Утилизационный сбор в Казахстане в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор в Казахстане в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 1 января 2016 года в Казахстане действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − РОП.

Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

В перечень входят автотранспортные средства и автокомпоненты – шины, аккумуляторы, масла и жидкости.

Старую агротехнику планируют принимать на утилизацию в Казахстане

Таким образом, утилизационный сбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти автомобили в Казахстан.

Оплата утильсбора осуществляется до первичной постановки техники на учет.

Сколько платить за утильсбор на машину в Казахстане в 2022 году

Размер утильсбора высчитывается, исходя из коэффициента, применяемого к базовой ставке утилизационного сбора в отношении различных видов транспортных средств.

Базовая ставка составляет 50 месячных расчетных показателей (МРП). В 2022 году размер 1 МРП предположительно составит 3 063 тенге.

Таким образом, размер базовой ставки в 2022 году – 153 150 тенге.

Владельцы авто с российскими госномерами перекрыли дорогу в Нур-Султане

Минимальный утильсбор – для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3, размер утильсбора равен 459 450 тенге.

Для прочих легковых автомобилей рассчитывается, исходя из объема двигателя:

  • до 1 000 кубических сантиметров — коэффициент 3 – 459 450 тенге;
  • от 1 001 до 2 000 кубических сантиметров — коэффициент 7 – 1 072 050 тенге;
  • от 2 001 до 3 000 кубических сантиметров — коэффициент 10 — 1 531 500 тенге;
  • свыше 3 001 кубических сантиметров — коэффициент 23 — 3 522 450 тенге.

Рассчитывается исходя из полной массы:

  • до 2.5 тонны — коэффициент 7 — 1 072 050 тенге;
  • от 2.5 тонны до 3.5 тонны — коэффициент 15 — 2 297 250 тенге;
  • от 3.5 тонны до 5 тонн — коэффициент 15 — 2 297 250 тенге;
  • от 5 тонн до 8 тонн — коэффициент 16 — 2 450 400 тенге;
  • от 8 тонн до 12 тонн — коэффициент 19 — 2 909 850 тенге;
  • от 12 тонн до 20 тонн — коэффициент 21 — 3 216 150 тенге;
  • от 20 тонн до 50 тонн, кроме седельных тягачей — коэффициент 41 — 6 279 150 тенге.

Седельные тягачи от 20 тонн до 50 тонн — коэффициент 11 — 1 684 650 тенге.

Для автобусов с электродвигателями, кроме гибридных, действует коэффициент 8, утильсбор — 1 225 200 тенге.

Для прочих легковых автобусов рассчитывается, исходя из объема двигателя:

  • до 2 500 кубических сантиметров — коэффициент 8 — 1 225 200 тенге;
  • от 2 500 до 5 000 кубических сантиметров — коэффициент 16 — 2 450 400 тенге;
  • от 5 000 до 10 000 кубических сантиметров — коэффициент 21 — 3 216 150 тенге;
  • свыше 10 001 кубических сантиметров — коэффициент 27 — 4 135 050 тенге.

На сколько вырастут штрафы и другие платежи в 2022 году

Рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:

  • до 60 лошадиных сил — коэффициент 4 — 612 600 тенге;
  • от 61 до 130 лошадиных сил — коэффициент 11 — 1 684 650 тенге;
  • от 131 до 220 лошадиных сил — коэффициент 34 — 5 207 100 тенге;
  • от 221 до 380 лошадиных сил — коэффициент 58 — 8 882 700 тенге;
  • свыше 380 лошадиных сил — коэффициент 80 — 12 252 000 тенге.

Утильсбор для зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:

  • до 160 лошадиных сил — коэффициент 18 — 2 756 700 тенге;
  • от 161 до 220 лошадиных сил — коэффициент 46 — 7 044 900 тенге;
  • от 221 до 255 лошадиных сил — коэффициент 64 — 9 801 600 тенге;
  • от 256 до 400 лошадиных сил — коэффициент 76 — 11 639 400 тенге;
  • свыше 400 лошадиных сил — коэффициент 90 — 13 783 500 тенге.

С 1 января 2016 года в Казахстане действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − РОП.

Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

В перечень входят автотранспортные средства и автокомпоненты – шины, аккумуляторы, масла и жидкости.

Таким образом, утилизационный сбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти автомобили в Казахстан.

Оплата утильсбора осуществляется до первичной постановки техники на учет.

Размер утильсбора высчитывается, исходя из коэффициента, применяемого к базовой ставке утилизационного сбора в отношении различных видов транспортных средств.

Базовая ставка составляет 50 месячных расчетных показателей (МРП). В 2022 году размер 1 МРП предположительно составит 3 063 тенге.

Таким образом, размер базовой ставки в 2022 году – 153 150 тенге.

Что такое утилизационный сбор. Объясняем простыми словами

Рассчитывается исходя из полной массы:

до 2.5 тонны — коэффициент 7 — 1 072 050 тенге;
от 2.5 тонны до 3.5 тонны — коэффициент 15 — 2 297 250 тенге;
от 3.5 тонны до 5 тонн — коэффициент 15 — 2 297 250 тенге;
от 5 тонн до 8 тонн — коэффициент 16 — 2 450 400 тенге;
от 8 тонн до 12 тонн — коэффициент 19 — 2 909 850 тенге;
от 12 тонн до 20 тонн — коэффициент 21 — 3 216 150 тенге;
от 20 тонн до 50 тонн, кроме седельных тягачей — коэффициент 41 — 6 279 150 тенге.
Седельные тягачи от 20 тонн до 50 тонн — коэффициент 11 — 1 684 650 тенге.

Для автобусов с электродвигателями, кроме гибридных, действует коэффициент 8, утильсбор — 1 225 200 тенге.

Для прочих легковых автобусов рассчитывается, исходя из объема двигателя:

до 2 500 кубических сантиметров — коэффициент 8 — 1 225 200 тенге;
от 2 500 до 5 000 кубических сантиметров — коэффициент 16 — 2 450 400 тенге;
от 5 000 до 10 000 кубических сантиметров — коэффициент 21 — 3 216 150 тенге;
свыше 10 001 кубических сантиметров — коэффициент 27 — 4 135 050 тенге.

Рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:

до 60 лошадиных сил — коэффициент 4 — 612 600 тенге;
от 61 до 130 лошадиных сил — коэффициент 11 — 1 684 650 тенге;
от 131 до 220 лошадиных сил — коэффициент 34 — 5 207 100 тенге;
от 221 до 380 лошадиных сил — коэффициент 58 — 8 882 700 тенге;
свыше 380 лошадиных сил — коэффициент 80 — 12 252 000 тенге.

Утильсбор для зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:

до 160 лошадиных сил — коэффициент 18 — 2 756 700 тенге;
от 161 до 220 лошадиных сил — коэффициент 46 — 7 044 900 тенге;
от 221 до 255 лошадиных сил — коэффициент 64 — 9 801 600 тенге;
от 256 до 400 лошадиных сил — коэффициент 76 — 11 639 400 тенге;
свыше 400 лошадиных сил — коэффициент 90 — 13 783 500 тенге.

С 1 января 2016 года в Казахстане действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − РОП.

Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

В перечень входят автотранспортные средства и автокомпоненты – шины, аккумуляторы, масла и жидкости.

Таким образом, утилизационный сбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти автомобили в Казахстан.

Оплата утильсбора осуществляется до первичной постановки техники на учет.

Размер утильсбора высчитывается, исходя из коэффициента, применяемого к базовой ставке утилизационного сбора в отношении различных видов транспортных средств.

Базовая ставка составляет 50 месячных расчетных показателей (МРП). В 2022 году размер 1 МРП предположительно составит 3 063 тенге.

Таким образом, размер базовой ставки в 2022 году – 153 150 тенге.

Минимальный утильсбор – для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3, размер утильсбора равен 459 450 тенге.

Для прочих легковых автомобилей рассчитывается, исходя из объема двигателя:

  • до 1 000 кубических сантиметров — коэффициент 3 – 459 450 тенге;
  • от 1 001 до 2 000 кубических сантиметров — коэффициент 7 – 1 072 050 тенге;
  • от 2 001 до 3 000 кубических сантиметров — коэффициент 10 — 1 531 500 тенге;
  • свыше 3 001 кубических сантиметров — коэффициент 23 — 3 522 450 тенге.

Рассчитывается исходя из полной массы:

  • до 2.5 тонны — коэффициент 7 — 1 072 050 тенге;
  • от 2.5 тонны до 3.5 тонны — коэффициент 15 — 2 297 250 тенге;
  • от 3.5 тонны до 5 тонн — коэффициент 15 — 2 297 250 тенге;
  • от 5 тонн до 8 тонн — коэффициент 16 — 2 450 400 тенге;
  • от 8 тонн до 12 тонн — коэффициент 19 — 2 909 850 тенге;
  • от 12 тонн до 20 тонн — коэффициент 21 — 3 216 150 тенге;
  • от 20 тонн до 50 тонн, кроме седельных тягачей — коэффициент 41 — 6 279 150 тенге.

Седельные тягачи от 20 тонн до 50 тонн — коэффициент 11 — 1 684 650 тенге.

Для автобусов с электродвигателями, кроме гибридных, действует коэффициент 8, утильсбор — 1 225 200 тенге.

Для прочих легковых автобусов рассчитывается, исходя из объема двигателя:

  • до 2 500 кубических сантиметров — коэффициент 8 — 1 225 200 тенге;
  • от 2 500 до 5 000 кубических сантиметров — коэффициент 16 — 2 450 400 тенге;
  • от 5 000 до 10 000 кубических сантиметров — коэффициент 21 — 3 216 150 тенге;
  • свыше 10 001 кубических сантиметров — коэффициент 27 — 4 135 050 тенге.

Минприроды нашло способ повысить норму утилизации упаковки с 2022 года

Рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:

  • до 60 лошадиных сил — коэффициент 4 — 612 600 тенге;
  • от 61 до 130 лошадиных сил — коэффициент 11 — 1 684 650 тенге;
  • от 131 до 220 лошадиных сил — коэффициент 34 — 5 207 100 тенге;
  • от 221 до 380 лошадиных сил — коэффициент 58 — 8 882 700 тенге;
  • свыше 380 лошадиных сил — коэффициент 80 — 12 252 000 тенге.

Утильсбор для зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов рассчитывается, исходя из номинальной мощности двигателя:

  • до 160 лошадиных сил — коэффициент 18 — 2 756 700 тенге;
  • от 161 до 220 лошадиных сил — коэффициент 46 — 7 044 900 тенге;
  • от 221 до 255 лошадиных сил — коэффициент 64 — 9 801 600 тенге;
  • от 256 до 400 лошадиных сил — коэффициент 76 — 11 639 400 тенге;
  • свыше 400 лошадиных сил — коэффициент 90 — 13 783 500 тенге.

Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.

Базовая ставка × Коэффициент = Сумма утилизационного сбора

Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.

Значения Коэффициента указаны в постановлении Правительства от 11 декабря 2015 г. N 1350.

Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возраста легковых автомобилей.

Таблица 1. Утилизационный сбор на автомобили для физических лиц

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц
Возраст легкового автомобиля k 1 Сумма, руб.
Новые до 3-ёх лет 0,17 3400 руб.
Старше 3-ёх лет 0,26 5200 руб.

1 коэффициент (k)

ВАЖНО! За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъемностью до 10 тонн утильсбор не уплачивается

Для юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей (ИП) утилизационный сбор зависит от возраста автомобиля и объема двигателя.

Таблица 2. Утилизационный сбор на автомобили для юридических лиц и ИП

Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИП
Виды и категории легковых автомобилей Новые до 3-ёх лет Старше 3-ёх лет
k 1 Сумма, руб. k 1 Сумма, руб.
1. Электромобиль (без гибридного двигателя) 1,42 28400 5,3 106000 руб.
2. С объемом двигателя:
Не более 1000 куб. см 1,42 28400 5,3 106000 руб.
Свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 2,21 44200 8,26 165200 руб.
Свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 4,22 84400 16,12 322400 руб.
Свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 5,73 114600 28,5 570000 руб.
Свыше 3500 куб. см 9,08 181600 35,01 700200 руб.

1 коэффициент (k)

Размеры утилизационных сборов не остаются постоянными. Чтобы узнать величину утилизационного сбора в 2019 году можно воспользоваться таблицами. Эти таблицы составлены для удобства определения сумм сбора, в них указываются ставки утилизационного сбора, коэффициенты и уже рассчитанные значения сумм утилизационного сбора. Таблицы разбиты по категориям транспортных средств.

Таблица 3. Утилизационный сбор на ТС и спецтехнику для юридических лиц и ИП

С 01.01.2020 года меняются ставки на легковые и грузовые автомобили производимые или ввозимые в Российскую Федерацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Подробнее >>>

«В 2023 году автомобили, ввезённые из Армении, будут легализованы как «товары ЕврАзЭС» после уплаты утилизационного сбора».

(Пресс-служба сети автосалонов Fresh Auto — о положении владельцев авто, зарегистрированных в Армении, после изменения подхода к их легализации.)

Согласно сайту kolesa.kz, конечная сумма утилизационного сбора составляется из нескольких факторов:

  • базовая ставка сбора – 50 МРП, или 138 900 тенге,
  • коэффициент расчета – зависит от объем двигателя и категории автомобиля.

Так, наименьшее значение коэффициента, равное трем, имеют электромобили. Утилизационный сбор на них составляет 416 700 тенге.

На легковую машину с рабочим объемом двигателя в пределах одного-двух литров сумма взноса составит уже 972 300 тенге (коэффициент – 7).

За машину объемом от двух до трех литров нужно внести сбор в размере 1 389 000 тенге. Для авто, имеющего объем свыше трех литров используется коэффициент 23, а сумма сбора составит уже 3 194 700 тенге.

Эти расходы в конечном итоге несет покупатель, поэтому растет и стоимость новых автомобилей.

Процесс утилизации автомобиля имеет свои расходы. Так, согласно kolesa.kz, на организацию отгрузки вышедшей из эксплуатации машины тратится около 18 900 тенге.

На сами работы по утилизации при этом тратится 123 000 тенге. Также учитываются выплаты казахстанцам, сдавшим старый автомобиль на утилизацию – 150 000 тенге.

На скидочные сертификаты участникам утилизации выделяется примерно 315 000 – 750 000 тенге.

В данном разделе вы сможете внести утилизационную плату за исполнение расширенных обязательств производителей и импортеров в Республике Казахстан.

Для внесения платы требуется регистрация и доступ к личному кабинету (видеоинструкция размещена на сайте Оператора в разделе меню, ссылка https:/recycle.kz/videoinstruktsii/).

Предварительный расчет утилизационной платы можно произвести в данном разделе, воспользовавшись иконкой калькулятора.

Также в данном разделе имеется поле для проверки утилизационной платы на транспортные средства и самоходную сельскохозяйственную технику.

Постановлением Правительства от 30 декабря 2015 года № 1137 оператором расширенных обязательств производителей (импортеров) определено ТОО «Оператор РОП».

  1. Об определении оператора расширенных обязательств производителей (импортеров)
  2. Об утверждении Правил реализации расширенных обязательств производителей (импортеров)
  3. Публичная оферта
  4. Об утверждении Методики расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов
  5. Об утверждении перечня продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров)
  6. Типовой договор об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (редакция от 02 августа 2021 года)
  7. Типовой договор об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (редакция от 21 октября 2020 года)
  8. Типовой договор об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (редакция 2020 года)
  9. ТИПОВОЙ ДОГОВОР об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (редакция от 13 января 2017 г.)
  10. Типовой договор об организации сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки (редакция 2016 года)
  11. Ф-1 для импортеров производителей за исключением импортеров, производителей транспортных средств / Ф-2 для импортеров производителей транспортных средств
  12. Краткая инструкция пользователя по созданию заявки по товарам перечня
  13. Правила возврата и (или) зачета в счет предстоящих платежей излишне уплаченных сумм
  14. Письмо в КГД МФ по нулевым ставкам

Утилизационный сбор: что это и как рассчитывается

На заседании правительства 10 июля президент Касым-Жомарт Токаев сказал, что «сегодня увеличиваются жалобы бизнеса на необходимость пересмотра утилизационного сбора на автомобили, в первую очередь на седельные тягачи».

«Утилизационный сбор за один тягач в среднем составляет 1,6 млн тенге. Для грузоперевозчиков утилизационный сбор представляет существенную нагрузку, которая негативно влияет на обновление автопарка… Отечественные предприятия теряют позиции на рынке. Мы проигрываем борьбу своим соседям. С 2017 года доля отечественных перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок сократилась более чем в полтора раза», – сказал президент и поручил правительству подготовить предложения по совершенствованию госполитики в этой сфере, в том числе по вопросам утилизационного сбора.

«Это было бы кстати», – говорит руководитель компании Vista Trans Куат Абаев. В его ТОО работает 13 машин 2013–2014 годов, и подходит время обновления парка.

«Покупать машины приходится в евро. Ты привозишь технику трех-, четырехгодичную. Тут еще 5% пошлина (на импорт. – “Курсив”), а помимо этого тебе и утильсбор, и первичная регистрация. Первичная регистрация по бэушной технике около 750 тыс. тенге плюс в среднем 1,6 млн тенге непонятный утильсбор в зависимости от тоннажа», – сказал Абаев.

С просьбой снизить ставку утильсбора на некоторые грузовые автомобили и убрать плату за их первичную регистрацию Союз международных автомобильных перевозчиков Казахстан (КазАТО) несколько лет обращался в правительство, администрацию президента и другие госорганы.

КазАТО объединяет около 350 автотранспортных компаний. Их общий парк составляет более семи тысяч транспортных средств, в том числе 4705 седельных тягачей и 2358 грузовых автомобилей. Все эти машины попадают в категорию грузовых автомобилей полной массой свыше 12 т, но не более 20 т. Утильсбор, введенный с 1 января 2016 года, взимается с таких машин с коэффициентом 21 к базовой ставке в 50 месячных расчетных показателей, или 3,063 млн тенге. При этом для бортовых машин свыше 20 т применяется максимальный в Казахстане коэффициент 41 – 6 млн тенге.

У основных конкурентов казахстанских перевозчиков – российских и белорусских компаний – другие условия для развития. К примеру, в Беларуси с 2018 года освобождены от утильсбора и НДС грузовые машины с полной массой 12–50 т, которые соответствуют стандартам «Евро-6» и с момента выпуска которых прошло не более года.

«Благодаря мерам, принятым для поддержки автоперевозчиков в Беларуси, они смогли обновить свой автопарк, и на сегодняшний день он насчитывает 30 тыс. единиц автотранспорта, в то время как у нас в КазАТО всего 7 тыс. И всего в Казахстане около 16 тыс.», – об этом рассказал представитель КазАТО Бахыт Хусаинов во время выставки Automechanika Astana-2021, которая прошла в конце июня в Нур-Султане.

Россия тоже время даром не теряла. По словам Хусаинова, соседи построили пять новых заводов, которые выпускают различные грузовики. Стараются не отставать в этой гонке и другие региональные игроки. В конце 2020 года Узбекистан отменил утилизационный сбор для грузовиков, выпущенных менее четырех лет назад и отвечающих стандартам «Евро-5».

В Казахстане парк машин, которые курсируют на международных маршрутах, обновляется довольно медленно. По данным директора департамента логистики и перевозок Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Мурата Амрина, с 2016 года отечественные компании приобрели 819 машин.

«Это 136 единиц в год. Можно сказать, мизер. Если в 2017 года доля отечественных перевозчиков на рынке международных перевозок через Казахстан составляла 52%, то в 2020 году она составила 30–31%. Мы теряем рынок, и сейчас Казахстан забирают иностранные перевозчики. Открываются совместные предприятия России, Беларуси, турецких и литовских компаний», – сказал он.

Уже сейчас, к примеру, при получении трансграничных заказов белорусские транспортные компании с 500–1000 машинами получают преимущество перед казахстанскими, парки которых едва достигают 100 машин. «Белорусы берут вариативностью своих машин, – объясняет руководитель компании-перевозчика Vista Trans Куат Абаев. – Они могут все обязательства перекрыть. Когда у тебя парк 500 единиц, всегда где-то будут машины, если клиенту надо. Плюс тендеры разыгрываются в Европе, соответственно, те же немцы знают белорусов и привлекают их на перегруз и доставку. Те ставят свои машины или просто берут казахские машины».

Однако самое интересное начнется в 2025 году, когда транспортные компании из стран ЕАЭС получат право совершать внутренние перевозки в Казахстане.

Амрин представил неутешительные прогнозы по развитию отрасли к этому сроку.

«Если мы не подготовимся к реализации этой программы в 2025 году, то продолжим терять рынок, поскольку мы открываем рынок перевозок внутри Казахстана для иностранных компаний из стран ЕАЭС. Их парк очень мощный – они нас в буквальном слове могут задавить. Для нас грузообразующая страна – это Китай. Мы, как Казахстан, являясь транзитной страной, должны зарабатывать не только на транзите (иностранных перевозчиков, но и самостоятельных перевозкахтрансграничных грузов. – «Курсив»). Однако при отсутствии должных мер со стороны правительства мы имеем риск ничего не заработать (на собственных перевозках трансграничных грузов. – «Курсив»), – отметил он.

Хусаинов отметил, что казахстанские компании сократили объем перевозки грузов в СНГ в 2017–2020 годах на 9,4%. В то же время перевозчики третьих стран нарастили грузооборот на 59%.

По его словам, отечественные производители не могут полностью удовлетворить потребность перевозчиков в машинах для международных перевозок грузов, которая составляет около тысячи автомобилей в год. Получить комментарии от производителей к моменту сдачи материала в номер не удалось, но в Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в которую входят производители, сообщили общие цифры по производству грузовых машин. По данным АКАБ, производство грузовых машин выросло с 1634 единиц в 2017 году до 8240 в 2020 году, или в четыре раза. Однако выпуск дорожных тягачей снизился за указанный период с 224 до 111. В январе – мае 2021 года было произведено 3044 грузовых авто против 2462 годом ранее, в том числе 68 тягачей против 47.

Чтобы стимулировать покупку новых машин, в КазАТО предлагают резко смягчить условия по утильсбору и первичной регистрации машин.

Речь идет о том, чтобы применять коэффициент не более 11 к базовой ставке утильсбора по нескольким категориям грузовиков полной массой 12–50 т, а также освободить от уплаты сбора за первичную регистрацию. То есть максимально утильсбор по ним составит 1,6 млн тенге по сравнению с 3,1–6 млн в настоящее время.

В НПП это предложение поддержали. «Мы просим снизить коэффициент до пяти по тем категориям, которые вы отметили. Это порядка 700 тыс. тенге (утильсбора. – «Курсив»), которые перевозчики готовы оплачивать, и освободить от сбора за первичную регистрацию», – сказал Амрин.

Он констатировал, что вопрос «очень сложный», поскольку правительство нацелено на поддержку отечественного автопрома. «Вы знаете, что у нас есть производство КамАЗа, сборка МАН, – перечислил спикер. По его словам, за последние три месяца прошло пять совещаний под руководством первого вице-премьера Алихана Смаилова, на которых в том числе обсуждались возможность снижения ставки утильсбора. Напомним, утильсбор и сбор за первичную регистрацию были введены в Казахстане в 2016-м, чтобы стимулировать местный автопром. Дело в том, что в 2014–2015 годах на фоне крепкого тенге республика резко нарастила импорт автомобилей из стран ЕАЭС. С этого импорта не могут взиматься пошлины, но для него можно установить другие барьеры, такие как утильсбор.

Амрин также отметил, что предложения об отмене сбора за первичную регистрацию нашли поддержку у министерств финансов и национальной экономики, когда этот вопрос обсуждался в рабочей группе по налогообложению. Когда республиканская бюджетная комиссия примет решение на этот счет, сбор не нужно будет платить.

А вот насчет снижения ставки утильсбора госорганы настроены категорически против, сообщил Амрин.

Для начала – немного информации для размышления. В соответствии с утверждёнными Правительством РК правилами от 27 января 2015 года, на первом этапе «расширенных обязательств» утилизационный сбор будет взиматься со всех видов продукции автомобильной промышленности. Причём как той, что производится внутри страны, так и той, что ввозится из-за рубежа всевозможными дистрибьюторами и дилерами, а также частными предпринимателями и рядовыми гражданами.

Речь идёт не только об автомобилях, но и об аккумуляторах, шинах, покрышках, моторных маслах, тормозных жидкостях, антифризах и так далее. При этом, судя по информации официального сайта ТОО «Оператор РОП», сумма утилизационного сбора, например за колёсные диски или шины, пока ещё не определена. Чего не скажешь о непосредственно автомобилях.

Вся правда об утилизационном сборе

В этой связи редакция informburo.kz задала руководству ТОО «Оператор РОП» вопрос о согласовании утилизационного сбора в Казахстане с аналогичными платежами в России и Беларуси, при этом обратив внимание, что за новый 2-литровый автомобиль там размер этого сбора ниже, чем у нас. Ответ пришёл следующий, цитируем дословно: «При разработке документа (по РОП. – Авт.) учитывался международный опыт. Методика расчёта в Казахстане, России, Беларуси – единая, разница лишь в размерах базовой ставки. С транспортных средств, подпадающих под действие принципа РОП, выплачивается утилизационный сбор согласно утверждённой методике расчёта. Данная формула применима как для завезённых автомобилей из стран-партнёров Евразийского экономического союза, так и для ТС ввезённых на территорию Казахстана из государств не входящих в ЕАЭС. Условия одинаковы для всех».

Надо заметить, что главной целью Правительства, принявшего решение о начале взимания утилизационного сбора, является не столько поддержка казахстанских автопроизводителей, сколько создание за счёт поступивших в ТОО «Оператор РОП» средств современных предприятий, способных утилизировать и автотранспортные средства, и твёрдые бытовые отходы. Предполагается, что такие перерабатывающие производства появятся уже в 2017 году. При этом в соответствии с намеченными планами они должны будут перерабатывать до 80% всех сданных в утиль автомобилей.

Естественно, что у редакции informburo.kz тут же возник вопрос: а есть ли что-либо похожее в Казахстане в настоящий момент? Оказалось, что таких предприятий в стране пока не наблюдается. «В настоящий момент в Казахстане отсутствует должная инфраструктура для утилизации автотранспортных средств. Нельзя, конечно сказать, что утилизацией транспортных средств никто не занимается, в нашей стране есть компании, которые осуществляют разбор и переработку отдельных частей автомобилей и моторных масел, но утилизации, соответствующей международным стандартам, нет», – пояснили в ТОО «Оператор РОП».

Кстати, есть у главной рециклинговой компании Казахстана и идеальная схема переработки автомобилей, которая, по убеждению её руководителей, заработает уже в ближайшее время. Выглядит она, отметили в ТОО «Оператор РОП», следующим образом: «Автомобиль поступает на утилизационный завод (своим ходом или привозится), проводится его взвешивание и проходит проверка радиационного фона при помощи специальных приборов. Затем происходит удаление опасных жидкостей, аккумуляторной батареи и автопокрышек, резиновых изделий (коврики), топливного бака. При помощи специальных насосов (или методом слива, кроме хладагентов в кондиционере) удаляют остатки топлива (бензин или дизельное топливо) моторное масло, масло из мостов, антифриз, антиобледенительную жидкость. Снимаются запасные части, пригодные для продажи, и пластиковые бамперы. В шредере происходит сепарация системой автоматической сортировки цветных металлов. После шредирования чёрный металл собирается и загружается на площадку хранения или сразу отправляется на переплавку на сталелитейный завод. Остатки цветного металла, пластика, ткани, стекла поступают на линию автоматической сортировки. Отобранный цветной металл загружается на площадку хранения или сразу отправляется на переработку. Завершающей стадией является «захоронение» деталей ТС, не подлежащих утилизации и переработке».

Безусловно, всё это интересно и познавательно, но вот только ответа об истинных причинах введения в Казахстане «расширенных обязательств» от руководства ТОО «Оператор РОП» редакции informburo.kz получить так и не удалось. По этой причине и было решено уточнить детали появления в стране утилизационного сбора у одного из инициаторов создания РОП – председателя совета директоров АО «Группа компаний Allur» и по совместительству первого руководителя Казахстанской ассоциации автобизнеса (АКАБ) Андрея Лаврентьева. И надо заметить, в своём эксклюзивном интервью для informburo.kz, он был весьма откровенен.

Виды и категории ТС* Базовая ставка утилизационного сбора Коэффициенты, применяемые к базовой ставке утилизационного сбора Сумма сбора в 2018 году (тг)
1. Транспортные средства категории М1, в т. ч. повышенной проходимости категории G: легковые автомобили
С электродвигателями, за исключением ТС с гибридной силовой установкой 50 МРП 3 360 750
С рабочим объёмом двигателя:
До 1 000 см³ 50 МРП 3 360 750
От 1 001 см³ до 2 000 см³ 50 МРП 7 841 750
От 2 001 см³ до 3 000 см³ 50 МРП 10 1 202 500
Свыше 3 001 см³ 50 МРП 23 2 765 750
2. Транспортные средства категории N1, N2, N3, в т. ч. повышенной проходимости категории G: грузовые автомобили
Полной массой:
До 2.5 тонны 50 МРП 3 360 750
От 2.5 тонны до 3.5 тонны 50 МРП 4 481 000
От 3.5 тонны до 5 тонн 50 МРП 5 601 250
От 5 тонн до 8 тонн 50 МРП 5 601 250
От 8 тонн до 12 тонн 50 МРП 6 721 500
От 12 тонн до 20 тонн 50 МРП 11 1 322 750
От 20 тонн до 50 тонн 50 МРП 17 2 044 250
3. Транспортные средства категории М2, М3, в т. ч. повышенной проходимости категории G: автобусы
С рабочим объёмом двигателя:
До 2 500 см³ 50 МРП 6 721 500
От 2 500 см³ до 5 000 см³ 50 МРП 10 1 202 500
От 5 000 см³ до 10 000 см³ 50 МРП 19 2 284 750
Свыше 10 001 см³ 50 МРП 20 2 405 000

* Условные обозначения категорий:
Категория М1 — легковые, используемые для перевозки пассажиров и имеющие помимо места водителя не более 8 мест для сидения;
Категория М2 — микроавтобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
Категория М3 — автобусы, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более 8 мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т;
Категория N1 — грузовые, имеющие максимальную массу не более 3.5 т;
Категория N2 — грузовые, имеющие максимальную массу свыше 3.5 т, но не более 12 т;
Категория N3 — грузовые, имеющие максимальную массу более 12 т;
Категория G — транспортным средствам повышенной проходимости.

На что идут сотни миллиардов тенге утилизационного сбора?

Закон вступил в силу в 2016 году. Автомобилистов, чьи ТС были зарегистрированы до 26.01.2016 года, это нововведение не коснулось.

Оплата утильсбора не требуется в следующих ситуациях:

  1. Если вы являетесь новым собственником ТС, которое стоит на регистрационном учете в Республике Казахстан.
  2. Если ТС, ввозимое в страну из-за рубежа, по техническим характеристикам не относится к узаконенным категориям автомобилей (M1, M2 и т. д.).

Плата за утилизацию взимается с производителя или импортера перед ввозом или выпуском автомобиля, а с физических лиц – при первичной постановке машины на учет в государственных органах.

Транспортные средства поделены на категории для удобного расчета коэффициента платы за утилизацию. Размер коэффициента зависит от объема двигателя и массы ТС. По закону РК выделяются следующие категории ТС:

  • М1 – легковые авто, имеющие не более 8 мест. Коэффициенты: 3, 7, 10, 23.
  • М2 – микроавтобусы массой не более 5 тонн.
  • М3 – автобусы, имеющие более 8 мест и массу более 5 тонн.

Коэффициент М2 и М3 – 6, 10, 19, 20.

  1. Рассчитаем размер утилизационного сбора в 2018 году для ТС категории М1 с двигателем до 1 000 см³. Коэффициент будет равен 3. Получаем:

50*2405*3=360 750 тг.

В 2017 году размер сбора составлял 340 350 тг.

  1. Размер платы за утилизацию грузового транспорта категории N2 с массой до 5 тонн рассчитывается с учетом коэффициента 5:

50х2405х5=601 250 тг.

В 2017 году – 567 250 тг.

Все коэффициенты и точные расчеты есть на официальном сайте МВД Республики Казахстан в списке утвержденных размеров сбора за утилизацию.

Увеличение утилизационного сбора в 2018 году неминуемо повлияет на рост цен. Финансовые аналитики не прогнозируют резкий скачок цен на автомобили, но после продажи моделей 2017 года салоны будут вынуждены изменить прайс-листы на все продаваемые ТС.

Перед первичной постановкой автомобиля на учет владельцу необходимо предъявить сертификат об уплате утилизационного сбора. Прежде всего проверьте, оплачивал ли его производитель или импортер. Для этого введите VIN-код автомобиля на интернет-сервисе www.recycle.kz. Если налог уже оплачен, то нужно распечатать сертификат и предъявить его при постановке ТС на учет. Если сбор оплачен не был, то проведите оплату онлайн на сайте ТОО «Оператор РОП». Для оплаты требуется только VIN-номер автомобиля. Сбор оплачивается единожды.

На заседании правительства 10 июля президент Касым-Жомарт Токаев сказал, что «сегодня увеличиваются жалобы бизнеса на необходимость пересмотра утилизационного сбора на автомобили, в первую очередь на седельные тягачи».

«Утилизационный сбор за один тягач в среднем составляет 1,6 млн тенге. Для грузоперевозчиков утилизационный сбор представляет существенную нагрузку, которая негативно влияет на обновление автопарка… Отечественные предприятия теряют позиции на рынке. Мы проигрываем борьбу своим соседям. С 2017 года доля отечественных перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок сократилась более чем в полтора раза», – сказал президент и поручил правительству подготовить предложения по совершенствованию госполитики в этой сфере, в том числе по вопросам утилизационного сбора.

«Это было бы кстати», – говорит руководитель компании Vista Trans Куат Абаев. В его ТОО работает 13 машин 2013–2014 годов, и подходит время обновления парка.

«Покупать машины приходится в евро. Ты привозишь технику трех-, четырехгодичную. Тут еще 5% пошлина (на импорт. – “Курсив”), а помимо этого тебе и утильсбор, и первичная регистрация. Первичная регистрация по бэушной технике около 750 тыс. тенге плюс в среднем 1,6 млн тенге непонятный утильсбор в зависимости от тоннажа», – сказал Абаев.

Утилизационный сбор: новый налог или реальная забота об окружающей среде?

С просьбой снизить ставку утильсбора на некоторые грузовые автомобили и убрать плату за их первичную регистрацию Союз международных автомобильных перевозчиков Казахстан (КазАТО) несколько лет обращался в правительство, администрацию президента и другие госорганы.

КазАТО объединяет около 350 автотранспортных компаний. Их общий парк составляет более семи тысяч транспортных средств, в том числе 4705 седельных тягачей и 2358 грузовых автомобилей. Все эти машины попадают в категорию грузовых автомобилей полной массой свыше 12 т, но не более 20 т. Утильсбор, введенный с 1 января 2016 года, взимается с таких машин с коэффициентом 21 к базовой ставке в 50 месячных расчетных показателей, или 3,063 млн тенге. При этом для бортовых машин свыше 20 т применяется максимальный в Казахстане коэффициент 41 – 6 млн тенге.

У основных конкурентов казахстанских перевозчиков – российских и белорусских компаний – другие условия для развития. К примеру, в Беларуси с 2018 года освобождены от утильсбора и НДС грузовые машины с полной массой 12–50 т, которые соответствуют стандартам «Евро-6» и с момента выпуска которых прошло не более года.

«Благодаря мерам, принятым для поддержки автоперевозчиков в Беларуси, они смогли обновить свой автопарк, и на сегодняшний день он насчитывает 30 тыс. единиц автотранспорта, в то время как у нас в КазАТО всего 7 тыс. И всего в Казахстане около 16 тыс.», – об этом рассказал представитель КазАТО Серик Хусаинов во время выставки Automechanika Astana-2021, которая прошла в конце июня в Нур-Султане.

Россия тоже время даром не теряла. По словам Хусаинова, соседи построили пять новых заводов, которые выпускают различные грузовики. Стараются не отставать в этой гонке и другие региональные игроки. В конце 2020 года Узбекистан отменил утилизационный сбор для грузовиков, выпущенных менее четырех лет назад и отвечающих стандартам «Евро-5».

В Казахстане парк машин, которые курсируют на международных маршрутах, обновляется довольно медленно. По данным директора департамента логистики и перевозок Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Мурата Амрина, с 2016 года отечественные компании приобрели 819 машин.

«Это 136 единиц в год. Можно сказать, мизер. Если в 2017 года доля отечественных перевозчиков на рынке международных перевозок через Казахстан составляла 52%, то в 2020 году она составила 30–31%. Мы теряем рынок, и сейчас Казахстан забирают иностранные перевозчики. Открываются совместные предприятия России, Беларуси, турецких и литовских компаний», – сказал он.

Уже сейчас, к примеру, при получении трансграничных заказов белорусские транспортные компании с 500–1000 машинами получают преимущество перед казахстанскими, парки которых едва достигают 100 машин. «Белорусы берут вариативностью своих машин, – объясняет руководитель компании-перевозчика Vista Trans Куат Абаев. – Они могут все обязательства перекрыть. Когда у тебя парк 500 единиц, всегда где-то будут машины, если клиенту надо. Плюс тендеры разыгрываются в Европе, соответственно, те же немцы знают белорусов и привлекают их на перегруз и доставку. Те ставят свои машины или просто берут казахские машины».

Однако самое интересное начнется в 2025 году, когда транспортные компании из стран ЕАЭС получат право совершать внутренние перевозки в Казахстане. Амрин представил неутешительные прогнозы по развитию отрасли к этому сроку.

«Если мы не подготовимся к реализации этой программы в 2025 году, то продолжим терять рынок, поскольку мы открываем рынок перевозок внутри Казахстана для иностранных компаний из стран ЕАЭС. Их парк очень мощный – они нас в буквальном слове могут задавить. Для нас грузообразующая страна – это Китай. Мы, как Казахстан, являясь транзитной страной, должны зарабатывать не только на транзите (иностранных перевозчиков, но и самостоятельных перевозкахтрансграничных грузов. – «Курсив»). Однако при отсутствии должных мер со стороны правительства мы имеем риск ничего не заработать (на собственных перевозках трансграничных грузов. – «Курсив»), – отметил он.

С 1 января 2016 года в Республике Казахстан действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − РОП.
Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
В перечень входят автотранспортные средства и автокомпоненты – шины, аккумуляторы, масла и жидкости.
Таким образом, утилизационный сбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти автомобили в Казахстан.
Оплата утильсбора осуществляется до первичной постановки техники на учет.

Размер утильсбора высчитывается, исходя из коэффициента, применяемого к базовой ставке утилизационного сбора в отношении различных видов транспортных средств.
Базовая ставка составляет 50 месячных расчетных показателей (МРП). В 2020 году 1 МРП равен 2 651 тенге.
Таким образом, размер базовой ставки в 2020 году – 132 550 тенге (351 доллар).

Минимальный утильсбор – для автомобилей с электродвигателями, за исключением гибридных. К ним применяется коэффициент 3, размер утильсбора равен 397 650 тенге, или 1 055 долларов.
Для прочих легковых автомобилей рассчитывается, исходя из объема двигателя:

  • до 1 000 куб. см — коэффициент 3 – 397 650 тенге (1 055 долларов);
  • от 1 001 до 2 000 куб. см — коэффициент 7 — 927 850 тенге, или 2 463 доллара;
  • от 2 001 куб. см до 3 000 куб. см — коэффициент 10 — 1 325 500 тенге, или 3 519 долларов;
  • свыше 3 001 куб. см — коэффициент 23 — 3 048 650 тенге, или 8 095 долларов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *