Закон о табаке 2022 с 1 июля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о табаке 2022 с 1 июля». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Маркировка табака и сигарет нужна, чтобы отслеживать движение товаров. Находить подделки проще, когда цифровые коды есть на каждой упаковке. Так бизнес защищен от конкуренции с дешевым контрафактом.

В 2021 году маркировка охватывает все этапы производства и продажи сигарет и папирос. Цифровые коды с пачек проверяют на каждом шаге и выводят из оборота после того, как товар купили или списали.

Любой незаконно произведенный или ввезенный товар исключается из оборота: поддельная пачка просто не может попасть в цепочку. Продать табак без маркировки не получится. Его нельзя даже перевозить и хранить на складе — за это штрафуют.

Обязательная маркировка табачных стиков должна начаться в РФ с 01.03.2022

Требование наносить цифровые коды на табачную продукцию не меняют общие правила работы розницы. Но есть два момента, на которые нужно обратить внимание.

  • Торговая точка должна пересмотреть работу с документами. После старта обязательной маркировки табака накладные нужно передавать и подтверждать через ЭДО. Когда магазин принимает партии от поставщика, он обязан сканировать цифровые коды и сверять их с указанными кодами маркировки табака в УПД.

    Если информация не совпадает, принимать товар нельзя.

  • При продаже кассир должен сканировать код, чтобы информация о продаже маркированного товара попала в фискальный чек. Для этого подойдет обычный сканер штрихкодов с поддержкой 2D-сканирования. Через онлайн-кассу эти сведения попадут к оператору маркировки табака через ОФД.
  • С 1 марта 2019 все розничные магазины, оптовики, производители и импортеры должны быть зарегистрированы в системе цифровой маркировки.
  • С 1 июля 2019 розница обязана сканировать коды маркировки с каждой пачки или блока сигарет при продаже. Касса должна передавать в ОФД сведения о том, что в чеке есть продукция с кодами. Те, кто торгует табаком оптом и получает маркированные сигареты напрямую от производителя, при поставке переходят электронные универсальные передаточные документы. В них перечислены коды на всю продукцию.
  • С 1 июля 2020 магазины могут продавать только маркированные сигареты и папиросы. Нарушителей правил штрафуют. Передавать УПД с кодами маркировки табака нужно и при поставке сигарет в розничную точку.

Единая минимальная цена на табачные и изделия и как с ней работать в рознице

Для маркировки табака нужен цифровой код DataMatrix. Его выдает Честный Знак. Код размещают на упаковке. По нему отслеживают движение товара к конечному потребителю. Код невозможно подделать или использовать дважды.

DataMatrix наносят на пачку, блок или транспортную упаковку — короб или даже контейнер. Ограничений по объему тары нет. Маркировка табачной продукции должна содержать:

  • GTIN со сведениям о продукте и полную историю его прохождения через ИС.
  • Идентификационный номер, который определяет позицию товара в системе и в едином каталоге.
  • Криптографический код проверки. Его генерирует и выдает Честный Знак.
  1. Зарегистрироваться в Честном Знаке.
  2. Принимать и отправлять документы через ЭДО. Понадобится учетная программа, которая это умеет, — например, МойСклад, — а также усиленная квалифицированная цифровая подпись.
  3. Подключить 2D-сканер, который считывает маркировку табака, и передавать полученную информацию в учетную систему.
  4. Установить онлайн-кассу с подключением к ОФД.

В старой схеме контроля за ценой продажи сигарет государство не устраивала самостоятельность в определении МРЦ со стороны производителя. В результате на схожую табачную продукцию МРЦ от разных производителей мог отличаться на десятки рублей в зависимости от их позиционирования для своих целевых аудиторий. Это нарушало принцип, при котором высокая цена на сигареты должна была стать заградительной для курильщиков. Поэтому и было принято решение о контроле за МРЦ и установлением «нижней границы» для нее – единая минимальная розничная цена (ЕМЦ).

ЕМЦ рассчитывается на основе минимального значения ставки акциза на табачную продукцию, ставки налога на добавленную стоимость и некоего повышающего коэффициента. Это означает, что она будет предсказуемо меняться либо с увеличением акциза (примерно раз в год) либо с изменением ставки налога, что происходит очень редко. Так, например, на период с 1 апреля 2021 года по 31 декабря 2021 года единая минимальная цена на табачную продукцию установлена в размере 108 рублей за пачку.

Таким образом МРЦ на сигареты на остаток 2021 года не могут быть ниже 108 рублей за пачку.

Закон в отношении правил продажи сигарет не изменился, и он по-прежнему регулирует только продажу по цене выше или ниже МРЦ. Изменения в законе затрагивают только правила определения самого МРЦ. Розничный магазин, как и раньше, продолжает контролировать только МРЦ и не может продать сигареты по цене дешевле, чем МРЦ.

Просто теперь на законодательном уровне установлено, что продажа пачки сигарет по цене дешевле, чем 108 рублей в любом случае будет являться нарушением. Но если на пачке указана МРЦ в 175 рублей, то продажа такой пачки по цене 170 рублей по-прежнему будет нарушением, несмотря на то что это выше ЕМЦ.

Изменение МРЦ на сигареты

Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года

Статья 1

В пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2773; 2011, N 30, ст. 4600; 2013, N 26, ст. 3208) слова «и табачных изделий,» заменить словами «, табачных изделий или никотинсодержащей продукции,».

Статья 2

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 1, ст. 37; 2006, N 31, ст. 3433; 2007, N 26, ст. 3089; 2008, N 52, ст. 6236; 2011, N 27, ст. 3881; 2013, N 43, ст. 5444; 2016, N 1, ст. 76; 2020, N 14, ст. 2029) следующие изменения:

1) в статье 6.23:

а) наименование дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции»;

б) абзац первый части 1 после слов «потребления табака» дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции»;

2) в статье 6.24:

а) наименование после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

б) абзац первый части 1 после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

в) абзац первый части 2 после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

3) в статье 6.25:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 6.25. Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

б) в абзаце первом части 1 после слова «курения» дополнить словами «табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов», после слова «курение» дополнить словами «табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов»;

в) абзац первый части 2 после слова «табака» дополнить словами «, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов»;

г) абзац первый части 3 после слова «табака» дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции»;

4) в статье 14.3.1:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 14.3.1. Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

б) в абзаце первом части 1 слова «либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака» заменить словами «или никотинсодержащей продукции либо стимулирование продажи табака, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов и (или) потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

в) в абзаце первом части 2 слова «или процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», слова «и процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

г) в абзаце первом части 3 слова «или процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», слова «и процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;

д) в абзаце первом части 4 слова «или курительных принадлежностей» заменить словами «, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов»;

е) в абзаце первом части 5 после слов «о вреде потребления табака» дополнить словами «или потребления никотинсодержащей продукции», слова «или процесса потребления табака» заменить словами «, никотинсодержащей продукции либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»;


Поправки касаются ограничений и запретов на использование, торговлю, рекламу никотинсодержащей продукции, а также на распространение информации о ней. Внесены изменения в законы об охране здоровья, КоАП РФ, о рекламе и ряд иных актов. Ограничения вводятся и на использование кальянов.

Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Если на пачке указана МРЦ ниже 108 ₽, продавать по старой цене можно до 1 июля, но только в одном случае: если эти сигареты произвели или ввезли в Россию до 1 апреля 2021.

Если на пачке МРЦ выше 108 ₽, продавать можно дороже 108 ₽, но не выше указанной на упаковке максимальной розничной цены.

Требования по концентрации никотина являются нормой технического регулирования. Вопросы его разработки и принятия установлены в Федеральном законе «О техническом регулировании». Положения данного закона предполагают, что обязательные требования к продукции и другие нормы технического регулирования должны включаться в технические регламенты (п. 3 ст. 7). Сосредоточение обязательных требований в технических регламентах обосновывается тем, что это обеспечивает высокий уровень проработки таких норм.

Нормативно установлено, что проекты технических регламентов проходят многоступенчатую процедуру обсуждения и экспертную оценку (раздел II Порядка разработки технических регламентов ЕАЭС, утв. решением Совета ЕЭК от 20 июня 2012 года № 48, ст. 9 Федерального закона «О техническом регулировании»). Следовательно, в существующей системе регулирования нормы о концентрации никотина должны быть проработаны в рамках проекта соответствующего технического регламента.

Вместо этого требование по концентрации предлагается включить непосредственно в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Такой вариант является более быстрым, но он не только противоречит установленному порядку принятия норм технического регулирования, но и может привести к закреплению необоснованных норм.

Поправки к законопроекту предлагают ввести запрет на продажу никотинсодержащих жидкостей с концентрацией никотина выше 20 мг/мл. Насколько можно судить, данная норма является заимствованием опыта Европейского союза. Аналогичная максимальная концентрация никотина предусмотрена в Директиве № 2014/40/EU Европейского парламента и Совета Европейского союза от 03.04.2014.

В России запрещается продажа табачных изделий по цене выше максимальной розничной цены (МРЦ) и ниже единой минимальной розничной цены (ЕМЦ).

До 1 апреля устанавливались максимальные розничные цены самостоятельно производителями, а минимальная розничная цена составляла 75% от максимальной. Часто продавцы устанавливали минимальную цену на сигареты и выдавали ее за скидку. А это запрещено законом.

С 1 апреля минимальную стоимость табачных изделий определяет Минсельхозпром. Она будет единой для всех розничных продавцов. Единая минимальная розничная цена (ЕМЦ) рассчитывается по специальной формуле с учетом ставки акциза, НДС и повышающего коэффициента 1,4. ЕМЦ будет индексироваться каждый год.

Предпринимателю придется самостоятельно отслеживать новости по изменению ЕМЦ сигарет. В 2021 году ЕМЦ на пачку сигарет из 20 штук составляет 108 рублей, в 2022 году она повысится до 112 рублей.

Государство вводит единую минимальную цену на сигареты с 1 июля 2021

Введение Единой минимальной розничной цены не отразилось на средней цене пачки качественных сигарет, считают представители ведущих табачных компаний. Цена на сигареты должна учитывать все налоги и издержки (производственные, логистические и т. д.), а цены крупных легальных производителей уже их учитывают.

Основное влияние на стоимость сигарет в розничной торговле оказывает рост акцизов. В 2020 году пачка обходилась покупателю в среднем в 120 рублей. В 2021-ом, с учетом акцизов, которые выросли на 20%, ее рекомендованная розничная цена (РРЦ) составляет 140 рублей. Для сравнения, стоимость контрафактной пачки – 50-60 рублей.

Все МТС Кассы поддерживают работу с СБП (системой быстрых платежей), что помогает рознице существенно экономить на комиссиях за эквайринг.

  • Ставка в СБП гораздо ниже, чем по эквайрингу – от 0,4 до 0,7%.

С МТС Кассой терминал эквайринга и дополнительные гаджеты для приема безналичных платежей через СБП не требуются.

За стимулирование продажи табака продавец привлекается к ответственности по статье 14.3.1 КоАП РФ:

  • ИП – от 5 до 15 тысяч рублей;

  • юридические лица – от 80 до 150 тысяч рублей.

За нарушение порядка ценообразования табачных изделий по статье 14.6 КоАП РФ предусмотрены следующие размеры штрафов:

завышение цен:

  • ИП – 50 тысяч рублей или дисквалификация до трех лет;

  • юридические лица – двукратный размер полученной выручки.

занижение цен:

  • ИП – 50 тысяч рублей или дисквалификация до трех лет;

  • юридические лица – 100 тысяч рублей.

Также продавцов ждут штрафы за продажу сигарет без маркировки:

  • 5 000 — 10 000 руб. для ИП;

  • 50 000 — 100 000 руб. для юридических лиц.

и за отсутствие номенклатуры в чеке:

  • 1 500 — 3 000 руб. – для должностных лиц;

  • 5 000 — 10 000 руб. – для ИП и ООО.

Дата публикации: 05.04.2021

Зарегистрируйтесь в системе Маркировки с выгодой 1500 рублей. Быстрая регистрация от 1 дня.

Узнать подробности

Единая минимальная цена (ЕМЦ) на сигареты с 1 июля 2021 года

По мнению депутатов, ЕМЦ сигарет ― инструмент в борьбе с контрафактом, поступающим в Россию из других стран. По официальным данным, в 2020 г. 11% российского рынка заполонила нелегальная табачная продукция. Это, в свою очередь, создает весомую конкуренцию отечественным производителям и снижает денежные вливания в федеральный бюджет. Ущерб государству в прошлом году был оценен на уровне 85 млрд рублей ― это неуплаченные налоги и акцизы.

Как утверждает Минфин РФ, средняя цена легальной пачки сигарет, в связи с повышением ставки акциза, составит около 140 руб. Поэтому ЕМЦ никак не скажется на стоимости табачной продукции российских производителей. То есть, и так будет выше «минималки».

Минимальная цена пачки сигарет в 2021 году уже определена. Как она скажется на государственном бюджете и выборе курильщиков ― станет известно к концу года.

Для расчета единой минимальной цены табачной продукции используется формула:

ЕМЦТП = 0,02 × СА × (1 + СНДС) × 1,4, где

  • ― СА ― ставка акциза (минимально возможное значение); выражается в рублях, за 1000 штук в отношении сигарет и папирос, устанавливается НК РФ на соответствующий период (с 01.01.2021 ― 3 205 руб.);
  • ― СНДС ― тариф НДС, установленный НК РФ (20%).

Путем простых расчетов определена минимальная цена на сигареты в 2021 году. Она составила 108 рублей. Ответственность за ее расчет в текущем и будущем годах возложена на Минсельхоз.

Если у вас осталась табачная продукция, купленная у поставщика или ввезенная на территорию РФ до 1 апреля, можете смело продавать ее по цене ниже 108 руб., но только до 30 июня включительно. Затем это право перестает действовать. Минимальная цена сигарет с 1 июля 2021 года составляет 108 руб. и ни рублем меньше. Нарушителей ждут штрафы.

Не путайте понятия ЕМЦ и МРЦ. Они несут в себе противоположные значения. ЕМЦ ― минимально допустимая цена, и ниже ее продавать табачные изделия запрещено законом. МРЦ ― максимальная розничная цена, устанавливаемая производителем. Он печатает ее на пачках сигарет. Выше этой суммы изделия не могут быть реализованы. Данные о МРЦ в форме уведомления передаются в контролирующие органы.

С внедрением обязательной маркировки табачной продукции МРЦ стал частью Data Matrix. При считывании сканерами штрихкодов или ТСД в товароучетной системе происходит разбор маркировочного кода. В том числе, определяется максимальная розничная цена сигарет. МРЦ может меняться не чаще 1 раза в месяц.

Продавать немаркированную альтернативную табачную продукцию больше нельзя

Показатель минимальной цены будет рассчитывать Минсельхоз на основе минимальной ставки акциза на единицу потребительской упаковки, налога на добавленную стоимость и повышающего коэффициента. Таким образом, в 2021 году этот показатель составит 108 рублей за пачку из 20 сигарет.

Единая минимальная цена табачной продукции должна применяться с даты применения ставки акциза на табачную продукцию, на основании минимального значения которой она рассчитывается. Такая цена подлежит опубликованию не позднее 30 дней до даты применения новых ставок акциза на табачную продукцию.

Продажа табачной продукции потребителям будет осуществляться по максимальным розничным ценам, установленным в соответствии с законодательством о налогах и сборах. При этом реализация такой продукции по ценам ниже действующей единой минимальной цены табачной продукции запрещается.

Исключение могут составить только случаи продажи, ранее произведенной или ввезенной табачной продукции в течение трех месяцев с даты применения новой единой минимальной цены по ценам не ниже единой минимальной цены табачной продукции, действовавшей в период, предшествующий дате применения новой единой минимальной цены табачной продукции.

Таким образом, минимальная розничная цена = 75% от максимальной розничной цены. Продажа табачных изделий ниже максимальной розничной цены, указанной на пачке изделия, но не менее 108 рублей за пачку на 20 сигарет.


504-ФЗ Статья 2, пункт 3 гласит:

«Табачная продукция, произведенная или ввезенная на территорию РФ до 1 апреля 2021 года, с указанной на потребительской упаковке (пачке) табачной продукции максимальной розничной ценой, ниже установленной единой минимальной цены табачной продукции может быть реализована до 1 июля 2021 года»

Другими словами, необходимость соблюдать ЕМЦ не распространяется на продукцию, введенную в оборот до 1 апреля 2021 года. Ее можно будет продавать по цене ниже установленного показателя до 1 июля.

С 1 июля сигаретами на которых указана цена ниже ЕМЦ – торговать запрещено.


Напомним, если минимальную цену неправомерно занизить, должностному лицу грозит дисквалификация до 3 лет или штраф 50 000 руб.

Для юридических лиц штраф составит до 100 000 руб.

Не исключено, что размеры штрафов за нарушения ЕМЦ к 1 июля 2021 года будут откорректированы.


Прочие изменения

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 506-ФЗ – вносит изменения в ст. 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

Данные поправки запрещают перемещение по территории России физлицами немаркированной специальными акцизными марками табачной продукции и табачных изделий, в том числе продукции, являющейся товарами ЕАЭС, за исключением случаев, если такая продукция перемещается совершеннолетним гражданином в количестве не более 200 сигарет или 50 сигар, или 250 граммов табака, или указанных табачных изделий общим весом не более 250 граммов на человека.


Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных и максимальных розничных цен такой продукции. В силу Федерального закона от 22.12.2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» (далее — Технический регламент), сведения о максимальной розничной цене в рублях, должны наносится на потребительскую упаковку табачных изделий, согласно которому на одной из наружных сторон каждой потребительской упаковки (пачки) сигарет и папирос должны быть нанесены:

  • максимальная розничная цена, по которой сигареты и папиросы могут быть реализованы потребителям;
  • сведения о месяце и годе изготовления сигарет и папирос.

В силу ч. 2 ст. 187.1 НК РФ максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями; максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий. Там же определено, что под маркой (наименованием) в целях названной главы понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков — индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиатом, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Со 2 июля 2021 года ипотечные каникулы распространены на получающих доходы с применением специальных налоговых режимов. Это позволяет воспользоваться такими каникулами всем заемщикам-физлицам, а не только получающим доходы по трудовым или гражданско-правовым договорам. Теперь банки не будут отказывать гражданам, получающим доход от предпринимательской или иной деятельности, в предоставлении ипотечных каникул.

С 30.12.2021 банкам и иным кредиторам сложнее навязать платные услуги: отметки об автоматическом согласии на них при подписании заявления на кредит теперь вне закона.

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 303-ФЗ

Законодательные изменения, о которых мы расскажем на этом сайте, направлены на установление регулирования никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления — нагреваемый табак, вейпы, никотиновые пэки и так далее.

Это серьезные изменения для общества, табачной индустрии, и в частности, для компании «БАТ Россия» и наших партнеров.

Мы создали данный сайт, чтобы помочь нашим партнерам своевременно перестроиться на новые правила и продолжить строить успешный бизнес в соответствии с нормами законодательства.

Если по ходу изучения материалов сайта у вас возникнут вопросы, пожалуйста, воспользуйтесь разделом «Вопросы и ответы».

Спасибо за то, что вы с нами!

  • Запрет оптовой и розничной торговли пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.

    Часть 8 статьи 19 →

  • Запрет продажи никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления никотинсодержащей продукции.

    Часть 1 статьи 20 →

  • Запрет потребления никотинсодержащей продукции в определенных общественных местах, где установлен запрет курения, за исключением специально выделенных мест, оборудованных помещений в случаях, установленных ст. 12 Закона.

    Часть 1 статьи 12 →

  • Обращаем внимание, что предусмотрены отдельные сроки вступления в силу запрета на потребление никотинсодержащей продукции в помещениях предприятий общественного питания, в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах.

  • По-прежнему можно курить и потреблять никотинсодержащую продукцию на улице, в кафе на открытом воздухе и террасах, в квартирах жилых домов (за исключением помещений общего пользования в коммунальных квартирах).

  • Запрет потребления никотинсодержащей продукцией в помещениях предприятий общественного питания.

    Пункт 14 части 1 статьи 12 →

  • Запрет потребления никотинсодержащей продукцией в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах.

    Пункт 6 части 1 статьи 12 →

  • Запрет рекламы и стимулирования продажи никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, а также спонсорства никотинсодержащей продукции.

    Пункт 1 части 1 статьи 16 →

  • Розничная торговля никотинсодержащей продукцией, кальянами должна осуществляться в магазинах и павильонах.

    Часть 1 статьи 19 →

  • Запрет продажи никотинсодержащей продукцией, кальянами на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов.

    Часть 3 статьи 19 →

  • Обращаем внимание, что устройства для потребления никотинсодержащей продукции можно будет продавать дистанционно, с помощью разносной и развозной торговли. Все существующие каналы продажи устройств сохранятся без рекламы. Нагреваемые стики можно будет купить в магазинах и павильонах, включая фирменные магазины в торговых центрах.

  • Запрещается розничная торговля никотинсодержащей продукцией с выкладкой и демонстрацией никотинсодержащей продукции в торговом объекте, за исключением случая: доведение информации продавцом до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой никотинсодержащей продукции, кальянов, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов.

    Части 4, 5 статьи 19 →

  • Обращаем внимание, что в отношении устройств для потребления никотинсодержащей продукции не установлено ограничений в отношении выкладки и демонстрации. После 28 января 2021 г. устройства продолжат продаваться в открытой выкладке, но с демонстрацией без рекламы. Стики будут продаваться в закрытой выкладке.

    Ввод минимальный цен на сигареты в 2021 году

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

    В 2022 году прогнозируется увеличение нефтегазовых доходов по сравнению с 2021 годом с 6,8% до 7,2% ВВП, в 2023 году — снижение до 6,5%, в 2024 году — до 5,7%. Это связано с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть марки Urals и на природный газ, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения.

    Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет на 2022 год прогнозируется в объеме 9,542 трлн рублей, при этом базовые нефтегазовые доходы составят 6,145 трлн рублей, а дополнительные нефтегазовые доходы — 3,397 трлн рублей. В 2023 и 2024 годах объем нефтегазовых доходов, согласно прогнозу, составит 9,194 трлн рублей и 8,564 трлн рублей, из них базовые нефтегазовые доходы соответственно составят 6,483 трлн рублей и 6,467 трлн рублей, дополнительные нефтегазовые доходы — 2,71 трлн рублей и 2,096 трлн рублей соответственно. Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть — $44,2, $45 и $45,9 за баррель в 2022-2024 годах соответственно.

    В части ненефтегазовых доходов в 2022-2024 годах прогнозируется незначительное снижение их доли в ВВП — с 11,6% до 11,4%.

    Доля нефтегазовых доходов в 2022-2024 годах в общем объеме доходов федерального бюджета снижается с 38,1% до 33,2%, доля ненефтегазовых доходов увеличивается с 61,9% до 66,8% соответственно.

    В 2023 и 2024 годах планируется увеличение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) за счет перечисления дополнительных нефтегазовых доходов, полученных в 2022-2023 годах. В результате к концу 2024 года планируется увеличение средств ФНБ до 23,267 трлн рублей.

    Расходы федерального бюджета на реализацию 47 госпрограмм (открытая часть) на 2022 год планируются в объеме 15,563 трлн рублей, на 2023 год — 16,242 трлн рублей, на 2024 год — 16,569 трлн рублей, или 78%, 77,3% и 77,6% общего объема расходов федерального бюджета (открытая часть) соответственно.

    В структуре расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов в 2022-2024 годах наибольший объем расходов будут составлять расходы на социальную политику с тенденцией к снижению в плановом периоде (4,4% ВВП в 2022-2023 годах, 4,2% ВВП — в 2024 году), говорится в заключении Счетной палаты.

    Правительство представило поправки ко второму чтению федерального бюджета, которые предусматривают перераспределение в 2022 году 641,4 млрд рублей, в 2023 году — 665,2 млрд рублей, в 2024 году — 815,4 млрд рублей, сообщила ранее замминистра финансов РФ Ирина Окладникова на заседании комитета по бюджету. 19 ноября комитет одобрил три поправки президента РФ к проекту федерального бюджета на 2022-2024 годы, обеспечивающие финансами предложения главы государства о повышении прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда (МРОТ).

    Предполагается, что по итогам реализации поправок прожиточный минимум и МРОТ вырастут выше прогнозируемой инфляции. Как пояснил ранее журналистам полномочный представитель президента РФ в Госдуме Гарри Минх, это составит «порядка 8,6% по одному направлению и более 8% — где-то 8,13% — по другому направлению». Согласно этим расчетам, МРОТ должен увеличиться до 13 тыс. 890 рублей, а прожиточный минимум на душу населения — до 12 тыс. 654 рублей Для трудоспособного населения прожиточный минимум составит 13 тыс. 793 рублей, для пенсионеров — 10 тыс. 882 рублей, для детей — 12 тыс. 274 рублей.

    Поправки «Единой России» ко второму чтению федерального бюджета на 2022-2024 годы предусматривают дополнительное выделение средств на жилье инвалидам, развитие региональной сети автодорог, комплексное развитие сельских территорий и капитальный ремонт вузов. Кроме того, поправки предполагают создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в ряде регионов. В частности, средства на развитие автодорог регионального значения, увеличиваются с 30 млрд до 50 млрд рублей в год, а на субсидии организациям воздушного транспорта для обеспечения доступности воздушных перевозок дополнительно выделяется по 1,5 млрд рублей в год, указывал ранее глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров.

    На обеспечение антивирусными лекарствами для ВИЧ-инфицированных, в том числе в сочетании с вирусом гепатита, выделяется дополнительно по 2,3 млрд рублей ежегодно. Субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жильем инвалидов увеличиваются на 2022 году на 2,15 млрд рублей, на 2023 году — на 2,07 млрд рублей, в 2024 году — почти на 2,5 млрд рублей Также, согласно поправкам «Единой России», на комплексное развитие сельских территорий в 2022 году будет дополнительно выделено 4,46 млрд рублей.

    Ко второму чтению были увеличены расходы по госпрограммам «Научно-технологическое развитие РФ», «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Также были увеличены субсидии на господдержку малого и среднего предпринимательства, а также самозанятых, уплачивающих налог на профессиональный доход, в 2022 году до 14,8 млрд рублей, в 2023 году до 18,6 млрд рублей. Кроме того, ко второму чтению были распределены 98% средств, заложенные в межбюджетных трансфертах, указал ранее первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

    По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, к принятию во втором чтении были рекомендованы поправки, предусматривающие выделение дополнительных средств на ремонт автодорог регионального и местного значения, субсидирование авиаперелетов для жителей Дальнего Востока, развитие сельских территорий, повышение доступности медпомощи на селе, обеспечение жильем инвалидов, капитальный ремонт студенческих общежитий, строительство спортплощадок, содействие занятости молодежи, устранение цифрового неравенства. «Но главное — индексация социальных расходов выше уровня инфляции», — подчеркнул Вячеслав Володин, напомнив, что президент РФ предложил в следующем году проиндексировать прожиточный минимум и МРОТ опережающими темпами по сравнению с инфляцией — на 8,6%.

    «Значит, вырастут и размеры социальных пособий, которые зависят от величины прожиточного минимума и МРОТ», — пояснил председатель Государственной думы. По его словам, повышение социальных выплат и зарплат коснется 19 млн граждан России. Вячеслав Володин добавил, что в ближайшее время предстоит принять решение о дополнительной индексации пенсий. Кроме того, по фактической инфляции в следующем году будет проиндексирован материнский капитал.

    «Антитабачное» законодательство и ответственность за его нарушение

    С даты вступления в силу поправок ПФР будут информировать мужчин с 45 лет и женщин с 40 лет о предполагаемом размере страховой пенсии по старости. Информировать будут раз в три года при условии, что россиянин не получает какую-либо пенсию.

    На 2022 год установлена величина прожиточного минимума. По России на душу населения она составит 11 950 рублей, для трудоспособного населения — 13 026, для пенсионеров — 10 277 и для детей — 11 592 рубля.

    С 1 января также вступает в силу новый порядок формирования кредитной истории. Минимальный доход россиян с долгами защитили от взысканий: с 1 февраля будет действовать норма о сохранении ежемесячного дохода должника не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России.

    Правило не распространяется на взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью или вызванного смертью кормильца, и нанесенного преступлением ущерба.

    Обязательную сдачу анализов на наркоманию и алкоголизм при получении и замене водительских прав отложили до 2022 года. Тестирование введут тоже с 1 января 2022-го. На анализы придется сдавать кровь и мочу.

    С этого же числа начнут действовать новые правила перевозки грузов на автомобилях: перевозочные документы можно будет оформлять не только в бумажном, но и в электронном виде.

    Упрощен порядок получения налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по кредитам, а также инвестиционных вычетов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете.

    Все эти виды вычетов с 1 января можно оформить документы через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Одновременно вводится ответственность за непредставление в налоговый орган указанных сведений.

    Больничные листы будут оформляться только в электронном виде с 1 января. Пособия перечислят на банковский счет застрахованного, указанный в заявлении, либо в личном кабинете на госуслугах, либо отправят по почте или в иную организацию. Плата за банковские услуги взиматься не должна. Пособия выплачиваются в течение 10 рабочих дней.

    В России запустят ГИС ОМС. Система предназначена для учета информации о медпомощи, контроля за ее качеством и скоростью ее оказания. Полный функционал должен стать доступным к 2022 году.

    Россиян предупредили о подорожании сигарет в 2022 году

    В 2022 году россияне должны будут начать платить НДФЛ с процентных доходов по вкладам — первый платеж надо будет сделать до 1 декабря в 2022-го на основании налогового уведомления. Расчеты будут проводить анонимно на основе на информации банков о суммах выплаченных процентов.

    Налогом будет облагаться только сумма доходов, которая выше установленной нормы. Для расчета нормы использовали доход по процентам при вкладе на миллион рублей по ставке, равной ключевой ставке ЦБ. При этом сама сумма банковского вклада не будет облагаться налогом.

    Фермерам разрешат строить жилые дома в непосредственной близости от обрабатываемой ими земли. Чтобы защитить земли сельхозназначения от массовой застройки, ввели ограничения: построить можно только один дом не выше трех этажей и общей площадью не более 500 квадратных метров; площадь застройки не должна превышать 0,25% от площади участка.

    Переводы через СБП станут доступнее. Минимальный лимит, установленный банками для денежных переводов через систему, не может быть ниже 150 тысяч рублей в день.

    С 1 апреля 2022 года участников СБП обязали обеспечить клиентам возможность оплачивать покупки и услуги с помощью мобильного приложения СБПэй. С его помощью появится возможность расплатиться по QR-коду в любых торговых точках, которые принимают оплату через СБП.

    В статье 6.24 КоАП РФ установили административную ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах. Размер штрафа не изменился и составляет от 500 до 1500 рублей для граждан.

    Частью 2 статьи 6.24 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на детских площадках. Размер штрафа на граждан — от 2000 до 3000 рублей.

    В статье 6.25 КоАП РФ изменили название на «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

    Установлена административная ответственность за несоблюдение законодательных требований:

    • к знаку о запрете потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов;
    • к выделению и оснащению специальных мест потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов;
    • к исполнению обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции.

    Размер штрафа составляет:

    • для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей;
    • для юридических лиц — от 30 000 до 60 000 рублей.

    В новой редакции части 3 статьи 6.25 КоАП РФ указано, что неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции на территориях и в помещениях, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, наказывается наложением административного штрафа в размере:

    • от 30 000 до 40 000 рублей для индивидуальных предпринимателей;
    • от 60 000 до 90 000 рублей для юридических лиц.

    Статья 14.3.1 КоАП РФ теперь называется «Спонсорство табака или никотинсодержащей продукции, реклама и стимулирование продажи табака, табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции». Ее нормами предусмотрено за спонсорство никотинсодержащей продукции, рекламу и стимулирование продажи никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов, стимулирование потребления никотинсодержащей продукции наложение административного штрафа:

    • на граждан — от 2000 до 3000 рублей;
    • на должностных лиц — от 5000 до 15 000 рублей;
    • на юридических лиц — от 80 000 до 150 000 рублей.

    Вводится запрет на демонстрацию процессов потребления никотинсодержащей продукции в рекламе, а также на рекламу никотинсодержащей продукции и устройств для потребления никотинсодержащей продукции. Частью 3 статьи 14.3.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за демонстрацию табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции:

    • в созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы;
    • в театрально-зрелищных представлениях;
    • в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах;
    • в эфире, по кабелю;
    • другими способами указанных произведений, представлений, программ.

    Исключение составляют ситуации, когда демонстрация курения является неотъемлемой частью художественного замысла. За такие действия размер штрафов составляет:

    • для должностных лиц — от 20 000 до 40 000 рублей;
    • для юридических лиц — от 100 000 до 170 000 рублей.

    Аналогичная демонстрация никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов либо процесса потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции в произведениях, предназначенных для детей, наказывается штрафом:

    • для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей;
    • для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

    За нарушение демонстрации табачных изделий в рекламе нарушителя ожидает штраф в следующем размере:

    • для граждан — от 3000 до 4000 рублей;
    • для должностных лиц — от 10 000 до 25 000 рублей;
    • для юридических лиц — от 150 000 до 600 000 рублей.

    Статьей 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на никотинсодержащую продукцию.

    Статьей 14.53 КоАП РФ в новой редакции за несоблюдение ограничений в сфере торговли никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции предусмотрено наложение штрафа:

    • на граждан — от 2000 до 3000 рублей;
    • на должностных лиц — от 5000 до 10 000 рублей;
    • на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.

    Запрещается розничная торговля никотином (в том числе полученным путем синтеза) или его производными, включая соли никотина, а также никотинсодержащей жидкостью и раствором никотина (в том числе жидкостями для электронных средств доставки никотина), если концентрация никотина в никотинсодержащей жидкости или растворе никотина превышает 20 мг/мл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *