Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несчастный случай на производстве 2022 консультант плюс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Особенности разделения производственных травм на классы регламентирует ряд законодательных норм:
- Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 24 февраля 2005 года №160 –устанавливает схему определения степени тяжести полученного вреда здоровью;
- Приказ Федеральной службы государственной статистики (Росстата) от 19 июля 2013 года №216 – утверждает приложение к Форме №7, в которой перечисляются и группируются причины, приведшие к производственной травме;
- ТК РФ (ст. 227) – говорит об обязательности расследования НС и выплате компенсации, зависящей от степени тяжести последствий.
К СВЕДЕНИЮ! Единой общепринятой классификации несчастных инцидентов на производстве в настоящее время не утверждено.
Несчастный случай на производстве
В зависимости от взятого за основу для классификации основания, можно выделить несколько групп НС на производстве:
- По количеству пострадавших участников:
- индивидуальные – произошли с 1 человеком;
- групповые – в них одновременно принимали участие двое или более людей.
- По тяжести полученных последствий (квалифицирующим признаком считаются особенности полученных повреждений, их возможные последствия, обратимые или нет, их протяженность во времени):
- микротравмы – трудоспособность не теряется, здоровье быстро восстанавливается полностью в течение 1 рабочего дня или немногим более;
- легкие – повреждения легкой и средней степени тяжести, позволяющие полностью восстановить трудоспособность со временем;
- тяжелые – некоторые последствия необратимы, то есть человек вследствие НС получает инвалидность;
- смертельные – итогом инцидента явился летальный исход.
- По причине случившегося травматизма:
- технические (инженерные) причины – зависят от несовершенства технологий, материалов и средств защиты, а также от недостатка обеспечения механизмами;
- организационные причины – вызваны уровнем организации труда на всем предприятии и на отдельно взятом рабочем месте;
- личностные (психофизиологические) причины – то, что называют «человеческий фактор».
Полный перечень возможных причин НС приведен в Приложении №1 к Приказу №21 – это специальный классификатор, предназначенный для заполнения форм и актов при расследовании производственных травм.
Современное производство сложно и многогранно. Чаще всего к производственной травме приводит сочетание нескольких причин или совпадение событий, называемое случаем. На первом месте среди факторов – допущенные нарушения требований охраны труда. Даже безопасные по отдельности, они в совокупности при определенных условиях могут привести к несчастному случаю. Объединяет их участие в событиях человека – это всегда непредсказуемый фактор.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Какая бы причина ни вызвала несчастный случай, во главе ее все равно будет человек: его неправильное/несвоевременное действие/бездействие.
Тяжелые последствия разделяют на 3 ступени по убыванию опасности телесных повреждений и необратимости их последствий:
- Повреждения, которые изначально вызвались шоком, кровотечением (кровопотерей), проблемами с жизненно важными органами (печенью, почками, легкими, сердцем, сердечно-сосудистой и центральной нервной системой). НС считается тяжелым, даже если человек достаточно быстро выздоровел от подобных повреждений.
- Отложенные последствия – проявляющиеся не сразу, а выявленные врачом скорой помощи, травмопункта, реанимации и т.п. Примерами могут служить переломы и ранения черепа, травмы позвоночника, разрывы органов, выкидыш при беременности, ожоги с поражением более 15% тела и другие тяжелые повреждения.
- Тяжкие последствия, необратимые, но без угрозы для жизни, например:
- ослепление (на 1 или оба глаза);
- онемение и/или глухота;
- утрата или прекращение функционирования какого-либо органа;
- обезображивание (лицевые травмы);
- психические расстройства.
В жизни случается множество непредвиденного, далеко не всегда можно предусмотреть все варианты развития событий и однозначно определить степень тяжести НС. Рассмотрим примеры спорных случаев, когда приходится пересматривать первоначальный вердикт экспертизы.
Пример 1. Работник сломал ногу. Врач, оказав помощь, наложил гипс и дал заключение о легкой форме несчастного случая. Однако жировая ткань из костного мозга, поврежденного при переломе, попадает в кровь, развивается эмболия, исход которой смертелен. Травма будет переведена в разряд тяжелых, к расследованию подключится прокуратура.
Пример 2. Сварщик получил электротравму. После оказания помощи он почувствовал себя лучше, через несколько дней вернулся на работу на условиях полной трудоспособности. Позже выясняется, что электроток повредил репродуктивную систему и работник стал бесплодным. Случай переводится в тяжелые.
Еще одно направление споров – изначальное отнесение травм к разряду производственных, помечаемых врачом кодом «04», а не бытовых.
Не являются несчастными случаями на производстве те события, которые:
- случились в рабочее время, но пострадавший в этот момент совершал преступление, например, присваивал или умышленно портил имущество предприятия;
- совершены, когда работник был пьян, одурманен наркотиками или иными токсическими веществами;
- произошли на территории предприятия, но не в рабочее время (в обеденный перерыв и т.п.) – эти случаи относятся уже к бытовым.
Например, если столяр решил по окончании работы в мастерской работодателя сделать табурет для себя и при этом поранился, травма будет признана бытовой.
В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.
Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.
Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.
Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.
Взносы на травматизм-2022: ставки известны
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.
Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.
Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.
В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
- регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
- кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.
Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).
Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.
Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:
- организационные;
- технические;
- по обеспечению СИЗ;
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.
Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.
Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.
Классификации несчастных случаев на производстве
Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.
С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.
Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.
- Сообщить работнику результатах спецоценки и признании его рабочего места опасным.
- Временно отстранить работника от работы с сохранением среднего заработка или перевести на другое рабочее место с зарплатой не ниже.
- Совместно с профсоюзом (если таковой имеется) составить план мероприятий по снижению уровня опасности.
- Направить план мероприятий нужно в трудовую инспекцию.
- Провести внеплановую спецоценку.
- После того, как спецоценка определит пониженный класс опасности, допустить работника на рабочее место и возобновить деятельность.
Этот запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий ЧС.
Положения о службе охраны труды перенесены из статьи 217 ТК РФ в статью 223.
В организации с численностью работников более 50 человек должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда. Компания с меньшей численностью работников создают службу охраны труда или принимают на работу специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности.
Организация или ИП, оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть аккредитованы.
Запомните самое главное: при возникновении несчастного случая в первую очередь необходимо помочь сотруднику. Пострадавшему оказывают первую медицинскую помощь по ситуации и, при необходимости, отправляют в медучреждение.
Но прежде чем помочь, убедитесь, что опасность для других сотрудников отсутствует. Этот фактор влияет и на порядок действий сотрудника при обнаружении несчастного случая: если он увидел, как и от чего пострадал его коллега, необходимо помочь. Но только если нет опасности для этого сотрудника и для остальных. Если опасности нет — незамедлительно помогаем, если есть — по возможности устраняем и оказываем первую медицинскую помощь пострадавшему сотруднику.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
17 июня 2021 года
Одобрен
Советом Федерации
23 июня 2021 года
Несчастный случай на производстве: что делать
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2022 года.
2. В целях обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее 31 декабря 2024 года.
Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН
1. Установленный комментируемой статьей порядок проведения расследования несчастных случаев определяет, осуществление каких действий возлагается на комиссию по расследованию несчастного случая (государственного инспектора труда), выполнение каких мероприятий по требованию комиссии обеспечивает работодатель за счет собственных средств, а также примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в ходе расследования, в т.ч. материалов, подлежащих подготовке работодателем.
Перечень материалов расследования, предусмотренный ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи, не является исчерпывающим и определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
Помимо выявления и опроса очевидцев и участников происшествия, получения информации об особенностях несчастного случая, формирования материалов расследования, комиссия (государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) на основании собранных материалов устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения охраны труда, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.
2. Комиссия или государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование, должны разрешить вопрос о квалификации несчастного случая в зависимости от его связи с производством. Перечень несчастных случаев, которые могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством, дан в ч. 6 комментируемой статьи.
Положения ч. 6 комментируемой статьи частично воспроизведены из нормативных положений ч. 12 ст. 230 Кодекса, которые были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ и признаны соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.05.2007 N 7-П.
3. Помимо квалификации несчастного случая, следует определить, является ли такой случай страховым. Страховой случай — это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию (ст. 3 Закона о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний). Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определен ст. 5 этого Закона.
4. При расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией может быть установлено, что грубая неосторожность человека содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью. В этом случае с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа комиссия (государственный инспектор труда) должна определить степень вины застрахованного в процентах.
5. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, относящиеся к порядку проведения расследования несчастных случаев на производстве, утверждены Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 N 73. Учетные формы «Медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести» (форма N 315/у), «Справка о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве» (форма N 316/у) и рекомендации по их заполнению утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 N 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве».
- Решение Верховного суда: Решение N АКПИ17-137, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция принять меры, предусмотренные статьей 228 ТК РФ, среди которых необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с главой 36 ТК РФ. В силу статьи 2292 ТК РФ при расследовании каждого несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего…
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-18897/13, Высший арбитражный суд, надзор факту дорожно-транспортного происшествия, исходили из того, что в силу положений статей 3, 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», статей 229, 229.2, 230 Трудового кодекса Российской Федерации для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие, в результате которого застрахованный получил повреждение здоровья…
- Решение Верховного суда: Определение N ВАС-11775/10, Высший арбитражный суд, надзор страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно статье 229 Трудового кодекса для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. Статьей 229.2 Трудового кодекса право квалификации несчастного случая как несчастного случая на производстве или как несчастного случая, не связанного с производством, предоставлено комиссии проводившей расследование. Как следует из материалов дела…
Несчастным случаем на производстве признается событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть[1].
Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
Обратите внимание!
К лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся:
• работники и другие лица, получающие образование в соответствии с ученическим договором;
• обучающиеся, проходящие производственную практику;
• лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду;
• лица, привлекаемые в установленном порядке к выполнению общественно-полезных работ и т.д.
Расследованию подлежат события, в результате которых пострадавший получил:
• телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом;
• тепловой удар;
• ожог;
• обморожение;
• утопление;
• поражение электрическим током, молнией, излучением;
• укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми;
• повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств и т. д.
Расследованию подлежат повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших, если указанные события произошли:
• в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы, или при выполнении работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни;
• при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем (его представителем), либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора;
• при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;
• при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и др.);
• при работе вахтовым методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне (воздушном, морском, речном) в свободное от вахты и судовых работ время;
• при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.
Минтруд рассчитал тарифы возмещения при несчастных случаях
При наступлении несчастного случая необходимо:
• немедленно оказать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в медицинскую организацию;
• принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
• сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств. Если сложившуюся обстановку невозможно сохранить, ее необходимо зафиксировать (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
• немедленно сообщить о несчастном случае в соответствующие органы и организации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом — также родственникам пострадавшего;
• принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
[1] См. ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 01.04.2020).
А. Н. Дубоносова,
заместитель управляющего директора по экономике и финансам
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 6, 2020.
Представьте ситуацию: в компании произошел несчастный случай, и для его расследования созвали комиссию. Она провела проверку и подготовила акт. Но с ее выводами не согласился председатель комиссии. Нюанс в том, что он является инспектором ГИТ. Обжаловав выводы комиссии в своей инспекции, он начал проводить дополнительное расследование единолично. Разрешает ли закон действовать так?
Инспектор не выходит за рамки законодательства. Увы, в некоторых ситуациях оно дает повод для использования служебного положения в «личных интересах». Обратимся к ст. 231 ТК РФ. В ней сказано, что разногласия по вопросам расследования несчастного случая рассматривает инспекция по труду. Подать жалобу может любой член комиссии, в том числе председатель, а также пострадавший (или доверенное лицо – сотрудник, член семьи). По итогам ГИТ выносит решение – проводить ли дополнительное расследование.
Тут есть спорный момент: в Постановлении Минтруда от 24 октября 2002 г. № 73 сказано, что особое мнение члена комиссии рассматривает руководитель организации, который направил его для расследования ЧП. Поэтому жалобу инспектора – председателя комиссии оценит начальник инспекции, и он же примет решение, проводить ли допрасследование. Вероятно, он согласится с мнением подчиненного. Причем ни в одном нормативном акте не указаны сроки дополнительного расследования, т.е. их на свое усмотрение назначает ГИТ.
В жалобе должно быть правильно сформулировано несогласие с выводами комиссии, причем оно не может противоречить обстоятельствам, указанным в материалах расследования. Скажем, компания не предоставила документы по охране труда – посчитала, что они не связаны с причинами несчастного случая. Но это важный аспект, который инспектор, особенно если он председатель комиссии, может трактовать по-своему. И так бывает нередко.
Речь пойдет о риск-ориентированном подходе при расследовании несчастного случая. 21 марта 2019 г. Роструд издал Приказ № 77, которым закрепил Методические рекомендации по проверке создания системы управления охраной труда. В документе сказано, что при расследовании несчастного случая надо проверять эту систему и профессиональные риски. То есть ГИТ все считает взаимосвязанным – например, отсутствие вводного инструктажа или подписи могло стать косвенной причиной происшествия. Инспектор может попросить любые документы (вплоть до уставных), которые, по его мнению, помогут выявить нарушения. К тому же он вправе опираться на ст. 229.2 ТК РФ: среди материалов расследования несчастного случая в статье указаны и «другие документы на усмотрение комиссии». Причем там не уточняется, кто и как их запрашивает, поэтому нужные документы всегда просит председатель. В нашем случае это госинспектор. Он же решает, какие из них будут приложены к финальному акту по форме Н-1. Так что, к сожалению, субъективный фактор остается.
Приведу пример из практики. Сначала несчастный случай на производстве признали легким, и комиссия уже готова была подписать акт. Но затем по итогам медзаключения происшествие признали тяжелым. В этот момент в комиссию приглашают инспектора. Он начинает расследование заново и просит почти все документы – проверяет, провели ли инструктажи, правильно ли обучались сотрудники в учебном центре, есть ли в компании дистанционные работники, и т.д. Работодатель справедливо уточняет: «А зачем вам это?» – и получает ответ: «А вдруг вы нарушили права работника, и это привело к происшествию».
Еще один «козырь» инспектора скрывает ст. 229.3 ТК РФ: дополнительное расследование проводится при получении сведений, указывающих на нарушение порядка первоначального расследования. Например, инспектор требует документ, но комиссия считает его неважным и не хочет рассматривать. Представитель ГИТ может посчитать это нарушением порядка, так как ему не представили сведения, которые позволят сделать объективный вывод. Да, это спорная ситуация – инспектор может действовать в своих интересах. Тут можно дать такой совет: попросите его пояснить, с чем связано требование предоставить документ, что именно он хочет почерпнуть из него.
Риски кроются и в порядке проведения дополнительного расследования. Статья 229.3 ТК РФ говорит, что оно проводится, как правило, с привлечением представителей профсоюза и ФСС. Очевидно, что специалист фонда будет гнуть свою линию, ведь именно государство перечисляет пострадавшему деньги. У профсоюза будет своя позиция, хотя он обычно соглашается с ГИТ. Но в большинстве случаев инспектор проводит доппроверку единолично. Члены комиссии больше не участвуют в расследовании, а новое заключение инспектор делает на основе собственных выводов. Кроме того, он может найти и другие нарушения в компании, взяв их на заметку для будущих проверок. Впрочем, с марта 2022 г. раздел Х Трудового кодекса изменится, и выражения «как правило» в ст. 229.3 не будет, т.е. привлекать ФСС и профсоюз придется обязательно.
Госдума рассмотрит тарифы страховых взносов на травматизм на 2022 год
Мероприятия по профилактике производственного травматизма |
Порядок расследования несчастных случаев на производстве определен статьями 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении другой работы по поручению работодателя, а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем, либо совершаемых в его интересах. |
При несчастных случаях, работодатель (его представитель) обязан (статья 228 ТК РФ):
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;
- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения — зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
- немедленно проинформировать о несчастном случае соответствующие органы и организации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом — также родственников пострадавшего;
- принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.
Обычно ко мне за помощью обращаются работодатели, даже при наличии в организации специалиста по охране труда.
В должностные обязанности специалиста по охране труда входит оформление и расследование несчастного случая на предприятии. Специалист по охране труда, как правило, не может на должном уровне провести анализ правовых норм охраны труда, а значит не определит ответственного за произошедший несчастный случай и не сможет минимизировать негативные последствия для предприятия.
При возникновении нештатных ситуаций работодатель оказывается в затрудненном положении. Ему необходимо организовать ряд мероприятий: расследование НС, уведомление соответствующих органов, а также решить вопросы, связанные с последствиями инцидента для предприятия и должностных лиц.
С высоты своего опыта отмечу, что работодатели никогда не уверены в невиновности пострадавшего работника. Но представители инспекции труда первым делом перекладывают вину на работодателя, поскольку сотрудник априори не может быть полностью виноват, особенно если он погиб. Инспекторы давят на совесть, навязывая мысль о том, что при доказательстве вины сотрудника последнему возместят меньше положенной суммы. В случае летального исхода родственники вовсе могут не получить компенсацию.
Предприниматель, который руководствуется эмоциями и жалостью, создает себе трудно решаемые проблемы с неприятными и тяжелыми последствиями.
Достаточно часто мне встречались ситуации, когда пострадавшие не были оформлены на предприятии. Они работали на основании гражданско-правового договора на выполнение конкретных видов работ. Но, несмотря на наличие документов, инспекция труда настоятельно требует трудовой договор. В результате на субъект предпринимательства налагаются крупные штрафы за допуск персонала к работе без медосмотра, обучения, не обеспечения средствами защиты и другие формальные нарушения. Все эти моменты нужно выяснить на начальном этапе расследования.
Если в результате несчастного случая сотрудник получил тяжкий вред здоровью или погиб, обычно возбуждается уголовное дело. В их основу лягут материалы, которые наработает инспекция труда. Здесь без помощи адвоката не обойтись. Специалист по охране труда не будет принимать участие во всех допросах. Если на начальной стадии с инспекторами он может взаимодействовать, то на допросе у следователя он не сможет присутствовать с вами. Принимать участие в следственных мероприятиях уполномочены только лица со статусом адвоката. Поэтому я предлагаю воспользоваться моей помощью на всех этапах – от расследования до заседаний суда.
Текст комментария: Отв. ред. Ю.П. Орловский «КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», изд.6-е Авторы: Орловский Ю.П., Чиканова Л.А., Нуртдинова А.Ф., Коршунова Т.Ю., Серегина Л.В., Гаврилина А.К., Бочарникова М.А., Виноградова З.Д. Издание: 2014 год
1. Часть 1 комментируемой статьи определяет характер и объем возмещения материального (имущественного) вреда, причиненного жизни или здоровью работника на производстве. Она гарантирует возмещение как утраченного им заработка, так и дополнительных затрат на восстановление здоровья и трудоспособности. В случае смерти работника его семье возмещается потерянный доход, а также расходы на погребение.
Вред, причиненный здоровью или жизни работника при исполнении трудовых обязанностей, возмещается путем предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Правовые, экономические и организационные основы этого вида социального страхования, а также порядок возмещения вреда, включая условия, виды и размеры (объемы) обеспечения, урегулированы Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Этот Закон не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации в части, превышающей обеспечение по социальному страхованию (ч. 2 ст. 1 Закона). Тем самым он предоставляет застрахованным (а в соответствующих случаях членам их семей) право требовать возмещения некомпенсированного страховым обеспечением вреда непосредственно с работодателя (страхователя) — причинителя вреда по правилам, предусмотренным гл. 59 ГК РФ (см. п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Кроме того, в Законе специально оговорено, что обеспечение по данному виду социального страхования может предоставляться застрахованным наряду с возмещением причиненного им вреда в порядке обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
2. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат все лица, выполняющие работу на основании трудового договора. Застрахованными считаются также лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.
Страховщиком по этому виду страхования, как и по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, является Фонд социального страхования РФ. Но средства обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются и расходуются только на цели этого вида страхования.
3. Основанием для обеспечения (страховым случаем) является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Несчастный случай на производстве определяется в Законе как событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть (о квалификации несчастных случаев на производстве см. ст. 227 и коммент. к ней).
Профессиональное заболевание — это хроническое или острое заболевание, являющееся результатом воздействия вредного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату застрахованным профессиональной трудоспособности.
Связь повреждения здоровья (смерти) работника с исполнением трудовых обязанностей подтверждается оформленными в установленном порядке актом о несчастном случае на производстве или актом о случае профессионального заболевания (о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний см. ст. ст. 227 — 231 и коммент. к ним).
Застрахованный и его семья имеют право на обеспечение по страхованию независимо от того, виновен или не виновен работодатель в причинении вреда. Умышленное причинение вреда собственному здоровью самим работником освобождает страховщика от обязанности предоставить страховое обеспечение: согласно п. 2 ст. 14 Закона вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительного органа, возмещению не подлежит.
Неуплата работодателем страховых взносов не лишает работника права на страховое обеспечение.
4. Степень стойкой утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы. Экспертиза трудоспособности производится в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789, и Временными критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 N 56.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
Все документы >>>
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16
«О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 17
«О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»
Все документы >>>
-
Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.09.2021)
-
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О национальной платежной системе»
-
Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 02.07.2021)
«Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.09.2021)
Все документы >>>
-
Указ Президента РФ от 20.10.2021 N 595
«Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре — ноябре 2021 г.»
-
Указ Президента РФ от 25.02.2011 N 233 (ред. от 17.05.2021)
«О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (вместе с «Положением о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов
-
Приказ Управления делами Президента РФ от 15.03.2021 N 90
«Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Управления делами Президента Российской Федерации, работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Управлением делами Президента Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2021 N 63777)
Все документы >>>
1. При проведении расследования несчастных случаев комиссия (либо самостоятельно проводящий расследование государственный инспектор труда — см. комментарий к ст. 229.3 ТК) на основе собранной информации и изучения имеющихся материалов устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушение требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев.
2. При необходимости работодатель за счет собственных средств обеспечивает по требованию комиссии сбор и закрепление материалов расследования несчастного случая.
3. Некоторые события, указанные в настоящей статье (смерть в результате общего заболевания или самоубийства, алкогольного, наркотического или иного опьянения и др.), в зависимости от конкретных обстоятельств могут квалифицироваться как несчастные случаи, не связанные с производством.
4. Если несчастный случай произошел с застрахованным или лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то такой случай считается страховым, дающим право на гарантии и компенсации, установленные ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (см. комментарий к ст. 184 ТК).
5. Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях утверждено Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73.
6. Расследование профессионального заболевания производится в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 (СЗ РФ. 2000. N 52 (ч. II). Ст. 5149).
7. Учетные формы медицинского заключения о характере полученных повреждений здоровья и степени их тяжести, а также справки о заключительном диагнозе пострадавшего от несчастного случая на производстве утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15 апреля 2005 г. N 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве» (БНА РФ. 2005. N 22); там же даны Рекомендации по заполнению указанных документов.
Инструкция: что делать при несчастном случае на производстве
Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2008 N 46-В08-2
Таким образом, руководствуясь при расследовании несчастного случая статьями 229, 229.1, 229.2, 229.3, 230, 230.1 Трудового кодекса РФ и вышеуказанным Положением, комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая и определяет, связан несчастный случай с производством, с трудовыми обязанностями или работами по заданию работодателя, осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах или не связан с вышеуказанными обстоятельствами.
Определение ВАС РФ от 04.10.2010 N ВАС-11775/10 по делу N А40-101647/09-119-757
Статьей 229.2 Трудового кодекса право квалификации несчастного случая как несчастного случая на производстве или как несчастного случая, не связанного с производством, предоставлено комиссии, проводившей расследование.
Как следует из материалов дела, приказом от 30.03.2009 N ОДТ-205 в Головном хранилище (г. Москва) Центрального хранилища Банка России была создана комиссия и составлен Акт N 2 о несчастном случае на производстве по форме Н-1, утвержденный 10.04.2009 (далее — Акт N 2).
Определение ВАС РФ от 26.12.2013 N ВАС-18897/13 по делу N А50-20973/2012
Суды апелляционной и кассационной инстанций, удовлетворяя требование общества по эпизоду выплаты обществом пособия по временной нетрудоспособности без вынесения судебного решения по факту дорожно-транспортного происшествия, исходили из того, что в силу положений статей 3, 11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», статей 229, 229.2, 230 Трудового кодекса Российской Федерации для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие, в результате которого застрахованный получил повреждение здоровья, произошло в рабочее время и в связи с выполнением застрахованным действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Установление иных обстоятельств для признания такого случая страховым законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2021 N 57-КГ21-1-К1
По требованию комиссии в необходимых для проведения расследования случаях работодатель за счет собственных средств обеспечивает в числе прочего выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов-экспертов (абзац второй части второй статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Решение Верховного Суда РФ от 18.09.2007 N ГКПИ07-956
Несчастный случай на производстве признается страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 229.2 ТК РФ).
Страховой случай в соответствии со статьей 3 Закона — это подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет за собой возникновение обязательств страховщика по осуществлению обеспечения по страхованию.
- Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О негосударственных пенсионных фондах»
- Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах»
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»
- Приказ Минтруда России от 24.07.2013 N 328н (ред. от 15.11.2018) «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1971 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1602»
- Приказ АНО НАРК от 12.11.2021 N 108/21-ПР «Об утверждении изменений редакционного характера в наименованиях квалификаций и требований к квалификации в горно-металлургическом комплексе»
- Приказ АНО НАРК от 01.02.2019 N 05/19-ПР (ред. от 12.11.2021) «Об утверждении наименований квалификаций и требований к квалификациям в горно-металлургическом комплексе»
- Приказ Минкультуры России от 09.11.2021 N 1809 «Об аттестации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы»
- Распоряжение ОАО «РЖД» от 09.11.2021 N 2388/р«О внесении изменения в распоряжение ОАО «РЖД» от 17 января 2015 г. N 72р»
- Приказ Минэкономразвития России от 08.11.2021 N 666 «О внесении изменения в Положение о проведении Всероссийского этапа конкурса «Лучшие практики наставничества», утвержденное приказом Минэкономразвития России от 7 октября 2021 г. N 612″
- Приказ Минэкономразвития России от 07.10.2021 N 612 (ред. от 08.11.2021) «О проведении Всероссийского этапа конкурса «Лучшие практики наставничества»
- Указ Президента РФ от 02.04.2013 N 309 (ред. от 08.11.2021) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»
- Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 N 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России от 02.11.2021 N 999 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации»
В 2020 году в связи с пандемией государство предоставляет дополнительный комплекс мер поддержки для организаций в виде финансирования расходов по травматизму в связи с COVID-19. С 4 августа 2020 года в список предупредительных мер, которые можно профинансировать за счёт взносов на травматизм, добавлены расходы страхователя на профилактику коронавирусной инфекции. В частности, в список включены расходы на дезинфицирующие антисептики и приборы для измерения температуры, затраты на покупку средств защиты органов дыхания, а также затрат на анализы работников на COVID-19.
Представив в ФСС комплект необходимых документов, страхователь может уменьшить свои расходы на профилактику коронавируса за счёт взносов на травматизм. Так организации смогут сократить издержки по борьбе с пандемией, что особенно актуально в сложившейся экономической ситуации.
10728DP | Расследование несчастных случаев на производстве. Ответственность работодателя |
|
|
10387DP | Обновление к сборнику «Расследование несчастных случаев на производстве. Ответственность работодателя» |
|
Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ
Роспотребнадзора от 18.10.2021 N 02/21120-2021-32
«Разъяснения о порядке изоляции иностранных специалистов, прибывающих с целью осуществления трудовой деятельности»
Роспотребнадзор: предусмотрен дифференцированный подход к срокам изоляции иностранных граждан, прибывающих в РФ с целью осуществления трудовой деятельности
При привлечении к работе таких граждан организуется отбор биологического материала у работников и проведение его лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, методами ИФА и ИХА на наличие IgG и IgM.
Работники с отрицательным результатом исследования методом ПЦР и отсутствием IgG подлежат обсервации в течение 14 календарных дней с момента их размещения. Работники с отрицательным результатом исследования методом ПЦР и наличием IgG по результатам медицинского заключения направляются к месту осуществления трудовой деятельности без ограничений.
Иные категории иностранных граждан, прибывающие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, должны обеспечить только наличие медицинского документа (на русском или английском языках), подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия.
Минздрава России от 16.11.2021 N 30-4/И/2-19088
Минздрав разъяснил, когда начинает действовать сертификат о вакцинации от COVID-19
Сообщается, что сертификат о профилактических прививках против новой коронавирусной инфекции или медицинских противопоказаниях к вакцинации и (или) перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией в случае первичной вакцинации препаратом «Спутник Лайт» лиц, ранее не болевших новой коронавирусной инфекцией, на портале госуслуг начинает действовать через 21 день после вакцинации.
При повторной вакцинации либо при вакцинации ранее переболевших препаратом «Спутник Лайт» сертификат начинает действовать в день прививки.
Постановление Правительства РФ от 20.11.2021 N 1987
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1410»
Скорректирован перечень источников информации, на основе которой АО «Корпорация МСП» проводится мониторинг оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и формируется отчет о проведении мониторинга
Предусмотрено, что Корпорация проводит мониторинг на основе, в том числе:
информации, содержащейся в едином реестре организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
сведений, размещаемых ФНС России на официальном сайте в сети «Интернет»;
информации, содержащейся в перечнях государственного имущества и муниципального имущества.
Федеральный закон от 22.11.2021 N 377-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
ТК РФ дополнен положениями, регламентирующими электронный документооборот в сфере трудовых отношений
Принятым законом под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений понимается создание, подписание, использование и хранение субъектами трудовых отношений документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Он может осуществляться работодателем посредством платформы «Работа в России» или собственной информационной системы, позволяющей обеспечить подписание, хранение электронного документа, а также фиксацию факта его получения сторонами трудовых отношений.
Установлено, что электронный документооборот может осуществляться при заключении трудовых договоров, договоров о материальной ответственности и иных документов, однако положения о нем не применяются в отношении:
трудовых книжек и формируемых в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведений о трудовой деятельности работников;
акта о несчастном случае на производстве по установленной форме;
приказа (распоряжения) об увольнении работника;
документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.
Положения ТК РФ о взаимодействии платформы «Работа в России» и информационной системы работодателя с единым порталом госуслуг применяются с 1 сентября 2022 года.
Требования к составу и форматам электронных документов, устанавливаемые Минтрудом России по согласованию с Минцифры России и Росархивом, применяются с 1 марта 2023 года.
Приказ Минтруда России от 11.10.2021 N 695н
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист технического обеспечения процесса производства продукции с применением наноструктурированных катализаторов»
Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2021 N 65864.
С 01.03.2022 вступает в силу профстандарт «Специалист технического обеспечения процесса производства продукции с применением наноструктурированных катализаторов»
Основная цель вида профессиональной деятельности: обеспечение надежного и эффективного функционирования технологического оборудования при различных технологиях производства продукции с применением наноструктурированных катализаторов.
Установлены требования к образованию и обучению, особые условия допуска к работе, другие характеристики.
Приказ действует до 1 марта 2028 года.
Приказ Минтруда России от 12.10.2021 N 709н
«Об утверждении профессионального стандарта «Механик по холодильной и вентиляционной технике»
Зарегистрировано в Минюсте России 15.11.2021 N 65822.
С 1 марта 2022 года применяется актуализированный профстандарт «Механик по холодильной и вентиляционной технике
Определена цель вида данной профессиональной деятельности; трудовые функции, а также по каждой трудовой функции закреплены показатели уровней квалификации, характер умений и знаний, требуемых для ее осуществления.
Утрачивает силу Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 13н.
Приказ Минтруда России от 12.10.2021 N 720н
«Об утверждении профессионального стандарта «Работник почтовой связи»
Зарегистрировано в Минюсте России 18.11.2021 N 65879.
С 1 марта 2022 года применяется обновленный профстандарт «Работник почтовой связи»
Определена цель вида данной профессиональной деятельности; описаны трудовые функции, а также по каждой трудовой функции закреплены показатели уровней квалификации, характер умений и знаний, требуемых для ее осуществления.
Утрачивает силу Приказ Минтруда России 07.04.2014 198н.
Постановление Правительства РФ от 17.11.2021 N 1969
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления единовременной выплаты средств пенсионных накоплений застрахованным лицам»
Получить пенсионные накопления в виде единовременной выплаты можно по электронному заявлению в ПФР
Уточнены правила обращения за выплатой, перечень документов, необходимых для осуществления выплаты, сроки и порядок их рассмотрения, а также порядок принятия решения о выплате.
Постановление Правительства РФ от 20.11.2021 N 1982
«О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908»
С 1 января 2022 года НДС при реализации пресноводной живой форели снижен с 20% до 10%
Соответствующие изменения внесены в перечень продовольственных товаров, облагаемых НДС по ставке 10%.
В перечень вошли следующие виды форели: ручьевая и озерная живая, а также форель радужная живая, являющаяся продукцией рыбоводства.
Порядок оформления несчастного случая на производстве
Проект Федерального закона N 22118-8 «О внесении изменений в статьи 5 и 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)»
Депутатами Госдумы предложено снизить максимальный размер ежедневной процентной ставки по потребкредитам до 0,8%
Законопроектом также предусматривается:
снижение максимального значения полной стоимости потребкредита до 292% годовых;
снижение максимального размера суммы всех платежей по договору потребкредита сроком до года, иных мер ответственности, а также платежей за услуги, оказываемые кредитором заемщику за отдельную плату по договору потребкредита до 1,3 размера суммы предоставленного кредита. Предполагается, что указанное изменение вступит в силу с 1 июля 2022 года.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что указанные предложения выдвинуты в связи со значительным ростом закредитованности населения и снижением на фоне пандемического кризиса реальных располагаемых доходов россиян по итогам 2020 года на 3,5%.
Протокол заочного голосования Совета по аудиторской деятельности при Минфине России от 17.11.2021 N 61
«О внесении изменений в Кодекс профессиональной этики аудиторов»
(Извлечение)
Советом по аудиторской деятельности одобрены изменения Кодекса профессиональной этики аудиторов
СРО аудиторов Ассоциация «Содружество» рекомендовано принять изменения Кодекса таким образом, чтобы они вступили в силу с 1 января 2022 г., а также, в частности, довести данные изменения до сведения своих членов.
«Изменения Кодекса профессиональной этики аудиторов»
(приложение N 1 к протоколу Совета по аудиторской деятельности от 17.11.2021 N 61)
Внесены уточнения в основные принципы этики аудиторов
Изменения предусматривают особенности применения концептуального подхода к выявлению и оценке угроз независимости.
Определены требования, касающиеся всестороннего исследования вопроса, аспектам осознанной или неосознанной предвзятости.
Скорректированы и дополнены, в частности положения, касающиеся принципов честности и объективности.
Приказ Росстата от 18.11.2021 N 818
«Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения за инвестиционной деятельностью»
Обновлена форма федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности»
Утверждена указанная форма федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению и введена в действие с отчета за 2021 год.
Форму предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности.
С введением в действие новой формы признано утратившим силу Приложение N 1 «Форма федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности», утвержденное Приказом Росстата от 18.07.2019 N 414.
- Телефоны «ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ»
- Прямые выплаты
- Возмещение пособия страхователям
- Отчетность
- Уплата страховых взносов
- Регистрация и снятие с учета
- Финансирование предупредительных мер в 2021 году
- Страхование профрисков
- Обеспечение инвалидов
- Возмещение средств в период до 01.07.2019)
- Листок нетрудоспособности
- Бланки документов
- Обращения граждан
- Положение о конкурсе «Лучший страхователь года»
- Добровольное социальное страхование
- Для ЛПУ
- Очередь на санаторно-курортное лечение
В организации произошел НС. В первый день созданная приказом работодателя комиссия известила о несчастном случае ФСС, получила извещение по форме № 315-у из того лечебного учреждения, где пострадавший получил медицинскую помощь.
Также в этот же день члены комиссии провели осмотр места происшествия. Протокол опроса очевидцев провели на следующий день, но в отношении тех очевидцев НС, которые находятся на службе, сделали это в день происшествия, чтобы не обращаться к ним в их выходной.
На второй день запросили объяснения с пострадавшего, а также руководителя работ и остальных членов бригады (работников смены).
На третий день составили акт расследования по форме 4, а также акт Н-1. После утверждения акта Н-1 его заверили печатью и передали пострадавшему под подпись.