Пояснительная записка 0503760 образец заполнения в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пояснительная записка 0503760 образец заполнения в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пояснительная записка не заменяет собой пояснения к балансу. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» указано, что:

Пояснения — это расшифровка статей бухгалтерского баланса, а также уточнение отдельных отчетных форм:

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • другие отчетные формы и приложения в составе бухгалтерской отчетности.

Тогда как пояснительная записка представляет собой произвольную расшифровку всей финансовой ситуации в хозяйствующем субъекте. В ней содержатся как общие сведения, так и подробные разъяснения по строкам баланса и отчета о финансовых результатах. В статье 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 и п. 4 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н указано, что этот документ входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. А п. 28 ПБУ 4/99 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты обязаны оформить пояснения к балансу и форме № 2 в виде отдельных отчетных форм и общей записки. Из этого следует, что сдавать с балансом пояснительную записку необходимо всем организациям.

Исключением из общего правила являются представители малого бизнеса, которые вправе составлять и сдавать бухгалтерские отчеты в упрощенном виде. Они обязательно предоставляют в ИФНС всего две обязательных формы: баланс и отчет о финансовых результатах. Расшифровывать значения и описывать свое финансовое положение в пояснительной записке им не обязательно. Но если возникнет такое желание, составить отдельную записку не возбраняется.

Пояснительная записка к балансу необходима всем пользователям финансовой отчетности для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ включают исходя из конкретных пожеланий, например, совета директоров, и из особенностей сложившейся на предприятии экономической ситуации к концу года. К примеру, если налог на прибыль за отчетный период оказался значительно ниже предыдущего, имеет смысл пояснить причины этого для ИФНС, так как налоговый орган, получив такие данные, все равно попросит их объяснить. Это избавит руководство от лишних вопросов со стороны налоговиков и вызовов на «ковер» в инспекцию, и от выездной проверки, которую назначают в рамках камеральной.

Если в учетную политику были внесены изменения, об этом обязательно указывают с обоснованием причин и необходимости поправок. Обязательно должна присутствовать оценка результата изменений в денежном выражении — величина, на которую изменилась оценка статей финансовой отчетности в связи со сменой способа бухгалтерского учета. Если в планах на текущий год есть действия, влияющие на факты хозяйственной деятельности или ее непрерывность, например, предстоящая ликвидация организации, то об этом обязательно информируют контролирующие органы.

В виде таблиц желательно привести расшифровки строк баланса и формы 2, в частности:

  • данные об изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
  • о составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
  • оценочные резервы юрлица;
  • изменения в структуре и объеме нематериальных активов и основных средств;
  • данные об арендованном имуществе;
  • сведения о финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • состав затрат на производство и прочих расходов;
  • объемы реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности организации и рынкам сбыта;
  • данные об обеспечении обязательств организации;
  • все чрезвычайные факты хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде и их последствия.

Кроме сухих фактов и цифр, в пояснительной записке приветствуется анализ финансовых показателей организации. Такая информация, в первую очередь, интересует учредителей, акционеров и инвесторов, но и налоговым специалистам эти данные расскажут о многом. В частности, информация о деловой активности организации и ее положении на рынке пойдет на пользу при обращении за вычетами по НДС или при открытии внешнеэкономической деятельности. Если работа идет не так спешно, как хотелось, и результатами деятельности за год являются убытки, грамотно составленные пояснения с подробным анализом всех факторов поможет избежать подозрений со стороны налоговых органов в применении незаконных методов снижения налогов. Если в документе обнаружатся ответы на все интересующие налоговиков вопросы, то и избежать дополнительных методов надзора окажется легче.

Особое внимание при составлении пояснительной записки необходимо уделить информации об аффилированных лицах. Эти данные желательно оформить отдельным разделом, как того требует пункт 14 ПБУ 11/2008. По закону, необходимо раскрывать информацию не только об учредителях самой организации, но и о связанных с ними лицах, поэтому, если в составе учредителей есть юридическое лицо, необходимо указать его участников или акционеров. Кроме того, указывают информацию о совершенных в отчетном периоде операциях со связанными сторонами, а также, независимо от совершения операций, по тем юрлицам и гражданам, которые признаются аффилированными.

Обратите внимание! С отчетности за 2018 год изменились некоторые формы в составе пояснительной записки. Воспользуйтесь справочником по отчетности за 2018 год с обновленными формами в Системе Госфинансы

Подробную инструкцию по заполнению новой формы Пояснительной записки смотрите в шпаргалке Далее мы рассмотрим состав формы.

Состав пояснительной записки бюджетных и автономных учреждений определен пунктом 56 Инструкции № 33н. В целом пояснительная записка к Балансу учреждения ф. 0503760 представляет собой совокупность таблиц и приложений, объединенных по соответствующему признаку в информационные блоки. Рассмотрим подробнее форма 0503760: инструкция по заполнению.

Текстовая часть – это начальная часть Пояснительной записки (ф. 0503760). В ней отразите информацию об учреждении, которая не сгруппирована по таблицам и отчетным формам (приложениям):

  • наименование учреждения, его юридический и почтовый адрес;
  • организационно-правовую форму;
  • сведения об учредителе;
  • виды финансового обеспечения деятельности;
  • номера лицевых и банковских счетов, которые открыты в органе ФК или кредитных организациях;
  • сведения о собственнике имущества;
  • кто ведет бухучет: учреждение или централизованная бухгалтерия;
  • информацию, которую установил учредитель, и о событиях после отчетной даты. В том числе опишите и события, которые не отразили в учете из-за опоздания документов. Достаточно в текстовой части 0503760 указать на такое событие и привести его денежную оценку;
  • другую существенную информацию, которая не включена в таблицы и приложения.

В раздел 1 «Организационная структура учреждения» включите:

  • сведения об основных направлениях деятельности (таблица № 1);
  • о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761);
  • в текстовую часть – информацию, которая не вошла в таблицы и приложения. Это информация, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например: наличие наблюдательного совета, изменение состава полномочий по утверждению планов, количества обособленных подразделений и др.

В раздел 2 «Результаты деятельности учреждения»:

  • сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762);
  • в текстовую часть – информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например о мерах по повышению квалификации специалистов и ресурсах: штатной и фактической численности сотрудников, общей стоимости имущества, структуре ОЦДИ и недвижимого имущества, объемах закупок и т. д.

В раздел 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности» включите:

  • сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766);
  • использовании целевых иностранных кредитов (ф. 0503767);
  • в текстовую часть – информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности учреждения и характеризует исполнение учреждением плана. Например, о принятых и денежных обязательствах, исполнение которых предусмотрено в следующих годах.

В раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения»:

  • сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  • дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  • финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  • суммах заимствований (ф. 0503772);
  • изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773);
  • принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  • исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
  • остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
  • в текстовую часть – информацию, которая не вошла в таблицы и приложения. Например, укажите причины, которые повлияли на размер остатков денежных средств на счетах, информацию об ущербах и хищениях в учреждении.

В раздел 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» включите:

  • сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета (таблица № 4).
    Скачать пример заполнения таблицы 4 пояснительной записки формы 0503760;
  • результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (таблица № 5);
  • проведении инвентаризаций (таблица № 6);
  • результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (таблица № 7).
    Скачать пример заполнения таблицы 7 пояснительной записки ф 0503760;
  • перечень форм, которые не включены в состав бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия в них числовых значений показателей;
  • в текстовую часть – информацию, которая не вошла в таблицы и приложения.

Выше можете скачать образец пояснительной записки к балансу бюджетного учреждения формы 0503760.

При формировании пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности ф. 0503760 необходимо заполнять таблицу № 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля». В данной таблице отразите информацию о результатах мероприятий по внутреннему контролю, которые были проведены в отчетном периоде. При этом в графе 1 таблицы укажите тип контрольного мероприятия (предварительный, последующий, текущий), а в графе 4 – меры, принятые для устранения нарушений.

Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762) содержат соответствующую наименованию информацию в разрезе плановых и фактических показателей.

В форме 0503762 заполните данные о государственных (муниципальных) услугах, которые выполняло учреждение в рамках госзадания: код, наименование, единицу измерения, натуральные и стоимостные показатели исполнения. Если государственное (муниципальное) задание не выполнено или выполнено не полностью, укажите причины этого.

В Сведениях (ф. 0503769) укажите обобщенные данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности за отчетный период. 0503769 составляйте раздельно по всем видам финансового обеспечения и отдельно по дебиторской и кредиторской задолженности. Подробное заполнение формы в статье>>

В Сведениях (ф. 0503775) укажите информацию о неисполненных обязательствах, а также об экономии средств, сгруппировав данные по четырем разделам: аналитическая информация о

  • неисполненных обязательствах;
  • неисполненных денежных обязательствах;
  • расходных обязательствах, принятых сверх утвержденного плана ФХД;
  • экономии при заключении договоров с применением конкурентных способов.

С отчетности за 2017 год ввели новую форму Сведений об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790). В форме укажите, в частности:

  • в графе 4 код объекта капвложений;
  • 5 – кадастровый номер объекта недвижимого имущества;
  • 6 – учетный номер объекта капитальных вложений на отчетную дату, присвоенный учреждением;
  • 7 – учетный номер объекта, присвоенный предыдущим балансодержателем
  • 8 – код статуса объекта. Например, 02 объект законсервирован, 04 – строительство объекта не начиналось и др.;
  • в графе 12 указывается причина, по которой остановили или прекратили строительство;
  • графе 16 – размер сметной стоимости строительства (реконструкции) на отчетную дату согласно проектно-сметной документации.

Как сверить форму? Показатель строки 600 графы 17 должен соответствовать строке 091 графы 6 Баланса (ф.0503730) минус показатель строки 170 графы 4 раздела 1 Сведений (ф.0503768). А показатель строки 600 графы 20 равен строке 091 графы 10 Баланса (ф.0503730) минус строка 170 графы 11 раздела 1 формы 0503768.

Пояснения к бухгалтерскому балансу — образец данного документа рассмотрен в данной статье — составляются в произвольной форме и прилагаются к финансовой отчетности организации. О том, какие сведения необходимо отразить в документе, кому, когда и для каких целей предоставляется пояснение, читайте в нашем материале.

Круг лиц, которым может быть предоставлена копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу, достаточно широк:

  • учредители организации (для пояснения финансовых результатов деятельности);
  • кредиторы (для обоснования кредитоспособности заемщика и его возможности выполнять кредитные обязательства);
  • контролирующие органы (для объяснения динамики финансовых показателей организации, расшифровки статей отчетности);
  • инвесторы (для обоснования инвестиционной привлекательности и стабильности организации).

Варианты пояснительной записки для каждой группы заинтересованных лиц могут отличаться и раскрывать только ту информацию, которая необходима или обязательна. При подготовке годового собрания важно расшифровать основные показатели деятельности и пояснить полученные результаты. Федеральную налоговую службу интересуют причины изменения размера налоговых отчислений плательщика. Для кредиторов и инвесторов актуально знать, что предприятие финансово стабильно, а кредитные и инвестиционные риски минимизированы.

В зависимости от того с какой периодичностью представлять таблицу или приложение (сведение) меняется состав пояснительной записки (таблица 1).

Таблица 1. Состав пояснительной записки

Названия таблиц и сведений

квартальная отчетность

годовая отчетность

Текстовая часть

+

+

Таблица № 1 «Сведения об основных направлениях деятельности»

+

Таблица № 4 «Сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета»

+

Таблица № 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля»

+

Таблица № 6 «Сведения о проведении инвентаризаций»

+

Таблица № 7 «Сведения о результатах мероприятий внешнего государственного (муниципального) финансового контроля»

+

0503761 «Сведения о количестве обособленных подразделений»

+

0503762 » Сведения о результатах учреждения по исполнению государственного задания»

+

0503766 «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений»

+

0503767 «Сведения о целевых иностранных кредитах»

+

0503768 «Сведения о движении нефинансовых активов учреждения»

+

0503769 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения»

+

кроме 1 квартала

+

0503771 «Сведения о финансовых вложениях учреждения»

+

0503772 «Сведения о суммах заимствований»

+

0503773 «Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения»

+

0503775 «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах»

+

0503295 «Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения»

+

+

0503779 «Сведения об остатках денежных средств учреждения»

+

0503790 «Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения»

+

Пример заполнения формы Пояснительной записки (ф. 0503760) с приложениямиСмотрите образец в 2019 году с подсказками по заполнению от экспертов Системы Госфинансы

Правила заполнения Пояснительной записки

Когда составляете Пояснительную записку (ф. 0503760), учитывайте разъяснения финансовых ведомств. Минфин и Федеральное казначейство регулярно выпускают письма, в которых уточняют правила отчетности в текущем году. Для квартальной отчетности 2019 года разъяснений пока нет. А вот для отчетности за 2018 год федеральные учреждения учитывали правила из раздела II приложения к письму Минфина, Федерального казначейства от 21.01.2019 № 02-06-07/2736, № 07-04-05/02-932.

Нулевые формы на бумаге не сдавайте. По таким формам отчитайтесь электронно с отметкой «Показатели отсутствуют». Перечислите их в разделе 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» Пояснительной записки.

Справочник по бюджетной и бухгалтерской отчетности за девять месяцевОтчетность за девять месяцев составляйте с учетом изменений. Минфин ввел новый отчет и поправил бюджетную форму. В справочнике 31 образец и 37 рекомендаций, как заполнить формы со всеми изменениями.

В Пояснительной записке приводите анализ исполнения плана ФХД, движения задолженности и имущества, результаты исполнения госзадания и другую информацию, которой нет в основных отчетных формах. Чтобы отразить эти данные есть текстовая часть, пять таблиц и 13 приложений (сведений), которые сгруппированы по пяти разделам.

В текстовой части общую информацию об учреждении:

  • его полное и сокращенное наименования;
  • юридический и почтовый адрес;
  • организационно-правовую форму;
  • сведения об учредителе;
  • виды финансового обеспечения деятельности;
  • номера лицевых и банковских счетов, которые открыты в органе Федерального казначейства и (или) кредитных организациях;
  • информацию о собственнике имущества учреждения (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование);
  • информацию о том, кто ведет бухучет: само учреждение или централизованная бухгалтерия;
  • информацию, которую установил учредитель, и сведения о событиях после отчетной даты. В том числе опишите и события, которые не отразили в учете из-за опоздания документов;
  • другую существенную информацию, которая не включена в таблицы и приложения. Например, поясните причины отклонений от контрольных соотношений.

Пример заполнения текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760)В текстовой части отразите дополнительную информацию, которую не включили в отчетные формы (приложения).

В раздел 1 включите таблицу № 1 и ф. 0503761. В текстовой части раскройте информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например:

  • о наличии наблюдательного совета, изменении его состава и полномочий;
  • об изменении состава полномочий учреждения по утверждению планов, смет, калькуляций, цен и т. д.;
  • об изменении количества обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Если учет ведет централизованная бухгалтерия, укажите об этом в этом разделе и приведите реквизиты договора (соглашения) о передаче полномочий по ведению учета.

Изменения и состав отчетности за полугодие 2021 года

В раздел 2 включите ф. 0503762. Здесь же раскройте информацию:

  • о мерах по повышению квалификации специалистов;
  • о ресурсах: штатной и фактической численности сотрудников, общей стоимости имущества, структуре ОЦДИ и недвижимого имущества, объемах закупок и т. д.;
  • о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности основными фондами учреждения и его структурных подразделений;
  • об основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств, их характеристике, комплектности и т. д.

В раздел 3 включите ф. 0503766 и ф. 0503767. В текстовой части – другую существенную информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности учреждения и характеризует исполнение учреждением плана. В частности:

  • информацию о принятых и денежных обязательствах, исполнение которых предусмотрено в следующих годах;
  • пояснения о некассовых операциях, которые отразили в Отчете (ф. 0503737).

В раздел 4 включите:

  • ф. 0503768;
  • ф. 0503769;
  • ф. 0503771;
  • ф. 0503772;
  • ф. 0503773;
  • ф. 0503775;
  • ф. 0503295;
  • ф. 0503779;
  • ф. 0503790;

В текстовую часть раздела включите информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например:

  • причины, которые повлияли на размер остатков денег на счетах, раздельно по каждому виду деятельности;
  • информация об ущербах и хищениях в учреждении;
  • информация о завершении расчетов по временному привлечению денежных средств между разными КФО – сроки завершения и суммы;
  • информация о показателях по счетам 401.40 «Доходы будущих периодов», 401.50 «Расходы будущих периодов», 401.60 «Резервы предстоящих расходов»;
  • иные причины неисполнения обязательств в пояснениях к Сведениям (ф. 0503775);
  • основания, по которым открыты банковские счета, со ссылкой на нормы федеральных законов – в пояснениях к Сведениям (ф. 0503779). Если у банка отозвали лицензию, укажите в пояснениях его наименование и сумму, которую перевели на счет 209.81 «Расчеты по недостачам денежных средств».

Мне нужен пример заполнения пояснительной записки по форме 0503160 в бюджетном учреждении.?

Эксперты Системы Главбух

Ваш вопрос от 10.12.2015″Мне нужен пример заполнения пояснительной записки по форме 0503760 в бюджетном учреждении.?»

Отвечает Екатерина Самодурова, эксперт

Примеры заполнения текстовой части, таблицы № 4 Пояснительной записки по форме № 0503760 и Отчета об обязательствах учреждения (ф. 0503738) приведены ниже. При этом, примеры заполнения Отчета ( ф. 0503737) приведены в приложении к письму Минфина России от 1 июля 2015 г. № 02 -07-07/38257 и в приложени и к письму Минфина России от 15 апреля 2015 г. № 02-07-07/21402 (которые Вы можете найти пройдя по активным ссылкам или в закладке Правовая база). Примеров других форм бухгалтерской отчетности, входящих в состав Пояснительной записки по форме № 0503760 в настоящее время Система Главбух не содержит.

1. Из рекомендации Станислава Бычкова, заместителя директора департамента бюджетной методологии Минфина России

Как бюджетному и автономному учреждению составить Пояснительную записку к Балансу учреждения (ф. 0503760)

Внимание: рекомендация подготовлена с учетом изменений, которые вступают в силу с отчетности за 2015 год (внесены приказом Минфина России от 29 декабря 2014 г. № 172н). О том, как составить пояснительную записку за 2014 год, см. здесь.

В составе бухгалтерской отчетности бюджетные и автономные учреждения (и их обособленные подразделения) сдают Пояснительную записку к Балансу учреждения ( ф. 0503760) ( п. 56 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н).

Пояснительную записку ( ф. 0503760) представляйте в составе квартальной (т. е. на 1 апреля, 1 июля, 1 октября) и годовой (т. е. по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) отчетности (п. 57, 58Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н).

Если все показатели, предусмотренные формой Пояснительной записки, не имеют числового значения, то составлять и представлять такую форму в составе Пояснительной записки не нужно. При этом укажите такую форму в общем перечне форм, не включенных в состав бюджетной отчетности ввиду отсутствия в них числовых показателей. Перечень приложите к разделу 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» Пояснительной записки.

Если показатель в строке формы имеет отрицательное значение, укажите его со знаком минус.

Пояснительная записка ( ф. 0503760) содержит текстовую часть, 5 таблиц и 12 приложений (форм документов), сгруппированных по разделам.

Для начала подробнее остановимся на структуре текстовой части, ведь это обычно первое, на что обращает внимание бухгалтер, когда приступает к заполнению Пояснительной записки.

Текстовая часть находится в самом начале формы отчета. Она предназначена для той информации об учреждении, которая не сгруппирована по таблицам и приложениям. Так, в текстовой части отразите:*

  • полное и сокращенное наименования учреждения, его юридический и почтовый адрес;
  • организационно-правовую форму учреждения;
  • сведения об учредителе;
  • виды финансового обеспечения (деятельности) учреждения;
  • номера лицевых (банковских) счетов, открытых учреждению в органе Федерального казначейства и (или) кредитных организациях;
  • сведения о собственнике имущества учреждения (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование);
  • сведения о том, кто ведет бухучет: само учреждение или централизованная бухгалтерия;
  • информацию, определенную учредителем;
  • информацию о событиях после отчетной даты (если таковые имели место);
  • другую существенную информацию об учреждении, которая не нашла отражения в таблицах и приложениях разделов 1, 2, 3, 4 и 5.

Теперь рассмотрим остальные разделы Пояснительной записки.

Раздел 1 «Организационная структура учреждения»:

  • Сведения об основных направлениях деятельности ( таблица № 1);
  • Сведения о количестве обособленных подразделений ( ф. 0503761);*
  • другая существенная информация, оказавшая влияние на результаты деятельности учреждения и характеризующая организационную структуру учреждения, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях (например, о наличии наблюдательного совета, об изменении состава полномочий учреждения).

Раздел 2 «Результаты деятельности учреждения»

В раздел включается информация, не нашедшая отражения в других таблицах и приложениях, но оказавшая существенное влияние на результаты деятельности учреждения и характеризующая их. В частности:

  • Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания и по достижению целей, предусмотренных условиями предоставления субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений ( ф. 0503762);*
  • информация о мерах по повышению квалификации специалистов учреждения;
  • информация о ресурсах (штатная и фактическая численность сотрудников, общая стоимость имущества, стоимость и структура ОЦДИ и недвижимого имущества, объемы закупок и т. д.);
  • информация о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности учреждения (его структурных подразделений, подведомственных учреждению обособленных подразделений) основными фондами (соответствия величины, состава и технического уровня фондов, реальной потребности в них), основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств; характеристику комплектности.

Обратите внимание! С отчетности за 2018 год изменились некоторые формы в составе пояснительной записки. Воспользуйтесь справочником по отчетности за 2018 год с обновленными формами в Системе Госфинансы

Подробную инструкцию по заполнению новой формы Пояснительной записки смотрите в шпаргалке Далее мы рассмотрим состав формы.

Состав пояснительной записки бюджетных и автономных учреждений определен пунктом 56 Инструкции № 33н. В целом пояснительная записка к Балансу учреждения ф. 0503760 представляет собой совокупность таблиц и приложений, объединенных по соответствующему признаку в информационные блоки. Рассмотрим подробнее форма 0503760: инструкция по заполнению.

Текстовая часть – это начальная часть Пояснительной записки (ф. 0503760). В ней отразите информацию об учреждении, которая не сгруппирована по таблицам и отчетным формам (приложениям):

  • наименование учреждения, его юридический и почтовый адрес;
  • организационно-правовую форму;
  • сведения об учредителе;
  • виды финансового обеспечения деятельности;
  • номера лицевых и банковских счетов, которые открыты в органе ФК или кредитных организациях;
  • сведения о собственнике имущества;
  • кто ведет бухучет: учреждение или централизованная бухгалтерия;
  • информацию, которую установил учредитель, и о событиях после отчетной даты. В том числе опишите и события, которые не отразили в учете из-за опоздания документов. Достаточно в текстовой части 0503760 указать на такое событие и привести его денежную оценку;
  • другую существенную информацию, которая не включена в таблицы и приложения.

В раздел 1 «Организационная структура учреждения» включите:

  • сведения об основных направлениях деятельности (таблица № 1);
  • о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761);
  • в текстовую часть – информацию, которая не вошла в таблицы и приложения. Это информация, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например: наличие наблюдательного совета, изменение состава полномочий по утверждению планов, количества обособленных подразделений и др.

В раздел 2 «Результаты деятельности учреждения»:

  • сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762);
  • в текстовую часть – информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например о мерах по повышению квалификации специалистов и ресурсах: штатной и фактической численности сотрудников, общей стоимости имущества, структуре ОЦДИ и недвижимого имущества, объемах закупок и т. д.

В раздел 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности» включите:

  • сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766);
  • использовании целевых иностранных кредитов (ф. 0503767);
  • в текстовую часть – информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности учреждения и характеризует исполнение учреждением плана. Например, о принятых и денежных обязательствах, исполнение которых предусмотрено в следующих годах.

В раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения»:

  • сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  • дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  • финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  • суммах заимствований (ф. 0503772);
  • изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773);
  • принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  • исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
  • остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
  • в текстовую часть – информацию, которая не вошла в таблицы и приложения. Например, укажите причины, которые повлияли на размер остатков денежных средств на счетах, информацию об ущербах и хищениях в учреждении.

В раздел 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» включите:

  • сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета (таблица № 4).
    Скачать пример заполнения таблицы 4 пояснительной записки формы 0503760;
  • результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (таблица № 5);
  • проведении инвентаризаций (таблица № 6);
  • результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (таблица № 7).
    Скачать пример заполнения таблицы 7 пояснительной записки ф 0503760;
  • перечень форм, которые не включены в состав бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия в них числовых значений показателей;
  • в текстовую часть – информацию, которая не вошла в таблицы и приложения.

Выше можете скачать образец пояснительной записки к балансу бюджетного учреждения формы 0503760.

Форма 760 пояснительная записка бюджет

При формировании пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности ф. 0503760 необходимо заполнять таблицу № 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля». В данной таблице отразите информацию о результатах мероприятий по внутреннему контролю, которые были проведены в отчетном периоде. При этом в графе 1 таблицы укажите тип контрольного мероприятия (предварительный, последующий, текущий), а в графе 4 – меры, принятые для устранения нарушений.

Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762) содержат соответствующую наименованию информацию в разрезе плановых и фактических показателей.

В форме 0503762 заполните данные о государственных (муниципальных) услугах, которые выполняло учреждение в рамках госзадания: код, наименование, единицу измерения, натуральные и стоимостные показатели исполнения. Если государственное (муниципальное) задание не выполнено или выполнено не полностью, укажите причины этого.

В Сведениях (ф. 0503769) укажите обобщенные данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности за отчетный период. 0503769 составляйте раздельно по всем видам финансового обеспечения и отдельно по дебиторской и кредиторской задолженности. Подробное заполнение формы в статье>>

В Сведениях (ф. 0503775) укажите информацию о неисполненных обязательствах, а также об экономии средств, сгруппировав данные по четырем разделам: аналитическая информация о

  • неисполненных обязательствах;
  • неисполненных денежных обязательствах;
  • расходных обязательствах, принятых сверх утвержденного плана ФХД;
  • экономии при заключении договоров с применением конкурентных способов.

С отчетности за 2017 год ввели новую форму Сведений об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790). В форме укажите, в частности:

  • в графе 4 код объекта капвложений;
  • 5 – кадастровый номер объекта недвижимого имущества;
  • 6 – учетный номер объекта капитальных вложений на отчетную дату, присвоенный учреждением;
  • 7 – учетный номер объекта, присвоенный предыдущим балансодержателем
  • 8 – код статуса объекта. Например, 02 объект законсервирован, 04 – строительство объекта не начиналось и др.;
  • в графе 12 указывается причина, по которой остановили или прекратили строительство;
  • графе 16 – размер сметной стоимости строительства (реконструкции) на отчетную дату согласно проектно-сметной документации.

Как сверить форму? Показатель строки 600 графы 17 должен соответствовать строке 091 графы 6 Баланса (ф.0503730) минус показатель строки 170 графы 4 раздела 1 Сведений (ф.0503768). А показатель строки 600 графы 20 равен строке 091 графы 10 Баланса (ф.0503730) минус строка 170 графы 11 раздела 1 формы 0503768.

Пояснения к бухгалтерскому балансу — образец данного документа рассмотрен в данной статье — составляются в произвольной форме и прилагаются к финансовой отчетности организации. О том, какие сведения необходимо отразить в документе, кому, когда и для каких целей предоставляется пояснение, читайте в нашем материале.

Образцы заполнения формы 0503760

Круг лиц, которым может быть предоставлена копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу, достаточно широк:

  • учредители организации (для пояснения финансовых результатов деятельности);
  • кредиторы (для обоснования кредитоспособности заемщика и его возможности выполнять кредитные обязательства);
  • контролирующие органы (для объяснения динамики финансовых показателей организации, расшифровки статей отчетности);
  • инвесторы (для обоснования инвестиционной привлекательности и стабильности организации).

Варианты пояснительной записки для каждой группы заинтересованных лиц могут отличаться и раскрывать только ту информацию, которая необходима или обязательна. При подготовке годового собрания важно расшифровать основные показатели деятельности и пояснить полученные результаты. Федеральную налоговую службу интересуют причины изменения размера налоговых отчислений плательщика. Для кредиторов и инвесторов актуально знать, что предприятие финансово стабильно, а кредитные и инвестиционные риски минимизированы.

Результаты контрольных мероприятий, проведенных в отчетном периоде Росфиннадзором, органами государственного (муниципального) финансового контроля в части выявленных в ходе проверок нарушений, отражаются в таблице 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» (п. 62 Инструкции N 33н).

Результаты проведенных Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований в отчетном периоде мероприятий по контролю за соблюдением требований законодательства РФ в области бухгалтерского учета, соблюдением финансовой дисциплины и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности в учреждении в части нарушений, выявленных в ходе проверок, отражаются в таблице 7 «Сведения о результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля» (п. 64 Инструкции N 33н).

Правила заполнения этой таблицы приведены в п. 72.1 Инструкции N 33н. В ней отражаются аналитические данные о неисполненных расходных обязательствах, неисполненных денежных обязательствах, расходных обязательствах, принятых сверх утвержденного плана хозяйственной (финансовой) деятельности, а также о суммах экономии, достигнутой в результате применения конкурентных способов определения поставщиков. Периодичность представления — годовая. Ниже рассмотрим порядок заполнения этой таблицы.

Информация в таблице (ф. 0503769) содержит обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения в разрезе видов расчетов. Она составляется раздельно по видам финансового обеспечения (деятельности): собственные доходы учреждения, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидии на иные цели, субсидии на цели осуществления капитальных вложений; средства по обязательному медицинскому страхованию, средства во временном распоряжении, а также отдельно по дебиторской и отдельно по кредиторской задолженности. Приказом Минфина России N 172н изменена периодичность составления данной таблицы. Начиная с отчетности за 2015 г. она составляется ежеквартально. Ранее она составлялась ежегодно.

Порядок заполнения этой формы следующий (п. 69 Инструкции N 33н в редакции Приказа Минфина России N 172н):

Графа

Отражаемая информация

В разд. 1 отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены

1

Номера соответствующих аналитических счетов, по которым на отчетную дату отражены остатки расчетов:

  • по дебиторской задолженности (0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 0 210 10 000, 0 210 05 000, 0 303 00 000);
  • по кредиторской задолженности (0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 02 000, 0 304 03 000, 0 304 04 000, 0 205 00 000, 0 208 00 000, 0 209 00 000, 3 304 01 000)

Пояснительная записка (ф. 0503760): особенности заполнения

Приказом Минфина России N 172н пояснительная записка была дополнена формой «Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания и по достижению целей, предусмотренных условиями предоставления субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений» (ф. 0503762). Правила составления формы приведены в п. 65.1 Инструкции N 33н. Периодичность составления таблицы — годовая. Таблица оформляется государственным (муниципальным) учреждением и подлежит представлению главному распорядителю средств бюджета, предоставившему субсидию на выполнение государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели и (или) субсидий на осуществление капитальных вложений.

Ниже рассмотрим порядок заполнения этой таблицы.

Графа

Отражаемые сведения

1

Порядковый номер государственной (муниципальной) услуги (работы)

2, 3

Наименования мероприятий, на реализацию которых из бюджета были выделены и доведены до учреждения денежные средства, и единицы их измерения в соответствии с национальным кодовым буквенным обозначением единицы измерения по Общероссийскому классификатору единиц измерения

4

Запланированные значения исполнения задания, показатели, предусмотренные условиями предоставления субсидий на иные цели и (или) субсидий на осуществление капитальных вложений в натуральном выражении (при наличии)

5

Запланированные объемы финансового обеспечения на выполнение государственного (муниципального) задания по соответствующему виду услуги, на иные цели и (или) на осуществление капитальных вложений

6

Показатели исполнения государственного (муниципального) задания, показатели, предусмотренные условиями предоставления субсидий на иные цели и (или) на осуществление капитальных вложений, фактически достигнутые на отчетную дату, в натуральном выражении (при наличии)

7

Показатели расходов на выполнение государственного (муниципального) задания, на иные цели и (или) на осуществление капитальных вложений на отчетную дату

По строке «Итого» в графах 5, 7 указываются итоговые запланированные (израсходованные) бюджетные средства, направленные на выполнение государственного (муниципального) задания, на иные цели и (или) на осуществление капитальных вложений.

Если бюджетному (автономному) учреждению показатели результативности деятельности установлены в форме обеспечения выполнения предусмотренных законодательством мероприятий постоянного характера, не подлежащих измерению в натуральном выражении, такие показатели результативности деятельности в натуральном выражении измеряются процентами, в графе 4 указывается целевое значение — 100. Если объем государственной (муниципальной) услуги утвержден в натуральных показателях без утверждения плановых показателей по финансовому обеспечению выполнения государственного (муниципального) задания по каждому виду оказываемой услуги, графы 5 и 7 не заполняются.

В заключение отметим, что пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760) (п. п. 56 — 74 Инструкции N 33н) дополнена новыми таблицами:

  • «Сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания и по достижению целей, предусмотренных условиями предоставления субсидий на иные цели и субсидий на осуществление капитальных вложений» (ф. 0503762);
  • «Сведения о принятых и неисполненных обязательствах» (ф. 0503775).

Помимо этого, внесены изменения в правила заполнения таблиц «Сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности учреждения» (ф. 0503769), «Сведения о результатах мероприятий внутреннего и внешнего государственного (муниципального) финансового контроля».

Баланс составляется бюджетными (автономными) учреждениями по форме 0503730, казенными учреждениями (получателями бюджетных средств) – по форме 0503130.

Формы самого баланса не изменились. Скорректирована форма справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, представляемой в составе баланса. Такая справка дополнена новыми строками для отражения данных по следующим забалансовым счетам:

  • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;

  • 39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии»;

  • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».

Кроме того, в части заполнения баланса в п. 13 Инструкции № 33н и п. 12 Инструкции № 191н добавлены положения, уточняющие правила заполнения кода ОКВЭД. Напомним, что такой код проставляется в кодовой зоне заголовочной части баланса (ф. 0503730, 0503130).

Установлено, что код ОКВЭД указывается по основному виду деятельности учреждения. При этом в Инструкции № 191н уточняется, что под основной понимается деятельность, по которой осуществлен наибольший объем расходов по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда в общем объеме фактических расходов учреждения за отчетный год.

Отчет о финансовых результатах деятельности составляется бюджетными (автономными) учреждениями по форме 0503721, казенными учреждениями – по форме 0503121.

При заполнении данных форм за 2020 год не нужно детализировать по подстатьям КОСГУ итоговые показатели увеличения (уменьшения) материальных запасов. Согласно новым требованиям:

  • в отчете (ф. 0503721) указываются лишь обобщенные данные по статьям 340 (строка 361) и 440 (строка 362) КОСГУ;

  • в отчете (ф. 0503121) также отражаются общие данные по статьям 340 (строка 361) и 440 (строка 362) КОСГУ и дополнительно раскрываются показатели только в отношении подстатей 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений», 447 «Уменьшение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ.

Скорректирован порядок формирования справки по консолидируемым расчетам по форме 0503125, заполняемой участниками бюджетного процесса, в том числе получателями бюджетных средств.

В целях заполнения такой справки нужно будет учитывать также данные по счетам 1 303 05 731 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», 1 303 05 831 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет». Сведения по указанным счетам необходимы для консолидации расчетов по остаткам целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет.

Изменились название и порядок заполнения таблицы 1, представляемой в составе пояснительной записки (ф. 0503760, 0503160). Ее новое название – «Сведения о направлениях деятельности», старое – «Сведения об основных направлениях деятельности».

Согласно новым требованиям в таблицу 1 нужно вносить сведения только о тех направлениях деятельности учреждения, которые были прекращены им в отчетном году или которые впервые были осуществлены им в отчетном году.

Информация в таблице 1 отражается по следующим разделам:

1) относительно года, предшествующего отчетному (коды ОКВЭД по новым видам деятельности, которые не осуществлялись учреждением);

2) относительно очередного года, следующего за отчетным (коды ОКВЭД по видам деятельности, прекращенным в отчетном году).

В данных разделах указываются следующие сведения:

  • в графе 1 – виды деятельности учреждения по ОКВЭД;

  • в графе 2 – коды бюджетной классификации (код раздела, подраздела), по которым отражались операции по соответствующим видам деятельности, указанным в графе 1;

  • в графе 3 – правовое обоснование (пояснения) прекращения или начала вида деятельности, отраженного в графе 1, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами (наименование, дата и номер документа-основания).

К сведению: в составе сводной пояснительной записки таблица 1 не заполняется и не представляется.

Изменены форма и порядок заполнения таблицы 4, представляемой в составе пояснительной записки (ф. 0503760, 1503160). По-новому она называется «Сведения об основных положениях учетной политики». Раньше она называлась у бюджетных (автономных) учреждений – «Сведения об особенностях ведения бухгалтерского учета», у казенных – «Сведения об особенностях ведения бюджетного учета».

С учетом новых требований к заполнению таблицы 4, в ней указывается информация об основных положениях учетной политики учреждения, раскрывающих особенности отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций с активами и обязательствами учреждения, установленные им в рамках учетной политики и использованные в отчетном периоде. В таблице приводятся:

  • в графе 1 – наименование объекта учета, в отношении которого применяются особенности отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете;

  • в графе 2 – код балансового счета (забалансового счета), по которому отражаются указанные в графе 1 объекты учета;

  • в графе 3 – способ ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в отношении обозначенных в графе 1 объектов учета;

  • в графе 4 – характеристика применяемого способа ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, исходя из структурных, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения, в отношении указанных в графе 1 объектов учета.

Подробный перечень объектов учета, включаемых в таблицу 4, а также возможные варианты способов ведения учета по ним приведены в отдельных приложениях к инструкциям № 33н, 191н. Выглядят эти приложения следующим образом:

Наименование объекта учета

Код счета бухгалтерского учета

Способ ведения бюджетного (бухгалтерского) учета

Характеристика применяемого способа

Изменена форма 0503766, заполняемая бюджетными (автономными) учреждениями в составе пояснительной записки (ф. 0503760). Она называется «Сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» вместо «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений».

Порядок заполнения указанной формы, установленный п. 66 Инструкции № 33н, также обновлен.

Согласно новой редакции названного пункта в форме 0503766 содержатся данные о результатах исполнения учреждением показателей плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). При этом сведения отражаются учреждением в разрезе следующих видов финансового обеспечения (деятельности):

  • субсидии на иные цели (КВФО 5);

  • субсидии на цели осуществления капитальных вложений (КВФО 6).

Сведения (ф. 0503766) составляются по итоговым показателям исполнения ПФХД и по тем показателям исполнения плана, по которым имеются отклонения между плановыми (прогнозными) и фактически исполненными показателями. Показатели формируются по разделам:

  • 1 «Доходы учреждения»;

  • 2 «Расходы учреждения»;

  • 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения».

Порядок заполнения граф формы 0503766 приведем в таблице.

Номер графы

Порядок заполнения

Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности представляются:

  • бюджетными (автономными) учреждениями – по форме 0503769 (далее – сведения (ф. 0503769));

  • казенными учреждениями – по форме 0503169 (далее – сведения (ф. 0503169)).

Порядок заполнения указанных форм уточнен.

Сведения (ф. 0503769).

В этой форме уточнен порядок отражения показателей по счету 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»:

а) показатели по кредиторской задолженности по итогам финансового года указываются после проведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по названному счету – на сумму незавершенных расчетов, отраженных в балансе (ф. 0503730);

б) в разд. 1 по кредиторской задолженности дебетовый остаток указывается в графах 2, 9 и 12 (при наличии) со знаком минус;

в) в графах 5, 7 разд. 1 по кредиторской задолженности отражается показатель, равный разнице показателей графы 9 и графы 2 разд. 1:

  • при отрицательном значении – в графе 7 (в положительном значении);

  • при положительном значении – в графе 5;

  • при значении, равном нулю (равенстве значений граф 9, 2), – в графе 7 указывается значение, равное нулю.

Еще одним важным новшеством является то, что при отражении данных по увеличению (уменьшению) задолженности номера счетов по расчетам проставляются в графе 1 разд. 1 сведений (ф. 0503769) с указанием:

  • в 24, 25-м разрядах номера счета – нулей;

  • в 26-м разряде номера счета – третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, отражающего классификацию институциональных единиц (то есть классификацию контрагентов).

Таким образом, полную подстатью КОСГУ по счетам расчетов теперь указывать не нужно (только третий разряд).

Сведения (ф. 0503169).

В целях формирования показателей увеличения (уменьшения) задолженности при указании номеров счетов по расчетам в сведениях (ф. 0503169) нужно учитывать те же правила, что и при заполнении сведений (ф. 0503769): в 24, 25-м разрядах номера счета проставляются нули, а в 26-м разряде – номер контрагента.

Помимо этого, введены следующие единые коды причин образования просроченной задолженности, указываемые в графах 7, 8 разд. 2 сведений (ф. 0503169):

а) в части просроченной кредиторской задолженности:

  • 01 – банкротство контрагента (поставщика, исполнителя работ, услуг);

  • 02 – банкротство налогоплательщика;

  • 03 – контрагентами нарушены сроки выполнения работ, работы по договору в установленный срок не выполнены;

  • 04 – документы на оплату поставленного товара, оказанных услуг, выполненных работ контрагентом представлены с нарушением сроков;

  • 05 – иные причины возникновения просроченной кредиторской задолженности;

б) в части просроченной дебиторской задолженности:

  • 81 – смерть физического лица, плательщика платежей в бюджет или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ;

  • 82 – документы на оплату поставленного товара, оказанных услуг, выполненных работ контрагентом представлены с нарушением сроков;

  • 84 – банкротство плательщика платежей в бюджет (налогоплательщика) в части задолженности по платежам в бюджет, не погашенным по причине недостаточности имущества должника и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ;

  • 85 – наличие судебного акта, в соответствии с которым администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет;

  • 86 – вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа в соответствии с законодательством РФ;

  • 89 – иные причины возникновения просроченной дебиторской задолженности (подробно раскрываются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160)).

Обратите внимание! С отчетности за 2018 год изменились некоторые формы в составе пояснительной записки. Воспользуйтесь справочником по отчетности за 2018 год с обновленными формами в Системе Госфинансы

Подробную инструкцию по заполнению новой формы Пояснительной записки смотрите в шпаргалке Далее мы рассмотрим состав формы.

Состав пояснительной записки бюджетных и автономных учреждений определен пунктом 56 Инструкции № 33н. В целом пояснительная записка к Балансу учреждения ф. 0503760 представляет собой совокупность таблиц и приложений, объединенных по соответствующему признаку в информационные блоки. Рассмотрим подробнее форма 0503760: инструкция по заполнению.

Текстовая часть – это начальная часть Пояснительной записки (ф. 0503760). В ней отразите информацию об учреждении, которая не сгруппирована по таблицам и отчетным формам (приложениям):

  • наименование учреждения, его юридический и почтовый адрес;
  • организационно-правовую форму;
  • сведения об учредителе;
  • виды финансового обеспечения деятельности;
  • номера лицевых и банковских счетов, которые открыты в органе ФК или кредитных организациях;
  • сведения о собственнике имущества;
  • кто ведет бухучет: учреждение или централизованная бухгалтерия;
  • информацию, которую установил учредитель, и о событиях после отчетной даты. В том числе опишите и события, которые не отразили в учете из-за опоздания документов. Достаточно в текстовой части 0503760 указать на такое событие и привести его денежную оценку;
  • другую существенную информацию, которая не включена в таблицы и приложения.

В раздел 1 «Организационная структура учреждения» включите:

  • сведения об основных направлениях деятельности (таблица № 1);
  • о количестве обособленных подразделений (ф. 0503761);
  • в текстовую часть – информацию, которая не вошла в таблицы и приложения. Это информация, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например: наличие наблюдательного совета, изменение состава полномочий по утверждению планов, количества обособленных подразделений и др.

В раздел 2 «Результаты деятельности учреждения»:

  • сведения о результатах деятельности учреждения по исполнению государственного (муниципального) задания (ф. 0503762);
  • в текстовую часть – информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например о мерах по повышению квалификации специалистов и ресурсах: штатной и фактической численности сотрудников, общей стоимости имущества, структуре ОЦДИ и недвижимого имущества, объемах закупок и т. д.

В раздел 3 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности» включите:

  • сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (ф. 0503766);
  • использовании целевых иностранных кредитов (ф. 0503767);
  • в текстовую часть – информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности учреждения и характеризует исполнение учреждением плана. Например, о принятых и денежных обязательствах, исполнение которых предусмотрено в следующих годах.

В раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения»:

  • сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768);
  • дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769);
  • финансовых вложениях учреждения (ф. 0503771);
  • суммах заимствований (ф. 0503772);
  • изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773);
  • принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775);
  • исполнении судебных решений по денежным обязательствам учреждения (ф. 0503295);
  • остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779);
  • в текстовую часть – информацию, которая не вошла в таблицы и приложения. Например, укажите причины, которые повлияли на размер остатков денежных средств на счетах, информацию об ущербах и хищениях в учреждении.

В раздел 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» включите:

  • сведения об особенностях ведения учреждением бухгалтерского учета (таблица № 4).
    Скачать пример заполнения таблицы 4 пояснительной записки формы 0503760;
  • результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (таблица № 5);
  • проведении инвентаризаций (таблица № 6);
  • результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (таблица № 7).
    Скачать пример заполнения таблицы 7 пояснительной записки ф 0503760;
  • перечень форм, которые не включены в состав бухгалтерской отчетности ввиду отсутствия в них числовых значений показателей;
  • в текстовую часть – информацию, которая не вошла в таблицы и приложения.

Выше можете скачать образец пояснительной записки к балансу бюджетного учреждения формы 0503760.

С отчетности 2018 года в государственном секторе экономики действует федеральный стандарт: «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Утвержден приказом Минфина № 260н от 31.12.2016 года. Он предъявляет требования к Пояснительной записке, в которую должна быть включена следующая информация:

  1. Организационно-правовая форма субъекта отчетности и его адрес.
  2. Изменения в наименовании в течение отчетного периода (если производились).
  3. Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждения, ведение бухучета, составление отчетности.
  4. Наименование ГРБС.
  5. Перечень основных направлений деятельности.

Федеральный стандарт требует, чтобы в Пояснительной записке кратко были указаны положения Учетной политики, необходимые для того, чтобы пользователи отчетности смогли правильно воспринять содержащуюся в ней информацию.

В пояснительной записке следует предоставить данные об учетных оценках, произведенных в отчетном периоде, с которыми могут быть связаны риски корректировки стоимости активов и обязательств в будущем. Это могут быть оценки влияния технического устаревания на стоимость запасов, возмещаемой стоимости ОС, резервов в связи с предполагаемым исходом судебных разбирательств.

Отчетность должна быть достоверной и полной и давать пользователю четкую картину финансового положения организации. В балансе и форме 2 мы приводим обобщенные показатели, из которых, как правило, исчерпывающие выводы сделать сложно. Значит, требуется их пояснять.

ВАЖНО! Составлять бухотчетность за 2019 год нужно по обновленным формам, а сдавать — по новым правилам.

Возьмем для примера строку «Дебиторская задолженность». Чтобы поставить эту цифру в отчет, нужно не только собрать остатки по всем счетам расчетов, но и учесть сумму резерва по сомнительным долгам (при его наличии). Она отдельно в балансе не показана, и заинтересованным пользователям (собственникам, инвесторам, контролирующим органам) необходимы в связи с этим дополнительные пояснения.

Об оформлении пояснений, даваемых в отношении долгов, читайте в статье «Расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности – образец».

Формировать пояснения должны все организации, за исключением:

  • малых предприятий, имеющих право на упрощенный учет и отчетность;
  • общественных организаций, которые не ведут предпринимательской деятельности и не имеют реализации.

К тому же пояснять баланс — в интересах всех, кто заботится о своей репутации. Чем полнее будут раскрыты цифры из отчета, тем прозрачнее будет выглядеть деятельности компании. Такая отчетность поможет не только укрепить авторитет, но и привлечь новых инвесторов. Пояснения по бухбалансу также позволят избежать лишних вопросов контролирующих органов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В п. 39 ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н) определено, что компании вправе предоставлять вместе с отчетами дополнительную информацию, если она полезна для внешних пользователей отчетности. При этом Минфин считает, что раскрывать информацию, сопутствующую бухотчетности, компании обязаны (информация Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012).

Обычно отдельно только для бухгалтерского баланса пояснения не делаются. Так как он составляется не один, а в составе отчетности, то и пояснение дается сразу по всем представленным отчетам.

Об особенностях отчетности компаний, применяющих УСН, читайте в материале «Как заполнить бухгалтерский баланс при УСН?».

Следует отметить, что все традиционные отчеты расшифровывают какие-либо строки баланса, то есть тоже являются его пояснениями.

Пояснения к бухгалтерскому балансу — образец данного документа рассмотрен в данной статье — составляются в произвольной форме и прилагаются к финансовой отчетности организации. О том, какие сведения необходимо отразить в документе, кому, когда и для каких целей предоставляется пояснение, читайте в нашем материале.

Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу — обязанность всех компаний.

Предприятия малого бизнеса, отчетность которых не подлежит обязательному аудиту, освобождены от обязательного представления пояснительной записки в составе годовой отчетности, поскольку сдают баланс и отчет о финансовых результатах в упрощенном виде.

  • учредители организации (для пояснения финансовых результатов деятельности);
  • кредиторы (для обоснования кредитоспособности заемщика и его возможности выполнять кредитные обязательства);
  • контролирующие органы (для объяснения динамики финансовых показателей организации, расшифровки статей отчетности);
  • инвесторы (для обоснования инвестиционной привлекательности и стабильности организации).

Варианты пояснительной записки для каждой группы заинтересованных лиц могут отличаться и раскрывать только ту информацию, которая необходима или обязательна. При подготовке годового собрания важно расшифровать основные показатели деятельности и пояснить полученные результаты. Федеральную налоговую службу интересуют причины изменения размера налоговых отчислений плательщика. Для кредиторов и инвесторов актуально знать, что предприятие финансово стабильно, а кредитные и инвестиционные риски минимизированы.

Пояснительная записка (Ф. 0503760) — особенности заполнения

Пояснительная записка к балансу необходима всем пользователям финансовой отчетности для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ включают исходя из конкретных пожеланий, например, совета директоров, и из особенностей сложившейся на предприятии экономической ситуации к концу года. К примеру, если налог на прибыль за отчетный период оказался значительно ниже предыдущего, имеет смысл пояснить причины этого для ИФНС, так как налоговый орган, получив такие данные, все равно попросит их объяснить. Это избавит руководство от лишних вопросов со стороны налоговиков и вызовов на «ковер» в инспекцию, и от выездной проверки, которую назначают в рамках камеральной.

Бюджетные (автономные) учреждения сдают бухгалтерский баланс по форме 0503730, а казенные учреждения (получатели бюджетных средств) — по форме 0503130. Для них пояснения не только обязательны, но и подаются по утвержденной форме. В 2021 году изменились требования к заполнению таблиц № 1 и № 4, предоставляемых в составе пояснительной записки. В таблице № 1 за 2020 год указывают только те виды деятельности, которыми учреждение начало заниматься или которые прекратило вести в отчетном году.

Когда составляете Пояснительную записку (ф. 0503760), учитывайте разъяснения финансовых ведомств. Минфин и Федеральное казначейство регулярно выпускают письма, в которых уточняют правила отчетности в текущем году. Для квартальной отчетности 2019 года разъяснений пока нет. А вот для отчетности за 2018 год федеральные учреждения учитывали правила из раздела II приложения к письму Минфина, Федерального казначейства от 21.01.2019 № 02-06-07/2736, № 07-04-05/02-932.

Нулевые формы на бумаге не сдавайте. По таким формам отчитайтесь электронно с отметкой «Показатели отсутствуют». Перечислите их в разделе 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» Пояснительной записки.

Справочник по бюджетной и бухгалтерской отчетности за девять месяцевОтчетность за девять месяцев составляйте с учетом изменений. Минфин ввел новый отчет и поправил бюджетную форму. В справочнике 31 образец и 37 рекомендаций, как заполнить формы со всеми изменениями.

В Пояснительной записке приводите анализ исполнения плана ФХД, движения задолженности и имущества, результаты исполнения госзадания и другую информацию, которой нет в основных отчетных формах. Чтобы отразить эти данные есть текстовая часть, пять таблиц и 13 приложений (сведений), которые сгруппированы по пяти разделам.

В текстовой части общую информацию об учреждении:

  • его полное и сокращенное наименования;
  • юридический и почтовый адрес;
  • организационно-правовую форму;
  • сведения об учредителе;
  • виды финансового обеспечения деятельности;
  • номера лицевых и банковских счетов, которые открыты в органе Федерального казначейства и (или) кредитных организациях;
  • информацию о собственнике имущества учреждения (Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование);
  • информацию о том, кто ведет бухучет: само учреждение или централизованная бухгалтерия;
  • информацию, которую установил учредитель, и сведения о событиях после отчетной даты. В том числе опишите и события, которые не отразили в учете из-за опоздания документов;
  • другую существенную информацию, которая не включена в таблицы и приложения. Например, поясните причины отклонений от контрольных соотношений.

Пример заполнения текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503760)В текстовой части отразите дополнительную информацию, которую не включили в отчетные формы (приложения).

В раздел 1 включите таблицу № 1 и ф. 0503761. В текстовой части раскройте информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например:

  • о наличии наблюдательного совета, изменении его состава и полномочий;
  • об изменении состава полномочий учреждения по утверждению планов, смет, калькуляций, цен и т. д.;
  • об изменении количества обособленных подразделений на конец отчетного периода.

Если учет ведет централизованная бухгалтерия, укажите об этом в этом разделе и приведите реквизиты договора (соглашения) о передаче полномочий по ведению учета.

В раздел 3 включите ф. 0503766 и ф. 0503767. В текстовой части – другую существенную информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности учреждения и характеризует исполнение учреждением плана. В частности:

  • информацию о принятых и денежных обязательствах, исполнение которых предусмотрено в следующих годах;
  • пояснения о некассовых операциях, которые отразили в Отчете (ф. 0503737).

В раздел 4 включите:

  • ф. 0503768;
  • ф. 0503769;
  • ф. 0503771;
  • ф. 0503772;
  • ф. 0503773;
  • ф. 0503775;
  • ф. 0503295;
  • ф. 0503779;
  • ф. 0503790;

В текстовую часть раздела включите информацию, которая оказала влияние на результаты деятельности и характеризует организационную структуру учреждения. Например:

  • причины, которые повлияли на размер остатков денег на счетах, раздельно по каждому виду деятельности;
  • информация об ущербах и хищениях в учреждении;
  • информация о завершении расчетов по временному привлечению денежных средств между разными КФО – сроки завершения и суммы;
  • информация о показателях по счетам 401.40 «Доходы будущих периодов», 401.50 «Расходы будущих периодов», 401.60 «Резервы предстоящих расходов»;
  • иные причины неисполнения обязательств в пояснениях к Сведениям (ф. 0503775);
  • основания, по которым открыты банковские счета, со ссылкой на нормы федеральных законов – в пояснениях к Сведениям (ф. 0503779). Если у банка отозвали лицензию, укажите в пояснениях его наименование и сумму, которую перевели на счет 209.81 «Расчеты по недостачам денежных средств».

Баланс составляется бюджетными (автономными) учреждениями по форме 0503730, казенными учреждениями (получателями бюджетных средств) – по форме 0503130.

Формы самого баланса не изменились. Скорректирована форма справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, представляемой в составе баланса. Такая справка дополнена новыми строками для отражения данных по следующим забалансовым счетам:

  • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;

  • 39 «Доходы от инвестиций на создание и (или) реконструкцию объекта концессии»;

  • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».

Кроме того, в части заполнения баланса в п. 13 Инструкции № 33н и п. 12 Инструкции № 191н добавлены положения, уточняющие правила заполнения кода ОКВЭД. Напомним, что такой код проставляется в кодовой зоне заголовочной части баланса (ф. 0503730, 0503130).

Установлено, что код ОКВЭД указывается по основному виду деятельности учреждения. При этом в Инструкции № 191н уточняется, что под основной понимается деятельность, по которой осуществлен наибольший объем расходов по оплате труда, начислениям на выплаты по оплате труда в общем объеме фактических расходов учреждения за отчетный год.

Отчет о финансовых результатах деятельности составляется бюджетными (автономными) учреждениями по форме 0503721, казенными учреждениями – по форме 0503121.

При заполнении данных форм за 2020 год не нужно детализировать по подстатьям КОСГУ итоговые показатели увеличения (уменьшения) материальных запасов. Согласно новым требованиям:

  • в отчете (ф. 0503721) указываются лишь обобщенные данные по статьям 340 (строка 361) и 440 (строка 362) КОСГУ;

  • в отчете (ф. 0503121) также отражаются общие данные по статьям 340 (строка 361) и 440 (строка 362) КОСГУ и дополнительно раскрываются показатели только в отношении подстатей 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений», 447 «Уменьшение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ.

Скорректирован порядок формирования справки по консолидируемым расчетам по форме 0503125, заполняемой участниками бюджетного процесса, в том числе получателями бюджетных средств.

В целях заполнения такой справки нужно будет учитывать также данные по счетам 1 303 05 731 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», 1 303 05 831 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет». Сведения по указанным счетам необходимы для консолидации расчетов по остаткам целевых межбюджетных трансфертов прошлых лет.

Изменились название и порядок заполнения таблицы 1, представляемой в составе пояснительной записки (ф. 0503760, 0503160). Ее новое название – «Сведения о направлениях деятельности», старое – «Сведения об основных направлениях деятельности».

Согласно новым требованиям в таблицу 1 нужно вносить сведения только о тех направлениях деятельности учреждения, которые были прекращены им в отчетном году или которые впервые были осуществлены им в отчетном году.

Информация в таблице 1 отражается по следующим разделам:

1) относительно года, предшествующего отчетному (коды ОКВЭД по новым видам деятельности, которые не осуществлялись учреждением);

2) относительно очередного года, следующего за отчетным (коды ОКВЭД по видам деятельности, прекращенным в отчетном году).

В данных разделах указываются следующие сведения:

  • в графе 1 – виды деятельности учреждения по ОКВЭД;

  • в графе 2 – коды бюджетной классификации (код раздела, подраздела), по которым отражались операции по соответствующим видам деятельности, указанным в графе 1;

  • в графе 3 – правовое обоснование (пояснения) прекращения или начала вида деятельности, отраженного в графе 1, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и организационно-распорядительными документами (наименование, дата и номер документа-основания).

К сведению: в составе сводной пояснительной записки таблица 1 не заполняется и не представляется.

Изменены форма и порядок заполнения таблицы 4, представляемой в составе пояснительной записки (ф. 0503760, 1503160). По-новому она называется «Сведения об основных положениях учетной политики». Раньше она называлась у бюджетных (автономных) учреждений – «Сведения об особенностях ведения бухгалтерского учета», у казенных – «Сведения об особенностях ведения бюджетного учета».

С учетом новых требований к заполнению таблицы 4, в ней указывается информация об основных положениях учетной политики учреждения, раскрывающих особенности отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций с активами и обязательствами учреждения, установленные им в рамках учетной политики и использованные в отчетном периоде. В таблице приводятся:

  • в графе 1 – наименование объекта учета, в отношении которого применяются особенности отражения операций в бухгалтерском (бюджетном) учете;

  • в графе 2 – код балансового счета (забалансового счета), по которому отражаются указанные в графе 1 объекты учета;

  • в графе 3 – способ ведения бухгалтерского (бюджетного) учета в отношении обозначенных в графе 1 объектов учета;

  • в графе 4 – характеристика применяемого способа ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, исходя из структурных, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения, в отношении указанных в графе 1 объектов учета.

Подробный перечень объектов учета, включаемых в таблицу 4, а также возможные варианты способов ведения учета по ним приведены в отдельных приложениях к инструкциям № 33н, 191н. Выглядят эти приложения следующим образом:

Наименование объекта учета

Код счета бухгалтерского учета

Способ ведения бюджетного (бухгалтерского) учета

Характеристика применяемого способа

Изменена форма 0503766, заполняемая бюджетными (автономными) учреждениями в составе пояснительной записки (ф. 0503760). Она называется «Сведения об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности» вместо «Сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений».

Порядок заполнения указанной формы, установленный п. 66 Инструкции № 33н, также обновлен.

Согласно новой редакции названного пункта в форме 0503766 содержатся данные о результатах исполнения учреждением показателей плана финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). При этом сведения отражаются учреждением в разрезе следующих видов финансового обеспечения (деятельности):

  • субсидии на иные цели (КВФО 5);

  • субсидии на цели осуществления капитальных вложений (КВФО 6).

Сведения (ф. 0503766) составляются по итоговым показателям исполнения ПФХД и по тем показателям исполнения плана, по которым имеются отклонения между плановыми (прогнозными) и фактически исполненными показателями. Показатели формируются по разделам:

  • 1 «Доходы учреждения»;

  • 2 «Расходы учреждения»;

  • 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения».

Порядок заполнения граф формы 0503766 приведем в таблице.

Номер графы

Порядок заполнения

Сведения о движении нефинансовых активов представляются:

  • бюджетными (автономными) учреждениями по форме 0503768 (далее – сведения (ф. 0503768));

  • казенными учреждениями по форме 0503168 (далее – сведения (ф. 0503168)).

При заполнении указанных форм за 2020 год необходимо учитывать следующие новшества:

Номер графы

Порядок заполнения с учетом новшеств

Сведения (ф. 0503768)

Сведения (ф. 0503168)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *