2 от 12.08.2022 г« порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице«:

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2 от 12.08.2022 г« порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице«:». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

____________________________________________________________________
Утратило силу с 31 октября 2021 года на основании
приказа Минтруда России от 14 сентября 2021 года N 628н
____________________________________________________________________

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2003 года N 670-р* Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации

________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст.2055.

постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.Починок

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

23 октября 2003 года,

регистрационный N 5196

Красноярского края

ПОРЯДОК
исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости

1. Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (далее именуется — Порядок) определяет правила исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для случаев определения ее размера, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации*, а именно:

________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.1915.

для определения размера пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного и в период участия безработного в общественных работах;

для определения размера стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.

2. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, к которым относятся:

а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;

е) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

з) разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);

и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

м) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

н) другие виды выплат в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда.

Расчетный период — это последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующие месяцу увольнения (п. 3 Постановления). Например, если сотрудника увольняют 13 мая, то расчетный период — с 1 февраля по 30 апреля. При этом есть определение ВС РФ, которое разрешает включать в расчетный период месяц увольнения, когда он отработан до последнего дня. Но только если средний заработок, рассчитанный таким образом, окажется больше, чем рассчитанный по стандартным правилам (Определение ВС РФ от 08.06.2006 N КАС06-151).

Из расчетного периода исключены дни сохранения среднего заработка (командировки, отпуска, донорские), время рабочих простоев, болезней, декретов и пр. В случаях, когда в течение всего расчетного периода человек не работал, не получал выплат или все они были исключены в соответствии с п. 4 Порядка, можно взять для расчета ближайшие 3 месяца, в которых были отработанные дни.

Средний заработок зависит от режима труда и определяется согласно пунктам 7 или 8 Постановления.

Для стандартного варианта с поденной рабочей неделей используется формула (п. 7):

СЗ = СДЗ × СМД, где

  • СЗ — средний заработок
  • СДЗ — средний дневной заработок. Этот параметр исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.
  • СМД — среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде. Это количество рабочих дней в расчетном периоде по графику организации, деленное на 3. Его округляем до сотых долей. Например, СМД за расчетный период апрель-июнь 2021 года для 40-часовой рабочей недели будет равен 20,67 = (22 + 19 + 21) / 3.

При не полностью отработанном времени средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 5-дневной (6-дневной) рабочей недели, приходящихся на время, отработанное в расчетный период.

Для суммированного учета рабочего времени используется средний часовой заработок (п. 8) и считается он по формуле:

СЗ = СЧЗ × СМЧ, где

  • СЧЗ — средний часовой заработок. Этот параметр рассчитывается делением суммы фактической зарплаты в расчетном периоде на количество отработанных в периоде часов.
  • СМЧ — среднемесячное число рабочих часов в расчетном периоде в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели. Считаем так: сумму рабочих часов за 3 месяца (по графику организации) делим на 3. Например, СМЧ за расчетный период апрель-июнь 2021 года будет равен (при соответствии производственному календарю):
    • 164,67 = (175 + 152 + 167) / 3 при 40-часовой рабочей неделе;
    • 148,13 = (157,4 + 136,8 + 150,2) / 3 при 36-часовой рабочей неделе;
    • 98,53 = (104,6 + 91,2 + 99,8) / 3, при 24-часовой рабочей неделе.

Теперь сотрудники биржи труда при расчете среднего заработка должны учитывать следующие нюансы:

  • Месяц с так называемым выпадающим или меньшим доходом будет исключен из расчетного периода. В некоторых случаях даже сам период будут сдвигать, то есть усредненную зарплату будут считать за период, предшествующий расчетному. Получается, что в расчет попадут такие месяцы, в которых гражданин получал свою обычную зарплату.

    Пример

    Мужчина работал на заводе 2 года, его зарплата составляла 25 тысяч рублей ежемесячно, но за три месяца до увольнения на производстве не было заказов, он не выполнял норму и получал минимальную ставку — 12 тысяч рублей каждый месяц. Потом мужчина уволился и встал на биржу труда. Согласно старому порядку, для расчета пособия сотрудники ЦЗН взяли бы последние три месяца и рассчитали из них пособие по безработице — 75% от среднего заработка — 9 тыс. рублей. По новым правилам период расчета подвинут — мужчина сможет рассчитывать на максимальное пособие в течение трех месяцев.

  • При расчете средней зарплаты в доходе должны учитываться все виды выплат, предусмотренные в организации, независимо от их источников, на которые работодателем были начислены пенсионные взносы. Например, премии или другие выплаты стимулирующего характера. Компенсация проезда, социальная или материальная помощь в расчетах не участвуют.
  • У работников с ненормированным рабочим днем, тех кто работает неполный день или неполную неделю, средний заработок будут рассчитывать по усредненному дневному доходу.

    Формула, используемая для определения размера пособия по безработице, при этом не изменилась: считаются доходы за три месяца на последнем месте работы, а затем делятся на три. От полученного результата в процентном соотношении (75% первые три месяца и 60% следующие три) рассчитывается размер выплат.

Еще одно важное нововведение в новых правилах исчисления среднего заработка — большинству граждан, которые встают на учет в ЦЗН в качестве безработных, теперь не нужно при увольнении брать справку о доходах у работодателя. Сотрудники ЦЗН самостоятельно будут запрашивать все необходимые сведения о заработке безработного в Пенсионном фонде.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 августа 2003 г. N 62

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ И СТИПЕНДИИ, ВЫПЛАЧИВАЕМОЙ ГРАЖДАНАМ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2003 г. N 670-р Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации постановляет:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 21, ст. 2055.

Утвердить прилагаемый Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.ПОЧИНОК

Приложение
к Постановлению
Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 12 августа 2003 г. N 62

1. Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (далее именуется — Порядок), определяет правила исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для случаев определения ее размера, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» , а именно:

Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1915.

для определения размера пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного и в период участия безработного в общественных работах;

для определения размера стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.

2. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, к которым относятся:

а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;

е) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

з) разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);

и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

м) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

н) другие виды выплат в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда.

3. Средний заработок работника исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения.

4. При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

Приложение к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации

от 12 августа 2003 года N 62

1.

Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (далее именуется – Порядок) определяет правила исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для случаев определения ее размера, предусмотренных Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации*, а именно:
________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст.1915.

для определения размера пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного и в период участия безработного в общественных работах;

для определения размера стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.

2. Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, к которым относятся:

а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;

е) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

з) разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);

и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

м) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет;

н) другие виды выплат в соответствии с действующими в организации системами оплаты труда.

3. Средний заработок работника исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения.

4. При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

а) за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

в) работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;

г) работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;

д) работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

е) работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом методе организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному.

Кто имеет право на пособие по безработице?

За период с 2009 года по сегодняшний момент размеры пособий практически не менялись. Минимальное значение составляет – восемьсот пятьдесят рублей. Это предел, ниже которого выплата не может быть установлена. Также данное значение принимается для тех заявителей, что не работали (не проходили обучение в различных заведениях) на протяжении последних полутора лет.

Что касается максимального значения, то оно составляет без одной сотни пять тысяч рублей. Стоит оговориться, что Федеральное законодательство не препятствует увеличению максимального значение пособия по безработице за счет региональных коэффициентов.

Отталкиваясь от средней заработной платы с последнего места работы соискателя, Центр Занятости может установить значение пособия равным семидесяти пяти процентам от выплачиваемых в среднем за последние три месяца соискателю средств.

Потом выплаты сокращаются до шестидесяти процентов от среднего заработка с предыдущего места работы (на срок до четырех месяцев), и к концу года, если соискатель не определился с новым местом работы, он может рассчитывать на сумму, не превышающую сорока процентов от получаемых ранее средств.

Определившись с суммами пособия, рассмотрим механизм непосредственного начисления.

Граждане, попадающие под следующие условия:

  • без трудового стажа,
  • находящиеся без работы сроком более года до момента обращения в Центр,
  • проработавшие на предыдущем месте не более полугода,
  • уволенные по собственному желанию, либо по статье за халатность, несоответствие требованиям и т.п.,
  • отчисленные с курсов обучения с направлением от Центра Занятости

не могут претендовать на выплаты минимального пособия по безработице на сроки более чем восемнадцать месяцев. На практике применяются два периода, составляющие не более шести месяцев каждый.

Гражданин, получающий пособие обязан соблюдать ряд условий, предлагаемых Центром Занятости.

Среди основных можно отметить:

  • посещение Центра Занятости с регулярностью не менее двух раз за месяц;
  • посещение рекомендуемых Центром мест работы для прохождения собеседования по трудоустройству.

Отказаться от посещения предлагаемого места работы можно не более одного раза. Систематическое нарушение правил Центра может привести к сокращению суммы выплачиваемого пособия на четверть от оконечного значения.

Также пособие может больше не выплачиваться, если соискатель

  • теряет трудоспособность в связи с выходом в декрет (для женщин);
  • переезжает в иной регион;
  • отправляется в ряды Вооруженных Сил для прохождения службы.

Как бы то ни было, все подробности стоит узнавать непосредственно в региональном Центре Занятости.

Там могут быть уточнены коэффициенты, используемые в расчете оконечной суммы социальной помощи, все документы, необходимые к постановке на учет, а также сроки и условия выплаты пособия по безработице.

С 16 лет и до достижения пенсионного возраста каждый человек, не имеющий ограничений по здоровью, является трудоспособным.

Если он не может найти себе занятость для получения дохода или по каким-либо причинам лишается постоянного места труда, то считается безработным.

Чтобы ускорить процесс поиска вакансий и иметь в сложный период средства к существованию, любой безработный гражданин имеет право обратиться в центр занятости населения, где ему будут оказывать поддержку следующего вида:

  • подбор соответствующих образованию вакансий в кратчайшие сроки;
  • помощь с профессиональной ориентацией;
  • обучение новой профессии;
  • помощь психолога;
  • социальная адаптация;
  • возможность открыть свое дело;
  • ежемесячная выплата пособий.

Последний вид государственной услуги назначается в случае, если сотрудники центра занятости не смогли трудоустроить вставшего на учет гражданина в десятидневный период.

Расчет среднего заработка для пособия по безработице

Изложенная выше схема является стандартным алгоритмом расчета и начисления финансовой помощи по безработице в центре занятости. Однако существуют обстоятельства, при которых назначение выплат происходит в ином порядке, то есть без учета ранее имевшегося дохода.

1. Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

  • находит работу;
  • поступает на обучение (с выплатой стипендии) по направлению от центра занятости;
  • не приходит в центр занятости больше месяца;
  • переезжает в другую местность;
  • пытался оформить пособие незаконным путем;
  • осужден на исправительные работы, получил наказание в виде лишения свободы;
  • оформил пенсию в порядке, установленном п. 2 ст. 32 закона № 1032-I либо по иным основаниям;
  • письменно отказался от услуг центра занятости;
  • умер.

В постановлении также определен перечень выплат, которые не берутся в расчет средней заработной платы. Например, временная нетрудоспособность сотрудника, отпуск в связи с беременностью и родами. Эти периоды не берутся в расчет сроков выплаты пособия и период выплат продлевается.

  • выходное пособие в размере среднего заработка за месяц — непосредственно при увольнении;
  • еще один средний заработок, если по истечении месяца после увольнения не найдет работу;
  • по решению центра занятости (при условии обращения туда в течение 2 недель после увольнения) — еще один, уже третий, средний заработок, если и в дальнейшем не найдет работу.

Перечень включаемых в расчет среднего заработка выплат дан в п. 2 Порядка. Это и зарплата, и премии, и вознаграждения, и доплаты, и выплаты, связанные с условиями труда и так далее. Перечень остается открытым, так как закон разрешает включать и другие виды денежных переводов в соответствии с действующими в компании системами оплаты труда.

Когда бывший сотрудник обращается за справкой, работодатель вправе потребовать от него заявление (ст. 62 ТК РФ), после чего в течение 3-х дней обязан выдать правильно оформленный документ, даже если сотрудник работал в компании 10 лет назад, но это его последнее место работы.

Иногда требуется предоставление справки о среднемесячном заработке. Её могут потребовать в службах защиты социума, в центре занятости во время постановки физического лица на учет для выплат пособий в связи с временной безработицей. Также определение точной суммы необходимо во время оформления кредитов в банковских учреждениях и для судов.

  • СЧЗ — средний часовой заработок. Этот параметр рассчитывается делением суммы фактической зарплаты в расчетном периоде на количество отработанных в периоде часов.
  • СМЧ — среднемесячное число рабочих часов в расчетном периоде в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели. Считаем так: сумму рабочих часов за 3 месяца (по графику организации) делим на 3. Например, СМЧ за расчетный период апрель-июнь 2021 года будет равен (при соответствии производственному календарю): 164,67 = (175 + 152 + 167) / 3 при 40-часовой рабочей неделе;
  • 148,13 = (157,4 + 136,8 + 150,2) / 3 при 36-часовой рабочей неделе;
  • 98,53 = (104,6 + 91,2 + 99,8) / 3, при 24-часовой рабочей неделе.

Типовая форма документа законодательно не предусмотрена, но Минтруд письмом № 16-5/В-421 от 15.08.2016 года предложил свой вариант, подчеркнув рекомендательный характер для исполнения. Придерживаться или нет рекомендаций трудового ведомства, одобренного центром занятости, предоставляющим бланк документа безработным решать организации.

Кроме того, на основании статьи 62 Трудового кодекса по письменному заявлению работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать бывшему работнику справку о среднем заработке за последние три месяца, исчисление которого работодатель осуществляет в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 года N 62.

постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2003 г. N 5196);

постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2003 г. N 5196);

Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N 62 «Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2003 г. N 5196);

5. В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному.

Пример 3. Работник, принятый на работу 12 мая 2004 года и уволенный 10 сентября 2004 года, обратился в организацию с просьбой предоставить справку о среднем заработке для службы занятости. Его должностной оклад составлял 5000 рублей. В данный период работник:
С 12 мая по 20 июня — был в командировке;
С 21 июня по 20 июля — болел;
С 21 июля по 10 августа — был в отпуске без сохранения заработной платы;
С 11 августа по 7 сентября — был в командировке;
С 8 сентября по 10 сентября — фактически отработанные дни, за которые начислено 682 рубля.

  • полное наименование предприятия, в котором трудился сотрудник;
  • юридический и фактический адрес;
  • идентификационный код организации;
  • полные данные сотрудника, на которого оформляется документ;
  • отображение периода трудоустройства;
  • расчет среднемесячного заработка.

Пункт 2 порядка дает перечень выплат, которые учитываются для расчета среднего заработка. Это и зарплата, и премии, и вознаграждения, и доплаты, и выплаты, связанные с условиями труда и так далее. Перечень остается открытым, так как закон разрешает включать и другие виды денежных переводов в соответствии с действующими в компании системами оплаты труда.

Квартальная, полугодовая и другие премии за период больше месяца, которые начислены в расчетном периоде, включаются в расчет по одной за каждый показатель в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода. Пример. Учет квартальных и полугодовых премий при расчете среднего заработка для центра занятости Период работы Хохлова Н.И.

Соответственно, порядок расчета среднего заработка для пособия по безработице влечет за собой дополнительные подсчеты: Второй вариант используется в том случае, если в течение года официально безработный так и не смог устроиться ни по одной из предложенных ЦЗН вакансий. Для упрощения порядка расчета был сформирован специальный калькулятор, который доступен онлайн.

  • сохранения СЗ;
  • осуществления выплат по утрате трудоспособности или в связи с беременностью и родами;
  • работник не имел возможности выполнять свои обязанности, по независящим от него причинам;
  • сотрудник не участвовал в забастовках, однако и не работал;
  • предоставления дополнительных выходных или отпускных дней;
  • иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Добавим, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (в том числе в возрасте до 23 лет, но при условии, что они потеряли родителей или остались без их попечения до 18 лет) имеют дополнительные гарантии. Если они ищут работу впервые и при этом зарегистрированы в службе занятости в качестве безработных, им в течение шести месяцев выплачивается дополнительное пособие. Его размер приравнен к уровню средней заработной платы, сложившегося в регионе (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Служба занятости вправе ограничить размер пособия на 25%, если безработный не явился без уважительной причины на собеседование с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости. Такое же последствие может наступить, если гражданин отказался без уважительных причин явиться в службу занятости для получения направления на работу или обучение. В обоих случаях сумма пособия уменьшается на срок не более месяца (п. 5 ст. 35 закона о занятости).

Постановление Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. N 62 «Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»

  • за прошедший год вы работали (служили) не менее 26 недель;
  • уволились по собственному желанию или в связи с ликвидацией организации или сокращением штата сотрудников;
  • вы были уволены в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и до увольнения в связи с призывом на военную службу проработали (прослужили) не менее 26 недель.

В настоящее время расчет среднего заработка необходимо производить в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 12.08.2003 № 62 (далее – Порядок № 62).

Средний заработок необходим для определения размера пособия по безработице, выплачиваемого уволенным гражданам. Оно начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (п. 3 ст. 31 Закона РФ № 1032-1). Согласно п. 1 ст.

а) в первом (12-месячном) периоде выплаты:

  • за первые три месяца – в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • за следующие четыре месяца – в размере 60%;
  • в дальнейшем – в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже его минимальной величины, увеличенных на районный коэффициент;

б) во втором (12-месячном) периоде выплаты – в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на районный коэффициент. Данный период касается безработных граждан, которые не трудоустроены по истечении первого периода выплаты пособия по безработице. Они имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено законом.

  • с 10.10.2016 по 14.10.2016 (пять календарных дней) работник был в командировке.

Кроме того, в расчетном периоде ему были выплачены премии:

  • в августе за II квартал 2016 года – в сумме 18 000 руб.;
  • в сентябре за август – в размере 6 000 руб.;
  • в октябре за сентябрь – в сумме 6 000 руб., за октябрь – в размере 6 000 руб., за III квартал 2016 года – в сумме 18 000 руб.

Рассчитаем общую сумму премий при определении среднего заработка для службы занятости.

Количество рабочих дней по производственному календарю за 2016 год за расчетный период (с 01.08.2016 по 31.10.2016) составило 66 рабочих дней, а количество дней, отработанных сотрудником за этот период, – 56 рабочих дней.

Премии при расчете среднего заработка будут учитываться в следующих размерах:

  • за август 2016 года – 5 090,90 руб. (6 000 руб.

Инфо

Обратите внимание:

Если работнику за один месяц начислены две премии за один показатель, для расчета надо взять ту премию, сумма которой больше.

2) премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, – не более одной выплаты за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода.

Пример 9

Его заработная плата за расчетный период с 01.08.2016 по 31.10.2016 равна:

  • за август – 32 000 руб.;
  • за сентябрь – 30 000 руб.;
  • за октябрь – 32 000 руб.

Расчетный период отработан полностью. Сотруднику установлена 40-часовая рабочая неделя (пять рабочих дней).

Также ему ежемесячно выплачивалась премия в размере 6 000 руб., а также выдавалась квартальная премия в сумме 24 000 руб.

Внимание

Порядка № 62).

Пример 3

Сотрудница уволилась в последний день отпуска по уходу за ребенком – 07.11.2016. До этого у нее был отпуск по беременности и родам. Как определить расчетный период?

В связи с этими отпусками сотрудница отсутствовала на работе с 20.06.2013 по 07.11.2016. Таким образом, расчетный период, определенный по общим правилам, полностью состоит из исключаемых из него дней.

Следовательно, в качестве расчетного необходимо взять период с 01.03.2013 по 31.05.2013.

Как определить расчетный период, если сотрудник в течение расчетного периода и до него не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней? Средний заработок в данном случае определяется исходя из суммы заработной платы, начисленной за фактически отработанные сотрудником дни в месяце увольнения (п.

Особый расчет среднего заработка установлен п. 11 Порядка № 62. Данный пункт необходимо применять только в случае, если в организации произошло повышение следующих надбавок:

  • за квалификационный разряд;
  • за классный чин;
  • за дипломатический ранг;
  • за особые условия государственной службы.

Итак, если увеличился размер одной из вышеперечисленных надбавок, средний заработок работников повышается в следующем порядке:

1) если повышение произошло в расчетный период, надбавки, начисленные за предшествующий повышению период времени, увеличиваются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления указанной надбавки, установленной в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на надбавки каждого из месяцев расчетного периода.

Пример 14

Сотрудник был уволен 07.11.2016.

Минтруда РФ от 05.03.2013.

Итак, в справке, составленной в произвольной форме, должны быть указаны следующие сведения:

  • наименование, ИНН и юридический адрес учреждения, в котором работал гражданин;
  • Ф. И. О. работника полностью;
  • период его работы и должность (так же, как они указаны в трудовой книжке);
  • сведения об условиях работы (полный или неполный рабочий день);
  • размер среднего заработка за последние три месяца работы;
  • сведения о наличии в течение 12 месяцев, предшествовавших увольнению, периодов, не включенных во время оплачиваемой работы, – когда сотрудник не трудился, но за ним сохранялся средний заработок (например, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, временной нетрудоспособности, командировок и т.

С 01.09.2016 в организации произошло повышение окладов с 28 000 до 32 000 руб. Расчетный период отработан сотрудником полностью. Рассчитаем средний заработок для службы занятости.

Определим коэффициент повышения. Он будет равен 1,14 (32 000 руб. / 28 000 руб.).

Средний дневной заработок сотрудника составит 1 453,34 руб.
((28 000 руб. x 1,14 + 32 000 руб. + 32 000 руб.) / 66 раб. дн.), где 66 рабочих дней – количество фактически отработанных дней в расчетном периоде.

Средний заработок, который необходимо указать в справке для службы занятости, будет равен 31 973,48 руб. (1 453,34 руб. x (66 раб. дн. / 3 мес.)).

2) если повышение произошло после расчетного периода до дня увольнения, увеличивается средний заработок, исчисленный за расчетный период.

Пример 13

Сотрудник был уволен 07.11.2016.

Постановление Минтруда РФ от 12.08.2003 N 62

Основное отличие от стандартного расчета в случае занятости сотрудника неполный рабочий день или неполную рабочую неделю заключается в том, что среднедневной заработок определяется, как частное от суммы заработной платы за трехмесячный период и количества рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящиеся на него.

Однако если в компании в качестве основного режима работы установлена шестидневная неделя, то делить нужно будет на плановые дни по производственному календарю шестидневной рабочей недели.

Исходные данные:

В марте сотрудник на режиме неполного рабочего времени был в отпуске с 15 по 31 число.

Журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2016

Каковы особенности расчета средней заработной платы для определения пособия по безработице? Какой расчетный период необходимо брать для исчисления среднего заработка? Какие выплаты включаются в расчет среднего заработка? Как рассчитать средний заработок, если у сотрудника был заработок только в месяце увольнения? Как определяется средний заработок с учетом премий? В каком порядке рассчитывается средний заработок при повышении размеров надбавок?

Сотрудники Минтруда в Письме от 15.08.2016 № 16-5/В-421 рекомендовали форму справки о среднем заработке за последние три месяца работы, которая выдается по последнему месту работы.

Постановление Минтруда Российской Федерации от 12 августа 2003 года №62 «Об утверждении порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости» (далее Порядок №62).

Данный Порядок определяет правила исчисления среднего заработка для следующих случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее Закон №1032-1):

  • для определения размера пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного и в период участия безработного в общественных работах (статья 33 Закона РФ №1032-1);
  • для определения размера стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности (статья 29 Закона №1032-1).

В соответствие с пунктом 2 Порядка №62 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат, к которым относятся:

а) заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

б) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

в) заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение;

г) заработная плата, выданная в неденежной форме;

д) денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;

е) начисленные в редакциях средств массовой информации и организациях искусства гонорар работников, состоящих в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплата их труда, осуществляемая по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

ж) заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

з) разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);

и) заработная плата, окончательно рассчитанная по завершении календарного года, обусловленная системой оплаты труда (учитывается в размере одной двенадцатой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

к) надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;

л) выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

м) премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам раб��ты за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет.

Любой гражданин России может оказаться в статусе безработного. Никто не застрахован от увольнения по сокращению штатов в результате ликвидации предприятия или должности, от увольнения по соглашению сторон в связи с изменениями условий труда или разногласий с руководством, да и просто при смене места работы по собственной инициативе.

Важно

Временно неработающий гражданин может зарегистрироваться в центре занятости не только с целью подбора нового места работы, но и для получения денежного пособия. Для получения статуса безработного и оформления пособия потребуется ряд документов, из которых основным, определяющим сумму ежемесячных выплат является справка с расчётом среднего заработка для центра занятости.

В соответствии с пунктом 10 Порядка №62 при повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок (должностных окладов, денежного вознаграждения) средний заработок работников повышается в следующем порядке: 1) если повышение произошло в расчетный период, выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки (должностного оклада, денежного вознаграждения), установленной в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, на тарифные ставки (должностные оклады, денежное вознаграждение) каждого из месяцев расчетного периода. Пример 5. Работник, уволенный 10 сентября 2004 года обратился в организацию с просьбой предоставить справку о среднем заработке для службы занятости.

Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости (далее именуется — Порядок) определяет правила исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для случаев определения ее размера, предусмотренных Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»*, а именно: для определения размера пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного и в период участия безработного в общественных работах; для определения размера стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности. 2.

Постановление Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. N 62
«Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости»

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2003 г. N 670-р* Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Волнующим вопросом для граждан России является расчет пособия по безработице, его максимальный и минимальный размеры, условия и лимиты предоставления. Эта тема раскрыта в приведенной статье.

Отсутствие стабильного заработка становится большим стрессом для любого трудоспособного человека и тревожной перспективой даже для обладателей постоянного дохода, а знание о порядке получения государственной помощи будет опорой для разрешения материальных и психологических трудностей.

Для того чтобы претендовать на пособие по безработице, нужно знать законодательные и практические аспекты его выплаты.

Во-первых, не каждый человек, фактически не работающий, является безработным. Таковым определенно не считаются:

  • тунеядец;
  • пенсионер;
  • лицо до 16 лет;
  • несущий ответственность в виде лишения свободы или исправительных работ;
  • прочие группы, перечисленные в статьях Федерального закона «О занятости» от 1991 года под номером 1032-1.

Обязательные характеристика безработного:

  • постоянный поиск работы;
  • готовность заняться подходящей работой;
  • фиксация на бирже труда.

Даже если соблюдены все условия, без постановки на учет в центре занятости субъект не может получать пособие, поскольку не обладает публичным статусом безработного.

Что будет предшествовать оформлению пособия? Для того чтобы оформить пособие по безработице в России, российский гражданин должен обратиться в территориальный ЦЗН по месту проживания. Начало процедуры постановки на учет предполагает сбор следующих документов (ст. 3 п. 2 ФЗ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в РФ»):

  • заполненное заявление;
  • общегражданский паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • аттестат, диплом об образовании или иной документ, подтверждающий квалификацию заявителя;
  • трудовую книжку с указанием последнего места работы и причины увольнения;
  • справку о среднем заработке за три предыдущих месяца с последней работы. Важно, чтобы этот документ был заполнен правильно, без ошибок и помарок. Если бухгалтер заполнит справку ненадлежащим образом, ее просто-напросто не примут;
  • индивидуальную программу реабилитации инвалида (для лиц с ограниченными возможностями).

Пособие по безработице гарантирует гражданам, временно оставшимся без заработка, регулярные денежные выплаты от государства. Для того чтобы получать подобные выплаты, нужно обратиться в центр занятости населения.

Функции центра занятости населения (ЦНЗ):

  • предоставление заинтересованным лицам актуальных сведений о вакансиях;
  • направление желающих на профессиональное обучение или переподготовку;
  • содействие в трудоустройстве граждан;
  • оформление пособия по безработице.

Пособие по безработице назначается после того, как подготовлен пакет документов и оформлена постановка на учет в центр занятости.

Безработные лица, которые не обратились к специалистам ЦЗН для постановки на учет, не получают данное пособие. Кроме того, им не будет предоставлена информация о свободных местах на предприятиях и в фирмах, сведения о которых есть в центре занятости.

Постановление Минтруда РФ от 12.08.2003 № 62

Пособие по безработице в 2020 году могут получить граждане:

  • отработавшие не менее 26 недель за прошедший, то есть 2018, календарный год;
  • которые официально получили статус безработного, то есть зарегистрировались установленным порядком;
  • у которых бывший работодатель до того, как увольнять сотрудников, прилежно выплачивал за них страховые отчисления;
  • являющиеся трудоспособными и не имеющие противопоказаний к трудовой деятельности;
  • и самое главное — реально ищущие работу люди.

Некоторые категории граждан нельзя оформить как безработных:

  • лиц, проходящих воинскую службу;
  • студентов очных отделений;
  • несовершеннолетних, а также пенсионеров по старости;
  • осужденных граждан и приговоренных к исправительным работам, лишению свободы;
  • при отсутствии у безработного необходимых документов для постановки на учет.

В некоторых случаях выплата пособия может быть приостановлена или прекращена по инициативе ЦЗН. Также сумма выплаты может быть уменьшена.

Так, выплата пособия одновременно со снятием с учета в качестве безработного прекращается в следующих случаях:

  1. Трудоустройство человека.
  2. Получение профессионального обучения по направлению ЦЗ при условии выплаты стипендии.
  3. Неявка в течение одного месяца в ЦЗ при отсутствии уважительных причин.
  4. Переезд или переселение в другую местность.
  5. При выявленном обмане или подлоге с целью получения пособия.
  6. Лишение свободы.
  7. Назначение пенсии.
  8. Отказ от посредничества со службой занятости на основании письменного заявления.
  9. Смерть.

Чтобы неработающему гражданину был присвоен статус безработного, необходимо предоставление определенного перечня документов, к которым относится, в том числе, и справка с расчетом среднего заработка.

ЦЗН предоставляет возможность не только найти новое место трудоустройства, но и получить государственные выплаты по безработице.

Справка с учетом среднего заработка — документ установленной формы, в котором отображается информация о получаемом среднем заработке за последние три месяца на последнем месте работы.

Сведения о доходах необходимые для расчета пособие по безработице не трудоустроенному гражданину.

Письмом Минтруда РФ №16-5в 421 от 15.08.16 года, с целью реализации унифицированного подхода при регистрации лиц в территориальных отделениях ЦЗН для поиска подходящей работы рекомендуется использование справки единой формы о среднем заработке по последнему месту трудоустройства.

Работодатель имеет право самостоятельно подготовить документ в произвольной форме, при условии, что в нем будет отображена необходимая информация для ЦЗН.

При расторжении правоотношений работодатель обязан в последний рабочий день в предоставить сотруднику:

  • заполненную трудовую книжку, в соответствии с действующими нормами законодательства;
  • справки по форме 2-НДФЛ и 182н.

На основании полученного заявления работодателю отводится трехдневный срок для предоставления документов, заверенных копий, выдержек из приказов, и иных письменных сведений, касающихся трудовой деятельности работника.

Исходя из вышеизложенного, сотруднику необходимо обратиться к бывшему нанимателю для получения справки с расчетом среднего заработка за последние 3 месяца.

Порядок расчета размера пособия по безработице

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

  1. Действующее законодательство РФ содержит рекомендательные нормы, в которых приводится пример унифицированной формы документа.
  2. Справка в обязательном порядке необходимо безработному для оформления выплат.
  3. Работодатель вправе составить ее в произвольной форме с обязательным отображением следующей информации:
  • полное наименование предприятия, в котором трудился сотрудник;
  • юридический и фактический адрес;
  • идентификационный код организации;
  • полные данные сотрудника, на которого оформляется документ;
  • отображение периода трудоустройства;
  • расчет среднемесячного заработка.

Руководитель и главный бухгалтер предприятия обязуется поставить свою подпись на справке, и скрепить печатью для финансовых документов.

Внесение информации должно быть осуществлено одним человеком, и чернилами одинакового цвета.

Внесение исправлений, помарок, зачеркиваний запрещается. В территориальном отделении центра занятости населения может быть предложена своя форма документа, которую безработный может получить для предоставления работодателю.

Для понимания, какие данные должны отображаться в справке следует обратиться к Положению о расчете среднего заработка, согласно которому:

  • за основу, в качестве расчетного периода, берется три последних месяца до момента расторжения трудовых правоотношений;
  • при определении среднего заработка необходимо брать во внимание все начисления, предусмотренные коллективным договором организации;
  • ежемесячные материальные поощрения в виде премий также учитываются при расчете;
  • засчитываются квартальные надбавки, пропорционально месячный части за каждый месяц;
  • учитываются дополнительные виды поощрений в виде ежегодной премии, разовой выплаты по выслуге лет, и другие;
  • если расчетный период был отработан не полностью, то все виды поощрений, за исключением ежемесячных, берутся во внимание пропорционально отработанному времени.

Не все виды доходов, полученные работником за расчетный период, учитываются при определении размера среднего заработка для территориального центра занятости населения РФ, а именно:

  • денежные поступления социальной направленности. К ним можно отнести премирование по случаю юбилея, разовая материальная помощь и т.д.;
  • поступления из средств фонда социального страхования, оплата листов нетрудоспособности, компенсация отпуска в связи с беременностью и родами, помощь по уходу за ребенком до полутора и 3 лет;
  • компенсационные выплаты при расторжении трудового договора за дни неиспользованного отпуска;
  • денежные средства, предоставленные в качестве помощи при уходе за детьми инвалидами;
  • компенсация за дни простоя, по независящим от работника причинам.

В расчетном периоде не берутся во внимание дни:

  • которые сотрудник отсутствовал по причине утраты дееспособности, нахождения в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до 3 лет;
  • ежегодного оплачиваемого, бесплатного или учебного отпуска;
  • ухода за лицами, имеющих инвалидность, в том числе и детьми;
  • освобождения от исполнения трудовых обязанностей, с сохранением средней заработной платы в полном объеме или частично;
  • отсутствия на рабочем месте по причинам, не зависящим от сотрудника.

Как насчитывают пособие по безработице, установлено Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее — Закон о занятости). В этом документе изложены:

  • обстоятельства, при которых человек имеет право получать поддержку от государства;
  • размеры и срок выплаты пособия;
  • правила начисления пособия;
  • условия выплаты минимального пособия;
  • обстоятельства, которые не позволяют получать пособие;
  • другие важные моменты, касающиеся пособия по безработице.

Изложенная выше схема является стандартным алгоритмом расчета и начисления финансовой помощи по безработице в центре занятости. Однако существуют обстоятельства, при которых назначение выплат происходит в ином порядке, то есть без учета ранее имевшегося дохода.

Например, если безработный встал на учет после:

  • года после даты увольнения (по соглашению сторон читать здесь );
  • того, как отработал у последнего работодателя незначительный период времени (менее двадцати шести месяцев за год);
  • увольнения за нарушение трудовой дисциплины (например, за пьянство, прогулы или воровство);
  • отчисления его из образовательного учреждения, в котором он учился по направлению от биржи труда.

Означенным категориям лиц, имеющим рассматриваемый статус, в отличие от иных безработных граждан, пособие начисляется только в течение шести месяцев, а возобновляются выплаты на тот же срок через полгода.

Непосредственная выплата полагающихся сумм осуществляется раз в месяц.

Выплата пособия, о котором идет речь, осуществляется с первого дня признания за гражданином статуса безработного (с первого дня завершения оплачиваемого периода при сокращении). Выплата может длиться:

1. До 12 месяцев — для граждан, имеющих в течение года, предшествующего наступлению безработицы, оплачиваемый стаж работы 26 недель и более на условиях полного рабочего дня (включая службу в армии).

Сумма пособия по безработице в 2017 году в этом случае та, что не превышает максимальное значение по закону.

Если по истечении 12 месяцев человек не найдет работу, то еще через 6 месяцев центр занятости начнет перечислять ему новые суммы пособий. На этот раз только в минимальном размере и в течение срока, не превышающего 12 месяцев (п. 4 ст. 31 закона № 1032-I).

2. До 6 месяцев — для граждан, не работавших вовсе или имеющих оплачиваемый стаж менее 26 недель (включая уволенных вследствие виновных проступков).

Аналогично, если по истечении данного периода заявитель не найдет работу, то еще через полгода центр занятости назначит новую серию выплат в минимальном размере, которые будут длиться 6 месяцев.

Периодичность выплаты пособий по безработице — 1–2 раза в месяц (п. 6 ст. 31 закона № 1032-I).

Итак, первый сценарий, когда человек работал 26 недель и более в течение последних 12 месяцев к моменту оформления пособия.

В этом случае пособие по безработице выплачивается в размере:

  • 75% от среднего заработка в течение 3 месяцев после оформления пособия;
  • 60% в течение 4–7 месяцев;
  • 45% в течение 8–12 месяцев;
  • минимальном в последующие месяцы (далее мы рассмотрим, как долго могут длиться такие выплаты).

Пособие по безработице не может превышать максимальной величины и быть меньше минимального размера, которые устанавливаются законодательно. В соответствии с постановлением Правительства России от 08.12.2016 № 1326 в 2017 году максимальное пособие — 4 900 руб., минимальное — 850 руб.

Отметим, что данный показатель не меняется с 2015 года. Можно ожидать, что размер пособия по безработице в 2017–2018 годах в части максимальной и минимальной величин будет таким же.

Алгоритм вычисления суммы денежного объема средней заработной платы регламентируется постановлением No62 Министерства труда РФ от 12.08.2003.

При расчете средней заработной платы учитываются её размеры за ближайшие истекшие три месяца, начисляемые на последнем месте трудоустройства.

Причем с включением в сумму всех оплат, положенных сотруднику.

Например, если работник был уволен в мае 2016 года, то в расчет берется февраль, март и апрель 2016 года.

Расчетный период — это последние три календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующие месяцу увольнения (п. 3 Постановления). Например, если сотрудника увольняют 13 мая, то расчетный период — с 1 февраля по 30 апреля.

При этом есть определение ВС РФ, которое разрешает включать в расчетный период месяц увольнения, когда он отработан до последнего дня.

Перечень включаемых в расчет среднего заработка выплат дан в п. 2 Порядка. Это и зарплата, и премии, и вознаграждения, и доплаты, и выплаты, связанные с условиями труда и так далее. Перечень остается открытым, так как закон разрешает включать и другие виды денежных переводов в соответствии с действующими в компании системами оплаты труда.

Как мы говорили выше, следует исключить только выплаты, перечисленные в п. 4 Порядка: командировочные и отпускные, пособия по болезни, беременности, уходу за ребенком и пр. Также исключаются все выплаты и компенсации, не связанные с оплатой труда, например оплата питания.

Для учета премий есть дополнительные правила, которые зависят от их вида:

  1. Ежемесячные премии — учитываем по одной премии за каждый показатель. Например, если за выполнение полана продаж в течение месяца начислено две премии, то в расчет берем наибольшую из двух.
  2. Квартальные или полугодовые премии — одна премия за каждый показатель в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода.
  3. Годовые — 1/12 за каждый месяц, попавший в расчетный период.

Если в расчетном периоде или после него было повышение зарплаты, то предыдущие выплаты в расчетном периоде надо проиндексировать.

Средний заработок зависит от режима труда и определяется согласно пунктам 7 или 8 Постановления.

Для стандартного варианта с поденной рабочей неделей используется формула (п. 7):

СЗ = СДЗ × СМД, где

  • СЗ — средний заработок
  • СДЗ — средний дневной заработок. Этот параметр исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней.
  • СМД — среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде. Это количество рабочих дней в расчетном периоде по графику организации, деленное на 3. Его округляем до сотых долей. Например, СМД за расчетный период апрель-июнь 2021 года для 40-часовой рабочей недели будет равен 20,67 = (22 + 19 + 21) / 3.

При не полностью отработанном времени средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю 5-дневной (6-дневной) рабочей недели, приходящихся на время, отработанное в расчетный период.

Для суммированного учета рабочего времени используется средний часовой заработок (п. 8) и считается он по формуле:

СЗ = СЧЗ × СМЧ, где

  • СЧЗ — средний часовой заработок. Этот параметр рассчитывается делением суммы фактической зарплаты в расчетном периоде на количество отработанных в периоде часов.
  • СМЧ — среднемесячное число рабочих часов в расчетном периоде в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели. Считаем так: сумму рабочих часов за 3 месяца (по графику организации) делим на 3. Например, СМЧ за расчетный период апрель-июнь 2021 года будет равен (при соответствии производственному календарю):
    • 164,67 = (175 + 152 + 167) / 3 при 40-часовой рабочей неделе;
    • 148,13 = (157,4 + 136,8 + 150,2) / 3 при 36-часовой рабочей неделе;
    • 98,53 = (104,6 + 91,2 + 99,8) / 3, при 24-часовой рабочей неделе.

Обязательной для всех формы справки нет, но есть рекомендованная Министерством труда и соцзащиты РФ. Она утверждена письмом от 10 января 2019 № 16-5/В-5. При этом справку можно составить в произвольной форме, если она содержит сведения, необходимые для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице, основания для отказа в ее принятии отсутствуют.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *