Предрейсовый медицинский осмотр водителей: нововведения на 2022 годы, кто может проводить, инструкция и требования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый медицинский осмотр водителей: нововведения на 2022 годы, кто может проводить, инструкция и требования». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Когда будет нужна водительская медицинская справка в 2022 году
  • Каких врачей нужно будет пройти, чтобы получить медсправку для водителей
  • Зачем придется сдавать анализы крови и мочи

С 1 января 2022 года в России изменится порядок прохождения медицинской комиссии при сдаче на права или их обмене. Что нового ждет водителей и как будет выдаваться медсправка, читайте в материале.

Медкомиссия-2022: что изменится для водителей

Обязательность прохождения предрейсового осмотра установлена законом. Это одно из условий безопасности. Если водитель будет пьян или болен, он не сможет в полной мере гарантировать пассажирам безопасность. Поэтому осмотры проводятся перед каждым рейсом. Если у водителя выявятся нежелательные состояния или болезни, он отстраняется от работы и направляется на дальнейшее обследование.

Предрейсовые осмотры регулируются целым рядом нормативных актов:

  • Приказом Минздрава от 15 декабря 2014 года №835.
  • Письмом Минздрава от 21 августа 2003 года №2510/9468-03-32.
  • Приказом Минздрава от 29 сентября 1989 года №555.

Отдельные особенности выполнения обследований устанавливаются статьей 23 закона №196. Самая новая редакция закона о предрейсовом осмотре – Приказ Минздрава №835 от 1 мая 2015 года.

ВАЖНО! Практически все нормативные акты устанавливают необходимость ведения в компании журнала регистрации. В нем фиксируются итоги обследования. Обязанность ведения журнала возлагается на работодателя. Указания по форме журнала зафиксированы в приказе Минздраваот 29 сентября 1989 года №555.

Затраты на предрейсовые осмотры зависят от количества водителей, которые выходят в рейс в сутки:

  • 1-2 человека – 5 тысяч рублей.
  • 3-4 человека – 7 тысяч рублей.
  • 5-7 сотрудников – 10 тысяч рублей.
  • 8-15 водителей – 12 тысяч рублей.
  • 16-30 водителей – 15 тысяч рублей.
  • 31-50 – 18 тысяч рублей.
  • Более 50 водителей – 21 тысяча рублей.

Проведение осмотра медицинским работником, работающим на самом предприятии, является наиболее затратным. Работодателю придется ежемесячно выплачивать сотруднику зарплату. Однако если в компании есть много водителей, дешевле будет как раз нанять врача для обследований.

Организация предрейсового медосмотра водителей

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

  • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555;
  • ТК РФ.

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. здесь.

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2021 года.

Проведение предрейсового медосмотра водителей — обязанность работодателя, предусмотренная законом. В ходе ее выполнения предприятию важно соблюсти процедуры, предусмотренные положениями приказа Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Изучить прочие нюансы проведения медосмотров работодателями вы можете в статьях:

  • «Медицинский осмотр при приеме на работу (нюансы)»;
  • «Медосмотр при приеме на работу — порядок и нюансы».

Источники:

  • Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
  • Трудовой кодекс РФ

Вопрос: В соответствии с пунктами 16 и 16.1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв. приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152) в путевом листе должны проставляться:

— даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр);

— дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (проставляются контролером, проводившим соответствующий контроль).

Установлена ли последовательность (очередность) проведения указанных осмотра и контроля для целей заполнения путевого листа? Может ли медицинский осмотр проводится позже технического контроля?

Ответ: Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение от 11 марта 2019 г. N 44050 и в рамках своей компетенции сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями Федерального закона N 196-ФЗ, Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров.

Согласно Федеральному закону N 196-ФЗ водителем транспортного средства является лицо, управляющее транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством). Водитель может управлять транспортным средством в личных целях либо в качестве работника или индивидуального предпринимателя.

Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющих перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Обязанность прохождения предрейсового медицинского осмотра установлена пунктом 3 статьи 23 Федерального закона N 196-ФЗ. Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров утвержден приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. N 835н (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2015 г., регистрационный N 36866) (далее — Порядок проведения медицинских осмотров).

В соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинских осмотров по результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 2 пункта 12 Порядка проведения медицинских осмотров, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств утвержден приказом Минтранса России от 8 августа 2018 г. N 296 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2018 г., регистрационный N 52861) (далее — Порядок).

Предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств проводится до выезда транспортного средства с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки транспортного средства по возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства.

Порядком установлено, что в случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям, перечисленным в пунктах 10-11 Порядка, в путевом листе ставится отметка «контроль технического состояния транспортного средства пройден» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего контроль, даты и времени его проведения. Выпуск транспортного средства на линию без отметки о прохождении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств и подписи контролера не допускается.

Пунктом 9 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ N 152), установлено, что путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным э��ектрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.


Минтранс выпустил разъяснения для организаций и ИП, занимающихся в т. ч. автоперевозками пассажиров, и указал:

— обязательные предрейсовые медосмотры проводятся перед первым рейсом, если длительность рейса более одного дня, либо перед первым рейсом, если в течение рабочего дня водитель совершает один рейс или более;

— обязательные послерейсовые медосмотры проводятся после рейса, если длительность рейса составляла более одного дня, либо после последнего рейса, если в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один рейс и более.

При оформлении путевого листа последовательность предрейсовых медосмотров водителя и предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства законодательством не установлена.

Предрейсовый контроль проводится, если длительность рейса равна длительности рабочего дня или превышает его. В этом случае автомобиль проходит контроль только один раз перед началом рейса.

Предсменный контроль проводится в том случае, если в течение дня автомобиль совершает несколько рейсов. В этом случае автомобиль проходит контроль только один раз перед началом смены.

В остальном процедуры предрейсового и предсменного контроля полностью совпадают.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей в 2021 году

Согласно ст.20 Закона РФ №196-ФЗ (10/12-95 г.) закрепление на правовом уровне нормативных требований к организации и Порядку проведения предрейсового и послерейсового технического контроля состояния автотранспорта, включая пассажирский, возложена на Минтранс России

Нормативно-правовая база проведения послерейсового технического осмотра транспортных средств в 2022 году.

Транспортные компании были обязаны руководствоваться Приказом Минтранса (далее Департамент или ПМТ) №296 (8/09-18 г.). Но Постановлением Правительства №1742 (26/10-20 г.) он был отменен. Поэтому приведенные в ПМТ №296 требования утратили силу. Новый Порядок по организации Предрейсового (предсменного) техконтроля (далее ПТК) регламентирует МТ №9 (15/01-21 г.), который действует с сентября 2021 года. Положения и требования к транспортным компаниям, изложенные в нем, соответствуют Приказу МТ №368 (11/09-20 г.).

Наше примечание: Автотранспортным организациям необходимо руководствоваться Приказами №9 — Порядок ПТК и №368 — Заполнение путевых листов (обязательные реквизиты п/л).

Далее Департамент разъясняет, что согласно п. 8 ПМТ №368:

  1. Прохождение Медицинского осмотра водителей и проведение технического контроля состояния ТС подтверждается (доказывается) наличием отметок в путевом листе, под техническим контролем понимаем только предрейсовый технический контроль, проведение послерейсового технического контроля никакими законодательными актами не предусмотрено.
  2. Путевка должна оформляться на каждое транспортное средство, находящееся в эксплуатации юрлиц или ИП.
  3. Послерейсовый (послесменный) техосмотр автотранспорта нормативно-правовыми актами не регламентирован.

Департамент подчеркивает: в целях безопасности, в соответствие с ПДД, осуществлять перевозку грузов или пассажиров без предсменного технического осмотра запрещено Постановлением Совета Министров №1090 (23/09-93 г.). Проверять ТС перед выездом с места парковки, выявляя неисправности, должны согласно установленным НПА под контролем должностных лиц, отвечающих за БДД.

Минтранс так же сообщает: требования, регулируемые нормативно-правовыми актами, касающиеся проведения обязательного послерейсового технического осмотра легкового транспорта , используемого для поездок в личных целях, не установлены.

Ответ очень простой. Никакой транспорт не обязан проходить послерейсовый технический осмотр, так как законодательно такого вида осмотра нет.
Какой транспорт должен проходить предрейсовый техосмотр?

ПМТ № 9 действует до сентября 2027 года с целью недопущения к рейсу автотранспорта, имеющего неисправности. Требования этого нормативного документа при эксплуатации ТС обязаны выполнять:

  • юрлица и ИП на основании договора фрахтования;
  • при транспортировке грузов;
  • перевозя пассажиров;
  • совершая перевозку в личных целях на грузовой машине или автобусе без договора об оказании услуг.

Нужно ли проверять техническое состояние автотранспортного средства, находящегося в длительном рейсе?

В п. 3 Порядка отражен ответ на вопрос, который вызывает постоянные споры: Нужно ли водителям-дальнобойщикам ежедневно на маршруте из точки А в точку Б подвергать транспорт предрейсовому техническому осмотру, заключая договора с СТО разных городов. Автоюристы по-разному трактуют одни и те же нормативы. А теперь, внимание! Правильный ответ:

Если совершается рейс, превышающий рабочий день, длящийся несколько дней, независимо от того один водитель управляет ТС или экипаж, при оформлении единственного путевого листа, предрейсовый контроль осуществляется только перед отправкой в поездку, полсерейсовый осмотр не проводится.

  • Адрес
    СЕВЕР-Студеный проезд д. 2, к 1
    Адрес
    ЮГ-ул. Полбина 29с1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *