Закон о регистрации сделок с недвижимостью в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о регистрации сделок с недвижимостью в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон 218-ФЗ, как и его предшественник – Закон № 122-ФЗ, по общему правилу, предусматривали госрегистрацию перехода права собственности только по совместному заявлению сторон договора — продавца и покупателя. В случае прекращения деятельности продавца-юридического лица до подачи документов в Росреестр единственным способом стать титульным и полноправным собственником для покупателя было только обращение в суд. На это еще в 2010 году указали высшие суды в лице ВС РФ и ВАС РФ.

Тем не менее, эти разъяснения высших судебных инстанций глобально проблему решить не могли, поскольку такое решение могло найтись только на законодательном уровне. К счастью, это и произошло – 30 апреля этого года вступила в силу ч. 9 ст. 15 Закона № 218-ФЗ, которая позволяет покупателям недвижимости самостоятельно обратиться в Росреестр с заявлением о госрегистрации права собственности, если продавец-юридическое лицо по тем или иным причинам к тому времени прекратил свое существование.

Покупателю просто нужно будет приложить выписку из ЕГРЮЛ, подтверждающую исключение продавца из данного реестра, и документ об оплате купленной им недвижимости. При этом, если покупатель не представит выписку из ЕГРЮЛ самостоятельно, то регистратор сам закажет ее в порядке межведомственного взаимодействия с ФНС.

Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.

В случае, если отказ Росреестра в осуществлении государственной регистрации прав и (или) кадастрового учета был признан незаконным в суде, повторное обращение заявителя больше не потребуется. Теперь регистратор должен провести учетно-регистрационные действия на основании решения суда, предварительно уведомив заявителя об этом в течение 3 рабочих дней с момента поступления к нему соответствующего решения суда. Ранее заявитель, оспоривший отказ регистратора и получив на руки соответствующее судебное решение, должен был повторно обращаться в Росреестр.

Этот срок составляет не более 3 рабочих дней со дня получения Росреестром документов, устраняющих причины приостановки. При этом в случае возобновления учетно-регистрационных действий регистратор должен провести эти действия в срок, оставшийся (неистекший) к дате приостановления.

То есть, если приостановление госрегистрации состоялось на 6 рабочий день (из 7 установленных законом), то в случае ее возобновления она должна быть осуществлена не позднее следующего за возобновлением рабочего дня. Ранее такого срока не было, что иногда позволяло регистраторам дожидаться окончания срока приостановки после получения необходимых документов от заявителей, что порождало неопределенность.

Закон № 218-ФЗ в новой редакции включает в себя новое основание для проведения учетно-регистрационных действий – решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы, вместе с такими исполнительными листами.

Кроме того, уточнены случаи, когда основаниями для совершения учетно-регистрационных действий являются межевой план, технический план, карта-план территории и акт обследования.

Зачем россиян заставят отчитываться о сделках с недвижимостью?

— в случае возведения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и единого недвижимого комплекса – лица, использующие соответствующие земельные участка на условиях частного и публичного сервитута и на ином праве;
— при кадастровом учете (госрегистрации) в связи с прекращением существования соответствующих объектов — наследники лиц, которым принадлежали объекты недвижимости;
— при кадастровом учете таких земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах — органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые законом возложена обязанность по образованию земельных участков (здесь перечислены не все случаи, подробнее см. ст. 15 Закона № 218-ФЗ в новой действующей редакции).

Теперь необязательно готовить отдельный бумажный экземпляр документа-основания (например, договора купли-продажи, дарения и пр.) для органа регистрации, достаточно подготовить их по одному для каждой сторон сделки. Такие документы будут переведены регистратором в электронную форму путем сканирования и возвращены участникам сделки со специальной отметкой о таком сканировании. То же самое касается и ситуаций, когда документами-основаниями выступают акт органов госвласти, местного самоуправления и судебные акты.

Отмена нотариального удостоверения сделок — долгожданное событие.
Ведь нотариальная сделка не только требовала больших финансовых затрат, но и сильно усложняла и затягивала процедуру сделки. А проку в этом не было ни какого.

01 мая 2019 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон №76-фз, закон вступил в силу 31.07.2019 г

Этот закон вносит поправки в статью 42 фз-218 «О государственной регистрации недвижимости» Теперь статья 42 фз 218 изложена в следующей редакции:

«Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона)».

И с 01.08.2019 года участники долевой собственности смогут отчуждать ее (при одновременном отчуждении всеми участниками) без нотариального удостоверения, по договору купли-продажи, дарения или соглашения о выделении долей, в связи с применением средств государственной субсидии на улучшение жилищных условий семьи, соглашению в простой письменной форме

  • Юридические компании
  • Юристы Киева
  • Адвокаты Украины
  • Нотариусы Украины
  • Государственные нотариусы
  • Частные нотариусы

Налоги, субсидии и возврат денег: что изменится в декабре 2021 года

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • 1) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и их обременений (далее — государственная регистрация прав) — официальное признание и подтверждение государством фактов приобретения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество, обременений таких прав путем внесения соответствующих сведений в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество;
  • 2) Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее — Государственный реестр прав) — единая государственная информационная система, обеспечивающая обработку, хранение и предоставление сведений о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их обременения;
  • 3) заявитель:
    • владелец, другой правоприобретатель, сторона сделки, в которых возникло, перешло ли прекратилось вещное право, или уполномоченные ими лица — при подаче документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения права собственности и иных вещных прав;
    • орган государственной власти, его должностное лицо, которым установлено, изменено или прекращено обременение, лицо, в интересах которого установлены, изменены или прекращены обременения, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения имущественных прав;
    • ипотекодержатель, лицо, в интересах которого установлена, изменена или прекращена ипотека, или уполномоченные ими лица — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения ипотеки;
    • орган местного самоуправления — в случае постановки на учет бесхозного недвижимого имущества;
    • лицо, за которым закреплен личный счет в похозяйственной книге соответствующего сельского, поселкового, городского совета или уполномоченное им лицо — в случае проведения государственной регистрации права собственности на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения , пристройки к ним, были закончены строительством в 5 августа 1992 и расположены на территориях сельских, поселковых, городских советов, которым в соответствии с законодательством осуществлялось ведение похозяйственного учета;
    • частный партнер (концессионер) — в случае проведения государственной регистрации права государственной или коммунальной собственности на недвижимое имущество, вещные права на которое возникли в результате создания и / или строительства (нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта и технического переоснащения), и / или управление (пользование, эксплуатация, техническое обслуживание) по договору, заключенному в рамках осуществления государственно-частного партнерства, в том числе концессионным договором;
    • государственный партнер (концессиедатель) или по его поручению государственное или коммунальное предприятие, учреждение, организация или хозяйственное общество, 100 процентов акций (долей) которых принадлежат государству, Автономной Республике Крым, территориальной общине или другом хозяйственному обществу, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит государству, — в случае подачи документов для проведения государственной регистрации приобретения права государственной или коммунальной собственности на земельный участок, необходимый для осуществления государственно-частного партнерства (реализации проекта, осуществляемого на условиях концессии), для проведения государственной регистрации приобретения, изменения или прекращения обременения прав на такой земельный участок;
    • субъект преимущественного права покупки земельного участка сельскохозяйственного назначения, который передал такое право другому лицу, — в случае государственной регистрации перехода преимущественного права на покупку земельного участка;
  • 4) другой правоприобретатель — арендатор, концессионер, частный партнер, субъект иного права, производного от права собственности, ипотекодержатель, наследник (в случае оформления наследства, в состав которой входят вещные права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом)
  • 5) обременение — запрет или ограничения распоряжения и / или пользования недвижимым имуществом, установленные законом, актами уполномоченных на это органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, или такие, которые возникли из сделки. Для целей настоящего Закона отягощением считается также:
    • намерение собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения, в отношении которого установлено преимущественное право ее покупки, продать ее лицу, которое не является субъектом такого преимущественного права;
    • преимущественное право покупки земельного участка сельскохозяйственного назначения, передано другому лицу на основании соответствующей сделки;

    1. Общими принципами государственной регистрации прав являются:

    • 1) обеспечение государством объективности, достоверности и полноты сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и их обременения;
    • 2) обязательность государственной регистрации прав в Государственном реестре прав;
    • 2-1) одновременность совершения нотариального действия с недвижимым имуществом, объектом незавершенного строительства и государственной регистрации прав;
    • 3) публичность государственной регистрации прав;
    • 4) внесение сведений в Государственный реестр прав исключительно по основаниям и в порядке, определенным этим Законом;
    • 5) открытость и доступность сведений Государственного реестра прав.

    2. Вещные права на недвижимое имущество и их обременения, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, возникают с момента такой регистрации.

    3. Имущественные права на недвижимое имущество и их обременения, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными при наличии одного из следующих условий:

    • 1) регистрация таких прав была проведена в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их возникновения;
    • 2) на момент возникновения таких прав действовало законодательство, которое не предусматривало их обязательной регистрации.

    4. Любые действия лица, направленные на установление, изменение или прекращение прав на недвижимое имущество и их обременений, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Законом, могут совершаться, если имущественные права на такое имущество зарегистрированы согласно требованиям этого Закона, кроме случаев, когда вещные права на недвижимое имущество, возникшие до 1 января 2013 года, признаются действительными в соответствии с частью третьей настоящей статьи, и в случаях, определенных статьей 28 настоящего Закона.

    5. Государственная регистрация права собственности и других вещных прав проводится в пределах Автономной Республики Крым, области, городов Киева и Севастополя по местонахождению недвижимого имущества.

    На основании решения Министерства юстиции Украины государственная регистрация права собственности и других вещных прав в определенных случаях может проводиться в пределах нескольких административно-территориальных единиц, определенных абзацем первым настоящей части, или независимо от местонахождения недвижимого имущества.

    Государственная регистрация обременений вещных прав проводится независимо от местонахождения недвижимого имущества.

    Государственная регистрация прав проводится по заявлениям в сфере государственной регистрации прав любым государственным регистратором с учетом требований, установленных абзацами первым — третьим этой части, кроме случая, предусмотренного статьей 31-2 настоящего Закона.

      1. Государственной регистрации прав подлежат:

      • 1) право собственности и право доверительной собственности как способ обеспечения исполнения обязательства на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства;
      • 2) вещные права на недвижимое имущество, производные от права собственности:
        • право пользования (сервитут);
        • право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис)
        • право застройки земельного участка (суперфиций);
        • право хозяйственного ведения;
        • право оперативного управления;
        • право постоянного пользования и право аренды (субаренды) земельного участка;
        • право пользования (найма, аренды) зданием или другим капитальным сооружением (их отдельной части), что возникает на основании договора найма (аренды) здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), заключенного на срок не менее трех лет;
        • (Абзац девятый пункта 2 части первой статьи 4 исключен на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019)
        • право доверительной собственности (кроме права доверительной собственности как способа обеспечения исполнения обязательств);
        • другие вещные права в соответствии с законом;
      • 3) (Пункт 3 части первой статьи 4 исключен на основании Закона № 340-IX от 05.12.2019)
      • 4) обременения прав на недвижимое имущество, объект незавершенного строительства:запрет отчуждения и / или пользования;
        • арест;
        • ипотека;
        • требование нотариального удостоверения договора, предметом которого является недвижимое имущество, установленная собственником такого имущества;
        • налоговый залог, предметом которого является недвижимое имущество, объект незавершенного строительства;

      2. При определении долей в праве общей собственности или их изменения, изменения субъекта управления объектами государственной собственности, изменения правоприобретателя вещного права, производного от права собственности, срока действия такого вещного права, а также изменения обременителя, лица, в интересах которой установлено обременение прав, или изменения условий обременения проводится государственная регистрация таких изменений, при этом дата и время государственной регистрации прав, обременений прав остаются неизменными.

      1. В Государственном реестре прав регистрируются вещные права и их обременения на земельные участки, а также на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а именно: жилые дома, здания, сооружения, а также их отдельные части, квартиры, жилые и нежилые помещения.

      2. Если законодательством предусмотрено принятие в эксплуатацию недвижимого имущества, государственная регистрация прав на такое имущество проводится после принятия его в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, кроме случаев, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона.

      3. Право собственности на жилой дом, здание, сооружение, а также их отдельные части могут быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором они расположены.

      Право собственности на квартиру, жилое и нежилое помещение может быть зарегистрировано независимо от того, зарегистрировано ли право собственности на жилой дом, здание, сооружение, а также их отдельные части, в которых они расположены.

      4. Не подлежат государственной регистрации вещных правах и их обременения на полезные ископаемые, растения, а также на малые архитектурные формы, временные, некапитальные сооружения, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения, а также отдельно на сооружения, что является принадлежностью главной вещи, или составной частью вещи, в частности на магистральные и промысловые трубопроводы (в том числе газораспределительные сети), автомобильные дороги, электрические сети, магистральные тепловые сети, сети связи, железнодорожные пути.

      ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ

      КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ

      В ЕГРН вошли:
      • Реестр сведений о границах территории, зарезервированной для государственных или муниципальных нужд;
      • Перечни координат пунктов геодезической основы в местных системах координат, установленных в отношении кадастровых округов.

      Теперь включают сведения о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок с/х назначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием.

      Уточнено, что в отношении предприятия как имущественного комплекса указывают кадастровые номера объектов недвижимости, которые предприятие использует на праве, отличном от права собственности (например, по договору аренды)

      Сведения о решении об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд теперь вносят в кадастр недвижимости, а не в ЕГРН.

      Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.

      С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.

      ВОПРОС/СИТУАЦИЯ

      НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ

      Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра
      В какой форме запрашивать сведения Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме
      На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.

      Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра.

      До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки.

      Получение сведений ЕГРН через МФЦ МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).

      Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ).

      Получение акта согласования местоположения границ земельных участков Копию акта из межевого плана могут получить:
      • правообладатели, чьи личные подписи стоят в акте, и их представители;
      • лица, которым участок перешел в порядке универсального правопреемства.
      Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.

      Сведения можно бесплатно получить:

      • об объектах, которые сейчас принадлежат должнику;
      • о ранее принадлежавшей ему недвижимости.
      Запрет продажи выписок из ЕГРН Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.

      Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:

      • по форме и объему не копирует официальную выписку из ЕГРН;
      • не подписана должностным лицом Росреестра или ФКП при нем.

      С 2021 года закон более чётко регламентирует отказ органа регистрации исправлять техническую ошибку: он должен направить уведомление об этом. Срок — не позднее 4 рабочих дней с момента получения заявления об исправлении ошибки.

      Такое уведомление можно обжаловать через суд.

      Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ

      ВОПРОС

      НОВОЕ С 2021 ГОДА

      Регистрация объекта незавершенного строительства Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать
      Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
      • лицо, уполномоченное общим собранием собственников (соответствующие коррективы внесли в ЖК РФ);
      • лицо, которое провело перепланировку.

      В договоре участия в долевом строительстве с 2021 года должен быть указан условный номер объекта стройки согласно проектной декларации застройщика.

      В пакет документов, которые должен представить застройщик для госрегистрации первого ДДУ, включено согласие залогодержателя. Это нужно, если землю, на которой идет строительство, или права на нее застройщик передал в залог банку для обеспечения целевого кредита.

      Для регистрации второго и последующих ДДУ застройщик обязан представить согласие залогодержателя на прекращение права залога, если оно было выдано на каждый объект долевого строительства.

      СИТУАЦИЯ

      РЕШЕНИЕ С 2021 ГОДА

      Когда не нужен нотариус При отчуждении доли в праве общей собственности на с/х земли обращаться к нотариусу не нужно: такие сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения (до 30.04.2021 этот вопрос был спорным).

      Также теперь не нужно заверять у нотариуса изъятие доли в праве общей собственности для публичных нужд.

      Регистрация изменения долей Чтобы зарегистрировать изменение долей, заявление подают:
      • если есть решение суда — один из участников долевой собственности;
      • если соглашение об изменении долей удостоверил нотариус — один из участников или нотариус;
      • в остальных случаях — все участники, чьи доли меняются.
      Регистрация продажи доли третьему лицу Если продавец собрал отказы остальных дольщиков от реализации преимущественного права покупки доли, можно сразу регистрировать сделку. Не нужно подтверждать, что другие дольщики извещены о планируемой продаже доли.

      Если сделку удостоверил нотариус, в Росреестр не нужно представлять доказательства отказа других дольщиков от покупки.

      До 30.04.2021 Росреестр мог отказать в регистрации сделки, если заявление подано покупателем, а продавец ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо. В итоге покупателям приходилось обращаться в суды. Теперь же порядок подачи документов установлен в законе.

      Так, к заявлению нужно приложить:

      • выписку из ЕГРЮЛ о ликвидации продавца или его исключение из этого реестра;
      • документы об исполнении сторонами обязательств по договору (об оплате, акт приема-передачи и т. п.).

      Данный порядок госрегистрации работает, если в ЕГРН была ранее включена запись о праве собственности продавца на объект.

      Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

      Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

      Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

      1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

      2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

      3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

      В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

      Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

      Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

      Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

      Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

      Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

      Что изменится с 31 июля при заключении сделок с недвижимостью

      Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

      С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

      «Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

      • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
      • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
      • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

      С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

      Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

      Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

      Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

      Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

      1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

      2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

      В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

      3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

      4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

      В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

      5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

      Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.


      1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

      Техническая ошибка исправляется в течение трёх рабочих дней после получения соответствующего заявления. После этого в течение трёх рабочих дней со дня её исправления орган регистрации прав направит правообладателю либо лицам, которые обращались за исправлением ошибки, уведомление.

      • QR-коды
      • Перерасчет выплат на детей от 3 до 7 лет
      • Освобождение от НДФЛ при продаже жилья
      • Трудовые гарантии для родителей
      • Заявки на господдержку для бизнеса
      • Страховые взносы и патент для бизнеса
      • Проверка налоговой задолженности
      • Регистрация корпоративных симкарт
      • Возврат денег за путешествия
      • «Пушкинская карта»
      • Потребительское кредитование
      • Выбор загса
      • Лицензия для цирков и зоопарков

      Законодательством предусматриваются различные способы подачи заявления о регистрации по договору купли-продажи недвижимости в Росреестре перехода права собственности в зависимости от лица, обращающегося за государственной услугой, способов направления документов и органа, через который совершается направление. Исходя из ч. 1 ст. 16 закона 218-ФЗ заявление с прилагаемыми документами может быть направлено:

      • путем личного обращения в службу Росреестра;
      • посредством почтового отправления в Росреестр;
      • в сети интернет с помощью специального электронного сервиса на сайте данной федеральной службы;
      • через многофункциональный центр (далее — также МФЦ);
      • через нотариуса, удостоверяющего соответствующую сделку по купле-продаже недвижимости.

      Кроме того, на основании ч. 4 ст. 15 закона 218-ФЗ при наличии оформленных должным образом полномочий (доверенность, составленная нотариусом) подать указанное заявление имеет право и представитель заявителя.

      Подача документов через МФЦ может удлинить процедуру регистрации на несколько дней, а поступление соответствующего заявления в электронной форме (при наличии всех необходимых документов для осуществления регистрации), напротив, ускоряет данную процедуру.

      Для того чтобы получить государственную услугу регистрации перехода права собственности, необходимо составить соответствующее заявление. Оно имеет утвержденную приказом Минэкономразвития от 08.12.2017 № 920 форму (с последующими изменениями). Форма данного документа размещена на официальном сайте Росреестра, где ее можно без проблем скачать.

      Утвержденная форма является универсальной для всех случаев, в которых необходимо совершение данной процедуры. В связи с этим заполнению в рассматриваемом случае подлежат лишь те разделы, которые касаются перехода права собственности в связи с совершением сделки по возмездному отчуждению недвижимости. Так, в заявлении необходимо указать:

      • наименование органа, в который подается заявление;
      • просьбу осуществить именно регистрацию права (п. 3.3);
      • объект, права на который перешли;
      • необходимость регистрации перехода права собственности (п. 6);
      • информацию о новом собственнике;
      • способ подачи документов и способ получения результатов;
      • прилагаемые документы;
      • подпись уполномоченного лица.

      При заполнении заявления представителем покупателя также необходимо внести информацию о представителе (пп. 8.1.1 и 8.1.2 для физического и юридического лица соответственно).

      Помимо самого заявления о регистрации по договору купли-продажи недвижимости перехода права, в регистрирующий орган необходимо направлять и иные документы, являющиеся приложением к заявлению. Их отсутствие является основанием для отказа в регистрации или ее приостановления. При подаче документов заявителем предъявляется удостоверяющий личность документ (ч. 8 и 9 ст. 18 закона 218-ФЗ), а к необходимым приложениям ч. 4 ст. 18 закона 218-ФЗ относит:

      • подтверждение полномочий в случае, если от имени покупателя или продавца выступает иное лицо;
      • документ, подтверждающий наличие основания для внесения соответствующей записи в реестр (в рассматриваемом случае таковым является договор купли-продажи);
      • квитанцию, подтверждающую внесение пошлины за совершение регистрационных действий (данный документ не является обязательным, но на практике приветствуется).

      Запрашивать какие-либо иные документы органы Росреестра не имеют права на основании ч. 5 указанной нормы. При этом по своему усмотрению стороны могут представить дополнительные документы (например, документ, устанавливающий описание места расположения объекта недвижимости при отсутствии точного адреса). Однако это право сторон, а не их обязанность — всю необходимую документацию, помимо перечисленной в ст. 18 закона 218-ФЗ, сотрудники Росреестра должны получать самостоятельно, путем направления межведомственного запроса в соответствующий государственный или региональный орган.

      Ранее действовавшее законодательство обязывало заявителя обращаться в орган службы регистрации по месту расположения того недвижимого имущества, регистрационные действия в отношении которого надлежало проводить. Закон 218-ФЗ устранил это ограничения, что связано прежде всего с введением общероссийского реестра недвижимости.

      В настоящее время на основании ч. 2 и 3 ст. 18 закона 218-ФЗ выбор подразделения, в которое направляется заявление, более не связан с местом расположения продаваемой недвижимости. Таким образом, заявители могут подать заявления с необходимыми приложениями в любое из подразделений Росреестра, перечень которых приведен на официальном сайте данной организации. Это же правило относится и к многофункциональным центрам.

      В случаях, когда регистрационные действия невозможно выполнить (в принципе или в связи с недостаточностью документов), регистратором принимается одно из следующих решений:

      • о возвращении заявления и отказе в его рассмотрении;
      • о приостановлении процедуры регистрации;
      • об отказе в осуществлении регистрационных действий в связи с их невозможностью.

      Причины возврата заявления с приложениями указаны в ст. 25 закона 218-ФЗ и заключаются в несоответствии документов требуемым формам, наличии исправлений, отсутствии уплаты пошлины, подписании заявления ненадлежащим лицом.

      Лишь в случае неустранения причин, послуживших основанием для приостановления регистрационных действий, на основании ст. 26 регистратор отказывает в совершении процедуры регистрации и внесении соответствующей записи в реестр.

      1. Правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган нормативно-правового регулирования). (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав). (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:

      1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

      2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

      3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

      4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

      5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

      3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      6) ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      4.-5. Части утратили силу. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав — с другой.

      Об изменениях, внесенных Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ

      1. Геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — геодезическая основа) являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (далее — опорные межевые сети). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

      2. Картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт). (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

      3. Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

      4. Для ведения Единого государственного реестра недвижимости используются установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат с определенными для них параметрами перехода к единой государственной системе координат, а в установленных органом нормативно-правового регулирования случаях используется единая государственная система координат. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

      5. Местные системы координат в отношении кадастровых округов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

      1. Ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений.

      2. Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

      1) реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости);

      2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость);

      3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведений о проектах межевания территорий (далее также — реестр границ); (в ред. Федеральных законов от 03.08.2018 N 341-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 18.07.2019 N 194-ФЗ)

      4) реестровых дел;

      5) кадастровых карт;

      6) книг учета документов.

      3. Реестры Единого государственного реестра недвижимости, кадастровые карты и книги учета документов ведутся в электронной форме. Реестровые дела хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

      4. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

      5. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.

      6. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, ранее внесенные сведения сохраняются.

      7. Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

      8. Порядок ведения, порядок и сроки хранения реестровых дел, книг учета документов, а также документов, подлежащих выдаче заявителям после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не полученных ими, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      9. В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

      10. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      11. Защита сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществляется оператором федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      1. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

      2. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 — 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 315-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      3. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), сведения, которые в соответствии с частями 2 и 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Дополнительные сведения об объекте недвижимости могут изменяться в порядке государственного кадастрового учета в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 518-ФЗ, от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

      4. В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости:

      1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

      2) кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения;

      3) описание местоположения объекта недвижимости;

      4) ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

      5) кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее — исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее — образованный объект недвижимости);

      6) кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

      7) сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование;

      1 января 2021 года вступили в силу изменения, внесённые в Налоговый кодекс РФ, согласно которым за государственную регистрацию ранее возникших прав на недвижимость не взимается государственная пошлина.

      Для начала разберемся, какие права считаются ранее возникшими.

      Это права на объекты недвижимости, которые были приобретены до 31 января 1998 года, то есть до вступления в силу Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и сведения о таких правах уже были учтены БТИ или комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, местными администрациями.

      Такие права признаны государством и считаются действительными вне зависимости от их регистрации в ЕГРН.

      Возникает вопрос, а зачем тогда сведения о таких правах вносить в ЕГРН?

      Во-первых, для подтверждения актуальности своих прав на недвижимость. При отсутствии сведений в ЕГРН получить выписку, подтверждающую наличие права собственности на объект, не получится.

      Во-вторых, регистрация права в ЕГРН гарантирует охрану государством имущественных интересов собственника, в том числе таким популярным в настоящее время способом защиты от мошеннических действий, как подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.

      В-третьих, регистрация ранее возникшего права в ЕГРН требуется в обязательном порядке при продаже, дарении, мене или любой другой сделке по отчуждению имущества, а также аренде, передаче имущества в залог.

      В-четвёртых, регистрация права в ЕГРН влечёт также включение контактных данных, что, в свою очередь, обеспечит возможность получения правообладателем:

      — различных уведомлений от органа регистрации прав, в том числе о поступивших заявлениях в отношении принадлежащего ему имущества, об исправлении реестровых и технических ошибок в сведениях об объекте, о внесении в них изменений на основании документов, поступивших от других органов власти (например, отнесение земельного участка к зоне с особыми условиями использования) и так далее;

      — уведомлений, связанных с согласованием местоположения границ смежных земельных участков (что в том числе позволит избежать возможного возникновения земельных споров о границах смежных земельных участков).

      Часто продавец требует уплаты денег сразу при подписании договора купли-продажи. Поэтому покупателя в такой ситуации интересует момент перехода права собственности на недвижимое имущество: является ли он после совершения сделки и передачи денег полноправным владельцем приобретенного жилья или еще нет? Переход права собственности на недвижимость ГК РФ определяется моментом государственной регистрации. Этот нюанс стоит учитывать при определении порядка расчетов. Также желательна правовая поддержка юриста, специализирующегося на сделках с жильем, особенно при приобретении квартиры на вторичном рынке.

      Для начала выясним, какое имущество относится к недвижимости. В соответствии со статьей 181 Гражданского Кодекса Украины (ГКУ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения их назначения. Проще говоря, это земля и сооружения на ней построенные: предприятие как целостный имущественный комплекс, жилые дома, квартиры, жилые и нежилые помещения и т.д. Отдельно стоит выделить объекты незавершенного строительства – они тоже могут быть предметом сделки, например, купли-продажи. К недвижимости также относятся такие объекты, как морские суда и космические корабли, но нас в разрезе данной статьи они интересовать не будут.

      К движимому имуществу относятся объекты, которые можно свободно перемещать в пространстве.

      Для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, следует обратиться к субъекту государственной регистрации (Центр предоставления административных услуг – ЦНАП) или к нотариусу с заявлением.

      Заявление о государственной регистрации прав подается отдельно по каждому объекту недвижимого имущества. Исключение: в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение с одновременным приобретением прав на земельный участок, на котором они расположены, подается одно заявление о государственной регистрации прав на такие объекты.

      К заявлению прилагаются документы, перечень которых зависит от того, какое право регистрируется и документ, подтверждающий внесение платы за регистрацию.

      Документы, необходимые для регистрации права собственности на отдельный объект недвижимости (жилое помещение, квартиру):

      1. Паспорт гражданина Украины, копия
      2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
      3. В случае приобретения имущественных прав на объект недвижимости документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является договор купли-продажи имущественных прав
      4. В случае приобретения лицом беспроцентных облигаций, по которым базовым товаром является единица недвижимости, документами, подтверждающими приобретение в собственность, является договор купли-продажи облигаций и документ, согласно которому осуществилось закрепление
      5. В случае участия лица в фонде финансирования строительства документом, подтверждающим приобретение в собственность закрепленного за лицом объекта строительства, является выданная управляющим такого фонда справка о праве доверителя на приобретение в собственность объекта инвестирования
      6. Документ, подтверждающий приобретение в собственность лицом закрепленного за лицом объекта инвестирования, предусмотренный законодательством (инвестиционный договор, договор о долевом участии, договор купли-продажи имущественных прав, справка из кооператива о членстве и уплате взноса в полном объеме и т.п.)
      7. Технический паспорт на объект недвижимого имущества.

      Для регистрации права собственности на новострой:

      1. Паспорт гражданина Украины, копия
      2. Идентификационный код + копия
      3. договор о совместной деятельности или договор простого товарищества
      4. письменное заявление совладельцев о распределении долей в общей собственности на новый объект недвижимого имущества
      5. документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица (доверенность)
      6. сведения о кадастровом номере
      7. справка (выписка) из Реестра адресов о присвоении почтового адреса
      8. технический паспорт на объект недвижимого имущества
      9. документ, удостоверяющий принятие в эксплуатацию законченного строительством объекта.

      Для регистрации права собственности на новосформированный земельный участок:

      1. Паспорт гражданина Украины, копия
      2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
      3. решение суда, вступившее в законную силу
      4. государственный акт
      5. свидетельство о праве собственности
      6. свидетельство о праве на наследство
      7. договор дарения
      8. договор купли-продажи
      9. правоустанавливающий документ на земельный участок
      10. документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица
      11. выписка из Государственного земельного кадастра
      12. решение органа исполнительной власти, органа местного самоуправления об утверждении документации по землеустройству

      Для государственной регистрации реконструированного объекта:

      1. Паспорт гражданина Украины, копия
      2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
      3. Договор о совместной деятельности или договор простого товарищества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, реконструкция которого осуществлялась в результате совместной деятельности)
      4. Письменное заявление или договор совладельцев о распределении долей в общей собственности на реконструированный объект недвижимого имущества (в случае, когда государственная регистрация проводится в отношении имущества, которое приобретается в общую долевую собственность)
      5. технический паспорт
      6. Декларация или сертификат готовности объекта к эксплуатации
      7. Документ, удостоверяющий право собственности на объект недвижимого имущества до его реконструкции (кроме случаев, когда право собственности на такой объект уже зарегистрировано в Государственном реестре прав).

      Для регистрации права собственности по решению суда:

      1. Паспорт гражданина Украины, копия
      2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
      3. Документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, копия
      4. решение суда
      5. технический паспорт

      Для регистрации права собственности в связи с передачей в собственность юридического лица в качестве взноса:

      1. Паспорт гражданина Украины, копия
      2. Идентификационный код налогоплательщика, копия
      3. Документ, подтверждающий полномочия уполномоченного лица, копия
      4. согласие супруги
      5. Письменное согласие всех совладельцев
      6. Решение органа или лица, уполномоченного учредительными документами юридического лица или законом
      7. Акт приема-передачи имущества или другой документ, подтверждающий факт передачи такого имущества (протокол, решение общего собрания, решения суда)
      8. Документ, удостоверяющий прав�� собственности лица на имущество, передаваемое в собственность юридического лица (кроме случая, когда право собственности на такое имущество уже зарегистрировано в Государственном реестре прав).

      Государственная регистрация права собственности и других вещных прав (кроме ипотеки) проводится в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления в Государственном реестре прав.

      По желанию заявителя регистрация может быть проведена быстрее, в срок от двух часов до двух рабочих дней, но размер платы за услуги по регистрации при этом будет значительно выше.

      Государственная регистрация обременений, ипотек прав проводится в срок, не превышающий двух рабочих дней со дня регистрации заявления.

      Государственная регистрация прав в результате совершения нотариального действия нотариусом проводится безотлагательно после завершения нотариального действия.


      Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *