Изменения в плане счетов бюджетного учета в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в плане счетов бюджетного учета в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
  2. В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
  • на чьем балансе будет отражен актив, т.к. его с 2022 года можно будет отразить как на балансе арендатора, так и на балансе арендодателя;
  • по какой стоимости учитывать стоимость актива, т.к. его стоимость может отличаться от исторической стоимости.

О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».

3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.

Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):

  • наименование регистра;
  • период (дату) его составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Что нового в работе бюджетного бухгалтера: обзор за август

Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:

  • по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
  • при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.

После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

КБК – 2022: системные разъяснения Минфина России

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):

НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

ДТ 02 (84) — КТ 84 (02)

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
  • пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).

Если при внесении корректировок вы обнаружили, что балансовая стоимость объекта оказалась равна или меньше ликвидационной стоимости, по нормам ФСБУ 6/2020 начисление амортизации нужно приостановить.

Если в дальнейшем снова появится положительная разница между балансовой стоимостью и ликвидационной, начисление амортизации на эту разницу возобновляют.

Далее в 2022-м и последующих годах нужно вести учет и составлять отчетность, опираясь на требования ФСБУ 6/2020 и данные, получившиеся после переходных корректировок.

Поскольку код вида расходов — более крупная группировка, чем кодификатор операций сектора госуправления, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия.

Вид расходов

КОСГУ

Примечания

Код

Наименование

Код

Наименование

В порядке сопровождения ГОЗ тоже нет особых изменений. По-прежнему действует режим лицевого счета. Все операции с целевыми средствами проводятся на казначейских счетах — по аналитическому разделу, который открывается в разрезе каждого госконтракта. Лицевые счета необходимо открывать в ТОФК. Кроме того, в госконтракты по гособоронзаказу необходимо включать условия и запреты из новой ст. 242.23 БК РФ (ч. 6 проекта о КС для ГОЗ на 2022 г.).

Добавится и расширенное КС по госконтрактам, которые определят дополнительным актом правительства. При открытии лицевых счетов участникам необходимо предоставлять ТОФК копию такого нормативного акта. Территориальный орган ФК проводит дополнительные проверки по нормам ст. 242.24 БК РФ. В контракты, подлежащие расширенному сопровождению, необходимо включать условия о проведении проверок и осуществлении операций на лицевых счетах по переводу денег на банковские счета после полного исполнения контракта.

С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:

  • 06/2020 — по основным средствам;
  • 26/2020 — по капитальным вложениям;
  • 27/2021 — по документообороту;
  • 25/2018 — по аренде.

Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.

С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.

К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:

  • первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
  • если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.

Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.

Новое в учетной политике на 2022 год

Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.

Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.

По УСН сдавать декларацию за 2021 год потребуется на новом бланке.

Также планируется, что с июля 2022 года будет действовать новый налоговый режим — УСН.онлайн. Он будет предназначен для микропредприятий с численностью работников до 5 чел. и годовыми доходами до 60 млн. руб. ИФНС будет администрировать его в упрощенной форме аналогично НПД — без отчетной декларации и через удобный сервис.

По данному налогу будут обновленные отчетные формы:

  • 6-НДФЛ для работодателей;
  • 3-НДФЛ для физлиц и ИП.

Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.

К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.

Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.

Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.

Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.

Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:

  • для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
  • для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.

Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:

  • заявления на льготу по налогу на имущество;
  • заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
  • заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
  • сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.

Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

Приказом Казначейства России от 1 апреля 2020 года N 15н установлен порядок открытия казначейских счетов в валюте Российской Федерации и в иностранных валютах.

Порядком определен перечень видов казначейских счетов, открываемых в территориальных органах Федерального казначейства, и их назначение.

Допускается открытие нескольких казначейских счетов одного вида ТОФК финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования), органом управления ГВБФ.

Кроме этого, установлен порядок закрытия казначейских счетов и регламентирован документооборот при их ведении.

Порядок применяется с 1 января 2021 года.

Утвержден новый федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Метод долевого участия»

Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года N 254н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Метод долевого участия».

Стандарт устанавливает единые требования для субъектов, на которых возложены полномочия по заключению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов, к отражению инвестиций в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с применением метода долевого участия.

Исключением являются инвестиции, предназначенные для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы.

Стандарт применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с отчетности 2022 года.

Внесены изменения в Инструкцию 183н для автономных учреждений

Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года N 256н внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкцию по его применению.

С 2021 года появилась возможность отражения хозяйственных операций на основании первичных документов, оставленных в электронной форме.

Приказом утверждена возможность ввода дополнительных забалансовых счетов, дополнительных аналитических кодов.

Изменения применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2021 года, за рядом исключений, которые применяются при ведении бухучета и составлении бухотчетности на 1 января 2021 года.

Внесены изменения в Инструкцию 174н для бюджетных учреждений

Приказом Минфина России от 30 октября 2020 года N 253н внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению.

Изменения затронули учет движимого имущества учреждений и амортизации.

Изменения применяются при формировании учетной политики и показателей бухучета, начиная с 2021 года, за исключением отдельных положений, применяемых при ведении учета и составлении бухгалтерской отчетности на 1 января 2021 года.

Приказом Минфина России от 12 октября 2020 года N 236н дополнен перечень КБК на 2021 г. (на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 гг.).

В основном поправки связаны с повышением налогообложения отдельных видов доходов граждан и появлением нового вида муниципального образования — муниципального округа.

Установлены новые коды по налогу на доходы физических лиц:

182 1 01 02080 01 1000 110 -НДФЛ, относящийся к налоговой базе более 5 миллионов рублей, взимаемый по ставке 15%;

182 1 01 02090 01 1000 110 -НДФЛ с сумм прибыли КИК (для налогоплательщиков, перешедших на порядок уплаты налога в фиксированном размере).

Кроме этого в перечень включены коды для некоторых госпошлин, а также код для налога на добычу полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от «1».

Внесены изменения в План счетов казначейского учета

Приказом Минфина России от 29 сентября 2020 года N 219н внесены изменения в План счетов казначейского учета и Инструкцию по его применению.

Изменения внесены для обеспечения казначейского учета финансовых активов, обязательств, изменяющих их операций и полученных финансовых результатов в системе казначейских платежей в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в части введения нового порядка казначейского обслуживания и системы казначейских платежей.

Изменения применяются с 2021 года.

Утвержден новый стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам»

Приказом Минфина России от 29 сентября 2020 года N 223н утвержден федеральный стандарт бухучета государственных финансов «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам».

Стандарт устанавливает правила раскрытия сведений о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам в составе годовой консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стандарт применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с отчетности 2022 года.

Приказом Минфина России от 30 июня 2020 года N 127н утверждены особенности составления годовой и квартальной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений на 1 июля 2020 г., касаемо сведений об исполнении судебных решений по денежным обязательствам, о дебиторской и кредиторской задолженности.

Нормы, касающиеся направления сведений об использовании целевых иностранных кредитов, утратили силу.

Приказ применяется при составлении бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с бухгалтерской отчетности 2020 года, за исключением отдельных норм.

Утвержден новый стандарт для учета государственных финансов «Финансовые инструменты»

Приказом Минфина России от 30 июня 2020 года N 129н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Финансовые инструменты».

Стандарт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов и обязательств, возникающих при осуществлении операций с финансовыми инструментами, а также требования к информации об активах и обязательствах (финансовых результатах операций с финансовыми инструментами), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением операций с производными финансовыми инструментами, операции хеджирования и выплаты средств работникам на возвратной основе.

Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2021 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности за 2021 год, за исключением отдельных положений, применяемых с 2023 г.

Вступили в силу изменения в СГС «Концептуальные основы»

Вступили в силу поправки в стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 30 июня 2020 года N 130н.

\n\n

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
\n
\nВ нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

\n\n

Три вида синтетических счетов:

\n\n

    \n\t
  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. \n\t

  3. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  4. \n\t

  5. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.
  6. \n

\n\n

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

\n\n

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

\n\n\n

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

\n\n\n

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.
\n
\nЕсли какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

\n\n

\n\t \n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t

\n\t

\n\t

\n\t\t \n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Счета первого порядка (синтетические)

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Счета второго порядка (субсчета)

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Тип

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Наименование

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Номер

\n\t\t\t

\n\t\t\t

Номер и наименование

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2022 год

По особому учитывают виды расходов бюджетной классификации на 2022 год по КВР 247. Этот код ввели еще в 2021 году. Его включили в бюджетные статьи расходов с расшифровкой «Закупка энергетических ресурсов» (Приказ Минфина № 85н от 06.06.2019). Этот код используют независимо от того, когда заключили договор или приняли кредиторскую задолженность (письмо Минфина № 02-05-10/10752 от 17.02.2021).

Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.

До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

Минфином опубликована новая таблица соответствия на 2022 год. Ниже представлена только группа КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Полную версию со всеми кодами приложили в файле.

Вид КВР

КОСГУ

Примечание

Код

Наименование

Код

Наименование

Разработали правила казначейского сопровождения на 2022 год

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Кроме того, для таких органов и учреждений предусмотрели новые формы журнала регистрации ПКО и РКО и ведомости дополнительных доходов физлиц, облагаемых НДФЛ и страховыми взносами.

Все, кто передал ведение учета централизованной бухгалтерии по другим причинам, могут использовать новые формы по собственному усмотрению.

В порядке формирования КБК № 85н появились новые коды видов расходов. Также утверждены новые перечни КБК № 99н, которые заменяют действующий приказ № 207н.

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

С 1 января 2021 года все расчеты по лицевым счетам, которые открыты в Казначействе и финансовых органах, будут проходить через казначейство. Счета финорганов в ЦБ РФ закроют.

У Казначейства будет единый казначейский счет № 401 02, к нему Казначейству и финорганам откроют несколько казначейских счетов, отличающихся по видам средств и операциям. К ним будут открывать лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, ПБС, администраторов доходов и пр.

Казначейство самостоятельно будет проводить операции между лицевыми счетами, без оформления платежных поручений. Однако через ЦБ пройдут расчеты с организациями, у которых таких лицевых счетов нет.

В Инструкцию № 157н внесены изменения следующего характера:

  • дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов устанавливаются в рамках учетной политики субъекта учета (единой учетной политики — при централизации учета) с учетом требований субъекта консолидированной отчетности по раскрытию информации при ведении бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 1);
  • передача по решению субъекта учета полномочий по ведению бухгалтерского учета, в том числе по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по согласованию с субъектом консолидированной отчетности (с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение), на основании договора (соглашения) (п. 5);
  • организация и ведение бухгалтерского учета осуществляются субъектом учета (централизованной бухгалтерией) согласно учетной политике, сформированной в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и Инструкцией № 157н (п. 6). Ранее — в соответствии с СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки».

Планируем расходы на 2022 год: новая таблица соответствия КВР и КОСГУ

Дополнения, введенные в п. 11 Инструкции № 157н, говорят о том, что при завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, не переходят в регистры бухгалтерского учета очередного финансового года, за исключением счетов учета расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности, содержащих в 24-26 разрядах номера счета подстатьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ.

Необходимо учитывать, что текст данного положения приведен в инструкции не полностью.

На основании внесенных изменений в п. 21.2 Инструкции № 157н (в новой редакции) при ведении бухгалтерского учета хозяйственные операции бюджетных, автономных учреждений отражаются на счетах рабочего плана счетов, содержащих в 5 — 14 разрядах номера счета нули, за исключением отражения объектов бухгалтерского учета, возникающих при осуществлении деятельности с целевыми средствами, предоставляемыми в рамках реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации расширения магистральной инфраструктуры (региональных проектов в составе национальных проектов); а также в случае, если иное не предусмотрено требованиями целевого назначения активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета.

До внесения изменений в этом пункте было указано, что в 5-14 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения.

В Едином плане счетов уточнены наименования балансовых счетов 0 105 01 000 и 0 104 90 000. К другим счетам, по которым произведена корректировка названия (при этом назначение осталось прежнее), относятся счета 0 205 45 000, 0 206 41 000, 0 206 52 000, 0 206 81 000, 0 207 04 000, 0 302 41 000, 0 302 81 000.

Ниже приведем новые аналитические счета:

  • 0 205 38 000 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда».
  • 0 207 40 000 «Расчеты по прочим долговым требованиям».
  • 0 208 50 000 «Расчеты с подотчетными лицами по безвозмездным перечислениям» с детализацией по счетам:
    • 0 208 52 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».
    • 0 208 53 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».
  • 0 208 52 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и представительствам иностранных государств».
  • 0 208 53 000 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям».
  • 0 302 51 000 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
  • 0 302 52 000 «Расчеты по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств».

Детализирован счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов»

  • 0 401 41 000 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
  • 0 401 49 000 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».

Счета 0 401 41 000, 0 401 49 000 формируются по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета (кодам КОСГУ либо — в случае установления в рамках учетной политики — по кодам дополнительной детализации статей и (или) подстатей КОСГУ).

Переименованы следующие счета:

  • 0 104 90 000 «Амортизация имущества и концессии» после изменений наименование «Амортизация имущества учреждения и концессии»;
  • 0 105 01 000 «Медикаменты и перевязочные средства» после изменений наименование «Лекарственные препараты и медицинские материалы», на счете учитываются медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, кровь, вакцины и перевязочные средства, иные лекарственные препараты и медицинские изделия, применяемые в медицинских целях (п. 118 Инструкции № 157н).

Ниже приведем новые забалансовые счета:

  • 33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО». Аналитический счет ведется по соответствующим кодам бюджетной классификации (кодам КОСГУ) в целях отражения операций по зачету взаимных обязательств по первой и второй частям договоров РЕПО. Обратим внимание, что вступление в силу порядка применения данного счета предусмотрено только с 2021 г.;
  • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» — предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения (п. 390.1, 390.2 Инструкции № 157н));
  • 39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии» — применяется для учета уполномоченным субъектом учета увеличения стоимости имущества концедента (фактической суммы произведенных концессионером инвестиций на создание (реконструкцию) объекта соглашения на основе информации, предоставленной концессионером). Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 390.3, 390.4 Инструкции № 157н);
  • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда» — счет предназначен для учета результата долгосрочного договора строительного подряда исполнителем работ (подрядчиком) по указанному договору в части объемов выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, себестоимости выполненных по долгосрочному договору строительного подряда работ, расходов субъекта учета, понесенных в отчетном периоде сверх сводного сметного расчета и не включенных в себестоимость выполнения работ по долгосрочному договору строительного подряда. Аналитический учет по счету ведется в разрезе долгосрочных договоров строительного подряда с учетом требований к аналитическому учету, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета) (п. 395, 396 Инструкции № 157н).

Новые забалансовые счета необходимо применять учреждениям, у которых имеются соответствующие объекта учета.

Отметим, что в Инструкции № 157н произведены уточнения порядка учета объектов на нижеперечисленных забалансовых счетах:

Итак, в 2020 году программа разработки федеральных стандартов была обновлена дважды:

  1. Приказ Минфина России от 25.12.2019 № 252н (период действия с 05.04.2020 по 05.07.2020).
  2. С 06.07.2020 вступил в силу Приказ Минфина России от 22.05.2020 № 89н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов на 2020 — 2023 гг.».

Необходимость нового приказа возникла из-за пандемии коронавируса — первоначальные планы разработки стандартов пришлось сдвинуть на несколько месяцев в связи с карантинными мероприятиями.

Краткий перечень налоговых и бухгалтерских изменений в 2022 году

На протяжении 2020-2021 согласно Программе разработки планируется разработка 6 федеральных стандартов, которые должны вступить в силу в 2022 году. Еще 1 стандарт, вступающий в силу с 01.01.2022, уже разработан и зарегистрирован.

Таким образом, с 2022 года планируется вступление в силу 7 федеральных стандартов:

Наименование стандарта Комментарий
Стандарт «Бухгалтерская (финансовая) отчетность с учетом инфляции», утвержденный приказом Минфина России от 29.12.2018 № 305н В стандарт внесены изменения (приказ Минфина России от 13.12.2019 № 228н)
Стандарт «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам» Планируется, что стандарт будет разработан в августе 2020 г., зарегистрирован — в ноябре 2020 г.
Стандарт «Метод долевого участия» Планируется, что стандарт будет разработан в сентябре 2020 г., зарегистрирован — в декабре 2020 г.
Стандарт «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность» Планируется, что стандарт будет разработан в сентябре 2020 г., зарегистрирован — в декабре 2020 г.
Стандарт «Биологические активы» Планируется, что стандарт будет разработан в ноябре 2020 г., зарегистрирован — в феврале 2021 г.
Стандарт «Государственная (муниципальная) казна Планируется, что стандарт будет разработан в январе 2021 г., зарегистрирован — в апреле 2021 г.
Стандарт «Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов» Планируется, что стандарт будет разработан в марте 2021 г., зарегистрирован — в июне 2021 г.

Программой разработки также предусмотрена периодичность внесения изменений в действующие инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению отчетности.

Кроме того, впоследствии инструкции будут разработаны в виде федеральных стандартов.

В таблице указаны сроки разработки и вступления в силу данных стандартов:

Наименование стандарта Срок разработки Срок регистрации в Минюсте России Дата вступления в силу
Стандарт «Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов и Инструкция по его применению» Май 2023 Август 2023 Январь 2024
Стандарт «План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению» Май 2023 Август 2023 Январь 2024
Стандарт «План счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений и Инструкция по его применению» Май 2023 Август 2023 Январь 2024
Стандарт «Порядок составления и представления бюджетной отчетности организациями бюджетной сферы» Август 2023 Ноябрь 2023 Январь 2025
Стандарт «Порядок составления, представления бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» Август 2023 Ноябрь 2023 Январь 2025

В соответствии с последними изменениями, внесенными Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н в пункт 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЕННЫМИ учреждениями), касающиеся нумерации счетов бюджетного учета .

Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Счет учета Шаблон КПС
101, 102,103,104, 105, 108

Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000

ХХХХ 0000000000 000.

Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества б

111.40, 111.60 ХХХХ 0000000000 000.
201.00 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
201.35 ХХХХ 0000000000 000
204.00 и корреспондирующий 401.20.200 0000 0000000000 000
209.81 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
304.01 0000 0000000000 000
401.30 0000 0000000000 000
401.60 и корреспондирующий 401.20 ХХХХ 0000000000 ХХХ

В шаблоны КПС в счетах учета бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России от 30.10.2020 N253н (для бюджетных) и N 256Н (для автономных) были внесены изменения, некоторые из них мы привели в нижеследующей таблице.

Напомним, что в 1 — 4 разрядах номера счета указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как и ранее никаких исключений, зависящей для типа хранимой на счете информации не указано, т.е., например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);

в 5 — 14 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения либо не является требованиями, установленными участием в национальных проектах;

в 15 — 17 разрядах номера счета указываются аналитический код вида поступлений от доходов выбытий по расходам, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов; в 24 — 26 разрядах номера счета — коды КОСГУ; Т.е. КПС в общем случае выглядит так ХХХХ 0000000000 ХХХ. Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Счет учета Шаблон КПС
101, 102,103,104, 105, 108 Корреспондирующие с ними 401.20.240, 401.20.250,401.20.270, 401.20.280 ХХХХ 0000000000 000.
Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР в трех последних разрядах указывается, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества
0.201.00 0000 0000000000 000
0.201.35 ХХХХ 0000000000 000
0.204.00 0000 0000000000 000
0.209.81 0000 0000000000 000
0.210.05 ХХХХ 0000000000 510 – участие в конкурсах ХХХХ 0000000000 000 – «льготная» аренда
4.210.06 и корреспондирующий с ним 0.401.10.172 0000 0000000000 000
0.304.01 0000 0000000000 000
0.401.30 0000 0000000000 000

В целях получения дополнительной информации, в соответствии с требованиями учредителя, финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого бюджетному учреждению предоставляются субсидии, а также в целях управленческого учета, бюджетные учреждения в 1 — 17 разрядах номера счета, в котором Инструкцией предусмотрены нули, отражают в соответствии с Рабочим планом счетов соответствующие аналитические коды поступления (выбытия), аналитические коды целевых статей.

Основание: пункт 2.1 Приложения 2 Инструкции 174н / пункт 3 Приложения 2 Инструкции 183н)

Изменения положений Инструкции № 157н, регламентирующих вопросы учета объектов нематериальных активов, направлены:

  1. На установление срока полезного использования по объектам нематериальных активов с неопределенным сроком использования (по объектам, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования). Ранее срок полезного использования по таким объектам в целях определения амортизационных отчислений устанавливался из расчета десяти лет (п. 60 Инструкции № 157н). С 01.01.2021 по таким нематериальным активам начисление амортизационных отчислений осуществляется согласно СГС «Нематериальные активы». В пункте 26 данного стандарта сказано, что по объектам нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется до момента их реклассификации в подгруппу объектов нематериальных активов с определенным сроком полезного использования.

Нематериальный актив с неопределенным сроком полезного использования – объект нематериальных активов, в отношении которого срок полезного использования не может быть определен и документально подтвержден (п. 6 СГС «Нематериальные активы»).

Анализ возможности установления срока полезного использования по всем объектам, входящим в подгруппу «Нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования», производится в каждом отчетном периоде (ежегодно). В случае установления срока полезного использования одновременно устанавливается и способ амортизации (п. 35 СГС «Нематериальные активы»). Реклассификация объектов нематериальных активов из подгруппы «Нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования» в подгруппу «Нематериальные активы с определенным сроком полезного использования» отражается перспективно как изменение оценочных значений в соответствии с положениями СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»[5].

  1. На установление положения о том, что при списании объекта нематериального актива со счетов бухгалтерского учета одновременно списывается и сумма накопленного убытка от обесценения нематериального актива (п. 65 Инструкции № 157н в редакции Приказа № 198н применяется на 01.01.2021).
  2. На введение дополнительных аналитических счетов к синтетическому счету 102 00 (п. 67 Инструкции № 157н в редакции Приказа № 198н применяется с 01.01.2021):

– N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

– R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;

– I «Программное обеспечение и базы данных»;

– D «Иные объекты интеллектуальной собственности».

  1. На исключение из Инструкции № 157н абзаца, устанавливающего, что нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 66 Инструкции № 157н).
  2. На введение нового счета 102 91 «Программное обеспечение и базы данных в концессии», на котором подлежит отражению информация о являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин (программах для ЭВМ), базах данных, информационных системах (в том числе государственных информационных системах) и (или) сайтах в Интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих (п. 67 Инструкции № 157н в редакции Приказа № 198н применяется с 01.01.2021).
  3. На установление нормы о том, что аналитический учет нематериальных активов ведется в разрезе объектов учета нематериальных активов по инвентарным номерам и ответственным лицам (п. 68 Инструкции № 157н в редакции Приказа № 198н применяется на 01.01.2021).

С 2022 года в Инструкции № 191н произойдут изменения

Земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, Приказом № 198н включены в состав непроизведенных активов (п. 70 Инструкции № 157н). Такие земельные участки, вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 103 00 «Непроизведенные активы» на основании документов, подтверждающих права пользования земельными участками (выписок из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке) (норма применяется на 01.01.2021).

Аналитический учет непроизведенных активов ведется в разрезе объектов, идентификационных номеров объектов непроизведенных активов (кадастровых, реестровых, учетных номеров), местонахождений объектов (адресов), ответственных лиц (п. 82 Инструкции № 157н в редакции Приказа № 198н применяется на 01.01.2021).

Приказом № 198н введены дополнительные счета для учета сумм амортизации, начисленной на объекты прав пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками, опытно-конструкторскими и технологическими разработками), программным обеспечением и базами данных, по иным объектам интеллектуальной собственности. Начисление амортизации по данным объектам отражается на следующих аналитических счетах (п. 89 Инструкции № 157н в редакции Приказа № 198н применяется с 01.01.2021):

– N «Амортизация прав пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;

– R «Амортизация прав пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;

– I «Амортизация прав пользования программным обеспечением и базами данных»;

– D «Амортизация прав пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

По иным объектам нефинансовых активов применяется аналитический код группы синтетического счета 60 «Права пользования нематериальными активами» и аналитические коды:

– 104 6N «Амортизация прав пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;

– 104 6R «Амортизация прав пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;

– 104 6I «Амортизация прав пользования программным обеспечением и базами данных»;

– 104 6D «Амортизация прав пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

Новой редакцией п. 90 Инструкции № 157н установлено, что аналитический учет начисленной амортизации ведется в разрезе объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами) и идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных, кадастровых, реестровых, учетных номеров (норма применяется с 01.01.2021).

Перечень объектов, относящихся к материальным запасам, содержится в п. 99 Инструкции № 157н. Приказом № 198н к объектам материальных запасов отнесена биологическая продукция, что соответствует нормам СГС «Запасы»[6], поскольку данный объект относится согласно требованиям названного стандарта к объектам материальных запасов.

Исходя из п. 117, 118, 121 Инструкции № 157н объекты материальных запасов учитываются на счете 0 105 000, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета согласно п. 37 Инструкции № 157н и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета. В отношении учета материальных запасов произошли следующие изменения (применяются на 01.01.2021):

Наименование счета

Характеристика изменений

105 01 «Лекарственные препараты и медицинские материалы»

Изменено наименование счета. Ранее он назывался «Медикаменты и перевязочные средства». Также Приказом № 198н внесены коррективы в сферу применения данного счета: на этом счете ведется учет медикаментов, компонентов, эндопротезов, бактерийных препаратов, сывороток, вакцин, крови и перевязочных средств, иных лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях

105 02 «Продукты питания»

Изменений не произошло

105 03 «Горюче-смазочные материалы»

Приказом № 198н расширена сфера применения счета 0 105 03. Теперь на этом счете ведется учет не только всех видов топлива, горючего и смазочных материалов, в том числе дров, угля, торфа, бензина, керосина, мазута, автола, но и иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем

105 04 «Строительные материалы»

Приказом № 198н внесено уточнение, устанавливающее, что счет 105 04 применяется для учета всех видов строительных материалов, включая строительные материалы для целей капитальных вложений

105 05 «Мягкий инвентарь»

Одним из объектов учета, для которого применяется счет 0 105 05, является спецодежда. Приказом № 198н уточнено, что к спецодежде относится спецодежда, функционально ориентированная на охрану труда, технику безопасности, гражданскую оборону, защиту населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

105 06 «Прочие материальные запасы»

На этом счете ведется учет книжной, иной печатной продукции, кроме печатной продукции, предназначенной для продажи, а также библиотечного фонда и бланочной продукции строгой отчетности (бланков ценных бумаг, квитанционных книжек, голограмм, аттестатов, дипломов, бланков удостоверений, бланков трудовых книжек (вкладышей к ним)) и других бланков, изготовленных типографским способом по форме, утвержденной правовым актом органа власти, учреждения, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, содержащей номер, серию, имеющих степень защиты и специальные требования по их хранению, выдаче и уничтожению (далее – бланки строгой отчетности), выданной ответственным лицам в рамках хозяйственной деятельности учреждения со склада или приобретенной ответственными лицами в случае, когда материальные ценности не принимаются на склад

105 07 «Готовая продукция»

На этом счете ведется учет не только готовой продукции, но и биологической продукции

105 08 «Товары»

Изменений не произошло

105 09 «Наценка на товары»

Изменилось название счета, ранее счет назывался «Торговая наценка»

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам (возрастным группам) и количеству, в разрезе ответственных лиц, местонахождений объектов (адресов, мест хранения), а также при необходимости правовых оснований поступления с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями (п. 119 Инструкции № 157н в редакции Приказа № 198н применяется на 01.01.2021).

Приказом № 198н расширена сфера применения счета 0 106 00, а также введены новые аналитические счета для учета капитальных вложений. Согласно новым нормам счет 106 00 применяется не только для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, но и для сумм произведенных капитальных вложений в нефинансовые активы, безвозмездно передаваемые в целях формирования стоимости нефинансовых активов.

Вложения в нефинансовые активы, осуществляемые учреждениями в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования, осуществления иных расходов, формирующих капитальные вложения) нефинансовых активов, учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета согласно п. 37 Инструкции № 157н (10, 20, 30, 40, 60) и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета (п. 127 Инструкции № 157н в редакции Приказа № 198н применяется с 01.01.2021):

106 0N «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;

106 0R «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки»;

106 0I «Вложения в программное обеспечение и базы данных»;

106 0D «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности».

Счета 106 0N, 106 0R, 106 0I, 1060D предназначены для учета фактически произведенных затрат в составе вложений в объекты нематериальных активов, связанных с их приобретением, созданием, формированием балансовой стоимости, а также сумм произведенных вложений в объекты нематериальных активов, безвозмездно передаваемых в целях формирования стоимости нематериальных объектов основных фондов (п. 131 Инструкции № 157н в редакции Приказа № 198н).

Аналитический учет по счету 0 106 00 ведется в многографной карточке либо в ином регистре бухгалтерского учета, предусмотренном согласно учетной политике для систематизации информации по соответствующей аналитической группе синтетического счета, в разрезе видов (кодов) затрат по каждому строящемуся (реконструируемому, модернизируемому), приобретаемому (изготавливаемому, создаваемому) объекту нефинансовых активов (п. 128 Инструкции № 198н в редакции Приказа № 198н применяется на 01.01.2021).

Для учета поступивших в учреждение объектов операционной аренды (прав пользования активами) применяется счет 0 111 00 «Права пользования активами». Приказом № 198н расширена сфера применения данного счета. Теперь на данном счете также осуществляется учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности), признаваемые в составе нефинансовых активов в соответствии с положениями СГС «Нематериальные активы» (п. 151.1 Инструкции № 157н в редакции Приказа № 198н применяется с 01.01.2021). Для учета права пользования нематериальными активами в план счетов введены новые счета:

0 111 6N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;

0 111 6R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;

0 111 6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;

0 111 6D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».

Кроме того, в план счетов бухгалтерского учета введен новый счет 0 111 49 «Права пользования непроизведенными активами».

Аналитический учет прав пользования активами ведется по объектам, полученным в пользование, правам пользования нематериальными активами, идентификационным номерам объектов нефинансовых активов (учетным номерам, реестровым номерам, кадастровым номерам (при наличии)) и по правообладателям (арендодателям) в разрезе договоров (иных правовых оснований прав пользования нематериальными активами), мест нахождения имущества, полученного в пользование, а также ответственных лиц (п. 151.3 Инструкции № 157н в редакции Приказа № 198н применяется с 01.01.2021).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *