Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ИП по грузоперевозкам налоги в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:
- сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
- амортизация;
- расходы на бензин;
- зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
- расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
- оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
- страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
- страховка автомобилей;
- налоги и другие обязательные платежи.
Сложно сказать заранее, насколько бизнес будет окупать все расходы. Экономический кризис, рост цен на бензин, высокий уровень конкуренции и множество других факторов могут оказать влияние на итоговую доходность.
Упрощённая система налогообложения — самая популярная среди индивидуальных предпринимателей. Среди преимуществ упрощённой системы выделяют такие условия:
- с доходов платится только налог УСН — раз в квартал;
- раз в год необходимо отчитываться по декларации УСН.
Налоговая ставка зависит от размера выручки и числа сотрудников:
- Если число сотрудников не больше 100 человек включительно, а максимальный доход 154,8 миллионов рублей, применяют ставку от 1% до 6%.
- Если количество работников от 101 до 130 человек включительно, а годовой доход — от 150 до 200 миллионов, применяют ставку 8% с квартала, в котором лимит был превышен, и до конца года.
Конечные размеры ставок зависят от решения региональных властей и особых условий. Для нашего примера будем рассчитывать по стандартной ставке — 6%.
Чтобы определить базовую сумму налога, посчитаем 6% от суммы дохода за год:
15 000 000 * 6% = 900 000 рублей.
Мы можем уменьшить эту сумму на размер страховых взносов. Так как они явно больше половины размера налога, отнимем максимально возможные 50%:
900 000 / 2 = 450 000 рублей. Такую сумму составит размер налога.
Узнайте 45 легальных способов снижения налогов для вашей фирмы
Может, вам нужен всего один? Поможем выбрать.
Здесь налоговая ставка определяется так:
- Если работников не больше 100 человек включительно, а годовая прибыль не превышает 154,8 миллионов рублей, возможна ставка от 5% до 15%.
- Если число сотрудников от 101 до 130 человек, а сумма дохода — от 154,8 до 200 миллионов, ставка составит 20%.
Рассчитаем налог в нашем примере по стандартной ставке 15%.
Определим налоговую базу и отнимем от годового дохода все расходы:
15 000 000 — 7 000 000 = 8 000 000 рублей.
Посчитаем налог без учёта взносов (так как они уже вошли в расходы):
8 000 000 * 15% = 1 200 000 рублей.
Как ИП работать на патенте при оказании услуг грузоперевозки?
- Напомнит о сроках сдачи
- Учёт переносы в выходные и праздники
- Настраивается по вашим параметрам
- Учитывает совмещение налоговых режимов
Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.
Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.
Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.
Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.
НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.
Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.
Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:
перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки…
Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.
Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.
УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.
УСН – доходы
Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.
Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.
УСН – доходы минус расходы
Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:
- УСН: с дохода за перевозку в размере 100 тыс. рублей налог составит 6%, т.е. 6 тыс. рублей;
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс. рублей, расходы на которую составили 60 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 40 тыс. рублей), то есть те же 6 тыс. рублей.
- УСН доходы минус расходы: с дохода на перевозку в размере 100 тыс рублей, расходы на которую составили 80 тыс. рублей, придётся заплатить 15% от оставшейся суммы (от 20 тыс. рублей), то есть 3 тыс. рублей.
У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.
Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).
Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.
При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).
Для этого нужно документировать все покупки и траты.
Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).
Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.
Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.
Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:
- Окупится ли найм бухгалтера (или траты на аутсорсинг) выгодой от повышенных ставок и новых клиентов?
- Много ли у вас доходов, по которым можно подтвердить НДС?
Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.
Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому
многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?
Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.
Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:
- В большинстве случаев наиболее выгодной системой является Патентная (ПСН). Для перехода на неё ООО может перерегистрироваться в ИП.
- Если есть возможность работы с расходами и НДС – можно выбрать ОСНО, но стоит помнить, что расходы на бухучёт увеличатся.
- УСН также возможна, если в будущем ставка налога будет снижена. Власти регионов имеют на это право: уточните информацию, возможно, ваша налоговая уже приняла такое решение.
- ИП без работников на своей машине осуществляет грузоперевозки по всей стране. Сколько патентов необходимо получить при оказании услуг по перевозкам грузов в разные регионы?
- В региональном законодательстве для получения патента есть понятие базовая доходность по грузоперевозкам на 1 автомобиль, для патента есть ограничение 60 млн руб. Как эти данные совместить, если сумма базовой доходности значительно меньше?
- ИП на ПСН (грузоперевозки) может оказывать услуги юридическим лицам?
- Может ли ИП применять ПСН с 01.01.2021, если вид деятельности грузоперевозки при среднесписочной численности 16 человек и количество автомобилей 12?
- У ИП с работниками есть 2 патента: грузоперевозки и розничная торговля. Наемные сотрудники есть только на грузоперевозках. Как можно уменьшить патент на страховые взносы?
- Как считать грузоподъемность на патенте (Томская область)?
- Если машина в аренде, можно быть самозанятым?
Для перехода на УСН нужно подать в налоговую заявление по форме № 26.2-1, которая утверждена приказом ФНС от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.
Заявление о смене налогового режима подается до 31 декабря года, предшествующего году перехода на упрощенку.
Чтобы перейти на УСН с 2022 года нужно уведомить ФНС не позднее 31 декабря 2021 года. В 2021 году 31 декабря выпало на выходной день. Но, переносить срок подачи заявления не стоит. Во избежание проблем подайте заявление заранее.
На 2022 год запланирован запуск пилотного проекта, предусматривающего плавную смену налоговых режимов для организаций общественного питания. Речь идет о слете с упрощенки на ОСНО при превышении предельных ограничений по численности сотрудников и объему выручки.
Компании, которые примут участие в пилотном проекте, получат право не платить НДС, если их объем годовой выручки не превысит 2 миллиарда рублей.
Кроме того, для этих фирм сохранится возможность применять пониженные тарифы страховых взносов в размере 15% даже в том случае, если численность сотрудников вырастет до 1500 человек. Напомним, в настоящее время порог составляет всего 250 человек.
Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году
Власти субъектов РФ вправе снижать налоговые ставки по УСН. Для объекта обложения «доходы» ставку могут понизить до 1 %, а в Крыму и Севастополе – вплоть до нуля.
На объекте «доходы минус расходы» снижать ставку упрощенного налога разрешено до 5 процентов, а в Крыму и Севастополе – до 3%. Например, для объекта «дохода» ставка УСН 2022 года в Москве составляет 10 %, Санкт-Петербурге – 7 %.
Во многих субъектах России действуют налоговые каникулы для ИП на УСН до 2024 года и освобождены от налога вновь зарегистрированные предприниматели, работающие в определенных сферах деятельности. Уточняйте по своему региональному законодательству.
Право на нулевую ставку налога на УСН в 2022 году есть у предпринимателей в производственной, социальной, научной сфере, сфере бытовых услуг населению, а также при сдаче внаем помещения для временного проживания. Доходы от льготного вида предпринимательства должны составлять не менее 70 процентов всех доходов ИП.
Еще в 2020 году официально были установлены нерабочие дни с сохранением зарплаты. И, если всем компаниям сразу разрешили списывать расходы на оплату труда в нерабочие дни при исчислении налоговой базы по прибыли, по УСН компаниям развернулась дискуссия. Которая как обычно упиралась в закрытый перечень статьи 346.16 НК РФ.
В течение 2021 года все прояснилось. Минфин дал необходимые разъяснения в середине 2021 года в письме от 16.06.2021 № 03-11-06/2/47346.
Расходы на зарплату сотрудников за нерабочие дни можно учесть в составе УСН-расходов.
Фиксированные суммы взносов ИП не привязаны к объему его личного дохода. С дохода от предпринимательской деятельности свыше 300 тыс. рублей, дополнительно в бюджет уплачивается 1% от превышения.
Страховые взносы ИП на УСН за самого себя за 2022 год составляют:
- на пенсионное страхование ИП 34 445 руб. + 1% с доходов, превышающих 300 000 руб.
- на медицинское страхование ИП 8 766 руб.
ИП на УСН «доходы» может учесть суммы уплаченного страхового взноса за себя и работников в качестве налогового вычета. Размер вычета составляет 100% от налога УСН для ИП без работников, и не более 50% от налога УСН для ИП с наемным персоналом.
С1 января 2022 года предельной величины базы для исчисления страховых взносов, предельные базы для исчисления страховых взносов в 2022 году индексируются:
- на ОСС на случай ВНиМ – в 1,069 раза;
- на ОПС – в 1,069 раза.
Таким образом, с 2022 года предельная база на ОСС на случай ВНиМ составит 1 032 000 рублей, а по взносам на ОПС 1 565 000 рублей.
Предельные базы для уплаты страховых взносов 2021 — 2022 гг. |
||
2021 год |
2022 год |
|
Предельная база для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на ВНиМ, руб. |
966 000 рублей |
1 032 000 рублей |
Предельная база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, руб. |
1 465 000 рублей |
1 565 000 рублей |
Документ |
Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2020 года № 1935 |
Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 № 1951 |
В соответствии с новой статьей 15.2, которой дополнили закон № 255-ФЗ с 1 января 2022 года, за недостоверность сведений, переданные в ФСС организации грозит штраф от 1000 до 5000 руб.
За нарушение сроков передачи в ФСС информации, необходимой для назначения выплат по больничному штраф составит 5000 руб.
Отказ представить документы и сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий — 200 руб. за каждый несданный документ.
Передача недостоверных сведений и документов, либо их сокрытие, повлекшее излишнюю выплату пособия, — 20% излишне понесенных фондом расходов (не более 5 000 руб. и не менее 1 000 руб.);
Краткий перечень налоговых и бухгалтерских изменений в 2022 году
По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.
С 2022 года обязательными к применению будут такие ФСБУ:
- 06/2020 — по основным средствам;
- 26/2020 — по капитальным вложениям;
- 27/2021 — по документообороту;
- 25/2018 — по аренде.
Если компания не перешла на их использование досрочно, то с 2022 года ей придется это сделать в обязательном порядке.
С отчетности за 2021 год изменится форма декларации по налогу на прибыль. Кроме того, работодатели, оплачивающие отдых и санаторно-курортное лечение своим сотрудникам, смогут учитывать больше расходов.
К тому же, уточнят порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации основных средств и т.д.:
- первоначальная стоимость объекта будет изменяться вне зависимости от величины его остаточной стоимости;
- если в процессе модернизации срок полезного использования объекта не изменяется, то надо использовать старую норму амортизации.
Кроме того, вновь продлили действие ограничения в 50% по переносу убытков прошлых лет — теперь до окончания 2024 года.
Льгота по налогу будет предоставлена общепиту — НДС можно будет не платить, но только при выполнении конкретных условий.
Список товаров, которые облагаются НДС с межценовой разницы, будет расширен. На основании Постановления Правительства от 13.09.2021 г. № 1544 такой порядок к купленным у физлиц автомобилям будет действовать и в отношении операций по перепродаже электронной и бытовой техники.
Страховые взносы ИП в 2021, 2022 и 2023 годах
По данному налогу будут обновленные отчетные формы:
- 6-НДФЛ для работодателей;
- 3-НДФЛ для физлиц и ИП.
Кроме того, работодатели будут по новым правилам предоставлять сотрудникам социальные вычеты по НДФЛ, а также уплачивать налог с путевок для сотрудников.
К тому же, физлица смогут получать налоговый вычет на фитнес и не должны будут подавать декларацию при продаже недорогого имущества.
Расчет по страховым взносам нужно будет сдавать по обновленной форме. Она будет использоваться с отчетности за 1 квартал 2022 года. За 2021 год сдать расчет нужно будет по старой форме.
Про форму 4-ФСС на данный момент еще ничего не ясно. Если изменений не будет, то отчитываться нужно будет на прежнем бланке.
Тарифы по страховым взносам в целом останутся прежними. Единственное изменение коснется общепита, который имеет право на освобождение от НДС. Он сможет платить взносы по сниженным ставкам — тем, которые предусмотрены для субъектов МСП.
Сроки уплаты налога на имущества станут едиными на всей территории РФ:
- для годового платежа — не позже 1 марта следующего года;
- для авансовых платежей — не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным кварталом.
По налогу на имущество декларацию за 2021 г. потребуется сдать по обновленной форме. С 2022 года не нужно будет отчитываться по имуществу с кадастровой стоимостью.
Кроме того, с 2022 года будут применяться новые формы документов:
- заявления на льготу по налогу на имущество;
- заявления об уничтожении имущества — чтобы освободиться от налога по нему;
- заявление о льготе по налогам на транспорт и землю;
- сообщение о наличии у компании транспорта или земли, которые признаются объектами налогообложения.
Чтобы понять, на какой вид налогообложения лучше перейти после отмены ЕНВД, рассмотрим предприятие из сферы грузоперевозки, зарегистрированное в Санкт-Петербурге. Рассчитаем для него налоги на разных режимах. Делать расчёт будем исходя из таких параметров:
- доход в год – 18 000 000 рублей;
- затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
- количество единиц транспорта – 5;
- количество работников – 6;
- расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).
Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы, а с 2021 года и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.
Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2021 году это 40 874 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Для чистоты эксперимента будем считать, что они не вошли в состав расходов.
Теперь рассмотрим разные режимы и решим, какой выбрать, когда отменят ЕНВД для ИП и компаний сферы грузоперевозки.
Сведём в таблицу все данные, которые рассчитали выше для спецрежимов.
Таблица. Сравнение фискальной нагрузки на разных режимах для грузоперевозок (в рублях)
Налог | Взносы | Всего | |
---|---|---|---|
Организация | |||
УСН Доходы | 540 000 | 550 000 | 1 090 000 |
УСН Доходы-расходы | 975 000 | 550 000 | 1 525 000 |
ИП | |||
УСН Доходы | 540 000 | 655 874 | 1 307 874 |
УСН Доходы-расходы | 975 000 | 652 874 | 1 627 874 |
Патент | 120 000 | 627 874 | 747 874 |
Из таблицы видно, на какой режим оптимально перейти нашему предприятию, когда отменят ЕНВД. Если это ИП, ему лучше купить патент. Организации же для грузоперевозок больше подходит УСН со ставкой налога 6% с дохода, чем 15% с разницы между доходом и расходами.
Однако следует понимать, что расчёт этот условный, ведь он основан на примерных данных, хотя и приближённых к реальным. Поэтому перед решением вопроса о том, чем заменить ЕНВД для ИП или организации после отмены вменёнки для грузоперевозки, следует повторить этот расчёт уже исходя из собственных показателей выручки и затрат. Кроме того, важно учитывать специфику регионального законодательства, ведь некоторые параметры налоговых режимов в разных субъектах РФ могут существенно различаться.
Изменения по транспортному и земельному налогу в 2022-2023 годах
- Страховые взносы «за себя»
- Базовые понятия о взносах
- Размер взносов в 2021, 2022 и 2023 гг.
- Доход для расчета 1% с превышения
- Льготные периоды
- Оплата страховых взносов
- Если ИП работает неполный год
- Добровольное страхование
- Отчетность за себя
- Ставки взносов
- Льготы по взносам
- Надо ли регистрироваться в фондах
- Кто может сэкономить
- Если выплачивали пособия
- Оплата взносов за работников
- Если вовремя не уплатили
- Отчётность за работников
- Штрафы
Взносы состоят из двух частей:
- Фиксированные страховые взносы ИП — платят подавляющее большинство предпринимателей — на ОПС (пенсионное страхование) и на ОМС (медицинское).
- 1% «с превышения» — платят только с доходов свыше 300 000 р. в год, зачисляется на ОПС.
Максимальный страховой взнос на ОПС за год не может превышать 8-кратного размера фиксированного взноса на ОПС.
Взносы на ОПС формируют будущую пенсию ИП, добавляют ему стаж и баллы для выхода на пенсию.
В 2021 году размер страховых взносов не индексируется и оставлен как в 2020 году. А с 2022 года взносы снова повышаются. Точные размеры смотрите в табличке.
Взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) | Взносы на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) | Всего взносов | |
---|---|---|---|
2020 | 32 448 + 1% макс. 259 584 | 8 426 | 40 874 + 1% |
2021 | 32 448 + 1% макс. 259 584 | 8 426 | 40 874 + 1% |
2022 | 34 445 + 1% макс. 275 560 | 8 766 | 43 211 + 1% |
2023 | 36 723 + 1% макс. 293 824 | 9 119 | 45 842 + 1% |
Пример:
В 2021 году ИП заработал 2 млн. рублей. Рассчитаем страховые взносы:
- Фиксированная часть: 40 874 р.
- 1% с превышения: (2 000 000 р. — 300 000 р.) x 1% = 17 000 р.
- Сумма страховых взносов всего: 57 874 р.
Расчет дохода напрямую зависит от применяемой системы налогообложения:
- УСН 6% — облагается полностью полученный доход (с учетом максимальной суммы взноса).
- УСН 15% — облагается полученный доход за минусом расходов.
- ЕНВД — облагается только вмененный доход.
- Патент — облагается только потенциально возможный доход.
- ОСНО — берутся доходы за минусом расходов как для НДФЛ.
- ЕСХН — берете реальный доход без учета расходов.
Совмещаете несколько налоговых режимов — указанные доходы придется сложить.
Расчет стоимости патента на грузоперевозки для ИП в 2021 году
Взносы для ИП без работников платятся в налоговую инспекцию:
- Фиксированные — не позже 31 декабря соответствующего года (а если он выпадает на официальный нерабочий, то не позже первого рабочего).
- 1% — не позже 1 июля следующего года (аналогичное правило с нерабочим днём).
ИП вправе заплатить взносы в течение года частями, или разово всю сумму.
Пример
Взносы за 2021 год уплачиваются:
- фиксированные — до 31 декабря 2021 г. включительно.
- 1% — не позже 1 июля 2021 г.
Актуальные КБК можно посмотреть на сайте налоговой инспекции. Платежное поручение на уплату налогов можно заполнить через сайт ФНС.
Если человек в середине года зарегистрировался как ИП или, наоборот, снялся с регистрации, либо присутствовали льготные периоды — взносы рассчитываются только за время деятельности как ИП. За каждый полный месяц — в размере 1/12 тарифа. В неполных месяцах — пропорционально отработанному количеству календарных дней.
ПримерДата регистрации ИП — 23 октября 2020 г. Доходы — 400 000 р.
Фиксированный платеж на пенсионное страхование:
- 32 448 / 12 = 2 704 р.
- (2 704 х 2 мес. + 2 704 х 9 дн. / 31 дн.) = 6 193,03 р.
Фиксированный платеж на медстрахование:
- (8 426 / 12 мес х 2 мес + 8 426 х 9 дн. / 366 дн.) = 1 611,53 р.
1% с превышения:
- (400 000 — 300 000) x 1% = 1 000 р.
Итого за 2020 г.: 6 193,03 + 1 611,53 + 1 000 = 8 804,56 р.
-
ЭДО для маркировки: с 1 января передавать данные по некоторым товарам через «Честный ЗНАК» нельзя
582 0
Условимся, что:
- ИП живет в Москве;
- патент покупается на 3 месяца;
- ИП использует 4 машины, каждая из которых имеет грузоподъемность 2 тонны.
ВНИМАНИЕ! Налоговики допускают оформление патента в одном регионе, а перевозку грузов в разных субъектах РФ. Главное, чтобы договоры с заказчиками перевозок были заключены в регионе, в котором оформлен патент. Тогда у ИП-грузоперевозчика не возникает необходимости оформлять патент в каждом из регионов, куда он везет грузы. Достаточно оформления одного патента. Подробности см. здесь.
Сначала вычисляем годовую стоимость патента. Для этого:
- Определяем потенциальный доход по грузоперевозкам.
Соответствующий показатель определяется исходя из норм, присутствующих в строке под порядковым номером 10 таблицы в ст. 1 закона города Москвы «О патентной системе» от 31.10.2012 № 53.
Потенциальный доход столичного ИП, занимающегося грузоперевозками, будет равен 600 000 руб. с 1 машины, если ее грузоподъемность составляет менее 3,5 тонны. Всего у предпринимателя, как мы условились выше, 4 таких транспортных средства. Следовательно, его суммарный потенциальный доход составляет 2 400 000 руб.
- Исчисляем годовую стоимость патента.
Для этого мы используем ставку в размере 6% — ту, что установлена НК РФ (п. 1 ст. 346.50), поскольку законодательством Москвы не определено иных ставок для ПСН. Получается, что годовая стоимость патента для ИП с 4 машинами грузоподъемностью по 2 тонны составит 144 000 руб.
Затем вычисляем фактическую стоимость патента с учетом того, что он покупается на 3 месяца. Для этого:
- делим 144 000 на 12, получается 12 000 руб.;
- умножаем результат на 3, получается 36 000 руб.
Часто перевозчики оказывают услуги по размещению рекламы снаружи и внутри автомобиля. В этом случае организациям подойдет только УСН — и для грузоперевозок, и для рекламы.
У предпринимателей есть выбор. Для перевозок подходит патент — важно лишь соблюдать лимиты, о которых мы писали выше. Какая налоговая система подойдет для размещения рекламы — зависит от законодательства в вашем регионе.
С 2021 года регионы могут включать в список видов деятельности по патенту новые направления (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Если в вашем регионе разрешат применять ПСН при размещении рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств, то вы сможете работать на патенте по этому виду деятельности. Если же нет, придется с рекламой работать на УСН, а с перевозками на патенте и совмещать режимы.
Перевозчик может стать самозанятым: это доступно для ИП и физлиц. По налогу на профессиональный доход есть ограничения:
- лимит по выручке в год — до 2,4 млн рублей;
- работать можно строго без сотрудников;
- нельзя совмещать НПД с другими системами налогообложения.
Для работы на НПД достаточно скачать приложение “Мой налог”: оно формирует чеки для клиентов и рассчитывает налог. Сдавать отчетность на этом режиме не придется.
С 2021 года совмещение доступно только для ИП: УСН + патент и ОСНО + патент. Это вполне рабочие варианты для перевозок, если ИП занимается еще одним или несколькими видами деятельности. При такой работе нужно вести раздельный учет по деятельности на каждом режиме и следить за соблюдением ограничений.
При работе на УСН + патент придется следить за лимитами, чтобы не “слететь” с патента полностью на упрощенку:
- выручка по всей деятельности не должна превышать 60 млн рублей;
- в деятельности по патенту должно работать не больше 15 человек, а всего по предприятию — не более 130 сотрудников, при этом если работник занят одновременно в двух видах деятельности, придется отнести его к патенту;
- остаточная стоимость основных средств по всему предприятию не должна превышать 150 млн рублей.
При совмещении ОСНО + патент следить придется только за лимитами по патенту:
- выручка по ПСН — не более 60 млн рублей в год;
- не более 15 сотрудников, занятых по патенту.
Если предприниматель нарушает указанные лимиты, он должен перевести всю деятельность на свой базовый налоговый режим (УСН или ОСНО) с начала того периода, на который куплен патент. Если ИП покупает в течение года несколько патентов, например, каждый месяц, то при нарушении лимитов, перейти полностью на упрощенку или ОСНО нужно с начала действия того патента, при котором лимиты были нарушены.
Выбирают один из вариантов налогообложения:
- по доходам со ставкой налога 6%;
- по разнице доходов и расходов со ставкой 15%.
Сменить режим разрешается со следующего года. Налогоплательщик подаёт годовую декларацию, ведёт КУДиР (книгу, в которой записывает доходы и расходы).
Для расчёта налога доходы нужно умножить на 6%. Затраты для налогообложения не учитывают.
Налоги уменьшают на уплаченные страховые взносы:
- организации, ИП с работниками — на 50%;
- ИП без работников — в полной сумме.
Вариант выгоднее, чем предыдущий, если подтверждённые расходы составляют больше 60% от доходов. Для контроля за первичными документами, налогового учёта нанимают бухгалтера.
Списание топлива подтверждают:
- накладными от поставщиков;
- авансовыми отчётами, которые составляют водители;
- путевыми листами.
Не учитывают для налогообложения подтверждённые документами (актами сверки, чеками ККТ):
- предоплаты, полученные в предыдущем году за перевозки текущего года;
- оплаты за перевозки предыдущего налогового периода.
Для расчёта налога по ставке 15% учитывают:
- израсходованные в текущем году запчасти, топливо, купленные в предыдущем году;
- полученные от поставщиков услуги, оплаченные в предыдущем году;
- остаточную стоимость автомобилей.
Покупки и оплаты за предыдущий налоговый период подтверждают документами.
Для перевозчика патентный режим выгоднее упрощённого. Налогообложение не зависит от фактической выручки. Налоговые декларации подавать не нужно.
Патенты выдают налоговые инспекции по месту регистрации или деятельности. Если все договоры с грузоотправителями заключены по месту выдачи патента, другие патенты не нужны. Место заключения договора указано на первой странице напротив даты.
При патентном режиме заполняют КУДиР. При превышении лимитов по выручке, средней численности право на ПСН теряется. Предпринимателю начислят налоги по основной системе. При риске превышения лимитов ИП совмещают патенты на грузоперевозки с УСН.
Начнем с самого главного- ради чего все это затевается? Если не из идейных рассуждений о дороге, просторах и романтике жизни на колесах, а из желания извлечь прибыль, то нужно прежде всего понять, что грузоперевозки являются таким же видом предпринимательской деятельности, которая осуществляется на свой риск и направлена на систематическое получение прибыли.
Самое главное, о чем стоить задуматься в самом начале: какой можно ожидать доход? Даже опытные водители, у которых есть выход на стабильных клиентов, не могут точно сказать, когда их доходы покроют сумму, потраченную на приобретение транспорта. От форс-мажора в виде экономического кризиса или очередного постановления правительства не застрахован никто.
Условно все расходы можно разделить на несколько групп:
- Формально- юридические
- Эксплуатационные
- Непредвиденные и слабо прогнозируемые
К формальным расходам можно отнести: страховые взносы на ИП, обслуживание расчетного счета в банке, транспортный налог страхование транспортного средства, техосмотр, медицинская справа водителя, обслуживание технических средств слежения, оборудованных в машине, блок СКЗИ, карта водителя.
В целях экономии важно также иметь стоянку, на которой водитель- экспедитор может самостоятельно производить базовые ремонтные работы.
Кроме того, если нет постоянных гарантированных отгрузок с заводов с прозрачным планированием перевозок необходимо учитывать расходы на оплату электронного сервиса по поиску грузов.
К эксплуатационным расходам можно отнести расходы на топливо, охраняемые стоянки на трассе и расходы, неразрывно связанные с использованием автомобиля.
К непредвиденным расходам можем отнести внеплановый ремонт, штрафы, ДТП, криминал на дороге (хищение груза, шин и т. п.), и самое главное, риск повреждения или недостачи груза. Стоит напомнить, что ИП несёт ответственность по обязательствам всем своим имуществом, в том числе и тем, которое не используется для предпринимательской деятельности.
Новый специальный налоговый режим для малого бизнеса будут «обкатывать» в тестовом режиме с 1 июля 2022 года – в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане.
АУСН подходит компаниям и ИП с доходом не более 60 млн руб. с начала года и численностью работников не более пяти человек.
Что же касается ставок налога, то они такие:
- 8 процентов – «доходы»;
- 20 процентов – «доходы минус расходы».
Можно сразу выделить сразу несколько плюсов и минусов новой системы АУСН. При этом, заметим, что “плюсы” сейчас широко рекламируются в СМИ, а о “минусах” обсуждений мало:
Плюсы АУСН Минусы АУСН Не надо заполнять налоговую декларацию и книгу учета Счет можно открыть только в банке из списка ФНС Не надо сдавать отчетность по взносам и НДФЛ Зарплата только безналичная Не надо платить взносы Платежи по налогу — ежемесячные Не надо вести бухучет Лимиты доходов и численности меньше, чем на упрощенке Можно не опасаться выездных проверок Ставки налога выше, чем на упрощенке Казалось бы – прекрасные условия! Однако есть целый ряд НО, которые ограничивают применение АУСН. Так, например, у организаций остаточная стоимость основных средств по данным бухучета не должна превышать 150 млн руб., а доля участия других организаций – не более 25 процентов. Кроме того нельзя:
Что нельзя на АУСН Комментарий Выдавать зарплату сотрудникам наличными или безналом, но через небанковские кредитные организации Можно забыть про переводы на карту или по номеру телефона Выплачивать доходы, облагающиеся НДФЛ по любым ставкам, кроме 13-процентной, доходы в натуральном виде или доходы, при которых возникает матвыгода Допускается только «обычная» зарплата до 5 млн. рублей в год Нанимать нерезидентов и работников с правом на досрочную пенсию Не получится работать с иностранцами и работниками, которые претендуют на досрочную пенсию Применять другие режимы Нельзя совмещать, например, УСН и АУСН Иметь филиалы и обособленные подразделения Откроете филиал или «обособку» – утратите право на АУСН Также АУСН не подходит для КФХ, НКО, унитарных предприятий и частнопрактикующих лиц – нотариусов, арбитражных управляющих, оценщиков и т. д. Нельзя работать с ценными бумагами, по договорам поручения, комиссии, агентским договорам, оказывать кредитные и финансовые услуги, быть участником договора простого товарищества.
Итак, существует целый ряд ограничений на применение АУСН. Но расстраиваться не нужно. Оказывается, что для многих компаний и ИП новый режим АУСН вообще не выгоден. Много ситуаций, когда налог по АУСН оказывается почти в 2 раза больше, чем на обычной «упрощенке».
Любой ИП на УСН 6% без работников совершает два главных платежа в бюджет государства:
1. Платит налог по УСН, который напрямую зависит от дохода ИП.
2. Платит обязательные страховые взносы “за себя”, которые тоже зависят от дохода ИП:
- На обязательное пенсионное страхование (в ПФР);
- На обязательное медицинское страхование (в ФФОМС);
Но начнем разбираться с первого, основного, платежа.
Похожие записи: