Дотации на сельское хозяйство в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дотации на сельское хозяйство в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 2021 года вводятся новые субсидии для поддержки сельского хозяйства. Все субсидии министерства сельского хозяйства направлены для развития предприятий, создания производственной базы. Новый вид государственной поддержки — проект «Начинающий фермер». Эта программа направлена на поддержку новичков-производителей сельхозтоваров.

Полученный грант предприниматели направляют на:

  • покупку участков сельхозназначения;
  • покупку удобрений, семян или ядохимикатов;
  • разработку документов на реконструкцию (строительство) объектов производственной базы;
  • приобретение саженцев, семян, подкормок;
  • покупку, регистрацию, ремонт производственных объектов;
  • подключение объектов к инженерным сетям;
  • покупку сельхозтехники, животных, грузового транспорта, инвентаря, оборудования.

Воспользоваться программой «Начинающий фермер» смогут бизнесмены, которые работают в аграрном секторе минимум 2 года. Самая большая сумма гранта составляет 1,5 млн рублей. Участвуют в программе россияне в возрасте 19-58 лет. Претендент должен иметь высшее или среднее сельскохозяйственное образование (специальные курсы). Начинающий фермер должен иметь не менее 100000 рублей на реализацию бизнес-плана.

Еще одна программа Министерства — субсидирование КФХ. Эта программа доступна всем начинающим фермерам. Размер субсидии зависит от региона регистрации КФХ. На размер субсидирования влияют такие факторы:

  • благоприятность климатических условий;
  • ущерб от санкций;
  • развитие объектов сельского хозяйства в конкретном регионе.

Помощь от государства составляет до 300 тысяч рублей. Деньги можно потратить на:

  • проведение коммуникаций;
  • приобретение оборудования, техники;
  • покупку или реконструкцию жилых помещений.

Для получения помощи фермер должен составить бизнес-план, зарегистрировать форму собственности предприятия. Одно из условий — указание целевых затрат.

Министерство предлагает программу «Семейная животноводческая ферма». Проект создан для поддержки семейного бизнеса, развития сельского хозяйства. Выделенные деньги фермеры смогут потратить на:

  • покупку птицы, рыбы, с/х животных;
  • модернизацию или реконструкцию объектов для производства продукции;
  • разработку проектной документации;
  • комплектацию объектов техникой, оборудованием;
  • покупку автономных источников водо-, газо-, электроснабжения.

Для получения этого гранта срок деятельности сельскохозяйственных предприятий должен составлять от 12 месяцев. Дополнительное условие — наличие статуса сельхозтоваропроизводителя. Семейная ферма должна иметь собственные деньги в размере 40% от всей суммы проекта.

Планируется повышение заработных плат в сельскохозяйственном секторе, расширение сырьевой базы, освоение неиспользуемых угодий.

Одна из основных целей государственных программ поддержки — увеличение процентного соотношения товаров отечественного производства.

Помощь положена организациям, товаропроизводителям, предпринимателям, которые занимаются выращиванием животных. На государственное субсидирование могут рассчитывать рыболовные хозяйства, предприятия сферы АПК, фермеры, аграрии.

Процедура получения грантов выглядит так:

  • предприниматель собирает необходимую документацию;
  • документы передаются координатору проекта;
  • получение положительного или отрицательного ответа;
  • получение гранта в виде денежных средств.

Каждая программа имеет свои особенности, условия. Получают субсидии на сельское хозяйство молодые фермеры, предприниматели с опытом работы. Для получения материальной помощи нужно создать бизнес-план, тщательно подготовить документы. За потраченные средства нужно предоставить отчет.

Перечень документов меняется в зависимости от региона. Отличаются не только документы, но и сроки проведения конкурсов. В большинстве случаев нужны такие документы:

  • выписка из банка;
  • план расходов;
  • документ об образовании;
  • паспортные данные;
  • выписка из налоговой;
  • справка о количестве работников.

Перечисление денежных средств будет происходить частями. После каждого поступления денег нужно уплатить налоги.

Распределением дотаций занимаются региональные органы. Предприниматели из отдаленных регионов, которые не имеют возможности обращаться лично в представительство Минсельхоза. Могут подать заявки онлайн-заявки на официальном сайте Министерства сельского хозяйства.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 31, ст. 4700; 2021, № 24, ст. 4195) и на основании пункта 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 25, ст. 2983; 2020, № 40, ст. 6251), приказываю:

Утвердить прилагаемый План сельскохозяйственного страхования на 2022 год.

Министр Д.Н. Патрушев

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 октября 2021 г.

Виды сельскохозяйственных животных Возрастной состав
Крупный рогатый скот Крупный рогатый скот молочного и мясного направления продуктивности За исключением телят в возрасте до 2 месяцев
Буйволы, яки (включая сарлыков), волы
Мелкий рогатый скот Козы За исключением козлят и ягнят в возрасте до 4 месяцев
Овцы
Свиньи За исключением поросят в возрасте до 4 недель
Лошади, лошаки, мулы, ослы Лошади (включая мясных и табунных лошадей) За исключением молодняка в возрасте до 4 месяцев
Ослы
Мулы, лошаки
Верблюды За исключением верблюжат в возрасте до 4 месяцев
Олени Домашние северные олени За исключением молодняка в возрасте до 4 месяцев
Пятнистые олени, маралы (пантовые олени)
Кролики, пушные звери Кролики домашние За исключением молодняка в возрасте до 2 месяцев
Лисы, песцы, норки, бобры, нутрии, соболи, хори
Птица яйценоских пород и птица мясных пород, цыплята-бройлеры Куры яичных и мясояичных пород Без ограничений
Куры мясных пород
Утки, гуси, индейки, цесарки, перепелки
Семьи пчел Пчелы Без ограничений

Поддержка фермеров и кооперативов

Виды объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) Возрастной состав
Лососевые виды рыб Без ограничений
Осетровые виды рыб
Сомовые виды рыб
Сиговые виды рыб

Предельный размер ставки для расчета размера субсидии по объекту сельскохозяйственного страхования в отношении каждого события (группы и (или) подгруппы событий), от воздействия которого застрахован риск утраты (гибели) объекта страхования, за исключением события «чрезвычайная ситуация природного характера» (далее — предельный размер ставки по событию), равен произведению базового предельного размера ставки, определяемого с учетом субъекта Российской Федерации, объекта сельскохозяйственного страхования и доли участия страхователя в риске (далее — базовый предельный размер ставки), и поправочного коэффициента. В случае если в договоре сельскохозяйственного страхования в отношении одного объекта страхования установлены разные размеры доли участия страхователя в риске по разным событиям, применяется базовый предельный размер ставки, соответствующий наибольшей доле участия страхователя в риске по объекту страхования из числа указанных в договоре сельскохозяйственного страхования по конкретному объекту страхования.

Для группы событий «опасные для производства сельскохозяйственной продукции природные явления и стихийные бедствия» поправочный коэффициент равен сумме поправочных коэффициентов, установленных для событий данной группы в соответствии с таблицей. В случае если в договоре сельскохозяйственного страхования указано одно или несколько из событий, входящих в подгруппу группы «опасные для производства сельскохозяйственной продукции природные явления и стихийные бедствия», принимается поправочный коэффициент, соответствующий подгруппе, в которую входят данные опасные природные явления и (или) стихийные бедствия.

Поправочный коэффициент в отношении событий «проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер», «нарушение электро-, и (или) тепло-, и (или) водоснабжения в результате опасных природных явлений и стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях» определяется в размере, указанном в таблице, с учетом субъекта Российской Федерации и объекта сельскохозяйственного страхования.

Сумма предельных размеров ставок по всем событиям, предусмотренным договором сельскохозяйственного страхования в отношении объекта сельскохозяйственного страхования, за исключением события «чрезвычайная ситуация природного характера», не может превышать базовый предельный размер ставки. В случае превышения предельные размеры ставок по всем событиям, предусмотренным договором сельскохозяйственного страхования в отношении объекта сельскохозяйственного страхования, за исключением события «чрезвычайная ситуация природного характера», уменьшаются пропорционально отношению базового предельного размера ставки и суммы предельных размеров ставок по событиям и округляются в меньшую сторону до второго знака после десятичной точки.

Предельный размер ставки для расчета размера субсидии по объекту сельскохозяйственного страхования в отношении события «чрезвычайная ситуация природного характера» определяется с учетом субъекта Российской Федерации, объекта сельскохозяйственного страхования и доли участия страхователя в риске в соответствии с таблицей.

Для сельскохозяйственных культур, не указанных в явном виде в списке, принимаются базовый предельный размер ставки, приведенный в строке для других культур группы (все виды, другие зерновые культуры, другие зернобобовые культуры и т.д.), поправочные коэффициенты к базовым предельным размерам ставок, предельные размеры ставок в отношении события «чрезвычайная ситуация природного характера» из этой строки.

В случае если в договоре сельскохозяйственного страхования отражено условие о применении доли участия страхователя в риске, отличной от величин, указанных в таблице, то применяется базовый предельный размер ставки, указанный в таблице для ближайшего большего значения доли участия страхователя в риске.

Предельный размер ставки для расчета размера субсидии по объекту сельскохозяйственного страхования в отношении каждого события (группы событий), от воздействия которого (которой) застрахован риск утраты (гибели) объекта страхования, равен произведению базового предельного размера ставки, определяемого с учетом субъекта Российской Федерации, объекта сельскохозяйственного страхования и доли участия страхователя в риске, и поправочного коэффициента.

В случае если в договоре сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, отражено условие о применении доли участия страхователя в риске, отличной от величин, указанных в таблице, то применяется предельный размер ставки, указанный в настоящей таблице для ближайшего большего значения доли участия страхователя в риске.

Предельный размер ставки для расчета размера субсидии по объекту сельскохозяйственного страхования в отношении каждого события (группы событий), от воздействия которого (которой) застрахован риск утраты (гибели) объекта страхования, равен произведению базового предельного размера ставки, определяемого с учетом субъекта Российской Федерации, объекта сельскохозяйственного страхования и доли участия страхователя в риске, и поправочного коэффициента.

В случае если в договоре сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, отражено условие о применении доли участия страхователя в риске, отличной от величин, указанных в таблице, применяется предельный размер ставки, указанный в настоящей таблице для ближайшего большего значения доли участия страхователя в риске.

Федеральный бюджет на 2022–2024 годы в цифрах

Кредит на сельское хозяйство в России оформляют следующим образом:

  1. Заёмщик подает заявку и сформированный пакет документов (об этом ниже).

  2. Банк проверяет заявку и оценивает надёжность заёмщика.

  3. Если все в порядке — банк направляет документы заявителя в Минсельхоз.

  4. В течение 7 дней в министерстве проводят согласование заявки.

  5. Если получен положительный ответ — банк и заёмщик заключают кредитный договор. Банк получает из госбюджета субсидию, которая компенсирует низкую ставку по кредиту.

Процесс краткосрочного кредитования занимает до 30 дней, инвестиционного — до 90 дней.

Взять кредит под сельское хозяйство может только заявитель с положительным результатом финансово-хозяйственной деятельности и долей дохода от сельскохозяйственной деятельности выше 70 %. Другие условия:

  • бизнес сельхозпроизводителя зарегистрирован на территории РФ и обладает статусом налогового резидента;

  • деятельность ведется дольше 1 года (а лучше — дольше 2-3 лет);

  • отсутствие у ИП или организации налоговых и других долгов перед бюджетом на сумму более 50 тыс. рублей за последние 30 календарных дней;

  • организация не должна находиться в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства.

Банк может лишить заёмщика льготной ставки и пересчитать ставку кредита по своим стандартным условиям, если сельхозпроизводитель:

  1. Нарушит цели использования краткосрочного и (или) инвестиционного кредита.

  2. Не будет соответствовать условиям, обозначенным выше. До момента предоставления в банк документов, подтверждающих соответствие условиям.

  3. Не будет соблюдать установленный график платежей по погашению основного долга и уплате процентов.

  4. Заключения соглашения между банком и заёмщиком о продлении срока использования льготы.

Список документов для получения займа не указан в правилах его предоставления. Все банки выбирают документы самостоятельно. Вот стандартный список:

  1. Заявка с подписью и печатью руководителя. Краткие данные о заёмщике и о проекте, на который нужно финансирование. Желаемая сумма, срок возмещения и варианты обеспечения.

  2. Юридический блок: правоустанавливающие документы ИП или организации.

  3. Финансовый блок: бизнес-план или ТЭО, копии договоров, под исполнение которых нужен кредит, договоры сбыта с указанными объёмами и ценой, финансовая документация поручителя. Возможно, потребуется добавить разрешение на ведение деятельности, справку о количестве работающих, документы о праве собственности на залоговые объекты.

  4. Другие документы: копии уже заключенных кредитных и залоговых договоров.

на условиях софинансирования: средства федерального и областного бюджетов

областные мероприятия: средства областного бюджета.

1. Сельскохозяйственные товаропроизводители, к которым относятся:

Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»:

2. Организации агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы и организации потребительской кооперации.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере рыбохозяйственного комплекса.

В 2021 году субсидии предоставляются при соблюдении условий:

  • получатели субсидий — юридические лица не находится в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность получателя не приостановлена;
  • получатели субсидий – индивидуальные предприниматели не прекратили деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, а также в отношении их не введена процедура банкротства;
  • государственной регистрации или постановки на учет в налоговом органе получателей субсидий на территории Ростовской области;
  • отсутствии у получателей субсидий неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением получателей грантов на развитие семейных ферм, грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и грантов «Агростартап»;
  • отсутствия просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций и иной просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Ростовской областью;
  • получатели субсидий не являются иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
  • получатели субсидий не должны получать средства из областного бюджета, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом Правительства Ростовской области;
  • при осуществлении получателями субсидий производственной деятельности или ведения личного подсобного хозяйства на территории Ростовской области;
  • достижения значения результата предоставления субсидии и показателя результативности.

Это обязательные условия предоставления субсидий по всем направлениям господдержки, как софинансируемым за счет средств федерального и областного бюджетов, так и финансируемых только за счет средств областного бюджета.

В случае предоставления субсидии только из областного бюджета необходимо соблюдение дополнительных условий:

1. отсутствие у получателей субсидий просроченной задолженности по заработной плате;

2. отсутствие у получателей субсидий просроченной задолженности по денежным обязательствам перед областным бюджетом;

3. среднемесячной заработной платы работников получателей субсидий:

для сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, организаций потребительской кооперации, сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы — не ниже 1,7 минимального размера оплаты труда;

для индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, организаций потребительской кооперации, сельскохозяйственных потребительских кооперативов — не ниже 1,4 минимального размера оплаты труда.

Отдельными постановлениями Правительства Ростовской области установлены дополнительные требования по получению и использованию субсидий в соответствии с их целевым расходованием.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» субсидии предоставляются на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат (без учета налога на добавленную стоимость). Для получателей субсидии, использующих право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, финансовое обеспечение (возмещение) части затрат осуществляется исходя из суммы расходов на приобретение товаров (работ, услуг), включая сумму налога на добавленную стоимость.

1.Поддержка племенного животноводства

(в рамках субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства)

Наименование
нормативных документов

Получатели
бюджетных средств

Цели предоставления
бюджетных средств

Условия предоставления
бюджетных средств

Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

Постановление Правительства Ростовской области от 17.03.2020 № 158 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства»

сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), которые включены в перечень, утверждаемый министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на поддержку племенного животноводства

на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных

Субсидии предоставляются на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных на 1 условную голову организациям по племенному животноводству, включенным в Перечень сельскохозяйственных организаций для предоставления субсидии на поддержку племенного животноводства в 2021 году.

2. Поддержка приобретения племенного молодняка сельскохозяйственных животных

(в рамках субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства)

Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

Постановление Правительства Ростовской области от 17.03.2020 № 158 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства»

сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство)

на приобретение племенного молодняка сельскохозяйственных животных в племенных организациях, зарегистрированных в Государственном племенном регистре (кроме приобретенного по импорту)

Субсидии предоставляются по ставке на 1 голову приобретенного племенного молодняка сельскохозяйственных животных (кроме приобретенного по импорту) – племенного молодняка крупного рогатого скота молочного/мясного направления (телки, нетели) при условии приобретения в текущем году – по ставке, утвержденной правовым актом министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области на 1 голову, но не более фактически понесенных затрат сельскохозяйственным товаропроизводителем по данному направлению (без учета налога на добавленную стоимость и транспортных расходов).

Получателями субсидии должно быть соблюдено условие о неотчуждении приобретенного племенного поголовья крупного рогатого скота в течение трех лет с даты его приобретения.

3. Поддержка маточного поголовья овец и коз

организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере рыбохозяйственного комплекса на территории Ростовской области

на возмещение части затрат на приобретение и установку холодильного, рыбоперерабатывающего оборудования, оборудования для упаковки, на приобретение спецавтотранспорта, в том числе по импорту.

Субсидия предоставляются в размере 50 процентов от фактически понесенных и оплаченных затрат (без НДС и транспортных расходов).

Получателями субсидии должно быть соблюдено условие о неотчуждении холодильного, рыбоперерабатывающего оборудования, оборудования для упаковки, спецавтотранспорта, используемых в рыбоводстве, рыболовстве, рыбопереработке, в течение трех лет с даты их приобретения;

31. Предоставление грантов «Агростартап» на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель, основным видом деятельности которых является производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, зарегистрированные в текущем финансовом году.

2. Гражданин Российской Федерации обязующийся в срок, не превышающий 30 календарных дней после объявления его победителем конкурсного отбора, осуществить государственную регистрацию КФХ или зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.

На реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе на:

цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное крестьянское (фермерское) хозяйство (не менее 25%, но не более 50% средств гранта);

приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства с целью производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции;

разработку проектной документации для строительства или реконструкции производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

приобретение, строительство, ремонт, модернизация и (или) переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;

подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и (или) сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям;

приобретение сельскохозяйственных животных (кроме свиней), в том числе птицы;

приобретение рыбопосадочного материала;

приобретение сельскохозяйственной техники, включая прицепное и навесное оборудование, грузового автомобильного транспорта, специализированного автомобильного транспорта для транспортировки с/х продукции осуществления мобильной торговли, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции (кроме оборудования, предназначенного для производства и переработки продукции свиноводства);

приобретение посадочного материала для закладки многолетних насаждений, в том числе виноградников.

Размер гранта, определяется в размере не более 90 процентов затрат (без учета НДС и транспортных расходов), указанных в плане расходов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства:

не более 3000,0 тыс. рублей — на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства;

не более 4000,0 тыс. рублей — на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, предусматривающего использование части гранта на цели формирования неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, членом которого является указанное крестьянское (фермерское) хозяйство.

Грант предоставляется при условии:

осуществления деятельности не менее 5 лет со дня получения гранта;

приобретения основных средств, за исключением недвижимого имущества, срок производства которых не ранее года, предшествующего году приобретения основного средства получателем гранта;

неотчуждения приобретаемых основных средств, соблюдение запрета на передачу в аренду, безвозмездное пользование, иное временное владение
и пользование в течение пяти лет с даты заключения Соглашения
о предоставлении гранта;

включения в неделимый фонд кооператива имущества, приобретенного за счет части гранта «Агростартап»;

страхования имущества, приобретаемого по грантовой поддержке, на срок действия Соглашения;

достижения результатов предоставления гранта и показателей, необходимых для его достижения, установленных Соглашением;

Получатель гранта обязуется:

создать в год получения гранта не менее 2 новых постоянных рабочих мест, если сумма гранта составляет 2 млн рублей или более, и не менее 1 нового постоянного рабочего места, если сумма гранта составляет менее 2 млн рублей;

сохранять созданные новые постоянные рабочие места
в течение срока действия Соглашения.

32. Предоставление субсидии сельскохозяйственным потребительским кооперативам на возмещение части понесенных затрат, связанных с приобретением имущества и закупкой сельскохозяйственной продукции

Минфин заложил в проект федерального бюджета прогноз по инфляции на 2020 год на уровне 3% в годовом выражении.

«Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2020 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта (ВВП) в размере 112 863 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 3% (декабрь 2020 года к декабрю 2019 года)», — уточняется в документе.

Согласно макропрогнозу Минэкономразвития, инфляция в России в 2020 году сократится до 3%, а в 2021-2024 годах сохранится на целевом уровне в 4%.

Финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей

Объем средств, выделенных Министерству обороны России в 2020 году, составит 1,894 трлн рублей, при этом в 2021 году расходы военного ведомства сократятся до почти 1,574 трлн и незначительно возрастут до 1,609 трлн рублей в 2022 году.

Согласно документу, который опубликован в среду на портале проектов правовых актов, основная часть расходов российского военного ведомства будет направлена на обеспечение национальной обороны — в 2020 году на эти цели уйдет 1,056 трлн рублей. При этом именно эта статья расходов будет расти — до 1,077 трлн в 2021 году и до 1,096 трлн в 2022 году.

В основном сумма будет увеличиваться за счет расходов на Вооруженные силы Российской Федерации, включенных в раздел «Национальная оборона». В следующем году на них будет затрачено 973 млрд рублей, годом позже — 995 млрд рублей, в 2022 году эта сумма вырастет до 1,024 трлн рублей.

Отдельно выделены средства на обеспечение военного сотрудничества с иностранными государствами. На военную дипломатию в 2020 году Минобороны России потратит 8876000 рублей, в 2021 — 8930000 рублей и в 2022 — 8984000 рублей.

Кроме того, в проекте засекречены основные показатели гособоронзаказа и значительная часть бюджета в отношении госкомпаний, оборонных предприятий и иных юридических лиц.

Бюджет Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций может составить в 2020 году порядка 93,2 млрд рублей.

Согласно документу, в 2020 году бюджет Минкомсвязи составит 93,2 млрд рублей, в 2021-м — 135,8 млрд рублей, а в 2022-м — 189,3 млрд рублей.

На предоставление субсидий бюджетным, автономным и иным некоммерческим организациям в рамках нацпроекта «Цифровая экономика РФ» планируется выделить в 2020 году 169,9 млн рублей, в 2021-м — 169,2 млн рублей, в 2022-м — 50,8 млн рублей. Финансирование закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запланировано на уровне 32,6 млрд рублей в 2020 году, 45,6 млрд рублей — в 2021-м, 65,3 млрд рублей — в 2022-м. На федеральный проект «Информационная инфраструктура» в 2020 году планируется выделить 36,3 млрд рублей, в 2021-м — 54,3 млрд рублей, в 2022-м — 74,1 млрд рублей.

Подпрограмма «Информационное государство» может обойтись в 2020 году в 48,2 млрд рублей, в 2021-м — в 73,1 млрд рублей, в 2022-м — в 111,4 млрд рублей. На федеральный проект «Цифровые технологии» предусмотрены траты в 2020 году в размере 21,2 млрд рублей, в 2021-м — 37,3 млрд рублей, в 2022-м — 63,2 млрд рублей, а на федеральный проект «Цифровое государственное управление» — в 2020 году в размере 20,7 млрд рублей, в 2021-м — 28,1 млрд рублей, в 2022-м — 39 млрд рублей.

Государственная программа «Социальная поддержка граждан» получит 4,527 трлн рублей бюджетных ассигнований в 2020-2022 годах.

Объем финансирования программы запланирован на уровне 1,466 трлн рублей в 2020 году, 1,512 трлн рублей в 2021 году и 1,548 трлн рублей в 2022 году.

В частности, в программу входит поддержка граждан, подвергшимся воздействию радиации, инвалидов, ветеранов, лиц, ходатайствующих о признании статуса беженца и переселенца

Объем финансирования госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2020 году может составить 290,134 млрд рублей.

Как говорится в документе, в 2021 году на эти цели заложено 292,863 млрд рублей, в 2022 году — 328,883 млрд рублей.

При этом на финансирование госпрограммы по развитию рыбохозяйственного комплекса России в 2020 году предусмотрено 20,825 млрд рублей, в 2021 году — 14,054 млрд рублей, в 2022 году — 12,367 млрд рублей.

Рекомендации парламентских слушаний на тему

«О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

5 октября 2021 года город Москва

Рассмотрев и обсудив параметры проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, участники парламентских слушаний отмечают следующее.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Законопроект) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года (далее – Послание).

Участники парламентских слушаний отмечают, что Правительство Российской Федерации в 2021 году продолжает реализацию мер, направленных на борьбу с пандемией и ее последствиями, на повышение устойчивости всей социально-экономической системы и восстановление деловой активности. Поддерживаемая Правительством Российской Федерации макроэкономическая стабильность, сбалансированность бюджетной системы, а также проводимая Банком России контрциклическая денежно-кредитная политика обеспечили сохранение ценовой и финансовой стабильности, доступность кредитных ресурсов и поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов на приемлемом для экономики уровне. Это позволило к текущему моменту времени сформировать условия для выхода экономики на траекторию роста.

В 2021 году ожидается рост валового внутреннего продукта России (далее — ВВП) на 4,2%, а на период 2022–2024 годов прогнозируется его ежегодный рост на 3%. При этом восстановление российской экономики ожидается более низкими темпами по сравнению со среднемировым уровнем.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – Прогноз) основой экономического роста в среднесрочной перспективе станет расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса за счет соответственно устойчивого роста реальных располагаемых доходов населения в среднем на 2,5% в 2022–2024 годах и роста инвестиций в основной капитал на уровне 4,8% в 2022 году и свыше 5% в 2023–2024 годах.

Предполагается, что по итогам 2021 года уровень инфляции составит 5,8%, при этом в бюджетных проектировках в 2022–2024 годах учтены показатели инфляции на уровне 4% (с учетом заложенной в базовом варианте Прогноза предпосылки о стабилизации цен на мировых рынках неэнергетических товаров, а также перехода Банка России к смягчению денежно-кредитной политики).

В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей (1,0% ВВП) и 299,1 млрд рублей (0,2% ВВП) соответственно, а в 2024 году — его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП).

Предполагается рост объема государственного долга с 22 104,1 млрд рублей (по оценке 2021 года) до 25 925,7 млрд рублей в 2022 году, 28 765,1 млрд рублей в 2023 году и 31 939,7 млрд рублей в 2024 году, что составит в 2022–2024 годах соответственно 19,4%, 20,3% и 21,1% ВВП. Участники парламентских слушаний отмечают, что планируемый уровень государственного долга не несет рисков для устойчивости бюджетной системы.

Законопроект, сформированный на основе «базового» варианта Прогноза, направлен на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил.

Возврат к проведению с 2022 года бюджетной политики в строгом соответствии с положениями бюджетных правил, устанавливающих предельный объем расходов федерального бюджета с учетом базовой цены на нефть, позволит повысить устойчивость бюджетной системы к внешней конъюнктуре.

Кроме того, важным элементом сохранения макроэкономической и финансовой стабильности, а также страховкой от внешнеэкономического давления на российскую экономику, остается Фонд национального благосостояния (далее – ФНБ).

В этой связи следует поддерживать на достаточном уровне высоколиквидную часть ФНБ, сохраняя при этом сдержанность в использовании его средств на инвестиционные проекты, исключая трансформации инвестиций в скрытые расходы федерального бюджета. Учитывая планируемое увеличение средств ФНБ к концу 2024 года до 23 267,4 млрд рублей (15,4% ВВП), особую актуальность приобретает осуществление парламентского контроля за их использованием.

При инвестировании средств ФНБ безусловным приоритетом должно быть обеспечение их возвратности и достижение максимального экономического эффекта для развития территорий. При этом инвестиционные проекты должны быть привлекательны для частных инвесторов.

На фоне продолжения восстановления экономической активности в 2022–2024 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета в номинальном выражении на 5,2% в 2022 году по отношению к оценке предыдущего года, на 2,1% — в 2023 году по отношению к 2022 году и на 1,1% — в 2024 году по сравнению с 2023 годом. При этом следует отметить, что на 2022 год доходы планируются с превышением ранее законодательно утвержденного показателя на 4 384,4 млрд рублей (на 21,2%).

Корпорация МСП – это специальный орган, созданный в форме акционерного общества, выполняющий свои действия как институт развития отрасли малого и среднего бизнеса, с целью координации оказания субъектам МСП помощи, которая предусмотрена . Корпорация основана в 2015 году на основании Указа Президента РФ «О мерах развития МСП».

Корпорация создавалась для выполнения и решения ряда задач :

  • формирование единого центра по оказанию кредитно-финансовой помощи МСП;
  • создание и введение в действие стандарта оказания различных видов помощи субъектам МСП на уровне муниципалитета, региона, федерации;
  • реализация проектов, популяризирующих занятия бизнес-деятельностью;
  • обеспечение улучшения мер господдержки субъекта МСП;
  • организация взаимодействия между структурами государственной и муниципальной власти с целью предоставления помощи бизнес-субъектам;
  • принятие участия в организации различных мероприятий, которые направлены на увеличение количества приобретаемых различными организациями услуг, продукции у представителей МСП;
  • обеспечение сопровождения инвестиционных бизнес-проектов по вопросам юридического, финансового, маркетингового, информационного направления, которые реализуются субъектом МСП;
  • организация по привлечению денежных средств иностранных и отечественных фирм для развития бизнеса субъектов малого и среднего бизнеса;
  • оказание методологических, юридических услуг, имущественной, инфраструктурной, финансовой помощи субъекту МСП.

Общество «МСП Банк» приступило к реализации госпрограммы по оказанию финансовой помощи бизнесу с 2004 года. Основными задачами банковского учреждения в являются:

  1. Предоставление кредитных средств для приоритетного бизнес-сегмента, нуждающегося в получении финансовой помощи. К такому бизнес-сегменту относится производственная отрасль, а также ресурсосберегающий, инновационный, модернизационный проект регионального и социального значения.
  2. Предоставление разнообразных форм помощи субъектам малого и среднего бизнеса с привлечением ресурсов банков-партнёров.
  3. Обеспечение равноценных возможностей субъектам МСП в доступе к получению долгосрочных денежных ресурсов по всей территории государства, включая регионы, которым присуща сложная экономико-социальная ситуация.

Обществом «МСП Банк» предоставляется субсидия на развитие малого бизнеса в 2017 году по двухуровневой методике через сеть банков-партнёров и иные финансовые компании (микрофинансовые, факторинговые, лизинговые). Получить такую поддержку могут ИП и фирмы, относящиеся к МСП и отвечающие требованию ФЗ № 209 .

Для оформления субсидии по программе «МСП Банка» нужно придерживаться следующей процедуры:

  1. Направить запрос на получение финансовой помощи c приложением необходимых документов. Банк, после получения запроса, проверит, относится ли обратившаяся фирма к МСП. Далее определяется, какой тип финансирования (лизинг, микрозайм, кредит) необходим обратившейся фирме. После этого банк обратится к партнёрам программы, с предложением оказать поддержу обратившейся компании, и дождётся ответа.
  2. Заключить договор о финансировании.
  3. Получить полагающийся вид помощи.

Указанный орган представляет собой некоммерческую организацию в виде федерального государственного бюджетного учреждения. Фонд создан на основании для выполнения следующих задач:

  • подготовка специалистов (включая привлечение молодёжи к инновационной деятельности);
  • привлечение инвестиционных средств из внебюджетных источников в отрасль небольшого инновационного бизнеса;
  • проведение мероприятий по созданию новых рабочих мест с целью эффективного использования имеющегося в стране научно-технического потенциала – в этом вопросе Фонд тесно взаимодействует с региональными Центрами занятости жителей;
  • проведение мероприятий по созданию и развитию инфраструктуры поддержки малого инновационного бизнеса;
  • предоставление денежной субсидии от государства и информационных услуг небольшим инновационным компаниям, которые реализуют проекты по освоению и разработке новых типов наукоёмких технологий и изделий на основе интеллектуальной собственности, принадлежащих данным фирмам;
  • осуществление политики по развитию и поддержке малых форм предприятий, ведущих деятельность в научно-технической отрасли.

В этом году Фондом осуществляются мероприятия по реализации программ инновационного развития, направленных на увеличение количества рабочих мест, привлечение инвестиционных средств в отрасль инновационного бизнеса, коммерциализацию итогов научно-технической деятельности, развитие действующих и создание новых высокотехнологических фирм.

Предприятие-претендент должно соответствовать определенным критериям, перед тем как получить субсидии фермерам:

  • Получить субсидии на поддержку бизнеса могут начинающие фермеры или состоявшееся предприятие, нуждающееся в развитии.
  • К начинающим фермерам причисляют россиян со средним или высшим образованием, зарегистрированных как ИП и/или являющихся главой КФХ, имеющий опыт в сельхозобласти. Для КФХ действуют дополнительные требования: проживание в местности, где ведется сельское хозяйство в течение минимум одного года, подача заявки один раз за время деятельности хозяйства.
  • Если речь идет об ИП, то он должен пройти регистрацию за три года или более до подачи заявки и уже реализовать продукцию сельского хозяйства минимум на 30 тысяч рублей.
  • Кроме КХФ и ИП, в подпрограмме по выделению субсидии могут участвовать сельхозкооперативы, микропредприятия, личные подсобные хозяйства.

Выданные гранты могут направляться на покупку земли, подведение к готовым объектам инфраструктуры, а также на разработку и постройку новых проектов сельскохозяйственного назначения.

Начинающий фермер может единожды. Каждый из получивших его должен в обязательном порядке представить полный отчет о расходовании денежных средств. Форма отчета ежегодно меняется, найти ее можно на сайте Минсельхоза.

В регионах ежегодно проводятся конкурсы, на которых принимаются решения о распределении грантов. Желающие подают заявки в установленной конкурсной комиссией форме. Размеры грантов и количество победителей меняются от года к году, в зависимости от лимита финансирования.

Инвестиционное кредитование может использоваться исключительно с целью развития сельскохозяйственного бизнеса: покупка техники, скота, необходимого оборудования.

Размер кредитов для молодых фермеров достигает 5 млн руб. на срок до 15 лет с правом льготного периода до 5 лет. КФХ, которые желают получить поддержку государства, должны подать соответствующую заявку на участие. Счастливчики, как и в предыдущем случае, определяются путем конкурсного отбора, исходя из лимитов финансирования.

Победители в конкурсе, если это необходимо, обращаются в специализированные гарантийные фонды либо в региональный залоговый центр для получения поручительства и поддержки с их стороны. После того как банк принимает решение о выдаче кредита, следует обращение к органам АПК, которые отвечают за субсидирование по выплатам процентов по кредиту.

В 2022 году на поддержку программы сельской ипотеки планируется предусмотреть 11,5 млрд рублей. Такие средства заложены в проекте ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», сообщили «Известиям» в Минсельхозе. Там также напомнили, что в 2021 году на субсидирование процентной ставки было предусмотрено 4,1 млрд рублей. Кроме того, дополнительно выделили 3,2 млрд, которые распределены уполномоченным банкам в полном объеме, отметили в ведомстве. В 2020 году, к примеру, было оформлено более 25,5 тыс. займов на общую сумму свыше 50 млрд рублей.

«Сельская ипотека» стала одной из наиболее эффективных мер поддержки в рамках комплексного развития территорий, сообщили «Известиям» в аппарате вице-премьера Виктории Абрамченко.

— Программа действует в интересах граждан, желающих связать свою жизнь с селом, а также в целях оживления экономической активности на селе, достижения роста показателей занятости населения и более активного использования невостребованных земель под нужды сельхозпроизводства, — отметили там.

— На 2022 год доходы бюджета запланированы в размере 83,7 млрд рублей, расходы — 88,6 млрд. Дефицит бюджета составит 4,9 млрд рублей, — рассказал министр финансов республики Георгий Мадаев.

При этом в доходах бюджета только 33,4 млрд рублей — это собственные доходы региона, а 50,3 млрд (60%) — различные дотации из федерального бюджета.

Во время обсуждения затронули проблему низких зарплат директоров школ. Чтобы иметь нормальный доход, руководителям образовательных учреждений приходится не только быть администраторами и хозяйственниками, но и вести уроки.

— Директора несут огромную ответственность, в том числе и уголовную. Недавно разговаривал с одной из директоров, она говорит: «Невозможно вести уроки. Я веду урок и всё время думаю: «А как у меня там? А когда я сдам отчёт? А когда я там ещё что-то сделаю». И вот это всё время сидит у неё в голове. А если она не ведёт уроки, то зарплата у неё меньше, чем у обычного учителя, — рассказал депутат Игорь Марковец.

Субсидии начинающему фермеру выделяют по многим направлениям. Перечислим некоторые из них:

  • приобретение сельскохозяйственной техники;
  • средства на приобретение сельскохозяйственных животных;
  • компенсация (не в полном объеме) за строительство производственных объектов (например, завод по производству молочных продуктов);
  • средства для модернизации в хозяйстве (например, для приобретения современного оборудования);
  • на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • компенсация по платежам за лизинг (дословно — аренда за отдельную плату);
  • на приобретение посадочного материала и пр.

Начинающий фермер может рассчитывать сразу на несколько вариантов поддержки от государства, при условии, что будет соответствовать всем существующим требованиям.

Список требований не слишком велик, однако соответствовать им могут далеко не все фермеры.

К основным критериям относятся:

  1. Профессионализм. Предпочтение отдается тем фермерам, которые имеют высшее образование или опыт ведения хозяйства, сроком не менее 10 лет. То есть если человек вел более 10 лет подсобное хозяйство, и может подтвердить это, но при этом не имеет высшего или специального образования, то получить грант он может.
  2. Наличие собственных средств для начала бизнеса. Государство допускает, что у начинающего фермера может быть не вся сумма на руках. Поэтому минимальный порог был установлен в 30% от всех необходимых средств, этот порог каждый регион устанавливает самостоятельно.
  3. Грамотный бизнес-план. Без планирования будущего развития бизнеса средства из федерального бюджета выделены не будут, поскольку у комиссии не будет представления о том, какую пользу принесет развиваемое сельское хозяйство.
  4. Наличие в собственности хотя бы минимального количества земли и производственных объектов. То есть в собственности у начинающего предпринимателя должен быть участок и строения на нем.
  5. Четкий план о сбыте полученной продукции. Предприниматель должен четко представлять, как и куда он будет сдавать или продавать полученные от сельского хозяйства продукты.
  6. Создание постоянных рабочих мест. Общепринято, что при получении гранта фермер должен создать хотя бы одно рабочее место в сельскохозяйственной сфере, там где это возможно.

Если хотя бы одно из условий не будет выполнено, то в гранте будет отказано до тех пор, пока гражданин не станет подходить под критерии.

В случае если профессионального опыта у начинающего фермера не хватает, то грант может быть одобрен с дозволения муниципальных властей. То есть представители муниципалитета могут дать рекомендации для гражданина, который начинает развивать сельское хозяйство в районе, и рассчитывает получить субсидии.

В 2017 году максимальная сумма гранта составляла 1,5 миллиона рублей. В 2021 году планируется увеличение этой планки с учетом инфляции и роста цен. Программа субсидирования рассчитана на длительный срок.

С 2019 г. реализуется новая программа поддержки агробизнеса. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Минсельхоз России разрабатывает федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Федеральный проект предполагает реализацию мероприятий по грантовой поддержке КФХ, предоставлению субсидий СПоК и достижение показателей эффективности центров компетенций в сфере сельхозкооперации и поддержки фермеров.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

  • Блоги
  • Инструктаж
  • Экспертное мнение
  • Спецпроекты
  • Вопрос-ответ
  • Календарь
  • Каталог
  • Объявления
  • Статьи

О том, что дисконта на аграрные машины больше не будет, сельхозпроизводители узнали не от Минсельхоза и не от Минпромторга. Первым о приостановке программы 1432 заявил в своём блоге президент ассоциации «Росспецмаш» и совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин.

«Российская сельхозтехника с сегодняшнего дня подорожает, – написал предприниматель. – Дело в том, что государство уже четыре года субсидирует крестьянам 15% стоимости приобретаемой техники по программе № 1432, и эта программа останавливается. Контрактов заключено уже на сумму, которая не покрывается выделенными правительством деньгами. <...> Деньги на финансирование программы во второй половине этого года и дальше не выделены. Предприятия, соответственно, подняли цены на технику и приготовились к спаду производства».

Что означает «программа останавливается»? С таким вопросом «Крестьянин» обратился к заместителю директора «Росспецмаша» Денису Максимкину.

Денис Андреевич пояснил, что к 23 июня общая сумма субсидий по заключённым контрактам составила 13,9 миллиарда рублей при выделенных 13,7 миллиарда рублей. То есть лимит, выделенный на 2017 год, был исчерпан всего за шесть с небольшим месяцев. В связи с этим Минпромторг России отправил производителям сельхозтехники письмо о приостановке программы.

По расчётам «Росспецмаша», в этом году, чтобы обеспечить аграриев сельхозтехникой со скидкой, из бюджета потребуется дополнительно 4,4 млрд рублей.

Ситуация напоминает то, что происходило весной со льготным кредитованием: формально дешёвые займы для аграриев никто не отменял, но, поскольку средства на компенсации банкам были исчерпаны, получить кредит под 5% стало невозможно уже в марте.

Что было дальше, все помнят: фермерам и сельхозорганизациям пришлось обращаться в банки за займами на коммерческих условиях. То же самое придётся делать и сейчас: в случае острой нужды приобретать технику за полную стоимость. Или искать другие варианты.

«Из-за новых цен, из-за новых конкурентных условий кто-то из крестьян купит иностранную машину, кто-то отложит покупку до лучших времён, – предположил Константин Бабкин. – Загрузка на семидесяти российских заводах снизится, будут сокращены бюджеты на модернизацию, будут продлены отпуска, не будут расти зарплаты. В целом ситуация для отрасли не смертельная, хотя и неприятная».

Когда настанут эти «лучшие времена», не ясно. Ведь проблема, говорят машиностроители, приобрела системный характер: трудность не только в том, что деньги закончились сейчас, но и в том, что государство не объявляет заранее объёмы финансирования на следующие годы.

«Сперва программа (1432. – Прим. авт.) задумывалась как постоянно действующая, соответствующая строка закладывалась в бюджет на три года вперёд. Потом, с подачи Минсельхоза, эта строка исчезла. Стало нужно доказывать необходимость финансирования программы каждый раз по новой.

Летом 2016 года деньги на программу закончились, но в сентябре Дмитрий Медведев принял решение выделить дополнительно 13,7 миллиарда рублей. Зная это, 70 предприятий продолжили предоставлять крестьянам скидки на технику, развитие продолжилось», – разъяснил в своём блоге Константин Бабкин.

Не удивительно, что после письма Минпромторга о приостановке программы машиностроители ожидали от премьер-министра страны повторения его прошлогоднего поступка.

«Кто может помочь? Дмитрий Медведев. В прошлом году он разобрался и принял решение о выделении на программу № 1432 денег из антикризисного фонда. Он может подключиться и сейчас и принять решение о дополнительном финансировании. Может даже настоять, чтобы финансирование программы было прописано в государственном бюджете на предстоящие годы на постоянной основе», – писал президент «Росспецмаша».

С особым вниманием производители аграрной техники ждали 6 июля – в этот день правительство должно было рассматривать «Стратегию развития сельскохозяйственного машиностроения до 2030 года». Документ был принят безоговорочно, но – увы! – ни о каком дополнительном финансировании в этом году речь не шла.

В самой же «Стратегии» будущему программы 1432 посвящено всего два абзаца. Первый из них повторяет тезис Владимира Путина, высказанный в конце 2016 года – что сельхозмашиностроение должно жить не на субсидии государства, а должно поддерживаться реальным спросом на производимую продукцию, и что антикризисная мера (речь о компенсации скидки) не может быть постоянной:

«В целях интенсивного обновления парка сельскохозяйственной техники и поддержания стабильного уровня производства <...> необходимо продлить действие программы 1432, предусмотрев постепенное снижение предоставляе­мых скидок в рамках субсидии. Это позволит избежать шоков рынка и резкого спада приобретения сельхозтехники. Так, в 2021 году размер предоставляемой скидки не должен превышать 5%», – говорится в «Стратегии».

Второй абзац декларирует, что с 2018-го до 2022 года на программу 1432 будет выделено в общей сложности 45 миллиардов рублей. Без уточнения, в каком году сколько.

«Росспецмаш» не устаёт повторять, какой огромный эффект принесла программа 1432: в прошлом году производители сельхозтехники вывели на рынок 278 новых моделей и модификаций, экспорт вырос на 16%, а выпуск машин в целом – на 60%. Некоторым заводам, например «ПТЗ», программа дала шанс рвануть на небывалые высоты: с прежних 300-400 до рекордных 2 187 тракторов в 2016 году.

Несмотря на успехи – и это признаёт Минпромторг – хозяйства всё ещё недостаточно обеспечены сельхозтехникой. В Канаде (схожей по почвенно-климатическим условиям, урожайности и контурности полей) на тысячу гектаров приходится 16 тракторов, в России – всего три; похожая статистика и по уборочным машинам.

Производственные мощности российских заводов, в зависимости от вида техники, загружены от 40% до 70%, а вклад отечественного агромаша в ВВП страны составляет всего 0,13%. Минпромторг объясняет это «недостаточным платёжеспособным спросом на внутреннем рынке»: аграрии покупают в три раза меньше сельхозтехники, чем им следовало бы.

Что в такой ситуации могло бы поддержать спрос на российском рынке, кроме уже известной программы 1432?

Разве что «Росагролизинг». Но и он просит дополнительных денег. Правда, в отличие от производителей сельхозтехники, которым нужно 4,4 млрд рублей, на докапитализацию этой структуры потребуется уже семь миллиардов.

Господдержка: планы на 2022 год

  • Комбайн или негабаритный груз? Что подпадает под критерии «крупногабаритного» груза
  • Сельское хозяйство пустыни
  • Ну зачем нам субсидии?
  • Из-за скандала с обысками в «Центр-инвесте» и задержаниями на птицефабрике «Белокалитвинская» банк потерял 2,2% депозитов
  • Мясники в России могут спать спокойно
  • АПК-органы управления
  • ветеринарные препараты, ветеринарные учреждения
  • ГСМ, биотопливо
  • корма, добавки для животных
  • оборудование для АПК, промышленное, весовое
  • обучение
  • сельхозпроизводители / сельхозпредприятия
  • сельхозтехника, запчасти
  • семена, посадочные материалы
  • средства защиты растений, удобрения
  • страхование
  • строительные материалы
  • финансовые учреждения
  • элеваторы, мелькомбинаты
  • Аграрные СМИ
  • Сельскохозяйственная продукция и сырье
  • Сельхоз техника
  • Сельскохозяйственная техника, оборудование, запчасти
  • Удобрения, агрохимия, семена, саженцы
  • Животные и птица
  • Услуги
  • Недвижимость
  • Работа
  • Знакомства
  • Разное

В агросекторе катастрофически не хватает работников: мигранты вернулись домой, а местные жители не хотят заниматься полевыми работами даже после повышения зарплат. Проблема начала ощущаться еще в 2020 году, а в феврале 2021-го встала наиболее остро. Большинство иностранцев, приезжающих в Россию на заработки, заняты именно в сельском хозяйстве, а за период пандемии их число сократилось с 11 до 6 миллионов человек.

Проблема напрямую связана с возвращением трудовых мигрантов на родину в апреле прошлого года и постановлением о запрете на въезд иностранных граждан на территорию РФ, в том числе с целью заработка. Похожая ситуация происходит и во многих других странах, об этом свидетельствуют различные публикации в СМИ.

В России, по некоторым данным, насчитывается около 500 тысяч трудовых мигрантов, задействованных в аграрном секторе.

В основном это граждане стран постсоветского пространства, но также приезжают из Средней Азии, Вьетнама и Китая. С сокращением числа мигрантов сильно страдает овощеводство и плодоводство. Например, сообщает о сложности сборки урожая из-за малого числа иностранных кадров Союз производителей ягод. При этом местные работники не могут восполнить дефицит трудовых мигрантов в этой отрасли. С тем же столкнулся и Картофельный союз России, ведь на некоторых предприятиях доля иностранных работников составляла порядка 80 % от общего числа занятых.

В 2020 году недостаток кадров частично удалось устранить благодаря студентам аграрных вузов и перераспределению специалистов из других областей. Но к урожайному сезону 2021 года ситуация может обостриться из-за массового оттока трудовых мигрантов.

Так, только в Астраханской области для сезонных работ в период с апреля по май необходимо более 6000 работников, а в самое урожайное время, с августа по сентябрь, – более 9000.

Кто будет всем этим заниматься, пока неясно.

Аграрии хотели бы, чтобы вопрос с сельскими хозяйствами был решен по примеру строительной отрасли. Об этом сообщает директор Картофельного союза Алексей Красильников. Прежде он уже высказывался в пользу упрощенного въезда для трудовых мигрантов в Россию со всеми медицинскими процедурами вроде проведения ПЦР-теста. Мигранты могли бы предоставлять справку с результатами анализа на коронавирус, прежде чем приступать к работам на угодьях. В свою очередь работодатель должен официально трудоустроить иностранного работника, поставить его на миграционный учет и предоставить жилье. По словам Алексея Красильникова, аграрии готовы оплачивать все расходы, сообщает «Российская газета».

Частично решить проблему позволит привлечение внутренних ресурсов. В частности, восполнить дефицит работников государство планирует за счет найма безработных граждан, тех, кто потерял основную работу в результате пандемии. Также на место трудовых мигрантов могут прийти студенты аграрных вузов, подобное практиковали уже в 2020 году, когда некоторые учащиеся поехали на практику «на картошку», но масштабных форм это не приобрело. По данным Минсельхоза России, в будущем студенты могут заместить порядка 11 тысяч сельхозработников. О привлечении начинающих специалистов к сезонным работам в 2022 году сообщил на съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) первый заместитель министра сельского хозяйства России Джамбулат Хатуов.

«В следующем году мы будем сокращать количество ввозимых иностранцев. Нравится нам это или нет, но мы будем приглашать наших студентов, начиная с профтехучилищ, заканчивая высшими учебными заведениями, от которых отказывались фермеры», – сказал Джамбулат Хатуов. Это не только восполнит число работников в аграрном сегменте, но и поспособствует увеличению количества российских высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства.

Однако министр сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области Р.Ю. Пашаев считает, «только за счет сельчан проблему не решить». Потребность в сезонных работниках ощущают в Волгоградской области, где обычно работает около 11 тысяч мигрантов, в Красноярском крае, в Дальневосточном федеральном округе, где раньше китайские граждане выступали как наемными работниками, так и в качестве арендаторов сельскохозяйственных земель. Поиск работников среди россиян усложняется также тем, что многие боятся заразиться и предпочитают оставаться без работы, но избежать возможного риска. Генеральный директор Союза производителей ягод Ирина Козий считает, что работа на угодьях абсолютно безопасна. Производители ягод и другие отрасли плодоовощеводства готовы организовывать двухнедельный карантин для сезонных работников, проверять справки, проводить тесты и вакцинацию. Не стоит забывать и про то, что вся работа ведется на свежем воздухе, а сельскохозяйственные угодья находятся на большом расстоянии от крупных городов, поэтому риск заражения минимален. Да и в тепличных комплексах контакт между работниками незначителен, а средства индивидуальной защиты еще больше снижают риск заболевания.

В то же время Ирина Козий согласна с мнением, что за счет местных полностью проблему не решить и аргументирует это тем, что, в частности, в ягодной отрасли задействуются иностранные агрономы, механизаторы и другие специалисты. «Нужного количества сотрудников с такой квалификацией и необходимым опытом в нашей стране просто нет», – поясняет она.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *