Федеральный закон об ООО в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон об ООО в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
  • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
  • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
  • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
  • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
  • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
  • НДС: кто получил льготы с 2022 года
  • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
  • ККТ и маркировка товаров

В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.

За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.

Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.

В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:

  • пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
  • целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.

Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).

С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.

Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.

Согласно письму ФНС от 30.07.2021 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2020, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).

Приказ Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н (Минюст: 15 октября 2020 г.)

Федеральный закон «Об ООО»

С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

  • Новые налоговые декларации и документы
    • О новой форме декларации по налогу на прибыль с 2022 года
    • О новой форме декларации по налогу на имущество
    • О новой форме РСВ
    • Об утверждении формы заявления для применения льгот по налогу на имущество
    • О порядке применения заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество
    • Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта
    • Об утверждении сообщения об исчисленных налоговым органом налогах
    • О подаче сообщений по транспорту и земельным участкам
    • О применении заявления о прекращении исчисления транспортного налога при изъятии транспорта
  • Новые федеральные стандарты и бухотчетность
    • О ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
    • О новом ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
    • Об применении ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
  • Налоговые изменения для бизнеса
    • Об освобождении от НДС общепита с выручкой до 2 млрд руб.
    • О НДС при перепродаже бытовой техники, купленной у граждан
    • О новых правилах начисления и уплаты транспортного налога
    • О едином сроке уплаты налога на имущество и отмене отчетности
    • Об изменении порядка налогового учета безвозмездной помощи НКО
    • О новом порядке признания расходов в НУ на санаторно-курортное лечение работников
    • О невозможности учета в НУ платежей в бюджет в счет возмещения ущерба
    • О новых правилах начисления амортизации при модернизации и реконструкции ОС
    • О продлении ограничения 50% на учет убытков прошлых лет
    • Об утверждении перечня КБК на 2022 год
  • Вычеты и пособия
    • О порядке получения физкультурного вычета
    • О новых правилах подсчета страхового стажа для расчета больничных
  • Новшества отчетности
    • О новом порядке представления годовой бухотчетности в ГИРБО с 2022 года
    • О новых формах отчетности НКО
    • Об уточнении сроков представления аудиторского заключения в ГИРБО
    • О новых правилах предоставления бухгалтерской отчетности
    • О новых поводах сдачи СЗВ-СТАЖ
  • Электронный документооборот и электронные подписи
    • О запуске ГИС ЭПД в постоянную работу
    • О новых правилах работы с электронными подписями
    • О новых требованиях к операторам ЭДО
  • Новое в маркировке товаров
    • Об ужесточении наказаний для продавцов маркированных товаров
    • Об обновлении правил маркировки обувных товаров
    • О переносе сроков обязательной маркировки велосипедов
  • Другие изменения
    • О машиночитаемых электронных доверенностях с 2022 года
    • О новой Товарной номенклатуре ВЭД и Едином таможенном тарифе ЕАЭС
    • О продлении моратория на проверки малого бизнеса
    • Об электронной регистрации ККТ
    • О новой инструкции ЦБ РФ об открытии, ведении и закрытии банковских счетов
    • Об утверждении формы акта утилизации отходов для производителей и импортеров
    • О передаче сообщений в Роскомнадзор о рекламе в интернете
    • О новых обязанностях работодателей на портале «Работа в России»
    • О новом размере взносов, уплачиваемых ИП за себя

\n\n

Как быть с подписями, которыми организации и ИП пользуются сейчас? Останутся ли они действительными после наступления 2022 года? Или от них придется отказаться, а взамен получить сертификаты в ФНС или ее доверенном УЦ?

\n\n

На эти вопросы ответили специалисты Минцифры в письме от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604. Чиновники разъяснили, что предусмотрен переходный период. Он предполагает, что в общем случае сертификаты, полученные до 2022 года, можно использовать до окончания срока их действия.

\n\n

Но здесь есть свои нюансы. Нужно учитывать, получил ли коммерческий УЦ, выдавший сертификат, аккредитацию по новым правилам. И если получил, то когда (см. табл.).

Как быть с подписями, которыми организации и ИП пользуются сейчас? Останутся ли они действительными после наступления 2022 года? Или от них придется отказаться, а взамен получить сертификаты в ФНС или ее доверенном УЦ?

На эти вопросы ответили специалисты Минцифры в письме от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604. Чиновники разъяснили, что предусмотрен переходный период. Он предполагает, что в общем случае сертификаты, полученные до 2022 года, можно использовать до окончания срока их действия.

Но здесь есть свои нюансы. Нужно учитывать, получил ли коммерческий УЦ, выдавший сертификат, аккредитацию по новым правилам. И если получил, то когда (см. табл.).

Налоговые и бухгалтерские изменения-2022

В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

  • общая численность штата не превышает 5 человек;
  • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

  • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
  • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
  • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

Минцифры: действующие электронные подписи можно будет применять в 2022 году

1. Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

2. Особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой, частной охранной и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции, ипотечных агентов и специализированных обществ определяются федеральными законами. (в ред. Федеральных законов от 22.12.2008 N 272-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

3. Отношения, связанные с совершением иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, сделок с долями, составляющими уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и установлением контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над такими обществами, регулируются в соответствии с положениями Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». (в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ)

1. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

2. Общество не отвечает по обязательствам своих участников.

3. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

3.1. Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 — 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ)

4. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

1. Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

2. Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

3. Пункт исключен. (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

1. Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.

Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Филиалом общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительством общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту.

4. Филиал и представительство общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом.

Руководители филиалов и представительств общества назначаются обществом и действуют на основании его доверенности.

Филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства общества несет создавшее их общество.

5. Филиалы и представительства общества должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

1. Общество может иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица, созданные на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создано дочернее или зависимое хозяйственное общество, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

3. Дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного общества (товарищества).

Основное хозяйственное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного хозяйственного общества (товарищества) последнее несет при недостаточности имущества дочернего общества субсидиарную ответственность по его долгам.

Участники дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.

4. Общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) хозяйственное общество имеет более двадцати процентов уставного капитала первого общества.

Общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

16 изменений в ГК РФ 2020-2022, о которых полезно знать юристам и руководителям

1. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица.

Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.

2. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.

Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.

Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на общества с одним участником постольку, поскольку настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.

3. Число участников общества не должно быть более пятидесяти.

В случае, если число участников общества превысит установленный настоящим пунктом предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.

Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.

Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:

  • условия внесения сведений в этот реестр;
  • орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
  • порядок внесения сведений в реестр;
  • публичный характер реестра;
  • основания для отказа во внесении сведений в реестр;
  • основания для исключения сведений из реестра;
  • условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.

Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:

  • о членстве аудиторской организации в СРО аудиторов;
  • внесении сведений об аудиторской фирме в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Реестр аудиторских организаций на финансовом рынке (ранее – только информацию о членстве в СРО).

Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:

  • на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при оказании аудиторских услуг;
  • сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией (кроме случаев, в которых Правительством РФ установлены ограничения на предоставление информации и документации);
  • воспрепятствование выполнению аудиторской организацией иных обязанностей, установленных Законом об аудиторской деятельности, другими ФЗ.

Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.

Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):

  • при назначении;
  • к обязательному ежегодному повышению квалификации.

Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.

Формы взаимодействия:

  • запрос информации;
  • предоставление информации по запросу и в инициативном порядке.

Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:

  • для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • оказания иной аудиторской услуги;
  • банковского надзора;
  • контроля и надзора в сфере финансовых рынков и в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах Банком России.

Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.

Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).

Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.

Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).

С 01.01.2022 вступают в силу изменения[1], внесенные в Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»[2] (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ), которые вводят новый порядок выдачи сертификатов и использования КЭП.

Согласно ч. 1 ст. 17.2 новой редакции Федерального закона № 63-ФЗ в случае использования КЭП при участии в правоотношениях юридических лиц:

1) применяется КЭП юридического лица, квалифицированный сертификат которой выдается УЦ ФНС России в установленном уполномоченным федеральным органом порядке с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата физического лица, действующего от имени юридического лица без доверенности (единоличный исполнительный орган – далее ЕИО);

2) в случае, если от имени юридического лица электронный документ подписывает работник, не являющийся ЕИО, электронный документ подписывается КЭП, оформленной на этого работника, и одновременно представляется электронная доверенность на этого работника, которая должна быть подписана КЭП, указанной в пункте 1. Предоставление доверенности контрагенту осуществляется посредством ее включения в пакет электронных документов.

На линию Службы поддержки пользователей фирмы «1С» поступают вопросы от организаций, в том числе касательно механизма получения сертификатов и использования КЭП с 01.01.2022. В статье ответим на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Все ли организации и индивидуальные предприниматели с 01.01.2022 должны получать сертификаты КЭП в УЦ ФНС России?

Есть исключения. Кредитные организации, операторы платежных систем, некредитные финансовые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в ч. 1 ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[3], получают сертификаты КЭП в УЦ Центрального банка Российской Федерации. Должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственному органу или органу местного самоуправления организации – в УЦ Федерального казначейства.

Какой порядок получения сертификата КЭП организации для работы с 01.01.2022? Возможно ли получение сертификата КЭП организации не в УЦ ФНС России, а в другом уполномоченном УЦ? Есть ли перечень таких организаций?

С 01.07.2021 ФНС России уже начала осуществлять выдачу сертификатов КЭП организациям. Услуга по выдаче сертификатов КЭП предоставляется в операционных залах налоговых органов. Воспользоваться этой услугой можно не во всех территориальных подразделениях, а только в тех, которые входят в перечень, опубликованный на портале ФНС России в разделе «Иные функции ФНС России» (далее выбирайте «Удостоверяющий центр ФНС России», «Порядок получения электронной подписи»). Можно обратиться в ближайшую точку выдачи КЭП – услуга оказывается экстерриториально.

Чтобы получить КЭП, необходимо выполнить ряд действий (Алгоритм). Подробно рассмотрим их.

  • Электронная подпись: вчера, сегодня, завтра
  • Электронная подпись: виды и использование

Включает:
☑ пакет оптимизационных изменений: цель нововведений, условия, нормативно-правовая база изменений;
☑ сокращение конкурентных способов закупок как новый подход к развитию контрактной системы в сфере закупок;
☑ нововведения при формировании извещения о закупке, типовые формы документов: особенности для участника;
☑ введение электронного документооборота от планирования до приемки исполнения контракта. Документы участника закупки.

Документы, вступающие в силу 01 января 2022 г.

Особый интерес в ФЗ от 01.07.2021 № 277-ФЗ для поставщика представляют вопросы, которые относятся к: новым условиям и требованиям при закупках у СМП и СОНКО, обновленному порядку оплаты контрактов в соответствии с новыми сроками.

Предусматривает обязанность осуществлять закупки по закону № 44-ФЗ новых субъектов.

Постановление включает изменения при осуществлении закупок среди субъектов МСП.

В этой статье будут рассмотрены основные изменения, которые касаются участия в закупках.

✔ Оптимизация (сокращение) конкурентных способов закупок (44-ФЗ) и изменения «внутри» процедур.
В настоящее время с учетом требований закона о контрактной системе существует 11 способов закупок. С 1 января 2022 года количество возможных способов закупок будет сокращено. Останутся только электронный аукцион, электронный конкурс, электронный запрос котировок. Подвиды закупок также будут предусмотрены (закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый конкурс в электронной форме, закрытый аукцион в электронной форме), однако, не будут больше проводиться конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы и перестанет существовать запрос предложений как способ определения поставщика. Заказчик сможет провести процедуру с учетом нового перечня конкурентных процедур или в установленных законом случаях путем закупки у единственного поставщика.
Порядок осуществления закупок будет видоизменен. Рассмотрим в сравнении основные изменения в части порядка проведения закупок на примере электронного аукциона:

Какие произойдут изменения

В настоящее время

С 1.01.2022

Заявка

Состоит из двух частей

Единая форма заявки без разделения на части

Возможность внести изменения в извещение

Не позже, чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок

Не позже, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок

Участие в торгах: время для подачи ценового предложения

10 минут

4 минуты

Общее время для проведения торговой сессии

Не ограничено

5 часов с момента начала торгов

✔ Помимо процедурных изменений также предусмотрены структурные нововведения. Например, вместо актуальных на сегодняшний день извещения и документации закупки по всем видам процедур (за исключением запроса котировок) с 2022 года будет предусмотрено только извещение о закупке, которое будет включать типовые условия и требования. Однако извещение в виде обязательных условий все равно будет включать проект контракта, инструкцию по заполнению заявки, требования к заявке на участие и иную обязательную информацию. Типовыми будут и требования к заполнению заявки на участие в электронном аукционе и в электронном запросе котировок. По этим процедурам разными будут только срок и способ подачи ценового предложения. Документация о закупке будет предусмотрена только для закрытых закупок.

✔ На всех этапах проведения закупочных процедур будет предусмотрен электронный документооборот. Масштабные изменения начались еще в текущем году, однако по отдельным этапам проведения закупки использование ЭДО не является обязательным, применение электронных документов сейчас предусмотрено в «пилотном» режиме. Так, например, у участника с 5 июля 2021 года появилась возможность направить жалобу в электронном виде при помощи нового функционала личного кабинета ЕИС.
В 2022 году все стадии закупок будут оформляться электронными документами, в том числе и оплата по контрактам будет происходить на основании электронных актов, размещенных в ЕИС и подписанных с двух сторон.

✔ Сокращение сроков оплаты по контрактам.
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях (участниками могут быть все поставщики независимо от категории организации) оплата по контракту (после подписания закрывающих документов) происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году установлены следующие сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников. На этом сокращение срок оплаты не будет завершено. С 2023 года предусмотрен более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех — 10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Федеральным Законом от 05.04.2021 № 88-ФЗ п. 1 ст. 219 НК РФ, определяющий перечень и порядок предоставления социальных вычетов по НДФЛ, был дополнен пп. 7, посвященным так называемому вычету на фитнес. Этот вычет предоставляется в сумме расходов, уплаченных налогоплательщиком за физкультурно-оздоровительные услуги, оказанные спортивными организациями (ИП), осуществляющими деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности:

  • ему самому;

  • его детям (в том числе усыновленным) или подопечным в возрасте до 18 лет.

При этом и сами физкультурно-оздоровительные услуги, и организации (ИП), оказывающие их, должны отвечать определенным требованиям.

Максимальная сумма годовых затрат на физкультуру и спорт, с которых можно получить налоговый вычет, – 120 000 руб. в год (п. 2 ст. 219 НК РФ). Возврату подлежат 13 % от потраченной суммы. В эту сумму не включаются затраты на обучение детей и подопечных (в размере не более 50 000 руб. в год на каждого обучающегося для обоих родителей, опекунов, попечителей) и на дорогостоящее лечение (п. 2 ст. 219 НК РФ). Согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ размер вычета на дорогостоящее лечение не ограничен.

Согласно Закону № 88-ФЗвычет на фитнес должен был начать действовать с 2022 года. Однако ст. 7 Закона № 305-ФЗ порядок вступления в силу правил об этом вычете скорректирован – они начнут действовать с 01.08.2021, а вот применять его нормы можно будет к доходам, полученным налогоплательщиком начиная с 2022 года.

Законом № 305-ФЗ скорректирован и п. 4 ст. 229 НК РФ. Благодаря изменениям налогоплательщики со следующего года в ряде случаев могут не указывать в декларации по форме 3-НДФЛ доходы от продажи недвижимости до истечения 3 и 5 лет владения. В частности, в декларации можно не отражать доходы, если в отношении объекта гражданин пользуется правом на имущественный вычет. При этом стоимость проданной недвижимости или совокупность доходов от продажи нескольких объектов не должна превышать предельный размер вычета:

  • 1 000 000 руб. – для жилья, садовых домов и земельных участков (абз. 2 пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ);

  • 250 000 руб. – для иной недвижимости (абз. 3 и 4 пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Таким образом, налогоплательщикам не нужно будет подавать в налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 000 000 руб., а иного имущества (транспорта, гаражей и т. д.) – до 250 000 руб.

Глава 25 НК РФ по общему правилу не предусматривает возможность изменения уже сформированной первоначальной стоимости основного средства. Но есть исключение – это п. 2 ст. 257 НК РФ, согласно которому первоначальная стоимость может измениться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

Со следующего года данный пункт будет дополнен уточнением о том, что изменение первоначальной стоимости основного средства в вышеперечисленных случаях должно происходить независимо от размера его остаточной стоимости.

Между тем Минфин такого подхода придерживается уже сейчас. К примеру, в Письме от 19.04.2021 № 03-03-06/1/29206 финансисты указали: п. 2 ст. 257 НК РФ распространяется и на случаи, когда объект полностью самортизирован. Поэтому если основное средство полностью самортизировано и проведена его модернизация, то первоначальная стоимость такого объекта в целях расчета налога на прибыль увеличивается на стоимость проведенной модернизации.

Кроме того, авторы Письма № 03-03-06/1/29206отметили: если срок полезного использования обозначенного основного средства налогоплательщик не увеличил согласно ст. 258 НК РФ, то начисление амортизации по основному средству должно производиться по тем нормам, которые были определены при введении этого средства в эксплуатацию. Приведенная позиция финансистов со следующего года также будет узаконена – в новой редакции абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ. В настоящее время в этом абзаце содержится иное требование: если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основного средства срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик при исчислении амортизации должен учитывать оставшийся срок полезного использования.

И еще. Сейчас в п. 5 ст. 259.1 НК РФ сказано, что начисление амортизации должно быть прекращено с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям. С 2022 года в названной норме появится фраза-уточнение о том, что начисление амортизации по выбывающему объекту должно прекратиться независимо от окончания срока полезного использования.

Порядок учета расходов на НИОКР определен ст. 262 НК РФ.

Перечень расходов, признаваемых таковыми, приведен в п. 2 названной статьи. С 2022 года он пополнится новым положением. Согласно его пп. 3.2 к расходам на НИОКР можно будет также отнести затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору в случае использования приобретенных прав исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.

В отношении обозначенных затрат будут действовать все правила, предусмотренные ст. 262 НК РФ.

На основании пп. 2 ст. 270 НК РФ при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не должны учитываться расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также в виде штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.

При этом в норме не уточняется, что понимается под другими санкциями, взимаемыми государственными организациями. Данное обстоятельство породило споры о том, можно ли приравнять суммы ущерба, которые виновники перечисляют в бюджет, к другим санкциям, взимаемым государственными организациями. Ситуацию усугубляет также пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, которым определено, что расходы на возмещение причиненного ущерба относятся к внереализационным расходам.

Со следующего года в п. 2 ст. 270 НК РФ появится уточнение о платежах в целях возмещения ущерба, перечисляемых в бюджет, что устранит вышеупомянутую неопределенность. А это значит, что учреждение на законных основаниях будет исключать подобные платежи из состава расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Исходя из п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе перенести на текущий отчетный (налоговый) период сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, с учетом ограничения, установленного п. 2.1 данной нормы. В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующие годы.

Пунктом 2.1 ст. 283 НК РФ изначально было предусмотрено, что в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 база по налогу на прибыль за текущий отчетный (налоговый) период (за исключением налоговой базы, к которой применяются налоговые ставки, установленные п. 1.2, 1.5, 1.5-1, 1.7, 1.8, 1.10, 1.14 ст. 284 и п. 6, 7 ст. 288.1 НК РФ) не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 %. К примеру, если учреждение по итогам 2021 года в налоговом учете получило прибыль в размере 200 000 руб., эту прибыль оно может уменьшить на убытки, полученные в предыдущих налоговых периодах, но не более чем на 100 000 руб.

Федеральным Законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ ограничение из п. 2.1 ст. 283 НК РФ было продлено по 31.12.2021. Законом № 305-ФЗ действие указанного ограничения снова продлено – на сей раз до 31.12.2024.

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

Федеральный закон от 08.02.98 N 14-ФЗ

1. Обществом с ограниченной ответственностью (далее – общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ)

2. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

3. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

4. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

5. Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

1. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

2. Общество не отвечает по обязательствам своих участников.

3. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

3.1. Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 – 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ)

4. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

1. Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова “с ограниченной ответственностью”. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова “с ограниченной ответственностью” или аббревиатуру ООО.

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

Иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ)

2. Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.

(в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)

3. Исключен. – Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ.

1. Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.

Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Филиалом общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительством общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту.

4. Филиал и представительство общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом.

Руководители филиалов и представительств общества назначаются обществом и действуют на основании его доверенности.

Филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства общества несет создавшее их общество.

5. Филиалы и представительства общества должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

Федеральный бюджет на 2022–2024 годы в цифрах

1. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица.

Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.

2. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.

Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.

Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на общества с одним участником постольку, поскольку настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.

3. Число участников общества не должно быть более пятидесяти.

В случае, если число участников общества превысит установленный настоящим пунктом предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

Утверждены новые требования об аудиторах, работающих в аудиторских компаниях. Как было ранее: чтобы стать членом СРО необходимо было иметь не менее трех официально трудоустроенных аудиторов. И все компании такой критерий выдерживали законодательно.

Теперь данное требование не работает. Важно не просто работать с тремя аудиторами на трудовых засадах. Необходимо, чтобы такие специалисты работали в компании как на основной работе. Например, если аудитор будет работать в штате в одной компании на 0,75 и в аудиторской компании на 0,25, то второе место его работы не будет считаться основным.

Министерство труда также дает следующее разъяснение: основным считается то место работы, где хранится трудовая книжка. И одновременно у одного сотрудника не может быть нескольких основных работ.

Изменилось и минимальное количество аудиторов, которые должны состоять в трудовых отношениях с работодателем.

Нормы для фирм, которые будут предоставлять аудиторские услуги для организаций (не работающих на финансовом рынке):

  • как было: не менее 3-х сотрудников, работающих на основании трудовых договоров;
  • как будет: не менее 5-ти аудиторов должны быть оформлены в штат АО по основному месту работы.

Нормы для организаций, которые будут предоставлять аудиторские услуги учреждениям финансового рынка:

  • ранее было: не менее семи аудиторов должны работать на основании трудовых договоров;
  • как должно быть: минимальное количество аудиторов, работающих по основному месту работы в штате аудиторской фирмы, — 12 лиц.

Получается, что теперь каждая аудиторская компания заинтересована в том, чтобы привлекать в штат профессиональных аудиторов. И чем больше количество таких специалистов, тем больший спектр услуг может предоставлять фирма.

При этом количество аудиторов в штате – не единственное правило, чтобы фирму все-таки включили в нужный реестр. Каждый из таких специалистов обязан соответствовать таким требованиям:

  • должны иметь новый аттестат;
  • должны иметь опыт работы с учреждениями, включенными в перечень общественно значимых.

Такое новшество, с одной стороны, позитивно скажется на оплате труда аудиторов. Фирмы будут бороться за сотрудников, предлагая им конкурентные зарплаты. С другой стороны, аудитор теперь вынужден выбрать основного работодателя, «обидев» теперь другого. И это может сказаться на самой возможности совмещения нескольких мест работы.

Как показывает статистика, сейчас только 50-55% аудиторских фирм, работающих в РФ, имеют в штате более 3-х аудиторов. Другая половина все-таки предпочитает выдерживать минимальные требования – и не оформлять на работу по трудовым договорам более 3-х сотрудников подобного профиля.

Уже сейчас эксперты сошлись во мнении, что до одной трети всех аудиторских фирм не будут соответствовать новым критериям. И если они не смогут соблюсти требования, найти резервы для обеспечения той самой конкурентной зарплаты, то они вынуждены будут прекратить свою работу.

Выход мог быть иным – фирмы расформируются, но каждый начнет заниматься частной практикой. Но, к сожалению, новый закон очень ограничивает возможности частных аудиторов.

Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.

Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.

И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.

Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.

Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.

Изменения в аудите напрямую затрагивают деятельность частных аудиторов. С 2023 года такие аудиторы не смогут проводить обязательный аудит, в том числе для общественно значимых организаций.

Ранее такой запрет отсутствовал. Учреждения, которые ежегодно обязаны проходить обязательную проверку, могли привлекать к работе как аудиторские компании, так и частных аудиторов, ведущих профессиональную деятельность. Теперь такое право у них отсутствует.

Другое ограничение – невозможность предоставлять любые виды услуг для общественно значимых организаций, в том числе работающих на финансовом рынке. Например, ранее частные аудиторы могли работать как в сфере обязательного, так и инициативного аудита. Теперь будет так:

  • индивидуальный аудитор не может взаимодействовать с общественно значимыми организациями абсолютно никак: он не может оказывать услуги по проверке, анализу, ревизии и т.п.;
  • индивидуальный специалист может оказывать только сопутствующие аудиторские услуги компаниям, не отнесенных к разряду общественно значимых.

Получается ситуация, что с 2023 года почти все частные специалисты подобного профиля должны быть трудоустроены на какой-то аудиторской фирме. Иначе спектр услуг, которые они могут оказывать, резко уменьшится. Следовательно, целесообразность индивидуальной работы также под вопросом.

Запомните:

  • запрет на применение услуг частного аудитора в отношении обязательного аудита применим к финансовой отчетности по итогам 2021 года;
  • вето на применение услуг индивидуального специалиста в вопросах сопутствующих услуг вступает в силу только с 2023 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *