероприятия, которые проводят пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др. Порядок и частота осуществления таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см. «Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Налоговые проверки не относятся к административным. Они проводятся по правилам, закрепленным в Налоговом кодексе. Не подпадают под действие Закона № 294-ФЗ и мероприятия валютного, финансового и некоторых других видов контроля — полный список приведен в части 3 статьи 1 Закона № 294-ФЗ. В этот перечень включен также контроль за уплатой страховых взносов во внебюджетные фонды.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *