Налоговый учет в бюджетных учреждениях в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый учет в бюджетных учреждениях в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:

  • по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
  • капвложениям (ФСБУ 26/2020);
  • документообороту (ФСБУ 27/2021);
  • аренде (ФСБУ 25/2018).

Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.

Что нового в работе бюджетного бухгалтера: обзор за август

Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.

Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.

Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.:

  • первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
  • если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.

И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.

Упрощенцев тоже ждет изменение формы отчетности — сдать декларацию за 2021 год нужно на новом бланке.

И возможно, уже с июля 2022 года будет запущен новый налоговый режим для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек и доходами до 60 млн руб. в год — УСН.онлайн. Администрироваться он будет аналогично режиму НПД — без деклараций и через удобный интерфейс.

Станут едиными по всей стране сроки уплаты налога на имущество:

  • для налога за год — не позднее 1 марта следующего года;
  • для авансов — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Их больше не будут устанавливать регионы.

Декларацию по НнИ за 2021 год нужно подавать по новой форме. А с 2022 года больше не потребуется отчитываться по «кадастровому» имуществу.

Также с 1 января 2022 года действует ряд новых форм:

  • заявление на льготу по налогу на имущество;
  • заявление об уничтожении имущества, чтобы перестать платить по нему налог;
  • заявление о льготе по транспортному и земельному налогам;
  • сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и/или земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам.

Налогово-бухгалтерские изменения — 2022

На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):

НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

ДТ 02 (84) — КТ 84 (02)

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
  • пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).

Если при внесении корректировок вы обнаружили, что балансовая стоимость объекта оказалась равна или меньше ликвидационной стоимости, по нормам ФСБУ 6/2020 начисление амортизации нужно приостановить.

Если в дальнейшем снова появится положительная разница между балансовой стоимостью и ликвидационной, начисление амортизации на эту разницу возобновляют.

Далее в 2022-м и последующих годах нужно вести учет и составлять отчетность, опираясь на требования ФСБУ 6/2020 и данные, получившиеся после переходных корректировок.

Новый федеральный стандарт бухгалтерской отчетности отменяет действие ПБУ 6/01 по учету основных средств с начала 2022 года. Желающие опробовать новый стандарт могут пользоваться им в своей работе уже сейчас.

Документ имеет отсылки к МСФО (в частности IAS 36 «Обесценение активов», IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»), узаконенных в нашей стране приказом Минфина № 217н от 28/12/15 года, что говорит о сближении стандартов отчетности мировых и отечественных.

На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.

В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.

Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.

Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

Новый документ устанавливает составляющие расчета амортизационных отчислений: способ, срок полезного использования (СПИ) и вводит термин ликвидационной стоимости (ЛС), которого раньше не было.

Ликвидационная стоимость определена п. 30 документа. Для ее расчета нужно взять:

  • сумму, которую могла бы иметь фирма при выбытии ОС, не исключая ценности, образующиеся в результате выбытия;
  • расчетную сумму затрат на выбытие.

ЛС является разницей этих двух значений. Важно заметить: в п. 30 указывается, что объект ОС рассматривается как уже достигший завершения СПИ «и находился в состоянии, характерном для конца срока полезного использования».

ЛС может принимать нулевое значение, если:

  • к завершению СПИ не рассчитывают на поступления от выбытия ОС либо они незначительны;
  • сумму поступлений невозможно определить достоверно.

Значения трех составляющих устанавливаются при постановке ОС на учет. Фирма обязана по окончании года и при изменениях, связанных с ОС, отслеживать, соответствуют ли они условиям пользования объектом в реальности; если это необходимо, их изменять (т.н. «изменения оценочных значений»). Обратим внимание, что в ПБУ 6/01 вопрос об изменении способа расчета амортизации был освещен расплывчато, а новый документ четко указывает на эту возможность (п. 37).

Исчислять амортизацию теперь нужно с дня принятия объекта к учету в БУ, а не с начала следующего за этим событием месяца. Останавливают начисление по аналогичному принципу – от дня списания с бухгалтерского учета, а не с начала последующего месяца, как раньше.

Прежний вариант возможен по решению руководства фирмы, но законодатель употребляет термин «допускается» (п. 33). Из сказанного ясно, что подобное допущение является исключением из правила и его нужно обосновать в ЛНА. Расчет амортизации приостанавливают в одном случае: если ликвидационная стоимость выше балансовой или с ней сравнялась. Если в дальнейшем ликвидационная стоимость окажется меньше, чем по балансу, амортизационные начисления надо возобновить.

Важно! Амортизацию продолжают начислять даже в ситуации простоя или прекращения работы ОС временно (п. 30 ФСБУ 6/2020).

Способ начисления амортизации связан законодателем с определением СПИ. Он может определяться двояко:

  1. По времени, периоду, когда ОС будет экономически выгодно.
  2. По объему продукции (или работ) в натуре, который планируется произвести при помощи конкретного ОС.

Если СПИ определяется временем, когда ОС экономически эффективно, используют линейный способ либо способ уменьшаемого остатка. Линейный способ хорошо известен бухгалтерам, однако здесь придется учитывать фактор ликвидационной стоимости. Амортизацию отчетного периода определяют разницей балансовой и ликвидационной стоимости, разделенной на остаток СПИ.

Говоря о методике уменьшаемого остатка, законодатель лишь обращает внимание: амортизационные расчеты должны быть такими, чтобы амортизация за равные периоды уменьшалась одновременно с уменьшением СПИ объекта. Фирма сама решает, какую формулу применить, чтобы исполнить этот принцип.

Если СПИ определяется количеством продукции, пользуются способом пропорционально количеству продукции (объему работ). Алгоритм расчета в рамках отчетного периода такой:

  • вычисляют разницу между балансовой и ликвидационной стоимостью;
  • делят количество продукции на остаток СПИ;
  • умножают одно значение на другое.

Запрещается исчислять амортизацию по выручке от реализованного того же объема продукции. Необходимо сделать расчет в целом так, чтобы распределить амортизируемую стоимость ОС на весь СПИ.

Хочется заострить внимание еще на некоторых формулировках и новшествах ФСБУ 6/2020:

  1. В описании термина «основное средство» появилось дополнение. Теперь уточняется, что ОС обязательно имеет материально-вещественную форму. Не совсем ясно, какую цель преследовал при этом законодатель (п. 4 пп. «а») – основное средство по определению не может иметь иную форму.
  2. ОС могут считаться теперь и объекты, определенные на перспективу к перепродаже, ограничение из ПБУ 6/01 снимается.
  3. В то же время ФСБУ не работает по отношению к долгосрочным активам к продаже (п. 6 пп. б). Имеется в виду объект ОС, который больше не эксплуатируется в связи с решением руководства о его реализации, есть письменное подтверждение этого, соответствующий приказ или иной документ руководства (ПБУ 16/02 п. 10.1).
  4. Введено понятие «инвестиционная недвижимость», имеющее отношение к аренде ОС или извлечению дохода от прироста стоимости — учитывается по особым правилам, отдельно (п. 11 абз. 3, п. 7).
  5. Фирма обязана осуществлять контроль основных средств на предмет их обесценивания (п. 38).

С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:

  • 06/2020 — по основным средствам;
  • 26/2020 — по капитальным вложениям;
  • 27/2021 — по документообороту;
  • 25/2018 — по аренде.

Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.

С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.

К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:

  • первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
  • если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.

Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.

Самые заметные новости сентября для бухгалтера бюджетной сферы

По УСН сдавать декларацию за 2021 год потребуется на новом бланке.

Также планируется, что с июля 2022 года будет действовать новый налоговый режим — УСН.онлайн. Он будет предназначен для микропредприятий с численностью работников до 5 чел. и годовыми доходами до 60 млн. руб. ИФНС будет администрировать его в упрощенной форме аналогично НПД — без отчетной декларации и через удобный сервис.

По данному налогу будут обновленные отчетные формы:

  • 6-НДФЛ для работодателей;
  • 3-НДФЛ для физлиц и ИП.

Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.

К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.

Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.

Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.

Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.

Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:

  • для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
  • для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.

По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.

Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:

  • заявления на льготу по налогу на имущество;
  • заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
  • заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
  • сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.
  • Новые налоговые декларации и документы
    • О новой форме декларации по налогу на имущество
    • О новой форме РСВ
    • Об утверждении формы заявления для применения льгот по налогу на имущество
    • О порядке применения заявления о предоставлении льготы по налогу на имущество
    • Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта
    • Об утверждении сообщения об исчисленных налоговым органом налогах
    • О подаче сообщений по транспорту и земельным участкам
    • О применении заявления о прекращении исчисления транспортного налога при изъятии транспорта
  • Новые федеральные стандарты и бухотчетность
    • О ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
    • О новом ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
    • Об применении ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»
  • Налоговые изменения для бизнеса
    • Об освобождении от НДС общепита с выручкой до 2 млрд руб.
    • О НДС при перепродаже бытовой техники, купленной у граждан
    • О новых правилах начисления и уплаты транспортного налога
    • О едином сроке уплаты налога на имущество и отмене отчетности
    • Об изменении порядка налогового учета безвозмездной помощи НКО
    • О новом порядке признания расходов в НУ на санаторно-курортное лечение работников
    • О невозможности учета в НУ платежей в бюджет в счет возмещения ущерба
    • О новых правилах начисления амортизации при модернизации и реконструкции ОС
    • О продлении ограничения 50% на учет убытков прошлых лет
    • Об утверждении перечня КБК на 2022 год
  • Вычеты и пособия
    • О порядке получения физкультурного вычета
    • О новых правилах подсчета страхового стажа для расчета больничных
  • Новшества отчетности
    • Об уточнении сроков представления аудиторского заключения в ГИРБО
    • О новых правилах предоставления бухгалтерской отчетности
    • О новых поводах сдачи СЗВ-СТАЖ
  • Электронный документооборот и электронные подписи
    • О запуске ГИС ЭПД в постоянную работу
    • О новых правилах работы с электронными подписями
    • О новых требованиях к операторам ЭДО
  • Новое в маркировке товаров
    • Об ужесточении наказаний для продавцов маркированных товаров
    • Об обновлении правил маркировки обувных товаров
    • О переносе сроков обязательной маркировки велосипедов
  • Другие изменения
    • О продлении моратория на проверки малого бизнеса
    • Об электронной регистрации ККТ
    • О новой инструкции ЦБ РФ об открытии, ведении и закрытии банковских счетов
    • Об утверждении формы акта утилизации отходов для производителей и импортеров
    • О передаче сообщений в Роскомнадзор о рекламе в интернете
    • О новых обязанностях работодателей на портале «Работа в России»
    • О новом размере взносов, уплачиваемых ИП за себя

Новый ФСБУ 6/2020, обязательный с 2022 года

  • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
  • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
  • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
  • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
  • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
  • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
  • НДС: кто получил льготы с 2022 года
  • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
  • ККТ и маркировка товаров

В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.

За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.

Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.

В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:

  • пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
  • целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.

Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).

С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

Утрачивает силу ПБУ 6/01 «Учёт основных средств» и Методические указания по бухучету основных средств 2003 г. Вместо них бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», которые с 2022 года стали обязательными.

Необходимые для изучения и применения в работе нормы новых ФСБУ касаются оценки, амортизации и раскрытия информации в отчетности. Все это должно быть отражено в учетной политике на 2022 год.

Согласно письму ФНС от 30.07.2021 № БС-4-21/10776 при расчете налога на имущество по правилам ФСБУ 6/2020, остаточную стоимость определяют путем вычета из первоначальной стоимости сумм амортизации и обесценения, а затем прибавляется величина капвложений на улучшение или восстановление объекта (если таковые были).

Приказ Минфина от 17 сентября 2020 г. № 204н (Минюст: 15 октября 2020 г.)

Краткий перечень налоговых и бухгалтерских изменений в 2022 году

С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

1. Обзор корректировок к стандартам для организаций государственного сектора и влияющих на учетную политику:
• «Непроизведенные активы» – приказ от 28.02.2018 года № 34н

• «Обесценение активов» – приказ от 31.12.2016 N 259н

• Аренда – приказ от 31.12.2016 №258н
• Совместная деятельность – приказ от 15.11.2019 №183н

• Доходы – приказ от 31.12.2016 №259н

• Учетная политика, оценочные значения и ошибки – приказ от 30.12.2017 №274н

• Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора – приказ от 31.12.2016 №256н

• «Государственная (муниципальная) казна» – приказ от 15.06.2021 №84н.

2. Порядок дальнейшего вступления в силу федеральных стандартов новая программа разработки ФСБУ госфинансов на 2021 – 2024 годы.

  • Транснефть Финанс
  • Северсталь ЦЕС
  • РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • Компания Braun
  • Мостотрест
  • Альфа-Банк
  • Мособлгаз
  • Газпромбанк
  • МКУ Управление Делами Администрации
  • ФКР Москвы
  • Аппарат Мэра и Правительства Москвы
  • ВТБ Лизинг
  • Гипромез
  • АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
  • Русское море
  • Издательство Просвещение
  • ИЦЛС Биотехнология
  • ГУП Моссвет

Программа разработки федерального стандарта БУ на 2019 — 2021 годы утверждена Приказом Минфина России от 05.06.2019 № 83н.

Новые стандарты:

26/2020 «Капитальные вложения» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации о капитальных вложениях организаций.

6/2020 «Основные средства» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации об ОС организаций.

25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации об объектах бухгалтерского учёта при получении (предоставлении) за плату во временное пользование имущества и способы ведения таких объектов.

5/2019 «Запасы» — устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учёте информации о запасах организаций.

27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учёте» — устанавливает требования к документам и документообороту для бухгалтерского учёта.

Новые правила учёта сложные и требуют детального рассмотрения, изучения и применения на практике. В КонсультантПлюс имеется много информации по данной теме, есть также ситуации из практики, которые вам помогут быстро изучать и применять новые правила в бухгалтерском учёте.

В справочно-правовой системе КонсультантПлюс есть вся необходимая информация о правилах и сроках перехода на новые стандарты

Рассмотрим каждый из них более подробно.

Налоговые и бухгалтерские изменения-2022

Правила учёта основных средств по покупке не изменились. При рассрочке платежа свыше 12 месяцев часть затрат на приобретение ОС учитываем как проценты по займу. Материалы, приобретённые для строительства ОС, — капитальные вложения, а не запасы. В балансе их надо показать по строке 1150. Затраты на любой ремонт и амортизацию строительной техники относим на счёт 08.

Вторичное сырье, оставшееся при строительстве, монтаже, модернизации, реконструкции, плановом ремонте основных средств, с кредита счёта 08 приходуем как запасы или как ДАП. Капвложения в ОС надо ежегодно проверять на обесценение по правилам для ОС.

Лимит стоимости ОС устанавливаем сами. Например, можно сделать его таким же, как для налога на прибыль, — 100 000 рублей. Объекты со СПИ больше года и стоимостью ниже лимита сразу списываем в расходы.

Амортизацию считаем из стоимости ОС, уменьшенной на его ликвидационную стоимость. Ликвидационная стоимость — предполагаемая стоимость ОС в конце СПИ минус затраты на его выбытие. Если ликвидационную стоимость невозможно определить или она несущественна, амортизируем полную стоимость основных средств.

Амортизируем объект начиная с месяца принятия к учёту основных средств и по месяц выбытия или списания. Но можно применять и привычные правила. Начисление амортизации ОС на консервации и длительном ремонте не приостанавливаем. Способ начисления амортизации, СПИ и ликвидационную стоимость нужно проверять как минимум в конце каждого года и, если условия использования ОС изменились, пересматривать.

Плановый ремонт, техобслуживание, техосмотр — существенные затраты на такие мероприятия, проводимые реже чем раз в год, признаём отдельными ОС (Информация Минфина России № ИС-учёт-29).

Переоценку можно отражать новым способом: списать всю амортизацию проводкой Д 02 — К 01, а затем довести счёт 01 до рыночной стоимости. Но можно и продолжать делать как раньше.

Проверять ОС на обесценение надо минимум раз в год на 31 декабря по правилам МСФО (IAS) 36. Признаки обесценения: резкое снижение рыночной стоимости, существенный износ, порча объекта, простой. При наличии таких признаков надо уменьшить балансовую стоимость основных средств до рыночной стоимости за минусом затрат на выбытие. Убыток от обесценения средств относят в прочие расходы (п. п. 12, 18, 59 МСФО (IAS) 36).

При продаже или ином выбытии ОС в ОФР показываем не доходы и расходы по сделке, а только её результат: прибыль — в строке 2340, а убыток — в строке 2350.

Инвестиционная недвижимость — недвижимость для сдачи в аренду или для получения дохода от прироста её стоимости. Её можно учитывать по рыночной стоимости и не амортизировать. Дооценку и уценку списываем на счёт 91, а счёт 83 не используем (Информация Минфина России).

Для перехода закрепите в учётной политике:

  • новый лимит стоимости основных средств (для совокупности объектов ОС или для отдельного объекта ОС);
  • начало начисления амортизации с месяца принятия к учёту или со следующего месяца;
  • способ учёта последствий переоценки — корректировка остаточной стоимости или первоначальной стоимости и амортизации;
  • способ оценки инвестиционной недвижимости — по рыночной стоимости или по первоначальной.

Аренда недвижимости у арендатора. Аренду на срок не больше 12 месяцев можно учитывать как раньше — списывать арендную плату в расходы. Но такой порядок надо закрепить в учётной политике. При аренде на срок больше 12 месяцев надо отразить право пользования активом и обязательство по аренде. Право пользования активом учитывайте на счёте 01 и амортизируйте. Стоимость права равна сумме обязательства по аренде и платежей, перечисленных до получения недвижимости в аренду. Срок полезного использования равен сроку аренды.

Обязательство по аренде ОС покажите на счёте 76 по приведённой стоимости арендных платежей. Она равна номинальной сумме будущих платежей, дисконтированной по ставке, по которой вы можете получить заём на сопоставимый срок. По этой ставке ежемесячно начисляйте проценты на остаток обязательства и уменьшайте его на текущий платёж.

Те, кто вправе вести упрощённый бухучёт, могут учитывать аренду как раньше, если не будут выкупать предмет аренды или сдавать его в субаренду.

Краткосрочная аренда автомобиля у физлица. При аренде автомобиля на срок менее года ведите учёт как раньше — автомобиль на баланс не принимайте, арендную плату начисляйте проводкой Д 20 (26, 44) — К 60 (73, 76).

Аренда у арендодателя. Аренда по договорам, не предусматривающим выкуп имущества, признаётся операционной. Имущество, переданное в операционную аренду, продолжайте учитывать на счёте 01. Арендную плату начисляйте, как и раньше, проводкой Д 62 — К 91, а если аренда ваш основной вид деятельности — Д 62 — К 90.

Лизинг у лизингополучателя. Порядок принятия к учёту не зависит от того, кто признаётся балансодержателем имущества по договору. Вы в любом случае отражаете в учёте право пользования активом и обязательство по аренде.

Право пользования активом учитывайте на счёте 01 и амортизируйте. Стоимость права — затраты лизингодателя на покупку имущества плюс ваши затраты, необходимые для начала его использования. СПИ права пользования активом равно СПИ предмета лизинга, который определяем по общим правилам нового стандарта, о чём говорит федеральный стандарт бухгалтерского учёта 25/2018.

Обязательство по аренде покажите на счёте 76 по справедливой стоимости предмета лизинга за минусом авансов, уплаченных вами до его получения. Справедливая стоимость — цена покупки имущества лизингодателем. На остаток обязательства ежемесячно начисляйте проценты по ставке, которая дисконтирует будущие платежи до справедливой стоимости. А затем уменьшайте обязательство с процентами на текущие платежи.

Те, кто вправе вести упрощённый бухучёт, могут учитывать лизинг по старым правилам для лизинга на балансе лизингополучателя.

В статье «ФСБУ 25/2018: бухгалтерский учёт аренды» наш эксперт подробно рассмотрела основные принципы ведения учёта для арендатора и арендодателя, а также объяснила, как раскрыть информацию в бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Поступление материалов и товаров. Материалы для управленческих нужд, например канцтовары, можно сразу списать в расходы: Д 26 — К 60. При рассрочке свыше 12 месяцев часть затрат на приобретение запасов учитываем как проценты по займу. Резерв под обесценение запасов создаём исходя из чистой стоимости продажи — рыночной стоимости за минусом расходов на продажу. При продаже обесцененных запасов восстанавливаем резерв проводкой Д 14 — К 90.02 (91.02).

Затраты на производство. В себестоимость нельзя включать сверхнормативный расход сырья, потери от брака и простоев. Остатки НЗП нельзя оценивать по стоимости сырья и материалов. Оценка НЗП происходит по фактической себестоимости, по нормативной себестоимости или по прямым затратам.

Отмена методических указаний. Вместе с ПБУ 5/01 с 2021 года утрачивают силу указания по учёту МПЗ и по учёту специнструмента и спецодежды (Приказ Минфина России от 15.11.2019 № 180н). Но приведённые в них способы можно продолжать применять, если они не противоречат новому правилу стандарта. Например, ведение ТЗР. Ведь в правилах нового стандарта есть только общее требование о включении ТЗР в стоимость запасов, и ни один из нынешних вариантов это требование не нарушает.

Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года

  1. Новое в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2022 году: экспертный обзор
  2. Последние изменения в Бюджетном кодексе РФ. Проект бюджета на 2022–2023 гг. Межбюджетные трансферты. Новое в финансовом обеспечении деятельности учреждений госсектора
    • Новый порядок финансирования учреждений, инвестиции и возврат субсидий
    • Новый порядок санкционирования расходов за счет целевых субсидий
    • Порядок принятия решений о наличии потребности в остатках целевых субсидий и средств дебиторской задолженности
    • Практика исполнения госзаданий в 2021 году, планирование и корректировки на 2022 год с учетом условий пандемии по COVID-19
    • Бюджетные и денежные обязательства: планирование лимитов, вопросы учета, санкционирование расходов
  3. Новое в применении классификации операций сектора государственного управления
    • Новый порядок формирования и применения КОСГУ, КВР и КВД
    • Последние изменения в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации
    • Методические рекомендации Минфина России по формированию и применению КБК
  4. Бухгалтерский учет и бюджетная отчетность учреждений в 2021 году
    • Практика применения последних изменений, инструктивные и разъясняющие документы Минфина России
    • Бюджетная (бухгалтерская) отчетность – типичные ошибки и изменения в порядке составления отчетных форм в 2021 году. Новые правила в методологии бухгалтерского (бюджетного) учета учреждений государственного сектора
    • Подготовка годового отчета за 2021 год: перечень отчетных форм, особенности их заполнения, разъяснения требований Минфина России
    • Поправки к Федеральному закону «О бухгалтерском учете» в части, касающейся организаций госсектора (ОГС): что и как изменится
    • Взаимная увязка показателей форм отчетности
    • Анализ ошибок, допущенных при составлении отчетности
    • Порядок представления отчетности ОГС
    • Новое об ответственности ОГС за нарушения при составлении и сдаче бюджетной и бухгалтерской отчетности
  5. Новые электронные первичные учетные документы и регистры
    • Централизация бюджетного учета и переход к электронному документообороту
    • Перечни обязательных к применению унифицированных форм первичных документов и регистров бухучета
    • Новые унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета и внесение изменений в действующие формы (Приказы Минфина России от 15.06.2020 № 103н, от 15.04.2021 № 61н)
  6. Новое в регулировании ФХД государственных и муниципальных учреждений
    • Новые правила составления планов ФХД на 2022 и плановый 2023 год для федеральных бюджетных и автономных учреждений (Приказ Минфина России от 17.08.2020 № 168н)
    • Порядок формирования госзаданий и их финансового обеспечения (Постановление Правительства РФ от 09.07.2019 № 873)
    • Требования к нормативным актам о предоставлении государственным (муниципальным) учреждениям субсидий на иные цели (проект постановления согласован с заинтересованными ФОИВами)
    • Новый перечень форм обоснований/расчетов плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет казенными учреждениями
  7. Практика исчисления и уплаты налогов государственными и муниципальными учреждениями
    • Особенности исчисления и уплаты учреждениями НДС, налога на прибыль, НДФЛ в 2022 году
    • Новое в администрировании НДС. Электронный документооборот
    • Отчетность по налогам
  8. Внутренний контроль и внутренний финансовый аудит (ВФА) у участников бюджетного процесса
    • Федеральные стандарты ВФА: определения, основные правила, планирование ВФА, методы проведения ВФА, оценка бюджетных рисков, права и обязанности должностных лиц при осуществлении ВФА
    • Методические рекомендации Минфина России по осуществлению ВФА: правовое значение, разъяснения, комментарии
    • Организация внутреннего контроля, объекты контроля, документирование
    • Практические аспекты проведения внутренних проверок
    • Практические вопросы финансового контроля: практика проверок, анализ нарушений, правовые регламенты

    Все слушатели образовательных мероприятий ИРСОТ дополнительно обеспечиваются учебно-методическими материалами в электронном виде.

    Материалы размещаются в электронном виде на учебном портале АНО ДПО ИРСОТ. Перечень материалов определяется экспертами ИРСОТ и лекторско-преподавательским составом и может включать в себя:

    • презентации к выступлениям;
    • нормативно-правовые документы;
    • материалы судебной практики;
    • статьи экспертов по теме;
    • дополнительные материалы базового уровня для самостоятельного изучения (для слушателей программ продолжительностью 72 часа и более).

    Для просмотра материалов вам необходимо указать пароль, выданный сразу после оплаты и подтверждения регистрации на мероприятии.

    Перейти на страницу материалов

    Поскольку код вида расходов — более крупная группировка, чем кодификатор операций сектора госуправления, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия.

    Вид расходов

    КОСГУ

    Примечания

    Код

    Наименование

    Код

    Наименование

    Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

    К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:

    • запчасти для ремонта машин и оборудования;
    • спецоборудование для НИОКР;
    • семена, удобрения, посадочные материалы;
    • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
    • материальные запасы специального назначения и др.

    Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

    Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

    Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

    С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

    1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
    2. Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
    3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
    4. Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.

    Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

    Новый ФСБУ 6/2020: Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года

    Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.

    КВР

    КОСГУ

    Примечание

    Код

    Бюджетные статьи расходов с расшифровкой

    Код

    Наименование

    Рекомендации парламентских слушаний на тему

    «О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

    5 октября 2021 года город Москва

    Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

    Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание).

    Участники парламентских слушаний отмечают, что Правительство Российской Федерации в 2021 году продолжает реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, на повышение устойчивости всей социально-экономической системы и восстановление деловой активности. Поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, а также проводимая Банком России контрциклическая денежно-кредитная политика обеспечили сохранение ценовой и финансовой стабильности, доступность кредитных ресурсов и поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов на приемлемом для экономики уровне. Это позволило к текущему моменту времени сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста.

    В 2021 году ожидается рост валового внутреннего продукта России (далее — ВВП) на 4,2%, а на период 2022–2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3%. При этом восстановление российской экономики ожидается более низкими темпами по сравнению со среднемировым уровнем.

    Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах.

    Предполагается, что по итогам 2021 года уровень инфляции составит 5,8%, при этом в бюджетных проектировках в 2022–2024 годах учтены показатели инфляции на уровне 4% (с учетом заложенной в базовом варианте Прогноза предпосылки о стабилизации цен на мировых рынках неэнергетических товаров, а также перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики).

    В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей (1,0% ВВП) и 299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) соответственно, а в 2024 году — его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП).

    Предполагается рост объема государственного долга с 22 104,1 млрд рублей (по оценке 2021 года) до 25 925,7 млрд рублей в 2022 году, 28 765,1 млрд рублей в 2023 году и 31 939,7 млрд рублей в 2024 году, что составит в 2022–2024 годах соответственно 19,4%, 20,3% и 21,1% ВВП. Участники парламентских слушаний отмечают, что планируемый уровень государственного долга не несет рисков для устойчивости бюджетной системы.

    Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил.

    Возврат к проведению с 2022 года бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволит повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре.

    Кроме того, важным элементом сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, а также страховкой от внешнеэкономического давления на российскую экономику, остается Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ).

    В этой связи следует поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть ФНБ, сохраняя при этом сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Учитывая планируемое увеличение средств ФНБ к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей (15,4% ВВП), особую актуальность приобретает осуществление парламентского контроля за их использованием.

    При инвестировании средств ФНБ безусловным приоритетом должно быть обеспечение их возвратности и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий. При этом инвестиционные проекты должны быть привлекательны для частных инвесторов.

    На фоне продолжения восстановления экономической активности в 2022–2024 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,2% в 2022 году по отношению к оценке предыдущего года, на 2,1% — в 2023 году по отношению к 2022 году и на 1,1% — в 2024 году по сравнению с 2023 годом. При этом следует отметить, что на 2022 год доходы планируются с превышением ранее законодательно утвержденного показателя на 4 384,4 млрд рублей (на 21,2%).

    Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

    — Бюджет ориентирован на людей, семьи после коронакризисной атаки. Также он ориентирован на выполнение национальных и социально-экономических целей, о которых неоднократно говорил президент. Но и, пожалуй, это бюджет, ориентированный на экономический рост за счет высокой инвестиционной и инновационной составляющей. Очевидно, что это уже не антикризисный бюджет. Он направлен на выход на устойчивое экономическое развитие. Важно, что бюджет поддерживает бюджет поддерживает население. Конечно, профицит с точки зрения экономической теории — хорошая позиция. Но ежегодный профицит совершенно не нужен. Все-таки сбалансированный бюджет должен быть на периоде 5-6 лет. А каждый год иметь профицит — это значит не иметь расходов. Мы же можем собрать налоги и вообще никуда их не тратить. И тогда будет огромнейший профицит. Лучше бы мы работали в небольшом дефиците, а профицитную часть направили даже не на рост экономики, а на увеличение вложений в человеческий капитал: здравоохранение, образование, науку, возможность вхождения в культурный мировой-страновой код. В России минимальный государственный дефицит — 18-19% госдолга. В Японии госдолг 250%, у Италии 135%, у США 128%. И они живут в традиционном дефиците и бюджета, и счета текущих коопераций платежного баланса, и торгового баланса. Но они этим дефицитом обеспечивают доступ к здравоохранению,образованию. Если человек будет здоровым, образованным, он будет всегда продуктивен. Он сам повысит экономику за счет роста своей производительности труда, знаний и компетенций. Вложения в человеческий капитал — основа сегодня в переходе к четвертой промышленной революции и цифровой эпохе, когда будут меняться виды деятельности, профессии.

    Александр Широв, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН:

    — Бюджет можно назвать сбалансированным, но возникает вопрос: нужен ли России сбалансированный бюджет? Если мы решаем задачу достижения параметров финансовой стабилизации, то, наверное, да, если хотим добиться некоторых темпов экономического роста — то нет. Тут вопрос не про полную сбалансированность бюджета, а про то, какой дефицит мы можем себе позволить. В Евросоюзе, где ситуация сложнее, чем в России (в том числе по долговой нагрузке), действует критерий дефицита в 3%. России необходим некоторый дефицит для развития финансового рынка. С другой стороны, предполагаются траты из ФНБ, реализация крупных проектов, соцподдержка пенсионеров, военнослужащих, так что бюджет нельзя назвать суперконсервативным.

    Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития:

    — Насчет сбалансированности в бюджете все абсолютно в порядке: он запланирован с профицитом в 1,1% ВВП на 2022 год, 0,3% — на 2023-й, на 2024 год дефицит составит около 0,2%. С точки зрения базовых параметров, которые характеризуют сбалансированность, это абсолютно комфортный уровень. Другое дело, возникает вопрос о том, какие стимулы развития экономики запускает мощная бюджетная конструкция. По последнему замеру минэкономразвития, инфляция превысила 7% годовых. ЦБ необходимо ужесточать денежно-кредитную политику, добиваясь снижения роста цен.

    Антон Табах, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА»:

    — Структура предлагаемого бюджета отвечает как сложившейся практике, так и последним поручениям президента. Основная проблема этого бюджета — его жесткость, излишняя в условиях быстрого восстановления доходов и низкого уровня госдолга. Минфин хочет вернуться в «золотой» для него 2018 год, проведя бюджетную консолидацию после пандемии. Сокращение расходов — прямое или с учетом инфляции — может негативно отразиться на росте экономики, притом что сборы налогов, изымаемых из экономики, продолжат расти.

    Александр Проклов, старший управляющий директор рейтингового агентства НКР:

    — Основные черты трехлетнего бюджета — его консервативность и сбалансированность, предпочтение профицитного подхода. Обращает на себя внимание фактическое снижение расходов, тем более с учетом инфляции: если расходы федерального бюджета в 2021 году, судя по всему, превысят 24 трлн рублей, то плановый объем расходов на 2022 год — 23,6 трлн, тогда как ожидаемая инфляция в 2022 году будет не ниже 4-4,5%. В 2023-24 годах предполагается некоторое увеличение расходов, которое, однако, будет сопоставимо с темпами ожидаемой инфляции. Тем самым, если исходить из опубликованных цифр, по истечении трех лет расходы федерального бюджета с поправкой на инфляцию останутся ниже ожидаемых результатов 2021 года. Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетная политика России по-прежнему основана на принципах максимально осторожного подхода к планированию доходной части, исходя из которой расходы также планируются достаточно сдержанно.

    Александра Осмоловская-Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы:

    — Бюджет на ближайшую трёхлетку отражает более благоприятный макроэкономический прогноз (как по внешним, так и по внутренним показателям), чем тот, что был заложен в бюджет текущий. Отсюда более высокие доходы. Возврат к бюджетному правилу — то есть ограничение на расходы — обеспечивает профицит и сохранение вектора сдержанной бюджетной политики. В целом, бюджет отражает желание постепенного возвращения к обычной «докризисной» жизни. В структуре расходов обычные лидеры — социальная политика и оборона.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    АДМИНИСТРАЦИЯ

    СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

    СТАРОГАНЬКИНО

    МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    ПОХВИСТНЕВСКИЙ

    САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    27.08.2021г. № 72

    Об основных направлениях бюджетной и

    налоговой политики сельского поселения

    Староганькино муниципального района

    Похвистневский Самарской области на

    Переход на применение ФСБУ 6/2020: ответы на частые вопросы

    Объекты, учитываемые на забалансовых счетах 02, 03 и 07, восстанавливайте на счете 0.105.00.000 проводкой по счету 0.401.10.172. Поступайте так, если собственник потребовал безвозмездно передать запасы другому учреждению.

    В аналогичном порядке учитывайте возврат материальных запасов, которые находились в личном пользовании сотрудников и числились на забалансовом счете 27.

    Стоимость израсходованных материальных запасов относите в том числе на счета 0.401.20.214, 0.401.20.223, 0.401.20.263, 0.401.20.265 и 0.401.20.267.

    При изменении назначения матзапаса изменяйте его учетную группу путем внутреннего перемещения по дебету и кредиту счета 0.105.00.000.

    Резерв под снижение стоимости товаров, готовой и биологической продукции начисляйте проводкой по дебету счета 0.401.20.274 и кредиту счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440. При выбытии данных запасов или увеличении их плановой цены реализации (распространения) уменьшайте резерв обратной проводкой. В отношении запасов, которые в отчетном периоде реализовали по сниженным ценам, списывайте остатки со счетов 0.105.07.440, 0.105.08.440 на уменьшение резерва по дебету счетов 0.114.87.440, 0.114.88.440.

    Увеличение кадастровой стоимости земли отражайте по кредиту счета 0.401.10.176, уменьшение — по дебету этого счета. Метод «красное сторно» не применяйте.

    Раздел земельного участка отражайте проводками по счету 0.401.10.172 аналогично тому, как отражается разукомплектация основного средства. По этому же счету уполномоченные органы отражают прием в состав казны земельного участка после разграничения права собственности на него.

    Операции с межбюджетными трансфертами, субсидиями бюджетным и автономным учреждениям отражайте проводками, которые Минфин привел в системных Письмах от 15 января и от 4 февраля 2020 г. Эти корреспонденции закрепили в инструкциях к планам счетов.

    По субсидиям бюджетным и автономным учреждениям в том числе прописали, что доходы текущего периода такие учреждения отражают на основании информации о выполнении условий предоставления средств. В качестве такой информации может выступать отчет по субсидии, извещение (ф. 0504805) или иной документ, который закреплен в соглашении. В какой ситуации применять каждый из этих документов, Минфин тоже разъяснял. Ранее уточнили и методические указания к форме извещения.

    Для получателей целевых межбюджетных трансфертов дополнительно изменили счет, на котором формируются остатки по неиспользованным средствам прошлого года к возврату. Такие суммы надо отражать на счете 0.303.05.000, а не на счете 0.205.00.000. Отметим, аналогичный порядок применяют бюджетные и автономные учреждения при отражении остатков прошлогодних субсидий к возврату.

    Если по одной смете создаете комплекс объектов нефинансовых активов, отражайте разукомплектацию вложений внутренним перемещением по дебету и кредиту счета 0.106.00.000.

    При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования остатки по счетам 0.111.40.000, 0.205.20.000, 0.302.20.000, 0.401.40.000, 0.401.50.000 списывайте проводками, обратными тем, которые вы отражали при признании объектов в учете. Метод «красное сторно» не используйте. Аналогичные поправки в текущем году внесли в стандарт «Аренда».

    Восстановление убытка от обесценения нефинансовых активов отражайте по дебету счета 0.114.00.000 и кредиту счета 0.401.20.274.

    Бюджетные и автономные учреждения отражают уменьшение стоимости недвижимого и особо ценного движимого имущества на счете 0.210.06.000 по кредиту счета 0.401.10.172. Их учредители уменьшают показатель по счету 0.204.33.000 по дебету счета 0.401.10.172. Метод «красное сторно» не применяется.

    Показатели счета 205.00 в регистрах аналитического учета разделяйте не только по контрагентам, но и по правовым основаниям возникновения доходов (например, по договорам). Учет можно вести по группам контрагентов, но лишь при условии, что вы ведете персонифицированный учет вне балансовых счетов (управленческий учет). При этом не реже чем на каждую отчетную дату сверяйте данные бухгалтерского и управленческого учета.

    На счете 302.00 расчеты по закупкам товаров, работ, услуг отражайте в разрезе правовых оснований (договоров). Расчеты по оплате труда вы по-прежнему можете учитывать по группе контрагентов, если персонифицированный учет ведете вне балансовых счетов и данные сверяете на каждую отчетную дату.

    Аналитический учет по счетам 206.00, 208.00 и 302.00 ведите в том числе по учетным номерам денежных обязательств (при их наличии).

    Уточнен порядок аналитического учета для забалансовых счетов 08 и 20. Например, по забалансовому счету 20 кредиторскую задолженность учитывайте в разрезе кодов классификации доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также контрагентов и КФО.

    В номерах счетов 0.304.66.000 и 0.304.76.000 указывайте код КОСГУ, исходя из типа вашего учреждения: казенные приводят коды 731 и 831, бюджетные и автономные — коды 732 и 832 КОСГУ. Отметим, аналогичный порядок действует для счетов 0.304.86.000 и 0.304.96.000.

    Уполномоченные органы учитывают вложения в имущество казны по новому счету 0.106.50.000. Для него введены и аналитические коды видов имущества. Отметим, поправки к Единому плану счетов и Инструкции № 157н предусматривают различные даты начала применения этого счета. Учитывая изменения в плане счетов № 162н, внедрить новшество нужно с 2021 г.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *