Учет нематериальных активов в 2022 году в бгу 2.0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет нематериальных активов в 2022 году в бгу 2.0». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Типовая методика переноса данных включена в поставку редакции 2.0 конфигурации БГУ. В составе этой методики есть список проверок, которые фирма 1С рекомендует провести перед переносом данных:

  • номера документов одного вида не дублируются
  • в справочнике Основные средства не дублируются инвентарные номера элементов
  • в справочнике Основные средства заполнен реквизит ОКОФ
  • в справочниках Номенклатура, Основные средства указаны правильно счета учета
  • цена объектов ОС и НМА соответствует способу начисления амортизации, указанному в карточке объекта;
  • типы элементов плана Виды характеристик (реквизиты) контрагентов — не должно быть у элементов составного типа, также не должно быть элементов с типом Пол физических лиц
  • начисление амортизации для одного основного средства должно производиться только на один счет
  • не должно быть контрагентов с одинаковыми ИНН и КПП

Эти проверки помогут устранить многие проблемы при переходе на БГУ 2.0. На практике встречаются и другие ошибки, которые нужно исправить до выгрузки базы из БГУ 1.0.

Что нужно проверить в базе данных перед переходом на БГУ версии 2.0?

Мы разработали дополнительный инструмент, который проверяет информационные базы в программе БГУ 1.0. Если проверка выявляет ошибки, исправляем их перед выгрузкой информации — это экономит время и ресурсы после переноса данных в БГУ 2.0.

Например, распространённая проблема — когда в программе дублируются коды элементов справочника Центра материальной ответственности и табельные номера сотрудников. Тогда после переноса данных придётся долго проверять и исправлять аналитический учёт НФА.

Некоторые ошибки можно исправить только после переноса данных в новую редакцию программы. Если найти их заранее, можно подготовиться и спланировать ресурсы на их исправление

Условиями для отнесения объектов нефинансовых активов к нематериальным активам являются (п. 56 Инструкции № 157н, п. 6 Стандарта):

  • предназначение НМА для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев;

  • способность объекта приносить экономические выгоды в будущем;

  • отсутствие у объекта материально-вещественной формы;

  • возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;

  • наличие надлежаще оформленных документов, устанавливающих исключительное право на актив (лицензионные договоры либо иные документы, подтверждающие существование права на такой актив).

В Стандарте дополнительно предусмотрены критерии признания объектов, являющихся результатом научных исследований (научно-исследовательских разработок), а также опытно-конструкторских и технологических разработок, проводимых собственными силами учреждения, в качестве НМА (п. 19):

  • субъект учета намерен и имеет возможность (техническую и финансовую) завершить создание объекта нематериального актива, а также возможность его использовать;

  • получение будущих экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта нематериальных активов, создаваемого собственными силами субъекта учета, документально обосновано;

  • возможно надежно оценить затраты, относящиеся к объекту нематериальных активов, понесенные в процессе его разработки.

Случаи, при которых объекты учета не могут быть отнесены к НМА, поименованы в п. 57 Инструкции № 157н и в п. 4 Стандарта. Причем в Стандарте данный перечень расширен (случаи, указанные ниже в перечне в п. 4 – 9, не содержатся в Инструкции № 157н).

Так, согласно стандарту к НМА не относятся:

1) не давшие положительного результата научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;

2) не законченные и не оформленные в соответствии с условиями договоров (государственных (муниципальных) контрактов) результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

3) материальные носители (вещи), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

4) права пользования официальными символами, наименованиями и отличительными знаками;

5) права пользования активами, которые возникают по договорам аренды;

6) расходы на создание нематериальных активов, предназначенных для отчуждения;

7) расходы на осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок, проводимых учреждением при выполнении им договоров по оказанию услуг, выполнению работ в рамках приносящей доход деятельности (государственного (муниципального) задания);

8) результаты интеллектуальной деятельности, приобретенные для последующего отчуждения (продажи);

9) созданные силами учреждения товарные знаки и знаки обслуживания, выходные данные и (или) связанные с ними торговые наименования, формулы, рецепты и экспертные знания и иные объекты аналогичного характера, а также внутренне созданная деловая репутация. Расходы на их создание признаются в качестве расходов текущего периода по мере их возникновения.

Правила признания единицы бухгалтерского учета объекта НМА и присвоения инвентарного номера содержатся в п. 58, 59 Инструкции № 157н и п. 9, 10 Стандарта. По сути, они не различаются.

Единицей бухгалтерского учета объекта НМА является инвентарный объект, который признается в бухучете в совокупности прав на результаты интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) согласно патенту, свидетельству и (или) возникающих из договора (государственного (муниципального) контракта), иного правоустанавливающего документа, подтверждающего создание, приобретение (отчуждение) в пользу Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, государственного (муниципального) учреждения прав на результаты интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации).

Каждому инвентарному объекту НМА присваивается уникальный инвентарный номер, который сохраняется за ним на весь период его учета и после его выбытия не используется в отношении других объектов НМА.

Объекты НМА принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

В пункте 62 Инструкции № 157н содержится общий порядок определения первоначальной стоимости при приобретении объекта НМА за плату и создании непосредственно в учреждении.

В Стандарте такой порядок предусмотрен раздельно, и он различаетсяв зависимости от способа приобретения (создания) объектов НМА и иных факторов.

При приобретении НМА в результате обменных операций первоначальная стоимость определяется как сумма фактически произведенных затрат, формируемых с учетом НДС, предъявленного поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания объекта в рамках операций, подлежащих обложению НДС, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.

Затраты включают:

а) цену приобретения в соответствии с договором (государственным (муниципальным) контрактом), за вычетом полученных скидок (вычетов, премий, льгот);

б) сумму любых фактических затрат, связанных с приобретением объекта нематериального актива, в том числе:

  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные расходы, произведенные в связи с приобретением объекта нематериальных активов;

  • суммы вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;

  • затраты на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта нематериальных активов;

  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта нематериальных активов;

  • затраты, непосредственно относящиеся к подготовке объекта нематериального актива к предполагаемому использованию.

При этом в первоначальную стоимость объектов НМА не включаются и отражаются в составе расходов текущего периода:

а) общехозяйственные, общие административные и прочие общие накладные расходы, кроме тех, которые могут быть отнесены напрямую на подготовку определенного объекта нематериальных активов к использованию;

б) операционные убытки, понесенные во время формирования спроса на продукцию, выпущенную при помощи объекта нематериального актива;

в) затраты на внедрение новых продуктов или услуг;

г) затраты на ведение деятельности на новом месте или с новой группой потребителей услуг (включая затраты на обучение персонала).

При подтверждении комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов готовности объекта НМА для использования по назначению данный объект принимается к учету по сформированной первоначальной стоимости. В дальнейшем затраты, понесенные при использовании, обслуживании объекта НМА, отражаются в составе расходов текущего периода (п. 11 – 13 Стандарта).

При приобретении НМА по договору, предусматривающему отсрочку платежа на срок, превышающий 12 месяцев, разница между стоимостью при оплате без отсрочки платежа и стоимостью при оплате с учетом отсрочки платежа признается в качестве расходов на уплату процентов, за исключением случаев, когда такие проценты включаются в первоначальную стоимость объектов НМА в соответствии с требованиями, предусмотренными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности(п. 14 Стандарта).

При приобретении НМА в обмен на иные активы, за исключением денежных средств (их эквивалентов), первоначальная стоимость определяется как справедливая стоимость на дату приобретения, за исключением случаев, когда обменная операция не носит коммерческий характер или справедливую стоимость полученного и переданного актива невозможно надежно оценить.

Обменная операция носит коммерческий характер в случае, если в результате операции денежные потоки или полезный потенциал обмениваемых активов существенно различаются и это приводит к изменению денежных потоков или полезного потенциала в той области деятельности субъекта учета, для которой приобретается актив. В случае, если обменная операция не носит коммерческий характер или справедливую стоимость ни полученного, ни переданного актива невозможно надежно оценить, оценка первоначальной стоимости полученного актива, признаваемого объектом нематериальных активов, производится на основании остаточной стоимости переданного взамен актива (п. 15 Стандарта).

При приобретении НМА в результате необменных операций первоначальная стоимость определяется как справедливая стоимость на дату приобретения либо стоимость, отраженная в передаточных документах.

В случае если объект не может быть оценен по справедливой стоимости и передаточные документы не содержат информации о его стоимости, его первоначальной стоимостью признается текущая оценочная стоимость.

При определении текущей оценочной стоимости НМА комиссией по поступлению и выбытию активов используются данные о ценах на аналогичные нематериальные активы, сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в СМИ и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в упомянутой комиссии) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нематериальных активов.

Грядущие изменения в учете нематериальных активов

В отличие от Инструкции № 157н, Стандартом предусмотрено разделение объектов НМА на две подгруппы:

1. НМА с определенным сроком полезного использования.

2. НМА с неопределенным сроком полезного использования.

Согласно п. 26 Стандарта начисление амортизации по объектам НМА осуществляется только в отношении объектов с определенным сроком полезного использования. По объектам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется до момента их реклассификации в подгруппу объектов с определенным сроком полезного использования.

Анализ возможности установления срока полезного использования по объектам НМА с неопределенным сроком полезного использования проводится ежегодно. В случае установления срока полезного использования одновременно устанавливается и способ амортизации (п. 35 Стандарта).

В Инструкции № 157н таких положений не предусмотрено.

Порядок определения срока полезного использования объектов НМА в Стандарте также скорректирован по сравнению с Инструкцией № 157н.

В силу п. 27 Стандарта данный срок определяется исходя:

а) из ожидаемого срока получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в НМА;

б) из срока действия прав субъекта учета на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над объектом нематериального актива;

в) из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности;

г) из срока полезного использования иного актива, с которым объект НМА непосредственно связан.

При проведении годовой инвентаризации объектов НМА срок их полезного использования, в том числе объектов нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования, уточняется в случае изменения вышеуказанных факторов и (или) условий их использования.

В настоящее время п. 60 Инструкции № 157н предусмотрено, что объекты НМА, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования. По указанным нематериальным активам в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования устанавливается из расчета десяти лет. Как было отмечено выше, согласно Стандарту на указанные объекты НМА амортизация не начисляется.

Начисление амортизации по объектам НМА с 2021 года будет осуществляться по новым правилам.

Причем сам порядок начисления амортизации на объекты НМА останется прежним (п. 93 Инструкции № 157н, п. 33 СГС «Нематериальные активы»):

а) на объекты стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с нормами амортизации согласно применяемому методу амортизации;

б) на объекты стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при признании объекта в составе группы нематериальных активов.

Изменения касаются методов начисления амортизации.

В настоящее время согласно п. 85 Инструкции № 157н расчет годовой суммы амортизации по объектам НМА производится линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

В силу п. 30 Стандарта при начислении амортизации по объекту НМА учреждение вправе будет применять в соответствии с учетной политикой один из следующих методов:

  • линейный – предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;

  • метод уменьшаемого остатка –амортизация определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой;

  • пропорционально объему продукции – заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива.

При этом в случае невозможности надежно оценить способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала, заключенного в объекте НМА, амортизацию нужно будет начислять только линейным методом.

В силу п. 65 Инструкции № 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия нематериального актива осуществляется в случаях:

  • прекращения срока действия исключительного права учреждения на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;

  • передачи по государственному (муниципальному) договору (контракту) учреждением исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;

  • перехода исключительного права к другим правообладателям без договора (в том числе в порядке универсального правопреемства и при обращении взыскания на данный нематериальный актив);

  • прекращения использования вследствие морального износа и принятия по указанному основанию решения о списании нематериального актива.

Согласно п. 39 Стандарта данный перечень немного скорректирован и расширен. В частности, к случаям, при которых НМА подлежит выбытию с учета, относятся также:

  • прекращение использования объекта по назначению и получения субъектом учета экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования объекта;

  • прекращение использования результатов конкретной научно-исследовательской, опытно-конструкторской или технологической разработки в ходе финансово-хозяйственной жизни, а также когда становится очевидным неполучение экономических выгод или полезного потенциала в будущем от применения указанных результатов (сумма расходов по такой опытно-конструкторской или технологической разработке подлежит списанию на финансовый результат текущего отчетного периода на дату принятия решения о прекращении использования результатов разработки).

Одновременно со списанием с учета балансовой стоимости объектов НМА подлежит списанию с учета сумма накопленной амортизации и накопленного убытка от обесценения по этим объектам.

Также Стандартом предусмотрены особенности учета доходов, которые возникают при продаже объектов НМА или отчуждении не в пользу организаций государственного сектора.

Так, в соответствии с п. 41 Стандарта при реализации объекта НМА доходы, причитающиеся к получению, подлежат первоначальному признанию по справедливой стоимости. Если договором на реализацию НМА предусмотрена отсрочка платежа на период, превышающий 12 месяцев, то справедливой стоимостью величины дохода является сумма, рассчитанная без учета отсрочки платежа. Разница между величиной дохода при оплате без учета отсрочки платежа и величиной дохода при оплате с учетом отсрочки платежа признается в качестве процентных доходов.

При отчуждении объектов НМА не в пользу организаций бюджетной сферы они отражаются в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. При этом результат переоценки до справедливой стоимости отражается в бухучете и раскрывается в бухгалтерской отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода (п. 24, 25 Стандарта).

Финансовый результат, возникающий при выбытии объекта НМА, отражается в составе доходов или расходов текущего периода в момент прекращения признания актива и определяется как разница между поступлениями от выбытия, если такие имеются, и остаточной стоимостью данного актива (п. 42, 43 Стандарта).

* * *

Сравнив положения Стандарта с действующими нормами Инструкции № 157н, можно выделить следующие новшества в порядке учета объектов НМА с 2021 года:

1. Расширен перечень случаев, при которых объекты учета не могут быть отнесены к НМА.

2. Предусмотрены критерии признания объектов, являющихся результатом научных исследований (научно-исследовательских разработок), а также опытно-конструкторских и технологических разработок, проводимых собственными силами учреждения, в качестве НМА.

3. Установлен порядок определения первоначальной стоимости объектов НМА в зависимости от способа приобретения (создания) объектов НМАи иных факторов.

4. Предусмотрено разделение объектов НМА на две подгруппы: с определенным сроком полезного использования и с неопределенным сроком полезного использования.

5. В отношении объектов НМА с неопределенным сроком полезного использования начисление амортизации не осуществляется.

6. Учреждение вправе применять один из трех методов начисления амортизации на объекты НМА, предусмотренных Стандартом (порядок необходимо закрепить в учетной политике).

7. Расширен перечень случаев, при которых НМА подлежит выбытию с учета.

8. Предусмотрены особенности учета доходов, которые возникают при продаже объектов НМА или отчуждении не в пользу организаций государственного сектора.

9. Установлены требования к раскрытию информации об объектах НМА (результатах операций с ними) в бухгалтерской (финансовой) отчетности и переходные положения

Внимание! Ставка НДС изменена с 01.01.2019 с 18% на 20% и с 18/118 на 20/120.

Организация, ведущая торговую деятельность, заключила договор с ООО «КОНТУР» на создание web-сайта, исключительные права на который будут принадлежать Организации. Сайт планируется использовать как интернет-магазин в течение 10 лет.

27 февраля подписан акт на выполненные работы по полной разработке сайта на сумму 141 600 руб. (в т.ч. НДС 18%).

28 февраля приобретенный сайт введен в эксплуатацию.

Учетной политикой по БУ и НУ предусмотрено начисление амортизации линейным способом по всем объектам НМА.

В данном примере рассматривается приобретение готового НМА.

  • Пошаговая инструкция
  • Приобретение НМА
    • Проводки по документу
  • Регистрация СФ поставщика
  • Ввод в эксплуатацию НМА
    • Вкладка Внеоборотный актив
    • Вкладка Бухгалтерский учет
    • Вкладка Налоговый учет
    • Проводки по документу
  • Принятие НДС к вычету по НМА
    • Проводки по документу
    • Декларация по НДС
  • Начисление амортизации
    • Нормативное регулирование
    • Учет в 1С
    • Проводки по документу
    • Контроль
    • Документальное оформление
  • Признание затрат на амортизацию в составе коммерческих (косвенных) расходов
    • Проводки по документу
    • Декларация по налогу на прибыль

Приобретение и принятие к учету нематериального актива (исключительное право)

Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.

Право Счет учета Пример
Исключительное право 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»

0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»

0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных»

0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

Исключительное право на ПО — счет 0 102 ХI 000;

Исключительное право на селекционное достижение — счет 0 102 ХN 000;

Исключительное право на товарный знак — счет 0 102 ХD 000;

Исключительное право на изобретение — счет 0 102 ХN 000

Неисключительное право 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»

0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»

0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»

0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности»

Неисключительное право на антивирус — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на полезную модель — счет 0 111 6N 000;

Неисключительное право на электронный архив — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на литературное произведение — счет 0 111 6D 000.

Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 3 «Иное движимое имущество учреждения» или 9 «Имущество в концессии».

В 2021 году исключительные права учитываются в том же порядке, что и ранее. Самые заметные изменения — это детализация по видам нематериальных активов счетов, так или иначе касающихся учета исключительных прав. Как было сказано выше, был детализирован сам счет 102 00. А также детализации подверглись «сопутствующие» счета:

104 00 106 00 114 00
0 104 XN 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок» 0 106 XN 000 «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)» 0 114 XN 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)»
0 104 XR 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок» 0 106 XR 000 «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки» 0 114 XR 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок»
0 104 XI 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных» 0 106 XI 000 «Вложения в программное обеспечение и базы данных» 0 114 XI 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных»
0 104 XD 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности» 0 106 XD 000 «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности» 0 114 XD 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности»

То есть с 2021 года отражение операций с исключительными правами осуществляется в привычном порядке, но с детализацией счетов по видам нематериальных активов.

А вот учет неисключительных прав изменился кардинальным образом. Об этом поговорим подробнее.

Во-первых, с 2021 года неисключительные права учитываются на соответствующем счете 111 60 и больше не отражаются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Во-вторых, для отражения расходов по приобретению неисключительных прав больше не применяется счет 401 50 «Расходы будущих периодов».

Так как объекты, в отношении которых организация бюджетной сферы обладает неисключительными правами, теперь относятся к нематериальным активам, то и порядок их учета чем-то напоминает учет нефинансовых активов: они учитываются на балансе (на счете 111 60), амортизируются (с применением соответствующего счета 104 60 «Амортизация прав пользования нематериальными активами»), вложения в них при необходимости формируются на соответствующем счете 106 60 «Вложения в права пользования нематериальными активами».

Условия примера 1: бюджетное (автономное) учреждение приобретает у коммерческой организации неисключительные права пользования базой данных сроком на 3 года (36 мес.) стоимостью 90 000,00 руб. Платеж осуществляется единовременно на всю сумму договора.

По истечении срока действия договора должностными лицами учреждения принято решение о списании объекта с учета по причине морального износа.

В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:

  1. Дебет 0 111 6I 352 Кредит 0 302 26 734 — принят к учету объект, в отношении которого у учреждения возникли неисключительные права.
  2. Дебет 0 302 26 834 Кредит 0 201 11 610, увеличение 18 (226 КОСГУ) — отражена оплата по договору на сумму 90 000,00 руб.
  3. Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 104 6I 452 — начислена 100% амортизация на объект, стоимость которого ниже 100 000,00 руб.
  4. Дебет 0 104 6I 452 Кредит 0 111 6I 452 — при принятии решения о списании объект списан с бухгалтерского учета.

Инструкциями 157н, 162н, 174н и 183н в 2021 году утвержден новый счет 111.60, предназначенный для учета неисключительных прав пользования НМА. Ранее такие права отражались в учете на забалансовом счете 01. В связи с переводом результатов интеллектуальной деятельности (РИД) на баланс, на стоимость прав пользования НМА производится начисление амортизации и начисление убытка от обесценения на счетах 104.60 и 114.60 соответственно.

Вложений в неисключительные права пользования НМА в учете отражаются на счете 106.60.

Для классификации НМА были обозначены 4 группы в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, имеющие буквенные обозначения:

  • научные исследования (код N);
  • опытно-конструкторские и технологические разработки (код R);
  • программное обеспечение и базы данных (код I);
  • иные объекты интеллектуальной собственности (код D).

В соответствии с данной классификаций синтетический счет 106.60 детализирован на аналитические счета 106.6N, 106,6R, 106.6I и 106.6D.

В Стандарт «Нематериальные активы» предусмотрена детализация НМА еще по двум группам:

  • объекты с определенным сроком полезного использования;
  • объекты с неопределенным сроком полезного использования.

Принадлежность объекта учета к одной из этих групп отражается посредством применения дополнительной аналитики. Возможность определения срока полезного использования влияет на начисление амортизации и на применение подстатей КОСГУ при отражении увеличения и уменьшения стоимости прав пользования НМА, а также их обесценения. КОСГУ 352, 422, 452 применяется в отношении прав с определенным сроком пользования, КОСГУ 353, 423, 453 – с неопределенным сроком использования.

Согласно п. 6 Стандарта «Нематериальные активы» нематериальный актив – это объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

Результатом использования таких объектов для субъекта учета должны быть экономическая выгода или полезный потенциал.

Согласно п. 9 Стандарта «Нематериальные активы» единицей бухгалтерского учета объекта нематериальных активов является инвентарный объект.

На основании Письма Минфина РФ от 21.05.2021 № 02-07-10/40313 допускается групповой учет прав пользования НМА с присвоением каждому объекту уникального номера.

В п. 4 Стандарта «Нематериальные активы» представлен полный перечень объектов, которые не должны учитываться в составе НМА. Отнесение таких активов, прав и расходов на счета учета НМА является бухгалтерской ошибкой.

Для учета НМА предназначены счета:

  • 0 102 2X – особо ценное имущество (применяется только в бюджетных и автономных учреждениях);
  • 0 102 3X – иное движимое имущество;
  • 0 102 9X – имущество, переданное по договору концессии.

В пятой позиции проставляется код группы (N, R, I, D) согласно раннее описанной классификации.

Для лучшего понимая опишем пример учета НМА. На счет 102.3I будет учитываться разработанная учреждением уникальная компьютерная программа, на которую оформлена соответствующая лицензия. На этом же счете нужно учитывать программу, разработанную по заказу сторонней организацией, передавшей учреждению исключительные права на нее. Если учреждение приобретает неисключительные права на программу, следует оприходовать ее на счет 111.6I.

Учет нематериальных активов 2021: применяем новые правила

При определении первоначальной стоимости нематериальных активов необходимо учитывать их способ поступления в учреждение:

  1. В случае приобретения НМА в результате обменных операций, при формировании балансовой стоимости учитываются: цена приобретения, регистрационные сборы, госпошлины, оплата консультационных, посреднических и информационных услуг, а также работ по подготовке к использованию.
  2. Если активы приобретены в результате необменной операции, в качестве первоначальной стоимости следует принять справедливую стоимость на дату получения или цену, указанную в передаточных документах. Если такая информация отсутствует и справедливую стоимость определить невозможно, нематериальные активы приходуются в бухгалтерском учете по текущей оценочной стоимости, которая устанавливается документальным или экспертным путем.
  3. При создании нематериальных активов собственными силами первоначальная стоимость определяется как сумма затрат, понесенных учреждением с того момента, когда объект НМА впервые стал соответствовать критериям актива (зарплата сотрудников, амортизация используемого оборудования, оплата авторских договоров и договоров на выполнение НИОКР, платежи, необходимые для регистрации прав).

Объект НМА отражается в учете по первоначальной стоимости на протяжении всего срока службы, за исключением случаев выполнения переоценки на основании распоряжения Правительства.

Дооценка до справедливой рыночной стоимости может быть произведена в том случае, если учреждение предполагает реализовать объект НМА организации, не имеющей отношения к бюджетной сфере.

При поступлении НМА начальная стоимость формируется на счете 0 106 ХХ, где в четвертой позиции проставляются значения:

  • 2 – для особо ценных НМА;
  • 3 – для НМА – прочего движимого имущества;
  • 9 – для НМА, переданных по договору концессии.

В пятой позиции проставляется код группы (N, R, I, D) согласно раннее описанной классификации.

Перенос сложившейся на счете 0 106 ХХ суммы на счет 0 102 ХХ производится по решению комиссии, признавшей, что все подготовительные мероприятия выполнены, и объект нематериальных активов полностью подготовлен к использованию.

Предъявляемые поставщиками суммы должны включаться в стоимость объектов НМА с НДС. Если нематериальный актив планируется использовать только в деятельности, облагаемой НДС, налог можно принять к вычету.

При оформлении операций по поступлению НМА, на которые имеется подтвержденное исключительное право, применяется КОСГУ 320. При принятии к учету неисключительного права подстатья КОСГУ зависит от того, определен срок полезного использования (СПИ) или нет:

Дт 0 111 6X 352 – поступление прав пользования с определенным СПИ;

Дт 0 111 6X 353 – поступление прав пользования с неопределенным СПИ.

Если при поступлении объекта НМА СПИ не определен, амортизация не начисляется. Это относится и к исключительным, и к неисключительным правам. Отметка проставляется в инвентарной карточке учета НФА.

При начислении ущерба от обесценения также используются отдельные подстатьи КОСГУ: 422 «Обесценение нематериальных активов с определенным сроком полезного использования» и 423 «Обесценение нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования».

Согласно п. 27 Стандарта «Нематериальные активы» при определении срока полезного использования объекта нематериальных активов учитываются следующие факторы:

  • ожидаемый срок получения экономических выгод и (или) полезного потенциала, заключенных в активе, признаваемом объектом НМА;
  • срок действия прав субъекта учета на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над объектом НМА;
  • срок действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности;
  • срок полезного использования иного актива, с которым объект НМА непосредственного связан.

Начисление амортизации объекта нематериальных активов производится в соответствии с учетной политикой субъекта учета одним из следующих методов:

  • линейным методом;
  • методом уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему продукции.

В соответствии с п. 33 Стандарта «Нематериальные активы» амортизация объектов нематериальных активов начисляется с учетом следующих положений:

  • на объекты НМА стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с нормами амортизации согласно применяемому методу амортизации;
  • на объекты НМА стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при признании объекта в составе группы нематериальных активов.

В соответствии с п. 85 Инструкции № 157н расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого права пользования активами, объекта НМА линейным способом, исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования.

До устранения противоречия лучше выбирать линейный метод.

В процессе проведения инвентаризации НМА членами инвентаризационных комиссий выполняется проверка:

  • наличия оформленных в соответствии действующим законодательством документов, подтверждающих исключительные права на объекты НМА;
  • соответствия учета объектов НМА положениям Инструкции 157н и федерального стандарта.

П. 27 Стандарта «Нематериальные активы» установлено, что во время годовой инвентаризации комиссия должна проверять, не появилась ли возможность установить срок полезного использования по объектам, для которых он не был определен ранее. Если СПИ удается определить, выполняется реклассификация, отражающаяся в учете:

  • Дт 0 102 XX 320 — аналитический код, применяемый для НМА с установленным СПИ; Кт 0 102 XX 320 — аналитический код для НМА с неустановленным СПИ;
  • Дт 0 111 6X 352; Кт 0 111 6X 353.

На следующий месяц следует начать начисление амортизации по объекту.

Выбытие объектов НМА может производиться по следующим причинам:

  • прекращение по решению субъекта учета использования объекта НМА для целей, предусмотренных при признании объекта НМА;
  • прекращение срока действия права на результат интеллектуальной деятельности;
  • передача исключительного права по госконтракту или переход права другим правообладателям;
  • моральный износ.

При списании исключительных прав используется КОСГУ 420, при списании неисключительных прав – КОСГУ 452 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» и 453 «Уменьшение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования».

При отражении в учете операций по выбытию НМА списываются суммы амортизации и ущерба от обесценения. Остаточная стоимость списывается на доходы от выбытия активов.

В бухгалтерском учете государственных организаций нематериальным признается нефинансовый актив многоразового или постоянного использования, подходящий под следующие условия (п. 56 инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н [далее — Инструкция № 157н]):

  • предназначен для получения прибыли в будущем;
  • не имеет физического выражения;
  • его можно отделить от других объектов как самостоятельную единицу;
  • имеет срок службы (предположительный срок применения) более 12 месяцев;
  • не планируется его дальнейшая перепродажа;
  • имеются документы, подтверждающие фактическое существование актива и право госорганизации на его использование.

В п. 57 дан точный перечень тех вложений, которые не могут считаться нематериальными активами:

  • законченные научные исследования, работы опытно-конструкторских отделов, не приведшие к запланированному результату;
  • исследования научного характера, находящиеся на стадии разработок и не поставленные на учет из-за отсутствия необходимых документов;
  • физические объекты, содержащие результаты интеллектуального труда.

Узнать особенности бухучета в государственной организации можно из статьи «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Нематериальные активы в бухгалтерском и бюджетном учете

Для учета объектов НМА и проведения операций по их поступлению, внутреннему движению и выбытию используются аналитические счета. Счета учета нематериальных активов подразделяются:

  • на 0 102 20 000 — имущество, относящееся к особо ценному;
  • 0 102 30 000 — собственность госучреждения, не считающаяся ценной;
  • 0 102 40 000 — активы, оформленные по договору лизинга.

Учет НМА по каждому объекту бухгалтер должен проводить в карточке учета НМА (форма № НМА-1 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а). Все хозяйственные действия, связанные с НМА, записываются в журнал операций и оформляются на основании первичных документов и в соответствии с Инструкцией № 157н, содержащей общие требования для разных типов госучреждений, и инструкцией для бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н.

При наличии всех необходимых бухгалтерских бумаг делается проводка по дебету аналитического учета счета 0 102 00 000 «Нематериальные активы» и кредиту счета 0 106 02 000 «Нефинансовые активы».

Что такое нефинансовые активы, узнайте из статьи «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Движение объектов нематериальных активов внутри бюджетного учреждения оформляется документами на внутреннее перемещение и записывается по дебету и кредиту счета НМА на соответствующих аналитических счетах.

Порядок, которому необходимо следовать при начислении амортизации на нематериальное имущество, описан в пп. 84–91 Инструкции № 157н.

  • Для расчета применяется линейный способ, который исчисляется исходя из балансовой стоимости и срока полезного действия, установленного специальной комиссией.
  • Списание (выбытие) объектов НМА может происходить по разным причинам. В зависимости от этого оформляются нужные первичные документы, и на основании решения постояннодействующей комиссии выбытие проводится по методу остаточной стоимости (с учетом накопленной амортизации).
  • Все действия по движению НМА регистрируются в журнале операций по выбытию и перемещению нематериальных активов.

В практике у бухгалтеров часто возникает необходимость принять к учету группу прав пользования нематериальными активами (НМА), например, однотипных лицензий на использование одного программного продукта. Можно ли принять к учету группу прав пользования НМА на одну Инвентарную карточку группового учета нефинансовых активов?

В соответствии с пунктом 9 Стандарта «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н, единицей бухгалтерского учета объекта нематериальных активов (НМА) является инвентарный объект.

Инвентарным объектом НМА признается совокупность прав на результаты интеллектуальной деятельности (средства индивидуализации) согласно патенту, свидетельству и (или) возникающих из договора (государственного (муниципального) контракта), иного правоустанавливающего документа, подтверждающего создание, приобретение (отчуждение) в пользу РФ, субъекта РФ, муниципального образования, государственного (муниципального) учреждения прав на результаты интеллектуальной деятельности (на средства индивидуализации).

В качестве одного инвентарного объекта нематериальных активов признаются объекты, включающие несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология, иные аналогичные объекты).

Каждому инвентарному объекту нематериальных активов присваивается уникальный инвентарный номер.

Инвентарный номер, присвоенный объекту НМА, сохраняется за ним на весь период его учета.

Инвентарные номера выбывших (списанных) инвентарных объектов нематериальных активов вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам нефинансовых активов не присваиваются.

Стандарт «Нематериальные активы» не содержит исключений для прав пользования нематериальными активами.

В актуальных редакциях стандарта «Нематериальные активы» и Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 14.09.2020 № 198н), впрямую не говорится о групповом учете прав пользования НМА.

Вместе с тем Минфин России допускает групповой учет прав пользования НМА с оформлением Инвентарной карточки группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032) и присвоением каждому объекту уникального номера (письмо Минфина России от 21.05.2021 № 02-07-10/40313):

Выдержка из документа: «В соответствии с пунктом 74 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н, затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны превышать ее полезность и преимущества от ее использования.
С учетом изложенного, в случае если учреждению передаются однотипные права пользования нематериальными активами (например, 1 000 однотипных лицензий на использование одного программного комплекса), то возникающие в бухгалтерском учете учреждения объекты учета нематериальных активов, по мнению Департамента, целесообразно рассматривать как группу однородных объектов учета нематериальных активов, установив особенности ведения группового учета в рамках формирования учетной политики учреждения (по аналогии с ведением группового учета объектов основных средств в Инвентарной карточке группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032).»

Согласно пункту 26 Стандарта «Нематериальные активы», амортизация начисляется только по объектам нематериальных активов с определенным сроком полезного использования (СПИ), в том числе правам пользования нематериальными активами.

В соответствии с пунктом 33 Стандарта «Нематериальные активы» амортизация объектов нематериальных активов начисляется с учетом следующих положений:

а) на объекты НМА стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с нормами амортизации согласно применяемому методу амортизации;

б) на объекты НМА стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100 % первоначальной стоимости при признании объекта в составе группы нематериальных активов.

При этом в Стандарте «Нематериальные активы» не приведены особенности начисления амортизации по правам пользования НМА, следовательно, амортизация по правам пользования НМА начисляется в том же порядке, как и по НМА. Этот вывод подтверждает письмо Минфина России от 01.06.2021 № 02-07-10/42328. В письме приведены разъяснения, что стандартом «Нематериальные активы» установлены единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как нематериальные активы (исключительные и неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности).

Согласно Инструкции № 157н, линейным способом амортизация начисляется на инвентарные объекты, на которые оформляются индивидуальные инвентарные карточки.

В редакции 2 программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» групповой учет предусмотрен только для прав пользования нематериальными активами стоимостью до 100 000 руб. включительно, по которым определен срок полезного использования, приобретенных в одной партии — по одной цене, в одно время, на которые начисляется амортизация 100 % при вводе в эксплуатацию.

Обратите внимание, всю партию, учитываемую на одной карточке (одном элементе справочника Основные средства, НМА, НПА), можно принять к учету только на один 26-разрядный счет бухгалтерского учета.

Если однородные объекты прав пользования НМА закупались за счет разных источников финансирования, то их нельзя принимать к учету на одну карточку основного средства (ОС) (на один элемент справочника Основные средства, НМА, НПА). Следует создать столько карточек, сколько источников финансирования, за счет которых приобретались объекты прав пользования НМА.

Следует учитывать, что групповой учет не предусмотрен также для объектов, стоимость которых может измениться в процессе эксплуатации в связи с модернизацией, комплектацией или разукомплектованием. По таким объектам независимо от стоимости должен вестись индивидуальный учет — на отдельной инвентарной карточке, то есть должен быть введен отдельный элемент в справочник Основные средства, НМА, НПА.

Для партии объектов прав пользования НМА стоимостью до 100 000 руб. включительно, для которых определен срок полезного использования, по которым амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости в момент ввода в эксплуатацию, стоимость которых не может быть изменена в процессе эксплуатации, можно открыть одну карточку группового учета, но при этом необходимо ввести инвентарные номера для каждого объекта однотипных прав пользования НМА. Рассмотрим порядок принятия к учету в БГУ 2 группы прав пользования нематериальными активами на примере.

Бюджетное образовательное учреждение приобрело лицензии антивирусной программы в количестве 79 шт. по 320 руб. каждая со сроком полезного использования 2 года. Необходимо принять лицензии к учету.

В рассматриваемом Примере право пользования антивирусной программой предоставлено на 2 года, право пользования таким нематериальным активом должно учитываться на счете 111 6I 352. Если стоимость одной лицензии до 100 000 руб. включительно, то при вводе в эксплуатацию на нее должна быть начислена амортизация в размере 100 % первоначальной стоимости. Группу таких объектов прав пользования НМА можно принять к учету на одну инвентарную карточку группового учета с присвоением индивидуальных инвентарных номеров на каждый объект прав пользования нематериальным активом (каждую лицензию).

Порядок принятия к учету в БГУ 2 группы прав пользования нематериальными активами на одну карточку группового учета согласно Примеру состоит из следующих этапов:

  1. Оформление карточки справочника «Основные средства, НМА, НПА» на группу прав пользования нематериальными активами.
  2. Формирование первоначальной стоимости неисключительных лицензий на программные продукты.
  3. Принятие к учету неисключительных лицензий на программные продукты.

Формирование капитальных вложений в лицензии оформляется документом Поступление ОС, НМА, НПА с типовой операцией Поступление ОС, НМА, НПА по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам. Документ заполняется в обычном порядке, как и для индивидуального учета объектов прав пользования, описанного в разделе «Формирование первоначальной стоимости» статьи «Учет неисключительных прав пользования на РИД с 2021 года».

На закладке Капитальные вложения в качестве внеоборотного актива можно указать созданный ранее элемент справочника Основные средства, НМА, НПА для группового учета прав пользования НМА, который будет являться объектом вложения для формирования стоимости лицензий (рис. 2). На закладке указывается также общая сумма и количество поступающих объектов. В рассматриваемом Примере таких лицензий 79 шт.

Принятие к учету лицензий на программные продукты оформляется документом Принятие к учету ОС, НМА, НПА с видом поступления Принятие к учету со счета 106 (приобретение).

На закладке Общие сведения следует указать Ответственное лицо и Место хранения.

Также следует указать Контрагента — правообладателя и Договор — правовое основание прав пользования нематериальными активами, поскольку в БГУ 2 по счету 111 60 ведется аналитический учет по контрагентам и договорам в соответствии с пунктом 151.3 Инструкции № 157н.

Закладка Стоимость вложений заполняется в обычном порядке — указывается Объект вложений, Счет вложений, по кнопке Рассчитать сумму вложений рассчитывается сумма, которая будет списана со счета 106.60. Исходя из количества и общей суммы, будет рассчитана стоимость одной единицы принимаемой лицензии.

На закладке Основные средства, НМА, НПА указываются объекты, принимаемые к учету, их инвентарные номера, счет учета и стоимость.

Как было сказано выше, объектам НМА, в том числе правам пользования НМА, следует присвоить инвентарные номера. Инвентарные номера объектам — правам пользования НМА — присваиваются в том же порядке, как объектам ОС, НМА, НПА.

По кнопке Добавить будет добавлена строка с объектом ОС, НМА, НПА, указанным как объект вложений на закладке Капитальные вложения. Так как в карточке данного объекта вложений установлен признак группового учета, такой же признак группового учета (буква N в прямоугольнике) будет выводиться и на закладке Основные средства НМА, НПА рядом с выбранным объектом прав пользования (рис. 3).

ПИСЬМО

от 30 ноября 2020 года N 02-07-07/104384

[О направлении Методических рекомендаций по применению СГФ «Нематериальные активы»]

Министерство финансов Российской Федерации в целях методологического сопровождения применения федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 181н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 декабря 2019 г., регистрационный номер 56822) (далее — Стандарт «Нематериальные активы»), направляет для руководства Методические рекомендации по применению Стандарта «Нематериальные активы».

А.М.Лавров

Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. N 181н (далее — СГС «Нематериальные активы») устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее — бухгалтерский учет), к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее — бухгалтерская (финансовая) отчетность).

Положения СГС «Нематериальные активы» обязательны к применению с 1 января 2021 года при:

ведении бюджетного учета получателями бюджетных средств, в том числе государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, а также государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями и (или) государственными (муниципальными) унитарными предприятиями в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, и получающих бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств, а также централизованными бухгалтериями, осуществляющими ведение бюджетного учета на основании договора (соглашения), заключенного получателем бюджетных средств согласно части 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — организации, осуществляющие полномочия по ведению бюджетного учета учреждений);

ведении бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями, а также организациями, осуществляющими согласно договору (соглашению), заключенному в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», полномочия по ведению бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных или автономных учреждений (далее — организации, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета учреждений);

раскрытии информации об объектах нематериальных активов, результатах операций с ними при составлении бюджетной отчетности получателями бюджетных средств, а также организациями, осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета учреждений;

раскрытии информации об объектах нематериальных активов, результатах операций с ними при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, в том числе организациями, осуществляющими полномочия по ведению бухгалтерского учета учреждений (централизованными бухгалтериями).

Положения СГС «Нематериальные активы» применяются, если иное не предусмотрено:

другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, применяемыми начиная с 2021 года;

иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в частности:

нормативными правовыми актами, регулирующими единую методологию бюджетного учета и бюджетной отчетности, принятыми в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

Как в 1С вести групповой учет прав пользования НМА

В соответствии с пунктом 6 СГС «Нематериальные активы» нематериальным активом является объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, не имеющий материально-вещественной формы, с возможностью его идентификации (выделения, отделения) от другого имущества, в отношении которого у субъекта учета при приобретении (создании) возникли исключительные права, а также иные права (неисключительные права) в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование прав на такой актив.

Актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:

является отделяемым, т.е. может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;

возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.

Нематериальный актив подлежит признанию в бухгалтерском учете в случае если он отвечает:

определению нематериального актива (согласно пункту 6 СГС «Нематериальные активы»);

Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:

1) аналитические коды группы синтетического счета:

  • 20 – особо ценное движимое имущество;

  • 30 – иное движимое имущество;

  • 90 – имущество в концессии;

2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

  • N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

  • R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

  • I «Программное обеспечение и базы данных»;

  • D «Иные объекты интеллектуальной собственности».

В Единый план счетов введены следующие счета:

Синтетический счет

Аналитические счета

0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии»

0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»;

0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.

Пункт 67 Инструкции № 157н также дополнен следующими положениями:

1. На счете 102 9I 000 подлежит отражению информация о являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин (программах для ЭВМ), базах данных, информационных системах (в том числе государственных информационных системах) и (или) сайтах в Интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.

2. Установление в составе рабочего плана счетов дополнительных аналитических кодов видов синтетического счета объекта учета, детализирующих группу «Иные объекты интеллектуальной собственности» (по счету 0 102 0D 000), производится учреждением (централизованной бухгалтерией) в рамках учетной политики исходя из требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, требований по раскрытию информации о нематериальных активах учреждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

В пункте 93 Инструкции № 157н уточнено, что по объектам нематериальных активов амортизация начисляется в соответствии с СГС «Нематериальные активы».

В Единый план счетов внесены следующие изменения:

Исключены счета

Введены счета

0 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов»;

0 104 29 000 «Амортизация нематериальных активов – особо ценного движимого имущества»;

0 104 39 000 «Амортизация нематериальных активов – иного движимого имущества»

0 104 0N 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок)»;

0 104 0R 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок»;

0 104 0I 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных»;

0 104 0D 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности»

Учет имущества казны осуществляется на счетах:

  • 0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» (по соответствующим аналитическим счетам);

  • 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» (по соответствующим аналитическим счетам).

Согласно п. 131 Инструкции № 157н (в новой редакции) к счету 0 108 90 000 применяются следующие аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 «Недвижимое имущество концедента, составляющее казну»;

  • 2 «Движимое имущество концедента, составляющее казну»;

  • I «Нематериальные активы концедента, составляющие казну»;

  • 5 «Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну».

В Единый план счетов введен аналитический счет 0 108 9I 000 «Нематериальные активы концедента, составляющие казну».

Инструкция № 157н дополнена следующими положениями:

1. Земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо – при невозможности определения такой стоимости – в условной оценке «один квадратный метр – один рубль» (п. 142).

2. В целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственной (муниципальной) казны (п. 143).

3. Аналитический учет ведется в разрезе объектов в составе имущества казны, идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (реестровых номеров), с указанием при учете объектов в составе имущества казны, переданных по концессионным соглашениям (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну, в концессии»), дополнительных аналитических признаков – контрагент и правовое основание поступления (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 145).

4. Учет операций по изменению стоимости имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, по результатам проведенных переоценок, в том числе при изменении кадастровой стоимости земельных участков и (или) справедливой стоимости объектов, предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, ведется в журнале по прочим операциям (п. 146).

Согласно дополнениям, внесенным в п. 127 Инструкции № 157н, вложения в нефинансовые активы, осуществляемые в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования) объектов государственного (муниципального) имущества, формирующего (составляющего) государственную (муниципальную) казну, в том числе ценностей Госфонда РФ, Госфонда субъекта РФ, государственных фондов материальных запасов, а также капитальные вложения в объекты незавершенного строительства, передаваемые в государственную (муниципальную) казну (передаваемые капитальные вложения, произведенные в целях бюджетных инвестиций), учитываются на счете 0 106 50 000 по соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

  • 2 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

  • 3 «Вложения в ценности государственных фондов России»;

  • 4 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;

  • 5 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;

  • 6 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны».

В Единый план счетов введены следующие счета:

Синтетический счет

Аналитические счета

0 106 50 000 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны»

0 106 51 000 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

0 106 52 000 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;

0 106 53 000 «Вложения в ценности государственных фондов России»;

0 106 54 000 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;

0 106 55 000 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;

0 106 56 000 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны»

Опубликован проект нового ФСБУ по нематериальным активам

Пункт 127 Инструкции № 157н дополнен положениями о том, что произведенные в силу концессионного соглашения суммы инвестиций (капитальных вложений) при создании и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения учитываются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, выступающими от имени концедента, учреждениями в случае передачи по концессионному соглашению имущества государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления на счете 0 106 90 000 по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета:

  • 1 «Вложения в недвижимое имущество концедента»;

  • 2 «Вложения в движимое имущество концедента»;

  • I «Вложения в нематериальные активы концедента»;

  • 5 «Вложения в непроизведенные активы концедента».

В Единый план счетов внесены следующие изменения:

Исключен счет

Введены счета

0 106 60 000 «Вложения в имущество концедента»

0 106 90 000 «Вложения в имущество концедента»;

0 106 91 000 «Вложения в недвижимое имущество концедента»;

0 106 92 000 «Вложения в движимое имущество концедента»;

0 106 9I 000 «Вложения в нематериальные активы концедента»;

0 106 95 000 «Вложения в непроизведенные активы концедента»

В пункт 151.5 Инструкции № 157н внесены дополнения, согласно которым счет 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»предназначен для отражения в учете снижения стоимости активов в связи с их обесценением, а также резерва под снижение стоимости материальных запасов.

В пункт 151.6 Инструкции № 157н введено положение о том, что аналитический учет по счету 0 114 00 000 ведется в разрезе объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами, материальных запасов), идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных номеров, кадастровых номеров (при наличии), реестровых номеров, учетных номеров).

Обесценение нефинансовых активов учитывается на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета в разрезе соответствующих видов имущества:

  • 10 «Обесценение недвижимого имущества учреждения»;

  • 20 «Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения»;

  • 30 «Обесценение иного движимого имущества учреждения»;

  • 40 «Обесценение прав пользования активами»;

  • 60 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»;

  • 70 «Обесценение непроизведенных активов»;

  • 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов».

В Единый план счетов внесены следующие изменения:

Исключены счета

Введены счета

0 114 09 000 «Обесценение нематериальных активов»

0 114 0N 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)»;

0 114 0R 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок»;

0 114 0I 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных»;

0 114 0D 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности»

0 114 60 000 «Обесценение непроизведенных активов»

0 114 60 000 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»

0 114 71 000 «Обесценение земли»;

0 114 72 000 «Обесценение ресурсов недр»;

0 114 73 000 «Обесценение прочих непроизведенных активов»

0 114 80 000 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов»;

0 114 87 000 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;

0 114 88 000 «Резерв под снижение стоимости товаров»

Таким образом, с 2021 года счет 0 114 60 000 применяется для учета снижения стоимости прав пользования нематериальными активами (до 2021 года данный счет использовался для учета снижения стоимости непроизведенных активов). Начиная с 2021 года в части обесценения непроизведенных активов применяется счет 0 114 70 000.

В отношении счетов, предусмотренных для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов (0 114 87 000, 0 114 88 000), необходимо отметить следующее.

В силу СГС «Запасы» резерв под снижение стоимости формируется в отношении материальных запасов, относящихся к группам «Товары», «Готовая продукция, биологическая продукция», на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась.

Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме от 27.01.2020 № 02-06-10/4743,для определения резерва под снижение стоимости отчетным периодом для сравнения нормативно-плановой стоимости названных материальных запасов с их балансовой стоимостью считается год. Положения СГС «Запасы» в целях определения резерва под снижение стоимости подлежат применению по итогам 2020 года при наличии указанной категории материальных запасов.

По мнению автора, учреждение при необходимости вправе по согласованию с учредителем (финансовым органом) предусмотреть в учетной политике порядок отражения резервов под снижение стоимости с применением новых счетов по итогам 2020 года.

В Единый план счетов введены новые счета для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:

1. Счет 0 304 66 000 «Иные расчеты года, предшествующие отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям» применяется в части бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, не корректирующих показатели на счетах финансового результата.

2. Счет 0 304 76 000 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям» используется для отражения бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, не корректирующих показатели на счетах финансового результата.

3. Счета 0 401 16 000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям», 0 401 26 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям» применяются для отражения бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлого года.

4. Счета 0 401 17 000 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям», 0 401 27 000 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям» используются для исправления согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлых лет.

Также скорректированы названия и предназначение действующих счетов, применяемых для исправления ошибок прошлых лет (приведены в таблице).

Счет

Предназначение

0 304 86 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году»

Применяется для исправления ошибок года, предшествующего году их исправления, не корректирующих показатели на счетах финансового результата и не подлежащих отражению на счете 0 304 66 000

0 304 96 000 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году»

Используется для отражения операций по исправлению ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, не корректирующих показатели на счетах финансового результата и не подлежащих отражению на счете 0 304 76 000

0 401 18 000 «Доходы финансового года, предшествующие отчетному, выявленные в отчетном году»

Применяется для отражения операций по исправлению ошибок года, предшествующего году их исправления, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлого года и не подлежащих отражению на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 401 16 000, 0 401 26 000

0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году»

0 401 19 000 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году»

Применяется в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет, возникшим до начала года, предшествующего году их исправления, корректирующих показатель доходов (расходов) прошлых лет и не подлежащих отражению на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 401 17 000, 0 401 27 000

Бюджетный учет нематериальных активов в 2021 году

Информация по счету 04 складывается из стоимости всех инвентарных объектов, зафиксированных на балансе (по начальной или фактической стоимости). Счет активный: поступления отражаются по дебету, а списания – по кредиту.

Объекты принимаются к учету через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». На этом этапе происходит формирование первоначальной стоимости актива и он дебетуется на счет 04 сразу же после того, как будет готов к эксплуатации. Происходит это после проверки объекта на соответствие всем требованиям, прописанным в ПБУ для НМА (ссылка выше).

Чтобы НМА корректно отображались на балансе, нужно уметь правильно организовывать их учет. Это делается по трем базовым операциям:

  • приемка на учет;
  • продажа;
  • амортизация.

Все эти операции необходимо отразить в учетной политике компании. Рассмотрим более подробно каждую операцию.

НМА можно принять на учет посредством покупки, создания собственными руками, получения как подарка или в ходе обнаружения при инвентаризации. Как говорилось ранее, принятие объекта к учету происходит через счет 08.

Для учета НМА оформляются следующие проводки:

  • Дт 08, Кт 60 – отражаются расходы на покупку;
  • Дт 02, Кт 10 / 70 / 69 – отражаются расходы на материалы для создания объекта;
  • Дт 19, Кт 60 – выдяляется НДС;
  • Дт 04, кт 08 – формируется фактическая стоимость.

Во время реализации НМА рассчитывается его остаточная стоимость. Как следствие, уменьшается учетная цена на сумму амортизации. Оформляются следующие проводки:

  • Дт 62, Кт 91 – отражается продажа;
  • Дт 91, Кт 68 – выделяется НДС;
  • Дт 05, Кт 04 – списывается амортизация;
  • Дт 91, Кт 04 – списывается остаточная стоимость.

Имущество, которое приобретали для последующей продажи, нельзя отнести к внеоборотным активам. Это относится и к объектам, которые не имеют материальной формы.

Ликвидация НМА оформляется такими же проводками, как при ликвидации других внеоборотных активов. Единственное отличие — использование счета 04:

  • Дт 91 Кт 04 – списывание остаточной стоимости НМА на прочие расходы.

При полной ликвидации остаточная стоимость равна нулю.

Таким образом, для корректного отражения НМА на счете и в бухгалтерской отчётности важно понимать, относится ли объект к НМА и как правильно его проводить. Если знать все основные нюансы, проблем с учетом НМА не возникнет.

Если НМА создается в учреждении, то в первоначальную стоимость имущества следует включать:

  1. Оплату труда работников, участвующих в создании объекта. Обратите внимание, что учитывается не только начисленная заработная плата, но и страховые взносы и прочие отчисления с оплаты труда.
  2. Затраты по оплате работ, услуг, товаров, приобретаемых для создания НМА. В том числе по договорам авторского заказа или договорам ГПХ.
  3. Траты учреждения на обслуживание, ремонт и эксплуатацию оборудования, используемого в создании нематериальной собственности.
  4. Иные категории трат организации.

Недопустимо включать в первоначальную стоимость следующие расходы:

  1. Общехозяйственные расходы, кроме затрат, непосредственно связанных с разработкой НМА.
  2. Затраты организации на научно-исследовательские, технологические и опытно-конструкторские работы прошлых отчетных периодов, которые уже были признаны доходами, расходами.
  3. Траты, непосредственно связанные с созданием образцов новых изделий, принимаемых в состав НФА учреждения только по результатам технологических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Затраты относите на бухгалтерский счет 0 106 00 000 в аналогичном порядке.

Учет НМА и неисключительных прав в 2021 году для бюджетной сферы

Начисление 100% амортизации не является основанием для списания НМА с бухучета. Объекты выбывают только при условии полного морального устаревания, то есть дальнейшая эксплуатация нематериального актива попросту нецелесообразна и нерациональна.

НМА приходят в негодность по иным причинам. Например, в результате стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации. В таком случае следует списывать затраты на бухгалтерский счет 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами».

Снятие с учета выбывающего актива следует отразить ф. 0504104 — акт о списании нефинансового актива. Аналогичная отметка ставится в инвентарной карточке нематериального актива (ф. 0504031).

29 ноября

Налоговый учет (ПБУ 18/02)

29 ноября

Онлайн-курс «Управление производством и ремонтами в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием 2.4»

29 ноября

Онлайн-курс «Ведение учета и составление отчетности по МСФО в «1С:ERP Управление предприятием 2.4»

29 ноября

Онлайн-курс «1С:Предприятие 8.3. Механизм системы компоновки данных» (для начинающих и профессионалов)

29 ноября

Онлайн-курс «Рассчитываем зарплату в программе «1С:Зарплата и управление персоналом». Редакция 3.1″

2 декабря 2021 Авторский онлайн-семинар Ирины Иванус «Новые ФСБУ. Практика применения для бухгалтера»

6 декабря 2021 Всероссийская конференция «ESG Отчетность»

Планом счетов бюджетного учета предусмотрено 29 забалансовых счетов. На них учитываются объекты учреждения, которые не находятся в оперативном управлении, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, а также прочие активы и обязательства, перечисленные в инструкции. Кроме того, организация может самостоятельно ввести дополнительные забалансовые счета для контроля сохранности и управленческого учета.

Итоги Учет в бюджетных структурах подчиняется Бюджетному кодексу РФ и строго регламентирован. Бюджетная система страны включает в себя использование специальных кодов, знание которых необходимо и для бухгалтеров по бюджетному учету, поскольку коды используются непосредственно при составлении рутинных проводок. Также полезную информацию вы найдете в статье «Составляем план счетов бюджетного учета — образец 2015».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *