Должностные обязанности воспитателя в детском саду по фгос в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностные обязанности воспитателя в детском саду по фгос в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Лицо, претендующее на работу воспитателя детского сада, должно удовлетворять следующим правилам по квалификации:
    • средне-специальное или высшее образование по профилю «Образование и педагогика»;
    • документы, удостоверяющие успешно пройденный медицинский осмотр;
    • соответствующий опыт работы от 1 года.
  2. Воспитатель детского сада подчиняется заведующему учреждением.
  3. Воспитатель детского сада принимается на работу и увольняется с неё соответствующим указанием руководителя учреждения.
  4. Во время отсутствия воспитателя её функции выполняет другая работница детского сада, назначенная его заведующим.
  5. Воспитатель детского сада должна владеть комплексом умений в следующих областях:
    • законодательство, отраслевые нормы и инструкции, которые регулируют сферу её деятельности;
    • приемы оказания немедленной медицинской помощи;
    • основные приемы педагогического и психологического общения с учащимися, с учетом возрастной специфики;
    • стандарты общения с детьми;
    • возрастные особенности учащихся;
    • приемы мониторинга деятельности учащихся;
    • теоретические основы дошкольного педагогического воспитания;
    • методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций;
    • основные современные техники обучения детей;
    • методы общения с детьми и их родителями;
    • этические нормы, применяемые в учреждениях детского образования;
    • нормы ведения соответствующей документации;
    • структура, основной кадровый состав, правила детского сада;
    • правила обращения с соответствующим техническим оборудованием и программным обеспечением в области создания презентаций, проведения мультимедийных занятий и других мероприятий;
    • нормативы санитарной и пожарной безопасности в учреждении.
  6. Воспитатель детского сада руководствуется:
    • действующим законодательством, отраслевыми нормами и правилами;
    • соответствующей документацией учреждения;
    • положениями этой инструкции.

Должностная инструкция воспитателя детского сада

  1. Обеспечение обучения и воспитания детей в рамках заданных стандартов.
  2. Мониторинг поведения детей и выявление причин предполагаемых проблемных моментов.
  3. Ведение соответствующей документации в рамках своей компетенции.
  4. Взаимодействие с детьми, их родителями, коллегами в целях профилактики конфликтов, их разрешения, а также выявления проблемных моментов.
  5. Помощь коллегам в выполнении их обязанностей.
  6. Обеспечение соблюдения воспитанниками графиков занятий и отдыха.
  7. Планирование образовательно-воспитательных программ в сфере своей компетенции.
  8. Информирование руководителя учреждения и других работников о возможных проблемах в сфере своей компетенции.
  9. Взаимодействие с родительским комитетом и педсоветом в области своей ответственности.
  10. Наблюдение за досугом воспитанников как самостоятельно, так и совместно с другими работниками.
  11. Помощь детям в пределах своей компетенции.
  12. Наблюдение за порядком в помещениях детского сада.
  13. Обеспечение санитарных и гигиенических норм в подведомственных группах воспитанников.
  14. Поддержание своего внешнего вида в соответствии с заданными стандартами.
  15. Прохождение плановых медицинских осмотров.
  16. Прохождение аттестации в порядке, закрепленном в соответствующих документах.

Воспитатель детского сада наделяется работодателем правами на:

  1. Внесение предложений для руководства по возможным путям улучшения воспитательных и образовательных процедур.
  2. Участие в собраниях коллектива учреждения.
  3. Предъявление требований к руководству учреждения по вопросам обеспечения условий, которые нужны для исполнения рабочих функций.
  4. Получение доплат в случае выполнения соответствующих плановых показателей.
  5. Получение от других сотрудников данных, востребованных в своей деятельности.
  6. Получение рабочей одежды и необходимых принадлежностей в порядке, установленном в соответствующих документах учреждения.

Начальный раздел, в котором прописаны базовые параметры деятельности сотрудника. В нем содержатся требования к образованию кандидата на должность, его опыту, у кого в подчинении он состоит, а также прочие базовые параметры, на которые необходимо ориентироваться сотруднику и его руководству.

Навыки, описанные здесь, должны хорошо соответствовать обязанностям, данным в следующем разделе. В зависимости от профиля учреждения требуемые навыки могут значительно отличаться. Так, применительно к профессии воспитателя детского сада, могут понадобиться умения по обучению воспитанников иностранному языку, музыке или написанию рисунков.

Внимание! К воспитателю дошкольного учреждения предъявляются строгие требования по наличию соответствующего образования, состоянию здоровья, знаниям в сфере работы с детьми, пониманию специфике дошкольного учреждения. Все это должно быть исчерпывающе отражено в разделе.

Эта часть отведена под перечисление трудовых функций сотрудника. Спектр обязанностей воспитателя обширен: специалистка отвечает не только за детей, но и за взаимодействие с родителями, педсоветом, поддержание порядка в учреждении. Если детсад занимается специализированным воспитанием (дети с нарушением состояния здоровья; обучение воспитанников английскому и пр.), то сопряженные с этим обязанности должны быть отражены в разделе.

Должностная инструкция воспитателя ДОУ (детского сада)

Заключительный типовой раздел, отведённый под список прав, предоставленных нанимателем. Права приводятся стандартные, но некоторые учреждения могут их дополнять, ориентируясь на свои размеры, специализацию, а также другие факторы.

Должностная инструкция для воспитателя должна быть обязательно согласована со специалистами, поскольку сферу дошкольного образования регулируют многочисленные стандарты и законы, которые не должны нарушаться в инструкции. Только после учета правок специалистов документ передается руководителю учреждения. Окончательный правовой статус инструкция приобретает после её подписания самим работником, руководителем и теми сотрудниками, подписи которых необходимы по правилам документооборота учреждения.

1.1. Настоящая должностная инструкция воспитателя ДОУ (детского сада) разработана в соответствии с Профстандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования)», утвержденного приказом Минтруда России №544н от 18.10.2013г с изменениями от 5 августа 2016г, Федеральным Законом №273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года, ФГОС дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г №1155 в редакции 21 января 2019 года, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция воспитателя ДОУ по профстандарту регламентирует основные трудовые функции, должностные обязанности воспитателя детского сада, права и ответственность педагога, а также его взаимоотношения и связи по должности в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности заведующим дошкольным образовательным учреждением в соответствии с требованиями Трудового Кодекса Российской Федерации.
1.4. На должность воспитателя дошкольного образовательного учреждения принимается лицо:

  • имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, обязательного психиатрического освидетельствования (не реже 1 раза в 5 лет), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.5. Воспитатель находится в непосредственном подчинении у старшего воспитателя.
1.6. Воспитатель осуществляет трудовую деятельность в детском саду согласно должностной инструкции, разработанной с учетом профстандарта, Конституции Российской Федерации, решениям органов управления образования всех уровней, касающимся организации образовательной деятельности детей, Уставу и Правилам внутреннего трудового распорядка дошкольного образовательного учреждения, трудовому договору.

1.7. В своей профессиональной деятельности воспитатель ДОУ руководствуется:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерством просвещения РФ № 373 от 31.07.2020г;
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • иными законодательными актами Российской Федерации в сфере дошкольного образования;
  • локальными актами дошкольного образовательного учреждения;
  • Коллективным договором;
  • приказами и распоряжениями заведующего детским садом;
  • правилами и нормами безопасности труда, охраны труда, пожарной и электробезопасности;
  • инструкцией по охране труда для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

1.8. Воспитатель должен знать:

Основными трудовыми функциями воспитателя ДОУ являются:
2.1. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательной деятельности в организациях дошкольного образования:
2.1.1. Обучение.
2.1.2. Воспитательная деятельность.
2.1.3. Развивающая деятельность.
2.2. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Воспитатель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции образования:

  • осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
  • планирование и проведение учебных занятий;
  • формирование универсальных учебных действий;
  • формирование мотивации к обучению.

3.2. В рамках трудовой функции воспитательной деятельности:

  • реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;
  • проектирование и реализация воспитательных программ;
  • реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
  • проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);
  • создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни дошкольной образовательной организации;
  • развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у воспитанников ДОУ культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;
  • использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;
  • осуществление образовательной деятельности детей, обеспечивая выполнение образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и годовым планом дошкольного образовательного учреждения.

3.3. В рамках трудовой функции развивающей деятельности:

  • выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем ребенка, связанных с особенностями их развития;
  • применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка;
  • освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами детей: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
  • взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
  • разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка;
  • освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу;
  • развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у детей культуры здорового и безопасного образа жизни.

3.4. В рамках трудовой функции педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования:

Должностная инструкция воспитателя

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения:
6.1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему нагрузки по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели, с учетом участия в обязательных плановых мероприятиях и самостоятельного планирования работы, на которую не установлены нормы выработки.
6.2. Выступает на совещаниях, педагогических советах и семинарах, методических объединениях и других мероприятиях по вопросам образовательной деятельности.
6.3. Информирует заведующего ДОУ, заместителя директора по административно-хозяйственной работе (завхоза) обо всех недостатках в обеспечении образовательной деятельности и организации условий деятельности, соответствующих нормам охраны труда и пожарной безопасности. Вносит свои предложения по устранению недостатков, по оптимизации работы воспитателя.
6.4. Заменяет временно отсутствующего воспитателя детского сада на основании почасовой оплаты и в соответствии с тарификацией.
6.5. Получает от администрации дошкольного образовательного учреждения материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.6. Осуществляет систематический обмен информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией, педагогическими работниками, помощником воспитателя и персоналом кухни дошкольного образовательного учреждения.
6.7. Взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам реализации основной образовательной программы, стратегии и тактики образовательной деятельности, оказывает методическую и консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим).
6.8. Информирует заведующего (при отсутствии – иное должностное лицо) о несчастном случае, факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, заместителя заведующего по административно-хозяйственной части (завхоза) – об аварийных ситуациях в работе систем электроснабжения и теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

7.1. Ознакомление сотрудника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления воспитателя с настоящей должностной инструкцией по профстандарту подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у заведующего детским садом, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
7.4. Контроль исполнения данной должностной инструкции возлагается на старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

  • Положения школы
  • Документы по коронавирусу
  • Билеты и инструктажи по ОТ
  • Журналы по охране труда
  • Акты и протоколы по ОТ
  • Нормативные документы ОТ
  • Поиск по библиотеке
  • Аппликация, лепка
  • Воспитательная работа
  • Здоровый образ жизни
  • Информатика
  • Конструирование, ручной труд
  • Коррекционная педагогика
  • Логопедия
  • Математика
  • Материалы для родителей
  • Музыкально-ритмическое занятие
  • Обучение грамоте
  • Окружающий мир
  • Развитие речи
  • Региональный компонент
  • Рисование
  • Сценарии праздников
  • Управление ДОУ
  • Физкультура
  • Разное
  • Аудиозаписи
  • Видеозаписи

Должностные инструкции воспитателя

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

1) Воспитательная;

Трудовые действия

Необходимые умения

Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;

Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;

Проектирование и реализация воспитательных программ;

Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);

Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);

Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;

  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;

  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;

  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;

  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;

  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;

  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Понятия «инструкция по охране труда» и «должностная инструкция» относятся к разным подотраслям трудового права. Поэтому распространенный термин «должностная инструкция по охране труда» не вполне корректен юридически. Правовых актов, объединяющих в себе признаки должностных инструкций и инструкций по охране труда, законодательством РФ не предусмотрено.

Однако на практике обозначенный термин применяется регулярно. В большинстве случаев он соответствует классическому понятию инструкции по охране труда. Фактически она может являться и должностной, поскольку составляется, как правило, для конкретной должности. Но не всегда — инструкция может быть разработана также исходя из профессии человека или вида выполняемой им работы ( как сказано, например, в п. 1 Методрекомендаций по разработке инструкций по охране труда, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004).

Особенность трудовой деятельности в ДОУ или в школе в том, что человек, занятый в соответствующем учреждении, может, занимая одну должность, выполнять сразу несколько видов работы, для каждой из которых требуется составление отдельной инструкции по охране труда. Вот почему администрациям детских садов и школ приходится уделять время составлению довольно большого перечня инструкций по охране труда.

Рассмотрим, какими документами этот перечень может быть представлен.

Если условиться, что под должностной инструкцией по охране труда в ДОУ может пониматься документ, сформированный для определенной должности, то кадровой службе детского сада нужно будет уделить внимание составлению инструкций для таких должностей, как:

  • заведующий ДОУ;
  • воспитатель;
  • старший воспитатель;
  • помощник воспитателя;
  • логопед;
  • психолог;
  • инструктор по физкультуре;
  • музыкальный руководитель;
  • бухгалтер;
  • охранник;
  • слесарь;
  • повар;
  • водитель;
  • дворник;
  • медсестра;
  • кастелянша;
  • завхоз;
  • уборщик помещений;
  • рабочий по обслуживанию зданий.

Что касается инструкций по охране труда по видам работ, то они могут быть составлены для таких работ, как:

  • проведение массовых мероприятий;
  • проведение спортивных мероприятий;
  • перевозка детей и сотрудников ДОУ на автомобильном транспорте;
  • монтаж электроустановок;
  • стирка с помощью машин и иного оборудования бытового назначения;
  • приготовление пищи с помощью кухонных плит и иного кухонного оборудования;
  • выполнение операций на ПК и ином вычислительном оборудовании;
  • погрузка и разгрузка.

В свою очередь, должностные инструкции по охране труда в школе могут быть составлены для таких должностей, как:

  • директор школы;
  • заместители директора;
  • председатель профкома;
  • бухгалтер;
  • преподаватель гуманитарных дисциплин;
  • преподаватель естественнонаучных дисциплин;
  • преподаватель технических дисциплин;
  • преподаватель физкультуры;
  • мастер производственного обучения;
  • инженер по охране труда;
  • водитель;
  • слесарь;
  • дворник;
  • завхоз.

Что касается инструкций по работам, они могут быть составлены для таких работ, как:

  • занятия в кабинетах;
  • проведение опытов на уроках физики и химии;
  • проведение занятий на уроках труда;
  • проведение спортивных занятий, уроков танцев;
  • перевозка учащихся и сотрудников ДОУ на автомобильном транспорте;
  • проведение занятий с использованием ПК и иной вычислительной техники.

В штатном расписании ДОУ так же, как и в школе, может быть предусмотрено несколько десятков должностей, и для каждой из них кадровая служба учреждения обязана разработать и утвердить инструкцию по охране труда. Кроме того, может потребоваться составление инструкций, адаптированных не только для должностей, но и для конкретных видов работ, выполняемых в ДОУ или школе.

Изучить прочие нюансы решения работодателем задач в области охраны труда вы можете в статьях:

  • «Журнал учета инструкций по охране труда — форма и образец»;
  • «Какие обязанности работника по охране труда (перечень)».

За жизнь и здоровье детей (и за создание условий, которые могут им угрожать), за нарушение их прав, за бездействие, когда нужно оказывать первую помощь ребенку, за сокрытие несчастных случаев в течение рабочего дня, за халатность и уклонение от выполнения обязанностей, за нарушение норм безопасности и за разглашение конфиденциальной информации о воспитанниках.

Оказание первой помощи при работе с детьми и подростками. Охрана здоровья несовершеннолетних

36 часов (1 неделя)

Да, и не только: вы вправе обратиться в трудовую инспекцию. Требование работать в две смены — нарушение ст. 103 ТК РФ.

Если это разовая проблема (например, другой воспитатель внезапно заболел, произошел несчастный случай), можно пойти навстречу руководству. Но если вас заставляют работать в две смены регулярно, и администрация не решает проблему, обсудите вопрос с руководителем. Не удастся решить проблему в беседе — обращайтесь в трудовую инспекцию.

От добровольной (на повышение квалификационной категории) — да. От обязательной (на подтверждение соответствия должности) — нет, но есть исключения:

  • для беременных женщин и молодых матерей срок испытания переносится: они проходят аттестацию через 2 года после окончания отпуска по уходу за ребенком;
  • работники со стажем менее 2 лет и сотрудники с высшей категорией не проходят аттестацию;
  • для воспитателей, которые провели на непрерывном больничном более 4 месяцев, срок аттестации переносится: они проходят испытание через год после выздоровления.

    Отказ от обязательной аттестации без уважительной причины лишит вас права работать воспитателем.

    Только если после завершения смены одного ребенка не забрали родители, и связаться с ними не удается.

    Во время рабочего дня оставлять детей без присмотра строго запрещено.

    Нет. В случае опоздания более чем на час вы вправе отвести ребенка в детскую комнату полиции. Требование родителей оставаться с ребенком в группе после окончания смены нарушает права воспитателя — его рабочий день окончен, ответственности за безопасность ребенка он больше не несет.

    Не только можно, но и нужно. Согласно п. 11.2 СанПиН 2.4.1.3049-13, дети с подозрением на заболевание в группу не допускаются. Если самочувствие ребенка было нормальным утром, но ухудшилось в течение дня, его нужно временно разместить в медицинском блоке.

    Если у вас есть сомнения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к медперсоналу детского сада.

    Нет. Во-первых, это нарушение закона об образовании (№273-ФЗ). Во-вторых, это можно квалифицировать как халатность: воспитатель не может обеспечить безопасность ребенка, если тот не находится на занятии вместе с остальными.

    Имеет ли право воспитатель отказаться от обязанностей, не указанных в должностной инструкции?

    Да. Если руководство детсада обязывает вас убирать территорию, мыть посуду, готовить еду для детей и пр., и это не входит в ваши обязанности, это нарушение ТК РФ. По закону (ст. 60.2 ТК РФ), это возможно только с вашего письменного согласия.

    Нет.

    По ст. 153 ТК РФ, работодатель обязан не только получить ваше письменное согласие на работу в выходной, но и оплатить эту работу в двойном размере. Если вы не хотите участвовать в субботнике, заставлять вас — незаконно. Исключение составляют случаи, описанные в ст. 113 ТК РФ — когда срочная работа в выходной необходима для предотвращения катастроф, несчастных случаев и пр.

    Что нужно знать воспитателю о своих правах? Отвечаем на популярные вопросы

    Воспитатель:

    2.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательной организации и ее структурных подразделениях, иных учреждениях и организациях.

    2.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.

    2.3. Осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей.

    2.4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника.

    2.5. Способствует развитию общения воспитанников.

    2.6. Помогает воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).

    2.7. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

    2.8. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.

    2.9. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников.

    2.10. Соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.

    2.11. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.

    2.12. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников.

    2.13. Совместно с органами самоуправления воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни.

    2.14. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников.

    2.15. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).

    2.16. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.

    2.17. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

    2.18. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.

    2.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

    2.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    2.21. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.

    2.22. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

    2.23. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

    2.24. Уважает честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений.

    2.25. Развивает у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

    2.26. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

    2.27. Учитывает особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

    2.28. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

    2.29. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

    2.30. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

    2.31. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

    2.32. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

    2.33. [Другие должностные обязанности].

    Воспитатель имеет право:

    3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

    — на сокращенную продолжительность рабочего времени;

    — на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

    — на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

    — на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

    — на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

    — на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

    — на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

    — на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

    — на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

    3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности группы продленного дня, утвержденные руководством образовательной организации.

    3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы образовательной организации.

    3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.

    3.5. В необходимых случаях вызывать от лица образовательной организации родителей учащихся (лиц, их заменяющих).

    3.6. Требовать от руководства образовательной организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

    3.7. Требовать от руководства создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

    3.8. Знакомиться с проектами решений руководства образовательной организации, касающимися его деятельности.

    3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

    3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].

    Воспитатель несет ответственность:

    4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

    4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

    4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

    4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

    4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

    Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

    Руководитель кадровой службы

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    Согласовано:

    [должность]

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    С инструкцией ознакомлен:

    [инициалы, фамилия]

    [подпись]

    [число, месяц, год]

    Перечислим, какие имеются обязанности воспитателя в детском саду в младшей группе и любой другой, открытой в дошкольном учреждении:

    • осуществлять контроль за жизнью и здоровьем детей во все время их пребывания в саду;
    • проведение различных видов занятий, развивающих, спортивных, подготовку к праздникам и пр.;
    • создавать благоприятную атмосферу, которая способствует бесконфликтному общению между малышами;
    • прививать воспитанникам навыки самообслуживания;
    • разрешать конфликты, проявлять выдержку и тактичность с детьми и их родителями;
    • контролировать состояние здоровья воспитанников;
    • немедленное сообщение об опасности и форс-мажорных ситуациях непосредственному начальству или в соответствующую службу;
    • проходить медицинский осмотр в соответствии с графиком.

    ВАЖНО! Некоторые обязанности в ясельной группе детского сада отличаются от того, что приходится делать в младших или старших. В ясли приходят дети совсем маленькие, часто даже не умеющие говорить, полноценно обслуживать себя сами они еще не в состоянии, и часто плачут. А в младшей группе воспитанники постарше, более ответственны, и большинство уже прошли первоначальную адаптацию к новым условиям. А если говорить про старших и «выпускников», то им нужна полноценная подготовка и развитие, а не обучение навыкам самообслуживания, как малышам.

    Должностная инструкция воспитателя в соответствии с ФГОС ДО

    _____________________________________
    фамилия имя отчество

    Документ составлен с учетом нормативных правовых актов, действующих на 2021 год: — Профессиональные стандарты, утвержденные приказом Минтруда и Соцзащиты РФ.
    — ФГОС дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155.
    — Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года.
    — Трудовой кодекс РФ.
    — СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
    — СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
    — СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
    1. Общие положения

    1.1. На должность воспитателя может быть принято лицо, которое соответствует требованиям профессионального стандарта «01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)«, утвержденного приказом Минтруда и Соцзащиты РФ № 544н от 18 октября 2013 г.

    1.2. Воспитатель ДОУ должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

    1.3. Особыми условиями допуска к работе являются:

    • прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных медицинских осмотров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
    • отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, установленных статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

    1.4. Воспитатель детского сада принимается на работу и освобождается от должности заведующим ДОУ.

    1.5. Воспитатель детского сада непосредственно подчиняется заведующему ДОУ и выполняет распоряжения старшего воспитателя.

    В случае, если воспитатель отказывается выполнять свои законные обязанности, следует обратиться к руководству детского сада с требованием решить сложившуюся проблему. Необходимо четко описать ситуацию, которая вас не устраивает. Заведующий обязан сделать все возможное для решения проблемы.

    Хороший воспитатель – человек, которому родители доверяют своих детей. Он должен совмещать в себе чуткость и строгость, понимание и ответственность. Воспитатель не может не любить детей, он в каждом должен видеть личность и всячески способствовать развитию талантов ребенка.

    Воспитатель детского сада – это педагог, который занимается обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет). Основная сфера деятельности представителей этой профессии связана с организацией пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, проведением игр и занятий с детьми, контролем их безопасности и состоянием здоровья.

    Воспитатели востребованы в государственных, муниципальных, частных и ведомственных детских садах, центрах детского развития, а также на дому.

    Воспитатели могут трудится как самостоятельно, например, в небольшом частном детском саду, так и в коллективе.

    Сферы профессиональной деятельности воспитателя – это образование и обслуживание.

    Как правило, этот раздел наименее объемный, поскольку здесь необходимо четко указать трудовую функцию воспитателя.

    Отметьте, что к основным трудовым функциям воспитателя относятся:

    • проектирование и реализация образовательной деятельности в ДОУ (обучение, воспитательная и развивающая деятельность);
    • реализация программ дошкольного образования.
    • должностные обязанности воспитателя.

    Этот блок включает в себя полный список должностных обязанностей воспитателя. Для удобства и более структурированного изложения информации этот раздел можно разбить на несколько подразделов, например:

    Подраздел 3.1. Должностные обязанности воспитателя в рамках трудовой функции образования. Например:

    • планировать и проводить учебные занятия;
    • формировать универсальные учебные действия;
    • формировать мотивацию к обучению.

    Подраздел 3.2. Должностные обязанности воспитателя в рамках трудовой функции воспитательская деятельность. Например:

    • реализовывать современные формы и методы воспитательной работы;
    • развивать у детей познавательную активность, самостоятельность, инициативность;
    • формировать у детей толерантность и навыки поведения.

    Подраздел 3.3. Должностные обязанности воспитателя в рамках трудовой функции развивающая деятельность. Например:

    • выявлять поведенческие и личные проблемы у ребенка;
    • разрабатывать совместно с родителями индивидуальную программу развития ребенка.

    Подраздел 3.4. Должностные обязанности воспитателя в рамках трудовой функции реализации программ дошкольного образования. Например:

    • участвовать в разработке основной образовательной программы ДОУ;
    • участвовать в создании комфортной образовательной обстановки в ДОУ;
    • реализовывать педагогические рекомендации специалистов;
    • формировать психологическую готовность к школьному образованию;
    • организовывать конструктивное взаимодействие детей в различных видах деятельности.

    Кроме всего вышеперечисленного воспитателя в ДОУ также наблюдают за поведением детей в период их адаптации, способствуют развитию общения детей, готовят праздники и организуют досуг детей, обеспечивают охрану жизни, здоровья и безопасности детей во время их пребывания в ДОУ, бережно относятся к имуществу работодателя, ведут предусмотренную программой документацию.

    Профессиональные права воспитателя определяются его компетенцией. В частности, воспитатель имеет законное право:

    • на нормальные условия труда;
    • на полную и своевременную оплату труда;
    • получать от администрации информацию обо всех внутренних актах ДОУ, которые затрагивают работу воспитателя;
    • участвовать в работе творческих групп ДОУ;
    • на своевременное повышение квалификации;
    • на свободный выбор и использование методик обучения и воспитания, которые соответствуют образовательной программе ДОУ;
    • на защиту профессиональной чести и достоинства.

    Должностные обязанности воспитателя в детском саду

    В последнем разделе отметьте, что сотрудник должен быть ознакомлен с инструкцией при приеме на работу.

    Укажите количество экземпляров составленного документа, а также установите, на кого возлагается контроль исполнения инструкции.

    Должностная инструкция утверждается заведующим ДОУ. Факт ознакомления сотрудника с документом подтверждается подписью ознакомляемого, которая проставляется как на одном из экземпляров инструкции, так и в специальном журнале ознакомления.

    Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

    В ежедневные должностные обязанности воспитателя детского сада по ФГОС входят:

    • надзор за детьми — принимать их днем и возвращать родителям вечером;
    • разработка обучающих методик для лучшего усваивания материала;
    • помощь в социализации ребенка;
    • проведение занятий как в помещении так и на улице;
    • проведение физических занятий, оздоровительных мероприятий;
    • организация походов по различным местам представляющих культурную ценность.

    Помимо этого, педагог осуществляет постоянное наблюдение за каждым из малышей в течении дня. При необходимости специалист должен оказать ребенку медицинскую помощь, или же помочь с бытовыми трудностями — переодевание, завязывание шнурков, кормление, гигиенические процедуры.

    Педагог должен обучать детей в соответствии с учебной программой. Обычно, она включает в себя дошкольные занятия русским языком и математикой. Также внимание уделяется творческим занятиям. В их перечень может входить музыка, рисование, лепка. В некоторых детских садах детей знакомят с классическими композиторами, писателями, художниками.

    В первую очередь воспитатель детского сада в своей профессиональной деятельности должен руководствоваться следующим перечнем документов:

    • Конституция РФ;
    • ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
    • Документами о образовательной деятельности для дошкольников общего вида;
    • Правилами охраны труда, пожарной безопасности, санитарными.

    Также сотрудник должен подчиняться правилам локальных документов, присущим конкретному учреждению в котором он несет службу. Это могут быть:

    • Трудовой договор;
    • Устав детского сада;
    • Внутренние правила учреждения.

    Естественным является и следование приказам руководства — младший воспитатель должен выполнять требования старшего, а также заведующего дошкольного учреждения соответственно.

    Должностная инструкция воспитателя детского сада вместе с обязанностями предоставляет и список прав. Сотрудник имеет право запросить помощь вышестоящего специалиста в случае, если самостоятельно решить проблему не может.

    Если у работника есть свои идеи по улучшению образовательной программы — он в праве их внести на рассмотрение. Также педагог может свободно делиться своим педагогическим опытом с другими сотрудниками, применять его на собраниях, педагогических советах.

    Хоть образовательная программа чаще всего является фиксированной, педагог имеет свободное право выбирать учебные материалы (должны соответствовать общеобразовательной программе), использовать свои методики обучения малышей, делиться своими материалами с другим сотрудниками учреждения.

    Если сотрудника не удовлетворяют условия работы, он может обратиться к администрации учреждения с требованием улучшить их.

    Должностная инструкция воспитателя ДОУ

    Как уже говорилось, в первую очередь воспитатель детского сада по ФГОС несет ответственность за своих маленьких подопечных — детей дошкольного возраста. Он персонально ответственен за их жизнь и здоровье, за своевременное оказание им помощи в случае необходимости.

    Сотрудник несет ответственность за исполнение своих должностных обязанностей. Работник обязывается следовать установленной программе обучения, заполнять необходимую документацию, нести материальную ответственность за инвентарь и предметы предоставленные учреждением.

    Как воспитатель, специалист должен нести ответственность за моральное состоянием, личностью ребенка. Если работник был замечен даже единожды в действиях, которые повлекли психическое насилие над малышом — он должен будет понести ответственность в виде снятия его с должности.

    Как уже упоминалось выше, работник может обмениваться материалами, методиками обучения, а также делиться педагогическим опытом с коллегами.

    Важно понимать, что коллектив детского сада работает для того, чтоб дать необходимые знания детям, помочь им адаптироваться в социуме. Для этого руководители учреждения периодически организовывают совещания, педагогические советы, собрания, цель которых направлена на разрешение вопросов по воспитанию детей.

    Соответственно работнику детского сада необходимо принимать участия в подобных мероприятиях в ходе своей профессиональной деятельности. Воспитатель это тот, на кого дети равняются, у кого они учатся. Поэтому он и сам должен постоянно повышать квалификацию, а обмен опытом с другими сотрудниками способствует этому в вышей мере.

    • Дошкольное образование
    • Начальное и основное общее образование
    • Среднее профессиональное образование
    • Обмен педагогическим опытом
    • Детские исследовательские проекты и работы
    • Работы опубликованные до ноября 2017 года
    • Конспекты занятий
    • Методические разработки
    • Сценарии праздников
    • Оформление
    • Поделки
    • Игры в детском саду

    Работа воспитателя сложна и очень ответственна. От того, насколько этот человек будет образован, грамотен и лоялен к детям, зависит не только физическое здоровье, но и психологическое благополучие малышей. Поскольку в сад ребенок может попасть в самом младшем возрасте, например, в ясельную группу, от воспитателей в значительной степени зависит, каким человеком он вырастет. Связано это с тем, что сотрудники детских садов работают с малышами до семилетнего возраста, а именно в этот период закладываются основные знания, умения и характер ребенка, его наклонности, манера поведения, стремления к учебе и дальнейшему развитию.

    Именно поэтому к воспитателю предъявляются очень серьезные требования. Он должен быть воспитанным, грамотным, чистоплотным, не иметь вредных привычек, обладать хорошо поставленным приятным голосом, уметь быстро и правильно реагировать на стремительно изменяющуюся ситуацию в группе. Ему предстоит работать с детьми, каждый из которых имеет собственный характер, манеру общения, наклонности и дарования. С каждым из малышей педагогическому работнику придется найти общий язык, «достучаться» до замкнутого малыша, охладить пыл реактивного ребенка, суметь наладить доброжелательные отношения внутри группы, а также связи между разновозрастными группами детей.

    Кроме непосредственных контактов с малышами, воспитателю предстоит сотрудничать с педагогическим коллективом и работать в тесных отношениях с родителями воспитанников. От него потребуется корректность, умение четко донести свою мысль, грамотная речь, а также соблюдение субординации.

    В зависимости от уровня квалификации и занимаемой должности воспитатель должен заниматься как образовательными и воспитательными занятиями, так и развивать у детей навыки общения, творческие наклонности и таланты, следить за состоянием их здоровья, чистотой и порядком в помещении группы, обеспечивать условия для полноценного дневного (и ночного в круглосуточных садах) сна и отдыха. При необходимости воспитатель может накормить маленького ребенка, научить его делать это самостоятельно, если он не обучен дома родителями, а также помочь малышу справиться со сложными блюдами.

    К педагогическому составу детского сада предъявляются и высокие требования по проведению образовательной работы, четкому соблюдению сетки занятий и получению высоких результатов. Дети в каждой группе должны соответствовать уровню развития по своему возрасту и без проблем выполнять те нормативы, которые считаются нормой для данного возрастного периода.

    Кроме воспитания и образования педагогические работники занимаются организацией и проведением досуга малышей. Это касается не только ежедневных обязательных прогулок, но и праздников, дней рождений воспитанников, торжественных событий. В детском саду малыши учатся петь, танцевать, рисовать, лепить, заниматься иными видами прикладного творчества.

    Все свои наработки и преимущества, полученные от их внедрения, достижения детской группы и отдельных воспитанников обязательно фиксируются, документальные свидетельства собираются и сохраняются. Они понадобятся воспитателю для прохождения аттестации на подтверждение занимаемой должности или для получения более высокого квалификационного уровня.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *