НДС на макулатуру в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС на макулатуру в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обязанность по уплате НДС с макулатуры возлагается на покупателя (получателя) — налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ), независимо от того, на каком налоговом режиме он работает: упрощенке, патенте или на ОСНО, но освобожден от НДС по ст. 145 НК РФ.

Налоговыми агентами по макулатуре не признают:

  • посредников — агентов или комиссионеров, которые покупают макулатуру для других компаний или ИП — принципалов или комитентов;
  • покупателей, которые приобрели макулатуру у поставщика, признанного банкротом.

Порядок расчета и уплаты НДС с макулатуры аналогичен порядку расчета налога при работе с сырыми шкурами животных и металлоломом (Письмо Минфина России от 03.12.2018 № 03-07-11/87234). Он зависит от того, является ли поставщик плательщиком НДС или нет. Рассмотрим обе ситуации.

Продавец — плательщик НДС. Покупатели обязаны рассчитать и уплатить НДС, если покупают или получают ее от продавцов — плательщиков НДС. Продавец сообщает о такой обязанности покупателю формально через счет-фактуру, который заполнен по-особому. В этом документе продавец прописывает суммы без учета НДС и ставит пометку «НДС исчисляется налоговым агентом» (Письмо Минфина России от 20.02.2019 № 03-07-14/10689).

Пометка ставится в графе 7, а графы 8 (для суммы НДС) и 9 (для стоимости товара с НДС) в счетах-фактурах не заполняют (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@). Это касается любых счетов-фактур: при реализации, получении частичной или полной оплаты, при корректировке сумм.

Правда есть случаи, когда продавец обязан сам рассчитать и уплатить НДС, не перекладывая эту обязанность на покупателя. Это ситуации, когда поставщик:

  • против правил поставил в счете-фактуре пометку «Без НДС» и инспекторы это обнаружили;
  • экспортирует макулатуру;
  • продает макулатуру физлицу — не предпринимателю;
  • недавно «слетел» с упрощенки на ОСНО;
  • недавно утратил право на освобождение от НДС.

Продавец не платит НДС. Такими продавцами становятся физлица без статуса ИП, спецрежимники или поставщики на ОСНО, освобожденные от НДС по ст. 145 НК РФ. В этом случае у покупателя не возникает обязанности налогового агента, а продавец в договоре и первичном документе ставит пометку «Без НДС». Счет-фактуру такой продавец не составляет: от этой обязанности освобождены спецрежимники, «физики» и льготники по ст. 145 НК РФ (п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03-07-11/12711).

Сборщикам и переработчикам отходов могут предоставить льготы по НДС

Ставка НДС для макулатуры в 2021 году — 20%. Налоговые агенты рассчитывают и перечисляют в бюджет налог в сумме 20% от налоговой базы. Делать расчет придется при каждой покупке макулатуры, если поставщик — плательщик НДС. Вы получаете от него счет-фактуру с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом» и на его основании определяете налоговую базу и рассчитываете налог.

НДС с макулатуры налоговые агенты рассчитывают в том же порядке. Дата начисления налога определяется следующим образом:

  • это день, когда поставщик отгрузил макулатуру покупателю — определяется по дате отгрузочного документа;
  • день, когда покупатель перечислил аванс в счет будущей поставки — определяется по дате платежки;
  • в ситуациях перевозки макулатуры сторонними лицами день начисления НДС определяют по дате отгрузочного документа, который продавец составил для перевозчика (письмо Минфина от 10.04.2018 № 03-07-11/23681).

НДС начисляют на эти даты независимо от сроков получения счета-фактуры от продавца. Даже если поставщик пришлет счет-фактуру в следующем квартале, налоговый агент должен выполнить обязанности по НДС в квартале отгрузки (письмо ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480, письмо Минфина от 06.03.2018 № 03-07-11/14162).

Сумму авансового НДС рассчитывают по формуле:

Сумма НДС с аванса = (Сумма аванса + Сумма аванса * Ставка налога 20%) * Расчетная ставка 20/120

Сумму НДС с отгрузки рассчитывают аналогично:

Сумма НДС с отгрузки = (Стоимость товара + Стоимость товара * Ставка налога 20%) * Расчетная ставка 20/120

Сумму налога к уплате вычисляют по итогам квартала, когда была отгрузка макулатуры, по формуле:

НДС к уплате = Начисленный НДС — Вычеты по НДС + Восстановленный НДС

Вычеты НДС на макулатуру. Налоговый агент, если он сам плательщик НДС, может принять к вычету сумму НДС с макулатуры (п.3 ст.171 НК РФ). А если покупатель не является плательщиком НДС, сумму налога он включает в себестоимость товара. Вычет возможен на основании счета-фактуры от покупателя.

Восстановленный НДС. Налоговый агент восстанавливает НДС, если приходится возвращать аванс, а также при получении товаров, за которые платил аванс и уже принимал налог к вычету. Возможно частичное восстанавление НДС, если менялась цена или объем макулатуры.

  • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
  • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
  • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
  • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
  • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
  • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
  • НДС: кто получил льготы с 2022 года
  • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
  • ККТ и маркировка товаров

В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.

Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.

Согласно письму ФНС от 30.07.2021 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2020, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).

Приказ Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н (Минюст: 15 октября 2020 г.)

С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

В целом есть три способа утилизации отходов — переработка, сжигание и захоронение. Обычно используют комбинированный подход. Например, большую часть материала отправляют на переработку, а непригодную часть сжигают. В Италии сжигается 19% мусора, в США — 13%, в Германии — 32%.

В развитых странах активно перерабатываются твердые коммунальные отходы. В частности, в Германии 48% мусора получают вторую жизнь, во Франции — 22%, в США — 34%. Для сравнения, у нас на полигоны и свалки идет 90% отходов, на переработку всего 7%, оставшаяся часть сжигается.

С учетом текущей ситуации с полигонами в России, необходимость переработки стоит очень остро. По данным Росприроднадзора, в государственный реестр объектов размещения отходов внесено более 1 тысячи полигонов. При ежегодном приросте твердых коммунальных отходов в 1-2%, их ресурсы использования скоро будут исчерпаны. По прогнозам Росприроднадзора это займет от года до трех лет (в разных регионах). Казалось бы, у нас земли много, не проблема создать еще полигоны. Но, первое — у регионов нет средств; второе — низкая эффективность полигонов, эти объекты занимают большие площади, которые подвержены ветровой и водной эрозии, вымыванию и растеканию токсичных веществ. Правильно спроектированный и построенный полигон стоит очень существенных денег — сродни стартовой подушке космодрома.

Бумажные отходы: отражаем в учете

Сейчас цепочка сбора и переработки отходов имеет следующую конфигурацию — люди сдают вторичные ресурсы заготовителям, эти компании собирают, сортируют, перевозят и хранят отходы. Дальше они продают эти ресурсы переработчикам, которые уже создают вторичное сырье, для производства товаров. Правительство собирается отменить НДС вообще для заготовителей и снизить ставку для переработчиков. Это даст толчок для использования вторичного сырья по сравнению с первичным и будет способствовать развитию переработки. Извлекать ресурсы из мусора станет на 20% выгоднее. Переработчики же получат ставку НДС в размере 10% при реализации вторичного сырья.

Вообще, мусороперерабытвающая отрасль в России имеет очень большой инвестиционный потенциал. Очень много можно сделать из вторсырья — мебель для садов и парков из пластмассы вместо очередного раунда упаковки и бутылок. Сломанная мебель может быть использована как вторсырье для садовых скамеек, ограждений, сайдинга. То есть, вариантов для использования масса и при должном налоговом стимулировании, вплоть до снижения или отмены НДС по всей цепочке для товаров из переработанных вторичных ресурсов, мы можем получить и более дешевые товары в магазинах.

Сейчас на рынке востребована переработка макулатуры и ПЭТ. Игроки рынка продают вторичное сырье на уже существующие предприятия или договариваются с теми, которые будут созданы. При увеличении количества сортировочных станций, объем предложения сырья увеличится кратно. Потенциально это очень большой рынок. Интересно, что Китай проявляет большой интерес к вторичному пластику, как минимум его можно продавать им. Еще один пример — есть несколько игроков, которые из бутылок делают наполнитель для курток — синтепон.

Эксперты говорят о дефиците вторичного сырья в настоящий момент — настолько мало мы сортируем и перерабатываем, в общем-то. Сейчас это рынок поставщика, когда переработчики бьются за возможность купить отходы — предлагая высокие цены и выкупая объемы заранее. Интересным фактом является и то, что некоторые переработчики готовы финансировать строительство сортировочных станций для региональных операторов, только чтобы было гарантированно поступление сырья в оговоренном объеме.

Основной проблемой для развития рынка утилизации отходов является невозможность организовать эффективный бизнес из-за нехватки сырья ввиду отсутствия эффективной системы сбора мусора и недостатка сортировочных мощностей. Стабильные поставки сырья под большим вопросом.

Только сейчас государство наконец-то пришло к пониманию, что эту отрасль надо законодательно и экономически стимулировать за счет повышения объемов вовлечения в хозяйственный оборот. Теперь мы видим конкретные предложения, которые однозначно дадут результат в обозримом будущем. По сути, как уже говорилось выше, переработка это наш единственный вариант решения «мусорной проблемы». Помимо отмены НДС, Российский экологический оператор (РЭО) предложил полностью отменить НДФЛ со сдачи всех видов вторичного сырья для физлиц.

В заключение, хотелось бы отметить, что предпринимаемые правительством меры адекватны масштабу задач. Четкие льготы и преференции призваны сделать переработку более интересной как бизнес. Помимо этого необходимо проводить работу в части планирования эффективной логистики для минимизации издержек, обучать и стимулировать граждан в раздельном сборе своего мусора, продумать иные меры стимулирования бизнеса на запуск новых перерабатывающих производств, возможно компенсируя часть инвестиционных и эксплуатационных расходов. Будет интересно понаблюдать за развитием событий в этой отрасли.

До 01.01.2019 действовал пп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ, по которому реализация макулатуры освобождалась от обложения НДС.

С названной даты норма утратила силу, вследствие чего реализация макулатуры (бумажных и картонных отходов производства и потребления, отбракованной и вышедшей из употребления бумаги, картона, типографских изделия, деловой бумаги, в том числе документов с истекшим сроком хранения) попала в облагаемые НДС операции. Однако продавец не исчисляет и не уплачивает налог в данном случае, эта обязанность возлагается на покупателя (получателя) макулатуры – налогового агента (абз. 2 п. 3.1 ст. 166, п. 8 ст. 161 НК РФ).

К сведению:

В целях применения п. 8 ст. 161 НК РФ получателями товаров являются организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право собственности на товар, в том числе на безвозмездной основе.

Порядок исчисления НДС налоговым агентом применяется при реализации макулатуры после 01.01.2019 вне зависимости от того, что этот товар приобретен до 01.01.2019 либо предварительная плата за него получена в 2018 году (Письмо Минфина России от 25.01.2019 № 03‑07‑11/3969).

Но исчислить и уплатить в бюджет налог покупатели обязаны только в случае приобретения ими макулатуры у продавцов – плательщиков НДС, которые сообщат о предстоящей «НДС-обязанности» покупателю путем выставления ему счета-фактуры, заполненного по‑особому. Как отмечается в абз. 2 п. 5 ст. 168 НК РФ, при реализации налогоплательщиков товаров, указанных в абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ, а также при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок таких товаров он должен составить счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. При этом в таких счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах проставляется надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом» (Письмо Минфина России от 20.02.2019 № 03‑07‑14/10689).

Обратите внимание:

Соответствующая надпись делается в графе 7 счета-фактуры. Графы 8 (сумма налога) и 9 (стоимость товара с налогом) не заполняются (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Вместе с тем в некоторых ситуациях (что следует из абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) продавцам макулатуры придется исчислить и уплатить НДС в бюджет. Такие случаи предусмотрены абз. 7 и 8 ст. 161, пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, а также при реализации указанного товара «физикам», не являющимся ИП.

К сведению:

Вне зависимости от того, исчисляют НДС продавцы макулатуры самостоятельно (абз. 1 п. 3.1 ст. 166 НК РФ) либо «передают» эту обязанность покупателям – налоговым агентам, они (продавцы – плательщики НДС) вправе принимать к вычету суммы «входного» налога по приобретенным ими товарам (работам, услугам), используемым для осуществления операций по реализации макулатуры, независимо от факта оплаты этих товаров (работ, услуг). Кроме того, необходимость вести раздельный учет при реализации такими налогоплательщиками макулатуры и осуществлении иной деятельности, подлежащей обложению НДС, исключается (письма Минфина России от 27.11.2018 № 03‑07‑14/85348, от 03.12.2018 № 03‑07‑11/87234).

Если макулатуру продает «спецрежимник» (организация или ИП, не являющиеся плательщиком НДС) либо плательщик НДС, освобожденный от обязанности налогоплательщика по ст. 145 и 145.1 НК РФ (здесь же могут быть плательщики ЕСХН, которые с 01.01.2019 уплачивают НДС, однако подошли по условиям и воспользовались освобождением по ст. 145 НК РФ), обязанностей налогового агента у покупателей не возникает. В таком случае продавец в договоре и первичном учетном документе сделает соответствующую запись или проставит отметку «Без налога (НДС)».

К сведению:

Счет-фактуру лица, освобожденные от уплаты НДС, не составляют, такая обязанность возложена лишь на плательщиков данного налога (п. 3 ст. 169 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.02.2018 № 03‑07‑11/12711).

При покупке металлолома у «физиков» (в силу п. 1 ст. 143 НК РФ они не признаются плательщиками НДС, за исключением случаев, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) покупатели макулатуры также не обязаны исчислять и уплачивать НДС.

Сказанное подтверждает и Минфин в Письме от 28.11.2018 № 03‑07‑14/85863: в случае приобретения макулатуры у неплательщиков налога на добавленную стоимость, в том числе физических лиц, обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость у покупателей макулатуры отсутствует.

Получив от продавца – плательщика НДС соответствующее указание о том, что налог исчисляется налоговым агентом, покупатель макулатуры исполняет вмененную ему обязанность, причем вне зависимости от применяемого режима налогообложения, а также освобождения от обязанностей плательщика НДС.

При этом заявить к вычету исчисленный при покупке макулатуры НДС покупатель (налоговый агент) вправе только в том случае, если он является его плательщиком и приобретенный им товар предназначен для облагаемых НДС операций (п. 3 ст. 171 НК РФ).

В Письме от 28.11.2018 № 03‑07‑14/85863 Минфин указал, что суммы НДС, исчисленные налоговыми агентами – покупателями макулатуры на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, будут приниматься к вычету в том налоговом периоде, в котором эти товары поставлены на учет. Как правило, налоговый период, в котором налоговые агенты исчисляют налог за продавца – плательщика НДС, совпадает с налоговым периодом, в котором у налоговых агентов возникает право на вычет налога в качестве покупателя.

Минприроды нашло способ повысить норму утилизации упаковки с 2022 года

Мы рассмотрели общий порядок исчисления НДС покупателями макулатуры – налоговыми агентами. К данной ситуации применимы разъяснения компетентных органов в отношении всех товаров, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ.

Добавим несколько слов об уплате налога налоговыми агентами. Порядок расчета суммы НДС, которую налоговый агент должен уплатить в бюджет по итогам квартала, установлен п. 4.1 ст. 173 НК РФ. Налог исчисляется совокупно в отношении всех товаров, перечисленных в п. 8 ст. 161 НК РФ, и в отношении всех операций за истекший налоговый период. Общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 3.1 ст. 166 НК РФ, увеличивается на восстановленные суммы на основании пп. 3, 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на суммы вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ, в части операций, осуществляемых названными налоговыми агентами.

Что касается декларации по НДС, то в настоящее время в форму, формат и порядок ее заполнения внесены изменения. Теперь для налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, прописан четкий порядок.

НДС: проблемы и решения, №4, 2019 год

После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года

Перечень продукции, подлежащей утилизации, нормы переработки, ставка экологического сбора в 2021 году — все это утверждает правительство. Но для начала определимся, когда платят экосбор и каковы утилизационные нормативы.

В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ №3721-р от 31.12.2020 и включает 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Для этого утверждают нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (см. Распоряжение Правительства РФ №3722-р от 31.12.2020), которые рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.

Под утилизацией отходов понимают дальнейшее их использование в производстве, включая:

  • рециклинг — применение по прямому назначению;
  • регенерацию — возврат в производство после соответствующей подготовки;
  • рекуперацию — использование в производстве извлеченных полезных компонентов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому, когда идет расчет экологического сбора в 2021 году, подобная переработка не учитывается. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.

Подтвердить, что компания выполнила требования, позволяют:

  • отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2020 год (см. Постановление Правительства РФ №2010 от 03.12.2020);
  • соответствующие акты;
  • договор с ИП или юрлицом, имеющим право на переработку.

Тем поставщикам, которые самостоятельно не занимаются обработкой, разрешено выполнять обязанность по предотвращению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, регулярно уплачивая экосбор. Расчет производится по формуле:

С × М × Н / 1000,

где:

  • С — ставка экологического сбора в рублях за тонну (ставки экологического сбора по группам товаров ТН ВЭД утверждает Правительство (см. Постановление от 09.04.2016 №284);
  • М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
  • Н — норматив утилизации.

Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора в 2021 году, то расчет производят по другой формуле:

С × (Ку – Кд) / 1000,

где:

  • С — ставка сбора;
  • Ку — установленное количество утилизированных отходов в кг;
  • Кд — количество отходов, которые были фактически отправлены на переработку, в кг.

После того как компания рассчитает экологический сбор за прошлый год и уплатит его либо представит отчет о выполнении норм, она выполнит обязанность по защите окружающей среды от негативного воздействия отходов.

На проверку отчетов у Росприроднадзора есть три месяца. Помимо этого, выполнение нормативов и уплату сумм на защиту экологии инспекторы контролируют во время плановых и внеочередных проверок. За нарушение требований закона о защите окружающей среды от воздействия отходов предусмотрено несколько видов ответственности, в том числе уголовная.

С 19 июня 2019 года в Кодекс об административных правонарушениях введена новая статья 6.35 об ответственности за нарушение санитарных норм при обращении с отходами. По ней штрафы для должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей, для компаний — от 250 000 до 350 000 рублей. По статье 8.2.1 КоАП РФ за разрушение озонового слоя компании заплатят от 250 000 до 400 000 рублей). Статьей 8.5.1 предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов (штраф — от 70 000 до 150 000 рублей для юрлиц), а нормами статьи 8.41.1 КоАП РФ — ответственность за неуплату экосбора. Если его не уплатить за прошлый год, штраф равняется двукратному размеру сбора, но не менее 250 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *