Земельный кодекс РК 2022 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный кодекс РК 2022 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);

3) земли промышленности, транспорта, связи, для нужд космической деятельности, обороны, национальной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения;

4) земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием земель (территории).

3. На территории Республики Казахстан по природным условиям выделяются следующие зоны:

1) лесостепная;

2) степная;

3) сухостепная;

4) полупустынная;

5) пустынная;

6) предгорно-пустынно-степная;

7) субтропическая пустынная;

8) субтропическо-предгорно-пустынная;

9) среднеазиатская горная;

10) южно-сибирская горная.

Отнесение земель к категориям, указанным в статье 1 настоящего Кодекса, а также перевод земель из одной категории в другую в связи с изменением их целевого назначения производятся Правительством Республики Казахстан, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения в пределах их компетенции по предоставлению и изъятию земельных участков, в том числе для государственных нужд, установленной настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Земельное законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах:

1) целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики Казахстан;

2) сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан;

3) охраны и рационального использования земель;

4) обеспечения экологической безопасности;

5) целевого использования земель;

6) приоритета земель сельскохозяйственного назначения;

7) обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности;

8) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель;

9) предотвращения нанесения ущерба земле или устранения его последствий;

10) платности использования земли.

Земельный Кодекс Республики Казахстан

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, применяются правила указанного договора. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, к земельным отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание законодательного акта.

1. Зонирование — определение территории земель с установлением их целевого назначения и режима использования.

1-1. Зонирование земель в населенных пунктах проводится в целях определения границ оценочных зон и поправочных коэффициентов к базовым ставкам платы за земельные участки.

2. Организацию зонирования земель на уровне областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения осуществляют соответствующие уполномоченные органы областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения. Проект (схема) зонирования земель утверждается соответствующими представительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения.

3. Исключен Законом РК от 10.01.2006 № 116 (порядок введения в действие см. ст. 2 Закона № 116).

4. Целевой режим использования территории, определенный при зонировании земель является для субъектов земельных правоотношений обязательным.

5. Зонирование земель проводится по решению местных исполнительных органов и осуществляется за счет бюджетных средств.

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; (в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Земельный кодекс Российской Федерации

1. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 113-ФЗ)

2. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 113-ФЗ)

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов; (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ)

3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий. (в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 164-ФЗ)

1. При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 214-ФЗ)

2. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

3. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.

4. Раздел земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства или огородничества либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)

5. Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного развития, осуществляется лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории в отношении такого земельного участка, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. (в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)

6. При разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах: (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

1) в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности; (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

2) для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

7. В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Какие изменения внесены в Налоговый кодекс

На статьи Земельного кодекса о сдаче сельхоззземель в аренду был наложен пятилетний мораторий, и за истекшие четыре года из памяти могли выветриться основные тезисы. Итак, из-за чего разгорелся скандал в 2016 году?

Казахстан богат не только нефтью и газом, но и, собственно, землей: мы — девятая страна в мире по общей площади и вторая страна в мире по площади пахотных земель на душу населения (земельный фонд Казахстана составляет 272,5 миллиона гектар земли). При таком раскладе логично предположить, что агропромышленный сектор должен стать нашим главным источником богатства, и при правильном развитии мы могли бы не только полностью кормить свое население, но и развивать экспорт, получая колоссальную прибыль.

Что, однако, вместо этого происходит в нашем сельском хозяйстве? Оно находится в упадке, и на его поддержание правительство Казахстана тратит сотни миллиардов тенге ежегодно (на 2018-2020 годы была заложена сумма в 787 миллиардов тенге, в 2020 году только на систему оценки эффективности субсидий фермерам выделяли еще 200 миллиардов тенге), однако, по большому счету, ситуация не меняется, потому что сельское хозяйство требует еще больших инвестиций, которые государство себе позволить уже не может.

Чтобы эти инвестиции привлечь, в 2016 году предложили в числе прочего следующие поправки: разрешить гражданам Казахстана покупать земли сельхозназначения.

При этом государство оставляло за собой право отбирать земли, если они использовались не по назначению. То есть купить участок под пашню, а вместо этого построить там гостиницу было бы нельзя. С июля 2016 года на аукцион для казахстанских покупателей планировалось выставить для продажи 1,7 миллиона гектар земли. Иностранцам покупать землю при этом было строго запрещено.

А что хотели разрешить иностранцам? Планировали увеличить срок аренды с 10 до 25 лет, поскольку в сельском хозяйстве брать землю в аренду на 10 лет неинтересно: она только-только начинает окупать инвестиции, дает первый внушительный урожай, как землю сразу же забирают. Из этих соображений Россия, например, предоставляет свои земли в аренду иностранцам на 49 лет, а ОАЭ — на 99 лет.

Приведем данные на все тот же 2016 год: тогда в обороте у фермеров находилось 100,8 миллиона гектар земли.

Из них в частной собственности у казахстанцев было лишь 1,3 миллиона гектар, остальные 99,5 миллиона гектар люди арендовали.

Иностранцам не принадлежал — и не будет принадлежать, согласно поправкам — ни один гектар земли в Казахстане. Однако они арендовали 65 тысяч гектар — 66 500 гектаров из 99 500 000 гектаров — это капля в море.

Несмотря на то, что положения поправок в Земельный кодекс достаточно широко освещались, перед их принятием по многим регионам Казахстана в 2016 году прокатилась волна митингов. Большая часть протестующих выступала против продажи казахстанской земли иностранцам — несмотря на то, что в поправках четко говорится, что иностранцы не имеют право покупать сельхозземли в Казахстане. Однако митингующие считали, что поправки в Земельный кодекс оставляют для иностранцев некоторые лазейки, чтобы купить казахстанскую землю.

Еще часть граждан протестовала против того, чтобы землю в принципе продавали кому бы то ни было, даже другим казахстанцам.

Поправки должны были вступить в силу 1 июля 2016 года, но 5 мая Нурсултан Назарбаев наложил на них мораторий. В последующем мораторий продлевался, и теперь срок его истечения — 31 декабря 2021 года.

Какие есть варианты по разрешению ситуации с мораторием? С этим вопросом корреспондент Sputnik Казахстан обратилась к юристу, эксперту прошлой земельной комиссии Бакытжану Базарбеку.

Базарбек считает, что судьба моратория — это острый вопрос для казахстанцев, так как вопрос земли всегда воспринимается крайне остро.

«Моя позиция заключается в том, чтобы частично оставить этот мораторий. Так как институционально, в правовом поле мы все еще не готовы дать определенную гарантию того, что события 2016 года не повторятся. Нет законодательной гарантии, что сельхозземли не уйдут в руки иностранцев и мы сможем вернуть обратно государству эти земли. Поэтому считаю, что мораторий должен остаться», – высказался в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан эксперт.

Бакытжан Базарбек отметил, что в 24-й статье Земельного кодекса нужно установить четкие понятия, что земли сельскохозяйственного назначения не предоставляются иностранцам. В то же время, закрывая иностранному капиталу доступ к казахстанским землям, правительству необходимо выработать программу по аккумулированию внутренних ресурсов, поддержать население, чтобы казахстанцы вкладывали свои средства в сельское хозяйство.

«Если мораторий остается в том же виде, то необходимо поднимать сельское хозяйство за счет внутренних ресурсов и инвестиций. А для этого нужны институты по развитию сельского хозяйства. Другой вопрос, что у нас царствует рейдерство, беззаконие, подделка документов земельных отношений, незаконные проверки и постановления на изъятие земель», – рассказал юрист.

Поэтому юридические лица побаиваются вкладываться в землю, отметил юрист. И поэтому правительство находится в сложном положении.

«Если они отменяют мораторий, то нужно понимать, что общество тяжело примет это решение. В случае продления моратория — нужна серьезная работа с местными гражданами и юрлицами», — уверен Базарбек.

В случае же частичного снятия моратория для казахстанцев, в том числе для юридических лиц, потребуется тщательная работа регистрирующих и проверяющих органов, которые будут гарантировать, что иностранный инвестор не войдет в состав ТОО и не начнет покупать уставной капитал, а со временем не станет полноправным владельцем этой земли.

Также, по мнению эксперта по земельным вопросам, необходимо ужесточить требования возврата сельхозземель в государственную собственность. Для этого важно усилить работу по космическому мониторингу за сельхозземлями, а также прописать четкие требования и обязанности граждан по рациональному использованию сельхозземель по своему прямому назначению.

В Минсельхозе сообщили, что в конце 2019 года в стране была сформирована законодательная база применения космомониторинга и в начале 2020 года запущен пилотный проект в 4 областях — Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской и Мангистауской.

В результате выявлены неиспользуемые сельхозземли на площади 8,3 миллиона гектар, из которых 7,6 миллиона гектар — это пастбища и порядка 700 тысяч гектар — другие категории земель.

С января 2021 года космомониторинг применяется на всей территории республики. Также разработан проект Закона по сокращению сроков изъятия неиспользуемых сельхозземель с 2 лет до 1 года, возврату их в судебном порядке на основании данных космомониторинга, переходу вручения уведомления с бумажного на электронный, путем SMS-оповещения, который в настоящее время отрабатывается с правительством.

Изменения в земельном праве

Член земельной комиссии, созданной в 2016 году, и президент международного гуманитарного института Жанузак Аким считает, что казахстанские земли нельзя продавать или сдавать в аренду иностранцам и иностранным компаниям. Однако он считает, что можно рассмотреть возможность сдачи в аренду сельскохозяйственных земель странам, не граничащим с Казахстаном.

«Например, я не против сдачи земли в аренду Индии, Америке или Европе, которые не граничат с Казахстаном. Однако не на 49 лет, а максимум на 25 лет. Им должно быть разрешено использовать землю только в сельскохозяйственных целях и запретить строительство деревень и городов», — поделился он.

Бакытжан Базарбек напомнил, что в старом законе о земле от 2001 года срок аренды сельхозземель был на 99 лет, позже его сократили до 49 лет. При этом и этот период, по мнению юриста, слишком затянут и срок аренды земель должен быть сокращен законотворцами.

Эксперт в области земельного права поделился мнением, что сейчас руководству страны важно обратить внимание на проблемы, волнующие сельчан.

«Я много ездил по регионам страны и не видел радостных лиц сельчан. Там везде полная разруха. Все сельхозугодия каким-то образом отошли в руки местным латифундистам (крупный землевладелец). С подачи местных властей подделывают постановления, на основании липовых собраний ТОО подделывают протокола и выводят сельхозугодия у пайщиков и оформляют в собственность земли. Сельчане остаются ни с чем. Сейчас в селах сложная ситуация. И именно сельчане очень ждут реформ по Земельному кодексу. Нужно проработать все вопросы, чтобы решить проблему разрухи сел в республике и избежать повторения событий 2016 года», – подчеркнул юрист.

Член земельной комиссии Жанузак Аким выразил мнение, что гражданам Казахстана нужно дать возможность осваивать земли в приграничной зоне.

«Земля в приграничной зоне может быть сдана в аренду нашим гражданам на срок от трех до пяти лет. Она не должна быть вакантной. Однако при аренде земли следует учитывать, что она не мешает деятельности пограничников», — сказал он.

Эксперты уверены, что при правильном подходе в развитии сельскохозяйственных земель Казахстан сумеет вернуть долю сельского хозяйства в ВВП до 40% (сейчас 4,7% от ВВП).

В качестве одной из мер борьбы с латифундистами Жанузак Аким предложил обложить их прогрессивным налогом, кто получает более 10 тысяч гектаров земель. А рядовых сельчан стимулировать мерами по освоению сельскохозяйственных земель путем развития аграрного сектора, включая пастбища.

Приобретение (покупка) иностранным гражданином земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность исключено. Иностранцы, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками сельхозназначения только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет. То есть, иностранцы землю не получат. С 2003 года земли сельхозназначения иностранным компаниям отдавали в аренду на 15 лет. Однако с 2015 года этот срок увеличили до 25 лет. Это связано с тем, что сельскохозяйственный бизнес достаточно капиталоемкий и долго окупается. По расчетам специалистов, окупаемость таких проектов составляет минимум 13-15 лет. Поэтому, чтобы инвестор мог оправдать вложения и за оставшиеся десять лет получать прибыль, и был продлен срок аренды.

Что, если купить землю захотят казахстанские компании с иностранным участием?

С 1 июля 2016 года совместные предприятия могут участвовать в аукционах, но в них казахстанская доля должна превышать 50 процентов. Это значит, что у иностранных соучредителей связаны руки, у них нет контрольного пакета акций, они не могут полноценно распоряжаться землей, продавать ее в том числе. Только использовать для сельского хозяйства, обрабатывая казахстанскую землю и предоставляя рабочие места казахстанцам. Каждую такую фирму власти будут досконально проверять на правдивость этой информации о соучредителях. В аукционах по продаже земель иностранцы принимать участие не смогут.

Кто имеет право участвовать в аукционе? Могут ли принять участие в торгах зарубежные инвесторы?

В аукционе имеют право участвовать все граждане и юридические лица Республики Казахстан, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РК.
Иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица не могут участвовать на аукционах по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Зарубежные инвесторы, а также иностранные граждане могут принять участие лишь в конкурсах, где будет реализовываться только аренда земельного участка сельхозназначения до 25 лет.
На приграничных территориях какая-либо аренда, а тем более продажа земель иностранцам вообще запрещена.

Когда были приняты поправки?

Поправки были приняты 2 ноября 2015 года. Согласно им, земли сельхозназначения можно продавать в частную собственность через торги. Льготные условия по выкупу участков, находящихся в аренде, будут иметь арендаторы. Земли сельхозназначения, находящиеся в аренде, могут использоваться без ограничений. Процедура изменения целевого назначения наделов отменена в рамках снижения административных барьеров для предпринимателей.

Не случится ли такого, что у добросовестного арендатора отберут землю более богатые инвесторы?

Земли сельхозназначения передаются в аренду казахстанцам на 49 лет. Если арендатор захочет выкупить арендуемый участок, то он имеет первоочередное право на покупку этой земли. При этом продажа осуществляется без аукциона — по льготной цене (на 50 процентов) и с рассрочкой на десять лет. Но это только при добросовестном использовании земли.

Почему временной промежуток аренды для иностранцев определен сроком до 25 лет?

Как уже отмечалось выше, сельское хозяйство является капиталоемким производством, зависимым от природных факторов, и имеет сезонный характер производства. В отличие от промышленного производства работа на земле дает меньшую отдачу на вложенный капитал, и первые 15 лет пойдут на то, чтобы окупить затраты. Поэтому срок аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения определен сроком до 25 лет.

Может ли резидент Казахстана купить землю и перепродать ее иностранному резиденту?

Если казахстанец купил землю, а потом захотел продать ее иностранцу, то у него это просто не получится, а если вдруг получится, то такой договор будет недействительным. Согласно закону, нотариусы не имеют права регистрировать такие сделки. Они являются незаконными.

Куда будут поступать средства, полученные от торгов земельных участков, и как они будут расходоваться?

Средства, поступающие от продажи государством земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность, зачисляются в Национальный фонд (не в бюджет!) и используются в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, то есть в соответствии с бюджетным законодательством.

Правда ли, что государство хочет пополнить бюджет за счет продажи земли?

На самом деле, нет. По закону все деньги от продажи земельных ресурсов направляются в Национальный фонд, а не в бюджеты.

Каким образом будет продаваться земля?

Участок на аукцион будет выставляться дважды методом повышения стоимости. Если за это время не найдется покупатель, цена будет снижена на 50 процентов. Если и в этом случае не будет желающего купить, то участок снимут с аукциона. Аукционы вводятся для прозрачности сделок. В них может участвовать любой казахстанец.

Какие именно участки будут выставлены на торги?

Местными исполнительными органами запланирована в текущем году реализация в частную собственность посредством торгов 1,7 миллиона гектаров сельскохозяйственных земель по всей республике. Исключение составляют города Астана и Алматы, поскольку генеральными планами этих городов развитие сельского хозяйства не предусматривается.

Приобретение земельных участков сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами

Как и прежде, запрещено предоставлять право частной собственности на земли сельхозназначения иностранным землепользователям. Иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем пятьдесят процентов, земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, будут предоставляться исключительно на праве аренды через конкурсную форму торгов на срок до двадцати пяти лет.

О сроке аренды для иностранных землепользователей

Согласно Земельному кодексу, иностранцы, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранцев, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет более чем пятьдесят процентов, могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве аренды сроком до двадцати пяти лет.
Сельское хозяйство является капиталоемким производством, зависимым от природных факторов, и имеет сезонный характер воспроизводства. В отличие от промышленного производства работа на земле дает меньшую отдачу на вложенный капитал и первые 15 лет пойдут на то, чтобы окупить затраты. Поэтому срок аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения определен сроком до 25 лет.

Продажа земель сельхозназначения через аукционы

С 1 июля 2016 года земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, будут предоставляться гражданам и юридическим лицам РК на праве частной собственности посредством продажи через аукционы в следующей последовательности:

1) в первую очередь — через аукцион, предусматривающий повышение кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.

2) если по итогам двух аукционов участок не будет реализован, то он будет выставлен на аукцион, предусматривающий понижение цены участка от кадастровой стоимости до установленного минимального порога (50 процентов от кадастровой стоимости).

О предоставлении земель сельскохозяйственного назначения для реализации инвестпроектов

В целях поддержки развития АПК, в соответствии с Законами Республики Казахстан «О зерне», «О племенном животноводстве», «О производстве органической продукции», «О развитии хлопковой отрасли» в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, предоставление земель сельскохозяйственного назначения для реализации инвестпроектов осуществляется без проведения торгов.

Условия выкупа земельных участков сельхозназначения для тех, у кого она уже в аренде

Действующим землепользователям предоставляется право выкупа в частную собственность ранее предоставленных в аренду земельных участков сельхозназначения до окончания срока аренды по льготной цене, определяемой в размере 50 процентов от его кадастровой стоимости с рассрочкой до десяти лет. Также предусматривается норма, защищающая права обладателей земельных долей, передавших данные доли в уставный капитал хозяйственных товариществ в качестве вклада или в производственные кооперативы в качестве взноса.

Из Кодекса исключена процедура изменения целевого назначения сельхозземель

В целях создания благоприятных условий аграриям через снятие административных барьеров и сокращение издержек, исключается процедура изменения целевого назначения земельного участка при строительстве объектов, связанных с ведением сельского хозяйства и при смене формы хозяйствования.

Контроль по сделкам отчуждения права частной собственности иностранным землепользователям на вторичном рынке

Законодательством установлен запрет на удостоверение нотариусами сделок по приобретению прав частной собственности на земли сельхозназначения иностранными землепользователями.

О предоставлении земель сельхозназначения во временное безвозмездное (бесплатное) землепользование гражданам и юридическим лицам для отгонного животноводства (сезонные пастбища), для выпаса скота населению и сенокошения

Согласно статье 97 Земельного кодекса, земли сельхозназначения предоставляются гражданам и юридическим лицам РК в безвозмездное землепользование для огородничества, отгонного животноводства, выпаса скота и сенокошения.

О порядке оплаты за земельные участки при их продажи в рассрочку

Порядок оплаты за земельные участки при их продаже в рассрочку установлен в статье 49 Земельного кодекса.
Согласно данной статье, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, продаются в рассрочку на срок до десяти лет по письменному заявлению покупателя путем заключения договора купли-продажи. При этом покупатель в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора купли-продажи должен внести аванс в размере, составляющем не менее пяти процентов от стоимости земельного участка. В последующем оплата за земельный участок вносится покупателем ежемесячно согласно графику платежей, который прилагается к договору купли-продажи и является его неотъемлемой частью. Оплата за земельный участок может осуществляться как наличным, так и безналичным способом на счет продавца, указанный в договоре купли-продажи. Покупатель вправе погашать свои обязательства досрочно как в полном объеме, так и частично.

Для обеспечения рационального и эффективного использования земель сельхозназначения, принят ряд мер, направленных на введение земли в рыночный оборот. В целях стимулирования активного рыночного оборота земель и повышения экономической отдачи от земельного фонда Законом Республики Казахстан от 2 ноября 2015 года «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Казахстан» (далее — Закон) внесен ряд изменений в Земельный кодекс.

Первое

Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, будут предоставляться физическим и юридическим лицам РК на праве частной собственности посредством продажи через аукционы в следующей последовательности: в первую очередь — через аукцион, предусматривающий повышение кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.
Если по итогам двух аукционов участок не будет реализован, то он будет выставлен на аукцион, предусматривающий понижение цены участка от кадастровой стоимости до установленного минимального порога (50 процентов от кадастровой стоимости).

Предоставление льготных условий по выкупу земельных участков, находящихся в аренде.
Данная норма учитывает интересы нынешних землепользователей и предоставляет им право выкупа в частную собственность ранее предоставленных земельных участков сельхозназначения до окончания срока аренды по льготной цене, определяемой в размере 50 процентов от его кадастровой стоимости с рассрочкой до десяти лет. Также предусматривается норма, защищающая права обладателей земельных долей, передавших данные доли в уставный капитал хозяйственных товариществ в качестве вклада или в производственные кооперативы в качестве взноса.

Снятие ограничений по использованию земель сельхозназначения, находящихся в аренде.
Предложенная норма позволит землепользователям совершать правовые сделки с правом аренды, в частности закладывать в банк, отчуждать в течение всего срока аренды. Это позволит повысить ценность права землепользования и в целом послужит действенной мерой господдержки для сельхозтоваропроизводителей.

  • Процесс
  • Общество
  • Бизнесс
  • Экология
  • сегодня
  • неделя
  • месяц

Ноябрь 23, 2021, 15:08 0 211

Ноябрь 23, 2021, 10:13 0 11038

Ноябрь 19, 2021, 19:00 0 480

Внесены поправки в Налоговый кодекс Республики Казахстан 2022

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Так, в 2020 году в связи с эпидемиологической ситуацией в стране размеры ПМ и МРП были увеличены дважды, в общей сложности на 10%. В этом году они были проиндексированы на 5%, в результате размеры ПМ и МРП составили 34 302 тг и 2917 тг соответственно.

«С 1 января 2022 года планируется индексация величины прожиточного минимума и месячного расчетного показателя на 5%. В итоге размер ПМ составит 36 018 тг, а МРП — 3063 тг.», — добавили в Минтруда РК.

По данным министерства, на исполнение социальных обязательств государства в республиканском бюджете на 2022 год предусматривается 4 трлн тг, в том числе на индексацию размеров пенсий и всех социальных пособий 190,4 млрд тг.

Это приведет к повышению доходов 4,2 млн человек, из них:

  • порядка 2,3 млн пенсионеров, которым будет произведено повышение размеров солидарных пенсий на 7% (с опережением уровня инфляции на 2%) и базовой пенсионной выплаты на 5%, на общую сумму 138,3 млрд тг;
  • 1,9 млн получателей социальных пособий, размер которых также будет повышен на 5%, на общую сумму 52,1 млрд тг.

Также повышение прожиточного минимума положительно скажется на уровне доходов более 900 тыс. человек, получающих адресную социальную помощь.

С 1 января 2022 года размер минимальной зарплаты (МЗП) будет увеличен с 42,5 тыс. тг до 60 тыс. тг. Таким образом, рост размера минимальной зарплаты составит 41%.

«В соответствии с Трудовым кодексом работодатели будут обязаны обеспечить работникам заработную плату на уровне не ниже МЗП. Данная мера приведет к росту денежных доходов 1,6 млн человек, работающих во всех отраслях на предприятиях различных форм собственности», — рассказали в Минтруда

Как отметили в ведомстве, в первую очередь повышение минимальной зарплаты коснется низкооплачиваемых работников.

Во-вторых, работодатели, которые при установлении уровня зарплаты используют показатель МЗП, также будут пересматривать заработную плату других категорий работников.

Правительством принимаются последовательные меры по повышению уровня заработной платы работников бюджетной сферы.

Так, с 2020 года поэтапно повышена зарплата педагогов, к 2023 году она увеличится в два раза. В 2021 году начато поэтапное повышение зарплаты медицинских и социальных работников, в результате в течение четырех лет их зарплата также увеличится в два раза.

«С 2022 года будет увеличиваться заработная плата тех категорий, которых повышение не затронуло. Это – архивариусы, библиотекари, музееведы, лесники, технический персонал и др., порядка 588 тыс. человек. В настоящее время идет подготовительная работа», — сообщили в Минтруда

По данным министерства, в общей сложности заработная плата повысится у порядка 1,2 млн гражданских служащих.

Вместе с тем отмечается, что в третьем квартале номинальные доходы казахстанцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 15,4%, а с учетом инфляции на 6%.

В третьем квартале 2021 года средняя зарплата достигла 243 667 тенге, что на 19% выше, чем в третьем квартале предыдущего года. При этом в реальном выражении рост заработной платы с учетом инфляции составил 9,8%.

Статья 1. Земельный фонд Республики Казахстан

1. Земельный фонд Республики Казахстан в соответствии с целевым назначением подразделяется на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); 3) земли промышленности, транспорта, связи, для нужд космической деятельности, обороны, национальной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения; 4) земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием земель (территории). 3. На территории Республики Казахстан по природным условиям выделяются следующие зоны: 1) лесостепная; 2) степная; 3) сухостепная; 4) полупустынная; 5) пустынная; 6) предгорно-пустынно-степная; 7) субтропическая пустынная; 8) субтропическо-предгорно-пустынная; 9) среднеазиатская горная; 10) южно-сибирская горная. Сноска. Статья 1 с изменением, внесенным Законом РК от 06.01.2012 № 529-IV (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования); от 13.02.2012 № 553-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 2. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

Отнесение земель к категориям, указанным в статье 1 настоящего Кодекса, а также перевод земель из одной категории в другую в связи с изменением их целевого назначения производятся Правительством Республики Казахстан, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы, районов, городов областного значения в пределах их компетенции по предоставлению и изъятию земельных участков, в том числе для государственных нужд, установленной настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Казахстан. Сноска. Статья 2 с изменениями, внесенными законами РК от 10.01.2006 N 116 (порядок введения в действие см. ст.2 Закона N 116); от 06.07.2007 N 279; от 20.07.2011 № 464-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 3. Собственность на землю

Земля в Республике Казахстан находится в государственной собственности. Земельные участки могут находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных настоящим Кодексом.

Статья 4. Принципы земельного законодательства

Земельное законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах: 1) целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики Казахстан; 2) сохранения земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности народа Республики Казахстан; 3) охраны и рационального использования земель; 4) обеспечения экологической безопасности; 5) целевого использования земель; 6) приоритета земель сельскохозяйственного назначения; 7) обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности; 8) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель; 9) предотвращения нанесения ущерба земле или устранения его последствий; 10) платности использования земли.

Статья 5. Задачи земельного законодательства

Задачами земельного законодательства Республики Казахстан являются: установление оснований, условий и пределов возникновения, изменения и прекращения права собственности на земельный участок и права землепользования, порядка осуществления прав и обязанностей собственников земельных участков и землепользователей; регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды; создание условий для равноправного развития всех форм хозяйствования; охрана прав на землю физических и юридических лиц и государства; создание и развитие рынка недвижимости; укрепление законности в области земельных отношений.

Статья 6. Земельное законодательство

Безвозмездное срочное пользование землей — разновидность права на владение наделом, предусмотренная ЗК РФ. Собственник передает участок ссудополучателю со всеми документами и вещами, относящимися к нему, а тот, в свою очередь, возвращает его в срок в том же виде и состоянии.

В соглашении указывается, что может, а что не имеет права пользователь делать на участке. Если этого не оговорено, ссудодержатель распоряжается землей в соответствии с ее хозяйственным и техническим назначением.

Особенности права безвозмездного пользования таковы:

  • обязательность: условия, прописанные в договоре, должны быть соблюдены участниками, иначе к ним будут применены меры гражданско-правовой ответственности;
  • срочность: договор заключается на определенное время. Бессрочное пользование допустимо для отдельных категорий ссудодержателей;
  • безвозмездность: владелец не получает вознаграждение за передачу земли.

Безвозмездное пользование отличается от аренды тем, что:

  • собственник не получает платы за предоставление земли в чужое пользование;
  • ссудодержатель пользуется, но не владеет землей, то есть не имеет права, например, принимать меры владельческой защиты, сносить здания на участке (если это не разрешено договором).

Покупая нежилое здание, дом или другой объект недвижимости, необходимо помнить, что в соответствии со статьей 552 ГК РФ при продаже здания, дома или другого объекта недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

Земельный кодекс Казахстана – мина, которая может взорваться в 2021 году?

Субъектами права безвозмездного использования наделов могут выступать государство и муниципалитеты, юридические и физические лица. На основании ст. 690 ГК РФ ссудодателем может быть только владелец земли, его представитель или уполномоченное на это лицо.

Ссудодателем может выступать государство и органы местного самоуправления, передающие землю в безвозмездное срочное пользование:

  • государственным и муниципальным органам власти, предприятиям, казенным учреждениям — на срок до года;
  • работникам предприятий транспорта, лесного и охотничьего хозяйств, бюджетных организаций в виде служебных наделов — на время действия трудового договора (на основании п. 2 ст. 24 ЗК РФ);
  • религиозным организациям — на срок до 10 лет;
  • лицам, работающим по государственному контракту, на строительство и реконструкцию построек за счет федерального бюджета и т.д.

Полный список ссудодержателей государственных наделов приведен в ст. 39.10 ЗК РФ.

Государство может отдать участок в бессрочное (пожизненное) пользование только органам власти и относящимся к ним организациям (на основании ст. 39.9 ЗК РФ).

Ссудодателем может выступать юридическое лицо, передающее право на срочное пользование наделом сотруднику в форме служебного надела по трудовому договору. При этом земледержателем не может выступать руководитель, учредитель или представитель контролирующих органов этого юридического лица (на основании ст. 690 ГК РФ).

Ссудодателем могут выступать граждане, заключившие договор безвозмездного пользования земельным участком с другим физическим или юридическим лицом.

Ссудополучателем могут быть только граждане РФ и организации, зарегистрированные и ведущие свою деятельность на территории России.

Передача земельного участка в безвозмездное пользование проводится на основании договора и законодательных норм. Ссудодатель обязан предоставить надел со всем относящимися к нему документами и предметами, ссудодержатель — вернуть его в срок в том же виде и состоянии с учетом предполагаемого нормального износа.

По ст. 42 гл. 6 ЗК РФ земледержатель обязан:

  • использовать участок только по его целевому назначению;
  • сохранять все знаки геодезического и межевого делания надела;
  • не проводить действий, ухудшающих состояние окружающей среды;
  • следовать нормам пожарной, экологической и санитарной безопасности, охранять земельные, водные и лесные ресурсы;
  • проводить освоение земли в соответствии с договором;
  • не допускать ухудшения плодородия почвы;
  • не сдавать землю в аренду, если это не разрешено собственником.

Передача надела в безвозмездное пользование не исключает прав третьих лиц, например, сервитуариев.

Переход права собственности – правовой механизм, который перемещает статусы владельцев земельного участка. То есть собственник обременяет своё право собственности с той целью, чтобы оно возникло у приобретателя данного права. На общем фоне переоформления земель, переуступка права является стержнем процесса, по окончании которого, вещное право отчуждается от одного собственника – к другому. Но нельзя забывать про права и обязанности собственников земельных участков

При этом нужно различать право пользования, которое передаётся при оформлении договора аренды, от арендодателя к арендатору и право собственности, которое является имущественным правом.

Соответственно, между понятиями «оформление арендуемого участка в собственность» и «переходом права собственности» к новому владельцу, существуют значимые отличия. Эти различия можно определить:

  1. В режиме длительности происходящих процессов;
  2. В рамках различных видов деятельности;
  3. В смысловом пространстве.

Оформление земель начинается с момента планирования процесса, с начала подачи заявления. На этом этапе процесс размыт, нет чёткого понимания и видимой картины, по какому сценарию будут развиваться дальнейшие события, так как всё зависит от полученного разрешения. Под переуступкой понимается достаточно короткий промежуток, когда процесс оформления находится в самом центре событий, когда дело практически завершено, и остался лишь последний, но существенный штрих. При аренде земель, роль играет только этот процесс, так как действующий договор аренды констатирует разрешение пользования.

Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в письменной свободной форме. Образец выложен на сайте Росреестра и в сети Интернет. В соглашении обязательно следует отразить такие детали:

1. Наименование сторон:

  • ФИО и паспортные данные участников-физических лиц;
  • полное наименование компании, адрес, ФИО уполномоченного должностного лица для организаций;
  • ФИО и данные представителя, если стороны действуют через них.

2. Информацию о наделе: кадастровый номер, площадь, целевое назначение, адрес и категорию.

3. Условия предоставления участка в безвозмездное владение.

4. Опись строений, предметов и документов, которые передаются ссудодержателю;

5. Срок действия договора: точное количество лет или период, например, длительности государственного контракта. В случае передачи государственного надела в пожизненную аренду юридическим лицом указывается бессрочный срок действия договора.

6. Ответственность сторон в случае неисполнения условий соглашений.

7. Условия прекращения действия договора и возможность его пролонгации.

Договор, заключенный на срок более года, подлежит обязательной регистрации в Росреестре.

На его официальном сайте можно найти образец типового договора на безвозмездное предоставление земли в пользование.

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *