Как получить категорию учителю начальных классов в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить категорию учителю начальных классов в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как и для представителей других социально значимых профессий, для педагогических работников существует обязанность периодически проходить аттестацию. Это требование заложено в статье 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Исходя из норм закона, аттестация проводится по таким принципам:

  • она нужна для того, чтобы педагогические работники подтверждали соответствие занимаемым ими должностям;
  • проводится аттестация раз в 5 лет или по желанию педагога;
  • аттестацию для подтверждения соответствия занимаемой должности проводят аттестационные комиссии, которые формируются в образовательных учреждениях (то есть, аттестацию учитель проходит в той же школе, где работает);
  • аттестацию для установления квалификационной категории педагогов проводят аттестационные комиссии того уровня власти, к которому относится учебное заведение (если школа находится в ведении муниципального образования, то комиссию организуют именно городские власти;
  • порядок проведения аттестации устанавливает Министерство просвещения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты.

Другими словами, по факту аттестация проводится для двух целей – чтобы проверить, соответствует ли учитель занимаемой должности (и эта аттестация проводится каждые 5 лет на уровне школы), и для получения более высокой квалификационной категории (и эта аттестация проходит по желанию учителя на уровне города или региона).

На существовавшую в России систему аттестации часто жаловались учителя – для ее прохождения приходилось собирать массу документов, формировать портфолио и отвлекаться из-за этого от преподавания. Все это умножалось на отсутствие единых стандартов по России и тот факт, что пользы реальной работе педагога все это не приносило.

Поэтому уже достаточно давно начался постепенный переход на новую систему аттестации. Все это происходит в рамках новой Национальной системы учительского роста (НСУР) – она описывает то, как учитель должен шаг за шагом повышать свой уровень.

В прежней системе учитель проходил ступени от начинающего педагога к учителю первой категории и учителю высшей категории. При этом стать учителем первой категории можно, если учащиеся демонстрируют стабильные положительные результаты, а высшей – если у них есть положительная динамика в успеваемости. Проблема в том, что критерии оценивания не всегда прозрачны, и отличаются в разных регионах.

В новой системе аттестации учителей будут оценивать по Единым федеральным оценочным материалам (ЕФОМ), которые включают в себя оценку предметной, методической, психолого-педагогической и коммуникативной квалификации. Но самое главное – ЕФОМ будут едиными по всей России. В оценочные материалы будут включаться:

  • письменная работа по предмету, который преподает учитель;
  • анализ образца профессиональной деятельности. Сначала планировалось, что учитель будет сдавать фрагмент видеозаписи урока, но впоследствии от этой идеи отказались;
  • решение педагогического кейса – сложной ситуации из реальной практики учителя.

За каждый блок учитель получит определенные баллы, максимум по результатам оценки согласно ЕФОМ можно получить максимум 60 баллов.

Новую систему аттестации учителей в режиме пилотного проекта уже испытывали в 2018 году на базе 104 школ в 19 регионах России. Но тогда выяснилось, что система все еще «сырая» – учителям не понравилось, что нужно отчитываться фрагментом видеозаписи урока, что все это отвлекает их от учебного процесса и снова направлено на контроль соблюдения ФГОС, а не на реальные достижения.

Поэтому полноценное вступление в силу новой системы было отложено. Сначала все это запланировали на 2020 год – до июня должны планировалось подвести итоги апробации новой модели, потом до ноября провести комплексное исследование квалификации учителей.

Понятно, что всему помешала пандемия – поэтому Минпросвещения не просто отложило запуск новой системы, но и разрешило учителям вообще не проходить аттестацию какое-то время:

  • всем, у кого срок действия квалификационных категорий заканчивался с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, их продлили до 31 декабря 2020 года;
  • тем, у кого срок действия категории истекал с 1 сентября 2020 года по 1 октября 2021-го, продлили категории до 31 декабря 2021 года.

А запуск новой системы аттестации как раз был запланирован на 1 сентября 2021 года. Но найти хотя бы какое-то подтверждение этому не удалось – ведь сроки действия квалификационных категорий учителям и так продлили до конца года.

Одной из целей запуска НСУР и новой системы аттестации было установление действительно понятной и справедливой системы оплаты труда. Однако до сих пор не появилось никакой ясности касательно того, как именно это будет работать.

Сейчас учитель может претендовать на надбавку к зарплате, если имеет определенную категорию:

  • соответствие занимаемой должности – около 10%;
  • первая категория – в среднем от 15% до 25%;
  • высшая категория – от 30% до 40%.

Так как порядок расчета зарплаты устанавливается на уровне региона, города и даже отдельной школы, коэффициенты могут плавать от случая к случаю.

И эта проблема должна будет уже скоро решиться. В 2020 году Госдума приняла закон, разрешающий Правительству устанавливать отраслевые системы оплаты труда для работников бюджетной сферы. Суть таких систем в том, что они будут едиными для всех таких учреждений в масштабах всей страны.

Первая такая отраслевая система оплаты труда появилась как раз для педагогических работников. В отличие от «Майских указов» (которые устанавливают зарплату учителя в размере 100% от средней по региону), в новой системе все детализировано чуть лучше. Если она будет принята в таком виде, зарплата учителей будет складываться из:

  • ставка зарплаты – она будет учитывать уровень квалификацию педагога. Изначально говорилось, что базовые оклады будут устанавливаться в разных регионах отдельно;
  • компенсационные и стимулирующие выплаты – согласно четко установленному перечню и размерам согласно постановлению правительства;
  • региональные надбавки – субъекты РФ смогут вводить их по своему усмотрению.

Зарплата учителя по новой системе не сможет быть ниже, чем была на дату, когда эта система вводилась (то есть, зарабатывать меньше учителя точно не станут). Идеи ввести базовый оклад на уровне МРОТ или двух МРОТ в итоге в окончательный проект системы не вошла.

Правда, даже в пилотном режиме эта система будет работать с мая 2022 года по май 2023-го в пяти регионах России: Белгородской, Нижегородской, Сахалинской и Ярославской областях, и в Республике Мордовия. И если в этих регионах новая система покажет себя с лучшей стороны, ее затем распространят на всю страну.

Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.

После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.

Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.

Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.

Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.

Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.

Новые правила аттестации учителей в 2022 году

На пресс-конференции 17 декабря 2020 года президент высказал мнение, что ситуация, когда уборщица получает такую же зарплату, что и учитель — недопустима. Многие чиновники и блогеры высказываются о проблеме низких учительских зарплат, ее решить в настоящее время не получается.

В 75 регионах России указ президента от мая 2012 года в части оплаты учительского труда так и не исполнен. В 53 регионах России каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей.

Из-за низких зарплат учителя покидают поселки и города, выезжая в мегаполисы, где платят намного больше. Чтобы изменить эту систему, Минпросвещения при участии профильных профсоюзных организаций готовит проект единой модели оплаты труда педагогов. Как поясняют в ведомстве, эта модель позволит уйти от перекосов с заработной платой и усилить контроль за регионами.

Из проекта Минпросвещения пока не ясно, какие надбавки будут получать методисты и наставники. При этом уточняется, что при наличии у учителя одновременно двух квалификационных категорий (например, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист») надбавки будут назначены за обе.

В Минпросвещения планировали опробовать новую систему уже в следующем году. Но из-за пандемии её внедрение могут отложить до 2022 года. «В любом случае нужно учитывать, что большинство учителей не поддержит изменения системы аттестации, если за этим не последует изменение системы оплаты труда —такое мнение в рамках опроса ОНФ высказали 73 процента учителей», — сообщила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

По словам депутата, параллельно идёт работа над национальной системой квалификации. Это — добровольная система аттестации, которую может пройти любой учитель. Проводится она независимо от работодателя по единым для всей страны критериям. По итогам оценки педагогу будут выдавать сертификат, отражающий уровень профессионального мастерства. Автором такой системы выступает Совет по профессиональным квалификациям в образовании.

Независимая оценка, напоминает Духанина, уже успешно применяется в медицине, сфере финансов и информационных технологий, индустрии гостеприимства, сварочном деле и других отраслях. По её данным, 40 процентов учителей готовы пройти национальную квалификацию, если её приравняют к аттестации. «Для системы образования это новый инструмент, позволяющий учителю реально повышать профессиональный уровень, видеть траекторию роста», — считает зампред профильного комитета Госдумы.

Статья 49 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 говорит, что проведение оценки профессиональных качеств педагога — это обязательное мероприятие. Аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности ждет каждого работника раз в пять лет. Для сравнения, получение категории — это право, а не обязанность учителя. Соответствующую оценку в этом случае он проходит добровольно.

Процедура аттестации на соответствие занимаемой должности регламентируется Приказами Министерства образования:

  • для учителей — Приказ № 276 от 07.04.2014;
  • для вузовских преподавателей — Приказ № 293 от 30.03.2015.

В дошкольном учреждении аттестация на соответствие занимаемой должности воспитателя проходит по тому же принципу, что и для школьного учителя.

В ходе анализа деятельности педагога:

  • выявляют уровень его квалификации;
  • оценивают качество работы сотрудника и ее эффективности;
  • измеряют его потенциал и определение перспектив развития;
  • подтверждают, что он отвечает требованиям ФГОС;
  • для работников высшего образования определяют личный вклад в преподавание дисциплины.

Еще одним вопросом, который решает аттестация на соответствие занимаемой должности учителя, является определение справедливого вознаграждения. Хотя в большей степени она реализуется при присвоении квалификационной категории.

Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности

Часть 22 Приказа № 276 освобождает от процедуры ряд лиц:

  • проработавших на одном месте менее двух лет;
  • имеющих квалификационную категорию;
  • беременных и декретниц;
  • отсутствовавших по болезни дольше четырех месяцев.

Все остальные отказаться от прохождения аттестации не имеют права. Это будет нарушением трудовой дисциплины и повлечет последствия в виде дисциплинарного взыскания по статье 192 ТК РФ.


Теперь помимо первой и высшей педагог сможет получить следующие квалификационные категории:

  1. Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении.

  2. Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.

При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе.

Теперь педагогических работников будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам, включающим в себя 4 вида компетенций:

  • предметные;

  • методические;

  • коммуникативные;

  • психолого-педагогические.

Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний: первичную, на соответствие занимаемой должности и в целях получения категории. Рассмотрим каждую.

Входной экзамен сдают специалисты, которые только устраиваются на рабочее место в образовательную организацию. Педагога проверяют по 4 компетенциям, указанным выше. Такой экзамен позволяет определить «пробелы» в знаниях и навыках для дальнейшего развития.

Процедуру проводят также для специалистов, которые:

  • 5 лет не работали по профессии;

  • не имеют опыта работы учителем;

  • выпустились из колледжа или вуза.

  • Педагогические работники, у которых срок действия сертификатов истек в 2020 году, могут не проходить аттестацию до конца 2021 года;

  • с 1 сентября планируют изменить процедуру, введя оценку компетенций педагогов (ЕФОМ);

  • педагоги могут подать документы на присвоение категории электронно и получить решение в течение 60 дней;

  • новая аттестация учителей в 2021 (с сентября) предполагает появление возможности получить еще 2 категории — «учитель-наставник» и «учитель-методист».

Пока вопрос об изменениях в процедуре остается открытым. Если все-таки аттестация преподавателей в 2021 году будет проводиться по новым правилам, педагогам придется тщательнее готовиться.

Рекомендуем пройти повышение квалификации, чтобы устранить пробелы в знаниях — вспомнить теорию по детской психологии, педагогике, современным педагогическим технологиям, а также изучить основные положения ФГОС и так далее.

  • 24.11.21 Общественно-профессиональное обсуждение пилотной апробации присвоения новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник»

  • 05.11.21 О проведении аттестации педагогических работников в 2021 году

  • 27.10.21 Профессионально-общественное обсуждение «Программы внедрения целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации»

  • 26.10.21 О проведении заседания Проектной группы в рамках реализации Пилотной апробации по установлению новых квалификационных категорий «педагог-методист», «педагог-наставник»

  • 29.09.21 Опубликован проект целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций

В связи с обращениями педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, по вопросам проведения аттестации педагогических работников в 2020-2021 годах, а также о продлении сроков действия установленных квалификационных категорий Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации подготовили Разъяснения об аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в 2020-2021 годах и о продлении сроков действия квалификационных категорий в соответствии с приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. N 193 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории в 2020 году» и от 11 декабря 2020 г. N 713 «Об особенностях аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и направляют их для учета и использования в работе.

Приложение: на 2 л. в 1 экз.

Заместитель Министра просвещения
Российской Федерации
B.C. Басюк
Председатель Профессионального
союза работников народного
образования и науки Российской
Федерации
Г.И. Меркулова

Действие квалификационных категорий педагогических работников, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 сентября 2020 г. по 1 октября 2021 г., продлено до 31 декабря 2021 г.

Ранее до 31 декабря 2020 г. было продлено действие квалификационных категорий, сроки действия которых заканчивались в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 .

В связи с этим Минпросвещения выпустило разъяснения об аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в 2020-2021 гг.

Аттестация педагогов в 2021 году — последние новости

1. Настоящие Правила присвоения (подтверждения) квалификационной категории педагогам (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 14 Закона Республики Казахстан «О статусе педагога» и определяют порядок присвоения (подтверждения) квалификационных категорий педагогам.

2. Организация образования ежегодно до 1 сентября составляет и утверждает перспективный план присвоения (подтверждения) квалификационных категорий на предстоящий финансовый год, который корректируется по мере необходимости.

3. Квалификационные категории присваиваются Комиссией (далее – Комиссия), утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83 «Об утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, дополнительного образования и специальные учебные программы, и иных гражданских служащих в области образования и науки» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 13317, опубликован в информационно-правовой системе «Әділет» 11 марта 2016 года) (далее – приказ № 83).

4. Для проведения процедуры присвоения (подтверждения) квалификационных категорий на соответствие заявленной квалификационной категории создается экспертный совет:

на квалификационную категорию «педагог-модератор» — экспертный совет, организуемый на уровне организации образования, в составе: высококвалифицированные педагоги организации образования, представители общественных, неправительственных организаций в области образования, профсоюзов, работодателей;

на квалификационную категорию «педагог-эксперт» — экспертный совет, организуемый на уровне города (района), областей, городов республиканского значения и столицы, уполномоченного органа в области образования (для республиканских подведомственных организаций), уполномоченного органа соответствующей отрасли, в составе: методисты методических кабинетов (центров), высококвалифицированные педагоги организаций образования, города (района), представители организации повышения квалификации, общественных, неправительственных организаций в области образования, представители профсоюзов, работодателей;

на квалификационную категорию «педагог-исследователь» — экспертный совет, организуемый на уровне области, городов республиканского значения и столицы, уполномоченного органа в области образования (для республиканских подведомственных организаций), уполномоченного органа соответствующей отрасли в составе: методисты методических кабинетов (центров), высококвалифицированные педагоги организаций образования области, городов республиканского значения и столицы, республиканских подведомственных организаций, представители уполномоченного органа соответствующей отрасли, организаций повышения квалификации, общественных, неправительственных организаций в области образования, профсоюзов, работодателей;

на квалификационную категорию «педагог-мастер» — экспертный совет, организуемый на уровне области, городов республиканского значения и столицы, уполномоченного органа в области образования (для республиканских подведомственных организаций), уполномоченного органа соответствующей отрасли в составе: методисты методических кабинетов (центров), высококвалифицированные педагоги организаций образования области, представители организаций повышения квалификации, попечительских советов, общественных, неправительственных организаций, профсоюзов, работодателей, который утверждается приказом руководителя органа управления образования области, городов республиканского значения и столицы, уполномоченного органа в области образования (для республиканских подведомственных организаций), уполномоченного органа соответствующей отрасли.

5. В состав экспертного совета входят председатель и члены экспертного совета. Экспертный совет состоит из нечетного количества членов, но не менее пяти человек.

6. Комиссия направляет материалы в экспертный совет два раза в год (до 15 мая и 15 ноября текущего года соответственно) по акту приема-передачи портфолио педагога на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.

7. Экспертный совет рассматривает и оценивает портфолио педагогов на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий в соответствии с критериями оценивания портфолио педагогов на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам, с учетом листов наблюдения по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

8. Экспертный совет направляет листы оценивания портфолио педагогов на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам и рекомендации по комплексному аналитическому обобщению итогов деятельности педагога на квалификационную категорию в Комиссию в срок до 15 июня и 15 декабря текущего года по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

9. По каждому педагогу на присвоение (подтверждение) квалификационных категорий экспертный совет выносит рекомендации о соответствии или о несоответствии.

11. Присвоение квалификационной категории принимается решением Комиссии с учетом рекомендаций экспертного совета:

1) на квалификационную категорию «педагог-модератор»:

лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю, а также лица, прошедшие курсы переподготовки, педагогический стаж не менее двух лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям:

соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог», кроме того использует инновационные формы, методы и средства обучения, обобщает опыт на уровне организации образования, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне организации образования;

2) на квалификационную категорию «педагог-эксперт»:

лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю, а также лица, прошедшие курсы переподготовки, педагогический стаж не менее трех лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям:

соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-модератор», кроме того владеет навыками анализа организованной учебной деятельности, учебно-воспитательного процесса, конструктивно определяет приоритеты профессионального развития: собственного и коллег на уровне организации образования, обобщает опыт на уровне района/города, имеет участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне района/города;

3) на квалификационную категорию «педагог-исследователь»:

лица, имеющие педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю, а также лица, прошедшие курсы переподготовки, педагогический стаж не менее четырех лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям:

соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-эксперт», кроме того владеет навыками исследования урока и разработки инструментов оценивания, обеспечивает развитие исследовательских навыков обучающихся, осуществляет наставничество и конструктивно определяет стратегии развития в педагогическом сообществе на уровне района, города, обобщает опыт на уровне области/городов республиканского значения и столицы, республики (для республиканских подведомственных организаций); наличие участников олимпиад, конкурсов, соревнований на уровне области/городов республиканского значения и столицы, республики (для республиканских подведомственных организаций);

лица, принимавшие участие в республиканской экспертизе учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, без предъявления требований к вышеназванным показателям.

4) на квалификационную категорию «педагог-мастер»:

лица, имеющие высшее или послевузовское педагогическое или иное профессиональное образование по соответствующему профилю, а также лица, прошедшие курсы переподготовки, педагогический стаж не менее пяти лет, соответствующие следующим профессиональным компетенциям:

соответствует общим требованиям квалификационной категории «педагог-исследователь», кроме того имеет авторскую программу, получившую одобрение на Республиканском учебно-методическом совете, или является автором (соавтором) изданных учебников, учебно-методических пособий, включенных в перечень учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, утвержденных уполномоченным органом, обеспечивает развитие навыков научного проектирования, осуществляет наставничество и планирует развитие сети профессионального сообщества на уровне области, является участником республиканских и международных конкурсов и олимпиад или подготовил участников республиканских и международных конкурсов и олимпиад, утвержденных уполномоченным органом в области образования.

44. Педагоги на досрочное присвоение квалификационных категорий соответствуют требованиям пункта 11 настоящих Правил и сдают национальное квалификационное тестирование согласно приказу № 83.

45. В досрочном присвоении квалификационных категорий участвуют следующие категории лиц:

1) на квалификационную категорию «педагог-модератор»:

лица, впервые принятые на работу в организации образования после завершения высшего, послевузовского учебного заведения, организации технического и профессионального, послесреднего образования при наличии положительной оценки за педагогическую практику, среднего балла по диплому:

диплом о высшем, послевузовском образовании – не ниже 3-х баллов показателя GPA;

диплома о техническом и профессиональном, послесреднем образовании – не ниже 4,5 баллов показателя GPA.

лица, окончившие высшее учебное заведение с правом преподавания предмета (дисциплины) на английском языке, имеющие сертификат (удостоверение), подтверждающие знание английского языка не ниже уровня С1 (по шкале CEFR);

2) на квалификационную категорию «педагог-эксперт»:

лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, профессиональных конкурсов, научных, спортивных соревнований городского (районного) уровня;

лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов, городского (районного) уровня;

лица, обобщившие собственный педагогический опыт на областном уровне (городов республиканского значения и столицы);

лица, владеющие английским языком на уровне не ниже С1 (по шкале CEFR) и преподающие предметы на английском языке;

лица, перешедшие на педагогическую работу в организации образования из высшего учебного заведения, имеющие стаж педагогической работы не менее двух лет;

лица, перешедшие на педагогическую работу в организации образования с производства, из профильных организаций, имеющие стаж работы по специальности не менее пяти лет;

лица, являющиеся мастерами спорта международного класса по профилирующему предмету.

3) на квалификационную категорию «педагог-исследователь»:

лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих, конкурсов, научных, спортивных соревнований областного уровня или участников республиканского или международного уровня;

лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов областного уровня или участниками республиканского или международного уровня;

лица, обобщившие собственный педагогический опыт на республиканском уровне;

лица, имеющие ученую степень кандидата наук/доктора или доктора PhD и стаж педагогической работы не менее трех лет;

лица, перешедшие на педагогическую работу с предприятия, профильной организации, имеющие стаж работы не менее трех лет, в том числе на руководящей должности не менее двух лет.

4) на квалификационную категорию «педагог-мастер»:

лица, подготовившие победителей предметных олимпиад, творческих конкурсов, научных, спортивных соревнований республиканского уровня или участников международного уровня, утвержденных уполномоченным органом в области образования;

лица, являющиеся победителями профессиональных конкурсов республиканского уровня или участниками международного уровня;

лица, обобщившие собственный педагогический опыт на международном уровне, системно использующие в педагогической практике научно обоснованные методы, а также авторские технологии обучения и воспитания, утвержденные Республиканским учебно-методическим советом.

46. Порядок работы Комиссии по принятию решения по досрочному присвоению квалификационной категории педагога изложена в пунктах 6, 7, 8, 9, 14, 15, 16, 17 настоящих Правил.

47. Выпускникам высших учебных заведений и организаций технического и профессионального, послесреднего образования при поступлении на работу впервые, показавшим отрицательный результат национального квалификационного тестирования на квалификационную категорию «педагог-модератор», присваивается квалификационная категория «педагог».

48. Лицам, окончившим техническое и профессиональное, послесреднее, высшее, послевузовское учебное заведение, с «отличием» квалификационная категория «педагог-модератор» присваиваются без прохождения национального квалификационного тестирования.

49. Лицам, являющимся выпускниками программы «Болашақ», а также лицам, вошедшим в Президентский кадровый резерв, выпускникам зарубежных высших учебных заведений, входящих в список рекомендованных для обучения по программе «Болашак», присваивается квалификационная категория «педагог-исследователь» без прохождения процедуры присвоения квалификационной категории на основании личного заявления.

50. Квалификационная категория «педагог-модератор» присваивается без прохождения процедуры присвоения квалификационной категории на основании личного заявления педагогам иностранных (английский, немецкий, французский) языков, имеющим сертификаты по методике CLIL и уровню владения иностранным языком:

английский язык: IELTS – 6,5 баллов; TOEFL – 60 — 65 баллов;

французский язык: DELF – С1;

немецкий язык: Goethe Zertifikat – С1.

Квалификационная категория «педагог-эксперт» присваивается без прохождения процедуры присвоения квалификационной категории на основании личного заявления педагогам иностранных (английский, немецкий, французский) языков, имеющим сертификаты по методике CLIL и уровню владения иностранным языком:

английский язык: IELTS – 6,5 баллов; TOEFL – 66 — 78 баллов;

французский язык: DELF – С1;

немецкий язык: Goethe Zertifikat – С1.

Квалификационная категория «педагог-исследователь» присваивается без прохождения процедуры присвоения квалификационной категории на основании личного заявления педагогам иностранных (английский, немецкий, французский) языков, имеющим сертификаты по методике CLIL и уровню владения иностранным языком:

английский язык: IELTS – 7 баллов; TOEFL – 79 — 95 баллов;

французский язык: DELF – С2;

немецкий язык: Goethe Zertifikat – С2.

Квалификационная категория «педагог-мастер» присваивается без прохождения процедуры присвоения квалификационной категории на основании личного заявления педагогам иностранных (английский, немецкий, французский) языков, имеющим сертификаты по методике CLIL и уровню владения иностранным языком:

английский язык: IELTS – 7,7 баллов; TOEFL – 96 — 110 баллов;

французский язык: DELF – С2;

немецкий язык: Goethe Zertifikat – С2.

51. Педагоги иностранных языков, не имеющие вышеназванные сертификаты, проходят процедуру присвоения квалификационной категории на общих основаниях.

Приложение 1 к Правилам
присвоения (подтверждения)
квалификационных категорий педагогам
форма

Алгоритм аттестации педагогических работников

«___»________ 20__ г.

Мы, нижеподписавшиеся, Председатель Экспертного совета

_____________________________________________________________
(соответствующий уровень) (Ф.И.О. (отчество при наличии)

с одной стороны, и

Председатель Комиссии _________________ ________________________
(соответствующий уровень) (Ф.И.О. (при наличии)

с другой стороны, составили акт о том, что были переданы и приняты портфолио (в электронном/бумажном формате):

ФИО (при наличии)

Должность

Квалификационная категория

Действующая

Заявляемая

Передал: _______ ____________________________Председатель экспертной комиссии
(подпись) (Ф.И.О. (при наличии)
Принял: ________ _______________________________________ Председатель комиссии по
(подпись) (Ф.И.О. (при наличии) присвоению (подтверждению)
квалификационной категории

Приложение 2 к Правилам
присвоения (подтверждения)
квалификационных категорий педагогам
форма

По уровню профессиональных знаний преподавателям присваиваются статусы:

  • молодой специалист;
  • соответствие занимаемой должности (СЗД);
  • первая квалификационная категория;
  • высшая квалификационная категория.

Молодым педагогам, которые после защиты диплома устроились на работу, присваивают статус молодого специалиста. Учитывается и срок, который прошел с момента выпуска из педагогического вуза, и возраст самого педагога. Статус молодого специалиста сохраняется до трех лет. Его продлевают:

  • если учитель ушел в отпуск по уходу за ребенком;
  • если его призвали на военную службу;
  • если он учится в аспирантуре на очном отделении или проходит стажировку с отрывом от работы.

После того как истекает статус молодого специалиста, преподаватель по желанию проходит аттестацию «преподаватель первой квалификационной категории» по своему предмету.

Если он этого не делает, руководство школы аттестует его на статус «Соответствие занимаемой должности (СЗД)». На комиссии принимают решение, достаточно у педагога знаний и умений, или нет. Если специалист занимаемой должности не соответствует, руководство школы вправе уволить его по статье ч.3 ст. 82 ТК РФ.

В зависимости от уровня профессиональных навыков, преподавателя аттестуют на первую и высшую квалификационные категории. До принятия приказа №276 РФ от 7.04.2014 г. существовала и вторая квалификационная категория педагогических работников, сейчас ее убрали, аттестацию на нее не проводят.

Подтверждение соответствия занимаемой должности преподаватели проходят в обязательном порядке. Процедуру проверки назначает руководство школы, чтобы убедиться, что специалист обладает минимальным набором профессиональных качеств для работы с детьми. Процедура проходит в стенах школы. Ее в обязательном порядке проводят каждые пять лет.

Кто ее не проходит:

  • молодые специалисты (проработали в должности меньше двух лет в школе, где проводят аттестацию);
  • беременные женщины и работницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники, которые отсутствовали на работе дольше 4 месяцев из-за болезни;
  • те преподаватели, у которых есть подтвержденная квалификационная категория.

Получение категории в первый раз или ее повторное подтверждение проходит по желанию преподавателя. Проходить эту процедуру не обязательно. Педагог вправе подать заявку на подтверждение высокого уровня своей профессиональной компетенции или не делать этого. К директору школы эта процедура отношения не имеет. Дату и место проведения назначает комиссия при районном отделе образования.

В первую очередь — это признание качества профессиональной подготовки учителя. На показатель категорийности (первая, высшая) обращают внимание и родители, когда отдают своих детей на обучение, и руководство школы, когда принимает решение взять в штат нового преподавателя.

Другие преимущества:

  • в отличие от соответствия занимаемой должности, первая или высшая квалификационная категория учителя дает прибавку к зарплате педагога (размер зависит от конкретного региона);
  • она сохраняется при переходе в другую организацию;
  • статус вписывают в трудовую книжку.

Получать первую или высшую квалификационку не обязательно. Это делается по желанию и по заявке от преподавателя. Если он не хочет тратить на это силы и время, никто его не заставит.

Но учителю придется тем не менее в обязательном порядке регулярно (раз в 5 лет) проходить аттестацию на подтверждение занимаемой должности.

Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276, квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются на срок 5 лет. После того как пройдет 5 лет со дня аттестации, она аннулируется. Учитель проходит аттестацию заново каждые 5 лет.

Действие квалификационных категорий педагогов продлено на весь 2021 год

Особенности установления и проведения прописаны в пункте 36 части 3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276.

Высокий профессионализм подтверждают такие требования к заявителю:

  • школьники, которых он обучает, показывают стабильные положительные результаты по предмету;
  • школьники, которых он обучает, показывают высокую степень развития интеллектуальных, творческих, физкультурно-спортивных способностей;
  • преподаватель внес личный вклад в повышение качества образования, активно участвует в работе своей школы, делится опытом со школьным коллективом.

Первый шаг — подать заявление. В пунктах 27, 28 Приказа №276 от 7.04.2014 г. прописано, как получить первую квалификационную категорию учителя на основании заявления:

  • подать заявление в аттестационную комиссию лично, по почте с уведомлением о вручении, по электронной почте или через портал Госуслуги;
  • в заявлении указать категорию и должность, по которой они хотят пройти подтверждение своих профессиональных навыков;
  • заявление рассматривают в срок не больше 30 календарных дней со дня получения;
  • устанавливают срок проведения аттестации и письменно уведомляют учителя о сроке и месте ее проведения;
  • на аттестацию с начала ее проведения и до решения комиссии отводят не больше 60 календарных дней.

Бланк заявления выдают в региональном отделе образования или скачивают на сайте регионального отдела образования (организации обязаны выкладывать такие документы в открытый доступ).

Документы рекомендуется подавать не меньше, чем за 3 месяца до окончания срока действия полученной ранее квалификационки.

В аттестационную комиссию учитель подает такие документы:

  • заявление;
  • самоанализ результатов профессиональной деятельности (портфолио профессиональных достижений), который заверяет печатью и подписью директор школы.

Каждый учитель, который не имеет категории и не выразил добровольного желания ее получить, должен проходить обязательную аттестацию каждые пять лет. Освобождаются от необходимости подтверждать соответствие должности:

  • педагоги, которые проработали на данной должности не более двух лет;
  • беременные и женщины, находящиеся в декретном отпуске (аттестация предстоит не ранее чем через два года после выхода на работу).

Отдельные правила касаются педагогов, которые отсутствовали на работе более четырех месяцев по причине болезни. Такой категории учителей придется проходить аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу, но если такой педагог изъявит желание получить (или подтвердить) категорию ранее, то не допустить его к аттестации комиссия не может.

Заявление об аттестации, которую работник проходит в обязательном порядке, подает работодатель. В том случае если педагог состоит на нескольких должностях у одного работодателя и не имеет ни по одной из них категории, последний может представить к подтверждению квалификации сразу по всем должностям. Если учитель работает по специальности одновременно на двух разных работодателей, подать заявление имеет право каждый из них.

Работодатель (образовательное учреждение, где трудоустроен педагогический работник) подает на рассмотрение аттестационной комиссии следующий пакет бумаг:

  • заявление с подписью директора школы или другого учреждения, от которого учитель представлен на аттестацию, а также самого педагогического работника;
  • копии решения аттестационной комиссии с прошлой аттестации (если ранее учитель уже получал или подтверждал категорию);
  • копии документов об образовании работника: диплома (дипломов) из среднего специального или высшего учебного заведения о педагогическом образовании;
  • копия документа, подтверждающего успешную аттестацию на 1 категорию учителя или высшую категорию (если имеется);
  • копии документов о смене фамилии (если фамилия менялась);
  • развернутая характеристика педагогического работника с места работы или сопроводительное письмо, которое может подтвердить уровень квалификации педагога.

В ходе подтверждения соответствия должности педагоги проходят испытания по вопросам, которые связаны с профессиональной деятельностью. Испытания проводятся в письменной или электронной форме. По решению органов образования субъекта РФ обязательная аттестация на 1 категорию учителя математики, русского языка, начальных классов и других педагогических работников может проходить и в других формах, что предусматривается подтверждением или получением категории в добровольном порядке. После оценки ответов аттестационная комиссия может определить уровень освоения современных методик преподавания и воспитания.

В случае добровольного прохождения аттестации документы подает сам преподаватель. Определенные сроки подачи заявления не предусмотрены на законодательном уровне, так что педагогический работник может обратиться в аттестационную комиссию в любое время. Правда, для учителей, уже имеющих категорию, есть определенное условие: им желательно подавать документы не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущего подтверждения квалификации.

Учитель, который принял решение самостоятельно пройти аттестацию, должен представить такой пакет документов:

  • заявление (форму можно получить в отделе образования);
  • ксерокопию предыдущего решения комиссии (если педагог ранее уже проходил аттестацию);
  • аттестационный лист, который должен быть заполнен включительно до седьмого пункта;
  • портфолио профессиональных достижений.

Добровольная аттестация на 1 категорию учителя предполагает соответствие педагогического работника определенным требованиям. К таковым относятся:

  • владение новейшими образовательными и воспитательными методиками, применение знаний в практической деятельности;
  • вклад в повышение уровня образования посредством совершенствования методов воспитания и обучения;
  • результаты освоения учащимися программы (динамика и достижения должны быть выше средних по субъекту РФ).

Аттестация на 1 категорию учителя не требует наличия какой-либо квалификационной категории, так как предыдущая, вторая категория, была упразднена последними изменениями в законодательстве. Требование остается актуальным только для тех педагогов, которые проходят соответствие высшей категории.

Итак, вы уже заранее знаете, что рано или поздно вас ждет аттестация, но не особо усердствуете, чтобы заработать хотя бы какие-то грамоты и дипломы за участие в конкурсах, не делаете и других шагов, которые приведу вас к легкой сдаче аттестации. А напрасно. Ведь можно за 2-3 года особо не напрягаясь собрать себе такое портфолио, которое позволит беспрепятственно сдать все необходимые бумаги без необходимости проведения открытого занятия в ДОУ.

Портфолио педагога — это то, что должно пополняться непрерывно, причем, вы можете принимать участие только в том, что вам интересно, и что под силу. А если будете лениться, то в последние месяцы перед аттестацией придется браться за все подряд, и это уже будет напряжно. Времени на семью точно не останется, уж поверьте мне. Причем, не всегда методисты помогают с подготовкой необходимых документов, поэтому все справки также скорее всего придется составлять вам самостоятельно.

Новая система аттестации педагогов заработает в конце 2022 года

Раньше выдавался аттестационный лист, сейчас уже нет. Сведения о присвоении категории оформляются приказом министерства образования и публикуются на их сайте.

На основании данного приказа работодатель делает запись в трудовой книжке, например:

15.10.2017 Установлена высшая квалификационная

категория по должности «Учитель»

Приказ Министерства образования и молодёжной политики РК от 10.10.2017 № 525-нк

Наличие первой и высшей категории дает возможность учителю не только обладать более высоким статусом (как минимум, морально), всё-таки это подтверждает определенный профессионализм работника, но и получить за это материальное вознаграждение – прибавку в процентах. Размер зависит от региона, у нас в Республике Коми за наличие первой категории – плюс 45 % к окладу, за высшую – 60%.

Если вы работаете по совместительству, то подтверждение СЗД на основном месте работы (даже если название должности совпадает) не подойдёт. Другая организация вправе провести свою аттестацию в соответствии с условиями для её проведения (см. выше).

Если же у вас категория, то информация о ней вносится в трудовую книжку. Вы можете работодателю по совместительству предоставить заверенную копию трудовой книжки с указанием действующей категории или же заверенный приказ министерства.

Срок действия – 5 лет.

Если у вас на момент введения нового порядка аттестации действует вторая категория (сейчас отменена), то она продолжает действовать до момента новой аттестации.

В соответствии с п. 2 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

«Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены».

Если у вас действует категория, установленная до включения Республики Крым в состав России, то она также действует до конца своего срока.

Многие учителя отмечают, что аттестация для них как «семь кругов ада», поскольку отнимает много времени и сил. Большинство выбирают аттестацию в виде предоставления портфолио (у разных учителей требования отличаются), их вы можете найти и посмотреть на сайтах органов, занимающихся аттестацией в вашем регионе/районе.

Также учителям представляется выбрать для аттестации сдачу экзамена. На данный момент при выборе экзамена вы освобождаетесь от оформления портфолио, но в ближайшее время хотят ввести нововведение, согласно которому и при сдаче экзамена будут просить небольшое портфолио.

СЗД Категория
От кого зависит проведение По представлению работодателя По желанию работника
Дает ли прибавку к зарплате Не дает прибавок к зарплате (но могут быть и исключения в зависимости от школьного положения об оплате труда) Есть (в зависимости от региона отличается размером)
Сохраняется ли при увольнении Нет Да
Где проводится По месту работы Вне места работы
Сведения о получении статуса Не вносятся в трудовую книжку Вносятся в трудовую книжку

При написании статьи были использованы материалы:

Нормативно-правовые акты и комментарии Центрального совета Профсоюзов работников народного образования и науки Российской Федерации «Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Информационный бюллетень № 6, июнь 2014.

Как получить категорию учителю начальных классов

Сегодня, в условиях пандемии, активность в виртуальном пространстве только растет. И в социальных сетях все сильнее размываются грани между личной сферой и деловой. Острее становится вопрос о влиянии поведения в соцмедиа на личный бренд. Особенно он важен для людей публичных профессий, к которым также относится профессия педагога.

Как же вести себя педагогу в социальных сетях? Стоит ли добавлять в друзья своих учеников, размещать свои фотографии в купальнике и рассуждать об острых политических ситуациях? Узнайте мнение эксперта и учителей из разных стран.

Выпускник, только окончивший колледж или университет и пришедший на работу, считается «молодым специалистом». Этот статус действителен три года после выпуска и гарантирует специальные выплаты.

По истечении двух лет преподавателю можно проходить испытания, показывающие его квалификацию. Еще один вариант – подтвердить соответствие занимаемой должности. Практически всех, кто не прошел это испытание, администрация образовательного учреждения имеет право уволить с должности по части 3 статьи 82 ТК РФ.

Основные категории учителей в школе делятся на две: первую и высшую. Процедура в обоих случаях практически идентична, но отличается количеством требуемых баллов и описанием результатов их работы, рассматриваемых аттестационной комиссией.

Отработав два года на одном месте, сотрудник может подать в соответствующие органы власти заявление на аттестацию педагогических работников. Это стоит делать, если предварительные подсчеты показывают, что педагог набирает необходимое количество проходных баллов.

Проходные баллы для разных категорий педагогических работников и необходимые для их набора пункты можно посмотреть на сайте регионального органа образования, ознакомившись с образцом экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности работника образовательного учреждения.

Аттестация педагогических работников на категорию включает три этапа:

  1. подача педагогическим работником письменного заявления в аттестационную комиссию;
  2. оценка аттестационной комиссией результатов работы педагогического работника;
  3. вынесение решения аттестационной комиссией.

На третьем этапе во время заседания аттестационной комиссии каждый ее член отдает свой голос; в результате принимается решение о присвоении соответствующей категории. В случае отказа заявителю дается год для подтверждения своего профессионализма.

Первая категория учителя присваивается, если педагогический работник набрал количество баллов, определенное региональным органом образования. Одним из основных показателей профессионального успеха учителя являются стабильные или высокие результаты достижений его учащихся.

Отдельно учитываются показатели, связанные с повышением уровня профессионализма. К ним относится научная деятельность, проведение открытых уроков, общественная работа.

Большое влияние на результат оказывает портфолио педагогических работников. Его можно вести в бумажном виде, собирая результаты достижения учащихся и своих собственных в отдельную папку, а также в электронном виде.

В портфолио (индивидуальную папку) следует включить такие пункты:

  • результаты участия детей в конкурсах и предметных олимпиадах;
  • результаты внеурочной деятельности: участие в соревнованиях, фестивалях, выставках и других мероприятиях;
  • итоги участия ребят в научно-исследовательской деятельности;
  • проведение открытых уроков и мастер-классов;
  • выступления на секциях, конференциях, семинарах;
  • участие в различных экспертных комиссиях по проверке знаний учащихся;
  • научные публикации;
  • участие в профессиональных конкурсах;
  • прохождение курсов повышения квалификации.

Выставляются баллы и за проведенный открытый урок, и за разработку рабочих программ. С 2021 года добавился еще один пункт – профессиональное тестирование педагогов, организуемое в некоторых регионах. По направлению работодателя оно проводится бесплатно.

При проведении процедуры аттестации больше баллов дают за мероприятия муниципального, областного уровня и выше. Каждый учитель, работающий хотя бы на ставку, в силах собрать все подтверждающие документы и получить пороговый минимум.

Подтвержденная квалификация педагогических работников влияет, в первую очередь, на материальную сторону вопроса. Помимо этого она может пригодиться в следующих ситуациях:

  1. кандидата с богатым опытом, подтвержденным документально, легко возьмут на работу в любую школу;
  2. присвоенная квалификация фиксируется в трудовой книжке;
  3. родители заинтересованы статусом педагога и предпочитают доверять детей учителю с обширными познаниями;
  4. коллеги и учащиеся будут относиться с большим уважением к тому педагогу, который доказал свой профессионализм.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *