Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Системы налогообложения 2022 год РФ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:
- по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
- капвложениям (ФСБУ 26/2020);
- документообороту (ФСБУ 27/2021);
- аренде (ФСБУ 25/2018).
Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.
Основные изменения налогового законодательства в 2022 году
Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.
Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.
Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.:
- первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
- если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.
И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.
Упрощенцев тоже ждет изменение формы отчетности — сдать декларацию за 2021 год нужно на новом бланке.
И возможно, уже с июля 2022 года будет запущен новый налоговый режим для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек и доходами до 60 млн руб. в год — УСН.онлайн. Администрироваться он будет аналогично режиму НПД — без деклараций и через удобный интерфейс.
С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:
- 06/2020 — по основным средствам;
- 26/2020 — по капитальным вложениям;
- 27/2021 — по документообороту;
- 25/2018 — по аренде.
Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.
Налогово-бухгалтерские изменения — 2022
С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.
К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:
- первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
- если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.
Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.
Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.
Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.
По УСН сдавать декларацию за 2021 год потребуется на новом бланке.
Также планируется, что с июля 2022 года будет действовать новый налоговый режим — УСН.онлайн. Он будет предназначен для микропредприятий с численностью работников до 5 чел. и годовыми доходами до 60 млн. руб. ИФНС будет администрировать его в упрощенной форме аналогично НПД — без отчетной декларации и через удобный сервис.
По данному налогу будут обновленные отчетные формы:
- 6-НДФЛ для работодателей;
- 3-НДФЛ для физлиц и ИП.
Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.
К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.
Новый налоговый режим для малого бизнеса. Обзор основных изменений
Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:
- для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
- для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.
По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.
Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:
- заявления на льготу по налогу на имущество;
- заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
- заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
- сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.
В ОННП предлагают пересмотреть правила определения места реализации для целей НДС. В соответствии с предложением Минфина услуги иностранных поставщиков или работы зарубежных подрядчиков должны облагаться НДС, причем оплачивать налог будет покупатель по месту ведения своей деятельности. При этом сами зарубежные компании не обязаны регистрироваться на территории РФ, однако могут это сделать в добровольном порядке.
Пока не ясно, относится ли эта инициатива к электронным услугам – в документе по этому поводу Минфин не высказался. Услуги, реализуемые иностранным покупателям, под НДС не попадают.
Еще одно предложение касается льготы по НДС при передаче товаров, услуг или работ в целях рекламы. Сейчас предприниматели не платят НДС, если расходы на создание или приобретение такого товара не превышают 100 р. В будущем планируется увеличить лимит до 300 р.
Перейти на УСН онлайн смогут микропредприятия, если:
- общая численность штата не превышает 5 человек;
- годовой доход организации составляет не более 60 млн руб.
Микробизнесу на новой УСН не нужно будет заполнять декларации: ФНС самостоятельно рассчитает все налоги на основании данных ККТ и банковских счетов.
Минфин отметил, что с начала налоговой проверки до вынесения решения проходит много времени, а значит, недобросовестные налогоплательщики могут скрыть имущество и, соответственно, уклониться от налоговых обязательств.
Чтобы этого не произошло, планируется обеспечивать залогом разницу между суммой налогов, рассчитанных на основании среднеотраслевых показателей, и суммой уже выплаченных налогов за период, в рамках которого проводится проверка.
Пока что этот вопрос законодателями не прорабатывался: эксперты уверены, что обсуждение подобных изменений должно проходить в тесном контакте с бизнесом.
В документе раскрываются планы и на последующие годы. В частности, планируется:
- расширить имеющиеся и добавить новые преференции для IT-компаний;
- сохранить освобождение от налога на движимое имущество;
- рассмотреть возможность введения акциза на калорийные безалкогольные напитки с газом – пока что есть сомнения в целесообразности этой идеи.
Эксперты предупреждают — в ближайшее время бизнес ждет ужесточение налогового режима. В ОННП не указаны многие направления, по которым уже ведется работа. Поэтому предсказуемости в отношении налогового законодательства ждать не стоит.
В документе отмечается, что одна из целей государства на ближайшие годы — это борьба с теневым сектором. Работа в этом направлении необходима для создания справедливых конкурентных условий для ведения бизнеса. С этой целью усиливается администрирование доходов: внедряются новые информационные технологии, формируется единое информационное пространство администрирования.
Отчасти повысить собираемость налогов позволили несколько мер.
- Расширение действия налога на профессиональный доход (НПД) на все регионы России. Суммарный доход самозанятых к концу сентября превысил 600 млрд руб.
- Запуск системы прослеживаемости товаров. Этот проект позволит контролировать оборот товаров на всех этапах — от ввоза до реализации.
- Развитие системы налогового мониторинга. Сюда в том числе относится снижение пороговых требований (для входа) по доходам и активам — с 3 млрд руб. до 1 млрд руб., по налогам — с 300 млн руб. до 100 млн руб., а также предоставление права участникам мониторинга на возмещение НДС (акциза) в заявительном порядке без оформления банковской гарантии или договора поручительства.
- Расширение информационного взаимодействия между налоговиками и кредитными организациями. Например, предоставление в рамках налогового контроля права запрашивать у кредитных учреждений копий документов.
С 2021 года отменены налоговые декларации по транспортному и земельному налогам. К другим мерам Минфин относит введение беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по всем имущественным налогам, отмену налоговой декларации для налогоплательщиков режима УСН «доходы», использующих ККТ, а также развитие электронного документооборота в налоговой сфере.
Для повышения информационной открытости бизнеса и снижения административной нагрузки был запущен государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО).
За последние два года работа в этом направлении была направлена на повышение эффективности:
- расширены возможности для проведения налоговыми органами зачета (вне зависимости от вида налога или сбора);
- выстроен порядок уплаты/возврата госпошлины;
- уточнены случаи признания задолженности безнадежной;
- отработан механизм уточнения невостребованных платежей и возврата неналоговых платежей;
- расширен институт залога в налоговом праве и других мер.
Минфин уточняет, что такая работа направлена на снижение административной нагрузки и повышение конкурентоспособности национальных товаров на зарубежных рынках.
С июля 2021 года отменено требование о репатриации на счета в уполномоченных банках валютной выручки за несырьевые неэнергетические товары, в том числе услуги или результаты интеллектуальной деятельности.
Поэтапно отменяется требование возврата рублевой выручки для ряда сырьевых товаров (с 2020 года в отношении не более 10 % суммы контракта).
В документе Минфина отмечается, что на содействие структурным изменениям, которые уже происходят, «будет ориентирован весь инструментарий бюджетной политики, включая налоговую систему».
До 2024 года налоговая политика будет ориентирована на обеспечение стабильных налоговых условий для развития бизнеса. При этом собираемость налогов по мере борьбы с теневым сектором будет расти. Но одновременно власти обещают смягчить налогоплательщикам административную нагрузку.
Изменение Налогового кодекса в 2022-2024 годах: как это отразится на бизнесе?
В документе раскрываются планы по поддержке бизнеса. К ним относятся:
- программа льготного кредитования субъектов МСП;
- бездекларационная уплата налога и страховых взносов организациями и ИП на УСН с численностью работников не более 5 человек и с предельной суммой годового дохода не более 60 млн руб.;
- механизмы альтернативных источников финансирования для бизнеса путем запуска таких финансовых инструментов, как краудинвестинг и факторинг;
- создание промышленных, техно и агропарков, обеспечение доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям;
- запуск цифровых инструментов, упрощающих открытие и ведение бизнеса, и объединенных в одну экосистему с механизмами адресного подбора и проактивного одобрения инструментов поддержки;
- создание организационных и финансовых условий для зарождения и развития максимального количества стартапов в технологической и цифровой сферах, а также их сопровождение на всех этапах роста;
- поддержка самозанятых граждан: запуск программы предоставления трехлетних микрозаймов до 1 млн руб. по льготной ставке, не превышающей 1,5 размера ключевой ставки Банка России.
- Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
- Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
- Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
- Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
- НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
- Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
- НДС: кто получил льготы с 2022 года
- Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
- ККТ и маркировка товаров
В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.
В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.
Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.
Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.
За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.
Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.
В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:
- пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
- применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
- целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.
Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).
Как будет меняться налоговая политика в 2022 – 2024 годах
Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.
Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.
Согласно письму ФНС от 30.07.2021 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2020, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).
Приказ Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н (Минюст: 15 октября 2020 г.)
С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.
Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).
Информация Минэкономразвития от 17.06.2021
В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.
С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.
Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.
- Новые налоговые декларации и документы
- О новой форме декларации по налогу на имущество
- О новой форме РСВ
- Об утверждении формы заявления для применения льгот по налогу на имущество
- О порядке применения заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество
- Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта
- Об утверждении сообщения об исчисленных налоговым органом налогах
- О подаче сообщений по транспорту и земельным участкам
- О применении заявления о прекращении исчисления транспортного налога при изъятии транспорта
- Новые федеральные стандарты и бухотчетность
- О ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
- О новом ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
- Об применении ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
- Налоговые изменения для бизнеса
- Об освобождении от НДС общепита с выручкой до 2 млрд руб.
- О НДС при перепродаже бытовой техники, купленной у граждан
- О новых правилах начисления и уплаты транспортного налога
- О едином сроке уплаты налога на имущество и отмене отчетности
- Об изменении порядка налогового учета безвозмездной помощи НКО
- О новом порядке признания расходов в НУ на санаторно-курортное лечение работников
- О невозможности учета в НУ платежей в бюджет в счет возмещения ущерба
- О новых правилах начисления амортизации при модернизации и реконструкции ОС
- О продлении ограничения 50% на учет убытков прошлых лет
- Об утверждении перечня КБК на 2022 год
- Вычеты и пособия
- О порядке получения физкультурного вычета
- О новых правилах подсчета страхового стажа для расчета больничных
- Новшества отчетности
- Об уточнении сроков представления аудиторского заключения в ГИРБО
- О новых правилах предоставления бухгалтерской отчетности
- О новых поводах сдачи СЗВ-СТАЖ
- Электронный документооборот и электронные подписи
- О запуске ГИС ЭПД в постоянную работу
- О новых правилах работы с электронными подписями
- О новых требованиях к операторам ЭДО
- Новое в маркировке товаров
- Об ужесточении наказаний для продавцов маркированных товаров
- Об обновлении правил маркировки обувных товаров
- О переносе сроков обязательной маркировки велосипедов
- Другие изменения
- О продлении моратория на проверки малого бизнеса
- Об электронной регистрации ККТ
- О новой инструкции ЦБ РФ об открытии, ведении и закрытии банковских счетов
- Об утверждении формы акта утилизации отходов для производителей и импортеров
- О передаче сообщений в Роскомнадзор о рекламе в интернете
- О новых обязанностях работодателей на портале «Работа в России»
- О новом размере взносов, уплачиваемых ИП за себя
Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года
Предполагается, что новый налоговый режим будет действовать для предприятий МСБ, доходы которых не превышают 60 млн рублей в год. В сентябрьском законопроекте максимальный размер штата ограничен пятью сотрудниками, однако чиновники предлагают увеличить их число до 10 — окончательное решение по этому вопросу ещё не принято.
В общественной организации «Опора России» отмечают, что под такие параметры подходит от 60 до 70% предприятий, работающих сегодня на УСН.
Ожидается, что новый налоговый режим будет запущен в тестовом режиме в четырёх регионах России летом 2022 года. Это Москва, Подмосковье, Калужская область и республика Татарстан. По такой же схеме внедрялся в своё время налог на профессиональный доход (налоговый режим для самозанятых). Перейти на новый режим можно будет подав заявку в личном кабинете на сайте ФНС.
Если бизнес проявит интерес к новому режиму, список регионов будет расширяться. К 2024 году этот режим планируют внедрить во всех субъектах РФ.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты относятся к идее полного отказа от ведения бухучёта со скепсисом. По их мнению, предпринимателям в любом случае придётся тщательно проверять начисленный налог, чтобы избежать возможных ошибок.
Стоит отметить, что ведение бухгалтерского учёта необходимо не только для исчисления налогов. Он помогает предпринимателям отслеживать ключевые показатели, понимать, что происходит с их бизнесом.
Однако для многих ИП и компаний отсутствие необходимости вести строгий налоговый учёт, безусловно, станет приятным бонусом, благодаря которому предприниматели смогут сэкономить время и деньги.
Руководитель юридической компании «Богатов Групп» отмечает, что УСН сегодня пользуется популярностью среди перевозчиков — а значит и альтернативный режим заинтересует владельцев грузового транспорта.
— УСН — распространенный налоговый режим, потому что он простой. Проще, пожалуй, только патент. Им перевозчики пользуют очень охотно, особенно если ездят по региону его получения, либо заказчик перевозки идет навстречу и указывает нужный перевозчику регион. Если же патент применить нельзя, то, как правило, используется именно УСН. А с новым режимом еще и никаких дополнительных отчетов в налоговую! То есть, экономия на бухгалтерии. Во многом это сокращение издержек.
Крупные игроки используют общую систему налогообложения, потому что заказчикам необходимо списывать НДС. Хотя и в таком случае нередко встречается вариант, когда есть две организации, одна из которая использует УСН, а вторая — общую систему, — отмечает Сергей Богатов.
Эксперт предупреждает, что и у нового режима могут найтись свои «подводные камни» — но говорить о них преждевременно из-за отсутствия практического опыта применения.
Эксперты отмечают, что отсутствие необходимости выплачивать страховые и пенсионные взносы позволит многим предпринимателям отказаться от «серых» зарплат. «Обеление» бизнеса — одно из приоритетных направлений работы ФНС, и этой цели может быть достаточно для внесения изменений в налоговое законодательство.
При разработке нового режима ФНС ориентировалась на результаты опросов, проведённых совместно с крупными банками. Это значит, что новшества, перечисленные выше, должны быть востребованными среди предпринимателей.
Таким образом Федеральная налоговая служба одним выстрелом убивает двух зайцев: делает налоговую систему более гибкой и способствует «обелению» бизнеса, облегчая предпринимателям отказ от «серых» зарплат.
УСН, НДФЛ, торговый сбор и НДД: утверждены коэффициенты-дефляторы на 2022 год
- Наделение субъектов Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы.
- Продление 50%-го ограничения переноса убытков на будущее до 2024 года включительно.
- Внесение изменений, ограничивающих возможность учета правопреемниками убытков, полученных организациями, реорганизуемыми в форме присоединения или слияния.
- Введение для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток порядка, в соответствии с которым суммы неуплаченного налога восстанавливаются в случае расторжения соглашения об условиях ведения деятельности на указанных территориях по вине резидентов, по аналогии с порядком, установленным для других налогоплательщиков, применяющих льготные налоговые режимы.
- Предоставление застройщикам возможности уменьшать налоговую базу на расходы, понесенные в связи со строительством объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в государственную и муниципальную собственность.
- Установление налоговой ставки 0% в отношении доходов, получаемых региональными и муниципальными музеями, театрами и библиотеками.
- Установление на постоянной основе налоговой ставки 0% для образовательных и медицинских организаций.
Круглый стол «Налог на прибыль. Актуальные вопросы». ВИДЕОЗАПИСЬ
- Отмена представления налоговых деклараций индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующих контрольно-кассовую технику.
- Введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение упрощенной системы налогообложения в виде максимального уровня доходов и (или) среднесписочной численности работников.
См. также: УСН-онлайн 2020
- Новости
- Мероприятия
- Интервью и выступления
- Фотогалерея
- Видеоматериалы
- Издания
Минфин рассказал о налоговых планах на ближайшие три года
Какие организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения в 2018 году? В данном случае существует список запретов, который исключает право смены режима на УСН:
- бюджетные, казенные учреждения;
- организации, оказывающие услуги по микрофинансированию;
- игорный бизнес;
- производители подакцизных товаров;
- предприятия, добывающие полезные ископаемые предприятия;
- компании, имеющие филиалы, за исключением подразделений.
Также следует знать, что учредители, которые состоят в родстве или по иному зависят друг от друга, не имеют право перевести организацию на упрощенку.
Учредитель — юридическое лицо не может осуществить перевод компании на УСН.
Виды деятельности, разрешенные при упрощенной системе налогообложения, распространяются на юрлиц и ИП. Основное ограничение — наличие некоторых кодов ОКВЭД (недопустимые виды деятельности).
Кто не имеет права применять УСН:
- банки и микрокредитные организации;
- частные страховщики;
- ломбарды и скупки;
- НПФ;
- участники рынка ЦБ;
- ИП, организации, выпускающие подакцизные товары;
- частные нотариусы и т.д.
В остальных случаях запретов не установлено. Применять упрощенку могут предприниматели, подав уведомление о смене режима налогообложения.
Строгих требований к бланку уведомления по форме 26.2-1 о переходе на упрощенку законом не установлено. Данный документ можно подать в произвольной форме или обратиться за помощью к компетентным юристам.
Заявление на упрощенную систему налогообложения подается в налоговую инспекцию по месту регистрации организации в 2 экземплярах (для всех регионов), а для Москвы — в 3. Один бланк с отметкой о принятии следует сохранить.
Сроки подачи заявления разнятся:
- для новых ИП, ООО, АО уведомление подается с пакетом основных документов или в течение 30 дней с момента регистрации;
- для перехода на УСН с другого режима при открытии новой деятельности и по иным причинам — с 1 октября до 31 декабря (исключение составляет период 2017-2018 г.).
Особенности упрощенной системы налогообложения — низкая налоговая ставка и невысокие взносы при большом доходе. Для объекта «доходы» максимальная ставка составляет 6%, а минимальная 1%. Для ИП данная величина равна 0%.
В случае УСН 15% она может достигать минимум 5%, а для Крыма, Ставропольского края и некоторых регионов РФ может быть снижена до уровня 3%.
В настоящее время установлен минимальный налоговый рубеж — 1% от суммы доходов.
Налоговые и бухгалтерские изменения-2022
Рекомендации парламентских слушаний на тему
«О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»
5 октября 2021 года город Москва
Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.
Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание).
Участники парламентских слушаний отмечают, что Правительство Российской Федерации в 2021 году продолжает реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, на повышение устойчивости всей социально-экономической системы и восстановление деловой активности. Поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, а также проводимая Банком России контрциклическая денежно-кредитная политика обеспечили сохранение ценовой и финансовой стабильности, доступность кредитных ресурсов и поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов на приемлемом для экономики уровне. Это позволило к текущему моменту времени сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста.
В 2021 году ожидается рост валового внутреннего продукта России (далее — ВВП) на 4,2%, а на период 2022–2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3%. При этом восстановление российской экономики ожидается более низкими темпами по сравнению со среднемировым уровнем.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах.
Предполагается, что по итогам 2021 года уровень инфляции составит 5,8%, при этом в бюджетных проектировках в 2022–2024 годах учтены показатели инфляции на уровне 4% (с учетом заложенной в базовом варианте Прогноза предпосылки о стабилизации цен на мировых рынках неэнергетических товаров, а также перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики).
В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей (1,0% ВВП) и 299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) соответственно, а в 2024 году — его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП).
Предполагается рост объема государственного долга с 22 104,1 млрд рублей (по оценке 2021 года) до 25 925,7 млрд рублей в 2022 году, 28 765,1 млрд рублей в 2023 году и 31 939,7 млрд рублей в 2024 году, что составит в 2022–2024 годах соответственно 19,4%, 20,3% и 21,1% ВВП. Участники парламентских слушаний отмечают, что планируемый уровень государственного долга не несет рисков для устойчивости бюджетной системы.
Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил.
Возврат к проведению с 2022 года бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволит повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре.
Кроме того, важным элементом сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, а также страховкой от внешнеэкономического давления на российскую экономику, остается Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ).
В этой связи следует поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть ФНБ, сохраняя при этом сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Учитывая планируемое увеличение средств ФНБ к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей (15,4% ВВП), особую актуальность приобретает осуществление парламентского контроля за их использованием.
При инвестировании средств ФНБ безусловным приоритетом должно быть обеспечение их возвратности и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий. При этом инвестиционные проекты должны быть привлекательны для частных инвесторов.
На фоне продолжения восстановления экономической активности в 2022–2024 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,2% в 2022 году по отношению к оценке предыдущего года, на 2,1% — в 2023 году по отношению к 2022 году и на 1,1% — в 2024 году по сравнению с 2023 годом. При этом следует отметить, что на 2022 год доходы планируются с превышением ранее законодательно утвержденного показателя на 4 384,4 млрд рублей (на 21,2%).
Озвученная Михаилом Мишустиным инициатива внедрения в практику нового подхода к налоговым правоотношениям носит позитивный характер, отмечает эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов.
— Это хорошо как для микробизнеса, который освобождается от формализованных процедур налогового декларирования и налогового контроля, так и для государства. Реализация элементов проактивного подхода в налоговом администрировании микробизнеса гарантированно обеспечивает прозрачность налоговых правоотношений, нивелируя потребность в каких бы то ни было дополнительных мероприятиях налогового контроля.
Новый налоговый режим — мера, которая избавит бизнес от ошибок и неточностей в отчетности, говорит руководитель управления по работе с юридическими лицами АО «Банк Финам» Руслан Турдибаев.
— Для микропредприятия сдача налоговой отчетности — большая нагрузка, учитывая ограниченный штат сотрудников, а часто — и отсутствие в штате бухгалтера.
Спецрежим АУСН первоначально вводится только в 4-х пилотных субъектах РФ. Это:
- Москва;
- Московская область;
- Калужская область;
- Татарстан.
Если судить по аналогии с налогом на проф. доход для самозанятых, не исключено, что в ходе эксперимента с АУСН к нему подключат и другие регионы при условии положительной практики его применения. Предположительно, на всю Россию АУСН могут распространить с 1 января 2024 года.
Автоматизированную УСН можно применять с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года. То есть – 5,5 лет.
Кто может применять АУСН
Специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощённая система налогообложения» предназначен для организаций и ИП. При этом они не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов (по НДФЛ, НДС).
Похожие записи: