Программа расселения ветхого жилья вичуге на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа расселения ветхого жилья вичуге на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(с изменениями на 27 января 2021 года)

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 15.07.2019 N 280-п, от 22.08.2019 N 342-п, от 29.01.2020 N 31-п, от 23.12.2020 N 653-п, от 27.01.2021 N 5-п)

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Правительство Ивановской области постановляет:

Утвердить региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ивановской области на 2019 — 2025 годы» (прилагается).

Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Жилищные условия, качество услуг жилищно-коммунального хозяйства являются важными факторами, определяющими уровень жизни населения. Значительная часть жилищного фонда, расположенного на территории Ивановской области, не удовлетворяет на сегодняшний день потребности населения региона, поскольку не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям.

Ввиду несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, аварийное жилье не только не обеспечивает комфортное проживание граждан, но и создает угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем людей. Владельцы аварийного жилья не могут в полной мере реализовать свои права на управление жилищным фондом, предусмотренные законодательством, получать полный набор жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества. Аварийные дома ухудшают внешний облик городов и поселков, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территорий.

По состоянию на 1 января 2017 года, на территории Ивановской области признано в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации 21991,69 кв. м жилищного фонда.

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 29.01.2020 N 31-п, от 23.12.2020 N 653-п, от 27.01.2021 N 5-п)

Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является одной из самых острых социальных проблем, решение которой сдерживается ввиду ограниченности бюджетных средств муниципальных образований Ивановской области. Граждане, проживающие в аварийном жилищном фонде, в подавляющем большинстве не в состоянии приобрести жилые помещения, отвечающие предъявляемым к ним требованиям. Поэтому решение этой проблемы требует консолидации финансовых ресурсов федерального и регионального уровней.

В рамках исполнения приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.07.2015 N 536/пр «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными» органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области обеспечивают формирование и ведение в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» (далее — АИС «Реформа ЖКХ») реестра многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года.

На основании сведений, внесенных органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в АИС «Реформа ЖКХ», формируются сведения об аварийном жилищном фонде, в том числе перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области в целях проверки полноты и достоверности внесенных органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в АИС «Реформа ЖКХ» сведений об аварийном жилищном фонде осуществляет проверку документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона Программа включает в себя перечень всех многоквартирных домов, которые признаны до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Программа формируется с учетом предложений о выбранных способах реализации Программы, поступивших в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области, полученных в результате проведенной оценки рынка жилья, стоимости одного квадратного метра приобретения и строительства жилых помещений, свободного муниципального жилищного фонда, а также разъяснительной работы с собственниками помещений в аварийных домах о возможных способах переселения.

В первый этап Программы включаются многоквартирные дома, в отношении которых органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области в качестве способа переселения граждан определены выплата возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также приобретение жилых помещений на первичном или вторичном рынках жилья.

Начиная со второго этапа Программы в первоочередном порядке подлежат включению в Программу многоквартирные дома, год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов.

При этом в случае если на территории того или иного муниципального образования Ивановской области имеются многоквартирные дома, в которых существует угроза обрушения строительных конструкций, угроза жизни и здоровью людей, проживающих в таких домах, а также многоквартирные дома, в отношении которых вступили в законную силу решения суда по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, такие дома включаются в Программу во внеочередном порядке.

Адресный перечень аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу, с указанием срока переселения граждан из каждого многоквартирного дома приведен в приложении 1 к настоящей Программе.

Размер этапа текущего года Программы определяется в размере не менее частного от деления суммы средств Фонда, направляемых в текущем году на увеличение лимитов предоставления финансовой поддержки Ивановской области на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, средств бюджета Ивановской области и местных бюджетов, рассчитанных с учетом доли софинансирования расходного обязательства Ивановской области из федерального бюджета согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 N 2468-р, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ивановской области, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.12.2018 N 822/пр на I квартал 2019 года, для этапов 2019, 2020, 2021, 2022 и 2023 годов и на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Ивановской области, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.09.2020 N 557/пр на IV квартал 2020 года, для этапа 2024 года.

(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 29.01.2020 N 31-п, от 23.12.2020 N 653-п)

Абзац утратил силу. — Постановление Правительства Ивановской области от 23.12.2020 N 653-п.

В России запустят новую программу расселения аварийного жилья

Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ в рамках выездного мониторинга на регулярной основе проводит мониторинг исполнения подрядными организациями, застройщиками обязательств по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных 185-ФЗ.

Подробнее

  • Стратегия социально-экономического развития
  • Паспорт региона
  • Районы и города
  • Знаменитые вятчане
    • Знаменитые вятчане
    • Почетные граждане
    • Награды и премии Кировской области
  • Герои Отечества
  • О награждении государственными наградами
  • История и символика
    • История
    • Символика
  • Культурное наследие
  • Великорецкий крестный ход
  • Народные промыслы
    • Народные промыслы Вятского края
    • Дымковская игрушка
  • Средства массовой информации
  • Общественная палата
  • Военные комиссариаты

К новой программе с 2022 года подключатся регионы, которые завершили расселение аварийных домов 2017 года. Всего их пока четыре:

  • Сахалинская область;
  • Карачаево-Черкесия;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Также до конца нынешнего года завершить расселение планируют Кабардино-Балкария, Адыгея, Чечня, Саратовская область и Магаданская области. Таким образом, в 2022 году приступить к реализации новой программы смогут девять субъектов РФ.

Подать заявление о признании дома аварийным вправе собственник, ТСЖ, наниматель, госжилнадзор, Перед этим они нужно обратиться к независимому эксперту, который обследует жилье, установит все недостатки и отразит их в заключении. С 2019 года это делается обязательно. Потом оценка состояния жилья снова проводится, но уже с участием комиссии.

Документы

При обращении в межведомственную комиссию понадобится:

  • заявление;
  • паспорт;
  • выписка из ЕГРН, подтверждающая право собственности;
  • поэтажный план дома;
  • экспертное заключение.

Обратите внимание! Если ранее в УК или ТСЖ подавались жалобы на неудовлетворительное состояние дома, желательно их копии тоже подать с остальными документами.

В рамках новой программы жилищные условия улучшат 50 тысяч человек

Решение на основании заключения принимается большинством голосов комиссии, оформляется в трех экземплярах. Один из них направляется заявителю. Если количество голосов одинаково, решающим считается голос председателя комиссии. При принятии решения могут привлекаться представители других органов: градостроительства, архитектуры, эксперты.

На принятие решения отводится 30 дней с момента получения заключения. Если дом пострадал в результате аварии – 20 дней.

Важно! Если дому менее 5 лет, решение и заключение направляются и в прокуратуру для рассмотрения вопроса о привлечении застройщика к ответственности.

1. Уведомление о признании дома аварийным и предложение о самостоятельном сносе дома.

Если собственники имеют желание и возможность самостоятельно снести аварийный дом и построить на его месте новый дом (либо провести реконструкцию аварийного дома), это их право и закон стоит на защите этих прав. В противном случае отвечать на уведомление не нужно.

2. Уведомление о том, что возможно обрушение вашего аварийного дома и предложение переехать в манёвренное жильё.

Если дом в любой момент может обрушиться, муниципалитет должен принять меры для обеспечения безопасности проживающих в нём граждан, а также предотвратить возможный ущерб от обрушения конструкций дома для иных лиц. Жители такого дома должны освободить жилые помещения и забрать вещи в порядке, установленном администрацией муниципального образования.

В такой дом прекращается подача коммунальных ресурсов. Переезд в манёвренное жильё или отказ от переезда не лишает граждан прав на получение выкупной стоимости или иного жилья по программам переселения граждан из аварийного жилищного фонда (подробнее о программе – далее в тексте).

Какого-либо запрета на куплю-продажу жилых и нежилых помещений в аварийном доме законодательством не установлено, кроме двух случаев:

👉 если на момент подписания договора купли-продажи вынесено решение суда о выселении собственника;

👉 если владелец помещения уже не имеет права собственности на жильё, так как подписал договор с региональными органами о выплате выкупной стоимости или получении жилья взамен ранее занимаемого.

Если по каким-либо причинам аварийный дом не включен в программу, следует обращаться с заявлением или жалобой к областным властям или в Фонд ЖКХ.

ВАЖНО! Если дом является домом блокированной застройки (не многоквартирный), то в настоящее время на его расселение не выделяются средства из бюджета Российской Федерации, как и на многоквартирные дома, признанные аварийными после 1 января 2017 года. Решения о формировании программ расселения таких домов и условиях их реализации принимают субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при условии наличия возможностей по их финансированию. Обращения о содействии в расселении таких домов следует направлять в муниципальные образования по месту нахождения аварийных домов.

Расставание с аварийным жильем ускорят деньгами

Да, в случае:

👉 выявления угрозы обрушения аварийных домов или вынесение судебных решений, для которых устанавливается приоритетный порядок расселения;

👉 изменения предпочтений граждан, проживающих в аварийных домах, относительно выбранного способа переселения;

👉 затягивания подрядчиками сроков строительства многоквартирных домов, жилые помещения в которых предусмотрены для предоставления переселяемым гражданам.

При этом жители аварийных домов, включённых в программу, должны переселиться в новые дома не позднее 1 сентября 2025 года.

Наниматели помещений в аварийном доме переселяются также на условиях социального найма в равнозначные помещения.
Собственники помещений в аварийном доме имеют право на получение возмещения его стоимости (с учётом стоимости земельного участка) в денежной форме.

Если это предусмотрено региональной программой переселения граждан из аварийного жилья, собственникам могут быть предоставлены равноценные жилые помещения.

Выплата возмещения или предоставление жилого помещения взамен помещения в аварийном доме осуществляется на основании соглашения с собственником помещения в аварийном доме. Также по соглашению с гражданами им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в другом населённом пункте.

Если собственник не соглашается на предлагаемые ему условия по выплате выкупной стоимости и предоставления ему другого помещения, орган местного самоуправления может предъявить в суд иск о принудительном изъятии жилого помещения с выплатой выкупной стоимости.

Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования этим помещением, если в собственности у него нет иных жилых помещений, на срок не более чем на шесть месяцев после предоставления ему возмещения.

Только по согласию собственника и при соблюдении равнозначности помещений.

При переселении граждан из аварийного дома жилое помещение может быть предоставлено в любом районе населённого пункта. Если собственник помещения в аварийном доме отказывается от предлагаемых ему вариантов расселения с предоставлением равнозначного жилья, муниципалитет вправе обратиться в суд с иском об изъятии помещения в аварийном доме с выплатой выкупной стоимости. После вынесения такого судебного решения не следует рассчитывать на возможность возврата к ранее предлагавшимся условиям переселения на условиях мены.

Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.

Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:

  1. Помещение не соответствует нормам санитарии.
  2. Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
  3. Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
  4. Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
  5. Разрушены фундамент и стены.
  6. Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.

Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.

Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.

Признанием жилья ветхим или аварийным занимается межведомственная комиссия. Для этого проводится обязательная экспертиза, на основании которой принимает решение.

Получить новое жилое помещение имеют право следующие лица:

  • Муниципальные собственники дома или жильцы, которые проживают в нем на основании соглашения о социальном найме. Заключается данный договор между гражданином и местным органом МСУ.
  • Владельцы, прошедшие приватизацию ветхого жилья, в результате которого зарегистрировали свое право собственности на него.
  • Собственники комнат в коммуналках и общежитиях, которые располагаются на муниципальной земле.

Граждане, у которых нет другого жилья, имеют право получить новое место проживания в первую очередь.

Новые возможности для граждан, переселяемых из аварийного жилья

Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.

Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.

Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней с того момента, как они были зарегистрированы сотрудником. Если для вынесения решения оказалось недостаточно сведений, возможно повторное назначение обследования жилого помещения.

После вынесения решения о расселении жильцы получают уведомления. В них указывает срок, в течение которого они должны покинуть помещение. По закону срок составляет не более 5 дней. Госорганы имеют право его продлевать. Максимальный период расселения – год.

Ускорить процесс расселения можно только, если местные власти в течение года не предпринимают никаких мер. В этом случае нужно обратиться в суд с исковым заявлением, в котором попросить расселить жильцов в новые квартиры.

Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.

Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.

На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:

  • Люди, вышедшие на пенсию.
  • Инвалиды.
  • Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
  • Семьи, признанные малоимущими.

Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату. Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.

Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.

От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:

  1. Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
  2. Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
  3. Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.

Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.

Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.

Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.

Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.

Даже самое надежное жильё со временем приходит в негодность. Для решения вопроса о предоставлении гражданам комфортных условий проживания создана специальная программа, финансируемая из средств бюджета. В рамках программы устанавливается список домов на расселение, а также список жилья на замену. Мероприятия по расселению осуществляются в рамках программы с 2002 г.

Закон о переселении из аварийного жилья постоянно меняется. С 2020 года порядок остался тот же. Межведомственные муниципальные комиссии принимают решения только при наличии экспертизы независимой организации.

Законодательно положения программы закреплены в Федеральном Законе «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185 ФЗ от 21 июля 2007 года. В законе отражены общие положения, порядок работы Фонда и особенности предоставления финансовой помощи. Разрешить спорную ситуацию поможет и Жилищный Кодекс РФ.

Расселению подлежат ветхие и аварийные дома. Аварийным признаётся дом, относящийся к Жилищному фонду РФ в соответствии с Постановлением Правительства № 47 от 28.02.2006 г. Частные строения относят к аварийным после заключения специальной комиссии и уведомления собственника.

К таким домам относят:

  • отсутствуют системы водоснабжения, электричества и отопления. Это правило не распространяется на дома, состоящие из 1 или 2 этажей, поскольку в них допускается отсутствие канализации и водопровода;
  • дом находится в зоне возможного наводнения, схода лавины или оползней;
  • превышен допустимый уровень шума, электромагнитного поля и вредных для человека химических веществ;
  • несущие конструкции деформированы в степени, угрожающей обрушением здания;
  • износ каменных построек составляет 70%, а деревянных — 65%. В этом случае жильё признается ветхим и тоже подлежит расселению и сносу;
  • устройство для очистки мусоропровода располагается над помещением внутри дома. Такое строение считается непригодным для проживания;
  • пожаром, аварией или другой чрезвычайной ситуацией нанесен крупный ущерб зданию;
  • уровень пола первого этажа ниже отметки земли плана.

Не относится к ухудшению жизненных условий отсутствие лифта в домах, высотой в 5 этажей и менее.

Если 2/3 помещений дома признаны непригодными для проживания по одной из перечисленных причин, строение считается аварийным.

Жильцам аварийного дома предоставляют новые дома или квартиры. С этой целью может заключаться контракт на переселение.

Соглашение заключается с собственником жилья в доме, подлежащем сносу или реконструкции. В общем порядке может заключаться предварительный договор на переселение. Документ содержит положения:

  • срок заключения основного договора;
  • вид компенсации (в денежной или натуральной форме);
  • информацию о членах семьи, имеющих право на проживание с собственником;
  • порядок переселения;
  • форма основного договора.

Предварительный договор регистрируется в Департаменте. По основному договору предоставляется другое благоустроенно жильё на основании договора мены, или другого договора, подразумевающего получение права собственности. Передаваться жилая площадь может и по договору социального найма. Другим вариантом компенсации является денежная сумма, включающая стоимость жилья и затраты на переселение. При этом стоимость недвижимости определяется независимым оценщиком.

Если дома нет в списке программы по расселению, жильцы могут самостоятельно инициировать распределение в новые дома. Для этого потребуется пакет документов:

  • заявление в установленной форме от жильца или группы жильцов;
  • технический план дома, содержащий информацию о степени износа конструкций и остаточной стоимости здания;
  • акт проведенных ремонтных работ и осмотров помещений за последние 3 года;
  • заключение санитарно-эпидемиологической, пожарной и иных служб;
  • заключение о техническом состоянии жилья, предоставленное проектно-изыскательской организацией, имеющей лицензию;
  • технические планы помещений;
  • письменные жалобы собственников.

В зависимости от ситуации могут потребоваться иные документы. После подачи заявления уполномоченный орган рассматривает его в течение 5 дней. После принятия и изучения документов создаётся специальная комиссия, в которую включаются представители власти, специальных служб и жильцы дома. Комиссия изучает фактическое состояние дома и выносит решение о необходимости ликвидации, реконструкции или капитального ремонта здания.

Фактическое расселение жильцов происходит после разъяснения всех нюансов. Если принято решение о сносе авариного дома, собственники получают уведомление в течение 5 дней. Сроки проведения процедуры зависит от вероятности обрушения здания и сложности ситуации в целом. Проживающие в доме, включенном в программу по расселению, дожидаются новой жилплощади в порядке очереди. Распределение жильцов дома в рамках программы не может превышать срока, который указан в документе.

Если решение комиссии жильцов не устраивает, можно привлечь межведомственную комиссию для оценки состояния дома. В случае непреодолимых противоречий стоит обратиться в суд.

Собственник квартиры имеет право на получение недвижимости, не уступающей в технических характеристиках и степени комфорта прошлому месту жительства. При соблюдении всех условий программы, жильё должно предоставляться в том же районе. По согласованию с хозяином квартиры это условие может быть изменено.

В ст. 57 ЖК РФ отмечено, что расселение из ветхого жилья не является мероприятием по улучшению жилищных условий, а относится к вынужденным мерам. Это позволяет администрации произвести выселение в принудительном порядке.

Лица, проживающие в общежитии, после расселения должны получить аналогичную жилплощадь, то есть должна сохраниться занимаемая площадь и количество комнат.

Если собственник принимает решение выбрать денежную компенсацию для приобретения нового жилья, в сумму включается:

  • стоимость недвижимости;
  • затраты на поиск подходящего варианта;
  • расходы на оформление документов;
  • затраты на переезд.

При несогласии собственника с предлагаемой суммой, величина компенсации может определяться решением суда.

При переселении из квартиры количество комнат не сохраняется. В новом доме учитывается только общая площадь прошлой квартиры, что может несколько ухудшить условия проживания.

  • За 2021 год в Пензенском регионе выявили 10 случаев бешенства у лис
  • В Пензе молодые художники отметили День акварели
  • «Больница не тюрьма»: в Пензе прокомментировали побег пациента
  • В РПН объяснили, почему священникам не обязательно прививаться от COVID
  • В Кузнецке Чугунный мост останется без асфальта до следующей весны
  • Названо имя нового руководителя пензенского департамента ЖКХ
  • В области ситуация с заболеваемостью ОРВИ остается сложной
  • Пензенским МУПам предстоит реорганизация
  • Изменился режим работы сервиса информирования о результатах тестов
  • «Новикомбанк» поздравил «Ростех» с днем основания

Верховный суд разъяснил правила досрочного расселения из аварийного жилья

И Министерство строительства, и ЖКХ во главе с Иреком Файзуллиным вместо того чтобы взяться за работу и полноценно решать её, хотят слегка подлакировать действительность. Назвать часть аварийного жилья «ограниченно пригодным для использования» и снизить, таким образом, нагрузку на своё ведомство.

Дело в том, что заниматься расселением ветхого жилья не очень выгодно для бизнеса. В таком типе жилых помещений, как правило, проживает не вполне платёжеспособное население. А застройщики практически всегда фокусируются на возведении домов там, где есть спрос. Зачем крупным строительным компаниям браться за такое «гиблое» дело? Гораздо лучше настроить «человейников» в крупных агломерациях – Московской, Санкт-Петербургской.

Не особо рвутся улучшать жилищные условиях для своих граждан власти субъектов. В ноябре прошлого года не кто иной как заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин (известный своим лоббизмом строительной отрасли) посетовал на то, что региональные власти скрывают реальное количество аварийного жилья, упорно не хотят давать зданиям аварийный статус, потому что вслед за этим тут же наступают финансовые обязательства, которые бюджету субъекта надо непременно исполнять.

Решение проблемы с трущобами нужно в первую очередь простым людям. Как показывает практика, оказывать помощь гражданам не рвутся ни региональные власти, ни частные застройщики, ни Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Иреку Энваровичу следовало бы не стараться заметать мусор под диван в надежде, что никто не заметит, а, напротив, бить во все колокола. Ведь если, не дай Бог, через пять-десять лет начнутся массовые обрушения «ограниченно годных» домов, ответственности избежать не получится.

Для граждан, являющихся нанимателями жилых помещений на основании договоров социального найма порядок расселения из аварийного дома не изменился. Как и прежде он вправе получить жилое помещение равнозначное по площади имеющемуся. Однако если семья нанимателя в установленном законом порядке признана нуждающейся в жилом помещении, то при расселении учитывается норма предоставления на каждого члена семьи, установленная в регионе ее проживания.

Кроме того, жилье обязательно должно быть благоустроенным и находится в границах населенного пункта его проживания. Исключение могут составлять случаи, когда сам наниматель дал согласие на предоставление ему жилья в другом месте.

Если предоставляемая жилплощадь не соответствует требованиям благоустройства, применимым к конкретному населенному пункту, соотношения площади или по объективным причинам ухудшает условия проживания семьи, наниматель вправе отказаться от такой квартиры. Органы власти в этом случаи должны предложить иной вариант расселения.

В отношении собственников жилых помещений в аварийном доме порядок их расселения претерпел определенные изменения. Неизменными остались требования к благоустройству новой квартиры. Так, новый порядок основывается на том, что квартира в доме, признанном аварийным, оценивается исходя из остаточной стоимости, и полученная сумма вычитается из стоимости нового жилья. Разницу в цене собственник должен доплатить.

Если же собственники квартиры не имеют возможности произвести доплату, то им выплачивается компенсация. Квартира в этом случае предоставляется на основании договора социального найма. Однако при этом он должен будет ежемесячно оплачивать арендную плату.

Внимание! Для владельцев квартир, имеющих в собственности иные жилые помещения, законом предусмотрена только выплата денежной компенсации в соответствии с ее остаточной стоимостью.


В Нижегородской области реализуется государственная региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2019–2025 годы», утвержденная постановлением регионального правительства от 29.03.2019 № 168 и состоящая из шести этапов. В перечень программы включены многоквартирные дома общей площадью 228,71 тыс. кв.м, признанные аварийными с 1 января 2012 по 1 января 2017 года, в которых проживают 14 127 человек.

Программа расселения аварийного фонда предполагает два основных варианта решения квартирного вопроса граждан:

  • приобретение жилых помещений у строительных компаний или иных лиц в новостройках или сданных в эксплуатацию многоквартирных домах;
  • выплату денежных компенсаций хозяевам квартир в аварийных домах.

Выбор способа расселения аварийных домов относится к компетенции органов местного самоуправления.

Как мы уже упоминали, по соглашению с собственником жилья ему может быть предоставлена другая квартира взамен изымаемой. Для этого также требуется определить размер возмещения. Предполагается, что площадь, местоположение и другие параметры объекта недвижимости должны быть определены в соглашении между гражданином и местными органами власти.

В пресс-службе губернатора и правительства Нижегородской области отмечают, что 2020-м и последующих годах в регионе планируется сделать акцент на строительстве нового жилья по муниципальному заказу (19,8%) и приобретение квартир у застройщиков на первичном рынке (66,5%), что в совокупности составит 86,3% от всего объема расселяемого аварийного фонда. Три муниципалитета — Арзамас, Княгининский и Уренский районы — сразу пошли по пути строительства новых домов по контрактам полного цикла, которые включают стадии проектирования и строительно-монтажных работ.

  • Нижегородцев от 60 лет обязали вакцинироваться от коронавирусаВчера, 17:58
  • Порядка 45 тысяч жителей аварийных домов расселят по механизму КРТ в РоссииВчера, 17:27
  • 530 метров труб с поврежденной теплоизоляцией выявили в Нижегородской областиВчера, 16:59
  • Благоустройство Стрелки в Нижнем Новгороде завершено на 95%Вчера, 15:37
  • Туркомплекс за 1,5 млрд могут построить на Гребном канале в Нижнем Новгороде Вчера, 15:23

Жилищный фонд Российской Федерации нуждается в обновлении. Ресурс тех же «хрущевок», в огромном количестве возводимых в 50-60-е годы прошлого столетия, подходит или уже подошел к концу. По этой причине запущена программа расселения аварийного жилья. Она действует для многоквартирных домов, которые признали аварийными и подлежащими сносу после первого января 2017-го года.

  • О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда

Д.Медведев: Второй вопрос тоже имеет прямое отношение к обустройству жизни в городах. Я подписал два документа, которые определяют порядок реализации региональных программ переселения людей из аварийного жилья и порядок оказания федеральной поддержки на эти цели. За шесть лет нужно расселить свыше 530 тысяч человек. Это 9,5 млн кв. м жилья. Такая цель поставлена в федеральном проекте по обеспечению сокращения непригодного жилищного фонда в рамках национального проекта «Жильё и городская среда».

Проблема касается практически всех городов, кроме Москвы. Всем остальным регионам на эти цели из федерального бюджета в рамках национального проекта предусмотрено выделять более 35 млрд рублей ежегодно.

Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Мутко), Вы эту тему ведёте, как будет строиться эта работа, расскажите.

Сообщение Виталия Мутко на совещании с вице-премьерами

В.Мутко: Документы, которые Вы подписали, определяют порядок реализации важнейшего направления работы по расселению аварийного фонда. Организатором этой работы будет выступать Министерство строительства, а оператором выбран Фонд содействия реформированию ЖКХ, у которого за последние годы накоплен соответствующий опыт.

За последнее время мы со всеми регионами эти вопросы отработали, практически созданы программы расселения в каждом субъекте Российской Федерации. В документах, которые Вы назвали, очень чётко сформулированы задачи, определена эффективность, для каждого субъекта определены и объёмы расселения аварийного фонда, и объёмы средств, которые будут направляться из федерального бюджета.

Мы сегодня провели селекторное совещание, проговорили уже все детали. Вы, Дмитрий Анатольевич, назвали цифры. Это огромная работа будет проводиться где-то в течение трёх лет. За этот трёхлетний бюджет мы рассчитываем выйти на расселение 113 тысяч семей, будет направлен 431 млрд рублей. Мы думаем, что уже к 2022 году выйдем на главный показатель – это опережающее развитие расселения из аварийного жилого фонда.

Со всеми субъектами согласованы «дорожные карты», объёмы. Программа эта не новая, очень востребованная. Поэтому мы рассчитываем, что её реализация позволит нам улучшить показатели по предоставлению жилья и, конечно, расселить аварийный фонд.

Д.Медведев: Это действительно программа очень важная. Когда я с губернаторами встречался, они просили (пока мы не приняли решение о том, что она дальше будет сохранена) её продлить. Надеюсь, что мы сможем выйти на показатели, которые были названы. Но нужно тщательным образом контролировать все целевые цифры, которые касаются конкретных лет. Эта программа рассчитана на достаточно длительную перспективу, поэтому нужно, чтобы мы ориентировались не на 2024 год, а всё-таки смотрели, что происходит каждый год. В противном случае показателей на более длительный период будет достичь гораздо труднее.

До конца 2022 года в Казани расселят 13 аварийных домов на 100 жилых помещений

Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

Справка

  • Сообщение Виталия Мутко на совещании с вице-премьерами 25 марта 2019 года
  • Брифинг Виталия Мутко по завершении совещания с вице-премьерами 25 марта 2019 года

В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, распоряжением №446-рутверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда и численность подлежащих переселению граждан.

***

Федеральным бюджетом на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предусмотрены имущественные взносы в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда. Постановлением №278 определяется порядок направления этих средств на финансовую поддержку субъектов Федерации для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Внимание: Все права на публикуемые материалы принадлежат их владельцам, и редакция сайта не несет ответственность за их использование!

Если Вы считаете, что материал публикуемой статьи Вас оскорбляет, нарушает Ваши права, недостоверен, распространяет сведения Вас порочащие, разжигает рознь или неприемлем для публикации по другим причинам — ОСТАВЬТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ — МЫ ЕЕ НЕМЕДЛЕННО УДАЛИМ!

Когда говорят об аварийной и ветхой жилой недвижимости, то на бытовом уровне подразумевается, что жилье является непригодным для комфортной жизни. Но следует понимать, что между такими понятиями имеется существенная разница. Ветхое жилье от аварийного дома отличается тем, что, здания имеют большой износ, в них ухудшаются условия проживания, но сохраняется безопасность для жильцов.

Информацию можно посмотреть на сайте того органа власти, в чьей компетенции находится признание домов аварийными. Сложность в том, что сайты у всех разные, и невозможно дать единый алгоритм по поиску нужной информации. Например, взятый для иллюстрации этой статьи заведомо аварийный домик из города Бологое нашелся на странице «открытые данные» на официальном сайте муниципального района.

Переселение из аварийного жилья

Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.

Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:

  1. Помещение не соответствует нормам санитарии.
  2. Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
  3. Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
  4. Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
  5. Разрушены фундамент и стены.
  6. Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.

Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.

Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.

Признанием жилья ветхим или аварийным занимается межведомственная комиссия. Для этого проводится обязательная экспертиза, на основании которой принимает решение.

Для того чтобы жилое здание было признан аварийным, необходимо подтвердить опасность для проживания жильцов следующими показателями:

  • Деформация или повреждение какого-либо конструктивного элемента здания (несущей стены, балкона, перекрытия), что приводит к снижению прочности и надежности строения.
  • Разрушение фундамента дома или несущих конструкций по причине длительной эксплуатации.
  • Биологические повреждения деревянных конструкций, которые ухудшают несущую способность строения.
  • Наличие неустранимых современными строительными методами повреждений, причиной которых стали стихийные бедствия или просадка почвы.
  • Наличие серьезных разрушений, вызванных какой-либо техногенной аварией или пожаром, которые привели к тому, что проведение восстановительных работ является невозможным или экономически необоснованным.
  • Нахождение дома в опасной зоне, с повышенной вероятностью схода лавин или затопления.

Решение об аварийности дома выносится в течение месяца. Межведомственной комиссией выдается заключение, в котором может содержаться следующая информация:

  • О соответствии жилья эксплуатационным требованиям.
  • О необходимости проведения капитального ремонта или работ, направленных на перепланировку.
  • О невозможности проживания в здании.

Получить новое жилое помещение имеют право следующие лица:

  • Муниципальные собственники дома или жильцы, которые проживают в нем на основании соглашения о социальном найме. Заключается данный договор между гражданином и местным органом МСУ.
  • Владельцы, прошедшие приватизацию ветхого жилья, в результате которого зарегистрировали свое право собственности на него.
  • Собственники комнат в коммуналках и общежитиях, которые располагаются на муниципальной земле.

Граждане, у которых нет другого жилья, имеют право получить новое место проживания в первую очередь.

Действующим законодательством понятие «ветхое жилье» не предусмотрено. Использование устаревшего термина обуславливается тем, что до вступления в силу Жилищного кодекса РФ действовал аналогичный законодательный акт РСФСР, принятый в далеком 1983 году. Сегодня в ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» содержит понятие только аварийного жилищного фонда.

  • Пункт 2 части 1 статьи 2 ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»:
  • «Аварийный жилищный фонд — совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, которые признаны в установленном порядке до 1 января 2012 года или применительно к положениям главы 6.3 настоящего Федерального закона после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.»

Данное понятие, безусловно, тяжело понять человеку, не ориентирующемуся в жилищном законодательстве. На понятном для рядовых граждан языке ветхое и аварийное жилье – это такие жилые помещения, которые в результате проведенного обследования были признаны подлежащими сносу.

Признать квартиру аварийной может только специальная комиссия, действующая на уровне субъекта РФ. Однако это может сделать и местный орган, отвечающий за надзор в жилищной сфере в муниципальном образовании. Чтобы провести обследование в своем помещении, наниматель или собственник должен подать заявление и приложить к нему соответствующий пакет документов, предусмотренный п. 45 ППРФ № 47:

  1. Заявление о признании помещения аварийным.
  2. Копия документа, удостоверяющего право на жилое помещение. Это необходимо в случае, если в ЕГРН по тем или иным причинам квартира не зарегистрирована. В частности, это может быть договор купли-продажи, дарения или завещание.
  3. Заявления, жалобы иных жильцов на неудовлетворительные условия проживания. Предоставление их необязательно, но может служить дополнительным доказательством необходимости скорейшего обследования.
  4. Акт обследования жилого помещения, если заявление подает местный орган, отвечающий за жилищный надзор.

Чтобы подать заявление о признании квартиры аварийной, требуется знать критерии, которым должно отвечать жилое помещение. Несоответствие одного и более из них является условием, позволяющим рассчитывать на дальнейшее переселение. Согласно главе II ППРФ № 47, критериями признания жилого помещения пригодным к проживанию граждан являются:

  1. Работоспособное состояние несущих и ограждающих конструкций, не приводящее к разного рода деформациям и обеспечивающее безопасность граждан (отсутствие трещин, разрушений, повреждений).
  2. Обустройство и оборудование квартиры не несет угрозы жизни и здоровью граждан (ширина, высота, наклон лестницы, размеры дверных проемов).
  3. Обеспечение инженерными системами (электричество, газ, отопление, вентиляция, горячая и холодная вода), которые соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям.
  4. Наружные конструкции дома (внешние стены) должны обеспечивать теплоизоляцию (не менее 18°С в зимний период).
  5. Защищенность от проникновения дождевой, талой, грунтовой воды.
  6. Наличие лифта в домах, в которых 5 и более этажей.
  7. Иные критерии, указанные в главе II ППРФ № 47.

В сумме условий, которым должен соответствовать дом, порядка 20, и каждый из них должен быть проверен комиссией.

Процедура достаточно простая, но само расселение занимает много времени.

Для признания непригодности жилой площади требуется обратиться в администрацию. При себе необходимо иметь заявление и пакет бумаг. После этого собирается межведомственная комиссия, которая проверяет жилую недвижимость на предмет аварийности.

На основании обследования составляется акт, который передается в орган МСУ. Администрация уже принимает решение о том, когда и куда переселять. Просьба собственников не всегда может быть удовлетворена межведомственной комиссией. Если жильцы считают ее решение неправомерным, им стоит подать иск в судебную инстанцию.

Для того, чтобы доказать, что отказ органа был незаконным, заявителю придется провести независимую техническую экспертизу. На ее основании судья будет определять, отменять решение комиссии или нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *