Образование на дому закон в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образование на дому закон в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

На надомное образование в России имеют право дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалиды. Существует перечень болезней, при которых их переводят на индивидуальное обучение на дому. Он утвержден приказом Минздрава № 436н от 20.06.2016 г.

В него входят соматические (телесные) заболевания, психоневрологические (шизофрения, острые психозы, тяжелые неврозы), продолжительное восстановление после хирургических вмешательств или травм, нарушения поведения. Решение о необходимости надомного образования принимает психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В своих рекомендациях она указывает степень ограничения способности ребенка к обучению.

Узнать, как перевести ребенка на домашнее обучение можно в школе или департаменте образования. Что нужно сделать родителям:

  1. Обратиться к участковому педиатру за справкой, что ребенок нуждается в индивидуальном обучении на дому. Врач даст направление на ПМПК. На время реабилитации врач должен указать в справке период, в течение которого ребенок не сможет ходить в школу. Минимальный срок составляет один месяц, максимальный — один учебный год.
  2. Подать заявление о переходе на домашнее обучение директору школы и одновременно направить письменное уведомление об этом в районный или городской отдел образования.
  3. Обсудить с завучем индивидуальный план учебы, в который будут внесены обязательные предметы, установить количество учебных часов в неделю.

Родители первоклассника с ОВЗ должны обратиться в департамент (отдел) образования. Им дадут список школ, куда можно прикрепить ребенка. После получения необходимых справок директор школы издает соответствующий приказ. В нем указывается учебная программа и преподаватели, которые будут вести занятия. Родителям выдается журнал учета часов, освоенного материала и успеваемости ученика. В конце года по этому журналу выставляются итоговые оценки. В случае успешного освоения программы он переводится в следующий класс.

Если ребенок идет в первый класс, можно выбирать любую школу независимо от места жительства. Важно, чтобы в ее уставе было прописано положение о домашнем образовании и экстернате. Как перейти на семейное обучение:

  1. Подать заявление директору школы.
  2. Известить о переводе местный отдел образования.
  3. После издания директором школы приказа заключить договор.

В отличие от надомной формы, семейная не предусматривает бесплатных визитов педагогов на дом и согласования с методистами учебной программы. Она оставляется на усмотрение родителей.

Перевод на семейное обучение оформляется следующими документами:

  • Заявлением на имя директора об отчислении ребенка из школы. Родители получают на руки личное дело со школьной медицинской картой, справками о результатах ежегодных итоговых контрольных работ и освоении учебных программ.
  • Заявлением в любую школу о прохождении промежуточных аттестаций и зачисления ребенка в качестве экстерна. В заявлении также можно просить о предоставлении возможности пользоваться школьной библиотекой и посещать лабораторные занятия по некоторым предметам.

В договоре о допуске к аттестациям и экзаменам устанавливается порядок посещения необходимых практических и лабораторных занятий, график консультаций, сдачи контрольных работ и экзаменов. По согласованию с педагогами вы можете заменить форму аттестации. Например, заменить контрольную работу рефератом. В договоре также прописываются права и обязанности школы, родителей и ученика.

Согласно новому закону об образовании, родители обязаны обеспечить:

  • Условия для учебы и усвоение ребенком учебного материала;
  • посещение консультаций, лабораторных практикумов и явку на контрольные работы, аттестации и экзамены;
  • Информирование образовательного учреждения об участии в аттестации педагогов, обучающих ребенка дома.

Родители имеют право:

  • Получать от территориальных органов образования информацию о том, как перевести ребенка на домашнее обучение;
  • Знакомиться с образовательными программами, участвовать в составлении плана индивидуального обучения на дому;
  • Присутствовать на консультациях и аттестациях;
  • Приглашать преподавателей по своему выбору или обучать детей самостоятельно;
  • Получать социальную поддержку и (в отдельных регионах) компенсацию затрат на семейное образование.
  • Получать от школы методическую помощь.

До 1 января 2022 года. Роспотребнадзор принял решение по дистанционному обучению

Образовательная организация обязана:

  • Выдать учебники, пособия, литературу из фонда школьной библиотеки;
  • Оказывать консультативную и методическую помощь;
  • При досрочном прохождении курса обеспечить досрочную аттестацию;
  • по заявлению родителей перевести ребенка обратно на школьное обучение;
  • при успешном прохождении школьной программы допустить ученика к экзаменам и выдать ему аттестат об образовании.

Школа имеет право контролировать индивидуальное обучение на дому и освоение детьми образовательных программ.

Здоровые дети, получавшие образование по семейной форме или дистанционно, успешно освоившие учебную программу, допускаются к экзаменам и сдают их как все школьники:

  • Для допуска к выпускным экзаменом ученик должен успешно пройти все промежуточные аттестации;
  • В выпускных классах проводятся ОГЭ и ЕГЭ по двум обязательным предметам -русскому языку и математике, остальные — по выбору выпускника;
  • Для всех учащихся независимо от того, где и в какой форме они обучались, устанавливаются единые дни сдачи экзаменов.

Детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) предоставляются специальные условия сдачи ОГЭ и ЕГЭ. В зависимости от мобильности ребенка, он может сдавать выпускные экзамены в школе, дома или в медицинском учреждении. Испытание проводится в присутствии одного из родителей, а также медицинского работника. Время выполнения заданий для детей-инвалидов увеличивается на 1,5 часа. Если экзамен занимает более 4 часов, детей обеспечивают питанием.

ОГЭ и ЕГЭ вне школы проводится с выполнением минимальных требований:

  • Назначается руководитель пункта проведения экзаменов;
  • Присутствует один организатор и представитель ГЭК (Государственной экзаменационной комиссии);
  • Организуется видеонаблюдение. ГИА (государственная итоговая аттестация) для детей с ОВЗ проводится по единому графику для всех выпускников.

Дети-инвалиды на надомном обучении имеют право заменить ОГЭ и ЕГЭ на государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Для этого родители заблаговременно подают заявление в школу. В нем указываются предметы, по которым ребенок будет сдавать экзамен.

Особенность Государственных выпускных экзаменов для инвалидов – пятибалльная шкала оценок.

ГВЭ сдается по двум обязательным предметам – русскому языку и математике. Дополнительных предметов может быть не более двух. Выпускник, сдавший госэкзамен, получает аттестат и вправе подать документы в ВУЗ. Однако его не зачислят по баллам, как ребят, сдавших ЕГЭ. Для таких абитуриентов ВУЗ организует вступительные испытания.

Разъяснения об особенностях организации образовательной деятельности для учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) образование обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы, и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть организовано образовательными организациями на дому.

Основанием для организации обучения на дому являются заключение медицинской организации в соответствии с перечнем заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минздрава России от 30 июня 2016 г. N 436н, и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Заключение медицинской организации оформляется в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации (при наличии), подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении медицинского заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, соответствующее наименованию, указанному в уставе медицинской организации. В случае вынесения медицинского заключения врачебной комиссией медицинской организации медицинское заключение также подписывается членами и руководителем врачебной комиссии (пункт 14 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 2 мая 2012 г. N 441н).

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Обучение на дому осуществляется как самостоятельно образовательной организацией, закрепленной за территорией, на которой проживает учащийся, нуждающийся в длительном лечении, учащийся, который по состоянию здоровья не может посещать образовательную организацию, так и посредством сетевых форм реализации образовательных программ.

Обучение учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, осуществляется по индивидуальным учебным планам в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Индивидуальные учебные планы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность; при реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы — совместно всеми организациями, участвующими в осуществлении образовательной деятельности.

Индивидуальные учебные планы разрабатываются с учетом примерных основных, в том числе адаптированных, образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также примерных основных общеобразовательных программ обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования:

приказ Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

приказ Министерства образования и науки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

Семейное обучение (самообразование) — это форма получения образования вне школы. На ней ребёнок самостоятельно осваивает основную общеобразовательную программу, при этом ответственность за качество обучения лежит на родителях.

Давайте узнаем, какими законодательными актами регулируется эта форма получения образования.

>

Мы рассмотрим следующие документы:

  • статья 17 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
  • приказ Минобразования №1015,
  • письмо Минобразования «Об организации получения образования в семейной форме».

Их необходимо изучить каждому родителю, планирующему перевести ребёнка на семейное обучение. Ещё существуют локальные нормативные акты отдельных школ, в которых хоумскулеры проходят аттестацию, и законодательные акты отдельных субъектов России. Локальные законы о семейном образовании варьируются по регионам, поэтому в статье мы лишь из то, что действует по всей стране.

1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).
<...>
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
<...>

>

Перевод школьника на дистанционное образование – это право родителей. Вы можете добровольно перевестись в любой момент и вне зависимости от причины. Это может быть и весомое основание (допустим, вы живете на 2 страны), и ваша инициатива, например, желание проводить больше времени с ребенком. Иногда подростки и сами хотят перейти на дистанционное обучение.

Достаточно оформить заявление с указанием «по собственному желанию». Вы не обязаны объяснять свои мотивы директору школы, департаменту образования или другим контролирующим органам.

Родители могут выбрать, как будет учиться их ребенок:

  • Самообучение – вы можете взять учебники в школьной библиотеке и учить его самостоятельно.
  • С репетиторами – можно встречаться с преподавателями лично или онлайн.
  • В онлайн-школе – сфера online-услуг развивается, появляется все больше дистанционных школ, в которых дети получают качественное образование. Бывают ситуации, когда школьник хочет быстрее получить аттестат – для этих целей в онлайн-школах есть программы экстерната.

На нашем сайте собраны лучшие учебные программы от проверенных онлайн-школ для детей, которые получают образование на дому. Вы можете выбрать школьный курс, экстернат, развивающие занятия и пр.

Расскажем, какие документы нужны, чтобы перевести ребенка на семейное обучение и экстернат:

  • Паспорт родителя.
  • Паспорт или свидетельство о рождении сына/дочери.
  • Уведомление районного отдела образования о переходе на семейное образование.
  • Заявление на имя директора школы о переводе и об отчислении ребенка.
  • Если школьник переходит в другое учебное заведение – заявление на имя директора о зачислении для прохождения аттестаций.

То есть по факту перевод происходит по 3 заявлениям родителей. А также с новой школой можно заключить договор на промежуточную и итоговую аттестацию (по желанию).

Порядок перехода на семейное дистанционное обучение:

  • Уведомите отдел/департамент/управление образования по месту жительства. Заполните бланк уведомления о переходе на семейное образование или оформите его в свободной форме в 2 экземплярах. Один с отметкой о вручении должен остаться у вас.
  • Обратитесь к директору школы и отчислитесь из нее. Вам нужно написать заявление и приложить к нему уведомление, которые вы направляли в отдел образования.
  • Решите, где ребенок будет проходить аттестацию. Вы можете остаться в своей школе или обратиться в любое другое учебное заведение, у которого есть аккредитация на прием экстернов. В первом случае администрация школы сама издаст локальный акт о переводе ученика на семейное образование. Во втором – необходимо обратиться к директору, согласовать условия промежуточной аттестации, подать заявление и заключить договор.

После этого ребенок может учиться на дому. Если вы хотите обучаться в частной онлайн-школе, то нужно узнать условия зачисления и также подписать договор.

Перейти на семейное образование можно в начале, середине или в конце года. Вам не нужно ждать, пока закончится четверть или учебный год. Вернуться в школу вы также можете в любой момент.

К примеру, вы хотите попробовать семейное обучение, но не уверены, что его качество будет не хуже школьного. В этом случае можно временно перевести ребенка на новый формат. Процедура будет аналогичной: уведомить сначала отдел образования, потом администрацию школы.

Если вы сомневаетесь в своем решении, то лучше не менять учебное заведение для прохождения аттестации. Вы можете написать заявление, что хотите сдавать экзамены в своей же школе. Если ребенку будет тяжело учиться на дому, то вы всегда можете вернуться к привычной форме занятий (очной). Когда будете уверены, что хотите остаться на дистанционном обучении, то сможете заключить договор на прохождение промежуточной и итоговой аттестации с любой другой школой.

Перечислим основные правила перехода на семейное образование:

  • Причина перевода ребенка на дистанционную форму обучения может быть любой.
  • Чтобы перейти на семейную учебу, нужно уведомить районный отдел образования – в ином случае это расценят как неисполнение родительских обязанностей.
  • Школьник, находящийся на семейном обучении, обязан проходить итоговую аттестацию, то есть сдавать экзамены после 9-го класса.
  • При непрохождении обязательной аттестации ученику придется вернуться к основной (очной) форме обучения, даже если родители возражают.
  • Учебная программа и график занятий на дому могут быть любыми, но важно, чтобы ребенок изучил весь материал, который требуется по ФГОС.

Если вы не уверены в том, что сможете сами обеспечить качественное образование, запишитесь в онлайн-школу. Что следует учесть при выборе дистанционной школы:

  • Расписание. Важно, чтобы школьник учился по удобному графику.
  • Учебный план. Ученик должен изучать все те же предметы, что и в школе, в полном объеме.
  • Преподаватели. В крупных онлайн-школах работают педагоги с большим стажем, авторы учебников, эксперты ОГЭ и ЕГЭ.
  • Формат отчетности. Выбирайте ту школу, которая регулярно информирует родителей об успеваемости.

Изменения в трудовом законодательстве в 2022 году

Если вы хотите, чтобы ребенок учился не в обычной муниципальной, а в дистанционной школе, то следует уведомить отдел образования о вашем решении. Вы можете сделать это еще летом или перевести первоклассника в начале/середине учебного года. Также нужно выбрать онлайн-школу. Есть 2 варианта:

  • Без зачисления. Вы просто заключаете договор на оказание платных услуг, а затем прикрепляетесь к любой государственной или частной школе, чтобы сдавать промежуточную и итоговую аттестацию.
  • С зачислением. Такая форма обучения стоит дороже, но ребенок уже будет прикреплен к партнеру онлайн-школы: в этом учебном заведении он сдаст экзамены и получит аттестат.

Выбрать онлайн-школу для первоклассника можно на нашем сервисе. У нас собраны учебные программы от проверенных школ с отзывами учеников. Вы можете найти подходящий вариант по цене, форме обучения и другим условиям.

Эту дату видят некоторые родители наиболее вероятной для начала очередного периода «дистанционки». Дело в том, что в конце ноября заканчиваются каникулы у ряда школьников, которые учатся по модульной системе. Возможно, обращаясь именно к этой аудитории, 19 ноября, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков сделал следующее заявление:

«Разного рода опасения по поводу того, что мы перейдем на дистант — преподавательский состав нам не даст этого сделать… Полный переход на дистант нам точно не грозит».

Министр предположил, что произойдет обратная ситуация и очное обучение вновь станет востребованным.

«Мне кажется, будет расцвет очных форматов, живых форматов общения и уникальных таких форматов, которых не было раньше», — добавил Фальков.

Однако, отдельные школы некоторых регионов уже объявили о переходе на дистанционный формат обучения. Так, уже второе по счету образовательное учреждение в Кирове заявило о переводе учеников на домашнее обучение из-за сложной эпидемиологической ситуации. Это лингвистическая гимназия Кирова. На сайте школы сообщается, что ее ученики будут заниматься дистанционно с 28 ноября по 11 декабря.

С 23 ноября по предписанию Роспотребнадзора закрылась также школа №18. Очные занятия начнутся там с 3 декабря.

Факторы, из-за которых учеников отдельно взятого учебного заведения могу перевести на дистанционный формат, озвучивала ранее руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.

Так, глава ведомства указала основной критерий перевода на удаленку: наличие в классе одного и более учеников с подтвержденным диагнозом коронавируса. В таком случае на двухнедельный карантин следует отправить всех учеников данного класса. В течение этого времени дети будут получать знания удаленно. Школа же может продолжать работу как обычно.

Еще на неделю могут задержаться дома ученики тех регионов, где происходит всплеск заболеваемости вирусом, если местные власти примут соответствующее решение.

В последнее время в российском, да и мировом сообществе всё шире и всё более горячо обсуждается тема прививок от коронавируса для детей. Если говорить про мировой опыт, то ряд государств уже проводят программы вакцинации среди детей и подростков.

Муниципальный оперативный штаб города Урая (Ханты-Мансийский автономный округ) принял решение перевести две школы на дистанционное обучение из-за распространения коронавирусной инфекции. Об этом сообщили журналистам в пресс-службе администрации города.

«В связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19. Принято решение приостановить образовательный процесс в очном формате в двух муниципальных бюджетных образовательных учреждениях — гимназии и школы № 5», — сказано в сообщении.

По данным пресс-службы, дистант продлится по 1 декабря.

Власти Югры первыми в России ввели обязательную самоизоляцию для непривитых от коронавирусной инфекции и не переболевших ей жителей Нефтеюганска, Нягани, Урая и Кондинского района с 22 ноября по 5 декабря. При этом они могут выходить из дома, в частности, на работу, в аптеку, детский сад, для экстренной помощи родственниками, в продовольственные магазины, но должны оформлять уведомления о покидании жилья в специальной системе «Цифровое уведомление», где следует указать свои паспортные данные, а также причину выхода. Как поясняли ТАСС в региональном управлении Роспотребнадзора, такие меры были приняты из-за уровня заболеваемости в этих муниципалитетах, который превышает средние показатели по округу.

С 8 ноября в Югре начали действовать QR-коды для посещения спортивных, культурных учреждений, ТРЦ, организаций допобразования, салонов красоты, организаций досуга и развлечений, гостиниц, общественного питания, за исключением тех, которые работают навынос. При этом 100% персонала указанных организаций должны быть вакцинированы. Детские игровые комнаты и кальянные закрыты в ХМАО до конца 2021 года. В регионе введена обязательная вакцинация для медиков, вахтовиков, проживающих в соцучреждениях, людей с хроническими заболеваниями, призывников, трудовых мигрантов и работников ряда сфер.

Родителям школьников в России готовят новое правило по дистанционному обучению. Депутаты уверены, что изменения необходимо прописать на законодательном уровне. Такое предложение поступило от лидера справедливороссов Сергея Миронова, сообщает PRIMPRESS.

По его словам, процедуру перехода на дистанционный формат обучения в российских школах необходимо ограничить.

Депутат напомнил, что сейчас многие школы в России снова перешли на дистанционное обучение. Особенно эта тенденция была заметна после длинных осенних каникул. Несмотря на то что заболеваемость коронавирусом постепенно идет на спад, школы все равно продолжают выбирать удаленный формат обучения.

Миронов подчеркнул, что делают это учебные заведения без какого-либо согласия со стороны родителей детей. Их никто не спрашивает, когда заставляют школьников учиться из дома. А между тем депутаты уже разработали законопроект, который должен покончить с этой порочной практикой.

Отмечается, что вопросы различных «образовательных экспериментов», куда входит и дистант, должны обязательно согласовываться с родителями. Если родители не дали письменное согласие на перевод ребенка на удаленку, делать этого будет нельзя. Впрочем, такое же согласие должны также дать педагоги и сами ученики.

«Нужно принимать эту норму и прекращать самоуправство на местах. Доступность и качество образования не должны снижаться против воли родителей и зависеть от места жительства», – отмечают авторы инициативы.

По их словам, качество онлайн-образования несравнимо ниже обычного, это подтверждается как учителями, так и родителями детей.

Каждый второй врач поддержал перевод школьников на дистанционный формат обучения. Это следует из результатов исследования компаний «Росгосстрах Жизнь» и «Росгосстрах», оно есть в распоряжении РБК.

Участников исследования спросили: целесообразно ли перевести школьников на дистанционный формат обучения? Каждый второй респондент, или 50% участников опроса, ответил положительно, отмечают в компании.

По мнению более 40% опрошенных, дети могут оказаться переносчиками COVID-19 и заразить других. Каждый десятый считает разумным перевести школьников на дистант «по другим причина».

В то же время 38% респондентов считают, что в переводе на дистант нет смысла, а каждый восьмой, или 12%, затруднился ответить на этот вопрос.

Исследование проводилось с помощью социальной платформы для врачей «Врачи РФ», в нем приняли участие 1466 сотрудников российских больниц и поликлиник.

Однако, родители школьников активно выступают против дистанционного формата обучения.

Так, в Екатеринбурге родители школьников вышли на протест к зданию мэрии, потому что недовольны введенным дистанционным обучением.

По данным издания, у мэрии собралось около 20 человек. Родители школьников рассказали, что они написали заявление на имя начальника городского департамента Константина Шевченко и мэра Алексея Орлова и потребовали подтвердить, что перевод детей на дистанционное обучение является правомерным.

«Дети фактически не учатся, образования не получают. Дистант — это не образование», — заявила одна из россиянок, которая вышла к мэрии.

Активисты пытаются доказать администрации Екатеринбурга, что их решение незаконно — прежде чем переводить школы на удаленку, следует в первую очередь узнать позицию родителей.

«Конечно, когда такая толпа пришла к зданию гордумы, сотрудники администрации засуетились. Пытались доказать, что вся эта история с дистантом законная и нам не о чем переживать. Но они нарушают закон и противоречат позиции нашего министра образования, который прямо сказал, что родителей должны спрашивать, готовы ли они к такому формату.

«У меня сын в пятом, а дочь в шестом и вот как мне организовать им дистант? С учетом того, что я с супругом работаю. Мы требуем, чтобы нам показали цифры заболеваемости среди дней и вернули нормальный формат обучения», — заключила екатеринбурженка.

Начальник городского департамента Шевченко вышел к протестующим родителям. Он объяснил, что мэрия рекомендовала школам организовать смешанное обучение. Каждая образовательная организация принимает самостоятельное решение о переводе детей на дистанционное обучение, добавил он.

Ранее глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил, что российских школьников не планируется переводить на дистанционное обучение после 7 ноября. Он подчеркнул, что ведомство не видит необходимости в изменении формата обучения.

Таким образом, общероссийского дистанта в школах не планируется, тем не менее, решение о дистанционном обучении принимается на уровне муниципалитетов, школ и даже отдельных классов.

Полный переход на дистанционный формат обучения российским вузам не грозит. Об этом в пятницу, 19 ноября, сообщил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

«Разного рода опасения по поводу того, что мы перейдем на дистант — преподавательский состав нам не даст этого сделать… Полный переход на дистант нам точно не грозит», — отметил он в ходе встречи с педагогами вузов в министерстве.

Министр предположил, что произойдет обратная ситуация и очное обучение вновь станет востребованным.

«Мне кажется, будет расцвет очных форматов, живых форматов общения и уникальных таких форматов, которых не было раньше», — добавил Фальков.

9 ноября в пресс-службе Минобрнауки России сообщили, что университеты страны имеют право вводить систему QR-кодов для вакцинированных от COVID-19 студентов для посещения корпусов вузов.

Позиция ведомства относительно организации работы вузов с учетом эпидемической обстановки изложена в приказе от 2 ноября. Согласно документу, с 8 ноября 2021 года вузы и научные организации вправе продолжать проводить обучение в виде самостоятельной работы или в удаленном формате с применением технологий дистанционного обучения.

3 ноября совет ректоров вузов Москвы и Подмосковья договорился провести эксперимент по введению QR-кодов для посещения университетов. Как отметил председатель совета Николай Кудрявцев, университеты имеют высокую степень полномочий и автономии в решении этих вопросов.

«Разного рода опасения по поводу того, что мы перейдем на дистант — преподавательский состав нам не даст этого сделать… Полный переход на дистант нам точно не грозит», — отметил он в ходе встречи с педагогами вузов в министерстве.

Министр предположил, что произойдет обратная ситуация и очное обучение вновь станет востребованным.

«Мне кажется, будет расцвет очных форматов, живых форматов общения и уникальных таких форматов, которых не было раньше», — добавил Фальков.

9 ноября в пресс-службе Минобрнауки России сообщили, что университеты страны имеют право вводить систему QR-кодов для вакцинированных от COVID-19 студентов для посещения корпусов вузов.

Позиция ведомства относительно организации работы вузов с учетом эпидемической обстановки изложена в приказе от 2 ноября. Согласно документу, с 8 ноября 2021 года вузы и научные организации вправе продолжать проводить обучение в виде самостоятельной работы или в удаленном формате с применением технологий дистанционного обучения.

3 ноября совет ректоров вузов Москвы и Подмосковья договорился провести эксперимент по введению QR-кодов для посещения университетов. Как отметил председатель совета Николай Кудрявцев, университеты имеют высокую степень полномочий и автономии в решении этих вопросов.


В рамках «регуляторной гильотины» Минпросвещения обновило порядок ведения деятельности по программам начального, основного и среднего общего образования. Новые требования вводятся с 1 сентября 2021 г. и будут действовать 6 лет.

Установлены сроки информирования органов МСУ родителями (законными представителями) детей о выборе семейной формы обучения. Регламентировано зачисление в образовательную организацию лиц, находящихся на семейном обучении, для прохождения промежуточной и итоговой аттестации.

Прописано, что для экстернов по согласованию с ними или родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся утверждается график прохождения промежуточной аттестации. При этом она должна проводиться по не более одному учебному предмету (курсу) в день.

Также учтены новые санитарные нормы и правила, принятые в 2020-2021 гг.

В ст. 112 ТК указаны все праздники. Однако ежегодно Правительство РФ определяет переносы для того, чтобы выходные и праздничные дни использовались рационально.

Согласно Постановлению Правительства от 16.09.2021 г. № 1564 определены переносы в 2022 году. Новогодние праздники будут длиться с 31 декабря 2021 года по 9 января 2022 года.

На основании Постановления Правительства от 07.10.2021 г. № 1706 определена допустимая доля сотрудников-иностранцев на 2022 год.

В документе указываются такие виды деятельности как выращивание овощей, лесоводство и лесозаготовки, обработка древесины и производство деревянных изделий, строительство, оптовые продажи пиломатериалов, розничная торговля в нестационарных торговых точках и т.д.

На основании документа установлено, что хозяйствующие субъекты обязаны до конца 2021 года привести численность иностранных сотрудников в соответствие с положениями данного документа.

Рассматривается законопроект № 1258300-7, согласно которому планируется с 1 января 2022 года повысить МРОТ до 13 617 руб./мес.

В пояснительной записке к документу сказано, что увеличение МРОТ в 2022 году по отношению к 2021 году (12 792 руб./мес.) составит 825 руб., т.е. будет рост МРОТ на 6,4%.

Поправки по охране труда

На основании Федерального закона от 02.07.2021 г. № 311-ФЗ будут введены корректировки в ТК РФ, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года.

В частности, изменения будут следующие:

  • установят порядок управления профрисками на рабочих местах;
  • запретят работать в опасных условиях;
  • разрешат проводить видео-, аудио- и иные виды фиксации рабочих процессов;
  • введут обязательное ведение работодателями учета микротравм;
  • появятся конкретные статьи по несчастным случаям и микротравмам.

Рассматривается законопроект № 1256989-7, согласно которому планируется, что с 1 сентября 2022 года управлять легковыми такси и общественным транспортом смогут только те лица, у которых нет судимости за некоторые виды преступлений.

Соответствующие корректировки будут внесены в гл. 51 ТК РФ.

Сотрудники обязаны до 1 марта 2023 года подать работодателю справку об отсутствии (наличии) судимости и (или) факта уголовного преследования. При невыполнении данного требования работодатель обязан отстранить работника от выполнения трудовых обязанностей.

О таких требованиях должны знать компании и ИП, осуществляющие коммерческие перевозки или перевозки для своих целей автобусами и грузовиками.

До 1 января 2027 года к таким работникам будет предъявляться больше требований, которые закреплены в Приказах Минтранса от 31.07.2020 г. и от 29.07.2020 г. № 264.

К примеру, водители легковых автомобилей должны понимать, как оказывать помощь при посадке и высадке пассажиров, в т.ч. при использовании специальных устройств для инвалидов.

На основании требований регламентируются новые правила профотбора и обучения работников, чья трудовая деятельность основана на эксплуатации автомобилей.

В соответствии с Постановлением Правительства от 14.09.2021 г. № 1552 с 25 сентября 2021 года действует обновленный порядок исчисления среднего заработка.

Установлено, что средний заработок рассчитывается делением доходов человека, на которые начислены страхвзносы на ОПС за расчетный период, на число месяцев в этом же периоде.

При этом учитываются такие виды выплат для исчисления:

  • зарплата, начисленная по ставкам и тарифам, по сдельным расценкам и т.п.;
  • зарплата в натуральной форме;
  • разница в должностных окладах сотрудников, которые перешли на нижеоплачиваемую работу с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы;
  • надбавки и доплаты;
  • премии и вознаграждения.

С учетом требований действующих положений законодательства при проведении закупки на общих основаниях, когда участниками могут выступать все поставщики, независимо от категории организации, оплата по контракту, то есть после подписания закрывающих документов, происходит в течение 30 календарных дней. Если закупка проводилась с учетом особых требований (ст. 30 44-ФЗ), то есть участниками могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, оплата происходит в течение 15 рабочих дней. В 2022 году. установлены следующие, сокращенные сроки оплаты по контрактам: 10 дней для закупки среди СМП, СОНКО и 15 дней, если закупка проводилась среди всех участников.

На этом сокращение сроков оплаты не завершается: с 2023 года предусмотрен еще более короткий срок оплаты. Закупка для СМП, СОНКО — 7 дней, закупка для всех участников —
10 дней.

Заказчики смогут уменьшать сумму оплаты на размер штрафа, пени и неустойки, если поставщик нарушал свои обязательства по контракту в ходе его исполнения. Условие об этом должно быть обязательно включено в контракт.

Заказчик будет обязан установить в извещении требование о необходимости предоставить обеспечение заявки на участие, если начальная максимальная цена контракта от 1 млн до 3 млн руб. Обеспечение исполнения контракта можно будет установить при НМЦК до 3 млн руб. Сейчас у заказчиков нет обязанности требовать обеспечение заявки в запросе котировок.

Новая «форма» — обеспечение в виде независимой гарантии. На сегодняшний день участники предоставляют обеспечение в виде банковской гарантии или денежных средств, которые необходимо перечислить на счет заказчика до подписания контракта. В отдельных случаях для СМП и СОНКО при выполнении условия наличия опыта обеспечение исполнения контракта можно не предоставлять. В 2022 году участники закупок смогут приобретать независимые гарантии в государственной корпорации «ВЭБ РФ», также можно получить такую гарантию у региональных гарантийных организаций. Участники закупок, зарегистрированные в иных государствах — членах Евразийского экономического союза, смогут предоставить независимые гарантии, выданные Евразийским банком развития.

В закупках на заключение контрактов жизненного цикла появится раздельное предоставление обеспечения. При заключении контракта поставщикам необходимо будет предоставлять обеспечение на поставку товаров, а после того как поставка состоялась — обеспечение на последующее обслуживание. В контракте будет прописана стоимость каждого из этапов отдельно.

Кроме того, вводится понятие «этап исполнения контракта». Минфин России поясняет, что новация направлена на удешевление обеспечения участниками закупок исполнения контрактов жизненного цикла.

Если при применении конкурентных способов НМЦК цена контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет 20 млн руб. и более, заказчик, за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством РФ установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 44-ФЗ, устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пени), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее 20% НМЦК.

Оператор обязан будет вернуть заявку на участие в закупке, если заказчик установил запрет на поставку иностранных ТРУ, а участник при заполнении заявки указал иностранное государство с использованием классификатора стран мира.

Если закупка объявлена для СМП, СОНКО, а участник не относится к СМП, заявка будет отклонена. При этом по новым правилам участник будет декларировать только свою принадлежность в составе заявки к СОНКО, а статус СМП будет определяться автоматически.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Сводная таблица действующих требований при проведении электронного аукциона и участия в нем, и нововведений, вступающих в силу с января 2022 г. 137.1 КБ

Отменить ЕГЭ в России призвал глава Следственного комитета

В соответствии с новой статьей 15.2, которая появится в Законе о социальном страховании № 255-ФЗ с 1 января 2022 года, за недостоверность сведений, переданные в ФСС организации, грозит штраф от 1000 до 5000 руб.

За нарушение сроков передачи в ФСС информации, необходимой для назначения выплат по больничному, штраф составит 5000 руб.

Работникам, которые будут временно отстранены от работы не по своей вине, нужно выплачивать средний заработок. Их нельзя уволить, объявить простой или принудительно отправить в отпуск.

За ними сохраняются все гарантии по оплате труда на период остановки работы:

  • рабочие места,
  • средний заработок.

По договоренности с работником, его можно временно перевести на другое рабочее место с сохранением уровня заработной платы.

Положения о службе охраны труды с 2022 года перенесены из статьи 217 ТК РФ в статью 223.

Теперь ТК РФ обязывает организации с численностью работников более 50 человек создавать службу охраны труда или вводить отдельную должность специалиста по охране труда.

Компания с меньшей численностью работников менее 50 человек сами принимают решение о необходимости наличия службы охраны труда или специалиста по охране труда.

Организация или ИП, оказывающие услуги в области охраны труда, должны быть аккредитованы.

Директор компании обязан отстранить от работы сотрудников, которые отказываются использовать выданные им СИЗ.

С 2022 года в ТК РФ появляется новая редакция статьи 221 ТК РФ, в которой приведен список изделий, относящихся к СИЗ. В него организации вправе добавить свои СИЗ, необходимые для безопасности работников в определенных условиях.

По статье 221 ТК РФ в перечень СИЗ теперь входит:

  • специальная одежда и специальная обувь,
  • дерматологические средства защиты,
  • средства защиты органов дыхания, рук, головы, лица, органа слуха, глаз,
  • средства защиты от падения с высоты,
  • и другие средства индивидуальной защиты.

Правительство постановлением от 07.10.2022 № 1706 установило на 2022 год допустимую долю иностранных работников для следующих видов деятельности:

  • выращивание овощей (код 01.13.1) – 50% общей численности работников;
  • лесоводство и лесозаготовки (код 02) – 50% общей численности работников;
  • обработка древесины и производство из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки (код 16) – 50% общей численности работников;
  • строительство (раздел F) – 80% общей численности работников;
  • торговля лесоматериалами (код 46.73.1) – 50% общей численности работников;
  • торговля оптовая пиломатериалами (код 46.73.2) – 50% общей численности работников;
  • торговля алкоголем (код 47.25.1) – 15% общей численности работников;
  • торговля табачными изделиями (код 47.26) – 15% общей численности работников;
  • торговля лекарственными средствами (код 47.73) – 0% общей численности работников;
  • торговля на рынках, в палатках (коды 47.8, 47.99) – 0% общей численности работников;
  • сухопутнный пассажирский транспорт и грузовой транспорт (код 49.3, 49.41) – 24% общей численности работников;
  • управление недвижимым имуществом (код 68.32) – 70% общей численности работников;
  • обслуживание зданий и территорий (код 81) – 70% общей численности работников;
  • деятельность в области спорта прочая (код 93.19) – 25 % общей численности работников.

Строительство в Дагестане – 50% общей численности работников;

Строительство в Краснодарском крае – 60% общей численности работников;

Введут ли платное среднее образование с 2022 года?

Величина прожиточного минимума на 2022 год утверждена постановлением Правительства от 30.06.2021 № 1070.

Прожиточный минимум по России на душу населения составит в 2022 году:

  • в целом — 11 950 рублей,
  • для трудоспособного населения — 13 026,
  • для пенсионеров — 10 277,
  • для детей — 11 592 рубля.

По поправкам, которые внесены федеральным законом от 29.06.2021 г. № 234-ФЗ, в Закон об исполнительном производстве, с 1 февраля 2022 года размер ежемесячного дохода гражданина не должен быть ниже прожиточного минимума.

На 2022 год — это 13 026 рублей. С этой суммы никаких взысканий производить нельзя.

Прожиточный минимум теперь является неприкосновенным минимальным доходом на нужды должника и лиц, находящихся на его иждивении.

Это не распространяется на взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного здоровью, вреда в связи со смертью кормильца, ущерба, причиненного преступлением.

По предварительным данным, эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды рассчитан на 2020–2022 годы. В нем будут участвовать 14 регионов России:

  • Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области;
  • Алтайский и Пермский края;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ.

В принятой версии Постановления Правительства пилотные регионы не указаны. Возможно, этот список останется таким же. Мы обновим статью, как только появится новая информация. Пилотный проект ЦОС позволит выработать единую для всей страны методику перехода к интерактивной модели обучения.

Как уже упоминалось, «Цифровая образовательная среда» расширит возможности интерактивного обучения, а не заменит собой живое общение детей с педагогом. Единая информационная среда позволит применять в традиционной системе различные возможности электронного образования, в том числе и дистанционные технологии в случае необходимости (например, при какой-либо эпидемии или при длительной болезни ученика). Также планируется разработать единый стандарт оборудования школ техническими и материальными средствами, которому должны будут соответствовать все общеобразовательные учреждения страны.

С весны 2020 и до окончания прошлого учебного года обучение в школах России происходило в дистанционно. Эта мера была вынужденной: прибегнуть к ней пришлось из-за эпидемии коронавируса и связанного с ней режима самоизоляции. Частично такой режим сохранялся и сохраняется в некоторых регионах России и в новом — 2021/2022 — учебном году. Однако связаны эти меры не с тем, что в России хотят полностью перевести школы на «дистанционку», а со сложной эпидемиологической обстановкой в ряде субъектов РФ.

Изменения в образовании в 2021-2022 году

Нам удалось получить комментарии некоторых учителей по поводу того, комфортно ли им было работать в условиях дистанта в прошлом учебном году.

«Дистанционное обучение — это, в первую очередь, очень неудобно. У некоторых учеников до сих пор нет выхода в интернет, и по большому счету они вообще никак не обучались. У младших школьников нередко учились в большей степени родители. Если всех переведут с сентября на онлайн-обучение, это будет крайне неудобно. А как же обучать первоклассников? Невозможно учиться онлайн. Я считаю, что с сентября дети должны пойти в школу. Конечно, при этом учебный процесс должен происходить в соответствии с требованиями безопасности, чтобы максимально снизить риск заражения».

Екатерина Валерьевна С., учитель общеобразовательной школы Брянского района

«Дистанционное обучение не может стать альтернативой традиционному на данный момент, так как:

  1. Возникают трудности с технической стороны. У многих детей просто нет возможности выходить в интернет, а в некоторых семьях детей несколько, а компьютер или даже телефон один.
  2. Сами учителя и система образования в целом не готовы к дистанционному обучению (зачастую не хватает технического оснащения или же опыта и навыков).
  3. Взаимодействие онлайн «через экран» не заменит живого общения.

Кроме того, на данный момент онлайн-обучение представляет собой дополнительный стресс как для учителей, так и для детей. Работы становится больше, это практически 24 на 7, особенно за счет проверки домашних работ.

Я считаю, что лучше продолжить образовательный процесс в традиционной классно-урочной системе».

Слухи о том, что вводится платное образование в 2022 году могут быть напрямую связаны с введением новых ФГОСов. Это новые федеральные образовательные стандарты, которые вводятся в сентябре в следующем году. Они разработаны для начальной и основной школы и позволяют получить четкое представление о результатах обучения в начальной и основной школе.

Разработка новых образовательных стандартов была начата несколько лет назад. Планировалось ввести их уже в 2021 году, но работу на заключительном этапе затормозила пандемия коронавируса.

Новые образовательные стандарты, в отличие от действующих сейчас, подробно описывают минимальный набор знаний и навыков, которые ребенок должен получить в начальной школе и в старших классах. Также в ФГОСах делается упор на то, как ребенок будет применять полученные им в школе знания на практике в своей реальной жизни. В новых образовательных стандартах представлены четкие требования к результатам обучения практически по всем предметам.

В сравнении со старыми стандартами, описывающими только все в общих словах, новые критерии оценки обучения детей в школе включают в себя конкретные требования. Так, в стандартах по математике школьник должен знать и уметь применять на практике теорему Пифагора при решении задач.

Новые стандарты вводят с будущего года изучение второго иностранного языка, имеющего сегодня статус обязательного, в предмет, который будет изучаться по заявлению родителей как дополнительный. По ряду предметов вводятся ступени базового и углубленного изучения. Речь идет о таких дисциплинах, как:

  • химия;
  • физика;
  • математика.

Истории, русского языка и русской литературы такие изменения не касаются. Эти предметы в одном объеме преподаются всем школьникам. Также планируется в рамках школьной программы проводить финансовое обучение детей, помогая им таким образом обучаться обращению с деньгами. Для этого не будут вводиться новые предметы. Уроки по финансовой грамотности будут проводиться в рамках занятий по предметам «Окружающий мир» и «Математика». Также в рамках новых ФГОС предусмотрена единая система патриотического воспитания подрастающего поколения.

Некоторые изменения произойдут в 2021-2022 учебном году и затронут правила поступления учащихся в образовательные учреждения. Так, при приеме школьников по-прежнему будет действовать территориальная привязка: первыми места получат все прописанные на территории, к которой относится школа. Далее распределение затронет остальных. Но теперь при наборе первоклассников право приоритета будет предоставляться тем детям, чьи старшие сестры или братья уже учатся в данном учреждении.

ФГОС – это образовательные стандарты федерального государственного уровня, регламентирующие образовательный процесс во всех учебных заведениях страны, например, определяющие предметные области и входящие в них конкретные дисциплины. Пока в России действуют ФГОС второго поколения, но в 2019-ом году экс-министр просвещения Ольга Васильева заявляла, что в 2021-ом году стандарты должны обновляться и полностью пересматриваться с учетом мировой практики.

Пока обновленные ФГОС не разработаны и не утверждены, но они будут продумываться по таким принципам:

  • Конкретизация основ преподавания и усвоения материалов.
  • Понятность, доступность образовательных программ не только для учащихся и преподавательского состава, но и для родителей школьников.
  • Нацеленность на конкретизацию требований, предъявляемых к школьникам и к результатам их обучения.
  • Организация единой для всех школ программы образовательного процесса, максимальная унификация и стандартизация существующих учебных программ.
  • Определение круга обязанностей сотрудников школ, касающихся взаимодействия с учащимися и их родителями.
  • Предложение единого перечня предметных областей и относящихся к ним дисциплин.
  • Развитие внешкольных навыков у учащихся, а именно жизненных и личностных.
  • Создание новых систем и рычагов анализа получаемых школьниками знаний.
  • Обозначение и организация воспитательных норм и программ.
  • Объявление предметных областей и предметов на каждый учебный год. Так, в 2021-2022 гг. будет одиннадцать или двенадцать дисциплин, входящих в шесть обязательных для всех учебных заведений предметных областей. Устанавливаются предметы и уровни их изучения: углубленный или базовый.

Изменения в сфере образования непременно затронут учебную литературу. Так, при проведении обязательной экспертизы заключения будут выдаваться на пятилетний срок. Причем выдающие экспертные результаты специалисты будут нести личную ответственность, вплоть до указания их фамилий при издании и печати.

А еще все допускаемые к использованию в школах учебники будут в обязательном порядке соответствовать новым утвержденным стандартам и относиться к единой для школы учебной программе, которую определит руководство (такая информация непременно доводится до сведения родителей учеников).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *