Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли поставщику регистрироваться в еис в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году. установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.
На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.
Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.
Основные изменения участия в закупках в 2022 году
Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.
Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.
В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.
Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.
Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.
Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.
Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем, и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 137.1 КБ
Сейчас пройти регистрацию нужно:
- активным участникам торгов, аккредитованным не на всех 8 федеральных площадках
- пользователям с истекающей аккредитацией на любой из 8 федеральных площадок (если до истечения периода действия аккредитации остаётся менее 3 месяцев, подача заявки может быть заблокирована)
- если вносятся изменения в реквизиты организации
- если планируется открыть спецсчёт (банки относятся к компаниям более лояльно, если они аккредитованы хотя бы на одной федеральной торговой площадке. В этом случае регистрироваться в ЕИС не обязательно, и заявитель получит право открыть спецсчёт для обеспечения заявки)
- для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), при участии в закупках по 223-ФЗ и Постановлению № 615
Можно не спешить с регистрацией:
- тем, кто уже имеет регистрацию на всех площадках, необходимых для его бизнеса (например, если вы хотите принимать участие в торгах лишь на трёх площадках из восьми)
- если не подходит срок прохождения повторной аккредитации
- если реквизиты организации остаются неизменными
- если спецсчёт, обеспечивающий участие в торгах, уже создан
С 01.01.2020 придётся обязательно иметь регистрацию в ЕИС. Стоит учесть, что минимальный срок для выполнения всех операций – 11 рабочих дней. Этого времени будет достаточно если подготовлена документация, данные выверены, все формы заполнены в строгом соответствии с требованиями.
После того, как компания прошла регистрацию, данные об участнике торгов поступают в реестр федеральных площадок.
На сайте ЕИС нужно открыть «Личный кабинет», ознакомиться с информацией о настройке программного обеспечения, затем требуется авторизоваться на портале госуслуг, рекомендуем сделать это при помощи КЭП.
Можно пройти регистрацию как новый участник закупок или официальный представитель лица, уже имеющего регистрацию (в тех случаях, когда компания имеет несколько филиалов).
Для того, чтобы зарегистрировать нового пользователя, требуется указать тип организации:
- Физическое лицо
- индивидуальный предприниматель
- юрлицо, зарегистрированное в России или его филиал
- юрлицо, зарегистрированное за рубежом, или его аккредитованный филиал, или его представительство
После этого пользователь будет переведён на форму юрлиц, где требуется указать организацию (если добавлено несколько компаний, то выбрать нужную из списка), предоставить ей доступ. Подтвердить все операции нужно с помощью КЭП.
В том случае, если организация не добавлена на госуслугах, а пользователь начал регистрацию в ЕИС, в графе «Тип организации» будет физлицо.
Всю информацию, уже внесённую в форму, необходимо перепроверить. Это поможет избежать проблем при регистрации и дальнейших проверках компании налоговыми органами. Пустые графы нужно заполнить самостоятельно. К примеру, указать максимальный размер контракта на федеральных площадках, часовой пояс, и т.д.
Кроме этого, нужно предоставить Устав организации, а также решение об одобрении крупных сделок.
Данная категория пользователей должна пройти регистрацию на госуслугах, после чего появится возможность указать их вместо гендиректора. В этом случае уполномоченное лицо получает статус представителя участника торгов.
После того, так пользователь прошел регистрацию, потребуется проверить всю указанную информацию, и подтвердить это с использованием КЭП.
Данные поступают в реестр федеральных площадок не позднее чем через 1 рабочий день. По истечении этого срока нужно проверить, получила ли компания аккредитацию на всех 8 площадках.
Для регистрации официальных представителей на госуслугах, нужно зарегистрировать гендиректора и добавить компанию в реестр, после чего указать уполномоченное лицо и предоставить ему права администратора. Тот же порядок действий нужно выполнить при регистрации в ЕИС.
На сайте госуслуг требуется создавать отдельно личные кабинеты для гендиректора и уполномоченного лица организации. В дальнейшем вход осуществлять через второй личный кабинет.
При смене гендиректора организации, нужно изменить КЭП через сайт госуслуг.
В статье узнаете, как быстро разобраться с незаметными на первый взгляд оптимизационными изменениями контрактной системы, о которых пока мало говорят. К такому никто не был готов: неожиданно оптимизация убрала основной документ о закупке —документацию. А в предквалификацию вложила совершенно новый смысл.
Оптимизационный закон вступает в силу с января 2022 года, но все закупки на будущий год нужно спланировать уже сейчас с учетом новых правил. Когда чиновники комментируют эти правила, они чаще всего разъясняют, что станет меньше способов закупки, а сроки всех этапов закупки сократятся. На самом деле есть целый пласт изменений, разбросанных по всему закону, о которых пока мало кто говорит. Например, вместо документации придется подготовить новый состав закупочных документов. А единственного поставщика услуг нужно будет проверить на соответствие единым требованиям.
Дело в том, что при подготовке оптимизационный закон переписали несколько раз, и, вполне предсказуемо, в нем появилось то, чего изначально не планировали. Поэтому редакция выделила из текста закона неочевидные изменения, которые нужно принимать в расчет уже при планировании’22. Например, срочно придется пересобрать все закупочные файлы: разделить документацию по каждой закупке на отдельные части.
После каждого раздела статьи предлагаем определиться, как с новыми правилами работать на практике.
Обязательная предквалификация для всех конкурентных закупок — совсем новое явление. Но речь уже не о рейтинге всех поставщиков, как изначально хотели сделать при оптимизации, а о предыдущем успешном опыте исполнения контрактов с НМЦК свыше 20 млн руб. Допустят к закупкам только тех, кто подтвердит опыт исполнения контрактом с ценой не менее 20 процентов НМЦК за последние три года с погашенными пенями и штрафами.
Исключение — закупки, которые попадают под требования постановления № 99. С ними нужно поступать так: при закупке с НМЦК свыше 20 млн руб. вы заходите в постановление № 99 и сверяете перечни этого постановления с наименованием объекта вашей закупки. Если в перечнях такого объекта закупки нет, устанавливаете в извещении обязательную предквалификацию.
В задании 2 определите, нужна ли для закупки предквалификация, и если да, то какая. Напомним, что выбрать нужно между двумя видами предквалификаций: новой обязательной и предквалификацией по постановлению № 99. Распределите закупки по трем столбцам: перетащите закупки в пунктирное поле вверху. После — раскройте комментарий эксперта.
С нового года членов закупочной комиссии должно быть не менее трех человек. Ранее нужно было не менее пяти. С одной стороны, для заказчика это положительное изменение, ведь можно задействовать меньше человек в закупочном процессе. Но с другой стороны, возрастает риск ошибок из-за роста нагрузок и сокращения сроков закупочных этапов.
Уже сейчас придется получать индивидуальную электронную подпись для каждого члена комиссии. Ведь с 2022 года комиссии разрешат проводить через видеоконференцсвязь (ч. 3, 8 ст. 39 Закона № 44-ФЗ). И еще по-другому составлять протоколы закупок.
В задании 3 видите пример фрагмента протокола, аналог которого применяли в этом году. Определите, что в нем нужно изменить, чтобы использовать в работе с нового года.
Потребуется переназначить комиссию и выдать КЭП каждому, на это уйдет минимум три недели, а должно быть готово к 1 января
ВНИМАНИЕ!
Когда с 2022 года будет достаточно трех человек в составе комиссии, для кворума хватит и двух человек. Кажется, этого достаточно, ведь каждый член комиссии обязан иметь персональную КЭП, чтобы подписывать протокол по итогам видеоконференцсвязи. Но это не совсем так. Учтите, что срок электронных процедур по оптимизационным правилам сильно сократился, работать комиссии придется быстрее и эффективнее, а объема по рассмотрению заявок и подведению итогов закупок не уменьшится.
Но есть и положительный момент в сокращении членов комиссии. Теперь нести ответственность за принятие комисионных решений будет меньше людей, а значит в меньшем объеме получать штрафы на учреждение заказчика. Однако в случае невыверенного решения, а также отсутствия должной квалификации членов комиссии по отбору заявок участников, штрафы на трех членов комиссии могут возрасти в геометрической прогрессии.
В Законе № 44-ФЗ раньше не было прописано никаких сроков хранения закупочных документов. Обычно использовали Закон об архивном деле и стандартные требования делопроизводства в каждом учреждении заказчика. С нового года документы по закупкам обязали хранить не менее 6 лет (ч. 15 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). Это обозначает, что все документы, связанные с закупками в печатной форме, вы обязаны хранить и предъявлять контролерам при проверках. А контролеры смогут их запросить. Если данные из ЕИС будут противоречить данным на бумажном носителе, приоритет будет в пользу информации в ЕИС (ч. 12 ст. 4 Закона № 44-ФЗ). То есть все приложенные файлы к извещению должны полностью совпадать со структурированной информацией в ЕИС. Проверьте себя в задании 4. Нажмите на карточки с названиями документов, которые вы будете хранить в течение 6 лет. Выберите десять из них и нажмите кнопку проверить. При правильном выборе карточки поменяют цвет на зеленый, при неверном станут красными. После раскройте комментарий эксперта с дополнением к ответу.
Комитет ставропольского края по государственным закупкам
Каждый заказчик будет больше сотрудничать с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями. Цифры подрастут значительно — с 15 до 25% от общего годового объема закупок.
В таких конкурсах ИП и небольшие ООО конкурируют только между собой — средний и крупный бизнес к участию не допускаются. А значит, у малого бизнеса шансов получить контракт станет больше.
Сейчас способов закупки 11, и неопытные участники могут в них легко запутаться. С 2022 года в списке останется только 3 конкурентных способа:
- Аукцион — закрытый, электронный, закрытый электронный.
- Конкурс — закрытый, закрытый электронный, открытый электронный
- Запрос котировок в электронной форме.
В бумажном варианте будут проводиться закрытые аукционы и конкурсы, все остальные — только в электронном виде.
Заказчикам придется быстрее оплачивать исполненные контракты. В отношении малого бизнеса сроки перечисления средств сократятся так:
- в текущем году — 15 дней;
- в следующем году — 10 дней;
- с 2023 года — 7 дней.
Для остальных поставщиков:
- сейчас — 30 дней;
- в 2022 году — 15 дней;
- с 2023 года — 10 дней.
Ускорятся и сами процедуры. Например, подать ценовое предложение на электронном аукционе нужно будет успеть за 4 минуты, а не за 10 минут, как раньше. А общее время торгов из неограниченного станет ограниченным — не более 5 часов.
При одностороннем расторжении контракта заказчиком у поставщика не будет десятидневного срока на исправление погрешностей. Такое решение будет приходить автоматически.
Сейчас в извещении о закупке содержится только общая информация, а все важные документы прикрепляются рядом. Получается, чтобы найти значимые для поставщиков сведения, нужно перебрать множество файлов. Это неудобно. Поэтому было решено сделать извещение более содержательным, а лишние документы вообще убрать. Теперь все нужные данные будут в извещении — инструкция по заполнению и требование к заявке.
Новые правила не распространяются на закрытые конкурсы и аукционы — там все по-прежнему.
Термин «банковские гарантии» изменится на «независимые гарантии». А значит, выбора станет больше.
Поставщики для обеспечения контракта смогут получать независимые гарантии:
- у госкорпорации «ВЭБ.РФ»;
- у региональных гарантийных организаций;
- в Евразийском банке развития (для участников, зарегистрированных в государствах-участниках Евразийского экономического союза).
Что касается обеспечения, то для поставщиков появятся и неприятные нововведения. Теперь заказчик будет обязан требовать обеспечение заявки на участие в запросе котировок, если начальная (максимальная) цена контракта варьируется от 1 до 3 млн. руб.
Оптимизационные изменения-2022
Сейчас участники торгов знают, что в электронном виде к ним поступает на подпись контракт (если, конечно, выиграть аукцион). Его можно скачать, просмотреть, если обнаружены ошибки — направить протокол разногласий.
На электронной площадке и в ЕИС фиксируются все стадии заключения контракта и сроки. Например ЭТП сообщит, что вам поступил контракт на подпись и срок, до которого его нужно подписать или отправить протокол.
Благодаря тому, что большая часть сведений системой заполняется автоматически, меньше риска допустить критическую ошибку.
Преимущества ЭДО в ЕИС для поставщика
- меньше времени и ресурсов на подготовку документов;
- меньше риск ошибок;
- прозрачный документооборот;
- электронный документ не потеряется;
- практически нет затрат на отправку.
Преимущества для заказчика также очевидны — ускорение обмена документами с исполнителем, поставщиком, полный контроль отправки документов и сроков, автоматизированная проверка и идентичность информации, возможность систематизировать полученные данные для аналитики.
Единая информационная система (ЕИС) — официальный сайт госзакупок в России. ЕИС содержит полные сведения и документы, которые связаны с закупочной деятельностью государственных организаций:
- планы-графики и положения о закупках заказчиков;
- информацию о тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ;
- различные реестры: заказчиков, участников, контрактов, жалоб и другие;
- отчеты по закупкам, результаты проверок и аудита;
- нормативные документы и инструкции.
Вся информация доступна любому пользователю сайта бесплатно, кроме реестра банковских гарантий по 44-ФЗ — его могут просматривать только банки, заказчики и участники закупок в личном кабинете ЕИС.
В форму заявки на регистрацию нужно прикрепить сканы документов:
- Устав и решение об одобрении сделки — для юрлица;
- Все страницы паспорта — для ИП и физлица;
- Учредительные документы с переводом на русский язык — для иностранного лица
Портал проверяет только наличие этих документов в заявке на регистрацию, и не смотрит на их оформление. После регистрации документы хранятся в личном кабинете ЕИС и на площадках. При участии в закупке оператор ЭТП направит документы из личного кабинета заказчику в составе заявки на участие в закупке. Заказчик может отклонить заявку, если документы составлены и загружены в личный кабинет с ошибками. Поэтому важно правильно их оформить и следить за актуальностью в личном кабинете.
Кроме документов, для регистрации потребуется квалифицированная электронная подпись (КЭП) на имя руководителя компании или ИП и КЭП на сотрудников, которые будут заниматься тендерной деятельностью.
Подробно о процедуре регистрации и настройке компьютера мы писали в этой статье. В этот раз опишем этапы процедуры отдельно для ООО и ИП.
Срок регистрации в ЕИС зависит от работы государственных систем. По инструкции на каждый этап ЕИС отводит до пяти рабочих дней. Общий срок с момента регистрации физлица на Госуслугах до переноса данных участника на площадки составит до 16 рабочих дней. На практике все происходит быстрее — за 1-3 дня, если документы готовы и все системы работают без сбоев.
Что изменится в госзакупках с 2022
В форме регистрации есть поле, где нужно запросить выписку из ЕГРЮЛ. Если выписка не появилась в системе за пять дней, то сообщите об этом в техподдержку сайта.
Сведения из реестра малого и среднего бизнеса попадают в ЕИС автоматически. Если данные из реестра МСП не появляются в форме регистрации течение пяти дней, то свяжитесь с техподдержкой портала.
с 1 января 2020 года – всем поставщикам по 44-ФЗ, участникам закупок у МСП по 223-ФЗ
Рекомендуем поставщикам, получившим аккредитацию по старой схеме – пройти регистрацию в ЕИС заранее.
В 2019 году в 44-ФЗ введен новый порядок получения аккредитации на электронных торговых площадках для участия в торгах.
Теперь аккредитация на всех 8 федеральных ЭТП происходит не по отдельности, а централизованно. Однако подвох в таком “упрощении” все равно есть.
Раньше тоже нужно было готовить единый комплект документов для всех площадок. Но, это позволяло выйти на конкретные торги на одной площадке быстрее (от 1 часа). Аккредитацию на остальных можно было получить позже в спокойном режиме.
Аккредитация в авральном режиме на одной площадке имела плюсы: мы работали непосредственно с ИТ-платформой площадки и ее службой поддержки, что позволяло быстро закрывать вопросы и не сталкиваться со сбоями. Единый порядок содержит несколько этапов и занимает больше времени.
- Зарегистрироваться и подать документы на госуслугах как физическое лицо, потом добавить юридическое лицо или ИП;
- Пройти авторизацию в ЕИС через систему ЕСИА портала госуслуг, далее загрузить документы и заполнить формы;
- После внесения документов в ЕРУЗ дождаться аккредитации на каждой электронной торговой площадке.
Первые 2 этапа имеют свои особенности и барьеры, преодолеть которые под силу не каждому поставщику.
- До регистрации – получить ЭЦП для участия в торгах
- После регистрации – открыть в одном из 22 уполномоченных банков спецсчет для обеспечения заявок.
Перемены в госзакупках — обязательный электронный документооборот
Процедура регистрации на госзакупки имеет ряд особенностей, состоит из последовательных шагов. Проходя их, компании сталкиваются с множеством проблем и совершают ошибки, которые в конечном итоге могут стоить крупного контракта.
Рассмотрим этапы регистрации в связке с самыми распространенными ошибками на каждом из них, чтобы вы могли избежать их совершения.
Как зарегистрироваться на госзакупках в качестве поставщика в 2020 году.
Приведем общий алгоритм, как зарегистрироваться в ЕИС: для начала уполномоченное лицо участника закупки осуществляет процедуру идентификации в ЕСИА. После завершения авторизации на портале ответственное лицо формирует справочные данные, которые впоследствии будут размещены в ЕГРУЗ.
Порядок авторизации через ЕСИА для поставщиков — юридических лиц предусматривает наличие следующей информации, которая направляется в реестр участников закупок:
- полное и сокращенное наименование участника, независимо от его типа;
- название и код (из ОКСМ) страны, резидентом которой является участник закупки;
- ИНН, КПП и ОГРН;
- адрес местонахождения;
- все ОКВЭД2;
- при наличии все организационные данные филиала или обособленного подразделения;
- данные о принадлежности к субъектам СМП;
- официальный сайт и контактная информация;
- имя, должность и паспортные данные лица, которое вправе действовать без доверенности от имени участника;
- копии учредительных документов;
- решение о согласии на совершение крупных сделок;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- для участников-нерезидентов РФ — заверенный перевод сведений о госрегистрации юрлица.
Аналогично проходит и регистрация на ЕИС госзакупки через ЕСИА, если поставщик является физическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Для формирования записи в ЕГРУЗ необходимо подготовить следующие документы и данные:
- Ф.И.О.;
- ИНН;
- название и код (из ОКСМ) страны, в которой зарегистрирован участник закупки;
- адрес места жительства и почтовый адрес;
- контактная информация;
- сведения из документов, удостоверяющих личность, и копия паспорта для физлица;
- для ИП — ОГРН, дата госрегистрации, принадлежность к СМП, выписка из ЕГРИП;
- для иностранных лиц — заверенный перевод регистрации ИП.
После формирования сведений специалисты ФК размещают информацию об организации в ЕГРУЗ не позже 1 рабочего дня. Со следующего дня участник начинает работать в ЕИС.
Основными функциями ЕИС, согласно 44-ФЗ, являются:
- Формирование, обработка, и хранения данных и предоставление их участникам контрактной системы. То есть ЕИС выступает в виде масштабной базы данных.
- Сквозной автоматический контроль за соблюдением Закона о контрактной системе. Тотальный контроль начинается со стадии планирования, далее — осуществление закупки, и до заключения исполнения контракта.
- Организация электронного документооборота между участниками контрактной системы.
Учитывая масштабность функций Единой информационной системы, она должна работать по определенным правилам.
Требования к технологическим и лингвистическим средствам ЕИС, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации и порядок информационного взаимодействия Единой информационной системы с иными информационными системами установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 №1414 (в редакции ПП РФ от 30.06.2020 № 961).
В соответствии с данными правилами (ч.17 ПП РФ №1414) при формировании и размещении информации и документов и ЕИС, обмене электронными документами в процессе взаимодействия ЕИС с другими информационными системами применяются единые формы документов. Требования к этим документам, их формированию и размещению устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Функции и полномочия по развитию и эксплуатации ЕИС распределены между Министерством финансов (орган по регулированию контрактной системы) и Федеральным Казначейством.
Министерство финансов осуществляет следующие функции:
- определение порядка взаимодействия удостоверяющих центров с Единой информационной системой и электронными площадками;
- установление требований к сертификатам ключей электронных подписей для ЕИС и электронных площадок;
- определение порядка использования усиленной электронной подписи в ЕИС и на электронных площадках по согласованию с контролерами;
- установление единых требований к электронным площадкам;
- заключение соглашений с операторами электронных площадок.
Федеральное Казначейство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по развитию Единой информационной системы и ее эксплуатации.
К функциям Федерального казначейства относятся:
- выработка по согласованию с Минфином РФ функциональных требований к ЕИС в сфере закупок;
- создание, развитие, ведение и обслуживание данной системы;
- установление порядка регистрации в Единой информационной системе и порядка пользования ЕИС в сфере закупок.
Участнику закупки необходимо знать все детали, связанные с разграничением полномочий по функционированию и эксплуатации ЕИС. Эти знания нужны, чтобы понимать, чьи приказы и разъяснения использовать в работе, когда необходимо зарегистрироваться в Единой информационной системе и чьими письмами руководствоваться, если возникают какие-то проблемные вопросы в этой части.
Данным приказом утвержден порядок использования Единой информационной системы ее участниками и иными лицами, которые используют ее для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе и Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В частности, данным приказом установлено, что субъекты системы смогут пользоваться ею после прохождения процедуры регистрации и авторизации в порядке, установленном Казначейством России.
После того как пользователи прошли регистрацию, им будут доступны все функции, которые выполняет Единая информационная система:
- поиск и получения информации;
- формирование и размещение информации по 44-ФЗ и по 223-ФЗ;
- обмен электронными документами.
Она полезна, если пользователь только начинает свою работу в ЕИС. Новичку в основном горизонтальном меню сложно сориентироваться — где, за каким разделом скрывается необходимая информация. Упростить поиск соответствующего раздела поможет карта сайта.
Щелкнув по карте сайта, можно сразу увидеть на экране все разделы и быстро сделать свой выбор.
Простой поиск позволяет осуществлять поиск процедур по наименованию закупки, по наименованию заказчика, по номеру извещения.
Недостатком простого поиска является тот факт, что если поставщик бумаги в поисковую строку запишет наименование объекта закупки «Бумага», то по этому запросу будет выдан очень большой объем информации. Это могут быть извещения, которые заказчики разместили и по результатам которых уже заключены контракты. Это будут извещения по всей стране. А поставщик, например, работает только в конкретном субъекте Российской Федерации. Это будет достаточно большой объем информации, которую участник закупки будет очень долго ранжировать.
Поэтому если пользователь не знает точно номер извещения, либо конкретного заказчика, на чью закупку хочет подать заявку, то лучше воспользоваться расширенным видом поиска.
Регистрация в ЕИС в 2021 году. Инструкция
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 № 27н разработан и утвержден порядок регистрации в ЕИС. Последовательность действий и их условия обязательны к исполнению для всех заказчиков, работающих в закупках. Те, кто уже внес данные в систему для работы с закупками до вступления в силу Приказа № 27н, обязаны повторно пройти аккредитацию по новым правилам.
Порядок внесения данных имеет особенности для организаций, работающих по Федеральному закону № 44-ФЗ, то есть государственных заказчиков, госорганов, бюджетных и казенных учреждений и тех, кто проводит закупки по Федеральному закону № 223-ФЗ: госкорпораций и бюджетных учреждений, расходующих внебюджетные средства. Но для всех актуальны предварительные шаги:
- получение электронных подписей в Казначействе (для 44-ФЗ) или авторизованном удостоверяющем центре (для 223-ФЗ). Удостоверяющие центры аккредитуются Министерством цифрового развития и массовых коммуникаций РФ, на сайте которого можно посмотреть актуальный перечень аккредитованных центров. Электронную подпись необходимо оформить для руководителя и всех сотрудников организации, которые будут работать в ЕИС;
- установка необходимого программного обеспечения КриптоПро CSP 4.0 на компьютеры, с которых сотрудники организации будут работать в закупках.
Когда все предварительные технические действия совершены, можно переходить непосредственно к процедуре регистрации в ЕИС.
Федеральный закон от 02.07.2021 № 360-ФЗ
Ряд поправок, которые вошли в новеллу:
- изменится количество способов закупок: их станет меньше;
- будут пересмотрены сроки проведения процедур на некоторых стадиях;
- полностью исчезнет закупочная документация;
- появятся некоторые нюансы по части осуществления закупочных мероприятий;
- начнут действовать изменения по части обеспечительных мер;
- обновится список требований к кандидатам на госконтракт;
- заработает новый порядок обжалования действий или бездействия заказчика, оператора торговой площадки;
- и многое другое.
Федеральный Закон от 01.07.2021 № 277-ФЗ
- обновятся условия и требования в процедурах для представителей СМП и СОНКО;
- сократятся сроки для оплаты по исполненным обязательствам.
Федеральный Закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ
- закупки по 44-ФЗ смогут осуществлять другие субъекты.
Постановление Правительства РФ от 07.07.2021 № 1128
- будет пересмотрено проведение процедур для представителей СМП.
В следующих разделах статьи остановимся подробнее на ключевых изменениях в сфере закупок.
С 1 января 2022 года исполнители контрактов будут получать оплату за выполненные обязательства быстрее, чем было до этой даты. Сокращение сроков оплаты коснулось не только представителей малого бизнеса, но и остальных поставщиков (277-ФЗ от 01.07.2021 г.).
- Для оплаты работ исполнителей-представителей СМП с 1 января 2022 года – до 10 дней, а на перспективу с 1 января 2023 срок оплаты будет уменьшен еще до 7 дней (сравним: в 2021 году у заказчиков на оплату контрактов было 15 дней).
- Для всех остальных с 1 января 2022 года заказчикам нужно будет оплатить контракт в 15-дневный срок, а с начала 2023 года максимальное время оплаты – 10 дней (сравним: в 2021 году оплатить исполненные обязательства необходимо было максимум за 30 дней).
Глобальные изменения коснутся порядка проведения закупочных мероприятий. Можно сказать, что останутся только знакомые названия, а все остальное подвергнется радикальной «перекройке».
Например, быстрее будет проходить электронный аукцион, так как упростится порядок его осуществления:
- Вместо 2-х частей заявки теперь нужно будет подавать так называемую единую заявку.
- Страну происхождения товара нужно будет указывать в единой заявке в соответствии с классификатором стран мира (а не в 1-ой части заявки, как было по старому сценарию).
- Отпадет необходимость декларировать причастность к СМП.
- Заказчики смогут вносить изменения в извещение за 1 день рабочий день до окончания срока приема заявок, то есть, если пошли последние сутки, то изменения вносить уже запрещено (сравним: старый срок – не позже 2-х рабочих дней до конца приема заявок).
- Торги по электронному аукциону будут проводиться через 2 часа после завершения времени приема заявок.
- Непосредственно на торгах участник подавал ценовое предложение и начинался отсчет 10 минут для следующего участника, чтобы он мог «перебить» предыдущую цену, а в 2022 году этот срок будет сокращен до 4-х минут.
- Будет установлен лимит на время проведения торгов – максимум 5 часов (сравним: раньше время торгов не было ограничено).
Заполнение заявок на участие в электронном аукционе и в запросе котировок в электронной форме будет аналогичным, разница только в сроках и способах подачи предложения о цене.
Как поставщику правильно зарегистрироваться в ЕИС: пошаговая инструкция
Что касается обеспечений заявок, то изменения по их части произойдут для запроса котировок: обязанностью заказчика станет выставление требования о предоставлении обеспечения заявки для контрактов, чья начальная цена находится в диапазоне 1 – 3 млн. руб. А обеспечение исполнения контракта (ОИК) будет для закупок до 3-х миллионов.
На данный момент при запросе котировок заказчики запрашивают обеспечение заявки на свое усмотрение, это не является их обязанностью, а только правом.
Банковским гарантиям посвящена статья 45 44-ФЗ, в которой с 1 января 2022 года также произойдут изменения. Во-первых, само название статьи изменится на «независимые гарантии», но не это главное. А, во-вторых, расширится перечень организаций, уполномоченных на выдачу таких гарантий.
Нужно понимать, что банки никуда не денутся, и участники, как и раньше, смогут обращаться в них за выдачей БГ для предоставления обеспечения контракта. Дополнительно появится государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», куда смогут обращаться поставщики. Также начнут свою деятельность по выдаче независимых гарантий региональные гарантийные организации – они будут предоставлять финансовую услугу малому бизнесу.
А если участник закупки зарегистрирован в одной из стран ЕАЭС, то таким компаниям-участникам будет выдавать независимые гарантии Евразийский банк развития.
Вместо заключения: мы рассмотрели далеко не все изменения, которые произойдут в сфере госзаказа с начала 2022 года. Например, не было сказано, что сведения об участниках, размещенные в ЕРУЗ, больше нельзя будет посмотреть в открытом доступе.
Более подробно про изменения мы будем говорить на предстоящей онлайн-конференции PRO GOSZAKAZ, которая пройдет 8-10 ноября 2021 года. Узнать подробнее о конференции и забронировать себе место вы можете по этой ссылке.
Главное, что следует понять — закупки станут проще и понятнее для обеих сторон госзаказа (заказчиков и исполнителей).
Пишите в комментариях, о каких изменениях вы уже слышали, и о каких новшествах мы не рассказали в статье. Будем рады обратной связи!
Если хотите быть в курсе актуальных новостей из мира госзакупок, посещать онлайн-эфиры от экспертов, стать частью клуба тендерных специалистов, то подписывайтесь на наш Телеграм-канал.
Обеспечение закупок — это финансовое подтверждение того, что в случае победы поставщику хватит ресурсов выполнить работу. Обычно он предоставляет денежные средства или банковскую гарантию. Сейчас есть два вида:
- Обеспечение заявки — это гарантия того, что участник сможет исполнить обязательства по контракту. Требуется на этапе подачи заявки.
- Обеспечение исполнения контракта — страховка на тот случай, если выбранный поставщик отправит плохой товар/окажет некачественную услугу или сорвет поставку. Требуется от победителя на этапе заключения контракта.
Это конечно далеко не все изменения в госзакупках, а только основные на наш взгляд, которые начнут вступать в силу с 1 января 2022 года. Например, не было сказано, что сведения об участниках, размещенные в ЕРУЗ, больше нельзя будет посмотреть в открытом доступе.
Но уже сейчас видно, насколько проще и понятнее станут закупки и для поставщиков, и для заказчиков. Надеемся, что это позволит большему количеству компаний участвовать в тендерах и расширять свою базу заказчиков.
В любом случае, поставщику стоит:
- Регулярно мониторить подходящие закупки на электронных торговых площадках;
- Внимательно изучать требования заказчика к поставщикам в определенном тендере до подачи заявки;
- Определять ресурсы, необходимые в случае выигрыша для исполнения контракта.