Закон о курении кальяна в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о курении кальяна в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

До 31 июля 2020 года под запретом были только насвай и сосательный табак (снюс). В новый список запрещенных веществ попали почти все виды никотиносодержащей продукции — пищевая и предназначенная для жевания, сосания и нюхания.

Однако хождение никотиносодержащих смесей для кальянов по-прежнему разрешается. Они вдыхаются, поэтому не относятся ни к одному из запрещенных видов никотиносодержащей продукции.

Ранее действовавшие правила также ограничивали курение в помещениях, где оказывались услуги общественного питания. Однако они распространялись только на табак и табачную продукцию, поэтому рестораны могли предлагать своим клиентам, например, бестабачные смеси для кальянов.

Новая редакция 15-ФЗ дополняет список запретов кальянами, никотиносодержащей продукцией и устройствами для её потребления. С 30 октября 2020 года нельзя будет предлагать даже безникотиновые курительные смеси, если предполагается их курение с помощью кальяна или вейпа.

Если основным видом деятельности кальянной заявлен код ОКВЭД 93.29 «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая», а не коды группы 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков», то предлагать своим клиентам кальяны, электронные сигареты, вейпы и другие устройства для потребления табачной и никотиносодержащей продукции пока никто не запрещает. Однако предпринимателям также придется жить в условиях новых ограничений.

Табак вне закона: как Минздрав планирует бороться с курением до 2022 года

Список возможных нарушений довольно большой. За все предусмотрены штрафы, а за нарушение ценообразования предпринимателя могут ещё и дисквалифицировать на срок до 3 лет.

Состав нарушения

Часть и статья КоАП РФ

Штраф, тыс. ₽

для ИП и должностных лиц

для организаций

Несоблюдение требований к оборудованию помещений, установленных приказом Минстроя РФ и Минздрава РФ от 28.11.2014 № 756/пр/786н

ч. 2. ст. 6.25

20-30

50-80

Неисполнение обязанностей, установленных статьей 10 15-ФЗ

ч. 3 ст. 6.25

30-40

60-90

Реклама курения

ч. 1 ст. 14.3.1

5-15

80-150

Демонстрация курения взрослым

ч. 2 ст. 14.3.1

20-40

100-170

Демонстрация курения детям

ч. 3 ст. 14.3.1

20-50

100-200

Занижение цен на табачную и никотиносодержащую продукцию

ч. 2 ст. 14.6

50

100

Нарушение правил торговли

ч. 1 ст. 14.53

5-10

30-50

Продажа запрещенных веществ

ч. 2 ст. 14.53

30-50

100-150

Продажа несовершеннолетнему

ч. 3 ст. 14.53

40-70

150-300

К нарушению правил торговли относятся, например, предоставление устройств и смесей для курения в неположенном месте, отсутствие информации о вреде курение, использование изображений курительных трубок на вывеске и т.д.

Статья актуальна на

30390

25463

24058

28347

Госдума нанесла роковой удар по кальянам и вейпам

18867

Кирилл Русаков

Фото 10144

8829

После внесения правок в действующее законодательство в 2013 году, точно так же поднималось волнение на тему «что теперь будет с кальянными и теми, кто их посещает». Даже не разобравшись в сути дела, множество интернет площадок наперебой делали предположения, подогревая интерес к вопросу. При этом, и владельцы бизнеса и посетители с тревогой ждали, когда же произойдет обещанное. Со временем интерес к тематике утрачивался и обсуждение вопроса затихло на целых 7 лет. При этом, никакого запрета не произошло – заведения как работали, так и продолжали радовать посетителей кальянным меню.

В конце 2020 года тема кальянных снова стала актуальна, поскольку в силу вступили новые поправки, касающиеся антитабачного закона. Теперь наряду с сигаретами (обычными и электронными), вейпами и другими табачными изделиями, кальяны нельзя курить в общественных местах. Тема сразу стала ТОПовой, поскольку затрагивала не только владельцев бизнеса, но и посетителей разного рода заведений. Популярность проблемы привела к тому, что в сети снова расплодилось множество домыслов о том, что же теперь будет и что с этим делать. И, опять же, мало кто пытался по-настоящему разобраться в вопросе и углубиться в изучение правок закона.

Скорее всего, буря в стакане, поднятая в прошлом году, со временем тоже сошла бы на нет, если бы не неприятные обстоятельства, а именно локдаун и все вытекающие из него последствия. И сразу же, не успев оправиться от последствий пандемии, новости про запрет кальянных снова начали взрывать интернет. Причем наблюдается одна закономерность – о «проблеме» кричат отовсюду и все, кому не лень, и мало кто пытается по-настоящему разобраться в теме.

При этом, происходит своеобразная подмена понятий и не более того. Вот что случается, если просто сказать всего часть фразы, не договорив ее до конца – сразу появляется «сенсация» и хайп тема. А реальная картина выглядит так: запрет на кальянные 2021 – это ограничение по продаже курительных приборов в местах общественного питания. Согласитесь, если бы многочисленные сайты начинали статьи именно с этого, то есть с сути, разве кто-то бы увидел в этом проблему? Конечно, нет! Но тогда не было бы такой шумихи и популярности статей на эту тему. Мята Lounge не нуждается в сером хайпе, поэтому готова рассказать о новом законе и его особенностях все, что нужно знать потенциальным инвесторам.

Запрет кальянных 2021 – вся правда об ограничениях / Мята Lounge

Из сказанного выше понятно, что никакой угрозы уже существующим кальянным и тем, которые планируют открываться, нет (при условии грамотного изучения юридической информации). Потенциальным инвесторам точно интересно будет знать, а что же будет завтра, то есть в ближайшем будущем и не окажутся ли вложения простой потерей средств.

Поскольку в 2021 обсуждаемый запрет кальянных является ограничением реализации курительных приборов в местах общественного питания, владельцы уже существующих заведений начинают менять ОКВЭД с «Деятельность кафе и ресторанов» на «Деятельность в области отдыха и развлечений». При этом, Ассоциация кальянной индустрии (АКИ) планирует предоставление проекта закона, который позволит выделить деятельность кальянных в отдельный ОКВЭД. А это, в свою очередь, позволит ввести специализированное и узконаправленное регулирование работы заведений отрасли.

Когда это будет, пока доподлинно неизвестно. Поэтому, остается переждать, пока хайп на теме запрета кальянных в очередной раз поутихнет и следить за новостями. Делать это можно самостоятельно или консультируясь с профильными юристами, например, корпоративными специалистами в области юриспруденции, которые трудятся в Мята Lounge (если вы, конечно, решите стать партнером, приобретя франшизу).

Любые запреты на законодательном уровне, предполагают и наказания. В случае с введением определенных ограничений для кальянных, тоже есть штрафы, разные по размеру для юридических и физических лиц за:

  • несоблюдение требований Минстроя РФ и Минздрава РФ от 28.11.2014 № 756/пр/786н предъявляемых к оборудованию помещений, где подаются кальяны (20-80* тыс. руб.);
  • рекламу, содержащую недопустимые товары и действия и пропагандирующую курение (5-150* тыс. руб.);
  • демонстрацию процесса курения для детей и взрослого населения (20-200* тыс. руб.);
  • сознательное занижение стоимости на продукцию, содержащую табак и никотин (50-100* тыс. руб.);
  • продажу запрещенных действующим законодательством веществ (30-150* тыс. руб.);
  • неисполнение обязанностей, которые установлены ст. 10 15-ФЗ (30-90* тыс. руб.);
  • продажу кальянов лицам не достигшим совершеннолетия (40-300* тыс. руб);
  • нарушение правил торговли табако- и никотиносодержащими продуктами (5-50* тыс. руб.).

*меньшее значение – для ИП и должностных лиц, большее – для организаций.

К нарушениям, облагаемых штрафами (на 2021 год), относятся несоблюдения следующих статей КоАП РФ:

  • 6.25 ч. 2 и 3;
  • 14.3.1 ч. 1,2 и 3;
  • 14.6. ч. 2;
  • 14.53 ч. 1,2 и 3.

Обратите внимание, что вдобавок к этому необходимо соблюдать и временные ограничения, которые вводятся или могут вводиться в период пандемии и не отображены в виде правок в законодательстве.

Да, конечно помешает, если вместо того, чтобы получить квалифицированную юридическую консультацию и посильную помощь на старте от профессионалов, вы решите открывать с нуля дымное заведение, рассчитывая на какую-то удачу. Как бы банально это не звучало, но есть и такие, кто вопреки всем законам и здравому смыслу пытаются вкладываться в сферу, не имея о ней представления.

Другое дело – приобретение франшизы успешного и узнаваемого бренда, имеющего своих юристов, стратегию преодоления всех трудностей (на старте и в процессе работы) и твердо стоящего на ногах на отечественном рынке. Мята Lounge – это не просто сеть успешно работающих кальянных в РФ и за рубежом, это настоящая семья, где пропагандируется открытость, поддержка и взаимовыручка, в первую очередь, информационная.

Все предложения по франшизе от Мята Lounge – это подстроенные под современные реалии расчеты рабочего бизнес-плана с учетом актуальной юридической составляющей. Бесплатные консультации проводят настоящие профессионалы, которые готовы ответить на все тематические вопросы, при надобности приводя реальные примеры и ссылаясь на законы.

ТОП-10 причин начать сотрудничество с Мята Lounge в 2021 году:

  1. Готовый бизнес-план с подробными расчетами – никаких скрытых платежей, только фиксированные суммы.
  2. Инвестирование под ключ – полное сопровождение от помощи в выборе помещения и дизайна интерьера до предоставления плана вечеринок на каждые выходные в уже работающей кальянной.
  3. Узнаваемый и популярный бренд с хорошей репутацией – сеть кальянных посещают не менее 250 тысяч посетителей в месяц.
  4. Собственная корпоративная CRM-система для франчайзи – возможность использования полезной базы знаний для успешного ведения бизнеса.
  5. Более 350 уже работающих заведений сети в РФ и СНГ (данные на 2021 г.) – каждый соблюдает регламенты и стандарты федеральной сети, обеспечивая высокое качество обслуживания посетителей.
  6. Обучено почти 3 тысячи специалистов – доступ к обучающим программам по повышению квалификации сотрудников.
  7. Предоставление контактов всех необходимых поставщиков федеральные контракты со скидками от производителей до 45%.
  8. Ежегодные слеты партнеров – для обмена опытом и не только.
  9. Полная поддержка по бухгалтерским и юридическим вопросам – в процессе открытия и во время работы.
  10. Ежемесячная прибыль 150 тысяч – 2,6 миллиона (зависит от региона).

Мята Lounge – это отлаженная бизнес-модель, которая позволяет каждому не просто работать, а и зарабатывать в сфере продажи кальянов. Слаженная команда компетентных специалистов, умение объяснить и посоветовать, желание помочь и направить – все это позволит вам сменить статус «инвестор» на «владелец успешного и прибыльного бизнеса». Заручившись поддержкой Мята Lounge, никакие запреты кальянных в 2021 и других годах вам не будут страшны. А о текущих ограничениях всегда поставят в известность и предупредят штатные юристы.

В статье 6.24 КоАП РФ установили административную ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Размер штрафа не изменился и составляет от 500 до 1500 рублей для граждан.

Частью 2 статьи 6.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на детских площадках.

В статье 6.25 КоАП РФ изменили название на «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

Установлена административная ответственность за несоблюдение законодательных требований:

• к знаку о запрете потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов;

• к выделению и оснащению специальных мест потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов;

• к исполнению обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции.

Размер штрафа составляет:

• для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;

• для юридических лиц — от 30 000 до 60 000 рублей.

В новой редакции части 3 статьи 6.25 КоАП РФ указано, что неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях и в помещениях, используемых для осуществления хозяйственной деятельности,

наказывается наложением административного штрафа в размере:

• от 30 000 до 40 000 рублей для индивидуальных предпринимателей;

• от 60 000 до 90 000 рублей для юридических лиц.

Статья 14.3.1 КоАП РФ теперь называется «Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

Ее нормами предусмотрено за спонсорство никотинсодержащей продукции, рекламу и стимулирование продажи никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления никотинсодержащей продукции наложение административного штрафа:

• на граждан — от 2000 до 3000 рублей;

• на должностных лиц — от 5000 до 15 000 рублей;

• на юридических лиц — от 80 000 до 150 000 рублей.

Вводится запрет на демонстрацию процессов потребления никотинсодержащей продукции в рекламе, а также на рекламу никотинсодержащей продукции и устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

Частью 3 статьи 14.3.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за демонстрацию табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции:

• в созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле-и видеофильмы;

• в театрально-зрелищных представлениях;

• в радио-, теле-, видео-и кинохроникальных программах;

• в эфире, по кабелю;

• другими способами указанных произведений, представлений, программ.

За такие действия размер штрафов составляет:

• для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей;

• для юридических лиц — от 100 000 до 170 000 рублей.

Аналогичная демонстрация никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции в произведениях, предназначенных для детей, наказывается штрафом:

• для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;

• для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

За нарушение демонстрации табачных изделий в рекламе нарушителя ожидает штраф в следующем размере:

• для граждан — от 3000 до 4000 рублей;

• для должностных лиц — от 10 000 до 25 000 рублей;

• для юридических лиц — от 150 000 до 600 000 рублей.

Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на никотинсодержащую продукцию.

Статьей 14.53 КоАП РФ в новой редакции за несоблюдение ограничений в сфере торговли никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции предусмотрено наложение штрафа:

• на граждан — от 2000 до 3000 рублей;

• на должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей;

• на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

Запрещается розничная торговля никотином (в том числе полученным путем синтеза) или его производными, включая соли никотина, а также никотинсодержащей жидкостью и раствором никотина (в том числе жидкостями для электронных средств доставки никотина), если концентрация никотина в никотинсодержащей жидкости или растворе никотина превышает 20 мг/мл.

Ни вейпа тебе, ни кальяна. Что запрещает новый антитабачный закон?

В России вступил в силу Федеральный закон № 303 от 31.07. 2020 г. Кальянная индустрия теперь не доступное хобби, а контролируемая государством ниша.

О том, что все это значит – в нашем материале.

Вот что изменилось (и еще изменится с января 2021 г.):

1. Никаких кальянов и электронных сигарет в ресторанах и кафе. Вообще. Даже если смесь без никотина и табака. Покушать или выпить и покурить в одном месте больше не получится.

2. Кальянные нового типа будут похожи на закрытые клубы с глухими дверями, листовками о вреде курения и т. д. Никаких красивых видов на улицу, как в казино.

3. В этих кальянных можно будет только курить. Без еды, напитков и закусок.

4. Вводятся акцизы (дополнительный налог). Смеси и другая кальянная продукция подорожают.

5. Новые штрафы. Для юрлиц – большие, для физлиц – неприятные.

6. Открытую рекламу кальянов и смесей запретили.

Итак, законодатели применили к кальянам весь перечень антитабачных законов, добавили новые штрафы в КоАП, установили правила для будущих кальянных.

В статье 7 нового ФЗ №303 сказано:

Внести в Федеральный закон от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 8, ст. 721; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 1, ст. 83; 2016, N 1, ст. 76; N 18, ст. 2491; 2017, N 1, ст. 12; 2018, N 31, ст. 4861; 2019, N 52, ст. 7830) следующие изменения:

1) в наименовании слова «и последствий потребления табака» заменить словами «, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

2) в статье 1 слова «и последствий потребления табака» заменить словами «, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»

Кальяны приравнены к электронным сигаретам, «вейпам», системам нагревания табака. Все это теперь официально считается вредной «никотинсодержащей продукцией».

Изменено положение ст.12 («Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах»):

13) в статье 12:

а) наименование после слова «табака» дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции»;

б) в части 1:

абзац первый после слов «табачного дыма» дополнить словами «и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции», после слов «курение табака» дополнить словами «, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов»…

Если предприятие работает по коду ОКВЭД 55.30 («Деятельность кафе и ресторанов») или общей группе кодов 56 («Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков»), оно больше не может предлагать кальяны. Формат, когда половина зала – курящая («кальянная»), а половина – некурящая, не допускается.

Допустимый код ОКВЭД для будущих кальянных – 93.29 («Деятельность зрелищно-развлекательная прочая»).

По словам первого зампредседателя Комитета Госдумы по информационной политике и одного из разработчиков законопроекта Сергея Боярского, о запретах просили сами рестораторы (!), которые устали от конфликтов между посетителями.

Важно понимать: запрет распространяется на кальян как устройство! Ни бестабачные и/или безникотиновые смеси, ни новые курительные пасты не являются основанием для игнорирования закона. Кальян в ресторане – гарантированный штраф.

Расширен список помещений и мест, где нельзя курить кальяны и открывать кальянные:

· на АЗС;

· в зданиях спортивных и учебных центров;

Явные задачи нового Федерального закона:

· ограничить потребление никотиносодержащей продукции молодежью;

· защитить детей от рекламы продукции (информации), которая принесет вред их здоровью и развитию;

· избавить медиа- и интернет-среду от бесконтрольной рекламы никотинсодержащих товаров;

· сформировать новые направления программы здорового образа жизни;

· расширить полномочия федеральных органов и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан;

· определить новые права и обязанности граждан, их ответственность за нарушение закона.

По мнению властей, уже в 2024 году такая политика позволит значительно снизить показатель смертности молодых мужчин

Интересный факт: в ОАЭ, где кальянная индустрия – часть культурного наследия, показатель вероятности смерти мужчин в возрасте 15-60 лет в 3.5 раза ниже, чем в РФ (по данным ВОЗ на 2016 г.).

Кальянный бизнес, который теперь ограничен нормами закона, рискует стать очередной жертвой борьбы за здоровье нации и уйти в тень. В условиях непрекращающейся пандемии и финансового кризиса рестораторы хватаются за соломинку, чтобы остаться на плаву. Эксперты ниши считают: до 20% доходов половины российских заведений приносят именно кальяны.

Мы сами загоняем кальянную индустрию, которую Россия строила 20 лет, в теневую зону, просто убиваем одним залпом… Мне сложно говорить про все наши проекты в группе, но могу сказать, что, наверное, какие-то придется закрывать.

Сооснователь холдинга «Restart Vasilchuk Brothers» Алексей Васильчук

Для потребителей последствия не лучше. Введение нового закона может ударить по кошельку: акцизы повлекут повышение цен. Даже если отдельные компании и попытаются бороться за клиента, удерживая стоимость на минимальном уровне, общее удорожание неизбежно. Мелкие и средние предприниматели закроются, если не подстроятся под новые реалии и не выдержат конкуренции. Количество легальных кальянных сократится.

Кто от всего этого в итоге выиграет (государство, нация, потребитель) – сказать сложно. Одно ясно: любителям покурить после обеда в любимом ресторане лучше в срочном порядке закупаться устройствами, смесями и «расходниками». В 2021 году домашнее курение будем самым недорогим и простым способом получить удовольствие от процесса.

/ Это ваш PIZDUK? →

    Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

    Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

    Статья 1

    В пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2773; 2011, N 30, ст. 4600; 2013, N 26, ст. 3208) слова «и табачных изделий,» заменить словами «, табачных изделий или никотинсодержащей продукции,».

    Статья 2

    Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 1, ст. 37; 2006, N 31, ст. 3433; 2007, N 26, ст. 3089; 2008, N 52, ст. 6236; 2011, N 27, ст. 3881; 2013, N 43, ст. 5444; 2016, N 1, ст. 76; 2020, N 14, ст. 2029) следующие изменения:

    1) в статье 6.23:

    а) наименование дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции»;

    б) абзац первый части 1 после слов «потребления табака» дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции»;

    2) в статье 6.24:

    а) наименование после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

    б) абзац первый части 1 после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

    в) абзац первый части 2 после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

    3) в статье 6.25:

    а) наименование изложить в следующей редакции:

    «Статья 6.25. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

    б) в абзаце первом части 1 после слова «курения» дополнить словами «табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов», после слова «курение» дополнить словами «табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов»;

    в) абзац первый части 2 после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

    г) абзац первый части 3 после слова «табака» дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции»;

    4) в статье 14.3.1:

    а) наименование изложить в следующей редакции:

    «Статья 14.3.1. Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

    б) в абзаце первом части 1 слова «либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака» заменить словами «или никотинсодержащей продукции либо стимулирование продажи табака, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов и (или) потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

    в) в абзаце первом части 2 слова «или процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», слова «и процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

    г) в абзаце первом части 3 слова «или процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», слова «и процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

    д) в абзаце первом части 4 слова «или курительных принадлежностей» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов»;

    е) в абзаце первом части 5 после слов «о вреде потребления табака» дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции», слова «или процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;


    Поправки касаются ограничений и запретов на использование, торговлю, рекламу никотинсодержащей продукции, а также на распространение информации о ней. Внесены изменения в законы об охране здоровья, КоАП РФ, о рекламе и ряд иных актов. Ограничения вводятся и на использование кальянов.

    Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

    Итак, вы все же собираетесь открыть кальянную. Или она у вас уже есть. Но опасаетесь, что вскоре придут проверяющие и заставят закрыться (на юридическом языке приостановление деятельности до 90 суток, хотя бывает и закрывают насовсем) или выпишут штраф. Возникает естественное желание как-то обезопасить себя от последствий визита проверяющих. При этом интернет пестрит советами как можно обойти антитабачный закон «совершенно легально». Давайте детально разберем некоторые из них.

    Судя по судебной практике, это излюбленный «способ обхода» закона у кальянных. При проверке по ч. 3 ст. 6.25 все как один заявляют, что они не общепит. Кухни же нет. Это и есть то, что предлагается с новыми оквэдами. Однако все суды имеют на этот счет противоположную точку зрения:

    1) Услуги по организацию процесса курения относятся к услугам общепита

    Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2019 N 01АП-4168/2019

    «Довод предпринимателя о том, что им услуги общественного питания в кальянной «C…-» не оказываются обоснованно не принят судом первой инстанции, поскольку ему была дана оценка в решениях Ленинского районного суда г. Чебоксары от 21.11.2018 по делу N 12-875/2018 и Верховного Суда Чувашской Республики от 15.01.2019.

    Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основной вид экономической деятельности предпринимателя является деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки (код по ОКВЭД 93.29.9): дополнительные виды деятельности: торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках пищевыми продуктами, напитками и табачной продукцией (43.81); деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки (82.99).

    Пунктом 4.1 межгосударственного стандарта ГОСТ 31984-2012 «Услуги общественного питания. Общие требования», введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.07.2013 N 192-ст, установлено, что услуги по организации досуга, в том числе развлекательные, входят в перечень услуг общественного питания. Согласно пункту 4.6 услуги по организации досуга, в том числе развлекательные, включают: организацию музыкального и развлекательного (анимационного) обслуживания; организацию проведения концертов, программ варьете и видеопрограмм и пр.: предоставление потребителям музыкального, развлекательного (анимационного) и телевизионного сопровождения; услуги для организации процесса курения (кальяны, сигары, сигареты, спички, зажигалки, пепельницы); предоставление потребителям прессы (газет, журналов); предоставление потребителям спортивных настольных игр, игровых автоматов, в том числе детям младшего возраста в детских игровых комнатах; организацию детских игровых комнат для детей младшего возраста».

    Итог: штраф 30 тыс. на ИП

    2) Чай, печенье и прохладительные напитки тоже услуги общественного питания

    Апелляционное определение Московского городского суда от 20.02.2020 по делу N 33-7030/2020

    «В ходе осмотра помещений кальянной были выявлены следующие нарушения санитарного законодательства: в организации предоставляются услуги досуга, в том числе по организации процесса курения кальяна смесями, которые содержат табак, а также услуги общественного питания: в предоставленном меню чай в ассортименте, печенье, прохладительные напитки».

    Итог: Из-за кальянов запретили использовать помещение под общепит навсегда

    3) Напитки, чай, наличие посуды – все это признаки общепита

    Решение № 12-31/2020 12-453/2019 от 20 января 2020 г. по делу № 12-31/2020 Ленинский районный суд г. Уфы

    «Помещения центра паровых коктейлей используются для организации досуга с процессом курения кальянов на основе табачных смесей с предоставлением услуги питания (напитки, чай). Бар с барной стойкой оборудован барными стульями, невесными потолками, среднетемпературным холодильным шкафом – витриной, в зоне мытья столовой посуды (кружки, бокалы, стаканы, чайные ложки, чайные фужеры, многократного использования) установлен решетчатый стеллаж для хранения чистой мытой посуды. Досуг организован посредством просмотра развлекательных телевизионных программ (новостных, спортивных, музыкальных) по имеющимся телевизорам (7 единиц) размещенных на стенах зала. В меню имеется чай, приготовленный на месте, прохладительные напитки производителей, кальяны, приготовленные на глиняных чашах с использованием табака, разных производителей».

    Итог: штраф 30 тыс. руб.

    4) Чай, кофе, соки, воды – это тоже общепит. Табак отправили на экспертизу

    Постановление № 4А-243/2019 4-А-243/2019 от 13 мая 2019 г. по делу № 4А-243/2019 Верховный Суд Чувашской Республики

    «В ходе досмотра кальянной «…» сотрудником органа внутренних дел были изъято содержимое двух наборов кальяна и направлено на предмет обнаружения табака в ЭКЦ МВД России по Чувашской Республике.

    Согласно справке специалиста ботанической лаборатории ЭКЦ МВД по Чувашской Республике № от 3 ноября 2017 года представленное измельченное растительное вещество массой 3,127 и 2,352 грамма в двух свертках из фольги состоят из частей растения табак — Nicotiana tabacum L.

    Из акта обследования от 9 октября 2017 года следует, что проведено обследование кальянной «…», которая находится в отдельном помещении в административном здании по адресу: . Услуги по организации общественного питания и предоставления услуг кальянной осуществляет ИП Смирнов Д.С., продает чай, кофе, соки, воды».

    Итог: штраф 30 тыс. руб. То же ИП было привлечено к ответственности ранее, первый штраф тоже 30 тыс. Решение № 12-875/2018 от 21 ноября 2018 г. по делу № 12-875/2018

    5) Продажа чая, кофе, соков – это тоже общепит. Содержимое чашки отправили на экспертизу

    Есть еще кальянные, которые позиционируют себя как закрытый клуб. Но на деле все как везде: кальяны за деньги, чай, продажа табака и т.д. Просто это только для «избранных», кто купил карточку и, видимо, куда-то записан. И я встречала такие примеры в судебной практике. Однако проверяющие эту сказку «не скушали», в первом случае нашли признак общепита в том, что есть столики для обслуживания посетителей и подаются напитки, во втором просто решили, что созданием общественной организации прикрывают общепит.

    Создание клуба по интересам в виде общественной организации от штрафа не спасает

    Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 N 08АП-13161/2018 по делу N А46-12528/2018

    «Как следует из материалов дела, 08.05.2018 в 13-00 при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ОРОО КЛТ «——-«, осуществляющей деятельность на объекте «———» по адресу 644099, г. Омск, ул. ——— установлено, что на предприятии для оказания услуг общественного питания осуществляется реализация табачной продукции, а именно, табака для кальянов «Tangiers» по цене 950 ман (руб.), «DarkSide» по цене 900 ман (руб.), «Argelini» по цене 750 ман (руб), «Starbuzz» по цене 750 ман (руб.), «Fumari» по цене 750 ман (руб.), «Satyr» по цене 750 ман (руб), «Serbetli» по цене 600 ман (руб.).

    Помещение, где располагается ОРОО КЛТ «——» не подпадает под определения магазина и павильона, приведенные в статье 19 Федерального закона N 15-ФЗ, согласно данным расположенным в электронной справочной системе «2 Гис» сведения об объекте «———» содержатся в рубрике «Бары».

    Более того, согласно приложению N 2 к договору субаренды нежилого помещения от 04.07.2015 помещение N 6 представляет собой дегустационный зал, а помещение N 7 — бар.

    С учетом приведенных выше норм и имеющихся в материалах дела доказательств суд первой инстанции правомерно заключил о том, что факт реализации ОРОО КЛТ «——» табачной продукции в пункте общественного питания административным органом доказан, что свидетельствует о наличии в действиях ОРОО КЛТ «——-» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.53 КоАП РФ».

    Итог: штраф 30 тыс. руб.

    Опять же, давайте еще раз обратимся к списку мест, где нельзя курить, там найдем еще кое-что: нельзя курить на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях (п. 9 ч. 1 ст. 12 вышеназванного закона). Получается, что ваш клуб еще и не должен иметь ни одного работника.

    Нужно задать себе вопрос: раз создание «клубов» не убережет от проверок, то поможет оно заработать больше денег? Если нет, и только отпугивает посетителей, создает иные трудности, то лучше с этим завязывать. Закон обойти это не поможет.

    Некоторые рестораны решили отказаться от традиционных кальянов, но оставили заменители. Вот что используют в качестве альтернатив: паровые камни, крем (его намазывают на фанел), чайный табак, натуральная ароматическая заправка (на основе свеклы или сахарного тростника). На деле мало кто заказывает это «удовольствие», и даже если официально в меню только бестабачные смеси, все равно кто-нибудь да и попросит у кальянщика «забить нормально». Кто-то отказывается и теряет клиентов, кто-то соглашается и попадает на проверочную закупку.

    Сейчас этот способ почти полностью потерял смысл, т.к. запретили любое использование кальяна. Почему почти: из первой части статьи вы помните, что закон, запрещающий любые никотиносодержащие смеси вступил в силу в июле 2020, а изменения в КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение этих положений вступит в силу только в 2021 году (см. об этом выше). Поэтому пока совсем от заменителей отказываться не стоит, их еще пока можно встроить в общую стратегию защиты кальянного сервиса. С февраля 2021 года от них можно полностью отказаться, обойти закон бестабачные никотиновые смеси больше не помогут.

    Кроме того, проверяющие уже давно нашли способ борьбы с этой «схемой», как вы видели в примерах из судебной практики в разборе способа с уходом от общепита, там частенько отправляли содержимое чаши на экспертизу. Как раз для того, чтобы на суде представители предприятия не сослались на то, что курение табака не доказано.

    Для справки приведу максимально полный перечень всех штрафов, с которыми приходится сталкиваться заведениям, использующим кальяны. Эта табличка не для того, чтобы напугать владельца кальянной и заставить закрыться. Нет, это больше, во-первых, для спокойствия – когда знаешь, что ждет впереди уже не так страшно, во-вторых, для подсчета будущего бюджета и оптимизации рисков. Опытные рестораторы знают, что нет смысла тратить деньги на бесполезные способы «обхода закона», лучше заложить в смету предполагаемую сумму штрафа.

    Статья Штраф ИП Юрлицо Физик
    Ч. 1 ст. 6.25 КоАП РФ – отсутствие знака о запрете курения 10-20 т.р. 30-60 т.р.
    Ч. 3. Ст. 6.25 КоАП РФ – контроль за курением 30-40 т.р. 60-90 т.р.
    6.24 КоАП РФ – курение 500-1000 р.
    Ч. 1 ст. 14.53 КоАП РФ – несоблюдения ограничений, связанных с торговлей табачной продукцией (продажа на расстоянии менее 100 метров от образовательных учреждений, нарушение оформления прейскуранта цен, демонстрация табачной продукции) 5-10 т.р. 30-50 т.р. 2-3 т.р.
    Ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ – продажа табачной продукции несовершеннолетним 40-70 т.р.

    150-300 т.р. 3 – 20-40 т.р.
    Ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение требований Технического регламента на табачную продукцию (информация о продукции, отсутствие декларации соответствия или сертфициката) 20-30 т.р. 100-300 т.р. 1-2 т.р.
    Ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ – то же самое, если повлекло вред 30-40 т.р. + конфискация 300-600 т.р. + конфискация 2-4 т.р. + конфискация
    Ч. 3 ст. 14.43 КоАП РФ – повторное с вредом 40-50 т.р. или приостановление до 90 суток

    + конфискация

    700 т.р. или приостановление до 90 суток

    + конфискация

    4-5 т.р + конфискация
    ст. 16.21 КоАП РФ Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка (нарушение таможенных процедур) 10-20 т.р. + конфискация от одной второй до двукратного размера стоимости товаров + конфискация
    Ст. 15.12 КоАП РФ Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (акцизы, вред курения и т.д.) 10-15 т.р. + конфискация 200-300 т.р. + конфискация 4-5 т.р.
    Ч. 1. ст.14.3.1. КоАП РФ – стимулирование (спонсорство) продажи табачной продукции или курительных принадлежностей 5-15 т.р. 80-150 т.р. 2-3 т.р.
    Ч. 4 ст.14.3.1. КоАП РФ – реклама табачной продукции или курительных принадлежностей 10-25 т.р. 150-600 т.р. 3-4 т.р.

    Обратите внимание, что почти для всех составов есть отдельная ответственность для физических лиц. Для совсем начинающих кальянных есть повод задуматься об оформлении самозанятым вместо ИП. Пока не известно, что делать с теми статьями, где отдельно физики не прописаны, но скорее всего, по ним к ответственности вообще нельзя привлечь физическое лицо – самозанятого.

    Не все кальянные ограничиваются штрафом, некоторые закрывают. Чаще всего это случается с кальянными, расположенными в жилых домах. Как вы уже заметили, деятельность почти всех кальянных не совсем законна, однако сами гости редко жалуются на это, поэтому проверяющие не приходят, и заведение продолжает работать. Совсем другая ситуация, когда кальянная мешает соседям. Общепит, расположенный в жилом доме, это всегда повышенный риск жалоб в контролирующие органы. Само по себе размещение заведений в жилых домах допустимо, но с оговорками, предусмотренными санитарными правилами. Этих требований очень много, остановимся на тех, которые чаще всего нарушают кальянные:

    1) Работа систем местной вытяжной вентиляции не должна влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения (п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01). Вентиляция организаций общественного питания, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от вентиляции этих зданий, а шахта вентиляции должна выступать над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м

    2) Нельзя размещать все предприятия с режимом функционирования после 23 часов (время ограничения функционирования может уточняться местными органами самоуправления) (СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»)

    Примеры из судебной практики:

    1) Вытяжка в кальянной, находящейся в жилом доме, должна выходить на крышу

    Решение Московского городского суда от 14.07.2017 по делу N 7-9014/2017

    «Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 00.00.0000 года в 15 часов 00 часов по адресу: ****, при проведении осмотра помещений в кафе-кальянной «M…» ООО «Б…», связанного с рассмотрением коллективного обращения жителей многоквартирного жилого дома, расположенного по ****, от 00.00.0000 года, выявлено, что ООО «Б…» допустило нарушение санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, а именно: удаление отработанного воздуха из кафе-кальянной «—-» осуществляется вытяжной системой на уровне второго этажа многоэтажного жилого дома, смонтированная система вентиляции в помещениях кафе-кальянной не соответствует требованиям по организации выброса системы вентиляции, оборудованной отдельно от общедомовой с обустройством шахты вытяжной вентиляции, выступающей выше поверхности плоской кровли здания на один метр, загрузка товаров и продукции для кафе-кальянной осуществляется с использованием дворовой территории жилого дома, чем нарушило ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 4.6, 2.2. СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общественного питания, производству и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 4.9 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»»

    Итог: закрыли на 70 суток

    2) Вытяжка в кальянной, расположенной в жилом доме, должна вести на крышу, никакие угольные фильтры не спасут

    Решение Московского городского суда от 10.07.2017 по делу N 7-8595/2017

    «ИП М. подал на него жалобу в Московский городской суд, ссылаясь на то, что предъявленные Роспотребнадзором претензии являются необоснованными; в настоящее время в кальянной установлена вентиляция нового поколения, в системе очистки которой используются современные угольные фильтры; вредные выбросы в атмосферу отсутствуют.

    Как следует из материалов настоящего дела и установлено судьей районного суда, в 16.30 час. *** года в ходе внеплановой выездной проверки должностными лицами ТО Роспотребнадзора в ЦАО г. Москвы выявлено, что в помещениях кальянной ИП М. по адресу: г. Москва, ***, в нарушение требований ст. 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.9 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и сооружениях», выброс отработанного воздуха осуществляется на уровне первого этажа жилого дома, в котором имеются окна квартир, а не выше конька крыши здания на высоту не менее 1 м, что может привести к появлению и проникновению запахов в жилые помещения и возникновению аллергических реакций, обострению бронхиальной астмы, других заболеваний бронхо-легочной системы, и ответственность за которые предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ»

    Суд не принял во внимание наличие угольных фильтров, т.к. в санитарных правилах такого исключения не предусмотрено, вытяжка должна быть вынесена на крышу.

    Итог: закрыли на 90 суток

    3) В апартаментах нельзя размещать кальянную

    Апелляционное определение Московского городского суда от 08.11.2018 по делу N 33-47449/2018

    «Истец С. обратилась с исковым заявлением к Т., ООО «К…», ООО «Э…», ООО «Д…» об устранении препятствий владения и целевого использования помещения, обязании прекратить использование нежилых помещений с нарушением их целевого назначения.

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

    1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

    2. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    Госдума приняла закон о запрете курения кальянов в общественных местах

    1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

    1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями; (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

    2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

    3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия или никотинсодержащая продукция, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

    2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

    2.1. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации, и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

    3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

    3.1. Запрещается перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами табачной продукции и табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе продукции, являющейся товаром Союза, за исключением перемещения по территории Российской Федерации физическими лицами, достигшими возраста восемнадцати лет, указанных табачной продукции и табачных изделий в количестве не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или указанных табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека. (в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 506-ФЗ)

    4. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

    5. Проверка средств идентификации проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, уполномоченными органами с использованием систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

    1. Розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

    2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

    3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

    4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

    5. Информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

    6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией без потребительской тары, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

    7. Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах: (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

    1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

    За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 303-ФЗ)

    Признать утратившими силу:

    1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 29, ст. 2942);

    2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ «О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 4);

    3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

    4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4847);

    5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3433).

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

    2. Статья 13 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.

    3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1 — 5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

    4. Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 530-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

    5. Части 2 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 471-ФЗ)

    Президент
    Российской Федерации
    В. ПУТИН

    Запрет кальянов и закрытие кальянных: полный комментарий к закону 2020 года

    Ранее действовавшие правила также ограничивали курение в помещениях, где оказывались услуги общественного питания. Однако они распространялись только на табак и табачную продукцию, поэтому рестораны могли предлагать своим клиентам, например, бестабачные смеси для кальянов.

    Новая редакция 15-ФЗ дополняет список запретов кальянами, никотиносодержащей продукцией и устройствами для её потребления. С 30 октября 2020 года нельзя будет предлагать даже безникотиновые курительные смеси, если предполагается их курение с помощью кальяна или вейпа.

    После одобрения в Совфеде документ должен подписать президент, после чего он будет опубликован. Часть запретов на курение в общественных местах вступит в силу сразу после официального опубликования закона. Это, в частности, касается таких мест, как детские площадки и территории вокруг больниц. Для помещений, предназначенных для предоставления бытовых услуг, рынков и нестационарных торговых объектов предусмотрен переходный период в 180 дней. Для предприятий общепита — 90 дней.

    Одним из первых нововведений, которые несут вступающие в силу поправки, является повышение акцизов на табак и никотиносодержащую продукцию на 20%. Также введены ограничения, касающиеся продажи, рекламы вейпов, электронных и обычных сигарет и мест, где разрешено курение,. В соответствии с обновленным законом запрещается:

    1. Стимулирование продажи сигарет, кальянов, компонентов электронных сигарет, вейпов и расходных материалов при помощи рекламных компаний и акций.
    2. Бесплатное распространение табачной продукции никотиносодержащих материалов, устройств для курения и их компонентов. Это касается рекламно-подарочных акций и прочих мероприятий схожего типа.
    3. Стимулирование продаж путем проведения скидочных акций, организованных посредствам раздачи или продажи купонов и других материалов распространяемых по сети или путем выдачи на улице.
    4. Использование товарных знаков и прочих отличительных деталей брендирования наносимых на упаковку товаров. В том числе это касается запрета использования брендовых элементов при составлении каталогов для ознакомления в торговых точках. Запрет коснется устройств и компонентов для их курения.
    5. Проведение лотерей и прочих мероприятий, для участия в которых потребуется покупать табачную и никотиносодержащую продукцию, компоненты и устройства для курения.
    6. Разработка товаров различного типа и назначения с применением внешней имитации сигарет, табачных изделий, содержащих никотин.

    Помимо этого, антитабачный закон содержит ограничения, касающиеся мест продажи табачной и никотиносодержащей продукции. Запрещена их реализация вблизи образовательных, спортивных, медицинских учреждений разного типа, в общественном транспорте, работающем на линиях городского, междугороднего сообщения, на остановках и в пунктах обслуживания транспорта. Запрет на реализацию коснется аэропортов, ж/д и автомобильных вокзалов, метрополитена и любых других объектов общественного пользования. Дистанция от такого объекта до места реализации должна составлять не менее 10 метров по прямой.

    Одним из основных моментов, требующих внимания, является и то, что вейпы приравняли к сигаретам в связи с чем вводятся строгие ограничения на распространение и употребление.

    Важно не поддаться желанию выкурить «всего лишь одну сигарету»

    Возьмите ответственность полностью на себя! Ваше здоровье в ваших руках!

    Прочитайте книгу Аллена Карра «Легкий способ бросить курить»

    Посмотрите Фильм и мотивирующее видео

    Важно не поддаться желанию выкурить «всего лишь одну сигарету»

    Возьмите ответственность полностью на себя! Ваше здоровье в ваших руках!

    Сигареты не заполняют вашу пустоту, они создают ее.

    В трудный момент не отчаивайтесь, скажите себе, «как хорошо, что я некурящий!»

    Прочитайте книгу Аллена Карра «Легкий способ бросить курить»

    Посмотрите Фильм и мотивирующее видео

    Заведения общепита в России будут штрафовать за подачу кальяна

    Закон, направленный на защиту некурящих граждан от воздействия никотина, регламентирует курение кальянов в кафе и ресторанах. И до рассмотрения поправок, мы рассматривали два возможных решения:

    1. В ресторанах и кафе кальяны не запрещены, однако, курить их следует в специально отведенных для этого кальянных зонах.
    2. В общественных местах разрешено курение кальянов, приготовленных на основе безникотиновых смесей.

    Учитывать или нет, что закон о кальянах в ресторанах, клубах и кафе ничего не говорит о миксах, приготовленных на основе безникотиновых смесей, теперь вопрос спорный и деликатный. Что же собой представляют данные курительные изобретения?

    Безникотиновые смеси изготавливаются без применения табачного листа, в качестве сырья используются сушеные фрукты и ягоды, мякоть свеклы, ботва кукурузных початков, вымоченные в меду или сиропе на основе тростникового сахара. Вместо классического дыма на выходе мы имеем травяной или фруктовый пар, дымность которого обеспечивает глицерин, применяемый в процессе изготовления.

    У нас можно заказать как классические табаки, так и безникотиновые смеси. Последние, если не попадут под раздачу новых правил, возможно подойдут в местах, где нет оборудованной для курения зоны. Кроме того, такие курительные смеси имеют три неоспоримых преимущества:

    • Они не наносят вреда, присущего обычному табаку, поэтому даже приверженцы здорового образа жизни могут побаловать себя вкусным паром.
    • Они не облагаются акцизом, что делает их доступными для покупателей в ценовом отношении.
    • У нас всегда в наличии широкий ассортимент безникотиновых смесей различных вкусов и вы без труда подберете альтернативу любимому табаку.

    Многих волнует вопрос о том, запретит ли Министерство здравоохранения РФ возможность курения кальянов в ресторанах и кафе. Вероятнее всего, с января 2020 года вступит в силу запрет кальянов и электронных сигарет на курение в не предназначенных для этого местах, наравне с обычными сигаретами. То есть в случае ресторанов и кафе скорее всего будут предусматриваться специальные зоны, а то и вовсе произойдёт деление заведений на категории. Как отметил председатель Комитета Совета Федерации РФ по социальной политике Валерий Рязанский: «Кальянов, как я считаю, в кафе и ресторанах вообще не должны быть. Возможно, только в каких-то специальных заведениях, существующих для любителей кальянов», — тем не менее, что характеризует «специальные заведения» пока не ясно.

    Вопроса о том, разрешено ли курить кальян дома, быть не должно – поскольку закон о запрете кальянов касается лишь общественных мест, то в дальнейшем любители дыма смогут беспрепятственно наслаждаться полюбившимся им ритуалом, находясь на территории частной собственности. Однако им придется отказаться от курения в том случае, если их соседи обратятся в полицию с жалобой на распространяющийся по вентиляции дым.

    Лестничные клетки, дворы многоквартирных домов и детские площадки также считаются общественными местами, а потому закон о запрете курения кальяна распространяется и на них.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *