Кто является уполномоченным по правам человека в РФ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто является уполномоченным по правам человека в РФ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Уполномоченный по правам человека в соответствии с федеральным законодательством обладает следующими полномочиями:

— обеспечивает защиту прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
— в случае массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный выступает с докладом на очередном заседании Государственной Думы о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний;
— обращается в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействиями) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
— обращается с ходатайством о возбуждении административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица;
— обращается с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда либо постановления судьи;
— обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан в конкретном деле.

Омбудсмен не вправе принимать решения, отнесённые к компетенции других государственных органов автономного округа, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Москалькову переизбрали на должность уполномоченного по правам человека

Должность омбудсмена впервые возникла в Швеции в XVI веке. Назначенный на эту должность человек контролировал судебных чиновников. Компетенции омбудсмена значительно расширили после разгрома шведов под Полтавой. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации. А в 1809 году в Швеции ввели институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделён от канцлера юстиции, подчинённого королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен — интересы простых людей.

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

  • восстановлению нарушенных прав,
  • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

  1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица. а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
  5. обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

  1. Сергей Адамович Ковалёв (17 января 1994 года — 10 марта 1995 года),
  2. Олег Орестович Миронов (22 марта 1998 года — 13 февраля 2004 года),
  3. Владимир Петрович Лукин (13 февраля 2004 года — настоящее время)

Как назначается Уполномоченный по правам человека

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт «д» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом. До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева.Работа над этим Федеральным конституционным законом продолжалась больше двух лет. После многократных процедур согласования Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» 25 декабря 1996 года был принят Государственной Думой, 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации, 26 февраля 1997 года подписан Президентом Российской Федерации, 4 марта 1997 года официально опубликован и вступил в силу.Закон определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта «е» части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон установил, что Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

  • рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению;
  • анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
  • развитие международного сотрудничества в области прав человека;
  • правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты;
  • подготовка ежегодного доклада о своей деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации;
  • выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан;
  • направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации;
  • обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях;
  • обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан;
  • принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты;
  • анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию;
  • информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации;
  • направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных процедур.

Должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка была учреждена 1 сентября 2009 года.
С 1 сентября 2009 года по 29 декабря 2009 года — Головань Алексей Иванович.
С 30 декабря 2009 года по 9 сентября 2016 года — Астахов Павел Алексеевич.
С 9 сентября 2016 года — Кузнецова Анна Юрьевна, до этого руководившая благотворительным фондом «Покров».

Лукин Владимир Петрович
Памфилова Элла Александровна Статья находится в рубриках

  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЩЕСТВО » Государство и политика » Организации и учреждения
  • ИСТОРИЯ » История СССР и СНГ
  • ИСТОРИЯ
  • ИСТОРИЯ » История СССР и СНГ » Постсоветская Россия и СНГ
  • ОБЩЕСТВО » Государство и политика
  • Čeština
  • Deutsch
  • Español
  • Français
  • Italiano
  • Nederlands
  • Polski
  • Português
  • Türkçe
  • Norsk
  • Svenska
  • Dansk
  • Suomen kieli
  • Magyar
  • Română
    • Previous article
    • Next article
    • Čeština
    • Español
    • Français
    • Italiano
    • Nederlands
    • Polski
    • Português
    • Русский
    • Türkçe
    • Norsk
    • Svenska
    • Dansk
    • Suomen kieli
    • Magyar
    • Română

    • Čeština
    • Deutsch
    • Español
    • Italiano
    • Nederlands
    • Polski
    • Português
    • Русский
    • Türkçe
    • Norsk
    • Svenska
    • Dansk
    • Suomen kieli
    • Magyar
    • Română

    Прототип омбудсмена, возможно, процветал в Китае во время династии Цинь (221 г. до н.э.), а затем в Корее во время династии Чосон . Должность тайного королевского инспектора , или амхэн-эоса ( 암행 어사 ,暗 行 御史), была уникальной для династии Чосон, когда тайный чиновник, непосредственно назначенный королем, был отправлен в местные провинции для наблюдения за правительственными чиновниками и присмотра за населением. во время путешествия инкогнито. У римского трибуна были похожие роли, с правом наложить вето на действия, ущемляющие плебеев . Другим предшественником омбудсмена был DIWAN аль-Maẓālim ( ديوان المظالم ) , который появляется , чтобы вернуться ко второму халифу , Умар (634-644), а также концепцию кади ал-Quḍāt ( قاضي القضاة ). Они также были засвидетельствованы в Сиаме, Индии, династии Ляо (империя Киданей), Японии и Китае.

    Как правило, омбудсмен — это государственный служащий, назначенный для проверки деятельности правительства в интересах гражданина и надзора за расследованием жалоб на ненадлежащую деятельность правительства в отношении гражданина. Если омбудсмен сочтет жалобу обоснованной, проблема может быть устранена или опубликован отчет омбудсмена с рекомендациями по внесению изменений. Дальнейшее возмещение ущерба зависит от законов соответствующей страны, но обычно это связано с финансовой компенсацией. Омбудсмены в большинстве стран не имеют полномочий возбуждать судебное разбирательство или преследование на основании жалобы. Эту роль иногда называют ролью «трибунала», и она традиционно выполнялась избранными представителями — этот термин относится к древнеримским « плебейским трибунам » ( tribuni plebis ), роль которых заключалась в посредничестве в политическом процессе на от имени простых граждан.

    Основным преимуществом омбудсмена является то, что он или она рассматривает жалобы, поступающие не из государственного учреждения-нарушителя, что позволяет избежать конфликта интересов, присущего самоконтролю. Однако система омбудсмена в значительной степени зависит от выбора подходящего человека на должность и от сотрудничества по крайней мере некоторого эффективного должностного лица из государственного аппарата. Это учреждение также подвергалось критике: «Омбудсмены — это пережитки абсолютизма, призванные сгладить худшие проявления административного произвола при сохранении целостности властных структур».

    Уполномоченный по правам человека в РФ

    Основная статья: Авокати и Популлит

    Народный адвокат (омбудсмен) в Республике Албании ( Албанский : Avokati я Popullit ) был предусмотрен в главе VI из Конституции Албании утверждена в ноябре 1998 года (статьи 60-63 и 134). Статья 60 гласит, что «Народный адвокат защищает права, свободы и законные интересы людей от незаконных или ненадлежащих действий или бездействия органов государственного управления». В феврале 1999 года парламент принял Закон о народном адвокате № 8454. Народный адвокат избирается тремя пятыми всех членов Ассамблеи сроком на пять лет с правом переизбрания. С тех пор в этот закон были внесены поправки Законом № 8600 от 10 апреля 2000 года и Законом № 9398 от 12 мая 2005 года.

    Нынешним омбудсменом является Эринда Балланка , избранная 22 мая 2017 года, сменившая Игли Тотозани , избранную 23 декабря 2011 года, и д-р Эмир Добджани, работавший с февраля 2000 года.

    Основная статья: Защитник прав человека Армении

    Офис Защитника прав человека или Омбудсмена Армении был создан в соответствии с законом в октябре 2003 года. Официальный сайт описывает цель офиса как защиту и восстановление прав человека и основных свобод. Он принимает жалобы на государственных и местных чиновников. В феврале 2004 года указом президента на эту должность назначена Лариса Алавердян . Вторым омбудсменом был Армен Арутюнян , который был избран Национальным Собранием в соответствии со статьей 83.1 Конституции 17 февраля 2006 года, получив более 3/5 голосов депутатов, на шестилетний срок полномочий, начинающийся 20 февраля. . Позднее в 2006, 2008 и 2010 годах в закон 2003 года, регулирующий деятельность офиса, были внесены поправки. Карен Андреасян был третьим правозащитником в Армении. 2 марта 2011 года Национальное собрание Армении избрало нового омбудсмена Армении, 83 парламентария проголосовали за, 13 — против. Карен Андреасян приступил к исполнению обязанностей Защитника прав человека Армении с 3 марта 2011 года.

    Действующий Защитник прав человека Арман Татоян был избран Национальным собранием в феврале 2016 года и стал четвертым омбудсменом Армении. Арман Татоян был бывшим заместителем министра юстиции .

    • Черным по белому
    • Белым по черному
    • Темно-синим по голубому
    • Коричневым по бежевому
    • Зеленым по темно-коричневому

    Однако этого явно недостаточно, так как люди в указанных учреждениях получают только «скорую» социальную помощь.

    Вопросы обеспечения жильем, медицинским обслуживанием, предоставления возможности трудоустроиться не в полной мере урегулированы, что препятствует максимальной реабилитации этой категории граждан.

    Фактически работа по реабилитации лиц без определенного места жительства в широком смысле этого слова не ведется. Для полноценной работы недостаточно правовой базы, кадрового потенциала, финансового обеспечения.

    Какие омбудсмены есть в России

    Краткая биография: Анна Юрьевна Кузнецова 03.01.1982г.р., уроженка г. Пенза, политический и общественный деятель. Выпускница Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. По специальности психолог.

    В 2003 году стала женой Алексея Кузнецова – местного священника, настоятеля храма Воскресения Христова. В 2008 году супруги учредили благотворительную организацию «Благовест», в которой Анна занимала должность психолога по доабортному консультированию.

    В России идея учреждения института Уполномоченного по правам и свобод человека, впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР.

    Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначался Верховным Советом сроком на 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР».

    Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного.

    2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

    направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

    Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

    Так, в частности, в соответствии с проектом закона, «Уполномоченный сможет без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений».

    «Особая роль в этом вопросе отводится именно отцам, которые должны обеспечивать благополучие и безопасность детей.

    Если бы все отцы России брали на себя ответственность хотя бы за свою семью, то проблемы детской преступности, подросткового суицида, наркомании и алкоголизма стали бы в разы меньше«, – сказал председатель Общественного совета при федеральном уполномоченном Андрей Коченов.

    «В настоящее время в России большое количество детей воспитывается в неполных семьях без отцов, в связи с чем одна из важнейших задач Совета – возрождение института наставничества», — отметил он.

    Институт Уполномоченного по правам человека в РФ. Досье

    Должность омбудсмена впервые возникла в Швеции в XVI веке. Назначенный на эту должность человек контролировал судебных чиновников. Компетенции омбудсмена значительно расширили после разгрома шведов под Полтавой. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации. А в 1809 году в Швеции ввели институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделён от канцлера юстиции, подчинённого королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен — интересы простых людей.

    Федеральный служащий ведет свою работу в Москве. Он назначается на пост и снимается с него распоряжением Президента РФ. Ответственность за поддержание жизнедеятельности уполномоченного возложено на Общественную палату.
    К 2011 году в структуре института уполномоченного выстроилась «вертикаль» власти с федеральным представителем во главе.

    Компетенции региональных омбудсменов не закреплены в Федеральном законе. Их полномочия определяются либо исполнительными органами государственной власти, либо региональными законами — в зависимости от организационно-правового статуса.

    Статья 19. Консультативный (экспертный) совет при уполномоченном по правам человека в субъекте Российской Федерации

    Статья 1. Общие положения

    Статья 9. Принятие к рассмотрению жалоб и иных обращений уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации

    АПК РФ

    ГК РФ (часть I)

    ГК РФ (часть II)

    ГК РФ (часть III)

    ГК РФ (часть IV)

    ГПК РФ

    ГрК РФ

    Жилищный кодекс

    КАС РФ

    КоАП РФ

    НК РФ (часть I)

    НК РФ (часть II)

    Семейный кодекс

    ТК РФ

    УИК РФ

    УК РФ

    УПК РФ

    Бюджетный кодекс

    Воздушный кодекс

    Водный кодекс

    Земельный кодекс

    Лесной кодекс

    1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее — Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

    2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

    3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

    1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

    2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

    Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

    Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

    (Утратила силу с 18 апреля 2015 года — федеральный конституционный закон от 6 апреля 2015 года N 3-ФКЗ.

    Глава II. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного

    Уполномоченным может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
    (Статья в редакции, введенной в действие Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2020 года N 6-ФКЗ.

    1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

    2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

    Уполномоченный по правам человека призван обеспечивать гарантии государственной защиты гражданских свобод и прав, их уважение и соблюдение органами государственного управления, органами муниципального управления и должностными лицами.

    Уполномоченный по правам человека осуществляет свою деятельность для достижения следующих целей: обеспечение содействия реализации свобод и прав гражданина и человека в России.

    Учреждение рассматриваемой должности в системе государственного управления на территории Российской Федерации призвано обеспечить конституционные гарантии защиты прав свобод и прав гражданина и человека, их соблюдение и уважение со стороны органов государственного и муниципального управления и должностных лиц. Данное должностное лицо независимо и неподотчетно ни перед какими-либо органами государственного управления или должностными лицами. В качестве основания для прекращения или приостановления деятельности данного должностного лица не может выступать введении военного или чрезвычайного положения на территории страны. Такие действия также не приводят к ограничению компетенции уполномоченного по правам человека.

    Распределение жалоб по регионам страны практически не претерпело изменений по сравнению с предыдущим годом: 32,8% всех жалоб поступило из Центрального федерального округа; 20,2 % – из Приволжского федерального округа; 10,5% – из Южного федерального округа; 10,4% – из Сибирского федерального округа; 9,4% – из Северо-Западного федерального округа; 8,7% – из Уральского федерального округа; 4,3% – из Северо-Кавказского федерального округа; 3,7% – из Дальневосточного федерального округа. В отчетном году на 100 тысяч человек населения страны пришлось в среднем 17,2 жалобы, что на 0,8 жалобы меньше чем в 2021 году. Выше указанного среднего значения были показатели Центрального федерального округа – 22,5, Южного федерального округа – 18,6, Уральского федерального округа – 17,7 жалобы на 100 тысяч человек. Ниже среднего значения были показатели Северо-Западного (17,0), Приволжского (16,7), Дальневосточного (14,4), Сибирского (13,2) и Северо-Кавказского (11,2) федеральных округов. Среди субъектов Российской Федерации по количеству жалоб на 100 тысяч человек населения лидировали Республика Коми (34,3), Мурманская область (28,4), Республика Карелия (28,4), Владимирская область (27,2).

    Институт Уполномоченного — это демократический институт народа, укрепляющий правовое государство. Омбудсмен должен противостоять не правовому государству, а попыткам подорвать или исказить его правовой характер. В настоящее время Президент РФ Владимир Путин внёс в Государственную думу законопроекты, которые должны довольно существенно повысить роль омбудсменов в решении главной задачи — защиты прав конкретного человека, в первую очередь тех слоев населения, которые нуждаются в правовой помощи — дети и их родители, инвалиды, иностранные граждане и заключенные тюрем.

    В России идея учреждения института Уполномоченного по правам и свобод человека, впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначался Верховным Советом сроком на 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР». Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного.

    Все эти нормы, по сути дела, взяты из Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Федеральный Уполномоченный по правам человека наделен законом также правом «поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы». Кроме того, ему разрешено «знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решениями (приговорами) которые вступили в законную силу, а также прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел».

    Госдума назначила нового уполномоченного по правам человека

    Положение с правами человека является основным барометром социального самочувствия населения, здоровья и настроения общества. Уровень признания, соблюдения и защиты этих непреходящих ценностей определяет степень устойчивости и развития личности, общества и государства в их неразрывной взаимосвязи и взаимозависимости, характеризует качество жизни в конкретном обществе и во многом определяет авторитет власти. В году ситуация с правами человека в Российской Федерации складывалась на фоне крупных событий всероссийского и международного масштаба. Принятые Президентом Российской Федерации Указ от 7 мая г. N «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до года» и на его основе — 12 приоритетных национальных проектов определили вектор развития и укрепления гарантий гражданских, социальных, экономических, культурных и политических прав граждан в нашей стране на среднесрочную перспективу.

    При Павле Астахове официальным сайтом детского омбудсмена был www. Однако после его отставки оказалось, что сайт является личной собственностью Павла Астахова [16]. При этом новый Уполномоченный по правам ребёнка оказалась вовсе без официального сайта и была вынуждена вести общение с населением через социальную сеть Фейсбук [16]. На новом сайте никаких сведений об Астахове и об его деятельности в качестве Уполномоченного размещено не было [17].

    Всероссийский съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ 2021 года на тему «Вектор десятилетия детства: счастливые дети — счастливая страна» завершился итоговым заседанием форума. Участники обсудили результаты дискуссий на тематических площадках и актуальные задачи совершенствования государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних с учетом результатов реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2021–2021 годы и объявления в РФ Десятилетия детства.

    МОСКВА, 29 мая — РАПСИ. Местом проведения XVI Всероссийского съезда уполномоченных по правам ребенка в 2021 году выбрана столица Республики Башкортостан Уфа, об этом во вторник заявила федеральный детский омбудсмен Анна Кузнецова.

    В Салехарде 19 сентября 2021 года Уполномоченный по правам ребенка в ЯНАО и Союз Оленеводов Ямало-Ненецкого автономного округа подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве.

    Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 30 августа 2021 г. N 666 «Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета» установлен перечень испытаний для поступающих на бакалавриат и специалитет начиная с 2021/2021 учебного года.

    2021.10.02 Парламентская газета. Мария Михайловская. В 2021 году число случаев кибербуллинга в России выросло в три раза. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия является лидером по количеству случаев киберунижения среди школьников — как.

    С начала 2021 года 6216 семей получили сертификат на областной материнский (семейный) капитал. Работа на региональном уровне ведется в рамках национального проекта «Демография» и закона «Об областном материнском (семейном) капитале». .

    В чем состоит правовая помощь Уполномоченного по правам человека?

    Во-первых – конкретные действия для решения того или иного вопроса посредством:

    • запроса;
    • ходатайства;
    • обращения;
    • требования в органы власти.

    Во-вторых – консультативная помощь работников Аппарата Уполномоченного.

    Однако этого явно недостаточно, так как люди в указанных учреждениях получают только «скорую» социальную помощь. Вопросы обеспечения жильем, медицинским обслуживанием, предоставления возможности трудоустроиться не в полной мере урегулированы, что препятствует максимальной реабилитации этой категории граждан. Фактически работа по реабилитации лиц без определенного места жительства в широком смысле этого слова не ведется. Для полноценной работы недостаточно правовой базы, кадрового потенциала, финансового обеспечения. Необходимо дальнейшее развитие государственной сети таких учреждений, в том числе центров и социальных общежитий (гостиниц) для проживания лиц без определенного места жительства, прошедших комплекс реабилитационных мероприятий, имеющих работу и вставших на путь социализации.

    Уполномоченный по правам человека в РФ — 1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения… … Официальная терминология

    УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА — в РФ должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. УППЧ российский аналог омбудсмана конституционного института, существующего во многих… … Юридическая энциклопедия

    Часто указанные граждане не только совершают преступления, но и сами становятся объектом жестокого обращения со стороны окружающих. В прошедшем году в отношении лиц без определенного места жительства совершено 38 преступлений, в том числе 3 убийства, 11 фактов причинения тяжкого вреда здоровью.

    Данное учреждение не является медицинским и предоставляет временный приют лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, осуществляет оказание первичной медико-санитарной помощи. При необходимости направляет на госпитализацию лиц, нуждающихся в срочном лечении, осуществляет мероприятия по профилактике бродяжничества и социальной защите бездомных граждан, проводит санитарно–гигиеническую и противоэпидемическую обработку, социально–реабилитационные мероприятия.

    Краткая биография: Анна Юрьевна Кузнецова 03.01.1982г.р., уроженка г. Пенза, политический и общественный деятель. Выпускница Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. По специальности психолог. В 2003 году стала женой Алексея Кузнецова – местного священника, настоятеля храма Воскресения Христова. В 2008 году супруги учредили благотворительную организацию «Благовест», в которой Анна занимала должность психолога по доабортному консультированию.

    В России идея учреждения института Уполномоченного по правам и свобод человека, впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который «назначался Верховным Советом сроком на 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР». Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного.

    2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

    Уполномоченное лицо вправе защищать весь набор гарантий, которые регламентированы законодательством в отношении граждан младше 18 лет. С момента рождения в РФ каждый человек получает определенный набор гарантий и обязательств. Несовершеннолетние, то есть лица до 18 лет, имеют расширенный набор гарантий, так как считаются уязвимой социальной группой, которая нуждается в усиленной защите. Законодательством прописано несколько основных возможностей, которые им выдаются при рождении сверх обычных гарантий остальным гражданам. Основными законодательными актами являются Конституция РФ, а также специальная Декларация. Дополнительно разработаны федеральные нормативные акты, которые позволяют обеспечить таких граждан необходимой защитой.

    Уполномоченное лицо имеет большой набор функций. Среди них:

    • контроль за исполнением и полноценным соблюдением любых нормативных актов и законов, которые касаются несовершеннолетних. В данном случае не имеет значение происхождение акта, который может являться отечественным или принятым на международном уровне;
    • содействие восстановительному процессу при нарушении прав;
    • контроль за деятельностью местных органов, работающих в сфере устранения нарушений. Дополнительно им могут выдаваться рекомендации;
    • обобщение и анализ практики с привлечением специалистов или учреждений;
    • оказание помощи родителям, чей отпрыск оказался в сложной ситуации;
    • обеспечение взаимодействия различных инстанций;
    • просвещ��ние родителей и их детей об их правовых возможностях, а также о комплексе обязательств по защите прав;
    • обеспечение охраны лиц младше 18 лет от различных правонарушений в их сторону, в том числе любых насильственных форм обращения.

    На место Уполномоченного по правам человека может быть принят гражданин старше 35 лет. Назначаемое лицо в обязательном порядке должно обладать знаниями в области юриспруденции, а также обладать опытом защиты прав лиц в суде либо иными способами.

  1. Воспитательная деятельность. Уполномоченный по правам человека занимается непосредственным разъяснением правомочий и возможностей граждан, а также предоставляет информацию о способах и путях защиты, проводя подробную конкретизацию каждого положения.
  2. Восстановление нарушенного правового статуса. Причём данное положение распространяется на граждан независимо от наличия гражданства, а также места нахождения. К примеру, осуждённые и лица, находящиеся в следственных изоляторах, теоретически имеют возможность активного пользования предоставленным правом обращения и жалобы на действия сотрудников учреждения.
  3. Посредническая деятельность направлена на поиск решения проблемной ситуации, которое являлось бы взаимовыгодным.
  4. Правотворчество. Одно из направлений деятельности заключается в возможности внесения инициативы. Далеко не каждый государственный орган наделен таким правомочием. Таким правомочием обладает Уполномоченный по правам человека России. Уполномоченный имеет право направлять в Государственную думу РФ предложения по совершенствованию действующего законодательства.
  5. Развитие международного сотрудничества в области прав человека.

In many countries emergence of specialized ombudsmen was result of development of institute of the ombudsman. In the Russian Federation the institute of the Commissioner for Human Rights also went on the way of creation of specialized (branch) ombudsmen. However, despite emergence in the Russian Federation this human rights institute of a consensus among scientists and practicians concerning its need and expediency it is still not reached.

  1. Консультационная функция. Данное направление деятельности реализуется через информирование структурных подразделений о соблюдении правового статуса лиц, находящихся на территории РФ.
  2. Контрольная функция. Данная деятельность реализуется через рассмотрение обращений и жалоб граждан России. Уполномоченный осуществляет независимый контроль за деятельностью органов государства в аспекте соблюдения правового статуса граждан, отвечая на каждое поступившее обращение.
  3. Координационная и организационная функции. Вышеназванные функции заключаются в проведении совместных мероприятий с иными органами законодательной и исполнительной власти, которые направлены на укрепление законности в области соблюдения правового статуса граждан.

Татьяна Москалькова принесла присягу на российской Конституции. «Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией РФ, законодательством РФ, справедливостью и голосом совести», — сказала Москалькова.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Она поблагодарила коллег-депутатов за поддержку своей кандидатуры. «Я понимаю сегодняшнее своеобразие момента. Мне грустно покидать Госдуму… Но я точно знаю, что вам не будет стыдно за меня», — отметила Москалькова.

Москалькова также напомнила, что вступает в должность уполномоченного в год 75-летия начала Великой Отечественной войны. «Это ко многому меня обязывает — защищать права и интересы ветеранов, пожилых людей, инвалидов и тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию», — подчеркнула Москалькова.

Приоритетной задачей Уполномоченного по правам ребенка в Чувашской Республике является защита прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В Российской Федерации Указом Президента РФ от 1 сентября 2021 г. N 986 в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации была учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка которую занял П.Астахов.

В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.

Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.

Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.

Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.

Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).

Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.

С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.

Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).

Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.

В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:

  • регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
  • разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
  • при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
  • согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
  • кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.

Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).

Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.

Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:

  • организационные;
  • технические;
  • по обеспечению СИЗ;
  • лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.

Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.

Уполномоченный по правам человека в России

Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.

Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.

Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.

Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).

Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.

Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.

Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.

Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.

С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.

Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

  • восстановлению нарушенных прав,
  • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Оперуполномоченный или Уполномоченный по правам человека в России?

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

  1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

В ежегодных докладах Уполномоченного содержится информация о количестве поступивших к нему жалоб и о результатах рассмотрения. Количество поступивших жалоб и иных к омбудсмену составляет несколько десятков тысяч в год. Часть из них отклоняется как неприемлемые (в 2013 г. такими были признаны 7,8 % жалоб). Если при рассмотрении жалобы сочтут, что заявитель не исчерпал всех средств правовой защиты, то в этом случае заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования. В 2013 году по 65,1 % поступивших к Уполномоченному жалоб было направлено заявителям разъяснение порядка обжалование и только 25,2 % всех поступивших жалоб были приняты к рассмотрению[1].

  • В 2012 году омбудсмену удалось добиться полного восстановления прав заявителя по 7,7 % дел[1].
  • В 2013 году полного восстановления прав заявителей удалось достичь по 5,8 % дел[1].
  • В 2014 году сменился Уполномоченный по правам человека. Согласно докладу за 2014 год Уполномоченным были «приняты меры для восстановления нарушенных прав» по 78,1 % жалоб (25303 жалобам из поступивших всего за 2014 год омбудсмену 32382 жалоб)[2]. Таким образом за год эффективность повысилась более, чем в 13 раз. Что имеется в виду под «мерами для восстановлению» сказать трудно, так как в докладе за 2014 год не указана доля дел, по которым удалось добиться полного восстановления прав заявителей. В докладе за 2014 год, в отличие от доклада за 2013 год, также не указано какое количество жалоб было признано неприемлемыми и по какому количеству жалоб было направлено разъяснение[2].

С 1999 года по обращениями Уполномоченного Конституционный суд вынес 46 решений: 1 в 1999 году, 1 в 2001 году, 1 в 2002 году, 2 в 2003 году, 5 в 2004 году, 4 в 2005 году, 6 в 2006 году, 2 в 2007 году, 2 в 2008 году, 5 в 2009 году, 3 в 2010 году, 6 в 2011 году, 3 в 2012 году, 1 в 2013 году, 3 в 2014 году[3]. Для сравнения — всего за 1999—2014 годы Конституционный суд вынес 19158 решений[4]. Когда в 2014 году Уполномоченным по правам человека стала Памфилова, такая практика направления жалоб в интересах заявителей в Конституционный суд на определенное время прекратилась. Памфилова не отзывала жалоб, которые ее предшественник Лукин, успел подать в 2014 году до своей отставки. Однако ни одной жалобы в 2014 году она не подала в Конституционный суд[5]. В 2015 году, впервые с 1999 года, Конституционный суд не вынес ни одного решения по жалобам Уполномоченного по правам человека в России[4]. В 2015 году Памфилова направила три обращения в Конституционный суд: два заключения по запросу Конституционного суда[6] и одну жалобу, решение по которой было принято Конституционным судом РФ в 2016 году[7].

Уполномоченный по правам человека в интересах заявителей иногда подает в Верховный суд Российской Федерации жалобы и ходатайства на решения нижестоящих судов по административным, гражданским и уголовным делам (в том числе в поддержку уже находящейся на рассмотрении в Верховном суде жалобы). Например, за 2013 год от Уполномоченного по правам человека В. П. Лукина в Верховный суд поступило (по данным официального сайта суда) 71 обращение, в том числе 37 обращений по уголовным делам, 32 по гражданским делам, 2 по административным делам[8]. Его преемница обращалась в Верховный суд намного реже — за 2015 год она направила туда 49 обращений[9].


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *