Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сп детские дошкольные учреждения 2022 с изменениями». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ — Открытое акционерное общество «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования» (ОАО «МНИИТЭП»), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России), Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В.А.Кучеренко (ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
4 УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 573/пр и введен в действие с 18 февраля 2017 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 26 декабря 2018 г. N 872/пр c 27.06.2019
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019
Предлагается вернуть отмененные с 01.01.2022 СанПиН с требованиями к ЗОУИТ
Настоящий свод правил разработан с целью проектного обеспечения удобства и безопасности пребывания детей и взрослых на участках и в зданиях дошкольных образовательных организаций при обеспечении современного уровня физического развития, воспитания и дошкольного образования. При разработке настоящего свода правил соблюдены требования Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [4] к зданиям дошкольных образовательных организаций» и обеспечено соответствие требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» [1] в дополнение к СП 118.13330 с детализацией нормативных требований к зданиям дошкольных образовательных организаций. Учтены положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [3]; Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных законов в области безопасности объектов капитального строительства, энергоэффективности [5], а также санитарно-эпидемиологических требований к зданиям дошкольных образовательных организаций и постановления.
1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО) всех организационно-правовых форм и форм собственности.
1.2 Свод правил устанавливает требования:
— к градостроительному размещению участков и зданий ДОО, с учетом инженерной и транспортной инфраструктуры;
— к комплексному благоустройству (и озеленению) участков ДОО;
— к функционально-планировочному зонированию территории участков и групп помещений ДОО;
— к пожарной безопасности ДОО;
— к объемно-планировочным конструктивным решениям зданий ДОО;
— к инженерно-техническому оборудованию, отделке и микроклимату помещений ДОО;
— к энергетической эффективности и безопасной эксплуатации ДОО.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.3 Свод правил применяется к проектированию, строительству и эксплуатации помещений, отдельных зданий и комплексов зданий ДОО, предназначенные для временного пребывания детей.
1.4 Свод правил применяется к ДОО, расположенным в городских и сельских поселениях, в том числе к зданиям ДОО, отдельно стоящим, а также пристроенным или встроенно-пристроенным (частично) к зданиям другого функционального назначения (жилым, общественным, многофункциональным), режим работы и санитарно-эпидемиологические условия которых не противоречат работе ДОО.
1.5 Требования СП рекомендуется применять при разработке заданий на проектирование ДОО:
— отдельно стоящих на отдельном участке или на одном участке со зданиями жилого и общественного назначения, а также в составе комплексов зданий общеобразовательных организаций;
— встроенных, пристроенных, встроенно-пристроенных в жилые дома (многоквартирные, одноквартирные) и в общественные здания.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.1. Настоящие санитарные правила (далее — Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
1.2. Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее -Хозяйствующие субъекты).
Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.
1.3. При разработке проектной документации в отношении зданий, строений, сооружений, помещений, используемых хозяйствующими субъектами при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее — объекты), должны соблюдаться требования Правил, установленные пунктами 2.1.1, 2.1.2 (абзацы первый, второй, четвертый, пятый), 2.1.3, 2.2.1 (абзацы первый — четвертый), 2.2.2 (абзацы первый и четвертый), 2.2.3 (абзацы первый и третий), 2.2.5, 2.2.6, 2.3.1, 2.3.2 (абзацы первый и третий), 2.3.3, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3 (абзацы первый, третий, четвертый, седьмой), 2.4.6 (абзацы первый, одиннадцатый — четырнадцатый), 2.4.7, 2.4.8 (абзацы первый и второй), 2.4.9, 2.4.10, 2.4.11 (абзацы первый, второй, пятый), 2.4.12 (абзац первый), 2.4.13, 2.4.14, 2.5.1, 2.5.3 (абзацы второй и третий), 2.5.4, 2.6.1, 2.6.5, 2.7.1 (абзацы первый и второй), 2.7.2, 2.7.4 (абзацы первый и второй), 2.8.1, 2.8.2 (абзацы первый и второй), 2.8.5 (абзац первый), 2.8.7, 2.8.8, 2.12.2 — ко всем хозяйствующим субъектам с учетом особенностей, определенных для отдельных видов организаций в соответствии с:
пунктами 3.1.1 (абзац первый), 3.1.2 (абзацы первый — четвертый), 3.1.3 (абзацы первый — седьмой, девятый, десятый), 3.1.7 (абзацы первый, второй, четвертый, шестой), 3.1.11 (абзацы первый — четвертый, шестой -восьмой) — в отношении организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий,
пунктами 3.2.1 (абзац первый и второй), 3.2.4, 3.2.7 — в отношении детских центров, центров развития детей и иных хозяйствующих субъектов, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях,
пунктами 3.3.1 (абзац первый и второй), 3.3.3 — в отношении детских игровых комнат, размещаемым в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения,
пунктами 3.4.1 (абзац первый), 3.4.2, 3.4.3 (абзацы первый — третий), 3.4.4, 3.4.5, 3.4.9 — 3.4.13, 3.4.14 (абзацы первый — четвертый, шестой) — в отношении организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
пунктами 3.6.1, 3.6.3 (абзацы первый — четвертый) — в отношении организаций дополнительного образования и физкультурно-спортивных организаций,
пунктами 3.7.2, 3.7.4, 3.7.5 — в отношении организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
пунктами 3.8.1 — 3.8.4 — в отношении организаций социального обслуживания семьи и детей,
пунктами 3.9.1, 3.9.2 (абзацы первый и второй), 3.9.3 (абзацы первый, второй, четвертый, шестой), 3.9.4 — в отношении профессиональных образовательных организаций,
пунктами 3.10.1, 3.10.2 — в отношении образовательных организаций высшего образования,
пунктами 3.11.3 (абзац первый), 3.11.4, 3.11.5, 3.11.6 — в отношении загородных стационарных детских оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием,
пунктом 3.15 — в отношении хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги временного размещению организованных групп детей в общежитиях, гостиницах, загородных отелях, туристических базах, базах отдыха.
Объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию, в случае если указанные процессы начались до вступления в силу Правил, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, при условии обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
1.4. Функционирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, подлежащую лицензированию, а также деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего их соответствие санитарному законодательству в том числе Правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей1.
3.1. В организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в том числе размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых здания должны соблюдаться следующие требования:
3.1.1. Количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее — дошкольная организация), осуществляющей присмотр и уход за детьми, в том числе в группах, размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты.
Для групп раннего возраста (до 3 лет) — не менее 2,5 м2 на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) — не менее 2 м2 на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки. Площадь спальной для детей до 3 дет должна составлять не менее 1,8 м2 на ребенка, для детей от 3 до 7 лет — не менее 2,0 м2 не ребенка. Физкультурный зал для детей дошкольного возраста должен быть не менее 75 м2.
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Количество воспитанников с ограниченными возможностями здоровья определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного воспитанника, а также соблюдения требований к расстановке мебели в соответствии с Правилами. Количество детей в группах компенсирующей направленности не должно превышать:
для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи — 12 детей в возрасте старше 3 лет,
для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп,
для слабослышащих детей — 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет,
для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп,
для слабовидящих детей — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с амблиопией, косоглазием — 6 детей в возрасте до 3 лет и 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 детей в возрасте до 3 лет и 8 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с задержкой психоречевого развития — 6 детей в возрасте до 3 лет, для детей с задержкой психического развития — 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с умственной отсталостью легкой степени — 10 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени — 8 детей в возрасте старше 3 лет,
для детей с расстройствами аутистического спектра — 5 детей для обеих возрастных групп,
для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) — 5 детей для обеих возрастных групп.
Количество детей в группах комбинированной направленности не должно превышать:
в возрасте до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
в возрасте старше 3 лет, в том числе:
не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени, или с расстройствами аутистического спектра, или детей со сложным дефектом,
не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени,
не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития, детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Допускается организация разновозрастных групп компенсирующей или комбинированной направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности соблюдения в них режима дня, соответствующего анатомическим и физиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно.
При комплектовании групп комбинированной направленности не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; при объединении детей с разными нарушениями в развитии учитываются направленность адаптированных образовательных программ дошкольного образования и возможности их одновременной реализации в одной группе.
3.1.2. Дошкольные организации должны иметь собственную территорию для прогулок детей (отдельно для каждой группы).
На собственной территории дошкольной организации следует располагать игровую (групповые и физкультурно-оздоровительные площадки) и хозяйственную зоны, а также место для хранения колясок, велосипедов, санок.
Игровая зона включает групповые площадки, индивидуальные для каждой группы. Для отделения групповых площадок друг от друга, а также для отделения их от хозяйственной зоны используют зеленые насаждения. На территории групповых площадок устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 м2 на одного ребенка, но не менее 20 м2, песочницы, а также иные приспособления для игр. Теневые навесы оборудуют полами из дерева или иных строительных материалов в соответствии с областью применения.
Допускается установка на прогулочной площадке сборно-разборных навесов, беседок.
Для организации прогулок детей младенческого возраста используются прогулочные коляски (в том числе многоместные).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. Пояснительная записка
1.1 Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад №36 «Теремок» (далее — ДОУ) на 2021 – 2022 учебный год разработан в соответствии со следующими документами:
— Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
— Письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. № 65/23-16;
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Пояснительная записка
к календарному учебному графику
Календарный учебный график МАДОУ № 36 «Теремок» (далее – МАДОУ) разработан в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
Инструктивно-методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузкой на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000г. № 65/23-16, с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2,
Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
Уставом МАДОУ № 36 «Теремок».
Календарный учебный график разрабатывается ежегодно, при участии педагогических работников МАДОУ, с учетом мнения Совета родителей ДОУ, принимается на заседании Педагогического совета МАДОУ, утверждается заведующим МАДОУ.
Календарный учебный график включает в себя:
— режим работы МАДОУ;
— праздничные дни;
— продолжительность образовательного процесса в год (в учебном году, в летне-оздоровительный период);
— сроки проведения педагогической диагностики (мониторинга).
Организация режима пребывания воспитанников
в МАДОУ № 36 «Теремок» на 2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Правильный распорядок дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения распорядка является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. Следует стремиться к тому, чтобы приблизить режим дня к индивидуальным особенностям ребенка.
В таблице приведены примерные режимы дня для различных возрастных групп. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду. В режиме дня указана общая длительность занятий, включая перерывы между их различными видами. Педагог самостоятельно дозирует объем образовательной нагрузки, не превышая при этом максимально допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами нагрузку. В теплое время года часть занятий можно проводить на участке во время прогулки.
В середине занятий статического характера рекомендуется проводить физкультминутки.
Распорядок дня является примерным, его можно корректировать с учетом особенностей работы конкретного контингента детей, климата в регионе, времени года, длительности светового дня.
Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в детском саду комфортно, безопасно; знал, что его здесь любят, что о нем позаботятся. Повышенное внимание надо уделять детям, которые неохотно расстаются с родителями и не хотят оставаться в группе, особенно в период адаптации к детскому саду.
общая численность обучающихся — 35
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) — 0
за счет бюджетов субъектов Российской Федерации (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) — 35
за счет местных бюджетов (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) — 35
по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучении за счет средств физических и (или) юридических лиц (в том числе с выделением численности обучающихся, являющихся иностранными гражданами) — 35
СанПин для детских садов с изменениями 2021 года
Телефоны экстренных служб:
02 — Полиция
5-11-37 — дежурная часть
5-13-08 — ФСБ
5-22-63 — МЧС
2-39-20 — пожарная часть
Горячая линия:
8 8793 333233
Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПин поддается постоянным изменениям.
Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПин для детских садов в 2021 году»
До | После |
---|---|
Запрет на проветривание помещений в присутствии детей | Разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду |
Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищи | Увеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории |
Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровой | Увеличение предельных показателей |
Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2021 году возлагаются такие обязанности:
- выбор надежного поставщика;
- соблюдение правил доставки;
- контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
- выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
- следование рецептурам приготовления блюд.
В СанПин 2021 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:
- расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
- отсутствие промышленных предприятий поблизости;
- уровень шума не должен превышать норму;
- измерение загрязнения атмосферного воздуха;
- возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:
- непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
- не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
- время уличных прогулок желательно делить на два периода;
- в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.
Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.
По СанПин проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:
- минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
- заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПин в 2021 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:
- игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
- спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПин в 2021 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2021 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.
Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:
- для мытья полов;
- при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
- во время мытья окон;
- в случаях стирки белья и игрушек.
Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.
Перед приемом несовершеннолетнего в детский сад необходимо получить медицинское заключение, которое станет основанием для определения ребенка в группу. Отсутствие документа дает право руководителю организации отказать в зачислении малолетнего в список воспитанников.
Сотрудники организации (воспитатели) отвечают за ежедневный прием детей в группу. Они осуществляют осмотр несовершеннолетних самостоятельно или с участием медицинского работника.
Прием в группу детей с подозрением на заболевание не допускается. При выявлении проблем со здоровьем после приема, несовершеннолетний подлежит изоляции в кабинете медработника до прихода родителей.
В случае подозрения на заболевания несовершеннолетнему измеряется температура. После каждого использования необходимо обрабатывать термометры. Обработанные градусники хранятся отдельно от использованных. Обрабатываемое оборудование должно быть недоступно для детей.
Если ребенок отсутствовал в группе более 5 дней, его прием возможен только при наличии справки от педиатра с печатью об отсутствии инфекционных контактов. В количество дней не включаются праздники и выходные.
Режим сна определяется в соответствии с возрастом. Для несовершеннолетних от 0 до 3 лет этот вопрос устанавливает врач, от 3 до 7 лет – дневной сон должен быть 2 – 2,5 часа, через 5,5 – 6 часов после прихода в дошкольное учреждение.
СанПиН для ДОУ с изменениями на 2021 год
№ | Дети (возраст) | Время непрерывного урока (мин) | С 8.00 до 12.00 (мин) | С 15.00 до 19.00 (мин) |
1 | От 6 до 7 | 30 | 90 | 30 |
2 | От 5 до 6 | 25 | 45 | 25 |
3 | От 4 до 5 | 20 | 40 | – |
4 | От 3 до 4 | 15 | 30 | – |
5 | От 1,5 до 3 | 10 | 10 | 10 |
Для оздоровления несовершеннолетних, в течение дня в детском саду нужно проводить уроки физического воспитания. В них включается массаж и перечень упражнений. Продолжительность утренней гимнастики зависит от возраста ребенка.
Уроки физвоспитания проводятся 3 – 4 раза в неделю. Для несовершеннолетних от 5 до 7 лет один урок обязательно проводится на улице.
Продолжительность гимнастики зависит от возраста детей и совпадает с временем непрерывного занятия. Дополнительно в рамках оздоровления возможна организация уроков закаливания.
Пищеблок в детском саду должен располагаться в отдельном помещении. Весь инвентарь подлежит обязательной маркировке.
Мытье посуды в детсаду – это процесс, который по СанПиН регламентирован максимально подробно. После очистки посуды от остатков продуктов питания, предметы моют в двух мойках, без использования моющих средств, просушиваются и хранятся на специальных стеллажах на высоте 35 см от пола. Металлическая посуда подлежит дополнительному прокаливанию в духовке.
Посуда для детей и для персонала храниться раздельно.
Особое внимание уделяется питьевому режиму в ДОУ. Вода должна соответствовать требованиям безопасности и быть бутилированной. Необходимо соблюдать установленный срок хранения. В крайнем случае, она может быть кипяченой. Но срок ее хранения не более 3 часов.
Санитарные нормы и правила предусматривают регулярную обработку помещений от появления плесени. С это целью все стены в комнатах с повышенной влажностью покрываются плиткой.
СанПиН предусматривают даже цвет стен в ДОУ. С северной стороны – теплые цвета, с южной – холодные.
Каждая группа оборудуется индивидуальными ячейками для верхней одежды детей, местом для одежды родителей. В яслях дополнительно выделяется место для кормления грудью и пеленальный столик.
СанПиН устанавливает нормативы размера стульчиков для детей в зависимости от возрастной категории. Мебель подлежит обязательной маркировке.
№ | Возрастная категория | Количество раковин | Количество унитазов |
1 | 6 – 7 | 1 на 5 детей | 1 на 5 детей |
2 | 5 – 6 | 1 на 5 детей | 1 на 5 детей |
3 | 4 – 5 | 4 | 4 |
4 | 3 – 4 | 4 | 4 |
5 | 1,5 – 3 | 3 | Используются горшки |
В каждой группе устанавливается одна раковина для взрослых.
6.1 Размещение и планировка участков
Наименование помещения |
Площадь, м2, не менее |
Номер примечания |
1 Центр игровой поддержки ребенка, лекотека |
||
Помещение лекотеки для занятий в группе (без спальни) на 6 мест |
Из расчета 5 на 1 место, не менее 30 |
|
Групповое помещение (без спальни) Центра игровой поддержки на 8 (12) мест |
Из расчета 3 на 1 место, не менее 30 |
|
Раздевальная |
10 |
|
Буфетная |
8 |
|
Туалетная |
10 |
|
Кладовая для педагогических пособий и игрушек |
5 |
|
Кабинет для индивидуальных занятий детей и/или консультаций родителей |
20 |
|
2 Консультативный пункт |
||
Кабинеты |
15+20 |
|
Холл для родителей |
10 |
|
Туалетная |
10 |
|
Санитарный узел для родителей |
5 |
|
3 Служба ранней помощи |
||
Раздевальная |
18 |
|
Туалетная |
12 |
|
Игровая (не менее двух помещений) |
Из расчёта на 1 помещение не менее 25 |
|
Кабинет индивидуальных занятий с детьми |
15 |
|
Медицинские кабинеты специалистов |
Из расчёта на 1 помещение не менее 12 |
|
Колясочная |
12 |
|
4 Общие помещения |
||
Вестибюль-холл (с гардеробом и универсальным санитарным узлом) |
30 |
|
Кабинет администрации |
12 |
|
Комната преподавателей (с санузлом и раздевальным помещением) |
22 (12+4+6) |
|
Комната для персонала с санузлом и раздевальным помещением |
15 |
|
Кабинет медицинской сестры (с туалетом с местом для приготовления дезинфицирующих растворов) |
18 (12+6) |
|
Примечания 1 Центр игровой поддержки ребенка, консультативный центр, служба ранней помощи по заданию на проектирование могут проектироваться: — в комплексе с группами кратковременного пребывания, проектируемыми с составом помещений по СанПин 2.4.1.3049; — отдельными функционально-планировочными группами помещений; при этом при каждой из них выполняют общие помещения; — объединенным комплексом с указанными функционально-планировочными группами и общими помещениями; — в составе ДОО общего типа (или иного). 2 По заданию на проектирование допускается размещение помещений для хранения материалов фонетики, помещения для проведения лекций, а также уточнение числа кабинетов в составе консультативного пункта. 3 Допускается проектировать колясочную при «Службе ранней помощи» на открытой площадке снаружи здания, непосредственно около входа, оборудованной навесом, защищающим от осадков. |
Помещения/нормируемая освещенность на рабочей поверхности, лк |
Индекс помещения i |
||||
0, 6 |
0, 8 |
1, 25 |
2, 0 |
≥3, 0 |
|
Инвентарные, хозяйственные кладовые*/Е = 50 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
Спальные E = 100 |
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
Бассейны, рекреации/Е = 150 |
15 |
13, 75 |
12, 5 |
11 |
10 |
Медицинский кабинет, раздевальные/E = 300 |
25 |
23 |
20 |
18 |
16 |
Групповые, игральные, столовые, комнаты музыкальных и гимнастических занятий/E = 400 |
30 |
28 |
25 |
22 |
20 |
Кабинет директора/E = 500 |
42 |
39 |
35 |
31 |
28 |
* Значения Wуд, регламентируемые не для основных ОУ ДОО с нормируемой Ег менее 100 лк. |
В.2 Нормативный регламент показателей ОУ ИО помещений ДОО, применяемый при проектировании систем освещения и используемый проектировщиками при разработке проектов ИО, разрабатывается в соответствии с:
— СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585;
— СП 52.13330;
— правилами [9].
Каждый из вышеизложенных документов содержит нормативные требования к проектированию ИО, в силу чего ОУ дошкольных образовательных организаций должны соответствовать комплексу требований нормативной документации, со следующим приоритетом их соблюдения:
— при выполнении расчетной части раздела «Электроосвещение», в частности при решении инженерно-технических и технологических вопросов, выборе методик расчета ОУ, ограничении светотехнических, электротехнических и энергосберегающих показателей, разработке ОУ по архитектурно-конструктивным и технико-экономическим требованиям следует руководствоваться СП 52.13330;
— при выполнении раздела «Электроосвещение» в части использования в расчетах ОУ функциональных назначений помещений и гигиенических нормативных требований к световой среде следует руководствоваться СанПиН 2.2.1/2.1.1.2585;
— при разработке раздела «Электрооборудование», при решении вопросов проектирования силовой и осветительной части проекта, выборе светотехнического и электротехнического оборудования, выполнении сопровождающих инженерных расчётов следует руководствоваться правилами [9].
119. На объектах организуется и проводится производственный контроль в соответствии с требованиями документов нормирования.
120. На объектах создаются условия для соблюдения правил личной гигиены.
Для мытья рук устанавливают умывальные раковины с подводкой к ним горячей и холодной воды, со средствами для мытья и сушки рук.
121. На объектах обслуживающий персонал (помощники воспитателей, технический персонал), работники пищеблока обеспечиваются специальной одеждой не менее двух комплектов (костюм или халат, косынки, колпак, фартук), сменной обувью.
122. Работники объектов соблюдают личную и производственную гигиену, при выходе из объекта и перед посещением туалета снимают специальную одежду, моют руки с мылом перед началом работы и после посещения туалета, а также после каждого перерыва в работе и соприкосновения с загрязненными предметами.
123. Работники пищеблока соблюдают следующие правила личной гигиены:
1) перед началом работы верхнюю одежду убирают в шкаф, тщательно моют руки с мылом;
2) работают в чистой специальной одежде, подбирают волосы под косынку или колпак;
3) в процессе работы снимают кольца, цепочки, часы;
4) при выходе из пищевого блока, при посещении туалета снимают спецодежду, по возвращении в столовую тщательно моют руки горячей водой с мылом и щеткой, после чего одевают спецодежду.
Не допускается иметь длинные ногти и покрывать их лаком, застегивать спецодежду булавками.
124. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, больные или носители возбудителей инфекционных заболеваний, также контактировавшие с больными или носителями не допускаются к работе до проведения соответствующего медицинского обследования и заключения врача.
125. На объектах обслуживающий персонал и работники пищеблока проходят медицинский осмотр и гигиеническое обучение. На работу не принимаются лица без личной медицинской книжки и отметки о допуске к работе.
139. Допускается функционирование ДО вместимостью до трех групп с минимальным набором помещений.
При отсутствии возможности выделения дополнительных площадей допускается:
1) совмещение в одном помещении игровой и спальни из расчета не менее 3,0 м2 на 1 ребенка, при этом в спальной зоне устанавливаются трансформируемые (встроенные откидные, выдвижные, выкатные) кровати;
2) организация общей раздевальной, оборудованной индивидуальными шкафчиками для одежды и обуви, скамейками;
3) организация питания в группах без оборудования буфетных-раздаточных или в общей столовой по графику;
4) организация централизованной моечной для столовой посуды и приборов вне группы;
5) в туалетных установить 1 унитаз и 1 раковину на 10 детей;
6) одна туалетная в ДО с расчетным количеством не более 30 детей;
7) сокращение набора помещений пищеблока и технологического оборудования, при условии обеспечения безопасности готовой продукции:
приготовление пищи допускается на площадях помещений не менее 21 м2 при соблюдении зонирования (раздаточная, для обработки сырой продукции, готовой продукции, для мытья кухонной посуды);
кладовая с выделением зон для хранения овощей и сыпучих продуктов; помещение (отведенное место) для персонала;
для мытья сырой продукции и рук персонала устанавливаются отдельные мойки, для мытья кухонной посуды – одна мойка объемом, достаточным для полного погружения используемой посуды;
в ДО вместимостью до трех групп размещаемых, на первых двух этажах многоквартирного жилого дома с расчетным количеством не более 30 детей приготовление пищи допускается на площадях помещений не менее 12 м2 при соблюдении зонирования (раздаточная, для обработки сырой продукции, готовой продукции, для мытья кухонной посуды). При отсутствии кладовых для продуктов питания закуп осуществляется не более чем на неделю;
уменьшение площади помещений для приготовления пищи не более чем на 10%;
8) для хранения запасов белья складские помещения или отведенное место со шкафами;
9) использование для организации прогулок игровых площадок с ограждением на придомовой территории (допускается организация прогулок по графику);
10) устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года, с обеспечением безопасности их конструкции (сборки, установки) для детей.
140. При отсутствии медицинского работника допускается осуществлять медицинское обеспечение территориальной организацией первичной медико-санитарной помощи. При этом предусматривается оборудование медицинского кабинета площадью не менее 6 м2.
В ДО вместимостью до трех групп, размещенных на первых двух этажах многоквартирного жилого дома с расчетным количеством не более 30 детей – выделение отдельного рабочего места для медицинского работника.
Оснащение проводится согласно оказываемых медицинских услуг.
6.2 Пожарная безопасность дошкольных образовательных организаций в застройке
Таблица |
раздевальная |
из расчета не менее 0,7 м2 на 1 ребенка |
игровая |
из расчета для групп ясельного и дошкольного возраста не менее 2,0 м2 на 1 ребенка |
буфетная-раздаточная |
не менее 3,8 м2 |
спальня |
из расчета для групп ясельного и дошкольного возраста не менее 1,8 м2 на 1 ребенка |
туалетная |
не менее 16 м2 |
Приложение 3 к Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка» |
Помещения |
Умывальники |
Унитазы |
Слив (видуар) со смесителем |
Водоразборный кран |
Ванна с комбинированным смесителем |
Поддон душевой с сеткой на гибком шланге |
Мойка двух камерная со смесителем |
||
Детские с туалетным краном |
Для взрослых со смесителем |
Детские |
Для взрослых |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
буфетная-раздаточная |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
туалетная группы детей 1-2 лет |
3 |
1 |
3 |
— |
— |
— |
— |
1 глубокий |
— |
туалетная группы детей 3 – 6 лет |
3 |
— |
3 |
— |
— |
— |
— |
1 мелкий |
— |
душевая при физкультурном зале |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
2 |
|
медицинский кабинет |
— |
1 |
— |
— |
— |
— |
|||
процедурный кабинет |
1 |
||||||||
изолятор |
1 |
— |
— |
— |
— |
— |
|||
туалет изолятора |
— |
1 |
1 |
— |
1 |
— |
— |
1 |
|
туалет персонала |
— |
1 |
— |
1 |
— |
— |
— |
||
комната личной гигиены женщин |
— |
1 |
— |
биде |
— |
— |
— |
||
душевая персонала |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
1 |
— |
Примечание: в туалетных ДО вместимостью до трех групп предусматривается 1 унитаз и 1 раковина на 10 воспитанников.
Приложение 4 к Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка» |
Вид нарушений развития детей |
Ранний возраст (до трех лет) |
Дошкольный возраст (от трех лет) |
1 |
2 |
3 |
Для детей с тяжелыми нарушениями речи |
10 |
12 |
Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием произношения отдельных звуков |
10 |
12 |
Для неслышащих детей |
8 |
8 |
Для слабослышащих детей |
10 |
12 |
Для незрячих детей |
10 |
10 |
Для слабовидящих детей, для детей с косоглазием и амблиопией |
10 |
15 |
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата |
10 |
12 |
Для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) |
6 |
10 |
Для детей с задержкой психического развития |
6 |
10 |
Для детей с глубокой умственной отсталостью |
6 |
10 8 |
Для детей со сложными дефектами (2 и более дефектов) |
6 |
6 |
Для детей с иными отклонениями в развитии |
10 |
15 |
Примечание: при наличии детей с расстройством аутистического спектра в сочетании с умственной отсталостью наполняемость специальных групп для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) и с задержкой психического развития уменьшается из расчета: количество детей раннего возраста – 4 ребенка; количество детей дошкольного возраста – 6 детей.
Приложение 5 к Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным организациям и домам ребенка» |
Таблица 1 |
Группа мебели |
Группа роста детей в см |
Высота стола в см |
Высота сиденья стула в см |
1 |
3 |
4 |
5 |
А |
До 80 |
34 |
17 |
Б |
80 – 90 |
35 |
20 |
В |
90 – 100 |
43 |
24 |
Г |
100 – 115 |
48 |
28 |
Д |
115 – 130 |
54 |
32 |
Ж |
Выше 130 |
60 |
36 |
1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО) всех организационно правовых форм и форм собственности.
1.2 Свод правил устанавливает требования:
— к градостроительному размещению участков и зданий ДОО, с учётом инженерной и транспортной инфраструктуры;
— к комплексному благоустройству (и озеленению) участков ДОО;
— к функционально-планировочному зонированию территории участков и групп помещений ДОО;
— к пожарной безопасности ДОО;
— к объемно-планировочным конструктивным решениям зданий ДОО;
— к инженерно-техническому оборудованию, отделке и микроклимату помещений ДОО;
— к энергетической эффективности и безопасной эксплуатации ДОО.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
1.3 Свод правил применяется к проектированию, строительству и эксплуатации помещений, отдельных зданий и комплексов зданий ДОО, предназначенные для временного пребывания детей.
1.4 Свод правил применяется к ДОО, расположенным в городских и сельских поселениях, в том числе к зданиям ДОО: отдельно стоящим, а также пристроенным или встроенно-пристроенным (частично) к зданиям другого функционального назначения (жилым, общественным, многофункциональным), режим работы и санитарно-эпидемиологические условия которых не противоречат работе ДОО.
1.5 Требования СП рекомендуется применять при разработке заданий на проектирование ДОО:
— отдельно стоящих на отдельном участке или на одном участке со зданиями жилого и общественного назначения, а также в составе комплексов зданий общеобразовательных организаций;
— встроенных, пристроенных, встроенно-пристроенных в жилые дома (многоквартирные, одноквартирные) и в общественные здания.
(Новая редакция. Изм. № 1)
В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 дошкольная образовательная организация; ДОО: Образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
3.2 обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья: Физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
3.3 группа: организационно-структурная единица (ячейка) дошкольной образовательной организации, в которой в полном объеме или частично осуществляются: присмотр, уход, оздоровление и образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
Примечание — Виды групп:
— по возрастному составу детей: ясельные для младенческого (от двух месяцев до одного года) и раннего (от одного года до трех лет) возрастов; дошкольные для детей от трех до семи лет;
— по режиму пребывания детей: кратковременного пребывания — до 5 ч, сокращенного дня -до 10 ч, полного дня — до 12 ч, продленного дня — до 14 ч, круглосуточного пребывания — 24 ч;
— по контингенту детей: преимущественно для детей, не нуждающихся в специальных условиях получения образования (95 % и более); для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; для совместного пребывания детей, не нуждающихся в специальных условиях получения воспитания и образования, и детей с ограниченными возможностями здоровья (около 30 % детей от общего числа воспитанников);
— по виду деятельности и образовательным программам различной направленности:
— общеразвивающие — группы ДОО, осуществляющие реализацию образовательной программы дошкольного образования;
— комбинированные — группы ДОО, в которых в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, осуществляется совместное образование детей, не нуждающихся в специальных условиях получения воспитания и образования, и детей с ограниченными возможностями здоровья;
— компенсирующие — группы ДОО, осуществляющие реализацию адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— оздоровительные — группы ДОО, создаваемые для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий, в которых осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур;
— группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
(Новая редакция. Изм. № 1)
3.4 ДОО общего типа: Для всех групп ДОО реализует общеразвивающую и/или комбинированную образовательную программу.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
3.5 ДОО специализированного типа: Для групп ДОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реализует компенсирующую и/или оздоровительную образовательную программу.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
3.6 участок ДОО: Огороженная земельная территория комплексного благоустройства, непосредственно примыкающая к фасадам зданий ДОО.
3.7 функционально-планировочное зонирование участка ДОО: Территориально-планировочное деление участка ДОО на основные и вспомогательные площадки, предназначенные для выполнения определенных функций.
(Новая редакция. Изм. № 1)
3.8 основная площадка участка ДОО: Часть территории, предназначенная для изолированного использования группами или отдельными детьми в сопровождении персонала ДОО и включающая в себя детские рекреационные площадки (игровые, спортивные).
(Измененная редакция. Изм. № 1)
3.9 вспомогательные площадки участка ДОО: Площадки, предназначенные для открытого использования персоналом в том числе: хозяйственные, обеспечивающие функции санитарно-бытового обслуживания и хранения инвентаря; подсобно-технические, обеспечивающие функции общественного питания и инженерно-технического обслуживания; коммуникационные, для размещения путей пешего прохода посетителей и заезда автомашин обслуживания (санитарно-бытового, технического), автомашин специальных служб (безопасности, спасения); озеленения.
3.10 функционально-планировочная зона помещений ДОО: Объёмно-планировочная группа (блок) помещений, предназначенных для выполнения определенных функций, в том числе основных, дополнительных, вспомогательных.
3.11 основное помещение ДОО: Помещение, предназначенное для размещения и обеспечения режима пребывания детей в группах, включает в себя групповые, игровые, спальные помещения.
4.1 Строительство зданий ДОО следует осуществлять, предусматривая защиту от источников опасных природных и вредных техногенных воздействий, согласно СП 42.13330.
Не допускается размещение участков ДОО в пределах санитарно-защитных зон предприятий и иных объектов в соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
4.2 При проектировании участков, зданий и помещений ДОО, в том числе с помещениями вариативных форм образования, а также организационной формы «семейный детский сад», следует руководствоваться СанПиН 2.4.1.3049, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПиН 2.4.1.3147. Для ДОО вариативных форм образования, функционирующих автономно, допускается руководствоваться положениями СанПиН 2.4.1.3049 в части требований к размещению, необходимых функциональных групп помещений, а также к естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, отоплению и вентиляции.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
4.3 При проектировании (реконструкции) участков и зданий ДОО необходимо предусматривать мероприятия по обеспечению доступности для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов (детей и взрослых) в соответствии с СП 59.13330, СП 136.13330, СП 137.13330, СП 138.13330 и СП 140.13330.
(Новая редакция. Изм. № 1)
4.4 Минимальную ширину путей движения от входа на участок, проходов по территории, в основных и дополнительных помещениях ДОО следует устанавливать с учетом максимальных габаритных размеров детских кресел-колясок по ГОСТ 19245 и эргономических параметров движения ребенка-инвалида на кресле-коляске с сопровождающим лицом.
Для взрослых инвалидов на креслах-колясках (посетителей и персонала ДОО) необходимо обеспечить безбарьерный доступ в общее коммуникационно-рекреационное пространство здания, специализированные помещения для обслуживания детей (кроме бассейна), помещения для детских кружков и секций, медицинские, общие помещения для коррекции и оздоровления детей, в служебно-бытовые помещения с учетом максимальных габаритных размеров кресел-колясок для взрослых инвалидов по ГОСТ Р 50602.
Для взрослых маломобильных групп населения и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе на креслах-колясках, следует предусмотреть специально оборудованные доступные кабины в санузлах в соответствии с СП 59.13330.2016. Для взрослых: 1 кабина на этаже, для детей: 1 санузел на всех этажах (или кабина в составе групповой ячейки).
(Новая редакция. Изм. № 1)
4.5 (Исключить. Изм. № 1)
4.6 Входные группы (ворота, калитки, наружные двери и тамбуры контрольно-пропускных пунктов) на территорию ДОО, а также входные группы (наружные двери и тамбуры, двери выходов на эксплуатируемые кровли) в здания ДОО следует оборудовать техническими средствами по ГОСТ Р 51671.
(Новая редакция. Изм. № 1)
5.1 Радиус доступности обслуживания от места проживания до ДОО общего типа должен быть не более:
— 300 м — в крупнейших, крупных, больших и средних городах;
— 500 м — в малых городах и сельских поселениях, при малоэтажной (1 — 3-этажной) застройке.
Для обеспечения радиуса доступности обслуживания в условиях сложившейся застройки при отсутствии участков требуемой площади рекомендуется проектировать комплексы ДОО с отделениями малой вместимости (в том числе пристроенные, встроенно-пристроенные и встроенные в жилые и общественные здания).
Вышеуказанные радиусы доступности обслуживания не распространяются на ДОО специализированного типа; при их проектировании рекомендуется предусматривать возможность организации групп круглосуточного пребывания (пятидневки).
Для климатических подрайонов IA, IB, IГ, IД и IIA (согласно СП 131.13330), а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа вышеуказанные радиусы обслуживания следует уменьшать на 30 %.
(Новая редакция. Изм. № 1)
5.2 (Исключен. Изм. № 1)
5.3 (Исключен. Изм. № 1)
6.2.1 При размещении ДОО в застройке следует соблюдать требования [3] и СП 4.13130 и СП 8.13130.
6.2.2 На участке вновь строящегося отдельно стоящего здания ДОО следует предусматривать не менее двух въездов, один из которых обеспечивает связь с хозяйственной площадкой и загрузочной пищеблока и кольцевым объездом здания.
В условиях сложившейся застройки допускается отсутствие самостоятельного въезда в хозяйственную зону при условии соблюдения противопожарных норм и организации подъезда автотранспорта в период отсутствия детей в ДОО.
При проектировании проездов и площадок на участке ДОО должны быть обеспечены условия разворота автомобиля скорой помощи при транспортировании больного или пострадавшего ребенка.
(Новая редакция. Изм. № 1)
6.2.3 Дороги пожарного проезда должны быть обеспечены твердым покрытием, запроектированным исходя из расчетной нагрузки от пожарных машин — 16 тонн на ось. В общую ширину пожарного проезда допускается включать примыкающий к пожарному проезду тротуар и/или георешётки. Проезд, примыкающий непосредственно к участку ДОО, может использоваться как пожарный проезд.
6.2.4 Для отдельно стоящих зданий ДОО объемом до 1000 м3, расположенных в поселениях и городских округах, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы на расстоянии не более 200 м от наиболее удалённого здания ДОО. Запас воды должен обеспечивать тушение пожара в течение трёх часов. Расход воды на наружное пожаротушение должен быть предусмотрен в соответствии с СП 8.13130. К резервуарам должен быть предусмотрен подъезд пожарной техники для забора воды.
6.2.5 К зданиям ДОО не допускается проектирование пристроенных котельных и надстроенных на крышах, согласно СП 4.13130.
6.2.6 Для зданий ДОС), расположенных в районах с сейсмичностью 8 баллов и более при проектировании систем противопожарного водоснабжения I категории и, как правило, II категории следует предусматривать использование не менее двух источников водоснабжения. Допускается использование одного поверхностного источника с устройством водозаборов в двух створах, исключающих возможность одновременного перерыва подачи воды, в соответствии с СП 8.13130.
6.2.7 На въездах участка ДОО и на стенах зданий и сооружений ДОО по направлению движения к пожарным гидрантам и/или водоемам (резервуарам) должны быть установлены указатели направления и расстояния до водоисточника или резервуара (объемные световые или плоские светоотражающие, стойкие к атмосферным воздействиям).
6.3.1 Требованиями к проектированию, обустройству и оборудованию участка ДОО должно быть предусмотрено обеспечение:
— планировочной доступности основных площадок участка ДОО для детей-инвалидов, в том числе на креслах-колясках;
— доступности основных площадок участка ДОО для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе на креслах-колясках.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
6.3.2 (Исключен. Изм. № 1)
6.3.3 Участок ДОО следует проектировать с оградой по периметру. Устройство ограды со стороны внешней прилегающей территории должно препятствовать не благоприятным воздействиям: средовым метеорологическим (ветер, атмосферные осадки) и техногенным (газ, пыль, поверхностные стоки), противоправным антропогенным воздействиям, проникновению животных. При наличии источников повышенного уровня воздушного шума ограждение следует предусматривать как шумозащитный акустически экран. По периметру ограждений территории участков, расположенных отдельно от зданий ДОО, следует обеспечивать защитной зеленой полосой шириной не менее 1,5 м.
6.3.4 По внешнему периметру ограждения территории участка, по территории комплексного благоустройства и с крыш зданий ДОО следует обеспечивать водосбор, водоотведение и/или дренаж поверхностных стоков. Следует предусматривать мероприятия по защите почв от загрязнения и их санирование, выполняя гигиенические требования к качеству почв жилых и общественных территорий размещения ДОО и их основных площадок, как для наиболее значимых территорий (зон повышенного риска).
6.3.5 (Исключен. Изм. № 1)
6.3.6 Входы-выходы из здания ДОО или с территории участка комплексного благоустройства на прилегающую территорию улично-дорожной сети должны быть с покрытием нескользким при намокании и замерзании.
6.3.7 Вход-выход, предназначенный для прохода детей с сопровождающими их лицами, должен быть отделён от проезжей части улично-дорожной сети тротуаром, шириной не менее 3 м на протяжении не менее 5 м от каждой из сторон входа-выхода из ДОО.
6.3.8 Перед входом-выходом из ДОО противоположные стороны прилегающей к тротуару проезжей части должны быть оборудованы искусственным препятствием, дорожной разметкой и дорожными знаками, установленными правилами дорожного движения, обеспечены стандартизированными наземными тактильными указателями для инвалидов по зрению по ГОСТ Р 52875.
6.3.9 Дорожное покрытие подъездов, входов-выходов из ДОО и мощение пешеходных путей и хозяйственно-бытовых площадок участка, с системой организованного сбора и удаления поверхностного водостока с территории комплексного благоустройства (включая грунтово-травяные площадки) и с крыш зданий ДОО (в т.ч. с устройствами снегозадержания), должно быть твердым.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
6.3.10 Игровое и физкультурное оборудование, инвентарь, покрытия игровых площадок участков ДОО должны быть безопасными для использования детьми и соответствовать требованиям ГОСТ Р 52169, ГОСТ Р 52301, ГОСТ Р 55677.
(Новая редакция. Изм. № 1)
6.3.11 На участке ДОО необходимо обеспечивать разграничение функционально-планировочных зон искусственными или растительными (зелёными) ограждениями, изолируя игровые площадки участка от вспомогательных площадок участка ДОО и обеспечивая безопасность детей. Следует обеспечивать возможность безопасного подъезда и выезда грузового автотранспорта для загрузки-выгрузки пищеблока и постирочной, вывоза мусора.
6.3.12 Рельеф участка ДОО на пешеходных путях должен исключать уступы при перепадах уровней. При необходимости перепады уровней должны быть выполнены в виде откосов с пандусами или лестницами. Лестницы должны иметь ограждения с поручнями для детей
(Новая редакция. Изм. № 1)
6.3.13 Для защиты детей от солнца и осадков территория каждой групповой площадки оборудуется теневыми навесами или прогулочными верандами в соответствии с пунктами 3.9, 3.10 СанПиН 2.4.1.3049-13.
В III и IV климатических районах согласно СП 131.13330, не менее половины территории основных площадок ДОО должны быть обеспечены специальными солнцезащитными устройствами и озеленением для ограничения теплового воздействия и инсоляции в жаркое время года.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
7 Общие требования к зданиям и помещениям дошкольных образовательных организаций
7.1.1 При проектировании вновь строящихся или реконструируемых зданий и помещений ДОО и ДОО вариативных форм образования следует руководствоваться СП 118.13330, СанПиН 2.4.1.3049, СанПиН 2.4.1.3147, а также:
— СП 14.13330 — при размещении зданий и помещений ДОО в сейсмических районах;
— СП 54.13330 — при размещении помещений ДОО в жилых многоквартирных зданиях;
— СП 55.13330 — при размещении помещений ДОО в жилых одноквартирных домах блокированной застройки.
(Новая редакция. Изм. № 1)
7.1.2 Основные и дополнительные помещения ДОО располагают в зданиях этажностью не более:
— трех этажей — ДОО общего типа;
— двух этажей — ДОО специализированного типа;
— двух этажей — ДОО любого типа, расположенных в сейсмических районах по пункту 9.1.3 СП 14.13330.2014;
— одного этажа — ДОО специализированного типа для контингента детей с нарушением зрения;
— одного этажа — ДОО любого типа, размещенных в зданиях V и IV степеней огнестойкости.
(Новая редакция. Изм. № 1)
7.1.3 Над отдельно стоящими или пристроенными зданиями (помещениями) ДОО допускается надстраивать этажи, используемые в качестве:
— технических этажей с вспомогательными помещениями;
— эксплуатируемых кровель с вспомогательными площадками, открытыми помещениями в том числе, совмещёнными с вспомогательными помещениями технического этажа.
7.1.4 Эксплуатируемая кровля ДОО должна включать в себя не менее двух отдельных помещений, выходов на кровлю через тамбуры с лестничных клеток по лестничным маршам, с площадками перед выходом. Указанные лестничные марши и площадки должны выполнять из негорючих материалов, с уклоном не более 2:1 и шириной не менее 0,9 м. Тамбуры выходов на кровлю следует оснащать противопожарными дверями 2-го типа, размерами не менее 0,75×1,5 м, согласно СП 4.13130. Допускается комплексное благоустройство эксплуатируемой кровли.
При условии возможного доступа детей на эксплуатируемые кровли, устройства на эксплуатируемых кровлях групповых и физкультурных площадок и дополнительных помещений следует предусматривать мероприятия в области безопасности в соответствии с СП 17.13330, [4].
(Измененная редакция. Изм. № 1)
7.1.5 Вновь строящиеся или реконструируемые здания ДОО, отдельно стоящие и пристраиваемые малоэтажные следует относить к нормальному уровню ответственности, согласно [4] и устанавливать расчётный коэффициент надёжности по ответственности равным 1,0 и расчётный срок службы не менее 50 лет, согласно ГОСТ 27751. При этом здания и помещения ДОО встроенно-пристроенные (частично) и встроенные (полностью) следует относить к уровню ответственности того здания, в которое встроено здание ДОО.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
7.1.6 Обеспечение надёжности и безопасности зданий ДОО следует предусматривать с учетом возможного наличия на участке ДОО опасных природных процессов и явлений по СП 116.13330, СП 104.13330..
(Измененная редакция. Изм. № 1)
7.1.7 Необходимый состав и площади основных и вспомогательных помещений ДОО, а также состав оборудования пищеблока ДОО следует принимать по СанПиН 2.4.1.3049.
Помещения групп разных видов по режиму пребывания следует размещать обособленно друг от друга и от дополнительных и вспомогательных помещений ДОО. Для помещений групп разного возраста (младенческого, раннего, дошкольного) допускается оборудование единого входа с общей лестницей, но не более чем на 4 группы.
(Новая редакция. Изм. № 1)
7.1.8 Основные и дополнительные помещения ДОО должны размещаться только в наземной части здания. Подземные и цокольные этажи зданий допускается применять только для размещения вспомогательных помещений. В цокольных этажах допускается размещение дополнительных помещений бассейна при соблюдении нормируемых параметров микроклимата и правил проектирования бассейнов.
7.1.9 Помещения ДОО по этажам следует размещать с учетом класса конструктивной пожарной опасности здания:
— в подвальном или цокольном этаже без естественного освещения: вспомогательные подсобные помещения (в том числе хозяйственные кладовые и кладовые продуктов и овощей пищеблока), а также технические помещения (кроме электрощитовых);
— в цокольных этажах с естественным освещением вспомогательные помещения: коммуникационные, технические, подсобные;
— на первом этаже или в едином блоке (с переходом, лифтом) с первого этажа в подвальные или цокольные этажи вспомогательные помещения: коммуникационные, технические, подсобные и при наличии обособленного входа с участка ДОО загрузочные помещения постирочной и мусорокамеры пищеблока);
— на первом этаже — помещения вестибюльно-входных групп (центрального входа и обособленных входов в групповые ячейки), основные помещения групп младенческого и раннего возраста, помещения групп кратковременного пребывания;
— на первом и втором этажах в едином блоке (с переходом, грузовым лифтом или подъемником) — основные помещения пищеблока;
— не выше второго этажа — помещения медицинского блока;
— на третьем этаже — основные помещения дошкольных групп последнего года посещения ДОО, методические и учебно-кружковые помещения, вспомогательные административные помещения, физкультурные и музыкальные залы.
Не допускается размещать основные помещения ДОО над помещениями пищеблока, постирочной и электрощитовой.
(Новая редакция. Изм. № 1)
7.1.10 Подсобные загрузочные помещения встроенных ДОО следует располагать со стороны глухих (без окон) торцовых фасадов зданий или в подземных помещениях, расположенных со стороны улиц с проезжей частью.
(Измененная редакция. Изм. № 1)
ØЛокальные акты
- Должностная инструкция воспитателя.
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
- Инструкция по охране труда.
ØДокументация по организации работы воспитателя
- Рабочая программа
Комплексно-тематическое планирование.
Календарный план воспитательно-образовательной работы. - Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий).
- Оценка результатов освоения программы Педагогическая диагностика.
- Творческая папка по самообразованию (Срок хранения — постоянно).
- План досуговой деятельности.
- План проектной деятельности.
ØДокументация по организации работы с воспитанниками ДОУ.
- Табель посещаемости.
- Индивидуальные сведения о родителях и воспитанниках.
- Возрастной список детей и возрастные особенности
- Лист здоровья на воспитанников группы.
- Режим дня группы.
- Карта стула детей и утренний фильтр (только для детей до 3-х лет).
- Адаптационный лист.
- Журнал приема и ухода детей под роспись родителей. (на время карантина)
ØДокументация по организации взаимодействия с семьями воспитанников.
- План взаимодействия с родителями воспитанников группы.
- Протоколы родительских собраний группы.
- Рабочий журнал воспитателя
Рабочий журнал включен в обязательную педагогическую документацию воспитателя ДОО. Он поможет воспитателям ДОО спланировать работу по различным видам деятельности, систематизировать результаты наблюдений за детьми, организовать работу с родителями.
- Локальные акты
Ввиду того, что в образовательный процесс введены государственные стандарты, для детских садов это ФГОС ДО, то и ведение документации воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС ДО является необходимым этапом работы.
По ФГОС ДО воспитателю необходимо вести и оформить:
Локальные акты — это папка с инструкциями: должностная, охраны труда, по охране здоровья и жизни детей по образцу вашего дошкольного учреждения. Она делается один раз и периодически обновляется. Срок хранения — постоянно.
В перечень основной документации воспитателя вошли локальные акты по обеспечению деятельности воспитателя:
- Должностная инструкция воспитателя.
- Инструкция по охране жизни и здоровья детей.
- Инструкция по охране труда.
- Документация по организации работы воспитателя
- Рабочая программа, которая составлена в рамках реализации ФГОС ДО по возрастным группам на 1 учебный год. В ней отражены основные направления воспитательно — образовательной работы с детьми определенного возраста
- Планирование воспитательно-образовательной деятельности.
Комплексно-тематическое планирование. Оно построено на тематическом принципе и позволяет воспитателю не только планомерно решать поставленные задачи и легко вводить региональные и этнокультурные компоненты, но и в зависимости от особенностей своего дошкольного учреждения по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем.
Комплексно-тематические планы – это планы работы с воспитанниками по сезонам и неделям каждого месяца, где записываются общие направления работы. То есть, чего вы хотите достичь на протяжении каждого месяца.
Календарный план воспитательно-образовательной работы. Для конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, предусмотренной комплексно- тематическим планом, воспитатель использует в работе календарный план. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половина дня.
Для написания плана рекомендуется, помимо комплексно-тематического плана, использовать циклограмму образовательной деятельности группы. В первой половине дня воспитатель планирует беседы, индивидуальную и совместную деятельность, чтение художественной литературы, утреннюю, пальчиковую, артикуляционную гимнастики, дидактические игры, привитие культурно-гигиенических навыков, прогулку.
Во второй половине дня — бодрящую гимнастику, беседы, индивидуальную работу, экспериментирование, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прогулку, работу с родителями.
Календарный план воспитательно-образовательной деятельности – это уже конкретный подробный план на каждый день. Он должен быть согласован с рабочей программой и комплексно-тематическим планом. Здесь записываем все, что будем делать с детками за день: зарядка, занятия, игры, прогулки, режимные моменты, работу с родителями и т.д..
- Модель организации образовательной деятельности (сетка занятий).
Каждый продукт, который будет подан на стол воспитанникам детского сада, обязательно должен иметь разрешительный документ, удостоверяющий качество и безопасность пищи в соответствии СанПин в 2020 году. Кроме того, отдельную категорию нормативов составляют правила хранения ингредиентов и порядок их приготовления.
Формирование меню блюд происходит на основании главных потребностей детского организма, необходимых для надлежащего физиологического развития. Что имеет непосредственное отношение к возрасту малышей.
7.1 Конструктивные и объёмно-планировочные решения
В СанПин 2020 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:
- расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
- отсутствие промышленных предприятий поблизости;
- уровень шума не должен превышать норму;
- измерение загрязнения атмосферного воздуха;
- возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.
Прием малышей в детский садик происходит лично педагогом или же медицинским работником. Такая необходимость связана с предотвращением допуска к занятиям детей с какими-либо инфекционными или заразными заболеваниями. Если у работника сада возникает подозрение на ненадлежащее состояние здоровья, ребенок к учебе не допускается.
Что касается организации учебного процесса и режима отдыха, то большинство нормативов носят рекомендательный характер. К основным из них относятся:
- непрерывный период активности не должен превышать 6 часов в группах с малышами старше трех лет;
- желательно, чтобы прогулки на свежем воздухе занимали три-четыре часа ежедневно;
- не рекомендуется водить воспитанников на улицу при температуре меньше 15 градусов;
- время уличных прогулок желательно делить на два периода;
- в зависимости от длительности пребывания деток в детском саду, фиксируется количество приемов пищи и наличие дневного отдыха;
- продолжительность обеденного сна варьируется в пределах 2-3 часов, в зависимости от возраста воспитанника.
Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.
По СанПин проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:
- минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
- заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПин в 2020 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:
- игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
- спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПин в 2020 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.