Граждане Украины налогообложение в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Граждане Украины налогообложение в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


На самом деле в ближайшие полгода вступает в силу не так много законов, которые содержат налоговые новации. Но обманываться не стоит: глубина грядущих изменений довольно серьезная.

Большая группа изменений связана с налогообложением контролируемых иностранных компаний (КИК) и постоянных представительств. Применение соответствующих норм депутаты отложили. Но с 2022 года они все-таки начинают действовать.

Читай также: Сколько украинцев платят налоги в Польше: Названы цифры

С 1 января 2022 года украинские налоговые резиденты будут вынуждены раскрыть информацию о КИКах, которыми они владеют (либо долями в них). Кроме того, украинские собственники будут платить налог на прибыль таких компаний пропорционально доле владения.

«Но если раскрывать нужно будет все свои КИКи, то именно платить налоги необходимо с прибыли только «низконалоговых», «пассивных» и непубличных КИКов. Таким образом, дополнительная налоговая нагрузка будет распространяться не на весь бизнес, а преимущественно на тех, кто уклоняется от уплаты налогов в Украине с использованием иностранных компаний», – уверяет Игорь Белицкий, юрист юридической группы LCF.

В действительности это коснется примерно всех более или менее заметных бизнесов, активничающих на внешних рынках.

Ставка налога для владельцев КИКов составит 9% и 1,5% военного сбора с распределенных дивидендов либо 18%+1,5%, когда дивиденды не распределялись.

Читай также: Новые налоги в Украине: Гетманцев объяснил, зачем их вводят

Налоговые обязательства не будут возникать в том случае, если годовой оборот КИКа менее 2 млн. евро. Это же касается и КИКов, зарегистрированных в странах, с которыми Украина заключила соглашения об избежании двойного налогообложения. Единственное требование, чтобы такая КИК платила корпоративный налог по ставке не ниже 13%.

Не будет подлежать налогообложению прибыль публичных КИК – компаний, чьи акции обращаются на фондовой бирже, и тех КИК, которые занимаются благотворительной деятельностью без распределения прибыли среди учредителей.

Кстати, если собственники иностранных компаний успеют ликвидировать их с 1 января 2020 года до 31 декабря 2021 года, они не будут платить налог с полученного дохода от ликвидации. На них возлагается только уплата 1,5% военного сбора. И правильно – зачем нам агрессивное развитие экспортных отраслей?

Налоги в Украине взлетят к 2022 году: чего ожидать гражданам и бизнесу


Среди других норм, направленных на борьбу с выведением капиталов в оффшоры, – обязательная регистрация в налоговых органах Украины постоянных представительств (ПП) иностранных компаний с 1 января 2022 года. ПП может считаться лицо, представляющее интересы нерезидента и наделенное полномочиями проведения переговоров по существенным условиям сделок, заключения контрактов и т. д. Также признаками ПП является наличие у резидента в Украине офиса, филиала, склада, фабрики или завода.

Читай также: Налоги на недвижимость в Украине: Кому и сколько нужно заплатить

Постоянные представительства должны встать на учет в украинских налоговых органах. Причем, нерезидент обязан зарегистрировать ПП до начала своей деятельности. Невыполнение этого требования фискалы будут расценивать как уклонение от налогообложения, что повлечет за собой принудительную постановку на налоговый учет, проверку, штрафы и доначисление налоговых обязательств.

«Вступают в силу нормы относительно «деловой цели»: налоговые органы могут увеличить финансовый результат на всю сумму товаров/услуг, приобретенных у нерезидентов из низконалоговых юрисдикций или нерезидентов, которые не уплачивают корпоративный налог, если такие операции не имели деловой цели. Правила деловой цели будут применяться и к операциям по начислению роялти в пользу любых нерезидентов», – предупреждает Вороненко Анастасия, адвокат юридической фирмы «Юрлайн».

Это очень грустно: точка зрения налоговика, а не реальный смысл деловых операций будут влиять на налогообложение. Грустно.


Малым предпринимателям тоже не стоит расслабляться: фискализация уже дышит в затылок. В связи с карантином парламент сделал поблажку и перенес внедрение РРО для плательщиков 2–4-й групп единого налога на 2022 год.

Читай также: Налоги в Украине поднимут: Рада поддержала законопроект

В 2021 году применение кассовых аппаратов обязательно только в том случае, если выполняется одно из условий. Во-первых, уже используют РРО СПД, которые предоставляют платные услуги в сфере здравоохранения. Во-вторых, это – предприниматели, продающие ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, предприниматели, торгующие технически сложными товарами (бытовая техника, электроника и т. д.). В-третьих, обязаны применять РРО предприниматели, у которых годовой оборот превышает 220 минимальных зарплат, или 1,32 млн. грн. Для всех остальных час икс наступит 1 января 2022 года.

Можно ли обойтись без кассового аппарата? Да, но перечень исключений очень скудный. Имеют право работать без РРО предприниматели, которые выбрали первую группу единого налога. Их, к счастью, фискализация не затронула вообще. Хотя, возможно, это и временно.

Не нужен РРО и в том случае, если предприниматель принимает все платежи исключительно на свой банковский счет. То есть по безналу. К слову, оплата картой безналом не считается.

Все остальные – будьте добры, обзаведитесь кассовым аппаратом. Правда, нормы действующего законодательства позволяют выбирать между «железными» и программными РРО. Программных решений пока не так много, но они уже существуют. Например, «Е Чек» (стоимость – 1200 грн. в год), «Вчасно.Каса» (стоимость – до 1699 грн. в год), Fondy (тариф – 2,5–2,7% суммы операции).

Читай также: Зеленский подписал закон о «налоге на Google»

Не стоит забывать и о штрафах за нарушения. За продажу товара без применения РРО с 2022 года он составит 100% суммы операции, за повторное такое же нарушение – уже 150%.

В общем, если не удастся сбить эти нововведения, упрощенная система будет ликвидирована.


Ну а что с грядущими изменениями в налоговое законодательство? Некоторые из них довольно болезненны. Особенно для бизнеса.

Самый «горячий» законопроект, конечно же, № 5600, который инициировал Кабмин. Его парламент принял в первом чтении в июле, и после этого документ завис на этапе доработки ко второму чтению. Правительство разрабатывало этот законопроект как ресурсный, чтобы увеличить поступления в текущий бюджет. Но итоги первых 8 месяцев показали, что и без него план по поступлениям перевыполняется. Но жмут дальше.

Основные угрозы: повышение рентной платы за пользование недрами, ставок экологического налога (на выбросы двуокиси углерода, на отходы), резкое наращивание ставок акцизного сбора и введение акциза для «зеленой» энергетики; увеличения ставки НДФЛ с 5% до 18% при продаже трех и более квартир в течение года и введение НДС на продажу жилья на первичном рынке.

«Еще этот законопроект предусматривает наложение ареста на активы предприятий до вынесения налогового уведомления-решения; уменьшение максимально допустимого размера участков без уплаты налогов для ведения личного хозяйства с 2 га до 0,5 га; запрет выезда за границу директорам предприятий, которые имеют налоговый долг; взыскание налогового долга без решения суда, если предприниматель признал свои налоговые обязательства», – говорит Игорь Ясько, управляющий партнер юридической компании Winner.

Поговаривают, что эту норму об аресте специально предусмотрели, чтобы по принципу «купи козла – продай козла» продавить все остальное, выдав его за некий компромисс.

Читай также: Налоги при продаже земли в Украине: Кто и сколько должен заплатить

Доработка законопроекта изрядно затянулась из-за того, что к нему подано свыше 11 тыс. поправок. В связи с этим Даниил Гетманцев заявил, что парламент, скорее всего, будет принимать № 5600, голосуя за каждую статью по отдельности.

Что может измениться в законопроекте ко второму чтению? Из возможных поблажек – освобождение от уплаты НДС физлиц, которые на момент вступления в силу закона уже вложили деньги в первичное жилье; применение повышенной ставки НДФЛ при сделках с жильем на вторичном рынке к разнице между стоимостью покупки квартиры и ее последующей продажи (предполагаем, что по документам жилье при перепродаже будет стоить столько же, сколько и при покупке); пересмотр нормы о введении минимального налогового обязательства, в результате которого для владельцев сельхозземли размер налога на землю может вырасти в разы; смягчение нормы, которая запрещает бизнесу переносить на будущие налоговые периоды убытки прошлых лет.

  • Наличный рынок
  • НБУ
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать

Единый налог в 2022 году в Украине

  • Купить
  • Продать
  • Наличный
  • НБУ

В сентябре текущего года, перед стартом рассмотрения проекта госбюджета, появился его черновой вариант, в котором наглядно отразилось желание законодателей наполнить пустующую казну любыми способами.

Даже обозреватели патриотических и проправительственных сайтов, не могли не отметить, что запланированные трансформации НКУ вызваны двумя причинами – близким рассмотрением бюджета на следующий год и просто-таки экзистенциальной тягой к перераспределению чужих, заработанных вопреки всем негативным обстоятельствам, денег.

С приходом к власти правительства Зеленского, граждане Украины были преисполнены позитивных ожиданий:

  • тогдашний премьер, А. Гончарук, в дуэте с Д. Гетманцевым, на тот момент главой ПК ВРУ, обещали комфорт и гражданам, и бизнесу, сразу после проведения налоговой реформы;
  • базовую ставку сулили понизить сразу на три процента – с 18 до 15;
  • предпринимателям обещали новое администрирование, которое позволит тратить меньше времени и денег на уплату непомерного налогового обременения.

Радужные ожидания не оправдались. Ничего из обещанного сделано не было, новая власть убедилась в собственном неумении наполнять казну методами, принятыми во всем мире – ростом и развитием промышленного производства, новых технологи, аграрного сектора.

Гораздо легче оказалось повысить налоги, усилить контроль (два года назад Гетманцев клялся, что ни о каком усилении речи и быть не может, но уже приняты расширения полномочий фискальной службы и введены основания для проверок крупных субъектов предпринимательской деятельности, навязана налоговая амнистия и кассовые аппараты).

ЕН – это упрощенная система, к которой предпринимателей в свое время ненавязчиво подталкивали, чтобы закрыт системы, менее выгодные государству. Им обещали освобождение от некоторых видов обременения, простую отчетность и облегченный учет. На этой системе могут находиться и ФОПы, и юридические лица, соответствующие требованиям, выставленным НКУ. Некоторые люди не могут быть единщиками, и это тоже закреплено в законодательстве.

Произошли изменения в подаче отчетности – некоторым группам – уже с последнего квартала этого года. Объединили отчеты по налогу на доходы, зарплате, и военному сбору, единый налоговый расчет тоже вступает в действие при подаче отчетности за истекший налоговый период.

1 группа освобождена от уплаты предпринимателем за себя до мая, с сохранением страхового стажа, отменена книга учета для 1,2 и части ФОПов 3-й. В последнем случае это касается тех, кто не платит налог за добавочную стоимость. В примечаниях указывается, что отчет все равно вести придется, но уже в произвольной форме.

Ранее книги печатало государство и выдавала НКУ. Так происходит экономия на расходах: тетрадь для учета даже не надо регистрировать у налоговиков. Введение РРО отсрочено до начала 2022 (не всем категориям). Выросли лимиты дохода, отныне привязанные к МЗП.

С 2022 года у россиян появится новый шанс вернуть часть своих расходов

Первой группе единоналожников приходится выплачивать налог в размере не более 10% от ПМ взрослого трудоспособного человека. Это привлекательная ставка, но, к сожалению, доступная ограниченному числу предпринимателей. Далее о размере ставки единого налога можно сказать следующее:

  1. Размер ПМ, пока установленный на начало новогодних праздников означает, что платить представителям бизнес-структур, отнесенных к 1 группе, даже в самом крайнем случае, придется немногим менее 250 грн.
  2. 2 группа стандартно уплачивает 1/5 МЗП. На начало 2022 – это 6,5 тыс. грн., и даже если минималку вдруг непредвиденно поднимут, им все равно придется выплачивать не более 1,3 тыс. грн. – именно столько составляет 20% от нового размера минимальной з/п.
  3. 3 группа платит проценты от полученного дохода. Это – 3 и 5%, больше платят те, кто не обязан уплачивать налог на добавочную стоимость. Плательщики НДС платят 2 налога, поэтому у них процентное соотношение ниже. На него не влияют изменения ПМ и МЗП, но из-за их роста изменится размер ЕСВ – он станет выше для каждого предпринимателя.
  4. Здесь ставка налогообложения зависит от размера угодий, обрабатываемых аграрием. Поэтому о четвертой группе единоналожников говорят редко и неохотно. Заявлять во всеуслышание, что государство, вместо поддержки аграрного сектора, накладывает дополнительные оплаты на тех, кто хоть что-то пытается делать, не очень хочется, да и вычисления там производятся сложные.

Первые значительные трансформации претерпел единый налог с 01.04 2016 года. Теперь законодательные новшества происходят ежегодно, и некоторые эксперты уверены, что таким образом происходит все большее ограничение прав и бонусов единщиков, с последующим упразднением этой системы налогообложения. Она невыгодна государству, поэтому становится все меньше ФОПов, которые могут ее использовать для расчетов с непомерными аппетитами государства.

Говорить о том, что повышение ПМ и минималки – обеспечение государством социальных стандартов, уже давно не приходится. Ни один, ни другой параметр не отражает реального уровня денежных средств, необходимого для обеспечения элементарных жизненных потребностей на фоне многократно выросшего ИПЦ и не менее значительного роста коммуналки.

В конце 2020 года было обещано двукратное повышение ПМ и МЗП, которые в результате свелись к одноразовому и перенесенному на более поздние сроки. Многие данные по обещаниям правительства устаревают уже через 2-3 месяца: уменьшаются суммы, пролонгируются сроки трансформаций, эксперты считают, сколько сэкономлено из бюджета. Принятая в декабре новая минималка уже с января увеличит размер ЕСВ, в дополнение к остальным нововведениям.

Как 22% от минималки, единый социальный взнос вырастет вместе с ней и составит 1,430 тыс. грн. Для 1 и второй групп, и 1320 – для третьей. За год государству с каждого представителя малого и среднего бизнеса, набежит приличная сумма только с размера прироста.

Извините. Данных пока нет.

Извините. Данных пока нет.

Налоги общегосударственные на Украине обязательны для выплаты всеми гражданами страны, исключение могут составлять определенные территории, указанные в кодексе. Они включают в себя множество сборов, список следующий:

  • Пошлины.
  • Земельный налог.
  • Налог на прибыль организаций и предприятий в Украине.
  • За использование недр земли.
  • Военный налог.
  • Использование ресурсов радиочастотного типа.
  • Экологический налог.
  • Использование воды в специальных целях.
  • Транспортный налог.
  • На развитие таких отраслей, как хмелеводство, разведение виноградников и садов.
  • Налоги на доходы физических лиц.
  • Сельскохозяйственный сбор фиксированного типа.
  • За транспортировку и добычу аммиака, газа и нефти на всей территории страны.
  • За землю на Украине.

Местные государственные советы вправе установить на конкретной территории страны следующие виды налогов:

  1. Налоги при продаже недвижимости, отличной от участка земли.
  2. Сборы туристического характера.
  3. Выплаты за парковочные места.
  4. Оплата определенных видов деятельности предпринимателя.
  5. Налог на землю, состоящий из двух обязательных сборов: налога на автомобиль и земельного налога.

Местные, как и единые налоги, платят граждане страны из своих доходов в национальной валюте, включая зарплату и прибыль от бизнеса. Форма выплаты может быть любая как наличная, так и безналичная. Ставки налогов и порядок выплаты определяются кодексом государства или действующими законопроектами таможенных органов.

В 2022 году власти увеличат общую квоту на иностранных работников почти на 22%

Доходы от дивидендов в текущем году остались на прежнем уровне, равном 5 %. От обложения налогами освобождаются лица, вкладывающие средства в проекты, основа которых — увеличение энергетической эффективности. Кроме того, освобождаются от выплат суммы, которые по кредитам, оформленным не в национальной валюте, считаются аннулированными плательщиками на покупку недвижимости на Украине, зарегистрированной как единственное жилье (приобретение дома или квартиры).

Значительно упростилась с зимы этого года выплата налогов лицами, относящимися к группе предпринимателей, доход которых за полный календарный год составляет менее 5 000 000 гривен (ранее порог отмечался в 20 000 000 гривен).

Налог на пенсию на Украине начисляется в размере, равном 15 %, при условии, что пенсионные выплаты в три раза превышают уровень минимальных заработных плат (около 4100 гривен). До текущего года действовала система, по которой обязаны выплачивать налоги только работающие граждане, находящиеся на пенсии.

Транспортный налог распространяется на автомобили, имеющие трехлитровый двигатель, что, по сути, можно заменить на показатель стоимости в 1 000 000 гривен и выше. Транспортный налог распространяется только на те авто, стоимость которых превышает отметки в 700 заработных плат по минимальному показателю.

Недавно поступила информация из Министерства финансов об увеличении налога на роскошь на Украине. На сегодняшний день этот вопрос до сих пор обсуждается внутри правительства и среди граждан. К возможным изменениям относят значительное увеличение ставки на автомобили, стоимость которых определяет класс машины как люкс и премиум.

Их цена составляет больше 1 200 000 гривен. Такие же требования — к недвижимости большой площади. Не исключены изменения, затрагивающие временные параметры «новизны» транспортных средств: на сегодняшний день выплачивают налоги владельцы авто и мотоциклов, которым меньше пяти лет.

Установленный фиксированный необлагаемый налогом минимум составляет 17 гривен. Эта отметка действует с момента введения кодекса государства и никаких изменений до сих пор не претерпела. Часто используется и такое аналогичное понятие, как социальная льгота, распространяющаяся на прибыль лиц и выплачиваемая в виде заработных плат, часть из которых ограничена в использовании. Стандартный показатель (размер) рассматриваемой льготы равняется сумме в 575 гривен.

Неуплата налогов или других всевозможных обязательных сборов грозит серьезной ответственностью, указанной в Уголовном кодексе страны. Уклонение от уплаты налогов, связанное с целенаправленным стремлением не платить государству, вне зависимости от того, физическое ли это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, или же юридическое, грозит неминуемым штрафом, размер которого доходит до 34 000 гривен.

Возможны случаи, когда вследствие уклонения от уплаты налогов человека лишают права занимать свою должность или же управлять бизнесом. Примерный срок этого ограничения — три полных календарных года. Связаны эти строгие меры с тем, что государственный бюджет лишается значительной суммы от каждого предприятия, с которого взимается налог, в размере до 60 000 гривен.

Изменение Налогового кодекса в 2022-2024 годах: как это отразится на бизнесе?

С 2011 года ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) определяются в IV-м разделе Налогового кодекса Украины (НКУ). Отметим, что для подавляющего большинства сограждан и в подавляющем большинстве случаев ставка НДФЛ (или, как его еще называют, подоходного налога), с 2016 года составляет 18%.

В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.

Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.

Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.

Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:

  • общая численность штата не превышает 5 человек;
  • годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.

Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.

Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.

Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.

Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.

В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:

  • расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
  • сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
  • рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.

Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.

Налог на самозанятых граждан 2021–2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *