Какой НДС в Украине в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой НДС в Украине в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Налоги

Разъяснение по этому поводу обнародовало Главное управление ГНС в Киевской области.

«2 ноября 2021 года Верховная Рада Украины приняла за основу проект Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2022 год». Таким образом, показатели, которых мы ожидаем с 1 января 2022 года», — сообщили в налоговой.

Суммы налогов, которые будут платить предприниматели по проекту Госбюджета-2022

— в месячном размере: с 1 января 2022 года – 6500,0 грн; с 1 октября 2022 года – 6700,0 грн.
— в почасовом размере: с 1 января 2022 года – 39,26 грн; с 1 октября 2022 года – 40,46 грн.

Ставка начисления единого взноса составляет 22%.

— с 1 января 2022 года – 1430,0 грн. (6500,0 х 22%),
– с 1 октября 2022 года – 1474,0 грн. (6700,0 х 22%).

— с 1 января 2022 составляет 21450,0 грн: максимальная величина базы начисления ЕСВ составляет 15 размеров минимальной заработной платы (6500,0 х 15 = 97500,0 грн), отсюда максимальная сумма страхового взноса 21450,0 грн. (6500,0 х 15 х 22%). То есть это максимальная сумма ЕСВ, уплачиваемая при условии, что сумма полученного застрахованным лицом дохода составит 97 500 грн в месяц и более.
– с 1 октября 2022 года максимальная сумма страхового взноса составит 22110 грн. (6700,0х15 х 22%).

Налоги для ФЛП в 2022 году вырастут

— ЕСВ – с 1 января 2022 г. – 1430,0 грн; с 1 октября 2022 года – 1474,0 грн.

Доходы ФЛП на общей системе налогообложения, полученные в течение календарного года от хозяйственной деятельности, облагаются налогом по ставке 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора от чистого дохода, который определяется как разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными издержками, связанными с хозяйственной деятельностью.

При этом ЕСВ приведен в минимальном размере страхового взноса, а максимальная сумма страхового взноса с 1 января 2022 года составит 21450,0 грн.: максимальная величина базы начисления ЕСВ составляет 97500,0 грн. – 15 размеров минимальной заработной платы (6500,0 х 15 х 22%). То есть это максимальная сумма ЕСВ, которую будет платить ФЛП, если сумма полученного им дохода составит 97500,0 грн. в месяц и больше.

С 1 октября 2022 года максимальная сумма страхового взноса составит 22110 грн. (6700,0 х 15 х 22%).

    Как и в предыдущие 2 года, в 2022 году увеличение минимальной заработной платы (а соответственно, и суммы налогов, подлежащих уплате) в течение года произойдет дважды. Сначала, 1 января 2022 минимальная зарплата увеличится до 6500 грн, а прожиточный минимум (для трудоспособных лиц) – до 2481 грн, а потом 1 октября 2022 года произойдет повторное увеличение минимальной зарплаты уже до 6700 грн, что снова приведет к увеличению налогов, подлежащих уплате в бюджет.

    Предельные сроки уплаты единого налога для плательщиков:
    1) первой и второй групп – ежемесячно авансом не позже 20 числа текущего месяца;
    2) третьей группы единого налога за:
    I квартал – 20 мая 2022 года;
    II квартал – 19 августа 2022 года;
    III квартал – 21 ноября 2022 года;
    IV квартал – 20 февраля 2023 года.

    Важно!
    Обратите внимание, что для плательщиков единого налога первой и второй групп сроки уплаты единого налога НЕ переносятся. Таким образом, если срок уплаты (20-е число) попадает на выходной (нерабочий) день, единый налог необходимо уплатить в последний рабочий день перед 20 числом.

    При этом имейте в виду: если вы оплачиваете налоги в вечернее время (после 16:00 – 17:00), то они будут зачислены в бюджет только на следующий день. Таким образом, чтобы избежать лишних споров с фискальными органами, старайтесь не дотягивать с уплатой единого налога до последнего дня, а если так случилось, то уплачивайте его хотя бы до обеда.

    Недавно парламент принял за основу проект бюджета на 2022 год. В нем отдельного внимания заслуживают статьи налогов – их мы платим ежедневно, ежемесячно, каждый год. Две базовые величины, такие как прожиточный минимум и минимальная зарплата, в будущем году вырастут. Причем дважды. С 1 января минимальная зарплата составит 6,5 тыс. грн, а 1 октября вырастет до 6,7 тыс. грн. Прожиточный минимум по общему показателю вообще повысят трижды: с 1 января – 2 393 грн, 1 июля – 2 508 грн, 1 декабря – 2 589 грн.

    Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

    Местные государственные советы вправе установить на конкретной территории страны следующие виды налогов:

    1. Налоги при продаже недвижимости, отличной от участка земли.
    2. Сборы туристического характера.
    3. Выплаты за парковочные места.
    4. Оплата определенных видов деятельности предпринимателя.
    5. Налог на землю, состоящий из двух обязательных сборов: налога на автомобиль и земельного налога.

    Местные, как и единые налоги, платят граждане страны из своих доходов в национальной валюте, включая зарплату и прибыль от бизнеса. Форма выплаты может быть любая как наличная, так и безналичная. Ставки налогов и порядок выплаты определяются кодексом государства или действующими законопроектами таможенных органов.

    Доходы от дивидендов в текущем году остались на прежнем уровне, равном 5 %. От обложения налогами освобождаются лица, вкладывающие средства в проекты, основа которых — увеличение энергетической эффективности. Кроме того, освобождаются от выплат суммы, которые по кредитам, оформленным не в национальной валюте, считаются аннулированными плательщиками на покупку недвижимости на Украине, зарегистрированной как единственное жилье (приобретение дома или квартиры).

    Значительно упростилась с зимы этого года выплата налогов лицами, относящимися к группе предпринимателей, доход которых за полный календарный год составляет менее 5 000 000 гривен (ранее порог отмечался в 20 000 000 гривен).

    Налог на пенсию на Украине начисляется в размере, равном 15 %, при условии, что пенсионные выплаты в три раза превышают уровень минимальных заработных плат (около 4100 гривен). До текущего года действовала система, по которой обязаны выплачивать налоги только работающие граждане, находящиеся на пенсии.

    Транспортный налог распространяется на автомобили, имеющие трехлитровый двигатель, что, по сути, можно заменить на показатель стоимости в 1 000 000 гривен и выше. Транспортный налог распространяется только на те авто, стоимость которых превышает отметки в 700 заработных плат по минимальному показателю.

    Недавно поступила информация из Министерства финансов об увеличении налога на роскошь на Украине. На сегодняшний день этот вопрос до сих пор обсуждается внутри правительства и среди граждан. К возможным изменениям относят значительное увеличение ставки на автомобили, стоимость которых определяет класс машины как люкс и премиум.

    Их цена составляет больше 1 200 000 гривен. Такие же требования — к недвижимости большой площади. Не исключены изменения, затрагивающие временные параметры «новизны» транспортных средств: на сегодняшний день выплачивают налоги владельцы авто и мотоциклов, которым меньше пяти лет.

    Краткий перечень налоговых и бухгалтерских изменений в 2022 году

    Неуплата налогов или других всевозможных обязательных сборов грозит серьезной ответственностью, указанной в Уголовном кодексе страны. Уклонение от уплаты налогов, связанное с целенаправленным стремлением не платить государству, вне зависимости от того, физическое ли это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, или же юридическое, грозит неминуемым штрафом, размер которого доходит до 34 000 гривен.

    Возможны случаи, когда вследствие уклонения от уплаты налогов человека лишают права занимать свою должность или же управлять бизнесом. Примерный срок этого ограничения — три полных календарных года. Связаны эти строгие меры с тем, что государственный бюджет лишается значительной суммы от каждого предприятия, с которого взимается налог, в размере до 60 000 гривен.

    В начале 2022 года украинцы будут получать минимальную зарплату в размере 6500 гривен, а прожиточный минимум для трудоспособных лиц будет – 2481 гривна. На основе этих данных, мы рассчитали что ФЛП будут платить:

    Налоги для 1 группы ФЛП с 1 января 2022 года

    • ЕСВ – 1430 гривен (22% от минимальной зарплаты).
    • Единый налог – 248 гривен 10 копеек (10% от прожиточного минимума на 1 января).

    Налоги для 2 группы ФЛП с 1 января 2022 года

    • ЕСВ – 1430 гривен (22% от минимальной зарплаты).
    • Единый налог – 1300 гривен (20% от минимальной зарплаты на 1 января).

    Налоги для 3 группы ФЛП с 1 января 2022 года

    • ЕСВ – 1430 гривен (22% от минимальной зарплаты)
    • 5% от дохода или 3% + НДС

    Минимальную зарплату и прожиточный минимум будут пересматривать в течение года: с 1 июля возрастет прожиточный минимум для трудоспособных лиц в 2600 гривен в июле и минимальная зарплата – до 6700 гривен в октябре. На единый налог это не повлияет, поскольку он является фиксированным в течение всего года. А вот размер ЕСВ возрастет с 1 октября и для всех групп составит 1474 гривны.

    Уже можно спрогнозировать, какие налоги украинские ФОПы платить в 2023 и 2024 годах, ведь минимальная зарплата и прожиточный минимум уже заложены в Бюджетной декларации на 2022 – 2024 годы.

    Налоги для 1 группы ФЛП с 1 января 2023 года

    • ЕСВ – 1578 гривен 72 копейки (22% от минимальной зарплаты).
    • Единый налог – 268 гривен 40 копеек (10% от прожиточного минимума на 1 января).

    Налоги для 2 группы ФЛП с 1 января 2023 года

    • ЕСВ – 1578 гривен 72 копейки (22% от минимальной зарплаты).
    • Единый налог – 1435 гривен 20 копеек (20% от минимальной зарплаты).

    Налоги для 3 группы ФЛП с 1 января 2023 года

    • ЕСВ – 1578 гривен 72 копейки (22% от минимальной зарплаты).
    • 5% от дохода или 3% + НДС.

    В июле 2023 года прожиточный минимум для трудоспособных лиц вырастет до 2813 гривен. А в декабре – до 2880 гривен. Минимальная зарплата же останется без изменений. Поэтому налоги для ФЛП в течение 2023 года не будут меняться.

    С 1 января 2024 года минимальная зарплата вырастет до 7665 гривен. Прожиточный минимум останется на декабрьском уровне – 2880 гривен. Поэтому на основе этих выплат в очередной раз вырастут налоги для физических лиц-предпринимателей.

    Налоги для 1 группы ФЛП с 1 января 2024 года

    • ЕСВ – 1686 гривен 30 копеек (22% от минимальной зарплаты).
    • Единый налог – 288 гривен (10% прожиточного минимума на 1 января).

    Налоги для 2 группы ФЛП с 1 января 2024 года

    • ЕСВ – 1686 гривен 30 копеек (22% от минимальной зарплаты).
    • Единый налог – 1533 гривны (20% от минимальной зарплаты).

    Налоги для 3 группы ФЛП с 1 января 2024 года

    • ЕСВ – 1686 гривен 30 копеек (22% от минимальной зарплаты).
    • 5% от дохода или 3% + НДС.

    Минимальная зарплата не изменится в течение года, а вот прожиточный минимум вырастет дважды: с 1 июля до 3018 гривен и с 1 декабря – до 3082 гривен. Но это уже не повлияет на размер налогов.

    С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:

    • 06/2020 — по основным средствам;
    • 26/2020 — по капитальным вложениям;
    • 27/2021 — по документообороту;
    • 25/2018 — по аренде.

    Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.

    Налогово-бухгалтерские изменения — 2022

    С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.

    К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:

    • первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
    • если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.

    Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.

    Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.

    Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.

    По УСН сдавать декларацию за 2021 год потребуется на новом бланке.

    Также планируется, что с июля 2022 года будет действовать новый налоговый режим — УСН.онлайн. Он будет предназначен для микропредприятий с численностью работников до 5 чел. и годовыми доходами до 60 млн. руб. ИФНС будет администрировать его в упрощенной форме аналогично НПД — без отчетной декларации и через удобный сервис.

    По данному налогу будут обновленные отчетные формы:

    • 6-НДФЛ для работодателей;
    • 3-НДФЛ для физлиц и ИП.

    Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.

    К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.

    Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.

    Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.

    Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.

    Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:

    • для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
    • для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

    По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.

    Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:

    • заявления на льготу по налогу на имущество;
    • заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
    • заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
    • сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.

    С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:

    • по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
    • капвложениям (ФСБУ 26/2020);
    • документообороту (ФСБУ 27/2021);
    • аренде (ФСБУ 25/2018).

    Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.

    Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.

    Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.

    Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.:

    • первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
    • если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.

    И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.

    Упрощенцев тоже ждет изменение формы отчетности — сдать декларацию за 2021 год нужно на новом бланке.

    И возможно, уже с июля 2022 года будет запущен новый налоговый режим для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек и доходами до 60 млн руб. в год — УСН.онлайн. Администрироваться он будет аналогично режиму НПД — без деклараций и через удобный интерфейс.

    Станут едиными по всей стране сроки уплаты налога на имущество:

    • для налога за год — не позднее 1 марта следующего года;
    • для авансов — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    Их больше не будут устанавливать регионы.

    Декларацию по НнИ за 2021 год нужно подавать по новой форме. А с 2022 года больше не потребуется отчитываться по «кадастровому» имуществу.

    Также с 1 января 2022 года действует ряд новых форм:

    • заявление на льготу по налогу на имущество;
    • заявление об уничтожении имущества, чтобы перестать платить по нему налог;
    • заявление о льготе по транспортному и земельному налогам;
    • сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и/или земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам.

    Акценты (обзор за октябрь 2021 г.)

    С 1 января 2022 года вступает в силу новая редакция подпункта 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ. НДС смогут не платить компании, которые оказывают услуги общественного питания:

    • через объекты общепита: рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии и иные аналогичные объекты общепита,
    • вне объектов общепита по системе выездного обслуживания.

    Освобождение от НДС не распространяется на:

    • кулинарии, розничные продажи организаций и ИП;
    • тех, кто занимается заготовочной и аналогичной деятельностью для общепита.

    Чтобы получить освобождение от уплаты НДС по положениям нового подпункта 38 пункта 3 статьи 149 НК:

    • сумма доходов за предыдущий год не должна превышать 2 млрд руб.,
    • доля доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов должна составлять не менее 70 процентов.

    Доля доходов для применения льгот будет определяться по-разному в зависимости от режима налогообложения.

    Если организации работала на ОСНО, то доходы определяются по положениям главы 25 НК РФ – налог на прибыль.

    Если компания или ИП работала на УСН, доход определяется по положениям главы 26.2 НК РФ – УСН.

    Если речь идет от ИП, доход определяется по положениями главы 23 НК РФ — НДФЛ.


    На самом деле в ближайшие полгода вступает в силу не так много законов, которые содержат налоговые новации. Но обманываться не стоит: глубина грядущих изменений довольно серьезная.

    Большая группа изменений связана с налогообложением контролируемых иностранных компаний (КИК) и постоянных представительств. Применение соответствующих норм депутаты отложили. Но с 2022 года они все-таки начинают действовать.

    Читай также: Сколько украинцев платят налоги в Польше: Названы цифры

    С 1 января 2022 года украинские налоговые резиденты будут вынуждены раскрыть информацию о КИКах, которыми они владеют (либо долями в них). Кроме того, украинские собственники будут платить налог на прибыль таких компаний пропорционально доле владения.

    «Но если раскрывать нужно будет все свои КИКи, то именно платить налоги необходимо с прибыли только «низконалоговых», «пассивных» и непубличных КИКов. Таким образом, дополнительная налоговая нагрузка будет распространяться не на весь бизнес, а преимущественно на тех, кто уклоняется от уплаты налогов в Украине с использованием иностранных компаний», – уверяет Игорь Белицкий, юрист юридической группы LCF.

    В действительности это коснется примерно всех более или менее заметных бизнесов, активничающих на внешних рынках.

    Ставка налога для владельцев КИКов составит 9% и 1,5% военного сбора с распределенных дивидендов либо 18%+1,5%, когда дивиденды не распределялись.

    Читай также: Новые налоги в Украине: Гетманцев объяснил, зачем их вводят

    Налоговые обязательства не будут возникать в том случае, если годовой оборот КИКа менее 2 млн. евро. Это же касается и КИКов, зарегистрированных в странах, с которыми Украина заключила соглашения об избежании двойного налогообложения. Единственное требование, чтобы такая КИК платила корпоративный налог по ставке не ниже 13%.

    Не будет подлежать налогообложению прибыль публичных КИК – компаний, чьи акции обращаются на фондовой бирже, и тех КИК, которые занимаются благотворительной деятельностью без распределения прибыли среди учредителей.

    Кстати, если собственники иностранных компаний успеют ликвидировать их с 1 января 2020 года до 31 декабря 2021 года, они не будут платить налог с полученного дохода от ликвидации. На них возлагается только уплата 1,5% военного сбора. И правильно – зачем нам агрессивное развитие экспортных отраслей?


    Среди других норм, направленных на борьбу с выведением капиталов в оффшоры, – обязательная регистрация в налоговых органах Украины постоянных представительств (ПП) иностранных компаний с 1 января 2022 года. ПП может считаться лицо, представляющее интересы нерезидента и наделенное полномочиями проведения переговоров по существенным условиям сделок, заключения контрактов и т. д. Также признаками ПП является наличие у резидента в Украине офиса, филиала, склада, фабрики или завода.

    Читай также: Налоги на недвижимость в Украине: Кому и сколько нужно заплатить

    Постоянные представительства должны встать на учет в украинских налоговых органах. Причем, нерезидент обязан зарегистрировать ПП до начала своей деятельности. Невыполнение этого требования фискалы будут расценивать как уклонение от налогообложения, что повлечет за собой принудительную постановку на налоговый учет, проверку, штрафы и доначисление налоговых обязательств.

    «Вступают в силу нормы относительно «деловой цели»: налоговые органы могут увеличить финансовый результат на всю сумму товаров/услуг, приобретенных у нерезидентов из низконалоговых юрисдикций или нерезидентов, которые не уплачивают корпоративный налог, если такие операции не имели деловой цели. Правила деловой цели будут применяться и к операциям по начислению роялти в пользу любых нерезидентов», – предупреждает Вороненко Анастасия, адвокат юридической фирмы «Юрлайн».

    Это очень грустно: точка зрения налоговика, а не реальный смысл деловых операций будут влиять на налогообложение. Грустно.


    Малым предпринимателям тоже не стоит расслабляться: фискализация уже дышит в затылок. В связи с карантином парламент сделал поблажку и перенес внедрение РРО для плательщиков 2–4-й групп единого налога на 2022 год.

    Читай также: Налоги в Украине поднимут: Рада поддержала законопроект

    В 2021 году применение кассовых аппаратов обязательно только в том случае, если выполняется одно из условий. Во-первых, уже используют РРО СПД, которые предоставляют платные услуги в сфере здравоохранения. Во-вторых, это – предприниматели, продающие ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, предприниматели, торгующие технически сложными товарами (бытовая техника, электроника и т. д.). В-третьих, обязаны применять РРО предприниматели, у которых годовой оборот превышает 220 минимальных зарплат, или 1,32 млн. грн. Для всех остальных час икс наступит 1 января 2022 года.

    Можно ли обойтись без кассового аппарата? Да, но перечень исключений очень скудный. Имеют право работать без РРО предприниматели, которые выбрали первую группу единого налога. Их, к счастью, фискализация не затронула вообще. Хотя, возможно, это и временно.

    Не нужен РРО и в том случае, если предприниматель принимает все платежи исключительно на свой банковский счет. То есть по безналу. К слову, оплата картой безналом не считается.

    Все остальные – будьте добры, обзаведитесь кассовым аппаратом. Правда, нормы действующего законодательства позволяют выбирать между «железными» и программными РРО. Программных решений пока не так много, но они уже существуют. Например, «Е Чек» (стоимость – 1200 грн. в год), «Вчасно.Каса» (стоимость – до 1699 грн. в год), Fondy (тариф – 2,5–2,7% суммы операции).

    Читай также: Зеленский подписал закон о «налоге на Google»

    Не стоит забывать и о штрафах за нарушения. За продажу товара без применения РРО с 2022 года он составит 100% суммы операции, за повторное такое же нарушение – уже 150%.

    В общем, если не удастся сбить эти нововведения, упрощенная система будет ликвидирована.


    Ну а что с грядущими изменениями в налоговое законодательство? Некоторые из них довольно болезненны. Особенно для бизнеса.

    Самый «горячий» законопроект, конечно же, № 5600, который инициировал Кабмин. Его парламент принял в первом чтении в июле, и после этого документ завис на этапе доработки ко второму чтению. Правительство разрабатывало этот законопроект как ресурсный, чтобы увеличить поступления в текущий бюджет. Но итоги первых 8 месяцев показали, что и без него план по поступлениям перевыполняется. Но жмут дальше.

    Основные угрозы: повышение рентной платы за пользование недрами, ставок экологического налога (на выбросы двуокиси углерода, на отходы), резкое наращивание ставок акцизного сбора и введение акциза для «зеленой» энергетики; увеличения ставки НДФЛ с 5% до 18% при продаже трех и более квартир в течение года и введение НДС на продажу жилья на первичном рынке.

    «Еще этот законопроект предусматривает наложение ареста на активы предприятий до вынесения налогового уведомления-решения; уменьшение максимально допустимого размера участков без уплаты налогов для ведения личного хозяйства с 2 га до 0,5 га; запрет выезда за границу директорам предприятий, которые имеют налоговый долг; взыскание налогового долга без решения суда, если предприниматель признал свои налоговые обязательства», – говорит Игорь Ясько, управляющий партнер юридической компании Winner.

    Поговаривают, что эту норму об аресте специально предусмотрели, чтобы по принципу «купи козла – продай козла» продавить все остальное, выдав его за некий компромисс.

    Читай также: Налоги при продаже земли в Украине: Кто и сколько должен заплатить

    Доработка законопроекта изрядно затянулась из-за того, что к нему подано свыше 11 тыс. поправок. В связи с этим Даниил Гетманцев заявил, что парламент, скорее всего, будет принимать № 5600, голосуя за каждую статью по отдельности.

    Что может измениться в законопроекте ко второму чтению? Из возможных поблажек – освобождение от уплаты НДС физлиц, которые на момент вступления в силу закона уже вложили деньги в первичное жилье; применение повышенной ставки НДФЛ при сделках с жильем на вторичном рынке к разнице между стоимостью покупки квартиры и ее последующей продажи (предполагаем, что по документам жилье при перепродаже будет стоить столько же, сколько и при покупке); пересмотр нормы о введении минимального налогового обязательства, в результате которого для владельцев сельхозземли размер налога на землю может вырасти в разы; смягчение нормы, которая запрещает бизнесу переносить на будущие налоговые периоды убытки прошлых лет.

    НДС-2022. Обзор изменений, чтобы работать без ошибок

    • Наличный рынок
    • НБУ
    1 USD 1 EUR 1 RUB
    Купить
    Продать
    1 USD 1 EUR 1 RUB
    Купить
    Продать
    • Купить
    • Продать
    • Наличный
    • НБУ

    По убеждению Григола Катамадзе, если мы будем продолжать действовать так, как в течение последних пяти лет, – вносить косметические изменения вроде уменьшения НДС с 20 до 15%, то они не дадут результата, которого ожидает общество.

    Мы настаиваем на необходимости принимать новые правила игры. Нужно принимать новый налоговый кодекс. На самом деле, так делали все успешные страны: начиная от Сингапура, заканчивая Словакией,
    – отмечает Григол Катамадзе.

    Кстати, в 2015 году бизнес-сообщество настаивало на проведении системных изменений, в частности, сокращения налогов, уменьшения ставок, однако тогда не смогли договориться исполнительная и законодательная ветви власти. Они ограничились снижением ЕСВ. Конечно, это дало результат, но не тот который был при наличии системного подхода.

    Минфин запланировал доходы бюджета на уровне 1,267 трлн грн, в том числе общего фонда — 1,131 млрд грн, специального — 136,3 млрд грн.

    По прогнозу Минфина, поступления от налога на добавленную стоимость (внутреннего и импортного) в 2022 году вырастут на 72,5 млрд грн по сравнению с планом на 2021 год — до 564,5 млрд грн. В частности, поступления налога на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров с учетом бюджетного возмещения ожидаются на уровне 166,3 млрд грн, с ввезенных на территорию Украины товаров — 398,2 млрд грн.

    Кому отменят НДС в 2022 году?

    НВ Премиум это:

    • Доступ к закрытым материалам сайта
    • Доступ к статьям еженедельного журнала НВ
    • Отключение коммерческой рекламы
    • Возможность открывать статьи НВ Премиум для друзей

    Это больше льгот чем сельскому хозяйству правительством было предусмотрено для предпринимателей, деятельность которых связана со сферой культуры и гостиничного бизнеса. Так для них предусмотрено уменьшение процента налога на добавленную стоимость до 7%. Правительством приведен перечень услуг, которые могут облагаться налогом по этой ставке.

    1. Проведение любых представлений и постановлений, выступлений с участием профессиональных артистов и актеров, или художественных коллективов или групп артистов. К таким услугам имеют отношение театральные, балетные, хореографические номера, музыкальные выступления артистов и коллективов, цирковые и кукольные спектакли. Также снижение ставки коснется услуг по организации премьер фильмов и культурно-художественных мероприятий.
    2. Услуги, предполагающие демонстрацию оригинальных произведений музыки, организацию выставок, экскурсий в музеях, зоопарках или заповедниках.
    3. Услуги по организации демонстрации фильмов для лиц с нарушением зрения или слуха. Это касается фильмов адаптированных в украиноязычные версии.
    4. В случае, если отели предоставляют услуги лицам, которым необходимо временное или постоянное размещение, то тогда они имеют право рассчитывать за уплату налога по пониженной ставке.

    В случае остановки регистрации налоговой накладной в Реестре контролирующий орган в течение операционного дня направляет в электронной форме в автоматическом режиме налогоплательщику квитанцию о приостановлении регистрации налоговой накладной или расчета корректировки. Такая квитанция является подтверждением остановки регистрации. В течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в налоговой накладной, налогоплательщик вправе подать контролирующему органу письменные пояснения и копии документов. Письменные документы и пояснения подаются в электронной форме с применением электронно-цифровой подписи. Пояснения налогоплательщика рассматриваются комиссиями контролирующих органов, по результатам принимается решение о регистрации накладной или отказе в ее регистрации. Перечень документов, необходимых для принятия решения о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре, включает в себя:

    • договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;
    • договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления операции;
    • первичные документы по поставке / приобретению товаров / услуг, хранению и транспортировке, погрузке, разгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
    • расчетные документы и / или банковские выписки с лицевых счетов;
    • документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и / или законодательством.

    Основаниями для принятия комиссиями контролирующих органов решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки являются:

    • непредоставление налогоплательщиком письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной / расчете корректировки, регистрация которых остановлено;
    • непредоставление налогоплательщиком копий документов;
    • предоставление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства.

    Решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре может быть обжаловано в административном или судебном порядке. В административном порядке жалобы на решения комиссий об отказе в регистрации налоговой накладной или расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных рассматривает Комиссия ГФС по вопросам рассмотрения жалоб, которая является постоянно действующим коллегиальным органом ГФС, с участием уполномоченного лица Минфина. Жалобы подаются налогоплательщиком в ГФС в течение 10 календарных дней после того, как решение Комиссии вступило в силу в соответствии с Порядком остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных. В случае если последний день срока приходится на выходной или праздничный день, последним днем ​​такого срока считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем. Срок подачи жалобы может быть продлен по правилам и на основаниях, определенных пунктом 102.6 статьи 102 Налогового кодекса Украины. В частности, такими основаниями могут быть пребывание налогоплательщика за пределами Украины, в плену на территории другого государства, пребывание в местах лишения свободы, объявление пропавшим без вести и т.д. Не подлежат административному обжалованию решения Комиссии, обжалованные плательщиком налога в судебном порядке. Жалоба подается плательщиком налога в электронном виде средствами электронной связи, определенными ГФС, с учетом требований законов Украины «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и ​​электронном документообороте» и нормативно-правового акта о порядке обмена электронными документами с контролирующими органами. ГФС постоянно размещает на официальном сайте сведения о средствах электронной связи, которыми может подаваться жалоба. Жалоба в день ее поступления регистрируется ГФС в соответствии с требованиями законодательства по организации делопроизводства в государственных органах. Жалоба подписывается и подается лично налогоплательщиком, который ее подает, или его уполномоченным представителем. Если жалоба подписывается и подается уполномоченным представителем налогоплательщика, к ней прилагаются надлежащим образом заверенная копия документа, удостоверяющего полномочия такого представителя в соответствии с законодательством. Жалоба должна содержать:

    • наименование или фамилию, имя, отчество налогоплательщика, подающего жалобу, его налоговый адрес;
    • налоговый номер или серию (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц — предпринимателей, которые имеют отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии (при наличии) и номеру паспорта);
    • номер обжалуемого решения Комиссии;
    • дату обжалуемого решения Комиссии;
    • информацию о причинах несогласия налогоплательщика с решением Комиссии;
    • сведения об обжаловании решения Комиссии в суд;
    • требования налогоплательщика, подающего жалобу;
    • электронный адрес, по которому необходимо направить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы.

    Система электронного администрирования налога на добавленную стоимость обеспечивает автоматический учет в разрезе налогоплательщиков:

    • суммы налога, содержащейся в составленных и полученных налоговых накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных;
    • суммы налога, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Украины;
    • суммы пополнения и остатка средств на счетах в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость;
    • суммы налога, на которую плательщики имеют право зарегистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных;
    • другие показатели, учитываются при исчислении суммы налога.

    Критерии рискованности плательщика НДС утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 2019 № 1165 и вступят в силу с 1 февраля 2020 года:

    1. Плательщик налога на добавленную стоимость зарегистрирован (перерегистрирован) на основании недействительных (утраченных, утерянных) и поддельных документов согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
    2. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление несуществующим, умершим, без вести пропавшим лицам согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
    3. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами, которые не намеревались осуществлять финансово-хозяйственной деятельности или осуществлять полномочия, согласно информации, предоставленной такими лицами.
    4. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) и им осуществляется финансово-хозяйственная деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей согласно информации, предоставленной такими учредителями и / или руководителями.
    5. Налогоплательщик — юридическое лицо не имеет открытых счетов в банковских учреждениях, кроме счетов в органах Казначейства (кроме бюджетных учреждений).
    6. Плательщиком налога не представлена контролирующему органу налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость за два последних отчетных (налоговых) периода вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и абзаца первого пункта 49.2 и пункта 49.18 статьи 49 Налогового кодекса Украины.
    7. Плательщиком налога на прибыль предприятий не представлена контролирующему органу финансовая отчетность за последний отчетный период вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и пункта 46.2 статьи 46 Налогового кодекса Украины.
    8. В контролирующих органах имеется налоговая информация, которая стала известна в процессе производства текущей деятельности при выполнении возложенных на контролирующие органы задач и функций, которая определяет рискованность осуществления хозяйственной операции, указанной в представленных для регистрации налоговой накладной / расчете корректировки.

    Перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога на добавленную стоимость:

    1. Объем поставки, указанный плательщиком налога на добавленную стоимость в налоговых накладных / расчетах корректировки (кроме расчетов корректировки, представленных для регистрации в другом месяце, чем месяц, в котором они составлены), зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных в текущем месяце, с учетом поданной для регистрации в Реестре налоговой накладной / расчета корректировки составляет менее 500 тыс. гривен при условии, что объем поставок товаров / услуг, указанный в них в текущем месяце по операциям с другим получателем — плательщиком НДС, не превышает 50 тыс. гривен, и руководитель — должностное лицо такого плательщика налога является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у трех (включительно) налогоплательщиков.
    2. Налогоплательщик осуществляет на постоянной основе в течение любых четырех отчетных месяцев из последних шести месяцев регистрацию в Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки на поставки товаров / услуг с одним и тем же кодом товара / услуги согласно УКТВЭД / Государственным классификатором продукции и услуг .
    3. Остаточная стоимость основных средств для плательщиков налога на прибыль предприятий на конец отчетного (налогового) периода составляет более 5 млн. гривен и отражена в отчетности, по которой предельные сроки ее представления предшествуют календарному дню расчета такого показателя, при условии, что с начала прошлого года руководитель и учредитель не менялись.
    4. Площадь имеющихся у налогоплательщика в собственности (на праве собственности / пользования) арендованных земельных участков составляет не менее 200 гектаров включительно или арендованных земельных участков коммунальной и / или государственной собственности — не менее 0,5 гектара (по состоянию на 1 января текущего года) , они задекларироваы до 20 февраля текущего года и за них уплачена сумма налогового обязательства по плате за землю в сроки, предусмотренные законодательством.
    5. Уплачена сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на одного работающего, которая превышает сумму такого единого взноса с минимальной заработной платы в 2 раза за последние 12 месяцев, при условии, что с начала прошлого года руководитель и / или основатель налогоплательщика не изменялись и среднемесячная численность работающих за последние 12 месяцев составляет не менее пяти человек.
    6. Общая сумма уплаченных в предыдущем отчетном году сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов, контроль за взиманием которых возложен на ГНС, плательщиком налога и его обособленными подразделениями, которыми подано налоговую накладную / расчет корректировки для регистрации в Реестре составляет больше 10 млн. гривен.

    более 30 онлайн-сервисов!

    Ставка — от 0.01%

    Срок — до 180 дней

    Сумма — до 20 000 грн.

    • Экологический налог в Украине: плательщики, объекты, ставки, порядок оплаты и отчетности

    • Единый социальный взнос

    • Налог на репатриацию в Украине

    • Акцизный налог: плательщики, ставки, порядок и сроки оплаты

    • Рентная плата

    • Единый налог

    • Налог на прибыль: плательщики, ставки, сроки уплаты

    Внесенные в НК Украины изменения в правила растоможки европейских автомобилей предусматривают несколько новаций:

    • проведение льготной растоможки по новой схеме расчета;
    • укороченный срок действия льгот, который продлится 180 дней с момента вступления в действие новых правил;
    • льготная растаможка авто в Украине в 2022 году для УБД, которые провели в районе военных действий не менее 90 дней, будет продлена до 270 дней.

    Новые правила легализации европейских и американских автомобилей будут при расчете сбора учитывать экологические стандарты подержанного авто, объем и мощность двигателя, а также срок эксплуатации транспортного средства. До этого размер сбора составлял 20% от стоимости автомобиля.

    Новые правила легализации автомобилей не будут распространяться на машины, которые не соответствуют требованиям экологического стандарта «Евро-2», на авто, ввезенные в страну до 2020 года. По новым поправкам нельзя будет легализовать автомобили, ввозимые из России или из восточных регионов Украины, где идут военные действия.

    Разработчики нового законопроекта исходили из того, что сумма, которую автовладелец должен теперь будет заплатить за легализацию автомобиля, не должна будет превышать 1000 евро. Как все будет происходить в реальности, не понятно.

    По новому закону предусматривается не только дешевая растаможка в Украине для участников АТО, но также освобождение от штрафов автовладельцев, имеющих машины с еврономерами, ввезенными в страну в 2020 году, если они уплачивают в бюджет государства 500 минимальных доходов. Изменяя правила легализации иностранных подержанных автомобилей, украинские законодатели стремятся увеличить поступления в государственную казну, идущие от налога на добавленную стоимость и от акцизного сбора.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *