Требования операторам чоп 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования операторам чоп 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году. установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем, и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 137.1 КБ

Основные изменения участия в закупках в 2022 году

1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой представителей Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» (ФКЦ РОС), Обществом с ограниченной ответственностью «Охранная фирма «ТИТАН» (ОФ «ТИТАН»), Обществом с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «Старк-Групп» (ООО ЧОП «Старк-Групп»), Обществом с ограниченной ответственностью «Эталон» (ООО «Эталон»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 208 «Охранная деятельность»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2020 г. N 674-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 7, 2021 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации охранных услуг, связанных c охраной объектов и/или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны (ТСО), перечень видов которых устанавливает Правительство Российской Федерации, и/или с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию [1]. Требования настоящего стандарта распространяются на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

1.2 Требования настоящего стандарта не распространяются на оказание видов охранных услуг, связанных с консультированием и подготовкой рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств [1].

1.3 Требования настоящего стандарта предназначены для применения заказчиками охранных услуг, а также частными охранными организациями, оказывающими услуги, связанные с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны.

Особенности оказания охранных услуг на различных видах объектов определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим осуществление частной охранной деятельности.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 31817.1.1 (IEC 60839-1-1:1998) Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения

ГОСТ Р 50776 (МЭК 60839-1-4:1989) Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию

ГОСТ Р 51057 Техника пожарная. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52551 Системы охраны и безопасности. Термины и определения

ГОСТ Р 53266 Техника пожарная. Веревки пожарные спасательные. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 55017 Пульты централизованного наблюдения для использования в системах противокриминальной защиты. Требования к информации

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55017 и ГОСТ Р 52551, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 дежурное подразделение охранной организации: Структурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы, выполняющее функции по организации и контролю за осуществлением охраны объектов, в том числе по контролю за работой мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования).

3.2 мобильная группа охраны (группа быстрого реагирования): Группа работников частной охранной организации в составе не менее двух охранников, выполняющая функции по охране имущества и объектов путем реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны на охраняемых объектах.

3.3 оперативный дежурный: Работник частной охранной организации, выполняющий функции по организации и контролю за осуществлением охраны объектов, в том числе по руководству работой мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования).

Примечание — В частной охранной организации полномочия оперативного дежурного и порядок их осуществления определяются локальными нормативными актами.

3.4 охранник мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования): Работник частной охранной организации, обладающий необходимой квалификацией, подготовкой и правовым статусом для исполнения охранных функций в составе мобильной группы охраны.

3.5 руководитель подразделения охраны (объекта, участка): Специалист среднего звена частной охранной организации, за которым закрепляется зона профессиональной ответственности в виде одного либо нескольких видов охранных услуг, по которым он организует деятельность по обеспечению охраны, подбору и расстановке работников и решению вопросов взаимодействия частной охранной организации с заказчиком охранных услуг, правоохранительными органами, а также иными организациями.

Примечание — Исполнение обязанностей по данной должности может быть возложено на руководителя, заместителей руководителя либо иных должностных лиц частной охранной организации.

3.6 старший охранник мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования): Работник частной охранной организации, обладающий необходимой квалификацией, подготовкой и правовым статусом для исполнения охранных функций в составе мобильной группы охраны в качестве старшего группы.

3.7 маршрут патрулирования: Схема движения и нахождения мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования) по охране объектов, определенная руководством частной охранной организации.

3.8 место дислокации мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования): Определенное руководством частной охранной организации место нахождения мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) на маршруте патрулирования в режиме ожидания, как правило, оптимально удаленное от всех объектов, находящихся в зоне ответственности, позволяющее прибыть на них за минимальный промежуток времени.

4.1 Охрана объектов и/или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливает Правительство Российской Федерации, и/или с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию может осуществляться частными охранными организациями, указанными в 1.3, на основании договоров на оказание охранных услуг с заказчиками и технического задания на оказание охранных услуг [1].

4.2 Частная охранная организация должна соответствовать лицензионным требованиям [2], предъявляемым к оказанию данного вида услуг Правительством Российской Федерации.

Транспортные средства, предназначенные для передвижения мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования), должны состоять на балансе соответствующей частной охранной организации и должны быть зарегистрированы за ней в органах внутренних дел, а также иметь специальную раскраску, информационные надписи и знаки, согласованные с органами внутренних дел в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которые должны включать в себя следующую информацию, изложенную на русском языке:

— аббревиатуру МГО или ГБР либо полное наименование «Мобильная группа охраны» или «Группа быстрого реагирования» соответственно;

— наименование частной охранной организации;

— название города (населенного пункта), в котором зарегистрирована охранная организация;

— телефон дежурного подразделения частной охранной организации с круглосуточным режимом работы, по которому имеется возможность незамедлительно связаться с оперативным дежурным, осуществляющим руководство работой мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования).

Транспортные средства, предназначенные для передвижения мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования), следует оборудовать средствами видеофиксации, автоматически включающимися при запуске двигателя автомобиля и охватывающими полосу по направлению движения (через лобовое стекло).

4.3 Оказание охранных услуг, связанных с проектированием, монтажом, эксплуатационным обслуживанием технических средств охраны, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, рекомендуется осуществлять в соответствии с ГОСТ 31817.1.1, ГОСТ Р 50776, ГОСТ Р 52551, ГОСТ Р 55017.

4.4 Оказание охранных услуг, связанных с реагированием на сигнальную информацию технических средств охраны с охраняемых объектов, осуществляется путем объезда территории по маршруту патрулирования и/или нахождения в месте дислокации с готовностью реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны с охраняемых объектов, блокирования и задержания лиц, совершивших покушение на охраняемое имущество.

Количество мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования) и зоны их реагирования определяет руководитель частной охранной организации с учетом имеющейся штатной численности, плотности расположения охраняемых объектов, географических особенностей местности, состояния криминогенной обстановки, дорожного покрытия, надежности работы технических средств охраны и обеспечения своевременного прибытия к объектам при их срабатывании.

4.5 Контроль за организацией работы мобильной группы охраны следует осуществлять уполномоченными должностными лицами частной охранной организации.

Руководству частных охранных организаций рекомендуется осуществлять дополнительные контрольные мероприятия (проверки) по согласованию с заказчиком охранных услуг.

К контрольным мероприятиям (проверкам) могут быть привлечены общественные организации, объединения работодателей и саморегулируемые организации (при их наличии), работающие в сфере охраны и безопасности.

4.6 Руководство частной охранной организации либо руководитель подразделения охраны должны обеспечивать периодический обмен информацией (не реже одного раза в месяц) с заказчиками охранных услуг по вопросам имеющихся либо потенциальных угроз, связанных с выполнением охранных услуг на охраняемых объектах.

Что имеют право делать охранники и чоповцы, а что нет?

5.1 Мобильная группа охраны (группа быстрого реагирования) находится под оперативным руководством оперативного дежурного частной охранной организации или иных должностных лиц, осуществляющих руководство подразделением охраны объектов частной охранной организации, с момента заступления на рабочую смену до получения разрешения об окончании рабочей смены.

Работники частной охранной организации, исполняющие обязанности охранников и старших охранников мобильной группы охраны (группы немедленного реагирования), должны иметь необходимую квалификацию, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе требованиям профессиональных стандартов (при их наличии).

5.2 Состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования)

Состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования), используемой для охраны объектов и/или имущества на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, должен состоять не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу, а также должны быть оснащены оборудованием, позволяющим передавать сигнал о ее месте нахождения (месте нахождения транспортного средства) в дежурное подразделение частной охранной организации с круглосуточным режимом работы в режиме реального времени.

Состав мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования), используемой для охраны иной категории объектов, в отношении которых не установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, рекомендуется формировать не менее чем из двух охранников, которые должны быть вооружены служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группу.

В зависимости от особенностей мест дислокации мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования) по согласованию с заказчиком охранных услуг количество охранников в их составе может быть другим [3].

5.3 Охранники мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) должны быть экипированы следующими специальными средствами:

— бронежилет защитный;

— шлем защитный;

— наручники;

— палка резиновая.

5.4 Старший охранник и охранники мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) должны иметь при себе:

— средства оперативной связи (радиосвязи), позволяющие в постоянном режиме обеспечивать связь между членами мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) (у каждого охранника при выезде на объект охраны);

— средства связи, позволяющие в постоянном режиме обеспечивать связь с дежурным подразделением частной охранной организации (у каждого охранника при выезде на объект охраны);

— удостоверение частного охранника (у каждого охранника постоянно);

Охранник — чаще всего представитель частной структуры (ЧОП или агентства), целью которой является обеспечение безопасности людей и/или объектов. Для выполнения охранной функции организация получает лицензию. Деятельность работника охранной организации регламентируется нормативными актами на двух уровнях:

  • федеральное законодательство;
  • нормативные акты конкретного предприятия.

На государственном уровне обязанности охранника регулируются Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий, выпуск 1. Есть и профстандарт, разработанный для работников по обеспечению охраны образовательной организации, утвержденный приказом Минтруда России от 11.12.2015 №1010н.

Обязательные условия для получения статуса охранника:

  • наличие профессиональной подготовки;
  • сдача квалификационного экзамена и присвоение разряда по его результатам;
  • наличие удостоверения охранника.

В структуре организации охранник подчиняется непосредственно начальнику службы охраны/безопасности.

Обязательную базу знаний охранника составляют:

  • законодательство России, регулирующее охранную деятельность;
  • правила пропускного режима, образцы пропусков, ТТН;
  • подписи представителей администрации, имеющих право давать разрешение на перемещение материальных ценностей;
  • правила проверки грузов, которые вывозятся с территории предприятия;
  • правила задержания лиц, которые пытались совершить или совершили кражу, нарушают правила поведения на вверенном объекте;
  • порядок приема объектов под охрану;
  • порядок реагирования на системы оповещения;
  • места расположения средств пожаротушения и сигнализации.

Список обязанностей профессионала в области охраны имеет свою специфику в зависимости от его профиля. Общей задачей является охрана жизни, здоровья и имущества клиента.

От того, насколько охранник компетентен, зависит его разряд. Всего существуют 3 разряда:

  • 4-й — низший разряд, работник подчиняется оперативному дежурному и начальнику охраны; обязанности охранника 4 разряда — принятие под охрану и осуществление визуального контроля охраняемых помещений, контроль состояния безопасности при осуществлении пропускного и внутриобъектового режима;
  • 5-й и 6-й — средний и высший разряды, подчиняются только оперативному дежурному, в дополнение к требованиям, предъявляемым к специалисту 4-го разряда, должны иметь водительское удостоверение (ФЗ от 10.12.1995 №196-ФЗ) и навыки применения физической силы (ФЗ от 11.03.1992 №2487-1).

Если на предприятии организована охрана объекта ЧОП, то в обязанности специалиста включают:

  • охрану входа в здание;
  • выдачу ключей от служебных помещений;
  • выдачу пропусков, учет посетителей;
  • проверку документов людей, желающих войти на территорию предприятия, проверка въезжающего автотранспорта;
  • контроль за перемещением материалов, имущества с/на территорию предприятия;
  • сигнализирование о несанкционированных доступах на территорию объекта;
  • оперативное реагирование на сигналы системы оповещения (при проникновении на территорию нарушителей, пожаре);
  • информирование руководителя службы охраны о нарушении целостности пломб, хищениях товарно-материальных ценностей, взломах.

В обязанности специалиста по охране объекта торговли входят такие действия:

  • обеспечение порядка в зале, препятствование его нарушению со стороны посетителей;
  • охрана товара, торгового оборудования, имущества на объекте;
  • взаимодействие с представителями силовых структур в случае необходимости, выяснение цели их прибытия, донесение информации об их присутствии руководителю подразделения безопасности.

При составлении должностной инструкции в перечень обязанностей охранника ЧОП при работе в гипермаркете, в соответствии с приказом МВД РФ от 22.08.2011 №960, включите следующие задачи:

  • охрана материальных ценностей и товара, препятствование их порче и хищению;
  • контроль потока входящих и выходящих людей, вносимой и выносимой ручной клади;
  • задержание лиц, совершивших или попытавшихся совершить кражу, и передача их сотрудникам органов внутренних дел;
  • передача старшему смены информации о нахождении на территории объекта лиц в нетрезвом состоянии, предотвращение совершения этими лицами противоправных действий;
  • передача старшему смены информации о сотрудниках магазина, которые находятся в нетрезвом состоянии;
  • контроль процесса прихода/ухода сотрудников через служебный вход.

Ввели новые дополнительные требования к участникам. В приложение № 1 постановления правительства № 99 от 04.02.2015 добавили новую позицию.

Наименование товаров, работ, услуг Дополнительные требования к участникам закупки Документы, которые подтверждают, что участник соответствует доптребованиям
Оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций

Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке исполненного контракта (договора) по 44-ФЗ или 223-ФЗ на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций.

Цена такого контракта (договора) — не меньше 20% от НМЦК.

Копия контракта (договора), сведения о котором есть в реестре контрактов. Этот контракт исполнялся без неустоек (штрафов, пеней).

Копия акта (актов) выполненных работ, который содержит обязательные реквизиты по ч. 2 ст. 9 Федерального закона о бухучете и подтверждает его стоимость. Этот акт подписывается не раньше 3 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Скачать постановление правительства № 308 от 20.03.2020 о доптребованиях к исполнителям охранных услуг

В постановление правительства № 1085 от 28.11.2013 о правилах оценки заявок внесли такие поправки:

  1. Установили предельные величины значимости критериев оценки заявок в закупках по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций:
    • значимость стоимостных критериев — 40%;
    • значимость нестоимостных критериев — 60%.
  2. Прописали значимость показателя «опыт участника» в размере не менее 45 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
  3. Закрепили закрытый перечень подпоказателей к показателю «опыт участника по оказанию услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций»:
    • общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
    • общее количество исполненных контрактов (договоров);
    • наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
  4. Запретили заказчику выбирать другие подпоказатели для оценки опыта участников в закупках охранных услуг для образовательных и научных организаций.
Скачать постановление правительства № 309 от 20.03.2020 об изменениях правил оценок заявок в закупках охранных услуг

Минпросвещения отказался от разработки изменений в ст. 56 и 56.1 44-ФЗ о конкурсе с ограниченным участием, в т. ч. и электронном. Планировали добавить основания для проведения конкурсов с ограниченным участием. Получается, что образовательные и научные организации продолжат закупать услуги по охране не только в форме конкурса с ограниченным участием.

В 2015-м году Минтруд принял профстандарт 12.003, описывающий параметры деятельности работника по обеспечению охраны образовательных организаций. Основные положения этого документа подходят для описания любой охранной деятельности.

В его начальном разделе содержатся сведения о профессии охранника общего плана: ее цель, отношение к группе и виду деятельности по кодам ОКЗ и ОКВЭД.

Во втором разделе перечислены четыре трудовые функции охранника, различающиеся по квалификации, необходимой для их выполнения, а также 16 их составляющих. Каждая функция включает несколько составляющих. Так, функция по оказанию экстренной поддержки стационарным постам при возникновении угроз охраняемым объектам включает:

  • осуществление выборочных проверок охраняемых объектов;
  • охрана места происшествия при наступлении ЧС;
  • прибытие на охраняемый объект при возникновении ЧП и принятие мер по задержанию нарушителей и передаче их полиции.

Третья часть документа более тщательно описывает все эти функции и их составляющие.

По каждой функции перечислены:

  • специалисты, уровень квалификации которых достаточен для ее выполнения;
  • параметры их опыта и образования;
  • особые требования по их допуску к работе;
  • дополнительная информация.

К примеру, для деятельности по оказанию экстренной поддержки стационарным постам при возникновении угроз охраняемым объектам приведена следующая информация:

  • квалификация сотрудников – охранники 5 и 6 разряда;
  • требования по образованию – среднее общее обучение и дополнительное профессиональное;
  • опыт работы – от года;
  • восемь особых требований для допуска к работе – инструктаж по пожарной безопасности, навыки применения физической силы и пр.;
  • дополнительно оговорено, что охранник трудится под руководством ответственного дежурного.

Также указаны коды специалистов в охранной деятельности для этой функции по справочникам ОКЗ, ЕТКС, ОКПДТР.

По составляющим частям функций указаны:

  • трудовые операции;
  • необходимые охраннику для их выполнения знания и умения;
  • дополнительные сведения.

Так, для деятельности по осуществлению выборочных проверок охраняемых объектов приведены:

  • Четыре трудовых операции – получение у ответственного лица плана осуществления проверок, контроль готовности охранников и пр.
  • Три практических умения – охранник должен быть готов информировать дежурного по обнаруженным нарушениям и т.д.
  • Восемь знаний в теоретических областях охранной деятельности – нормы ведения профильной документации, требования к виду и уровню охранников и т.д.

Сведения из этого раздела играют ключевую роль в документе, поскольку именно отсюда работодатели черпают информацию для составления должностных инструкций, штатного расписания и иной кадровой документации.

В заключительной части документа перечислены организации, участвовавшие в его написании.

Внимание! Перечисленные в профстандарте квалификационные требования можно применять для отказа охраннику в трудоустройстве или повышении в должности с помощью формулировки «не обладает необходимыми деловыми качествами».

Профстандарты обязательны в трех случаях:

  • Когда для профессии установлены в нормативном порядке показатели квалификации (ст. 195.3 ТК).
  • Если представители какой-то профессии обладают правами на получение льгот или компенсации, а также если для них установлены определенные ограничения (ст. 57 ТК).
  • Работодателем является бюджетное учреждение или контролируемое государством (Постановление Правительства №584).

Если в перечисленных случаях работодатель не применяет должностные стандарты, то он несет ответственность на основании ст. 5.27 КоАП.

Зачем работодатели добровольно применяют профстандарты?

Они открывают ряд возможностей в сфере управления персоналом и кадровом делопроизводстве. Так, работодатель сможет:

  • Отказывать претендентам в трудоустройстве из-за отсутствия у них необходимых деловых качеств.
  • Актуализировать документацию по персоналу.
  • Провести оценку персонала и его последующую аттестацию.
  • Требовать от подчиненных принятия ими мер по повышению профессионального уровня.
  • Подготовить основу для внедрения показателей эффективности работников (KPI).

Важно, что перечисленные возможности базируются на внедряемых государством профстандартах, что уменьшает риски появления претензий у проверяющих организаций (ФНС, ФСС и пр.).

Возможно освобождение от должности охранника из-за его несоответствия требованиям профстандарта?

Трудовой кодекс не содержит этой возможности. Можно переместить охранника на другую позицию по статье 72.1 ТК; также можно переименовать его должность по статьям 72 и 74 ТК.

Какие документы меняются при начале использования профстандартов?

  • Разделы правил внутреннего распорядка, относящиеся к трудоустройству. Их нужно дополнить указанием о том, что трудоустройство происходит с использованием взятых из профстандартов квалификационных критериев.
  • Части должностных инструкций, устанавливающих функции работников и ожидаемую от них квалификацию.
  • Трудовые договора, в части описания должностных функций сотрудников.

После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

С 2022 года ЭДО станет обязательным для участников маркировки

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):

НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

ДТ 02 (84) — КТ 84 (02)

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
  • пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).

Если при внесении корректировок вы обнаружили, что балансовая стоимость объекта оказалась равна или меньше ликвидационной стоимости, по нормам ФСБУ 6/2020 начисление амортизации нужно приостановить.

Если в дальнейшем снова появится положительная разница между балансовой стоимостью и ликвидационной, начисление амортизации на эту разницу возобновляют.

Далее в 2022-м и последующих годах нужно вести учет и составлять отчетность, опираясь на требования ФСБУ 6/2020 и данные, получившиеся после переходных корректировок.

В настоящее время закон не ограничивает заказчика в выборе процедуры для определения поставщика при закупке услуг охраны 44-ФЗ. Конкурс или аукцион являются самыми распространенными, а также часто государственные и муниципальные структуры заключают контракт с единственным исполнителем.

1. Закупка услуг охраны посредством проведения конкурентной процедуры.

Прибегая к такому способу закупки, заказчик должен действовать следующим образом:

  • Производится анализ стоимости услуг охраны на рынке, выбираются репрезентативные примеры по цене и качеству и на их основе рассчитывается НМЦК.
  • Сведения о предстоящей закупке услуг охраны заносятся в план закупок и план-график.
  • Составляется необходимая для проведения закупки документация: извещение, конкурсный пакет, проект контракта. В этих бумагах должен содержаться расчет начальной (минимальной) цены и ее обоснование. В проекте контракта необходимо четко прописать требования к исполнителю, его функции, права и обязанности.
  • Закупка размещается на электронной торговой площадке (после аккредитации на ней). В ЕИС публикуется информация о тендере, в том числе конкурсная документация.
  • Принимаются и рассматриваются заявки потенциальных исполнителей.
  • Выбирается участник, предложивший наиболее выгодные условия. С ним заключается контракт.

В порядок закупки услуг охраны с 31.03.2020 внесены изменения. В соответствии с Постановлением Правительства № 99 от 04.02.2015 список требований к участникам расширился. А на основании Постановления Правительства № 1085 откорректированы правила, в соответствии с которыми оцениваются заявки. Данные нововведения исполняют поручение правительства и повышают безопасность учреждений сферы образования.

Теперь к участникам закупок услуг охраны предъявляются дополнительные требования: у потенциального исполнителя в течение 3 последних лет до момента подачи заявки должен быть реализованный контракт по 44-ФЗ или 223-ФЗ на охрану объектов, относящихся к сфере образования или науки. Причем стоимость этого договора должна быть более 1/5 от НМЦК текущей закупки.

Данный опыт участника подтверждается документами, входящими в состав заявки:

  • Копия исполненного договора, информация о нем должна быть доступна в реестре контрактов. Обязательства по контракту были выполнены в полном объеме, без применения неустоек (штрафов, пеней).
  • Копия акта (актов) выполненных работ. Документ составляется в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 9 Федерального закона о бухучете, в нем обозначается цена предоставленных услуг. Дата подписания акта должна попадать в трехлетний промежуток, отсчитываемый от срока окончания подачи заявок по текущей закупке.

\n\n

Как быть с подписями, которыми организации и ИП пользуются сейчас? Останутся ли они действительными после наступления 2022 года? Или от них придется отказаться, а взамен получить сертификаты в ФНС или ее доверенном УЦ?

\n\n

На эти вопросы ответили специалисты Минцифры в письме от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604. Чиновники разъяснили, что предусмотрен переходный период. Он предполагает, что в общем случае сертификаты, полученные до 2022 года, можно использовать до окончания срока их действия.

\n\n

Но здесь есть свои нюансы. Нужно учитывать, получил ли коммерческий УЦ, выдавший сертификат, аккредитацию по новым правилам. И если получил, то когда (см. табл.).

Как быть с подписями, которыми организации и ИП пользуются сейчас? Останутся ли они действительными после наступления 2022 года? Или от них придется отказаться, а взамен получить сертификаты в ФНС или ее доверенном УЦ?

На эти вопросы ответили специалисты Минцифры в письме от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604. Чиновники разъяснили, что предусмотрен переходный период. Он предполагает, что в общем случае сертификаты, полученные до 2022 года, можно использовать до окончания срока их действия.

Но здесь есть свои нюансы. Нужно учитывать, получил ли коммерческий УЦ, выдавший сертификат, аккредитацию по новым правилам. И если получил, то когда (см. табл.).

КС: Для учредителя ЧОП данный вид деятельности должен быть основным

Закупка охранных услуг проводится по коду ОКПД 2 — 80.10.12.000 Услуги охраны. Многие заказчики самостоятельно решают провести закупочную процедуру данного вида услуг. Для других заключение контракта на охрану — обязанность.

Охранные услуги оказываются различными организациями. Одним из них требуется действующая лицензия на частную охранную деятельность, другие занимаются данным видом деятельности в силу закона. Для начала определите категорию охраняемого объекта и тип закупаемых охранных услуг:

  • частная охранная деятельность — ее осуществляют ЧОПы, имеющие лицензию;
  • ведомственная охрана — осуществляется уполномоченными государственными органами;
  • вневедомственная охрана — проводится войсками Росгвардии;
  • услуги ФГУП «Охрана» Росгвардии — подведомственное Росгвардии учреждение, которое вправе охранять ведомства и остальные категории заказчиков.

По общему правилу цены на охранные услуги устанавливает рынок. В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 30 Закона №226-ФЗ цена услуг охраны ВНГ подлежит государственному регулированию. Постановление Правительства №1303 от 06.12.2016 предусматривает правила установления тарифов на охранные услуги имущества и объектов в зависимости от пользователей:

  • граждан и организаций;
  • органов государственной власти и организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

В методике Росгвардии по Приказу №158 от 06.06.2017 утверждаются правила установления тарифов на охранные услуги. Информация о том, что Росгвардия хочет устанавливать цены охранных услуг по госзаказу, в ней не подтверждается. В документе указывается, что если Росгвардия участвует в закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то допускается снижение утвержденного тарифа на техническую охрану до 50 процентов.

После того как заказчик разобрался в тонкостях приобретения охранных услуг, он выбирает любой из разрешенных способов определения поставщика:

Способ определения поставщика Причина выбора Дополнительные особенности
Электронный аукцион Если единственным критерием при выборе охранной организации в учреждении является цена
Открытый конкурс в электронной форме Выбор исполнителя на основании стоимостных (предлагаемая цена) и нестоимостных критериев (квалификация или качественные, функциональные и экологические характеристики объекта контракта) Не проводится при закупке охраны объектов образовательных и научных организаций
Открытый конкурс с ограниченным участием в электронной форме Так как установлены дополнительные требования по Постановлению №99 от 04.02.2015 Проводится исключительно для охраны объектов образовательных и научных организаций
Запрос котировок в электронной форме Если НМЦК не выше 500 000 руб. и годовой объем закупок не более 10% СГОЗ или 100 000 000 руб. Не проводится при закупке охраны объектов образовательных и научных организаций
Закупка у единственного поставщика (по п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ)
  • сумма договора до 600 000 руб;
  • сумма всех закупок по п. 4 не превышает 2 000 000 руб. или 10% совокупного годового объема закупок;
  • сумма закупок по п. 5 не превышает 5 000 000 руб. или 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 000 000 руб.
П. 5 применяется только отдельных категорий заказчиков (учреждения культуры, образования, науки, спорта)
Закупка у единственного поставщика (по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) Заключение договора с единственным поставщиком Росгвардией по перечню 928-р или своей ведомственной охраны отдельными заказчиками по постановлению №514 Обязательно уведомление контрольного органа после заключения контракта

При проведении конкурентных способов покупки охранных услуг придерживайтесь следующего общего алгоритма:

  1. Подготовьте приказ об осуществлении закупки.
  2. Включите в план-график.
  3. Подготовьте извещение, проект контракта, документацию (для конкурса и аукциона). Разместите их в ЕИС.
  4. Составьте протоколы по итогам рассмотрения заявок.
  5. Заключите контракт.

При подготовке закупочной документации разделите ее на разделы:

  • информационная карта, где указываются все обязательные для документации сведения;
  • проект контракта;
  • техническое задание — содержит необходимые требования к оказываемым услугам.

Не забудьте включить в техническое задание следующее:

  • общие требования (предмет контракта, код ОКПД 2, ИКЗ);
  • цель и правовое основание;
  • источник финансирования, порядок расчетов, обоснование НМЦК;
  • перечень нормативных актов, на основании которых оказываются услуги;
  • требования к характеристикам из КТРУ;
  • место, условия, срок оказания услуг — адреса объектов, режим охраны, количество постов, смен и человеко-часов;
  • требования к качеству и безопасности услуг;
  • конкретные обязанности сотрудников охранной службы;
  • задачи и требования, возлагаемые на исполнителя;
  • другие требования по решению заказчика.

Для конкурса с ограниченным участием в электронной форме предусмотрите обязательные требования:

  1. Значимость стоимостных критериев составляет 40%, нестоимостных — 60% (п. 11 Правил оценки заявок №1085).
  2. Установите критерий — квалификация участников закупки и к нему показатель — опыт участника. Его значимость составляет не менее 45% значимости всех нестоимостных критериев (п. 11 Правил оценки заявок №1085).
  3. Показатель «Опыт участника» формируйте только из следующих подпоказателей (п. 27(4) Правил оценки заявок №1085): общая стоимость исполненных контрактов на оказание услуг по охране объектов, общее количество исполненных контрактов на оказание услуг по охране объектов, наибольшая цена одного из исполненных контрактов на оказание услуг по охране объектов.
  4. Установите дополнительное требование по ч. 2 ст. 31 Закона №44-ФЗ — наличие за 3 года до даты подачи заявки опыта исполнения одного контракта по 44-ФЗ или 223-ФЗ на оказание охранных услуг объектов. Стоимость такого контракта составляет не менее 20% НМЦК проводимой закупки. В качестве документов, подтверждающих соответствие требованию, исполнитель прикладывает подписанные не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок документы: копию исполненного без неустоек контракта; копию актов выполненных работ, подтверждающих стоимость контракта.
  5. Не используйте сведения об исполненных контрактах в качестве критериев оценки (п. 30 Правил оценки заявок №1085).

Дополнительные требования используются и в электронном аукционе. Укажите их в извещении и документации.

Федеральный закон №226-ФЗ от 03.07.2016 регламентирует, может ли Росгвардия участвовать в аукционе или ином конкурентном способе определения поставщика — Росгвардия самостоятельно или через региональные управления участвует в любой процедуре, размещенной на официальном сайте закупок. Подтверждение соответствия на оказание охранных услуг по п. 1 ч. 1 ст. 31 Росгвардии не требуется.

Для заключения контракта с единственным поставщиком придерживайтесь следующего алгоритма:

  1. Подготовьте приказ об осуществлении закупки у единственного поставщика. Это необязательно, но проверяющий вас орган вправе потребовать основание для ее проведения. Им и является приказ.
  2. Включите в план-график (отдельной строкой по п. 6 и на годовой объем финансирования по п. 4 или 5).
  3. Определите и обоснуйте цену по п. 6 в порядке, который предусмотрен в ст. 22 Закона №44-ФЗ.
  4. Заключите договор.

Включите в договор типовые условия, которые используются и в договорах, заключаемых в рамках конкурентных процедур:

  • сведения о договаривающихся сторонах;
  • предмет договора и ИКЗ;
  • срок оказания услуг;
  • условия оказания услуг (техническое задание);
  • права и обязанности сторон;
  • порядок сдачи-приемки услуг;
  • стоимость и порядок расчетов;
  • ответственность сторон в соответствии с Постановлением №1042 от 30.08.2017;
  • срок действия, порядок изменения и расторжения договора.

Заказчик добавляет в договор требования, которые считает необходимыми, например, условия разрешения споров, антикоррупционную оговорку, список приложений.

В договор обязательно включите обоснование заключения контракта по п. 6 ч. 1 с Росгвардией или ведомственной охранной организацией.

ВАЖНО! В соответствии с ч. 2 ст. 93 закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта направляет в контрольный орган закупок уведомление о закупке с обоснованием заключения контракта по п. 6 ч. 1 ст. 93.

Пакет документов при направлении в контрольный орган в сфере закупок уведомления о заключении договора на ведомственную охрану или охрану службами Росгвардии:

  • уведомление (письмо) в произвольной форме;
  • копия заключенного контракта, содержащего обоснование цены контракта;
  • обоснование заключения контракта.

Приказ Росгвардии № 45 от 15.02.2021 г. применяется:

  • для закупок услуг частных охранных организаций для охраны объектов за исключением объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (раздел II Приказа № 45 от 15.02.2021 г.);
  • для закупок услуг юридических лиц с особыми уставными задачами по охране для охраны объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) частной охранной деятельности» (раздел III Приказа № 45 от 15.02.2021 г.).

Для каждого вида охранных услуг в Приказе № 45 от 15.02.2021 г. указаны следующие сведения:

  • формулы, правила определения прямых затрат, прибыли и косвенных расходов;

К примеру, при закупке охранных услуг для объектов, за исключением объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется , НМЦК определяется по формуле[3]:

Минцифры: действующие электронные подписи можно будет применять в 2022 году

Стоит обратить внимание на то, что порядок сбора сведений и их анализ заказчиком для закупок охранных услуг, указанных в разделе II и III Приказа № 45 от 15.02.2021 г. схожи.

К примеру, для расчёта НМЦК при закупках охранных услуг:

  • заказчик направляет запросы о предоставлении информации о стоимости охранных услуг не менее чем 3 (трем) исполнителям, оказывающим услуги, соответствующие предмету закупки, информация о которых имеется в свободном доступе, и осуществляет поиск информации о стоимости охранных услуг, соответствующих предмету закупки, в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
  • при наличии возможности заказчик вправе разместить запрос цен на охранные услуги в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС);
  • расчет цены охранных услуг определяется как среднее арифметическое от стоимости услуг, полученных заказчиком по результатам поиска информации о стоимости услуг;
  • в целях определения однородности совокупности значений цен услуг, полученных в соответствии с п. 7 (или п.13) Приказа № 45 от 15.02.2021 года, необходимо определить коэффициент вариации[6]. При этом максимально допустимый коэффициент вариации равен 15%. Если он превышает данный предел, то нужно провести дополнительный поиск информации о ценах, используемой в расчетах.

Для закупок охранных услуг, указанных в разделе II и III Приказа № 45 от 15.02.2021 г., состав запроса должен содержать в себе:

  • описание объекта закупки с указанием единиц измерения объема товара, работы, услуги в случае заключения контракта по цене за единицу товара, работы, услуги, адресов оказания охранных услуг;
  • основные условия исполнения контракта, заключаемого по результатам закупки, включая требования к порядку оказания услуги, предполагаемые сроки проведения закупки, сроки оказания услуги, срок действия контракта;
  • сроки предоставления информации о стоимости услуг;
  • информацию о том, что проведение указанной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;
  • указание на то, что из ответа на запрос должна однозначно определяться стоимость единицы услуги, в случае если объем подлежащих оказанию услуг невозможно определить и закупка осуществляется по цене за единицу услуги.

Согласно сведениям, указанным на официальном сайте Росгвардии[7], применение Приказа Росгвардии № 45 от 15.02.2021 г. позволит:

— учесть отраслевые особенности при определении и обосновании заказчиком формируемых цен, что, в свою очередь, будет способствовать сокращению количества недобросовестных частных охранных организаций на рынке государственного и муниципального заказа, предотвращению недобросовестных действий заказчика при определении Н(М)ЦК;

— повысить эффективность прогнозирования, планирования и расходования бюджетных средств, что, в свою очередь, положительно отразится на повышении качества обеспечения безопасности охраняемых объектов.

В соответствии с п. 1 Приказа Росгвардии № 45 от 15.02.2021 г., порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг утверждён согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 8.05.2020 г. № 645 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения НМЦ контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг».

В п. 1 Постановления № 645 указано, что порядок устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона о контрактной системе.

Иными словами, Приказ Росгвардии № 45 от 15.02.2021 г. регулирует порядок формирования НМЦК соответствующими заказчиками, исключительно в рамках регулирования закупочной деятельности, осуществляемой в соответствии с ФЗ № 44, следовательно, на процедуры, проводимые организаторами торгов в соответствии с ФЗ № 223[8], Приказ Росгвардии № 45 от 15.02.2021 г. своё действие не распространяет.

Корпоративная мобильная связь: что изменилось с июня 2021 года

Изменено название гл. 34 ТК РФ на «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда».

В ней раскрыто понятие «государственное управление охраной труда» (см. ст. 211 ТК РФ), а также разграничены полномочия в этой области между Правительством РФ, федеральными и региональными исполнительными органами власти в сфере охраны труда (см. новые ст. 211.1 – 211.3 ТК РФ).

Кроме того, Законом № 311-ФЗ скорректированы общие принципы установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (новая ст. 212 ТК РФ). Также определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда (новая ст. 213 ТК РФ).

Заметим: некоторые из перечисленных вопросов частично уже были урегулированы положениями действующих сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила уточнены и дополнены.

Два основных принципа обеспечения безопасности труда сформулированы в новой ст. 209.1 ТК РФ:

1) предупреждение и профилактика опасностей . Работодатель должен систематически осуществлять мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Полный перечень данных мероприятий приведен в новой редакции ч. 3 ст. 225 ТК РФ;

2) минимизация повреждения здоровья работников . Работодатель должен принять меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий профессиональных рисков.

На основании ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Законом № 311-ФЗ внесены уточнения, что общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Законом № 311-ФЗ введен новый термин «опасность» – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, Законом № 311-ФЗ конкретизированы следующие понятия:

  • «профессиональный риск» – это вероятность причинения вреда не только здоровью работника, но и его жизни;

  • «управление профессиональными рисками» – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления ОТ и включающих в себя меры не только по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (что было раньше), а в перспективе – по недопущению повышения их уровней (в связи с этим на работодателя налагается обязанность проводить мониторинг и пересматривать выявленные ранее риски);

  • «требования охраны труда» – это совокупность требований, установленных государством и локальными нормативными актами работодателя (в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда) (прежде работодатель был ограничен в части установления правил по ОТ).

Права работодателей в области ОТ установлены положениями новой ст. 214.2 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что работодатели вправе:

  • контролировать безопасность работ с помощью оборудования для дистанционной видео-, аудиозаписи производственных процессов (и обеспечивать хранение полученной при помощи такого оборудования информации);

  • вести электронный документооборот в области ОТ;

  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ (а также к базам электронных документов) надзорным органам, которые наделены полномочиями на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства (то есть инспекциям по труду).

Инструкция по закупке услуг охраны с учетом требований Росгвардии и ФАС

Перечень прав работника в области ОТ приведен в ст. 216 ТК РФ. В частности, работнику предоставляется право:

  • получать информацию об условиях и ОТ от работодателя и соответствующих государственных органов (новая ст. 216.2 ТК РФ);

  • отказываться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ до устранения такой опасности либо от выполнения не предусмотренных трудовым договором работ с вредными и (или) опасными условиями труда. В новой ст. 216.1 ТК РФ сказано, что такой отказ не влечет за собой дисциплинарную ответственность для работника.

Также в ст. 216 ТК РФ закреплены гарантии обеспечения права работника на санитарно-бытовое обслуживание (как должны обеспечиваться эти гарантии, установлено новой ст. 216.3 ТК РФ), права на внеочередной медосмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения медосмотра.

Заметим: сами положения ст. 220 ТК РФ, посвященной медосмотрам (сейчас это ст. 213 ТК РФ), существенно изменились. Основная новация заключается в том, что вредные и (или) опасные производственные факторы и виды работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры работников, будут определяться совместно Минтрудом, Минздравом и Роспотребнадзором.

Обратите внимание: новой ст. 216.1 ТК РФ определено, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

11 марта работники частных охранных предприятий в России отметили свой профессиональный праздник. Для нас, группы компаний «Застава», этот день фактически совпал с окончанием масштабной проверки. Ее проводила Росгвардия. Это была «двойная» проверка — плановая, которая проходит раз в пять лет, и внеочередная, под которую сейчас также попали другие частные охранные организации.

Планово у нас проверили, действительно ли сотрудники числятся в организации, трудоустроены ли они официально, застрахованы и проходят ли систематические проверки. Мы не ангелы, тоже допускаем ошибки. У нас выявили ряд незначительных нарушений: в отделе кадров не было оригиналов медицинских справок на ряд сотрудников, и в связи с пандемией некоторые сотрудники вовремя не прошли проверку. Это минимальные нарушения, которые только могут быть. В отношении нас составили протокол, и я с ним абсолютно согласен, потому что как руководитель иногда не могу проследить за всем. Такие проверки — и за это спасибо Росгвардии — заставляют дисциплинироваться и приводить всю документацию в соответствие с требованиями.

Сейчас еще повсеместно проходит другая проверка, которая коснется всех ЧОПов. Росгвардия проверяет у всех охранных организаций наличие предоставленных ЛКО (личной карточки охранникаприм. ред.) и соответствие количества сотрудников с отчислениями в ФСС (тут может быть такое, что ЧОП выставляет охрану на 100 постов, а налоги платит с 3–4 человек).

Проверки — это самое меньшее, что власти сейчас могут сделать для наведения порядка на рынке ЧОПов. Я считаю, что рынок как в Татарстане, так и в России, не побоюсь этого слова, довольно-таки серый. Дело в том, что законодательная база, по которой работают частные охранные предприятия, сформировалась в 1992 году — это закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Закон редактировался 19 раз, но это были не конструктивные, а скорее косметические правки, которые только внесли разночтения. Основные законы РФ были неоднократно существенно изменены — Уголовный, Административный, Гражданский и Трудовой кодекс, более того, и Конституцию изменили! Мир далеко ушел вперед, а мы работаем по тем нормам и законам, которые были приняты практически 30 лет назад. Понимаете, насколько это все устарело и обветшало? И законодательство, которое имеется сейчас, позволяет существовать этому серому рынку.

Для понимания: в Татарстане, по моим подсчетам, около 600 ЧОПов, из которых 450 — в Казани. Я предполагаю, что реально «дееспособны» из общего числа всех ЧОПов — порядка 100-120, из них чуть более 70 имеют лицензию на оружие, используют его в ходе своей деятельности и соответствуют всем требованиям законодательства. И меньше трети из них (около 25 организаций) наиболее часто встречаются на объектах различного уровня — крупные промышленные объекты, спецобъекты, общественные места и тд. Многие открывают ЧОПы именно для собственных нужд, под какие-то конкретные объекты, и, не побоюсь этих слов, для отмывания денег. И действующее законодательство, по которому открываются и работают такие ЧОПы, этому не противодействует.

Во-первых, в законодательстве не прописан возрастной ценз и требования к состоянию здоровья сотрудника охраны. То есть лицензию охранника может получить любой гражданин России старше 18 лет, не имеющий судимости, прошедший осмотр психиатра и нарколога, без каких-либо других критериев по здоровью и возрасту. В то же время в законе «О полиции» четко прописано: на службу принимаются люди до 35 лет, с максимальной выслугой лет до 55 лет (высший начальствующий состав — до 65 лет), после прохождения медкомиссии. А ведь функции охранных организаций гражданами воспринимаются как смежные с сотрудниками МВД! Но получается, что закон не запрещает принимать в охрану пенсионеров с инвалидностью. Но они ведь туда не от хорошей жизни идут, а потому, что нигде не востребованы, а в охране могут за копейки проводить время. И работают они в условиях, подобно собачьим: в сколоченной будке сидят в 30-градусный мороз, чтобы получить 8–12 тыс. рублей. Я слышал, что в Татарстане бывали ситуации, когда охранники умирали на рабочих местах. В моей практике было такое, что я подписывал документы в одной государственной организации, которую охраняло другое охранное предприятие. Уходя с объекта, мне охранник тянет руку, а у него нет всех пальцев на правой руке. Причем охраняли они спецобъект, где содержались эмигранты! Представляете, насколько сейчас в законодательстве по ЧОО аховая ситуация? На рынке все печально. В России в сфере охраны задействованы чуть менее 2 млн человек, далеко не все имеют статус частного охранника и официально трудоустроены! Из этой огромной массы в лучшем случае 25% ЧОПов соответствует пониманию добросовестных охранных организаций и выполнит функции, доверенные государством.

Зачастую можно увидеть таких охранников: 60–70-летнего дедушку, бабушку, которые никогда не имели спецнавыков, которые сидят дома, желают помочь своим детям либо сами не хотят им мешать и идут на любую подработку. Был такой персонаж на ТНТ — Александр Родионович Бородач. И этот персонаж жестко укоренился в умах россиян — они думают, что охранники именно такие, потому что закон позволяет таких брать, и таких людей большинство. Охранные организации принимают на так называемую работу без оформления и каких-либо гарантий. Все потому, что четких критериев по возрасту и здоровью нет. Пока не изменится законодательство, такие «бородачи» существуют и будут существовать.

Буквально недавно вопиющий случай произошел в одном из детских садиков Казани, когда утром в момент прихода детей умер охранник. Это трагедия, я приношу соболезнования близким умершего. Но тут есть вопрос организационного характера. Как позднее выяснилось, мужчина работал в ЧОПе, охраняющем данную организацию, неофициально, был уже в преклонном возрасте, не имел статуса частного охранника. А это означает, что к работе в данной организации мог быть допущен не только непрофессионал, но и лицо, не прошедшее обязательного медицинского освидетельствования у психолога и нарколога. То есть теоретически при отсутствии надлежащей проверки могли к работе допустить даже лицо, ранее судимое за преступление сексуального характера, состоящее на учете у нарколога или психолога, или, не дай бог, с открытой формой туберкулеза?! Ни в коем случае это не относится к данной конкретной ситуации. Но важен сам факт отношения руководителя ЧОО, допустившего такое лицо на службу, и представителя заказчика, который не требует выполнять договорные обязательства (а именно наличие квалифицированных сотрудников — имеющих статус частного охранника). И такая картина встречается повсеместно. И не только в муниципальных учреждениях, но даже в коммерческих структурах, — это результат погони за дешевизной!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *