Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральным законом о ветеранах в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Государство предусмотрело льготы ветеранам труда, которые в 2020 году остались неизменными. В разных регионах состав и размер льгот может существенно отличаться, так как соцобеспечение ветераном труда государство относит к полномочиям субъекта РФ. Получить льготы можно в установленном порядке, а пересмотру и отмене они не подлежат, кроме случаев, предусмотренных законом.
Если вы считаете, что вам не полностью предоставляются такие льготы или предоставляются, но не в соответствии с нормами законодательства, обратиться за консультацией следует к квалифицированным юристам нашей компании.
Изменения в Закон «О ветеранах»
Борьба с нелегальной занятостью пенсионеров – Законопроект № 1262117-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, отменяющий норму об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам. В Пояснительной записке указывается, что по данным Росстата по состоянию на 1 января 2016 года в России насчитывалось 15 259 000 работающих пенсионеров. Однако в докладе Счётной палаты РФ об исполнении бюджета приводится информация о резком сокращении числа работающих пенсионеров за I квартал 2016 года с 15 млн. человек до 9,6 млн. человек.
Первый законопроект Думы нового созыва об индексации пенсий работающим пенсионерам – Законопроект № 1451-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, который отменяет нормы, препятствующие индексации пенсий работающим пенсионерам. В Пояснительной записке указывается, что отмена индексации крайне негативно сказалась на финансовом положении пенсионеров и привело к существенному снижению покупательной способности граждан.
Порядок предоставления гос.пенсии народам Севера – Законопроект № 6599-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому социальная пенсия по старости гражданам может устанавливаться на основании сведений, содержащихся в списке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации. Гражданин, сведения о котором не содержатся в указанном списке, при обращении за установлением пенсии вправе представить документы, подтверждающие его принадлежность к малочисленным народам Севера. В Пояснительной записке указывается, что проектируемые нормы позволят создать более удобные условия реализации гражданами из числа малочисленных народов Севера права на назначении социальной пенсии по старости, учитывая, что правоустанавливающие сведения, необходимые для назначения такой пенсии, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, будет получать посредством межведомственного информационного взаимодействия от Федерального агентства по делам национальностей.
Обзор налоговых новостей за октябрь 2021
Расширение компенсации чернобыльцам за коммуналку – Законопроект № 1262119-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов будет предоставляться гражданам пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС в отношении как приватизированного, так и приобретенного по иным основания жилья. В Пояснительной записке указывается, что законопроектом предлагается устранить неравный подход в предоставлении мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, установив право указанных граждан на получение соответствующих мер социальной поддержки независимо от основания возникновения права собственности на жилое помещение, в котором они проживают.
За неверный расчет коммуналки привлекут к административной ответственности – Законопроект № 5795-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому нарушение ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами установленного порядка расчета платы за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. В Пояснительной записке указывается, что отсутствие в КоАП РФ специальной нормы, предусматривающей возможность привлечения к административной ответственности ресурсоснабжающих организаций и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги аналогично норме об административной ответственности управляющих организаций за аналогичные нарушения, не способствует соблюдению единых принципов установления юридической ответственности, юридического равенства и справедливости.
Комментарий к налоговым спорам за сентябрь 2021
Расширение оснований для получения материнского капитала – Законопроект № 5790-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому в отдельных регионах (перечень установит Правительство РФ) право на получение материнского капитала предоставят женщинам, родившим третьего ребенка после 1 января 2022 года, либо четвертого ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2022 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Данная мера распространяется также на мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка, четвертого ребенка или последующих детей. Размер маткапитала при рождении третьего ребенка предлагается установить в том же размере, в котором МСК установлен при рождении первого ребенка (с 1 января 2022 года — 503 237,10 руб.).
Бесплатное горячее питание для учащихся средних классов – Законопроект № 1849-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому закрепляется обязанность образовательных организаций обеспечивать не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования. В Пояснительной записке указывается, что принятие законопроекта позволит обеспечить сбалансированное питание учеников средних классов, включающее горячее питание, с учетом утвержденных норм по формированию рациона питания и его соответствия положениям санитарно-эпидемиологических требований.
Налоговые споры за 2020
Льготы ветеранам труда в 2021-2022
Ответственность за отождествление целей руководства СССР с целями нацистской Германии – Законопроект № 8791-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому нарушение установленного федеральным законом запрета отождествления целей, решений и действий руководства СССР, командования и военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии, командования и военнослужащих нацистской Германии и европейских стран оси влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от одной тысячи до четырех тысяч рублей, на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. В Пояснительной записке указывается, что Законопроект направлен на недопущение оскорбления памяти защитников Отечества и на обеспечение правовой защиты исторической правды о Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов.
Ужесточение уголовного наказания за лесные пожары – Законопроект № 9712-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, если эти деяния причинили значительный ущерб, — наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок. В Пояснительной записке указывается, что принятие законопроекта позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
ТОП-10 Налоговых споров за 2020
Выплаты ухаживающим за инвалидами – Законопроект № 1488-8, 1509-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому проживающие на территории Российской Федерации неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы или инвалидом I группы, имеют право на получение ежемесячной выплаты. Размер выплаты составит 13 000 рублей. В Пояснительной записке указывается, что Уход за инвалидами, особенно за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы — это физически и психологически очень сложная работа. Такой уход осуществляется, как правило, оставившими свою работу членами семьи в объеме, эквивалентном средней продолжительности рабочего дня.
Законодательное понятие меда – Законопроект № 8788-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому мед — природный пищевой продукт – результат жизнедеятельности пчел, вырабатываемый из нектара растений, выделений живых частей растений, или выделений насекомых, паразитирующих на живых частях растений, которые пчелы собирают, преобразуют, смешивая с производимыми ими особыми веществами, складывают в ячейки сотов, обезвоживают, накапливают и оставляют в сотах для созревания. Также проект содержит понятия фальсифицированный мед — мед, в котором присутствуют ингредиенты, несвойственные его природному составу. В Пояснительной записке указывается, что отсутствие сформулированных критериев идентификации меда используется для его фальсификации.
Программы развития поставщиков – Законопроект № 9703-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому крупнейшие Заказчики вправе утверждать программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и обеспечивать реализацию указанных программ. Программы партнерства могут предусматривать мероприятия, направленные на оказание крупнейшими заказчиками финансовой, правой, методической, информационной и иной поддержки субъектам МСП в целях стимулирования их развития в качестве потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). В Пояснительной записке указывается, что практика показывает отсутствие у субъектов МСП профессиональных и финансовых возможностей обеспечить исполнение договоров, заключенных по результатам закупки, а также несоответствие субъектов МСП требованиям, предъявляемым заказчиками к участникам закупки, влекущие неспособность субъектов МСП обеспечить исполнение договоров, заключенных с крупнейшими заказчиками.
Террористы и экстремисты не смогут работать в авиации – Законопроект № 9760-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому на должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица:
• имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления
• включенные в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Изменение правил получения охотничьего билета – Законопроект № 10309-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, которым предлагается за гражданами, впервые претендующими на получение охотничьего билета, законодательно закрепить обязанности по прохождению обучения требованиям охотминимума и проверки на знание требований охотминимума, включающих в себя требования правил охоты, требования техники безопасности при осуществлении охоты и основы биологии диких животных, а также предоставить выписку о результатах медицинского освидетельствования, содержащую сведения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием. В Пояснительной записке указывается, что в настоящее время законодательством Российской Федерации об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов определено, что граждане, получающие охотничий билет, обязаны под роспись ознакомиться с требованиями охотминимума. Такая процедура не гарантирует приобретение гражданином минимального необходимого ему для осуществления охоты набора знаний и навыков.
Практика Конституционного Суда по налогам за 2020
-
Автоматическое выявление малоимущих для предоставления мер поддержки
50 0
-
Учет расходов при аннулировании чека самозанятого
116 0
-
Инициируется смягчение Закона об иноагентах
29 0
-
Запрет упоминания в СМИ национальности преступников
247 8
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш
SHIFT + ? - Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее — ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда. (в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ)
Какие льготы есть у ветеранов боевых действий
1. Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица. принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее — период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1) участники Великой Отечественной войны:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 426-ФЗ)
ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
1. К ветеранам боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
Действие положений подпункта 1 пункта 1 статьи 3 (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 05.04.2016 (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ)
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
2.1) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан; (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 320-ФЗ)
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;
6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 256-ФЗ)
2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
3. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
К инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также — инвалиды войны) относятся: (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 153-ФЗ)
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения. контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;
3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 19.06.2004 N 49-ФЗ, от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
Действие положений подпункта 3 статьи 4 (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 05.04.2016 (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ)
4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;
Подпункт 5 ст. 4 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 21 (часть 1) и 39 (часть 1), в той мере, в какой он не позволяет относить к инвалидам Великой Отечественной войны лиц, в годы Великой Отечественной войны привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при проведении указанных работ ранее февраля 1944 года (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.02.2014 N 2-П).
5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период; (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 426-ФЗ)
6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
1. Ветеранами военной службы являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку): (в ред. Федерального закона от 18.02.2020 N 19-ФЗ)
1) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, или постоянно проживавшие в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, проходившие военную службу в дислоцированных на территориях Автономной Республики Крым и города Севастополя частях и организациях Вооруженных Сил Украины, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Украины была предусмотрена военная служба, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо награжденные знаками отличия Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, при условии общей продолжительности военной службы 20 лет и более; (в ред. Федерального закона от 18.02.2020 N 19-ФЗ)
2) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. (в ред. Федерального закона от 18.02.2020 N 19-ФЗ)
2. Для лиц, указанных в настоящей статье, устанавливается звание «Ветеран военной службы».
3. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран военной службы» определяются Президентом Российской Федерации.
Внесены изменения в статью 28 закона о ветеранах
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:
1) создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;
2) реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
3) выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
4) пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.
Соответствующую категорию и полагающиеся льготы предоставляют россиянам или же иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, только в том случае, если они постоянно проживают в России. Без российского гражданства или при временном проживании на территории страны, необходимо иметь вид на жительство, чтобы получать социальные привилегии в рамках статуса и финансовые выплаты.
Выдачей удостоверения занимается особая комиссия Министерства обороны России. Для его получения надо обратиться в центральную комиссию ведомства, если вы являетесь военнослужащим Вооружённых сил РФ.
Как правило, претендующим на статус необходимо выяснить местонахождение комиссии военного округа или военный комиссариат по месту постановки на воинский учет или жительства. В них и надо обращаться с заявлением.
Немного иначе дела обстоят для проживающих в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми. Им заявление и все положенные бумаги надо нести в комиссию Северного флота.
Претендующим на получение статуса ВБД необходимо предоставить:
- оригинал и копию паспорта;
- удостоверение военнослужащего;
- два матовых снимка формата 3×4 (при этом военнослужащим нужно фото в форме).
Вместе с этим надо приложить бумаги, свидетельствующие об участии в бою, например, командировочные удостоверения или же выписки из приказов об участии в боевых действиях.
Для некоторых отдельных случаев необходим дополнительный комплект документов.
Так, например, участникам вооружённого конфликта в Чеченской Республике понадобятся выписки из приказов начальников или командиров, документальное подтверждение данных о полученных в регионе во время боёв травмах или же контузиях.
Также надо показать все имеющиеся бумаги по наградам, если такие были, к примеру, копию наградного листа.
По официальным правилам документы могут изучаться в течение 30 дней, с возможность продления этого срока на такое же количество дней. В реальности же это может занять больше времени по разным причинам, чаще же всего это связано с тем, что для регистрации надо искать документы в архивах.
Удостоверение человек получает под расписку. Оно содержит идентификационный номер, ФИО получающего, его фото, а также печать Минобороны России.
В отдельной строке прописана категория, к которой относится ветеран. Она представлена в формате цифр от 1 до 3. К номеру «1» относятся люди согласно пунктам с 1 по 4 статьи Федерального закона, под «2» идут лица из пункта 5 закона, а к «3» относятся отработавшие в Афганистане или на сирийской территории, согласно пунктам 6 и 7.
Федеральный закон от 12.01.95 N 5-ФЗ
Полученный ветераном документ регистрируется в книге учёта, которая соответствующим образом пронумерована и оформлена, а также скреплена печатью. Помимо этого в ней обязана быть подпись ответственного за выдачу удостоверения.
Дубликат повреждённого или потерянного документа выдаётся лишь по новому заявлению с предоставлением необходимого пакета бумаг. Если удостоверение было, например, порвано, то его утилизируют.
Если ветерану боевых действий отказали в предоставлении каких-то льгот или субсидий, то в первую очередь надо выяснить причину отказа. Вполне возможно, что были неправильно заполнены бумаги или предоставлены не все документы, тогда надо просто всё исправить или дослать.
В случае иной мотивации отказа, необходимо устранять причины, послужившие основой для данного решения.
Также, вполне возможно, какие-то льготы могут не предоставляться по объективным причинам. В частности, ветеран боевых действий не имеет права получать определенные региональные выплаты, если прописан в области, отличной от той, где проживает и хочет получать те самые выплаты. Например, прописка в Екатеринбурге, а человек претендует на московские выплаты.
Важно! Отказ необходимо получить в письменном виде с указанием причины.
В случае, если, по мнению ветерана, ответственный орган отказал в предоставлении субсидии необоснованно, то возможно обжалование этого решения:
- в вышестоящем госоргане;
- в судебном порядке.
Вышестоящий госорган зависит от того, о чём конкретно идет речь.
Например, отказ пришел от местного отделения ПФР, тогда потом стоит обратиться в федеральное отделение.
В случае решения об обращении в суд, необходимо быть уверенным в своей позиции, так как процесс это небыстрый и затратный. Помимо победы или проигрыша в суде первой инстанции, в этой структуре будет ещё масса других ступеней: апелляционный, кассационный суды и т.д.
Льготы также положены супруге или супругу, а также детям и родителям. При этом муж или жена получат льготы, если не вступили в новый брак с кем-либо, а другие члены семьи (исключая родителей), если они имеют статус нетрудоспособных граждан и были на иждивении обладателя статуса ВБД.
К ним относятся:
- ежемесячная денежная выплата;
- преимущественное право вступления во всякие кооперативы;
- возмещение всех трат, связанных с похоронами погибшего, за счёт бюджета;
- обеспечение жилой площадью один раз;
- компенсация в 50% на оплату услуг ЖКХ и жилых помещений;
- право на приобретение садовых или огородных земельных участков в первой очереди;
- путевки в санатории по медицинским показаниям;
- прием в первой очереди в организации социального обслуживания;
- другие.
В начале 2000-х годов рабочей группой под руководством депутата А.Г. Арбатова (Н.М.Безбородов, В.Н.Волков, Э.А.Воробьев, Е.А.Зеленов, С.В.Иваненко, В.П.Лушин, А.И.Николаев, Д.Ф.Солдаткин, В.В.Чайка, П.Т.Бурдуков, М.И.Гришанков, В.А.Лекарева, В.И.Орлов) был разработан законопроект «О статусе участников боевых действий».
Разработка данного законопроекта была обусловлена тем, что статус участников и ветеранов ВОВ, других войн и боевых действий, которые проводились Советским Союзом и РФ, определяется целым рядом федеральных законов, таких как:
-
Федеральный Закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах»;
-
Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О статусе военнослужащих»;
-
Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обороне»;
-
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении»;
-
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.09.2021) «О воинской обязанности и военной службе»;
-
Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…»;
-
Закон РФ от 21 января 1993 г. № 4328-1 (ред. от 01.09.2013) «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» и другие.
Положения всех этих законов зачастую не стыкуются между собой и, кроме того:
-
многие участники реальных боевых действий, например, участники контртеррористической операции в Чеченской Республике, получают дополнительные льготы и выплаты в соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ,
-
которые не имеет достаточного юридического оформления, что в дальнейшем может привести к произволу в отношении участников этих боевых действий.
Поэтому авторам законопроекта представлялось целесообразным, чтобы:
-
статус участников боевых действий, в том числе и таких операций, которые проводились в Чеченской Республике, регулировался одним общим федеральным законом,
-
в соответствии с которым государство взяло бы на себя определенные материальные и моральные обязательства перед участниками боевых действий.
Пункт 6:
- изложить в следующей редакции «Ветераны боевых действий получают право бесплатного пользования мобильной связью за счёт федерального бюджета».
То есть предложено заменить право ветерана боевых действий на первоочередную установку квартирного телефона на право бесплатного пользования услугами мобильной связи за счет средств федерального бюджета.
Статью 16 дополнить в следующими пунктами:
-
«бесплатный проезд во всех видах городского и пригородного транспорта с финансированием из федерального бюджета»;
-
«ветераны боевых действий освобождаются от налога на доходы физических лиц»;
-
«ветераны боевых действий освобождаются от уплаты транспортного налога независимо от количества лошадиных сил и региона».
Практика показывает, что перекладывание финансирования на региональные бюджеты льгот по транспорту приводит к тому, что часть регионов ссылаясь на убыточный бюджет региона вообще отказывают ветеранам боевых действий в праве на бесплатный проезд.
Статью 23.1 «Ежемесячная денежная выплата ветеранам» изложить в следующей редакции:
-
«Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере минимального прожиточного минимума принятым в РФ и
-
индексируется не менее одного раза в год.»
При выполнении такого условия размер ЕДВ для ветеранов боевых действий в 2021 году составил бы 12 702 рублей, в то время как сейчас размер выплаты составляет 3 212,04 рублей с учетом прошедшей с 1 февраля 2021 г. индексации на 4,9%.
- Урок 4. Статья 3 Закона «О ветеранах»: Ветераны боевых действий
- Урок 13. Статья 16 Закона «О ветеранах»: Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
- Урок 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ВЕТЕРАНАХ»
- Урок 24. Приложение к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О ветеранах»: Раздел I (ветераны ВОВ, инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий)
- Урок 25. Приложение к Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О ветеранах»: Раздел II (ветераны ВОВ, инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий)
Размер ежемесячной выплаты зависит от категории, к которой относится федеральный льготник. Кроме того, сумма определяется с учетом решения конкретного получателя выплаты относительно формы получения набора соцуслуг, финансирование которого происходит за счет ЕДВ.
- Если льготник отказывается от соцпакета, тогда выплачивается полный размер ЕДВ, установленный для конкретной категории получателей.
- Если НСУ частично или полностью предоставляется в натуральной форме, тогда денежный эквивалент оказываемых услуг удерживается из полной суммы ЕДВ.
Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2022 году при условии отказа от НСУ, представлены в таблице. При этом суммы после 1 февраля 2022 указаны с учетом плановой индексации — предварительно на 5,8%.
Федеральный закон «О ветеранах»
50% скидка распространяется только на ветерана и его супругу (супруга), остальные родственники, даже проживающие в той же квартире, должны оплачивать полную стоимость коммуналки. Имеет значение и метраж жилого помещения – на каждого человека по социальным нормам полагается 32 кв. м. На них и распространяется уменьшение оплаты на 50%.
Имеет значение также количество жилой собственности, которая имеется в наличии – применяются ставки, расценки и тарифы, установленные для жилья определенного типа. Текущее обслуживание рассчитывается по отдельной методике, которая отличается от оплаты жилья по квадратным метрам.
Получить такие послабления по оплате можно только на жилье, которое находится в собственности льготника, причем если он проживает именно в этом доме или квартире. В некоторых источниках упоминается невозможность получения скидки, если квартира приватизирована. Говорится также, что при оформлении льготы у ветерана труда не должно быть задолженностей по уплате коммуналки.
Существенное послабление получается только при соблюдении всех критериев, но при этом нужно обращаться в Центр социальной защиты населения, что для некоторых одиноких пожилых граждан составляет определенные затруднения.
Льготы ветеранам труда в 2022 году в Москве по уплате налогов (земельного, имущественного, транспортного) не предусмотрены и не нашли отражения в столичных законах. Об этом неоднократно упоминалось в выступлениях депутатов. Говорилось о том, что в других регионах есть преференции хотя бы по транспорту, но никаких позитивных изменений в московских законах так и не произошло.
В Москве требования к претенденту на звание ветерана труда не отличаются от федеральных:
- Многолетнего усердного труда недостаточно, нужны ордена, медали, знаки отличия от президента или профильного министерства.
- Нет преференций по налогообложению, даже по транспортному налогу.
- Есть возможность бесплатно ездить в городском транспорте и ставить зубные протезы по стоимости материалов изготовления.
- Предоставляется скидка в 50% на ЖКУ, но в ее расчете есть свои нюансы.
На то, какой статус будет иметь звание, влияет не только закон, но и особенности работодателя. Рассмотрим подробнее.
В удостоверении есть запись о том, что оно действительно во всех регионах РФ.
Означает, что удостоверение действует в границах определенного региона. Так, например, существует звание «Ветеран труда Ростовской области» и т.д. Как и традиционный статус, оно дает право на получение льгот, но «работают» они в пределах только указанной местности.
Интересно, что иногда требования для получения такого звания отличаются о тех, что прописаны в законах. Чаще всего человеку нужно получить награду за трудовую деятельность в своем районе или проработать определенное количество лет в нем.
Как понятно из названия, этот статус устанавливает непосредственно работодатель, организация, в которой работает человек. Она же определяет и то, какие льготы он будет получать. Так, например, некоторые предприятия выдают праздничные подарки, дают путевки в санатории или организовывают досуг.
Звание такого типа не дает автоматического права на получение статуса «Ветеран труда» в традиционном понимании. Вернее, человек сможет его получить. Но только после того, как выполнит все необходимые требования.
Можно иметь либо одно из перечисленных званий, либо все три.
Ветераны труда и их супруги имеют право на 50% скидку по оплате коммунальных услуг. Но в отношении этой льготы есть ряд нюансов. Во-первых, принимается во внимание площадь квартиры или дома. Согласно нормам, она не должна превышать 32 кв.м. на человека.
Во-вторых, все остальные домочадцы оплачивают коммуналку согласно общепринятым тарифам. В-третьих, получить льготы можно только в том случае, если ветеран труда на данный момент проживает в указанном жилье. И, в-четвертых, у него не должно быть долгов.
Льготы этого типа «работают», если ветеран труда проживает в условиях, которые не соответствуют санитарным нормам. В этом случае государство предоставляет ему жилплощадь, пригодную для жилья.
Еще одна льгота касается кредитов на строительство дома. Ветеран труда может получить его на срок минимум 10 лет, причем выплаты нужно вносить только тогда, когда дом будет готов к проживанию.
Власти в регионах определяют размер федеральных льгот, как сказано ниже, и дают ветеранам труда свои «скидки». Так, например, в Москве каждый месяц выплачивают по 620 рублей, а в Омске – по 250 рублей. Все в том же Омске дают по 30 поездок на транспортную карту. А вот в Ленинградской области такой помощи нет.
Больше всего льгот получают ветераны труда в столице. ЕДВ у них чуть больше 1000 рублей, бесплатный проезд в пригородных поездах, скидка в 50% на оплату коммуналки и т.д.
Узнать, какие именно региональные льготы есть в конкретной местности, можно при личном посещении социальных служб.
Рассмотрим в таблице:
Ленинградская область Омская область Приморский край Ежемесячная выплата 707 рублей 250 рублей 1056 рублей Проезд Социальный проездной можно купить за 465 рублей 30 поездок ежемесячно Бесплатный проезд в любом виде транспорта, кроме маршруток Компенсация 50% 50% 50% Согласно закону, льготы и скидки можно монетизировать. Для этого нужно обратиться с паспортом и удостоверением ветерана труда в УСЗН или МФЦ.
Получить компенсацию за льготы можно в тех случаях, когда человек не может ими пользоваться. Допустим, он практически не выходит из дома из-за болезни. Зачем ему бесплатный проезд? Лучше оформить дополнительные выплаты. В Москве они составляют 400 рублей ежемесячно. Это если речь идет о городском транспорте. За поездки в пригородных поездах возвращается еще 199 рублей.
Какие льготы положены ветеранам боевых действий?
В России есть несколько категорий ветеранов – в частности, это участники Великой отечественной войны, ветераны боевых действий в разных «горячих точках», ветераны военной службы. Но есть еще и ветераны труда – те, кто отдал десятилетия своей жизни работе в одной отрасли народного хозяйства. И именно у этой категории ветеранов возникает больше всего вопросов относительно возникновения права на статус и положенные льготы.
Очень важно понимать, что в России есть 2 категории ветеранов труда:
- ветераны труда федерального значения. По сути, это и есть звание «Ветеран труда», которое присваивается согласно закону 5-ФЗ и действует на всей территории России. То есть, куда бы не переехал обладатель такого звания, он в каждом регионе получит полагающиеся ему льготы и выплаты (при их наличии в этом регионе);
- ветераны труда регионального значения. Каждый регион вводит также собственные звания – например, «Ветеран ЯНАО» или «Ветеран труда Хабаровского края», и присваивает их еще определенному кругу лиц. Критерии свои у каждого региона, но главное – такой региональный статус будет действовать только в пределах своего региона. Переехав жить в другой субъект РФ, такой ветеран лишится всех льгот (если не будет права на них по «ветеранскому» закону уже нового региона).
Поскольку федеральное звание «Ветеран труда» дает чуть больше возможностей, чем региональный статус – нужно для начала свериться с требованиями для его присвоения. Если права на статус федерального значения не будет – можно проверить условия присвоения статуса от своего региона.
Ветераны труда – единственная категория ветеранов, все льготы и денежное обеспечение для которых перенесено на уровень ответственности отдельных регионов. То есть, федеральный закон 5-ФЗ «О ветеранах» говорит, что ветераны труда должны получать определенный перечень льгот:
- пенсии, пособия и ежемесячные денежные выплаты;
- право на предоставление жилья;
- компенсация расходов на жилищные и коммунальные услуги;
- медицинская и протезно-ортопедическая помощь.
Но уже непосредственно объем льгот и размеры выплат определяют регионы на свое усмотрение. Расхождения есть достаточно существенные, например:
- Москва – выплата в размере 1096 рублей в месяц, скидка на услуги ЖКХ и телефонную связь, бесплатные проезд в городском и пригородном транспорте, санаторно-курортное лечение и зубное протезирование. Часть льгот (бесплатный проезд) можно заменить денежной выплатой;
- Санкт-Петербург – выплата в размере 979 рублей, скидка в 50% на оплату жилищно-коммунальных услуг, льготные цены на проезд в общественном транспорте, бесплатный проезд в электричках и скидки на автобусы в пригородном сообщении;
- Белгородская область – выплата в размере 902 рубля (минус 47 рублей, если не отказался от скидок на электрички), компенсация стоимости услуг ЖКХ;
- Московская область – выплата в размере 166 рублей, компенсация услуг связи на 220 рублей, компенсация стоимости услуг ЖКХ в размере 50%, бесплатная медицина, санаторно-курортное лечение, проезд на ж/д-транспорте в пригородном сообщении;
- Ямало-Ненецкий АО – выплата в размере 1146 рублей, компенсация услуг ЖКХ в размере 50%, скидка на проезд в транспорте в размере 50%.
Правда, большинство льгот, например, бесплатный проезд в транспорте в Москве – и так полагаются тем, кто достиг пенсионного возраста. А с ежемесячными денежными выплатами все еще хитрее – каждый льготник может получать только одну ЕДВ. И если он получает ЕДВ, например, как инвалид (что часто бывает – с таким стажем работы), то при оформлении статуса ветерана труда ему придется выбирать одну из двух выплат – ту, что больше.
Что касается компенсации стоимости услуг ЖКХ, она распространяется на те помещения, где ветеран официально зарегистрирован по месту жительства, и рассчитывается по социальным нормам на него самого. То есть, проживая в 60-метровой квартире, ветеран труда получит компенсацию половины стоимости жилищных и коммунальных услуг только на норму в 18 квадратных метров и на тот объем потраченных ресурсов, которые приходятся на 1 абонента. А понятие компенсации означает, что заплатить нужно полную сумму, из которой затем часть вернется обратно на счет.
Соответственно, значительная часть ветеранов труда фактически не пользуется своими законными льготами – они или перекрываются другими выплатами, или настолько незначительны, что их можно не оформлять.
От категории ветерана труда (региональный или федеральный) это не зависит. Но получать все это в одном регионе, будучи ветераном труда другого региона, нельзя.
Первое и главное, на что жалуются заявители – ограниченный перечень ведомственных наград, дающих право на получение статуса ветерана труда (федерального). Так, сейчас этот перечень вполне конкретный и исчерпывающий, но до 1 июля 2016 года в этом смысле у регионов была относительная свобода устанавливать свои перечни требований.
Из-за этого возникают сложные ситуации. Так, в одном из СМИ описывается история, как женщина 26 сентября 2016 года получила ведомственную награду «Благодарность» от Министерства сельского хозяйства России. При награждении ей сказали, что награда дает право и на «Ветерана труда». Женщина буквально в тот же день отправилась в районное управление социальной защиты, чтобы оформить статус, доплату и льготы – но там ей отказали.
Как оказалось, именно «Благодарность» от Минсельхоза уже почти 2 месяца не дает права на ветеранский статус – а те, кто ее награждал, просто еще об этом не знали. Не помогли женщине и другие награды – например, от Минсельхоза Московской области и главы района за многолетний плодотворный труд.
Что интересно, если бы женщину наградили всего на 2 месяца раньше, она бы получила статус ветерана труда – все основания, которые действовали до 1 июля 2016 года, сохранили свою силу – но только если соответствующие награды были вручены до этой даты.
Другие проблемы связаны уже непосредственно с самими льготами. Например, в Московской области ЕДВ для ветеранов труда пенсионного возраста составляет 446 рублей – не самая низкая сумма. Но если льготник хочет сохранить свое право на бесплатный проезд, сумма ЕДВ составит лишь 166 рублей в месяц. Здесь нет никакого нарушения, так как власти регионов имеют право назначать суммы выплат и объемы льгот по собственному усмотрению.
На федеральном уровне статус «Ветерана» труда не присваивается, а регионы устанавливают свои правила.
Законодательный статус ветеранов труда
В СССР вопреки устоявшемуся мнению не существовало звания «Ветеран труда». С 1974 года трудящимся вручали медаль «Ветеран труда», как знак признания трудовых заслуг человека. Ей награждали за многолетний и добросовестный труд, но она не давала человеку права на льготы и материальные выплаты. До 01.01.1995 такую награду получили 39 197 100 советских граждан.
Для них в первую очередь в России Федеральным законом № 5-ФЗ «О ветеранах» официально ввели статус ветеранов труда. К ним отнесли всех, кто награжден одноименной медалью, а также тех, кто имеет другие ордена и медали за труд или знаки отличия.
Но главным условием получения звания является длительный трудовой стаж. Особенность заключается в том, что единых правил на федеральном уровне не установлено. Региональные власти определяют условия получения звание «Ветерана труда» на местном уровне.
Не уполномочены учреждать ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания “Ветеран труда”:
Местные органы государственной и муниципальной власти;
Руководители организаций и предприятий, даже таких крупных с государственным участием, как РЖД или Газпром.
Но крупные предприятия вправе присвоить это звание в рамках организации и установить для его обладателей льготы и выплаты.
Для присвоения звания не учитывают:
почетные звания, знаки, значки, грамоты, дипломы, другие награды, учрежденные и выданные предприятиями, общественными организациями;
награды, значки, грамоты и медали, полученные в рядах вооруженных сил;
награды, учрежденные Пенсионным фондом;
медали, дипломы, грамоты, именные подарки за победу или участие в спортивных соревнованиях или конкурсах федерального, регионального и местного значения;
дипломы, подтверждающие ученое звание или степень;
значок “Ударник коммунистического труда»,
медали Выставки достижений народного хозяйства
- Ежемесячная денежная выплата — это материальная помощь, предоставляемая государством отдельным категориям граждан для обеспечения социальной поддержки.
- Часть суммы ЕДВ может быть направлена на предоставление получателю набора социальных услуг с законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социально помощи».
Законодательно определен перечень федеральных льготников, кому положена ЕДВ:
- участники и инвалиды ВОВ;
- ветераны боевых действий;
- инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов;
- бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
- лица, перенесшие воздействие радиации во время аварий и ядерных испытаний;
- получившие звания Героя Советского Союза, Героя РФ либо кавалера ордена Славы трех степеней (в том числе и члены их семей);
- получившие звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней и др.
Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).
- По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2021 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
- При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).
Согласно материалам законопроекта о бюджете ПФР на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг., размеры ЕДВ федеральным льготникам планируют проиндексировать:
Кому положено звание «Ветеран боевых действий»?
Закон №5-ФЗ, изданный в январе 1995 года, устанавливает перечень лиц, которые наделены правом стать обладателем звания «Ветеран военных операций»:
- Граждане, находившиеся на государственной должности в момент прохождения службы в Афганистане в 1980-х годах. При этом они должны полностью отработать установленный период или досрочно откомандироваться на основании какой-либо важной причины.
- Граждане, осуществлявшие обслуживание армейских частей РФ или Союза, которые расположены в пределах иностранной державы. Эта категория людей должна быть ранена, изувечена либо контужена при выполнении воинских обязанностей. Также к данной группе могут относиться люди, которые представлены к награде (медали, ордена РФ, СССР за участие в военных операциях).
- Лица, состоящие в лётном составе вооружённых сил, совершавших полёты по маршруту из СССР в Афганистан и в обратном направлении во время проведения боевых операций.
- Служащие армейских автотранспортных батальонов, осуществлявших перевозку грузов по афганской территории во время проведения боевых мероприятий.
- Военнослужащие начальственного и рядового корпуса МВД, лица в отставке и в запасе, принимающие участие в исполнении заданий Правительства по нахождению и ликвидации мин (траление и их уничтожение через подрывание) территорий Союза и соседних стран в 1945-1951 годах.
- Лица, состоящие на военной службе либо находящиеся в запасе, служащие МВД, которые приняли участие в военных действиях в составе боевых подразделений СССР или России.
Статус ветерана военных операций подтверждается специальным удостоверением.
Где оформить документ и куда обращаться за его получением?
Оно выдаётся Министерствами Обороны или МВД на основании заявления гражданина (посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий]) и предоставленного им пакета правоустанавливающей документации. Выбор нужной госструктуры зависит от рода войск, в которых проходил службу ветеран.
К списку боевых операций, за принятие участия в которых полагаются привилегии, относятся военные мероприятия, проходившие на территории таких стран, как:
- Афганистан.
- Таджикистан.
- Северный и Центральный Кавказ (Чечня, Ингушетия, Осетия, Грузия).
- Сирия.
ЕДВ является денежным пособием от государства, которая устанавливается отдельным категориям льготников. В их число включены и ветераны военных действий.
- ЕДВ не назначается автоматически. Для этого нужно собрать требуемый пакет документов и подать его в госорган.
- Сумма ЕДВ будет зависеть от того, использует ли льготник все входящие в ЕДВ услуги в натуральной форме, либо оформил отказ от них и получает денежную доплату.
- ЕДВ увеличивается каждый год исходя из зафиксированного размера инфляции в прошедшем году.
- Данная выплата может быть назначена только со дня обращения с соответствующим заявлением. Но не раньше, чем у льготника возникло право на эту доплату.
Внимание! Если у гражданина имеется несколько возможностей получать ЕДВ (например, он является ветераном БД и у него имеется инвалидность), то он должен сам выбрать, по какой льготе получать выплату. Закон запрещает суммировать одинаковые выплаты.
Похожие записи:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш