Возмещение судебных расходов 2022 году в бюджете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возмещение судебных расходов 2022 году в бюджете». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

С 01.01.2020 учреждения бюджетной сферы при определении кодов КОСГУ используют Порядок, утвержденный приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н. Он пришел на смену Порядку, утвержденному приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н (действовал в 2019 году). Порядок применения КОСГУ регулируется приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н.

Существенным условием применения КОСГУ в части судебных расходов является следующее:

  • расходы в части неисполненных обязательств (кредиторской задолженности), в частности, по выплате пенсий, пособий, оплате труда персонала, а также по оплате кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд отражаются по соответствующим группам, статьям и подстатьям КОСГУ;
  • расходы в части возмещения судебных издержек истцам, морального ущерба, неосновательного обогащения отражаются по подстатьям 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам» и 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ.

В целях применения КВР для отражения судебных расходов действует аналогичное правило. В соответствии с описанием кода видов расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» расходы на исполнение судебных актов по искам о выплате пенсий, пособий, оплате труда работников учреждений, а также об оплате кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и тому подобное, подлежат отражению по соответствующим группам, подгруппам и элементам видов расходов.

Далее разберем данные правила и порядок применения бюджетной классификации более подробно.

КБК – 2022: системные разъяснения Минфина России

Теперь остановимся на иных расходах, помимо судебных издержек, которые учреждению необходимо оплатить на основании вступившего в силу решения суда.

Сразу оговоримся, что если речь идет о взыскиваемой с учреждения кредиторской задолженности, то коды видов расходов и КОСГУ применяются так же, как если бы данная задолженность оплачивалась добровольно. При этом не имеет значения факт наличия такой задолженности в учете учреждения. Если задолженность не числится, то ее нужно будет поставить на учет на основании решения суда.

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:

  • запчасти для ремонта машин и оборудования;
  • спецоборудование для НИОКР;
  • семена, удобрения, посадочные материалы;
  • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
  • материальные запасы специального назначения и др.

Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

  1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
  2. Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
  3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
  4. Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

На зарплаты судей КС и ВС в 2022 году выделят 942 млн руб.

Поскольку код вида расходов — более крупная группировка, чем кодификатор операций сектора госуправления, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия.

Вид расходов

КОСГУ

Примечания

Код

Наименование

Код

Наименование

В случае если требования иска были удовлетворены не полностью, приходится говорить о частичной компенсации ущерба каждой стороной. В этом случае перед судьями стоит сложная задача – определить доли издержек каждого из участников процесса, и решить вопрос о возвещении, но с учетом процента требований, которые были удовлетворены в ходе разбирательства.

Мы уже упомянули о ситуации, когда происходит обратная ситуация – требования искового заявления в суде не удовлетворяются. В случае отказа в иске ответственность на возмещение убытков, понесенных ответчиком, полностью ложится на плечи истца. Ответчик может инициировать, к примеру, возмещение расходов, связанных с привлечением к процессу адвокатов и экспертов.

Сроки принятия решения о возмещении издержек, понесенных в суде, зависят от того, в какие сроки было подано ходатайство. Это можно сделать несколькими способами:

  • одновременно с подачей искового заявления – в этом случае сумма возмещения указывается в основном документе и дополнительного решения суда не требуется;
  • во время проведения судебного процесса, и в этом случае решение суда также будет единственным, с учетом требований о материальной компенсации затрат;
  • по окончании судебного слушания, но до вступления решения суда в законную силу – судья при возникновении данной ситуации подготовит дополнительное решение по делу, а инициатором процесса могут быть, как судебные органы, так и участники процесса;
  • по окончании судебного разбирательства и вступления в законную силу решения, но в этом случае судом назначается очередное заседание, о сроках проведения новых слушаний сообщаются предварительно все стороны.

Согласно установленным правилам, обратиться с ходатайством о необходимости компенсации материальных потерь можно в любое время, но не позднее трех лет после вступления решения в силу. Если сроки подачи ходатайства были нарушены, суд имеет законное право не рассматривать претензию.

В большинстве на судебных слушаниях присутствует адвокат, оплата услуг которого ложится в конечном итоге на проигравшую сторону (частично или полностью). Как правило, подавать ходатайство на возмещение его услуг принято после окончания процесса, но в некоторых случаях во время слушаний подается промежуточный акт, при этом стоит знать, что суд не принимает положительное решение относительно предполагаемых затрат, не подтвержденных еще документально.

Оплата услуг адвоката складывается из двух частей – первая связана с почасовой стоимостью услуг правозащитника, вторая – гонорар после окончания процесса. Судьи чаще всего в полной мере удовлетворяют первую часть расходов, связанных с почасовой оплатой, а споры возникают преимущество, когда речь заходит о гонораре. При подаче ходатайства о компенсации услуг адвоката необходимо понимать, что стоимость работы правозащитника должна быть разумной. Судья обязательно учтет нагрузку на адвоката и велика вероятность, что ходатайство не будет удовлетворено полностью. Не стоит также забывать о документальном подтверждении оплаты услуг адвоката, а это могут быть квитанции, договора и другие документы.

Важно! Суд не имеет право самостоятельно снизить стоимость услуг адвоката, предстоящих возмещению. Инициировать это может ответчик, который должен доказать, что стоимость услуг правозащитника завышена.

Судебные расходы. Порядок возмещения и налоговый учет

Для того чтобы получить компенсационные выплаты средств, потраченных в ходе судебного разбирательства, необходимо правильно составить заявление. Унифицированной его формы не существует, но общих правил при заполнении документа придерживаться надо. В заявлении следует указать наименование суда, свои контактные данные, ФИО или реквизиты ответчика.

Необходимо также указать номер судебного дела и перечислить все понесенные затраты, подтвердив их документально. Важно указать точно суть требований и подтвердить их обоснованность, перечислив перечень приложенных документов. Заявление заверяется подписью заявителя или его законного представителя. В случае если ответчик не согласен с требованиями истца, он может написать встречное заявление, при этом судья должен изучить доводы всех сторон и принять справедливое решение.

Затраты, связанные с судом, могут быть обязательными — то есть их участник процесса понесет в любом случае — а также такими, которые появляются неожиданно. Как уже было сказано выше, в статье 94 ГПК приведен перечень того, что можно считать судебными издержками:

  • судопроизводственные выплаты;
  • расходы на проезд для людей, которые должны появиться на заседании;
  • траты на поиск ответчика;
  • затраты на приведение приговора в исполнение;
  • компенсационные платежи;
  • прочие затраты.

Величина расходов на судопроизводство может быть довольно большой. Теоретически, в них можно включить и затраты на составление судебных документов, создание копий и многое другое.

Что касается трат, связанных с появлением на заседании свидетелей и с поиском ответчика, то тут существует своя схема расчета. Свидетели и специалисты, которые принимают участие в судебном процессе, могут рассчитывать на возмещение расходов.

Например, затрат на питание, проживание (если люди приехали из другого города), на транспорт и за работу, если речь идет о специалистах. Чем более сложной и дорогой является работа специалиста, тем выше затраты на судебный процесс.

Также этой категории участников суда могут финансово возместить время, которое они потратили. Однако на деле, если свидетель или специалист проживает в том же городе или регионе, где происходит разбирательство, рассчитывать на компенсацию не приходится.

Также нельзя забывать про такую статью расходов как государственные пошлины. Госпошлина — это обязательный взнос, устанавливаемый и определяемый согласно законодательству.

Все гражданские дела ими облагаются, а оплата этих взносов, в зависимости от исхода судебного разбирательства, либо разделяется, либо возлагается на проигравшую сторону. Выплачивать госпошлину приходится не только при подаче иска, но и на кассационные жалобы, выдачу судебных постановлений, при подаче заявлений особого производства.

Размер пошлины зависит от того, к какой категории относится судебный процесс, и от других факторов. Расчет госпошлины для судов общей юрисдикции, районных судов и мировых судей проводится согласно статье 333.19 НК РФ. В разбирательствах, касающихся раздела имущества и финансовых взысканий, госпошлина рассчитывается на основании цены иска.

Стоимость иска равна той сумме, которую потерпевший пытается взыскать с ответчика. В каких ситуациях нужно ее определять и указывать в заявлении, рассмотрено в статье 91 ГПК России. Важно знать и то, что если цена иска по ходу разбирательства растет, пошлина, соответственно, вырастет тоже, так как она рассчитывается как процент от суммы исковых требований.

В некоторых ситуациях истец может рассчитывать на льготы при оплате государственных пошлин. Льготы предоставляются тем, кто подал иск на взыскание алиментов, а также заявителям, имеющим первую или вторую группу инвалидности. Об этом говорится в статье 333.36 НК.

Интересно то, что государство предоставляет участникам разбирательства возможность отсрочить выплаты, компенсирующие расходы. Это касается и оплаты государственной пошлины.

Однако для получения такой привилегии человек должен иметь определенные обстоятельства. Обычно основанием для отсрочки или рассрочки платежей по возмещению судебных расходов в гражданских делах является неплатежеспособность стороны разбирательства, но этот фактор еще нужно доказать.

Обычно возмещение расходов, связанных с судебным процессом, является ответственностью той стороны разбирательства, которая оказалась проигравшей.

Но для этого судья должен вынести соответствующее решение. Однако и тут есть свои особенности. Например, если иск был удовлетворен частично, истец может рассчитывать на взыскание только затрат, связанных с удовлетворенными требованиями. Ответчик же может рассчитывать на возмещение судебных расходов пропорционально тем исковым требованиям, в которых заявителю отказали.

Если же, например, для участия в гражданском процессе были привлечены свидетели по инициативе судьи, а не одной из сторон разбирательства, то затраты, связанные с этим, будут выплачиваться из федерального бюджета. Подробнее об этом говорится в статье 98 ГПК.

Бюджетная классификация при оплате расходов по судебным разбирательствам

1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также их структуру, принципы назначения, коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 16, ст. 1825) (далее — Кодекс) являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

2. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации .

Пункт 1 статьи 18 Кодекса.

3. Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

классификацию доходов бюджетов;

классификацию расходов бюджетов;

классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления) .

Статья 19 Кодекса.

4. Порядок применения классификации операций сектора государственного управления утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 года N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 года, регистрационный номер 50003) .

С изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 246н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2018 года, регистрационный номер 53186).

5. Назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации осуществляется согласно настоящему Порядку и в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

5.1. Принцип единства означает назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации на условиях единства для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, порядка их формирования, а также применения в части кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их составных частей, которые в соответствии с Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При формировании кода бюджетной классификации Российской Федерации:

используется единая разрядность (двадцатизначная) для кода классификации доходов бюджетов, кодов классификации расходов бюджетов и кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;

обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, с учетом общих требований к формированию кодов (отдельных составных частей кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, установленных настоящим Порядком;

обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации при дополнительной детализации отдельных составных частей кода бюджетной классификации Российской Федерации с учетом общих требований, установленных настоящим Порядком.

5.2. Принцип стабильности (преемственности) означает назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации, на условиях стабильности и (или) преемственности кодов бюджетной классификации Российской Федерации отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

6. Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

7. Код классификации доходов бюджетов состоит из двадцати знаков.

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и включает следующие составные части (таблица 1):

код главного администратора доходов бюджета (1 — 3 разряды);

код вида доходов бюджетов (4 — 13 разряды);

код подвида доходов бюджетов (14 — 20 разряды).

Таблица 1

15. Классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственными внебюджетными фондами основных функций, решение социально-экономических задач. (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.06.2020 N 98н)

16. Код классификации расходов бюджетов состоит из двадцати знаков. Структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и включает следующие составные части (таблица 2):

код главного распорядителя бюджетных средств (1 — 3 разряды);

код раздела (4 — 5 разряды);

код подраздела (6 — 7 разряды);

код целевой статьи (8 — 17 разряды);

код вида расходов (18 — 20 разряды).

Таблица 2

49. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

50. Код классификации источников финансирования дефицита бюджета состоит из двадцати знаков. Структура двадцатизначного кода классификации источников финансирования дефицита бюджета включает следующие составные части (таблица 5):

1) код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1 — 3 разряды);

2) коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (4 — 20 разряды).

Недобросовестные юристы при подписании договора оказания услуг нередко предлагают “формально”, “только для суда” подписать акт оказанных услуг, якобы для взыскания судебных расходов. Знайте, что данный документ не является обязательным для взыскания судебных расходов (для их взыскания в суд надо предоставить договор, предусматривающий, что юрист оказывает услуги именно по этому делу, а также документ об оплате, который подтверждает, что клиент оплатил услуги юриста, то есть фактически понес расходы, а не на бумаге, никакие закрывающие документы суду не требуются). Подписывая акт оказанных услуг сразу при подписании договора, вы рискуете остаться без внесенной предоплаты и “юриста”.

Возвращаясь к вопросу о взыскании «гонорара успеха» с ответчика, необходимо отметить, что данные расходы можно взыскать с ответчика уже после рассмотрения дела, когда они будут оплачены. То есть в иске вы не можете заявить о взыскании с ответчика «гонорара успеха», так как он не оплачен, но после завершения процесса в вашу пользу и оплаты услуг юриста вы может взыскать данные расходы, направив в суд отдельное заявление. Также нередко бывают ситуации, когда доверитель вынужден оплачивать дополнительные услуги юриста в связи с защитой его интересов в апелляционной инстанции в связи с обращением другой стороны с жалобой на решение суда. Такие расходы также могут быть взысканы с проигравшей стороны после завершения судебного процесса или при рассмотрении судом жалобы.

Но здесь есть важное условие — срок, в течение которого можно обратиться для взыскания судебных расходов. Несмотря на то, что при уважительности причин пропуска срока он может быть восстановлен, все-таки рекомендуем обращаться в суд в установленные сроки.

Обратиться в суд для взыскания судебных расходов после рассмотрения дела можно:

  • в арбитражном процессе — в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу
  • в гражданском или административном процессе — в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела

Для взыскания судебных расходов после завершения рассмотрения дела по существу необходимо обратиться с заявлением о взыскании судебных расходов в суд первой инстанции. Суд назначает судебное заседание для рассмотрения заявления и вызывает стороны для участия в заседании. Проигравшая сторона может представить свои возражения на заявления (например, заявив о завешенном размере расходов на представителя или о том, что расходы не связаны с рассматриваемым судебным делом). По результату рассмотрения суд выносит определение, которое может быть обжаловано. После вступления определения суда в законную силу заявитель может получить исполнительный лист для принудительного взыскания расходов. Таким образом, процесс взыскания судебных расходов после вынесения решения суда аналогичен исковому производству и по времени занимает примерно 2 месяца.

4. Расходы на представителя могут быть взысканы судом не в полном объеме

Стоимость услуг различных юристов, как и других специалистов, может существенно отличаться. При этом на ценообразование в сфере услуг влияет не только объем работы, но квалификация, репутация, навыки и иные критерии, напрямую не связанные с трудозатратами по делу. Поэтому для того чтобы обеспечить баланс интересов сторон, законодатель ввел такое понятие как «возмещение расходов на представителя в разумных пределах». Данное требование предполагает, что судья, разрешая вопрос о взыскании расходов на представителя, должен оценить объем оказанных услуг, количество судебных заседаний, сложность спора и другие объективные параметры, не связанные с личностью самого представителя. Однако, к сожалению, «разумность» при возмещении данных расходов не совсем соответствует реальности и средней рыночной цене оказываемых услуг. Например, в Москве средняя стоимость представления интересов в суде по несложным делам, рассматриваемым в 2-3 судебных заседания, составляет 30-50 тыс. руб., а средняя сумма возмещения таких расходов — 10-25 тыс. руб., то есть от 30 до 50 % от средней рыночной цены.

Данный нюанс необходимо учитывать доверителям при расчете бюджета на судебный процесс. Часто недобросовестные юристы вводят клиентов в заблуждения, гарантируя взыскание расходов на юридические услуги в полном объеме.

Выплата зарплаты и премий своим штатным сотрудникам, представляющим интересы компании в суде, не относится к судебным расходам. Нередко компании прибегают к различным хитростям в таких случаях: например, заключают с штатным специалистом, в должностные обязанности которого не входит представление интересов компании в судах, гражданско-правового договора оказания услуг, однако и в этих ситуациях суды отказывают в возмещении судебных расходов, признавая такие действия злоупотребление правом (например, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 05.12.2019 г. № Ф10-4957/2019 по делу № А23-7545/2017).

Именно поэтому привлечение юридической компании для защиты интересов компании в судах (аутсорсинг судебной работы) зачастую экономически более выгоден, чем наем штатного юриста.

Закон гласит, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны («проигравшей стороны») все понесенные по делу судебные расходы. Это может быть как истец, так и ответчик. Если суд отказал в удовлетворении иска, признав доводы и доказательства, приведенные истцом, недостаточными, то такой проигравшей стороной является истец. В этом случае судебный процесс будет стоить ему не только понесенных им расходов по оплате пошлин, услуг специалистов и пр., но расходов, которые понес ответчик в связи с рассмотрением дела.

Частичный отказ в иске также может являться основанием для удовлетворения требований ответчика о взыскании расходов на оплату услуг представителя пропорционально той части исковых требований, в которой истцу было отказано. Данный вывод подтверждается Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 г.

Данный вывод нередко подтверждался судами кассационной инстанции и Верховным судом, однако суды первой инстанции по-прежнему нередко отказывают во взыскании расходов в подобных случаях. Наш совет: лучше договор об оказании юридических услуг и документы об оплате оформлять от имени лица, являющегося стороной процесса, а если нет такой возможности, то подготовиться дополнительно обосновать оплату расходов третьим лицом (например, это могут быть заемные средства или возврат вам долга третьим лицом таким образом).

Как известно, в состав судебных расходов входит госпошлина и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела. Издержки – это затраты лица, в пользу которого принято решение по делу, на восстановление нарушенного права и защиту своих законных интересов. Что же касается госпошлины, то вопросы, связанные с ее уплатой и возмещением, регулирует не только процессуальное законодательство, но и НК РФ. ­Поэтому Пленум ВС РФ не стал рассматривать положения о госпошлине.

Судебные издержки можно условно разделить на несколько типов (ст. 106 АПК РФ, ст. 94 ГПК РФ, ст. 106 КАС РФ).

  • Свежие
  • Посещаемые

Показатели

Прогноз на 2021 год

Целевые ориентиры

2022 год

2023 год

1.

Валовый внутренний продукт, млрд сумов

688 936

843 191

985 377

2.

Темп роста валового внутреннего продукта, %

5,1

5,8

5,4

3.

Индекс потребительских цен к декабрю прошлого года, %

9,0−10,0

10,0−11,0

7,0−8,0

4.

Темп роста промышленной продукции, %

5,8

7,6

6,0

5.

Темп роста производства в сельском, лесном и рыбном хозяйствах, %

3,5

3,5

3,6

6.

Темп роста розничного товарооборота, %

5,9

7,9

9,8

Показатели

Прогноз на 2021 год

Прогноз на 2022 год

Целевые ориентиры

2023 год

2024 год

1.

Валовый внутренний продукт, млрд сумов

688 936

839 989

972 701

1 126 753

2.

Темп роста валового внутреннего продукта, %

5,1

6,0

6,2

6,6

3.

Индекс потребительских цен к декабрю прошлого года, %

9,0−10,0

9,0

5,0

5,0

4.

Темп роста промышленной продукции, %

5,8

7,0

8,0

9,6

5.

Темп роста производства в сельском, лесном и рыбном хозяйствах, %

3,5

3,3

3,5

3,6

6.

Темп роста розничного товарооборота, %

5,9

9,3

9,8

10,7

Верховный Суд разъяснит порядок взыскания судебных расходов из бюджета

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Дата публикации 26.03.2019

Бюджетное учреждение перечисляет денежные средства на депозитный счет арбитражного суда для проведения экспертизы. После судебного разбирательства в случае выигрыша денежные средства возвращаются учреждению, в случае проигрыша не возвращаются. По какому коду КОСГУ перечислить деньги на депозитный счет арбитражного суда? Как отразить эту операцию в бухгалтерском учете?

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 АПК РФ). К таким издержкам относятся денежные суммы, подлежащие выплате за проведение экспертизы (ст. 106 АПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 82 АПК РФ экспертиза назначается судом. Денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, вносятся на депозитный счет суда стороной, по ходатайству которой назначена экспертиза (ч. 1 ст. 108 АПК РФ).

Возмещение издержек, связанных с рассмотрением дел в судах, отражается по элементу вида расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» в увязке с подстатьей 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ (п. 51 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, п. 10.9.7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).

Применение счета 303 00 для учета расчетов по перечислению денежных средств на проведение экспертизы противоречит п. 259 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, поскольку на этом счете отражаются расчеты с бюджетами.

Таким образом, согласно инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), перечисление денежных средств на депозитный счет арбитражного суда отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КРБ Х 401 20 297 Кредит КРБ Х 302 97 731 — отражены в составе издержек средства, внесенные на депозитный счет суда (п. 128 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 302 97 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение 18, КОСГУ 297 — перечислены средства на депозитный счет (п. 73 Инструкции № 174н).

В случае выигрыша учреждения в суде возврат расходов по проведению экспертизы отражается по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (п. 9.3.4 Порядка № 209н, абз. 8 п. 109 Инструкции № 174н).

В рамках вида финансового обеспечения 4 могут учитываться только полученная субсидия на выполнение задания и восстановление ранее произведенных расходов. Под восстановлением понимается поступление денежных средств, направленное на компенсацию конкретных расходов, от того контрагента, которому такая выплата была произведена ранее. В рассматриваемом случае оплата производится одному контрагенту, а возмещение происходит от другого (организации-истца, проигравшей стороны).

Таким образом, возмещение стоимости экспертизы отражается в бухгалтерском учете путем начисления новых доходов по КФО 2:

Дебет КДБ 2 209 34 56Х Кредит КДБ 2 401 10 134 — начислены доходы по компенсации суммы экспертизы (абз. 8 п. 109 Инструкции № 174н);

Дебет КИФ 2 201 11 510, увеличение 17, КОСГУ 134 Кредит КДБ 2 209 34 66Х — поступила сумма возмещения на лицевой счет (п. 72 Инструкции № 174н).

В отличие от таблицы соответствия кодов на 2019 год в новой убрали увязку показателей КВР 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий» с подстатьей 211 «Заработная плата» КОСГУ в части расходов на оплату труда осужденных за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности по п. 10 ст. 241 Бюджетного кодекса РФ.

Понятие административного правонарушения определяется статьей 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях как действие или его отсутствие, которое противоречит закону, но отличаются от преступлений тем, что не наносят вред обществу. За их совершение гос. организации привлекаются к ответственности. Одной из разновидностей такой ответственности выступает применение штрафных санкций.

Все затраты государственных учреждений подлежат классификации и должны быть отнесены на определенную статью расходов. Для этого используют классификация операций сектора государственного управления и код видов расходов. Неправильное определение КВР в государственных организациях классифицируется как нецелевое использование бюджетных средств и чревато наказанием. Пени, штрафы КОСГУ и КВР 2018 г. имеют следующую привязку. Используется КВР 853 – уплата иных платежей и следующие классификаторы:

По какому виду расходов и по какой статье КОСГУ казенному учреждению можно оплатить судебные расходы по оплате государственной пошлины и сумму основного долга за коммунальные услуги по исполнительному листу (на основании решения суда), долг образовался за 2014 год и 2015 год.?С уважением, главный бухгалтер

Ваш вопрос от 09.12.2015 «По какому виду расходов и по какой статье КОСГУ казенному учреждению можно оплатить судебные расходы по оплате государственной пошлины и сумму основного долга за коммунальные услуги по исполнительному листу (на основании решения суда), долг образовался за 2014 год и 2015 год.?»

Дата публикации 26.03.2019

Бюджетное учреждение перечисляет денежные средства на депозитный счет арбитражного суда для проведения экспертизы. После судебного разбирательства в случае выигрыша денежные средства возвращаются учреждению, в случае проигрыша не возвращаются. По какому коду КОСГУ перечислить деньги на депозитный счет арбитражного суда? Как отразить эту операцию в бухгалтерском учете?

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 АПК РФ). К таким издержкам относятся денежные суммы, подлежащие выплате за проведение экспертизы (ст. 106 АПК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 82 АПК РФ экспертиза назначается судом. Денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, вносятся на депозитный счет суда стороной, по ходатайству которой назначена экспертиза (ч. 1 ст. 108 АПК РФ).

Возмещение издержек, связанных с рассмотрением дел в судах, отражается по элементу вида расходов 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» в увязке с подстатьей 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ (п. 51 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, п. 10.9.7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).

Применение счета 303 00 для учета расчетов по перечислению денежных средств на проведение экспертизы противоречит п. 259 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, поскольку на этом счете отражаются расчеты с бюджетами.

Таким образом, согласно инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н), перечисление денежных средств на депозитный счет арбитражного суда отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КРБ Х 401 20 297 Кредит КРБ Х 302 97 731 — отражены в составе издержек средства, внесенные на депозитный счет суда (п. 128 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 302 97 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение 18, КОСГУ 297 — перечислены средства на депозитный счет (п. 73 Инструкции № 174н).

В случае выигрыша учреждения в суде возврат расходов по проведению экспертизы отражается по подстатье 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (п. 9.3.4 Порядка № 209н, абз. 8 п. 109 Инструкции № 174н).

Как известно действующим законодательством РФ государственным органам предоставлено право обращаться в судебные органы для привлечения, в частности юридических лиц, к административной ответственности, а также право самостоятельно, без обращения в судебные органы, привлекать юридическое лицо к административной ответственности, то есть назначать административное наказание.

При этом в некоторых случаях привлечение к административной ответственности или назначение наказания производятся государственным органам без должной квалификации соответствующего деяния и без установления того, подлежит ли юридическое лицо привлечению к ответственности или не подлежит. А из-за такой неосмотрительности действия и решения государственного органа по назначению наказания или привлечению к ответственности в последующем признаются судебными органами незаконными и несоответствующим законодательству РФ.

Во многих случаях государственный орган не предполагает, что последующее признание действий и решений государственного органа незаконными могут создать для него определенные правовые риски в виде возмещения юридическому лицу понесенных этим юридическим лицом судебных издержек. А о том, что государственный орган не предполагает возникновение таких рисков для него подтверждается судебно-арбитражной практикой. Так на практике часто возникают ситуации, когда после возложения на государственный орган судебных расходов судом первой инстанции, государственный орган обращается с апелляционной жалобой в арбитражный суд апелляционной инстанции с требованием отменить или изменить решение суда первой инстанции по причине, якобы, незаконности возложения на него судебных расходов.

А ведь понимание государственным органом таких рисков могло бы сдерживать от необоснованных действий и незаконных решений, и более того, стало бы желательным стимулом к более ответственному и внимательному отношению к вопросам обоснованного назначения наказания и законного привлечения к административной ответственности.

При этом такие риски (для государственного органа) и возможности (для юридического лица) в основном сводятся к двум наиболее часто встречающимся на практике пунктам, именно: к взысканию государственной пошлины и судебных издержек, а точнее расходов на оплату услуг представителей.

Однако особенность решения данных вопросов применительно к государственным органам заключается в том, что государственные органы во многих случаях освобождены от уплаты государственной пошлины. В силу этого на практике возникали (и периодически появляются) вопросы относительно права юридического лица взыскивать с государственного органа (которое освобождено от уплаты государственной пошлины) судебные расходы.

Поэтому на данный момент указанные вопросы разрешаются на основании следующего.

Так, относительно возможности взыскания с государственного органа пошлины в Пленум ВАС РФ в Постановлении от 11.07.2014 N 46 (абз. 4 п. 21) «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» отметил, что «если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ)».

А в ч. 1 ст. 110 АПК РФ указано, что «Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны».

Касательно возможности взыскания расходов на оплату услуг представителей имеется два варианта по которым возможна компенсация таких расходов.

По первому варианту разъяснение содержится в п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

В данном письме Президиум ВАС РФ указал, что «Из системного толкования статьи 110 АПК РФ следует, что судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются с другого лица, участвующего в деле, и в тех случаях, когда это лицо освобождено от уплаты государственной пошлины» (то есть этот вариант предполагает применение ст. 110 АПК РФ).

По второму варианту компенсация судебных расходов производится путем применения ст. 1069 и 1070 ГК РФ. Такое взыскание осуществляется предъявлением искового заявления с требованием взыскать понесенные судебные расходы в качестве убытков.

Вышеперечисленные нормы законодательства РФ могут быть применены в том числе и при возникновении иных споров с государственными органами, а не только при возникновении ситуаций с признанием решений и действий незаконными и необоснованными.

И.В. Вадимова,
главный бухгалтер, консультант

В хозяйственной жизни учреждений нередки случаи, когда требуются профессиональные услуги юриста. Если у учреждения юристов в штате нет, оно вправе заключить гражданско-правовой договор оказания правовых услуг , в том числе по представительству интересов учреждения в суде. Учет затрат по таким договорам, а также судебных издержек имеет свои особенности.
Подробнее об этом читайте в статье Е.А. Максименковой в этом номере журнала.

Действующее законодательство требует от государственных (муниципальных) учреждений при оформлении бухгалтерской отчетности классифицировать все траты бюджетных средств по кодам видов расходов.

Расшифровка КВР 831 такова «Исполнение судебных актов РФ и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий или бездействия органов государственной власти либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений».

По этому элементу проходят отдельные средства, выделенные на исполнение судебных активов РФ и мировых соглашений по возмещению убытков, нанесенных физическому либо юридическому лицу вследствие осуществления незаконных действий или бездействия со стороны государственных органов и должностных лиц, работающих в них.

Под КВР 831 в бухгалтерских отчетах проходят:

  1. Уплата пени и штрафа по государственным договорам на выполнение различных работ и поставки товаров, необходимых для удовлетворения государственных потребностей;
  2. Возмещение компенсаций за задержку выплат физическим лицам;
  3. Возмещение морального ущерба;
  4. Выплата разных судебных издержек;
  5. Возврат денег в случае неосновательного обогащения;
  6. Внесение средств на депозитный счет арбитражного суда, которые пойдут на оплату судебных издержек.

Многие учреждения сталкиваются с такой проблемой, как исполнение принятых судом актов по коду видов расходов 831. По этому элементу должны проходить все дополнительные перечисления по исполнительному листу, выданному судом учреждению для оплаты кредиторских задолженностей. К таким расходам относится, например, уплата госпошлины.

Требования к применению КВР не меняются в зависимости от способа оплаты расходов: безналично с лицевого счета либо через подотчетное лицо государственного учреждения. Важно, чтобы целенаправленность трат соответствовала описанию указанного кода КВР. К тому же, через подотчетника учреждение имеет возможность осуществлять оплату разных обязательств, включая и закупки. Код вида расходов 831 указывается в случае выплаты компенсации контрагенту по документу суммы госпошлины, которую он уплатил.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

Если в бухгалтерском учете необходимо отметить выплату штрафа по судебному решению, то деньги должны проходить по КВР 831. Однако взысканная сумма государственной пошлины отмечают с применением КВР 852 «Уплата прочих налогов и сборов». Именно такое правило установлено Указаниями Минфина РФ от 01.07.2013 года №65н.

Согласно принятому законодательству, госпошлина может пройти по элементу 831 лишь в том случае, если сумма возмещения всех судебных издержек была выплачена самому истцу. Под КВР 852 денежные средства, выделенные на уплату государственной пошлины, указываются, если они перечисляются непосредственно в федеральный бюджет.

В случае, если учреждение получило исполнительный лист по кредиторской задолженности, бухгалтер не имеет права провести выплаченные денежные средства по КВР 831.

Согласно действующему законодательству, основной долг следует классифицировать по кодам, соответствующим добровольной оплате задолженности: КВР 200 – для долга по закупкам, КВР 100 – для долга по выплате заработной платы. Траты по коду 853 должны проходить только в том случае, если учреждение выплачивает дополнительную компенсацию за задержку выплат. Дополнительные перечисления необходимо вносить в бухгалтерские учеты по КВР 831, как и те деньги, которые выделяются на уплату госпошлины истцов (в увязке с 290 КОСГУ).

  • обеспечение отдыха и питания в санаториях, пансионатах, других развлекательных заведениях (за исключением ресторанов и баров);
  • средства на развлекательную программу для участников;
  • стоимость экскурсий;
  • деньги на цветы для гостей, памятные сувениры и т.п.;
  • финансы на оформление зала для мероприятия;
  • медицинские траты, если они потребовались;
  • проезд и проживание гостей;
  • оплата визовых услуг участников;
  • траты на корпоративные мероприятия (Новый год, 8 марта, юбилеи и пр.);
  • любое финансовое взаимодействие с руководством структурных подразделений и филиалов своей же фирмы (представительские расходы – по умолчанию только для «чужих»).

Разберемся, какие именно траты могут быть отнесены к данному виду расходов, а какие списать на этот счет не получится, какие документы могут служить подтверждением и как правильно отразить эту статью в бухгалтерском и налоговом учете. Рассмотрим также современные законодательные изменения относительно представительских расходов и тенденции на ближайшее будущее.

С 1 января 2021 года изменился порядок применения кодов КОСГУ в части командировочных расходов. В связи с этим изменились и аналитические счета в целях отражения таких расходов в бухгалтерском учете. О том, как правильно учет командировочных суммы в новом году, расскажем в статье.

ВС подготовил разъяснения по возмещению судебных расходов

Рассматриваемые расходы признаются прочими, примерный перечень которых приведен в п.п. 11, 12, 13 ПБУ 10/99. К прочим расходам относятся, в частности, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков.

По решению суда организация как проигравшая сторона (ответчик) обязана возместить истцу (истцам) судебные расходы. Указанные суммы взыскиваются на основании исполнительного листа. Каким образом отразить данные выплаты в бухгалтерском и налоговом учете (налог на прибыль)?

Наиболее часто производится подача исков хозяйственного характера. Величина пошлины зависит от цены иска, имеющего оценку. Для обращений лиц без указания цены иска предусмотрена фиксированная сумма сбора.

Уплата производится до подачи заявления в суд по реквизитам, предоставленным органом. При возрастании суммы в процессе заседания производится доплата. Законодательством установлен перечень лиц, освобожденных от уплаты или имеющих возможность снизить сумму уплаты. При подаче иска лица, принадлежащие к льготной категории, подтверждают право документально.

Не подлежат покрытию расходы, понесенные истцом в порядке досудебного рассмотрения требований. В составе расходов часто возникают затраты на услуги адвокатов, юристов. Суды не признают подобные расходы и не относят за счет проигравшей процесс стороны.

  • доходов, начисленных за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящихся к доходам текущего отчетного периода;
  • доходов, полученных от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;
  • доходов по месячным, квартальным, годовым абонементам;
  • доходов по операциям реализации имущества казны в случае, если договором предусмотрена рассрочка платежа на условиях перехода права собственности на объект после завершения расчетов;
  • доходов по соглашениям о предоставлении в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным) безвозмездных перечислений на условиях предоставления активов: межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, иным физическим лицам;
  • доходов по договорам (соглашениям) о предоставлении грантов;
  • доходов от операций с объектами аренды (предстоящие доходы от предоставления права пользования активом);
  • иных аналогичных доходов.

Рассмотрен вопрос формирования номеров счетов нефинансовых активов в текущем финансовом году. Как указано в письме Минфина России от 17.05.2021 № 02-07-10/28328, при отражении операций по списанию, передаче, начислению амортизации в текущем финансовом году с нефинансовыми активами, у которых в 5–17 разрядах номера счета отражены нули, в корреспондирующих с ними счетах 0 40120 200 «Расходы экономического субъекта» (0 40120 240, 0 40120 250, 0 40120 270), 0 30404 000 «Внутриведомственные расчеты» в 5–17 разрядах номеров счетов также отражаются нули.

Правом на получение компенсации судебных затрат обладает только те сторона спора, в пользу которой было вынесено решение суда. Компенсация расходов производится за счет проигравших участников.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *