Программа первичного инструктажа по охране труда в ДОУ образец в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа первичного инструктажа по охране труда в ДОУ образец в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1.1. Настоящая программа первичного инструктажа по охране труда для педагогов детского сада разработана для проведения первичного инструктажа по охране труда для педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данная программа разработана в соответствии с ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», постановлением Минтруда России, Минобразования России № 1/29 от 13.01.2003 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» с изменениями от 30.11.2016г, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и иными нормативно-правовыми актами, Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Программа составлена для проведения инструктажа с воспитателями детского сада в целях обеспечения охраны здоровья и безопасных условий их работы на рабочем месте в дошкольном образовательном учреждении.
1.4. В программе изложены основные нормативные требования охраны труда и трудового законодательства Российской Федерации, знание которых обязательны для педагогических работников ДОУ.
1.5. Сведения о рабочем месте педагога:
1.5.1. Рабочим местом воспитателя является групповая ячейка, в которой он проводит занятия, уроки, дополнительные занятия, предметные конкурсы и мероприятия. Основная сфера деятельности воспитателя связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состояния здоровья.
1.5.2. На рабочем месте воспитателя, в групповой ячейке (комнате), созданы все условия для полноценного развития и воспитания детей дошкольного учреждения, соответствующие требованиям охраны труда. В группе есть раздевалка, обустроенная индивидуальными шкафчиками для одежды воспитанников, скамейки; игровой уголок, уголок природы, уголок отдыха, уголок с дидактическими материалами, уголок рисования, уголок с игрушками, столы для занятий; спальня, оборудованная спальными местами по количеству детей в группе; буфет, где хранится посуда и столовые приборы для приема пищи. Группы оснащены необходимой учебной мебелью в допустимом количестве, методическими пособиями, наглядными учебными пособиями, электронными средствами обучения. В группе могут быть следующие электронные средства обучения: интерактивная доска и мультимедийный проектор, персональный компьютер или ноутбук, телевизор, в кабинете музыки – музыкальные инструменты, музыкальный центр. Также группа может быть оснащена оргтехникой: принтер, ксерокс.
1.5.3. В туалетной комнате группы установлены умывальные раковины для детей, санитарные узлы, отгороженные друг от друга перегородками. Для персонала имеется отдельный туалет с раковиной для мытья рук.
1.5.4. Для прогулок детей на территории детского сада имеется групповые площадки, где установлены теневые навесы. На площадках установлено игровое оборудование, горки, лесенки, турники. Групповые площадки ограждены заборчиком и кустарником; на территории отсутствуют деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками.
1.5.5. Оборудование и мебель основных помещений подобрана соответственно росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования, промаркирована. Имеется медицинская аптечка и огнетушители.
1.5.6. Воспитатель в рамках организационной, педагогической и методической деятельности принимает активное участие в совещаниях при заведующем, проводимых в методических объединениях, педсоветах, семинарах, конференциях, мероприятиях.
1.6. Режим работы педагогического работника:
1.6.1. Воспитатель детского сада обязан соблюдать действующие в дошкольном образовательном учреждении Правила внутреннего трудового распорядка, Коллективный договор, режим работы и утвержденное расписание занятий, которыми предусматривается: время начала и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, порядок предоставления дней отдыха, отпуска и другие вопросы использования рабочего времени.
1.6.2. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:

  • старшим воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования и дополнительным общеобразовательным программам, и домов ребенка, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
  • педагогам-психологам;
  • социальным педагогам;
  • педагогам-организаторам;
  • методистам и старшим методистам организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

1.6.3. За норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников принимается норма часов учебной работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее — норма часов учебной работы).
1.6.4. Норма часов педагогической работы 24 часа в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

  • музыкальным руководителям;
  • концертмейстерам.

1.6.5. Норма часов педагогической работы 30 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается инструкторам по физической культуре.
1.6.6. Норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:

  • учителям-дефектологам;
  • учителям-логопедам.

Программа первичного инструктажа воспитателей ДОУ

2.1. Групповые ячейки (комнаты) проверено администрацией, специалистом по охране труда, лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении и соответствует нормам и требованиям охраны труда и пожарной безопасности.
2.2. Группа принята комиссией по приемке детского сада к новому учебному году.
2.3. Мебель, электронные средства обучения и оргтехника проверены на безопасность, пожарная сигнализация находятся в рабочем состоянии.
2.4. В группе в обязательном порядке имеется огнетушители и аптечка первой помощи с описью медикаментов, укомплектованная в соответствии с перечнем медикаментов, разработанным для дошкольных групповых ячеек.
2.5. Оборудование, учебные наглядные пособия и материалы, таблицы (карты) располагаются в шкафах согласно классификации и правилам хранения. Имеется картотека учебного оборудования и материалов, в которой обозначены места их расположения.
2.6. В групповой ячейке имеются необходимые нормативные документы, инструкции по охране труда и пожарной безопасности, правила поведения воспитанников в помещениях детского сада.
2.7. На видном месте в групповой ячейке размещен уголок охраны труда, где находятся инструкции по охране труда с условиями безопасной работы и правила поведения в детском саду и группе.
2.8. Требования к размещению и хранению учебного материала
2.8.1. Система правильного и рационального размещения и хранения учебного оборудования и наглядных пособий и материалов, построенная на основе принципов научной организации труда, должна обеспечивать его сохранность и экономить время воспитателя на подготовку занятий. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования и материала — по видам, с учетом частоты использования и правил безопасности.
2.8.2. Карты, плакаты, таблицы и рисунки хранят в рулонах или наклеивают (по выбору педагога) на картон или ткань и расставляют их в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.
2.9. Выполняя трудовые обязанности, педагогический работник детского сада обязан соблюдать следующие требования охраны труда:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, режим работы, трудовую дисциплину, а также правила поведения на территории и в помещениях дошкольного образовательного учреждения;
  • строго соблюдать требования охраны труда, пожарной и электробезопасности;
  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
  • оперативно сообщать заведующему дошкольным образовательным учреждением (при отсутствии – иному должностному лицу) о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников, воспитанников и окружающих, несчастном случае, принимать меры по оказанию первой помощи пострадавшим и доставке их в медицинский пункт дошкольного образовательного учреждения;
  • сообщать заведующему детским садом (при отсутствии – иному должностному лицу) об ухудшении состояния своего здоровья;
  • добросовестно выполнять свои должностные обязанности;
  • проходить в установленном порядке медицинские осмотры, инструктаж по вопросам пожарной безопасности;
  • выполнять установленные нормы труда и отдыха;
  • бережно относиться к имуществу дошкольного образовательного учреждения;
  • содержать свое рабочее место, мебель и закрепленное оборудование в чистоте и порядке;
  • при передвижении по территории и в помещениях дошкольного образовательного учреждения следует пользоваться только установленными проходами;
  • пройти обучение и знать приемы оказания первой помощи пострадавшим при несчастном случае, способы предотвращения аварийных ситуаций;
  • знать место расположения аптечки первой помощи и уметь применять содержащиеся в ней лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • знать места расположения первичных средств пожаротушения и уметь ими пользоваться в случае возгорания;
  • выполнять только ту работу, которая входит в должностные обязанности;
  • соблюдать правила личной гигиены. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, курить, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте и на территории детского сада;
  • не допускать к выполнению работы и работе с компьютерным оборудованием, электронными средствами обучения и оргтехникой посторонних лиц;
  • знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре или иной ЧС и эвакуации.

2.10. Общее руководство работой по охране труда в ДОУ осуществляет заведующий. Непосредственно руководство работой по охране труда осуществляет специалист (инженер) по охране труда, работой по обеспечению пожарной безопасности – должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении.
2.11. Основными направлениями деятельности детского сада в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и воспитанников;
  • административное управление охраной труда;
  • административный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;
  • расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

2.12. В целях реализации социальной политики в сфере охраны труда в дошкольно�� образовательном учреждении оборудован кабинет (уголок) охраны труда.
2.13. Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда являются:

3.1. Педагогический работник дошкольного образовательного учреждения обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда и пожарной безопасности, Правила внутреннего трудового распорядка.
3.2. Оперативно сообщать заведующему о любом несчастном случае, происшедшем в групповой ячейке, иных помещениях и на территории детского сада, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
3.3. Запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного опьянения, курить на территории детского сада.
3.4. При заболевании или травмировании, как на работе, так и вне ее, необходимо сообщить об этом заведующему ДОУ и обратиться в лечебное заведение.
3.5. При несчастном случае следует оказать первую помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию первой помощи, вызвать медицинского работника дошкольного образовательного учреждения.
3.6. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии. 3.7. При обнаружении неисправности демонстрационного оборудования, электронных средств обучения, компьютерной и оргтехники, приспособлений отключить их и убрать в места хранения, сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудование, электронные средства обучения, компьютерную и оргтехнику, приспособления запрещается.
3.8. Не допускать использование сломанной мебели, стендов, подставок под цветы, полок. Их необходимо изъять и передать заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе для организации их ремонта.
3.9. Педагогический работник обязан:

  • обеспечить здоровые и безопасные условия пребывания воспитанников в детском саду, соблюдение санитарно-гигиенического режима и утвержденных правил;
  • иметь I квалификационную группу по электробезопасности;
  • участвовать в разработке инструкций по охране труда;
  • инструктировать практикантов на рабочем месте;
  • проводить инструктажи воспитанников по охране труда и технике безопасности;
  • оформить в групповой ячейке уголок охраны труда, где сосредоточить инструкции, плакаты по безопасным приемам работы;
  • перед началом занятий проверять исправность электрооборудования, компьютерного оборудования и оргтехники, ЭСО. В случае обнаружения неисправностей, создающих опасность, сообщать заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе, работу с их использованием не проводить до устранения неисправностей;
  • по окончании работы проверять выключение электрооборудования, закрытие водопроводных кранов;
  • оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях;
  • оперативно извещать руководство ДОУ о каждом несчастном случае;
  • организовать эвакуацию воспитанников из помещения в случае возникновения пожара, а также при возникновении ЧС и угрозы теракта.

3.10. Не оставлять воспитанников одних без присмотра, не допускать их к включению и выключению ЭСО, персонального компьютера и оргтехники.
3.11. Не загромождать проходы и эвакуационные выходы из помещения.
3.12. Не допускать скапливания бумаги на рабочем месте.

4.1. При выполнении должностных обязанностей на воспитателя воздействуют следующие опасные и вредные факторы:

  • повышенное психо-эмоциональное напряжение;
  • значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
  • преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки при незначительной общей мышечной и двигательной нагрузке;
  • большой объем интенсивной зрительной работы;
  • высокая плотность эпидемических контактов.

4.2. Опасными зонами на территории дошкольного образовательного учреждения являются:

  • системы коммуникаций: тепло-, водоотведения, в т.ч. на прилегающей территории;
  • электрооборудование, электроустановки, электрощитовые;
  • лестницы при использовании обуви на высоком каблуке и скользкой подошве;
  • прилегающие к зданиям организации территории, находящиеся в зоне схода с крыш снега и падения сосулек;
  • территории подъезда специального транспорта.

4.3. В целях создания безопасных условий труда в дошкольном образовательном учреждении размещены знаки безопасности и предупреждающие плакаты: на электрощитовых и электроустановках.

5.1. Перед началом работы воспитатель должен надеть полагающуюся санитарную одежду и обувь. Внешний вид воспитателя должен быть опрятным и эстетичным.
5.2. Обувь и одежда должны быть удобны для работы с детьми дошкольного возраста. Обувь должна иметь нескользящую подошву, небольшой каблук. Недопустимо использовать в одежде булавки, броши.
5.3. Осмотреть и привести в порядок рабочее место, проверить наличие огнетушителей и аптечки первой помощи. До прихода детей воспитатель должен проверить состояние групповой комнаты, раздевалки, спальной комнаты, туалета.
5.4. Включить полностью освещение. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны содержать следы загрязнений. Наименьшая допустимая освещенность в помещениях должна быть в групповой (игровой) комнате — не менее 400 люкс.
5.5. Необходимо убедиться в правильной расстановке детской мебели согласно нормам:

  • расстояние между столами и стенами – не менее 0,5 м;
  • между рядами столов – не менее 0,5 м;
  • расстояние от доски до первых столов – не менее 2,4 м;
  • расстояние от доски до последних столов — не более 8,6 м;
  • удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м;
  • угол видимости учебной доски – 45 градусов;
  • высота нижнего края учебной доски над полом – не менее 0,7-0,9 м;
  • кровати в спальных помещениях от наружных стен – не менее 0,6 м;
  • кровати в спальных помещениях от отопительных приборов – не менее 0,2 м;
  • ширина прохода между кроватями — не менее 0,5 м;
  • между изголовьями двух кроватей – не менее 0,3 м.

5.6. Убедиться в исправности электрооборудования во всех помещениях, где будут находиться дети. В процессе визуального осмотра светильники должны быть надежно подвешены к потолку, коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, электрические розетки должны быть закрыты фальшвилками, корпуса и крышки выключателей и розеток должны быть без трещин и сколов. Не допускается использовать оплавленные розетки и выключатели, а также вилки и удлинители с оголенными или поврежденными проводами.
5.7. Проверить правильность подключения персонального компьютера и оргтехники, мультимедийной доски (проектора), интерактивной доски в электросеть, исправность питающих проводов оборудования и отсутствие оголенных участков. Включать оборудование в последовательности, установленной инструкциями по эксплуатации на оборудование с учетом характера выполняемых на рабочем месте работ.
5.8. Воспитателю детского сада запрещается самостоятельно устранять выявленные нарушения в работе электрооборудования. Устранением указанных нарушений в электроустановках должен заниматься электротехнический персонал.
5.9. Необходимо проверить санитарное состояние помещений, качественно проветрить детские комнаты, открыв окна или фрамуги и двери. Окна в открытом положении необходимо зафиксировать крючками, а у фрамуг использовать ограничители. Закончить проветривание помещений необходимо за 30 минут до прихода детей. Фрамуги и окна для проветривания помещений необходимо открывать и закрывать осторожно, чтобы не разбить стекла.
5.10. Проверить и убедиться в том, что все стационарное детское оборудование хорошо закреплено и не допустит падения и травмирования детей. Обратить внимание на состояние внутренних дверей, ограждений лестниц, пола, порогов.
5.11. Осмотреть игровой участок и групповое помещение для выявления травмоопасных предметов, принять меры к их удалению.
5.12. Колющие, режущие, опасные для жизни и здоровья воспитанников предметы, медикаменты, дезинфицирующие средства должны находиться в недоступном месте.
5.13. Измерить температуру воздуха в помещении и убедиться, что данная температура соответствует установленным санитарным нормам к помещениям с пребыванием детей дошкольного возраста.
5.14. При обнаружении недостатков в креплениях, поломок детского оборудования и мебели, умывальников, электрооборудования, которые могут негативно повлиять на здоровье воспитателя и детей группы немедленно сообщить заместителю заведующего по административно-хозяйственной части или непосредственно заведующему детским садом для принятия мер по устранению обнаруженных недостатков.

6.1. Во время работы воспитатель дошкольного образовательного учреждения обязан неукоснительно выполнять требования нормативных документов по охране труда, инструкций и предписаний по охране труда.
6.2. Во время проведения занятий следует соблюдать порядок в помещении, не загромождать свое рабочее место и места воспитанников, эвакуационные выходы из кабинета.
6.3. При проведении занятий с воспитанниками необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
6.4. Запрещается оставлять детей в помещениях и на территории дошкольного учреждения без присмотра взрослых. Необходимо тщательно следить, чтобы дети самовольно не ушли из детского сада.
6.5. Запрещается проводить в перерывах между занятиями сквозное проветривание помещений в присутствии воспитанников. Запрещается проветривание путем открывания полностью окон, проветривание проводить только через фрамугу.
6.6. Во время проведения занятий и других видов педагогической деятельности, перемещения из одного помещения детского сада в другое необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасного поведения: не толкаться, не перегонять друг друга; при спуске и подъеме между этажами здания детского сада нужно держаться за перила, идти друг за другом.
6.7. В работе использовать только исправные электронные средства обучения (ЭСО): интерактивная доска, персональный компьютер, планшет и т.д.
6.8. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками, продолжительность непрерывного использования экрана для детей 5-7 лет не должна превышать 5-7 минут. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
6.9. При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.
6.10. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов (мультфильмов), программ или иной информации, необходимо выполнить мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.
6.11. Выключать или переводить в режим ожидания интерактивную доску (панель) и другие ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.
6.12. При проведении прогулок на закрепленной площадке необходимо убедиться в ее безопасности, отсутствии на ней ям, мусора, торчащих из земли предметов, посторонних предметов. Воспитатель, последний покидающий с группой песочницу, в отсутствие детей закрывает ее крышкой или иными защитными приспособлениями во избежание загрязнения песка.
6.13. Во время проведения прогулок воспитатель должен одеться согласно погодных условий, а также проверить, чтобы одежда воспитанников соответствовала погодным условиям.
6.14. При проведении прогулок воспитателю запрещается оставлять воспитанников без присмотра на территории групповой площадки.
6.15. Весь игровой инвентарь, используемый на прогулке, должен быть исправен.
6.16. При проведении массовых мероприятий в детском саду, воспитатель должен выполнять следующие требования по охране труда:

  • проверить правильность установки оборудования и работоспособность инвентаря, произвести необходимые изменения в целях исключения возможности получения травм.
  • произвести тщательную проверку помещения, эвакуационные пути и выходы на соответствие их требованиям пожарной безопасности, а также убедиться в наличии и правильном функционировании первичных средств пожаротушения, связи и пожарной автоматики.

6.17. При проведении праздничных утренников запрещается:

  • применять дуговые прожекторы, свечи, хлопушки, зажигать фейерверки и устраивать другие световые пожароопасные эффекты;
  • одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
  • уменьшать ширину проходов между рядами и стоять в проходах, устанавливать в них дополнительные кресла, стулья и т. д.;
  • полностью гасить свет во время представления.

7.1. Электробезопасность должна обеспечиваться:

  • конструкцией электрооборудования;
  • техническими способами и средствами защиты;
  • организационными и техническими мероприятиями.

7.2. Воздействие электрического тока на организм человека опасно для жизни. Электротравма — травма, вызванная воздействием электрического тока или электрической дуги. Характерными видами электрических травм являются ожоги, электрические знаки и металлизации кожи. К электрическим травмам следует отнести и поражение глаз вследствие воздействия ультрафиолетовых лучей электрической дуги (электроофтальмия), а также механические повреждения при падениях с высоты вследствие резких непроизвольных движений или потери сознания, вызванных действием тока.
7.3. Опасным является напряжение свыше 42В. Прохождение через тело человека электрического тока свыше 0,1 ампер может привести к смертельному исходу. Исход воздействия электрического тока зависит от рода тока (постоянный или переменный), состояния человека, пути прохождения, времени прикосновения с источником электрического тока, сопротивления тела человека.
7.4. Педагогический работник ДОУ должен знать, что электрический ток представляет собой скрытую опасность. При прикосновении к токоведущим частям оборудования или оголенным проводам, находящимся под напряжением, человек может получить электротравму (частичное поражение организма) или электрический удар (поражение организма в целом при параличе дыхания или сердца, или того и другого одновременно при параличе нервной системы, мышц грудной клетки и желудочков сердца).
7.5. При эксплуатации электрооборудования, осветительных сетей не допускается:

  • использовать кабель и провода с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
  • пользоваться поврежденными выключателями, розетками, вилками, удлинителями и фильтрами, ответвительными коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями;
  • завязывать и скручивать электропровода, а также оттягивать провода и светильники;
  • заклеивать участки электропровода бумагой, обоями;
  • обертывать электрические лампы бумагой, материей и другими горючими материалами, а также эксплуатировать их со снятыми колпаками (рассеивателями);
  • производить влажную уборку компьютерной и оргтехники, ЭСО, электрощитов, защитных устройств и другой электроаппаратуры, находящихся под напряжением.

7.6. Во избежание поражения электрическим током необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

  • не прикасаться к арматуре общего освещения, электрическим проводам, к неизолированным и не огражденным токоведущим частям электрических устройств (розеток, патронов, переключателей, рубильников, предохранителей и др.);
  • в случае обнаружения нарушения изоляции электропроводок, открытых токоведущих частей электрооборудования или нарушении заземления оборудования немедленно обесточить данный участок (оборудование) и сообщить об этом заместителю заведующего по административно-хозяйственной работе;
  • не наступать на переносные электрические провода (удлинители), лежащие на полу;
  • не подключать к электрической сети и не отключать от нее компьютерное оборудование, оргтехнику, ЭСО мокрыми или влажными руками;
  • соблюдать последовательность включения и выключения компьютера, оргтехники, ЭСО;
  • не располагать на электрооборудовании бумагу, книги, вещи, иные предметы;
  • не прикасаться к задней панели системного блока компьютера при включенном питании;
  • не снимать ограждения и защитные панели с токоведущих частей компьютерного оборудования, мультимедийного проектора, принтера, ЭСО;
  • не допускать попадание влаги на поверхность системного блока, монитора, рабочую поверхность клавиатуры, принтеров, ЭСО и других устройств;
  • запрещается использовать в помещениях переносные электронагревательные приборы (электрочайники, электрокипятильники, электроплитки и т. д.);
  • не производить самостоятельно ремонт электрооборудования, светильников, замену электроламп и электрозащиты, чистку электросветильников. Данные работы должны выполнять только электрики;
  • при перерыве в подаче электроэнергии и уходе с рабочего места обязательно отключите электрооборудование от подачи электрической энергии.

7.7. Нельзя оставлять не оставлять включенными в электрическую сеть без присмотра компьютерное оборудование, мультимедийный проектор, принтер, иную оргтехнику.
7.8. Необходимо следить за исправностью электропроводки, предохранительных щитов, выключателей, штепсельных розеток, а также шнуров, с помощью которых электрооборудование включаются в сеть (они должны быть снабжены штепсельными вилками).
7.9. При работе с переносной проекционной аппаратурой, мультимедийным проектором нужен исправный сертифицированный удлинитель (шнур с розетками на одном конце и вилкой на другом), ибо нередко именно он становится причиной короткого замыкания и даже пожара.
7.10. Во избежание повреждения изоляции нельзя перекручивать провода и шнуры удлинителей, закладывать их за батареи отопления и водопроводные трубы, закрашивать и белить шнуры и провода, вынимать вилку из розетки, держась за шнур.

Новый Порядок не распространяется на работодателей-физлиц, не являющихся ИП. Действующий Порядок № 1/29 пока обязателен для ИП и юрлиц всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей — физических лиц.

Работодатели-физлица, не являющиеся ИП, — это те, кто нанимают работников для личного обслуживания и помощи в домашнем хозяйстве (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).

Проект Порядка обучения вводит в обиход работодателей:

  • стажировку на рабочем месте,
  • обучение оказанию первой помощи пострадавшим,
  • обучение использованию средств индивидуальной защиты.

Эти виды не являются абсолютно новыми, но прежний Порядок № 1/29 их отдельно не регламентировал.

Последнюю редакцию проекта вы найдете в нашей шпаргалке.

Согласно проекту инструктажи по охране труда на рабочем месте могут быть:

  • первичными,
  • повторными,
  • внеплановыми.

По проекту первичный необходим для всех штатных сотрудников до начала самостоятельной работы, а также для тех, кто проходит производственную практику. Отменяется обязанность инструктировать командированных работников сторонних организаций и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации, как того требовал п. 2.1.4 Порядка № 1/29.

В проекте сказано, что инструктажи по охране труда на рабочем месте «проводятся в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для работников, и включают в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим». Отсюда можно сделать вывод, что разрабатывать отдельную программу необязательно, так же как нет и перечня примерных вопросов, освещаемых на инструктаже.

Освобождать от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте можно тех сотрудников, чьи рабочие места оснащены персональными компьютерами, другой оргтехникой и бытовой техникой, и все это не используется в технологическом процессе. При этом в программу вводного инструктажа нужно включить вопросы охраны труда при передвижении по зданию и территории, о наличии опасности поражения электротоком, получения ожогов от горячих поверхностей и жидкостей и т.д.

  • Важно: периодичность повторного инструктажа — не реже раза в 6 месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

  • на рабочем месте появились новое оборудование, сырье или материалы, у сотрудника — новые должностные обязанности;
  • изменились действующие или появились новые нормативно-правовые акты, относящиеся к трудовой деятельности работника;
  • инспектор трудовой инспекции представил ходатайство;
  • произошла авария или несчастный случай на производстве;
  • у сотрудника возник перерыв в работе более 60 календарных дней;
  • по решению работодателя.

Важной особенностью проекта порядка обучения стало смягчение процедуры и сроков проведения внеочередных мероприятий. Например, инструктаж можно проводить в сроки, определенные работодателем в Положении о СУОТ. Если проводится внеплановое обучение, внеплановый инструктаж можно не проводить.

Изменения порядка обучения по охране труда: обзор проекта, комментарии экспертов

Законодатели определили, что программа целевого инструктажа должна включать требования охраны труда, предъявляемые к запланированным работам (мероприятиям) и указанные в ЛНА работодателя, и должна содержать вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Перечень сотрудников, для которых следует проводить целевой инструктаж, указан в п. 17 проекта.

Подготовиться к переходу на новый Порядок обучения можно в несколько этапов:

  1. Разработайте программу вводного инструктажа.
  2. Подготовьте журналы. Если много типографских журналов, внесите изменения в столбцах. Заранее приучайте себя полностью указывать дату рождения принятого работника, так же как и свои имя и отчество, или закажите для себя штамп.
  3. Подготовьте перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа, утвердите у руководителя.
  4. Определите порядок организации целевого инструктажа на рабочем месте, утвердите его в Положении о СУОТ.

Утвердите перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, и составьте ее программу. В Положении о СУОТ пропишите, каким образом будете отбирать наставников и фиксировать результаты стажировки. Неплохо заранее предусмотреть в бюджете организации статью на материальное стимулирование наставников.

Разработайте программу обучения оказанию первой помощи. Руководствуйтесь примерными темами, приведенными в приложении № 2 к проекту.

Если нет возможности проводить обучение своими силами: нет инструктора, тренажеров, места, — найдите и заключите договор со сторонней организацией. А для этого необходимо определить, сколько человек должны быть обучены.

Первичным считается инструктаж, проводимый работодателем для работника перед началом его работы на новом месте. Обязанность его проведения установлена ст. 225 ТК РФ.

Инструктаж посвящается знакомству с правилами охраны труда, демонстрированию безопасных способов работы и приемов оказания первой помощи. Проводится он для работников:

  • Вновь принятых к работодателю (вне зависимости от формы этой работы).
  • Переведенных на новое рабочее место или на выполнение новой работы.
  • Работающих у работодателя временно: командированных к нему от других работодателей или проходящих практику.

Порядок, согласно которому осуществляют первичный инструктаж, определяется двумя документами:

  • постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29;
  • ГОСТ 12.0.004-90.

Основой его является знакомство работника с:

  • Общей информацией о характере производства, назначении рабочего места, используемом на нем и рядом с ним оборудовании, инструменте, материалах.
  • Факторами, которые могут для этого места считаться опасными или вредными.
  • Правилами поведения на рабочем месте и в других помещениях.
  • Основными правилами безопасной работы на имеющемся оборудовании.
  • Принципами подготовки к работе и завершения ее.

О том, как оценить опасность или вредность рабочих условий, читайте в материале «Опасные и вредные производственные факторы (перечень)».

Инструктаж может также охватывать и другие вопросы, имеющие отношение к технике безопасности и охране труда. Для разных категорий работников и перечни вопросов разные, поэтому у работодателя может существовать несколько вариантов программы первичного инструктажа на рабочем месте.

Особое внимание при проведении инструктажа уделяют работникам тех должностей, которые по роду своей работы имеют дело с механизмами и оборудованием. Для них первичный инструктаж обязателен. Работники, функции которых не связаны с применением инструмента, оборудования, материалов, могут решением руководителя работодателя освобождаться от инструктажа. Лица, работающие с компьютерами и оргтехникой, к ним не относятся.

К выполнению первичного инструктажа допускают лиц, прошедших специальное обучение по охране труда, соответствующее требованиям законодательства и внутренних нормативных актов. Это может быть либо непосредственный начальник нового работника, либо инженер по охране труда. Чаще это делает непосредственный начальник, руководствуясь при этом программой первичного инструктажа на рабочем месте.

Инструктаж может проводиться как индивидуально, так и для группы, но в любом случае он сопровождается показом приемов безопасного труда и проверкой усвоенных работником знаний. Факт проведения фиксируется в специальном журнале или личной карточке обучения по охране труда и отмечается подписями инструктора и работника.

Об иных видах инструктажа, связанных с техникой безопасности, читайте в материале «Как провести инструктаж по технике безопасности (нюансы)?».

Программу, согласно которой выполняют первичный инструктаж, каждый работодатель разрабатывает самостоятельно, исходя их конкретных условий труда и руководствуясь перечнем, приведенным в приложении № 5 к ГОСТ 12.0.004-90. Этот перечень, помимо сведений о процессе производства, оборудовании и приемах работы, включает правила:

  • Использования средств индивидуальной защиты.
  • Предупреждения пожаров и аварий.
  • Поведения в ситуации опасности или аварии.
  • Новости
  • Муниципальное задание
  • Профессиональные стандарты
  • Центр «Точка роста»
  • Наставничество
  • Самообследование
  • Управляющий Совет
  • Безопасность ОУ
  • Охрана труда
  • Педагогический совет
  • ГИА — 2021/2022
  • НОУ «Эврика»
    • Творческие работы учащихся
    • Проба пера
    • Школьная НПК «Шаг в будущее»
  • Прием в 1-ые классы
  • Совет по профилактике
  • Олимпиада школьников-2021
  • Оздоровительный лагерь «Планета друзей»
  • Профориентация
  • Профсоюзная организация
  • Противодействие коррупции
  • Социальная практика учащихся
  • Годовой план работы
  • ГТО
  • Виртуальный музей
  • Внешняя независимая оценка качества образования
  • ПФДО
  • Индивидуальный учебный проект
  • ОВЗ
  • Организация горячего питания
  • Организация работы в новых условиях (COVID-19)
  • Школьный спортивный клуб «Олимп»

Мероприятия по инструктированию проводят на месте выполнения работ после оформления сотрудника, но до того, как он приступит к выполнению своих должностных обязанностей.

Инструктирование проходят все сотрудники без исключения:

  • принятые на работу, не важно, в качестве постоянного, временного работника или совместителя;
  • переведенные в другое структурное подразделение;
  • студенты, проходящие производственную практику;
  • те, кому поручили выполнение другого вида работ;
  • рабочие подрядных предприятий, работы которых ведутся на территории компании — заказчика работ;
  • командированные сотрудники.

Мероприятие, направленное на соблюдение норм охраны труда, проводится непосредственным руководителем принятого сотрудника. Для того чтобы проводить обучение на законных основаниях, он сам предварительно должен пройти курсы по охране труда и получить «корочки». В качестве обучающего обычно назначают начальника отдела или цеха, директора филиала или компании.

Мероприятие проводится с каждым служащим отдельно. Но в случае массового набора работников на одну и ту же позицию, когда несколько человек будут выполнять одинаковые функции, инструктирование проводится группой.

Программа первичного инструктажа по охране труда

Программа первичного инструктажа составляется начальником структурного подразделения. Специалист по охране труда поможет составить такой документ. Вы можете составить план обучения, опираясь на ГОСТ 12.0.004-2015 от 01.03.2017. Для каждой должности должна составляться отдельная программа проведения первичного инструктажа по охране труда, учитывающая специфику работы на конкретном рабочем месте.

Директор вправе отменить инструктирование, если при выполнении своих трудовых функций сотрудник:

  • не использует инструменты;
  • не работает со специальным оборудованием;
  • не хранит сырье и материалы.

Чаще всего это относится к офисным работникам.

Чтобы освободить часть сотрудников от обучения, в организации издается приказ с перечислением должностей и вида работ, кому инструктирование проводиться не будет.

Приказ утверждается руководителем предприятия и доводится до сведения служащих.

Но не стоит забывать, что в случае причинения вреда здоровью сотрудника работодатель несет за это полную ответственность.


Скачать программу первичного инструктажа для врача и медсестры

Скачать программу первичного инструктажа для слесаря-ремонтника

Скачать программу по ОТ для школы

Скачать программу инструктажа для водителя

Скачать первичный инструктаж для дворника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *