Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ИП перевозка пассажиров 2022 без работников ЕНВД». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Как рассчитать ЕНВД по транспортным услугам
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
- Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
- Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
Переход с ЕНВД для автоперевозчиков
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:
- В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
- Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
- УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.
Предприниматель занимается перевозкой пассажиров в Санкт-Петербурге и имеет в распоряжении 1 автомобиль. Перевозки осуществляет сам, наемных работников нет. Количество посадочных мест равно 3. Воспользуемся формулой:
ЕНВД за квартал = (БД × ФП × К1 × К2 × Налоговая ставка) × 3
Налоговая база = 1500 (базовая доходность при перевозках пассажиров) × 3 (количество посадочных мест) × 2,005 (К1) × 0,25 (К2) = 1500 × 3 × 2,005 × 0,25 = 2 255,63 рубля;
налоговая ставка = 15%;
ЕНВД за месяц = 2 255,63 × 15% = 338,34 рубля;
ЕНВД за квартал = 338,34 × 3 = 1015,02 рубля.
При расчете налога для грузоперевозок будем использовать базовую доходность в 6 000 рублей, а физическим показателем будет не количество мест для пассажиров, а количество автомобилей, которые задействованы в получении прибыли. Машины, которые находятся в ремонте или запасе, при расчете налога не учитываются.
Да, перевозки автомобильным транспортом подпадают под патент. Это удобный вариант перехода, но подойдет он только индивидуальным предпринимателям, при соблюдении условий:
- не более 15 сотрудников
- доход не более 60 млн рублей в год.
Организации не могут применять патент.
В рамках общего режима юридические лица платят налог на прибыль. Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации они признают выручку от реализации товаров – как собственного производства, так и ранее приобретенных. Она определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением указанных в ст. 270 НК РФ). На основании пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества полученный от нее доход уменьшается на остаточную стоимость этого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ. Уплата ЕНВД не подразумевает начисление амортизации по объектам основных средств, которые используются в рамках этого спецрежима.
Тем не менее в Письме Минфина России от 16.11.2010 № 03-11-06/3/159 указано, что организация, применяющая спецрежим в виде уплаты ЕНВД, при реализации объекта основных средств, созданного (или, очевидно, приобретенного) до перехода на указанный режим налогообложения (в период применения ОСНО), вправе уменьшить доходы от реализации объекта на его остаточную стоимость, определенную на дату его реализации в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.
В Постановлении ФАС ЗСО от 01.03.2012 по делу № А81-2398/2011 поясняется: если в налоговом учете организации, осуществляющей деятельность, облагаемую ЕНВД, сформирована остаточная стоимость основного средства, то при его реализации организация вправе уменьшить доходы от нее на остаточную стоимость ОС, а также на расходы, непосредственно связанные с его реализацией. Это возможно как раз в случае, если основное средство было приобретено до того, как налогоплательщик перешел на уплату ЕНВД.
Если же ОС было приобретено в период применения данного спецрежима и сразу же использовалось на нем, то доход от его реализации, по мнению судей, налогоплательщик может уменьшить на величину первоначальной стоимости основного средства, поскольку амортизация в целях налогового учета не начислялась и первоначальная стоимость не уменьшалась.
Предприниматели на общем режиме облагают полученный доход НДФЛ. Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при установлении облагаемой НДФЛ базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им в денежной или натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 – 221 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы согласно п. 3 ст. 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. На основании пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ, исходя из сумм доходов от осуществления такой деятельности.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, предприниматель определяет самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».
Из всех этих положений в совокупности следует, что ИП может уменьшить доход, полученный только от осуществления предпринимательской деятельности, на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением такого дохода.
Кроме того, согласно пп. 4 п. 15 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей стоимость реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг отражается с учетом фактических затрат на их приобретение, выполнение, оказание и реализацию. Доходы от реализации основных средств определяются как разница между ценой реализации и остаточной стоимостью ОС.
Следовательно, ИП вправе уменьшить доход от реализации транспортного средства, которое использовалось в предпринимательской деятельности, на суммы профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ. Минфин в Письме от 17.05.2018 № 03-04-07/33288 уточнил: это право действует при условии, что реализация произошла, пока физическое лицо еще имело статус предпринимателя.
Обратите внимание: состав расходов, принимаемых к профессиональному вычету, налогоплательщик определяет самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ (см. Постановление АС УО от 13.08.2014 № Ф09-4624/14 по делу № А60-39692/2013).
Если на момент реализации автотранспортного средства статус предпринимателя утрачен, то физическому лицу нельзя будет применить и имущественный вычет, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ. Ведь имущество использовалось в предпринимательской деятельности, что согласно пп. 4 п. 2 ст. 220 НК РФ исключает применение данного вычета (Письмо Минфина России от 20.07.2016 № 03-11-11/42531). По этой же причине нельзя применить имущественный вычет в период, пока физическое лицо является предпринимателем. Исключение – ситуация, когда есть доказательства, что автотранспортное средство использовалось исключительно в личных целях (см. Постановление АС ПО от 04.04.2017 № Ф06-18892/2017 по делу № А65-13298/2016).
Транспортные услуги и ЕНВД в 2020 году
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения на УСНО учитывается доход от реализации основного средства. Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСНО. Данный перечень является закрытым.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, налогоплательщик вправе уменьшить полученные им доходы на расходы, связанные с приобретением основных средств. По мнению Минфина, изложенному в Письме от 29.01.2016 № 03-11-09/4088, указанные расходы учитываются только при приобретении основных средств, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках УСНО (пп. 1 п. 3, абз. 8 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, а также пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Это означает, что если реализованное имущество не использовалось в предпринимательской деятельности, облагаемой налогом в рамках УСНО (например, использовалось в перевозках, переведенных на уплату ЕНВД), то при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, доходы от реализации данного имущества не могут быть уменьшены на расходы на его приобретение (см. Постановление АС УО от 20.02.2018 № Ф09-8373/17 по делу № А76-6739/2017).
Данный подход можно признать вполне справедливым – но кроме случая, когда автотранспортное средство реализуется уже после того, как налогоплательщик перестал применять спецрежим в виде уплаты ЕНВД (то есть в момент реализации он применял только УСНО).
Подпунктом 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ предусмотрено, что основное средство может быть поставлено на учет в целях обложения единым налогом на УСНО после того, как оно использовалось в рамках другого режима налогообложения.
Согласно абз. 3 п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ на дату перехода на УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» организации, применяющей систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД, в налоговом учете отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств до перехода на УСНО. Она определяется как разница между ценой приобретения (сооружения, изготовления) основных средств и суммой амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством РФ о бухгалтерском учете, за период применения системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД. Такой расчет делается специально для названных целей независимо от того, что расходы в виде амортизационных отчислений в целях уплаты ЕНВД не учитываются.
Предположим, что приобретенное основное средство налогоплательщик стал использовать и в перевозках, переведенных на уплату ЕНВД, и в виде деятельности, облагаемом единым налогом на УСНО. Тогда получится, что условие пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ выполнено и основное средство можно учесть в целях УСНО – ведь оно используется в рамках этого спецрежима, хоть и не все рабочее время. Ограничения по степени использования актива в данной норме нет, значит, и расходы на его приобретение разрешается признать в случае реализации основного средства.
Впрочем, этот вывод выглядит спорным и наверняка вызовет сомнения у налоговиков.
Важно: с 2021 года ЕНВД такси больше не актуален! Те, кто ранее работал на этой системе налогообложения, должны теперь рассмотреть другие варианты.
До этого момента на системе ЕНВД работали многие таксопарки, поскольку она была до определенной степени выгодна: подходила для небольших служб такси (до 20 машин и до 100 водителей, трудоустроенных непосредственно в службе такси). Налог при этом рассчитывался по-разному для того или иного региона и мог быть понижен за счет страховых выплат. И даже то, что ЕНВД как система не действовала в Москве, не лишало ее популярности.
В 2021 года ЕНВД отменяют не только в такси, но и во всех других сферах деятельности, поскольку при всех вышеперечисленных плюсах были и не менее весомые минусы:
-
Для бизнеса с небольшим доходом система была нерентабельной;
-
При применении ЕНВД итоговый финансовый результат сложно было спрогнозировать;
-
Эту систему нередко применяли при дроблении бизнеса, чтобы уйти от более крупных налоговых выплат.
Отказ от ЕНВД, как сообщают законотворцы, должен будет способствовать развитию здоровой конкуренции и созданию равных условий для ведения бизнеса. А таксопаркам, тем временем, предлагают перейти на одну из следующих схем налоговых выплат.
Эта форма подходит только индивидуальным предпринимателям. Кроме того, для выбора патента необходимо соблюдение нескольких условий:
-
Всего в компании должно числиться не более 15 сотрудников;
-
Годовой доход предприятия – до 60 000 000 рублей;
-
Патент нужно обновлять ежегодно: он выдается на срок от 1 месяца до 1 года.
УСН (упрощенная система налогообложения) имеет два режима выплаты налогов:
-
Налог рассчитывается с непосредственной суммы доходов;
-
Налог рассчитывается по схеме «доходы минус расходы».
Вне зависимости от выбранного режима, налог выплачивается авансом каждый квартал, а в декабре необходимо заполнять налоговую декларацию о доходах.
Перевозка грузов и пассажиров на ЕНВД и продажа транспорта
ОСНО подразумевает обязательное ведение всех документов, фиксацию каждой оплаты, выплату НДФЛ, налога на имущество и НДС – никаких налоговых послаблений. В вашем таксопарке нужен будет бухгалтер, поскольку это сложно и подразумевает слишком много тонкостей и нюансов, чтобы разбираться во всем полностью самостоятельно, вовремя сдавать все отчетности и правильно оформлять все квитанции, чеки и прочие документы.
- Подходит для крупных служб такси, оформленных как юрлица и имеющих несколько филиалов в разных городах и регионах;
- Нет ограничений по количеству машин и сотрудников.
- Невыгодна для ИП такси, больше подходит для юридических лиц с крупным автопарком;
- Необходим строгий бухгалтерский учет, а значит – дополнительные затраты на бухгалтерию.
ИТОГ: если вы открываете таксопарк как ИП – рассмотрите другие системы налогообложения.
Дополнительные расходы на такси при любой из вышеназванных систем – это страховые взносы в медицинский и пенсионный фонды за самого индивидуального предпринимателя и за его сотрудников (если таковые имеются).
Можно ли открыть бизнес такси самозанятому?
Самозанятость – новая налоговая схема, получившая распространение в 2020 году и предлагающая пониженные ставки для работников, которые нигде не числятся на постоянной основе.
Самостоятельный бизнес тем водителям, которые работают по самозанятости, открыть не получится, для этого нужно быть ИП. Более того, самозанятые водители не могут быть и нанятыми в службу такси как постоянные работники – поскольку они перестанут быть самозанятыми, и работодатель будет платить с них страховые и больничные взносы. Но такие водители могут работать на такси как на посредника и оказывать разовые услуги по перевозке пассажиров с оплатой за каждую конкретную поездку – важно, чтобы таксопарк имел при этом соответствующую лицензию.
К слову, за последний год появилось много именно таких водителей, работающих с таксопарками не по трудовому договору, а по договору оказания услуг. Это выгодно для водителей: касса не нужна, отчетность тоже, есть налоговые вычеты, можно совмещать подработку в такси с постоянной работой в любой другой отрасли. И все же собственный бизнес такси самозанятым никак не открыть.
Госдума 11.11.2020 приняла Закон № 973160-7, вносящий очередные коррективы в НК РФ, который после одобрен Советом Федерации и направлен Президенту РФ на подписание. Большинство нововведений связано как раз с отменой ЕНВД с 2021 года и обеспечением плавного переходного периода.
Особенно актуальны поправки, сделанные для ИП. Разберем их подробнее.
С 1 января 2021 года ЕНВД отменяется. На какой режим лучше перейти?
Помимо новых разрешенных видов бизнес-активности, поправки затронули и те сферы, где использование ПСН невозможно.
Выбирать только между общей системой налогообложения (ОСН) и УСН придется предпринимателям, занятым к 2021 году в:
- деятельности по договору простого товарищества, договору о совместной деятельности или договору доверительного управления имуществом;
- деятельности по производству подакцизных товаров;
- добыче и реализации полезных ископаемых;
- розничной торговле — если площадь торгового зала более 150 кв. м;
- услугах общепита — если площадь зала обслуживания посетителей более 150 кв. м;
- оптовой торговле и торговле по договорам поставки;
- услугах по перевозке грузов и пассажиров, имеющих на праве собственности или ином праве более 20 автотранспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
- деятельности по совершению сделок с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.
Если ИП после отмены ЕНВД переходит на патент, у него остаётся возможность уменьшать уплачиваемые в бюджет суммы по ПСН на уже сделанные выплаты по страховым взносам.
Статья 346.51 НК РФ дополнена новым п. 1.2, в соответствии с которым с 01.01.2021 ИП вправе уменьшать стоимость патента на:
- взносы на обязательное страхование, уплаченные в соответствующем налоговом периоде за работников;
- взносы на обязательное страхование, уплаченные ИП за себя;
- расходы по выплате пособий по больничным (исключение: несчастные случаи на производстве и профзаболевания) за дни болезни сотрудника, которые оплачивают за счет средств нанимателя;
- платежи по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности.
Указанные платежи, взносы и пособия принимают в уменьшение только тогда, когда работники и сам ИП работают в той сфере, по которой применяется патент.
ИП без «наемников» может уменьшать стоимость патента без ограничений, вплоть до 0.
ИП с работниками могут уменьшить выплаты по ПСН на сумму взносов только до 50% (очень похоже на ЕНВД).
Если в 2021 году ИП получит несколько патентов и при исчислении налога по одному из них сумма страховых платежей и взносов превысит стоимость патента, то остаток «переплаты» не сгорает. В этих случаях ИП может использовать разницу в уменьшение выплаты по другому патенту, действующему в этом же календарном году.
Уменьшение выплат по ПСН за счет взносов происходит в уведомительном порядке. Форму бланка, электронный формат и порядок направления уведомления утверждает ФНС России.
Данное новшество применимо не только к ИП, но и к юрлицам, которые точно так же вынуждены поменять с 2021 года ЕНВД на другой спецрежим.
Суть в следующем: если плательщик ЕНВД произвел в 2020 году траты на сырье, материалы и т. п., что будет использовано в производстве уже в 2021 году на УСН с объектом «доходы минус расходы», такие траты можно учесть при расчете налоговой базы по УСН.
Законодатели постарались максимально смягчить переход с ЕНВД на другие режимы налогообложения.
В первую очередь, поправки облегчат жизни ИП, находящихся на ЕНВД в 2020 году. Для них появились дополнительные возможности использовать ПСН как наиболее удобную замену ЕНВД.
Разрешение уменьшать стоимость патента на страховые взносы с 2021 года — также очень положительный момент. Не стоит забывать и об облегчении расчетов с бюджетом: стоимость патента определит налоговая при его приобретении. ИП более не нужно высчитывать сумму ЕНВД, отслеживать изменения коэффициентов К1 и К2 и ежеквартально сдавать отчетность в ИФНС.
В 2020 году сдача отчётности по ЕНВД будет осуществляться в те же сроки и в том же порядке, что и в 2019. Подавать декларацию по-прежнему нужно будет в ту налоговую инспекцию, в которой предприниматель состоит на учёте. Крайний срок сдачи – 20 число месяца, следующего за отчётным. А уплатить сам налог на вменённый доход нужно до 25 числа месяца, в котором предприниматель сдаёт декларацию.
Если крайний срок попадает на праздничный или выходной день, он переносится на ближайший рабочий день.
Таким образом, в 2020 году ИП без работников, применяющий вменёнку, должен подать декларацию и уплатить налог в следующие сроки:
Отмена ЕНВД с 01.01.2021 г. Что выбрать перевозчику: самозанятость или патент?
Вне зависимости от того, есть ли у предпринимателя на ЕНВД хоть один наёмный работник или нет, в 2021 году с этой системой налогообложения ему придётся проститься. Глава 26.3 «Единый налог на вменённый доход» прекратит своё действие, а предпринимателям и организациям на вменёнке нужно будет выбрать для себя другой налоговый режим.
Для большинства ИП оптимальными будут два варианта:
-
1. ПСН. Применять патентную систему можно только при осуществлении определённых видов деятельности. Их перечень устанавливается местными законодательными актами.
-
2. УСН. «Упрощенцами» могут стать предприниматели, годовой доход которых не превышает 150 000 000 рублей. Если этот лимит будет превышен, придётся отказаться от этого налогового режима – начиная с квартала, в котором было превышение.
Индивидуальный предприниматель также может выбрать патент.
ПНС можно применять при схожих с ЕНВД видах деятельности. При этом:
- годовой доход не должен превышать 60 млн рублей;
- численность работников – не больше 15 человек.
Для перехода на этот спецрежим заявление нужно подать не менее чем за 10 дней до начала действия патента.
В статье 18 НК РФ сказано, что ЕНВД относится к специальным налоговым режимам, применение которых предусматривает:
- особый порядок определения объекта налогообложения, налоговой базы;
- освобождение от уплаты ряда федеральных и местных налогов и сборов.
Применять ЕНВД имеют право как организации, так и ИП, которые осуществляют деятельность, прямо предусмотренную перечнем из ст. 346.26 НК РФ. Правда, при этом региональные и местные власти также должны включить код вида такой деятельности (ОКВЭД2) в список разрешенных на данной территории для применения вмененного налогообложения. Обычно ИП имеют право применять ЕНВД транспортные услуги 2020. Правда, только в том случае, если имеют в своем распоряжении не более 20 автомобилей.
Выбирая такую систему, налогоплательщик при определении базы налогообложения исходит не из размера реального дохода, а из так называемого вмененного дохода, который установлен Налоговым кодексом для разных сфер бизнеса. Поскольку сумма реально полученного предпринимателем дохода не играет роли, можно представить, какой платеж предусмотрен в месяц на ЕНВД грузоперевозки-2017. Расчет этой суммы мы рассмотрим на примере.
Очень важно не перепутать коды видов предпринимательской деятельности с кодами ОКВЭД. Если первые предназначены исключительно для заполнения налоговой декларации и утверждены ФНС, то вторые классифицируют все виды бизнеса и позволяют определить право на ЕНВД по правоустанавливающим документам ИП или юрлица. Это может быть свидетельство о регистрации или выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Код вида предпринимательской деятельности ЕНВД-2017 грузоперевозки по версии ФНС — 05. Именно это значение следует указывать в заявлении о переходе на единый налог, а также в отчетности. При этом ОКВЭД-2017 (транспортные услуги, грузоперевозки) ИП ЕНВД или юрлица также должен соответствовать этому значению.
Для того чтобы иметь возможность применять вмененное налогообложение при грузоперевозках, налогоплательщик должен соответствовать ряду критериев:
- не иметь более 100 работников (средняя численность за отчетный период);
- если это организация, то не иметь долю участия в уставном капитале других организаций более 25 %;
- не работать по договору простого товарищества или договору доверительного управления имуществом;
- не быть крупнейшим налогоплательщиком.
Все это в равной степени относится к грузоперевозкам. Кроме того, право применения «вмененки» заканчивается с момента приобретения 21 транспортного средства. Также нужно учитывать, что единый налог можно исчислять только с разрешенных видов деятельности. Поэтому, если одновременно с грузоперевозками организация или ИП занимается чем-то еще, то можно совмещать эту систему с упрощенной или общей.
Налог на такси: какую систему налогообложения выбрать в 2021?
Предположим, что нам надо рассчитать сумму ЕНВД для ИП (грузоперевозки, 1 машина, 2020). Применим следующий алгоритм:
- Необходимо узнать базовую доходность, которая приведена в п. 3 ст. 346.29 НК РФ. Для автотранспортных услуг по перевозке грузов она составляет 6000 рублей.
- Далее нужно скорректировать это значение на коэффициент-дефлятор К1, который ежегодно устанавливает МЭР России. В 2020 году он равен 1,798, и это значение не зависит от вида деятельности. Умножаем 6000 на 1,798, получаем 10 788 руб.
- Следующим шагом нужно выяснить физический показатель. В нашем случае это число машин, которые используются для грузоперевозок. Значит, он равен 1, и итоговая сумма, по сравнению с прошлым шагом, не изменилась.
- Применим региональный корректирующий коэффициент К2. Его значение может быть равным от 0,1 до 1. В большинстве регионов действует максимальное значение. Его мы и применим. Итоговая сумма осталась равна 10 788 руб.
- Настало время умножить полученную базу налогообложения на ставку. Она может составлять от 7,5 до 15 %. Минимальную ставку некоторые регионы установили для новых ИП или для предпринимателей с инвалидностью, однако в общей массе везде действует максимальная ставка 15 %. Следовательно, к оплате в месяц у нашего ИП получится 1618,20 рублей.
Для того чтобы рассчитать сумму платежа, проще всего применять простую формулу:
Ежемесячный платеж = БД × ФП × К1 × К2 × 15 %.
Полученную сумму можно уменьшить на сумму страховых взносов:
- ИП без работников — на 100 % уплаченных фиксированных страховых взносов;
- ИП без работников и юрлица — на 50 % страховых взносов за сотрудников по вмененной деятельности и на фиксированные взносы ИП;
- организации и ИП — на больничные за первые три дня и платежи по ДМС.
Платеж является ежеквартальным, поэтому рассчитывается за 3 месяца. Далее его нужно перечислить в бюджет до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Кроме того, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, необходимо сдать налоговую декларацию. В этом случае обязанность плательщика ЕНВД будет исполнена.