Кто платит сверх норматива по одн на прямых договорах в 2022 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто платит сверх норматива по одн на прямых договорах в 2022 году?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Безусловно, что нет. И правовое обоснование п. 44 Правил 354. Если УО включила в отчет сверхнормативные ОДН, то следует сначала выяснить — каким образом в доме рассчитывается ОДН (по нормативу или по общему счетчику) и уже когда будет ответ, можно будет жаловаться в ГЖИ и пытаться решить этот вопрос. Также не исключено обращение в суд с требованием о признании действий УО незаконными и возврату денежных средств на «счет дома».

Кто оплачивает сверхнормативное потребление по общедомовым нуждам

Проблема кроется в несовершенстве законодательства и самих потребителях. К сожалению, часть жителей может занижать показания, вовсе не передавать, а начисления, сделанные УО могут не отражать реальное потребление в квартирах. Поэтому получается огромная разница между показаниями общего счетчика и объемом услуг по начислениям (индивидуальные счетчики). Также согласно Правил 354 УО обязаны проводить проверки достоверности переданных показаний, но к сожалению процедура настолько сложна, что не всегда получается попасть в «любимые» квартиры. По своей практике скажу, что в домах, где счетчики вынесены в подъезды — проблем с общедомовыми нет, поскольку у УО есть возможность контролировать состояние счетчиков, их показания и т.д.


Объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме.

Сообщается, что в таких случаях размер превышения оплачивает управляющая организация.

На практике УК сталкиваются с возникновением отрицательной разницы между общедомовым потреблением коммунального ресурса по ОПУ и индивидуальным потреблением за расчетный период, допустим, по причине невозможности единовременного снятия показаний ИПУ во всех помещениях МКД и использования в связи с этим при расчете данных, не соответствующих фактическому потреблению, либо предоставления потребителями некорректных сведений. В связи с этим возникает необходимость последующего перерасчета объема КР на СОИ на отрицательную величину, однако РСО в этом отказывают. Важно, что судьи зачастую их поддерживают, аргументируя это тем, что пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения не предусматривает случаев перерасчета ранее выставленных объемов коммунального ресурса поставщиком исполнителю. Приведем примеры.

Судебный акт

Позиция суда

Постановление АС ВВО от 09.06.2018 № Ф01-1947/2018 по делу № А11-9917/2017

Снижение суммы задолженности на долю отрицательного значения ОДН не предусмотрено действующим законодательством. В случае возникновения в расчетном периоде отрицательной разницы между объемом коммунальной услуги, определенным исходя из показаний ОПУ, и суммарным объемом потребления коммунальной услуги непосредственно в жилых и нежилых помещениях МКД размер платы за коммунальную услугу для потребителей в жилых помещениях подлежит снижению вплоть до нуля только в этом месяце, оставшаяся же часть на следующий месяц не переносится (размер платы, подлежащей внесению в следующем месяце, не снижается)

Постановление АС СЗО от 19.06.2018 № Ф07-5683/2018 по делу № А13-6589/2017

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение в предыдущие периоды. Поэтому компания правомерно заявила к взысканию с УК задолженность без уменьшения объема поставленной электрической энергии на отрицательные значения ОДН в предыдущие периоды

Постановление АС ЗСО от 03.07.2018 № Ф04-2460/2018 по делу № А03-13015/2017

Суды отклонили как противоречащие п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения следующиедоводы кассационной жалобы:

– в законодательстве нет прямого запрета на возможность учета отрицательных показаний объемов коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период, при расчете объемов за последующие периоды;

– неучет отрицательного объема коммунального ресурса, потребленного за расчетный (текущий) период, влечет неосновательное обогащение истца на сумму этого неучтенного отрицательного объема коммунального ресурса

Постановление АС СЗО от 10.04.2018 № Ф07-2208/2018 по делу № А26-3870/2017

Если фактическое потребление электроэнергии на ОДН меньше объема электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях МКД, обязательства УК по оплате объема электроэнергии, потребленной на ОДН, перед РСО равны нулю и суммы, возникшие в результате выявления «отрицательного баланса по МКД», при расчете объема обязательств УК не учитываются. При этом действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК или потребителями учитывать объемы электроэнергии, потребленной на ОДН, принявшие отрицательное значение

Причиной изменения озвученной практики должно стать Решение ВС РФ от 20.06.2018 № АКПИ18-386 (в нем было рассмотрено исковое заявление УК о признании частично недействующим пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения).

По мнению высшего арбитра, положения пп. «а» п. 21(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения об объеме коммунального ресурса, подлежащем оплате исполнителем в размере, равном нулю, в случае, когда величина Vпотр превышает за расчетный период величину Vодпу или равна ей, не исключают возможность перерасчета. Абзац 4 п. 25 указанных правил предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления РСО и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения, а также форма данного акта. Акт сверки расчетов составляется не реже одного раза в квартал. По мнению судей, названная императивная обязанность РСО по составлению актов сверки расчетов установлена независимо от наличия в договоре соответствующего приложения (см. постановления АС ВВО от 09.02.2018 № Ф01-6446/2017 по делу № А31-8058/2016, от 06.02.2018 № Ф01-6443/2017 по делу № А31-9468/2016).

Ключевой вывод ВС РФ: если величина Vпотр превышает величину Vодпу, объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу указанных величин, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванное невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

40399

50720

18059

63826

20357

Фото 7741

Фото 6439

В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.

По решению общего собрания собственники заключают договор с РСО. Но управляющая организация все равно обязана заключить с РСО договора на поставку коммунального ресурса на ОДН !

В соответствии с Постановлением Правительства №354, расход на общедомовые нужды оплачивается собственниками квартир.

Оплата ОДН происходит помимо квартирных коммунальных услуг и является отдельной категорией коммунального расхода. Поэтому на порядок оплаты ОДН не влияет, установлены ли в квартирах жильцов индивидуальные приборы учета, а также то, какая форма управления выбрана в многоквартирном доме.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее — коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

Собственники нежилых помещений (например, офисов или магазинов, расположенных в доме), также обязаны оплачивать ОДН в соответствии с правилами расчета.

Расчет ОДН в доме, в котором отсутствует общедомовой прибор учета, немного отличается от предыдущего метода.

Объем горячей воды высчитывается по следующей формуле: горячая вода, как норматив, умножается на площадь имущества общедомового пользования, и делится между всеми квартирами, исходя из их площади.

В этом случае обладателям 3-х и 4-х комнатных квартир вовсе не позавидуешь. Им приходится раскошеливаться.

Одн при непосредственном управлении

Для расчета ОДН используются формулы и нормативы, утвержденные городским или региональным правительством, однако имеется общий принцип расчета, который зависит от нескольких факторов: установлен ли общедомовой прибор учета в доме и установлены ли индивидуальные приборы учета в квартирах.

1. В случае, если в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета, то при расчете ОДН прежде всего снимаются его показания. Общедомовой прибор учета показывает, сколько ресурса было потреблено домом за отчетный период.

Например, общедомовой прибор учет показал потребление за месяц 3 000 м³ воды. Это количество воды, которое было потреблено всем домом — как жильцами, так и на общедомовое потребление.

2. После того, как показания общедомового прибора учета сняты, суммируются показания индивидуальных приборов учета жильцов — это счетчики, которые установлены в квартирах. Для того, чтобы баланс расхода по дому был сведен корректно, важно, чтобы эти показания снимались единовременно.

Как снимать показания многоквартирного дома за 15 минут

Например, общая сумма расхода воды по индивидуальным приборам учета составила 2 880 м³. Это количество воды, потребленное жильцами квартир на личное пользование.

1) по решению общего собрания собственников помещений в доме. (указано в статье 157.2 ЖК РФ)

2) при прекращении договора на поставку коммунальных ресурсов между РСО и управляющей организацией (установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Аналогичное основание было в подпункте «е» пункта 17 ПП РФ от 06.05.2011 №354. Однако между этими основаниями есть следующие отличия (условия):

  • договор должен быть расторгнут в одностороннем порядке именно ресурсоснабжающей организацией;
  • отказаться от договора РСО может только в случае если у УО есть задолженность, признанная ей (интересно каким образом? — автор) или подтвержденная вступившим в законную силу решением суда;
  • размер задолженности должен быть равен или превышать 2 (две) среднемесячные величины обязательств УО перед РСО.

3) при изменении способа управления домом по решению общего собрания собственников помещений можно сохранить прямые договоры, заключенные до изменения способа управления. (прямо установлено в статье 157.2 ЖК РФ).

Данное правило было и раньше, оно получило закрепление еще в части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ. Фактически законодатель просто повторил норму, которая уже действовала, причем прежнюю норму не отменил.

4) между РСО и собственниками ранее уже возникли прямые договора, в связи с тем, что УО уклонялась от заключения договора ресурсоснабжения с РСО (прямо не указано в Жилищном кодексе РФ)

Подобные ситуации могут возникать и в будущем. Например, общее собрание не приняло решения (проало против) перехода на прямые договора с РСО, следовательно должен действовать прежний порядок договорных отношений, при котором УО должна иметь договор с РСО.

Отличия в методике расчета и стоимости общедомовых нужд обусловлены тем, оснащен ли МКД коллективным прибором учета коммунальной услуги или жилые/нежилые помещения здания оборудованы индивидуальными или общими счетчиками.

Детально о том, как оплачивать общедомовые нужды если имеются общедомовые приборы учета, объясняется в приложении к Постановлению Правительства РФ №331 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно новым правилам, при наличии счетчиков и по их показаниям жильцы смогут платить даже меньше установленных нормативов. Разъяснения по этому поводу дал Минстрой.

Формула расчета ОДН очень проста. За основу взяты все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, применяемый в конкретном регионе.

В 2021 году метод расчета и формулы не менялись.

В идеале дом должен быть оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии (ОДПУ) и в каждой квартире установлены индивидуальные счетчики. Тогда формула расчета будет иметь вид:

Исходя из формулы понятно, что каждый собственник квартиры платит за ОДН пропорционально площади своей квартиры в общей по дому.

Нормативное потребление электроэнергии является составляющей расчета ОДН и устанавливается региональными властями. Соответственно, понесенные расходы на электроэнергию сверх нормы лягут на карман управляющей домом организации.

Законно ли распределение сверхнормативного ОДН?

Индивидуальные теплосчетчики теперь будут принимать в расчет. Получив платежки с астрономическими суммами, многие не понимают, откуда взялись такие цифры и почему плата за тепло растет на тысячи рублей в месяц. Тем более, что с 1 января года порядок расчета платы за отопление изменился для тех домов, где в помещениях установлены индивидуальные приборы учета. Особенности новой методики разъяснили специалисты инспекции Госжилнадзора Волгоградской области. Владельцы газовых котлов не будут платить за тепло дважды Новшество позволит решить сразу две проблемы.

Помогли в этом корреспонденту ТИА член Общественной Палаты Тверской области Ольга Кириченко и эксперт палаты Станислав Игнатьев, которые и стали инициаторами для появления дифференцированных нормативов.

Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора. Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения.

После мероприятия всем участникам предоставляется доступ к просмотру видеозаписи прошедшего онлайн-семинара и раздаточные материалы в электронном виде, включающие в себя презентация, нормативные правовые акты, судебная практика, формы документов.

А кто будет платить за сверхнормативные ОДН ничего не написано только что собственники пункт 44 могут добровольно согласиться их оплачивать,распределив между собой. И теперь РСО ресурсоснабжающие организации кивают на Управляющие организации,а Управляющие организации не имеют таких средств,так как они их в тариф не включали из-за того,что есть прямые договора между РСО и собственниками.

Например, в одном доме работает хорошо: в подъездах утеплили двери, установили датчики движения и доводчики, отремонтировали кран в подвале, вставили пластиковые окна на площадках. В другом доме работает плохо: из окон на лестничных пролетах дует, батареи работают на полную мощность, в подвале протекают трубы, а свет у входной двери никогда не выключается.

Главные новости Новые правила оплаты за электроэнергию: Как украинцам платить за свет? С 1 января года у украинцев будут два договора: Основной целью этой реформы является оптимизация украинского рынка под европейскую модель. Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Включать, помимо перечисленных расходов ресурсов, другие статьи платежей запрещается.
Это относится и к оплате потребленных ресурсов предприятиями или частными компаниями, располагающимися в МКД.
Это же должно относиться и к многочисленным компаниям-провайдерам, которые используют помещения МКД для размещения телекоммуникационного оборудования. При размещении на крыше дома приемной антенны — пользоваться её услугами могут несколько жильцов, а вот отнести затраты электроэнергии на поддержание этого телекоммуникационного оборудования на ОДН – нельзя. Оплачивать счета за пользование электроэнергией должен провайдер, чье оборудование размещено в доме.

Учитывая законодательные изменения, с 01 июня 2021 года нормативы обновлены, если говорить о вычислении объема платы за коммунальные услуги согласно учетным приборам – они будут считаться «фактором ограничения».

Электричество по ОДН = (Значения, зафиксированные на электросчетчике – Совокупное количество электроэнергии, потребленной в нежилых квадратных метрах, которые не относятся к общедомовому имуществу – Совокупное количество ресурса во всех жилых квартирах, где монтированы счетчики – Объем использованной электроэнергии и квартирах, где нет счетчиков) × Площадь квартиры × Площадь всех квартир в многоэтажном доме.

В случае наличия или отсутствия счетчиков тепловой энергии в квартирах с индивидуальной системой отопления оплата за общедомовые нужды (ОДН) рассчитывается в соответствии с пунктами 44 и 48 настоящих Правил.

Выше уже говорилось, что в соответствии с ЖК РФ, собственник недвижимости обязан оплачивать ОДН, ровно, как и другие коммунальные услуги. Отказ от выплат приведет к накоплению долга. В дальнейшем возможно наложение штрафов и начисление пени. Если собственник не оплатит свои долги, дело вполне может быть передано в суд.

  1. Назначения весомых сумм штрафа.
  2. Необходимости оплаты судебных издержек, помимо основной суммы долга и накопившейся пени.
  3. Ареста банковских счетов в счет погашения задолженности.
  4. Ареста имущества и его продажа через аукционы.
  5. В редких случаях, собственника могут привлечь к исправительным работам.

Безусловно, что нет. И правовое обоснование п. 44 Правил 354. Если УО включила в отчет сверхнормативные ОДН, то следует сначала выяснить — каким образом в доме рассчитывается ОДН (по нормативу или по общему счетчику) и уже когда будет ответ, можно будет жаловаться в ГЖИ и пытаться решить этот вопрос. Также не исключено обращение в суд с требованием о признании действий УО незаконными и возврату денежных средств на «счет дома».

Проблема кроется в несовершенстве законодательства и самих потребителях. К сожалению, часть жителей может занижать показания, вовсе не передавать, а начисления, сделанные УО могут не отражать реальное потребление в квартирах. Поэтому получается огромная разница между показаниями общего счетчика и объемом услуг по начислениям (индивидуальные счетчики). Также согласно Правил 354 УО обязаны проводить проверки достоверности переданных показаний, но к со��алению процедура настолько сложна, что не всегда получается попасть в «любимые» квартиры. По своей практике скажу, что в домах, где счетчики вынесены в подъезды — проблем с общедомовыми нет, поскольку у УО есть возможность контролировать состояние счетчиков, их показания и т.д.

Однако и суммы вдруг резко увеличились, с чем россияне абсолютно не согласны. Во-вторых, регионам предоставили право принимать решение о способе оплаты услуги по отоплению: либо равномерно в течение календарного года, либо только в течение отопительного периода. Это решение принимается органами власти субъектов не чаще одного раза в год до 1 октября. Как их заключим, будем выставлять сверхнормативные ОДН на управляющие компании.

Отдельное спасибо за ссылку на пост. Буду изучать. Но у нас сложность в том, что почти никто из УК не заключает договора ресурсоснабжения с РСО по взаимной договорённости между собой , платежи всегда шли и идут напрямую РСО. Поэтому постоянная проблема с исполнителем коммунальных услуг и надлежащим ответчиком. Но это уже отдельная больная тема. Расчет общедомовых нужд в году Данное нововведение позволило навести порядок в сфере оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.

Фактически новая формула снижает исчисленный объем определяемой тепловой энергии по сравнению с ранее действующим. Имеется ли право в настоящий момент у управляющей организации отдельно исчислять объем потребленной тепловой энергии в помещениях, входящих в состав общего имущества? Можно ли включать отдельной графой в платежную квитанцию такой показатель?

Энергия, израсходованная жильцами в квартирах, измеряется индивидуальными счетчиками. Если такого счетчика нет, собственник жилья оплачивает электроэнергию в соответствии с установленными нормативами. Разница между показаниями общедомового счетчика и суммарным объемом электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях, оборудованных и необорудованных счетчиками – это и есть электроэнергия, израсходованная на общедомовые нужды дома. Правила содержат схему распределения платы за ОДН между жильцами и юридическими лицами вне зависимости от наличия счетчиков пропорционально площади занимаемых помещений.

Основным плюсом осуществления прямых расчетов за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями является то, что уплачиваемые денежные средства граждан напрямую идут к поставщику энергоресурсов, минуя управляющую компанию.

  1. электричество, необходимое для обслуживания антенн, насосов, работы лифтов и т.д;
  2. расход воды при сезонных проверках отопительной системы;
  3. освещение чердаков, подвалов, подъездов, лифтов, технических помещений;
  4. отопление этих зон;
  5. расходы электричества и воды для обслуживания придомовой территории: полив газонов, освещение двора.

При этом Правила не регулируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. В данном случае применяются Правила поставки именно газа в указанных целях, утвержденные Постановлением Правительства РФ №549 от 21.07.2021 г.

С 1 января 2021 года начал применяться также повышающий коэффициент 1.5, используемый при определении оплаты за потребленные холодную, горячую воду и электроэнергию при отсутствии прибора учета. Это правило установлено в п. 42.

Таким образом, постановление 354 о коммунальных услугах (ЖКХ) в 2021-2021 годах является документом, представление о котором должен иметь каждый совершеннолетний гражданин РФ, без преувеличения. Ведь каждый сталкивается в быту с вопросом правильного использования жилого помещения, с оплатой коммунальных услуг и т.д..

Пункт 59 устанавливает, что начисление в счет оплаты потребленных услуг осуществляется по среднему показателю за последние полгода или 3 месяца (если прибор установлен менее полугода назад) в следующих случаях:

  1. Норматив ОДН по потреблению электроэнергии в среднем по стране в 2021 году повысился на 7,3%. Поэтому есть смысл собрать средства и установить общедомовой электросчетчик – монтаж и покупка оборудования окупятся всего за несколько месяцев.
  2. Несвоевременность подачи показаний счетчиков в квартирах является поводом для расчета коммунальщиков трат ОДН по нормативам.

В 2021 году ОДН будут добавляться к существующему тарифу на жилищные услуги. При этом размер ОДН будет вычисляться по очень простой формуле. В основе расчета за ОДН по ГВС и ХВС лежит объем расхода каждого из ресурсов в размере 0,02 и 0,022 кубометров на один квадратный метр уборочной площади.

Жильцы МКД не хотят переплачивать за поддержание общественного имущества в пригодном для эксплуатации состоянии и стремятся знать, из чего складываются суммы платежей в их квитанциях за услуги ЖКХ.

Хотя нормативы потребления электроэнергии на общественные нужды в многоквартирных домах регионов страны существенно отличаются, правила начисления ОДН по электроэнергии абсолютно идентичны.

При проведении расчетов учитываются следующие факторы:

  • отсутствие или наличие общедомового счетчика;
  • размер утвержденных региональными властями нормативов потребления электричества на общественные нужды в МКД;
  • тарифы, по которым следует оплачивать данный энергоресурс.

Для того чтобы удостовериться в правильности сумм, представленных к оплате, нужно понимать, как начисляется электроэнергия на общедомовые нужды и каковы численные выражения участвующих в расчетах нормативов и тарифов.

Тарификация электроэнергии для потребителей из категории «Население и приравненное к населению» осуществляется местным органом исполнительной власти, ответственным за государственное регулирование тарифов.

В зависимости от региона эта инстанция может называться:

  • Управлением/Департаментом по тарифам и ценам;
  • Региональной энергетической комиссией;
  • Службой по тарифам.

Рассчитав и утвердив тариф на ОДН по электроэнергии в рамках установленных Федеральной службой по тарифам России границ для данного региона РФ, власти принимают соответствующее постановление. Эта информация должна быть опубликована в СМИ и на сайте местного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Расценки зависят от того, какие тарифы установлены для населения (и приравненных к нему категорий) городских населенных пунктов, проживающего в домах, которые оснащены газовыми или электроплитами.

Принятые расценки могут быть:

  • одноставочными. При расчетах используется один тариф для общего объема потребления электричества за месяц;
  • дифференцированными. Величина варьируется в зависимости от времени суток: днем она выше, ночью − ниже.

Ознакомьтесь детальнее, на основании чего рассчитываются тарифы на электроэнергию.

Если многоквартирный дом оборудован специальными приборами учета потребления, то оплата за электричество за места общего пользования рассчитывается с учетом:

  • всех общих площадей МКД;
  • жилых площадей;
  • применяемого в конкретном регионе тарифа на электроэнергию.

При наличии общедомового ОДПУ и индивидуальных счетчиков электричества во всех квартирах или в большинстве из них, применяют следующую формулу:

Vi одн = (V об − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) × (Si ∕ S об).

Чтобы понять, что подразумевается под этими обозначениями и как рассчитывается электроэнергия на общедомовые нужды на квартиру, стоит учесть, что в данных вычислениях:

  • V об — данные с общего прибора учета;
  • Vu неж — величина электроэнергии, потраченной в нежилых помещениях;
  • Vv жил.н — электричество, использованное жильцами квартиры без индивидуального счетчика;
  • Vw жил.п — потребление жителями квартиры, оборудованной ИПУ;
  • V кр — показатель энергии, которую исполнитель коммунальных услуг задействовал для обеспечения горячего водоснабжения и отопления строений без централизованного предоставления подобных ресурсов;
  • Si — площадь конкретной квартиры;
  • S об — общая площадь всех квартир в доме.

Если прибор общедомового учета электроэнергии отсутствует, расчет производится по установленным нормативам. Формула расчета электроэнергии в этом случае будет иметь следующий вид:

Vi одн.5 = N одн × S ои × (Si ∕ S об)

При этом:

  • N одн — норматив потребления, который установлен властями субъекта РФ, имеющими право его регулировать;
  • S ои — суммарная площадь всего общедомового имущества с учетом того, какие площади входят в общедомовые нужды по электроэнергии;
  • Si — площадь квартиры;
  • S об — суммарная площадь жилых и нежилых квартир в доме.

После вычисления доли электроэнергии, потребленной на ОДН каждым собственником жилья, УК суммирует ее с показаниями ИПУ (при их наличии) или с установленным нормативом. Полученная сумма указывается в квитанции за услуги.

Хотя алгоритм расчета ОДН по электричеству довольно прост, часто фактический размер начисления ОДН бывает завышен. Нормативы допускают некоторое превышение этой суммы в пределах нескольких процентов от общего расхода ресурса, но иногда его объем достигает 30%.

Чтобы сократить этот показатель, нужно системно устранить слабые звенья, которые приводят к потерям ресурса и нецелевым расходам. Рассмотрим в примерах, что можно отнести к этим негативным факторам:

  • неисправность индивидуальных приборов учета;
  • некачественная система общедомовой проводки;
  • несанкционированные подключения;
  • недобросовестность жильцов и так далее.

Устранив эти недостатки, УК оптимизирует расход и, соответственно, минимизирует размер оплаты на ОДН за электричество.

В большинстве МКД электросчетчики, которые фиксируют данные о расходе энергии в отдельной квартире, размещены в специальных щитках на лестнице.

По прошествии времени или по окончании срока эксплуатации приборы следует заменять. Замену обязана производить управляющая организация. В штате УК должен состоять специалист, имеющий право проводить монтаж электрооборудования и его проверку.

При обнаружении неисправности прибора учета или сорванной пломбы нужно поставить в известность управляющую компанию. На основании этого заявления будет проведена проверка, замена и опломбирование нового прибора.

Узнайте о том, за чей счет должны меняться счетчики электроэнергии в муниципальной и приватизированной квартире.

Безусловно, что нет. И правовое обоснование п. 44 Правил 354. Если УО включила в отчет сверхнормативные ОДН, то следует сначала выяснить — каким образом в доме рассчитывается ОДН (по нормативу или по общему счетчику) и уже когда будет ответ, можно будет жаловаться в ГЖИ и пытаться решить этот вопрос. Также не исключено обращение в суд с требованием о признании действий УО незаконными и возврату денежных средств на «счет дома».

Проблема кроется в несовершенстве законодательства и самих потребителях. К сожалению, часть жителей может занижать показания, вовсе не передавать, а начисления, сделанные УО могут не отражать реальное потребление в квартирах. Поэтому получается огромная разница между показаниями общего счетчика и объемом услуг по начислениям (индивидуальные счетчики). Также согласно Правил 354 УО обязаны проводить проверки достоверности переданных показаний, но к сожалению процедура настолько сложна, что не всегда получается попасть в «любимые» квартиры. По своей практике скажу, что в домах, где счетчики вынесены в подъезды — проблем с общедомовыми нет, поскольку у УО есть возможность контролировать состояние счетчиков, их показания и т.д.

С начала 2021 года затраты на обслуживание общего имущества подверглись существенным изменениям. Во-первых, такой строчки в счет-квитанциях больше не стало. Данный показатель может был увеличен на 2-3% и включен в общий счет.

Также предусмотрена схема контроля ОДН с помощью новых ресурсов, которые будут обслуживать общее имущество, время и случаи необходимости в них.

Общедомовые нужды (ОДН) в жилищно-коммунальной сфере

Что собой представляют нужды дома и на чем жители смогут экономить?

Это, в первую очередь, электроэнергия, которая требуется для работы домофонов, лифтов, а также освещение лестниц и подвалов. Также для нужд многоквартирного дома требуется специализированное оборудование.

  • ХВС. Обслуживание клумб и газонов, поддержание чистоты в подъездах и служебных помещениях, прочистка канализации и другие хознужды.
  • ГВС. Мероприятия, связанные с подготовкой жилых домов к отопительному сезону, то есть проверка систем отопления путем выброса горячей воды, ремонт батарей.

В первую очередь важно определить, что входит в состав ЖКУ. Можно выделить основные разделы:

  1. техническое обслуживание оборудования и дома, а также придомовой территории;
  2. капитальный ремонт и вывоз мусора;
  3. отопление квартир;
  4. газоснабжение, подача электричества;
  5. водоснабжение и водоотведение.

Управляющая компания формирует тарифы в соответствии с корректировками Правительства РФ. Тарифы корректируются в зависимости от региона. Не допускается самовольное завышение стоимости в нарушение законодательных требований.

Согласно нормам жилищного законодательства, собственники и наниматели жилых помещений обязаны своевременно и в полном объеме вносить оплату. Коммунальные платежи оплачиваются не позже 10 числа следующего месяца. Сроки оплаты могут сдвигаться согласно договору жильцов с управляющей компанией.

Существуют следующие типичные ситуации, когда платежи за ЖКУ могут начисляться неправильно:

  • сознательное завышение тарифов или включение несуществующих услуг;
  • ошибки при вводе данных в систему расчетов;
  • неправильное применение установленных тарифных ставок.

Если обнаружены неправильные начисления по квартплате, важно отстаиваться свои права. В этом случае для управляющей компании и ответственных лиц устанавливается ответственность, основным выражением которой становятся серьезные штрафы.

Неправомерность расчета можно установить и в тех случаях, когда в квартире нет временно или постоянно зарегистрированных лиц. Если установлены необходимые приборы учета, основные начисления осуществляются за фактически потребленные энергоресурсы.

Исключением являются случаи, когда оплата осуществляется в зависимости от метража. При отсутствии приборов учета начисления производятся исходя из федеральных нормативов по каждому виду услуг. Они также определяются количеством зарегистрированных лиц.

Если управляющая компания использует для начисления устаревшие сведения о ранее зарегистрированных, необходимо обратиться с жалобой в жилищную инспекцию или судебный орган. Важно сделать это как можно быстрее, так как платежи из месяца в месяц могут начисляться по такой же схеме.

Существует строгая последовательность инстанций, установленная при выявлении неправильных начислений по коммунальным платежам. Если вы не знаете куда жаловаться, можно последовательно обращаться в следующие организации вплоть до разрешения ситуации:

  1. Управляющая компания;
  2. Жилищная инспекция;
  3. Органы прокуратуры;
  4. Судебные органы.

Как правило, в органы прокуратуры обращаются в случае, если предыдущие жалобы не дали результата. Сюда можно обращаться сразу, если допущены серьезные нарушения, такие как регулярное внесение в квитанции значительных платежей за несуществующие услуги большинству жильцов или при наличии доказательства хищения средств.

В этом случае можно говорить о наступлении уголовной ответственности, поэтому проверка проводится более тщательно. Заявление можно подать в районную прокуратуру лично или направить по почте заказным письмом. Также допускается заполнение заявления через онлайн форму на сайте областной прокуратуры, но в этом случае месячный срок рассмотрения может увеличиться.

Время чтения: 5 минут

В квитанцию на оплату коммунальных услуг жильцов многоквартирных домов (МКД) в РФ включается поле «Водоотведение». С 2013 г. его дополняет строка «Водоотведение ОДН». Под этой аббревиатурой скрывается термин «общедомовые нужды».

Он включает не только сброс в канализацию воды, использованной жильцами квартиры, но широкий диапазон других услуг, связанных с водопотреблением.

Как следует из поправок, внесенных в нормативные документы, водоотведение на общедомовые нужды в 2020 году имеет свои нюансы.

Постановление Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года фиксирует понятие «общедомовые нужды» и определяет их как разницу между потреблением по общедомовому счетчику всеми жителями МКД и индивидуальными показателями потребленных услуг жильцами отдельных квартир.

Если речь идет о холодном водоснабжении, к ОДН относят следующие затраты:

  • мытье лестниц и лестничных площадок;
  • промывание сетевых коммуникаций;
  • полив палисадников и газонов;
  • внутридомовые потери в водосетях и пр.

По горячей воде в сумму расходов на общедомовые нужды включены:

  • сброс воды в стояках в случае ремонта батарей в многоквартирном доме;
  • технологический пролив системы во время подготовки к отопительному сезону;
  • опрессовка системы отопления;
  • технические потери и так далее.

Кроме затрат на водоотведение на ОДН, жильцы МКД оплачивают расходы и на другие общественные нужды.

Узнайте подробнее, что входит в общедомовые нужды.

Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.

Нa oбщeдoмoвыe нyжды pacxoдyeтcя xoлoднaя вoдa для:

💧 влaжнoй yбopки пoдъeздoв;

💧 пoлив клyмб;

💧 пpoмывки кoммyникaций.

Кpoмe этoгo, нa мнoгиx yчacткax oтмeчaютcя peгyляpныe пoтepи вoды из-зa нeyдoвлeтвopитeльнoгo cocтoяния cиcтeмы вoдocнaбжeния.

Ecли гopячaя вoдa пocтyпaeт к жильцaм из ближaйшeй кoтeльнoй, в квитaнцияx зa кoммyнaлкy включaютcя pacxoды нa ГBC OДН, вызвaнныe:

Coглacнo caнитapным нopмaтивaм и нopмaм экcплyaтaции жилoгo фoндa, тeмпepaтypa в пoдъeздax мнoгoквapтиpныx дoмoв нe дoлжнa oпycкaтьcя нижe +16 гpaдycoв. Чтoбы пoддepживaть зaдaннyю тeмпepaтypy, нa пpoлeтax мeждy этaжaми ycтaнoвлeны paдиaтopы. Cнaбжeниe тeплoнocитeлeм этиx бaтapeй и вxoдит в oбщeдoмoвыe нyжды.

Coглacнo пpaвилaм пpeдocтaвлeния кoммyнaльныx ycлyг № 354 «O пopядкe пpeдocтaвлeния кoммyнaльныx ycлyг coбcтвeнникaм и пoльзoвaтeлям пoмeщeний мнoгoквapтиpныx дoмax и жилыx дoмoв» oбщeдoмoвыe нyжды дoмa дoлжны oплaчивaть coбcтвeнники квapтиp, кoтopыe в нeм pacпoлoжeны. Нa дeйcтвиe этoгo пpaвилa нe влияют ocoбeннocти oбycтpoйcтвa здaния, жилыx и нeжилыx пoмeщeний, тип yчeтнoгo oбopyдoвaния, фopмa yпpaвлeния мнoгoквapтиpным дoмoм.

Cчeт зa OДН нe вxoдит в квитaнции oплaты индивидyaльныx кoммyнaльныx ycлyг зa квapтиpy и oплaчивaeтcя oтдeльнo.

B cлyчae, ecли в мнoгoквapтиpнoм дoмe ycтaнoвлeн oбщeдoмoвoй пpибop yчeтa, для pacчeтa OДН coтpyдники yпpaвляющeй кoмпaнии eжeмecячнo cнимaют пoкaзaния c этoгo cчeтчикa. Пpибopы дaннoгo типa пoкaзывaют, кaкoe кoличecтвo элeктpoэнepгии, вoды, гaзa и тeплa былo изpacxoдoвaнo нeпocpeдcтвeннo жильцaми дoмa для личнoгo пoльзoвaния и зaтpaчeнo нa oбcлyживaниe вceгo здaния.

Пocлe этoгo coбиpaютcя пoкaзaния квapтиpныx cчeтчикoв, paccчитывaeтcя пoтpeблeниe вoды пo кaждoй квapтиpe и oбщaя cyммa pacxoдa вoды вceми жильцaми. Пoкaзaния oбщeдoмoвoгo и индивидyaльнoгo yчeтa cpaвнивaютcя, paзницa мeждy ними и ecть pacxoд нa oбщeдoмoвыe нyжды.

Baжнo! Чтoбы бaлaнc pacxoдa пo дoмy был cвeдeн кoppeктнo, вaжнo, чтoбы пoкaзaния индивидyaльныx и oбщeдoмoвыx cчeтчикoв cнимaлиcь в oдин пepиoд.

Cчeт зa OДН pacпpeдeляeтcя мeждy вceми coбcтвeнникaми cooтвeтcтвeннo плoщaди иx квapтиp.

Пpимep: Oбщaя жилaя плoщaдь вcex квapтиp в дoмe — 9 000 м². Учeтный пpибop нa дoмe пoкaзaл, чтo oбщee пoтpeблeниe вoды зa пpeдыдyщий мecяц cocтaвилo 3 000 м³. Coбcтвeнники пepeдaли пoкaзaния индивидyaльныx cчeтчикoв и пocлe cyммиpoвaния дaнныx pacxoд вoды нa индивидyaльныe нyжды жильцoв cocтaвил 2 880 м³. Из этoгo cлeдyeт, чтo нa oбщeдoмoвыe нyжды былo изpacxoдoвaнo 3 000 м³ — 2 880 м³ = 120 м³ вoды.

Ecли paздeлить этoт oбъeм вoды нa cyммapнyю жилyю плoщaдь вcex квapтиp, пoлyчим OДН пo вoдe нa 1 м² жилья: 120 м³/9 000 м²=0.013 м³. Чтoбы yзнaть, cкoлькo нyжнo зaплaтить влaдeльцy квapтиpы плoщaдью 40 м², yмнoжaeм pacxoд нa 1 м² нa плoщaдь жилья и нa ycтaнoвлeнный тapиф (для пpимepa вoзьмeм тapиф 100 pyб./м³): 0,013 м³×40 м²×100 pyб./м³=52 pyбля.

Итoг: coбcтвeнник квapтиpы плoщaдью 40 м² зaплaтит 52 pyбля зa вoдy, кoтopaя былa изpacxoдoвaнa зa мecяц нa oбщeдoмoвыe нyжды.

Ecли в мнoгoквapтиpнoм дoмe нe ycтaнoвлeн oбщeдoмoвoй cчeтчик элeктpoэнepгии, вoды, тeплa, плaтa зa OДН paccчитывaeтcя нa ocнoвe дaнныx индивидyaльныx пpибopoв yчeтa c иcпoльзoвaниeм пoвышaющиx кoэффициeнтoв, кoтopыe, oбычнo, нe пpeвышaют 0,1 или 10%. Нaпpимep, ecли жильцы квapтиpы изpacxoдoвaли вoды нa 500 pyблeй, зa этoт жe pecypc нa coдepжaниe дoмa им нyжнo бyдeт зaплaтить 500×0,1=50 pyблeй или мeньшe, в зaвиcимocти oт ycтaнoвлeннoгo кoэффициeнтa. Нopмaтив пoтpeблeния кoммyнaльныx ycлyг нa oбщeдoмoвыe нyжды ycтaнaвливaeтcя opгaнaми мecтнoгo caмoyпpaвлeния. Tapифы пo вceм видaм ycлyг мoжнo пocмoтpeть нa caйтe yпpaвляющeй кoмпaнии.

Baжнo! Нecмoтpя нa тo, чтo фopмyлa yчeтa pecypcoв нa oбщиe нyжды дocтaтoчнo пpocтa, нa пpaктикe peaльныe дaнныe чacтo в нecкoлькo paз пpeвышaют pacчeтныe. Пpичины этoгo — пoвышeнныe пoтepи pecypcoв из-зa нeyдoвлeтвopитeльнoгo cocтoяния ceти и дeйcтвия жильцoв, в квapтиpax кoтopыx нe ycтaнoвлeны пpибopы yчeтa. Нaпpимep, жильцы пoльзyютcя тeм, чтo oбязaны плaтить пo нopмaтивaм, и вoвce пpeкpaщaют экoнoмить — нe пepeкpывaют вoдy, дoпoлнитeльнo oбoгpeвaют жильe гaзoвoй плитoй. B дpyгиx cлyчaяx, в квapтиpe мoжeт пpoживaть 4 чeлoвeкa, a пpoпиcaн тoлькo 1. Cчeтa бyдyт нaчиcлятьcя пo нopмaм нa oднoгo пoльзoвaтeля, a в дeйcтвитeльнocти иcпoльзoвaть кoммyнaльныe ycлyги бyдyт чeтвepo.

С 1 января 2021 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.

Вычислив долю потребленной электроэнергии ОДН каждого собственника жилья, управляющая компания прибавляет ее к показаниям индивидуальных счетчиков, если они установлены, или к нормативу и указывает в квитанции за услуги.

В таком случае обязанным лицом по оплате сверхнормативных ОДН становится УО. И здесь стоит учитывать, что единственным источником финансирования деятельности УО являются деньги собственников, поэтому и сверхнормативные оплачивают УО, но за счет тарифа.

После подписания договора ресурсоснабжения обеими сторонами договор вступает в силу, и с этого момента РСО приобретает законное основание выставлять счета за ОДН, потребленный сверх установленного лимита, не владельцам помещений в МКД, а УК, которая его обслуживает.

Согласно п. 8 «Правил предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2021 года № 354, поставщиком этих услуг являются организации или предприятия, заключившие договор предоставления коммунальных услуг с конечным потребителем. На него и ложится оплата сверхнормативных ОДН.

С 1 июля 2021 года введены нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН), которые определяет уполномоченный орган субъекта Федерации по состоянию на 01 ноября 2021 года. При этом, сверхнормативное потребление станут оплачивать не жильцы многоквартирного дома (МКД), а поставщик коммунальных услуг – управляющая или ресурсоснабжающая организация.

Договор считается заключённым с момента, когда РСО получит от управляющей организации подписанную оферту (п. 1 ст. 433 ГК РФ). Это же подтверждает п. 15 Правил N 124: договор ресурсоснабжения вступает в силу в день, когда его подпишет вторая сторона.

Перечень существенных условий для договора ресурсоснабжения определяют п. п. 17–18 Правил N 124. Это следующие условия:

  • вид коммунального ресурса,
  • дата начала поставки,
  • показатели качества,
  • порядок определения объёмов коммунального ресурса,
  • порядок определения цены договора на коммунальный ресурс,
  • порядок определения стоимости коммунального ресурса,
  • порядок оплаты,
  • условие о разграничении ответственности сторон,
  • порядок взаимодействия сторон.

В методике расчета ошибок не нашли – объем тепла РСО определила исходя из нормативов потребления КУ по отоплению и суммарной площади жилых и нежилых помещений. Повышающий коэффициент в размере 1,1 применили потому, что спорные МКД не были оборудованы ОДПУ.

Решение проблемы ОДН — в руках собственников

Ссылки ответчика на то, что документы на МКД ему не передала компания, которая до него управляла этим домом, суд не принял. Указал, что у УО нет доказательства объективной невозможности исполнить обязательства по восстановлению и передаче техдокументации новой, выбранной собственниками, УО.

Требования о техническом обслуживании и текущем ремонте носят обязательный характер, относятся в целом к МКД со всеми инженерными системами и оборудованием, в том числе внутриквартирным. Такие работы обеспечивают безопасность проживания. При этом внутриквартирное оборудование должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления КУ (подп. «е» п. 3 Правил № 354).

Согласно «Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021)» «по общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств».

2) при прекращении договора на поставку коммунальных ресурсов между РСО и управляющей организацией (установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Аналогичное основание было в подпункте «е» пункта 17 ПП РФ от 06.05.2021 №354. Однако между этими основаниями есть следующие отличия (условия):

Решение Верховного суда РФ от 12.10.2021года № АКПИ 16-779 оставило все пункты Постановления Пр-ва от 29.06.2021г.№ 603 в силе.И из этого следует: для собственников МКД,которые платят напрямую коммунальные услуги в РСО (ресурсоснабжающие организации)сверхнормативные ОДН они будут платить в РСО ,если добровольно приняли такое решение,а если решение не принято,то РСО передадут сверхнормативные ОДН в Управляющую организацию и она будет выставлять их собственникам из тарифа на обслуживание МКД или сверх тарифа.Но в любом случае сверхнормативные ОДН будут платить собственники.Правительство объяснило,что Постановление направлено на то,чтобы РСО, Управляющие организации вместе с собственниками МКД боролись за снижение ОДН.

И соответственно именно у нее появляется обязанность платить за коммунальный ресурс, отпущенный РСО в многоквартирный дом на нужды всех потребителей в МКД, в т. ч. на общедомовые нужды (иначе — ОДН). Данный вывод подтверждается нормами жилищного законодательства и обширной судебной практикой, частный случай будет описан в отдельным подразделе.

Оспариваемые положения нормативного правового акта не могут рассматриваться как имеющие правовую неопределенность, поскольку однозначно запрещают предъявление потребителям коммунальных услуг к оплате стоимости сверхнормативного объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в расчетном периоде, в котором образовался такой сверхнормативный расход.

Как уже было сказано, основные принципы предоставления коммунальных услуг закреплены в Правилах предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства №354. Эти правила содержат 27 разделов и 3 приложения, в которых рассматривается, в том числе, и оплата общедомовых нужд. Таких, как отопление, водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в местах общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, технические помещения и т.д.)

В общем случае учет коммунальных услуг может производиться двумя способами — с помощью индивидуальных приборов учета (ИПУ) или по установленному нормативу.

Наиболее прогрессивным является учет с помощью приборов учета. Однако в некоторых случая (особенно с отоплением) это может сыграть злую шутку с жильцами. Как например, в случае с жителями многоквартирного дома из г. Михайловск Ставропольского края. Которые с 2018 года были вынуждены платить за общедомовую коммунальную услугу по отоплению, которую им фактически не предоставляли.

Как управляющие компании наживаются на оплате жильцами общедомовых нужд

27 апреля 2021 года Конституционный Суд вынес постановление №16-П, которое поставило точку в деле необоснованного начисления сумм за коммунальную услугу по отоплению мест общего пользования (МОП) многоквартирного дома.

В суд обратилась жительница г. Михайловск Ставропольского края, проживающая в многоквартирном доме. Когда-то их дом был присоединен к централизованной системе теплоснабжения.

Однако по согласованию с местной администрацией большинство квартир и нежилых помещений МКД были переведены на индивидуальное газовое отопление, установленное непосредственно в квартирах. Все эти квартиры теперь отключены от центрального отопления, в них демонтированы радиаторы (батареи), а стояки системы теплоизолированы.

Но начиная с 2018 года, всем собственникам этих квартир стали начислять плату за отопление мест общего пользования. Грубо говоря — за подъезды. Основанием служили показания общедомового счетчика тепла.

Жильцы с подобными платежами не согласились и провели судебную строительно-техническую экспертизу. Которая показала, что в указанных местах общего пользования отсутствуют батареи и трубопроводы отопления. А значит, эти общедомовые помещения не отапливаются от централизованной системы. Кроме того, сети теплоснабжения в подвале МКД технически не могут быть использованы для отопления помещений дома.

По совокупности это говорит о том, что коммунальная услуга по отоплению мест общего пользования жильцам не оказывается.

Граждане обратились в суд с иском о том, чтобы теплоснабжающая организация аннулировала лицевые счета и начисленные суммы за фиктивную коммунальную услугу ОДН.

Однако сначала районный, а затем и краевой суд жильцам в иске отказал. Суды посчитали, что закон не освобождает жильцов с автономными системами отопления, от оплаты общедомовых нужд.

После краевого суда жильцы обратились в Пятый кассационный суд. Но и там получили отказ. А Верховный Суд отказал в рассмотрении данного дела.

Пришлось обращаться в Конституционный Суд (КС). Поскольку дом отапливается только за счет квартирных систем отопления, а в подъездах отсутствуют батареи, то получается что физически коммунальная услуга по отоплению мест общего пользования не оказывается.

Но с другой стороны получается, что жильцы обязаны платить за эту несуществующую услугу по действующему российскому законодательству. А это — прямое нарушение конституционных прав граждан.

Исследовав все материалы дела Конституционный Суд пришел к следующему выводу: действительно, если отопление осуществляется от централизованной системы теплоснабжения, то собственник квартиры в МКД оплачивает данную коммунальную услугу за квартиру и за часть мест общего пользования.

Формула оплаты отопления за места общего пользования разработана таким образом, что даже если квартира не подключена к центральной системе (в помещениях индивидуальное отопление), то начисления за МОП должны быть.

Суд, в частности, определил, что единственным вариантом полного отказа от начисления сумм за отопление МОП является полное отключение дома от централизованных систем теплоснабжения. И перевод всех помещений на индивидуальное отопление.

Суд также определил, что места общего пользования могут отапливаться не только за счет установленных радиаторов, но и за счет теплопередачи нагретых конструкций — стен, плит перекрытий и т. п. А потому расчет отопления на МОП, и начисление за это по существующим формулам правомерен даже при отсутствии батарей в подъездах.

Однако также суд определил, что если большинство помещений переведено на индивидуальные системы, то тепло из квартир через стены и другие конструкции отапливает места общего пользования. Но существующая расчетная формула это не учитывает.

Другими словами, если все квартиры отапливаются централизованно, то начисления за отопления МОП правомерны. Если же часть квартир отапливается индивидуально, то они через стены и плиты отапливают и МОП. И в этом случае плата за МОП должна быть снижена. Но такой механизм в законодательстве не предусмотрен.

По данному конкретному делу Конституционный Суд принял решение о том, чтобы райсуд определил компенсацию излишне уплаченных сумм за отопление. Также КС принял решение о разработке Правительством нового механизма расчета платы, учитывающего нюансы отопления МКД от индивидуальных отопительных систем.

Подводя итог можно сказать, что с момента начислений, и до момента решения Конституционного Суда прошло около трех лет, и пять судебных инстанций, включая высшие, такие как Верховный и Конституционный Суды. Можно только предполагать, сколько средств было израсходовано на эти тяжбы.

А вывод из всего этого один — несовершенство системы расчета платы за коммунальные услуги на ОДН вынуждает собственников отстаивать свои права в суде. И это — не нормально.

Указанная информация касается жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Прямые договора с ресурсоснабжающими организациями в 2020 году возможно заключить по следующим направлениями предоставляемых услуг:

  • поставка воды (горячей и холодной);
  • искусственный обогрев жилых и нежилых помещений – отопление;
  • утилизация и вывоз твердого мусора;
  • отвод жидких коммунальных отходов и воды;

Новый закон №59/ФЗ, с дополнениями от 03 апреля 2020 года должен помочь в борьбе с задолженностями перед РСО.

Штрафные действия в отношении УО в силе. Причина – неверно начисленные суммы в квитанциях на оплату. Результат – штраф на имя директора управляющей организации в размере половины неверно указанной цифры.

Прямые договора с РСО, их плюсы и минусы:

  1. РСО и обычные люди станут более «защищенными».
  2. Уйдут ситуации, когда весь дом отключали от какой-то услуги по причине того, что денежный ресурс на счет управляющей компании поступил, а до РСО не дошел.
  3. Очевидный минус – некачественные услуги. На этапе прямых взаимоотношений его придется решать владельцам МКД.

Разбираясь в вопросах, стоит ли переходить к прямым договорам, надо понимать разницу между двумя понятиями «коммунальный ресурс» и «услуга».

К первому термину относится:

  • подаваемая в дома вода (горячая и холодная);
  • тепловая и электрическая энергия;
  • газ природного происхождения, в т. ч. баллонный;
  • доставка твердого топлива для печей.

Жилищно-коммунальная услуга – это работы, проводимые для сохранности имущества, принадлежащего МКД. Действия, направленные на поддержание и восстановления здания в пределах санитарно-гигиенических норм. К этим объектам относятся все хозяйственные постройки и коммуникации.

Посмотрите видео: «Бомба в ЖКХ: Прямые договоры потребителей с ресурсонабжающими организациями.»

Изменения, внесенные в Федеральный закон №59/ФЗ с дополнениями от 03 апреля 2020 года, дали возможность для работы потребителя непосредственно с поставщиком услуг. В обход, так сказать, посредника в лице управляющей компании.

До того, как были подписаны изменения к этому закону, заключение договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую проходило сложно. В ЖК № 188/ФЗ с изм. 2020 года в части статьи 157, пункт 2 расписана методика начисления оплаты за предоставленные коммунальные услуги при работе с РСО напрямую.

Обязанности, возлагаемые на УК, указаны в 161 статье «О требованиях к работе управляющих…»:

  • контролировать уровень предоставляемых услуг;
  • способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
  • осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
  • давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.

В случаях, когда собственники многоквартирного дома решили на общем собрании перейти на работу с РСК без посредников, круг мероприятий управляющей организации сужается.

Но часть обязанностей все равно остается за УК, как то:

  1. Ответственность за качество деятельности, проводимой на общедомовой территории. Жалобы жильцов направляются в УК, служащие которых обязаны реагировать на них, проводить осмотр и составлять акты произошедших ЧС. Если не удастся найти доказательства вины РСО, то УК в полной мере отвечает за случившееся. Сумма нанесенного ущерба физического и морального возлагается на УО.
  2. Когда в контракте о социальном найме жилья прописано, что передача данных, снятых с учетных приборов в квартире направляется в УК, их сотрудники обязаны вовремя обрабатывать полученную информацию в РСК для возможности расчета и начисления оплаты за потребляемый ресурс.
  3. имущества, принадлежащего на общих правах совладельцам МКД, находится в компетенции управляющей организации. Заключение договоров по остальным направлениям – обязанность УО.

Расчеты УК с РСО при отрицательном объеме КР на СОИ

Плюс для управляющей компании – уменьшение круга обязанностей.

Для представления каждой коммунальной услуги требовалось задействовать несколько механизмов:

  • расчет стоимости обслуживания;
  • распределение суммы по списку жильцов;
  • выставление счетов;
  • контроль за своевременной оплатой;
  • заключение договором с поставщиком услуг.

Мероприятия по установке счетчиков, их поверке и составлению актов о неисправности учетных приборов – все это также с переходом на прямые взаимоотношения находится в зоне ответственности РСК.

Сообщество совладельцев многоквартирного дома имеют право на заключение прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при условии достижения кворума на ОСС.

Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.

На начальном этапе следует сформировать соответствующий запрос на имя руководителя ресурсоснабжающей компании с просьбой заключить прямой контракт о сотрудничестве.

В таблице указаны документы, которые потребуются для перехода на прямые взаимоотношения с РСО. Файлы доступны для бесплатного скачивания:

Таблица 1.

ДокументСсылка
Образец договора с РСО Скачать
Приложения к контракту
Данные о состоянии жилого фонда, количественное и качественное №1
Акт эксплуатационной ответственности №2
Балансовая отчетность №3
Форма передачи показателей учетно-измерительных приборов №4
Шаблон уведомления о смене тарифного плана №5
Бланк для заполнения при возникновении задолженности перед РСО №6
Образец акта по сверке №7
Протокол
№1 Один
№2 Два
№3 Три

Причины жалоб на работу РС могут быть:

  • некачественно поставляемые услуги;
  • перебои в подаче воды, свете, газа;
  • неправомерно завышенные платежи за обслуживание РСК.

Направлять претензию в жилищную инспекцию можно в индивидуальном порядке и коллективно. Для этого следует собрать пакет документов, подтверждающий факт нарушения.

Обращаться в ГЖИ необходимо после того, как официальное письмо на имя руководства РСК было проигнорированы, о чем есть бумажное доказательство.

Эволюция ОДН. Почему общедомовой платеж стал заботой управляющих компаний

Безусловно, что нет. И правовое обоснование п. 44 Правил 354. Если УО включила в отчет сверхнормативные ОДН, то следует сначала выяснить — каким образом в доме рассчитывается ОДН (по нормативу или по общему счетчику) и уже когда будет ответ, можно будет жаловаться в ГЖИ и пытаться решить этот вопрос. Также не исключено обращение в суд с требованием о признании действий УО незаконными и возврату денежных средств на «счет дома».

Проблема кроется в несовершенстве законодательства и самих потребителях. К сожалению, часть жителей может занижать показания, вовсе не передавать, а начисления, сделанные УО могут не отражать реальное потребление в квартирах. Поэтому получается огромная разница между показаниями общего счетчика и объемом услуг по начислениям (индивидуальные счетчики). Также согласно Правил 354 УО обязаны проводить проверки достоверности переданных показаний, но к сожалению процедура настолько сложна, что не всегда получается попасть в «любимые» квартиры. По своей практике скажу, что в домах, где счетчики вынесены в подъезды — проблем с общедомовыми нет, поскольку у УО есть возможность контролировать состояние счетчиков, их показания и т.д.

Общедомовые нужды по электроэнергии – часть ресурса, что уходит на поддержание и обеспечение освещением многоэтажки, вне той доли электричества, которую использует владелец в пределах своей жилой собственности. То есть в величину ОДН по электроэнергии входит такой перечень затрат:

  • освещение лестничных площадок, тамбуров, подъездов;
  • электричество, необходимое для бесперебойной работы домофонов;
  • электроэнергия, которую потребляют лифтовые кабины;
  • электричество для видеокамер, если они установлены в доме;
  • технологические потери, фиксированные во внутридомовых сетях.

Специалисты утверждают, что согласно постановлению под номером 354, величина оплаты ОДН по электроэнергии в 2021 году во многом зависит, установлен ли на доме счетчик, который позволят существенно сэкономить средства жильцов. Если его нет, Энергонадзор рассчитывает энергопотребление многоэтажкой по нормативу, установленному еще в 2012 году.

Если в многоэтажке монтирован прибор учета потребления электроэнергии, общедомовые нужды определяют работники Энергонадзора совместно с представителем дома, выбранным на собрании жильцов. За основу берется разница между показателями общедомового счетчика и совокупными значениями счетчиков, установленных в каждой квартире многоэтажки, сюда же входят жилые квадратные метры, не оборудованные датчиками.

Полученная величина распределяется на всех без исключения собственников квартир, с учетом занимаемой площади. То есть чем больше квартира, тем больше платит владелец за ОДН по электроэнергии в 2021 году.

Формула, определяющая размер ОДН по электроэнергии, если на многоэтажке установлен счетчик, выглядит так:

Электричество по ОДН = (Значения, зафиксированные на электросчетчике – Совокупное количество электроэнергии, потребленной в нежилых квадратных метрах, которые не относятся к общедомовому имуществу – Совокупное количество ресурса во всех жилых квартирах, где монтированы счетчики – Объем использованной электроэнергии и квартирах, где нет счетчиков) × Площадь квартиры × Площадь всех квартир в многоэтажном доме.

Если на многоэтажке не установлен прибор учета израсходованного электричества, за единицу оплаты берется норматив, установленный администрацией области. Ознакомиться с его размером можно, зайдя на официальный сайт региона. Норматив – это граничная величина, но если жильцы не вписываются в это значение, они могут принять решение на собрании платить еще больше, по собственному желанию. Как вы понимаете, таких случаев в реальной жизни еще не встречалось.

Формула расчета ОДН по электроэнергии для многоэтажки, где нет счетчика, выглядит так:

Объем ОДН = Норматив потребления электроэнергии × Квадратура помещений, которые описаны в составе общедомового имущества × Площадь квартиры / Площадь квартир в многоэтажном доме.

В постановлении Правительства РФ №334 «О совершенствовании порядка технического присоединения потребителей к электрическим сетям» от 21.04.2009 года сказано, что частное лицо может подключить к своему дому до 15 кВт. Исходя их этой цифры будем делать расчет, а хватит нам сколько киловатт для дома. Чтобы провести расчет нужно знать сколько электроэнергии потребляет каждый электроприбор в доме.

Однако и суммы вдруг резко увеличились, с чем россияне абсолютно не согласны. Во-вторых, регионам предоставили право принимать решение о способе оплаты услуги по отоплению: либо равномерно в течение календарного года, либо только в течение отопительного периода. Это решение принимается органами власти субъектов не чаще одного раза в год до 1 октября. Как их заключим, будем выставлять сверхнормативные ОДН на управляющие компании.

Отдельное спасибо за ссылку на пост. Буду изучать. Но у нас сложность в том, что почти никто из УК не заключает договора ресурсоснабжения с РСО по взаимной договорённости между собой , платежи всегда шли и идут напрямую РСО. Поэтому постоянная проблема с исполнителем коммунальных услуг и надлежащим ответчиком. Но это уже отдельная больная тема. Расчет общедомовых нужд в году Данное нововведение позволило навести порядок в сфере оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.

Фактически новая формула снижает исчисленный объем определяемой тепловой энергии по сравнению с ранее действующим. Имеется ли право в настоящий момент у управляющей организации отдельно исчислять объем потребленной тепловой энергии в помещениях, входящих в состав общего имущества? Можно ли включать отдельной графой в платежную квитанцию такой показатель?

Энергия, израсходованная жильцами в квартирах, измеряется индивидуальными счетчиками. Если такого счетчика нет, собственник жилья оплачивает электроэнергию в соответствии с установленными нормативами. Разница между показаниями общедомового счетчика и суммарным объемом электроэнергии, потребленной в жилых и нежилых помещениях, оборудованных и необорудованных счетчиками – это и есть электроэнергия, израсходованная на общедомовые нужды дома. Правила содержат схему распределения платы за ОДН между жильцами и юридическими лицами вне зависимости от наличия счетчиков пропорционально площади занимаемых помещений.

Основным плюсом осуществления прямых расчетов за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями является то, что уплачиваемые денежные средства граждан напрямую идут к поставщику энергоресурсов, минуя управляющую компанию.

  1. электричество, необходимое для обслуживания антенн, насосов, работы лифтов и т.д;
  2. расход воды при сезонных проверках отопительной системы;
  3. освещение чердаков, подвалов, подъездов, лифтов, технических помещений;
  4. отопление этих зон;
  5. расходы электричества и воды для обслуживания придомовой территории: полив газонов, освещение двора.

При этом Правила не регулируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. В данном случае применяются Правила поставки именно газа в указанных целях, утвержденные Постановлением Правительства РФ №549 от 21.07.2021 г.

С 1 января 2021 года начал применяться также повышающий коэффициент 1.5, используемый при определении оплаты за потребленные холодную, горячую воду и электроэнергию при отсутствии прибора учета. Это правило установлено в п. 42.

Таким образом, постановление 354 о коммунальных услугах (ЖКХ) в 2021-2021 годах является документом, представление о котором должен иметь каждый совершеннолетний гражданин РФ, без преувеличения. Ведь каждый сталкивается в быту с вопросом правильного использования жилого помещения, с оплатой коммунальных услуг и т.д..

Пункт 59 устанавливает, что начисление в счет оплаты потребленных услуг осуществляется по среднему показателю за последние полгода или 3 месяца (если прибор установлен менее полугода назад) в следующих случаях:

  1. Норматив ОДН по потреблению электроэнергии в среднем по стране в 2021 году повысился на 7,3%. Поэтому есть смысл собрать средства и установить общедомовой электросчетчик – монтаж и покупка оборудования окупятся всего за несколько месяцев.
  2. Несвоевременность подачи показаний счетчиков в квартирах является поводом для расчета коммунальщиков трат ОДН по нормативам.

В 2021 году ОДН будут добавляться к существующему тарифу на жилищные услуги. При этом размер ОДН будет вычисляться по очень простой формуле. В основе расчета за ОДН по ГВС и ХВС лежит объем расхода каждого из ресурсов в размере 0,02 и 0,022 кубометров на один квадратный метр уборочной площади.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *