Декларация по нвос в 2022 году ставки платы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация по нвос в 2022 году ставки платы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На 2021 год платеж за негативное воздействие на ОС и коэффициенты остались неизменными. Коэффициент равен 1.08, срок внесения авансов также до 20 числа предпоследнего месяца отчетного периода.
Таким образом расчет НВОС за первый квартал 21 года – до 20 апреля этого года; за второй квартал – до 20 июля и за третий до 20 октября. А платеж за текущий год должен быть произведен до 1 марта 2022 года. Декларацию о выплате необходимо предоставить Росприроднадзору.

Подать документы можно двумя способами:

  1. Онлайн, через личный кабинет природопользователя на сайте Росприроднадзора.
  2. На бумажном носителе с дубликатом в электронном виде в случаях, если плата за год составляет 25 000 рублей или меньше, а также если у плательщика нет возможности подать документы через Интернет.

Формулы расчета НВОС в Санкт-Петербурге в 2022 году

В 2020 году за НВОС были установлены ставки, утвержденные в 2018 году, с умножением на 1,08. В текущем году в связи с пандемией COVID-19 и ухудшением положения экономики соответственно, норма не была повышена, осталась такой же. Минприроды сообщает, что ставки с 2003 года росли меньше, чем инфляция, в связи с этим было принято решение системного повышения, чтобы простимулировать мероприятия по охране природы. В 2022 году предлагают установить те же нормы 2018 года, но с учетом их умножения на коэффициент 1,17. Это значит, что по сравнению с текущим годом ставки вырастут на 8,5%.

Кроме того, изменения коснулись ставки по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля”. В 2022 году предлагают установить ее на уровне 66,17 рублей за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен за этот год.

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.

Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

Исключений два:

  • От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории.
  • От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.

В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.

Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.

Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор

Декларацию НВОС должны подавать инидивидуальные предприниматели и юридические лица, которые занимаются хозяйственной или иной деятельностью, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Исключение — юрлица и ИП, которые работают на объектах IV категории.

Критерии, по которым вы можете понять, нужно ли вам сдавать НВОС, утверждены в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 №1029.

До 10 марта года, следующего за отчетным, то есть до 10.03.2022.

Если деятельность юрлица или ИП влечет за собой негативное воздействие на окружающую среду, необходимо оплачивать загрязнение окружающей среды. Исключение — образование твердых коммунальных отходов, за них должен платить региональный оператор по обращению с ТКО.

Нулевую декларацию предоставлять не нужно.

Форма подачи регулируется приказом Минприроды России от 10.12.2020 №1043 и предлагается в двух вариантах:

  1. Электронный документ через сеть Интернет с электронной подписью.

  2. Бумажный носитель с дублированием на электронном носителе в двух случаях: годовой размер платы меньше или равен 25 000 рублей, у плательщика нет технической возможности подать НВОС через интернет.

По 2-ТП (отходы) отчитываются юрлица и ИП, чья деятельность связана с обращением с отходами производства и потребления: использование, сбор, транспортировка, размещение отходов, их обезвреживание.

Не позднее 1 февраля 2022 года.

Субъекты малого и среднего бизнеса могут не предоставлять 2-ТП (отходы) в Росприроднадзор, если у них заключен договор с региональным оператором или если отходы составляют менее 0,1 тонны. Однако это касается только лиц, деятельность которых не связана с обращением с отходами производства и потребления. Основание — ст. 1, п. 2 ст. 19 закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Актуальную форму 2-ТП отходы утвердили в 2020 году приказом Росстата от 09.10.2020 № 627.

Форму 2-ТП воздух нужно подавать, если ваше юрлицо или ИП выбрасывает в воздух больше, чем 10 тонн загрязняющих веществ в год. Также по этой форме нужно отчитаться, если ваша компания производит от 5 до 10 тонн выбросов, содержащих вещества 1-го и 2-го класса опасности.

Не позднее 22 января 2022 года. Принимает форму территориальный орган Росприроднадзора по месту учета объекта.

Изменений в подаче 2-ТП (воздух) нет, последняя форма утверждена в 2018 году приказом Росстата от 08.11.2018 № 661.

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля — ПЭК

ПЭК сдают организации и ИП, которые ведут деятельность на объектах I, II и III и разрабатывают программу экологического контроля.

Ставки платы за НВОС на 2022 год

Эту отчетность нужно сдать только юрлицам и ИП, ведущим свою деятельность на объектах III категории.

Не позднее 25 марта 2022 года. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК.

За 2021 год нововведений не было, поэтому подавайте в той же форме, как и в прошлом году. Порядок предоставления отчетов регламентируется п. 5 ст. 29 закона № 89-ФЗ в редакции от 27.12.2019 № 450-ФЗ, п. 1 ст. 4.2. закона № 7-ФЗ.

Отчетность для ИП или юрлиц, которые ведут деятельность на объектах III категории, при этом выбрасывают загрязнения в атмосферу. Ее подача регламентирована законом № 96-ФЗ.

Форма и сроки сдачи не утверждены. Подается в виде отчета о производственном контроле ПЭК до 25 марта 2022 года, и в форме 2-ТП (воздух) — до 22 января 2022 года.

\n\n

Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.

\n\n

Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

\n\n

Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.

\n\n

Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.

\n\n

\n\n

За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2021 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

\n\n

Отчет 2-ТП (воздух) — это форма статистического наблюдения. Данную форму должны представлять все организации и ИП, которые эксплуатируют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные, покрасочные цеха, столярные мастерские и проч.). Обязанность сдавать отчет № 2-ТП (воздух) появляется в том случае, если масса выбросов в отчетном году составила:

\n\n

    \n\t
  • более 10 тонн по одному объекту;
  • \n\t

  • от 5 до 10 тонн включительно по одному объекту, если в составе выбросов есть загрязняющие атмосферу вещества 1-го и (или) 2-го класса опасности.
  • \n

\n\n\n

СПРАВКА. Масса выбросов считается не по всему предприятию, а по каждому объекту в отдельности. При этом не важно, есть ли на нем очистные установки.

\n\n\n

\n\n

Отчет № 2-ТП (рекультивация) является формой статистического наблюдения. Это отчет обязаны представлять организации и предприниматели, которые занимаются разработкой месторождений полезных ископаемых (торфа и др.). Плюс к этому респондентами являются компании и ИП, которые проводят изыскательные, лесозаготовительные, мелиоративные или строительные работы. Наконец, указанную форму должны сдавать те, кто размещает твердые бытовые, промышленные и строительные отходы.

\n\n

Арендаторы, которые эксплуатируют объекты I, II или III категории, либо размещают отходы (кроме ТКО), обязаны вносить плату за НВОС и сдавать декларации.

Сложнее обстоит дело с арендаторами, размещающими твердые коммунальные отходы. Здесь все зависит от того, кто заключил договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

Если такой договор подписал арендатор, то он освобождается от платы за НВОС и от сдачи деклараций.

Если договор подписан арендодателем, то освобождение получает именно он. Но и арендатор также не должен вносить плату за НВОС и отчитываться, ведь по документам он не имеет отношения к твердым отходам.

За отчетный год — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Авансовые платежи по итогам I-III кварталов (вносят все, кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем квартала. Соответственно, в 2021 году авансовые платежи нужно перечислить не позднее 20 апреля, 20 июля и 20 октября.

НВОС: изменения в декларации и расчёте платы

Есть два варианта начисления платы за НВОС:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт.
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ нужно прописать в учётной политике для целей бухучёта. Счёт по дебету зависит от того, где используют объект НВОС и как рассчитана плата: в пределах норм или сверх лимитов.

Плату в пределах норм отражают:

  1. Дт 20 — в основном производстве;
  2. Дт 23 — во вспомогательном производстве;
  3. Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или **Дт 26** «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  4. Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Плату сверх допустимых норм отражают по дебету 91.2 «Прочие расходы».

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов

Размер платежей устанавливается за единицу веса загрязняющих природу веществ. В качестве единицы веса принята 1 тонна любых видов отходов с дифференциацией по месту их сбрасывания. Выделяются:

  • сбросы в атмосферный воздух со стационарных источников с расшифровкой по наименованию сбросов;
  • сбросы в водные объекты с расшифровкой по наименованию сбросов.

Размер ставки устанавливается за тонну вредного вещества в зависимости от его химической формулы. Коэффициент рассчитывается как единица, обратная единице фоновой концентрации загрязняющего вещества. Под фоновой концентрацией понимается предельно допустимый норматив сбросов. Упрощенно говоря, если фоновый норматив составляет тонну, то коэффициент за сброс будет равен 1.

Помимо этого, установлены дополнительные ставки с дифференциацией по классу опасности их воздействия на экологию.

Дополнительные коэффициенты применяются в случаях, когда предпринимательская деятельность, и, соответственно, сбрасывание отходов производства, осуществляется в местностях, находящихся под охраной Федеральных законов.

Помимо дополнительных коэффициентов существуют также и стимулирующие коэффициенты от 0 до 0,33, установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Назначение стимулирующих коэффициентов – поощрение к осуществлению мер, направленных на снижение вредного воздействия на экологию.

Плата НВОС и ее коэффициенты остались прежними на 2021 год. Размер коэффициента составляет 1.08, а применяют его к базовым ставкам 2018 года. Также, без изменений остались:

  • Срок внесения авансовых платежей: до 20 числа месяца, который следует за последним месяцем квартала отчетного периода;
  • Лица, обязанные вносить авансовые платежи, за исключением субъектов малого и среднего бизнеса;
  • Ставки платы за НВОС в 2021 срок корректировки ее величины – не позднее 1.03 года, следующего за отчетным периодом.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду идет на основе Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 №758.

Плата за НВОС: Сроки внесения платежей до конца 2021 года являются следующим:

  • за полугодие – 20 июля;
  • 9 месяцев – 20 октября;
  • за 2021 год – 1 марта 2022 года.

В 2022 году предлагается установить размер ставок платы за НВОС на уровне 2018 года с учетом их индексации на коэффициент 1,17. Ставка платы по загрязняющему веществу “Пыль каменного угля” в 2022 году предусматривается на уровне 66,17 рубля за тонну с учетом коэффициента 1,085, который равен индексу роста цен с 2021 по 2022 год.

Предлагаемые проектом ставки платы будут применяться за отчетный период по плате 2022 года. Далее можно ознакомиться с Проектом Постановления Правительства РФ “О применении в 2022 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду”.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду поэтапно:

1. Определите воздействие организации на окружающую среду: размещение отходов, выбросы в атмосферу, сброс загрязняющих веществ в воду.
2. Определите нормативы платы за НВОС по отношению к определенному разделу согласно Постановлению Правительства РФ от 13.09.2016 №913.
3. Определите ставки платы НВОС 2021 для конкретного вещества.
4. Определите коэффициент по каждому веществу, включая дополнительный коэффициент в 1.08.
5. Для расчета платежа следует умножить показатели друг на друга. Рекомендуется использовать формулы раздела Правил, которые утверждены Постановлением Правительства России от 3.03 2017 №255.

Внимание!
Если плата НВОС 2021 внесена не полностью или не вовремя, включая квартальные авансовые платежи, организация должна уплатить пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, которая действует в день уплаты пени.

Приказом Минприроды России № 3 от 09.01.2017 утверждена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Чиновники разработали его в соответствии с пунктом 6 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». По приказу, отчет включает в себя информацию о платежной базе организации, объектах и видах негативного воздействия, льготах, которые имеет организация. Плательщики самостоятельно рассчитывают сумму платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) и указывают, какие основания существовали для ее исчисления. В приложении к приказу содержатся подробная информация по заполнению и форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Круг лиц, которые должны заполнить и направить в территориальный орган Росприроднадзора документ, называемый «Декларация по негативному воздействию на окружающую среду за 2019 год», определен в ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. В частности, к ним относятся все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность, влияющую на состояние окружающей среды. Воздействие считается отрицательным и требует отчетности на объектах, отнесенных к трем категориям опасности. Объекты, которые отнесены к IV категории, оказывают минимальный вред экологии, поэтому их владельцы не должны отчитываться об их работе (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ), а значит, и вносить сбор за НВОС; декларация о плате за НВОС в 2020 году ими тоже не заполняется.

Чтобы понять, к какой категории «вредности» отнесен тот или иной объект, необходимо ознакомиться с постановлением правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. В этом документе определены критерии вреда экологии. В частности, к объектам I категории отнесены:

  • нефтедобывающие предприятия;
  • металлургическая отрасль;
  • производство неметаллической минеральной продукции;
  • химическое производство;
  • захоронение отходов производства и потребления I-V классов опасности;
  • сбор и обработка сточных вод, включая канализацию;
  • изготовление древесной продукции и целлюлозы;
  • изготовление и переработка пищевой продукции в больших объемах;
  • другие сферы промышленности.

К объектам II категории, по постановлению № 1029, относятся:

  • обеспечение электроэнергией и природным газом;
  • литейное изготовление чугуна и обработка черных металлов;
  • стекольная промышленность и изготовление керамики;
  • текстильная промышленность;
  • пищевая промышленность со средней суточной производительностью;
  • эксплуатация ядерных установок, в том числе атомных станций;
  • некоторые виды химической промышленности;
  • инфраструктура воздушного и железнодорожного транспорта;
  • другие сферы.

К объектам III категории относятся те, что осуществляют хозяйственную и(или) иную деятельность, не указанную в I, II и IV разделах постановления.

IV категория (избавленная от необходимости сдавать отчет) включает в себя деятельность, при которой:

  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки;
  • оборудование используется исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов;
  • масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу не превышает 10 тонн в год (в таких выбросах отсутствуют вещества I и II классов опасности и радиоактивные частицы).

Эти три условия должны соблюдаться одновременно. В этом случае декларация за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году и других периодах ИП и юрлиц не касается. В частности, не должны сдавать этот отчет организации, работа которых происходит в офисе. Соответствующие разъяснения о том, что все офисные компании относятся к объектам IV категории, давал Росприроднадзор в письме от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054. Соответственно, сбор за «вредность» для таких юрлиц и ИП не предусмотрен. Но в другом своем письме от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 ведомство настаивало на обязательной постановке на учет всех хозяйствующих субъектов.

Из текста приказа ясно, что форма декларации о плате за НВОС 2020 имеет следующий состав:

  • титульный лист;
  • форма расчета суммарного размера платы, в том числе по видам вредного влияния на экологию;
  • форма расчета размера платы по каждому виду вредного влияния в отношении каждого объекта (источника), оказывающего такое воздействие на экологию, или по всем объектам (источникам) вместе, расположенным в пределах отдельной производственной территории, территориально обособленного подразделения, и каждого элемента, составляющего платежную базу;
  • приложение о расчете платежной базы;
  • реестр (перечень) объектов и документов, подтверждающих освоение средств на осуществление природоохранных мероприятий, учитываемых при корректировке размеров платы;
  • копии платежных поручений о перечислении платы в бюджетную систему РФ.

Организации и ИП, деятельность которых оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов.

Срок подачи декларации

Декларация представляется ежегодно не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

Форма декларации включает титульный лист, разделы 1-3.1, расчет суммы платы, подлежащей уплате в бюджет и информацию об авансовых платежах. Титульный лист и расчет суммы платы в бюджет являются обязательными для заполнения, а разделы 1-3.1 представляются только в зависимости от осуществляемых видов негативного воздействия на окружающую среду.

Раздел заполняется лицами, у которых имеются стационарные объекты, являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

При заполнении раздела 1 по каждому стационарному источнику, оказывающему НВОС, отражаются:

  • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
  • адрес места нахождения объекта;
  • номер, дата выдачи и срок действия КЭР либо разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах I и II категорий, до дня получения КЭР или представления декларации НВОС указывают реквизиты полученных или переоформленных до 1 января 2019 года разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, получившие или переоформившие с 1 января 2019 года разрешения, до получения КЭР указывают реквизиты этих разрешений.

Далее в подразделе «Источник загрязнения» указываются данные для расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ по конкретному источнику:

  • наименование или номер и код ОКТМО, на территории которого расположен стационарный источник;
  • наименование загрязняющего вещества, по которому установлены ставки платы, в привязке к стационарному источнику;
  • нормативы допустимых выбросов (НДВ), технологические нормативы (ТН), количество загрязняющего вещества, указанное в декларации НВОС или отчете;
  • временно разрешенные выбросы (ВРВ) загрязняющих веществ, установленные в разрешительных документах;
  • фактические выбросы загрязняющего вещества в атмосферный воздух:
    • общее количество;
    • количество в пределах нормативов (НДВ, ТН) либо указанное в декларации НВОС или отчете;
    • количество свыше НДВ (ТН), но не более ВРВ;
    • сверхлимитные выбросы (сверх ВРВ, а при их отсутствии — свыше НДВ, ТН либо количества, указанного в декларации НВОС или отчете;
  • ставка платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в атмосферный воздух;
  • коэффициент Кнд, равный 1, применяемый к ставке платы при выбросах загрязняющих веществ в пределах установленных НДВ, ТН;
  • коэффициент Квр, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах ВРВ загрязняющих веществ на период реализации плана снижения выбросов, равный 25;
  • коэффициент Кпр, применяемый для объектов I и II категорий к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100. Для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25;
  • в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1;
  • поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
  • сумма платы, исчисленная за фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не превышающий установленный НДВ, ТН загрязняющего вещества;
  • сумма платы, исчисленная за фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществленный в пределах между установленного НДВ, ТН загрязняющего вещества и ВРВ загрязняющих веществ;
  • сумма платы, исчисленная за фактический выброс в размерах, превышающих ВРВ либо при его отсутствии – НДВ, ТН загрязняющего вещества;
  • сумма платы, исчисленная по каждому загрязняющему веществу.

В подразделе «Корректировка суммы по загрязняющим веществам» рассчитывается сумма платы по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы.

Для отправки подтверждающих документов к разделу 1 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

Раздел заполняется лицами, осуществляющими выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся от источников сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа (ПНГ), объем которых не превышает предельно допустимого значения показателя сжигания.

При заполнении раздела 1.1 указываются:

  • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
  • адрес места нахождения объекта;
  • реквизиты и срок действия документа, на основании которого осуществляется выброс загрязняющих веществ: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, КЭР, декларации НВОС или отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК;
  • метод расчета интегрального показателя сжигания и (или) рассеивания ПНГ;
  • объем добычи, сжигания и использования (без учета технологических потерь) ПНГ;
  • технологические потери;
  • уровень использования ПНГ.

Далее по каждому источнику в подразделе «Источник загрязнения» указываются данные для расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ аналогично порядку и условиям заполнения показателей раздела 1.

Для отправки подтверждающих документов к разделу 1.1 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

Прослеживаемость товаров: разбираемся с первыми сложностями

Раздел заполняется лицами, осуществляющими выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, образующихся от источников сжигания и (или) рассеивания ПНГ, объем которых превышает предельно допустимое значение показателя сжигания. Данный раздел заполняется также при отсутствии средств измерений, технических систем и устройств, с помощью которых измеряется объем фактически добытого и сожженного ПНГ.

При заполнении раздела 1.2 указываются:

  • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
  • адрес места нахождения объекта;
  • реквизиты и срок действия документа, на основании которого осуществляется выброс загрязняющих веществ: разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, КЭР, декларации НВОС или отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК;
  • метод расчета интегрального показателя сжигания и (или) рассеивания ПНГ;
  • объем добычи, сжигания и использования ПНГ (без учета технологических потерь);
  • технологические потери;
  • уровень использования ПНГ.

Далее в подразделе «Источник загрязнения» указываются данные для расчета суммы платы за выбросы загрязняющих веществ по конкретному источнику:

  • наименование или номер и код ОКТМО, факельной установки по сжиганию и (или) источника рассеивания ПНГ;
  • наименование загрязняющего вещества, по которому установлены ставки платы, в привязке к каждой факельной установке сжигания и (или) источнику по рассеиванию ПНГ;
  • фактический выброс загрязняющего вещества, превышающий объем, соответствующий предельно допустимому значению показателя сжигания. При отсутствии средств измерения указывается фактический выброс, определенный расчетным путем;
  • ставка платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества;
  • коэффициент Кпр, применяемый для объектов I и II категорий к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешительными документами, равный 100. Для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, вместо коэффициента Кпр применяется коэффициент Кср, равный 25;
  • дополнительный коэффициент Кнмм к ставке платы для новых морских месторождений углеводородов со степенью выработки на 01.01.2017 более 0,01, расположенных полностью в пределах Баренцева, Карского, Печорского, Чукотского, Восточно-Сибирского, Белого морей и моря Лаптевых. При заполнении декларации за 2020 — 2030 гг. коэффициент Кнмм равен 0,25;
  • в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1;
  • поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
  • сумма платы за сверхлимитные выбросы, исчисленная за фактический выброс, превышающий установленные НДВ, ТН, ВРВ, количество выбросов, указанное в декларации НВОС или отчете;
  • показатель покрытия затрат (I), учитываемый при применении дополнительного коэффициента К;
  • показатель (1-I);
  • дополнительный коэффициент К, исчисленный с учетом показателя покрытия затрат (I);
  • сумма платы, исчисленная с учетом показателя покрытия затрат.

Для отправки подтверждающих документов к разделу 1.2 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

Раздел предназначен для лиц, которые размещают отходы производства.

Операторы (региональные операторы) по обращению с ТКО данный раздел заполняют по не относящимся к ТКО отходам, образовавшимся в собственном производстве.

При заполнении раздела 3 указываются:

  • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
  • адрес места нахождения объекта;
  • реквизиты и срок действия разрешительного документа, на основании которого размещаются отходы: КЭР, декларации НВОС, отчетности об отходах, документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В подразделе «Объект размещения отходов» указываются:

  • регистрационный номер (в случае его присвоения) объекта размещения отходов;
  • адрес места нахождения объекта размещения отходов;
  • характеристика объекта размещения отходов (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов; не оказывает НВОС).

В случае если объект размещения отходов не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, указываются реквизиты такого решения.

В подразделе «Загрязняющие вещества» отражаются следующие данные по отходам:

  • код, наименование вида отхода и класс опасности в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО);
  • установленный лимит на размещение отходов либо количество отходов в соответствии с декларацией НВОС или отчетностью об отходах;
  • движение отходов, образованных в отчетном периоде:
    • образование;
    • утилизация;
    • обезвреживание;
    • складирование отходов предыдущего отчетного периода, не утилизированных в течение 11 месяцев;
    • фактический остаток отходов на конец отчетного периода, срок накопления которых не превышает 11 месяцев;
    • передача оператору (региональному оператору) по обращению с ТКО;
  • количество отходов, размещенных или переданных другим лицам для размещения, за отчетный период:
    • в пределах установленного лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
    • сверх лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
  • ставка платы за размещение 1 тонны отходов;
  • коэффициент Кисп, равный 0 и применяемый для расчета платы за подлежащие накоплению отходы, которые были утилизированы в собственном производстве или переданы на утилизацию в течение 11 месяцев. При расчете платы в отношении иных отходов указывается 1;
  • коэффициент Кл, равный 1, который используется для расчета платы за размещение отходов в пределах лимитов либо количества отходов, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
  • коэффициент Ксл, который равен 25 и применяется для расчета платы за размещение отходов сверх лимита либо сверх количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
  • стимулирующие коэффициенты к ставке платы за размещение отходов (Код, Кпо и Кст);
  • в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1;
  • поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
  • сумма платы за размещение отходов:
    • в пределах установленного лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
    • сверх лимита либо количества, указанного в декларации НВОС или в отчетности об отходах;
    • общая.

В подразделе «Корректировка суммы по загрязняющим веществам» рассчитывается сумма платы по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы.

Для отправки подтверждающих документов к разделу 3 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

Раздел заполняется операторами (региональными операторами) по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по их размещению, по каждому объекту, оказывающему НВОС, объекту размещения отходов отдельно.

При заполнении раздела 3.1 указываются:

  • категория, наименование и код объекта, оказывающего НВОС, согласно свидетельству о постановке на государственный учет объектов;
  • адрес места нахождения объекта;
  • реквизиты и срок действия разрешительного документа, на основании которого размещаются отходы: КЭР, декларации НВОС, документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В подразделе «Объект размещения отходов» указываются:

  • наименование объекта размещения отходов;
  • регистрационный номер (в случае его присвоения) объекта размещения отходов;
  • адрес места нахождения объекта размещения отходов;
  • реквизиты лицензии на деятельность по размещению отходов I-IV классов опасности;
  • характеристика объекта размещения отходов (включен/не включен в государственный реестр объектов размещения отходов; не оказывает негативное воздействие на окружающую среду).

В случае если объект НВОС не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается решением территориального органа Росприроднадзора об исключении негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов, направленным в адрес лица, эксплуатирующего объект размещения отходов, указываются реквизиты такого решения.

В подразделе «Загрязняющие вещества» отражаются следующие данные по отходам:

  • код, наименование вида отхода и класс опасности в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО);
  • установленный лимит на размещение отходов либо количество отходов в соответствии с декларацией НВОС;
  • количество образованных отходов в отчетном периоде (без учета отходов, принятых для размещения);
  • количество размещенных отходов в отчетном периоде:
    • всего;
    • принятые для размещения;
    • собственные размещенные в пределах лимита (количества, указанного в декларации НВОС);
    • собственные размещенные сверх лимита (количества, указанного в декларации НВОС);
  • ставка платы за размещение 1 тонны отходов;
  • коэффициент к ставке Кл для отходов, размещенных в пределах лимита (количества, указанного в декларации НВОС), значение которого равно 1;
  • коэффициент к ставке Ксл, равный 25, для отходов, размещенных сверх лимита (количества, указанного в декларации НВОС);
  • стимулирующий коэффициент к ставке Кпо. Для отходов, образовавшихся на собственном производстве в пределах лимитов на размещение, если объекты такого размещения принадлежат организации или ИП и оборудованы в соответствии с установленными требованиями, этот коэффициент равен 0,3. В остальных случаях он равен 1;
  • стимулирующий коэффициент к ставке Кст;
  • дополнительный коэффициент Кот к ставке. Для объектов и территорий, которые находятся под особой охраной в соответствии с федеральными законами РФ, он равен 2, в остальных случаях — 1;
  • поправочный коэффициент Кинд, применяемый к ставкам платы, учитывающий индекс потребительских цен;
  • сумма платы за размещение ТКО:
    • всего;
    • принятых отходов;
    • отходов в пределах лимита (количества отходов, указанного в декларации НВОС);
    • сверхлимитных отходов (отходов, превышающих количество, указанное в декларации НВОС).

В подразделе «Корректировка суммы по загрязняющим веществам» рассчитывается сумма платы по тем загрязняющим веществам, по которым осуществляется корректировка размера платы.

Для отправки подтверждающих документов к разделу 3.1 предназначена кнопка «Загрузить» в блоке «Приложенные файлы».

Начнем с рассмотрения базовых принципов расчета и внесения платежей за НВОС, а также порядка представления отчетности по ним.

Порядок исчисления платежей за НВОС

Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности). При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Федерального Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, п. 8 Правил исчисления и взимания платы за НВОС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255). Формулы расчета платы за НВОС приведены в п. 17 – 21 названных правил.

К сведению: с 01.01.2021 также вступил в силу Приказ Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1029, которым утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Как известно, ранее (до 2020 года) авансовый платеж за каждый квартал рассчитывался как 1/4 платы за НВОС за предыдущий год. Соответственно, доплата по итогам года была равна разнице между начисленной за отчетный год платой и авансовыми платежами, перечисленными в бюджет в течение года.

Однако с прошлого года порядок расчета авансовых платежей изменен. Согласно ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ плательщикам (в том числе медицинским учреждениям) дано право выбрать один из следующих вариантов расчета суммы авансовых платежей применительно к каждому типу вредного воздействия и указать его в декларации по НВОС (п. 6 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ):

  • 1/4 части платы за НВОС за прошлый год с учетом корректировки (пп. 1 п. 4);

  • 1/4 части платы за НВОС, при расчете которой базу определяют исходя из объемов или массы выбросов и сбросов в пределах нормативов, лимитов на размещение отходов, а также из временно разрешенных уровней выбросов и сбросов (пп. 2 п. 4);

  • в размере, полученным путем умножения базы, определенной на основании данных производственного экологического контроля об объеме выбросов или массе размещенных отходов в прошлом квартале, на ставки платы за НВОС с учетом коэффициентов из ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ (пп. 3 п. 4).

Обратите внимание: выбранный способ расчета размера квартального авансового платежа на 2021 год учреждению следовало указать в специальном разделе «Информация об авансовых платежах, подлежащих внесению в бюджет» декларации, представленной в территориальные органы Росприроднадзора по итогам 2020 года.

Срок подачи отчетности

Учреждению нужно сдать декларацию в территориальный орган Росприроднадзора по месту государственного учета стационарного источника загрязнения, являющегося объектом негативного воздействия, не позднее 10 марта года, следующего за отчетным (ст. 16, 16.4 Закона № 7-ФЗ, п. 35 Правил исчисления и взимания платы за НВОС). То есть декларацию за 2020 год нужно было сдать не позднее 10 марта 2021 года.

Декларация формируется плательщиками путем использования электронных сервисов, в том числе предоставляемых на безвозмездной основе Росприроднадзором и территориальными органами.

Расчеты по авансовым платежам подавать не нужно (п. 8 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ).

К сведению: за 2020 год декларация должна быть представлена по форме, утвержденной Приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 № 1043. Этим же приказом утвержден порядок ее заполнения (далее – Порядок).

Согласно п. 11 Порядка при обнаружении учреждением в представленной им декларации недостоверных либо неполных сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, оно вправе представить уточненную декларацию за данный отчетный год в течение трех лет после представления первичной декларации (но не позднее 10 марта).

По общему правилу декларация о плате за НВОС подается плательщиками через ТКС в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через веб-портал приема отчетности Росприроднадзора («Личный кабинет природопользователя»). В этом случае не требуется дополнительно представлять декларацию на бумажном носителе (п. 6 Порядка).

Если плата за НВОС за предыдущий, 2020 год превысила 25 000 руб., то декларация должна быть подана только через Интернет в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью (п. 5, 6 Порядка).

Если плата за НВОС за указанный период составила 25 000 руб. или менее, то у плательщика есть выбор: сдать только электронную декларацию через Интернет или подать декларацию на бумаге. Во втором случае необходимо представить электронную копию отчета через «Личный кабинет природопользователя» (п. 6 Порядка).

Датой представления «электронной» декларации считается дата ее отправки через «Личный кабинет природопользователя» (п. 9 Порядка).

Бумажный вариант декларации может быть представлен непосредственно через уполномоченного представителя плательщика либо может быть направлена в виде почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении (п. 8 Порядка).

Датой представления декларации на бумаге считается (п. 9 Порядка):

  • отметка территориального органа о ее получении с указанием даты;

  • дата почтового отправления.

Декларация, представляемая на бумажном носителе, прилагаемый к ней перечень документов подписываются руководителем организации (уполномоченным лицом). При этом декларация должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью юридического лица (при ее наличии). Декларация имеет сквозную нумерацию страниц, начиная с титульного листа (п. 10 Порядка).

Порядком установлено право территориального органа Росприроднадзора запрашивать в ходе проверки декларации документы, подтверждающие правильность исчисления платежной базы. Так, согласно п. 4 Порядка специалисты ведомства могут запросить документы учета отходов производства и потребления, формируемые при осуществлении производственного экологического контроля, в том числе в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 08.12.2020 № 1028.

Обратите внимание: порядком учета в области обращения с отходами установлены требования к организации и ведению юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (см. также Письмо Минприроды РФ от 05.02.2021 № 25-50/1295-ОГ).

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, I – IV категории и (или) по юридическому лицу в целом.

Учету подлежат:

  • все виды отходов I – V классов опасности, которые образуют юридические лица;

  • все виды отходов I – V классов опасности, которые получают юридические лица от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Материалы учета используются:

1) при обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

2) при подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

3) при заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами;

4) при расчете платы за НВОС (в части размещения отходов).

Учреждение обязано в течение 20 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса направить в территориальный орган Росприроднадзора запрашиваемые документы (п. 4 Порядка), заверив их:

  • простой электронной подписью руководителя учреждения – если декларация представлялась в электронном виде;

  • подписью руководителя учреждения и печатью (при ее наличии) – если декларация представлялась на бумаге.

К сведению: специалисты территориального органа Росприроднадзора не вправе требовать представления (п. 4 Порядка):

  • документов бухгалтерского учета;

  • документов, которые были представлены ранее;

  • документов, которые имеются у ведомства и (или) могут быть получены с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Плата представляет собой форму возмещения экономического ущерба от размещения отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в окружающую среду, которая возмещает затраты на компенсацию ущерба и стимулирует снижение и/или поддержание данного ущерба в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставка рассчитывается собственными силами организации или сторонней организацией имеющей опыт. Расчет осуществляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением понижающих и повышающих коэффициентов, и суммирования полученных величин, согласно статьи 16.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

С 1 января 2016 года (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты:

— коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова (в соответствии с разделом проектной документации «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» и (или) техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых);
— коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
— коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
— коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
— коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
— коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

Так же с 1 января 2016 года, согласно изменениям (404-ФЗ от 29.12.2015 г.) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются фактические затраты (в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду), на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ и отходов производства и потребления. К затратам на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы, произведенные в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 года и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

Расчет платы за негативное воздействие подается в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта (территориальный орган Росприроднадзора), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.

Отчетный период — в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетным периодом признается календарный год.

Согласно пункта 5 статьи 16.4. Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять расчет негативного воздействия на окружающую среду до 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Просим обратить внимание, что согласно пункта 3 этой же статьи плату за НВОС необходимо внести до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, что автоматически вынуждает сдать расчет до 1 марта, так как сумма платежа рассчитывается в декларации по негативному воздействию на окружающую среду.

ВНИМАНИЕ: За несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются пени. Подробнее о пенях и штрафах.

Выбросы и сбросы загрязняющих веществ. Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ вносится организациями, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения источника.
Примечание: В каком субъекте РФ осуществляете выбросы и сбросы загрязняющих веществ, в бюджет того региона и необходимо платить.

Отходы производства и потребления. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится организациями, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Примечание: В какой субъект РФ вывозятся ваши отходы (где находится полигон), в бюджет того региона и необходимо платить.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *