Новый закон о субсидиях в Украине в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о субсидиях в Украине в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Минфин запланировал доходы бюджета на уровне 1,267 трлн грн, в том числе общего фонда — 1,131 млрд грн, специального — 136,3 млрд грн.

По прогнозу Минфина, поступления от налога на добавленную стоимость (внутреннего и импортного) в 2022 году вырастут на 72,5 млрд грн по сравнению с планом на 2021 год — до 564,5 млрд грн. В частности, поступления налога на добавленную стоимость с произведенных в Украине товаров с учетом бюджетного возмещения ожидаются на уровне 166,3 млрд грн, с ввезенных на территорию Украины товаров — 398,2 млрд грн.

Расходы госбюджета следующего года прогнозируются на уровне 1,44 трлн грн, в том числе общего фонда — 1,29 трлн грн, специального — 147,9 млрд грн.

По данным Минфина, на сферу здравоохранения в следующем году предлагается 197,2 млрд грн (+35,8 млрд грн по сравнению с планом на 2021 год), в том числе на программу медицинских гарантий — 157,5 млрд грн.

На вакцинацию населения Минфин заложил 2,6 млрд грн. В этом году на это планируется порядка 12 млрд грн. Уменьшение расходов на это объясняют тем, что в Украине накопилось достаточно вакцин.

В Министерстве финансов отмечают, что средняя зарплата врачей в 2022 году составит 22,5 тыс. грн, а минимальная — 20 тыс. Средняя зарплата медперсонала составит 14,5 тыс. грн, а минимальная — 13,5 тыс. грн.

НВ Премиум это:

  • Доступ к закрытым материалам сайта
  • Доступ к статьям еженедельного журнала НВ
  • Отключение коммерческой рекламы
  • Возможность открывать статьи НВ Премиум для друзей

Как отметил во время презентации проекта госбюджета министр финансов Сергей Марченко, расходы на медицину в следующем году вырастут до 197,2 млрд грн. Это на 35,8 млрд грн больше в сравнении с показателями текущего года.

Средства, выделяемые по программе медицинских гарантий, куда входит и Covid-пакет, составят почти 158 млрд грн.

На систему общественного здоровья и вакцинацию украинцев от коронавируса предусмотрено направить 6 млрд грн.

На высокоспециализированную медпомощь хотят направить 19,1 млрд грн, на закупку медицинского оборудования – 2,7 млрд грн, на поддержку региональных больниц – 2,4 млрд грн, на трансплантацию и лечение за рубежом – 1,5 млрд грн.

Пенсии, зарплаты, субсидии: ключевые показатели госбюджета на 2022 год

Расходы на сферу образования запланированы в сумме 185,6 млрд грн (что больше показателей текущего года на 16,7 млрд грн).

Из этой суммы 108 млрд грн хотят выделить на зарплаты учителей, а 4,5 млрд грн – на стипендии студентам.

Размер стипендий студентов высших учебных заведений будет повышен. С 1 января минимальная стипендия составит 2 000 грн (возрастет на 700 грн), а повышенная для отличников – 2 550 грн (возрастет на 890 грн).

Планируется повысить стипендии и для учеников учреждений профтехобразования: с 490 грн до 1 250 грн.

Еще 100 млн грн выделяют на проектирование Президентского университета, создание которого инициировал глава государства Владимир Зеленский.

Расходы на субсидии планируются на уровне 34 млрд грн. Речь идет об отопительном сезоне 2021-2022 годов.

Всего же на льготы и субсидии для 4,6 млн человек (с учетом авансирования в предыдущем году) заложено 41,4 млрд грн.

На пенсии для почти 11 млн украинцев в 2022 году хотят выделить 200,6 млрд грн.

Бюджет Пенсионного фонда в проекте госбюджета на 2022 год составляет 531 млрд грн (что на 31 млрд больше показателя 2021 года).

Дополнительные расходы на индексацию пенсий с 1 марта планируются в размере 28,2 млрд грн, выплаты военным пенсионерам – 10,6 млрд грн. Кроме того, предусмотрено 2,5 млрд грн для перерасчета пенсий чернобыльцам.

Общие расходы на социальное обеспечение и социальную защиту граждан в следующем году должны составить 320,1 млрд грн (это на 7,3 млрд грн больше показателей текущего года).

Расходы на поддержку ветеранов войны на Донбассе составят 13,9 млрд грн (это больше планового показателя 2021 года на 6,1 млрд грн). В частности, предусмотрено выделение 5,5 млрд грн на обеспечение ветеранов жильем (речь идет о 4 000 участников АТО/ООС).

На сферу культуры и искусства выделят 13,5 млрд грн (из них 2 млрд грн – на создание украинских фильмов, а 1,8 млрд грн – на Большую реставрацию).

На физическую культуру и спорт выделят 11,3 млрд грн (из них 4,65 млрд грн пойдут на строительство, ремонт и реконструкцию более 200 спортивных объектов).

На сектор безопасности и обороны планируется направить 5,95% ВВП. В целом расходы на эту сферу вырастут на 52,1 млрд грн (по сравнению с текущим годом) – до 319,4 млрд грн.

Право на получение жилищных субсидий имеют семьи, у которых плата за жилищно-коммунальные услуги больше определенного для них обязательный платеж.

Сейчас обязательный процент платежа рассчитывается индивидуально для каждой семьи по установленной формуле и зависит исключительно от доходов семьи:

  1. Исчисляется среднемесячный совокупный доход домохозяйства.
  2. Среднемесячный совокупный доход делится на количество членов домохозяйства, и определяется среднемесячный доход на одного человека.
  3. Доход на одного человека делится на размер прожиточного минимума на одного человека в расчете на месяц, установленного на 1 января года, с которого назначается субсидия (размер прожиточного минимума на 01.01.2021 составляет 2189 грн).
  4. Полученный результат делится на 2, а затем умножается на 20%, и таким образом определяется процент от среднемесячного совокупного дохода.

Согласно Постановлению правительства, до завершения карантина, установленного с целью предотвращения распространения Covid-19, и в следующем месяце после отмены карантина вместо 20% от базовой нормы платы за жилищно-коммунальные услуги применяется 15%.

После этого рассчитывается размер обязательной части платежа: обязательный процент платежа умножается на среднемесячный совокупный доход домохозяйства.

Гражданин должен предоставить:

  • заявление о назначении жилищной субсидии (по установленной форме),
  • декларацию о доходах и расходах лиц, обратившихся за назначением жилищной субсидии (по установленной форме),
  • договор найма (аренды) жилья (при наличии),
  • справки о доходах (в случае указания в декларации доходов, информация о которых отсутствует в ГФС, ПФУ).

Заявление и декларация могут быть отправлены по почте или в электронном виде с использованием информационных систем.

Для рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции комиссии, в случаях, предусмотренных Положением, структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения может предложить лицу, которое обращается за назначением жилищной субсидии, подать дополнительные документы, которые не предусмотрены положением, но необходимы для рассмотрения комиссией.

Обмануть государство не получится: что будет с субсидиями в 2022 году

Субсидия назначается одному из зарегистрированных в жилом помещении лиц, то есть по месту регистрации лица, с учетом всех зарегистрированных лиц.

При назначении жилищной субсидии учитываются также доходы членов семьи лица из состава домохозяйства в случае, когда их зарегистрированное (фактическое) место жительства отличное от адреса домохозяйства.

В случае, когда в жилых помещениях (домах) зарегистрированы несовершеннолетние дети, которые остались без родительской опеки (попечительства), и/или недееспособные лица трудоспособного возраста, над которыми установлена опека, жилищная субсидия назначается по заявлению опекуна (попечителя).

Также по решению местных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления субсидия может быть назначена по фактическому месту жительства лицам, которые арендуют жилье на основании договора найма, или индивидуальным застройщикам, дома которых не приняты в эксплуатацию.

По решению комиссии жилищная субсидия может назначаться одному из членов домохозяйства, которые не зарегистрированы в жилищном помещении (доме), но фактически проживают в нем без заключенного договора найма (аренды) жилья, в случае, когда они являются внутренне перемещенными лицами.

Виталий Музыченко рассказывает:

В настоящее время субсидия предоставляется в наличной форме и выплачивается месяц в месяц. Если человек рационально использует ресурсы, он может за счет субсидии заплатить за то, что он потребил, а сэкономленную сумму оставить на собственные нужды. Это мотивация граждан к правильному, рациональному использованию энергоресурсов.

Субсидий лишат в случае:

  • покупки квартиры, земельного участка, транспортного средства (кроме мопеда или прицепа), товаров долгосрочного использования на сумму свыше 50 тыс. грн на протяжении года предшествующему году обращения за субсидией);
  • наличия депозита свыше 56 750 грн;
  • покупки-продажи валюты и банковских металлов на протяжении года до года обращения за субсидией на сумму свыше 50 тыс. грн;
  • непрерывного пребывания за границей свыше 60 дней, кроме пребывания на лечении, в командировке, присмотра за ребенком;
  • наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг свыше трех месяцев и по оплате алиментов свыше трех месяцев;
  • если субсидиант не вернул излишне перечисленную субсидию;
  • наличия автомобиля, которому меньше пяти лет с даты выпуска;
  • если в семье больше одного автомобиля, которому с даты выпуска меньше 15 лет;
  • субсидиант нигде не учился, не работал, не имел статус безработного.

По словам Марии Яковлевой, всеобщее декларирование позволит оперативно выявлять теневые доходы, а также наличие имущества, оформленного на других людей.

Необходимо при начислении субсидий учитывать пересечение границы не только на период свыше 60 дней, так как «состоятельных» субсидиантов можно мониторить по количеству выездов в год за рубеж на отдых, говорит эксперт.

Если в прошлом году помощь продлевали автоматически – в случае отсутствия вопросов к получателю, то в 2021-м переподавать документы придется всем.

Субсидии назначаются на отопительный сезон с 1 октября по 30 апреля и на неотопительный сезон с 1 мая по 30 сентября.

«Документы рассматривают в течение 30 дней, поэтому есть смысл подавать документы заранее, за 2-3 месяца, чтобы была возможность вовремя получить субсидию», – посоветовала Мария Яковлева.

Чтобы получить госпомощь на оплату жилищных услуг, необходимо предоставить такие документы:

  • паспорт или другое удостоверение личности;
  • заявление;
  • декларацию о доходах и расходах;
  • справки о доходах, информация о которых отсутствует в налоговых органах, Пенсионном фонде, фондах социального страхования и т.п.;
  • копию договора о реструктуризации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг (в случае ее наличия);
  • договор аренды жилья (в случае наличия).

Заявление и декларацию о доходах и расходах можно подать в электронном виде при наличии цифровой электронной подписи.

Также есть возможность пройти регистрацию и подать документы с помощью идентификации BankID.

«Эта возможность позволит не стоять в очередях, существенно сэкономить время, силы и здоровье при получении субсидии», – констатировала Мария Яковлева.

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

  • Адвокаты
  • Юристы
  • Нотариусы
  • Суды
  • Прокуратуры
  • Налоговые инспекции
  • Государственные администрации
  • Пенсионные фонды
  • Полиция
  • Центры занятости
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов

По общему правилу право на получение субсидии есть у тех семей, совокупный доход которых не позволяет полностью покрывать стоимость жилищно-коммунальных услуг. Но, как известно, в каждом правиле есть исключения. Давайте в них разберемся и выясним, какие условия могут помешать украинцам быстрее получать субсидию.

Следуя новым правилам, в получении субсидии будет отказано:

  • Лицам, владеющим транспортным средством, год выпуска которого не превышает 5 лет (кроме прицепов и мопедов);

  • Лицам, которые владеют несколькими транспортными средствами с годом выпуска не старше 15 лет (кроме прицепов и мопедов);

  • Совершеннолетним лицам, которые находились за пределами Украины в совокупности более 60 дней (кроме рабочей командировки, обучения или лечения);

  • Лицам, которые в течение последнего года совершили покупку на сумму, превышающую 50 тыс. гривен;

  • Лицам, которые в текущем году купили земельный участок, квартиру или дом;

  • Лицам, в собственности которых находится несколько объектов недвижимости (кроме квартир и домов, расположенных на временно оккупированных территориях, в сельской местности или если правом собственности обладают одновременно несколько человек);

  • Лицам, которые имеют на депозитном счету в банке сумму 100 тыс. гривен и больше;

  • Лицам, которые за один раз приобрели валютные средства на сумму, превышающую 50 тыс. гривен.

Остальные заявители (граждане Украины, иностранцы или лица без гражданства) при соблюдении условий, установленных в законе, имеют право на получении субсидии от государства.

На медицину добавили 35 млрд: запланированные правительством расходы почти вдвое превышают расходы на 2019 год. Это и должно позволить увеличить выплаты специалистам среднего звена до 14,5 тыс. грн, врачам — до 22. Однако, по словам Олега Панасенко, председателя Свободного профсоюза медицинских работников Украины, средств на такое глобальное повышение может не хватить.

«Для обозначенных в проекте бюджета выплат на самом деле в бюджете должно быть заложено не менее 250 млрд грн (сейчас — около 197,2 млрд грн, — ред.) Без этого подобный скачок если и досягаем, то только посредством увольнения сотрудников и сокращения больниц», — рассказал Панасенко в комментарии 112ua.tv.

Также в проекте бюджета видим планы значительно улучшить финансирование образования (хоть и не настолько существенно, как медицины) — на 16,7 млрд грн. Деньги, в частности, хотят потратить на строительство президентского университета. Правда, улучшенное финансирование вузов будет сопровождаться уничтожением и объединением нескольких десятков университетов.

Средств хватит для повышения зарплат учителям — но более скромного, чем медикам. Таким образом, равномерного роста средней зарплаты в госсекторе не будет. А ведь представители сферы остро нуждаются в финансовой мотивации. С учителями ситуация не проще, чем с врачами: в регионах не редкость случаи, когда из-за дефицита сотрудников один и тот же специалист проводит урок ученикам в двух классах сразу.

Интересно, что, судя по предварительному документу, количество средств на обучение педагогов не увеличили.

Также наконец обратили внимание на стипендии, хотя новые выплаты все еще очень скромны (от 2 до 2,5 тыс. грн в зависимости от успеваемости). Студенты же техникумов после повышения выплат все равно будут получать мизер — до 1,3 тыс. грн.

Увеличились расходы почти во всех силовых ведомствах, кроме МВД. На армию и обороноспособность предлагается потратить не меньше 5,5% ВВП.

Что же касается трат на чиновников, то про оптимизацию системы управления, за исключением ликвидации так называемого «депутатского фонда», никто не говорит. Видимо, именно поэтому министр финансов не ожидает простого прохождения бюджета. Дело не в том, что «парламент стал зрелым», а в том, что депутатам может не понравиться урезание выплат мажоритарщикам.

Так или иначе существенные суммы на администрирование позволяют говорить о том, что мы вновь имеем дело идеологически с бюджетом чиновников и силовиков.

Дороги строить продолжат: на «Большое строительство» президента выделяют 125 млрд. В правительстве даже подчеркнули: темпы строительства дорог не будут снижаться. Займутся также ремонтом отдельных округов.

Конечно, все это лишь примерные цифры, определенные позиции еще будут корректироваться. Но они уже позволяют понять, что новый бюджет незаслуженно называют социальным: он остается бюджетом физиологического выживания. Для социального бюджета расходы все еще весьма скромные, лишь около 35% ВВП. Украина не может себе позволить вовсе не лечить граждан, не учить их, не защищаться и добить в хлам инфраструктуру.

Печально то, что на развитие экономики, которое могло бы качественно улучшить уровень жизни украинцев, деньги правительство направить не захотело, пускай и за счет дефицита бюджета.

Чиновники боятся дефицита как огня, поэтому в проекте бюджета предложили сократить его с 5,5% ВВП до 3,5% ВВП. Хотя, судя по всему, на самом деле дефицит будет гораздо значительнее.

Как уже было сказано, чиновники формируют доходы бюджета после формирования расходов. А значит, доходы бюджета, которые они приводят в главном экономическом документе страны, — «пальцем в небо». Тем более что бюджет составлен без обещанного президентом Зеленским плана трансформации страны.

«Я могу нарисовать какую угодно расходную часть, но по факту все упирается в отсутствие доходов. Именно доходы бюджета надо исследовать в первую очередь», — говорит экономический эксперт Олег Пендзин.

Реальный источник доходов, на который делает ставку правительство, — налоговые поступления.

Новый бюджет-2022 — это «бюджет налогов». Такая его характеристика имеет гораздо больше общего с реальностью, чем слова о «человекоцентризме». Планируется, что от налогоплательщиков поступит на 166 млрд грн больше, чем в этом году. Министр финансов подчеркивал, что дополнительные налоги мы получим за счет детенизации и «повышения эффективности администрирования НДС». Проще говоря, за счет большего затягивания налоговой удавки. В перспективе еще должен быть принят скандальный законопроект № 5600, который должен обеспечить поступление налогов на сумму более 30 млрд грн.

Минфин решил частично вернуть доступ к данным о госсубсидиях

Впрочем, ни в одном проекте бюджета и не расписывают зарплаты по конкретным отраслям экономики, как и повышение минималки. Исходя из презентации проекта, в среднем украинцы в следующем году должны получать до 15,3 тыс. грн. А к концу года планируется выйти на показатель в 17 тыс. грн. При этом минимальная зарплата уже с января увеличится до 6,5 тыс. грн. Впрочем, учитывая ожидаемую инфляцию на уровне 11%, назвать это повышением можно разве что с натяжкой. Ведь оно даже не покрывает инфляционных потерь, но зато чревато проблемами для бизнеса. Как говорит «Вестям» экономист, исполнительный директор «Экономического дискуссионного клуба» Олег Пендзин, повышение минимальной зарплаты может обернуться сокращениями сотрудников и уходом бизнеса в тень.

Как бы там ни было, рост социальных стандартов, в частности минимальной зарплаты и прожиточного минимума, неизбежно повлечет за собой увеличение пенсионных выплат. Поэтому больше денег хотят дать Пенсионному фонду. В проект госбюджета на 2022 год бюджет ПФ заложен в размере 531 млрд грн, что на 31 млрд грн больше 2021 года. Этих денег должно хватить, чтобы с 1 марта провести индексацию всех пенсий, обеспечить доплаты военным пенсионерам и пересчитать выплаты чернобыльцам. Также ожидается продолжение программ доплаты пенсионерам старше 75 лет. При этом львиную долю расходов фонда будет компенсировать госбюджет. На эти цели планируется выделить порядка 200 млрд грн.

А вот на субсидии, наоборот, дадут меньше. Что весьма странно. Так, если в этом году на эти цели заложено 36,6 млрд грн, то в 2022-м — 34 млрд грн. Отметим, в условиях рекордно высоких цен на газ и анонсируемом повышении коммунальных тарифов, всем субсидиантам этой суммы может не хватить.

Как ни странно, но в первой редакции бюджета на 2022 год предусмотрено существенное сокращение расходов на органы государственной власти. Вместе с тем расходы на правоохранительные органы должны возрасти. Так, на работу Офиса президента Минфин предлагает выделить в следующем году «всего» 1,08 млрд грн, или на 15% меньше, чем в этом году. Расходы на парламент предлагается сократить на 7,63% — до 2,6 млрд грн. При этом на обеспечение работы правительства расходы могут вырасти на 6,9% — до 2,7 млрд грн. Силовики и антикоррупционные органы в следующем году потенциально получат больше денег. Наиболее ощутимо финансирование возрастет для Совета нацбезопасности и обороны, которое в последнее время стало едва ли не главным органом власти, вершившим судьбу олигархов и их бизнеса. На совещательный орган, которым является СНБО, в следующем году хотят выделить из бюджета почти 304 млн грн. Кроме того, существенно предлагается увеличить расходы на работу Офиса генпрокурора: на 17,5% — до 13,6 млрд грн, а также СБУ, расходы которой могут возрасти на 7% — до 16 млрд грн. Вместе с тем расходы на МВД правительство решило не увеличивать и даже немножко уменьшить.

Традиционно правительство решило не жалеть денег на строительство и ремонт дорог. На развитие дорожной инфраструктуры предусмотрели более 124 млрд грн, за которые обещают «тысячи километров обновленных дорог», строительство новых мостов и аэропортов. К слову, в этом году общий объем финансирования строительства дорог составит 85,2 млрд грн.

Госдума рассмотрит поправки в проект федерального бюджета на 2022-2024 годы

По словам Бориса Кушнирука, не все украинцы смогут оплатить коммунальные услуги, даже имея субсидию, что приведет к накоплению долгов.

В осенний и зимний периоды объем платежей растет, соответственно растет и задолженность за жилищно-коммунальные услуги. Весной объем падает, а летом эта задолженность, как правило, гасится. Невежество и коррупция всегда приводят к проблемам, — резюмировал Кушнирук.

Миллионы украинцев рассчитывают на помощь от государства этой осенью и после нее. Однако новая система начисления субсидий не меняет основной проблемы — стоимости коммунальных услуг. Покупательная способность украинцев является самой низкой в Европе, поэтому для многих из них коммунальная платежка — это большие проблемы для семейного бюджета.

В то же время и состоятельные граждане, которые паразитируют на государственном бюджете, также всегда будут находиться: без сомнения с ними также нужно бороться. Однако пока украинцы не будут иметь возможности зарабатывать достаточно, чтобы покрывать свои расходы, до этого времени они и не смогут слезть с субсидиарной «иглы».

В документе Кабинета министров «Вопросы предоставления компенсации некоторым категориям потребителей электрической энергии» от 27 января определяются категории населения, которые получат компенсацию за отмену с 1 января 2021 года льготного тарифа электроэнергии. К таким отнесены:

  1. жители жилых домов (в том числе «гостинок», квартир и общежитий), оборудованных электроотопительными установками;
  2. жители негазифицированных многоквартирных домов, в которых отсутствуют или не функционируют системы централизованного теплоснабжения;
  3. многодетные, приемные семьи и детские дома семейного типа.

Право на получение компенсации предоставляется всем потребителям, в том числе в сельской местности, кто имел право на такой тариф по состоянию на 31 декабря 2020 года (1 и 2 группы).

Компенсация предоставляется на покрытие разницы стоимости потребленной электроэнергии, которая возникла в результате отмены сниженных тарифов и применения единой цены, установленной 1 января, то есть на всю сумму потерь потребителя, а не какую-то ее часть.

Документ также вносит и ограничения. Так, получатели жилищных субсидий не вправе рассчитывать на компенсационные выплаты, что в принципе логично, так как в субсидиях уже должны быть предусмотрены компенсации за тариф.

Выплата компенсаций предусмотрена только за первый квартал 2021 года.

Для первых двух категорий действует ограничение в 3 000 кВт-ч в месяц.

При расчете стоимости не применяется 30% скидка, которая была предусмотрена по состоянию на 31 декабря для населения, которое проживает в 30-км зоне АЭС.

Но зато сохраняются тарифные коэффициенты для тех, у кого потребление по периодам времени.

Не позднее 2 числа месяца (февраль–апрель) поставщики отправляют в электронном виде Минсоцполитики и НКРЭКУ реестр потребителей для определения среди них получателей субсидий.

Министерство сверяет информацию в реестрах с данными Единого государственного реестра получателей жилищных субсидий и возвращает списки назад, отметив среди потребителей субсидиантов.

Поставщики, исключив получателей субсидий, рассчитывают компенсации сумм потребителям и до 10 числа подают Минсоцполитики и НКРЭКУ заявки на перечисление средств.

Минсоцполитики в течение трех дней после их получения переводит бюджетные средства на их текущие счета со спецрежимом использования.

В случае совершения перерасчета объемов потребления получателям компенсации поставщики предоставляют в министерство до 1 мая дополнительную заявку, и до 15 мая ведомство осуществляет перечисление средств.

Неиспользованные средства возвращаются в госбюджет 1 июня.

Все операции совершаются без задействования усилий потребителя. Поставщик электроэнергии просто информирует его о предоставленной компенсации в квитанции и в личном кабинете.

При этом компенсации не выдаются на руки подобно монетизированным субсидиям – спецрежим текущего счета поставщика подразумевают автоматическое зачисление средств на лицевые счета получателей компенсаций.

Размер полученной компенсации не учитывается при обчислении совокупного дохода семьи для всех видов соцпомощи. Кроме того, он не подлежит налогообложению.

«Минсоцполитики внесло два принципиально важных момента. Эти средства не будут учитываться как налогооблагаемый доход, и они пойдут напрямую поставщикам электроэнергии. По-моему, это логично, потому что, если их выплачивать наличными, представляете, сколько потребуется административных расходов, чтобы обилетить каждого получателя такой компенсации«, – подчеркивает экономический эксперт Юрий Гаврилечко.

Всего правительство намерено использовать на компенсации за повышение тарифа 1,4 млрд грн, которые будут взяты из спецфонда госбюджета. Правда, неясно, откуда в спецфонде могут взяться «лишние» деньги, ведь выплату этих компенсаций в госбюджет не закладывали.

По словам Юрия Гаврилечко, спецфонд не является защищенной статьей госбюджета, в него направляются деньги от конкретных доходов и сразу уходят на определенные законом о госбюджете расходы.

«Кто-то не получит помощь на эти 1,4 млрд грн. Это ведь не из воздуха взято, они предусмотрены на другие программы, у одних забрали, другим – дадут. А у кого забрали, должен Минфин определять«, – подчеркивает директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Однако, как следует из сопроводительных документов к постановлению, Минфин его не поддержал – значит, с финансированием статей расходов действительно могут быть неувязки. Другой проблемой является короткий срок действия компенсации – он ограничен первым кварталом, то есть с апреля, как следует из документа, тариф снова подорожает.

Заместитель министра социальной политики Виталий Музыченко говорит, что подать заявление на назначение субсидии можно несколькими способами:

  • лично обратившись в Центр предоставления административных услуг;
  • обратившись в орган соцзащиты;
  • оформив заявку на сайте Минсоцполитики;
  • отправив пакет документов (заявление и декларацию о доходах) по почте на адрес органа соцзащиты.

Также чиновник разъяснил, как работают ограничения по депозитам при назначении субсидий. Напомним, что с 1 мая депозит на сумму в 100 тысяч гривен стал причиной для отказа при обращении за субсидией.

— Если вы имеете на депозитном счете в банке более 100 тыс. грн, покупаете новую машину или валюту единовременно на сумму свыше 50 тыс. грн — вам субсидию не назначат, — заявил премьер Денис Шмыгаль. — Новые правила — это о справедливости. Когда государство увеличивает и платит помощь именно тем, кто в этом нуждается. Такая политика касается всех социальных выплат, и процесс справедливой верификации — это государственная позиция, которую мы будем поддерживать.

Однако до недавнего момента было не понятно, как чиновники будут отслеживать наличие депозита. Ведь крупные покупки отслеживаются за период в 12 месяцев до момента обращения за субсидией. Многие думали, что такая же ситуация и с депозитами. Однако замминистра заверил, что наличие депозита проверяется только на момент обращения за субсидией.

— Если человек обращается за субсидией 24 июня, а по состоянию на 1 июня у него депозита не было, то такой человек может претендовать на субсидию, — заверил Музыченко.

То есть если у вас есть депозит, то достаточно будет снять с него деньги после окончания срока, подать заявление на назначение субсидии, а потом снова положить деньги на банковский счет. Если правила не изменят, то такую же операцию можно будет повторить и в следующем году. Хотя, скорее всего, механизм верификации снова будет изменен.

Также чиновник уточнил положение относительно того, что части претендентов, кто пребывал за рубежом совокупно более 60 дней за год, откажут в субсидии.

— Речь идет о трудоспособных людях, которые декларируют отсутствие дохода за весь период времени, — говорит Музыченко.
То есть эта норма не касается детей или пенсионеров. Кроме того, в 60-дневный период пребывания за границей не включаются дни служебной командировки, лечение, учеба или уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, что подтверждается соответствующими документами.

  • прогноз номинального ВВП составил 5368,7 млрд грн, его реальный рост – на уровне 3,8%;
  • индекс потребительских цен составил 106,2%;
  • доходы госбюджета увеличатся до 1267 млрд грн, что больше фактических за 2020 год на 17,8%;
  • расходы госбюджета увеличатся до 1 441,9 млрд грн, что больше фактических за 2020 год на 11,9%;
  • возврат кредитов – в сумме 10,28 млрд грн, что больше фактических за 2020 год на 8%;
  • предоставление кредитов – в сумме 23,74 млрд грн, что больше фактических за 2020 год на 57,9%;
  • предельный объем дефицита составит 188 млрд грн, что меньше фактических за 2020 год на 13,6%.

Что касается макроэкономических показателей, то проект бюджета в следующем году предполагает снижение дефицита на 3,5%. Средний показатель курса доллара будет находиться на уровне 28,6 — 28,7 грн за 1 доллар США.

Часть украинцев останутся без субсидии: кого это коснется

Статья 1. Определить на 2022 год:

доходы Государственного бюджета Украины в сумме 1.267.393.399,1 тыс. гривен, в том числе доходы общего фонда Государственного бюджета Украины — в сумме 1.131.070.548,8 тыс. гривен и доходы специального фонда Государственного бюджета Украины — в сумме 136.322.850,3 тыс. гривен, согласно приложению N 1 к данному Закону;

расходы Государственного бюджета Украины в сумме 1.441.939.445,6 тыс. гривен, в том числе расходы общего фонда Государственного бюджета Украины — в сумме 1.294.085.182,8 тыс. гривен и расходы специального фонда Государственного бюджета Украины — в сумме 147.854.262,8 тыс. гривен;

возврат кредитов в Государственный бюджет Украины в сумме 10.280.412,8 тыс. гривен, в том числе возврат кредитов в общий фонд Государственного бюджета Украины — в сумме 9.777.642 тыс. гривен и возврат кредитов в специальный фонд Государственного бюджета Украины — в сумме 502.770,8 тыс. гривен;

предоставление кредитов из Государственного бюджета Украины в сумме 23.740.366,5 тыс. гривен, в том числе предоставление кредитов из общего фонда Государственного бюджета Украины — в сумме 7.022.216 тыс. гривен и предоставление кредитов из специального фонда Государственного бюджета Украины — в сумме 16.718.150,5 тыс. гривен;

предельный объем дефицита Государственного бюджета Украины в сумме 188.006.000,2 тыс. гривен, в том числе предельный объем дефицита общего фонда Государственного бюджета Украины — в сумме 160.259.208 тыс. гривен и предельный объем дефицита специального фонда Государственного бюджета Украины — в сумме 27.746.792,2 тыс. гривен, согласно приложению N 2 к данному Закону;

оборотный остаток средств Государственного бюджета Украины в размере до 2 процентов расходов общего фонда Государственного бюджета Украины, определенных этой статьей.

Статья 2.Утвердить бюджетные назначения главным распорядителям средств Государственного бюджета Украины на 2022 год в разрезе ответственных исполнителей по бюджетным программам, распределение расходов на обеспечение осуществления правосудия местными, апелляционными судами и функционирование органов и учреждений системы правосудия согласно приложениям N 3, N 4 и N 7 к данному Закону.

Статья 3.Утвердить на 2022 год межбюджетные трансферты согласно приложениям N 5 и N 6 к данному Закону.

Статья 4.Утвердить перечень кредитов (займов), привлекаемых государством в специальный фонд Государственного бюджета Украины в 2022 году от иностранных государств, иностранных финансовых учреждений и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных проектов, согласно приложению N 8 к данному Закону.

Разрешить Министерству финансов Украины на основании решения Кабинета Министров Украины, согласованного с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, вносить изменения в роспись специального фонда Государственного бюджета Украины с целью отражения ожидаемых поступлений в 2022 году кредитов (займов), привлеченных государством от иностранных государств, иностранных финансовых учреждений и международных финансовых организаций для реализации инвестиционных проектов, и расходов по соответствующим бюджетным программам с корректировкой соответствующих показателей финансирования, расходов и кредитования, предельных объемов дефицита государственного бюджета и государственного долга, определенных данным Законом, а также перераспределение расходов бюджета и предоставление кредитов из бюджета между такими бюджетными программами главных распорядителей средств государственного бюджета в пределах общего объема привлечения таких кредитов (займов), утвержденного в приложении N 8 к данному Закону.

Статья 5.Определить на 31 декабря 2022 года предельный объем государственного долга в сумме 2.725.325.400,9 тыс. гривен и предельный объем гарантированного государством долга в сумме 367.977.247,8 тыс. гривен.

Статья 6.Установить, что в 2022 году государственные гарантии в объеме до 78.245.932 тыс. гривен могут предоставляться:

1) по решению Кабинета Министров Украины в объеме до 50.000.000 тыс. гривен:

а) для обеспечения частичного выполнения долговых обязательств субъектов хозяйствования — резидентов Украины по кредитам (займам), привлекаемым для финансирования инвестиционных проектов, в том числе по внутренним кредитам (займам), привлекаемым субъектом хозяйствования, относящимся к сфере управления Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, для реализации инвестиционных проектов по реконструкции и модернизации инженерной инфраструктуры государственных мелиоративных систем по созданию целостных технологических комплексов;

б) для обеспечения частичного выполнения долговых обязательств по портфелю кредитов банков-кредиторов, предоставленных субъектам хозяйствования микропредпринимательства, малого и/или среднего предпринимательства — резидентам Украины (в объеме до 10.000.000 тыс. гривен);

Кабмин поручил при назначении субсидий:

  • учитывать доходы украинцев от депозитов и дивидентов;
  • проверять субсидиантов, которые ездили за границу, покупали валюту и банковские металлы;
  • лишать субсидий тех, кто совершил единоразовую дорогую покупку на сумму от 50 тысяч гривен.

Соответственно те, у кого есть сбережения на депозитах или те, кто совершал дорогостоящие покупки, лишатся выплат. Также одно из основных условий назначение субсидии — отсутствие долгов за коммунальные услуги.

  • Наличный рынок
  • НБУ
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
1 USD 1 EUR 1 RUB
Купить
Продать
  • Купить
  • Продать
  • Наличный
  • НБУ

Ранее скидка отображалась непосредственно в квитанциях на ЖКУ. Ныне помощь предоставляется только в денежной, наличной или безналичной, форме. Цены в платежках указываются полностью.

На объем помощи влияют два основных фактора:

  1. Количество потребляемых услуг и тарифы на них;
  2. Число членов домохозяйства и их суммарные доходы.

Механизм расчета устроен таким образом, чтобы наибольшую помощь получили домохозяйства с наименьшими доходами и с наибольшими тратами на ЖКУ.

Размер поддержки утверждается на 12 месяцев, но пересчитывается отдельно для отопительного и неотопительного периодов: летом компенсация часто вовсе не начисляться из-за отсутствия расходов на отопление.

Каждому домохозяйству сумма высчитывается в индивидуальном порядке. Однако предварительно ее можно просчитать и самому.

Для этого, используя нижеприведенную формулу, необходимо узнать уровень оплаты за ЖКУ, который субсидианты будут обязаны заплатить из собственных средств – так называемый обязательный платеж:

Среднемесячный доход домохозяйства на каждого члена семьи/на прожиточный минимум (2189 грн с 1 декабря 2020 года)/2×15%.

Премьер поручил разработать механизм субсидий на электрообогрев квартир

Согласно схеме, в семье из 4 человек с ежемесячным доходом в 20 тыс. грн. на каждого домочадца приходится по 5 тыс. грн.

5 тыс. грн/2189 = 2,3. Подели эту цифру на коэффициент «2» и умножив на 15%, узнаем процент обязательного платежа от семейного дохода в 20 тыс. грн. – он равняется 17,1%.

Семья из примера выше будет должна оплатить за коммуналку до 3420 грн. Остальная часть покрывается государством – если итоговая стоимость всех ЖКУ достигла 4 тыс. грн, то субсидия составит 580 грн.

Главное учесть, что предварительные расчеты могут быть не точными, так как контролирующие органы подсчитывают размер возмещения на каждую из услуг в отдельности.

В совокупном доходе семьи учитываются средства, полученные за два квартала, которые предшествуют месяцу перед месяцем подачи обращения.

Цифра в бюджете. Могут ли рассчитывать нуждающиеся на субсидии в 2022 году

Чтобы оформить субсидию, необходимо подать заявление и декларацию о доходах в управление соцзащиты по месту регистрации.

Сделать это можно несколькими способами: напрямую, через интернет (подробно об этом в соответствующем разделе ниже), через уполномоченного чиновника в городском или сельском совете, объединении территориальной общины (ОТГ), а также через Центр предоставления административных услуг (укр. – ЦНАП).

Напрямую документы можно отправить на почтовый адрес управления социальной защиты по месту регистрации.

Сотрудники ЦНАП, при обращении к ним, должны передать данные в управление соцзащиты в течении трех дней после получения заявки. Отметим, что на время локдауна Центры в ряде городов, среди которых и Киев, работают только онлайн.

Субсидию в 2021-м назначат по-новому: сколько получат украинцы

Можно получить уже за месяц, когда заявление было подано. Она будет назначена до конца отопительного сезона (с октября по апрель), а после последует перерасчет с учетом изменений затрат.

С момента получения документов от заявителя и после сбора информации, необходимой для проверки указанных данных, органы имеют 10 дней, чтобы принять решение и уведомить кандидата о том, позитивное оно или негативное, или назначить проверку комиссии.

Текущий год принес некоторые изменения в начислении субсидий, квартирных льгот. Одно из правительственных нововведений заключается в отмене льгот на временной основе. Если украинец получает субсидию на оплату ЖКУ, то на этот период квартирные льготы с него будут сняты. Однако наличие льгот все же будет браться во внимание, в расчете объема субсидии будут браться за основу доходы семьи.

Украинское законодательство наделило правом получать деньги от государства на оплату бытового обслуживания тех людей, расходы, на оплату счетов которых больше, чем обязательный платежный процент. Нормы этого процента утверждены государством, с учетом льготного положения. Каждому обратившемуся объем субсидии вычисляется персонально, в зависимости от суммарного семейного дохода.

Причинами отказа могут быть такие ситуации:

  • усредненные доходы заявителя выше установленных минимальных норм;
  • субсидиант не сообщил об изменениях, произошедших в семье в установленный законом срок;
  • долги перед коммунальными службами за газ, свет, воду и т.д.

Кому не может получать субсидию?

Поскольку правительством программа выдачи субсидий была модернизирована, 15-20% украинцев лишились права на доплаты от государства на оплату ЖК-услуг. Связано это с тем, что условия субсидирования стали прямо зависеть от имущества семьи человека, претендующего на субсидию.

Так, согласно новых правил, не подлежат ЖК-субсидированию такие категории населения:

  • неработающие люди в возрасте, позволяющем работать, которые не проходят обучение, не числятся на учете на Трудовой Бирже (таким лицам собес присваивает наличие дохода в размере 3 прожиточных минимумов, а это практически сводит к нулю вероятность получения госпомощи);
  • лица, получившие по наследству или купившие другим законным методом собственность в виде транспортных средств, домов, квартир, земли в течение последнего года (12 мес.) до дня обращения в УНСЗН;
  • владельцы машин, которые не достигли 5-летнего «возраста» с даты выпуска (сюда не относятся автомобили, мопеды, полученные гражданами от социальных органов);
  • арендодатели, умышленно не декларирующие прибыль от сдачи жилья в найм;
  • лица, жилая площадь квартиры/дома которых выше 120/200 м. кв. соответственно (исключение составляют многодетные семьи, дома семейного типа, где воспитываются взятые из приюта дети);
  • люди, имеющие задолженность по оплате за жилищно-бытовые услуги перед коммунальными службами, если совокупный долг составляет больше двадцати НМДГ (сегодня один необлагаемый минимум – это 340 грн.);
  • граждане, которые за предыдущий год до момента обращения в соцорганы купили товар/услугу, цена которых выше 50 000 гривен.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *