Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция об обязательных нормативах банков в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Центральный Банк России утвердил новую инструкцию об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам), которая будет действовать с 1 апреля 2022 года (далее – новая Инструкция). С этой же даты утратит силу аналогичная инструкция ЦБ, утв. 30.05.2014 № 153-И (далее – старая Инструкция).
Инструкция определяет порядок действий сотрудников банка при открытии, ведении и закрытии банковских счетов, устанавливает порядок работы банка, утверждения банковских правил и т. д.
Из новшеств, которые могут быть интересны бухгалтерам, стоит отметить следующие.
1. Новая Инструкция не содержит перечень документов, необходимых для открытия расчетного счета. Каждый банк будет определять перечень таких документов самостоятельно. Поэтому перед открытием банковского счета организациям и ИП необходимо ознакомиться с правилами открытия счетов, действующими в выбранном банке.
2. Отменена унифицированная форма карточки с образцами подписей и оттиска печати. Сейчас банки вправе применять карточку по форме, утвержденной Банком России либо предусмотренной собственными банковскими правилами (п. 7.1 прежней Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И). Теперь единой формы, утвержденной ЦБ, не будет, заполнять придется форму, установленную банком, в котором открыт счет. Инструкцию по ее заполнению банки также будут утверждать самостоятельно. При этом в Инструкции приведены обязательные реквизиты карточки:
- наименование клиента – юридического лица;
- Ф. И. О. клиента – физического лица, индивидуального предпринимателя;
- ФИОР лиц, наделенных правом подписи, с проставлением ими собственноручных подписей;
- оттиск печати, если клиент ее использует при оформлении документов.
Остальные сведения включаются в карточку на усмотрение банка.
Напомним, что карточка представляется клиентом в банк для проверки соответствия собственноручных подписей и оттиска печати при открытии расчетных счетов юридических и физических лиц, а также предпринимателей, открытии счетов по вкладам (депозитам), открытии публичных депозитных счетов и т. д.
Важно! Переоформлять карточки, которые были представлены в банк до вступления в силу новой Инструкции (то есть до 1 апреля 2022 года), не нужно. Кроме того, до 1 октября 2022 года банки обязаны принимать карточки, оформленные по форме и правилам, утвержденным прежней Инструкцией ЦБ.
Новые правила открытия счетов для бизнеса: что изменится в 2022 году
2.1. В соответствии со стандартным подходом нормативы достаточности капитала банка — норматив достаточности базового капитала банка (далее — норматив Н1.1), норматив достаточности основного капитала банка (далее — норматив Н1.2), норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (далее — норматив Н1.0), за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка с учетом взвешивания активов по уровню риска 100 процентов (далее — норматив финансового рычага (Н1.4), — рассчитываются как отношения величины базового капитала банка, величины основного капитала банка и величины собственных средств (капитала) банка, определяемых по методике, предусмотренной Положением Банка России от 4 июля 2018 года N 646-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2018 года N 52122, 19 декабря 2018 года N 53064, 30 сентября 2019 года N 56084 (далее — Положение Банка России N 646-П), к сумме:
кредитного риска по активам, отраженным на балансовых счетах бухгалтерского учета (активы за вычетом сформированных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенные по уровню риска), с учетом применения надбавок к коэффициентам риска, установленных Указанием Банка России от 31 августа 2018 года N 4892-У «О видах активов, характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, и методике применения к указанным видам активов надбавок в целях расчета кредитными организациями нормативов достаточности капитала», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25 сентября 2018 года N 52249, 22 августа 2019 года N 55722 (далее — Указание Банка России N 4892-У);
кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера;
кредитного риска по производным финансовым инструментам (далее — ПФИ);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2021 года указанием Банка России от 12 января 2021 года N 5705-У. — См. предыдущую редакцию)
риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента;
операционного риска;
рыночного риска.
2.1.1. Нормативы достаточности капитала банка — норматив Н1.1, норматив Н1.2, норматив Н1.0 — рассчитываются по формуле:
Настоящая Инструкция на основании статей 56, 62, 64-67, 70, 71.1, 72 и 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2013, N 27, ст. 3438; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; 2014, N 58, ст. 7543; 2017, N 18, ст. 2669; 2018, N 11, ст. 1588; N 18, ст. 2557; 2019, N 18, ст. 2198) (далее — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), статьи 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2017, N 18, ст. 2669) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности») и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 29 ноября 2019 года N 32) устанавливает числовые значения и методики определения обязательных нормативов банков с универсальной лицензией и надбавок к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией, а также порядок осуществления Банком России надзора за их соблюдением.
3.1. В соответствии с финализированным подходом нормативы достаточности капитала банка — норматив Н1.1, норматив Н1.2, норматив Н1.0, за исключением норматива финансового рычага Н1.4, — рассчитываются как отношения величины базового капитала банка, величины основного капитала банка и величины собственных средств (капитала) банка, определяемых по методике, предусмотренной Положением Банка России N 646-П, к сумме:
кредитного риска по активам, отраженным на балансовых счетах бухгалтерского учета (активы за вычетом сформированных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенные по уровню риска), рассчитанного в соответствии с пунктом 3.3 или пунктом 3.4 настоящей Инструкции, с учетом применения надбавок к коэффициентам риска, установленных Указанием Банка России N 4892-У;
кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера;
кредитного риска по ПФИ;
риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента;
операционного риска;
рыночного риска.
Набиуллина: в 2022 году ключевая ставка может достичь 8,3%
4.1. Минимально допустимое числовое значение надбавок определяется как сумма минимально допустимых числовых значений надбавки поддержания достаточности капитала, антициклической надбавки, а в случае, если банк является системно значимым, надбавки за системную значимость. Соблюдение минимально допустимого числового значения надбавок обеспечивается за счет источников базового капитала в размере, превышающем величину, требуемую для соблюдения нормативов достаточности капитала банка, за исключением норматива финансового рычага (Н1.4).
4.2. Минимально допустимое числовое значение надбавки поддержания достаточности капитала в целях расчета норматива достаточности капитала банка соответствующего уровня устанавливается в размере 2,5 процента от взвешенных по риску активов, рассчитанных в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции и приложениями 1, 2, 4 и 7 к настоящей Инструкции (в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции и приложениями 1, 4, 7 и 11 к настоящей Инструкции в случае принятия банком решения согласно пункту 1.7 настоящей Инструкции).
4.3. Величина антициклической надбавки определяется банком как средневзвешенная величина национальных антициклических надбавок, установленных во всех государствах (включая антициклическую надбавку Российской Федерации), с резидентами которых банк заключил сделки (предоставил обеспечение по сделкам, в том числе заключенным с третьими лицами), по которым рассчитывается кредитный и рыночный риск.
В расчет антициклической надбавки не включаются сделки, заключенные с центральными банками, государственными органами и органами местного самоуправления, организациями, которым предоставлено право осуществлять заимствования от имени государства, Банком международных расчетов, Международным валютным фондом, Европейским центральным банком, международными банками развития, кредитными организациями, предприятиями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
В целях определения величины активов и внебалансовых обязательств по сделкам с резидентами Российской Федерации из общей суммы активов и внебалансовых обязательств дополнительно исключаются сделки с государственными корпорациями, государственными унитарными предприятиями (в том числе казенными), государственными учреждениями (автономными, бюджетными и казенными), муниципальными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами с долей государственной или муниципальной собственности, превышающей 50 процентов уставного капитала, акционерными обществами, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований Российской Федерации в управлении указанными акционерными обществами (золотая акция).
Величина антициклической надбавки банка рассчитывается в процентах как сумма произведений значений национальных антициклических надбавок (включая антициклическую надбавку Российской Федерации), установленных уполномоченными национальными органами, и отношений сумм требований к резидентам соответствующих государств (за исключением требований к лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта) к совокупной величине всех требований по сделкам с резидентами всех государств (за исключением требований к лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта), по которым рассчитываются кредитный и рыночный риски.
Величина антициклической надбавки принимается банком равной нулю в случаях, если соответствующим уполномоченным национальным органом антициклическая надбавка не установлена, а сделки с резидентами данной страны банком заключены (предоставлено обеспечение по сделкам).
Требования, подверженные кредитному риску, включаются банком в расчет национальной антициклической надбавки в величине, определенной в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции и приложениями 1, 2, 4 и 7 к настоящей Инструкции (в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции и приложениями 1, 4, 7 и 11 к настоящей Инструкции в случае принятия банком решения согласно пункту 1.7 настоящей Инструкции).
Требования, подверженные рыночному риску, включаются банком в расчет национальной антициклической надбавки в размере суммы специального процентного риска и специального фондового риска, определенных в соответствии с Положением Банка России N 511-П, умноженной на 12,5.
Требования к резиденту одного государства, обеспеченные резидентом другого государства, банк вправе включать в расчет антициклической надбавки в составе требований к резидентам того государства, резидент которого предоставил обеспечение (из числа обеспечения, поименованного в подпунктах 2.3.1-2.3.4 пункта 2.3 настоящей Инструкции (в абзаце четвертом подпункта 3.3.9.2 пункта 3.3 настоящей Инструкции в случае принятия банком решения согласно пункту 1.7 настоящей Инструкции).
В случае если уполномоченный национальный орган (за исключением Банка России) установил национальную антициклическую надбавку в величине, превышающей 2,5 процента от взвешенных по риску активов, такая национальная антициклическая надбавка принимается банком в расчет антициклической надбавки в величине 2,5 процента от взвешенных по риску активов.
Минимально допустимое числовое значение антициклической надбавки устанавливается в размере 100 процентов от значения, рассчитанного в соответствии с настоящим пунктом.
Информация о величине и дате начала применения российской антициклической надбавки, установленной Советом директоров Банка России, публикуется на официальном сайте Банка России. Информация о величине и дате начала применения иных национальных антициклических надбавок, установленных соответствующими уполномоченными национальными органами, публикуется на сайте Базельского комитета по банковскому надзору в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5.1. В целях контроля за состоянием ликвидности банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, устанавливаются нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов.
10.1. Норматив минимального соотношения размера ипотечного покрытия и объема эмиссии облигаций с ипотечным покрытием (Н18) регулирует (ограничивает) кредитный риск кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, и определяет минимальное соотношение размера ипотечного покрытия и объема эмиссии облигаций с ипотечным покрытием.
11.1. Банки обязаны соблюдать установленные настоящей Инструкцией обязательные нормативы ежедневно.
Нарушение банком числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.
11.2. В случае если на основании пункта 1.3 настоящей Инструкции в расчет обязательного норматива (обязательных нормативов), определенный настоящей Инструкцией, банком вносятся изменения, одновременно с формами отчетности 0409135 и 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска» (далее — форма отчетности 0409118), установленными Указанием N 4927-У, банк представляет пояснительную записку с изложением примененного расчета норматива.
11.3. Способ контроля за ежедневным соблюдением обязательных нормативов определяется банком самостоятельно с учетом требований Положения Банка России от 16 декабря 2003 года N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2004 года N 5489, 22 декабря 2004 года N 6222, 20 марта 2009 года N 13547, 30 июня 2014 года N 32913, 25 октября 2017 года N 48670.
Расчет обязательных нормативов осуществляется в обязательном порядке в случаях, когда Банк России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) требует представления расчета нормативов на внутримесячную дату (внутримесячные даты).
В случае предъявления Банком России (уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России) требования о представлении расчета обязательных нормативов на внутримесячную дату (внутримесячные даты) все показатели, участвующие в расчете обязательных нормативов, в том числе показатель собственных средств (капитала), итоговый результат применения надбавок к коэффициентам риска и величина резервов, рассчитываются на дату расчета обязательных нормативов.
11.4. В случае если на внутримесячную дату (внутримесячные даты) банком нарушен обязательный норматив и (или) банком, субординированные инструменты которого содержат условия о прекращении обязательств или конвертации в обыкновенные акции (доли) в результате снижения норматива базового капитала ниже уровня, установленного подпунктом 2.3.4 пункта 2 Положения Банка России N 646-П, допускается данное снижение, информация об этом с указанием норматива, по которому допущено нарушение установленного настоящей Инструкцией числового значения и (или) снижение ниже уровня, установленного Положением Банка России N 646-П, и даты (дат), за которую (которые) он был нарушен (снижен), предоставляется банком в составе формы отчетности 0409135 и формы отчетности 0409118, установленных Указанием Банка России N 4927-У по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным.
11.5. Банки осуществляют расчет обязательных нормативов и надбавок, установленных настоящей Инструкцией, в процентах с одним и тремя знаками после запятой соответственно (округление до одного (трех) знака (знаков) после запятой осуществляется по математическим правилам).
11.6. Банки, включая банки, являющиеся участниками банковской группы (холдинга), обязаны соблюдать надбавки ежеквартально по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом.
Банки, являющиеся головными кредитными организациями банковской группы, должны соблюдать надбавки только на консолидированной основе в соответствии с Положением Банка России от 3 декабря 2015 года N 509-П «О расчете величины собственных средств (капитала), обязательных нормативов и размеров (лимитов) открытых валютных позиций банковских групп», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 28 декабря 2015 года N 40318.
Сумма минимально допустимых значений всех установленных настоящей Инструкцией надбавок делится на квартили в порядке, установленном приложением 8 к настоящей Инструкции. Банк вправе распределять часть или всю сумму прибыли, направлять ее на цели, предусмотренные статьей 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в размере, не превышающем значения, приведенного в графе 3 таблицы 7 настоящего пункта, только в случаях, если фактическое значение суммы всех надбавок находится в диапазоне второго — четвертого квартилей превышает сумму всех минимально допустимых надбавок.
Таблица 7
N п/п |
Фактическое значение суммы надбавок | Доля прибыли, подлежащей распределению, в процентах |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
1 | В первом квартиле | 0 |
2 | Во втором квартиле | 20 |
3 | В третьем квартиле | 40 |
4 | В четвертом квартиле | 60 |
5 | Превышает сумму минимально допустимых значений надбавок | 100 |
(в ред. Указаний ЦБ РФ от 26.03.2020 N 5423-У, от 03.08.2020 N 5520-У, от 03.08.2020 N 5521-У, от 12.01.2021 N 5705-У, от 18.08.2021 N 5886-У)
Настоящая Инструкция на основании статей 56, 62, 64 — 67, 70, 71.1, 72 и 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2013, N 27, ст. 3438; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; 2014, N 58, ст. 7543; 2017, N 18, ст. 2669; 2018, N 11, ст. 1588; N 18, ст. 2557; 2019, N 18, ст. 2198) (далее — Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»), статьи 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2017, N 18, ст. 2669) (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности») и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 29 ноября 2019 года N 32) устанавливает числовые значения и методики определения обязательных нормативов банков с универсальной лицензией и надбавок к нормативам достаточности капитала банков с универсальной лицензией, а также порядок осуществления Банком России надзора за их соблюдением.
ЦБР определился с коэффициентами риска для семи классов банковских активов
2.1. В соответствии со стандартным подходом нормативы достаточности капитала банка — норматив достаточности базового капитала банка (далее — норматив Н1.1), норматив достаточности основного капитала банка (далее — норматив Н1.2), норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (далее — норматив Н1.0), за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка с учетом взвешивания активов по уровню риска 100 процентов (далее — норматив финансового рычага (Н1.4), — рассчитываются как отношения величины базового капитала банка, величины основного капитала банка и величины собственных средств (капитала) банка, определяемых по методике, предусмотренной Положением Банка России от 4 июля 2018 года N 646-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2018 года N 52122, 19 декабря 2018 года N 53064, 30 сентября 2019 года N 56084 (далее — Положение Банка России N 646-П), к сумме:
кредитного риска по активам, отраженным на балансовых счетах бухгалтерского учета (активы за вычетом сформированных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенные по уровню риска), с учетом применения надбавок к коэффициентам риска, установленных Указанием Банка России от 31 августа 2018 года N 4892-У «О видах активов, характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, и методике применения к указанным видам активов надбавок в целях расчета кредитными организациями нормативов достаточности капитала», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25 сентября 2018 года N 52249, 22 августа 2019 года N 55722 (далее — Указание Банка России N 4892-У);
кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера;
кредитного риска по производным финансовым инструментам (далее — ПФИ); (в ред. Указания ЦБ РФ от 12.01.2021 N 5705-У)
риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента;
операционного риска;
рыночного риска.
2.1.1. Нормативы достаточности капитала банка — норматив Н1.1, норматив Н1.2, норматив Н1.0 — рассчитываются по формуле:
3.1. В соответствии с финализированным подходом нормативы достаточности капитала банка — норматив Н1.1, норматив Н1.2, норматив Н1.0, за исключением норматива финансового рычага Н1.4, — рассчитываются как отношения величины базового капитала банка, величины основного капитала банка и величины собственных средств (капитала) банка, определяемых по методике, предусмотренной Положением Банка России N 646-П, к сумме:
кредитного риска по активам, отраженным на балансовых счетах бухгалтерского учета (активы за вычетом сформированных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенные по уровню риска), рассчитанного в соответствии с пунктом 3.3 или пунктом 3.4 настоящей Инструкции, с учетом применения надбавок к коэффициентам риска, установленных Указанием Банка России N 4892-У;
кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера;
кредитного риска по ПФИ;
риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента;
операционного риска;
рыночного риска.
3.1.1. Нормативы достаточности капитала банка — норматив Н1.1, норматив Н1.2, норматив Н1.0 — рассчитываются по формуле:
4.1. Минимально допустимое числовое значение надбавок определяется как сумма минимально допустимых числовых значений надбавки поддержания достаточности капитала, антициклической надбавки, а в случае, если банк является системно значимым, надбавки за системную значимость. Соблюдение минимально допустимого числового значения надбавок обеспечивается за счет источников базового капитала в размере, превышающем величину, требуемую для соблюдения нормативов достаточности капитала банка, за исключением норматива финансового рычага (Н1.4).
4.2. Минимально допустимое числовое значение надбавки поддержания достаточности капитала в целях расчета норматива достаточности капитала банка соответствующего уровня устанавливается в размере 2,5 процента от взвешенных по риску активов, рассчитанных в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции, приложениями 1, 2, 4, 7, 9 к настоящей Инструкции и Положением Банка России N 754-П (в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции, приложениями 1, 4, 7, 9, 11 к настоящей Инструкции и Положением Банка России N 754-П в случае принятия банком решения согласно пункту 1.7 настоящей Инструкции). (в ред. Указания ЦБ РФ от 12.01.2021 N 5705-У)
4.3. Величина антициклической надбавки определяется банком как средневзвешенная величина национальных антициклических надбавок, установленных во всех государствах (включая антициклическую надбавку Российской Федерации), с резидентами которых банк заключил сделки (предоставил обеспечение по сделкам, в том числе заключенным с третьими лицами), по которым рассчитывается кредитный и рыночный риск.
В расчет антициклической надбавки не включаются сделки, заключенные с центральными банками, государственными органами и органами местного самоуправления, организациями, которым предоставлено право осуществлять заимствования от имени государства, Банком международных расчетов, Международным валютным фондом, Европейским центральным банком, международными банками развития, кредитными организациями, предприятиями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
В целях определения величины активов и внебалансовых обязательств по сделкам с резидентами Российской Федерации из общей суммы активов и внебалансовых обязательств дополнительно исключаются сделки с государственными корпорациями, государственными унитарными предприятиями (в том числе казенными), государственными учреждениями (автономными, бюджетными и казенными), муниципальными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами с долей государственной или муниципальной собственности, превышающей 50 процентов уставного капитала, акционерными обществами, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований Российской Федерации в управлении указанными акционерными обществами (золотая акция).
Величина антициклической надбавки банка рассчитывается в процентах как сумма произведений значений национальных антициклических надбавок (включая антициклическую надбавку Российской Федерации), установленных уполномоченными национальными органами, и отношений сумм требований к резидентам соответствующих государств (за исключением требований к лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта) к совокупной величине всех требований по сделкам с резидентами всех государств (за исключением требований к лицам, указанным в абзаце втором настоящего пункта), по которым рассчитываются кредитный и рыночный риски.
Величина антициклической надбавки принимается банком равной нулю в случаях, если соответствующим уполномоченным национальным органом антициклическая надбавка не установлена, а сделки с резидентами данной страны банком заключены (предоставлено обеспечение по сделкам).
Требования, подверженные кредитному риску, включаются банком в расчет национальной антициклической надбавки в величине, определенной в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции, приложениями 1, 2, 4, 7, 9 к настоящей Инструкции и Положением Банка России N 754-П (в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции, приложениями 1, 4, 7, 9, 11 к настоящей Инструкции и Положением Банка России N 754-П в случае принятия банком решения согласно пункту 1.7 настоящей Инструкции). (в ред. Указания ЦБ РФ от 12.01.2021 N 5705-У)
Требования, подверженные рыночному риску, включаются банком в расчет национальной антициклической надбавки в размере суммы специального процентного риска и специального фондового риска, определенных в соответствии с Положением Банка России N 511-П, умноженной на 12,5.
5.1. В целях контроля за состоянием ликвидности банка, то есть его способности обеспечить своевременное и полное выполнение своих денежных и иных обязательств, вытекающих из сделок с использованием финансовых инструментов, устанавливаются нормативы мгновенной, текущей, долгосрочной ликвидности, которые регулируют (ограничивают) риски потери банком ликвидности и определяются как отношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и типов активов и пассивов, других факторов.
5.2. Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств (пассивов) банка по счетам до востребования, скорректированных на величину минимального совокупного остатка средств по счетам физических и юридических лиц до востребования, определяемую в соответствии с пунктом 5.6 настоящей Инструкции. Норматив Н2 рассчитывается по формуле:
6.1. Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы обязательств заемщика (заемщиков, входящих в группу связанных заемщиков) перед банком и обязательств перед третьими лицами, вследствие которых у банка возникают требования в отношении указанного заемщика (заемщиков, входящих в группу связанных заемщиков), к собственным средствам (капиталу) банка. Норматив Н6 рассчитывается по формуле:
Инструкция ЦБ РФ от 29.11.2019 N 199-И
8.1. Норматив максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц) (Н25) регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении связанного с ним лица (группы связанных с ним лиц) и определяет максимальное отношение совокупной суммы обязательств лица (лиц, входящих в группу лиц) перед банком и обязательств перед третьими лицами, вследствие которых у банка возникают требования в отношении указанного лица (лиц, входящих в группу лиц), к собственным средствам (капиталу) банка. Норматив Н25 рассчитывается по формуле:
- Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
- Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
- Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
- Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
- НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
- Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
- НДС: кто получил льготы с 2022 года
- Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
- ККТ и маркировка товаров
В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.
В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.
Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.
Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.
За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.
Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.
В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:
- пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
- применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
- целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.
Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).
Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года
Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.
Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.
Согласно письму ФНС от 30.07.2021 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2020, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).
Приказ Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н (Минюст: 15 октября 2020 г.)
С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.
Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).
Информация Минэкономразвития от 17.06.2021
В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.
С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.
Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.
- Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
- В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
- на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
-
по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.
О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».
3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.
Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):
- наименование регистра;
- период (дату) его составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
ЦБ меняет регулятивные требования по оценке рисков банков в отношении ВЭБа
После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.
Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.
На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.
Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.
Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации
На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.
Те объекты, по которым:
- не нужно пересматривать СПИ;
- не нужно менять способ расчета амортизации;
- ликвидационная стоимость признана равной нулю
можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).
А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.
По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.
Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:
БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС |
Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:
СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ |
При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.
Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.
Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:
1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):
НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020 |
2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.
3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:
ДТ 02 (84) — КТ 84 (02) |
При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:
- отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
- пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).
Если при внесении корректировок вы обнаружили, что балансовая стоимость объекта оказалась равна или меньше ликвидационной стоимости, по нормам ФСБУ 6/2020 начисление амортизации нужно приостановить.
Если в дальнейшем снова появится положительная разница между балансовой стоимостью и ликвидационной, начисление амортизации на эту разницу возобновляют.
Далее в 2022-м и последующих годах нужно вести учет и составлять отчетность, опираясь на требования ФСБУ 6/2020 и данные, получившиеся после переходных корректировок.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
Новое в учетной политике на 2022 год
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021)
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ
«Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 362-ФЗ
«Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год»
-
Указ Президента РФ от 19.05.2012 N 635 (ред. от 19.11.2021)
«Об упорядочении использования устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства»
-
Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 661
«О внесении изменений в Положение о Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 562»
-
Указ Президента РФ от 18.11.2021 N 659
«О награждении государственными наградами Российской Федерации»
-
Распоряжение Правительства РФ от 22.01.2020 N 56-р (ред. от 19.11.2021)
«Об утверждении структуры Аппарата Правительства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
-
Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1961
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 441»
-
Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1962
«О внесении изменения в рекомендуемый перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг»
-
Федеральный закон от 07.04.2020 N 110-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О связи»
-
Федеральный закон от 07.04.2020 N 109-ФЗ
«О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О связи»
-
Федеральный закон от 07.04.2020 N 113-ФЗ
«О внесении изменения в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»
-
Указ Президента РФ от 07.04.2020 N 249
«О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей»
-
Распоряжение Президента РФ от 07.04.2020 N 97-рп
«О членах коллегии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
-
Распоряжение Президента РФ от 08.12.2018 N 370-рп (ред. от 07.04.2020)
«О членах коллегии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»
-
Распоряжение Правительства РФ от 08.04.2020 N 919-р
«О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 N 748-р»
-
Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 458
«Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета»
-
Распоряжение Правительства РФ от 07.04.2020 N 911-р
«Об утверждении Соглашения между МВД РФ и Правительством Москвы о передаче МВД РФ части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность»
Новый федеральный стандарт бухгалтерской отчетности отменяет действие ПБУ 6/01 по учету основных средств с начала 2022 года. Желающие опробовать новый стандарт могут пользоваться им в своей работе уже сейчас.
Документ имеет отсылки к МСФО (в частности IAS 36 «Обесценение активов», IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»), узаконенных в нашей стране приказом Минфина № 217н от 28/12/15 года, что говорит о сближении стандартов отчетности мировых и отечественных.
На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.
В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.
Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.
ЦБ РФ планирует установить для банков новый порядок расчета кредитного риска
Хочется заострить внимание еще на некоторых формулировках и новшествах ФСБУ 6/2020:
- В описании термина «основное средство» появилось дополнение. Теперь уточняется, что ОС обязательно имеет материально-вещественную форму. Не совсем ясно, какую цель преследовал при этом законодатель (п. 4 пп. «а») – основное средство по определению не может иметь иную форму.
- ОС могут считаться теперь и объекты, определенные на перспективу к перепродаже, ограничение из ПБУ 6/01 снимается.
- В то же время ФСБУ не работает по отношению к долгосрочным активам к продаже (п. 6 пп. б). Имеется в виду объект ОС, который больше не эксплуатируется в связи с решением руководства о его реализации, есть письменное подтверждение этого, соответствующий приказ или иной документ руководства (ПБУ 16/02 п. 10.1).
- Введено понятие «инвестиционная недвижимость», имеющее отношение к аренде ОС или извлечению дохода от прироста стоимости — учитывается по особым правилам, отдельно (п. 11 абз. 3, п. 7).
- Фирма обязана осуществлять контроль основных средств на предмет их обесценивания (п. 38).
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает следующие обязательные нормативы банков с базовой лицензией (далее — обязательные нормативы):
достаточности собственных средств (капитала) (Н1.0);
достаточности основного капитала (Н1.2);
текущей ликвидности (Н3);
максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6);
максимального размера риска на связанное с банком с базовой лицензией лицо (группу связанных с банком с базовой лицензией лиц) (Н25).
1.2. Расчет обязательных нормативов осуществляется банками с базовой лицензией с учетом требований пунктов 1.3 и 1.5 Инструкции Банка России от 28 июня 2017 года №180-И «Об обязательных нормативах банков», зарегистрированной Министерством юстиции Российской Федерации 12 июля 2017 года №47383, 30 ноября 2017 года №49055, 10 января 2018 года №49586 (далее — Инструкция Банка России №180-И).
2.1. Норматив достаточности собственных средств (капитала) (Н1.0) и норматив достаточности основного капитала (Н1.2) рассчитываются в соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 Инструкции Банка России №180-И с учетом пунктов 2.3 — 2.6 Инструкции Банка России №180-И, приложений 1, 2, 4 и 7 к Инструкции Банка России №180-И и приложения к настоящей Инструкции.
Минимально допустимое числовое значение норматива Н1.0 устанавливается в размере 8 процентов.
Минимально допустимое числовое значение норматива Н1.2 устанавливается в размере 6 процентов.
Кредитные требования и требования по получению начисленных (накопленных) процентов по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, входящие в портфели однородных ссуд, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства, включаются банками с базовой лицензией в расчет кода 8740 приложения 1 к Инструкции Банка России №180-И, если количество отдельных заемщиков, кредитные требования и (или) условные обязательства кредитного характера которых удовлетворяют требованиям данного кода, составляет не менее 50 и при одновременном соблюдении условий, перечисленных в графе первой строки указанного кода (за исключением абзаца пятого графы первой строки кода 8740 приложения 1 к Инструкции Банка России №180-И).
(В пункт 2.1 внесены изменения в соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 18.07.2019 г. №5213-У)
(см. предыдущую редакцию)
2.2. Норматив текущей ликвидности (Н3) рассчитывается в соответствии с пунктом 4.3 Инструкции Банка России №180-И с учетом пунктов 4.4 и 4.6 Инструкции Банка России №180-И.
Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50 процентов.
3.1. Банки с базовой лицензией обязаны соблюдать установленные настоящей Инструкцией обязательные нормативы ежедневно.
Нарушение банком с базовой лицензией числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.
3.2. При определении способов контроля банками с базовой лицензией за ежедневным соблюдением обязательных нормативов, перечня форм отчетности и порядка их представления в Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью банков с базовой лицензией (далее — Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России), банкам с базовой лицензией следует руководствоваться пунктами 11.2 — 11.4 Инструкции Банка России №180-И.
4.1. Банк России (территориальные учреждения Банка России, уполномоченные структурные подразделения центрального аппарата Банка России) осуществляют надзор за соблюдением банками с базовой лицензией обязательных нормативов на основании:
данных, полученных в составе форм отчетности 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)», 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации» и 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска», установленных Указанием Банка России от 24 ноября 2016 года №4212-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 14 декабря 2016 года №44718, 29 марта 2017 года №46155, 25 декабря 2017 года №49421;
результатов проверок, осуществляемых Банком России (уполномоченными представителями (служащими) Банка России) в соответствии со статьей 73 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
данных отчетности, представленной банком с базовой лицензией по требованию Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России) на внутримесячную дату (внутримесячные даты) по формам отчетности 0409101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)», 0409135 «Информация об обязательных нормативах и о других показателях деятельности кредитной организации» и 0409118 «Данные о концентрации кредитного риска»;
информации о величине кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера в соответствии с пунктом 13 приложения 2 к Инструкции Банка России №180-И, представляемой банком с базовой лицензией по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России);
информации о величине кредитного риска по ПФИ по таблице пункта 10 приложения к настоящей Инструкции, представляемой банком с базовой лицензией по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России);
информации о величине риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента по таблице пункта 8 приложения 7 к Инструкции Банка России №180-И, представляемой банком с базовой лицензией по запросу Банка России (территориального учреждения Банка России, уполномоченного структурного подразделения центрального аппарата Банка России).
4.2. Отчетность на внутримесячную дату (внутримесячные даты) представляется в следующие сроки:
банками с базовой лицензией, не имеющими филиалов, — не позднее чем через три рабочих дня после предъявления Банком России (территориальным учреждением Банка России, уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России) требования о представлении отчетности;
банками с базовой лицензией, имеющими филиалы, — не позднее чем через четыре рабочих дня после предъявления Банком России (территориальным учреждением Банка России, уполномоченным структурным подразделением центрального аппарата Банка России) требования о представлении отчетности.
4.3. В целях контроля за рисками, принимаемыми банками с базовой лицензией, Банк России (территориальное учреждение Банка России, уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) осуществляет действия, предусмотренные пунктом 12.3 Инструкции Банка России №180-И.
к Инструкции Банка России от 6 декабря 2017 года №183-И «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией»
Методика расчета кредитного риска по ПФИ
1. В соответствии с настоящим приложением оценка кредитного риска осуществляется в отношении заключенных на внебиржевом рынке договоров, являющихся ПФИ.
2. Для расчета кредитного риска по ПФИ определяются следующие составляющие:
текущий кредитный риск (стоимость замещения финансового инструмента), отражающий на отчетную дату величину потерь в случае неисполнения контрагентом своих обязательств;
потенциальный кредитный риск (риск неисполнения контрагентом своих обязательств в течение срока от отчетной даты до даты валютирования в связи с неблагоприятным изменением стоимости базисного (базового) актива).
3. Текущий кредитный риск по ПФИ, которые удовлетворяют требованиям пунктов 1 и 3 статьи 4.1 Федерального закона от 23 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №43, ст. 4190; 2004, №35, ст. 3607; 2005, №1, ст. 18, ст. 46; №44, ст. 4471; 2006, №30, ст. 3292; №52, ст. 5497; 2007, №7, ст. 834; №18, ст. 2117; №30, ст. 3754; №41, ст. 4845; №49, ст. 6079; 2008, №30, ст. 3616; №49, ст. 5748; 2009, №1, ст. 4, ст. 14; №18, ст. 2153; №29, ст. 3632; №51, ст. 6160; №52, ст. 6450; 2010, №17, ст. 1988; №31, ст. 4188, ст. 4196; 2011, №1, ст. 41; №7, ст. 905; №19, ст. 2708; №27, ст. 3880; №29, ст. 4301; №30, ст. 4576; №48, ст. 6728; №49, ст. 7015, ст. 7024, ст. 7040, ст. 7061, ст. 7068; №50, ст. 7351, ст. 7357; 2012, №31, ст. 4333; №53, ст. 7607, ст. 7619; 2013, №23, ст. 2871; №26, ст. 3207; №27, ст. 3477, ст. 3481; №30, ст. 4084; №51, ст. 6699; №52, ст. 6975, ст. 6984; 2014, №11, ст. 1095, ст. 1098; №30, ст. 4217; №49, ст. 6914; №52, ст. 7543; 2015, №1, ст. 10, ст. 11, ст. 35; №27, ст. 3945, ст. 3958, ст. 3967, ст. 3977; №29, ст. 4350, ст. 4355, ст. 4362; 2016, №1, ст. 11, ст. 27, ст. 29; №23, ст. 3296; №26, ст. 3891; №27, ст. 4225, ст. 4237, ст. 4293, ст. 4305; 2017, №1, ст. 29; №18, ст. 2661; №25, ст. 3596; №31, ст. 4767, ст. 4815; №48, ст. 7052) (далее — соглашение о неттинге по ПФИ), равен превышению суммы справедливых стоимостей всех ПФИ, представляющих собой актив, над суммой справедливых стоимостей всех ПФИ, представляющих собой обязательство, с учетом перечисленных возвратных первоначальных и (или) периодических платежей (разница между остатками на балансовых счетах №52601 и №52602).
Текущий кредитный риск по ПФИ, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, равен величине справедливой стоимости ПФИ, представляющего собой актив (балансовый счет №52601). По проданным опционам, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, текущий кредитный риск (стоимость замещения) не рассчитывается.
4. Потенциальный риск по ПФИ, не включенным в соглашение о неттинге по ПФИ, рассчитывается путем умножения стоимости ПФИ, по которой он отражен на дату заключения договора (сделки), являющегося (являющейся) ПФИ, на соответствующих внебалансовых счетах (далее — номинальная контрактная стоимость) на коэффициенты в зависимости от срока, оставшегося от отчетной даты до даты валютирования, в соответствии со следующей таблицей.
№п/п
Срок до даты валютирования
Валютные сделки
Процентные сделки
Сделки с ценными бумагами
Сделки с драгоценными металлами
Прочие сделки
1
2
3
4
5
6
7
2
Менее 1 года
0,01
0,005
0,06
0,07
0,1
3
От 1 года до 5 лет
0,05
0,005
0,08
0,07
0,12
4
Свыше 5 лет
0,075
0,015
0,1
0,08
0,15
За номинальную контрактную стоимость бивалютных сделок принимается та валюта, по которой у банка с базовой лицензией формируются требования.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКЦИЯ
от 6 декабря 2017 года N 183-И
Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией
5.1. Настоящая Инструкция вступает в силу по истечении 10 дней после дня ее официального опубликования.
Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.НабиуллинаЗарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 марта 2018 года,
регистрационный N 50206В первую очередь Инструкцией Банка России от 03.12.2012 N 139-И «Об обязательных нормативах банков» (далее — Инструкция N 139-И) изменениям подвергся один из главных нормативов — норматив достаточности собственных средств (капитала) банка Н1.
Раньше он рассчитывался по следующей формуле:
Теперь формула расчета норматива Н1 следующая:
Инструкция N 110-И
Инструкция N 139-И
ПК — операции с повышенными
коэффициентами риска (коды: 8809,
8814, 8816, 8818, 8820, 8822, 8824,
8826, 8828, 8830, 8832, 8834, 8836,
8838)ПК — операции с повышенными
коэффициентами риска (сумма кодов
8809, 8814, 8816, 8818, 8820, 8822,
8824, 8826, 8828, 8830, 8832, 8834,
8836, 8838 за вычетом кода 8856)8856 — корректирующая расчет показателя ПК расчетная величина активов, которые могут быть включены в два и более кодов, определяемая по следующим формулам, для следующих вариантов совпадений требований по применению повышенных коэффициентов:
- 1,5 (многократно):
;
- 1,1 и 1,5 (в т.ч. многократно):
;
- 1,3 и 1,5 (в т.ч. многократно):
;
- 1,1, 1,3 и 1,5 (в т.ч. многократно):
;
- 1,1 и 1,3:
Похожие записи:
-