Изменения в 131 ФЗ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в 131 ФЗ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральным законом от 22.12.2020 № 454-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности.

Так, согласно изменений в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступающими в силу с 01.01.2022, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.

Кроме того, органы местного самоуправления муниципального района наделяются правом на создание муниципальной пожарной охраны.

Также Федеральным законом от 22.12.2020 № 454-ФЗ с 02.01.2021 изменены требования к муниципальным правовым актам по пожарной безопасности, издаваемым на период особого противопожарного режима.

1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

2. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

поселение — городское или сельское поселение;

муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

муниципальный округ — несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

городской округ — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах; (в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

городской округ с внутригородским делением — городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования; (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

внутригородской район — внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением; (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; (в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

3. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:

определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;

правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

3. В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам применяются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.

1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

5. Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

6. Муниципальные нормативные правовые акты городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также иных городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации согласно положениям части 7 настоящей статьи, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 447-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

Суть 131 ФЗ об общих принципах местного самоуправления состоит в том, что органы власти на местах должны стать одним из обязательных условий для защиты прав рядовых россиян, предоставленных им Конституцией. При этом их структура предусматривает три вида территориальных местных или, как их часто называют муниципальных, образований (МО).

Организация местного самоуправления, в соответствии с ФЗ-131 от 06.10.2003 года, предполагает многоуровневую систему муниципальной власти, состоящую из:

  • представительного органа. Его глава в обязательном порядке избирается напрямую населением МО;
  • местной администрации, которая может состоять как из выборных работников, так и сотрудников по контракту;
  • контрольно-счетного органа, наличие которого выступает обязательным условием работы МСУ;
  • других подразделений, создание которых предполагается внутренним документами МО.

№131-ФЗ о самоуправлении определяет ключевые параметры работы местной власти, их полномочия, источники финансирования, принципы взаимодействия друг с другом, а также устанавливается гарантии государства по обеспечению их деятельности. Кроме того, Федеральным законом 131-ФЗ устанавливаются возможные способы, при помощи которых граждане имеют право выражать свою волю, начиная с выборов и референдумов и заканчивая сходами, собраниями и публичными слушаниями.

Важной и весьма характерной особенностью, которой обладает №131-ФЗ об общих принципах организации МСУ, выступает постоянное внесение в его текст корректировок и изменений. Последние из них на данный момент были внесены №83-ФЗ, принятым 18.04.2018 г.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ

Одна из самых коротких глав, которые включает в себя Федеральный закон 131-ФЗ об общих принципах МСУ. Она содержит три статьи – с 19 по 21. В первой из них констатируется, что права органов местного самоуправления, устанавливаемые рассматриваемым правовым актом или другими документами федерального и регионального уровня, относятся к отдельным государственным полномочиям.

При этом в законе 131-ФЗ обязательно указывается не только название органа МСУ, которому делегируются полномочия, но и срок их предоставления, точный перечень, а также источники финансирования, необходимого для исполнения. Кроме того, должны быть прописаны способы контроля со стороны федеральных или государственных органов власти и условиях прекращения подобного взаимодействия.

Статья 131-ФЗ под номером 20 описывает процедуру осуществления органами МСУ государственных полномочий, которые были им делегированы нормативным документов федерального или регионального уровня. В следующей статье, под номером 21, устанавливается необходимость и порядок ведения государственного контроля над исполнением государственных полномочий, делегированных на уровень МО.

Важным параметром, в значительной степени определяющим, насколько эффективно работает система местного самоуправления, выступают формы его осуществления. Именно их подробному описанию отведена глава 5 рассматриваемого Федерального закона 131-ФЗ. При этом каждой в нормативном акте разновидности отводится отдельная статья.

№131-ФЗ предусматривает следующие формы местного самоуправления, которые могут применяться в практической деятельности;

  • местный референдум (ст. 22). Используется для решения вопросов, отнесенных федеральным законодательством к местным. К числу характерных особенностей относятся: осуществление на всей территории МО, обязательное условие в виде сбора подписей (максимальное значение для принятия решения о проведении – не более 5% от общего количества граждан), извещение населения, как минимум, за месяц до мероприятия. Принятое на референдуме решение подлежит безусловному исполнению органами МСУ;
  • муниципальные выборы (ст. 23). Целью осуществления выступает избрание членов в выборные субъекты местного самоуправления. Главные условия проведения – тайное и всеобщее голосование;
  • голосование по отзыву выборных представителей или изменению границ МО (ст. 24). Несмотря на достаточно большой объем текста, является слабо проработанным вопросом, поэтому в статью постоянно вносятся корректировки. Целью этой формы осуществления МСУ выступает возможность отзыва ранее избранного депутата или члена муниципальных органов, а также изменение границ территориального образования;
  • сход граждан (ст. 25 и 25.1.)Статья определяет права местного самоуправления, которыми обладает сход граждан как представительный орган МО. Этот вариант МСУ справедливо считается традиционным, однако, в современных условиях применяется на практике достаточно редко;
  • правотворческая инициатива (ст. 26). Решения местного самоуправления, принятые в виде правотворческой инициативы, носят исключительно рекомендательный характер. Важно отличать эту форму МСУ от обращений граждан, например, петиций;
  • территориальное общественное МСУ (ст. 27) и его разновидность — староста (ст. 27.1), существующая для сельского поселения. Форма самоорганизации граждан, объединенных по территориальному принципу. Создается в рамках муниципального образования или отдельных его частей. Может быть выражено в виде собраний или назначении старосты, что предусмотрено положениями ФЗ-131 про сельские поселения;
  • публичные слушания и общественные обсуждения (ст.28). Одно из важных нововведений, отличающих №131-ФЗ от действовавшего ранее №154-ФЗ. Публичные слушания представляют собой обсуждения различных проектов развития МО или принимаемых их органами управления правовых документов. Инициатива проведения исходит от глав МО, однако, некоторые проекты и акты местного самоуправления выносятся на публичные слушания в обязательном порядке;
  • собрание граждан (ст. 29). Эта статья в свете последних нововведений в отечественном законодательстве вызывает различные толкования и множество вопросов. Это несколько удивительно, так как формулировки, изложенные в №131-ФЗ, трудно назвать неоднозначными. Они четко устанавливают право граждан на проведение собраний, что является продолжением положений Конституции;
  • конференция граждан или собрание делегатов (ст.30). Редко применяемая форма МСУ, фактически являющаяся альтернативой более простому и понятному собранию;
  • опрос граждан (ст. 31). Главной целью проведения опроса выступает получение мнения граждан, проживающих на территории МО, по вопросам, отнесенным к ведению местных органов власти. Результаты мероприятия носят характер рекомендации;
  • обращение граждан в органы МСУ (ст. 32). Делятся на письменные, которые на практике используются намного чаще, и устные, а также на коллективные и индивидуальные;
  • другие формы (ст.33). №131-ФЗ разрешает участие граждан в любых других формах МСУ, если они не противоречат действующему в России законодательству.

Следующая глава, включенная в Закон о местном самоуправлении 131-ФЗ, устанавливает виды управляющих органов и состоящие в них должностные лица. В ст. 34 содержится общее описание принципов, на основании которых осуществляется организация органов местного самоуправления в Российской Федерации. В статьях с 35 по 39 131-ФЗ подробно разъясняются полномочия и функциональные обязанности каждого из них, включая:

  • представительный орган МО (ст. 35 131-ФЗ) и входящие в его состав фракции (ст. 35.1 131-ФЗ). Начинает деятельность в том случае, если избрано, как минимум, 66,6% от полного состава депутатского корпуса. Деятельность органа МО регламентируется уставом образования, федеральным и региональным законодательством. Первое заседание проводится не позднее месяца с даты избрания. В роли представительного органа МСУ выступает сход, если количество избирателей, проживающих на территории МО, не превышает 100 человек. При численности в пределах 100-300 человек форма представительного органа выбирается самими гражданами. Также в ст. 35 приводится минимальная численности представительного органа МСУ, которая зависит от количества жителей МО. Например, при населении свыше 0,5 млн. человек, минимальное количество членов представительного органа составляет 35 человек. В ведении избранного жителями МО представительного органа находятся все вопросы местного значения, описанные в предыдущих главах ФЗ 131;
  • глава МО (ст. 36 131-ФЗ). Высшая должность, которую предусматривает Закон об организации местного самоуправления 131 ФЗ. Перечень полномочий, а также права и обязанности главы определяются уставом МО. Рассматриваемый документ допускает два варианта выборов главы – прямым волеизъявлением населения муниципальной территории или голосованием выбранных членов представительного органа МСУ из своего состава. Важным моментом ФЗ-131 выступает невозможность совмещения постов главы МО и председателя представительного органа МСУ. Право избираться главой МО имеет любой гражданин России, соответствующий требованиям №67-ФЗ. Устав муниципального образования может включать некоторые виды ограничений на право пребывания на посту главы МО, в частности, на количество сроков занимания должности подряд или всего;
  • местная администрация (ст. 37 131-ФЗ). Представляет собой исполнительный и распорядительный орган МО в противовес представительному. Руководство администрацией осуществляет ее глава, которым может быть либо глава МО, либо гражданин, исполняющий должностные обязанности по контракту. В последние годы в большинстве крупных городов страны преобладает именно второй вариант. Срок работы главы администрации совпадает с продолжительностью деятельности представительного органа МСУ, который и устанавливает условия заключаемого контракта. Права и обязанности главы должностного лица, назначенного или выбранного главой местной администрации, устанавливаются уставом МО и положения подписанного им контракта. Фактически подобная должность называется сегодня сити-менеджер;
  • контрольно-счетный орган МО (ст. 38 131-ФЗ). Главной функцией этого органа МСУ выступает осуществление контроля над деятельностью представителей местного самоуправления и правильностью исполнения бюджета МО. Деятельность подобных органов регламентируется №6-ФЗ, введенном в действие 07.02.2011 г.;
  • избирательная комиссия МО (ст.39 131-ФЗ). Обособленный орган МО, который в соответствии с положениями данной статьи не входит в состав органов МСУ. Такой подход позволяет сохранить самостоятельность и независимость, которые необходимы для исполнения возложенных на избирательную комиссию функций. Они заключаются в организации, подготовке и последующем проведении любых выборных процедур, референдумов, опросов и других подобных мероприятий на территории МО.

Отдельно рассматривается юридический статус выбранного представителя МСУ (ст. 40 131-ФЗ), а также органы МСУ как юридические лица (ст. 41 131-ФЗ). По первому вопросу стоит выделить следующий важным момент: депутатский срок не может быть меньше 2-х и превышать 5 лет. При этом в большинстве случаев статус члена представительного органа МСУ не предусматривает освобождения от основной деятельности человека.

Статья 41 131-ФЗ устанавливает правовой статус местной администрации и представительного органа МО в виде обычного юридического лица, поэтому должны пройти соответствующую процедуру регистрации. При этом они относятся к муниципальным казенным учреждениям, целью создания и работы которых выступает выполнение функций местного самоуправления.

Разъяснению того, что представляет собой с правовой точки зрения муниципальная служба, отводится ст. 42. Основным моментов, который при этом необходимо выделить, является тот факт, что правовое регулирование вопросов, связанных с пребыванием на службе в органах МСУ, отводится двум Федеральным законам — №77-ФЗ, который датируется 10.06.2008 г., и №281-ФЗ, вступившем в силу 25.12.2008 г.

Еще одним ключевым отличием рассматриваемого №131-ФЗ от его предшественника выступает детальная проработка экономической базы деятельности органов МСУ. В принятом в 1995 году и действовавшем ранее №154-ФЗ экономические вопросы практически не затрагивались, так как предполагалось, что они будут регламентированы другими федеральными законодательными актами.

Актуальный на сегодня Закон об организации местного самоуправления №131-ФЗ в ст. 49 предельно широко трактует понятие экономической основы МСУ, включая в него не только муниципальную собственность, но и имущество(ст. 50 131-ФЗ), принадлежащее МО, финансовые ресурсы бюджета (ст. 52, 53 и 55 131-ФЗ), заработанные или полученные в виде муниципальных налогов и сборов, а также различные имущественные права МО (ст. 51 131-ФЗ). Каждому из перечисленных понятий дается подробное описание в соответствующей статье или даже нескольких.

В отдельные статьи 131-ФЗ выделены правила и порядок осуществления закупок, товары и услуги от которых направляются на удовлетворение различных муниципальных потребностей (ст. 54 131-ФЗ), а также допустимый механизм муниципальных заимствований (ст.64 131-ФЗ).

Также несколько статей посвящены таким важным вопросам, как выделение и правила расходования субсидий и трансфертов, направляемых с различными целями из региональных бюджетов (ст. 63 131-ФЗ) и межбюджетных фондов (ст. 65 131-ФЗ). Большое внимание уделено принципам выравнивания уровня бюджетной обеспеченности различных видов муниципальных образований.

Важность главы 8 131-ФЗ подчеркивается еще и тем, что она достаточно часто редактировалась, что объясняется стремлением законодателей максимально приблизить нормативный акт к реальной практике. В результате, некоторые статьи, например, ст.57-59 и 62 131-ФЗ, попросту утратили силу и исключены из актуальной редакции документа.

Федеральный закон №131-ФЗ о местном самоуправлении

Федеральным законом от 18.07.2017 №171-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003.

Указанными изменениями учтен порядок формирования представительного органа муниципального образования.

Установлено, в частности, что в случае, если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранным им в соответствии с указанной нормой представительства поселений, дополнительного избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата.

В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования избрание главы муниципального образования, избираемого представительным органом муниципального образования из своего состава или из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, осуществляется не позднее чем через шесть месяцев со дня такого прекращения полномочий.

При этом если до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования осталась менее шести месяцев, избрание главы муниципального образования из состава представительного органа муниципального образования осуществляется на первом заседании вновь избранного представительного органа муниципального образования, а избрание главы муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, — в течение трех месяцев со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

Прокуратура Булунского района

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Указ Президента РФ от 19.05.2012 N 635 (ред. от 19.11.2021)

      «Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства»

    • Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 661

      «О внесении изменений в Положение о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 562»

    • Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 659

      «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

    • Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2020 N 56-р (ред. от 19.11.2021)

      «Об утверждении структуры Аппарата Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

    • Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1961

      «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 441»

    • Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1962

      «О внесении изменения в рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг»

    О внесении изменений в 131-ФЗ: муниципальные округа

    • Паспорт федерального проекта

      «Совершенствование управления в сфере туризма» (утв. Ростуризмом)

    • Паспорт федерального проекта

      «Развитие туристической инфраструктуры» (утв. Ростуризмом)

    • Паспорт федерального проекта

      «Повышение доступности туристических продуктов» (утв. Ростуризмом)

    С целью доступности информации, закрепленной конкретным законодательным актом, всем гражданам, в нормативном правовом документе дается разъяснение употребленной терминологии:

    • муниципальный район – группа заселенных территорий (область), а также земли между ними, расположенные в близлежащей местности, в территориальных границах которых органы власти уполномочены решать проблемы локального характера (в отношении указанных территорий), а также выполнять государственные распоряжения, делегированные на законодательном уровне РФ;
    • городской округ – населенный пункт, не имеющий отношение к территории муниципального района, власть которого уполномочена осуществлять решение вопросов, возникающих на уровне муниципалитета (перечень полномочий закрепляется действующими нормативными правовыми актами России), а также исполнять полномочия, переданные федеральными органами власти;
    • городское поселение включает городскую или поселковую местность, на территории которой локальным управлением занимается непосредственно население (ОМС при избирательном методе);
    • должностное лицо органов местной власти – гражданин, занимающий должность на основании подписанного трудового соглашения или назначенный в результате выборов, наделенный полномочиями распорядительного и исполнительного характера, направленными на урегулирование вопросов локального значения, а также организацию деятельности органов местной власти;
    • член выборного ОМС – гражданин, занимающий должность в органах местной власти, организованных на местных выборах (кроме представительских органов муниципальных образований).

    Федеральный закон №131 – нормативный правовой акт специального действия. Он направлен на регулирование основных вопросов организации и деятельности власти на местах. Структура представленного законодательного акта представлена 12-ю главами, объединяющими нормы единой направленности, и 86-ю статьями.

    Статья Наименование главы
    Статьи 1-9 Общие положения (объединяют терминологию, сферу действия НПА, порядок принятия гражданами участия в управлении государством и др.)
    Статьи 10-13 Принцип организации МС (Образование, корректировка, изменение территориальных границ населенных пунктов, их упразднение и создание)
    Статьи 14-18 Вопросы местного значения (перечень сфер, отнесенных к сфере управления органов самоуправления в соответствии с классификацией муниципальных субъектов)
    Статьи 19-21 Передача ОМС государственных полномочий (порядок делегирования федеральной властью своих полномочий субъектам муниципалитета, а также способы из реализации ОМС)
    Статьи 22-33 Формы участия населения в органах самоуправления (участие в референдумах, организация общественных сборов, съезд делегатов и др.)
    Статьи 34-42 Органы местной власти и должностные лица (Порядок формирования администрации других ОМС, выборов или назначения ее главы)
    Статьи 43-48 Правовые акты муниципалитета (нормативная документация, регулирующая деятельность органов самоуправления, акты локального характера и др.).
    Статьи 49-65 Экономическая основа (Порядок финансирования местной власти, собственность муниципалитета, расходы, закупки на обеспечение нужд местной власти)
    Статьи 66-69 Сотрудничество между муниципалитетами (Организации местных властей, собрание ОМС на уровне Федерации, ее субъектов и пр.)
    Статьи 70-78 Способы надзора и контроля за ОМС (отставка должностных лиц, главы администрации, ответственность указанных граждан)
    Статьи 79-82 Организационные вопросы (деятельность и организация местной власти в административно-территориальных единицах Российской Федерации)
    Статьи 83-86 Переходные положения (вступление нормативного правового акта в силу, ответственность за его исполнение и пр).

    Представленный нормативный правовой акт (ФЗ №131) регламентирует основные вопросы организации и деятельности органов местной власти на всех государственных уровнях. Каждая глава закона направлена на регуляцию отдельных сфер существования органов самоуправления.

    Как акт муниципального права, 131 ФЗ закрепляет:

    • Общественные правовые отношения, возникающие в аспекте функциональной деятельности местной власти;
    • Организацию локального управления во всех административно-территориальных единицах;
    • Порядок делегирования государственных полномочий высшим федеративным правлением;
    • Демократические принципы на уровне местного самоуправления;
    • Способы формирования местного правления, структуризацию последних в единую систему;
    • Порядок нормотворческой деятельности органов самоуправления.

    Отдельное внимание законодатель отдал регулированию финансовой стороны, обеспечивающей существование и эффективность деятельности власти на местах. Глава 8 имеет отличительный характер, поскольку ее нормы в большей части не отнесены к муниципальному праву и имеют в основе экономическую составляющую.

    Указанная глава вместила положения о:

    • Формировании бюджетов в каждой административно-территориальной единице;
    • Способы их наполнения, основные статьи расходов;
    • Возможность распоряжения ОМС собственными финансами;
    • Материальное обеспечение органов и должностных лиц, необходимое для надлежащего функционирования

    ФЗ 131 «О местном самоуправлении» в редакции 2021 года

    Участие народа в управлении государством осуществляется через органы местной власти. Порядок деятельности указанных структур строго определен на законодательном уровне – ФЗ №131. В силу изменения курса политики государства, возникновения новых потребностей граждан, преобразования муниципальных районов, возникает потребность в корректировке положений, закрепленных Федеральным Законом «Об основных принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003.

    Основы муниципальной власти в городах и поселениях регулируются и закрепляются следующими документальными актами:

    1. Международное право.
    2. Конституция РФ.
    3. ФКЗ (Федеральные конституционные законы).
    4. ФЗ.
    5. Постановления правительства и указы Президента.
    6. Постановления органов местного самоуправления, муниципалитетов.

    Особое значение в данной ситуации имеет принцип территориальности. Он означает, что управленческие структуры могут быть в сельских поселениях, городах, районах и т.д.

    Нужно учесть, когда меняется территориальное деление, положения вышеуказанного закона не применяются. Все вопросы разграничения компетенций рассматриваются в соответствие с законодательной базой регионального назначения.

    В муниципалитетах в соответствие с нормами законодательства все основные вопросы имеют право разрешать:

    1. Представительный орган.
    2. Администрация.
    3. Контрольный орган.
    4. Глава органа местного самоуправления и муниципального образования в целом.

    Это официальный список элементов, входящих в структуру. В каждом конкретном муниципальном образовании такие органы могут иметь свое название и свои особенности.

    Закон ФЗ-131 в действующей редакции содержит 12 глав и 86 статей с комментариями. Нормативно-правовой акт регулирует деятельность местных администраций субъектов РФ.

    Имеет 9 статей и дает определение понятию «местное самоуправление», а также иным терминам, применяемым в данном законодательном документе. Данная глава обозначает полномочия местной администрации и принципы совместной работы с муниципальными организациями.

    Имеет 4 статьи. В данной главе содержатся организационные принципы местного самоуправления РФ:
    • территориальное разделение;
    • изменение и разграничение территорий;
    • преобразование муниципалитета.

    Действующим федеральным законом о местном самоуправлении 131-ФЗ закреплён целый список полномочий, которыми обладают муниципалитеты:

    1. Принятие и проведение различных программ, направленных на улучшение качества жизни в собственном округе.
    2. Принятие собственного устава и конституции, а также реализация их положений.
    3. Создание и финансирование различных финансовых организаций.
    4. Утверждение тарифов на услуги, которые оказывают муниципальные предприятия.
    5. Работа на выборах.

    Закон «Об общих принципах местного самоуправления в РФ»

  • Приказ Минцифры России от 04.02.2021 N 55 (ред. от 18.11.2021)
  • Приказ Росрыболовства от 03.12.2020 N 648 (ред. от 18.11.2021)
  • Приказ Росрыболовства от 01.12.2020 N 644 (ред. от 18.11.2021)
  • Письмо Россельхознадзора от 11.11.2021 N ФС-КС-7/32254 (ред. от 17.11.2021)
  • Кодекс профессиональной этики аудиторов
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N 31 (ред. от 15.11.2021)
  • Регламент по организации и проведению официальных физкультурных и спортивных мероприятий на территории Российской Федерации в условиях сохранения рисков распространения COVID-19
  • Приказ АНО НАРК от 01.02.2019 N 05/19-ПР (ред. от 12.11.2021)
  • Приказ Минэкономразвития России от 11.08.2021 N 484 (ред. от 10.11.2021)
  • Приказ Минсельхоза России от 28.12.2020 N 794 (ред. от 10.11.2021)
  • Принят
    Государственной Думой
    16 сентября 2003 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    24 сентября 2003 года

    (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ,
    от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ,
    от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ,
    от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ (ред. 26.12.2005),
    от 18.04.2005 N 34-ФЗ, от 29.06.2005 N 69-ФЗ,
    от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ,
    от 12.10.2005 N 129-ФЗ, от 27.12.2005 N 198-ФЗ,
    от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ,
    от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 15.02.2006 N 24-ФЗ,
    от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.07.2006 N 120-ФЗ,
    от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ,
    от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 01.12.2006 N 198-ФЗ,
    от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ,
    от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ,
    от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 15.06.2007 N 100-ФЗ,
    от 18.06.2007 N 101-ФЗ, от 21.07.2007 N 187-ФЗ,
    от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 04.11.2007 N 253-ФЗ,
    от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 08.11.2007 N 260-ФЗ,
    от 10.06.2008 N 77-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
    от 25.11.2008 N 222-ФЗ, от 03.12.2008 N 246-ФЗ,
    от 25.12.2008 N 274-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ,
    от 07.05.2009 N 90-ФЗ)

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

    1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

    2. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

    Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 315-ФЗ в часть 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

    Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ в часть 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

    Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ в часть 1 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения

    1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

    сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

    городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

    поселение — городское или сельское поселение;

    муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

    городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

    внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

    муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;

    межселенная территория — территория, находящаяся вне границ поселений;

    вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

    вопросы местного значения межпоселенческого характера — часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;

    органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

    депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения;

    должностное лицо местного самоуправления — выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

    1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

    2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

    3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

    За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

    5. Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, не допускается.

    1. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

    2. В целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

    3. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований.

    4. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

    1. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:

    1) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения, за исключением территорий, указанных в пункте 3 настоящей части, могут не включаться в состав территорий поселений;

    Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

    2) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов;

    3) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

    4) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;

    5) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

    6) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения — более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения — менее 3000 человек каждый);

    Федеральным законом от 25 ноября 2008 г. N 222-ФЗ часть 1 статьи 11 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 6.1

    6.1) законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений;

    7) сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав сельского поселения;

    8) в соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек;

    9) утратил силу;

    10) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;

    11) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района — с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;

    12) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;

    13) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;

    14) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

    15) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

    16) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

    Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ в часть 1 статьи 13.1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 г.

    1. Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.

    2. Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

    3. Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

    Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ глава 2 настоящего Федерального закона дополнена статьей 13.2

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
    МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Принят Государственной Думой 16 сентября 2003 года
    Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

    АПК РФ

    ГК РФ (часть I)

    ГК РФ (часть II)

    ГК РФ (часть III)

    ГК РФ (часть IV)

    ГПК РФ

    ГрК РФ

    Жилищный кодекс

    КАС РФ

    КоАП РФ

    НК РФ (часть I)

    НК РФ (часть II)

    Семейный кодекс

    ТК РФ

    УИК РФ

    УК РФ

    УПК РФ

    Бюджетный кодекс

    Воздушный кодекс

    Водный кодекс

    Земельный кодекс

    Лесной кодекс

    Рассматриваемый закон, регулирующий вопросы организации местного самоуправления, включает в себя 12 глав, в том числе:

    1. главу, устанавливающую общие положения организации местного самоуправления на территории Российской Федерации;
    2. главу, определяющую принципы организации муниципального управления с территориальной точки зрения;
    3. главу, устанавливающую состав вопросов местного значения;
    4. главу, определяющую порядок наделения органов муниципального управления государственными полномочиями;
    5. главу, устанавливающую формы непосредственного осуществления гражданами муниципального управления и участия в нем;
    6. главу, определяющую перечень органов муниципального управления и состав должностных лиц муниципального управления, а также характеризующую их права, обязанности и полномочия;
    7. главу, определяющую состав и порядок принятия муниципальных правовых актов;
    8. главу, определяющую экономические основы осуществления муниципального управления;
    9. главу, устанавливающую принципы межмуниципального сотрудничества;
    10. главу, устанавливающую ответственность органов муниципального управления и должностных лиц, определяющую порядок надзора и контроля за их деятельностью;
    11. главу, определяющую особенности организации муниципального управления;
    12. главу, устанавливающую переходные положения.

    Федеральный закон № 131-ФЗ определяет местное самоуправление как одну из основ, гарантирующих реализацию конституционного строя в Российской Федерации.

    Данный закон понимает под местным самоуправлением форму осуществления населением своей власти в пределах, определенных российской Конституцией, законодательством страны, регионов, самостоятельного и ответственного решения вопросов, имеющих значимость для местного сообщества.

    Во второй статье Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяется понятийный аппарат местного самоуправления, в том числе в отношении различных видов муниципальных образований, вопросов местного значения, органов муниципального управления.

    Одним из субъектов самоуправления является сельское полномочие и в четвертой главе, после основных положений, прописан такой вопрос, как наделение органов МСУ отдельными полномочиями. Госдума отдает часть депутатских полномочий и прав местным органам. Глава сельского поселения является представителем своего ТСО в отношениях с другими городскими образованиями и органами власти, например, отправление запросов депутатам, а также гражданами и организациями.

    Глава сельского поселения наделен полномочиями подписывать нормативно-правовые акты, которые принимает Совет депутатов. Также он может требовать внеочередной созыв Совета, и самостоятельно издавать акты, но в пределах своих полномочий. Кроме того, глава сельского поселения имеет целый ряд административных обязанностей. При этом устав, вступивший в силу, может отличаться в зависимости от конкретного типа поселения.

    По данному законодательному акту признаками, характеризующими муниципальное образование, являются следующие:

    • территориальное население в определенных границах;
    • местное самоуправление ведется выборными органами;
    • существует муниципальная собственность;
    • реализация автономности и самостоятельности при решении местных вопросов;
    • свой устав, отвечающий процессуальным нормам Российской Федерации.

    При этом предусматривается, что положения о муниципальном образовании должны быть опубликованы на официальном общественном сайте района. Цель — чтобы граждане были ознакомлены с принятием последних решений, новостями, тестами, ответами на вопросы и гарантиями.

    Федеральный закон №131-ФЗ

    Для образца представим некоторые вопросы местного значения городского поселения:

    • принимать проект бюджета, находить источники финансирования;
    • установление местных налогов — важно, чтобы не было несоответствия с Налоговым Кодексом (то же касается и Трудового Кодекса);
    • владение и распоряжение имуществом из муниципальной собственности;
    • организация газо, электро, водо и теплоснабжения и т.д.;
    • деятельность в отношении автодорог — анализ старых и решение новых проблем путем направления определенных обязанностей соответствующей службе;
    • реализация социальной помощи, в том числе и обеспечение лекарствами, малоимущих граждан;
    • организация транспортного движения согласно с отзывами гражданских объединений;
    • определение главных принципов при ведении деятельности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

    В следующем году будет проиндексирован размер пенсий. Известно, что размер социальных пенсий увеличится на 7,7 процента, а страховых — на 5,9. Это значит, что среднегодовой размер страховой пенсии по старости пенсионеров, которые не трудоустроены, будет составлять 18 521 рубль. В прошлом году размер пенсии составлял 16 789 рублей. Прогресс есть.

    Получение пенсий, пособий и единовременных выплат будет происходить в автоматическом режиме. Стоит отметить, что представители Пенсионного фонда Российской Федерации собираются активно информировать граждан страны о предполагаемом размере страховой пенсии по старости и о пенсионных накоплениях. Кроме того, власти добавили функцию оформления заявления на портале Госуслуг. Пенсионерам достаточно оформить заявление на сайте, чтобы получить какие-либо бонусы.

    Статья 1. Местное самоуправление

    1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

    2. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

    1. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

    2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

    3. Установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

    1. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

    2. Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *