Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли платить за отвод горячей воды закон применяемый в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
27 октября 2020 г. был принят Закон о внесении изменений в ст. 157 ЖК РФ (№ 351-ФЗ).
Согласно новой редакции, перерасчет за некачественные коммунальные услуги будет делать управляющая организация или ресурсоснабжающая организация (если у потребителя заключен прямой договор с ней).
Между собой эти организации должны разбираться самостоятельно (кто кому должен возместить убытки из-за некачественных услуг). Гражданам нужно обращаться с претензией к тому, кто непосредственно им оказывает услугу.
Чтобы не платить за холодные батареи или грязную воду, придерживаемся следующего алгоритма действий:
1. Звоним в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации и оставляем заявку о некачественной услуге.
Спрашиваем номер, под которым была зарегистрирована ваша заявка в журнале. Либо можно подать письменное заявление на имя руководителя компании лично (через приемную) или заказным письмом с уведомлением.
2. Вам должны позвонить из управляющей организации и согласовать время проведения проверки.
Закон не запрещает потребителю снимать ход проверки на видео, дабы обеспечить себя доказательствами на случай судебного спора. Акт проверки выдается заявителю на руки.
3. Если результат проверки вас не устраивает (часто бывает, что на момент прихода проверяющих все в порядке, а затем снова начинаются проблемы), вы можете заявить в жилинспекцию о проведении повторной проверки, с участием их специалистов.
4. Можно привлечь независимого эксперта для проверки качества ЖКУ. О дате и месте проведения проверки нужно сообщить управляющей организации, т. к. они вправе наблюдать за ходом экспертизы.
При подтверждении некачественной услуги расходы на оплату экспертизы возлагаются на управляющую организацию.
Заключение о том, что коммунальная услуга поставляется с нарушением нормативов качества, является основанием для перерасчета квартплаты. Официальные требования к качеству ЖКУ приведены в Приложении к Правилам предоставления коммунальных услуг, утв. ПП РФ № 354.
Минус нового закона — в том, что он отменил штрафы за некачественные ЖКУ в пользу потребителей. Теперь от коммунальщиков можно получить только перерасчет и компенсацию морального вреда (если дело дойдет до суда).
КВР 247 при оплате горячей воды и отопления: новые разъяснения Минфина России
Этому вопросу посвящено письмо Минстроя от 29 июня 2020 г. № 20156-ОГ/04.
Если температура горячей воды не поднимается выше 40 °C, то за каждый час поставщик ресурса должен начислять плату по тарифу за холодную воду.
Если температура горячей воды выше 40 °C, но все же не дотягивает до нормы, то за каждые 3 °C отступления от стандарта месячная плата за горячую воду должна снижаться на 0,1% за каждый час такого нарушения.
Напомню, что согласно санитарным требованиям температура горячей воды должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допускается отступление максимум на 3 °C в дневное время и на 5 °C — в ночное (с 0.00 до 5.00 часов). Большие отступления уже требуют перерасчета.
Верховный суд РФ отменил правила исковой давности по спорам о перерасчете квартплаты
Определением от 23 сентября 2020 г. № 301-ЭС20-13171 Верховный суд РФ подтвердил, что управляющая организация в спорах с жильцами о перерасчете квартплаты не может ссылаться на пропуск 3-летнего срока исковой давности.
Управляющую компанию обязали пересчитать плату за отопление с учетом показаний общедомового счетчика (тогда как они при исправном счетчике начисляли плату по нормативу).
Начальный срок перерасчета был обозначен 2015 годом, т. е. за рамками 3-летнего срока давности. По мнению УК, суд должен был признать законным перерасчет лишь за последние 3 года.
Однако все инстанции, вплоть до Верховного суда РФ, сошлись во мнении, что по таким спорам нельзя применять правила исковой давности (поскольку это не гражданско-правовые, а административные правоотношения). Перерасчет должен быть сделан за все время, когда квартплата начислялась неверно.
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
2. Забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.
3. Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также — установленные требования).
3.1. Требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
4. Отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Федеральный закон «О теплоснабжении»), за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.
5. К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
6. Особенности водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на таких объектах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
1. Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей:
1) охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;
2) повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды;
3) снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод;
4) обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
5) обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
2. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:
1) приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;
2) создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций;
3) обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
4) достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;
5) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения;
6) обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;
7) обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению;
8) открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.
Правительство утвердило повышение тарифов ЖКХ в 2022 году
1. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся:
1) установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
2) утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 291-ФЗ, от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
3) утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 291-ФЗ, от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
4) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
5) выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
6) осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
7) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения;
8) согласование в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, долгосрочных параметров регулирования тарифов, плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, метода регулирования тарифов; (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
8.1) согласование в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, долгосрочных параметров регулирования тарифов, плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, метода регулирования тарифов, включаемых в конкурсную документацию; (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
9) утверждение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности; (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ)
10) отмена решений органов местного самоуправления, принятых в соответствии с переданными им в соответствии с частью 2 настоящей статьи полномочиями, если такие решения противоречат законодательству Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
10.1) осуществление мониторинга показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения; (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)
10.2) осуществление мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения; (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 291-ФЗ)
10.3) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 485-ФЗ)
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9.1) установление нормативов состава сточных вод; (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
1.1. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 485-ФЗ)
2. Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения по организации водоснабжения населения и водоотведения на территориях этих образований определяются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения с учетом положений настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
3. В случае, если законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения полномочия, указанные в части 1 настоящей статьи, не отнесены к перечню вопросов местного значения, полномочия, установленные настоящей статьей, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
4. Органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
1. Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
2. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
3. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к закрытой системе горячего водоснабжения, заключают договоры горячего водоснабжения с организацией, эксплуатирующей эту систему. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
4. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении». (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
5. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
6. По предложению гарантирующей организации с абонентами, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, заключается единый договор холодного водоснабжения и водоотведения. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
7. До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
8. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение шести месяцев с даты наделения ее в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона статусом гарантирующей организации обязана направить абонентам, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, предложения о заключении договоров холодного водоснабжения, договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения). Абонент в течение 30 дней с момента поступления ему предложения о заключении договора (договоров) обязан заключить указанный договор (договоры) с гарантирующей организацией либо представить гарантирующей организации письменный отказ от заключения такого договора (договоров). В случае, если по истечении этого срока абонент не подписал указанный договор (договоры) или не представил письменный отказ от заключения договора (договоров), договор (договоры) считается заключенным. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
1. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
2. Физическое лицо, являющееся собственником централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязано заключить договор с организацией, на основании которого организация будет осуществлять эксплуатацию указанных систем.
3. Организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
4. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
5. В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
6. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
7. В случае, если снижение качества воды происходит на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, организация, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и эксплуатирует такие бесхозяйные объекты, обязана не позднее чем через два года со дня передачи в эксплуатацию этих объектов обеспечить водоснабжение с использованием таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к качеству горячей воды, питьевой воды, если меньший срок не установлен утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом планами мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На указанный срок допускается несоответствие качества подаваемой горячей воды, питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества горячей воды, питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
Необходимо разработать концепцию учета всех информационных систем о земле — А. Кутепов
Как отмечается в материалах к совещанию, в открытой системе вода подается постоянно из теплоцентрали, и это компенсирует ее расход даже при условии полного разбора. При этом чистота воды в трубопроводах не соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм. Закрытая система теплоснабжения – это конструкция, в которой теплоноситель, циркулирующий в трубопроводе, используется только для обогрева, и вода из тепловой сети не отбирается на горячее теплоснабжение.
В системах теплоснабжения закрытого типа, как правило, используются тепловые пункты, в которые горячая вода поступает от поставщика теплоэнергии, например, ТЭЦ. Далее температура теплоносителя доводится до нужных параметров для теплообеспечения и горячего водоснабжения и направляется потребителям.
КВР с 2022 года для оплаты по смешанному договору за отопление и горячую воду
Законом типовой контракт на поставку тепловой энергии по 44-ФЗ не утверждён.
Общие условия для включения в контракт определяются статьей 34 закона 44-ФЗ. Проверьте наличие следующих основных положений:
- наименование заказчика и исполнителя;
- объект закупки;
- ИКЗ;
- информация о количестве, месте и периоде оказания услуг;
- цена контракта, порядок расчетов;
- права и обязанности сторон;
- условия об ответственности;
- срок действия договора;
- реквизиты сторон.
- Должна ли начисляться плата за ГВС на ОДН с собственника, если он поставил заглушку на горячей воде, и пользуется только электрообогревателем используя только холодную воду?
- Какова правовая оценка начислений ГВС на ОДН в квартирах с индивидуальным отоплением (котлами) в домах с центральным отоплением и центральным горячим водоснабжением.
- Как будет начисляться плата за ОДН, если услуга оказывается, но забор воды производится из квартиры собственника, имеющего прибор учета?
- МКД с мансардами, отопление 1-5 этажи централизованное, а в мансардах (6 этаж) установлены индивидуальные отопительные системы, то есть жильцы верхних этажей покупают холодную воду и газ.
- Как оплачиваются общедомовые расходы по всем видам коммунальных услуг в многоквартирных домах с непосредственным управлением?
- На общедомовые нужды берется только ХВС, а куда отнести ГВС?
- В сентябре месяце начислено всему жилфонду, но часть домов приняли решение мыть лестничные клетки 1 раз в месяц в летний период, т.е. вода на мытье, в т.ч. промывку расходуется только в летний период, как поступать управляющей организации в зимний период?
- Как будет начисляться плата за ОДН, если услуга не оказывается (мытье лестниц)?
- Как рассчитать водоотведение на общедомовые нужды? Не вся вода на общедомовые нужды попадает в систему водоотведения, например, используется на полив газона, технологические потери.
- Если проектом дома предусмотрена система отопления в подъездах, но вышла из строя. Взимается ли плата за отопление на ОДН в указанном случае?
- Если в подъездах отсутствует система отопления, взимается ли плата за ОДН с потребителей? Основание?
- Как производится начисление квартиросъемщику за отопление на квартиру и общедомовые нужды, если нет теплосчетчика на доме и тепловая энергия идет транзитом, но имеется теплоузел на несколько домов?
- Начисляется ли на лестничные клетки в многоквартирном доме плата за отопление, если в доме нет общедомовых приборов учета? Как определить объем в Гкал приходящийся на отопление лестничных клеток?
- Как определяется плата за ОДН по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного горячего водоснабжения?
- Как определяется количество Гкал для приготовления 1 куб.метра горячей воды при открытой схеме теплоснабжения при отсутствии общедомового прибора учета?
- Как производить расчет платы на ОДН по тепловой энергии в квартирах с индивидуальным отоплением в МКД, оборудованных (не оборудованных) ОПУ тепловой энергии?
- Необходимо ли производить корректировку ОДН и как часто это нужно делать?
- На доме установлен общедомовой прибор учета горячего водоснабжения. Общедомовой прибор учета холодного водоснабжения на доме отсутствует. Правомерно ли считать ГВС по общедомовому счетчику, а ХВС по нормативу? Как считать водоотведение?
- Как рассчитывается плата за водоотведение ОДН в МКД, оборудованных коллективными приборами учета на холодную и горячую воду (при отсутствии коллективного прибора учета на водоотведение)?
- Как рассчитать размер платы на ОДН по водоотведению? В доме два ОПУ: один – на горячую воду, второй – на холодную воду?
Должна ли начисляться плата за ГВС на ОДН с собственника, если он поставил заглушку на горячей воде, и пользуется только электрообогревателем используя только холодную воду? |
---|
В данном случае можно воспользоваться аналогией п. 96 Правил № 354, согласно которому в случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, подтверждающих временное отсутствие. То есть, если потребитель не намерен пользоваться услугами ГВС в его жилом помещении и поставил заглушку на сетях ГВС, то неначисление платы за услуги ГВС, потребленные в жилом помещении, для такого потребителя возможно при условии, что заглушка горячей воды опломбирована исполнителем и исполнитель регулярно осуществляет проверку сохранности такой пломбы. Плата за услуги ГВС, потребленные на ОДН, указанному потребителю начисляется в обязательном порядке, поскольку любые коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, подлежат оплате всеми потребителями независимо от факта и объема потребления соответствующих услуг в жилых и нежилых помещениях МКД. Наверх |
Коды вида расходов по бюджетной классификации (КВР) являются составляющей частью идентификационного кода закупки. В Порядке формирования кода закупки, утвержденного Приказом Минэкономразвития от 10.04.2019 № 55н, указано, что разряды 34-36 кода государственной закупки представляют собой КВР. Кроме того, КВР используется при составлении плана ФХД и смет бюджетными организациями и учреждениями. Его правильное указание очень важно.
В первой половине 2022 года тарифы на коммунальные услуги не изменятся. Рост запланирован на второе полугодие – начиная с июля 2022 года. Утвержденные Правительством предельные индексы для пересчета платы распространяются на:
- горячую и холодную воду;
- электроэнергию;
- отопление;
- плату за газ;
- обращение с ТКО и канализацию.
Индексация тарифов на ЖКХ будет меньше инфляции, которая на 2021 год ожидается на уровне 7,4-7,9%.
Самый низкий рост стоимости коммунальных услуг ожидается в Свердловской области, респ.Марий Эл и Чукотском АО. Наиболее высокая индексация в 2022 году возможна в Чечне, Санкт-Петербурге, Севастополе, Крыму и Татарстане.
Как увеличится плата за ЖКХ в 2022 году
Кабмин хочет отменить дату модернизации водоснабжения в домах
Жителей столицы больше всего интересует, нужно ли делать поверку счетчиков воды в Москве в 2022 году. Ведь до 2021 в этом городе и во многих других населенных пунктах действовал временный мораторий в связи с пандемией коронавируса. Вследствие активно разворачивающейся компании по вакцинации населения, эксперты прогнозируют ослабление эпидемии, поэтому нет оснований полагать, что в 2022 году будет снова введен запрет. В 2021 году проверка осуществляется в штатном режиме. Владелец ИПУ может сам узнать, нужна ли поверка счетчика воды, и если срок подходит, то можно выполнить ее заранее даже в текущем году.
В 2020 году был введен временный мораторий – ИПУ не проверялись, и к тем абонентам, которые просрочили дату контроля, не применялись штрафные санкции. В 2022 году все будет зависеть от эпидемиологической обстановки, так как проводить поверку счетчиков воды в условиях повышенной заболеваемости будет опасно. Но пока нет официальных данных, подтверждающих введение моратория на подобные мероприятия. Поэтому ИПУ будут проверяться контролирующими органами, в том числе и частными, в штатном режиме.
Благодаря внесенным в закон изменениям поверка счетчиков на воду в 2022 году будет проводиться по новым правилам. Изменения вступили в силу после принятия новых постановлений и действуют по сей день. Изменились не требования, а сам порядок процедуры контроля. Власти хотят сделать процесс менее трудоемким, поэтому решили устранить всю бумажную волокиту. В России организации, осуществляющие контроль, могут больше не выдавать бумажные свидетельства, подтверждающие исправное состояние счетчика, только если это потребует заказчик. Данные передаются в электронном формате в ЖКХ.
Записи имеют юридическую силу после того, как они вносятся в информационный фонд, ответственный за обеспечение единства измерений, который является частью государственной системы «Аршин». Система была разработана в Росстандарте. Любые данные, касающиеся приборов учета и не зарегистрированные в системе, не могут считаться действительными.
Данные после осмотра устройства должен вносить мастер. Действующим законодательством установлены временные рамки, когда специалист должен передать данные в систему «Аршин» – до 60 календарных дней.
Сроки поверки счетчиков воды остаются неизменными в 2022 году. Они зависят от типа учетного оборудования. ИПУ на холодную воду должны проходить контроль каждые 6 лет. Устройства для учета горячей воды по правилам подлежат контролю каждые 4 года. Электронные ИПУ проверяются раз в 16 лет. Если пользователь не знает, когда в предыдущий раз осуществлялся контроль, это можно выяснить в компании ЖКХ. Для этого не нужно личного присутствия – можно посмотреть данные на сайте или же позвонить по телефону. После визита сотрудника контролирующей организации абоненту может быть выдано свидетельство о поверке, подтверждающее нормальное техническое состояние устройства.
Существует определенный законом порядок поверки счетчиков воды. Согласно действующему законодательству, осуществлять контроль могут государственные метрологические центры и частные организации. Но к негосударственным организациям, занимающимся контролем, есть ряд требований. Осуществлять такую деятельность могут лишь те компании, которые имеют соответствующую аккредитацию. Перечень частных и государственных организаций, предоставляющих такого рода услуги, можно посмотреть на сайте Росстандарта.
Если же компания предлагает населению подобные услуги, но при этом не имеет соответствующих разрешений и аккредитации, то проверка не будет считаться действительной. Документы, подтверждающие прохождение контроля, выданные подобными организациями, не имеют юридической силы.
Новые правила перерасчета коммунальных платежей: главные изменения
В настоящее время есть открытый реестр компаний, предоставляющих населению услуги по поверке счетчиков воды. Перед тем, как заключать договор с организацией, необходимо проверить, имеет ли она соответствующую аккредитацию. Список аккредитованных компаний можно посмотреть на сайте национальной аккредитационной системы или же в реестре Росстандарта.
На данный момент поверка счетчиков воды в 2022 и других годах вызвана, прежде всего, высокой изнашиваемостью устройств. Вращающаяся каретка стачивается, из-за чего подсчет и контроль потребляемой жидкости ведется неправильно. Из-за неправильного подсчета возникают экономические нестыковки, которые могут вылиться в минус доя бюджета жителей помещения или управляющей компании.
На данный момент поверка счетчиков продлена до 2022 года. Мораторий на проверку счетчиков был введен до конца 2020 года, однако, в 2021 году проверка также является обязательной, внесены лишь некоторые коррективы в процесс проверки. Также в 2022 году правила проверки и подсчета данных по потреблению холодной и горячей воды сохраняются, как и в 2021 году.
Проверка может быть инициирована контролирующими органами, жилищно-коммунальным хозяйством или лично жильцами частного дома или многоквартирной постройки. Также, с 2021 года, как и в 2022 году будут действовать все нормы проверки и учета, прописанные в Постановлении Правительства России N354 от 06.05.2011г. Изменения, кусающиеся нормы самого процесса проверки не затрагивают причины проведения контрольных замеров. Всероссийский мораторий на поверку счетчиков на 2022 год пока официально не продлен.
Для разных счетчиков действуют разные периоды обязательно проверки счетного оборудования:
- Для счетчиков холодной воды – 1 раз в 6 лет;
- Для счетчиков горячей воды – 1 раз в 4 года.
Следующую дату проверки контролирующего оборудования можно узнать в жилищно-коммунальной компании, на сайте ЖКХ или в квитанции по оплате за потребление ХВС и ГВС.
Универсальные счетчики для контроля и холодной и горячей воды проверяются раз в 6 лет. Электронные устройства имеют межпроверочный интервал раз в 16 лет. После проведения замеров и полной проверки оборудования владелец счетчика может получить бумажное удостоверение, которое будет свидетельствовать о полной работоспособности и пригодности к использованию счетчиков, установленных у его квартире или частном доме.
В глобальной сети можно встретить сообщения о том, что поверка счетчиков в 2022 году отменена, однако официальных подтверждений этому факту нет. На период 2021 года доподлинно известно, что проверка счетчиков производится в штатном режиме, в соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» № 102-ФЗ от 26 июня 2008 года, а также в постановлении Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года.
То есть, после отмены моратория на проверку счетчиков, который кончился 1 января 2021 года, в 2021 году и 2022 году проверка является обязательной. Приборы учета должны быть сертифицированы, опломбированы и занесены в общий домой реестр под своим уникальным серийным номером. Также за ними будет осуществляться обязательный контроль с целью выявления брака и неправомерного вмешательства в работу устройства.
Для проверки достаточно обратиться в любую компанию из списка, проведенного выше. Если в процессе обращения в специализированную компанию возникают сложности, потребитель и владелец счетчика может обратиться в управляющую компанию, которая инициирует проверку счетного оборудования от лица организации, что может заметно ускорить процесс.
Внеплановые проверки счетного оборудования проводятся бесплатно. Однако, при самостоятельно обращении в частные компании плата за услугу назначается самой аккредитованной организацией.
Первичная проверка приборов учета холодной и горячей воды проводится бесплатно. Однако, последующие проверки проводятся платно, о чем указанно в ч. 3 ст. 26 Закона от 26 июня 2008 года под номером 102-ФЗ. То есть, при постановке на учет счетчика платить не нужно, по следующие замеры на предмет исправности будут платными.
Государственные центры метрологии выставляют цену, которая регулируется правительством. Частные организации могут выставлять свою цену, которая не может быть ниже номинальных расценок, утвержденных правительственным органом учета.
Бесплатно проверить свой счетчик можно либо в случае первичной установки, инициированной государственным органом в следствии износа или брака, либо ели счетчик устанавливается впервые в только что отстроенное жилье. Также, бесплатную проверку счетчиков могут провести для граждан следующих категорий:
- ветераны ВОВ;
- инвалиды войн;
- инвалиды 1-ой группы.
Иные резиденты РФ, не подпадающие ни под одну из вышеперечисленных категорий проверку счетного оборудования обязаны оплатить.
Проверку всего счетного оборудования могут проводить только те компании, которые внесены в реестр Росстандарта. Иные организации считаются не аккредитованными, а показатели их проверки, также, как и все связанные документы не могут иметь юридической силы. Список популярных компаний для проверки счетчиков в 2021 году опубликован в статье выше.
О том, что налог на недвижимость должен рассчитываться исходя из её кадастровой стоимости, все слышали уже давно. Но переходный период затянулся, и в 2021 году по такому правилу налоговые платежи вносили собственники только в 74 регионах РФ, при этом многие из тех, кто уже платил «по-новому», почти не заметили увеличения налогового бремени, так как практически во всех российских регионах пересмотр кадастровой стоимости в 2020-м или составил не более 0,1%, или не проводился вовсе. И так как граждане в 2021-м платили налоги за прошлый год, то они никаких изменений не почувствовали. Однако за последние полтора года цены на жильё на месте не стояли. По данным Росстата, в среднем по стране за указанный период вторичная недвижимость подорожала на 9,5%, новостройки — на 12%, а в Москве средний рост составил 18% на вторичку и 16,7% на жильё, приобретаемое на стадии строительства. И в ряде регионов пересмотр кадастровой стоимости в 2021-м уже анонсирован, а это значит, что и налоги тоже вырастут. Пока наибольшая определённость о величине роста только в Москве. Согласно проекту отчёта об итогах кадастровой оценки, размещённому в открытом доступе на сайте ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования», кадастровая стоимость всех объектов в Москве на 2021 год выросла от 15% до 50%. Однако это не значит, что сумма налогов для владельцев квартир в Москве вырастет на эти же величины. Согласно закону, размер налога на недвижимое имущество физлиц не может расти больше чем на 10 процентов в год, хотя и это тоже немало.
— Налог на недвижимость, рассчитанный по новой кадастровой стоимости, большинству россиян предстоит уплатить осенью 2022 года, и в связи с тем, что по разным причинам данный вид налогов почти не повышался более двух лет, для многих граждан его новый размер может стать неприятным сюрпризом, — предупредил финансовый аналитик, кандидат экономических наук Олег Абелев. — Особенно это может быть ощутимо для москвичей и петербуржцев. Косвенно новые налоги отразят удорожание недвижимости в конкретном районе конкретного города. Ведь очевидно, что налоговое подорожание (кроме Москвы) будет для всех разным.
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ
Ниже приведены индексы роста тарифов на коммунальные услуги по второй половине 2022 года по всем российским регионам.
- Республика Адыгея — 4,6%
- Республика Алтай — 3,4%
- Республика Башкортостан 4,4%
- Республика Бурятия 4%
- Республика Дагестан 6%
- Республика Ингушетия 4,7%
- Кабардино-Балкарская Республика 5,4%
- Республика Калмыкия 4,2%
- Карачаево-Черкесская Республика 4,6%
- Республика Карелия 4,2%
- Республика Коми 4,1%
- Республика Крым 6,2%
- Республика Марий Эл 3,2%
- Республика Мордовия 5%
- Республика Саха (Якутия) 6%
- Республика Северная Осетия – Алания 4,7%
- Республика Татарстан 6,2%
- Республика Тыва 4%
- Удмуртская Республика 3,4%
- Республика Хакасия 4%
- Чеченская Республика 6,5%
- Чувашская Республика 3,4%
- Алтайский край 3,8%
- Забайкальский край 5%
- Камчатский край 3,8%
- Краснодарский край 4,2%
- Красноярский край 4%
- Пермский край 4,4%
- Приморский край 4,5%
- Ставропольский край 3,4%
- Хабаровский край 3,8%
- Амурская область 4,5%
- Архангельская область 4,2%
- Астраханская область 5%
- Белгородская область 4%
- Брянская область 4%
- Владимирская область 3,4%
- Волгоградская область 4%
- Вологодская область 3,4%
- Воронежская область 5,3%
- Ивановская область 3,4%
- Иркутская область 3,7%
- Калининградская область 3,4%
- Калужская область 3,4%
- Кемеровская область – Кузбасс 4,5%
- Кировская область 4%
- Костромская область 3,4%
- Курганская область 4%
- Курская область 4,5%
- Ленинградская область 3,4%
- Липецкая область 4,9%
- Магаданская область 4%
- Московская область 4,5%
- Мурманская область 4,5%
- Нижегородская область 4,4%
- Новгородская область 5%
- Новосибирская область 5,2%
- Омская область 5,3%
- Оренбургская область 5,4%
- Орловская область 4%
- Пензенская область 3,4%
- Псковская область 4%
- Ростовская область 3,8%
- Рязанская область 3,9%
- Самарская область 3,8%
- Саратовская область 5%
- Сахалинская область 3,9%
- Свердловская область 2,9%
- Смоленская область 4,6%
- Тамбовская область 4,5%
- Тверская область 3,4%
- Томская область 5,2%
- Тульская область 4,9%
- Тюменская область 3,4%
- Ульяновская область 3,4%
- Челябинская область 3,4%
- Ярославская область 4,5%
- Город Москва 6%
- Город Санкт-Петербург 6,3%
- Город Севастополь 6,2%
- Еврейская автономная область 4,2%
- Ненецкий автономный округ 3,8%
- Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 3,4%
- Чукотский автономный округ 3,3%
- Ямало-Ненецкий автономный округ 3,4%
Перечень химических соединений, для которых разработаны предельно-допустимые концентрации в питьевой воде, в обновленном СанПиН 2022 года содержит 1350 показателей. Для каждого вещества указывается химическая формула, оказываемое на человека воздействие, класс опасности. Таблица содержит особые отметки, свидетельствующие о токсичности вещества при поступлении через кожу. Еще 445 показателей имеет временный гигиенический норматив (ОДУ). Законодательством определено, каким образом производится контроль и составляется перечень контролируемых веществ. Ознакомиться с полным перечнем показателей вы можете в нашей статье, ниже в пункте «Нормы качества питьевой воды по СанПиНу».
В водоисточниках могут содержаться радионуклиды, имеющие естественное или антропогенное происхождение. Длительное воздействие высоких концентраций этих показателей может привести к риску возникновения онкологических заболеваний: рака желудка при приеме внутрь, рака легких при вдыхании паров.
№ | Показатель | Максимальный уровень |
---|---|---|
1. | Аб — удельная суммарная альфа-активность | 0,2 БК/кг |
2. | Ав — удельная суммарная бета-активность | 1,0 БК/кг |
3. | радон | до 60 БК/кг |
4. | сумма радионуклидов до 1 (отн.Ед) | до 1 (отн.Ед) |
Таким образом, основными нормативными документами, определяющими требования к качеству воды, используемой в питьевых и хозяйственно-бытовых целях, в 2022 году являются два СанПиН. Тот факт, что они объединили большинство требований в части обеспечения безопасности среды обитания человека, является, без сомнения, положительным. Однако документы, став универсальными, приобрели громоздкость и сложность в работе. Нормативные акты обязывают водоснабжающие организации и предприятия, эксплуатирующие источники питьевой воды, обеспечить контроль безопасности воды.
Качество питьевой воды зависит от многих факторов, зависящих от региона с природными особенностями водоисточников, применяемых при водоочистке технологий, состояния инженерных коммуникаций и т.п. В рамках действия закона о защите прав потребителей население обладает правом затребовать информацию о качестве поставляемой в дома воды.
Отдельными нормативными актами выделяются требования к бутилированной воде и организации питьевого режима в ДОУ и школах.
Для целей ГВС необходимо одновременно учитывать два компонента, за которые платит абонент: холодная вода (или теплоноситель, если речь идет об открытых системах) и тепловая энергия.
С водой все понятно – она рассчитывается в м3 в зависимости от показаний по счетчику либо нормативу потребления. Но не все знакомы с понятием «тепловая энергия» и тем, какую функцию она выполняет.
Указанный компонент является главной составляющей подогрева холодной воды до установленных норм. Чтобы определить объем затраченной тепловой энергии, нужно умножить использованное количество воды на норматив тепла, необходимый для подогрева 1 м3. Этот норматив принимается местными органами власти.
Если норматив не установлен, ЖЭКи и прочие управляющие организации рассчитывают его самостоятельно по формуле, утв. Постановлением Правительства № 306.
Следовательно, однокомпонентный тариф на горячую воду – это когда абонент платит лишь за использованные кубометры воды, двухкомпонентный – когда в тариф включается еще и стоимость ее подогрева.
Законодательная база относительно учета и оплаты услуг по ГВС по двухставочному тарифу достаточно сложна. Чтобы понять, как рассчитать тариф на горячую воду из двух компонентов, нужно быть профессионалом. Учитывая это, во многих регионах РФ были опубликованы специальные практические разъяснения и инструкции, призванные донести до граждан порядок применения тарифов на горячую воду. Изучив опубликованные методические рекомендации, мы постарались обобщить региональную практику.
То, как ведется расчет стоимости горячей воды по двухкомпонентному тарифу в квартирах, зависит от наличия или отсутствия в жилом помещении индивидуального прибора учета использованной воды. При расчетах используется формула № 23, утв. Приложением 2 к Правилам, утв. Постановлением Правительства № 354.
Эта формула предполагает учет показаний приборов учета воды и нормативов расхода тепла, необходимого для подогрева. Так, при наличии в квартире счетчика на горячую воду расчет ГВС в многоквартирном доме в 2021 году производится следующим образом:
Стоимость 1 м3 хол. воды х объем потребления + (объем потребления х норматив теплозатрат) х стоимость 1 Гкал тепла = стоимость услуг ГВС
Например: стоимость 1 м3 хол. воды 30.09 руб., объем потребления 5 м3, норматив теплозатрат 0,06, а стоимость 1 Гкал тепла – 1775,45 руб. Тогда расчет выглядит так:
30,09*5+(5*0,06)*1775,45 = 683,08 руб.
Если индивидуальный прибор учета отсутствует, вместо фактически потребленного ресурса в формуле учитывается местный норматив. Пусть он составляет 3,89 м3/чел. Следовательно, если в квартире живет 3 человека, порядок расчета таков:
(30,09 х 3,89+(3,89 х 0,06) х 1775,45) х 3 = 1360,22 рублей
Также рассмотрим простой вариант расчета для тех, кто интересуется, как посчитать тариф на горячую воду на 1 м3, переведя его в однокомпонентный. Так, фактическая стоимость 1 м3 горячей воды в нашем случае рассчитывается следующим образом:
30,09+1775,45 х 0,06=136,17 рублей /м3
Несмотря на довольно прозрачную схему расчетов, применение двухкомпонентного тарифа представляется достаточно спорным, о чем свидетельствует противоречивая судебная практика. Ниже мы рассмотрим несколько самых резонансных дел.
Один из наиболее спорных вопросов – применение при расчетах за ГВС общедомового прибора учета тепла. Казалось бы, его наличие позволяет объективно измерить объем тепла, затраченный поставщиком ресурса на подогрев воды, и такая практика единственно верна. На деле же не все так просто.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, при расчете стоимости ГВС должны применяться исключительно установленные нормативы тепла, использованного для подогрева воды.
Даже если теплосчетчик используется по договору, его показатели все равно не могут учитываться при расчетах с потребителями и поставщиками ГВС.
Эту позицию поддержал Минстрой РФ и Верховный Суд, хотя она потенциально приводит к необоснованному завышению стоимости ресурса.
Как известно, в регионах квитанция за отопление и горячую воду может содержать разные нормативы тепла, которое затрачено на подогрев кубического метра воды. Разница между некоторыми регионами превышает 15%. Например, в Омской области норматив составляет 0,0503 Гкал/1м3, в СПб – 0,06 Гкал/1м3, а в Ростовской области – от 0,054 до 0,066 Гкал/1м3, в зависимости от конструктивных особенностей дома.
Вероятно, причина такой разницы – неопределенность при проведении расчетов относительно температуры воды, которую нужно нагреть, и температуры уже горячей воды. Температурные перепады в разное время года не учитываются в расчетах, что ведет к завышению тарифов на ГВС.
Экономическое обоснование цены в отсутствие тарифа
Как уже было сказано, основные принципы предоставления коммунальных услуг закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства №354. Эти правила содержат 27 разделов и 3 приложения, в которых рассматривается, в том числе, и оплата общедомовых нужд. Таких, как отопление, водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в местах общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, технические помещения и т.д.)
В общем случае учет коммунальных услуг может производиться двумя способами — с помощью индивидуальных приборов учета (ИПУ) или по установленному нормативу.
Наиболее прогрессивным является учет с помощью приборов учета. Однако в некоторых случая (особенно с отоплением) это может сыграть злую шутку с жильцами. Как например, в случае с жителями многоквартирного дома из г. Михайловск Ставропольского края. Которые с 2018 года были вынуждены платить за общедомовую коммунальную услугу по отоплению, которую им фактически не предоставляли.
27 апреля 2021 года Конституционный Суд вынес постановление №16-П, которое поставило точку в деле необоснованного начисления сумм за коммунальную услугу по отоплению мест общего пользования (МОП) многоквартирного дома.
В суд обратилась жительница г. Михайловск Ставропольского края, проживающая в многоквартирном доме. Когда-то их дом был присоединен к централизованной системе теплоснабжения.
Однако по согласованию с местной администрацией большинство квартир и нежилых помещений МКД были переведены на индивидуальное газовое отопление, установленное непосредственно в квартирах. Все эти квартиры теперь отключены от центрального отопления, в них демонтированы радиаторы (батареи), а стояки системы теплоизолированы.
Но начиная с 2018 года, всем собственникам этих квартир стали начислять плату за отопление мест общего пользования. Грубо говоря — за подъезды. Основанием служили показания общедомового счетчика тепла.
Жильцы с подобными платежами не согласились и провели судебную строительно-техническую экспертизу. Которая показала, что в указанных местах общего пользования отсутствуют батареи и трубопроводы отопления. А значит, эти общедомовые помещения не отапливаются от централизованной системы. Кроме того, сети теплоснабжения в подвале МКД технически не могут быть использованы для отопления помещений дома.
По совокупности это говорит о том, что коммунальная услуга по отоплению мест общего пользования жильцам не оказывается.
Граждане обратились в суд с иском о том, чтобы теплоснабжающая организация аннулировала лицевые счета и начисленные суммы за фиктивную коммунальную услугу ОДН.
Однако сначала районный, а затем и краевой суд жильцам в иске отказал. Суды посчитали, что закон не освобождает жильцов с автономными системами отопления, от оплаты общедомовых нужд.
После краевого суда жильцы обратились в Пятый кассационный суд. Но и там получили отказ. А Верховный Суд отказал в рассмотрении данного дела.
Пришлось обращаться в Конституционный Суд (КС). Поскольку дом отапливается только за счет квартирных систем отопления, а в подъездах отсутствуют батареи, то получается что физически коммунальная услуга по отоплению мест общего пользования не оказывается.
Но с другой стороны получается, что жильцы обязаны платить за эту несуществующую услугу по действующему российскому законодательству. А это — прямое нарушение конституционных прав граждан.
Исследовав все материалы дела Конституционный Суд пришел к следующему выводу: действительно, если отопление осуществляется от централизованной системы теплоснабжения, то собственник квартиры в МКД оплачивает данную коммунальную услугу за квартиру и за часть мест общего пользования.
Формула оплаты отопления за места общего пользования разработана таким образом, что даже если квартира не подключена к центральной системе (в помещениях индивидуальное отопление), то начисления за МОП должны быть.
Суд, в частности, определил, что единственным вариантом полного отказа от начисления сумм за отопление МОП является полное отключение дома от централизованных систем теплоснабжения. И перевод всех помещений на индивидуальное отопление.
Суд также определил, что места общего пользования могут отапливаться не только за счет установленных радиаторов, но и за счет теплопередачи нагретых конструкций — стен, плит перекрытий и т. п. А потому расчет отопления на МОП, и начисление за это по существующим формулам правомерен даже при отсутствии батарей в подъездах.
Однако также суд определил, что если большинство помещений переведено на индивидуальные системы, то тепло из квартир через стены и другие конструкции отапливает места общего пользования. Но существующая расчетная формула это не учитывает.
Другими словами, если все квартиры отапливаются централизованно, то начисления за отопления МОП правомерны. Если же часть квартир отапливается индивидуально, то они через стены и плиты отапливают и МОП. И в этом случае плата за МОП должна быть снижена. Но такой механизм в законодательстве не предусмотрен.
По данному конкретному делу Конституционный Суд принял решение о том, чтобы райсуд определил компенсацию излишне уплаченных сумм за отопление. Также КС принял решение о разработке Правительством нового механизма расчета платы, учитывающего нюансы отопления МКД от индивидуальных отопительных систем.
Подводя итог можно сказать, что с момента начислений, и до момента решения Конституционного Суда прошло около трех лет, и пять судебных инстанций, включая высшие, такие как Верховный и Конституционный Суды. Можно только предполагать, сколько средств было израсходовано на эти тяжбы.
А вывод из всего этого один — несовершенство системы расчета платы за коммунальные услуги на ОДН вынуждает собственников отстаивать свои права в суде. И это — не нормально.
Указанная информация касается жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
Тарифные «коридоры» на электроэнергию для населения на 2022 год рассчитала Федеральная антимонопольная служба.
Предполагается, что тарифы на электроэнергию повысятся с июля.
Проектом приказа ведомства предусмотрено установление минимальных и максимальных уровней, которые должны будут учитываться региональными властями при определении конкретных тарифов на следующий год.
Тариф за свет для каждого региона может вырасти максимум либо на 5% (рост тарифов на электроэнергию, предусмотренный прогнозом социально-экономического развития РФ), либо до уровня предельного индекса подорожания коммунальных услуг (он устанавливается правительством для каждого региона в конце предыдущего года), если он выше 5%.
Тарифы в электроэнергетике регулируются на федеральном и региональном уровнях. Выше или ниже предельных значений они быть не должны. Конечные цены формируют регионы.
Предусмотрено, что во втором полугодии 2022 года должны приблизиться друг к другу тарифы на электроэнергию в Москве и Подмосковье, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (они станут почти одинаковыми).
Дороже всего электроэнергия во второй половине 2022 года может оказаться на Чукотке — максимальный уровень тарифа, разрешенный ФАС, составляет здесь 9,27 рубля за киловатт. Высокие тарифы могут быть также в Московской области — 6,23 рубля за киловатт,, Москве — 6,28 рублей, Якутии (7,23 рубля), Камчатском крае (7,29 рублей за киловатт).
Самые низкие тарифы могут быть установлены в Иркутской области (минимум 1,27 рубля за киловатт), Хакасии (2,44 рубля), Дагестане (2,97 рубля), Чечне (3,09 рубля) и Мурманской области (3,10 рубля).
В ряде регионов применяются разные тарифы при оплате электроэнергии в пределах социальной нормы потребления и сверх нее. К примеру, в Красноярском крае социальные тарифы могут колебаться от 1,13 до 2,98 рубля, потребление электричества сверх того — от 4,57 до 4,80 рубля за киловатт. Дифференцированные тарифы применяются также в Забайкальском крае, Владимирской, Нижегородской, Орловской, Ростовской областях.
Минэкономразвития России ожидает роста тарифов на услуги тепла и водоснабжения не более чем на 4% в год в период 2022–2024 года. Об этом говорится в сценарных условиях прогноза министерства.
Уточняется, что данные показатели соответствуют целевой инфляции в стране. Вместе с этим рост регулируемых тарифов сетевых организаций для потребителей, кроме населения, в среднем по стране в период 2022–2024 годов составит не более 3% ежегодно.
По информации ведомства, в отдельных муниципалитетах индексация этих тарифов может оказаться выше установленной величины. Это возможно в таких ситуациях, как при «реализации мероприятий комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры», а также введения нормативов потребления услуг ЖКХ либо перехода к использованию альтернативной котельной.
Цены на услуги тепла и водоснабжения повысятся так же с 1 июля.
Значение индексации будет варьироваться от 3,2 до 6,5% в зависимости от региона и инфляции.
Горячая десятка вопросов об индексации заработной платы в 2022 году
Правительство приняло решение повышать тарифы на газ для промышленных потребителей в 2022-24 годах быстрее обычных темпов в три процента в год. Так власти собираются финансировать программу расширенной газификации.
Согласно новой версии социально-экономического прогноза Минэкономразвития, в 2022 году оптовый тариф на газ должен вырасти на пять процентов, в 2023-м и 2024 годах — на четыре процента.
Издание отмечает необычность меры, на которую пошло правительство, поскольку рост тарифов на газ традиционно сдерживался властями в любых экономических условиях.
Причина ускоренной индексации в прогнозе не раскрывается, однако она может заключаться в стремлении государства переложить на промышленных потребителей часть затрат по программе газификации домовладений. С такой инициативой весной выступал Госсовет.
Ускоренное повышение не затронет население — для него цена газа в ближайшие три года будет расти прежними темпами, то есть по 3%.
Завершение газификации ожидается к 2030 году. К этому сроку газ должен быть проведен к 83 процентам домовладений. При этом условия программы предусматривают, что ее финансирование не будет осуществляться за счет населения.
В первой строке квитанции «горячее водоснабжение/вода» фиксируется расход количества холодной воды в кубометрах, которая идёт на приготовление горячей.
Объём потребляемой воды определяется по показаниям прибора учёта горячей воды (счётчика) либо исходя из установленного норматива потребления горячей воды на человека, помноженного на тариф на холодную воду.
Во второй строке «горячее водоснабжение/подогрев» указывается тепловая энергия, которая была затрачена на подогрев воды. Как рассчитывается подогрев воды в квитанциях? Исчисляется данный показатель следующим образом: норматив умножается на подогрев холодной воды, затем на тариф за тепловую энергию.
Многие потребители интересуются, от чего зависят региональные нормативы за подогрев воды? Отвечаем: утверждённые нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды применяются в зависимости от:
Чтобы вычислить размер оплаты ЖКУ, следует применять следующую формулу:
Pi = Viодн x Тхв + QПi х Тт/э.
Алгоритм расчета:
- Необходимо взять общий объем потребляемой горячей воды за месяц (Viодн) и умножить его на тариф ХВС (Тхв).
- Затем взять количество энергии, которое необходимо для нагрева (QПi), и умножить его на компонент (Тт/э).
- В заключение полученные величины необходимо сложить.
Пример расчета по показаниям счетчика, который находится в жилом помещении собственника. Для оплаты используется двухкомпонентный норматив.
Показатели:
- За апрель 2020 года объем ГВС по показаниям счетчика составил 7 м3 (Viодн).
- ХВС, согласно региональному нормативу, составляет 28,38 рублей за 1 м3 (Тхв).
- Количество энергии, затраченной на нагрев ХВС за апрель 2020 года, составило 0,090 Гкал за 1 м3 (QПi).
- Региональный тариф 2042,00 рублей за 1 Гкал (Тт/э).
Пример:
- 7 м3 x 0,090 Гкал м3 = 0,63 Гкал.
- 7 м3 x 28,38 + 0,63 x 2042 = (198,66 + 1286,46) = 1485, 12.
Пример расчета, если в квартире нет прибора для учета энергии. Для оплаты используется двухкомпонентный тариф.
Дополнительные данные:
Аббревиатура «ГВС» – не что иное, как горячее водоснабжение. Им обеспечиваются квартиры домов. При этом подаваемая в жилища горячая вода должна соответствовать определенному температурному режиму. Под ГВС не понимается только горячая вода. Это тепловая энергия, идущая на нагрев воды до требуемой температуры.
ГВС может подаваться в квартиры через центральную и автономную системы. Первый вариант наиболее распространен и используется в многоквартирных домах. Нагрев воды осуществляется на тепловой станции, после чего ресурс подается в жилища. Автономная система нашла применение в частных жилищах. Устанавливаемый в помещениях бойлер или специальный котел подогревает воду. Ресурс в дальнейшем распределяется только в пределах одного частного дома.
Горячее водоснабжение оплачивается только гражданами, пользующимися центральной отопительной системой. Пользователи автономной системы платят не за сам ресурс, а только за его нагрев при помощи электрической энергии или газа.
Обратите внимание! В квитанциях также присутствует графа «ГВС на ОДН». Последняя аббревиатура означает общедомовые нужды (работы по опрессовке труб, подготовка к сезонному отоплению, доставка теплоносителя к общим местам пользования). ГВС на ОДН подразумевает расход энергии на нагрев воды, которая будет использоваться для нужд всех обитателей дома, а не только отдельных квартир в нем.
Вплоть до начала 2014 года в России действовала однокомпонентная схема, по которой формировались квитанции на оплату тепловой энергии. За основу брались лишь кубометры, которые жильцы потребили за месяц. Их количество умножалось на тариф и зафиксированную цифру в 0,06 Гкал. Последнее значение было выведено по подсчетам. Оно означает приблизительное количество энергии, требуемое для нагрева 1 м3 воды.
Принятое 13.05.2013 года правительственное Постановление под номером 406 зафиксировало новый тариф в системе водоснабжения. Он стал двухкомпонентным. Такой тариф теперь учитывает как холодную воду, так и тепловую энергию.
Во всех квитанциях стали по отдельности прописываться графы «ГВС» и «подогрев ГВС». Основу 2-компонентного тарифа составляет не только ХВС, предназначенное для ГВС, но и теплоэнергия.
В многоквартирном доме оборудуется водонагреватель. Выход прибора из строя не влияет на изменение тарифа. Но ремонт сломанного водонагревателя оплачивается обитателями дома. Прибор является частью общедомового имущества. При его поломке в квитанции ЖКХ, в строчке «Ремонт имущества» будет значиться определенная сумма, затраченная на устранение неполадки.
Важно! У жильцов квартир, оборудованных автономной системой, нет обязанности платить за подогрев воды. Они не пользуются центральной системой и оплачивают только объем электроэнергии или газа, затраченный на нагрев ресурса домашним котлом или бойлером.
Жильцы домов могут самостоятельно рассчитать размер суммы, которую им необходимо перечислить в расчетный центр за ГВС.
Также рекомендуется сопоставлять высчитанные значения с суммами, которые начисляют расчетные центры. При наличии неточностей рекомендуется обращаться в УК за разъяснениями и пересчетом коммунальных платежей.
При этом жильцы не должны платить за ремонт общедомового расходомера, если в их квартирах имеется автономная система. В подобных случаях начисляемые расчетными центрами платежи являются незаконными.
Что такое обогрев – один из часто встречающихся вопросов. В документе есть 2 графы тепловое водоснабжение (ГВС) и разогрев.
Что такое ГВС – это горячее водоснабжение. Но люди не понимают, почему они должны вносить деньги дважды. Но на самом деле все по-другому. ГВС – это не теплая вода, а теплоэнергия, которая затрачивает ЖКХ на доведение жидкости до нужной температуры. Поэтому был введен двойной тариф за горячее водоснабжение и на затраченную энергию.
Данный тариф был установлен из-за того, что на достижение нормальной температуры, затрачивается дополнительная энергия. Раньше расход топлива не учитывался при подсчете коммунальных платежей, и деньги за это взималась только в отопительный период.
Из-за чего в этот период расходы людей на разогрев и отопление сильно увеличивался. Чтобы у людей резко не увеличивались затраты, Правительство разделило расходы, потраченные на достижение нормальной температуры, на весь год.
В 2021 году расчет за потребленную населением горячую воду должен производиться по двухкомпонентному тарифу. Ранее предполагалось, что это произойдет еще до 2018-го года. Разберемся, что это такое.
Понятие “тариф на горячую воду” как на единый товар нигде в мире не применяется – чаще всего ее нагрев осуществляется прямо на объекте теплоснабжения. Но даже там, где практика централизованной подачи горячей воды все же существует, товаром выступает в первую очередь теплоноситель, подогревающий эту воду.
Для целей ГВС необходимо одновременно учитывать два компонента, за которые платит абонент: холодная вода (или теплоноситель, если речь идет об открытых системах) и тепловая энергия.
С водой все понятно – она рассчитывается в м3 в зависимости от показаний по счетчику либо нормативу потребления. Но не все знакомы с понятием «тепловая энергия» и тем, какую функцию она выполняет.
Указанный компонент является главной составляющей подогрева холодной воды до установленных норм. Чтобы определить объем затраченной тепловой энергии, нужно умножить использованное количество воды на норматив тепла, необходимый для подогрева 1 м3. Этот норматив принимается местными органами власти.
Если норматив не установлен, ЖЭКи и прочие управляющие организации рассчитывают его самостоятельно по формуле, утв. Постановлением Правительства № 306.
Следовательно, однокомпонентный тариф на горячую воду – это когда абонент платит лишь за использованные кубометры воды, двухкомпонентный – когда в тариф включается еще и стоимость ее подогрева.
Законодательная база относительно учета и оплаты услуг по ГВС по двухставочному тарифу достаточно сложна. Чтобы понять, как рассчитать тариф на горячую воду из двух компонентов, нужно быть профессионалом. Учитывая это, во многих регионах РФ были опубликованы специальные практические разъяснения и инструкции, призванные донести до граждан порядок применения тарифов на горячую воду. Изучив опубликованные методические рекомендации, мы постарались обобщить региональную практику.
То, как ведется расчет стоимости горячей воды по двухкомпонентному тарифу в квартирах, зависит от наличия или отсутствия в жилом помещении индивидуального прибора учета использованной воды. При расчетах используется формула № 23, утв. Приложением 2 к Правилам, утв. Постановлением Правительства № 354.
Эта формула предполагает учет показаний приборов учета воды и нормативов расхода тепла, необходимого для подогрева. Так, при наличии в квартире счетчика на горячую воду расчет ГВС в многоквартирном доме в 2021 году производится следующим образом:
Стоимость 1 м3 хол. воды х объем потребления + (объем потребления х норматив теплозатрат) х стоимость 1 Гкал тепла = стоимость услуг ГВС
Например: стоимость 1 м3 хол. воды 30.09 руб., объем потребления 5 м3, норматив теплозатрат 0,06, а стоимость 1 Гкал тепла – 1775,45 руб. Тогда расчет выглядит так:
30,09*5+(5*0,06)*1775,45 = 683,08 руб.
Если индивидуальный прибор учета отсутствует, вместо фактически потребленного ресурса в формуле учитывается местный норматив. Пусть он составляет 3,89 м3/чел. Следовательно, если в квартире живет 3 человека, порядок расчета таков:
(30,09 х 3,89+(3,89 х 0,06) х 1775,45) х 3 = 1360,22 рублей
Также рассмотрим простой вариант расчета для тех, кто интересуется, как посчитать тариф на горячую воду на 1 м3, переведя его в однокомпонентный. Так, фактическая стоимость 1 м3 горячей воды в нашем случае рассчитывается следующим образом:
30,09+1775,45 х 0,06=136,17 рублей /м3
Несмотря на довольно прозрачную схему расчетов, применение двухкомпонентного тарифа представляется достаточно спорным, о чем свидетельствует противоречивая судебная практика. Ниже мы рассмотрим несколько самых резонансных дел.
Один из наиболее спорных вопросов – применение при расчетах за ГВС общедомового прибора учета тепла. Казалось бы, его наличие позволяет объективно измерить объем тепла, затраченный поставщиком ресурса на подогрев воды, и такая практика единственно верна. На деле же не все так просто.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, при расчете стоимости ГВС должны применяться исключительно установленные нормативы тепла, использованного для подогрева воды.
Даже если теплосчетчик используется по договору, его показатели все равно не могут учитываться при расчетах с потребителями и поставщиками ГВС.
Эту позицию поддержал Минстрой РФ и Верховный Суд, хотя она потенциально приводит к необоснованному завышению стоимости ресурса.
Двухкомпонентный тариф на ГВС – это более справедливые, но не всегда совершенные условия использования горячей воды в МКД. Несмотря на единый подход, суммы, подлежащие уплате, могут отличаться от региона к региону, что является следствием ошибок и несовершенства использованных подходов. В связи с этим не все регионы спешили перейти на двухставочный тариф. Но законодательство обязывает их сделать это до 1 января 2021 года.
Недавно в наших квитанциях на горячую воду появилась новая запись: подогрев воды. Люди ломают головы над проблемой, подогрев воды в квитанциях – что это, законное требование управляющей компании или новая мошенническая схема, направленная на дополнительный отъём денег у населения в пользу нечистых на руку дельцов.
К великому сожалению большинства наших людей, эта мера абсолютно законна. Народ смотрит на эту новацию и не видит в ней никакого смысла, ведь мы же и так сполна платим за горячее водоснабжение, при чём тут ещё какой-то подогрев.
Однако если вдуматься смысл в этой новации всё же есть, и заключается она не только в том, чтобы на законном основании изъять из наших карманов дополнительные деньги.
Мы уже привыкли к тому, что зимой у нас работает центральное отопление, а летом, ранней осенью и поздней весной оно отключено. Однако подогрев наших помещений осуществляется и в неотопительный период.