Субсидии на сельское хозяйство в России в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии на сельское хозяйство в России в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 2021 года вводятся новые субсидии для поддержки сельского хозяйства. Все субсидии министерства сельского хозяйства направлены для развития предприятий, создания производственной базы. Новый вид государственной поддержки — проект «Начинающий фермер». Эта программа направлена на поддержку новичков-производителей сельхозтоваров.

Полученный грант предприниматели направляют на:

  • покупку участков сельхозназначения;
  • покупку удобрений, семян или ядохимикатов;
  • разработку документов на реконструкцию (строительство) объектов производственной базы;
  • приобретение саженцев, семян, подкормок;
  • покупку, регистрацию, ремонт производственных объектов;
  • подключение объектов к инженерным сетям;
  • покупку сельхозтехники, животных, грузового транспорта, инвентаря, оборудования.

Воспользоваться программой «Начинающий фермер» смогут бизнесмены, которые работают в аграрном секторе минимум 2 года. Самая большая сумма гранта составляет 1,5 млн рублей. Участвуют в программе россияне в возрасте 19-58 лет. Претендент должен иметь высшее или среднее сельскохозяйственное образование (специальные курсы). Начинающий фермер должен иметь не менее 100000 рублей на реализацию бизнес-плана.

Еще одна программа Министерства — субсидирование КФХ. Эта программа доступна всем начинающим фермерам. Размер субсидии зависит от региона регистрации КФХ. На размер субсидирования влияют такие факторы:

  • благоприятность климатических условий;
  • ущерб от санкций;
  • развитие объектов сельского хозяйства в конкретном регионе.

Помощь от государства составляет до 300 тысяч рублей. Деньги можно потратить на:

  • проведение коммуникаций;
  • приобретение оборудования, техники;
  • покупку или реконструкцию жилых помещений.

Для получения помощи фермер должен составить бизнес-план, зарегистрировать форму собственности предприятия. Одно из условий — указание целевых затрат.

Министерство предлагает программу «Семейная животноводческая ферма». Проект создан для поддержки семейного бизнеса, развития сельского хозяйства. Выделенные деньги фермеры смогут потратить на:

  • покупку птицы, рыбы, с/х животных;
  • модернизацию или реконструкцию объектов для производства продукции;
  • разработку проектной документации;
  • комплектацию объектов техникой, оборудованием;
  • покупку автономных источников водо-, газо-, электроснабжения.

Для получения этого гранта срок деятельности сельскохозяйственных предприятий должен составлять от 12 месяцев. Дополнительное условие — наличие статуса сельхозтоваропроизводителя. Семейная ферма должна иметь собственные деньги в размере 40% от всей суммы проекта.

Планируется повышение заработных плат в сельскохозяйственном секторе, расширение сырьевой базы, освоение неиспользуемых угодий.

Одна из основных целей государственных программ поддержки — увеличение процентного соотношения товаров отечественного производства.

Субсидии на сельское хозяйство

Помощь положена организациям, товаропроизводителям, предпринимателям, которые занимаются выращиванием животных. На государственное субсидирование могут рассчитывать рыболовные хозяйства, предприятия сферы АПК, фермеры, аграрии.

Процедура получения грантов выглядит так:

  • предприниматель собирает необходимую документацию;
  • документы передаются координатору проекта;
  • получение положительного или отрицательного ответа;
  • получение гранта в виде денежных средств.

Каждая программа имеет свои особенности, условия. Получают субсидии на сельское хозяйство молодые фермеры, предприниматели с опытом работы. Для получения материальной помощи нужно создать бизнес-план, тщательно подготовить документы. За потраченные средства нужно предоставить отчет.

Перечень документов меняется в зависимости от региона. Отличаются не только документы, но и сроки проведения конкурсов. В большинстве случаев нужны такие документы:

  • выписка из банка;
  • план расходов;
  • документ об образовании;
  • паспортные данные;
  • выписка из налоговой;
  • справка о количестве работников.

Перечисление денежных средств будет происходить частями. После каждого поступления денег нужно уплатить налоги.

Распределением дотаций занимаются региональные органы. Предприниматели из отдаленных регионов, которые не имеют возможности обращаться лично в представительство Минсельхоза. Могут подать заявки онлайн-заявки на официальном сайте Министерства сельского хозяйства.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

В 2022 году на поддержку программы сельской ипотеки планируется предусмотреть 11,5 млрд рублей. Такие средства заложены в проекте ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», сообщили «Известиям» в Минсельхозе. Там также напомнили, что в 2021 году на субсидирование процентной ставки было предусмотрено 4,1 млрд рублей. Кроме того, дополнительно выделили 3,2 млрд, которые распределены уполномоченным банкам в полном объеме, отметили в ведомстве. В 2020 году, к примеру, было оформлено более 25,5 тыс. займов на общую сумму свыше 50 млрд рублей.

Поддержка фермеров и кооперативов

План сельскохозяйственного страхования на 2022 год разработан в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 31, ст. 4700; 2021, № 24, ст. 4195) и включает в себя:

1) перечень объектов сельскохозяйственного страхования по видам, группам сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, страхование которых подлежит государственной поддержке в 2022 году, согласно приложению № 1;

2) перечень объектов сельскохозяйственного страхования по видам, половому, возрастному составу сельскохозяйственных животных, страхование которых подлежит государственной поддержке в 2022 году, согласно приложению № 2;

3) перечень объектов сельскохозяйственного страхования по видам, возрастному составу объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), страхование которых подлежит государственной поддержке в 2022 году, согласно приложению № 3;

4) предельные размеры ставок для расчета размера субсидий при сельскохозяйственном страховании урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений, рассчитанные в том числе с использованием актуарных методов и дифференцированные относительно субъектов Российской Федерации и объектов сельскохозяйственного страхования с учетом природно-климатических условий выращивания сельскохозяйственных культур, а также участия страхователя в риске, согласно приложению № 4;

5) предельные размеры ставок для расчета размера субсидий при сельскохозяйственном страховании сельскохозяйственных животных, рассчитанные в том числе с использованием актуарных методов и дифференцированные относительно субъектов Российской Федерации и объектов сельскохозяйственного страхования с учетом участия страхователя в риске, согласно приложению № 5;

6) предельные размеры ставок для расчета размера субсидий при сельскохозяйственном страховании объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), рассчитанные в том числе с использованием актуарных методов и дифференцированные относительно субъектов Российской Федерации и объектов сельскохозяйственного страхования с учетом участия страхователя в риске, согласно приложению № 6.

Виды сельскохозяйственных животных Возрастной состав
Крупный рогатый скот Крупный рогатый скот молочного и мясного направления продуктивности За исключением телят в возрасте до 2 месяцев
Буйволы, яки (включая сарлыков), волы
Мелкий рогатый скот Козы За исключением козлят и ягнят в возрасте до 4 месяцев
Овцы
Свиньи За исключением поросят в возрасте до 4 недель
Лошади, лошаки, мулы, ослы Лошади (включая мясных и табунных лошадей) За исключением молодняка в возрасте до 4 месяцев
Ослы
Мулы, лошаки
Верблюды За исключением верблюжат в возрасте до 4 месяцев
Олени Домашние северные олени За исключением молодняка в возрасте до 4 месяцев
Пятнистые олени, маралы (пантовые олени)
Кролики, пушные звери Кролики домашние За исключением молодняка в возрасте до 2 месяцев
Лисы, песцы, норки, бобры, нутрии, соболи, хори
Птица яйценоских пород и птица мясных пород, цыплята-бройлеры Куры яичных и мясояичных пород Без ограничений
Куры мясных пород
Утки, гуси, индейки, цесарки, перепелки
Семьи пчел Пчелы Без ограничений
Виды объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) Возрастной состав
Лососевые виды рыб Без ограничений
Осетровые виды рыб
Сомовые виды рыб
Сиговые виды рыб

Предельный размер ставки для расчета размера субсидии по объекту сельскохозяйственного страхования в отношении каждого события (группы и (или) подгруппы событий), от воздействия которого застрахован риск утраты (гибели) объекта страхования, за исключением события «чрезвычайная ситуация природного характера» (далее — предельный размер ставки по событию), равен произведению базового предельного размера ставки, определяемого с учетом субъекта Российской Федерации, объекта сельскохозяйственного страхования и доли участия страхователя в риске (далее — базовый предельный размер ставки), и поправочного коэффициента. В случае если в договоре сельскохозяйственного страхования в отношении одного объекта страхования установлены разные размеры доли участия страхователя в риске по разным событиям, применяется базовый предельный размер ставки, соответствующий наибольшей доле участия страхователя в риске по объекту страхования из числа указанных в договоре сельскохозяйственного страхования по конкретному объекту страхования.

Для группы событий «опасные для производства сельскохозяйственной продукции природные явления и стихийные бедствия» поправочный коэффициент равен сумме поправочных коэффициентов, установленных для событий данной группы в соответствии с таблицей. В случае если в договоре сельскохозяйственного страхования указано одно или несколько из событий, входящих в подгруппу группы «опасные для производства сельскохозяйственной продукции природные явления и стихийные бедствия», принимается поправочный коэффициент, соответствующий подгруппе, в которую входят данные опасные природные явления и (или) стихийные бедствия.

Поправочный коэффициент в отношении событий «проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер», «нарушение электро-, и (или) тепло-, и (или) водоснабжения в результате опасных природных явлений и стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях» определяется в размере, указанном в таблице, с учетом субъекта Российской Федерации и объекта сельскохозяйственного страхования.

Сумма предельных размеров ставок по всем событиям, предусмотренным договором сельскохозяйственного страхования в отношении объекта сельскохозяйственного страхования, за исключением события «чрезвычайная ситуация природного характера», не может превышать базовый предельный размер ставки. В случае превышения предельные размеры ставок по всем событиям, предусмотренным договором сельскохозяйственного страхования в отношении объекта сельскохозяйственного страхования, за исключением события «чрезвычайная ситуация природного характера», уменьшаются пропорционально отношению базового предельного размера ставки и суммы предельных размеров ставок по событиям и округляются в меньшую сторону до второго знака после десятичной точки.

Предельный размер ставки для расчета размера субсидии по объекту сельскохозяйственного страхования в отношении события «чрезвычайная ситуация природного характера» определяется с учетом субъекта Российской Федерации, объекта сельскохозяйственного страхования и доли участия страхователя в риске в соответствии с таблицей.

Для сельскохозяйственных культур, не указанных в явном виде в списке, принимаются базовый предельный размер ставки, приведенный в строке для других культур группы (все виды, другие зерновые культуры, другие зернобобовые культуры и т.д.), поправочные коэффициенты к базовым предельным размерам ставок, предельные размеры ставок в отношении события «чрезвычайная ситуация природного характера» из этой строки.

В случае если в договоре сельскохозяйственного страхования отражено условие о применении доли участия страхователя в риске, отличной от величин, указанных в таблице, то применяется базовый предельный размер ставки, указанный в таблице для ближайшего большего значения доли участия страхователя в риске.

Госдума рассмотрит поправки в проект федерального бюджета на 2022-2024 годы

Предельный размер ставки для расчета размера субсидии по объекту сельскохозяйственного страхования в отношении каждого события (группы событий), от воздействия которого (которой) застрахован риск утраты (гибели) объекта страхования, равен произведению базового предельного размера ставки, определяемого с учетом субъекта Российской Федерации, объекта сельскохозяйственного страхования и доли участия страхователя в риске, и поправочного коэффициента.

В случае если в договоре сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, отражено условие о применении доли участия страхователя в риске, отличной от величин, указанных в таблице, применяется предельный размер ставки, указанный в настоящей таблице для ближайшего большего значения доли участия страхователя в риске.

Сельхозпроизводители смогут приобрести высокотехнологичное оборудование со скидкой в рамках новой программы льготного лизинга. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Согласно документу, максимальный размер скидки устанавливается на уровне 45% от стоимости оборудования. При этом предметом договора лизинга может быть только техника, которая ранее не была в эксплуатации. Полный перечень высокотехнологичного оборудования, участвующего в программе, предстоит определить Минсельхозу.

На поддержку в рамках этой программы смогут рассчитывать организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством и переработкой продукции агропромышленного комплекса.

Мера поддержки начнёт действовать в полную силу со следующего года. Всего в 2022–2023 годах на её финансирование планируется направить более 24 млрд рублей.

Принятое решение ускорит техническое перевооружение российских сельхозпредприятий, позволит повысить качество продукции аграрного сектора.

Работа Правительства:

  • Общие вопросы агропромышленного комплекса
  • Сельскохозяйственное машиностроение

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)

Ноябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

на условиях софинансирования: средства федерального и областного бюджетов

областные мероприятия: средства областного бюджета.

1. Сельскохозяйственные товаропроизводители, к которым относятся:

Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:

2. Организации агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организации потребительской кооперации.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере рыбохозяйственного комплекса.

Об утверждении порядка отбора проектов развития сельского

1.Поддержка племенного животноводства

(в рамках субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства)

Наименование
нормативных документов

Получатели
бюджетных средств

Цели предоставления
бюджетных средств

Условия предоставления
бюджетных средств

Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

Постановление Правительства Ростовской области от 17.03.2020 № 158 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства»

сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), которые включены в перечень, утверждаемый министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на поддержку племенного животноводства

на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных

Субсидии предоставляются на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных на 1 условную голову организациям по племенному животноводству, включенным в Перечень сельскохозяйственных организаций для предоставления субсидии на поддержку племенного животноводства в 2021 году.

2. Поддержка приобретения племенного молодняка сельскохозяйственных животных

(в рамках субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства)

Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

Постановление Правительства Ростовской области от 17.03.2020 № 158 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства»

сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство)

на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных в племенных организациях, зарегистрированных в Государственном племенном регистре (кроме приобретенного по импорту)

Субсидии предоставляются по ставке на 1 голову приобретенного племенного молодняка сельскохозяйственных животных (кроме приобретенного по импорту) – племенного молодняка крупного рогатого скота молочного/мясного направления (телки, нетели) при условии приобретения в текущем году – по ставке, утвержденной правовым актом министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на 1 голову, но не более фактически понесенных затрат сельскохозяйственным товаропроизводителем по данному направлению (без учета налога на добавленную стоимость и транспортных расходов).

Получателями субсидии должно быть соблюдено условие о неотчуждении приобретенного племенного поголовья крупного рогатого скота в течение трех лет с даты его приобретения.

3. Поддержка маточного поголовья овец и коз

организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере рыбохозяйственного комплекса на территории Ростовской области

на возмещение части затрат на приобретение и установку холодильного, рыбоперерабатывающего оборудования, оборудования для упаковки, на приобретение спецавтотранспорта, в том числе по импорту.

Субсидия предоставляются в размере 50 процентов от фактически понесенных и оплаченных затрат (без НДС и транспортных расходов).

Получателями субсидии должно быть соблюдено условие о неотчуждении холодильного, рыбоперерабатывающего оборудования, оборудования для упаковки, спецавтотранспорта, используемых в рыбоводстве, рыболовстве, рыбопереработке, в течение трех лет с даты их приобретения;

31. Предоставление грантов «Агростартап» на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель, основным видом деятельности которых является производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, зарегистрированные в текущем финансовом году.

2. Гражданин Российской Федерации обязующийся в срок, не превышающий 30 календарных дней после объявления его победителем конкурсного отбора, осуществить государственную регистрацию КФХ или зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.

На реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе на:

цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное крестьянское (фермерское) хозяйство (не менее 25%, но не более 50% средств гранта);

приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с целью производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции;

разработку проектной документации для строительства или реконструкции производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

приобретение, строительство, ремонт, модернизация и (или) переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и (или) сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям;

приобретение сельскохозяйственных животных (кроме свиней), в том числе птицы;

приобретение рыбопосадочного материала;

приобретение сельскохозяйственной техники, включая прицепное и навесное оборудование, грузового автомобильного транспорта, специализированного автомобильного транспорта для транспортировки с/х продукции осуществления мобильной торговли, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции (кроме оборудования, предназначенного для производства и переработки продукции свиноводства);

приобретение посадочного материала для закладки многолетних насаждений, в том числе виноградников.

Размер гранта, определяется в размере не более 90 процентов затрат (без учета НДС и транспортных расходов), указанных в плане расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства:

не более 3000,0 тыс. рублей — на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства;

не более 4000,0 тыс. рублей — на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, предусматривающего использование части гранта на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное крестьянское (фермерское) хозяйство.

Грант предоставляется при условии:

осуществления деятельности не менее 5 лет со дня получения гранта;

приобретения основных средств, за исключением недвижимого имущества, срок производства которых не ранее года, предшествующего году приобретения основного средства получателем гранта;

неотчуждения приобретаемых основных средств, соблюдение запрета на передачу в аренду, безвозмездное пользование, иное временное владение
и пользование в течение пяти лет с даты заключения Соглашения
о предоставлении гранта;

включения в неделимый фонд кооператива имущества, приобретенного за счет части гранта «Агростартап»;

страхования имущества, приобретаемого по грантовой поддержке, на срок действия Соглашения;

достижения результатов предоставления гранта и показателей, необходимых для его достижения, установленных Соглашением;

Получатель гранта обязуется:

создать в год получения гранта не менее 2 новых постоянных рабочих мест, если сумма гранта составляет 2 млн рублей или более, и не менее 1 нового постоянного рабочего места, если сумма гранта составляет менее 2 млн рублей;

сохранять созданные новые постоянные рабочие места
в течение срока действия Соглашения.

32. Предоставление субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части понесенных затрат, связанных с приобретением имущества и закупкой сельскохозяйственной продукции

В силу ст. 6 БК РФ отсутствуют правовые основания для отнесения коммерческих организаций к получателям бюджетных средств. Так что же, коммерческие организации вообще не могут получать бюджетные средства?[1] Да нет, конечно, могут, просто об этом говорится в других статьях. Например, согласно ст. 78 БК РФ коммерческие организации вправе получать субсидии. Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (в том числе субсидии на сельское хозяйство — сельскохозяйственным товаропроизводителям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения либо возмещения затрат в связи с производством или реализацией товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ или оказанием услуг.

Каковы особенности налогового учета средств, получаемых организациями – сельскохозяйственными товаропроизводителями из бюджета (федерального или регионального)? Нужно ли полученные субсидии на сельское хозяйство учитывать в составе налогооблагаемых доходов? В какой ситуации придется восстановить принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам)? Ответы на эти и другие вопросы – в данной статье.

Порядок отбора проектов развития сельского туризма

Подпунктом 6 п. 3 ст. 170 НК РФ установлено специальное правило. Согласно ему суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению, если субсидии получены из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с названным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в силу ст. 264 НК РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При восстановлении налога в книге продаж необходимо зарегистрировать тот счет-фактуру, на основании которого «входной» НДС был принят к вычету на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 14 Правил ведения книги продаж[4]).

Получение субсидий из бюджетов других уровней (региональных или местных) не влечет за собой необходимость восстановления НДС (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.09.2013 № 03‑07‑11/38849).

Казалось бы, восстановить НДС на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ следует в том случае, если в составе цены товаров (работ, услуг), на возмещение затрат на оплату которых получена субсидия из федерального бюджета, был уплачен НДС по ним, то есть если НДС уплачен за счет средств федерального бюджета. Но на практике названная норма вызывает двоякое толкование.

Характерный пример – Постановление АС ЦО от 28.08.2014 по делу № А48-3219/2013 (спор возник в отношении субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений). Судьи АС ЦО рассуждали так. Перечисление субсидий из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Обозначенная сумма является именно субсидией из федерального бюджета, полученной организацией на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС. Размер субсидий рассчитан исходя из фактических затрат общества, включая налог. Поэтому, получив данную субсидию в налоговом периоде, следующем после периода, в котором был заявлен вычет НДС по минеральным удобрениям, стоимость которых была компенсирована субсидией, налогоплательщик обязан восстановить сумму НДС по ним. Тот факт, что в платежных поручениях на перечисление субсидии отсутствовали сведения о выделении из них сумм НДС для целей применения правила, установленного пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, значения не имеет.

Аналогичные разъяснения приведены в Постановлении ФАС ЦО от 30.05.2014 по делу № А64-5896/2013[5] в отношении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на строительство комплексов по убою свиней и производству субпродуктов, хранению мяса и субпродуктов, включая приобретение оборудования.

Вместе с тем в судебной практике есть решения, в которых сделаны совершенно иные выводы. В частности, некоторые арбитры полагают, что, руководствуясь пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстанавливать принятый к вычету НДС нужно тогда, когда средства из федерального бюджета выделены с учетом НДС (то есть когда сумма налога отражена в платежном поручении отдельной строкой). Примерами таких решений являются постановления ФАС ПО от 10.07.2014 по делу № А65-28197/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и средств химической защиты растений), ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А03-11367/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на частичную компенсацию затрат, связанных с приобретением элитных семян зерновых культур).

Итак, нечетко сформулированное в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ правило нередко становится поводом для разногласий между участниками налоговых правоотношений. Однако предугадать исход подобного спора в суде, учитывая приведенные примеры судебных решений, не представляется возможным. В подобных ситуациях налогоплательщикам, полагаем, следует апеллировать к норме, установленной п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в его пользу.

Действительно, в некоторых случаях возможно и такое. Поскольку субсидии – это бюджетные средства, расходовать их по своему усмотрению получатель данных средств не вправе. Как правило, подобные моменты оговариваются в соглашении о предоставлении субсидии, поэтому в случае выявления нарушений условий соглашения о предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии выделенные денежные средства могут обязать вернуть в бюджет. Приведем несколько примеров.

Постановление ФАС СКО от 04.04.2013 по делу № А22-847/2012: субсидия была предоставлена на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений для внесения под культуры, перечень которых был оговорен ведомственным нормативным актом. Однако по факту удобрения были внесены организацией под иные культуры. Вердикт судей: субсидия в размере 354 440 руб. подлежит взысканию с общества.

Постановление ФАС СЗО от 19.02.2014 по делу № А13-2373/2012[6]: субсидия предоставлена на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение крупного рогатого скота. Однако племенные свидетельства на каждое животное, как того требовали условия предоставления субсидии, не были оформлены надлежащим образом. Соответственно, такие документы, по мнению ревизоров из Счетной палаты РФ, не могут служить подтверждением качества племенной продукции. Вердикт судей: субсидия в размере 4 458 300 руб. подлежит взысканию с общества.

Постановление АС СКО от 26.12.2014 по делу № А32-3829/2014: субсидия на сельское хозяйство выделена на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Согласно договору объектами страхования являлись пшеница озимая площадью 440 га, озимый ячмень площадью 85 га и рапс озимый площадью 80 га. Однако фактическая посевная площадь озимых культур не соответствовала сведениям, указанным в договоре страхования. Вердикт судей: взыскать с общества выделенные ранее суммы субсидии в размере 248 463 руб. 45 коп.

Итак, при несоблюдении условий предоставления субсидии на сельское хозяйство сельскохозяйственный товаропроизводитель рискует тем, что по результатам проверки его обяжут вернуть полученные бюджетные средства.

* * *

Подведем итоги. Если организация – сельскохозяйственный товаропроизводитель получила бюджетную субсидию на сельское хозяйство, данная организация неукоснительно должна соблюсти все требования по ее получению, оговоренные условиями соглашения (договора) о ее предоставлении. В противном случае организация несет риски по возврату субсидии в бюджет.

При исчислении НДС принципиальное значение имеет цель ее предоставления. Если субсидия направлена на компенсацию расходов организации на приобретение тех или иных товаров (работ, услуг), то она не учитывается в облагаемой НДС базе. Если субсидия является оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), то НДС в отношении нее исчисляется в общеустановленном порядке. Суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Однако толкование приведенного правила (в том числе арбитрами) не является однозначным.

В целях исчисления налога на прибыль сумма полученной субсидии признается внереализационным доходом независимо от уровня бюджета, из которого она выделяется.

И еще. Из всего многообразия бюджетных субсидий на сельское хозяйство, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, в статье рассмотрены лишь некоторые из них. В следующих номерах мы поговорим об особенностях учета субсидий на сельское хозяйство, направленных на оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям несвязанной поддержки в области растениеводства, которая предоставляется по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431.



[1] См. Письмо Минфина России от 29.12.2014 № 02‑04‑11/68124.

[2] Федеральный закон от 29.12.2006 № 264‑ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

[3] Об указании НДС в платежном поручении на перечисление субсидии см. далее.

[4] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

[5] Определением ВС РФ от 27.11.2014 № 310‑КГ14-1569 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

[6] Определением ВС РФ от 11.09.2014 № 307‑ЭС14-2121 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

«заявитель» – сельскохозяйственный товаропроизводитель (за исключением личных подсобных хозяйств), соответствующий критериям микро- и малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», зарегистрированный и осуществляющий деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации, дополнительным видом деятельности которого является развитие сельского туризма.

Заявители, осуществляющие деятельность в субъектах Российской Федерации, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям,предусмотренным постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029», в субъектах Дальневосточного федерального округа, могут быть зарегистрированы на территориях городов и поселков городского типа с численностью населения не более 100 тыс. человек.

«проект развития сельского туризма» – документ (бизнес-план), составленный по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в который включаются, в том числе:

1) затраты на реализацию проекта развития сельского туризма, предусмотренные в перечне затрат, финансовое обеспечение которых допускается осуществлять за счет средств гранта «Агротуризм», утверждаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

2) финансово-экономическое обоснование, предусматривающее срок окупаемости проекта развития сельского туризма не превышающий 5 лет;

3) плановые показатели деятельности, обязательство по исполнению которых включается в соглашение о предоставлении гранта «Агротуризм», а также обязательство об их достижении.

«срок окупаемости проекта развития сельского туризма» – период времени, за который сумма чистого денежного потока, генерируемого проектом развития сельского туризма, превысит сумму вложенных в него средств;

«плановые показатели деятельности» – производственные
и экономические показатели, включаемые в проект развития сельского туризма, в том числе объем производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными товаропроизводителями, получившими государственную поддержку на развитие сельского туризма, выраженный
в натуральных и денежных показателях, плановое количество граждан Российской Федерации и иностранных граждан, посетивших объекты сельского туризма, получившие государственную поддержку и иные показатели, предусмотренные проектом развития сельского туризма. Уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные плановые показатели деятельности.

В случае недостижения плановых показателей деятельности заявитель обязуется представить в адрес уполномоченного органа до 1 апреля года, следующего за годом, в котором показатель деятельности не был исполнен, письменное обоснование недостижения плановых показателей деятельности.

В случае выявления уполномоченным органом необходимости внесения изменений в проект развития сельского туризма и соглашение, заключенное между заявителем и уполномоченным органом, заявитель представляет актуализированный проект развития сельского туризма в уполномоченный орган в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня получения соответствующего решения.

Внесение изменений в плановые показатели деятельности возможно при условии их согласования с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании обращения уполномоченного органа.

Случаи, при которых допускается внесение изменений в проект развития сельского туризма и плановые показатели деятельности, методика оценки исполнения заявителем плановых показателей деятельности, а также меры ответственности заявителя за недостижение плановых показателей деятельности определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

  1. Субсидии предоставляются по результатам прохождения конкурсного отбора проектов развития сельского туризма в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – отбор).

Для направления проекта развития сельского туризма на отбор в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявитель направляет в уполномоченный орган заявку с приложением документов. Перечень документов для участия в отборе и форма их предоставления, в том числе заявки, устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидии, на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

Распределение средств субсидии на отобранные проекты развития сельского туризма осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Проекты развития сельского туризма представляются на отбор в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации уполномоченным органом, на территории которого реализуется проект развития сельского туризма.

Для организации отбора, а также согласования внесения изменений в плановые показатели деятельности Министерство сельского хозяйства Российск��й Федерации формирует конкурсную комиссию и рабочую группу.

  1. Объем средств из федерального бюджета в общем размере гранта «Агротуризм» для софинансирования затрат на реализацию проекта развития сельского туризма:

до 3 млн. (включительно) при направлении не менее 10% собственных средств заявителя от стоимости проекта развития сельского туризма
на его реализацию;

до 5 млн. (включительно) при направлении не менее 15% собственных средств заявителя от стоимости проекта развития сельского туризма
на его реализацию;

до 8 млн. (включительно) при направлении не менее 20% собственных средств заявителя от стоимости проекта развития сельского туризма
на его реализацию;

до 10 млн. (включительно) при направлении не менее 25% собственных средств заявителя от стоимости проекта развития сельского туризма
на его реализацию.

Срок освоения средств гранта «Агротуризм» составляет не более 24 месяцев со дня получения указанных средств. В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих освоению средств гранта «Агротуризм» в установленный срок, срок освоения средств гранта «Агротуризм» может быть продлен по решению уполномоченного органа, но не более чем на 6 месяцев, в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Передача в аренду и (или) отчуждение средств размещения, на которые были направлены средства гранта «Агротуризм», допускаются только при согласовании с уполномоченным органом, а также при условии неухудшения плановых показателей деятельности, предусмотренных проектом развития сельского туризма и соглашением, заключаемым между заявителем и уполномоченным органом.

  1. Заявитель обязуется осуществлять деятельность на сельской территории или на территории сельской агломерации в течение не менее 5 лет с даты получения средств.
  2. Грант «Агротуризм» предоставляется однократно. Повторное получение гранта не допускается.
  3. Для заявителя, использующего право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, финансовое обеспечение части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.
  4. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

а) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок и условия предоставления гранта «Агротуризм» из бюджета субъекта Российской Федерации и включающего требования к его получателям, перечень документов, необходимых для получения гранта «Агротуризм», и сроки их рассмотрения;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия;

в) заключение между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении субсидии (далее — соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее – Правила формирования субсидий).

  1. Критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие проекта (проектов) развития сельского туризма, прошедшего (прошедших) отбор.
  2. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения, подготавливаемого (формируемого) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Адресное (пообъектное) распределение по проектам развития сельского туризма, прошедшим отбор, устанавливается соглашением.

Не допускается направление субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией проектов развития сельского туризма, по результатам отбора которых комиссией не принято положительное решение.

  1. В случае возникновения экономии при реализации проекта развития сельского туризма с учетом достижения запланированных результатов заявителем может быть инициировано внесение изменений в проект в части включения новых мероприятий, условия реализации которых (в части сроков реализации и объемов финансирования) соответствуют условиям отобранного проекта, для рассмотрения конкурсной комиссией.
  2. Размер субсидий, предоставляемых бюджету j-го субъекта Российской Федерации (Sj), определяется по формуле:

Sj = ∑i (Сiͯ 0,7) ,

где:

Сi – планируемый размер расходов на реализацию i-го проекта развития сельского туризма в j-ом субъекте Российской Федерации.

  1. Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
  2. Орган исполнительной власти представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации следующие документы:

В соответствии с пунктами __ и ___ Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сельского туризма, являющихся приложением № 13 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 6 августа 2012 г., № 32, ст. 4549), приказываю:

  1. Утвердить перечень затрат, финансовое обеспечение которых допукается осуществлять за счет гранта «Агротуриризм», согласно приложению к настоящему приказу.
  2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации О.Н. Лут.

Приложение

к приказу Минсельхоза России

от _______ № _______

III. Отбор проектов и принятие решения о реализации проекта

1) приобретение, строительство, модернизацию или реконструкцию средств размещения, в том числе модульных, используемых для приема туристов, объектов туристского показа, объектов развлекательной инфраструктуры сельского туризма, включая детские развлекательные комплексы;

2) подключение средств размещения, объектов, используемых для приема туристов, объектов туристского показа, объектов развлекательной инфраструктуры сельского туризма, включая детские развлекательные комплексы, к электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, в том числе автономным;

3) приобретение и монтаж туристского оборудования и снаряжения в целях обеспечения эксплуатации туристических объектов, пунктов проката, объектов туристского показа и объектов развлекательной инфраструктуры, включая детские развлекательные комплексы, при условии обеспечения последующей эксплуатации указанных объектов в соответствии с целевым назначением;

4) проведение работ по благоустройству территорий, прилегающих к средствам размещения, объектам туристского показа, объектам развлекательной инфраструктуры сельского туризма, включая детские развлекательные комплексы;

5) приобретение мебели и оборудования для оснащения средств размещения, используемых для приема туристов, объектов туристского показа, объектов развлекательной инфраструктуры сельского туризма, включая детские развлекательные комплексы, а также для реализации произведенной сельскохозяйственной продукции;

6) приобретение сельскохозяйственных животных и птицы, техники, специализированного транспорта и оборудования, предназначенных для производства сельскохозяйственной продукции, в том числе в целях организации объектов туристского показа и объектов, используемых для приема туристов.

Настоящий Порядок устанавливает правила отбора проектов развития сельского туризма, направленных на достижение целей и результатов федерального проекта «Развитие сельского туризма» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (далее — Государственная программа).

  1. Термины «сельские территории», «сельские агломерации», «грант «Агротуризм», «заявитель», «проект развития сельского туризма», «срок окупаемости проекта развития сельского туризма», «плановые показатели деятельности», используемые в настоящем Порядке, соответствуют терминологии, утвержденной Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие сельского туризма, являющихся приложением № 13 к Государственной программе (далее – Правила).

Также в настоящем Порядке используются следующие термины:

«отбор проектов» — устанавливаемая настоящим Порядком процедура балльной оценки и ранжирования проектов развития сельского туризма, по результатам которой Комиссией по организации и проведению отбора проектов, оценке эффективности использования субсидий (далее — Комиссия), образуемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, принимается решение о предоставлении субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета для реализации проектов, набравших наибольший общий балл среди проектов;

«заявочная документация» — паспорт проекта развития сельского туризма и иные установленные настоящим Порядком документы, на основании которых осуществляется отбор проектов;

«паспорт проекта» — документ, содержащий основные характеристики проекта, рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку.

  1. Заявитель направляет проект развития сельского туризма, включающий паспорт проекта и иные документы, установленные настоящим Порядком, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган), для прохождения предварительного отбора в установленном уполномоченным органом порядке.
  2. Направление проектов на отбор и рассмотрение заявочной документации
  3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не позднее чем за 2 рабочих дня до даты начала приема заявочной документации на отбор проектов направляет в адрес высших должностных лиц субъектов Российской Федерации письменные уведомления о проведении отбора проектов с указанием дат начала и окончания приема заявочной документации и (или) публикует соответствующее уведомление на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После объявления Министерством сельского хозяйства Российской Федерации начала отбора проектов разработанная заявочная документация направляется уполномоченным органом в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в электронном виде с удостоверением ее усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Правилами обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 1494 «Об утверждении Правил обмена документами в электронном виде при организации информационного взаимодействия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 284; 2018, № 49, ст. 7600), либо на бумажном носителе за подписью руководителя уполномоченного органа. Также допускается направление заявочной документации посредством электронных сервисов.

  1. Отбор проектов развития сельского туризма осуществляется в соответствии со следующими критериями отбора:

21.1. доля собственных средств заявителя от стоимости проекта развития сельского туризма (в процентах) (Pip)

Значение критерия рассчитывается по формуле:

Wp — объем собственных средств заявителя, планируемый к направлению на реализацию проекта, тыс. рублей (в соответствии с паспортом проекта);

S — общий объем финансирования проекта, тыс. рублей (в соответствии с паспортом проекта).

Наименование проекта ________________________________

Наименование субъекта Российской Федерации ________________________________

Наименование территории реализации проекта ________________________________

Наименование уполномоченного органа ______________________________________

ФИО, должность руководителя уполномоченного органа __________________________

___________________________________________________________________________

Почтовый адрес уполномоченного органа _______________________________________

Телефон уполномоченного органа ______________________________________________

Адрес электронной почты уполномоченного органа _______________________________

Заявитель ________________________________

Срок реализации проекта ________________________________

Состав документов, входящих в заявочную

документацию, с указанием количества

страниц и реквизитов ________________________________

Руководитель органа

исполнительной власти

субъекта Российской

Федерации ____________________________________________________

(М.П.) (при наличии) (подпись) (расшифровка подписи)

Исполнитель:

_______________________________ _________ _____________________

(должность, контактный телефон) (подпись) (расшифровка подписи)

Приложение № 3

к приказу Минсельхоза России

от ______________ № _______

IV. Процедура внесения изменений в проект

Общество «МСП Банк» приступило к реализации госпрограммы по оказанию финансовой помощи бизнесу с 2004 года. Основными задачами банковского учреждения в являются:

  1. Предоставление кредитных средств для приоритетного бизнес-сегмента, нуждающегося в получении финансовой помощи. К такому бизнес-сегменту относится производственная отрасль, а также ресурсосберегающий, инновационный, модернизационный проект регионального и социального значения.
  2. Предоставление разнообразных форм помощи субъектам малого и среднего бизнеса с привлечением ресурсов банков-партнёров.
  3. Обеспечение равноценных возможностей субъектам МСП в доступе к получению долгосрочных денежных ресурсов по всей территории государства, включая регионы, которым присуща сложная экономико-социальная ситуация.

Обществом «МСП Банк» предоставляется субсидия на развитие малого бизнеса в 2017 году по двухуровневой методике через сеть банков-партнёров и иные финансовые компании (микрофинансовые, факторинговые, лизинговые). Получить такую поддержку могут ИП и фирмы, относящиеся к МСП и отвечающие требованию ФЗ № 209 .

Для оформления субсидии по программе «МСП Банка» нужно придерживаться следующей процедуры:

  1. Направить запрос на получение финансовой помощи c приложением необходимых документов. Банк, после получения запроса, проверит, относится ли обратившаяся фирма к МСП. Далее определяется, какой тип финансирования (лизинг, микрозайм, кредит) необходим обратившейся фирме. После этого банк обратится к партнёрам программы, с предложением оказать поддержу обратившейся компании, и дождётся ответа.
  2. Заключить договор о финансировании.
  3. Получить полагающийся вид помощи.

Указанный орган представляет собой некоммерческую организацию в виде федерального государственного бюджетного учреждения. Фонд создан на основании для выполнения следующих задач:

  • подготовка специалистов (включая привлечение молодёжи к инновационной деятельности);
  • привлечение инвестиционных средств из внебюджетных источников в отрасль небольшого инновационного бизнеса;
  • проведение мероприятий по созданию новых рабочих мест с целью эффективного использования имеющегося в стране научно-технического потенциала – в этом вопросе Фонд тесно взаимодействует с региональными Центрами занятости жителей;
  • проведение мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса;
  • предоставление денежной субсидии от государства и информационных услуг небольшим инновационным компаниям, которые реализуют проекты по освоению и разработке новых типов наукоёмких технологий и изделий на основе интеллектуальной собственности, принадлежащих данным фирмам;
  • осуществление политики по развитию и поддержке малых форм предприятий, ведущих деятельность в научно-технической отрасли.

В этом году Фондом осуществляются мероприятия по реализации программ инновационного развития, направленных на увеличение количества рабочих мест, привлечение инвестиционных средств в отрасль инновационного бизнеса, коммерциализацию итогов научно-технической деятельности, развитие действующих и создание новых высокотехнологических фирм.

Антироссийские санкции затронули сельскохозяйственных производителей, возможно, в первую очередь. Фермеры терпят убытки, теряют налаженные каналы сбыта продукции. О развитии бизнеса в таких условиях говорить не приходится. Но все же с целью поддержки производителей Правительством была выделена субсидия для фермеров в сумме 3,375 миллиарда рублей.

Какие субсидии можно получить сегодня от государства фермеру-новичку или малому сельхозпредприятию? Распределение помощи таково:

  • семейные животноводческие фермы получат в общем 1,425 млрд рублей госпомощи;
  • фермерские хозяйства, оформляя землю в собственность, получат порядка 50 миллионов рублей;
  • на бытовое обустройство начинающим фермерам-предпринимателям государство выделит 1,9 млрд рублей.

В 2015 году финансирование получат 83 региона (в 2014 — 77), в том числе Крым. Все полученные субсидии фермеры вправе потратить на такие цели:

  • увеличение поголовья скота;
  • покупка оборудования, материалов;
  • приобретение посадочного материала, удобрения, корма;
  • покупка участков для ведения на них сельхозбизнеса и другое.

Субсидии будут распространяться по регионам неравномерно. В первую очередь суммы будут выделены тем регионам, которые наиболее пострадали от санкций, самых неразвитых и нуждающихся в поддержке. Так, наибольшие субсидии будут у Дагестана (260 миллионов на регион) и Ставропольского края (свыше 300 миллионов).

Предприятие-претендент должно соответствовать определенным критериям, перед тем как получить субсидии фермерам:

  • Получить субсидии на поддержку бизнеса могут начинающие фермеры или состоявшееся предприятие, нуждающееся в развитии.
  • К начинающим фермерам причисляют россиян со средним или высшим образованием, зарегистрированных как ИП и/или являющихся главой КФХ, имеющий опыт в сельхозобласти. Для КФХ действуют дополнительные требования: проживание в местности, где ведется сельское хозяйство в течение минимум одного года, подача заявки один раз за время деятельности хозяйства.
  • Если речь идет об ИП, то он должен пройти регистрацию за три года или более до подачи заявки и уже реализовать продукцию сельского хозяйства минимум на 30 тысяч рублей.
  • Кроме КХФ и ИП, в подпрограмме по выделению субсидии могут участвовать сельхозкооперативы, микропредприятия, личные подсобные хозяйства.

Финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей

Инвестиционное кредитование может использоваться исключительно с целью развития сельскохозяйственного бизнеса: покупка техники, скота, необходимого оборудования.

Размер кредитов для молодых фермеров достигает 5 млн руб. на срок до 15 лет с правом льготного периода до 5 лет. КФХ, которые желают получить поддержку государства, должны подать соответствующую заявку на участие. Счастливчики, как и в предыдущем случае, определяются путем конкурсного отбора, исходя из лимитов финансирования.

Победители в конкурсе, если это необходимо, обращаются в специализированные гарантийные фонды либо в региональный залоговый центр для получения поручительства и поддержки с их стороны. После того как банк принимает решение о выдаче кредита, следует обращение к органам АПК, которые отвечают за субсидирование по выплатам процентов по кредиту.

Согласно принятому в первом чтении проекту документа, доходы бюджета РФ в 2022 году составят 25,021 трлн рублей, в 2023 году — 25,540 трлн рублей, в 2024 году — 25,831 трлн рублей. Расходы запланированы в 2022 году на уровне 23,694 трлн рублей, в 2023 году — 25,241 трлн рублей, в 2024 году — 26,354 трлн рублей.

В соответствии с проектом закона, в следующие два года бюджет будет профицитным.

Из запланированных расходов на реализацию национальных проектов в 2022 году предусмотрено 2,74 трлн рублей, в 2023 году — 2,88 трлн рублей, в 2024 году — 2,98 трлн рублей.

Согласно заключению Счетной палаты РФ, в 2022 году расходы федерального бюджета по сравнению с 2019 годом, то есть с допандемийным периодом, увеличиваются на 5,479 трлн рублей (или на 30,1%).

Нормы закона распространяются на туристические объекты в сельской местности и в малых городах численностью до 30 тысяч жителей.

Под сельским туризмом подразумевается посещение туристических объектов:

  • с обеспечением комфортного и познавательного отдыха на природе
  • с организацией знакомства с историко-культурным наследием и народными промыслами
  • с приобщением к традиционному укладу фермерской жизни
  • с предоставлением туристам возможности безвозмездного участия в с/х работах (без извлечения материальной выгоды)

Сельский туризм для фермерской семьи или хозяйства – не единственный и часто не основной источник заработка. Для туристов, в принципе, не важно, чем именно занимаются фермеры:

  • сельским хозяйством
  • рыболовством или иным промыслом
  • производством какой-либо продукции

Сельский образ жизни, как правило, сильно отличается от ритма, привычного для горожан, приезжающих на отдых в деревню. Для них это сфера новая, неизвестная, а потому очень любопытная. Конные прогулки, гастрономические туры, реконструкции сельских праздников и обычаев – подобные формы досуга давно привлекает людей самого разного возраста и достатка. Для фермеров-организаторов это ещё и неплохой бизнес.

Для деревень и малых городов сельхозтуризм становится дополнительным источником налогового дохода и альтернативных рабочих мест, раскрывает творческий потенциал местных жителей, стимулирует развитие инфраструктуры на сельской территории.

Требования к услугам в сфере сельского туризма устанавливаются Правительством РФ.

Закон предоставил аграриям возможность оказывать услуги, расширяющие канал заработка и снижающие зависимость от сезонных работ:

  • приём и временное размещение
  • предоставление питания
  • организация досуга:
    • экскурсии
    • другие виды отдыха

Любой вид досуга туристов в сельской местности относится к сельскому туризму (агротуризму)..

Фермеры могут предложить гостям копать картошку или колоть дрова, устроить туры по сбору грибов с проводником, организовать фитомаршруты для сбора лекарственных трав или кардиомаршруты – прогулки вдоль леса, виноградников. Вариантов не счесть. Для путешественников это станет самым незабываемым впечатлением, которое они унесут с собой.

Известно, что одним из «тормозов» на пути развития сельского туризма являются «земельные запреты»:

  • путешественников необходимо куда-то привезти, организовать стоянку под их транспорт, построить ресторан, гостевой домик – создать туристический комплекс:
  • пока туристов размещать в деревне негде – по закону, на землях сельхозназначения любое строительство категорически запрещено
  • за нецелевое использование с/х земель владелец рискует получить не только немалый штраф, но и даже расстаться со своим наделом

Компромисс в отношении использования земли под гостевые дома может быть достигнут. Законодательный прецедент уже создан – закон, разрешающий фермеру строить на с/х землях жильё для собственного проживания, уже принят.

В отношении гостевых домов подвижки уже есть. В законодательстве дорабатываются критерии, согласующиеся с качеством услуг по сельскому туризму:

  • расширяется перечень средств размещения для оказания туристических услуг с включением в него объектов сельской местности
  • определяются требования к безопасности и надёжности гостевых домов и то, какими они должны быть
  • устанавливаются нормативы по гостевым домам:
    • они будут отличаются от что, предъявляются к гостиничным заведениям в крупных городах
  • вопрос с разрешением на строительство гостевых домов может быть решён на уровне регионального законодательства
  • строительство туристических объектов может быть включено в инвестпроекты по развитию сельских территорий:
    • утверждаемых на региональном уровне
    • с получением софинансирования из федерального бюджета
  • вносятся изменения в Жилищный кодекс РФ, закрепляющие возможность временного размещения туристов в жилом помещении, находящемся на сельских территориях
  • в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» уже внесена норма, в соответствии с которой места размещения, используемые для сельского туризма, не относятся к гостиницам

Нормальное функционирование сельского туризма возможно только при наличии необходимой инфраструктуры:

  • муниципальные дороги
  • подъезды к деревням
  • прокладка линий тепло- и водоснабжения

Помогать фермерам с решением этих вопросов будут муниципальные и региональные власти.

С 2020 года действует госпрограмма развития сельских территорий:

  • рассчитана на срок до 2030 года
  • предусматривает кардинальные преобразования на селе, в том числе по следующим направлениям:
    • улучшение инфраструктуры
    • повышение качества дорог
    • интернет покрытие
  • финансирование программы – из федерального бюджета

Новинка – грант «Агротуризм»

С 2022 года Минсельхозом России на развитие нового направления планируется предоставлять гранты «Агротуризм» – в рамках ведомственного проекта «Развитие сельского туризма в РФ».

На реализацию данной меры господдержки в на 2022–2024 годы будет выделены дополнительные ассигнования федерального бюджета в объёме 1.5 млрд руб.:

  • в 2022 году – 300 млн. руб.
  • в 2023 году – 500 млн. руб.
  • в 2024 году – 700 млн руб.

Грант «Агротуризм» будет предоставляться заявителю для софинансирования его затрат, связанных с реализацией проекта развития сельского туризма.

Размер гранта «Агротуризм», предоставляемого конкретному заявителю, определяется в зависимости от размера его собственных средств, направленных на реализацию проекта развития сельского туризма:

  • до 3 млн руб. (включительно) – при направлении не менее 10%
  • до 5 млн. руб. (включительно) – при направлении не менее 15%
  • до 8 млн руб. (включительно) – при направлении не менее 20%
  • до 10 млн руб. (включительно) – при направлении не менее 25%

Механизм господдержки аграриев обновился

Для финансирования отрасли предусмотрено несколько действующих программ, которые преследуют определенные государственные цели:

  1. Умножение количества местных производств. Большими хозяйственниками могут стать даже начинающие фермеры.
  2. Защита от рисков. Эта мера направленна на хозяйственников, занимающихся делом в условиях сложной погоды. Страховка иногда получается очень выгодной.
  3. Уменьшение потерь из-за плохого урожая. Выплаты в этом случае могут производиться из федерального или регионального бюджета.
  4. Уменьшение цены на выпускаемые товары. Стоимость пшеницы регулируется на государственном уровне. За ее снижение предусматриваются дополнительные ассигнования.
  5. Правительственное распределение. Дотации поставляются в регионы согласно утвержденным планам. Для развития главных направлений создаются специальные прогнозы.

Государство предоставляет для сельхозпроизводителей несколько видов разных программ:

  1. На развитие КФХ. Конкурсная основа, целевое предназначение: приобретение угодий, подводка коммуникаций, строительство.
  2. Возмещение процентов. Кредит предоставляется на модернизацию хозяйства.
  3. Дотация на лизинг. Возможно приобретение оборудования и техники.
  4. Компенсация расходов на строительство для семьи.
  5. Единовременная помощь. Предоставляется на обустройство хозяйства, в том числе на покупку пассажирского транспорта.

При оформлении любой поддержки будут учтены личные качества фермера, профессиональные достижения, опыт, наличие личного хозяйства до образования КФХ. Специалисты изучат бизнес-план, учтут возможность финансирования собственными средствами, наличие поголовья, хозпостроек и другого имущества, использующегося в работе.

Например, гранты на развитие КФХ в большинстве случаев предоставляются при учете таких условий, как:

  • Наличие профильного образования у заявителя.
  • Рекомендации местных представителей власти.
  • Размеры собственных капиталов.
  • Бизнес-планы.
  • Существующие угодья.
  • Возможности реализации продукции.
  • Значимость проекта для местности.

Гранты могут получить как начинающие специалисты, так и большие семейные хозяйства.

Субсидирование этого вида предусматривает предоставление дотаций на погашение процентных ставок по имеющимся кредитам. Важное условие получения денег – оформление целевого соглашения, направленного на совершенствование дела. Для производства можно приобрести только технику и оборудование. Это может быть не только земледелие, но и животноводство.

Государственная программа предусматривает погашение лизинга, оформленного на покупку техники и оборудования.

Данный вид дотации предусматривает денежную компенсацию трат на строительство объектов сельского хозяйства. Получить этот вид поддержки могут только семейные хозяйства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *