Справка о доходах госслужащего 2022 до какого числа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Справка о доходах госслужащего 2022 до какого числа». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Данные Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.

В этой связи пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24 апреля 2015 г. N 47 федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно-методическими материалами.

В свою очередь, исходя из Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, Типового положения об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», уполномоченными на оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, является подразделение государственного органа, органа местного самоуправления или организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

В этой связи лица, на которых возложены ограничения и запреты, требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, для получения соответствующей консультативной помощи, в том числе по вопросам заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обращаются в указанное подразделение.

При возникновении у подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений сложностей в предоставлении консультаций сотрудникам таких подразделений рекомендуется сначала обратиться в рабочем порядке к ответственным специалистам Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России в части разрешения сложившейся ситуации и при необходимости направить официальный запрос с приложением всех материалов, характеризующих ситуацию, с просьбой оказать консультативную помощь такому подразделению.

Как заполнять декларацию о доходах госслужащего

Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью соответствующего лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством.

Лица, обязанные представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения) представляются лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения (далее — служащий (работник)), а именно:

1) лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (последние — с учетом особенностей, установленных подпунктом 2 настоящего пункта);

2) лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительных органов сельских поселений и осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, — в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, такие лица сообщают об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;

3) государственными и муниципальными служащими, замещающими должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) работниками государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;

5) лицами, замещающими должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, иные должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

6) работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;

7) атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее — атаман войскового казачьего общества);

8) уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (далее — финансовый уполномоченный), руководителем службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

9) иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином, претендующим на замещение (далее — гражданин):

1) государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности;

2) любой должности государственной службы (поступающим на службу);

3) должности муниципальной службы, включенной в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) должности в государственных корпорациях (компаниях, публично-правовых компаниях), Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенной в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;

5) должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

6) отдельной должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенной в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;

7) должности атамана войскового казачьего общества (атаманом войскового казачьего общества, избранным высшим органом управления войскового казачьего общества при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атама��а войскового казачьего общества);

8) должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

9) иных должностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. При заполнении титульного листа справки рекомендуется обратить внимание на следующее:

1) фамилия, имя и отчество (при наличии) гражданина, служащего (работника), представляющего сведения, его супруги и несовершеннолетнего ребенка указываются (в именительном падеже) полностью, без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, по состоянию на дату представления справки (реквизиты удостоверяющего личность документа указываются по состоянию на дату представления справки). Серия свидетельства о рождении указывается по формату: римские цифры — в латинской раскладке клавиатуры, русские буквы — в русской;

2) дата рождения (год рождения) указывается в соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность;

3) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) указывается при наличии. При этом в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» с ноября 2013 года СНИЛС присваивается новорожденным в беззаявительном порядке;

4) место службы (работы) и замещаемая (занимаемая) должность указываются в соответствии с приказом о назначении и служебным контрактом (трудовым договором) на отчетную дату (в случае, если в период декларационной кампании (с 1 января по 1 (30) апреля года, следующего за отчетным) наименование замещаемой (занимаемой) должности изменилось, то указывается должность, замещаемая (занимаемая) 31 декабря отчетного года). При заполнении справки гражданином, не осуществляющим трудовую деятельность в установленном порядке, претендующим на замещение вакантной должности, в графе место службы (работы) указывается: «временно неработающий, претендующий на замещение «наименование должности».

Если сведения представляются в отношении несовершеннолетнего ребенка, то в графе «род занятий» рекомендуется указывать образовательное учреждение, воспитанником (учащимся) которого он является, или «находится на домашнем воспитании».

При представлении сведений в отношении лиц, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, в графе «род занятий» рекомендуется указывать «безработный»; в случае если лицо не имеет работу и заработок и при этом не зарегистрировано в органах службы занятости, то в графе «род занятий» рекомендуется указывать «временно неработающий» или «домохозяйка» («домохозяин»).

Лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами, в рассматриваемой графе рекомендуется указывать «осуществляющий уход за нетрудоспособным гражданином».

Представление депутатом представительного органа сельского поселения высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) справки в связи с одновременным замещением иной самостоятельной муниципальной должности не отменяет обязанность по сообщению об отсутствии сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;5) при наличии на дату представления справки нескольких мест работы на титульном листе обязательно указывается основное место работы, т.е. организация, в которой находится трудовая книжка. При этом рекомендуется указать и иные места работы.

При заполнении справки лицом, только выполняющим работы и (или) оказывающим услуги на основании договоров гражданско-правового характера (самозанятые граждане, работающие без трудовой книжки), рекомендуется указывать «выполнение работ (оказание услуг) в сфере (указывается наименование соответствующей сферы)».

При заполнении справки лицом, замещающим муниципальную должность на непостоянной основе, указывается муниципальная должность и основное место работы (службы) или род занятий;

6) адрес места регистрации указывается по состоянию на дату представления справки на основании записи в паспорте или ином документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры, почтовый индекс). При наличии временной регистрации ее адрес указывается в СПО «Справки БК» — в графе «доп. раздел». При отсутствии постоянной регистрации указывается временная (по паспорту). В случае если служащий (работник), гражданин, член семьи не проживает по адресу места регистрации, в СПО «Справки БК» — в графе «доп. раздел» указывается адрес фактического проживания.

81. Понятие недвижимого имущества установлено статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (например — буровые скважины, распределительный газопровод среднего или низкого давления, линии электропередачи, линии связи и др.).

82. При заполнении данного подраздела указываются все объекты недвижимости, принадлежащие служащему (работнику), его супруге (супругу) и (или) несовершеннолетним детям на праве собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или в каком государстве зарегистрированы.

Также в данном подразделе подлежат отражению объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя.

При заполнении данного подраздела рекомендуется заблаговременно проверить наличие и достоверность документов о праве собственности и/или выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

83. Юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества является государственная регистрация прав на недвижимое имущество (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В связи с этим сведения об объекте недвижимости указываются в данном подразделе в точном соответствии с информацией об этом объекте, содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) на отчетную дату.

84. В соответствии с пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. В этой связи в данном подразделе также подлежит отражению информация об указанных объектах до их регистрации в Росреестре, если на отчетную дату у лица, в отношении которого представляется справка, имеется право собственности.

85. Указанию также подлежит недвижимое имущество, полученное в порядке наследования (выдано свидетельство о праве на наследство) или по решению суда (вступило в законную силу), право собственности на которое не зарегистрировано в установленном порядке (не осуществлена регистрация в Росреестре).

86. Каждый объект недвижимости, на который зарегистрировано право собственности, указывается отдельно (например, два земельных участка, расположенные рядом и объединенные одним забором, указываются в справке как два земельных участка, если на каждый участок есть отдельный документ о праве собственности и т.п.).

Заполнение графы «Вид и наименование имущества»

87. При указании сведений о земельных участках указывается вид земельного участка (пая, доли): под индивидуальное гаражное, жилищное строительство, садовый, приусадебный, огородный и другие. При этом:

1) садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей;

2) огородный земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

88. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» под личным подсобным хозяйством понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. При этом для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

89. Земельный участок под многоквартирным домом, а также под надземными или подземными гаражными комплексами, в том числе многоэтажными, не подлежит указанию. Одновременно не подлежит отражению информация о земельном участке в рамках гаражно-строительного и иных кооперативов в случае отсутствия прав собственности у лица, в отношении которого представляется справка.

104. В данном подразделе указываются сведения о транспортных средствах, находящихся в собственности, независимо от того, когда они были приобретены, в каком регионе Российской Федерации или в каком государстве зарегистрированы. Транспортные средства, переданные в пользование по доверенности, находящиеся в угоне, в залоге у банка, полностью негодные к эксплуатации, снятые с регистрационного учета и т.д., собственником которых является служащий (работник), его супруга (супруг), несовершеннолетний ребенок, также подлежат указанию в справке.

Также в данном подразделе подлежат отражению транспортные средства, принадлежащие на праве собственности гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя.

105. Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника (пункт 6 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764).

106. Если транспортное средство по состоянию на отчетную дату находилось в собственности служащего (работника), его супруги (супруга), несовершеннолетнего ребенка, то его следует отразить в данном подразделе справки. Если на отчетную дату транспортное средство уже было отчуждено, то в подразделе 3.2 справки его отражать не следует. При этом в разделе 1 справки следует указать доход от продажи транспортного средства, в том числе по схеме «трейд-ин».

107. Регистрация транспортных средств носит учетный характер и не служит основанием для возникновения (прекращения) на них права собственности (см. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16 апреля 2019 г. N 18-КГ19-9). Таким образом, в случае, например, если служащий до 31 декабря 2020 года включительно продал легковой автомобиль, а новый собственник зарегистрировал такое транспортное средство только в январе 2021 года, то данный объект не подлежит отражению в подразделе 3.2 раздела 3 справки служащего. При заполнении графы «Место регистрации» указывается наименование органа внутренних дел, осуществившего регистрационный учет транспортного средства, например МО ГИБДД ТНРЭР N 2 ГУ МВД России по г. Москве, ОГИБДД ММО МВД России «Шалинский», ОГИБДД ММО МВД России по Новолялинскому району, 3 отд. МОТОТРЭР ГИБДД УВД по ЦАО г. Москвы и т.д. Указанные данные заполняются согласно паспорту транспортного средства.

Также допускается указание кода подразделения ГИБДД в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства.

108. Аналогичным подходом необходимо руководствоваться при указании в данном подразделе водного, воздушного транспорта.

109. В строке 7 «Иные транспортные средства» подлежат указанию, в частности, прицепы, зарегистрированные в установленном порядке.

133. В данном разделе указываются сведения об имеющихся ценных бумагах, долях участия в уставных капиталах коммерческих организаций и фондах. Доход от имеющихся ценных бумаг указывается в разделе 1 «Сведения о доходах» (строка 5 «Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях»).

Ценные бумаги, приобретенные в рамках договора на брокерское обслуживание и (или) договора доверительного управления ценными бумагами (включая договор на ведение индивидуального инвестиционного счета) и собственником которых является служащий (работник), его супруга (супруг) или несовершеннолетние дети, также подлежат отражению в подразделе 5.1 или 5.2 соответственно.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации передача ценных бумаг в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. В этой связи переданные в доверительное управление ценные бумаги подлежат отражению в разделе 5 справки.

Ценные бумаги с неоднородными признаками (например, разные номинальные стоимости ценных бумаг, обыкновенные и привилегированные акции одного эмитента, разная стоимость приобретения (возмездная, безвозмездная) и т.д.) следует отражать в разных строках.

Декларации о доходах и имуществе ежегодно, не позднее 1 апреля, предоставляются государственными служащими и прочими публичными должностными лицами в рамках законодательства о гражданской службе и закона о противодействии коррупции. Сведения подаются также в отношении членов их семей: супруга(-и) и несовершеннолетних детей. В декларациях указываются данные за предшествующий год: информация о доходах и расходах, о владении транспортом и недвижимостью, акциях и обязательствах имущественного характера.

Впервые требование предоставлять сведения о доходах и имуществе в отношении госслужащих в России было введено в 1995 году. Согласно ст. 12 федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года, госслужащие должны были подавать соответствующие данные в органы налоговой службы. Однако все эти сведения получали статус служебной тайны, и их проверка проводилась только налоговой службой.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года В ст. 8 документа говорится, что государства — участники Конвенции должны «устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять декларации о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов».

Требование к должностным лицам и членам их семей декларировать свои доходы, имущество и обязательства имущественного характера было установлено федеральным законом от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции». 29 декабря того же года в ст. 10 федерального конституционного закона «О правительстве РФ» были внесены поправки, обязывающие членов кабинета министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем по праву собственности им и членам их семей.

18 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, которыми, в частности, был регламентирован круг чиновников и членов их семей, подающих декларации. В него попали не только президент, сотрудники его администрации, члены правительства, но и парламентарии, судьи, сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие, занимающие командные и управленческие должности в российской армии. С 2012 года отчитываться стали руководители Центробанка РФ, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, их супруги и несовершеннолетние дети.

В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» и указом президента от 8 июля 2013 года «Вопросы противодействия коррупции», список лиц, обязанных обнародовать сведения о своих доходах и имуществе, был расширен. В него были включены руководители госкомпаний и госкорпораций. В марте 2015 года правительство РФ освободило руководство ряда компаний с госучастием от публикации таких сведений (ОАО «РЖД», ПАО «Роснефть» и др.). Требование публичной декларации касается лишь сотрудников некоммерческих и бюджетных организаций, фондов, корпораций и компаний, которые на 100% принадлежат государству и руководители которых назначаются правительством РФ. Коммерческие компании (акционерные общества) должны предоставлять сведения о доходах своих руководителей в правительство, но не обязаны их публиковать.

С 1 января 2013 года российские чиновники отчитываются не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен (мужей) и детей. Проверке подлежат сделки по приобретению земельного участка, недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход за последние три года. К декларированию также обязательны источники средств, за счет которых были заключены сделки. 19 августа 2013 года вступил в силу запрет для чиновников иметь счета в зарубежных банках. За невыполнение приведенных выше требований предусматривается административное наказание, вплоть до увольнения с формулировкой «в связи с утратой доверия». Государственные служащие, согласно законодательству, не имеют права заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью. При этом они могут безвозмездно работать в органах управления некоммерческих организаций.

4 ноября 2015 года вступил в силу закон, который предусматривает возможность досрочного лишения мандатов парламентариев, если они или члены их семей не предоставили в срок декларации о доходах. Ранее ответственность за непредставление или несвоевременное представление деклараций в законодательстве отсутствовала.

В мае 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в действующее законодательство, согласно которым временно исполняющие обязанности глав регионов и атаманы войсковых казачьих обществ также обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.

В августе 2018 года президент подписал закон о контроле за соответствием расходов бывших чиновников их доходам, полученным во время работы на государственных постах. Документом установлено, что такой контроль осуществляется в течение 6 месяцев со дня освобождения от должности или увольнения лиц, «замещавших (занимавших) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей». Речь идет о сделках по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций и др.

С 2020 года, согласно методическим рекомендациям Минтруда, чиновники должны раскрывать в своих декларациях сведения об активах, разделенных при разводе или в результате брачного договора.

Сведения о доходах и имуществе публикуются на официальных сайтах соответствующих ведомств и в СМИ с 2010 года. Однако публичная версия деклараций чиновников значительно отличается от той, которую должностное лицо подает в кадровую службу. В «открытой» версии отсутствует информация о счетах и долговых обязательствах, не сообщается точное местонахождение декларируемой недвижимости и год выпуска автомобиля, нет информации о расходах, не сообщаются имена и фамилии супругов и несовершеннолетних детей. При наличии недвижимости за рубежом, как правило, указывается только страна, где она находится.

Программа Справка БК – это СПО (расшифровка аббревиатуры — специальное программное обеспечение), созданное для заполнения декларации о доходах госслужащих и их расходах, включая всех членов семьи.

Своевременно предоставлять такую справку обязаны все государственные служащие. Справка о доходах госслужащих за 2020 год подаётся в начале 2021 года.

Госслужащий обязан ежегодно заполнять справку на каждого члена своей семьи, включая несовершеннолетних детей.

Соискателям на замещение государственных должностей также нужна справка о доходах для поступления на госслужбу. Контроль заполнения ведёт ФНС.

Министерство труда Российской Федерации опубликовало свежие методические рекомендации по заполнению справки о доходах госслужащего за 2020 год.

Методичка актуализирована на 2021 год, состоит из 51 страницы с примерами разбора множества частных случаев.

Ранее был проведён видео-разбор заполнения Справки 460 и правил подачи декларации. Разобранные на видео примеры актуальны и на этот год.

Сдавать заполненную справку на себя и всех членов семьи можно начиная с 1 января 2021 года.

До какого числа сдать справку зависит от категории госслужащего:

Для депутатов установлен крайний срок сдачи в виде даты 1 апреля 2021 года

Всем остальным государственным служащим нужно подать документы на себя и членов своей семьи в срок до 30 апреля 2021 года включительно

31 мая 2021 года — последний день для предоставления уточнённых сведений о доходах.

В этом году из-за пандемии коронавируса сроки сдачи не продлеваются, как это было в 2020 г.

  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс

    ПЕРЕЧЕНЬ
    должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей *

    (с изменениями на 21 декабря 2020 года)

    ________________

    * Наименование в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 года N 120. — См. предыдущую редакцию.

    1. Должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», к высшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы.

    2. Должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

    3. Другие должности федеральной государственной гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

    1. В Министерстве внутренних дел Российской Федерации (МВД России):

    а) заместители Министра внутренних дел Российской Федерации;

    б) руководители (начальники):

    подразделений центрального аппарата МВД России;

    территориальных органов МВД России;

    органов предварительного следствия системы МВД России и их структурных подразделений;

    органов управления и подразделений Госавтоинспекции;

    образовательных и научных организаций системы МВД России и их филиалов;

    (Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483. — См. предыдущую редакцию)

    медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России;

    окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России;

    представительств МВД России за рубежом;

    абзац утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2017 года N 31 — см. предыдущую редакцию;

    иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России;

    в) подпункт утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2017 года N 31 — см. предыдущую редакцию;

    г) заместители лиц, замещающих должности, указанные в подпункте «б» настоящего пункта.

    (Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2012 года N 352; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 25 января 2017 года N 31. — См. предыдущую редакцию)

    2. В Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России):

    а) заместители Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

    б) руководители (начальники):

    подразделений центрального аппарата МЧС России;

    территориальных органов МЧС России;

    Государственной противопожарной службы МЧС России;

    Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России;

    аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, образовательных и научных организаций, иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России;

    (Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483. — См. предыдущую редакцию)

    7

    Воздушный транспорт:

    Не имеет

    8

    Иные транспортные средства:

    Не имеет

    _________________

    1 Указывается вид собственности (индивидуальная – когда имущество находится в единоличной собственности лица, представляющего сведения об имуществе или общая – когда имущество находится в собственности лица, представляющего сведения об имуществе, и иных лиц с определением доли каждого в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)); для совместной собственности указываются иные лица (Ф.И.О. или наименование), в собственности которых находится имущество; для долевой собственности указывается доля лица, представляющего сведения об имуществе.

    Раздел 3. Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях


    п/п

    Наименование и адрес

    банка или иной кредитной

    организации

    Вид и

    валюта счета 1

    Дата открытия счета

    Номер счета

    Остаток на счете 2 (руб.)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1

    ЗАО «Ситибанк Россия», г. Москва, ул. Гашека, д. 8, стр. 1.

    Депозитный,

    в рублях

    18.02.2009

    указывается

    20-значный

    номер счета

    100 000

    _________________

    1 Указывается вид счета (депозитный, текущий, расчетный, ссудный и другие) и валюта счета.

    2 Остаток на счете указывается по состоянию на отчетную дату. Для счетов в иностранной валюте остаток указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.

    Раздел 4. Сведения о ценных бумагах

    4.1. Акции и иное участие в коммерческих организациях

    7

    Воздушный транспорт:

    Не имеет

    8

    Иные транспортные средства:

    Не имеет

    _________________

    1 Указывается вид собственности (индивидуальная – когда имущество находится в единоличной собственности лица, представляющего сведения об имуществе или общая – когда имущество находится в собственности лица, представляющего сведения об имуществе, и иных лиц с определением доли каждого в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность)); для совместной собственности указываются иные лица (Ф.И.О. или наименование), в собственности которых находится имущество; для долевой собственности указывается доля лица, представляющего сведения об имуществе.

    Раздел 3. Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях


    п/п

    Наименование и адрес

    банка или иной кредитной

    организации

    Вид и

    валюта счета 1

    Дата открытия счета

    Номер счета

    Остаток на счете 2 (руб.)

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    1

    ЗАО «Ситибанк Россия», г.Москва, ул. Гашека, д. 8, стр. 1.

    Депозитный,

    в рублях

    22.06.2012

    указывается

    20-значный

    номер счета

    100 000

    _________________

    1 Указывается вид счета (депозитный, текущий, расчетный, ссудный и другие) и валюта счета.

    2 Остаток на счете указывается по состоянию на отчетную дату. Для счетов в иностранной валюте остаток указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату.

    Раздел 4. Сведения о ценных бумагах

    4.1. Акции и иное участие в коммерческих организациях

    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Расследование коррупционных преступлений

    В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

    • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
    • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
    • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
    • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
    • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

    Сотрудники госслужбы, чьи полномочия предполагают предоставлять такие сведения:

    • Лица на государственной должности РФ, субъекта РФ, муниципальной должности на постоянной основе.
    • Государственные и муниципальные служащие на должностях, включенных в перечни из нормативных правовых актов РФ.
    • Работники госкорпораций, ПФ РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда ОМС, а также организаций, которые создаются Российской Федерацией на основании федеральных законов. Назначение на эти позиции и освобождение от них производится Президентом РФ или Правительством РФ. Кроме того это должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций.
    • Работники организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в этих организациях, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами.

    Граждане, претендующие на замещение:

    • Государственной должности РФ, субъекта РФ, муниципальной должности.
    • Любой должности госслужбы.
    • Должности муниципальной службы, включенной в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ.
    • Должности в госкорпорациях, ПФ РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда ОМС, а также организаций, которые создаются Российской Федерацией на основании федеральных законов. Назначение на эти позиции и освобождение от них производится Президентом РФ или Правительством РФ. Кроме того это должности, включенные в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций.
    • Отдельной должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенной в перечни, установленные федеральными государственными органами.

    Путин перенес срок предоставления деклараций о доходах чиновников

    Сведения представляются отдельно:

    • за самого госслужащего;
    • за супругу/супруга,
    • за каждого несовершеннолетнего ребенка госслужащего.

    По каждому члену семьи составляется отдельная Справка. Объединение сведений по нескольким членам семьи в одной Справке не допускается.

    Отчетный период и отчетная дата представления сведений

    Гражданин предоставляет:

    • сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году подачи документов;
    • сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную дату).

    Госслужащий предоставляет ежегодно:

    • сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный (отчетный) год (с 1 января по 31 декабря), предшествующий году представления сведений;
    • сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления сведений).

    Госслужащий должен представить Справку, если по состоянию на 31 декабря отчетного года:

    • замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень должностей, а сам служащий замещал указанную должность;
    • временно замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень должностей.

    Госслужащий не представляет сведения, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года.

    При составлении Справки учитывается семейное положение гражданина или госслужащего на отчетную дату.

    Если необходимо подавать сведения о доходах и расходах супруги, следует руководствоваться ст. 25 Семейного кодекса РФ. Брак, расторгнутый в ЗАГСе, прекращается со дня регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния. Если брак же расторгнут в суде, то датой растроржения считается день вступления решения суда в законную силу.

    Все государственные работники, входящие в перечень должностей, утвержденный указом президента № 557 от 18.05.2009, ежегодно должны передавать информацию о материальном состоянии семьи в проверяющий орган. Это касается и тех граждан, кто только заступил на службу. При приеме на работу он обязан предоставить работодателю заполненную бумагу (это требование Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ). Декларация госслужащих 2021 заполняется отдельно на каждого члена семьи. К ним относятся супруг, супруга и дети, не достигшие 18 лет на 31 декабря отчетного периода.

    Документ содержит сведения:

    • об имуществе, принадлежащем служащему или члену его семьи;
    • о тратах за год;
    • обо всех денежных средствах, полученных семьей.

    Форма документа утверждена президентом РФ (указ от 23.06.2014 № 460). С 01.03.2017 заполняется с помощью программного обеспечения СПО «Справки БК». Документ подписывает сам служащий. Для заполнения потребуются:

    • справки 2-НДФЛ;
    • свидетельства о собственности;
    • договоры купли-продажи;
    • банковские выписки.

    На сайте Министерства труда и соцзащиты РФ представлены правила заполнения декларации о доходах госслужащих 2021 и обновленные методические рекомендации.

    С 1 июля справки о доходах предоставляются по новой форме

    Существует ряд обязательных требований при заполнении документа:

    1. Заполняется собственноручно или на компьютере.
    2. Нельзя использовать карандаш.
    3. Не разрешается допускать какие-либо исправления.
    4. Если бланк предоставляется в распечатанном виде, то только на бумаге формата А4.
    5. Не принимается к рассмотрению декларация для госслужащих в поврежденном виде.
    6. Недопустимо использовать корректирующую жидкость, замазывать ею ошибки.

    В этом разделе документа указывается информация о крупных приобретенных объектах. Это квартира, загородная недвижимость, автомобиль, ценные бумаги, земельный участок и другие большие покупки. Отражается сумма всех расходов при покупке. Для каждого приобретения надо прописать реквизиты бумаг на право владения имуществом и происхождение денежных средств для каждой отдельной траты.

    Все данные по банковским счетам госслужащего должны содержаться в этом разделе. Вид счета значения не имеет. Абсолютно все указываются в этом разделе.

    Обязательно следует перечислить все данные:

    • наименование банка;
    • в какой валюте открыт счет;
    • когда открыт;
    • сколько средств осталось.

    Вся указанная информация точная и сверена с банковской выпиской.

    Прописываются все обязательства по кредитам и другие финансовые долги, которые погашает гражданин или должны выплатить ему. Недвижимость, пользование которой осуществляется по договору аренды или другим способом использования. Для каждого имущества следует указать тип здания, количество квадратных метров, этажей, точный адрес, период пользования.

    Срок подачи справки о доходах и расходах госслужащего за 2020 год

    Заявление о невозможности представить сведения о доходах госслужащих за 2019 руководителю учреждения написать нельзя – такое право не предусмотрено антикоррупционным законодательством (п. 31 Рекомендаций по заполнению). А вот в отношении членов своей семьи такое заявление направить можно – если причины, по которым не получается подать справку, объективны. Заявление должно быть направлено в установленный срок – до 30 апреля (п. 29, 30 Рекомендаций по заполнению).

    Кстати, объективность причины, по которой не подается справка, тоже становится поводом для споров. В одном таком деле разбирался Верховный суд (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17.04.2017 № 59-КГ17-3). Работница не подала работодателю справку о доходах своего супруга, поскольку тот отказался сообщать сведения, посчитав их коммерческой тайной. Комиссия по урегулированию конфликта интересов, созданная работодателем, признала причину необъективной и расценила ее как способ уклонения от представления сведений. В итоге трудовой договор с работницей был расторгнут по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ и судьи признали законность такого решения.

    Закон № 273-ФЗ устанавливает, что справки о доходах подают руководители государственных и муниципальных учреждений и граждане, претендующие на замещение этой должности. Однако органы-учредители могут расширить круг лиц, обязанных отчитываться о своем финансовом положении. Прежде всего, так делают федеральные органы власти в отношении подведомственных учреждений. Например, Минобрнауки[2] включило в перечень должностей не только руководителя, но и заместителя руководителя, главного бухгалтера, его заместителя и аналогичный руководящий состав филиалов и представительств учреждения. Все эти работники должны представлять справки.

    Подобные решения принимают и учредители регионального уровня. В частности, Минстрой Республики Крым[3] обязал декларировать доходы директоров, их заместителей и главных бухгалтеров подведомственных учреждений.

    Заявление о невозможности представить сведения о доходах госслужащих за 2019 руководителю учреждения написать нельзя – такое право не предусмотрено антикоррупционным законодательством.

    Отметим, что на возникновение обязанности по раскрытию доходов напрямую влияет должностной статус, имеющийся у лица на отчетную дату. Применительно к должности руководителя учреждения приведем несколько важных разъяснений Минтруда.

    1. Врио руководителя учреждения, замещающий эту должность на 31 декабря отчетного года, обязан подать справку (пп. 2 п. 13 Рекомендаций по заполнению).

    2. Если лицо назначено на должность руководителя учреждения (в том числе в статусе врио) после 31 декабря отчетного года, справку представлять не надо (п. 14).

    3. Если руководитель учреждения уволился с этой должности в период с 1 января по 30 апреля 2020 года, справку за 2019 год подавать не требуется (п. 15). Отметим, что в прошлогодних рекомендациях Минтруд указывал, что отчитаться в аналогичной ситуации о своих доходах не будет нарушением.

    Сведения подаются отдельно на работника и каждого члена его семьи, подпадающего под нормы о декларировании. Например, руководителю, состоящему в браке и имеющему двоих несовершеннолетних детей, нужно представить четыре справки. Как сказано в п. 11 Рекомендаций по заполнению, нельзя объединять в одной справке сведения о двух и более лицах (скажем, о двух несовершеннолетних детях).

    Справку нужно заполнять на основании правоустанавливающих и иных подтверждающих официальных документов. Минтруд не рекомендует пользоваться информацией, полученной по телефону, в том числе в виде СМС-сообщений (п. 34 Рекомендаций по заполнению). Все это может повысить вероятность ошибки.

    Если же руководитель учреждения обнаружит неточности после подачи справки, уточненные сведения можно представить в течение месяца после окончания срока представления справки – до 31 мая года, следующего за отчетным. При этом повторно подаются только те справки, в которых не отражены, не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки (п. 27, 28 Рекомендаций по заполнению).

    Если руководитель вовремя не воспользуется своим правом уточнить представленные сведения и неточности в справках обнаружат уже сотрудники органа-учредителя, первому лицу учреждения грозит дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. Но могут последовать и менее строгие наказания, в частности выговор.

    Так произошло, например, в споре, который рассматривал Красноярский краевой суд (Апелляционное определение от 12.02.2018 по делу № 33-2017/2018). Работница посчитала незаконным выговор, который был вынесен работодателем за предоставление недостоверных сведений о доходах и расходах, и обратилась в суд. Но тот не увидел нарушений. Сведения действительно были поданы в неполном виде: в справках на себя и супруга работница неверно указала, например, вид собственности на недвижимое имущество, не вписала реквизиты документов, являющихся основанием для возникновения права собственности, а в разделе о счетах не указала адрес банка. Эти нарушения присутствовали как в основной, так и в уточненной справке. Выговор за подачу недостоверных сведений был вынесен правомерно.

    Данный спор показывает, что вывод о недостоверности информации работодатель (учредитель) может сделать даже тогда, когда ошибки связаны именно с неверным заполнение справок о доходах госслужащих (отсутствие реквизитов документов-оснований, адреса банка). Не помешают подробные разъяснения Минтруда на этот счет.

    Все полученные доходы, в том числе по основному месту работы, указываются без вычета НДФЛ. В строках разд. 1 справки отражаются следующие виды доходов:

    • по основному месту работы;

    • от педагогической и научной деятельности;

    • от иной творческой деятельности;

    • от вкладов в банках и иных кредитных организациях;

    • от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях;

    • иные доходы (пенсия и доплаты к ней, средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, или пособий, стипендия, доход от сдачи в аренду недвижимости или транспортного средства, от реализации недвижимости, транспортных средств и иного имущества, денежные средства, полученные в порядке дарения или наследования).

    При отсутствии того или иного вида дохода в соответствующей строке надо поставить, например, «нет», «не имеется», «0». В последней строке раздела суммируется общий доход.

    Вместе с тем Минтруд в п. 60 Рекомендаций по заполнению пояснил: в этом разделе не нужно учитывать денежные средства, полученные работником (членом его семьи) в качестве возмещения расходов, связанных:

    • со служебными командировками за счет средств работодателя;

    • с оплатой проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно;

    • с приобретением проездных документов для исполнения должностных обязанностей;

    • с оплатой коммунальных и иных услуг, наймом жилого помещения;

    • с внесением родительской платы за посещение дошкольного учреждения; и др.

    Кроме того, в качестве дохода не указываются средства, полученные:

    • в виде социального, имущественного, инвестиционного налогового вычета;

    • в качестве бонусных баллов, бонусов на накопительных дисконтных картах, начисленных банками и иными организациями за пользование их услугами, в том числе в виде денежных средств («кэшбэк»-сервис);

    • в качестве возврата НДС, уплаченного при совершении покупок за границей, по чекам tax-free;

    • в виде кредитов, займов;

    • в связи с переводом денежных средств между своими банковскими счетами, а также с зачислением на свой банковский счет средств, ранее снятых с другого счета;

    • в качестве перевода (между супругами и (или) несовершеннолетними детьми).

    С 2021 года госслужащие представляют декларацию о доходах по новой форме 250.00

    В разделе 6 справки отражаются сведения об объектах недвижимости, находящихся в пользовании, а также о срочных обязательствах финансового характера.

    В подразделе 6.1 указывается недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т. п.), находящееся во временном пользовании руководителя, членов его семьи, и основания пользования (договор аренды, фактическое предоставление и др.). Подраздел в обязательном порядке заполняется в отношении тех лиц, которые по месту работы (например, в соответствующем субъекте РФ) имеют временную регистрацию (п. 138, 140 Рекомендаций по заполнению).

    Сведения об имуществе вносятся либо в подразд. 3.1 «Недвижимое имущество», либо в подразд. 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании». Отсутствие информации в обоих подразделах не допускается.

    Вместе с тем на практике часто возникает путаница: гражданин, обязанный отчитываться о своем финансовом положении, не вносит сведения об имуществе в разд. 3 (поскольку оно не принадлежит ему на праве собственности), но и не включает эти сведения в подразд. 6.1. А впоследствии работодатели (органы власти) и суды делают вывод о нарушении работником антикоррупционного законодательства.

    В одном из таких случаев служащий внес в справку за 2016 год сведения о двух квартирах, зарегистрированных в Росреестре в отчетном году, хотя расходы на них в справке отражены не были, а в предыдущих справках квартиры или соответствующие источники дохода не указывались. Как пояснил служащий, одна квартира приобреталась по договору долевого участия в 2008 году, а доля в праве собственности на вторую квартиру была унаследована в 2007 году. В силу давности приобретения недвижимости и отсутствия в эти периоды установленной обязанности соблюдать антикоррупционное законодательство служащий, не указав квартиры в более ранних справках, ничего не нарушил. Однако суд посчитал иначе: лицо подало неполные сведения, хотя обязано было внести в справки за 2015 и предыдущие годы сведения о квартирах независимо от фактической даты их госрегистрации (Постановление Президиума Хабаровского краевого суда от 12.11.2018 № 44Г-178/2018).

    Аналогичный вывод судьи сделали и в другом споре (Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ от 11.07.2017 № 204-КГ17-5). Служащий не указал в справке о доходах земельный участок и дом, находящийся в его фактическом пользовании (но не на праве собственности), хотя обязанность сообщать сведения о таких объектах прямо установлена антикоррупционным законодательством. К дисциплинарной ответственности в виде выговора (за представление неполных сведений) служащий был привлечен обоснованно.

    В подразделе 6.2 указывается каждое имеющееся на отчетную дату срочное обязательство финансового характера на сумму, равную или превышающую 500 тыс. руб., кредитором или должником по которому является руководитель учреждения, его супруга (супруг), несовершеннолетний ребенок. Если на 31 декабря 2019 года размер обязательства (оставшийся непогашенным долг с суммой процентов) составил менее 500 тыс. руб., оно в справке не отражается. Хотя и включение его в справку не будет нарушением (п. 149, 154 Рекомендаций по заполнению).

    Срочные финансовые обязательства, например, возникают по договорам о предоставлении кредита, об уступке права требования, а также по договору долевого строительства (их обязательно надо отражать в справке, если между моментом полной оплаты по договору и моментом подписания передаточного акта или госрегистрации квартиры проходит много времени). В последней ситуации должником выступает компания-застройщик (п. 158 Рекомендаций по заполнению).

    При заполнении справок о доходах госслужащих, работнику потребуется информация, полученная им:

    • в банке;
    • бухгалтерии;
    • у работодателя;
    • в ГИБДД;
    • в ЕГРП.

    Перед началом работы требуется тщательно ознакомиться со справочной информацией. В левой колонке расположены пиктограммы, в правой – описание функций. Каждую пиктограмму нужно тщательно изучить.

    Когда программка запустится, появится окошко. В нём работнику предложат создать новый, или запустить уже имеющийся пакет документов.

    Рекомендуется начать с нуля и заняться созданием нового пакета документации. Для начала нужно оформить справку на себя. Для этого потребуется сделать следующее:

    1. Выбрать пункт «Создаём файл».
    2. Выбрать «Для меня».
    3. Заполнить все данные на страничке «Данные о человеке, который подаёт сведения».

    Если справка создаётся на супругу, то алгоритм действий будет примерно таким же. Только в разделе «Выбрать» нужно будет нажать: «Справка на супругу». Потом потребуется заполнить информацию в разделе «Информация о супруге».

    Поле «Куда подаётся документ» выбирается при помощи значений из списка. Этот список открывается через пиктограмму «стрелка вниз».

    Нажав на неё, можно получить список со значениями. Выделить требуемый пункт. Если таковой в списке со значениями отсутствует, необходимо выбрать «Иное». Затем нужное подразделение пишется вручную.

    Поля «Основная справка» и «Уточняющая справка» заполняются посредством проставления отметки или галочки. Перед этим следует подобрать соответствующее значение.

    Далее следует обратить внимание на пункт «Для чего подаётся справка». Галочка ставится только напротив одного из значений. Когда создаётся новая справка, галочка стоит напротив поля «В рамках декларационных значений». Если формируется основная справка, то данное значение следует оставить.

    Своё Ф.И.О. нужно писать в ручном режиме. Поле «дата рождения» заполняется в ручном режиме, либо выбирается из календаря. Для перехода в календарь нужно нажать на соответствующую пиктограмму.

    Поля «Серия и № документа, который удостоверяет личность» записываются в ручном режиме. Очень важно, чтобы паспорт был действительным, иначе система его попросту «не увидит».

    Поле «Дата выдачи» заполняется по аналогии с датой рождения. Информация о том, где именно был выдан документ, также вносится вручную.

    Поле «Место регистрации» заполняется при помощи пиктограммы «многоточие». Нажав на неё, можно увидеть дополнительную вкладку для вписывания адреса.

    Новые правила информирования о доходах госслужащих вступают в силу с июля 2020

    Справку можно создать стандартным способом, через пункт «Файл». Но проще и быстрее будет просто нажать на соответствующую иконку. После этого система предложит создать справку по образцу текущего документа. Необходимо нажать на кнопку «Да».

    Информация о супруге предоставляется точно так же, как и о лице, которое предоставляет сведения. Поле «Место регистрации» заполняется автоматически, аналогично значению, которое указывается лицом, которое подаёт сведения.

    Данное поле подлежит коррекции. Это актуально в том случае, если адрес регистрации и фактического проживания супруги не совпадает с данными работника.

    Поля блока «Сообщаю сведения о доходах и расходах» заполняются автоматически, учитывая данные, которые предоставил человек. Они корректуре не подлежат.

    Для заполнения титульного листа справки необходимо выбрать пункт меню:

    • «Файл».
    • «Создать».
    • «Справка на несовершеннолетнего». Здесь следует выбрать подпункты (сын, дочь).

    Но можно нажать на одну из иконок на панели инструментов, в зависимости от того, на кого именно заполняется справка.

    На соответствующей страничке необходимо ввести номер свидетельства о рождении несовершеннолетнего и указать дополнительную информацию о документе. В качестве дополнительных сведений требуется сообщить, где обучается несовершеннолетний.

    Если несовершеннолетний ещё не достиг четырнадцатилетнего возраста, то его Ф.И. на титульном листе заполняются в родительном падеже.

    Заполнив все нужные поля, требуется нажать на кнопку «Следующий раздел». Заполнение раздела «Сведения о доходах» в первых пяти пунктах можно редактировать. Это делается:

    • двойным щелчком мышки;
    • одиночным щелчком мышки;
    • нажатием клавиши Enter.

    Изначально в полях установлено значение «0 рублей». Доход может быть по основному месту работы. А также требуется указать иные доходы, если человек занимался чем-то ещё.

    Если имела место продажа транспортного средства, то этот момент также необходимо указать.

    Ячейки заполняются в ручном режиме. Затем требуется щёлкнуть клавишей Enter. Если работник хочет указать доход от продажи ТС, то необходимо нажать на кнопку «Добавить». После этого откроется окно для заполнения. Все данные, касающиеся вида и марки транспортного средства можно выбрать путём пиктограммы. Далее нажимается кнопка «Ок».

    Справка (или декларация) о доходах госслужащих введена как метод противодействия коррупции. Декларированию подлежат не только сведения о доходе чиновника, но и о его расходах, имуществе и некоторых обязательствах. Дополнительно сообщается такая же информация о членах семьи отчитывающегося госработника.

    По замыслу законодателей, декларирование денег и имущества, ежегодно проходящих через руки чиновника и членов его семьи, позволяет отслеживать нелегальные доходы от использования должностных полномочий в личных целях.

    Нестыковки между заявленными доходами и расходами, расхождения данных в справке с реальным положением дел (например, выявлением незадекларированного дорогостоящего имущества) — поводы для начала разбирательств с чиновником вплоть до увольнения и уголовного дела.

    Впервые обязанность предоставить справку о доходах, расходах и имуществе возникает при приеме госслужащего на соответствующую должность. Кандидат на должность из перечня по Указу Президента РФ сдает справку вместе с остальными обязательными документами в кадровую службу госоргана, в который устраивается. Уже занимающие должности госслужащие сдают справки ежегодно в госорган, к которому относятся.

    Не стоит путать справку с обычной отчетностью в ИФНС, например декларацией 3-НДФЛ. Часть информации из справок почти всегда является той, доступ к которой тем или иным образом ограничен. Законом предусмотрены индивидуальные способы проверки и хранения такой информации, и они могут отличаться в разных госструктурах. Поэтому сдаются справки строго в тот госорган, к которому относится должность, обязывающая их сдавать.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *