Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Системы налогообложения в РФ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:
- по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
- капвложениям (ФСБУ 26/2020);
- документообороту (ФСБУ 27/2021);
- аренде (ФСБУ 25/2018).
Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.
Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.
Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.
Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.:
- первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
- если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.
И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.
Упрощенцев тоже ждет изменение формы отчетности — сдать декларацию за 2021 год нужно на новом бланке.
И возможно, уже с июля 2022 года будет запущен новый налоговый режим для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек и доходами до 60 млн руб. в год — УСН.онлайн. Администрироваться он будет аналогично режиму НПД — без деклараций и через удобный интерфейс.
Основные изменения налогового законодательства в 2022 году
Расчёты наличными сложно администрировать, особенно в отношениях микробизнеса с населением:
«…когда ты видишь снятие налички, ты не можешь сказать, на что человек снимает себе деньги. Но всегда рядом с «C» [consumer, потребитель] будет «B» [business, бизнес]. Следовательно, использование средств уже становится менее для нас понятным».
Д.В. Егоров
Поэтому тотального контроля за платежами физиков не планируется — иначе, они перейдут в нал, а это большее зло:
«Если выбирать между наличными и безналичными расчетами, то, конечно, на государственном уровне интереснее именно такая система расчётов [безналичных]. Поэтому когда мы говорим о налоговом контроле в этой сфере, он должен быть достаточно аккуратен, чтобы это не превращалось в набеги на бытовую деловую активность».
Д.В. Егоров
Безналичные платежи сильно увеличились в объеме, активизировались и схемы по анонимизации потоков безнала. ФНС будет бороться с этим:
«Но, когда попадаешь в цифровое пространство, ты всё равно оставляешь след. И это вопрос времени, когда этот след будет выявлен. Если говорить о криптовалютах, то мы сейчас достаточно плотно занимаемся этим рынком, понимая, что эта система расчётов может создать достаточно существенную эрозию для налоговой базы».
Д.В. Егоров
Возможно, речь идёт о полном законодательном запрете на операции с криптовалютами и ужесточение ответственности. А взамен — цифровой рубль с прозрачной историей владения.
Логичное завершение тренда, который развивается уже не первый год:
«Поэтому наша общая стратегия направлена на то, чтобы в итоге привести систему к такому состоянию, чтобы деклараций не было вообще. Это касается и физических лиц: в перспективе мы планируем отказаться от декларации 3-НДФЛ для большинства случаев».
Д.В. Егоров
Это касается и налоговых вычетов:
«Для вычетов не нужно будет сдавать декларации, они будут автоматизированы. Все вычеты планируем перевести на этот принцип к 2024 году».
Д.В. Егоров
Для физиков — однозначно хорошая новость. Это должно ускорить процесс получения вычетов и упростить жизнь налогоплательщиков.
«>
-
Как работает упрощённая система налогообложения
690 0
С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:
- 06/2020 — по основным средствам;
- 26/2020 — по капитальным вложениям;
- 27/2021 — по документообороту;
- 25/2018 — по аренде.
Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.
О переходе на патентную систему налогообложения с 2022 года
Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.
Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.
По УСН сдавать декларацию за 2021 год потребуется на новом бланке.
Также планируется, что с июля 2022 года будет действовать новый налоговый режим — УСН.онлайн. Он будет предназначен для микропредприятий с численностью работников до 5 чел. и годовыми доходами до 60 млн. руб. ИФНС будет администрировать его в упрощенной форме аналогично НПД — без отчетной декларации и через удобный сервис.
По данному налогу будут обновленные отчетные формы:
- 6-НДФЛ для работодателей;
- 3-НДФЛ для физлиц и ИП.
Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.
К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.
Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.
Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.
Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.
В документе отмечается, что одна из целей государства на ближайшие годы — это борьба с теневым сектором. Работа в этом направлении необходима для создания справедливых конкурентных условий для ведения бизнеса. С этой целью усиливается администрирование доходов: внедряются новые информационные технологии, формируется единое информационное пространство администрирования.
Отчасти повысить собираемость налогов позволили несколько мер.
- Расширение действия налога на профессиональный доход (НПД) на все регионы России. Суммарный доход самозанятых к концу сентября превысил 600 млрд руб.
- Запуск системы прослеживаемости товаров. Этот проект позволит контролировать оборот товаров на всех этапах — от ввоза до реализации.
- Развитие системы налогового мониторинга. Сюда в том числе относится снижение пороговых требований (для входа) по доходам и активам — с 3 млрд руб. до 1 млрд руб., по налогам — с 300 млн руб. до 100 млн руб., а также предоставление права участникам мониторинга на возмещение НДС (акциза) в заявительном порядке без оформления банковской гарантии или договора поручительства.
- Расширение информационного взаимодействия между налоговиками и кредитными организациями. Например, предоставление в рамках налогового контроля права запрашивать у кредитных учреждений копий документов.
С 2021 года отменены налоговые декларации по транспортному и земельному налогам. К другим мерам Минфин относит введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам, отмену налоговой декларации для налогоплательщиков режима УСН «доходы», использующих ККТ, а также развитие электронного документооборота в налоговой сфере.
Для повышения информационной открытости бизнеса и снижения административной нагрузки был запущен государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО).
За последние два года работа в этом направлении была направлена на повышение эффективности:
- расширены возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога или сбора);
- выстроен порядок уплаты/возврата госпошлины;
- уточнены случаи признания задолженности безнадежной;
- отработан механизм уточнения невостребованных платежей и возврата неналоговых платежей;
- расширен институт залога в налоговом праве и других мер.
Минфин уточняет, что такая работа направлена на снижение административной нагрузки и повышение конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках.
С июля 2021 года отменено требование о репатриации на счета в уполномоченных банках валютной выручки за несырьевые неэнергетические товары, в том числе услуги или результаты интеллектуальной деятельности.
Поэтапно отменяется требование возврата рублевой выручки для ряда сырьевых товаров (с 2020 года в отношении не более 10 % суммы контракта).
В документе Минфина отмечается, что на содействие структурным изменениям, которые уже происходят, «будет ориентирован весь инструментарий бюджетной политики, включая налоговую систему».
До 2024 года налоговая политика будет ориентирована на обеспечение стабильных налоговых условий для развития бизнеса. При этом собираемость налогов по мере борьбы с теневым сектором будет расти. Но одновременно власти обещают смягчить налогоплательщикам административную нагрузку.
Изменения законодательства на 2022 года: для бухгалтера и директора фирмы на УСН
В документе раскрываются планы по поддержке бизнеса. К ним относятся:
- программа льготного кредитования субъектов МСП;
- бездекларационная уплата налога и страховых взносов организациями и ИП на УСН с численностью работников не более 5 человек и с предельной суммой годового дохода не более 60 млн руб.;
- механизмы альтернативных источников финансирования для бизнеса путем запуска таких финансовых инструментов, как краудинвестинг и факторинг;
- создание промышленных, техно и агропарков, обеспечение доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям;
- запуск цифровых инструментов, упрощающих открытие и ведение бизнеса, и объединенных в одну экосистему с механизмами адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки;
- создание организационных и финансовых условий для зарождения и развития максимального количества стартапов в технологической и цифровой сферах, а также их сопровождение на всех этапах роста;
- поддержка самозанятых граждан: запуск программы предоставления трехлетних микрозаймов до 1 млн руб. по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки Банка России.
В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.
Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.
Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.
Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:
- общая численность штата не превышает 5 человек;
- годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.
Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.
Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.
Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.
Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.
В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:
- расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
- сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
- рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.
Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.
Краткий перечень налоговых и бухгалтерских изменений в 2022 году
Новый специальный налоговый режим для малого бизнеса будут «обкатывать» в тестовом режиме с 1 июля 2022 года – в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане.
АУСН подходит компаниям и ИП с доходом не более 60 млн руб. с начала года и численностью работников не более пяти человек.
Что же касается ставок налога, то они такие:
- 8 процентов – «доходы»;
- 20 процентов – «доходы минус расходы».
Можно сразу выделить сразу несколько плюсов и минусов новой системы АУСН. При этом, заметим, что “плюсы” сейчас широко рекламируются в СМИ, а о “минусах” обсуждений мало:
Плюсы АУСН Минусы АУСН Не надо заполнять налоговую декларацию и книгу учета Счет можно открыть только в банке из списка ФНС Не надо сдавать отчетность по взносам и НДФЛ Зарплата только безналичная Не надо платить взносы Платежи по налогу — ежемесячные Не надо вести бухучет Лимиты доходов и численности меньше, чем на упрощенке Можно не опасаться выездных проверок Ставки налога выше, чем на упрощенке Казалось бы – прекрасные условия! Однако есть целый ряд НО, которые ограничивают применение АУСН. Так, например, у организаций остаточная стоимость основных средств по данным бухучета не должна превышать 150 млн руб., а доля участия других организаций – не более 25 процентов. Кроме того нельзя:
Что нельзя на АУСН Комментарий Выдавать зарплату сотрудникам наличными или безналом, но через небанковские кредитные организации Можно забыть про переводы на карту или по номеру телефона Выплачивать доходы, облагающиеся НДФЛ по любым ставкам, кроме 13-процентной, доходы в натуральном виде или доходы, при которых возникает матвыгода Допускается только «обычная» зарплата до 5 млн. рублей в год Нанимать нерезидентов и работников с правом на досрочную пенсию Не получится работать с иностранцами и работниками, которые претендуют на досрочную пенсию Применять другие режимы Нельзя совмещать, например, УСН и АУСН Иметь филиалы и обособленные подразделения Откроете филиал или «обособку» – утратите право на АУСН Также АУСН не подходит для КФХ, НКО, унитарных предприятий и частнопрактикующих лиц – нотариусов, арбитражных управляющих, оценщиков и т. д. Нельзя работать с ценными бумагами, по договорам поручения, комиссии, агентским договорам, оказывать кредитные и финансовые услуги, быть участником договора простого товарищества.
Итак, существует целый ряд ограничений на применение АУСН. Но расстраиваться не нужно. Оказывается, что для многих компаний и ИП новый режим АУСН вообще не выгоден. Много ситуаций, когда налог по АУСН оказывается почти в 2 раза больше, чем на обычной «упрощенке».
Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2021-2023 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, перечня инициатив в сфере социально-экономического развития.
Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022-2024 годы.
В течение 2020 года экономическая политика, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития. В части бюджетной политики это обеспечивалось за счет:
1. Сохранения предсказуемой и устойчивой экономической среды с низким уровнем восприимчивости внутренних экономических условий к состоянию внешней конъюнктуры.
Этому способствовало систематическое проведение бюджетной политики на основе «бюджетных правил» (наряду с инфляционным таргетироеанием и свободным курсообразованием). Так, несмотря на беспрецедентное падение цен на нефть в 1 полугодии 2020 года, национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем. В отсутствии ценовой и финансовой стабильности проведение эффективной контрциклической экономической политики — как бюджетной, так и денежно-кредитной — было бы невозможным.
2. Обеспечения контрциклической направленности бюджетной политики в целях минимизации влияния краткосрочного падения экономической активности на средне-долгосрочный потенциал экономики.
— Дополнительные расходы на финансирование антикризисных программ наряду со встроенными контрциклическими механизмами обеспечили соразмерность бюджетного импульса масштабам краткосрочного шока.
Совокупный фискальный импульс по бюджетной системе составил ~8% ВВП.
— Фокус антикризисных программ на укреплении системы здравоохранения, поддержке наиболее уязвимых граждан и пострадавших отраслей наряду с их своевременностью повысил действенность бюджетного импульса.
Это позволило не допустить неконтролируемого ухудшения эпидемиологической обстановки, избежать стрессового развития ситуации на рынке труда, а также содействовало быстрому восстановлению деловой активности уже во втором полугодии 2020 года.
По мере укрепления системы здравоохранения, восстановления деловой активности и в целом повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам средне-долгосрочные задачи содействия достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития вновь вышли на первый план единой экономической политики (бюджетной, монетарной и структурной).
Достижению этой цели содействует постепенная нормализация бюджетной политики и реализуемые структурные изменения: как в структуре доходов — структурный маневр в налоговой системе по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП; так и в структуре расходов — стратегическая концентрация финансовых ресурсов бюджетов публичной власти на достижении национальных целей развития — как в рамках национальных проектов и мер по реализации Посланий Президента Федеральному Собранию, так и других мероприятий госпрограмм.
Далее в разделе представлены основные итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2020-2021 гг. по отдельным целям и направлениям.
Как будет меняться налоговая политика в 2022 – 2024 годах
Учитывая чрезвычайный масштаб вынужденного сокращения деловой активности, обеспечение соразмерной бюджетной поддержки потребовало выхода за рамки встроенных контр циклических механизмов (см. врезку «Встроенные контрциклические механизмы бюджетной политики»).
— В 2020 году был реализован беспрецедентный антикризисный пакет в стоимостном эквиваленте более 4,5% ВВП (вкл. налоговые меры: каникулы, отсрочки и др.). Финансирование принятых мер потребовало существенного расширения структурного (при базовой цене на нефть) первичного дефицита федерального бюджета: по итогам 2020 года он составил 2,8% ВВП (3,8% ВВП без учета поступления разовых доходов, связанных с поступлением части прибыли Банка России от продажи пакета акций ПАО «Сбербанк»)
— С учетом региональных и «забалансовых» мер поддержки, а также сокращения доходов бюджетов бюджетной системы совокупный размер фискального импульса достиг порядка 8,0% ВВП.
— 2021 год стал переходным периодом, когда бюджетная политика сохранила контрциклическую направленность в масштабах, соразмерных ожидаемой траектории восстановления деловой активности. В этих целях размер структурного первичного дефицита в переходный период 2021 года повышен до 1,3% ВВП (1,5% ВВП без учета поступления разовых доходов, связанных с поступлением части прибыли Банка России от продажи пакета акций ПАО «Сбербанк»), а его увеличение финансируется за счет дополнительных заимствований — в т.ч. осуществленных в 2020 году.
Основными задачами антикризисных программ с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией были:
— с одной стороны, повышение устойчивости системы здравоохранения и экономики в целом к эпидемиологическим шокам;
— с другой стороны, создание условий для быстрого восстановления деловой активности по мере смягчения «карантинных» ограничений.
Соответственно, антикризисные программы фокусировались на укреплении системы здравоохранения, поддержке уязвимых слоев населения и компаний пострадавших отраслей.
По мере повышения устойчивости к эпидемиологическим шокам и восстановления деловой активности акцент экономической политики смещается с «антиковидной» повестки к среднесрочным задачам достижения национальных целей развития.
Этому содействует реализуемая в текущем году постепенная нормализация бюджетной политики, а также предусмотренные в бюджете структурные изменения в доходах и расходах.
Предусмотренная в бюджете 2021-2023 гг. траектория нормализации бюджетной политики (сокращение структурного первичного дефицита до 1,3/1,45% ВВП в 2021 году) масштабирована соразмерно ожидавшейся осенью 2020 года траектории постепенного восстановления деловой активности.
Фактическое восстановление деловой активности оказалось более динамичным, чем ожидалось ранее, что по мере приближения ситуации на рынке труда к полной занятости привело к появлению признаков перегрева на потребительском рынке. Внутренний спрос в текущем году растет опережающими по отношению к производственным возможностям темпами, что наряду с внешними причинами -бюджетно-кредитная «накачка» в развитых странах, глобальный дефицит производственных мощностей в отдельных товарных группах и др. — формирует повышенный инфляционный фон.
В 2020 году и начале 2021 года был принят ряд изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование экономической и инвестиционной активности:
1. Меры, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства:
— расширение применения патентной системы налогообложения (ПСН) на отдельные виды предпринимательской деятельности, где ранее применялся режим ЕНВД (с возможностью дальнейшего расширения по решению региона);
— продление до 2024 года права регионов вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой ставки (УСН, ПСН) для впервые зарегистрированных ИП;
— предоставление права налогового вычета в размере уплаченных страховых взносов ИП на ПСН;
— расширение применения УСН за счет повышения пороговых значений доходов (со 150 до 200 млн рублей) и занятости (со 100 работников для 130).
2. Стимулирующие меры в сфере нефтедобычи и нефтегазопереработки:
— в целях стимулирования инвестиций в добычу нефти с 2021 года введены вычеты рентных налогов (НДПИ) для отдельных участков недр (месторождения сверхвязкий нефти в Татарстане, Приобское, Ванкорский кластер); дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) в 2021-2024 гг. ожидается в размере около 700 млрд рублей, а за период их действия (2021-2028 гг.) может превысить 1,2 трлн рублей.
— в целях стимулирования инвестиций в увеличение глубины переработки нефти введена инвестиционная надбавка для отдельных НПЗ (14 НПЗ), заключивших с Правительством соответствующие инвестиционные соглашения; дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) в период действия инвестиционной надбавки в 2020-2030 гг. ожидается в размере более 700 млрд рублей.
— в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки с 2022 года введен налоговый вычет по акцизам на сырье (этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности (введённых в 2022-2027 гг.), заключивших с Правительством соответствующие инвестиционные соглашения. дополнительная прибыль получателей льгот (выпадающие доходы бюджета) ожидается в среднем на уровне 20-40 млрд рублей в год.
3. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:
— для резидентов Арктической зоны с 2021 года установлена нулевая ставка по федеральной составляющей налога на прибыль и предоставлено право регионам устанавливать пониженную ставку по региональной составляющей налога;
— для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе с 2020 года установлен пониженный тариф страховых взносов в совокупном размере 7,6%.
4. В рамках мер по деофшоризации российской экономики:
— в целях пресечения практики ухода от уплаты налога на доходы пересмотрены соглашения об избежании двойного налогообложения с ключевыми «транзитными юрисдикциями»;
— в целях упрощения администрирования и привлечения в Россию налоговых резидентов с высокими доходами предоставлено право уплачивать НДФЛ с доходов в виде прибыли КИК в фиксированном размере 5 млн рублей; с одновременным усилением контроля для лиц, не перешедших на уплату налога с прибыли КИК в фиксированном размере (документальное подтверждение размера прибыли, ужесточение ответственности за непредставление и др.).
— повышена эффективность обмена финансовыми данными (между организациями финансового рынка и налоговыми органами) в рамках работы по приведению законодательства — международном автоматическом обмене информацией в соответствие с Единым стандартом отчетности (Common Reporting Standard).
Разработчики Основных направлений признают, что реализация бюджетной политики в 2019 и 2020 годах происходила в принципиально разных условиях.
В течение 2019 и начала 2020 годаключевой задачей единой экономической политики было содействие достижению национальных целей развитиястраны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.
В 2020 годуусловия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с глобальной пандемией новой коронавирусной инфекции. Меры, направленные на сдерживание ее распространения, привели к беспрецедентному в послевоенной истории сокращению экономической активности в мире и вызвали глубокое падение на глобальных сырьевых и финансовых рынках. В связи с вышеуказанным экономическая политика в этот период ориентирована прежде всего на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития.
Изменение Налогового кодекса в 2022-2024 годах: как это отразится на бизнесе?
В связи с глобальной пандемией в I полугодии 2020 года отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:
-
острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть;
-
вынужденное резкое сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса.
Принятые антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решение этих задач с акцентом на следующих направлениях:
1. Укрепление системы здравоохранения.
2. Поддержка доходов граждан.
3. Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса.
4. Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась.
5. Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.
По мнению Минфина, в целом антикризисные программы являются действенными и своевременными.
В 2019 году и начале 2020 года был принят ряд изменений в налоговом законодательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности:
1. Принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации», в том числе предусматривающий предоставление соответствующим инвесторам «базовой» налоговой стабилизации(по налогу на прибыль и имущественным налогам).
2. В части совершенствования стимулирующих льготпо налогу на прибыль организаций:
-
инвестиционный налоговый вычет распространен на участников КГН, а также применяется в отношении расходов на создание объектов инфраструктуры в рамках комплексного освоения территорий в целях строительства стандартного жилья;
-
предоставлена возможность уменьшать налоговую базу на сумму расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность;
-
упрощены условия применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов;
-
усовершенствованы условия деятельности участников СПИК, в том числе в части порядка налогообложения.
3. В рамках третьего этапа «амнистии капитала» (с 1 июня 2019 года по 1 марта 2020 года) предоставлена возможность задекларировать имущество, зарубежные счета и контролируемые иностранные компании с сохранением гарантий, которые предоставлялись на первом и втором этапах декларирования.
4. Совершенствование налогообложения зарубежных геологоразведочных проектовв целях стимулирования деятельности российских нефтяных компаний по поиску и оценке месторождений углеводородного сырья вне России.
5. Повышение привлекательности развития бизнеса на отдельных территориях:
-
для участников СЭЗ в Республике Крым и г. Севастополе снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания СЭЗ и продлен период их применения до окончания срока существования СЭЗ;
-
для резидентов ТОСЭР в Дальневосточном федеральном округе и резидентов свободного порта Владивосток снято ограничение на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6 % при превышении трехлетнего срока с момента создания ТОСЭР;
-
для резидентов ОЭЗ в Калининградской области на определенный период установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6 % (при соблюдении ими определенных условий).
Также в рамках национальных проектов в сфере экономики (международная кооперация и экспорт, МСП, производительность труда) были запущены масштабные программы повышения доступности кредитных ресурсов на инвестиционные цели через механизм субсидирования части расходов по обслуживанию таких кредитов.
Кроме того, на создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса была направлена работа по улучшению администрирования доходов. Из ключевых результатов по данному направлению можно отметить:
-
расширение применения специального налогового режима для самозанятых – в виде уплаты налога на профессиональный доход(НПД) – с 1 июля 2020 года на все субъекты РФ (предоставлена возможность введения в действие налога законами субъектов РФ);
-
формирование единого информационного пространства администрирования доходов – в 2019 году подписано Соглашение о механизме прослеживаемости товаров на таможенной территории ЕАЭС, предусматривающее создание внешнего и внутреннего сегментов прослеживаемости; в рамках задачи создания национального сегмента в 2019 – 2020 годах проводится эксперимент по прослеживаемости отдельных видов товаров; разработана нормативно-правовая база национального сегмента, предусматривающая полноценный запуск системы с 2021 года;
-
повышение качества работа с дебиторской задолженностью.В 2019 году была разработана и реализована дорожная карта по улучшению администрирования доходов бюджетной системы и повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам, включая мероприятия по расширению возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога либо сбора), усовершенствования порядка уплаты (возврата) госпошлины, реализации каждым ведомством собственных дорожных карт по сокращению дебиторской задолженности;
-
создание комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей – введен институт «авансовой» уплаты налогов для физических лиц («единый налоговый платеж физического лица»), сокращено количество предоставляемой отчетности по имущественным налогам организаций.
Как было отмечено выше, пандемия оказала масштабное негативное влияние на экономическую активность. По оценкам МВФ, в 2020 году в мире ожидается самый глубокий спад за период после Второй мировой войны. Экономическая активность упала вследствие двойного шока – со стороны предложения и спроса.
Базовый прогноз на ближайшие три года построен с учетом влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции и предполагает реализацию национальных целей развития на период до 2030 года, предусмотренных Указом Президента РФ от 21.07.2020 № 474.
Отметим, что данный базовый прогноз строится исходя из цены нефти Юралс 45 – 48 $/барр. и курса доллара США к рублю в диапазоне 72 – 74 руб. за доллар США.
Среди ключевых изменений в налоговой политике предусмотрена реализация маневра по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП за счет:
-
повышения эффективности налоговых льгот при добыче нефти;
-
повышения справедливости распределения природной ренты при добыче отдельных твердых полезных ископаемых;
-
снижения степени регрессивности в налогообложении доходов (в том числе в части налогообложения «офшорного» капитала).
По мнению разработчиков Основных направлений, задача диверсификации российской экономики и повышения экономической активности населения тесно связана с целью увеличения числа занятых в сфере МСП.
В части налоговых мер поддержки субъектов МСП предусматриваются:
-
снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы;
-
расширение области применения патентной системы налогообложения (ПСНО) на виды предпринимательской деятельности, где сейчас применяется режим в виде уплаты ЕНВД, что должно обеспечить, по мнению Минфина, комфортный переход индивидуальных предпринимателей с уплаты ЕНВД на ПСНО;
-
продление до 2024 года права регионов вводить налоговые каникулы в виде нулевой ставки (УСНО, ПСНО) для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (для деятельности в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг населению);
-
исключение обязанности представления налоговой декларациидля налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов и использующих ККТ.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
Планируются следующие стимулирующие налоговые и финансовые меры, в том числе:
-
введение налогового вычета по акцизам на сырье (нефтяное сырье, этан и СУГ) для новых производств нефтегазохимической промышленности(введенных с 2022 года), в целях содействия развитию новых проектов глубокой переработки этана;
-
переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающему заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ;
-
уточнение параметров режима в виде уплаты НДД в целях повышения бюджетной эффективности режима и действенности стимулов к эффективным инвестициям в добычу;
-
повышение эффективности деятельности институтов развития;
-
реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК.
Департамент налоговой и таможенной политики РФ выделил основные налоговые изменения на ближайшие 2 года. Рассмотрим те из них, которые коснутся российского бизнеса.
См. также: Бухгалтерия 2020
- Наделение субъектов Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы.
- Продление 50%-го ограничения переноса убытков на будущее до 2024 года включительно.
- Внесение изменений, ограничивающих возможность учета правопреемниками убытков, полученных организациями, реорганизуемыми в форме присоединения или слияния.
- Введение для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток порядка, в соответствии с которым суммы неуплаченного налога восстанавливаются в случае расторжения соглашения об условиях ведения деятельности на указанных территориях по вине резидентов, по аналогии с порядком, установленным для других налогоплательщиков, применяющих льготные налоговые режимы.
- Предоставление застройщикам возможности уменьшать налоговую базу на расходы, понесенные в связи со строительством объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в государственную и муниципальную собственность.
- Установление налоговой ставки 0% в отношении доходов, получаемых региональными и муниципальными музеями, театрами и библиотеками.
- Установление на постоянной основе налоговой ставки 0% для образовательных и медицинских организаций.
Круглый стол «Налог на прибыль. Актуальные вопросы». ВИДЕОЗАПИСЬ
- Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
- Введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников.
См. также: УСН-онлайн 2020
Новый налоговый режим значительно облегчит жизнь предпринимателям. Главное его преимущество — отсутствие необходимости вести бухгалтерию и сдавать декларации: исчислять налог будет сама ФНС, основываясь на данных, полученных от банков и кассовой техники. Ещё одно нововведение, которое порадует представителей МСБ — отмена страховых и пенсионных взносов, а также медицинской страховки.
Есть и минусы. Платить зарплату персоналу можно будет только через банк, который будет, помимо всего прочего, самостоятельно рассчитывать и удерживать НДФЛ.
Но главный минус нового режима в сравнении с «упрощёнкой» — повышение ставки налога. Изначально предполагалось, что для предпринимателей, использующих УСН «доходы», ставка должна вырасти с 6 до 8%, а для тех, кто использует УСН «доходы минус расходы» — с 15 до 20%.
Эти цифры — неокончательные. В начале ноября Forbes сообщил, что ФНС предложила смягчить ставки до 7 и 18%. Теперь слово за Минфином: если ведомство одобрит инициативу налоговиков, новый налоговый режим станет более привлекательным для малого бизнеса.
Предполагается, что новый налоговый режим будет действовать для предприятий МСБ, доходы которых не превышают 60 млн рублей в год. В сентябрьском законопроекте максимальный размер штата ограничен пятью сотрудниками, однако чиновники предлагают увеличить их число до 10 — окончательное решение по этому вопросу ещё не принято.
В общественной организации «Опора России» отмечают, что под такие параметры подходит от 60 до 70% предприятий, работающих сегодня на УСН.
Ожидается, что новый налоговый режим будет запущен в тестовом режиме в четырёх регионах России летом 2022 года. Это Москва, Подмосковье, Калужская область и республика Татарстан. По такой же схеме внедрялся в своё время налог на профессиональный доход (налоговый режим для самозанятых). Перейти на новый режим можно будет подав заявку в личном кабинете на сайте ФНС.
Если бизнес проявит интерес к новому режиму, список регионов будет расширяться. К 2024 году этот режим планируют внедрить во всех субъектах РФ.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты относятся к идее полного отказа от ведения бухучёта со скепсисом. По их мнению, предпринимателям в любом случае придётся тщательно проверять начисленный налог, чтобы избежать возможных ошибок.
Стоит отметить, что ведение бухгалтерского учёта необходимо не только для исчисления налогов. Он помогает предпринимателям отслеживать ключевые показатели, понимать, что происходит с их бизнесом.
Однако для многих ИП и компаний отсутствие необходимости вести строгий налоговый учёт, безусловно, станет приятным бонусом, благодаря которому предприниматели смогут сэкономить время и деньги.
Руководитель юридической компании «Богатов Групп» отмечает, что УСН сегодня пользуется популярностью среди перевозчиков — а значит и альтернативный режим заинтересует владельцев грузового транспорта.
— УСН — распространенный налоговый режим, потому что он простой. Проще, пожалуй, только патент. Им перевозчики пользуют очень охотно, особенно если ездят по региону его получения, либо заказчик перевозки идет навстречу и указывает нужный перевозчику регион. Если же патент применить нельзя, то, как правило, используется именно УСН. А с новым режимом еще и никаких дополнительных отчетов в налоговую! То есть, экономия на бухгалтерии. Во многом это сокращение издержек.
Крупные игроки используют общую систему налогообложения, потому что заказчикам необходимо списывать НДС. Хотя и в таком случае нередко встречается вариант, когда есть две организации, одна из которая использует УСН, а вторая — общую систему, — отмечает Сергей Богатов.
Эксперт предупреждает, что и у нового режима могут найтись свои «подводные камни» — но говорить о них преждевременно из-за отсутствия практического опыта применения.
Эксперты отмечают, что отсутствие необходимости выплачивать страховые и пенсионные взносы позволит многим предпринимателям отказаться от «серых» зарплат. «Обеление» бизнеса — одно из приоритетных направлений работы ФНС, и этой цели может быть достаточно для внесения изменений в налоговое законодательство.
При разработке нового режима ФНС ориентировалась на результаты опросов, проведённых совместно с крупными банками. Это значит, что новшества, перечисленные выше, должны быть востребованными среди предпринимателей.
Таким образом Федеральная налоговая служба одним выстрелом убивает двух зайцев: делает налоговую систему более гибкой и способствует «обелению» бизнеса, облегчая предпринимателям отказ от «серых» зарплат.
Похожие записи: