ЭДО для маркировки: с 1 января передавать данные по некоторым товарам через «Честный ЗНАК» нельзя
612 0
Если вы планируете с 1 января 2022 года применять иной режим налогообложения, этот пункт обязательно нужно прописать в учетной политике по налоговому учету. Напомним! Правительство планирует ввести новый налоговый режим для малого бизнеса. Подробнее о новом режиме читайте здесь.
В связи с введением нового ФСБУ по учету аренды с 2022 года в налоговый кодекс также были внесены изменения. Согласно нововведениям при расчете налога на имущество нужно определить в учетной политике, как будут учитываться следующие нововведения в отношении арендных площадей:
О других нововведениях в части налога на имущество читайте в статье «Налог на имущество: изменили сроки уплаты, частично отменили декларацию».
3. Налоговые регистры — обязательное приложение к учетной политике предприятия. Если вы вносите в них изменения, этот момент обязательно нужно зафиксировать в учетной политике.
Налоговые регистры, как правило, разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Документ в обязательном порядке должен содержать следующие реквизиты (ст. 313 НК РФ):
наименование регистра;
период (дату) его составления;
измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
наименование хозяйственных операций;
подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистра.
VIDEO
Изменять принятый в учетной политике порядок учета отдельных операций и /или объектов можно:
по собственной инициативе. Такие изменения применяются с начала очередного налогового периода (года);
при изменении законодательства. Такие изменения применяются не ранее, чем с момента вступления в силу поправок в налоговом законодательстве.
Данный документ не имеет стандартного, утвержденного на законодательном уровне, единого образца, поэтому оформляться он может в свободном виде или по разработанному на предприятии шаблону. Печатается акт на обычном листе А4 формата в двух экземплярах – по одному для каждой из сторон. После того, как все работы будут закончены и сотрудничество по объекту завершено, акт передается в бухгалтерию предприятия-заказчика для составления на его основе финансовой отчетности, в том числе по учету понесенных расходов и уменьшению налога на прибыль.
При оформлении акта следует придерживаться правил и норм делопроизводства разработанных для подобного рода документов. В частности, типовой акт в обязательном порядке должен содержать в себе
сведения об обеих сторонах договора,
краткую информацию о самом договоре, по которому производились работы,
наименование работ,
дату проведения работ,
качество и стоимость выполненных работ.
Акт должен быть подписан руководителями обеих организаций и проштампован печатями (с 2016 года наличие печатей и штампов у юридических лиц не является требованием закона, поэтому отсутствие оттиска не является строгой необходимостью)
В случае большого объема или особой сложности произведенных работ, для оценки их качества, а также оформления акта может привлекаться специально созданная комиссия, в которую входят представители подрядной организации и компании – заказчика.
При крайней необходимости может быть привлечена и третья сторона в виде экспертов или представителей контролирующих государственных инстанций. Их работа обязательно должна быть зафиксирована в акте, каждый эксперт также должен поставить под документом свою подпись.
Новые правила работы с электронной подписью в 2022 году. Изменения в 63‑ФЗ
В первую часть акта включаются сведения о том, к какому именно документу он является приложением (номер приложения, дата, номер договора). Затем посередине пишется слово «акт» и коротко обозначается его суть (в данном случае, «сдача-приемка работ»).
Вторая часть включает в себя таблицу, но сначала фиксируется сам факт сдачи-приемки работ, а также тот документ, на основании которого он состоялся (его наименование, например, «Договор», номер и дата его составления).
Затем в таблицу по порядку вносятся все виды выполненных работ, с указанием сроков сдачи, стоимости, качества, и замечаний заказчика.
Колонки о наименовании работ, качеству и замечаниям следует заполнять особенно тщательно, поскольку именно эти сведения в случае возникновения судебных споров будут являться основными аргументами в суде.
В 2021 году меняется порядок аккредитации удостоверяющих центров, выдающих сертификаты ЭП. В этой связи уже несколько месяцев висит вопрос о том, прекратится ли досрочно действие уже оформленных подписей.
Подробнее:
«Список удостоверяющих центров для получения ЭЦП».
«В 2021 году ФНС начнет выдавать ЭЦП. Подойдут ли они для госзакупок».
«Как сделать электронную подпись: пошаговая инструкция».
В конце 2019 года принят Федеральный закон от 27.12.2019 № 476-ФЗ (далее – Закон № 476-ФЗ), который кардинально изменил порядок выдачи, действия и использования усиленных квалифицированных электронных подписей (далее – УКЭП) (комментарий см. здесь). Новые нормы должны вступать в силу в течение длительного периода, однако даже с учетом этого бизнес оказался не готов к новшествам, а сами новшества оставляют вопросы. Пока идет подготовка очередных поправок в правила использования электронных подписей после 1 января 2022 года, Минцифры России выпустило разъяснения информационного характера. Эти разъяснения благоприятны для всех владельцев электронных подписей и помогут снять напряжение, царившее в этой сфере. Рассмотрим главное из того, о чем проинформировало Минцифры России.
Для оформления актов выполненных работ в капитальном строительстве применяются типовые формы первичных документов, утвержденные постановлением Росстатагентства России от 11 ноября 1999 г. N 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», а именно «Акт о приемке работ» (форма № КС-2) и «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» (форма № КС-3).
Действующее законодательство обязывает все хозяйственные операции документально оформлять надлежащим образом, и насколько грамотно составлены документы, настолько четко происходит документооборот между контрагентами. Правильное составление форм КС-2 и КС-3 позволяет избежать претензий со стороны контролирующих органов и снижает риски возникновения споров.
Важно не только исключить ошибки, но и увеличить скорость составления форм, повысить эффективность документооборота и минимизировать ручной труд. Подчас это влияет и на скорость расчетов между заказчиком и подрядчиком. Поэтому все больше компаний строительной отрасли выбирают автоматизированные решения для заполнения форм.
В 2022 году появится электронная доверенность для сотрудников: что уже известно
С 2013 года первичные учетные документы разрешено составлять по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. Это следует из ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). При этом каждый самостоятельно составленный первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.
К сведению
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Вместе с тем обязательными к применению остались формы, используемые в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (информация Минфина России № ПЗ-10/2012).
Далее мы уделим внимание только формам актов сдачи-приемки выполненных работ и оказанных услуг.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Форма акта сдачи-приемки результатов оказанных услуг никогда не содержалась ни в одном альбоме унифицированных форм первичной учетной документации. Так что, как и ранее, форму акта следует разработать самостоятельно.
\n\n
Как быть с подписями, которыми организации и ИП пользуются сейчас? Останутся ли они действительными после наступления 2022 года? Или от них придется отказаться, а взамен получить сертификаты в ФНС или ее доверенном УЦ?
\n\n
На эти вопросы ответили специалисты Минцифры в письме от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604. Чиновники разъяснили, что предусмотрен переходный период. Он предполагает, что в общем случае сертификаты, полученные до 2022 года, можно использовать до окончания срока их действия.
\n\n
Но здесь есть свои нюансы. Нужно учитывать, получил ли коммерческий УЦ, выдавший сертификат, аккредитацию по новым правилам. И если получил, то когда (см. табл.).
Как быть с подписями, которыми организации и ИП пользуются сейчас? Останутся ли они действительными после наступления 2022 года? Или от них придется отказаться, а взамен получить сертификаты в ФНС или ее доверенном УЦ?
На эти вопросы ответили специалисты Минцифры в письме от 10.08.21 № ОП-П15_085-33604. Чиновники разъяснили, что предусмотрен переходный период. Он предполагает, что в общем случае сертификаты, полученные до 2022 года, можно использовать до окончания срока их действия.
Но здесь есть свои нюансы. Нужно учитывать, получил ли коммерческий УЦ, выдавший сертификат, аккредитацию по новым правилам. И если получил, то когда (см. табл.).
Использование электронной подписи в 2021-2022 годах
Для получателей средств федерального бюджета новыми нормами постановления Правительства РФ № 2050 об особенностях реализации закона о федеральном бюджете на 2021 год установлены обязательные условия об оплате, которые необходимо предусмотреть в государственных контрактах 2021 года на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2021 г. № 667):
условие о сроке оплаты в течение 10 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке;
условие об оплате по контрактам, исполнение которых приходится на декабрь 2021 года, в декабре 2021 года или в очередном финансовом году за счет лимитов следующего года в зависимости от даты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Более подробно о такой новации мы рассказывали ранее в новостной ленте.
Конечно, мы привыкли, что в качестве документа о приемке исполнения по контракту, как правило, выступает накладная, акт приемки-передачи товара, акт выполненных работ/ оказанных услуг, оформленные в печатном виде. Однако наряду с таким оформлением приемки в настоящее время Казначейством в ЕИС реализована процедура электронного актирования, когда документ о приемке товаров, работ или услуг формируется и подписывается электронной подписью в электронной форме посредством функциональных возможностей ЕИС Такой вариант формирования документов позволяет минимизировать бумажный документооборот и оптимизировать порядок взаимодействия заказчиков и исполнителей, в том числе, процесс оплаты.
Так вот еще одно новшество касается федеральных ГРБС как получателей средств федерального бюджета и подведомственных им ПБС. По закупкам, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС начиная с 1 мая 2021 года, в соответствии с новой нормой Постановления № 2050 заказчик обязан предусмотреть в контрактах положение о возможности формирования и подписания документов о приемке товаров, выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в ЕИС в сфере закупок.
Данное требование распространяется на федеральных ГРБС, которые будут включены в утвержденный Правительством РФ перечень, и подведомственных им ПБС. Однако на сегодняшний день такого реестра нет, а потому обязанность предусматривать в контрактах положение о возможности электронного актирования для федеральных заказчиков — ПБС пока откладывается до их включения в указанный правительственный перечень.
На что следует обратить внимание при электронном актировании?
Условиями контракта должна быть предусмотрена именно возможность электронного актирования, иными словами заказчик предоставляет лишь право, но исполнитель контракта не обязан формировать электронные документы о приемке в ЕИС. Исполнитель контракта может воспользоваться предоставленной возможностью и сформировать в ЕИС электронный документ о приемке, или сформировать предусмотренные условиями контракта документы о приемке на бумажном носителе.
Нет обязанности включать условие о возможности электронного актирования в контракты, заключенные с единственным поставщиком, поскольку извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно положениям Закона № 44-ФЗ не требуется.
Электронный документ о приемке формируется в ЕИС исполнителем (поставщиком, подрядчиком), но качество его заполнения зависит от сведений, которые содержатся в реестре контрактов. Поэтому необходимо внимательней отнестись к формированию информации о предмете закупки, условных единицах и иных показателях, которые позволят сформировать исполнителю акт в электронном виде.
Подписанные в ЕИС в сфере закупок документы о приемке принимаются к учету в качестве первичных учетных документов и являются основанием для оплаты.
На основании сформированных и подписанных в ЕИС электронных документов о приемке предусмотрена возможность автоматического формирования сведения об исполнении контракта, сведения об исполнении денежного обязательства, а также распоряжения на оплату (заявки на кассовый расход, платежного поручения). Механизм электронного актирования позволит сократить трудозатраты по формированию таких документов — все будет формироваться в ЕИС на основании электронного акта, и заказчику останется лишь проверить и подписать сформированные документы электронной подписью. Причем форматы выгрузки документов из ЕИС в ГИС «Электронный бюджет» уже отработаны.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
На федеральные бюджетные и автономные учреждения, региональные и муниципальные организации бюджетной сферы норма об обязательном включении в условия контракта возможности электронного актирования не распространяется. Но все они могут воспользоваться таким способом формирования и подписания документов о приемке в ЕИС.
А начиная с 1 января 2022 года электронное актирование запланировано внедрить повсеместно и распространить на заказчиков всех уровней бюджетов независимо от типа учреждения.
09.01.2021Акт выполненных работ (акт приемки выполненных работ, акт об оказании услуг) – документ, заключающийся между заказчиком и исполнителем работ (физическими и/или юридическими лицами, ИП), который является фактическим подтверждением выполнения работ одной стороной и принятия их результатов другой стороной, а также основанием для их оплаты. Заказчик вправе ссылаться на наличие в переданных результатах работ недостатков в случае, если они отражены в акте. Также акт выполненных работ может понадобиться индивидуальному предпринимателю для отражения произведенных операций в учете. В общем случае определение способа документального оформления передачи результата работ оставлено на усмотрение сторон. Также законодательно не установлено какой-либо унифицированной формы акта выполненных работ и не существует каких-либо специальных норм и правил по порядку его оформления.
Российских строителей, работающих на объектах госзаказа, с 1 января 2022 года ожидает очередная законодательная и техническая новелла: электронное актирование. Как показал самый предварительный опрос, мало кто об этом знает и еще менее кто пытается разобраться. И при этом дата перехода на электронное актирование определена и переносить ее никто не будет. Об очередной «неожиданности» мы беседуем с президентом Союза инженеров-сметчиков Павлом Горячкиным:
— Павел Владимирович, вы, пожалуй, одним из первых подняли на своих ресурсах вопрос о переходе на электронное актирование с 1 января 2022 года. Реакция соответствующая – никто не знает, не понимает, не обращает внимания. Но, похоже, что эта процедура далеко не такая простая, как кажется сто стороны?
— Совершенно верно, все далеко не так просто, и то, что мы проводим этот разговор за полгода но наступления данного неотвратимого события – это очень хорошо. Потому что мне не хотелось бы, чтобы с 1 января 2022 все «встали на уши» из-за необходимости электронного актирования.
Тема эта возникла не сегодня, а где-то в 2018 году, ее основной инициатор — Федеральное Казначейство, которое является оператором Единой информационной системы в сфере госзакупок (ЕИС). Более того, уже начиная с прошлого года, в порядке эксперимента на добровольных началах стороны госконтрактов могли переходить на систему электронной приемки работ или электронное актирование. Для этого необходимо прописывать в госконтракте относительно электронной приемки условие о том, что оформление документов, сопровождающих передачу от исполнителя к заказчику результатов исполнения контракта, производится с помощью функционала Единой информационной системы.
Также недавно принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 г. N 1659-р об утверждении «перечня главных распорядителей средств федерального бюджета, которые как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими государственных контрактах, и информация о которых подлежит включению в реестр контрактов, для формирования и оплаты денежных обязательств при исполнении указанных государственных контрактов положения о возможности формирования и подписания документов о приемке товаров, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок» — это прямая цитата из документа.
То есть, процедура уже началась. И следующий этап – 1 января 2022 года, когда все госзакупки будут переведены на электронное актирование.
— По Вашему мнению, заказчики и подрядчики готовятся к переходу на электронное актирование или это будет очередной «новогодней неожиданностью»?
— Во-первых, о дате 1 января 2022 года уже заявлялось, Казначейство стало активно говорить об этом с начала 2019 года, но в открытых кругах, в том числе в строительной отрасли, эта тема практически не обсуждалась. Многие вообще не понимают, о чем идет речь, а я могу сказать, что это может стать очень серьезной проблемой. Во-вторых, откуда взялась дата 1 января 2022 года? Совсем недавно был принят федеральный закон 360-ФЗ – так называемый оптимизационный пакет, который значительным образом изменил 44-ФЗ. Там много новаций, и одна из них – это то, что формирование и подписание документов о приемке выполненных работ (ее результатов), а также отдельных этапов исполнения контракта в форме электронного документа в единой информационной системе в сфере закупок станет обязательным с 1 января 2022 года. И основанием для этого как раз и является Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ, которым статья 94 «Особенности исполнения контракта» Закона о контрактной системе 44-ФЗ дополнена соответствующими частями 13-16.
Если извещение будет размещено до 1 января 2022 года, заказчик может оформить приемку по-старому — принимать работы традиционным методом, на бумаге, «с мокрой печатью и живой подписью». А если закупки размещаются после 1 января 2022 года, электронное актирование становится обязательным.
И вот здесь мы видим целый ряд подводных камней, о которых многие наши профессиональные участники рынка и не догадываются. Напомню, что в строительстве есть понятие «исполнительная документация». К ней мы относим основные акты выполненных работ по форме КС-2, справки о приемке выполненных работ по форме КС-3, акты о приемке законченных объектов по форме КС-11. На основании КС-2 выписывается счет-фактура. Сегодня по соглашению сторон все это можно делать в электронном виде. Есть специальные программы, электронные бланки, все это можно подписывать цифровой подписью. И многие думают, что после 1 января 2022 года ничего не поменяется, и они будут также делать, как и раньше, но просто размещать этот акт в Единой информационной системе госзакупок, подписываться цифровой подписью – и все. Но на самом деле это не так.
— А как?
— Все гораздо сложнее – в этом и заключается вся проблема. Система электронного актирования – это перевод ВСЕХ процедур приемки выполненных работ в Единую информационную систему. То есть акт выполненных работ не формируется по форме КС-2 в соответствующих программах и уже как готовый документ размещается в ЕИС — а он формируется непосредственно в Единой информационной системе, причем собственноручно.
Печать на Акте выполненных работ (который имеет произвольную форму) не обязательна: этого не требует перечень обязательных реквизитов первичных документов. В то же время для продавца надежнее, если покупатель поставит свою печать. Это будет дополнительным аргументом, если покупатель откажется платить, ссылаясь на то, что в документе с его стороны стоит подпись неуполномоченного лица (Пункт 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, пункт 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).
В новой редакции Х раздела Трудового кодекса профессиональные риски подразделяют на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний. Специалисты по охране труда должны помнить, что труд не может быть абсолютно безопасным. Это предопределено применением орудий труда и влиянием человеческого фактора. На каждом рабочем месте, будь то офис или производство, существует угроза жизни или здоровью.
Мы не можем отказаться от технологий, достижений научно-технического прогресса, перейти с компьютеров на арифмометры, но можем предотвратить ущерб здоровью работников, применяя наиболее щадящие технологии, заменяя ручной труд на механический или роботизированный, повышая квалификацию исполнителей. Все это – мероприятия по предотвращению вреда. Но для того, чтобы выяснить, что это за мероприятия, и какое из них нужно провести в первую очередь, нужно качественно организовать оценку профессиональных рисков.
Справка
Опасность — это потенциальный источник вреда, представляющий угрозу для жизни и здоровья работника.
Профессиональный риск — количественная мера угрозы, это произведение возможности получения вреда на тяжесть последствий. Опасностью является электрический ток, агрессивные покупатели, конструкции и транспорт, химические вещества.
Оценка рисков — идентификация опасностей, расчет возможности их реализации и тяжести последствий от этого, а также разработка плана мероприятий по ликвидации или снижению уровней риска.
Воздействие опасного производственного фактора может привести к острому профессиональному заболеванию (отравлению), немедленной гибели или травме, а негативное воздействие в течение периода экспозиции (накопления дозы) — к хроническому профессиональному заболеванию.
Чтобы избежать профрисков, нужно их качественно просчитать и принять меры, чтобы вероятность получения травмы или гибели, профзаболевания стремилась к нулю, если это возможно. Если это невозможно, придется проводить мероприятия по исключению травмирующего фактора — закрытию опасного рабочего места. Таким образом мы переходим к следующему изменению в Х разделе ТК РФ.
Опасные условия труда 4 класса — не редкость на сегодняшних предприятиях. С 1 марта 2022 года рабочие места с этим классом должны быть ликвидированы. Как только СОУТ покажет, что рабочее место отнесено к опасным условиям труда, работа на данном рабочем месте должна приостановлена , работник под подпись ознакомлен с тем, что работает в таких условиях и отстранен от работы на период до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда (статья 214.1 ТК РФ).
Обратите внимание! Работника нужно с его согласия перевести на другое рабочее место, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Если работник не согласен, он вправе уволиться.
Приступить к работе на своем прежнем месте можно только в том случае, если СОУТ подтвердит, что в результате реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного совместно с представительным органом работников, условия труда были признаны с улучшением (например, ранее был 4 класс, а стал 3.1-3.4). При этом план мероприятий должен быть направлен в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочего места. Если головной офис находится в Москве, а шахта — в Ярославле, то копия плана должна быть направлена в Ярославскую ГИТ.
Запрет на работу в опасных условиях труда не касается МЧС, Росатома, Роскосмоса, отдельных силовых структур. Работа в опасных условиях на предприятиях промышленности, добывающей отрасли, транспорта, гражданской авиации не будет запрещена с 1 марта 2022 года.
➤ С 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые права по охране труда. Они смогут контролировать безопасность производства работ дистанционно, то есть с помощью видео- и аудиофиксации. Все это потребует внести в трудовой договор условия, при которых такое видеонаблюдение будет разрешено.
➤ Работодателям разрешили проводить внутренний аудит соблюдения требований трудового законодательства по проверочным листам. Роструд разместит площадку, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. Для этого чек-листы приведут в подходящий для самообследования формат.
Проводить самообследование – это право, а не обязанность работодателя. Если по итогам самопроверки работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет подготовить декларацию соблюдения обязательных требований в Роструд, со сроком действия 1-3 года.
В этот период плановые проверки проводиться не будут, а вот внеплановая проверка вполне возможна. И если при внеплановой проверке ГИТ обнаружит, что в организации нарушают требования охраны труда или выявят факты ввода недостоверных сведений при самообследовании, то декларацию отменят.
➤ Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ.
ГК РФ регламентирует отношения по подрядным услугам в гл. 37.
Ст. 720 ГК РФ обязывает заказчика принять оказанные услуги или мотивированно отказаться принимать результат. Статья 720 ГК РФ не содержит требования об оформлении результатов приемки в письменном виде. Указанная норма не указывает на обязательное составление акта приемки выполненных работ, на практике приемку оформляют такой бумагой, поскольку при возникновении спора он является доказательством в суде (ст. 75 АПК РФ, ст. 71 ГПК РФ).
Закон упоминает такой документ в отношении договора строительного подряда в ст. 753 ГК РФ, не указывая единой формы.
По завершении оказания услуг заказчик и подрядчик оформляют приемку результата, для этого составляют итоговый акт выполненных работ по договору подряда, для отдельных этапов составляют промежуточные. Промежуточные используют для оплаты отдельных этапов, итоговый — для завершения расчетов.
В нём фиксируют перечень выполненных работ, указывают недостатки при их выявлении.
Как правило, по тексту сделки с фактом приемки связывают окончание расчетов между сторонами.
Наличие документа о приемке подтверждает права сторон на:
оплату услуг;
гарантийные обязательства;
устранение выявленных недостатков.
В случае судебного разбирательства он является основным доказательством для требования оплаты услуг, акт приемки выполненных работ по договору подряда с недостатками подтвердит обязанность подрядчика устранить недостатки.
Для бухгалтерии он выступает закрывающим документом.
Законом не утверждена единая форма акта приемки выполненных работ, документ составляют в свободной форме.
Стороны вправе составить его в форме универсального передаточного документа (УПД), предложенной к использованию ФНС России в Письме от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@. УПД объединяет бухгалтерские реквизиты — «закрывающие» и юридические — «подтверждающие». Использование УПД рекомендуем согласовать в договоре.
Иные унифицированные формы утверждают подзаконными нормативами, их применение необязательно, допустимо разработать свой бланк. Например, акт выполненных работ в строительстве имеет форму КС-2. В нем отражены необходимые реквизиты для строительных дисциплин. Не рекомендуем использовать форму для иных правоотношений.
Утвержденный сторонами бланк оформляют как приложение к контракту.
В нём указывают:
реквизиты контракта;
наименование сторон;
дату и место составления;
перечень оказанных услуг;
стоимость оказанных услуг;
при выявлении недостатков — описать каждый недостаток (п. 2 ст. 720 ГК РФ);
при наличии замечаний — сделать отметку.
Обратите внимание: заказчик после приемки вправе заявить о выявленных им скрытых недостатках (п. 4 ст. 720 ГК РФ).
По правилам акт приема-передачи работ по договору подряда составляют в двух экземплярах и подписывают представителем каждой из сторон. При наличии печати — скрепите экземпляры печатями сторон.
Подписать его вправе:
руководитель организации;
руководитель организации совместно с бригадиром;
представители сторон при наличии доверенности на подписание.
Если подписывает представитель — сделайте отметку с указанием реквизитов доверенности и приложите копию доверенности.
От организации допустима комиссионная приемка, для этого составляют приказ о создании комиссии с указанием членов комиссии.
Порядок подписания регламентируют в контракте: в какой срок, на какой адрес направить оригинал и пр. Если порядок не согласовали, документ подписывают при приемке в соответствии с п. 1 ст. 720 ГК РФ.
Акт сдачи-приёмки выполненных работ
Скачать бланк акта приемки выполненных работ по договору подряда
Скачать образец формы акта выполненных работ по договору подряда (для юр. лиц с НДС)
Скачать образец акта выполненных работ по договору подряда с юридическим лицом