Инструкция по налогу на прибыль в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по налогу на прибыль в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:

  • по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
  • капвложениям (ФСБУ 26/2020);
  • документообороту (ФСБУ 27/2021);
  • аренде (ФСБУ 25/2018).

Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.

Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.

Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.

Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.:

  • первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
  • если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.

И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.

Упрощенцев тоже ждет изменение формы отчетности — сдать декларацию за 2021 год нужно на новом бланке.

И возможно, уже с июля 2022 года будет запущен новый налоговый режим для микропредприятий с численностью сотрудников до 5 человек и доходами до 60 млн руб. в год — УСН.онлайн. Администрироваться он будет аналогично режиму НПД — без деклараций и через удобный интерфейс.

Налоговые и бухгалтерские изменения-2022

После того, как выполнены шаги 2 — 5, образуется перечень ОС, подлежащих учету по правилам нового стандарта.

Соответственно, объекты, вошедшие в него, надо проанализировать на предмет определения для каждого из них ликвидационной стоимости, которая далее будет влиять на расчет амортизации.

На этом шаге продолжаем работать со списком ОС, получившимся после выполнения шагов 2 — 5.

Теперь по каждому объекту нужно принять решение о том, насколько способ начисления амортизации и срок полезного использования, установленные ранее, соответствуют требованиям нового ФСБУ.

Шаг 8. Выделить объекты, по которым необходим пересчет амортизации

На этом шаге у каждого ОС из списка появится условная отметка — пересчитываем или не пересчитываем.

Те объекты, по которым:

  • не нужно пересматривать СПИ;
  • не нужно менять способ расчета амортизации;
  • ликвидационная стоимость признана равной нулю

можно далее оставить, как есть. В отчетности за 2022 год по ним понадобится сделать соответствующее раскрытие (примечание).

А с ОС, по которым нужны изменения для соответствия ФСБУ 6/2020, продолжаем работать дальше.

По каждому объекту, попавшему в перечень корректируемых для перехода на ФСБУ 6/2020, пересчитываем накопленную амортизацию так, как если бы её сразу начисляли по правилам стандарта.

Формулы расчета амортизации логических изменений не претерпели. Только за основу в них теперь нужно принимать выражение:

БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ — ЛИКВИДАЦИОННАЯ СТОИМОСТЬ = БС — ЛС

Например, формула для ежемесячного расчета амортизации по убывающему остатку примет вид:

СУММА АМОРТИЗАЦИИ ЗА МЕСЯЦ = (БС — ЛС) / СПИ В МЕСЯЦАХ

При альтернативном переходе, имея первоначальную стоимость объекта ОС и пересчитанную по правилам ФСБУ 6/2020 накопленную амортизацию, можно привести балансовую стоимость в соответствие с требованиями ФСБУ.

Первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценок) при корректировке балансовой стоимости меняться не должна. Поэтому корректировать можно только сумму накопленной амортизации.

Предлагаем воспользоваться таким алгоритмом:

1. Вычисляем новую балансовую стоимость объекта (НБС):

НБС = Первоначальная стоимость до перехода на ФСБУ 6/2020 — Накопленная амортизация по ФСБУ 6/2020

2. НБС сравниваем со «старой» балансовой (остаточной) стоимостью.

3. При наличии расхождения делаем корректировку через амортизацию:

ДТ 02 (84) — КТ 84 (02)

При ретроспективном переходе по сути нужно выполнить ровно такие же расчеты, только:

  • отразить результаты таким образом, как если бы ФСБУ 6/2020 применяли всегда (заметим, что проводки, в основном, затронут те же счета, что и при альтернативном переходе — 02 и 84);
  • пересчитать сравнительные показатели за годы, попадающие в отчетность (например, при подготовке баланса за 2022 год понадобятся обновленные данные на 31.12.2021 и 31.12.2020, а для финрезультатов за 2022 будут нужны скорректированные обороты за 2021 год).

Если при внесении корректировок вы обнаружили, что балансовая стоимость объекта оказалась равна или меньше ликвидационной стоимости, по нормам ФСБУ 6/2020 начисление амортизации нужно приостановить.

Если в дальнейшем снова появится положительная разница между балансовой стоимостью и ликвидационной, начисление амортизации на эту разницу возобновляют.

Далее в 2022-м и последующих годах нужно вести учет и составлять отчетность, опираясь на требования ФСБУ 6/2020 и данные, получившиеся после переходных корректировок.

Переход на ФСБУ 6/2020 с 2022 года: что нужно учесть

  • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
  • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
  • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
  • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
  • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
  • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
  • НДС: кто получил льготы с 2022 года
  • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
  • ККТ и маркировка товаров

В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.

За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.

Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.

В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:

  • пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  • применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
  • целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.

Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).

С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

ФНС изменит форму налоговой декларации по налогу на прибыль с 2022 года

С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

Информация Минэкономразвития от 17.06.2021

В 2021 году сумма дневного пособия по временной нетрудоспособности ограничена лимитом в 2 434,25 рубля. С 1 января 2022 года максимальная сумма составляет 2 572,6 рубля.

С 1 февраля минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком увеличен на 5,8% до 7493 руб., максимальный — до 31 282 руб. В 2021 году выплаты составляли 7 083 руб. и 29 600 руб. соответственно.

Выросло и единовременное пособие при рождении ребенка с 18 886 руб. до 19 981 руб.

Транспортный налог и авансовые платежи по нему в 2022 году уплачиваются в следующие сроки:

Период, за который уплачивается налог/аванс Крайний срок уплаты
За 2021 год 01.03.2022
За I квартал 2022 г. 04.05.2022
За II квартал 2022 г. 01.08.2022
За III квартал 2022 г. 31.10.2022
За 2022 год 01.03.2023

В 2022 году земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в нижеприведенные сроки.

Период, за который уплачивается налог/аванс Крайний срок уплаты
За 2021 год 01.03.2022
За I квартал 2022 г. 04.05.2022
За II квартал 2022 г. 01.08.2022
За III квартал 2022 г. 31.10.2022
За 2022 год 01.03.2023

В таблице приведены сроки уплаты страховых взносов на ОПС, ОМС, ВНиМ и травматизм, уплачиваемых работодателями, а также страховых взносов, уплачиваемых ИП за себя.

Вид страховых взносов За какой период уплачивается Крайний срок уплаты
Страховые взносы, уплачиваемые в ИФНС
Взносы с выплат работникам/иным физлицам (на ОПС, на ОМС и на ВНиМ) За декабрь 2021 г. 17.01.2022
За январь 2022 г. 15.02.2022
За февраль 2022 г. 15.03.2022
За март 2022 г. 15.04.2022
За апрель 2022 г. 16.05.2022
За май 2022 г. 15.06.2022
За июнь 2022 г. 15.07.2022
За июль 2022 г. 15.08.2022
За август 2022 г. 15.09.2022
За сентябрь 2022 г. 17.10.2022
За октябрь 2022 г. 15.11.2022
За ноябрь 2022 г. 15.12.2022
За декабрь 2022 г. 16.01.2023
Взносы ИП за себя За 2021 год (доплата взносов на ОПС при сумме дохода за 2020 год, превышающей 300000 руб.) 01.07.2022
За 2022 год 09.01.2023
За 2022 год (доплата взносов на ОПС при сумме дохода за 2020 год, превышающей 300000 руб.) 03.07.2023
Страховые взносы, уплачиваемые в ФСС
Взносы на травматизм За декабрь 2021 г. 17.01.2022
За январь 2022 г. 15.02.2022
За февраль 2022 г. 15.03.2022
За март 2022 г. 15.04.2022
За апрель 2022 г. 16.05.2022
За май 2022 г. 15.06.2022
За июнь 2022 г. 15.07.2022
За июль 2022 г. 15.08.2022
За август 2022 г. 15.09.2022
За сентябрь 2022 г. 17.10.2022
За октябрь 2022 г. 15.11.2022
За ноябрь 2022 г. 15.12.2022
За декабрь 2022 г. 16.01.2023

Изменения бухгалтерского и налогового законодательства с 2022 года

Определить момент начала и окончания амортизации. ФСБУ 6/2020 предписывает начислять амортизацию с даты признания ОС в бухучете. Но в учетной политике можно прописать, что амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем признания. Аналогично определяется момент окончания начисления амортизации.

Выбрать формулы для расчета. Если ОС амортизируется с момента принятия к учету, следует самостоятельно определить формулу для расчета амортизации за первый (неполный) месяц.

Инвестиционная недвижимость. ФСБУ 6/2020 ввел новую группу ОС — инвестиционная недвижимость. При этом ни Стандартом, ни другими НПА не установлено, на каком счете ее учитывать. Этот порядок нужно определить в учетной политике, например использовать счет 03.

Также желательно установить, как отразить инвестнедвижимость в балансе. Представляется, что можно ввести отдельную строку в разделе «Внеоборотные активы» или использовать строку «Доходные вложения в материальные ценности» (в последнем случае этот порядок нужно раскрыть в пояснениях).

Неотделимые вложения в арендованные ОС. Исходя из взаимосвязанных положений ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 25/2018 их лучше отражать как увеличение стоимости права пользования активом. Однако НПА не содержат прямого запрета на учет таких вложений в качестве отдельного объекта ОС.

Способ оценки и частота переоценки. ФСБУ 6/2020 устанавливает два «равноправных» способа оценки ОС: по первоначальной или по переоцененной стоимости. В 2022 году для каждой группы ОС нужно выбрать один из этих способов.

Проводить переоценку ОС по Стандарту допустимо с любой периодичностью, даже чаще раза в год. Поэтому частоту переоценки тоже закрепите в учетной политике. Исключение сделано только для инвестнедвижимости: если она учитывается по переоцененной стоимости, переоценка проводится на каждую отчетную дату.

Закрепить порядок исправления документов бухучета (первичных учетных документов и регистров бухучета). Такое закрепление скорее формальность, этот порядок достаточно четко определен самим стандартом, добавить в него что-то новое вряд ли получится.

Хранение документов и доступ к ним. В учетной политике нужно закрепить порядок доступа к первичным учетным документам, отраженным в бухучете, и бухгалтерским регистрам. Также рекомендуется отразить порядок хранения документов бухучета: без него установить порядок доступа и соответствующие ограничения будет очень сложно.

УСН и ОСНО — два самостоятельных налоговых режима. Налоговое законодательство не предусматривает их совмещение, поэтому одновременно платить меньше налогов и комфортно работать с плательщиками НДС не получится. Если вы расширяете бизнес или хотите увеличить количество возможных контрагентов, то придется переходить на ОСНО или регистрировать новое предприятие (письма Минфина России от 21.11.2014 № 03-11-09/59138, от 21.03.2014 № 03-11-11/12344).

Переход на общую систему налогообложения с УСН бывает добровольным и обязательным. От основания перехода зависит порядок действий и период, в который можно перейти с УСН на ОСНО.

Основные изменения налогового законодательства в 2022 году

Для большинства бизнесменов переход на общую систему ухудшает положение:

  1. Повышается налоговая нагрузка. Стандартная ставка по налогу на прибыль (20%) выше, чем при УСН (6% или 15% в общем случае и 8% или 20% при превышении первого порога лимитов). Кроме того, добавляются два обязательных платежа, которых при УСН не было: НДС и налог на имущество.

  2. Усложняется учёт. Особенно это касается юридических лиц, которые для расчёта налога на прибыль нередко должны вести параллельно с бухгалтерским отдельный налоговый учёт.

Однако в переходе на ОСНО есть и положительные стороны:

  1. Проще заключить контракт с крупными покупателями и заказчиками, которым требуется возмещение НДС.

  2. При работе «в ноль» или с убытком можно не платить налог на прибыль.

  3. При определенных условиях, например, при покупке дорогостоящих ОС, можно возместить НДС из бюджета.

Весной и летом 2021 года в главу 25 «Налог на прибыль организаций» было внесено немало изменений, в т.ч. вступивших в силу в середине года. Но многие поправки увидят свет только в 2022 году. Рассмотрим, какие изменения произошли в НК РФ, чем они «грозят» налогоплательщикам, а также интересные разъяснения Минфина, ФНС и судебную практику.

Каждый участник вебинара может выиграть приятные призы — подарочные сертификаты. Розыгрыш сразу по окончании мероприятия в прямом эфире!

Новый федеральный стандарт бухгалтерской отчетности отменяет действие ПБУ 6/01 по учету основных средств с начала 2022 года. Желающие опробовать новый стандарт могут пользоваться им в своей работе уже сейчас.

Документ имеет отсылки к МСФО (в частности IAS 36 «Обесценение активов», IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости»), узаконенных в нашей стране приказом Минфина № 217н от 28/12/15 года, что говорит о сближении стандартов отчетности мировых и отечественных.

На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.

В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.

Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.

Хочется заострить внимание еще на некоторых формулировках и новшествах ФСБУ 6/2020:

  1. В описании термина «основное средство» появилось дополнение. Теперь уточняется, что ОС обязательно имеет материально-вещественную форму. Не совсем ясно, какую цель преследовал при этом законодатель (п. 4 пп. «а») – основное средство по определению не может иметь иную форму.
  2. ОС могут считаться теперь и объекты, определенные на перспективу к перепродаже, ограничение из ПБУ 6/01 снимается.
  3. В то же время ФСБУ не работает по отношению к долгосрочным активам к продаже (п. 6 пп. б). Имеется в виду объект ОС, который больше не эксплуатируется в связи с решением руководства о его реализации, есть письменное подтверждение этого, соответствующий приказ или иной документ руководства (ПБУ 16/02 п. 10.1).
  4. Введено понятие «инвестиционная недвижимость», имеющее отношение к аренде ОС или извлечению дохода от прироста стоимости — учитывается по особым правилам, отдельно (п. 11 абз. 3, п. 7).
  5. Фирма обязана осуществлять контроль основных средств на предмет их обесценивания (п. 38).

Согласно поправкам в ст. 283 НК продлевается срок действия ограничения на учет убытков прошлых периодов.

С 2017 года налогооблагаемую базу по прибыли за текущий период не разрешается понижать на величину убытков, полученных в предшествующих периодах, больше чем на 50% (Закон от 30.11.2016 г. № 401-ФЗ).

Данное ограничение изначально устанавливалось на 5 лет и должно было завершиться по окончании 2021 года. Но теперь его действие продлевается до окончания 2024 года (п. 2.1 ст. 283 НК).

Однако правила перенесения убытков не изменяются. В частности, если у компании были убытки больше чем в одном календарном году, то их перенос на будущее осуществляется в той же очередности, в которой они были понесены.

При этом компания должна хранить документацию в подтверждение объема убытков весь срок, пока они уменьшают налогооблагаемую базу текущего периода (п. 4 ст. 283 НК).

С 2022 года компании получат возможность рассчитывать амортизацию по полностью самортизированным ОС при корректировке их первоначальной стоимости.

В текущий момент первоначальная стоимость ОС корректируется при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации и т.д. (п. 2 ст. 257 НК).

Но если на момент модернизации или реконструкции величина остаточной стоимости ОС равна нулю, то она уже не влияет на размер первоначальной стоимости объекта. Соответственно, нет возможности продолжить начислять амортизацию, даже если ОС было значительно улучшено и на это были потрачены существенные суммы денежных средств.

В соответствии с принятыми поправками нулевая остаточная стоимость ОС не мешает увеличивать его первоначальную стоимость при исчислении амортизации.

В обновленном п. 2 ст. 257 НК говорится, что первоначальная стоимость основного средства изменяется при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации вне зависимости от величины остаточной стоимости объекта.

Получается, первоначальная стоимость ОС при расчете налога на прибыль компании в любой ситуации должна увеличиваться на стоимость осуществленной модернизации. Компании, модернизирующие имеющиеся основные средства, смогут продолжить начислять амортизацию и далее, когда на момент проведения мероприятия объекты полностью самортизированы.

Но если в результате проведенной операции по модернизации или реконструкции срок полезного использования ОС не изменился, компания обязана продолжить использовать норму амортизации, установленную на основании этого срока использования ранее для данного объекта (абз. 3 п. 1 ст. 258 НК).

Но вместе с этим в поправках уточняется, когда нужно закончить начисление амортизации ОС, стоимость которого полностью списана. На данный момент в налоговом законодательстве не указывается, надо ли прекращать начисление амортизации, если срок полезного использования ОС не закончился.

С 2022 года амортизацию нужно перестать начислять вне зависимости от окончания срока полезного использования ОС с 1-го числа месяца, идущего за месяцем, в котором было:

  • полное списание стоимости амортизируемого объекта;
  • выбытие ОС из состава амортизируемых объектов по любым основаниям (п. 5 ст. 259.1 НК).

С 2022 года для компаний будет расширен список затрат, которые можно будет причислить к расходам на НИОКР. С нового года к этим затратам будут относиться также затраты на приобретение прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы; селекционные достижения; программы для ЭВМ и базы данных; топологии интегральных микросхем (пп. 3.2 п. 2 ст. 262 НК).

Для учета в составе расходов приобретение таких прав может быть и по договору об отчуждении исключительных прав, и по лицензионному договору.

Однако в данном случае имеется обязательное условие для учета этих затрат как расходов на НИОКР — использование этих прав только в научных целях или опытно-конструкторских разработках.

Вместе с этим будет уточнен список затрат и убытков, которые нельзя будет включить в состав расходов (пп. 2 ст. 270 НК). В частности, к ним сейчас относятся пени и штрафы, перечисляемые в бюджет и не понижающие базу по прибыли. А с 2022 года к ним добавятся и платежи, связанные с возмещением ущерба и перечисляемые в бюджет.

Учреждения культуры смог воспользоваться возможностью перечислить налог на прибыль за 2020 и 2021 годы не позже 28 марта 2022 года (п. 6 ст. 287 НК). Такая отсрочка будет предоставлена организациям, осуществляющим (п. 3.1 ст. 286 НК):

  • творческую деятельность;
  • деятельность в сфере искусства и проведения развлечений;
  • деятельность библиотек, архивов, музеев и т.д.

Вместе с этой отсрочкой данные учреждения будут освобождены от обязанности рассчитывать и платить авансы за 2020 и 2021 годы, а также подавать декларации за эти же годы (п. 1 ст. 289 НК).

Для применения данных льгот виды экономической деятельности будут устанавливаться по основному коду ОКВЭД из ЕГРЮЛ по состоянию на 31 декабря 2020 года.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Временные разницы — это доходы и расходы, которые в БУ отражаются в одном отчетном периоде, а в НУ — в другом периоде. Отличительная черта временной разницы заключается в том, что рано или поздно наступит момент, когда расхождение между налоговым учетом и бухгалтерским учетом будет сведено к нулю.

Пример 1

Компания ввела в эксплуатацию объект основных средств. Его первоначальная стоимость равна 120 000 руб., срок полезного использования составляет пять лет.

В учетной политике закреплено, что для целей НУ используется линейный метод амортизации, а для целей БУ — способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Из-за этого сумма ежемесячных амортизационных отчислений по данным налогового учета отличатся от суммы отчислений по данным бухучета. Как следствие, каждый месяц возникает разница.

По окончании срока полезного использования первоначальная стоимость будет полностью списана как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. При этом общая сумма амортизации, начисленной в течение пяти лет, и в НУ и в БУ составит 120 000 руб. Значит, расхождение между налоговым учетом и бухучетом будет сведено к нулю.

Следовательно, разница, возникающая из-за несовпадения ежемесячной суммы амортизации, является временной.

Пример 2

Организация по-разному отражает отпускные в БУ и в НУ.

В бухучете компания формирует резерв предстоящих расходов по отпускам. Для этого ежемесячно определенная сумма списывается по дебету «затратного» счета и кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

В налоговом учете отпускные включаются в состав расходов того месяца, на который приходится отпуск.
Таким образом, ежемесячно возникает разница в виде сумм, списанных на расходы в бухгалтерском учете.
После того, как сотрудник использует отпуск, в налоговом учете будут сформированы затраты на полную величину отпускных. При этом итоговая сумма отпускных по данным НУ совпадет с суммой, которая в течение предыдущих месяцев была отнесена в резерв по данным БУ. Значит, расхождение между налоговым учетом и бухучетом будет сведено к нулю.

Следовательно, разница, возникающая из-за ежемесячного отражения затрат в бухгалтерском учете, является временной.

Кроме того, к временным разницам относятся результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль или убыток, но формирующие налоговую базу по прибыли в других периодах.

Добавим, что временные разницы надо учитывать по каждому виду активов и обязательств. Это означает, что необходимо организовать аналитический учет временных разниц в разрезе основных средств, резервов и проч.

Временная разница показывается в бухучете один раз в год — по состоянию на последнее число отчетного года. Чтобы ее отразить, нужно сделать следующие шаги.
1. Найти четыре величины по состоянию на конец отчетного года:

  • первая — балансовая (то есть остаточная) стоимость всех активов:
  • вторая — стоимость тех же самых активов, принятая для целей налогового учета;
  • третья — балансовая стоимость всех обязательств;
  • четвертая — стоимость тех же самых обязательств, принятая для целей налогового учета.

Далее найти разницу между первой и второй величинами. Полученная цифра — это временная разница.

Также нужно найти разницу между третьей и четвертой величинами. Полученная цифра — тоже временная разница.

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получатся две временные разницы. Одна возникла из-за различий в стоимости активов. Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств.

Пример 3

У организации есть основное средство первоначальной стоимостью 120 000 руб., других активов нет.

Установлено, что в БУ срок полезного использования этого основного средства составляет 4 года, а в НУ — 3 года. За весь период вплоть до конца отчетного года начислена амортизация: в БУ — 30 000 руб., в НУ — 40 000 руб.

Бухгалтер посчитал, что по состоянию на конец отчетного года балансовая стоимость ОС равна 90 000 руб. (120 000 руб. – 30 000 руб.), а стоимость для целей налогового учета — 80 000 руб. (120 000 руб. – 40 000 руб.).

К тому же организация создала резерв предстоящих расходов по отпускам, отразив его по кредиту счета 96. Других обязательств нет. На конец года остаток резерва составил 70 000 руб. В налоговом учете аналогичный резерв отсутствует, и его величина равна нулю.

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года у организации две временные разницы. Первая возникла из-за различий в стоимости активов, ее величина — 10 000 руб. (90 000 руб. – 80 000 руб.). Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств, ее величина — 70 000 руб. (70 000 руб. – 0 руб.).

2. Определить, какой является каждая из двух временных разниц: вычитаемой или налогооблагаемой. Для этого нужно понять, какая стоимость больше — балансовая или «налоговая» (см. табл. 1).

Таблица 1

Как определить налогооблагаемую и вычитаемую разницу

АКТИВЫ

Балансовая стоимость БОЛЬШЕ, чем «налоговая»

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

Балансовая стоимость МЕНЬШЕ, чем «налоговая»

ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Балансовая стоимость БОЛЬШЕ, чем «налоговая»

ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

Балансовая стоимость МЕНЬШЕ, чем «налоговая»

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

3. Сложить, либо «схлопнуть» две полученные временные разницы по следующему алгоритму:

  • если обе разницы вычитаемые, их нужно сложить и получить одну вычитаемую разницу;
  • если обе разницы налогооблагаемые, их нужно сложить и получить одну налогооблагаемую разницу;
  • если одна разница вычитаемая, а другая налогооблагаемая, причем вычитаемая больше налогооблагаемой, нужно их «схлопнуть». Для этого необходимо из вычитаемой разницы отнять налогооблагаемую. В итоге останется одна вычитаемая разница;
  • если одна разница вычитаемая, а другая налогооблагаемая, причем налогооблагаемая больше вычитаемой, нужно их «схлопнуть». Для этого необходимо из налогооблагаемой разницы отнять вычитаемую. В итоге останется одна налогооблагаемая разница.

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получится одна временная разница — либо налогооблагаемая, либо вычитаемая.

Пример 4

Бухгалтер определил, что по состоянию на последний день отчетного года у организации две временные разницы. Первая является вычитаемой, она возникла из-за различий в стоимости активов, ее величина равна 50 000 руб. Вторая является налогооблагаемой, она возникла из-за различий в стоимости обязательств, ее величина равна 70 000 руб.

Бухгалтер «схлопнул» две разницы, и получил одну налогооблагаемую разницу на сумму 20 000 руб. (70 000 руб. – 50 000 руб.).

4. Проделать действия из пунктов 1-3 применительно к данным на конец года, предшествующего отчетному. Другими словами, найти балансовую и «налоговую» стоимость всех активов и всех обязательств на конец предыдущего года. Затем вычислить две временные разницы и понять, является каждая из них налогооблагаемой или вычитаемой. После чего сложить, либо «схлопнуть» их, получив в итоге одну временную разницу.

Постоянные разницы — это доходы и расходы, которые отражаются только в одном учете: либо в налоговом, либо в бухгалтерском. Отличительная черта постоянной разницы в том, что расхождение между НУ и БУ никогда не будет аннулировано.

Пример 6

Компания потратила на рекламу 200 000 руб. В бухгалтерском учете данные затраты списаны в полном объеме. Для целей налогообложения расходы списаны в пределах 1% выручки от реализации, что составило 50 000 руб. В итоге образовалась разница, равная 150 000 руб. (200 00 руб. – 50 000 руб.).

Ни в текущем, ни в последующих периодах часть рекламных затрат в размере 150 000 руб. не будет признана в НУ. Значит, разница является постоянной.

Постоянная разница отражается в бухучете один раз в год — по состоянию на последнее число отчетного года. Постоянная разница порождает либо постоянный налоговый расход (ПНР), либо постоянный налоговый доход (ПНД). Чтобы создать соответствующую проводку, нужно сделать следующие шаги.

1. Найти сумму текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль, и от полученного значения отнять условный расход (доход) по налогу на прибыль. При этом следует придерживаться правил:

  • текущий налог на прибыль участвует в вычислениях со знаком (-);
  • условный расход по налогу на прибыль участвует в вычислениях со знаком (-);
  • условный доход по налогу на прибыль участвует в вычислениях со знаком (+).

2. Если получилась цифра со знаком (-), то это ПНР. Его отражают проводкой:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

Если получилась цифра со знаком (+), то это ПНД. Его отражают проводкой:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99

Пример 7

По итогам отчетного года налоговая база по налогу на прибыль составила 280 000 руб., прибыль по данным бухучета — 150 000 руб., отложенный налог на прибыль — 25 000 руб.

Бухгалтер рассчитал, что текущий налог на прибыль равен 56 000 руб. (280 000 руб. х 20%). Условный расход по налогу на прибыль равен 30 000 руб. (150 000 руб. × 20%).

Далее бухгалтер произвел следующие вычисления: (- 56 000 руб.) + 25 000 руб. – (- 30 000 руб.) = (- 1 000 руб.).

Значит, полученная величина — это ПНР. В бухучете создана проводка:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

— 1 000 руб. — отражен ПНР.

Изменения учетной политики — 2022

В балансе бухгалтер должен показать отложенные налоговые активы и обязательства: ОНА — в составе внеоборотных активов, ОНО — в составе долгосрочных обязательств. Что касается постоянных налоговых доходов и расходов, то они в балансе не отражаются.

В отчете о финансовых результатах (его форма утв. приказом Минфина от 02.07.10 № 66н в редакции приказа Минфина от 19.04.19 № 61н) нужно отразить следующие показатели:

  • прибыль (убыток) до налогообложения. Это прибыль (убыток) по данным бухучета;
  • показатель, который называется «Налог на прибыль». Это сумма двух величин: текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль. Для каждой из них предусмотрена отдельная строка;
  • чистая прибыль (убыток). Это разница между прибылью (убытком) до налогообложения и значением показателя «Налог на прибыль».

Пример 9

По итогам 2019 года облагаемая база по налогу на прибыль составила 280 000 руб., прибыль по данным бухучета — 50 000 руб.; отложенный налог на прибыль — 25 000 руб.

Бухгалтер рассчитал, что текущий налог на прибыль равен 56 000 руб.(280 000 руб. х 20%).

Отчет о финансовых результатах заполнен так, как показано в таблице 3.

Таблица 3

Пример заполнения отдельных строк отчета о финансовых результатах

Наименование показателя

За 2019 год

Прибыль (убыток) до налогообложения

150

Налог на прибыль

(31)

в т.ч.

текущий налог на прибыль

(56)

отложенный налог на прибыль

25

Чистая прибыль (убыток)

119

Кроме того, в пояснениях к балансу и к отчету о финансовых результатах нужно раскрыть следующие сведения:

  • отложенный налог на прибыль с указанием причин возникновения (появление и (или) погашение временных разниц, изменение правил налогообложения, изменение налоговых ставок, появление и (или) списание ОНА);
  • величины, объясняющие взаимосвязь между доходом (расходом) по налогу на прибыль (то есть суммой текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль) и показателем прибыли (убытка) до налогообложения (то есть бухгалтерской прибылью);
  • иная информация, необходимая пользователям для понимания характера показателей, связанных с налогом на прибыль организаций.

Семинар Актуально /* вывод даты справа в шапке*/ ?> 14.12.2021

Социальные пособия в 2022 году: проактивный механизм назначения и выплаты пособий

В конце года нужно посмотреть, какие у портфеля получились результаты — что вы планировали и что получилось в реальности, отметил Николай Шакаров, глава направления по работе с клиентами в России и СНГ, директор по инвестиционному консультированию «Ренессанс Капитала».

«В этом году по многим активам, в первую очередь акциям, был значительный рост. Возможно, какие-то конкретные бумаги или инструменты из-за такого роста стали занимать очень большую, доминирующую долю в вашем портфеле», — сказал он.

В этом случае стоит оценить, насколько это оправданно. Скорее всего, более разумным будет сократить долю таких позиций или каким-то образом перестроить распределение и наполнение портфеля, отметил Шакаров.

Ребалансировку нужно проводить в соответствии с вашим риск-профилем и стратегией, сказала Смирнова. Например, акции в портфеле консервативного инвестора сильно выросли и стали занимать большую долю. В этом случае инвестор может зафиксировать прибыль и снова привести портфель к комфортному соотношению бумаг. Или, наоборот, если инвестор агрессивный, но акции в его портфеле стали занимать небольшую часть из-за их падения, то имеет смысл их докупить.

По словам Станислава Клещева, инвестиционного стратега «ВТБ Мои Инвестиции», конец года — самое удобное время для анализа своего инвестиционного портфеля и его пересмотра в свете актуальных тенденций. Аналитики инвестдомов выпускают свои стратегии на год — это бесценный материал для принятия взвешенных решений, полагает эксперт.

Кроме того, в конце года рынки ждут рождественские и новогодние праздники. С учетом того, что в России они больше, чем в Европе и США, то лучше перед ними закрыть все рискованные позиции, в которых вы сомневаетесь. По словам Смирновой, это нужно для того, чтобы избежать внезапных колебаний портфеля, так как инвестор в этот период может не быть на связи и не следить за ситуацией.

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2021-2023 годов. При подготовке Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики были учтены положения Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, перечня инициатив в сфере социально-экономического развития.

Целью Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022-2024 годы.

В течение 2020 года экономическая политика, в первую очередь, была ориентирована на содействие борьбе с пандемией и ее последствиями посредством создания условий для быстрого восстановления экономики с минимальными потерями для потенциала развития. В части бюджетной политики это обеспечивалось за счет:

1. Сохранения предсказуемой и устойчивой экономической среды с низким уровнем восприимчивости внутренних экономических условий к состоянию внешней конъюнктуры.

Этому способствовало систематическое проведение бюджетной политики на основе «бюджетных правил» (наряду с инфляционным таргетироеанием и свободным курсообразованием). Так, несмотря на беспрецедентное падение цен на нефть в 1 полугодии 2020 года, национальная валюта и финансовые рынки сохраняли стабильность, инфляция и инфляционные ожидания оставались под контролем. В отсутствии ценовой и финансовой стабильности проведение эффективной контрциклической экономической политики — как бюджетной, так и денежно-кредитной — было бы невозможным.

2. Обеспечения контрциклической направленности бюджетной политики в целях минимизации влияния краткосрочного падения экономической активности на средне-долгосрочный потенциал экономики.

— Дополнительные расходы на финансирование антикризисных программ наряду со встроенными контрциклическими механизмами обеспечили соразмерность бюджетного импульса масштабам краткосрочного шока.

Совокупный фискальный импульс по бюджетной системе составил ~8% ВВП.

— Фокус антикризисных программ на укреплении системы здравоохранения, поддержке наиболее уязвимых граждан и пострадавших отраслей наряду с их своевременностью повысил действенность бюджетного импульса.

Это позволило не допустить неконтролируемого ухудшения эпидемиологической обстановки, избежать стрессового развития ситуации на рынке труда, а также содействовало быстрому восстановлению деловой активности уже во втором полугодии 2020 года.

По мере укрепления системы здравоохранения, восстановления деловой активности и в целом повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам средне-долгосрочные задачи содействия достижению национальных целей развития страны посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития вновь вышли на первый план единой экономической политики (бюджетной, монетарной и структурной).

Достижению этой цели содействует постепенная нормализация бюджетной политики и реализуемые структурные изменения: как в структуре доходов — структурный маневр в налоговой системе по сбалансированному снижению прямых налогов на труд предприятий МСП; так и в структуре расходов — стратегическая концентрация финансовых ресурсов бюджетов публичной власти на достижении национальных целей развития — как в рамках национальных проектов и мер по реализации Посланий Президента Федеральному Собранию, так и других мероприятий госпрограмм.

Далее в разделе представлены основные итоги реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики в 2020-2021 гг. по отдельным целям и направлениям.

Как перейти с УСН на ОСНО

В связи с глобальной пандемией в 2020 году отечественная экономика оказалась под одновременным воздействием двух мощнейших шоков:

— острое ухудшение внешнеторговых условий в связи с обвалом цен на нефть влияние нефтяной волатильности эффективно абсорбируется вследствие систематического следования «бюджетным правилам»

— вынужденное резкое и масштабное сокращение деловой активности вследствие ограничений, направленных на сдерживание распространения вируса,

это потребовало соразмерного контрциклического импульса.

Учитывая чрезвычайный масштаб вынужденного сокращения деловой активности, обеспечение соразмерной бюджетной поддержки потребовало выхода за рамки встроенных контр циклических механизмов (см. врезку «Встроенные контрциклические механизмы бюджетной политики»).

— В 2020 году был реализован беспрецедентный антикризисный пакет в стоимостном эквиваленте более 4,5% ВВП (вкл. налоговые меры: каникулы, отсрочки и др.). Финансирование принятых мер потребовало существенного расширения структурного (при базовой цене на нефть) первичного дефицита федерального бюджета: по итогам 2020 года он составил 2,8% ВВП (3,8% ВВП без учета поступления разовых доходов, связанных с поступлением части прибыли Банка России от продажи пакета акций ПАО «Сбербанк»)

— С учетом региональных и «забалансовых» мер поддержки, а также сокращения доходов бюджетов бюджетной системы совокупный размер фискального импульса достиг порядка 8,0% ВВП.

— 2021 год стал переходным периодом, когда бюджетная политика сохранила контрциклическую направленность в масштабах, соразмерных ожидаемой траектории восстановления деловой активности. В этих целях размер структурного первичного дефицита в переходный период 2021 года повышен до 1,3% ВВП (1,5% ВВП без учета поступления разовых доходов, связанных с поступлением части прибыли Банка России от продажи пакета акций ПАО «Сбербанк»), а его увеличение финансируется за счет дополнительных заимствований — в т.ч. осуществленных в 2020 году.

Основными задачами антикризисных программ с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией были:

— с одной стороны, повышение устойчивости системы здравоохранения и экономики в целом к эпидемиологическим шокам;

— с другой стороны, создание условий для быстрого восстановления деловой активности по мере смягчения «карантинных» ограничений.

Соответственно, антикризисные программы фокусировались на укреплении системы здравоохранения, поддержке уязвимых слоев населения и компаний пострадавших отраслей.

По мере повышения устойчивости к эпидемиологическим шокам и восстановления деловой активности акцент экономической политики смещается с «антиковидной» повестки к среднесрочным задачам достижения национальных целей развития.

Этому содействует реализуемая в текущем году постепенная нормализация бюджетной политики, а также предусмотренные в бюджете структурные изменения в доходах и расходах.

Предусмотренная в бюджете 2021-2023 гг. траектория нормализации бюджетной политики (сокращение структурного первичного дефицита до 1,3/1,45% ВВП в 2021 году) масштабирована соразмерно ожидавшейся осенью 2020 года траектории постепенного восстановления деловой активности.

Фактическое восстановление деловой активности оказалось более динамичным, чем ожидалось ранее, что по мере приближения ситуации на рынке труда к полной занятости привело к появлению признаков перегрева на потребительском рынке. Внутренний спрос в текущем году растет опережающими по отношению к производственным возможностям темпами, что наряду с внешними причинами -бюджетно-кредитная «накачка» в развитых странах, глобальный дефицит производственных мощностей в отдельных товарных группах и др. — формирует повышенный инфляционный фон.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *