Особо ценное имущество в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особо ценное имущество в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно ПБУ 6/01, основные средства – это имущество, которое предназначено для использования фирмой более одного года в качестве средств труда (например, здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт), для управленческих нужд или для сдачи в аренду (лизинг) и способно приносить экономические выгоды (доход).

Аналогичные признаки ОС для целей бухучета приведены в пункте 4 ФСБУ 6/2020 с дополнением того, что объектом основных средств считается актив, который имеет материально-вещественную форму.

Пока объект отвечает этим признакам, он должен учитываться в составе ОС.

Особо ценное имущество может числиться как по КФО 4, так и по КФО 2

А по остальным ОС, включая полностью самортизированные, на дату начала применения ФСБУ 6/2020 (это 1 января 2022 г.) нужно будет пересмотреть их балансовую стоимость.

После пересмотра она должна быть больше нуля. Для таких ОС должен быть пересмотрен (увеличен) оставшийся срок полезного использования, а также определена ликвидационная стоимость.

Ликвидационная стоимость — это расчетная величина, определяющая стоимость, которую фирма получила бы в случае выбытия ОС (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат, которые могут возникнуть в связи с выбытием объекта. Для определения ликвидационной стоимости предполагается, что объект достиг окончания срока полезного использования и находится в состоянии, характерном для конца такого срока.

Ликвидационная стоимость считается равной нулю, если:

  • фирма не ожидает поступления от выбытия объекта в конце срока полезного использования;
  • ожидаемая сумма не является существенной;
  • ожидаемая сумма не может быть определена.

Разницу между амортизацией, определенной по новым правилам, и амортизацией, учтенной ранее, нужно списать на нераспределенную прибыль (п. 50 ФСБУ 6/2020).

Нераспределенная прибыль увеличится на сумму амортизации, которая ранее начислялась (отражалась в расходах) быстрее. Ведь при вводе ОС в эксплуатацию срок полезного использования был установлен более короткий по сравнению с реальным (вновь установленным) сроком эксплуатации ОС. В течение оставшегося нового срока полезного использования будут признаны расходы, равные сумме амортизации, отраженной на счете 84 при переходе на ФСБУ 6/2020.

Поясним на примере.

На 1 января 2020 г. в учете фирмы числится ОС, у которого:

  • первоначальная стоимость – 100 000 рублей;
  • срок полезного использования – 5 лет;
  • истекший срок полезного использования – 5 лет;
  • способ амортизации – линейный;
  • начисленная амортизация: 100 000 руб.

На 1 января 2022 в отношении этого ОС фирма установила:

  • ликвидационную стоимость — 20 000 рублей;
  • способ амортизации – линейный;
  • срок полезного использования — 6 лет;
  • оставшийся срок полезного использования — 1 год (6 — 5).

Рассчитаем накопленную амортизацию по ОС по правилам ФСБУ 6/2020. Она окажется равной 80 000 руб. ((100 000 – 20 000) : 6 х 5). Разницу в сумме 20 000 (100 000 – 80 000) нужно отнести на увеличение нераспределенной прибыли:

Дебет 02 Кредит 84

— 20 000 руб. – скорректирована амортизация по ОС.

Обратите внимание, этот способ корректировки амортизации относится к упрощенному порядку перехода на новый стандарт. Он предусмотрен пунктом 49 ФСБУ 6/2020 и разрешен пунктом 15 1/2008, когда фирма не может с достаточной надежностью пересчитать сравнительные показатели ретроспективным способом. Укажите на это в учетной политике.

Итак, обобщим все сказанное.

Если вы решили применять упрощенный способ перехода на ФСБУ 6/2020, то по состоянию на 1 января 2022 года вам нужно сделать следующее.

  1. Скорректируйте состав объектов ОС — спишите балансовую стоимость объектов, являющихся несущественными активами. Стоимостной лимит признания имущества в качестве ОС установите в учетной политике.
  2. Скорректируйте балансовую стоимость ОС. Для этого по каждому объекту установите ликвидационную стоимость.
  3. Проверьте применяемый срок полезного использования и способ начисления амортизации и измените их, если это необходимо.
  4. Рассчитайте по правилам ФСБУ 6/2020 сумму накопленной амортизации за истекший срок полезного использования исходя из:
    — первоначальной стоимости (с учетом переоценок, если они проводились), сформированной до начала применения стандарта;
    — установленной на дату перехода ликвидационной стоимости;
    — способа амортизации, установленного ранее;
    — срока полезного использования ОС, скорректированного на дату перехода;
    — истекшего срока полезного использования на дату перехода.
    5. Рассчитайте новую балансовую стоимость ОС путем вычитания из первоначальной стоимости с учетом переоценок суммы амортизации, накопленной за истекший срок полезного использования, рассчитанной по правилам ФСБУ 6/2020.
    6. Прежнюю балансовую стоимость скорректируйте на полученную разницу путем корректировки суммы накопленной амортизации через счет 84 (п. 50 ФСБУ 6/2020).

Новый ФСБУ 6/2020: Глобальные изменения в учете основных средств с 2022 года

(рекомендуемый образец)

Перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного

Общие критерии отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определены Постановлением № 538. На основании этого документа в каждом ведомстве, субъекте РФ, муниципальном образовании для подведомственных учреждений установлены свои порядки, которыми, в частности, определены стоимостные критерии имущества и конкретные виды имущества, относящегося к ОЦДИ, а также порядок формирования перечня ОЦДИ.

Так, перечень ОЦДИ федеральных государственных автономных учреждений, подведомственных Минспорту, установлен Приказом Минспорта РФ от 02.02.2017 № 61. В данный перечень включаются следующие категории имущества:

  1. Вычислительная техника.
  2. Информационное оборудование.
  3. Машины и иное оборудование.
  4. Оборудование систем связи.
  5. Оргтехника.
  6. Производственный и хозяйственный инвентарь.
  7. Средства измерения и управления.
  8. Транспортные средства.

Этим же приказом утверждена форма, по которой составляется перечень ОЦДИ учреждениями, подведомственными Минспорту. В ней выделены:

– имущество, балансовая стоимость которого превышает 500 000 руб.;

– иное движимое имущество, без которого осуществление федеральным государственным бюджетным (автономным) учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено;

– имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Ведение перечней ОЦДИ производится учреждениями на основании сведений бухгалтерского учета о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) (п. 5 Порядка № 538).

По общим правилам решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение (п. 4 ст. 3 Федерального закона № 174‑ФЗ).

При этом необходимо обратить внимание на разъяснения Минфина, приведенные в Письме от 18.11.2011 № 02‑03‑10/5026: если ОЦДИ приобретено за счет собственных средств и используется учреждением для выполнения государственного (муниципального) задания, учредителем может быть рассмотрен вопрос о его закреплении за учреждением. Закрепление имущества за учреждением осуществляется по решению учредителя, принятому в порядке, установленном законодательством РФ. Таким имуществом учреждение без согласия собственника уже не вправе распоряжаться. Примером тому является случай, когда при изменении типа бюджетного учреждения – получателя бюджетных средств на автономное учреждение – получателя субсидий имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, закреплялось за учреждением и включалось в перечень ОЦДИ.

Отметим также, что Постановление № 538 не содержит ограничений для отнесения имущества автономных учреждений, приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, к категории ОЦДИ уже после изменения типа. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 13.01.2020 № 02‑07‑10/668, от 07.05.2019 № 02‑07‑05/33148, от 31.08.2017 № 02‑06‑10/56069. Таким образом, имущество, приобретенное за счет собственных средств, может быть отнесено к категории ОЦДИ (включено в перечень ОЦДИ) исходя из стоимостного или иного критерия в зависимости от того, какой порядок установлен учредителем учреждения.

Таким имуществом (приобретенным за счет приносящей доход деятельности, включенным в перечень ОЦДИ, но не закрепленным за учреждением в установленном порядке) учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Согласно Письму Минфина РФ № 02‑06‑10/56069 учреждение при ведении перечня ОЦДИ может предусмотреть обособленно вести в нем два раздела:

  1. ОЦДИ, которым учреждение распоряжается самостоятельно.
  2. ОЦДИ, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Написать комментарий

      15.02.2017 16:54
      🙁
      Практически живу на работе, но зарплата все меньше … Видимо начали вычитать за проживание…
      Подробнее…

      15.02.2017 14:14
      Пожар в налоговой
      Звонок в пожарную часть:
      — Мужики, вы сильно заняты?
      — Да нет, сидим, в домино играем…
      — Ну, доигрывайте, и собирайтесь потихоньку, тут налоговая горит…
      Подробнее…

      19.01.2012 15:24
      Баллада о среднесписочной численности
      Я отбросил легкомысленность,
      Я сегодня рано встал –
      Среднесписочную численность
      Я в налоговой сдавал.

      Почесав щетину жёсткую
      На физическом лице
      Открываю дверь неброскую,
      Покуривши на кры…
      Подробнее…

      05.03.2011 12:01
      «Почему с пустыми руками?»
      Сейчас а главбух в маленьком бюджетном учреждении, а в 90-х работала в налоговой. Это случай из моей инспектоской жизни. На двери нашего кабинета висело объявление, что для постановки на учёт предп…
      Подробнее…

      28.12.2010 16:09
      Красное сторно
      Заходит к главному бухгалтеру начальник и видит ,что у того на столе бутылка водки почти пустая.Он говорит:»Как вы можете?Пьяный на работе!Да еще и беленькое пьете!» На что главбух ,доста…
      Подробнее…

      Все записи

      Что нового в работе бюджетного бухгалтера: обзор за август

      С одной стороны, возможность существовать на бюджетные деньги существенно упрощает выживаемость предприятия в условиях рыночной конкуренции. В то же время обилие бумажек буквально душит любую инициативу. В частности, сильно ограничивает возможности учреждения невозможность по своему усмотрению быстро и эффективно использовать имеющееся в распоряжении юридического лица особо ценное движимое имущество.

      С другой стороны, для казенных предприятий ограничения еще более строгие. Здесь нельзя отчуждать имущество и распоряжаться им другими способами даже не только в случае особо ценного, но любого. Лишь при оформлении согласия собственника, то есть казны страны, можно провести сделку. А это требует колоссальных запасов времени на документальное сопровождение операции.

      Исходя из законов, перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения включает все позиции, оцениваемые в сумму 200-500 тысяч российских рублей. Для расчета берут стоимость баланса. В некоторых ситуациях ограничительной величиной, планкой выбирают стоимость, установленную фед. органами госвласти, являющейся учредителем предприятия.

      Если некоторое имущество под указанное условие не подпадает, но считается жизненно необходимым для предприятия (автономного, от бюджета), если оно нужно ради ведения уставной деятельности, а отсутствие затруднит работу юрлица, его можно назвать особо ценным движимым имуществом учреждения. Сюда же причисляют позиции, подпадающие под первый пункт декларированного правительственного Порядка под регистрационным номером 538.

      В некоторых случаях необходима дополнительная регламентированная процедура отчуждения. Все эти ситуации контролируются действующим законодательством и касаются также рассматриваемой категории позиций. Приняты законодательные акты, дополнительно регулирующие инструментами юр. наук отнесение к категории особо ценного отчуждаемого имущества.

      Речь идет о коллекционных и хранимых музеями предметах. Сюда причисляют и ряд объектов, числящихся в собственности государства, включенных в госфонды музеев. Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества включает архив книг нации, документацию, хранимую в государственных архивах.

      А кто распоряжается собственностью на свое усмотрение? Для начала – разнообразные автономные предприятия, приобретшие на собственные деньги некоторые позиции, в том числе классифицируемые как особо ценное движимое имущество. Также юрлица могут на свое усмотрение распоряжаться прочим имуществом, не классифицируемым как особо ценное – и не важно, чьими усилиями оно появилось на предприятии.

      Что касается распоряжения недвижимым имуществом, то его предоставляют учредителю предприятия. На практике это работает следующим образом: непосредственные руководители предприятия в официальном запросе формулируют, каким образом планируется использовать недвижимость, что это дает и какие перспективы несет в себе. Если учредитель согласовывает документ – все отлично, можно приступать к реализации задуманного.

      В соответствии с последними нововведениями в законодательство на правилах договора аренды недвижимость может передаваться лишь в случае одобрения сделки Росимуществом, в чей адрес направляют проект документации. В ряде случаев это не требуется: когда решение принимают предприятия, подчиненные Росморречфлоту, Минобороны. На особом положении находятся юрлица Управления делами Президента.

      Учет операций с особо ценным движимым имуществом в медицинских учреждениях

      О том, что представляет собой особо ценное движимое имущество автономного учреждения в действующих законах нашей страны, рассказывает принятый в 1996 году седьмой ФЗ, посвященный некоммерциалам.

      Именно ФЗ № 7 устанавливает: любой подвид особо ценного движимого имущества – это то, чем предприятие от бюджета управлять не вправе, но обязано запрашивать согласие. Здесь же дополнительно напоминают: имущество лишь закрепляется за юридическими лицами, а не дарится им, в силу чего и действуют указанные ограничения.

      В 2010 году был принят новый федеральный закон, опубликованный 3 ноября под номером 174 и посвященный автономным учреждениям. В нем также раскрывается понятие особо ценного имущества, рассматриваются особенности взаимодействия с ним.

      Из 174-го закона следует, что у автономного предприятия нет права на свое усмотрение распоряжаться недвижимостью или имуществом, включенным в перечень особо ценного, а придется сперва оформить согласование с учредителем, по чьей инициативе за учреждением закреплены позиции. Здесь дополнительно прописано, что имущество, оказавшееся у автономного предприятия не в рамках закрепления за ним позиций, находится в свободном пользовании этого юридического лица и сделки с ним не требуют специального согласования.

      Ограничения на распоряжение имуществом бюджетными организациями закреплено в ч. 2 ст. 298 ГК. Оно распространяется на операции с особо ценным движимым имуществом учреждения и недвижимостью.

      Ограничения распространяются и на объекты, переданные организации собственником, и приобретенные ею на средства резервных фондов. Вместе с тем учреждение вправе использовать все, что включено в перечень особо ценного имущества, для извлечения прибыли, если вырученные средства пойдут на развитие деятельности.

      Особо ценное имущество этих организаций определяется по несколько иным критериям. Стоимость для них определяется в зависимости от его уровня. Так, сумма особо ценного имущества автономных организаций, созданных на базе объектов, являющихся региональной собственностью, а также бюджетных учреждений, подведомственных субъекту РФ, составляет 50-500 тыс. руб. Она утверждается высшим исполнительным органом субъекта.

      Переход на применение ФСБУ 6/2020: ответы на частые вопросы

      На основании п. 8 Инструкции, для учета особо ценного имущества используются следующие счета:

      1. 0 101 21 000 «Жилые площади».
      2. 0 101 22 000 «Нежилые объекты».
      3. 0 101 23 000 «Сооружения».
      4. 0 101 24 000 «Машины, оборудование».
      5. 0 101 25 000 «Транспорт».
      6. 0 101 26 000 «Хозяйственный, производственный инвентарь».
      7. 0 101 27 000 «библиотечный фонд».
      8. 0 101 28 000 «Прочие ОС».

      НМА учитываются на сч. 0 102 20 000.

      Бухгалтерский учет износа ценностей ведется на счетах:

      1. 0 104 21 000 – для жилых помещений.
      2. 0 104 22 000 – для нежилых площадей.
      3. 0 104 23 000 – для сооружений.
      4. 0 104 24 000 – для оборудования и машин.
      5. 0 104 25 000 – для транспортных средств.
      6. 0 104 26 000 – для хозяйственного, производственного инвентаря.
      7. 0 104 27 000 – для библиотечного фонда.
      8. 0 104 28 000 – для прочих ОС.
      9. 0 104 29 000 – для НМА.

      Выбытие объектов из организации при передаче их учреждению того же уровня оформляется актом приема-передачи. Принять решение о предоставлении ценностей вправе только учредитель.

      Если объекты признаны особо ценными не по стоимостному показателю, то принимающая сторона может по своему усмотрению определить для них категорию.

      Регулирование документооборота при списании осуществляется учредителем. Выбытие ценностей, приобретенных на бюджетные средства, производится по согласованию с вышестоящим органом управления.

      До согласования операции и получения права на ее осуществление оценивается состояние имущества. По результатам анализа составляется заключение о пригодности объектов к использованию. На основании этого документа руководитель учреждения направляет учредителю письмо о необходимости списания ценностей.

      В карточке описания имущества указываются следующие сведения:

      1. Наименование объектов.
      2. Дата оприходования.
      3. Балансовая стоимость.
      4. Период полезной эксплуатации.
      5. Инвентарный номер.

      Карточку, копии акта, приказа о формировании оценочной комиссии, протокола (заключения) руководитель прилагает к письму, адресованному учредителю. Списание осуществляется только после получения ответа от собственника.

      Она осуществляется при списании имущества. Инвентаризацию проводит постоянно действующая комиссия либо ревизионный орган, состоящий не менее чем из трех человек. При необходимости в состав комиссии может быть включен приглашенный эксперт.

      В первую очередь проводится осмотр имущества. В ходе него проверяется наличие, проводится сверка с техническими документами.

      Организация Категория собственности особой ценности Документ, определяющий категорию ценного имущества
      Федеральные автономные, бюджетные организации Балансовая цена

      200 т. р. – 500 т. р.

      Федеральный аппарат госвласти, обладающий полномочиями учредителя, и выполняющий его функции
      Бюджетные организации субъекта России, автономные организации, сформированные на основе имущества, которое относится к собственности субъекта Балансовая цена

      50 т. р. – 500 т. р.

      Высший исполнительный аппарат государственной власти субъекта России
      50 т. р. – 500 т. р.

      Балансовая цена определена правовым нормативным документом высшего исполнительного аппарата государственной власти России

      Государственные аппараты России, наделенные полномочиями учредителя, выполняющие его функции
      Муниципальные бюджетные организации, автономные организации, сформированные на основе имущества, являющегося муниципальной собственностью Цена приобретения

      50 т. р. – 200 т. р.

      Местные органы власти
      50 т. р. – 200 т. р.

      Балансовая стоимость определена нормативным правовым документом местными органами управления

      Местные власти самоуправления с полномочиями учредителя, исполняющий соответствующие функции

      Что отнести к особо ценному движимому имуществу?

      1. порядок раскрытия информации о результатах пересчета в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета.
      2. единый порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
      3. методы пересчета показателей активов и обязательств, финансовых результатов деятельности загранучреждений;

      В СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» дано понятие ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности: это пропуск, искажение информации при ведении учета, формировании отчетности.

      Причиной ошибки может являться неправильное использование или неиспользование информации о фактах хозяйственной жизни, доступной на дату подписания отчетности (п. 27 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

      1. соответствие соглашения на распоряжение действующему законодательству;
      2. насколько была обоснована целесообразность распоряжения конкретным имуществом и насколько это может положительно сказаться на деятельности учреждения;
      3. в результате распоряжения не должно наблюдаться отрицательных последствий.
      4. насколько четко и достоверно была сформулирована информация в заявлении и прилагаемых бумагах;
      1. в роли собственника такого имущества будет выступать непосредственно государство, отдельный субъект страны либо же муниципалитет;
      2. бюджетные организации должны отвечать по всем обязательствам относительно управления имуществом, относиться сюда не будет то, которое закреплено собственником.
      3. ОЦДИ в бюджетном учреждении будет закреплено за предприятием на условиях оперативного управления;
      4. самостоятельно бюджетная организация не имеет права распоряжаться особо ценным имуществом, для этого потребуется разрешение собственника, который определил право пользования имуществом конкретной организации;
      1. Если для федеральных организаций балансовая цена собственности превышает установленный предел федеральными органами государства, которые имеют полномочия учредителя, выполняют соответствующие функции.

      1.1. Настоящий Порядок устанавливает порядок согласования Федеральным агентством лесного хозяйства (далее — Рослесхоз) распоряжения особо ценным движимым имуществом, закрепленным за подведомственными федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее — Учреждение) либо приобретенным Учреждениями за счет средств, выделенных Рослесхозом на приобретение такого имущества (далее — Порядок) в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г.

      приводит к уплате налога на имущество, по которому ставки и льготы уточнены в 2021 году. Некоторые ОС после принятия к учету не подпадают под налог.

      Есть ли такие у вас – читайте в статье. Воспользуйтесь этими документами по учету основных средств. Наши справочники спасут от обидных штрафов и защитят от ошибок.

      Актуальность подтверждена экспертами программы БухСофт.

      Также ознакомьтесь с основными правилами расчета и уплаты ежемесячных и ежеквартальных авансов по налогу на прибыль от ведущих специалистов ФНС. Скачайте бесплатно: Методические указания ФНС.

      Скачать бесплатно Методические указания ФНС. Скачать бесплатно Методические указания ФНС. Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно Под налог на имущество подпадает среднегодовая или кадастровая стоимость г., отраженных с помощью счетов 01 или 03.

      Это имущественные активы с длительным сроком использования (более 12 месяцев или более операционного цикла) и со стоимостью более 40 000 рублей, которые:

      • Предназначены для производственных, торговых, управленческих или арендных целей.
      • Не планируются к продаже.
      • Могут принести прибыль.

      Программа БухСофт учитывает все эти особенности. Она автоматически подготовит все необходимые учетные документы по учету основных средств. Скачайте образец формы ОС-1, который подготовили эксперты программы: К ОС относятся, например, земля, недвижимость, оборудование, компьютеры, автотранспорт, капвложения в арендованные ОС и т.д.

      Часть этих активов не подпадает под налог на имущество или льготируется. По льготирование изменено. Во-первых, применение льгот теперь устанавливают регионы.

      Во-вторых, ставка по налогу может снижаться до нуля. Читайте об этом в таблице 1. Таблица 1. г. ОС Общая налоговая ставка Льготная налоговая ставка Движимые объекты, полученные с 2013 года 1,1 Региональная Высокоэффективное инновационное оборудование 2,2 Региональная, вплоть до 0% Движимые объекты, полученные не более трех лет назад 1,1 Региональная, вплоть до 0% Лимит стоимости для ОС различный в бухучете и в налоговом учете.

      » Автор Дарья Александровна На чтение 9 мин. Просмотров 3 Опубликовано 08/26/2021 Согласно нормам ст.

      3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности (основных видов деятельности) будет существенно затруднено.18.10.2021 В Минфин России разъяснил вопрос об отнесении бюджетным учреждением движимого имущества к особо ценному и распоряжении им, в случае приобретения за счет приносящей доход деятельности, а также отражении такого имущества в бухучете. Установлено, что под особо ценным движимым имуществом подразумевается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения и требования по включению такого имущества в состав особо ценного установлены Правительством России.для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс.

      рублей до 500 тыс. рублей;В соответствии с пунктом 116 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 N 174н, операции по формированию расчетов с учредителем в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за государственным (муниципальным) бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, оформляются бухгалтерскими записями по дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 021006660 «Уменьшение расчетов с учредителем».

      если компания ввела имущество в эксплуатацию

      Рассмотрим, какие новые положения и требования нужно будет учитывать бухгалтерам в 2021 году в учете основных средств в госучреждениях. В связи с вступлением в силу в 2021 году пяти федеральных стандартов, наиболее серьезные изменения произошли в учете ОС.

      В статье мы напоминаем, какие дополнения следует внести в учетную политику, как вести налоговый и бухгалтерский учет, начислять амортизацию. Для отнесения объекта учета к ОС в федеральном стандарте «Основные средства» предусмотрены следующие критерии:

      • Срок полезного использования не менее 12 месяцев.
      • Принадлежность учреждению на основании договоров оперативного управления, аренды или лизинга.
      • Допустимые направления применения: осуществление государственных полномочий, управленческие нужды, деятельность по выполнению работ, оказанию услуг.

      Активы, соответствующие указанным условиям, признаются ОС, если они находятся:

      1. в консервации;
      2. в эксплуатации;
      3. в пользовании на основе договора аренды.
      4. в запасе;

      Не признаются основными средствами непроизведенные и биологические активы, недвижимость, предназначенная для продажи, объекты незавершенного строительства, имущество казны.

      Все основные средства учреждений должны быть отнесены к одной из восьми групп:

      1. инвестиционная недвижимость;
      2. жилые помещения;
      3. машины и оборудование;
      4. производственный и хозяйственный инвентарь;
      5. транспортные средства;
      6. ОС, не вошедшие в другие группы.
      7. многолетние насаждения;
      8. нежилые помещения;

      Как учесть новые основные средства в учете смотрите в . В 2021 году в учете ОС будут применяться положения, содержащиеся в новом федеральном стандарте 2021 года «». Методические указания по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства» (приказ Минфина от 31 декабря 2016 г.

      № 257н) направлены письмом Минфина от 15 декабря 2017 г.

      » Автор Дарья На чтение 10 мин. Просмотров 6 Опубликовано 16/08/2021 В соответствии с пунктом 238 Инструкции 157н счет 021006000 «Расчеты с учредителем» предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, автономного учреждения.для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в интервале от 50 тыс.

      рублей до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;Итак, что относится к основным средствам в бухгалтерском учете в 2021 году?

      Рассмотрим ключевые моменты. В первую очередь определим, с какой суммы считается основным средством имущество организации.

      Для этого обратимся к действующим инструкциям по бухучету и установим, что основным средством признается объект, который отвечает следующим требованиям:Еще в прошлом году новые федеральные стандарты бухучета кардинально скорректировали порядок признания объектов основных средств. Ключевые изменения закреплены в Приказе Минфина № 257н. Также чиновники представили методические рекомендации по переходу на новые стандарты в Письме № 02-07-07/79257 от 30.11.2017.Перечень особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются учредителем.

      Таким образом, независимо от того за счет

      Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

      Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

      Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
      Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
      Региональные бюджетные учреждения 50 – 500
      Муниципальные учреждения 50 – 200
      Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность

      В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

      Учреждения имеют право самостоятельно расходовать (после согласования внебюджетной сметы) денежные средства, полученные в ходе ведения коммерческой деятельности, что не запрещено законодательством. В частности, учреждения здравоохранения часто приобретают оборудование для ведения деятельности за счет средств, полученных от оказания медицинских услуг.

      При поступлении имущества определяется его принадлежность к ОЦДИ. К имуществу относятся основные средства (ОС), нематериальные активы (НМА) и материальные запасы (МЗ). В состав основных средств не включается недвижимость – здания, сооружения, участки. Для уточнения отнесения объекта к недвижимости можно воспользоваться справочником ОКОФ. Среди имущества встречаются объекты со сложной идентификацией принадлежности. Например, к зданиям относят:

      • Передвижные мастерские, АТС, кухни.
      • Щитовые домики, плавучие сооружения для проживания.
      • Вагоны-лаборатории, передвижной диагностический автотранспорт, электростанции или трансформаторное оборудование, установленное в вагонах или автомобилях.

      Постановка на учет производится вне зависимости от источника приобретения имущества. К каждому из объектов прикрепляется инвентарная карточка, в которой указываются основные данные актива. Комиссия по приемке устанавливает срок полезного использования объекта. В регистрах и балансе ОЦДИ выделяется на отдельных счетах.

      Нюансы учета особо ценного имущества АУ

      Учреждения принимают на учет имущество, переданное для ответственного управления. Обособленный учет ведется с использованием отдельных счетов. В учете ОЦДИ используется цифра «2» в 22 разряде номера счета. Аналитический учет ведется в разрезе объектов. Регистры плана счетов указаны в таблице:

      Номер счета Наименование
      0 101 20 000 ОС- ОЦДИ
      0 102 20 000 НМА– ОЦДИ
      0 105 20 000 МЗ – ОЦДИ

      Списание амортизации осуществляется в себестоимости продукции при участии имущества в деятельности по созданию объекта или в составе текущих затрат. При определении ежемесячной суммы величина рассчитывается с учетом стоимости и нормы амортизации. Полная амортизация имущества не является основанием для списания объекта.

      Учреждение приобрело транспортное средство за счет внебюджетных средств в сумме 285 000 рублей со сроком полезного использования в течение 60 месяцев. Ежемесячная норма амортизации – 4750 рублей. В учете производятся записи:

      • Транспортное средство принято на учет: Дт 410621310 Кт 430231730 на сумму 285 000 рублей;
      • Произведен ввод в эксплуатацию: Дт 410125310 Кт 410621310 на сумму 285 000 рублей;
      • Произведено начисление амортизации: Дт 440120271 Кт 410425410 на сумму 4 750 рублей.

      Амортизация начисляется линейным способом. Имущество, полученное за счет целевых поступлений, не подлежит амортизации (п. 2 ст. 256 НК РФ).

      Выбытие имущества в связи с передачей его учреждению аналогичного уровня бюджета осуществляется по акту приема-передачи. Решение о передаче принимает учредитель организации. Если имущество относится к ОЦДИ не по стоимостному критерию и определяется по условиям деятельности, учредитель принимающей стороны имеет право выбрать категорию.

      При списании имущества порядок документооборота регулируется учредителем. Списанию подлежат активы, пришедшие в негодность. Процедура списания ОЦДИ, приобретенных за бюджетные средства, осуществляется при согласовании с вышестоящим органом. В учреждениях осуществляется строгий порядок действий:

      • До согласования и получение права на списание заключение о пригодности имущества в учреждении проводится анализ состояния ОЦДИ.
      • На основании заключения комиссии руководство направляет обращение к учредителю о необходимости списания актива. К копиям акта, приказа о создании комиссии, заключения (протокола) о состоянии объекта прилагается карточка полного описания имущества. В документе содержится название, дата принятия на учет, балансовая стоимость, срок полезной службы, инвентарный номер.
      • В сроки, установленные учредителем, организация получает ответ о подтверждении права на списание.
      • Производится списание. Датой снятия с учета становится день согласования либо получение его учреждением.

      Решение о списании имущества, купленного за полученные внебюджетные средства, принимает учреждение самостоятельно.

      В учреждениях обоего вида имущество не является собственностью некоммерческой организации, а передано на ответственное управление. Порядок распоряжения имущества аналогичен. Организации не имеют права распоряжаться особо ценным имуществом без согласования с учредителем. Стоимостные параметры отнесения имущества к особо ценному совпадают.

      Отличие состоит в ответственности по обязательствам. Автономные учреждения не отвечает по долгам имуществом, приобретенным за счет внебюджетных поступлений, бюджетные учреждения обязаны отвечать особо ценным имуществом, полученным от ведения деятельности.

      Разница в учете ОЦДИ состоит в лицах, составляющих перечни имущества. В бюджетных учреждениях определением списка имущества занимается учредитель, в автономных учреждениях – только в организациях федерального уровня. На остальных уровнях бюджета перечень имущества составляют органы исполнительной власти.

      Бухгалтерский учет особо ценного имущества осуществляется в соответствии с Инструкцией N 157н и Инструкцией N 174н . Следует отметить, что общие положения по учету нефинансовых активов согласно Инструкции N 157н (объект, единица учета, формирование первоначальной стоимости и т.д.) были рассмотрены в статье «Учет недвижимого имущества» (N 3, 2011) и в статье «Учет иного движимого имущества» (N 4, 2011). В данной статье приведем бухгалтерские записи по отражению хозяйственных операций с особо ценным движимым имуществом учреждения в соответствии с Инструкцией N 174н и Указаниями N 190н .

      Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
      Приказ Минфина России от 28.12.2010 N 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

      Исходя из п. 8 Инструкции N 174н для ведения бухгалтерского учета объектов основных средств — особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения применяются следующие счета аналитического учета:

      • 0 101 21 000 «Жилые помещения — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 101 22 000 «Нежилые помещения — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 101 23 000 «Сооружения — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 101 24 000 «Машины и оборудование — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 101 25 000 «Транспортные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 101 26 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 101 27 000 «Библиотечный фонд — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 101 28 000 «Прочие основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения».

      Для ведения бухгалтерского учета амортизации объектов особо ценного имущества учреждения применяются следующие счета аналитического учета (п. 25 Инструкции N 174н):

      • 0 104 21 000 «Амортизация жилых помещений — особо ценного движимого имущества учреждения»;
      • 0 104 22 000 «Амортизация нежилых помещений — особо ценного движимого имущества учреждения»;
      • 0 104 23 000 «Амортизация сооружений — особо ценного движимого имущества учреждения»;
      • 0 104 24 000 «Амортизация машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»;
      • 0 104 25 000 «Амортизация транспортных средств — особо ценного движимого имущества»;
      • 0 104 26 000 «Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря — особо ценного движимого имущества учреждения»;
      • 0 104 27 000 «Амортизация библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения»;
      • 0 104 28 000 «Амортизация прочих основных средств — особо ценного движимого имущества учреждения»;
      • 0 104 29 000 «Амортизация нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения».

      Наименование операции

      Дебет

      Кредит

      Начисление амортизации (п. 26 Инструкции N 174н)

      1. Начисление амортизации на объекты
      основных средств и нематериальных активов,
      относящиеся к особо ценному имуществу
      учреждения

      0 401 20 271,
      0 109 00 000

      0 104 21 410 —
      0 104 28 410,
      0 104 29 420

      Принятие к учету суммы амортизации при получении ОС и НМА

      (п. 27 Инструкции N 174н)

      2. Получение объектов учета в рамках
      расчетов между головным учреждением и
      обособленными подразделениями (филиалами)

      0 304 04 310,
      0 304 04 320

      0 104 21 410 —
      0 104 28 410,
      0 104 29 420

      3. Получение объектов учета при закреплении
      за бюджетным учреждением права оперативного
      управления (от органов власти,
      государственных (муниципальных) учреждений)

      0 401 10 180,
      4 210 06 560

      0 104 21 410 —
      0 104 28 410,
      0 104 29 420

      Выбытие сумм амортизации по выбывающим объектам (п. 28 Инструкции N 174н)

      4. Передача объектов основных средств, НМА
      в рамках расчетов между головным
      учреждением и обособленными подразделениями
      (филиалами)

      0 104 21 410 —
      0 104 28 410,
      0 104 29 420

      0 304 04 310,
      0 304 04 320

      5. Передача объектов учета органу власти,
      государственному (муниципальному)
      учреждению, в том числе при прекращении
      права оперативного управления (изъятия из
      оперативного управления)

      0 104 21 410 —
      0 104 28 410,
      0 104 29 420

      0 401 01 241,
      4 210 06 660

      6. Передача объектов основных средств по
      факту их реализации (продажи) на основании
      решения постоянно действующей комиссии по
      поступлению и выбытию активов, по
      безвозмездной передаче объектов основных
      средств, нематериальных активов, принятого
      в соответствии с законодательством РФ (в
      отношении организаций, за исключением
      государственных и муниципальных
      организаций, физических лиц,
      наднациональных организаций и правительств
      иностранных государств, международных
      финансовых организаций), в том числе при
      создании бюджетным учреждением иных
      организаций, а также выбытие объектов
      основных средств, нематериальных активов
      согласно принятому решению об их списании

      0 104 21 410 —
      0 104 28 410,
      0 104 29 420

      0 101 21 410 —
      0 101 28 410,
      0 102 20 420

      Уценка (дооценка) (п. 29 Инструкции N 174н)

      7. Суммы уценки (дооценки) начисленной
      амортизации, полученные в результате
      переоценки

      0 401 30 000,
      0 104 00 000

      0 104 00 000,
      0 401 30 000

      Для ведения бухгалтерского учета материальных запасов — особо ценного движимого имущества применяются счета аналитического учета (п. 31 Инструкции N 174н):

      • 0 105 21 000 «Медикаменты и перевязочные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 105 22 000 «Продукты питания — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 105 23 000 «Горюче-смазочные материалы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 105 24 000 «Строительные материалы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 105 25 000 «Мягкий инвентарь — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 105 27 000 «Готовая продукция — особо ценное движимое имущество учреждения».

      Вложения в особо ценное имущество учитываются на следующих аналитических счетах:

      • 0 106 21 000 «Вложения в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 106 22 000 «Вложения в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения»;
      • 0 106 24 000 «Вложения в материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения».

      Наименование операции

      Дебет

      Кредит

      Принятие к бухгалтерскому учету хозяйственных операций по вложениям в
      объекты основных средств, НМА и материальных запасов (п. 51 Инструкции

      N 174н)

      1. Приобретение (изготовление,
      строительство) (в том числе в сумме затрат,
      связанных с выполнением научно-
      исследовательских, опытно-конструкторских,
      технологических работ)

      0 106 21 310,
      0 106 22 320,
      0 106 24 340

      0 208 XX 660
      0 302 XX 730

      2. Приобретение основных средств,
      материальных запасов по аккредитиву при
      переходе права собственности на указанные
      объекты в момент их отгрузки поставщиком

      0 106 21 310,
      0 106 24 340

      0 107 21 410,
      0 107 23 440

      3. Принятие к учету сумм вложений в
      нефинансовые активы при передаче объектов,
      в том числе объектов, не завершенных
      строительством, в рамках расчетов между
      головным учреждением, обособленными
      подразделениями (филиалами)

      0 106 21 310,
      0 106 22 320,
      0 106 24 340

      0 304 04 310,
      0 304 04 320,
      0 304 04 340

      4. Принятие к бухгалтерскому учету
      хозяйственных операций по законченным
      объектам нефинансовых активов, законченным
      объемам работ по достройке, реконструкции,
      модернизации, дооборудованию объектов
      нефинансовых активов

      0 101 21 310 —
      0 101 28 310,
      0 102 20 320,
      0 105 21 340 —
      0 105 26 340

      0 106 21 410,
      0 106 22 420,
      0 106 24 440

      5. Принятие к учету суммы произведенных
      вложений, сформированных при осуществлении
      научно-исследовательских, опытно-
      конструкторских, технологических работ,
      результаты которых подлежат применению в
      деятельности учреждения (по которым
      получены положительные результаты)

      0 102 20 320

      0 106 22 420

      6. Принятие к учету суммы произведенных
      вложений в создание опытных образцов,
      полученных в ходе осуществления научно-
      исследовательских, опытно-конструкторских,
      технологических работ, результаты которых
      подлежат применению в деятельности
      учреждения (в случае, если получены
      положительные результаты)

      0 106 21 310,
      0 106 22 320,
      0 106 24 340

      0 106 22 420

      7. Отнесение произведенных вложений,
      сформированных при осуществлении научно-
      исследовательских, опытно-конструкторских,
      технологических работ, по которым не
      получены положительные результаты, на
      финансовый результат текущего финансового
      года

      0 401 10 172

      0 106 22 420

      8. Списание произведенных капитальных
      вложений в объекты основных средств и НМА,
      связанных с их передачей иным организациям,
      за исключением государственных и
      муниципальных организаций, а также
      физическим лицам

      0 401 10 172

      0 106 21 410,
      0 106 22 420

      9. Передача произведенных вложений в
      объекты нефинансовых активов в рамках
      расчетов между головным учреждением,
      обособленными подразделениями (филиалами)

      0 304 04 310,
      0 304 04 320,
      0 304 04 310

      0 106 21 410,
      0 106 22 420,
      0 106 24 440

      10. Передача произведенных вложений в
      объекты нефинансовых активов при их
      передаче государственным и муниципальным
      организациям

      0 401 20 241

      0 106 21 410,
      0 106 22 420,
      0 106 24 440

      11. Списание произведенных вложений, в том
      числе в объекты, не завершенные
      строительством, уничтоженные в результате
      стихийных и иных бедствий, опасного
      природного явления, катастрофы

      0 401 20 273

      0 106 21 410

      12. Списание произведенных вложений, в том
      числе в объекты, не завершенные
      строительством, уничтоженные в результате
      террористических актов, иных действий,
      произведенных помимо воли учреждения как
      правообладателя

      0 401 10 172

      0 106 21 410

      Перечень особо ценного движимого имущества для МЧС включает следующую собственность:

      • бронетанковая и автомобильная техника;
      • пожарная, специальная техника;
      • специальное оборудование для ключевых направлений деятельности;
      • станки, силовые установки, подъемные машины и иная техника, необходимая для обеспечения уставных целей;
      • производственные инструменты, бытовые и офисные приборы, вычислительное оборудование.

      В указанный перечень входит и иное оборудование, стоимость которого превышает 200 тыс.

      Ценовой диапазон для определения особо ценного имущества имеет определенные отличия для различных учреждений:

      • федеральные бюджетные и автономные организации — 200-500 тыс. рублей;
      • учреждения регионального уровня — 50-500 тыс. рублей;
      • муниципальные учреждения — 50-200 тыс. рублей.

      Списки оборудования и техники, входящие в данный диапазон, определяются соответствующими органами федеральной, региональной и муниципальной власти. Бюджетное учреждение не имеет право самостоятельно определять и списывать особо ценное имущество.

      При внесении собственности учреждения в категорию особо ценной, бухгалтер должен руководствоваться правовыми нормами, определенными учредителем организации. Также при составлении списка обращают внимание на использование оборудования.

      Это обусловлено основным критерием, определяющим особую ценность объектов — облегчение уставное деятельности организации. Также такое оборудование должно быть движимым.

      Вне зависимости от стоимости, в особо ценное имущество не входят помещения, здания и иные объекты недвижимости.

      Что касается муниципальных учреждений, то минимальный предел суммы здесь также 50 тыс. руб. А вот максимальная стоимость особо ценного имущества учреждений не может превышать 200 тыс. руб. Соответствующие величины утверждаются нормативными актами местной администрации или органами территориального самоуправления, если они являются учредителями таких организаций.

      В каждом учреждении должна работать специальная комиссия на постоянной основе. В ее обязанности входит инвентаризация, списание, переоценка объектов и, соответственно, составление перечня имущества для отнесения его к категории особо ценного. Состав, объем и срок действия полномочий комиссии утверждаются руководителем организации.

      1. Автомобильная, бронетанковая техника.
      2. Силовые, подъемные агрегаты, станки, технологическое оснащение и прочее оборудование, используемое для осуществления деятельности, закрепленной уставом.
      3. Спецоборудование, предназначенное для ведения основной деятельности.
      4. Офисная, бытовая техника, вычислительные машины.
      5. Производственные инструменты.

      р. – 500 т. р. Прочее имущество, которое значительно облегчает осуществление различных видов деятельности, определенных уставом предприятий, также которое соответствует определенной категории ценной собственности. Отчужденная имущественная собственность согласно законодательным актам России, также предметы, коллекции музеев, которые являются федеральной собственностью и входят в учет Российского Музейного фонда, документация Российского Архивного фонда, бумаги российского Библиотечного фонда.

      Бюджетные учреждения не вправе самостоятельно распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними, а также имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на его покупку. Для автономных и бюджетных учреждений, которые находятся в ведении субъектов РФ, стоимость составляет от 50 000 до 500 000 руб. Для муниципальных – от 50 000 до 200 000 руб.

      Таким имуществом считается движимое имущество, которое значительно облегчает уставную деятельность организаций. Например, ценные бумаги являются имуществом особой ценности. Перечень имущественной собственности, которая входит в представляет особую ценность, прописан Постановлением №538-26.07.2021 г. Правительства России (далее в статье – ПП РФ №538).


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *