Сколько судей в конституционном суде в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько судей в конституционном суде в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Конституционный Суд Российской Федерации: (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

1) по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации), Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

2) по ходатайству Президента Российской Федерации, любого из участвующих в споре органов разрешает споры о компетенции: (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

а) между федеральными органами государственной власти; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты; (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Конституционный Суд Российской Федерации независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного Суда Российской Федерации средства, которыми Конституционный Суд Российской Федерации распоряжается самостоятельно. Смета расходов Конституционного Суда Российской Федерации не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд Российской Федерации самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое Конституционному Суду Российской Федерации для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд Российской Федерации может наделять функциями по осуществлению права оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации. Запрет быть сенатором Российской Федерации, депутатом, занимать другие государственные должности, а также осуществлять иную деятельность, если она допустима для пребывающего в отставке судьи в соответствии с федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации, не распространяется на судей Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающих в отставке. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе в печатных изданиях, средствах массовой информации, самостоятельно распространяемых текстах, на сайтах (страницах сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в выступлениях перед любой аудиторией, в переписке с органами публичной власти, организациями и гражданами, которые исходя из обстоятельств ее ведения могут ее обнародовать, высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации либо изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу, а также критиковать в какой бы то ни было форме решения Конституционного Суда Российской Федерации. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Судье Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

На судью Конституционного Суда Российской Федерации распространяются также иные запреты и ограничения, предусмотренные федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

На судью Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающего в отставке, распространяются положения настоящей статьи, за исключением случаев, если настоящей статьей или федеральным законом, регулирующим статус судей в Российской Федерации, в отношении судьи, пребывающего в отставке, предусматривается возможность занятия соответствующей деятельностью и совершения определенных действий. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

Сколько зарабатывают российские судьи

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными настоящим Федеральным конституционным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются настоящим Федеральным конституционным законом, другими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В случаях, если другими правовыми актами для судей предусмотрены иные нормы, устанавливающие более высокий уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, к судьям Конституционного Суда Российской Федерации применяются положения этих актов. (в ред. Федерального конституционного закона от 09.11.2020 N 5-ФКЗ)

Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Федеральным конституционным законом.

По статистике, которую КС РФ ведет с 1995 года и публикует на сайте, за все время его существования в него поступило более 365 тыс. обращений, в том числе 14809 обращений за прошлый год. По сравнению с 2018 годом число обращений снизилось на 340 — в 2018 году их было 15149. Максимальное число обращений за последние 20 лет в КС поступило в 2009 году — 20629.

Большинство обращений, согласно статистике, подается гражданами и их объединениями — с 1995 по 2011 годы их подано более 240 тыс., а госорганы и суды за этот же период подали в КС 1608 обращений. В период с 2012 по 2019 годы сложилась похожая ситуация — гражданами и общественными объединениями подано более 122,8 тыс., госорганы и различные суды за этот же период направили в суд 288 обращений.

В 2016 году на сайте суда также публиковалась статья Зорькина, в которой он назвал рассмотрение обращений без проведения слушаний «давно и широко распространенной во многих европейских странах процедурой». Разделение судей КС на палаты, как отмечается в статье, было необходимым для ускорения судопроизводства, однако с введением нормы о проведении слушаний без вызова сторон «всякая необходимость в разделении КС на палаты отпала».

Конституционный суд получит новые полномочия

Одобрен Государственной Думой 27 октября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 3 ноября 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1447; 2001, N 7, ст. 607; N 51, ст. 4824; 2004, N 24, ст. 2334; 2005, N 15, ст. 1273; 2007, N 7, ст. 829; 2009, N 23, ст. 2754; 2010, N 45, ст. 5742; 2011, N 1, ст. 1; 2012, N 53, ст. 7572; 2013, N 14, ст. 1637; 2014, N 11, ст. 1088; N 23, ст. 2922; 2015, N 24, ст. 3362; N 51, ст. 7229; 2017, N 1, ст. 2; 2018, N 31, ст. 4811) следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — высший судебный орган конституционного контроля

Внесенная в законопроект ко второму чтению поправка предусматривает, что председатель Конституционного суда и его заместитель избираются не обязательно из числа судей КС, как сейчас.

Комментируя ранее эту поправку «Интерфаксу», первый зампред комитета Госдумы по законодательству и госстроительству Михаил Емельянов отметил, что в результате «Конституционный суд может возглавлять человек, который не только сведущ в праве, но имеющий политический опыт».

Поправку внесли председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

Новый закон предусматривает, что Конституционный суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров России в их истолковании, противоречащем Конституции России.

«Если эти решения противоречат положениям Конституции России, а значит — интересам нашей страны, закон позволит защитить наши ценности, наш суверенитет», — комментировал спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Правом обращения в КС с соответствующим запросом закон наделяет президента, правительство, Верховный суд, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. В случае возникновения спора КС по их запросу разрешает вопрос о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, международного арбитража, налагающего обязанности на Россию, если это решение противоречит основам публичного правопорядка России.

Кроме того, КС сможет по запросу президента проверять конституционность законопроектов и принятых законов до их подписания президентом, а также законов регионов до их обнародования главой региона. Внесение в КС такого запроса будет приостанавливать дальнейшую работу с этими актами (либо проектами).

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
  • ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
  • Антракт
  • Telegram-обзоры недели
  • МониториНГ

124322

Федеральный Конституционный закон от 21.07.94 N 1-ФКЗ

66011

60768

24820

Фото 10110

Фото 9881

Неожиданным новшеством законопроекта оказались внесенные президентом нормы о бонусах для уходящих в отставку судей КС. Им разрешат продолжить карьеру в качестве законодателей — стать сенаторами и депутатами. При этом они сохранят статус, соответствующий званию судьи (в том числе гарантии материального обеспечения).

Хотя Госдума и Совет Федерации выступают стороной почти по всем делам в КС — и спорные результаты их деятельности высший суд зачастую признает неконституционными. Кроме того, именно Совет Федерации назначает по представлению президента судей КС, а в ряде случаев досрочно лишает их полномочий .

Первый зампредседателя комитета Госдумы по законодательству Михаил Емельянов сказал Би-би-си, что считает нововведение правильным, отметив, что стать депутатом судья в отставке сможет только в результате выборов.

Самые радикальные поправки фактически ликвидируют институт особых мнений судей — право публично аргументировать свое полное или частичное несогласие с позицией большинства в КС и принятыми решениями. Такие особые мнения в КС пишут регулярно, они зачастую касаются острых политических проблем, вызывают резонанс в СМИ и недовольство властей.

Запретить публикацию особых мнений и ограничить возможность их написания предложили официальные представители Владимира Путина по рассмотрению поправок в закон о КС — сенатор Андрей Клишас и глава комитета по законодательству Госдумы Павел Крашенинников («Единая Россия»). Они внесли поправки перед вторым чтением, и комитет рекомендовал их к принятию.

Госдума еще в 2001 году отменила требование официально публиковать особые мнения одновременно с решением КС. Тем самым, отмечал судья КС Гадис Гаджиев, законодатель «высказал определенное отношение к «диссидентствующим» судьям, полагая, что особое мнение — это скорее зло, чем благо». Но КС все же публикует особые мнения на своем сайте в дополнение к ранее вывешенным решениям, хотя никогда не сообщает о факте и дате публикации.

Клишас объяснил РИА Новости, что «публичная критика судьями КС его решений направлена на подрыв авторитета» суда. Крашенинников заявил «Российской газете», что дискуссии в КС должны быть «правовыми, а не идеологическими».

В одном из дел, когда КС отказался рассматривать жалобу на запрет ознакомления осужденного Юрия Юдина с особым мнением по уголовному делу, сразу четверо из 18 судей выступили в защиту самих «особых мнений». «Оно не ослабляет, а, напротив, усиливает авторитет суда, устраняя лицемерие», — говорилось, в частности, в особом мнении Гаджиева, выступавшего с особыми мнениями 65 раз.

Все действующие судьи выступали за время работы в КС с особыми мнениями. Такая активность вызывала недовольство председателя КС Валерия Зорькина, рассказывали раньше источники Би-би-си в суде. Сам Зорькин писал такие мнения только в эпоху Бориса Ельцина — в том числе выступал против введения войск в Чечню.

В 2009 году КС заставил уйти в отставку судью Анатолия Кононова, который резко критиковал официальные позиции суда. Репутацию раздражителя власти после него заслужил самый молодой судья КС Константин Арановский, написавший 34 особых мнения.

Подавляющее большинство решений КС составляют тысячи определений об отказе в рассмотрении дела, судьи выносят их сотнями за одно заседание (так, 29 сентября КС утвердил 246 отказов), а жалобы по ним никогда не обнародует. Более трети особых мнений касаются именно таких жалоб, о сути дела зачастую можно узнать только из них. Но теперь судья не сможет даже написать особое мнение по этому поводу — выражать несогласие «ни в какой форме» будет нельзя.

По остальным решениям писать особое мнение разрешат. Но его судьи не смогут ни публиковать, ни цитировать, ни ссылаться на него — текст приобщат к протоколу заседания. При этом участникам процесса разрешат знакомиться лишь с протоколами открытых слушаний, проводить которые КС будет только в случаях «явной необходимости». В условиях пандемии слушания не проводятся совсем. Так что в результате получить доступ к абсолютному большинству особых мнений станет невозможно, да и вряд ли останутся желающие такие мнения писать, говорит Вайпан.

Публично критиковать решение КС будет полностью запрещено.

Санкции за нарушение запретов тоже ужесточат. Будет отменен запрет привлекать к ответственности судью за «мнение, выраженное им при рассмотрении дела», а также требование предупреждать судью о недопустимости его действий и только в случае их продолжения — увольнять. Зато КС теперь сможет пожаловаться президенту на нарушения со стороны судьи и предложить провести проверку.

«Ограничение права на особое мнение — очередной шаг по лишению судей самостоятельности и независимости. Это неконституционно. Если судья не может публично заявить о несогласии, на него ложится ответственность за принятое решение, что вынуждает его как честного человека сложить полномочия. Я писал особые мнения почти с первых лет работы в КС, и если бы мне запретили их писать и публиковать, ушел бы в отставку еще раньше», — говорит Кононов.

Особые мнения судей неоднократно влияли на более поздние позиции КС (например, о смертной казни) и на законотворческую деятельность. Цитаты из особых мнений можно найти в решениях ЕСПЧ и пояснительных записках к законопроектам, внесенным в Госдуму (например, из мнения судьи Сергея Казанцева, выступавшего против досрочного голосования на выборах).

Использовал их даже Владимир Путин, когда в 2008 году подписывал законопроект правительства о поправках в уголовные нормы о госизмене и шпионаже.

В пояснительной записке правительство ссылалось на особые мнения судей КС о неопределенности нормы о госизмене. Впрочем, при исправлении нормы власти на особые мнения уже не опирались — она в итоге позволила ФСБ преследовать за госизмену еще более широкий круг лиц, в том числе журналиста Ивана Сафронова.

«То, что КС перестает быть местом для дискуссий — это издевательство как над судьями КС, так и над здравым смыслом. Когда речь идет о судьях высшего суда, над которыми нет вышестоящей инстанции, ни у одного здравомыслящего судьи КС и мысли не возникнет писать особое мнение, о котором никто и никогда не вправе будет узнать», — говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай.

«Запрет на обнародование особых мнений снижает публичность и открытость КС, интерес к деятельности судей и развитию ими юридической науки, что существенно снижает авторитет КС в глазах общественности. КС согласился с умалением своего статуса еще в марте 2020 года, безоговорочно одобрив все поправки в Конституцию, и теперь продолжается процесс его фактической самоликвидации — становясь закрытым и строго формализованным органом, он утрачивает свое значение как общественно значимый институт государственной власти» считает глава аналитической службы юрфирмы «Инфралекс» Ольга Плешанова. Выражать несогласие с официальной позицией хотят запретить даже в научных статьях и дискуссиях, это тупик в развитии правовой доктрины и законодательства, говорит она.

«Это грубейшее нарушение статьи 10 Конституции, предусматривающей равновесие и взаимное уважение ветвей власти. Те, кто примет эту поправку, впоследствии сами могут подвергнуться преследованию и оказаться перед судебной властью», — сказал Би-би-си на условиях анонимности один из источников, близких КС.

Никто из судей КС не стал комментировать поправки, сославшись на то, что они могут стать предметом рассмотрения в КС. Хотя такая перспектива маловероятна: КС неоднократно отклонял жалобы на закон о самом себе. А сами судьи когда-то открыто выступали и против перемещения КС в Петербург, и против президентских поправок, лишивших их права самостоятельно выбирать своего председателя.

Как будет работать Конституционный Суд по новому закону

  • Им может стать гражданин России, достигший сорокалетнего возрастного ценза, обладающий незапятнанной репутацией, имеющий высшее специальное образование и опыт профессиональной деятельности не меньше пятнадцати лет. Также кандидат должен быть признан квалифицированным обладателем знаний в области права.

    Представляет собой действующий аппарат, который состоит из его секретариата и отделов, обеспечивающих его функционирование.

    Секретариат представляет собой следующую структуру.

    1. Отраслевые управления. Сюда входят:

    • управдение, осуществляющее информационно-отраслевое обеспечение;
    • организация судебных заседаний;
    • управление, связанное с издательской деятельностью;
    • международная практика конституционного контроля;
    • управление законодательного информирования.

    2. Делопроизводство.

    3. Приемная.

    В состав аппарата суда входит судебный пристав с обеспечивающей службой. В его функции входит участие в заседаниях и оказание помощи председательствующему в поддержании порядка, требовании исполнения дисциплины, принятие соответствующих мер для устранению нарушений. Отказ от выполнения его требований может повлечь наложение санкций на нарушителя.

    Другие подразделения обеспечивают восполнение кадрового состава, материально-техническое оснащение и социально-бытовое обеспечение. Сюда можно отнести пресс-службу суда, отдел работы с кадрами, управление финансами, а также управление делами.

    Процесс подбора кандидатов в состав Конституционного суда РФ начинается с подготовки конкретных кадровых предложений для президента страны. Представлять такие кандидатуры на рассмотрение имеет право довольно обширный список лиц, уполномоченных выносить такие предложения, в том числе представители верхней и нижней палат Федерального Собрания, в субъектах это могут быть законодательные, судебные органы высшего уровня, ведомства и сообщества юристов страны, научные юридические заведения.

    Претенденты предлагаются руководителем страны Совету Федерации, решение выносится в течение четырнадцати дней. Регламент суда устанавливает порядок предварительного обсуждения кандидатов и принятия по ним решения. Итог подводится на пленарном заседании СФ после тайного голосования по каждому индивидуально. Набравший наибольшее количество голосов депутатов кандидат считается утвержденным на должность. Такое лицо присягает стране и президенту и считается назначенным судьей в состав Конституционного суда РФ. Его статусность устанавливается федеральным законодательством. Полномочия судьи не ограничиваются каким-либо периодом, но устанавливается предельный возраст пребывания. Он составляет семьдесят лет.

    Исполнение обязанностей судьи приостанавливаются в случае получения судебного решения на лишение его свободы, при заведении на него уголовного дела, а также ввиду его нездоровья и невозможности в связи с этим выполнять обязанности. Полномочия судьи могут быть прекращены при нарушении процедуры, которая производится при назначении на должность, при наступлении предельного возраста семидесяти лет, самостоятельного заявления об отставке, если теряется гражданство страны, при наличии обвинения в совершении уголовного деяния и вынесении в отношении него обвинительного приговора, совершении действий, которые влекут за собой ущерб достоинству и чести лица, при осуществлении занятий, которые недопустимы с занимаемой должностью, отсутствии на заседаниях. Судья лишается своих прав, если не участвует более двух раз подряд в голосовании без уважительных на то причин, становится недееспособным, объявляется умершим или безвестно отсутствующим. При наступлении одного из вышеперечисленных условий президенту страны направляется принятое Конституционным судом представление, служащее уведомлением о наличии освободившейся вакансии.

    Конституционное правосудие в Российской Федерации

    • Компетенция Конституционного Суда РФ. Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»
    • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации: порядок назначения, сроки, полномочия и обязанности
    • Судебные полномочия Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда
    • Судебная система РФ: характеристика и особенности
    • Виды государственной власти. Государственная власть: понятие и виды
    • Субъекты конституционного права РФ
    • Федеральное Собрание — это представительный и законодательный орган Российской Федерации. Структура, члены

    Размер этой выплаты зависит от места службы судьи и его заработка в данном статусе:

    • судьи Конституционного суда – 80 % от доходов за 15 лет выслуги,

    • федеральные судьи (суды общей юрисдикции субъектов государства) – 70–80 % за 20 лет выслуги,

    • судьи районных и городских судов общей юрисдикции – 67–70 % за 20 лет выслуги,

    • судьи арбитражных судов – 82–90 % за 20 лет выслуги,

    • мировые судьи – 60–65 % от оклада за 20 лет.

    За каждый год работы свыше установленного минимального порога к выплате прибавляется 1 %.

    Пенсия по выслуге лет рассчитывается из размеров заработка в должности судьи и коэффициента, зависящего от стажа: при стаже в 20 лет судья может претендовать на пенсию в размере 50 % от заработной платы. За каждый год начисляется дополнительно 3 %, а максимальный размер составляет 85 %.

    Например, судья со стажем 20 лет и заработной платой в 150 000 рубл. Может рассчитывать на пенсию в 75 000 руб. Если же у судьи было 30 лет службы, ему будет выплачиваться пенсия в размере 105 000 руб.

    Выслуга лет может включать в себя срочную армейскую службу, периоды обучения в вузах, работу в органах исполнительной власти.

    В Российской Федерации, согласно законодательству, существуют судейские категории:

    • судья Конституционного суда;
    • судья Верховного суда;
    • арбитражный;
    • федеральный;
    • мировой.

    Конечно, оклады судьи высшей инстанции и того, который расположился на последней ступени списка, сильно различаются. Чего нельзя сказать про алгоритм начисления зарплат.

    Чтобы детально разобраться в этом вопросе, необходимо сначала понять, какие факторы влияют на уровень дохода судьи.

    Основные компоненты зарплаты:

    • оклад в зависимости от должности;
    • оклад в зависимости от квалификационного класса;
    • денежное поощрение.

    Одиннадцать судей Конституции

    Судья, которому доверили вести дела в Верховном Суде, наделен огромными полномочиями и несет не меньшую ответственность за принятие справедливых решений. Поскольку назначение на подобный пост происходит только путем голосования членов Совета Федерации, а специфика работы предусматривает рассмотрение крайне серьезных и запутанных дел, то и оплата труда будет соответствующей. Средняя зарплата судьи Верховного Суда составляет около 300 тыс. рублей в месяц.

    Согласно иерархии, мировой судья является наименьшей квалификационной категорией и заседает в местных судебных органах.

    В его юрисдикции находятся малозначимые дела, которые рассматриваются по упрощенной процедуре, и уголовные разбирательства в первой инстанции.

    Поэтому получает служитель закона на подобной должности не более 50-80 тыс. рублей в месяц.

    Занять кресло в Арбитражном суде означает значительно продвинуться в карьере, поскольку его сотрудники занимаются рассмотрением дел, непосредственно связанных с предпринимательской и экономической сферой. Поскольку на плечи судей ложится огромная ответственность, то и заработная плата должна ей соответствовать. Согласно последним данным, их средний ежемесячный доход составляет около 200 тыс. рублей.

    Многие граждане полагают, что начисление зарплат судей происходит на региональном уровне, как в других профессиях. Но это убеждение ошибочно, поскольку фонд заработной платы формируется непосредственно из федерального бюджета.

    Поэтому судья, работающий в Мурманском суде и его коллеги в Сибири, Саратове, Архангельске будут получать одинаково.

    Но стоит отметить, что это не касается служителей Фемиды, которые заседают в московских судах. Для них базовая ставка составляет 64% от оклада коллег в высших судебных органах.

    Индексация должностных окладов судей в 2021 году не предусмотрена

    • Čeština
    • Español
    • Français
    • Italiano
    • Nederlands
    • Polski
    • Português
    • Русский
    • Türkçe
    • Norsk
    • Svenska
    • Dansk
    • Suomen kieli
    • Magyar
    • Română

    • Čeština
    • Deutsch
    • Español
    • Italiano
    • Nederlands
    • Polski
    • Português
    • Русский
    • Türkçe
    • Norsk
    • Svenska
    • Dansk
    • Suomen kieli
    • Magyar
    • Română

    Часть четвертая, раздел вторая Конституции учреждает Конституционный суд, который определяет конституционность законов и указов президента . Суд принимает решения по вопросам, переданным ему Президентом , членами Парламента или любым судьей, перед которым ответчик или истец сделал исключение о неконституционности . Конституционный суд имеет право как на априорную, так и на апостериорную проверку (соответственно, до и после принятия), и он может признать недействительными целые законы или правительственные постановления и предотвратить их применение в будущих делах. Жалобы на закон должны быть поданы в течение первых двух месяцев после его опубликования.

    Согласно статье 146 Конституции Конституционный суд состоит из пятнадцати членов.

    Президент назначает:

    • три члена из списка из трех кандидатов на каждую вакантную должность, выдвинутую Кассационным судом из числа его собственных членов,
    • два члена из списка из трех кандидатов на каждую вакантную должность, выдвинутого Государственным советом Турции из числа его собственных членов,
    • три (по крайней мере двое из которых являются юристами) члена из списка из трех кандидатов на каждую вакантную должность, выдвинутую Советом высшего образования среди профессоров права, экономики или политических наук, которые сами не являются членами Совета, и
    • четыре члена из числа старших административных сотрудников, адвокаты, судьи, прокуроры и секретари Конституционного суда с опытом работы не менее пяти лет.

    Парламент тайным голосованием большинством в две трети голосов назначает:

    • два члена из списка из трех кандидатов на каждую вакантную должность, выдвинутого Счетной палатой ( турецкий : Sayıştay ) среди ее собственных членов,
    • один член из списка из трех кандидатов на каждую вакантную должность, выдвинутого руководителями коллегии адвокатов из числа присяжных поверенных.

    Чтобы претендовать на назначения в качестве члена Суда, профессора, старшие административные должностные лица и адвокаты должны быть старше 40 лет и иметь законченное высшее образование или проработать не менее 15 лет в качестве преподавательского состава. высших учебных заведений, или фактически проработали не менее 21 года на государственной службе, или имели стажировку в качестве юриста не менее 21 года.

    Конституционный суд избирает президента и вице-президентов из числа своих постоянных членов на возобновляемый четырехлетний срок тайным голосованием и абсолютным большинством их членов. Членам Конституционного суда не разрешается брать на себя другие официальные и частные функции, помимо их основных функций.

    • Решение нет. 1989/12, от 07.03.1989: Суд в ответ на прошение тогдашнего президента Кенана Эврена об отмене закона, принятого парламентом, постановил, что ношение хиджаба в государственных университетах нарушает разделение религии и государства .
    • Решение нет. 1994/2 от 16.06.1994: Суд постановил закрыть Демократическую партию ( Demokrasi Partisi — DEP), прокурдскую партию, на том основании, что она нарушила принцип территориальной / национальной целостности и неделимости.
    • Решение нет. 1998/1 от 16.01.1998: Суд постановил закрыть Исламистскую партию « Партия благосостояния» ( Refah Partisi — RP) на том основании, что она нарушает принцип секуляризма .
    • Решение нет. 2001/2 от 21.06.2001: Суд постановил закрыть Партию добродетели ( Fazilet Partisi — FP), которая является преемницей Партии благосостояния. В решении, однако, указывалось, что суд не считал FP продолжением RP, но сослался на исламистскую политику, проводимую партией, в качестве основных причин закрытия.
    • Решение нет. 2001/332, от 18.07.2001: Суд в ответ на заявления, поданные обычными судами, постановил, что некоторые части принятого парламентом Закона об амнистии неконституционны, что привело к незначительному расширению объема предложенной амнистии.
    • Решение от 30.07.2008: В ходе судебного разбирательства по делу о закрытии Партии справедливости и развития в 2008 году суд постановил, что Партия справедливости и развития не нарушала разделение религии и государства, и не закрыла ее, но отметил, что она стала » центр антисветской деятельности »и сократить государственное финансирование деятельности партии на 50%.
    • Решение от 11/12/2009: Суд постановил запретить Партию Демократического общества за ее связь с Рабочей партией Курдистана (РПК), которую Соединенные Штаты и Европейский Союз считают террористической группой. DTP нарушила статьи 68 и 69 Конституции и Закон о политических партиях. «Партия стала средоточием терроризма против неделимой целостности государства», — заявил председатель суда Хашим Кылыч .
    • Решение от 26.12.2019 о снятии запрета на Википедию

    Почему судей Конституционного суда будет 11 вместо 19

    1. Подача заявления. В данном случае, претендент должен убедиться в том, что сейчас производится процедура набора судей, после чего, он составляет письменное заявление и приступает к процессу сбора документов;
    2. Претендент должен иметь высшее юридическое образование. Отметим, что немаловажное значение при выборе имеет выписка с оценками;
    3. Претендент должен хорошо разбираться в конституционном законодательстве, что поможет ему пройти процесс собеседований;
    4. Претендент не должен иметь двойного гражданства, а юридический стаж должен составлять не менее 15 лет;
    5. Претендовать на роль конституционного судьи могут исключительно опытные юристы, в возрасте от сорока лет;
    6. Претендент должен иметь безупречную репутацию, не иметь никаких судимостей.

    В России создаётся новая система апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции.

    Президент России подписал Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“ и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». Документом внесены существенные изменения в структуру судов общей юрисдикции.

    Впервые функции КС были возложены на Комитет конституционного надзора СССР еще в 1989 году. С 1991 года начинает функционировать республиканский КС РСФР, деятельность которого регламентировалась законом РСФСР «О КС». На Съезде народных депутатов было избрано 13 судей. До 1993 года представители данного судебного органа занимались урегулированием конституционного кризиса. Для этого судьи вели переговоры с президентом страны и чиновникам Верховного Совета.

    В сентябре 1993 года представители КС приняли решение отрешить Ельцина от должности, но президент приостановил деятельность судебного органа. В 1994 году принят новый нормативный акт, регулирующий деятельность суда.

    Работа КС осуществляется только с учетом некоторых важнейших принципов, которые нельзя нарушать по каким-либо причинам. К этим принципам относится:

    • Независимость. Во время принятия решения судьи КС должны учитывать исключительно собственные полномочиями, которыми они наделены соответствующими нормативными актами. Они не имеют право представлять интересы государственных органов, общественных объединений, партий, движений, а также государственных, общественных или частных предприятий. Судьи не могут представлять интересы граждан или компаний, социальных групп или наций. Каждое решение выражает правовую позицию судей на основании требований Конституции, поэтому они не имеют право учитывать собственное мнение, политические пристрастии или вероисповедание. Не допускается какое-либо воздействие на свободу волеизъявления. Судьи не могут пользоваться чужими указаниями, а также вмешательство в их деятельность приводит к привлечению к уголовной ответственности.
    • Коллегиальность. Решение по любому делу, которое рассматривается судьями КС, принимается исключительно коллегиально. Для этого привлекается несколько судей, участвующих в изучении и рассмотрении материалов дела во время проведения судебных заседаний. Для принятия решения требуется не меньше 2/3 судей от общего количества, если осуществляется пленарное заседание. Если же проводится заседание палаты, то требуется присутствие как минимум ¾ от общего состава. Во время расчета кворума не учитываются судьи, которые были отстранены от рассмотрения материалов дела или судьи, у которых по разным причинам приостановлены полномочия.
    • Гласность. Все дела, рассматриваемые КС, рассматриваются исключительно открыто. Поэтому любой человек имеет право присутствовать на заседании. Исключением выступают ситуации, предусмотренные законодательством. Все решения оглашаются публично, причем даже при условии, если они приняты на закрытом заседании.
    • Устность. Все разбирательства, которые проводятся судьями КС, осуществляются в устном виде. Судьи запрашивают от сторон объяснения, прослушивают показания экспертов или свидетелей, а также вслух читают информацию из полученных документов. Оглашению подлежат исключительно документы, которые были представлены суду заранее и касаются рассматриваемого дела.
    • Использование русского языка. Конституционное судопроизводство осуществляется только на русском языке. Если среди участников имеется иностранец, не понимающий по русскому, то он может давать объяснения на родном языке, а также привлекать к разбирательству переводчика.
    • Непрерывность заседаний. По каждому делу проводится непрерывное судебное заседание, поэтому оно может занимать много времени. В качестве исключения выступает время, которое предназначено для отдыха участников заседания или для подготовки к дальнейшей дискуссии. Иногда требуется перерыв для устранения обстоятельств, которые выступают в качестве препятствия для нормального проведения разбирательства.
    • Состязательность и равноправие участников. У каждого участника заседания имеются равные права и привилегии для отстаивания собственных прав и свобод.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *