КБК по доптарифу 2022 года зависящий от спецоценки и не зависящий от спец оценки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КБК по доптарифу 2022 года зависящий от спецоценки и не зависящий от спец оценки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Назначение Обязательный платеж Пени Штраф
Налоговый агент
НДФЛ по доходам, у которых до 5 млн. руб. ставка 13 процентов, свыше 5 млн. – ставка 15 процентов: 182 1 01 02010 01 1000 110 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
– по доходам не больше 5 млн. руб.
– с доходов сверх 5 млн руб. 182 1 01 02080 01 1000 110 182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110
(с превышения)
НДФЛ по остальным доходам, в том числе доходам нерезидентов со ставкой НДФЛ 30 процентов (доходы в пределах и сверх 5 млн руб.) 182 1 01 02010 01 1000 110 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
ИП, лица, занятые частной практикой
НДФЛ по доходам не больше 5 млн. руб. 182 1 01 02020 01 1000 110 182 1 01 02020 01 2100 110 182 1 01 02020 01 3000 110
НДФЛ по доходам, больше 5 млн руб. (с превышения) 182 1 01 02080 01 1000 110 182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110
Физлицо Платеж Пени Штраф
НДФЛ с доходов резидента не больше 5 млн. руб., в том числе от продажи личного имущества (кроме прибыли КИК) 182 1 01 02030 01 1000 110 182 1 01 02030 01 2100 110 182 1 01 02030 01 3000 110
НДФЛ с доходов, превышающих 5 млн руб., за исключением прибыли КИК, в том числе фиксированной (с превышения) 182 1 01 02080 01 1000 110 182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110
Прибыль КИК, кроме фиксированной, с которой НДФЛ платят по уведомлению: 182 1 01 02050 01 1000 110 182 1 01 02050 01 2100 110 182 1 01 02050 01 3000 110
– в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.
– в части суммы налога, превышающей 650 000 руб. 182 1 01 02100 01 1000 110 182 1 01 02100 01 2100 110 182 1 01 02100 01 3000 110
Фиксированная прибыль КИК, с которой НДФЛ платят по уведомлению: 182 1 01 02090 01 1000 110 182 1 01 02090 01 2100 110 182 1 01 02090 01 3000 110
— в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.
— в части суммы налога, превышающей 650 000 руб. 182 1 01 02110 01 1000 110 182 1 01 02110 01 2100 110 182 1 01 02110 01 3000 110
Проценты, купон или дисконт по обращающимся облигациям российских организаций, которые номинированы в рублях и эмитированы после 01.01.2017 182 1 01 02070 01 1000 110 182 1 01 02070 01 2100 110 182 1 01 02070 01 3000 110
НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей с доходов иностранцев, которые работают на основании патента 182 1 01 02040 01 1000 110

Новые КБК для взносов на ОПС по доптарифам

Назначение Обязательный платеж Пени Штраф
С реализации в России 182 1 03 01000 01 1000 110 182 1 03 01000 01 2100 110 182 1 03 01000 01 3000 110
При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза – через налоговую инспекцию 182 1 04 01000 01 1000 110 182 1 04 01000 01 2100 110 182 1 04 01000 01 3000 110
При импорте товаров – на таможне 153 1 04 01000 01 1000 110 153 1 04 01000 01 2100 110 153 1 04 01000 01 3000 110
При объекте «доходы» (единый налог) 182 1 05 01011 01 1000 110 182 1 05 01011 01 2100 110 182 1 05 01011 01 3000 110 При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) 182 1 05 01021 01 1000 110 182 1 05 01021 01 2100 110 182 1 05 01021 01 3000 110
Назначение Обязательный платеж Пени Штраф
ЕНВД 182 1 05 02010 02 1000 110 182 1 05 02010 02 2100 110 182 1 05 02010 02 3000 110
Назначение Обязательный платеж Пени Штраф
ЕСХН 182 1 05 03010 01 1000 110 182 1 05 03010 01 2100 110 182 1 05 03010 01 3000 110

КБК – 2022: системные разъяснения Минфина России

Назначение Обязательный платеж Пени Штраф
В бюджеты городских округов 182 1 05 04010 02 1000 110 182 1 05 04010 02 2100 110 182 1 05 04010 02 3000 110
В бюджеты муниципальных районов 182 1 05 04020 02 1000 110 182 1 05 04020 02 2100 110 182 1 05 04020 02 3000 110
В бюджеты Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя 182 1 05 04030 02 1000 110 182 1 05 04030 02 2100 110 182 1 05 04030 02 3000 110
В бюджеты городских округов с внутригородским делением 182 1 05 04040 02 1000 110 182 1 05 04040 02 2100 110 182 1 05 04040 02 3000 110
В бюджеты внутригородских районов 182 1 05 04050 02 1000 110 182 1 05 04050 02 2100 110 182 1 05 04050 02 3000 110
В бюджеты муниципальных округов 182 1 05 04060 02 1000 110 182 1 05 04060 02 2100 110 182 1 05 04060 02 3000 110
Назначение Обязательный платеж Пени Штраф
Транспортный налог организаций 182 1 06 04011 02 1000 110 182 1 06 04011 02 2100 110 182 1 06 04011 02 3000 110

Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

  • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
  • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
  • переместили рабочее место в другое помещение и др.

В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

  • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
  • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
  • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Гарантии и компенсации закреплены в ст. 92, 117 и 147 ТК РФ, но работодатель может самостоятельно их дополнить.

Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.

Если спецоценки ещё не было, страховые взносы на «вредников» надо начислять по общим доптарифам:

  • 9% — для работников из п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 (Список № 1);
  • 6% — для работников из п. 2–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (Список № 2).

Если спецоценку провели, тариф будет зависеть от присвоенного подкласса условий труда.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

За неуплату или неполную уплату предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ). Штрафные санкции применяют, если плательщик:

  • ошибочно занизил базу для начисления страховых взносов;
  • неправильно рассчитал взносы (например, применил пониженный тариф);
  • совершил другие неправомерные действия (бездействия).

Штраф увеличится до 40% от неуплаченной суммы, если всё это сделано умышленно (п. 3 ст. 122 НК РФ).

РСВ сдают в налоговую инспекцию, организации — по месту своего нахождения, а ИП — по месту жительства.

Суммы выплат, на которые начислены взносы по доптарифу, и сами взносы нужно отразить:

  • в подразделе 1.3.2 или 1.3.2 приложения № 1 к разделу 1;
  • в подразделе 3.2.2 раздела 3, в котором отражаются сведения по конкретному работнику.

Эти формы сдают в комплекте в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту регистрации.

Коды условий труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, указывают в графе 9 отчёта СЗВ-СТАЖ. Коды берут из классификатора Постановления Правления ПФР № 507п от 06.12.2018. Например, условия труда электросварщика ручной сварки, которой входит в Список № 1, помечают кодом 27-1.

Если в формы СЗВ-СТАЖ указаны особые условия труда, то в ОДВ-1 нужно заполнить раздел 5.

  • Как работает упрощённая система налогообложения

    693 0

    182 1 02 02010 06 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
    182 1 02 02010 06 2110 160 Пени по платежу
    182 1 02 02010 06 2210 160 Проценты по платежу
    182 1 02 02010 06 3010 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

    КБК по страховым взносам во внебюджетные фонды РФ

    182 1 02 02131 06 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
    182 1 02 02131 06 2110 160 Пени по платежу
    182 1 02 02131 06 2210 160 Проценты по платежу
    182 1 02 02131 06 3010 160 Штрафы по платежу
    182 1 02 02132 06 1010 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
    182 1 02 02132 06 2110 160 Пени по платежу
    182 1 02 02132 06 2210 160 Проценты по платежу
    182 1 02 02132 06 3010 160 Штрафы по платежу
    182 1 02 02080 06 1000 160 Сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по платежу, в т.ч. по отмененному)
    182 1 02 02080 06 2100 160 Пени по платежу
    182 1 02 02080 06 2200 160 Проценты по платежу
    182 1 02 02080 06 3000 160 Суммы денежных взысканий (штрафов) по платежу

    Налогоплательщики и налоговые агенты по НДС применяют одинаковые кодировки. Различия обусловлены лишь видом облагаемой операции – ввоз товара в РФ или его реализация на территории России.

    КБК

    Расшифровка

    182 1 03 01000 01 1000 110

    НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

    182 1 03 01000 01 2100 110

    пени

    182 1 03 01000 01 3000 110

    штрафы

    182 1 04 01000 01 1000 110

    НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

    182 1 04 01000 01 2100 110

    пени

    182 1 04 01000 01 3000 110

    штрафы

    Для юрлиц, работающих на ОСНО, кодировки по налогу на прибыль в 2022 году останутся прежними.

    КБК

    Расшифровка

    182 1 01 01011 01 1000 110

    Налог на прибыль (кроме консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет

    182 1 01 01011 01 2100 110

    пени

    182 1 01 01011 01 3000 110

    штрафы

    182 1 01 01012 02 1000 110

    Налог на прибыль (кроме консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов РФ

    182 1 01 01012 02 2100 110

    пени

    182 1 01 01012 02 3000 110

    штрафы

    182 1 01 01013 01 1000 110

    Налог на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков, зачисляемый в федеральный бюджет

    182 1 01 01013 01 2100 110

    пени

    182 1 01 01013 01 3000 110

    штрафы

    182 1 01 01014 02 1000 110

    Налог на прибыль организаций консолидированных групп налогоплательщиков, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ

    182 1 01 01014 02 2100 110

    пени

    182 1 01 01014 02 3000 110

    штрафы

    182 1 01 01030 01 1000 110

    Налог с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство (кроме дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам)

    182 1 01 01030 01 2100 110

    пени

    182 1 01 01030 01 3000 110

    штрафы

    182 1 01 01040 01 1000 110

    Налог с дивидендов от российских организаций, полученных российскими организациями

    182 1 01 01040 01 2100 110

    пени

    182 1 01 01040 01 3000 110

    штрафы

    182 1 01 01050 01 1000 110

    Налог с дивидендов от российских организаций, полученных иностранными организациями

    182 1 01 01050 01 2100 110

    пени

    182 1 01 01050 01 3000 110

    штрафы

    182 1 01 01060 01 1000 110

    Налог с дивидендов, полученных российскими организациями от иностранных организаций

    182 1 01 01060 01 2100 110

    пени

    182 1 01 01060 01 3000 110

    штрафы

    182 1 01 01070 01 1000 110

    Налог с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам

    182 1 01 01070 01 2100 110

    пени

    182 1 01 01070 01 3000 110

    штрафы

    182 1 01 01080 01 1000 110

    Налог с доходов в виде прибыли контролируемых иностранных компаний

    182 1 01 01080 01 2100 110

    пени

    182 1 01 01080 01 3000 110

    Штрафы

    182 1 01 01090 01 1000 110

    Налог на прибыль с процентов, полученных по облигациям российских организаций

    182 1 01 01090 01 2100 110

    пени

    182 1 01 01090 01 3000 110

    штрафы

    Изменения не коснулись КБК налогов и взносов в 2022 г. по спецрежимам.

    Единый налог при УСН по-прежнему перечисляется с учетом объекта налогообложения: для УСН «доходы» и «доходы минус расходы» действуют разные КБК. ИП на ПСН при уплате стоимости патента учитывают уровень бюджета. А самозанятые, независимо от региона, перечисляют налог на профдоход по единому коду бюджетной классификации.

    С 2021 года отменен спецрежим ЕНВД — действующие по нему кодировки применяются к платежам по единому налогу за периоды до 01.01.2021 г.

    КБК

    Расшифровка

    УСН (упрощенная система налогообложения)

    КБК УСН «доходы»

    182 1 05 01011 01 1000 110

    Единый налог при УСН «доходы»

    182 1 05 01011 01 2100 110

    пени

    182 1 05 01011 01 3000 110

    штрафы

    КБК УСН «доходы минус расходы»

    182 1 05 01021 01 1000 110

    Единый налог при УСН «доходы за минусом расходов» (в т. ч. минимальный налог)

    182 1 05 01021 01 2100 110

    пени

    182 1 05 01021 01 3000 110

    штрафы

    182 1 05 01050 01 1000 110

    Минимальный налог при УСН (только за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2016 года)

    182 1 05 01050 01 2100 110

    пени

    182 1 05 01050 01 3000 110

    штрафы

    ЕСХН (единый сельхозналог)

    182 1 05 03010 01 1000 110

    Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

    182 1 05 03010 01 2100 110

    пени

    182 1 05 03010 01 3000 110

    штрафы

    ПСН (патентная система налогообложения) для ИП

    182 1 05 04010 02 1000 110

    Патентный налог, зачисляемый в бюджеты городских округов

    182 1 05 04010 02 2100 110

    пени

    182 1 05 04010 02 3000 110

    штрафы

    182 1 05 04020 02 1000 110

    Патентный налог, зачисляемый в бюджеты муниципальных районов

    182 1 05 04020 02 2100 110

    пени

    182 1 05 04020 02 3000 110

    штрафы

    182 1 05 04030 02 1000 110

    Патентный налог, зачисляемый в бюджеты городов федерального значения

    182 1 05 04030 02 2100 110

    пени

    182 1 05 04030 02 3000 110

    штрафы

    182 1 05 04040 02 1000 110

    Патентный налог, зачисляемый в бюджет городского округа с внутригородским делением

    182 1 05 04040 02 2100 110

    пени

    182 1 05 04040 02 3000 110

    штрафы

    182 1 05 04050 02 1000 110

    Патентный налог, зачисляемый в бюджет внутригородских районов

    182 1 05 04050 02 2100 110

    пени

    182 1 05 04050 02 3000 110

    штрафы

    182 1 05 04060 02 1000 110

    Патентный налог, зачисляемый в бюджет муниципальных округов

    182 1 05 04060 02 2100 110

    пени

    182 1 05 04060 02 3000 110

    штрафы

    НПД (налог на профессиональный доход) для самозанятых физлиц и ИП

    182 1 05 06000 01 1000 110

    Налог на профессиональный доход (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)

    182 1 05 06000 01 2100 110

    пени

    182 1 05 06000 01 4000 110

    прочие поступления

    ЕНВД (спецрежим применялся до 01.01.2021)

    182 1 05 02010 02 1000 110

    Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

    182 1 05 02010 02 2100 110

    пени

    182 1 05 02010 02 3000 110

    штрафы

    Как поправить взносы по доп тарифам после проведения спецоценки в 1С

    Вводится новый КБК
    КБК / 12:00 5 июля 2021

    Регистрируя ИП, правильно указывайте КБК
    Экономика и бизнес / 16:36 4 февраля 2016

    Минфин утвердит новый принцип применения КБК
    КБК / 11:46 16 мая 2019

    КБК для платежей установлен для всего списка в целом.

    Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 1 (п. 1 ч. 1 ст. 30 закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ)

    Доптариф, не зависящий от результатов спецоценки

    Доптариф, зависящий от результатов спецоценки

    Взносы

    182 1 02 02131 06 1010 160

    182 1 02 02131 06 1020 160

    Пени

    182 1 02 02131 06 2110 160

    182 1 02 02131 06 2100 160

    Штрафы

    182 1 02 02131 06 3010 160

    182 1 02 02131 06 3000 160

    Дополнительные пенсионные взносы по тарифу 2 (п. 2-18 ч. 1 ст. 30 закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ)

    Доптариф, не зависящий от результатов спецоценки

    Доптариф, зависящий от результатов спецоценки

    Взносы

    182 1 02 02132 06 1010 160

    182 1 02 02132 06 1020 160

    Пени

    182 1 02 02132 06 2110 160

    182 1 02 02132 06 2100 160

    Штрафы

    182 1 02 02132 06 3010 160

    182 1 02 02132 06 3000 160

    Облачный сервис Контур.Бухгалтерия помогает формировать платежные поручения с актуальными КБК для уплаты налогов.

    Получить бесплатный доступ на 14 дней

    Если вы не привлекаете наемный труд, то оплачиваете страховые взносы только за себя. Теперь предприниматели платят все пенсионные взносы на один КБК. Коды для зачисления средств в ФФОМС и ФСС не изменили, поэтому используем те же коды, что и ранее.

    Обратите внимание, ИП оплачивает страховые взносы, даже если предпринимательская деятельность не велась.

    Пенсионное страхование
    Взносы 182 1 02 02140 06 1110 160
    Пени 182 1 02 02140 06 2110 160
    Штрафы 182 1 02 02140 06 3010 160
    Медицинское страхование
    Взносы 182 1 02 02103 08 1013 160
    Пени 182 1 02 02103 08 2013 160
    Штрафы 182 1 02 02103 08 3013 160

    Для перечисления взносов в размере 1% от выручки, превышающей 300 000 рублей в год, используйте тот же код, что и для фиксированной части — 182 1 02 02140 06 1110 160.

    ИП могут уплачивать взносы на добровольное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства по КБК — 393-1-17-06020-07-6000-180. Пеней и штрафов по ним нет.

    Автор статьи: Юлия Хайрулина


    Перечисляйте взносы в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис сам рассчитает взносы и НДФЛ, исходя из зарплаты, и сформирует платежки, напомнит о сроках уплаты. Сдавайте отчеты по сотрудникам, ведите бухучет, отправляйте отчетность из сервиса. Пользуйтесь поддержкой наших экспертов, избавьтесь от авралов и рутины и работайте в сервисе бесплатно 14 дней.

    Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

    • штатное расписание;
    • СНИЛСы работников;
    • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
    • продолжительность рабочего дня;
    • график работы
    • должностные инструкции на каждого работника;
    • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
    • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
    • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

    Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

    Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

    Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

    Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

    • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
    • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

    Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

    В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:

    1. Сводная ведомость.
    2. План мероприятий по улучшению условий труда.

    Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

    По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».

    Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

    Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.

    При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.

    А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.

    Новые КБК по страховым взносам в 2021 году

    В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

    Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

    Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

    Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

    В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

    Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

    Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

    Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

    С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

    В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

    Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

    Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

    Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

    Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

    Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

    Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

    В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

    • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
    • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
    • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
    • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
    • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
    • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

    Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

    Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

    Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

    • организационные;
    • технические;
    • по обеспечению СИЗ;
    • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

    Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

    Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

    Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

    Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

    Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

    Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

    Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

    С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

    Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

    Прежде чем рассматривать КБК по взносам на 2020 год, вспомним, что собой представляют эти платежи. Известно три их вида:

    1. В Пенсионный фонд. С 01.01.2017 их собирает ФНС, а не сам ПФР. Регулирует правила уплаты глава 34 Налогового кодекса.
    2. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. До 2017 года получателем был ПФР. Теперь платежи также собирает налоговая в соответствии с главой 34 НК РФ.
    3. В Фонд социального страхования. До 2017 года он сам принимал оба вида взносов. Сейчас страховые взносы на случай больничного или рождения ребенка нужно платить в ФНС. А вот средства на страхование от несчастных случаев на производстве по-прежнему получает ФСС, в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.1998.

    На пенсионное и медицинское страхование отчисления делают все, вне зависимости от того, работают на них физические лица или нет. Разве что организации высчитывают их размер из зарплат, а индивидуальные предприниматели платят за себя фиксированные суммы.

    На социальное страхование обязаны отчислять средства только те работодатели, которые заключили хотя бы один трудовой договор. ИП без работников могут вступить в отношения с ФСС исключительно по желанию.

    Федеральная налоговая служба собирает разные платежи во внебюджетные фонды. Они приходят от разных категорий плательщиков и на разные цели. Соответственно, их нужно правильно распределить.

    Для этого и разработаны разные КБК: страховые взносы в ПФР в 2020 году, уплачиваемые организацией, можно отделить от:

    • платежей в ФФОМС и ФСС;
    • страховых платежей, но от индивидуальных предпринимателей;
    • сумм, уплачиваемых за предшествующие годы.

    Также коды позволяют разграничить непосредственно отчисления, пени и штрафы за несвоевременное их внесение.

    Поскольку во всех случаях, кроме отчислений на травматизм, платежи принимает ФНС, коды начинаются с цифр 182. ФСС обозначают цифрами 393. Следующие за ними цифры 102 обозначают подгруппу доходов бюджета, то есть страхвзносы.

    Взносы, если тариф не зависит от результата спецоценки

    Таблица 1. Основные тарифы.

    Назначение

    Код по типу платежа

    СВ

    Пени

    Штраф

    ОПС

    182 1 02 02010 06 1010 160

    182 1 02 02010 06 2110 160

    182 1 02 02010 06 3010 160

    ОМС

    182 1 02 02101 08 1013 160

    182 1 02 02101 08 2013 160

    182 1 02 02101 08 3013 160

    ОСС ВНиМ

    182 1 02 02090 07 1010 160

    182 1 02 02090 07 2110 160

    182 1 02 02090 07 3010 160

    Таблица 2. Дополнительные тарифы (коды пеней и штрафов — в соответствии с Приказом МИнфина № 36н от 06.03.2019).

    Назначение

    Специальная оценка

    Код основной

    Пени Штрафы

    Вредные условия труда

    Влияет

    182 1 02 02131 06 1020 160

    182 1 02 02131 06 2100 160 182 1 02 02131 06 3000 160

    Не влияет

    182 1 02 02131 06 1010 160

    182 1 02 02131 06 2110 160 182 1 02 02131 06 3010 160

    Тяжелые условия труда

    Влияет

    182 1 02 02132 06 1020 160

    182 1 02 02132 06 2100 160 182 1 02 02132 06 3000 160

    Не влияет

    182 1 02 02132 06 1010 160

    182 1 02 02132 06 2110 160 182 1 02 02132 06 3010 160

    Таблица 3. Травматизм.

    Тип платежа

    Код

    СВ

    393 1 02 02050 07 1000 160

    Пени

    393 1 02 02050 07 2100 160

    Штраф

    393 1 02 02050 07 3000 160

    Таблица 4. Перечисления ИП за себя.

    Назначение

    Код по типу платежа

    СВ

    Пени

    Штраф

    ОПС

    182 1 02 02140 06 1110 160

    182 1 02 02140 06 2110 160

    182 1 02 02140 06 3010 160

    ОМС

    182 1 02 02103 08 1013 160

    182 1 02 02103 08 2013 160

    182 1 02 02103 08 3013 160

    ОПС 1 % от прибыли > 300 000 рублей

    182 1 02 02140 06 1110 160

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу) за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02010 06 1000 160

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (пени по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02010 06 2100 160

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (проценты по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02010 06 2200 160

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02010 06 3000 160

    Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года.

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02090 07 1000 160

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пени по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02090 07 2100 160

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (проценты по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02090 07 2200 160

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02090 07 3000 160

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

    182 1 02 02090 07 1010 160

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пени по соответствующему платежу за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

    182 1 02 02090 07 2110 160

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (проценты по соответствующему платежу за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)»

    182 1 02 02090 07 2210 160

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)»

    182 1 02 02090 07 3010 160

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02101 08 1011 160

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02101 08 2011 160

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02101 08 3011 160

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

    182 1 02 02101 08 1013 160

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

    182 1 02 02101 08 2013 160

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (проценты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

    182 1 02 02101 08 2213 160

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

    182 1 02 02101 08 3013 160

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02103 08 1011 160

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02103 08 2011 160

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года)

    182 1 02 02103 08 3011 160

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

    182 1 02 02103 08 1013 160

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

    182 1 02 02103 08 2013 160

    Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года)

    182 1 02 02103 08 3013 160


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *