Положение о военных комиссариатах с изменениями и дополнениями на 2022 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о военных комиссариатах с изменениями и дополнениями на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя. Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.

Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции. В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).

Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников. Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.

Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте). Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.

Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка

К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.

Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.

К военнообязанным относятся:

  • Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;
  • Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
  • Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
  • Женщины с военными полномочиями.

Не относятся к военнообязанным:

  • иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;
  • офицеры запаса ФСБ или СВР;
  • женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.

Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций. Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.

Подготовленные документы:

1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе. Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года. Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления. Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.

2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.

Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов. Я вам рекомендую учитывать это в работе.

Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре. А в 2019 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.

Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.

3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).

4. Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.

5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года. Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.

Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки. Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.

6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных. Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.

Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.

Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта. Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.

До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей. По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.

Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст. 21.1-21.7 КоАП РФ.

1372_ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТАХ

  • В чем отличие среднесписочной и средней численности работников, и зачем они нужны

    1,2 тыс. 1

    • Бронирование сотрудников, пребывающих в запасе, ведется с целью обеспечить полноценную работу предприятия в период мобилизации и в военное время.
    • Сведения о том, обязана ли организация бронировать работников и каких именно, предоставляет по запросу территориальная комиссия по бронированию.
    • Удостоверения об отсрочке от призыва выдаются военкоматом и требуют специального воинского учета.

    Сначала издается приказ об организации воинского учета. Его образец дан в Приложении 4 к рекомендациям. Приказом определяется, кто должен вести воинский учет в организации, а также, кто исполняет эти обязанности в отсутствие ответственного. Кроме приказа есть дополнительные документы. Их перечень дан в IV разделе рекомендаций, п. 39:

    • план работы;
    • личные карточки призывников и запасников;
    • журнал учета проверок ВУ;
    • расписки о приеме военных билетов и др. документов ВУ;
    • документация по вопросам ведения ВУ — папки, дела;
    • документы, издаваемые органами власти разных уровней и справочная информация по ВУ.

    Ответственному за воинский учет в организации необходимо явиться в военкомат с приказом и разработанным планом работ (Приложение 17 к рекомендациям) для утверждения. Последующие перемещения, назначения ответственных осуществляются после согласования с военным комиссариатом.

    Взаимодействие организации и военного комиссариата осуществляется по вопросам предоставления сведений:

    • о сотрудниках — призывниках;
    • числящихся в штате несовершеннолетних 15-16 лет;
    • на запросы об изменении жизненных обстоятельств сотрудников, стоящих на военном учете;
    • другое.

    В Приложении 17 дан план, который рекомендуется заполнить и его помощью согласовывать отчеты и сроки их предоставления в военкоматы.

    Важно!

    На 2021 год план необходимо согласовать не позднее 31 декабря 2020 г

    Совет

    Ответственные по ВУ должны тесно работать с военными комиссариатами, так как многие вопросы решаются в соответствии с их рекомендациями. Поэтому рекомендуем дату согласования плана работы на 2021 год обсудить с военкоматом.

    Отчеты по воинскому учету со сроками сдачи

    Сведения

    Срок сдачи

    О работниках мужского пола, подлежащих постановке на первоначальный воинский учет в следующем году.

    Приложение 11

    Каждый год до 1 ноября

    Работники мужского пола 15-16 лет.

    Приложение 11

    До 15 ноября

    О принятых на работу / уволенных работниках, подлежащих ВУ.

    Приложение 9

    В течение 2 недель после принятия / увольнения

    О работниках, состоящих, а также не состоящих, но подлежащих ВУ.

    Приложение 10

    В течение 2 недель после получения запроса

    Об изменениях жизненных обстоятельств, состояния здоровья, и др. граждан, состоящих на воинском учете.

    Приложение 13

    2 недели после произошедшего изменения

    Выявление информации об отсутствии воинского учета у военнообязанного сотрудника.

    В течении 2 недель после того, как стала известна информация

    Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе.

    Форма 6

    Готовится на первое число года, следующего за отчетным, сдается не позднее последнего дня отчетного года — не позже 31 декабря.

    Есмли на предприятии нет ни брони, ни резервистов, форму 6 можно не сдавать

    Карточка воинского учета организации.

    Форма 18

    Первый раз — в течение двух недель со дня госрегистрации и внесения сведений в ЕГРЮЛ об организации, далее один раз в два года до 31 декабря.

    Оповещение сотрудников о повестках, вызовах в военкомат и т.д.

    При получении вызова, повестки

    Модернизация российских военкоматов должна начаться в 2022 году

    Новый закон ужесточит контроль за отсрочками от призыва

    Принят Государственной Думой 20 апреля 2021 года

    Одобрен Советом Федерации 23 апреля 2021 года

    А ведь в эти 9% уже включена индексация СВЕРХ уровня инфляции в 5%…

    А ведь инфляция — уже 8%!

    Но никак не 9%…

    В общем, пока больше вопросов, чем ответов.

    Но, думается, что индексацию оставят на том же уровне…

    Военным на 4% с 1 октября 2022 года.

    Правоохранителям — на 9% с 1 октября 2022 года.

    Военным пенсионерам — на 4,4% с 1 октября 2022 года (с учетом повышения на 0,32% понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий).

    Военным на 9% с 1 октября 2023 года.

    Правоохранителям — на 9% с 1 октября 2023 года.

    Военным пенсионерам — пока неизвестно. Все зависит от размера понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий на 2023 год.

    Документация по организации и осуществлению воинского учета

    Пунктом 2 Положения N 1609 установлено, что военный комиссариат создается в субъекте РФ в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством РФ.

    Заметим, что данный раздел в сравнении с прежним Положением более широко определяет основные принципы создания военных комиссариатов, их структуру, подчиненность.

    Нормативная база. Расширен перечень документов, которыми должны руководствоваться в своей работе военные комиссариаты (п. 3 Положения N 1609). В частности, кроме Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ (в том числе издаваемых им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами), актов Правительства РФ, актов Минобороны, Положения N 1609 деятельность военных комиссариатов основывается на приказах, директивах и указаниях командующих войсками военных округов, актах федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ, изданных в пределах их полномочий.

    Организация деятельности. Как и прежде, военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны и входят в состав военных округов (п. 4 Положения N 1609).

    Создание, реорганизация и ликвидация военных комиссариатов осуществляются в установленном порядке Минобороны (п. 5 Положения N 1609).

    Военные комиссариаты являются юридическими лицами, имеют печати, штампы установленного образца, лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства (п. 6 Положения N 1609).

    Основные задачи военных комиссариатов перечислены в п. 17 Положения N 1609, они включают в себя 43 пункта.

    В целом задачи, возложенные на военные комиссариаты, не изменились, но есть исключения. Укажем те функции военных комиссариатов, которые не были перечислены в Указе N 1132:

    • участие в работе по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил (далее — бронирование граждан, пребывающих в запасе) (пп. 5). Ранее военным комиссариатам было предписано проводить проверки по организации бронирования граждан;
    • осуществление приписки и предназначения мобилизационных ресурсов для доукомплектования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (пп. 11);
    • организация работы аппарата усиления и руководство его деятельностью (пп. 12);
    • организация при участии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления военного обучения граждан в период военного положения и в военное время в порядке, установленном Минобороны (пп. 18);
    • расширение полномочий по организации и проведению мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу. Теперь такие мероприятия военные комиссариаты должны осуществлять и для граждан, поступающих в военные образовательные учреждения профессионального образования (пп. 22);
    • оповещение граждан, не пребывающих в запасе, о месте и времени явки на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и направлением для прохождения военной или альтернативной гражданской службы (пп. 28);
    • обеспечение выполнения установленных для субъекта РФ и муниципальных образований норм призыва на военную службу (пп. 29);
    • расширение полномочий по осуществлению учета граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу, и граждан, самовольно оставивших воинские части. Если ранее военные комиссариаты должны были предоставлять информацию о них в правоохранительные органы, то теперь в их обязанность входит привлекать их к административной ответственности и направлять соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством РФ (пп. 30);
    • реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам (пп. 40).

    Кроме того, не вошли в перечень задач военных комиссариатов следующие функции, предусмотренные Указом N 1132:

    • участие совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления муниципальных образований в работе по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
    • обеспечение на сборных пунктах вещевым имуществом граждан, призванных на военную службу и направляемых в органы военного управления, соединения, воинские части и другие организации Вооруженных Сил, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, в порядке, установленном Минобороны. Заметим, что данная функция сборного пункта, как и прежде, закреплена в Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Минфина России от 02.10.2007 N 400;
    • взаимодействие с органами службы занятости в переподготовке и трудоустройстве граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

    Обратите внимание! Военные комиссариаты не вправе осуществлять приносящую доход деятельность (п. 18 Положения N 1609).

    Право осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством РФ требуется специальное разрешение, возникает у военных комиссариатов с момента получения такого разрешения и прекращается по истечении срока его действия, если иное не установлено законодательством РФ (п. 19 Положения N 1609).

    Принцип обеспечения деятельности военных комиссариатов остался прежним.

    Военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Минобороны (п. 23 Положения N 1609).

    Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Минобороны.

    Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Минобороны (п. 24 Положения N 1609).

    Квалификация присваивается военнослужащему в качестве подтверждения его профессионального уровня после определенных испытаний. Тем, кому присваивается квалификационная категория, положена доплата к окладу по воинской должности. Размер ее зависит от классности:

    • за 3-й класс – 5%;
    • за 2-й класс – 10%;
    • за 1-й класс – 20%;
    • за квалификацию мастера – 30%.

    В соответствии с озвученными итогами совещания по экономическим вопросам размер индексации денежного довольствия военнослужащих в 2022 должен составить 9%, а в 2023 году – 5%.

    Изначально из стенограммы проведенной видеоконференцсвязи следовало, что такой рост будет иметь ежегодный характер. Однако при внесении законопроекта стало известно, что на практике все будет выглядеть иначе.

    Звание служащего Оклад до 01.10.21, руб. Оклад после 01.10.21, руб.
    Рядовой/матрос 5587 5794
    Ефрейтор/старший матрос 6145 6372
    Младший сержант/старшина 2-й статьи 6705 6953
    Сержант/старшина 1-й статьи 7263 7532
    Старший сержант/главный старшина 7822 8111
    Старшина/главный корабельный старшина 8381 8691
    Прапорщик/мичман 8939 9270
    Старший прапорщик/старший мичман 9498 9849
    Младший лейтенант 10615 11008
    Лейтенант 11174 11587
    Старший лейтенант 11732 12166
    Капитан/капитан-лейтенант 12290 12745
    Майор/капитан 3-го ранга 12850 13325
    Подполковник/капитан 2 ранга 13408 13904
    Полковник/капитан 1 ранга 14526 15063
    Генерал-майор/контр-адмирал 22346 23173
    Генерал-лейтенант/вице-адмирал 24580 25489
    Генерал-полковник/адмирал 27933 28967
    Генерал армии/генерал флота 30167 31283
    Маршал РФ 33519 34759

    Альтернативная служба, полное наименование которой – альтернативная гражданская служба, регулируется Федеральным законом №113-ФЗ от 2002 года. Она представляет собой работу в структурах, которые подчинены федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов России.

    Также можно отработать в качестве гражданского служащего в самой армии или в приравненных к ней военизированных организациях. Эта трудовая деятельность будет зачтена взамен службы по призыву.

    Сроки альтернативной службы определены статьей 5 Закона «Об альтернативной гражданской службе» и превышают продолжительность срочной. В разные периоды «альтернативщикам» приходилось отдавать долг Родине в течение 42, 36, 31,5, 27, 21 и 18 месяцев. Это зависело от изменения сроков службы по призыву и от места альтернативного труда.

    Сейчас законодательство определяет два срока для тех, кто имеет право и выбирает альтернативную службу взамен срочной:

    • 21 месяц, или превышение в 1,75 раза срока, который служат срочники;
    • 18 месяцев, или превышение срока службы по призыву в 1,5 раза.

    Быстрее время альтернативной службы пройдет у тех, кого направят для работы в организации, входящие в систему Российской армии или другие государственные военизированные формирования. Остальным придется трудиться в течение 21 месяца.

    (в ред. Указов Президента РФ от 19.05.2008 N 811, от 22.06.2009 N 709)

    В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» постановляю:

    1. Утвердить прилагаемое Положение о военных комиссариатах.

    2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1372 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5013).

    3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

    Президент Российской Федерации
    В.ПУТИН

    Москва, Кремль

    1 сентября 2007 года

    N 1132

    УТВЕРЖДЕНО
    Указом Президента
    Российской Федерации
    от 1 сентября 2007 г.
    N 1132

    11. Основными задачами военных комиссариатов являются:

    1) организация и ведение воинского учета;

    2) организация учета транспортных средств, предоставляемых Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, специальным формированиям по соответствующим перечням, утверждаемым Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

    3) координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления муниципальных образований полномочий Российской Федерации по осуществлению первичного воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты;

    4) разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, совершенствование базы мобилизационного развертывания военных комиссариатов (база мобилизационного развертывания военного комиссариата — совокупность пунктов управления, участков (штабов) оповещения, штабов оповещения и проведения оборонных мероприятий, пунктов сбора, пунктов предварительного сбора мобилизационных ресурсов, совмещенных приемо-сдаточных пунктов транспортных средств (приемо-сдаточных пунктов техники), пунктов заправки горючим, пунктов обогрева и питания личного состава, оснащенных необходимыми средствами управления, связи, оповещения и обеспеченных необходимыми имуществом, оборудованием и транспортными средствами);

    5) организация обеспечения в период мобилизации и в военное время мобилизационных потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований;

    6) исполнение нарядов штабов военных округов (штаба Балтийского флота), нарядов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации (для военных комиссариатов муниципальных образований), заявок командиров комплектуемых органов военного управления, соединений, воинских частей и других организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по предназначению мобилизационных ресурсов для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований;

    7) осуществление при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований призыва по мобилизации и отправки людских ресурсов, поставки транспортных средств в воинские части в сроки и объемах, которые установлены планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов;

    8) выполнение задач территориальной обороны по решению командующих войсками военных округов (командующего Балтийским флотом);

    9) организация при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований работы по морально-психологическому обеспечению мобилизации людских и транспортных ресурсов;

    10) организация вручения гражданам, пребывающим в запасе, руководителям организаций, владеющих транспортными средствами, мобилизационных предписаний и нарядов на действия в периоды мобилизации, военного положения и в военное время;

    11) обеспечение круглосуточной готовности военных комиссариатов к приему по средствам связи телеграммы «Мобилизационная»;

    12) участие совместно с подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другими органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за техническим состоянием транспортных средств, в проверке технического состояния транспортных средств, предназначенных для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, специальные формирования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    13) проведение занятий с гражданами, пребывающими в запасе, предназначенными для доукомплектования военных комиссариатов до штатов военного времени и привлекаемыми в аппараты усиления, с военно-учетными работниками органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, а также с врачами-специалистами, средним медицинским персоналом и техническими работниками, привлекаемыми к работе по обеспечению мобилизационных мероприятий, подготовке граждан к военной службе, призыву и добровольному поступлению на военную службу, призыву на военные сборы;

    14) проведение проверок организаций по вопросам ведения воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, и военно-транспортной обязанности;

    Как отделу кадров организовать воинский учет в 2021 году

    18. Материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения деятельности военных комиссариатов осуществляются за счет средств федерального бюджета в установленном порядке.

    Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает военные комиссариаты вооружением и военной техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа (Балтийского флота) в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации на эти цели.

    19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований оказывают содействие военным комиссариатам в предоставлении зданий, помещений, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов (включая здания и помещения, необходимые для размещения самих военных комиссариатов) и в пределах норм, установленных Министерством обороны Российской Федерации.

    Оплата аренды зданий и помещений, занимаемых военными комиссариатами, помещений призывных пунктов, жилых помещений, арендуемых для проживания военнослужащих и членов их семей, помещений (зданий) и земельных участков, используемых аппаратом усиления, за фактическое время их использования производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству обороны Российской Федерации.

    Следует отметить, что комиссар – это не из прошлого политсостава Красной Армии, а должность в военных комиссариатах, которую ликвидировали как класс в результате реформ экс-министра обороны Анатолия Сердюкова в 2009 году. Тогда всех сотрудников военкоматов лишили воинских званий.

    Десять лет военкоматчики ходили без погон, а офицеры-запасники по привычке надевали военную форму. В разговоре с одним военкомом, я услышал, что форму с погонами полковника он носит потому, что призывники перестали воспринимать людей в «пиджаках». А военная форма и соответствующие погоны, некоторым образом дисциплинируют юношей.

    Кто разбирается в данной структуре, должны знать, что и сами военкоматы прекратили своё существование. Некогда самостоятельная структура «военный комиссариат» города или района, стала называться отделом соответствующего района (города) областного военкомата. Многие из них были объединены и стали иметь двойное название по наименованию обслуживаемых районов.

    Между тем традиционно для нашей страны в военных комиссариатах руководящие должности занимали действующие офицеры, в званиях от генерала (в зависимости от численности субъекта и призывного контингента) и до капитана, не ниже. Оно и понятно — военкоматы подчинялись Главному организационно-мобилизационному управлению Генштаба Вооружённых Сил России и занимались работой по призыву на военную службу, отбору кандидатов для поступления в военные институты, воинскому учёту солдат, прапорщиков и офицеров запаса, а также другими функциями. Военкомат приравнивался к воинскому учреждению, имел государственную печать.

    В отличие от отдельной воинской части, в военкомате не было знамени, но у военнослужащих были специальные нарукавные шевроны. В остальном на военнослужащих военкоматов в полном объёме распространялось действие воинских уставов Вооружённых Сил России.

    Решение вызвано акциями протеста, связанными с сокращением количества военкоматов, в результате чего десятки сотрудников остаются без работы.

    Армения отмечает 27-летие со дня независимости. Ряд праздничных мероприятий запланирован в Ереване и других городах Армении по случаю праздника.

    Неизведанный, заброшенный и уникальный — ереванский аэропорт стал главным героем большой статьи британского издания Daily Mail.

    Действующие приказы Минобороны России 2020 и 2021

    Глава IРазмеры должностных окладов гражданского персонала воинских частей и организаций Министра обороны РФ от 22 сентября 2015 г. N 550 в раздел «Отдельные органы управления и специальные войска» внесены изменения Отдельные органы управления и специальные войска Таблица 1 Наименование должности Должностной оклад, руб. Руководитель (начальник): управления: федерального, главного 40 000 центра: главного, состоящего из управлений; управления (состоящего из инспекций), секции, агентства 30 000 управления, центра, комитета, службы, инспекции, направления 20 000 Советник (руководителя) 12 690 Начальник отдела 15 500 Начальник: группы, отделения и других структурных подразделений 12 690 Консультант 11 420 Главный: документовед, инженер, инспектор, ревизор, литературный редактор, метеоролог, научный редактор, специалист по кадрам, художник, экономист, юрисконсульт и другие главные специалисты 11 000 Примечание.

    Вернёмся к реформе военкоматов… Военкомам приказали обратно переодеться в военную форму, оставив им статус гражданских служащих, чтобы выглядеть более «представительно». Однако бесплатное вещевое довольствие им не вернули. Опять возник казус — работники военкоматов «щеголяли» в офицерской форме устаревшего образца, отличавшейся от современной. Кроме того, если в зависимости от звания офицер служил до определённого возраста, то теперь можно было встретить 70-летнего работника военкомата с погонами капитана.

    На призыв пошить новую форму установленного образца за свой счёт, работники военкомата ответили тихим протестным бунтом — полный комплект военной формы одежды (летней, зимней, парадной и полевой) явно не вписывался в их бюджет, состоящий из невысокого должностного оклада и заслуженной, согласно должности и выслуге лет, военной пенсии. Сумма на приобретение такого обмундирования могла составлять несколько десятков и даже сотен тысяч рублей.

    «Перекос» военкомовской реформы решил исправить новый министр обороны Сергей Шойгу ещё в 2013 году. Предполагалось, что воинские звания вернут военным комиссарам субъектов Федерации, но не выше полковника, поскольку генеральские звания присваивает президент. Помимо этого предусматривалось, что в комиссариатах появится еще несколько офицерских должностей, поскольку у военного начальника должны быть в подчинении офицеры. Шла речь о том, что военкомы, как призываемые из запаса офицеры, должны пройти медицинское освидетельствование и соответствующую переаттестацию.

    Однако до реализации этой идеи дело тогда так и не дошло, и сотрудники военкоматов так и оставались в последние годы гражданскими служащими. Замысел Шойгу был понятен — профессия военкома становилась всё менее популярной, в том числе, из-за отсутствия воинского звания. А это, с 1 октября 2021 г. для полковника – 14 520 рублей, а для капитана – 12 290 руб.

    К планам «возродить погоны» военным комиссарам вернулись только сейчас, и с 1 сентября 2021 года распоряжением министра обороны им всё же вернули воинские звания. Правда, только на региональном уровне — военным комиссарам субъектов Федерации, их заместителям и некоторым начальникам отделов. В райвоенкоматах о таких привилегиях мечтать пока рано, предполагается, что звание в низовое звено военкоматов могут вернуть, но лишь в перспективе. Когда Минобороны изыщет на это средства.

    В нынешнем возвращении воинских званий военным комиссарам тоже есть один серьезный нюанс, который отличается от планов Сергея Шойгу 2013 года. Дело в том, что предполагается не оставлять на этих должностях ныне действующих военкомов субъектов Федерации, возвратив им погоны, а назначить офицеров из войск. Иными словами, на должности военкомов регионов предполагается назначать людей, пусть и имеющих опыт командования, но слабо разбирающихся в планах мобилизации и осуществления призыва.

    Это уже вызвало острую реакцию со стороны нынешних комиссаров, которых просто «отодвинут» от должности и в лучшем случае предложат более низкую должность, но без возвращения воинского звания.

    Специфика работы в военкомате отличается от любой командной должности в войсках. Даже командиру полка, имевшему опыт работы с личным составом и знающему основы организационно-мобилизационной подготовки, справиться с особыми задачами по призыву будет сложно. Без опыта руководить военкоматом достаточно проблематично.

    Конечно, нужно возвращать воинские звания на все ключевые должности в военкоматах разного уровня. Это повысит не только престиж службы и работы в военкоматах, но и увеличит материальную заинтересованность. Сейчас оклады гражданского персонала, к которым относятся сотрудники военкоматов, составляют в зависимости от должности от шести-восьми тысяч рублей до двадцати. Для периферии, особенно с учётом имеющейся воинской пенсии, этого может быть и достаточно, там люди держатся даже за такие оклады. Но молодые специалисты на такие должности не идут, и военкоматы стали похожи на «дома престарелых», судя по возрасту сотрудников. Отсюда и погоны на 70-летних «капитанах». Это общая проблема для всех 600 тысяч гражданского персонала Минобороны, которым давно нужно бы поднять оклады.

    По большому счёту нынешнее возвращение воинских званий ряду руководящих сотрудников военных комиссариатов общей проблемы быстро не решит. Но отправлять в армию новобранцев, а по статусу – военнослужащих, будет «настоящий полковник», а не мужчина в гражданском пиджаке.

    С приходом Сердюкова на должность министра военные комиссариаты стали финансироваться из бюджета, выделенного на военные нужды. Как управленец, он хотел снизить нагрузку на него и сэкономить средства на другие потребности. Именно к такому выводу пришли эксперты, после проведения анализа реформы в армии.

    В многочисленных пресс-релизах было указано, что реорганизация комиссариатов была необходима для ужесточения контроля за деятельностью этой структуры. Дело в том, что в 2005-2007 годах было освещено в прессе несколько громких дел о взяточничестве в областных военкоматах. Назначение гражданских лиц на должности начальников отделов комиссариатов должно было избавить эту сферу от мздоимства. Неизвестно насколько помогала эта мера, но, по словам самих военных, работать в военкоматах стало намного сложнее.

    День сотрудников военных комиссариатов справляют 8 апреля. Дата не является выходным. В 2022 году праздник отмечается на официальном уровне 16-й раз. Событие учреждено Указом Президента РФ от 31.05.2006 № 549 «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации». Документ подписал В. Путин.

    Сотрудники комиссариатов реализуют государственную программу по комплектации армии, проводят мобилизационные мероприятия, приём на срочную и контрактную службу, ведут учёт материально-технических ресурсов и обеспечивают оборону страны. Они являются подчинёнными военным округам, а в служебной деятельности – военкомам.

    Путь в профессию начинается со службы в Вооружённых Силах или окончания курсантского училища. Одна из самых сложных и трудоёмких задач – призыв солдат и офицеров. Работники должны выполнить все обязанности, определённые в требованиях законодательства, готовить учётную документацию и личные дела.

    Большинство сотрудников имеет воинские звания и должности, армейские знаки отличия. Их действия определяются вышестоящим командованием Министерства обороны РФ. При военкоматах существуют отделы социального обеспечения, действующие по доверенности. В эти органы обращаются граждане для решения возникших проблем, получения справок, оформления документации для различных государственных структур.

    • Главное
    • Новости
    • Жизнь
    • Культура
    • Спорт
    • Партнеры

    В.А. ЕГЕЛЬСКИЙ, юрист

    ПОЛНОМОЧИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРИЗЫВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

    Военное управление представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность, сущность которой состоит в реализации органами военного управления задач и функций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами, путем использования государственно-властных полномочий, которыми они наделены.

    Ключевые слова: военный комиссариат, военно-административное устройство, управление военным округом, начальники гарнизонов, военные коменданты.

    V.A. EGELSKY, the lawyer

    POWERS OF TERRITORIAL MILITARY COMMISSARIATS IN SPHERE OF THE ORGANIZATION AND CARRYING OUT OF THE APPEAL OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON MILITARY SERVICE

    Military management repre-ts the is executive-administrative activity which essence consists in realization by bodies of military management of problems and the functions established by legislative and other standard legal certificates, by use of state-imperious powers by which they are allocated.

    Key words: a military commissariat, the military-administrative device, management of military district, chiefs of garrisons, military commandants.

    Военные комиссариаты — органы территориального военного управления, в чью компетенцию входит организация и проведение призывов граждан на военную службу и другие полномочия. Становление местных органов военного управления (предшественников современных военных комиссариатов) происходило во второй половине XIX в., в основе их становления лежала масштабная военная реформа, предпринятая военным министром Д.А. Милютиным.

    Согласно Положению от 6 августа 1864 г., Россия была поделена на 15 военных округов, каждый из которых стал одновременно органом строевого управления и органом военно-административного устройства и сосредоточил в себе все функции военного руководства на местах. Окружное военное управление обеспечивало единство военной и гражданской власти в одних руках. Были созданы Управления воинского начальника в каждой губернии (1864 г.) и уезде (1874 г.), которые по своим задачам и функциям наиболее близко соответствуют современным военным комиссариатам.

    Уездные воинские начальники заведовали всеми запасными средствами уезда в людях и имуществе, необходимыми для приведения армии в полную боевую готовность; приемом на военную службу новобранцев и направлением их в части; учетом запасных чинов запаса; разработкой мобилизационного плана; обеспечением сборных пунктов всем необходимым и т.д. В военное время уездные воинские начальники отвечали за призыв чинов запаса, сбор ло-

    шадей и отправку их на театр военных действий для пополнения войсковых частей.

    До милютинских реформ местные органы военного управления фактически не существовали. Внутри империи они отсутствовали, за исключением некоторых департаментов, имевших своих представителей на местах, именовавшихся либо комиссиями, либо воинскими начальниками. Отсутствовали связи этих комиссий с частями, а также между собой в губерниях1.

    В 1881 г. управления губернских воинских начальников и начальников местных войск округов были упразднены, а вместо них сформированы управления начальников местных бригад. Вся территория Российской империи, состоявшая из 93 губерний и областей, была разбита на 21 бригадный район. Такая структура местных органов военного управления просуществовала до января 1918 г.

    Появление системы органов местного военного управления способствовало введению в России всеобщей воинской повинности в 1874 г. Для практического решения вопросов, связанных с выполнением Указа о воинской повинности, были созданы воинские присутствия по воинской повинности (в некоторой степени также прообраз будущих военкоматов). Воинские присутствия подразделялись на губернские (областные), уездные (окружные) и городские.

    1 См.: История военного комиссариата Московской области. С. 25, 26.

    На губернские или областные воинские присутствия возлагались следующие задачи: наблюдение за ходом призыва, раскладка назначенного на губернию или область числа новобранцев между участками, медицинское переосвидетельство подлежащих воинской повинности лиц, рассмотрение жалоб на уездные, окружные и городские присутствия, и т.д.

    Уездные, окружные и городские присутствия занимались составлением частных призывных списков лиц и их проверкой, призывом лиц, подлежащих воинской повинности, в назначенные для этого места, определением прав каждого призываемого к отбыванию воинской повинности, освидетельствование призывников на предмет годности к военной службе и др. Таким образом, в 6070-х годах XIX в. в России была создана довольно стройная система мобилизационных и призывных органов, которая могла обеспечить создание крупных вооруженных сил в случае необходимости.

    13750

    30401

    52156

    53351

    20643

    Российские военкоматы избавляются от бумажной волокиты

    Фото 6676

    Контрактная служба в российской армии не является обязательной. При наличии желания, остаться служить могут бойцы, окончившие срочную службу, лица, имеющие соответствующее образование, студенты и выпускники вузов, в которых была военная кафедра, а также другие категории граждан, как резиденты РФ, так и нерезиденты. Но при этом условия контракта для каждой категории граждан отличаются.

    Также существуют возрастные рамки и ограничения. Заключить контракт могут граждане в возрасте от 18 до 40 лет. Продолжительность контракта определяется индивидуально. Бойцы, окончившие срочную службу и желающие остаться сверхсрочно, могут подписать первый контракт сроком на 2 или 3 года. Контракт могут заключать также граждане иностранных государств, но их принимают только на солдатские, сержантские или старшинские должности.

    Важный нюанс: заключить первый контракт в рядах вооруженных сил РФ можно максимум на три года. После завершения срока действия первого контракта бойцы могут подписать новое соглашение уже сроком на 5 лет.

    Тем, кто еще не успел отдать свой гражданский долг, важно знать, до какого возраста это можно сделать. В 2022 году ничего не изменилось по сравнению с предыдущими периодами. Чтобы узнать, какой призывной возраст будет актуальным в России в 2022 году, достаточно заглянуть в федеральное законодательство. В ФЗ-53 прописаны возрастные рамки, сроки службы, а также все остальные нюансы, к примеру, основания для освобождения, возможности получения отсрочки.

    В 2002 году был принят закон ФЗ-113, в котором прописан регламент прохождения альтернативной гражданской службы вместо традиционного призыва на 12 месяцев. Продолжительность альтернативной службы отличается, срок может составлять от 18 до 21 месяца, в зависимости от структуры, в которую будет распределен боец.

    Суть альтернативной воинской службы состоит в том, что гражданин вместо армейской казармы выбирает работу в военизированных или гражданских структурах. Если призывник выбирает работу в гражданских структурах, продолжительность альтернативной службы составит 21 месяц. Для лиц, которые проходят альтернативную службу в военизированных структурах, срок составляет 18 месяцев. При этом возрастные рамки для призывников такие же – от 18 до 27 лет.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *