Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый кодекс республики Беларусь 2022 особенная часть». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если налоговая уследит, что расходы физлица больше его официальных доходов, то с суммы этого превышения с 1 января 2022 года нужно будет заплатить 20% подоходного налога. Что понимается под этим превышением?
- Вся зарплата в «конвертах», полученная с 1 января 2022 года.
- Если после новой камеральной проверки сумма доходов оказалась меньше расходов.
- Если игорный бизнес зарегистрировал в СККС (специальная компьютерная кассовая система) доход от выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физлицо, которое фактическую выплату не получало.
К слову, камеральную проверку соответствия доходов и расходов физлица можно будет проводить без обязательного истребования декларации о доходах и имуществе. Если будут сведения, что вы тратите больше, чем зарабатываете, у вас могут спросить, откуда деньги. Не смогли подтвердить доход — принимайте проверку.
По данным Минфина, на 1 января этого года в стране работало без малого 270 тысяч «ипэшников», из них 84% не имеют наемных работников. Власти решили дать некоторым из них возможность работать в качестве самозанятых.
«По своей сути такие индивидуальные предприниматели являются самозанятыми. Вместе с тем им требуется вести учет, предусмотренный для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно производить исчисление налогов, взносов в ФСЗН, представлять налоговые декларации, принимать наличные денежные средства с использованием кассового оборудования, — объясняет новшества Минфин. — В рамках выработанной концепции предлагается расширить круг самозанятых и значительно упростить администрирование их деятельности, что позволит работающим сейчас в статусе индивидуальных предпринимателей гражданам перейти в категорию самозанятых граждан».
Сбор за осуществление ремесленной деятельности останется, но изменится размер. С 2022 года ставку отвяжут от базовой величины и установят конкретную сумму в рублях, которую будут индексировать в зависимости от инфляции. С 2023 года ремесленники смогут выбирать между уплатой сбора и НПД. Сбор для ремесленников с 1 января составит 62 рубля, для агроэкотуризма — 31 рубль за каждую усадьбу в месяц (сейчас это две базовые в год).
С 1 января 2021 г. вступают в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь» (далее – Изменения).
1. Для целей применения положений Налогового кодекса Республики Беларусь с учетом Изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 года, необходимо учитывать, что для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (пункт 1 статьи 53 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Однако при выпуске товаров до подачи декларации на товары и регистрации заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары по 31 декабря 2020 года включительно будут применяться положения Налогового кодекса Республики Беларусь, в редакции, действующей на день регистрации указанного заявления, а также положения Указа Президента Республики Беларусь от 24 февраля 2012 г. № 107 «Об освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь некоторых категорий товаров» (далее – Указ № 107) и Указа Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» (далее – Указ № 287).
2.Налог на добавленную стоимость (НДС).
2.1. Изменениями предусмотрено исключение из статьи 119 Налогового кодекса Республики Беларусь подпункта 1.5.
Таким образом, лекарственные средства, медицинские изделия и протезно-ортопедические изделия, а также сырье, материалы для их изготовления, комплектующие изделия для их производства, полуфабрикаты к ним исключены из категорий товаров, которые освобождаются от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь.
При ввозе на территорию Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий установлена ставка НДС в размере 10 %.
Согласно подпункту 2.21пункта 2 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Изменений) основанием для применения ставки НДС в размере десять (10) процентов является в отношении:
лекарственных средств– включение сведений о них в Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь или в единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза либо наличие заключения (разрешительного документа) на ввоз на территорию Республики Беларусь незарегистрированных лекарственных средств, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством;
Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации лекарственного препарата для медицинского применения в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 78 от 3 ноября 2016 «О Правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения»). Номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:
ЛП-N(XXXXXX) — (YY-ZZ), где:
позиция «ЛП» — лекарственный препарат;
позиция «N(XXXXXX)» — единый шестизначный порядковый номер регистрационного удостоверения, присвоенный референтным государством — членом (присваивается автоматически из единого реестра лекарственных средств, зарегистрированных в рамках Союза);
позиция «YY» — статус государства — члена в процессе экспертизы и регистрации лекарственного препарата («РГ» — референтное государство; «ГП» — государство признания);
позиция «ZZ» — двухбуквенный код государства — члена (в соответствии с международным стандартом ISO 3166-1-2013 «Коды для представления названий стран и их подразделений. Часть 1. Коды стран»: Республика Армения — AM; Республика Беларусь — BY; Республика Казахстан — KZ; Кыргызская Республика — KG; Российская Федерация — RU).
медицинских изделий– включение сведений о них в Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь или в единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза, либо наличие разрешения на реализацию и (или) медицинское применение незарегистрированных медицинских изделий, выдаваемого Министерством здравоохранения в порядке, установленном законодательством.
Справочно. Документом, подтверждающим факт регистрации медицинского изделия в рамках Евразийского экономического союза, является регистрационное удостоверение (Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 46 от 12 февраля 2016 г. «О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий»). Регистрационный номер регистрационного удостоверения формируется в следующем порядке:
МИ — Х Х — ХХХХХХ,
__ __ __ ________
1 2 3 4
где:
элемент 1 — медицинское изделие;
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
- О Ресолве
- Бухгалтерия
- Юристы
- Кадры
- IT и ПВТ
- Аутстаффинг
- Бухгалтер+Кадровик+Юрист
Использовать льготы по подоходному налогу можно только в том случае, если работником предъявлены все документы, доказывающие право гражданина Беларуси претендовать на эти вычеты. Перечень таких документов закреплен в статье 209 Налогового кодекса. Кроме того, такого рода льготы могут применяются по месту основной работы. Если вычеты оказываются больше дохода, то ставка налогообложения считается равной нулю, а сумма, на которую вычет больше заработка, не переносится на следующий месяц.
Размер налоговых вычетов ежегодно устанавливается в особенной части Налогового кодекса (ст. 209). С 1 янвaря 2022 гoдa вступит в дeйствиe oбнoвлeнный Нaлoгoвый кoдeкс Рeспублики Бeлaрусь.
Рaссмoтрим кaкиe планируются произойти измeнeния с размерами налоговых вычетов по подоходному налогу в 2022 г., a также сравним с показателями 2021 года. (см. таблицу ниже).
Кому положен вычет |
Размер вычета (за месяц) |
|
2021 |
2021 |
|
Плательщикам, получившим доход за месяц в сумме, не превышающей установленный предел |
126 р. |
135 р. |
при условии, что размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает |
||
761 р. |
817 р. |
|
Индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам), не имеющим в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы) и получившим доход, не превышающий установленный предел |
126 р. |
135 р. |
при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в соответствующем календарном квартале |
||
2 283 р. |
2 452 р. |
|
На ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
37 р. |
40 р. |
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
70 р. |
75 р. |
Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, — на каждого ребенка |
||
Категориям плательщиков, указанным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса РБ |
177 р. |
190 р. |
В случае если плательщиком несвоевременно представил налоговому агенту документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты, то налоговый агент должен произвести перерасчет подоходного налога. Излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются налоговым агентом в уплату предстоящих платежей подоходного налога либо возвращаются по заявлению плательщика.
Изменения в Налоговый кодекс РБ с 2021 года в части НДС
Индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения становится плательщиком НДС при превышении выручки 460 000 (было 465 255) белорусских рублей. Основание: статья 1 пункт 49 Законопроекта
49. В пункте 1 статьи 113:
в подпункте 1.1:
в части первой цифры «465 255» заменить цифрами «460 000»
С 1 января 2023 года вводится новый налог на профессиональный доход (гл. 40 проекта НК-2022).
Другие изменения опубликуем позже. Законопроект сложный для анализа изменений — из-за наличия разных дат вступления в силу пунктов (абзацев). Определенные пункты (абзацы) вступают в силу после официального опубликования, другие с 01.01.2022, с 01.07.2022, с 01.01.2023 года
- Указ 447 от 22.11.2021 — новые льготы по электромобилям 23.11.2021
- Валютный заем возвращен на карту BYN. Что с подоходным? 23.11.2021
- План выборочных проверок на 1-е полугодие 2022 года сформирован 23.11.2021
- Прогноз цен на бухгалтерские услуги 23.11.2021
- Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс 20.11.2021
- Имущественный вычет сотруднику за прошлые годы 09.11.2021
- Плата за сбор отходов товаров и упаковки. Когда включаем в затраты? 17.10.2021
- О маркировке обуви с 01.11.2021 16.10.2021
- Должен ли ИП извещать ФСЗН о заключении гражданско-правовых договоров с физлицами? 14.10.2021
- Минфин разместил на сайте разъяснения по изменениям в Налоговый кодекс 12.10.2021
Транспортные средства, зарегистрированные в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ГАИ МВД), с 1 января 2021 года будут облагаться транспортным налогом на основании главы 28-1, дополнившей Налоговый кодекс Республики Беларусь. Одновременно с введением транспортного налога упраздняется взимание государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.
При этом физические лица, уплатившие государственную пошлину и получившие разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении до 1 января 2021 года, будут уплачивать транспортный налог пропорционально количеству месяцев, следующих за месяцем, в котором истек срок действия такого разрешения.
Плательщиками транспортного налога являются как организации, так и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае передачи транспортного средства в финансовую аренду (лизинг) плательщиком транспортного налога является лизингополучатель.
Объектом налогообложения транспортным налогом признают транспортные средства, зарегистрированные физлицами и организациями в ГАИ МВД Республики Беларусь.
Транспортный налог подлежит уплате физлицами и организациями за каждое транспортное средство вне зависимости от участия его в дорожном движении.
В главе 28-1 НК определен перечень транспортных средств, за которые транспортный налог их владельцы уплачивать не будут. Это транспортные средства:
- год выпуска которых 1991 год и ранее, либо сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- находящиеся в угоне;
- специально оборудованные для использования инвалидами;
- категории M1 или M1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 года;
- снятые с учета в ГАИ до 1 июля 2021 года.
Размер ставки транспортного налога зависит от разрешенной максимальной массы (например, легковой или грузовой автомобиль), вместимости транспортного средства (например, автобус) либо определяется за одну единицу транспортного средства (например, прицеп-дача (караван), мотоцикл, седельный тягач).
Также в главе 28-1 НК определена категория физических лиц, имеющих право на уменьшение суммы налога. Сумма транспортного налога, подлежащая уплате, уменьшается:
- на 50% в отношении транспортных средств, зарегистрированных за:
ветеранами Великой Отечественной войны; инвалидами I или II группы; лицами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста, или лицами, имеющими право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста;
- на 25% – для инвалидов III группы.
Льгота по снижению ставки транспортного налога на 50% и 25% предоставляется при условии наличия у плательщика действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
Полное или частичное освобождение от уплаты транспортного налога по транспортным средствам, не используемым в предпринимательской деятельности, вправе получить также физические лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Такое освобождение предоставляется физическим лицам местными Советами депутатов или по их поручению исполнительными и распорядительными органами.
Физическим лицам транспортный налог будет исчислять налоговый орган. Уплата транспортного налога плательщиками – физическими лицами будет производиться за истекший календарный год на основании извещения налогового органа, вручаемого такому плательщику не позднее 1 сентября. Законодательно установленный срок уплаты – 15 ноября года, следующего за истекшим.
Физические лица, не получившие по состоянию на 1 января 2021 года в установленном порядке разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, обязаны уплатить не позднее 15 декабря 2021 года авансовый платеж в размере одной базовой величины, а в отношении прицепа, прицепа-дачи (каравана) и мотоцикла – в размере 20 рублей за каждый объект налогообложения. Извещение на такие платежи будет направлено налоговым органом не позднее 1 ноября 2021 года. Доплату транспортного налога за 2021 год потребуется произвести не позднее 15 ноября 2022 года на основании извещения налогового органа, вручаемого не позднее 1 сентября 2022 года.
26.11.2021 10 декабря в Витебской областной филармонии пройдет концерт Государственного камерного оркестра Республики Беларусь 23.11.2021 25 ноября личный прием граждан проведет Министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Васильевич Колтович 22.11.2021 25 ноября 2021 г. с 14.00 до 16.00 часов депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по Витебскому-Горьковскому избирательному округу №17 Николайкин Виктор Павлович проводит дистанционный приём граждан по личным вопросам. 11.11.2021 21 ноября в Культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо Витебска «Двина» пройдет День рождения Деда Мороза 08.11.2021 24-25 декабря в культурно-спортивном комплексе «Минск-Арена» состоится премьера новогоднего циркового мюзикла «Волшебная лампа»
- Новости
- Официальный Сайт Президента Республики Беларусь
- Официальный сайт Витебского облисполкома
- Каталог ресурсов государственных органов
- Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
- Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг организациями Республики Беларусь
- Интернет-портал «Молодежь Беларуси»
- Информация о либерализации экономической деятельности
- БРСМ в Витебске
- Витебское областное управление МЧС РБ
- Национальное агентство по туризму
- Фонд ”Витебскоблимущество“
- Сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
- Коммунальное унитарное производственное предприятие «Витебское городское жилищно-коммунальное хозяйство»
- Совет Республики
- Министерство по налогам и сборам
- ГУО «Институт пограничной службы Республики Беларусь»
- РУП «Национальный центр электронных услуг»
- Проверка контрагентов
Номер документа: | 71-З |
Дата принятия: | 29/12/2009 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/01/2010 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Проектом Налогового кодекса предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование деловой активности. Прежде всего это касается расширения возможностей по применению инвестиционного налогового вычета, а также увеличения его размеров. Предусмотрены меры по упрощению налогового администрирования, прежде всего они связаны с цифровизацией административных процедур. Отдельный блок касается системных изменений по налогообложению предпринимательской деятельности.
С 2022 года предусмотрены сокращение перечня видов деятельности, облагаемых единым налогом, и запрет на применение УСН при оказании услуг (за исключением индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере туристической деятельности, здравоохранения, сухопутного транспорта, общественного питания, деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и (или) мотоциклов).
Предлагается исключить применение единого налога при:
♦ реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг;
♦ осуществлении дистанционной торговли товарами;
♦ осуществлении деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта;
♦ осуществлении общественного питания.
С 2023 года для индивидуальных предпринимателей будет установлен единый режим налогообложения с уплатой подоходного налога от разницы между доходами и расходами с возможностью осуществления отдельных видов деятельности и найма до трех работников.
Для микроорганизаций в рамках применения упрощенной системы налогообложения с 2022 года отменяется уплата НДС, корректируются критерии применения данного режима (валовая выручка в сумме 2,15 млн рублей в год, численность работников не более 50 человек), единая ставка налога устанавливается в размере 6 процентов.
С 2022 г планируется увеличение предельных размеров инвестиционного вычета, а именно, по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам размер увеличивается с 15% до 20%, по машинам и оборудованию – с 30% до 40%. Елена Говша напоминает, что инвестиционный вычет позволят включать одномоментно определенный процент от стоимости приобретенных зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств в затраты, учитываемые при налогообложении налогом на прибыль.
Проектом НК предусмотрен закрытый перечень расходов на рекламу, которые могут быть учтены без нормирования в составе затрат, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль, среди них расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и о самой организации.
«Другие расходы на рекламу, которые не включены в этот перечень — например, приобретение призов для рекламных игр — могут быть учтены при налогообложении только в составе прочих нормируемых затрат», — сказала Елена Говша.
Елена Говша отметила, что проектом НК из состава нормируемых затрат исключены затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на основные производственные нужды и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды. «Таким образом, данные расходы могут быть включены в 2022 г в состав затрат, учитываемых при налогообложении налогом на прибыль, в полном размере», — сказала эксперт.
Что касается затрат на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, а также на оплату зарядки электромобилей на зарядных станциях, то они, как и прежде, подлежат нормированию и могут быть учтены при налогообложении в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.
НК 2022: оказание услуг, выполнение работ, передача прав
С 2022 г областные Советы депутатов (в том числе местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов) наделяются правом увеличивать ставку налога на прибыль (на сегодняшний день — 18%) не более чем на 2% для отдельных категорий плательщиков, которые полностью уплачивают налог на прибыль в местные бюджеты.
Предполагается, что исчисление налога на прибыль по новой ставке будет осуществляться с 1 января года, следующего за годом, когда решение об увеличении ставки было принято.
Елена Говша прокомментировала, что текущим проектом НК вводятся критерии, которые необходимо принимать во внимание при определении статуса фактического владельца дохода в целях исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство.
Например, использование для осуществления своей деятельности труда работников (помимо членов органа (органов) управления, секретаря), соразмерность используемых площадей и оборудования при осуществлении предпринимательской деятельности, соотнесение количества и квалификации работников осуществляемому иностранной организацией виду деятельности; и другие критерии.