Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой процент налог на имущество с 2022 года на сооружения налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 1 января 2023 г. предприятия будут считать и платить налог по недвижимости с кадастровой стоимостью без сдачи налоговых деклараций. То есть за 2021 г. отчитываемся еще по-старому, а вот за 2022 год по «кадастру» сведения в отчет уже не включаем. Если вся недвижимость облагается только по кадастровой стоимости, налогоплательщик вообще не сдает декларацию.
В отношении недвижимости, налоговой базой которой является ее среднегодовая стоимость, обязанность организаций по представлению налоговых деклараций сохраняется. Такие декларации по-прежнему представляются не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Причем в такую декларацию, аналогично 2021 г., включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, которые учтены на балансе организации в виде объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ).
Налоговые инспекции параллельно с компаниями будут исчислять налог с «кадастровой» недвижимости и направлять им сообщения с информацией о платеже. Аналогично тому, как это сейчас происходит по транспортному и земельному налогам. Порядок пропишут в новом пункте 6 статьи 386 НК РФ.
В сообщениях налогоплательщики увидят информацию по таким пунктам:
объект налогообложения,
облагаемая база,
налоговый период,
ставка и сумма налога.
Налоговая все нужные данные будет получать из ЕГРН, а также от Росреестра.
Если предприятие не согласно с данными из сообщения, в течение 10 дней с момента его получения можно представить возражения с подтверждающими документами. Такой срок прописан в НК. Правда, он не является пресекательным, то есть позже тоже можно защищать свою позицию – налоговая рассмотрит все возражения. На это указала ФНС, консультируя по транспортному и земельному налогам, в письме от 14.08.2019 № АС-4-21/16118. Повторимся, порядок взаимодействия с налоговой по всем «имущественным» налогам будем схож.
Чтобы при исчислении сумм налоговая учла льготы, плательщик подает заявление в любую налоговую (экстерриториально). В заявлении организация указывает объекты налогообложения, льготы со ссылками на конкретный нормативно-правовой акт и документы, подтверждающие право на льготу. Срок подачи заявления не ограничен – заявить о льготе можно в любое удобное время.
Налог на имущество организаций. Три свежих изменения
С 1 января 2022 г. заработают единые сроки уплаты налога на имущество и авансов по нему.
Налог будем платить не позднее 1 марта по итогам отчетного года. Авансовый платеж – не позднее последнего числа месяца по итогам отчетного периода (п. 1 ст. 383 НК РФ в новой редакции).
Таким образом, региональные власти больше не будут устанавливать сроки уплаты налогов в своих законах. А вот какие категории плательщиков вносят авансы, а какие –нет, по-прежнему определяют регионы (п. 6 ст. 382 НК РФ).
С 2022 г. в статье 382 НК появится новый пункт 4.1. Пропишут, что организации не платят налог с 1 числа месяца гибели или уничтожения имущества. Для этого нужно подать в налоговую заявление о гибели/уничтожении объекта. Форму заявления, порядок его заполнения и формат представления ФНС утвердила приказом от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668.
Налоговая рассмотрит заявление в порядке, который предусмотрен сейчас для транспортного налога, в течение 30 дней со дня обращения (п. 3.1 ст. 362 НК). Результат – плательщик получит от ИФНС уведомление о прекращении исчисления налога.
Ст. 378.2 НК РФ содержит также описание тех признаков объекта недвижимости, которые дают основание для его признания одновременно торговым и административно-деловым комплексом или центром (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ).
Такими объектами следует считать отдельные нежилые здания и строения, в которых не меньше 20% площади фактически занимают или предназначены по кадастровым паспортам для административных офисов, офисных вспомогательных помещений, залов для встреч, приемных, а также объектов торговли, бытового обслуживания и общественного питания.
Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.
С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).
Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.
Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).
При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).
С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).
Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:
в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
по Почте России заказным письмом;
лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.
В сообщении обозначается объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога и величина рассчитанного налога. Информацию для исчисления ИФНС самостоятельно получает из ЕГРН и госорганов, регистрирующих права на недвижимость.
При получении этого сообщения из ИФНС компания при несогласии с расчетом налога может подать налоговикам возражения и документы, подтверждающие правильность расчета налога. Это можно сделать в течение 10-ти дней с момента получения данного сообщения.
Заявить о налоговых льготах можно будет в любую ИФНС по выбору самой компании. Но данный момент касается только тех объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым устанавливается как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК).
В заявлении на льготы нужно указать объекты налогообложения и информацию о самих льготах с отсылкой на соответствующие нормы законодательства и сведения о документах, подтверждающих право на льготы.
Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.
В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.
С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.
По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.
Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).
Имущественные налоги — 2022: отмена деклараций и другие послабления
1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:
налог — не позднее 1 марта следующего года;
авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.
2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.
3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.
1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.
2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.
А.Е. Крайнев, налоговый юрист
Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома.
Налоговая база в отношении комнаты, части квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры.
Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.
Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом, определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей.
Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры вышеуказанных налоговых вычетов.
\n\n
\n\t
\n\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t
Суть поправки
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t
Соответствующая норма Кодекса
\n\t\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t
Дата вступления в силу
\n\t\t\t
\n\t\t
\n\t\t
\n\t\t\t
\n\t\t\t
Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).
Суть поправки
Соответствующая норма Кодекса
Дата вступления в силу
Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).
С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:
при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Что касается налога на имущество организаций, то по нему декларации отменяются начиная с отчетности за 2022 год (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Причем обязанность по сдаче деклараций отменяется не для всех компаний, а только для собственников недвижимости, налоговая база по которой определяется как ее кадастровая стоимость.
В отношении недвижимости, налоговая база которой определяется как ее среднегодовая стоимость, организации продолжат сдавать налоговые декларации не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).
По действующим правилам организации исчисляют и уплачивают имущественные налоги самостоятельно. При этом в целях исключения возможных ошибок и выявления недоимки ИФНС по окончании налогового периода и после истечения сроков уплаты рассылают организациям специальные сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов. Сообщения направляются по форме, утв. приказом ФНС от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@ одним из следующих способов:
в электронном виде по ТКС;
через личный кабинет налогоплательщика;
по почте заказным письмом;
непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.
В сообщениях указывается объект налогообложения, облагаемая база, налоговый период, ставка налога и сумма исчисленного налога (п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, абз. 3 п. 6 ст. 386 НК РФ). При несогласии с расчетом налогов компания вправе представить свои возражения и документы, подтверждающие правильный расчет налогов. Общий срок представления в ИФНС возражений – в течение 10 дней со дня получения сообщения об исчисленных суммах налогов.
Но при пропуске этого срока налоговики все равно должны будут рассмотреть полученные пояснения и документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налогов (письмо ФНС от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@).
При этом организация вправе самостоятельно подать в ИФНС заявление о предоставлении ей сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов. Единая форма заявления о выдаче сообщений об исчисленных ИФНС суммах транспортного, земельного налога и налога на имущество организаций утв. приказом ФНС от 09.07.2021 № ЕД-7-21/647@. При этом в отношении заявления о предоставлении сообщений об исчисленных суммах налога на имущество организаций данная форма применяется начиная с 1 января 2023 года.
Из-за отмены налоговых деклараций для организаций с начала 2021 года был введен заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогу. Заявление о предоставлении льгот по этим налогам компании подают в любую налоговую инспекцию по их выбору и в любое удобное для них время. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.
Наряду со всеми перечисленными выше изменениями в 2021 году для организаций был скорректирован и порядок прекращения обязанности по уплате имущественных налогов в случаях гибели и уничтожения облагаемого имущества (транспорта и недвижимости).
По новым правилам при гибели или уничтожении транспортного средства исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Прекращение начисления налога осуществляется на основании заявления, представленного налогоплательщиком. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@.
Вместе с этим заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 3.1 ст. 362 НК РФ). Например, если транспортное средство ликвидируется по инициативе самого собственника, то документом, подтверждающим уничтожение транспорта, может стать свидетельство/акт об утилизации, выданный лицом, выполнившим данные действия (письмо ФНС от 06.07.2021 № БС-4-21/9471@).
Аналогичные нормы в отношении налога на имущество организаций вводятся в действие с 1 января 2022 года (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). С нового года исчисление налога будет прекращаться не с даты снятия объекта с кадастрового учета, а уже с первого числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 4.1 ст. 382 НК РФ).
Прекращение налогообложения станет осуществляться на основании заявления, представленного налогоплательщиком в любой налоговый орган. Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество утв. приказом ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@.
Если компания не согласна с расчетом имущественных налогов, осуществленным налоговиками, она вправе попросить сверить данные, использованные для расчета. В этих целях компания должна направить в ИФНС заявление о проведении сверки по налогам. Для этого можно использовать рекомендованную форму заявления, представленную в письме ФНС от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644@.
Заявление разрешается представить как на бумажном носителе (лично, почтой или через МФЦ), так и в электронной форме по ТКС. Получив заявление, налоговики проведут проверку информации, послужившей основанием для расчета налогов, и сформируют акт сверки расчетов. Этот акт формируется не позднее 5 рабочих дней (3 дней – в случае направления электронного заявления) с даты регистрации заявления, поступившего от компании (письмо ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990).
Далее акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Срок направления акта – не позднее дня, следующего за днем его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.
Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.
В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.
Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:
Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).
Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.
Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.
Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.
Какие изменения по «имущественным» налогам ожидают бухгалтеров
Порядок применения дефлятора регламентирован ст. ст.404, 406 НК РФ. Так, показаниями к применению коэффициента-дефлятора является отсутствие такого ориентира, как кадастровая стоимость недвижимости. То есть дефлятор может быть применен только при условии, что в отношении объекта недвижимости существует лишь инвентаризационная оценка. Соответственно, при наличии кадастровой оценки дефлятор применяться не будет.
Налоговые обязательства по объектам недвижимости, находящимся в собственности граждан РФ, рассчитываются либо по кадастровой, либо по инвентаризационной оценке.
Если расчет налога производится по инвентаризационной стоимости, то дефлятор учитывается следующим образом:
СИС (совокупная инвентаризационная стоимость всех объектов недвижимости в собственности) × КД (коэффициент-дефлятор) = налоговая база. Из полученной налоговой базы определяется собственно сумма налога к уплате в зависимости от установленной налоговой ставки.
При исчислении суммы налога учитывается фактическое количество месяцев владения объектом недвижимости. То есть если на момент исчисления налоговой базы время владения составляет менее года, то расчет производится путем деления этих месяцев на 12.
Помимо давности владения учитывается такой показатель, как владение не всем объектом недвижимости, а его долей. В этом случае в расчет включается размер доли.
Налогообложение при совершении сделок с имуществом
Как оплатить налог на землю или имущество?
Куда направляются платежи по местным налогам?
Почему важно платить налоги вовремя?
Почему растут местные налоги?
Что делать, если не получено налоговое уведомление на уплату налога?
Ответственность за несвоевременную уплату местных налогов
Срок уплаты местных налогов гражданами
Как воспользоваться льготой по местным налогам?
Кому и в каком размере предоставляются льготы по налогу на имущество физических лиц?
Кому и в каком размере предоставляются льготы по земельному налогу?
Земельный налог: кто и сколько платит?
жилой дом;
квартира;
комната;
гараж, машиноместо;
единый недвижимый комплекс;
объект незавершенного строительства и прочая недвижимость.
Не так давно, в 2019 году, введено понятие «садовый дом» (ст. 3 закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ). По нормам данного закона садовый дом признается не жилым, так как не пригоден для постоянного проживания. Однако, в целях налогообложения, все дома (в том числе и садовые) находящиеся на территориях земель физлиц (в СНТ, ОНТ, на землях ЛПХ и ИЖС) относятся к жилым домам (ст. 401 НК).
Налог на имущество физические лица платят ежегодно. Так, до декабря 2021 года надо будет заплатить за владение имуществом в 2020 году.
Налоговые ставки по кадастровой стоимости в 2021 году, как и в прошлые годы устанавливаются местными властями, на территории которых находится недвижимое имущество.
За московскую квартиру ставки на имущество физ. лиц устанавливает Москва, а за дом в Подмосковье ставка налога по кадастровой стоимости будет установлена муниципалитетом, на территории которого находится имущество.
Для того, чтобы понять какая ставка налога принята в 2021 году на вашу квартиру или жилой дом, следует найти действующий акт (Постановление, Распоряжение, Решение) местного муниципалитета и выяснить какая ставка применима к вашему имуществу. (Физ. лицам это делать не обязательно, так разве что из любопытства, – ведь о налогах на имущество к ним приходит уведомление из местной ФНС).
Существуют общие правила, которые муниципальные власти должны строго соблюдать – размеры ставок на имущество не должны превышать тех размеров, что установлены налоговым кодексом.
Налог на коммерческую недвижимость с 2020 года
Налоговый кодекс определяет группы лиц, которым положены налоговые льготы. Так, за некоторые виды имущества не платят налог пенсионеры, ветераны, многодетные родители, инвалиды и другие льготники. Отдельно мы посвятили льготникам статью: «Какие льготы положены физическим лицам при уплате имущественного налога».
Правило 4 – Налоговый период
Ставка налога на имущество физических лиц в 2021 году по кадастровой стоимости устанавливается на налоговый период. А как быть, если вы стали владельцем имущества, предположим только в ноябре 2020 года? Неужели надо платить налог за весь год?
Если вы приобрели имущество – то значит вы приобрели и необходимость уплаты налога за него, но только с момента приобретения. То есть, при расчете налога налоговики учтут, сколько полных месяцев вы владеете имуществом (если недвижимость куплена до 15 числа месяца, значит этот месяц будет учитываться как полный) и оплачивать налог придется только за месяцы владения (общая сумма налога делится на 12 месяцев и умножается на количество месяцев вашего владения).
Налоговые ставки на имущество физических лиц – величина не постоянная. Однако местные власти не могут их увеличить по своему усмотрению, без учета федеральных правил. Приобретая имущества в том или ином районе, лучше выяснить, какие налоговые ставки по кадастровой стоимости приняты муниципалитетом, насколько часто размеры налоговых ставок меняется и не будет ли налог на недвижимость высоким. Также следует учесть налоговые вычеты и льготы. Все эти нюансы важны для того, чтобы понимать какое бремя расходов ляжет на вас с учетом кадастровой стоимости и налоговых ставок приобретенной недвижимости.
Движимые материальные ценности могут легко перемещаться вместе со своими владельцами. К такому имуществу относятся ценные бумаги, денежные средства, автомобили и т.д.
Льгота, которая была предоставлена ранее, отменяется, а организации должны платить налог на движимое имущество. Платить налог компания будут должны по ставке 1,1%. Льготы смогут устанавливать региональные власти.
Юридические лица обязаны платить налоги за любое недвижимое и движимое имущество, находящееся на балансе в разделе «Основные средства».
К движимому имуществу относятся материальные ценности, переданные компании или организации на условиях договора временного пользования или доверительного управления. С 2017 года был изменен классификатор основных средств по движимому имуществу, в результате чего имущественным сбором перестали облагаться материальные ценности, относящиеся к I и II группе по амортизации средства.
Все остальное, находящееся на балансе юридического лица, облагается налогом по установленным в конкретном регионе ставкам.
Имущественные налоги организации: новые сроки, льготы и порядок уплаты
НК РФ предусматривает льготы для следующих юридических лиц:
религиозные организации, использующие имущество для ведения религиозной деятельности;
учреждения уголовно-исполнительной системы;
адвокатские бюро и коллегии адвокатов;
организации инвалидов общероссийского статуса;
государственные научные центры;
организации, занимающиеся производством фармацевтической продукции и продукции для создания ветеринарных иммунобиологических препаратов.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
Согласно статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, исчисления и уплата налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества осуществляется из кадастровой стоимости независимо от применяемого режима налогообложения.
То есть, не зависимо находитесь Вы на общей системе налогообложения или на «упрощенке», ЕНВД налог на имущество придется платить из кадастровой стоимости.
Для Калужской области введены льготы налогоплательщикам ЕНВД и «Упрощенке» (Закон Калужской области от 27.04.2017 № 189-ОЗ).
Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Налоговая база определяется с учетом особенностей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Объект облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, если одновременно выполняются четыре условия (п. п. 1, 2, 7, 10, пп. 2, 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, Письмо Минфина от 03.04.2017 N 03-05-05-01/19468):
объект принадлежит организации на праве собственности или хозяйственного ведения (Письмо Минфина от 04.06.2015 N 03-05-05-01/32447, Информация ФНС от 08.12.2015);
Таким образом, если вы являетесь собственником объекта недвижимости (помещения в нем), признаваемого объектом налогообложения, или владеете этим имуществом на праве хозяйственного ведения и данный объект числится в Перечне, определенном исполнительным органом субъекта РФ, налоговую базу по нему следует определять в особом порядке на основе кадастровой стоимости
объект по правилам бухгалтерского учета учтен на балансе в составе основных средств (на счете 01 “Основные средства” или 03 “Доходные вложения в материальные ценности”);
Подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, предусмотрено, что жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, также подлежат налогообложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.
Однако жилые объекты (квартиры, жилые дома, помещения и т.д.) принадлежащие организации могут облагаться налогом, даже когда не являются основными средствами, если это предусмотрено законом субъекта РФ, в котором находится недвижимость.
Если законом субъекта РФ, особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в рамках статьи 378.2 Кодекса НЕ УСТАНОВЛЕНЫ, налог на имущество организаций в отношении указанного имущества не исчисляется.
С 01.01.2016 отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости:
признаются первый квартал,
второй квартал и
третий квартал календарного года (Федеральный закон от 28.11.2015 № 327-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).
ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации (ст. 383 НК РФ).
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 ст. 382 НК РФ.
В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384, 385 и 385.2 НК РФ.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.
В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.
В общем случае налог на имущество рассчитывается по остаточной стоимости имущества, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (п. 3 ст. 375 НК РФ). Однако в п. 2ст. 375 НК РФ предусмотрено, что облагаемая база по налогу на имущество может определяться не по остаточной стоимости, а как кадастровая стоимость в отношении некоторых объектов.
В подпунктах 1 – 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ указано, что к таким объектам следует относить:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (пп. 1);
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пп. 2);
объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства (пп. 3);
жилые помещения, гаражи, машиноместа, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства [1] (пп. 4).
Что касается недвижимого имущества упомянутых иностранных организаций, в отличие от других перечисленных категорий недвижимого имущества, оно должно облагаться налогом на имущество по кадастровой стоимости лишь на основании пп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ. То есть не требуется принятия специального регионального закона. Но необходимо установить кадастровую стоимость соответствующих объектов.
А вот в отношении трех других категорий должен быть принят закон субъекта РФ (п. 2 ст. 378.2). Он регламентирует особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1, 2 и 4 п. 1 названной статьи.
Предварительно в субъекте РФ должны быть утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Эта работа фактически закончена в Республике Крым и Севастополе.
Тем не менее, в Севастополе, видимо, решили, не спешить с новым порядком.
Обратите внимание
После принятия указанного закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, обозначенных в пп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается. То есть именно в отношении данных объектов переход к исчислению налога по среднегодовой стоимости не допускается.
Из Письма Минфина России от 26.09.2017 № 03-05-04-01/62193 (доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 27.09.2017 № БС-4-21/19453) следует, что если объект перестал удовлетворять требованиям ст. 378.2 НК РФ, то в отношении него можно исчислять налог по среднегодовой стоимости.
А вот в Республике Крым решено с 01.01.2020 перейти на определение базы по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. С этой целью принят Закон Республики Крым от 28.11.2019 № 16‑ЗРК/2019.
В нем все‑таки отмечено, что этот порядок распространяется и на объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
Но на объекты, указанные в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, крымские законодатели решили пока не распространять данный порядок.
То есть жилые помещения, гаражи, машино‑места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, принадлежащие организациям, по‑прежнему облагаются налогом на имущество в Крыму по остаточной стоимости.
Обратите внимание
Данный закон касается исключительно недвижимости, расположенной в Республике Крым.
Если у крымского налогоплательщика имеется недвижимость за пределами республики, то она облагается налогом в соответствии с тем, какой режим налогообложения установлен в конкретном регионе.
В Письме Минфина России от 25.01.2019 № 03‑05‑05‑01/4064 высказано мнение, что по правилам ст. 378.2 НК РФ имущество, отражаемое в бухгалтерском учете в качестве готовой продукции или товаров, не является объектом обложения налогом на имущество организаций и не облагается им, в том числе в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (Письмо от 17.05.2018 № 03‑05‑05‑01/33062). Мы должны согласиться с этим мнением чиновников. Ведь в п. 1 ст. 378.2 НК РФ прямо указано, что она применяется в отношении недвижимости, признаваемой объектом обложения. А согласно ст. 374 НК РФ облагаться данным налогом могут только объекты, учитываемые на балансе в качестве основных средств.
Правда, ранее Минфин высказывался в том смысле, что объекты недвижимого имущества, учтенные на балансе в качестве товаров, не признаются облагаемыми налогом на имущество организаций в соответствии со ст. 374 НК РФ, но за исключением объектов недвижимого имущества, названных в пп. 4 ст. 378.2 НК РФ (Письмо от 02.02.2016 № 03‑05‑04‑01/4770).
Стоит рассчитывать на то, что финансисты будут придерживаться именно позиции, изложенной в Письме № 03‑05‑05‑01/33062. Ведь это их последнее по времени разъяснение.
В пунктах 3 – 5 ст. 378.2 НК РФ подробно поясняется, каким характеристикам должны отвечать объекты, перечисленные в пп. 1 и 2 п. 1 данной статьи. Но для того, чтобы в отношении конкретного объекта налог следовало исчислять по кадастровой стоимости, этот объект должен быть включен в специальный перечень, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ не позднее 1‑го числа очередного налогового периода по налогу [2] (п. 7 ст. 378.2).
Налогоплательщики смогут найти этот перечень на сайте уполномоченного органа.
Обратите внимание
При отсутствии у покупателя-балансодержателя права собственности на объект недвижимого имущества, включенный в перечень, налогоплательщиком признается продавец – собственник объекта недвижимого имущества (Письмо Минфина России от 02.02.2016 № 03-05-04-01/4770).
Налогоплательщиками признаются собственники объектов недвижимого имущества независимо от учета данных активов в качестве основных средств организацией-балансодержателем и отсутствия государственной регистрации прав собственности на объект недвижимого имущества, приобретенного вследствие сделки в отношении этого имущества (Письмо Минфина России от 25.11.2015 № 03-05-04-01/68419).
Если налогоплательщик считает, что его объект отвечает характеристикам, приведенным в п. 3 – 5 ст. 378.2 НК РФ, но не нашел данный объект в перечне, то он может вздохнуть спокойно. В соответствующем налоговом периоде в отношении этого объекта он продолжает исчислять налог по остаточной стоимости.
Если даже уполномоченный орган обнаружит этот объект и признает ошибкой его невключение в перечень, по кадастровой стоимости такой объект станет облагаться налогом только со следующего периода после того, как будет обнаружен (абз. 1 п. 10 ст. 378.2). А в текущем налоговом периоде по такому объекту налог должен исчисляться в общем порядке, то есть по остаточной стоимости (пп. 2 п. 12 ст. 378.2)[3].
Может возникнуть ситуация, когда объект, уже включенный в перечень, оказывается разделен на новые объекты или с ним производятся другие действия, соответствующие законодательству РФ, в результате которых по ходу налогового периода возникают новые объекты. В таком случае вновь образованный объект недвижимого имущества (при его соответствии критериям, предусмотренным п. 3 – 5 ст. 378.2 НК РФ, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта (абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ)).
Минфин в Письме от 24.11.2017 № 03‑05‑04‑01/77887[4] разъяснил некоторые спорные моменты.
Он отметил, что если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено как административно‑деловой или торговый центр (комплекс) и включено в перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости этих помещений независимо от включения (или отсутствия) их в перечне.
Если согласно законодательству РФ определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).
Если здание (строение, сооружение) не признается административно-деловым или торговым центром (комплексом), то зарегистрированные в ЕГРН указанные в пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ нежилые помещения в этом здании (строении, сооружении) включаются в перечень исходя из назначения, разрешенного или фактического использования данных помещений (с учетом условия, установленного п. 5 ст. 378.2, при котором фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% этого помещения одновременно для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания).
В связи с этим финансисты пришли к выводу, что:
кадастровые номера в отношении здания и помещений в нем присваиваются в ЕГРН с учетом иерархической структуры номеров (то есть кадастрового номера здания, кадастрового номера здания и его части и т. д.). Поэтому в перечень в целях идентификации помещения могут быть включены с соответствующими кадастровыми номерами как отдельное здание, так и отдельные помещения в нем;
в случае исключения из перечня здания помещения в нем также исключаются из перечня (если они были туда включены) и не подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости – если эти помещения не отнесены к объектам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 378.2;
если здание и помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, исключены из перечня, то налоговую базу в отношении этого здания и помещений в нем каждый собственник определяет, исходя из среднегодовой стоимости здания (если собственником является одно лицо), помещения (если собственниками здания является несколько лиц) в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, то есть по балансовой (остаточной) стоимости здания, помещения;
если принадлежащие нескольким собственникам помещения в здании, имеющем кадастровый номер, имеют отдельные кадастровые номера, то каждый собственник помещений в здании при‑ знается налогоплательщиком в соответствии со ст. 378.2 НК РФ в отношении принадлежащего ему на праве собственности (хозяйственного ведения) и учтенного на его балансе объекта недвижимого имущества (помещения);
налогообложение здания со всеми помещениями в нем с одновременным налогообложением отдельных помещений этого здания (двойное налогообложение) НК РФ не допускается.
Добавим, что в отношении помещений общего пользования здания плательщиком налога на имущество организаций признается лицо, на которое зарегистрированы соответствующие права на эти помещения (Письмо Минфина России от 22.06.2017 № 03‑05‑04‑01/39276).[5]
Для налогоплательщиков, находящихся на спецрежимах, одним из безусловных преимуществ является отсутствие обязанности исчислять и уплачивать налог на имущество. Но они все‑таки обязаны его уплачивать в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. Основное условие – эти объекты должны быть включены в утвержденный уполномоченным органом перечень (см. Письмо ФНС России от 12.09.2019 № БС‑4‑ 21/18363).
Это исключение актуально для «упрощенцев» (п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), плательщиков ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ), предпринимателей на ПСНО (пп. 2 п. 10 ст. 346.43 НК РФ).
Что касается индивидуальных предпринимателей, применяющих любой из перечисленных спецрежимов, данное правило ими применяется только в отношении имущества, используемого ими в предпринимательской деятельности (см. Письмо Минфина России от 04.07.2019 № 03‑05‑06‑01/49371). В таком случае в отношении данных объектов они уплачивают налог на имущество по кадастровой стоимости, применяя ставку, установленную для таких объектов [6](1% налог на имущество в Крыму).
По нашему мнению, если предприниматель не использует подобное имущество в предпринимательской деятельности, в отношении этого имущества он в любом случае уплачивает налог на имущество физических лиц как физическое лицо (не ИП).
Лишь плательщики ЕСХН на основании п. 3 ст. 346.1 НК РФ в отношении имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также для оказания услуг другим сельскохозяйственным товаропроизводителям, не уплачивают налог на имущество в любом случае. В части иного имущества они уплачивают налог в общем порядке (Письмо ФНС России от 29.10.2018 № БС‑4‑21/21061@).
Что касается индивидуальных предпринимателей, применяющих любой из перечисленных спецрежимов, данное правило ими применяется только в отношении имущества, используемого ими в предпринимательской деятельности (см. Письмо Минфина России от 04.07.2019 № 03‑05‑06‑01/49371). В таком случае в отношении данных объектов они уплачивают налог на имущество по кадастровой стоимости, применяя ставку, установленную для таких объектов (1% налог на имущество в Крыму).
По нашему мнению, если предприниматель не использует подобное имущество в предпринимательской деятельности, в отношении этого имущества он в любом случае уплачивает налог на имущество физических лиц как физическое лицо (не ИП).
Лишь плательщики ЕСХН на основании п. 3 ст. 346.1 НК РФ в отношении имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также для оказания услуг другим сельскохозяйственным товаропроизводителям, не уплачивают налог на имущество в любом случае. В части иного имущества они уплачивают налог в общем порядке (Письмо ФНС России от 29.10.2018 № БС‑4‑21/21061@).