Концепция возрожденного естественного права

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Концепция возрожденного естественного права». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 1904 – член «Союза Освобождения», с 1905 – член партии кадетов. Депутат 1 Государственной думы. Подписал «Выборгское воззвание»,[7] осужден на 3 месяца тюрьмы. С 1906 по 1918 — ректор Московского высшего коммерческого института. После Октябрьской революции избран по списку кадетов в Учредительное собрание. В октябре 1918 уехал из Москвы на юг России и включился в антибольшевистскую борьбу.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде.

Свою преемственную связь с естественно-правовой традицией древних авторов Фуллер фиксирует в тезисе о том, что право есть разумность, проявляющая себя в человеческих отношениях. Фуллер не противопоставляет позитивное право и естественное право, а только право и неправо.

Развитие естественно-правовой доктрины в новейшее время

Для легитимации и эффективной деятельности международных трибуналов в послевоенное время были необходимы именно универсальные ценности, идеи.

Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI).

Ко второй группе концепций относятся те, которые включают в себя, во-первых, естественное право в экзистенциальном толковании. Последнее отбрасывает действительность абстрактных норм внепозитивного, абсолютного в своем значении права, выступая против классической естественно-правовой доктрины («метафизики права»).
Этот принцип конкретизируется как принцип равных возможностей, нацеленный на максимальное устранение неравенства, возникающего или сложившегося на базе богатства или рождения.

Концепции возрожденного естественного права XX столетия — реферат

Согласно концепции неотомиста А. Ауэра , «естественное право — это вопрос философской антропологии , рассматривающей человека в его метафизическом человеческом достоинстве».

В 70-х гг. Каумфман откажется от этих позиций и объявит о «бесплодности естественно-правовых учений». В этот период он высоко ценит критико-аналитические возможности в осмыслении действующего права, которые демонстрирует, по его мнению, юридическая герменевтика своеобразная философия юридического языка в его практическом применении.

Обосновывая важность ограничения законами правительственной деятельности, он подчеркивал, что акты правительства, основанные на законе, должны издаваться только с той целью, которая преследуется законом, а не вопреки ей, только тогда они целесообразны.

С этим связана и другая особенность современных концепций. Естественное право в них не рассматривается больше как совокупность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предписаний.

12. Концепции возрожденного естественного права

Тезис о конкретно-исторических и политико-идеологических причинах и факторах, вызвавших послевоенный «всплеск» интереса к теориям естественного права, подтверждается еще и тем, что уже в 70-80-х гг.

Однако действительное возрождение естественного права, его бурный «ренессанс» в Западной Европе (особенно в Австрии, ФРГ, Швейцарии, Италии) пришелся на первые десять-пятнадцать лет после второй мировой войны.
Построение правового государства, по мнению Новгородцева, процесс «медленный и необозримый в своем дальнейшем развитии и осложнении».

В качестве таких прав он называет право человека на собственную жизнь, на неприкосновенность и невредимость собственного тела и его частей (членов), на телесную свободу, а также право на собственность (для поддержания жизни тела), которое, согласно Райнеру, по меньшей мере частично основано на владении телом и вытекающих отсюда фундаментальных правах человека.

Мораль и право в концепциях возрожденного естественного права

Подобно классическим учениям XVII-XVIII вв., современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом.

Когда правила применяются к одинаковым случаям одинаково (функциональное уравнивание индивидов), когда они рациональны и не меняются задним числом (смысловая определенность), то их системное применение требует соблюдения моральных ценностей (справедливости, честности). Фуллер указывает на внутрисистемный режим функционирования морали.

П. И. Новгородцев считал необходимым восстановление естественной школы права, которая «может освободить правоведение от допущенных ошибок».

Когда правила применяются к одинаковым случаям одинаково (функциональное уравнивание индивидов), когда они рациональны и не меняются задним числом (смысловая определенность), то их системное применение требует соблюдения моральных ценностей (справедливости, честности). Фуллер указывает на внутрисистемный режим функционирования морали.

В 1920 возвратился в Крым, занятый войсками П. И. Врангеля. После разгрома Врангеля – в эмиграции. Один из основателей и декан Русского юридического института (факультета) в Праге, который он возглавлял до своей кончины.

Здесь же, в естественном законе, исходящем от вечного закона, коренятся, по концепции Маритена, права человека. Различая в человеке индивидуальность (материальное и низшее в человеке) и личность (высшее и ценное в человеке), он трактовал права человека как естественноправовое признание достоинства человеческой личности.

Поскольку цель властного упорядочивания общественных отношений заключена в реализации общественного блага, то несправедливое право утрачивает юридическую силу, поскольку оно в этом случае несправедливо по причине своей извращенности либо своего несовершенства.

Статья посвящена одной из принципиально важных тем общей теории права: соотношению естественного и позитивного права, проблематике их взаимного дополнения, а также противоречиям между ними. Автор приходит к выводу, что данные типы права взаимно дополняют друг друга, и разделять их невозможно.

Теологические учения традиционно занимали доминирующие позиции в рамках всего естественноправового подхода.

Если классическое естественно-правовое мышление ориентировано на поиск абстрактных норм в «природном порядке», то с природой вещей связывается поиск конкретных критериев справедливости юридических решений.

Теологические учения традиционно занимали доминирующие позиции в рамках всего естественноправового подхода.

Один из крупных представителей неотомизма в XX в. французский богослов Ж. Маритен , профессор католического университета в Вашингтоне, развивал персоналистскую концепцию естественного права. В этой связи он присоединяется к трактовке данного принципа известным представителем возрожденного естественного права Г.

Человек по своей природе, согласно Месснеру, обладает смешанным нравственно-правовым сознанием. «Непосредственное нравственно-правовое сознание человека, — писал Месснер, — само сообщает ему об основных требованиях порядка общественных отношений через нравственный естественный закон, естественное понимание совестью всеобщих нравственно-правовых принципов.

Дж. Финнис в 1980 г. публикует книгу «Естественное право и естественные права». Неклассические представления о морали и праве выражаются в двух основных идеях. Во-первых, Финнис рассматривает исключительно ценностное бытие права.

Л. Фуллер в работе «Моральность права» обращается к неклассической системной трактовке права. Если правовую систему рассматривать как систему правил, то взаимосвязь морали и права становится функционально необходимой. Аморальная правовая система перестает быть правовой системой. При этом Фуллер акцентирует даже не правовую природу, а системный характер правил.

Содержательная новизна правопонимания, в той или иной мере и форме присущая различным концепциям послевоенного «возрожденного естественного права» и определившая их теоретическое значение, идейно-мировоззренческую актуальность и широкий общественно-политический резонанс, связана прежде всего с антитоталитаристской трактовкой права.

Все эти «первичные блага» обеспечивают человеку «самоуважение»; они в то же самое время суть условия, которые обеспечивают человеку его автономию, его самостоятельность, в том числе и самостоятельное распоряжение такими благами.

В-четвертых, универсальный естественноправовой принцип (и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно — универсальное понятие естественного права) — ϶ᴛᴏ принцип (и понятие) универсальной модели естественного права, кᴏᴛᴏᴩая выступает как универсальный образец для всех отдельных видов естественного права, но не принцип (и понятие) для отдельного (особенного, отличного от других) вида естественного права.

Теория возрожденного естественного права П. И. Новгородцева

Призывы к «возрождению естественного права» выражали недовольство господством позитивизма в философии и юриспруденции- 10-15л после второй мировой войны. Юридический позитивизм обвинялся в том, что своей теоретической легитимацией любого властного произвола в качестве права он содействовал отрицанию объективных ценностей права и утверждению узаконенного бесправия при тоталитаризме.

Этот процесс послевоенного обновления (в содержательном, теоретико-методологическом и иных аспектах) различных светских и теологических учений о естественном праве в заметной мере стимулировал — в силу общих антипозитивистских корней и устремлений — развитие также и собственно философско-правовых исследований в рамках юридических и философских наук.

Современные теории естественного права получили наибольшее распространение в середине ХХ столетия. Интерес к ним во многом был обусловлен стремлением демократических кругов покончить с практикой авторитарных режимов на европейском континенте.
В слове «совесть», наряду с аксиологическим, исходно имеется и гносеологический аспект: со—весть (нем.: Ge-wissen) как сознание.

Ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного-единЬтвен-ного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря — их концепций и версий.

А что следует далее уже несложно догадаться: “если Бога нет, значит все дозволено” (Ф.М. Достоевский).

В общих границах нравственности «нравственная ответственность» рассматривается Месснером как «связующее понятие, которое ведет от нравственности к праву», которое определяется им как «минимум нравственности , необходимый для существования общества».

Еще по теме 50. Естественное и позитивное право.:

Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитали ссылаться на международные пакты и во многих странах утратили интерес к теории естественных прав личности.

Человек по своей природе, согласно Месснеру, обладает нравственно-правовым сознанием. «Непосредственное нравственно-правовое сознание человека, — пишет Месснер, — само сообщает ему об основных требованиях порядка общественных отношений через нравственный естественный закон, естественное понимание совестью всеобщих нравственно-правовых принципов. В отличие от томистов, признающих познаваемость разума божественного порядка, представители протестантских учений отрицают такую познаваемость и ориентируются прежде всего на Священное Писание как источник божественных установлений . Один из крупных представителей неотомизма в XX в. французский богослов Ж.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *